Китч как имитация традиционной культуры – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- АБB
- АБB
- АБB
- А
- А
- А
- А
- А
Обычная версия сайта
Почему россияне вышли из фольклорной сельской среды, но так и не вошли в элитную городскую
Дом кузнеца С. И. Кириллова в селе Кунары / Wikimedia Commons
В Издательском доме НИУ ВШЭ вышла книга «Зачарованное место. Медиапотребление, медиаграмотность и историческая память сельских жителей» под редакцией Анны Качкаевой и Анны Новиковой. В ней собраны результаты исследования, проведённого Лабораторией медиаисследований ЦФИ НИУ ВШЭ в 2012–2014 годах, журналистские наблюдения и эссе участников экспедиций, а также большие фрагменты интервью с сельскими жителями. IQ.HSE публикует фрагмент, посвящённый народному фольклору и тому, как он начал преображаться под воздействием телевидения, а также появлению субкультуры китча.
До середины ХХ века сохранению и воспроизводству важных элементов сельской культуры способствовал народный фольклор. Фольклорная культура позволяла проявлять творчество, оставаясь в рамках традиционных культурных форм и набора идей. Фольклор стал основой социальной мифологии, которая транслировалась как устной, так и письменной культурой в начале XX века.
По мере активизации процессов урбанизации сельский фольклор сменился городским, сохраняя базовые признаки. Смена форм презентации культурной памяти, а фольклор был важной частью культурной памяти, происходила не быстро. Чаще можно говорить о том, что новые формы начинали существовать наряду с прежними, расширяя рамку традиционной культуры, включая элементы народного и профессионального искусства в массовую культуру, формируя современную мифологию, адаптируя традиционные нарративы и формы к требованиям времени и новых технологий.
Отголоски личной, семейной и исторической памяти, уходящие корнями в крестьянскую культуру, и сейчас узнаваемы во многих артефактах массовой культуры. Они были органично сплетены с идеологией и художественными приемами социалистического реализма в литературе, живописи, монументальном искусстве и кино, укоренились в сознании сельских зрителей и теперь воспринимаются ими как часть личной памяти и личного опыта. Учитывая слабо выраженную у россиян потребность в новизне и свободе, на которую указывали исследователи «Европейского социального исследования», не стоит удивляться тому, что советская массовая культура до сих пор продолжает оказывать сильное влияние на художественные предпочтения сельских жителей.
Эти предпочтения хорошо укладываются в рамку особого типа культуры, точнее, субкультуры, которая получила название — китч. Для ее определения мы будем пользоваться формулировкой Анны Яковлевой, поскольку именно этот подход даёт нам возможность рассматривать китч не только с эстетической точки зрения, но и как проявление обыденного сознания. Анна Яковлева описывает китч как «особый способ структурирования мира в соответствии с потребностями обыденного сознания, это форма укоренения поселкового сознания, по существу своему бездомного». По её мнению, большое количество россиян — носители поселкового сознания, «вышедшего из фольклорной среды и не вошедшего в городскую элитную, независимо от их места жительства».
Излюбленные темы китча — семейно-детская, любовно-эротическая, экзотическая и историко-политическая — прекрасно вписались в советский массовый кинематограф и программную политику радио и телевидения. Разумеется, китч — явление универсальное, оно свойственно не только отечественной культуре. Однако в Советском Союзе он имел свою специфику, позволяя интегрировать принципы социалистического реализма, фольклорные нарративы и экранные приёмы воздействия в единое целое. Об этом советском кинокитче регулярно вспоминали наши сельские собеседники во всех регионах, приводя его в пример того искусства, к которому они продолжают обращаться в периоды досуга, которого им не хватает в современном телевизионном эфире.
Предметы в стилистике китча были основным набором украшений домов и квартир — веера, настенные календари, вышитые картины, фотообои с тиграми и тропическими деревьями, живописные картины провинциальных художников, на которых хозяева дома были изображены в виде королей и вельмож (люди говорили, что такие одно время было модно заказывать в подарок к юбилею), и т.д. Книги, видеофильмы, картины, которые мы видели в домах, в подавляющем большинстве тоже были артефактами советской и постсоветской массовой культуры, которую также можно считать китчем. Например, литературные произведения из школьной программы, изданные массовыми тиражами (часто в сокращенном виде) в сериях, подобных «Школьной библиотеке». Или видеокассеты с подборками популярных советских фильмов о войне. Таких примеров сохранения личной и исторической памяти в формах китча нам встречалось множество, а артефакты иных культурных стилей были большой редкостью.
