что это, черты, примеры дизайна
Китч может показаться легким в воплощении: смешать все стили, сочетать несочетаемые цвета и предметы вроде бы просто. Но в нем есть свои законы, которые необходимо соблюдать — иначе яркий ироничный интерьер рискует стать безыдейным хаосом
Фото: shutterstock
Много декора, разных фактур, отделки и отсутствие правил — так можно коротко описать интерьер в стиле китч. Как выдержать все каноны и создать такой интерьер в квартире — разбираемся вместе с экспертом.
- Что это
- Основные черты
- Примеры интерьеров
Эксперт в статье:
Андрей Секерин, руководитель студии дизайна интерьеров SmartRoom
adv.rbc.ru
Что такое китч
Kitsch переводится с немецкого как «дешевка»/«халтурка». Термин активно стали использовать в 1860–1870-х годах в Германии, на художественных рынках Мюнхена.
Китчем стали называть товары массового производства, которые копировали штучные художественные ценности (Фото: shutterstock)
Затем китч стал самостоятельным направлением в дизайне, в котором смешивались стили, цвета и фактуры, воспроизводились интерьеры богатых домов и дворцов и т. д. Он быстро набрал популярность среди смелой творческой интеллигенции, которая так выражала свое пренебрежение к роскоши, проявляла иронию и свободу от условностей.
Андрей Секерин:
— Сегодня стиль китч в чистом виде практически не используется в интерьерах жилья.
Могут присутствовать два-три элемента как акцент или собирательный образ. Многообразие цвета и формы в стандартной квартире встречается нечасто. Китч хорошо подходит для выставочных интерьеров, ресторанов, общественных мест (большая площадь позволяет воплотить масштабные и продуманные решения в этом стиле).Черты китча в интерьере
Китч сочетает несочетаемое: в одной комнате соседствуют холодные и теплые цвета, дорогие предметы искусства и магнитики из путешествий, NFT-картины, постеры и репродукции импрессионистов.
Декора в китчевом интерьере должно быть много. Сувениры, открытки, картины, фарфоровые фигурки, гипсовые бюсты, инсталляции, вазы — подойдет все (Фото: pexels)
Дисгармония в цвете
Интерьеры в стиле китч — всегда яркие, броские, они построены на контрастных сочетаниях: неоновые цвета, оттенки золота, фиолетовый и желтый, розовый и лимонный, салатовый и малиновый. Но стоит иметь в виду: если так планируется оформить квартиру или дом, лучше разбавить кричащие тона нейтральными. Домашнюю мебель тоже лучше выбирать в более спокойных оттенках. Так она оттенит яркие аксессуары и не будет дополнительно перегружать восприятие.
Разноплановые декор, сочетание разных фактур, отделки и отсутствие правил — так можно описать интерьер в стиле китч (Фото: unsplash)
Обилие вещей и сувениров
Декора в китчевом интерьере должно быть много. Сувениры, открытки, картины, фарфоровые фигурки, вазы — подойдет все. На стенах одной комнаты могут соседствовать декоративные тарелки и постеры в стиле поп-арт, семейные фото и репродукции классических картин, открытки в рамках и плакаты с мотивационными лозунгами. На полках можно расставить подсвечники, статуэтки, вазы. В такой интерьер хорошо вписывается и множество зеркал.
Мебель лучше выбрать их разных стилевых эпох: в одном помещении хай-тек будет отлично соседствовать с образцами классицизма (Фото: shutterstock)
Текстиль и мебель
Текстиль в таком интерьере должен быть разным — нужны и дорогие, и бюджетные предметы (хорошего качества). Подойдут искусственная кожа, парча, атлас, шелк, синтетика, хлопок. Они могут быть разными по цвету, фактуре, принтам. Шторы лучше выбирать из тяжелых тканей, с узорами, не лишними будут ламбрекены и захваты. В спальне можно повесить над кроватью балдахин, разложить бархатные подушки с кистями, положить ковер, имитирующий мех.
Мебель лучше выбирать из разных стилевых эпох: в одном помещении хай-тек будет отлично соседствовать с образцами классицизма. Старинная козетка может стоять рядом с современным зеркальным столом, советская «стенка» хорошо сочетается с минималистичным комодом под плоский телевизор, а антикварное кресло-качалка — с леопардовым диваном.
На стенах одной комнаты могут соседствовать декоративные тарелки и постеры в стиле поп-арт, семейные фото и репродукции классических картин, открытки в рамках и плакаты с мотивационными лозунгами (Фото: shutterstock)
Отделка стен, потолка и пола
Натуральные материалы можно заменить дешевыми аналогами. С помощью линолеума и пластиковых панелей можно имитировать каменные плиты или деревянную обивку, дерматин заменит натуральную кожу, «позолотить» детали можно краской, а стекло сыграет роль хрусталя. Для отделки стен используются обои разных форматов. Фото или 3D, жидкие или бумажные, рельефные или с цветочным принтом — зависит от бюджета и фантазии. Потолок можно украсить лепниной или оклеить обоями. Подойдут также натяжные потолки с фотопечатью, жидкая штукатурка, имитирующая дорогие материалы, роспись в стиле граффити.
Не менее подходящие варианты для такого интерьера — многоуровневые потолки с подсветкой, потолок-зеркало, расписные потолки, украшенные в классическом стиле.
Освещение может быть нейтральным, чтобы сбалансировать обилие декора и ярких поверхностей (Фото: shutterstock)
Освещение
Если китчевый интерьер планируется для квартиры, то стоит уравновесить насыщенные цвета нейтральными поверхностями, а обилие аксессуаров — минимумом блестящих, сверкающих и отражающих свет элементов. Можно повесить центральную потолочную люстру со стеклянными подвесками и поставить обычный недорогой торшер. Люстры с цветочными абажурами хорошо будут сочетаться с современными встроенными светильниками.
Андрей Секерин:
— Стиль китч — сочетание несочетаемого, яркое и скандальное.
Использовать эту несочетаемость можно не только между цветом и цветом, но и между цветом и формой: например, изображение Аполлона, которое мы привыкли видеть в белом гипсе, выкрасить в кислотный цвет. В текстиле это сочетание различных принтов — от древних орнаментов в нестандартных цветах до анималистичных принтов. Имитация всего, что можно имитировать — линолеум «под мрамор», «хрустальная» стеклянная люстра, «кожаный» диван, на самом деле покрытый дерматином.Андрей Секерин:
— Этот стиль в интерьере подойдет для ярких, раскрепощенных людей, которые любят провокацию и ажиотаж. Китч будет хорошо смотреться в больших квартирах, от 120 кв. м, желательно со свободной планировкой. Если квартира меньше по квадратуре, нужно быть аккуратнее. Лучше остановиться на отдельных акцентах — например, внести что-то китчевое в осветительные приборы или декор.
Интерьеры в стиле китч — всегда яркие, броские, построены на контрастных сочетаниях (Фото: shutterstock)
Для отделки стен используются обои разных форматов: фото или 3D, жидкие или бумажные, рельефные или с цветочным принтом — зависит от бюджета и фантазии (Фото: shutterstock)
Что такое китч или что общего у «Анны Карениной» с фарфоровыми котиками — T&P
«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в абсолютно неправильном значении.
В очередном выпуске рубрики — рассказ о том, что такое китч, как социальные изменения влияют на эстетические потребности и как Квентин Тарантино и Леди Гага используют дурновкусие.Китч — необходимое слово в лексиконе любого арт-критика. Но какие явления на самом деле стоят такого определения и насколько широк его диапазон? Сентиментальный радужно-фарфоровый пастушок на витрине магазина, картины Шилова и Глазунова или мясное платье Леди Гаги? Какой синоним можно подобрать к этому слову: претенциозный, массовый, безвкусный, фальшивый, крикливый? Или все одновременно?
Точная этимология слова «китч» неизвестна. Сразу стоит отметить, что оно никак не связано с русским глаголом «кичиться». По самой распространенной версии, оно родилось на художественных базарах Мюнхена в 1960-х то ли от английского sketch (быстрая зарисовка, этюд), то ли от немецкого глагола verkitschen (опошлять). Так или иначе, словом «китч» начали обозначать массовый продукт с претензией на связь с искусством, сделанный на скорую руку. Этакий фаст-фуд от культуры.
Поскольку в нем нет ни глубокого смысла, ни настоящей оригинальности, китч старается воздействовать на потребителя более простыми способами: повышенной сентиментальностью, тщательностью и «богатством» отделки, понятностью и завлекательностью сюжета.