Китч, возникший как ответная реакция на культуру нового времени с ее непредсказуемостью, стремится представить жизнь как предсказуемую и узнаваемую, сделать мир надежным и понятным для обыденного сознания, населяя пространство повседневности и сознание символами стабильности, извлекая их из фольклора, высокой культуры, массовой культуры.
Упрощая, он банализирует действительность, одомашнивает культурную память и художественные артефакты.Среди современных кино- и телевизионных персонажей, которых большая часть наших собеседников признавала «своими», преобладали персонажи китчевые. К ним мы относим героев мелодраматических и детективных сериалов канала «Россия 1» и комедийных сериалов СТС и ТНТ. Кстати, нам кажется важным, что каналы СТС и ТНТ разделили в некоторых регионах (например, в Ростовской области и Республике Татарстан) первые позиции с традиционными каналами «большой тройки» — Первым каналом, «Россией 1» и НТВ.
Заявляя о своей готовности отказаться от советского китча в пользу современного контента, молодые и обеспеченные сельские зрители при этом не меняли своих эстетических предпочтений. Одну китчевую реальность сменяла другая, сохраняя обязательное условие — имитацию стабильности, узнаваемости, простоты и «человечности» образов и сюжетов. Тематические ниши, характерные для китча, тоже оставались неизменными — семья и дети, любовь с оттенком эротизма, экзотика (от фантастики до экзотической природы) и историко-патриотическая тема.
в городе разрушена связь с природой, а в деревне она сохранилась;
в городе разрушены связи между людьми (семейные, соседские, дружеские), а в деревне они сохранились;
в городе потеряны нравственные ориентиры (там гораздо больше убийств, насилия, безнравственности, жестокости к детям).
В принципе, такой набор убеждений (точнее, предубеждений) нельзя назвать полностью неправильным. Все названные виды связей в городах, очевидно, если не разрушаются совсем, то существенно трансформируются и по сравнению с крестьянской культурой, который описывал Теодор Шанин, и по сравнению с мифом о сельской культуре, которую тиражировал советский кинокитч. Если учитывать, что все неузнаваемое и непохожее кажется нашим собеседникам «чужим» и вызывает опасения, то очевидно, что город, в котором больше непохожего, будет казаться пугающим. Тем более что наши собеседники (особенно в Ростовской области, где любовь к китчу проявлена в максимальной степени) демонстрировали жесткую настроенность по отношению к мигрантам, сексуальным меньшинствам, нарушителям традиционной морали. Очевидно, что шанс встретить все это в большом городе гораздо выше, чем в сельской местности.
Сравнивая ценности, подчеркиваемые нашими собеседниками, с описанием крестьянских ценностей в работах Шанина, можно отметить, что традиционная привязанность к земле как кормилице сегодня проявляется в виде разговоров о связи с природой. Семейные же и соседские связи, очевидно ослабленные или модернизированные, все еще продолжают сохранять первостепенное значение, особенно на фоне недоверия практически ко всем иным социальным институтам. А вот традиционный для крестьянской культуры приоритет общих (семейных, соседских) интересов над личными («мы» над «я») не проявлялся у наших собеседников практически никак. На селе люди, как и в городах, ориентированы прежде всего на удовлетворение своих личных потребностей. Это на бытовом уровне проявляется, например, в индивидуализации медиапрактик. (Люди стремятся приобрести достаточно технических устройств, чтобы смотреть телевизор отдельно от других членов семьи.) Объединение соседей для решения каких-то поселковых проблем тоже явление редкое. Современных примеров отказа от личных интересов, самоотречения нам не приводили. Хотя уважение к такой жизненной стратегии сохранилось, нам об этом достаточно часто говорили, рассказывая о жизни родителей в послевоенное время или пересказывая сюжеты любимых фильмов и сериалов.
Кроме уже упомянутого набора ценностей, роднящих традиционную крестьянскую культуру и культуру китча, мы, опираясь на материалы интервью, можем назвать еще несколько. Нам кажется, что они уточняют и конкретизируют то, как сегодня проявляется неуверенность в себе и окружающем мире, характерная для обыденного сознания, нуждающегося в дополнительном структурировании мира через его банализацию:
склонность обвинять во всех бедах центральную, региональную или местную власть;
уверенность в невозможности личного участия в улучшении жизни на селе;
неприятие никаких форм гражданской активности, например городских протестов (их считают несерьезными, так как протестующие «не знают жизни», а тем, кто знает, «протестовать некогда, а надо выживать»).