Но не стоит ругать скатившихся в китч художников — этот стиль возник потому, что на него появился спрос. Нувориши и представители крепнущего среднего класса захотели приблизиться к культурной элите, вызывающей одновременно зависть и недоумение своими художественными причудами. Но для этого требовалось либо развивать свое чувство прекрасного, пытаясь понять сложные, неоднозначные и подчас шокирующие произведения настоящего искусства, либо попросту симулировать наличие художественного вкуса. Второй вариант оказался для многих проще. И китч стал промежуточной стадией между культурой и бескультурием — он тщательно копировал формальные признаки произведений искусства, но при этом воспроизводил их в более простой и близкой «народным» вкусам форме. А главное, не вдавался в суть и был далек от искреннего художественного поиска.
«Китч — продукт индустриальной революции, урбанизировавшей массы Западной Европы и Америки и создавшей то, что называют всеобщей грамотностью, — писал американский арт-критик Клемент Гринберг. — До этого единственный рынок формальной, отличной от народной, культуры, составляли те, кто, помимо способности читать и писать, мог располагать досугом и комфортом, которые всегда предопределяют причастность к культуре. Но с приходом всеобщей грамотности способность читать и писать стала навыком менее существенным, чем-то вроде умения водить автомобиль, и перестала служить качеством, отличающим культурные склонности индивидуума, поскольку более не являлась исключительным следствием рафинированного вкуса».
Одно из самых емких определений новому явлению дал французский социолог и философ Жан Бодрийяр: «Китч — это эквивалент “клише» в рассуждении”. Впрочем, китч — клише не явное, а замаскированное под нечто значительное. Поскольку в нем нет ни глубокого смысла, ни настоящей оригинальности, китч старается воздействовать на потребителя более простыми способами: повышенной сентиментальностью, тщательностью и «богатством» отделки, понятностью и завлекательностью сюжета. Яркий пример китча в литературе — псевдофилософские произведения Паоло Коэльо, которые представляют собой легкоусвояемый дайджест из идей других писателей, вроде Борхеса и Экзюпери, с претензией на некую эксклюзивную мудрость.
Но этим могут грешить не только художники и писатели средней руки, но и авторы, которых сложно обвинить в недостатке таланта. Например, к новой «Анне Карениной» Джо Райта сценарий писал известный драматург Том Стоппард, автор «Берега утопии» — и все же кинокритики, не сговариваясь, нашли в фильме элементы китча. «Мой намеренный китч, отражающий начало гниения общества, предполагает надвигающуюся революцию», — оправдывался в интервью сам Райт. И здесь мы переходим к другому оттенку значения слова, где китч оказывается тесно связан с постмодернизмом. Ведь, преследуя разные цели, они используют один и тот же метод: переработку прошлого культурного багажа.
Одно из самых емких определений новому явлению дал французский социолог и философ Жан Бодрийяр: «Китч — это эквивалент “клише” в рассуждении».
Но если китч «старого образца» паразитировал на достижениях предшественников почти бессознательно (или с чисто коммерческим цинизмом), постмодернистский китч становится полноценным творческим методом — как в случае того же Райта или Квентина Тарантино. Яркие китчевые элементы, с одной стороны, позволяют удерживать внимание зрителя, а с другой — иронизировать над собой и описываемыми явлениями.
Китч нашел отражение и в моде — и в «народной» (стремление провинциальной продавщицы магазина с помощью подручных средств скопировать увиденное в гламурном журнале), и в haute couture. Его манифестируют на своих показах Джон Гальяно и Кастельбажак. В высокой моде этот стиль трактуется как высший пилотаж эклектики: сочетание несочетаемого, перенасыщенность деталями — так вульгарно, что даже завораживает. Главной иконой модного китча стала певица Леди Гага — с ее мясными платьями и невообразимыми шляпами. Но и в ее безумии есть свой метод, делающий вполне коммерческий, без претензий на «настоящее искусство», проект своего рода шедевром. Так что прежде чем говорить про что-либо: «это китч», позаботьтесь об уместной интонации: осуждающей или восхищенной.
Как говорить
Неправильно «Я сыт по горло тщеславием и китчевыми речами этого режиссера!» Правильно — «кичливыми».
Правильно «У нее рафинированный вкус: никакого китча».
Правильно «Россия — страна гротеска и китча, настоящая находка для писателя».
Варламова Дарья
Теги
#культура и искусство
#китч
#словарный запас
#дурновкусие
15 343
Искусство китч. Знакомство с известными картинами и произведениями искусства в стиле китч
Verkitschen в переводе с немецкого означает «делать что-то дешево». Возможно, вы слышали фразу «это такой китч» и даже были свидетелями того, как самые известные знаменитости шли по красной дорожке на Met Gala в Метрополитен-музее под девизом «Кэмп и китч». В этой статье будут рассмотрены различные понятия китча через призму искусства и различные значения этого термина.
Содержание
- 1 Определение искусства китча
- 2 Что такое китч?
- 3 Китч в искусстве: знаменитые китчевые картины
- 3.1 Китайская девушка (1952) Владимира Третчикова
- 3.2 Майкл Джексон и пузыри (1988) Джеффа Кунса
- 3.3 Бруклинский мост (1995) Лерой Нейман
- 2 Сансет Lamplight Lane (2005) Томаса Кинкейда
- 4 Китч как движение
- 4.1 Критика китча
- 4.2 Серая зона в искусстве китча
- 4.3 Китч как тоталитаризм
- 4.4 Китч как зеркало
- 5 Часто задаваемые вопросы
- 5.1 В чем разница между искусством китча и искусством авангарда?
- 5. 2 Какие есть примеры китча в искусстве?
- 5.3 Что делает произведение искусства китчем?
- 5.4 Где еще можно найти китч?
- 5.5 Почему китч считается уничижительным?
- 5.6 Какие самые известные картины в стиле китч?
Создание определения искусства китча
Придумывая определение искусства китча, вы должны не только смотреть на исходный немецкий термин, но и контекстуализировать термин и его использование на протяжении десятилетий. С 19-го века термин «китч» постоянно менялся по смыслу, будь то термин, используемый для обозначения сентиментальных предметов искусства, или что-то среднее между отчетливым проявлением «плохого вкуса».
Эта статья предоставит вам всю информацию, которая поможет вам ответить на вопрос «что такое китч?» и сформулируйте свое понимание и применение термина как концепции.
Что такое китч?
Слово «китч» первоначально использовалось для описания произведений искусства и дизайна как банальных и обладающих некоторой степенью наивности. Начало 20-го века определило китч как термин, относящийся к постановкам в рамках популярной культуры, которые демонстрируют недостаток глубины и мысли и часто сравниваются с произведениями искусства или постановками, созданными под эгидой «изобразительного искусства» ». С другой стороны, китч эволюционировал, чтобы включать предметы или произведения искусства, которые кажутся «причудливыми» или остроумными, но имеют отношение к известному изображению или популярной продукции.
В общем смысле китч можно применить к любой дисциплине, включая музыку, литературу и все, что представляет своего рода «экстравагантность».
Друг в беде (1903) Кассиуса Марцелла Кулиджа, типичный пример современного искусства китча; Кассиус Марцелл Кулидж, общественное достояние, через Викисклад
Китч в искусстве: знаменитые картины в стиле китч Некоторые из самых известных образов в искусстве попали в «ловушку» чрезмерного производства и теперь считаются «китчевым искусством».
Ниже приведены несколько примеров известных китчевых картин и художников, которых вы можете узнать за пределами сферы искусства.
Chinese Girl (1952) by Vladimir Tretchikoff
Artist | Vladimir Tretchikoff |
Date | 1952 |
Medium | Oil on canvas |
Размеры (см) | 76,2 x 66,5 |
, где находится | Delaire Graff Estate, Stellenbosch, South Africa |
Даже, если вы не у вас нет. (1952) фигурирует в товарах и часто распространяется в популярной культуре и социальных сетях. Многие художники считают, что их творчество называют «китч» оскорблением, и это правильно.
Одной из основных причин, по которой это произведение искусства было классифицировано как искусство китча, является его массовое производство в 20 веке.
Тот факт, что образы произведения воспроизводились так много раз за последнее десятилетие, говорит о том, что произведение в какой-то степени утратило свою оригинальность. Немногие произведения получили такое «массовое производство» в таком масштабе, как « китаянка » Третчикова. В попытке воспроизвести то, что Герман Брох называет «копией прекрасного», казалось бы, «прекрасного» искусства, оно становится мишенью для чисто эстетической оценки и, следовательно, искусством китча.
Это подчеркивает важный аспект искусства китча, а именно то, что искусство китча как категория может привлечь внимание любого художника, даже великого мастера.
Michael Jackson and Bubbles (1988) by Jeff Koons