Большую часть этих убеждений люди черпают не из личного опыта, а из телепередач или семейной памяти. В районах, где происходили в советское время крестьянские и националистические (Чистопольский район Республики Татарстан) и рабочие волнения (Ростовская область), местные жители хорошо запомнили их безрезультатность и жестокое подавление со стороны властей.
Собственного же опыта взаимодействия с представителями социальных групп, считающимися движущей силой изменений, характерных для современности, у сельских жителей нет. Среди сельских жителей практически нет представителей элиты, формирующей ядро культуры и являющейся движущей силой культурной модернизации, нет молодежи, ориентированной на высокий профессиональный статус и социально устойчивое положение (их сельские жители видят преимущественно в отечественных сериалах в гротескных образах), нет «богемы» и других групп людей, ориентированных на получение удовольствия от жизни. Все они — жители больших городов.
Вероятно, уехав из сельской местности, часть молодых людей постепенно входит в какие-то из вышеперечисленных групп. Но сельским родственникам они не слишком подробно рассказывают об этом, зная, что незнакомое насторожит их и вызовет непонимание. Приезжая на родину, они стараются не шокировать старших своими «новыми ценностями» (о чем иногда вскользь упоминают в интервью наши собеседники разных возрастов). Однако значительная часть уехавшей в города молодежи и на новом месте продолжает сохранять предпочтения и привычки, характерные для их родителей. Культура потребления китча оказывается очень живучей, и современные медиа только облегчают доступ к ней, предоставляя неограниченные возможности ее поиска с помощью Интернета.
IQ
13 августа, 2021 г.
Культура Фрагмент
Антрополог Светлана Бойм о мифологии повседневной жизни — Сноб
Издательство: «Новое литературное обозрение»
Точная этимология слова «китч» неизвестна. Скорее всего «китч» происходит из баварского жаргона арт-дилеров середины XIX века и переводится как дешевка и подражание. (Национальные варианты китча известны во многих языках — русская «пошлость», польская «tandeta», испанское «cursi», «schmaltz» на идише, французский «style pompier» и американское «corny» и «tacky». Немецкое слово вошло в международный жаргон не столько из-за преобладания китча в Германии, сколько благодаря тому, что немецкие критики начала ХХ века стали первыми теоретиками как коммерческого, так и тоталитарного китча.) Теодор Адорно определил китч как «пародию на катарсис», Клемент Гринберг — как «приниженную академическую симуляцию истинной культуры», а Герман Брох видел в китче «сентиментализацию обыденного и конечного до бесконечности». Все эти определения основаны на оппозиции «конечного» и «бесконечного», подражания и оригинала, массовой и элитарной культуры. Китч видится как вторичная культура, как ложный мимесис, симуляция, «дурная бесконечность» массового сознания. Более того, китч не просто дурная имитация; он ставит под сомнение оригинал, забирает власть в свои руки, грозит уничтожением истинной культуре.
Вирус китча — это глобальное осложнение после тяжело перенесенной болезни модернизации. Китч рассматривался как пасынок модернизации и связанных с ней феноменов массовой грамотности (или массовой полуграмотности) и создания централизованных институтов искусства, будь то «индустрия развлечений» или политика искусства в тоталитарном государстве. Таким образом, китч идентифицировался одновременно с массовой и с тоталитарной культурой. Гринберг пишет в 1939 году: «Если китч является официальной тенденцией в искусстве Германии, Италии и России, то это не потому, что правительства этих государств мещане, а потому, что китч и является массовой культурой в этих странах, да и в других. Китч — это дешевый инструмент соблазнения масс. …Китч держит диктатора в близком контакте с “душой народа”».
Слово «китч» появляется в советской прессе в 1960– 1970-е годы, в основном в статьях о массовой культуре «гнилого Запада». В 1980-е годы слово входит в обиход, но в отличие от пошлости, которая объединяет этическое и эстетическое, китч рассматривается как чисто эстетический феномен. Скорее всего, иностранное происхождение слова способствовало его эстетизации и экзотизации в русском языке. История и теория китча, выявляющие сложные взаимоотношения этики и эстетики, не были переведены на русский язык и не стали предметом внимания российских критиков.
Можно было бы выделить определенные стилистические элементы, любимые массовой культурой, — сентиментальность, орнаментальность, слезливый психологический реализм, эклектику. «Демократический китч» часто связывался с культом буржуазного уюта, домашнего очага с узорными занавесочками и геранью и с предметами прикладного искусства и всевозможными милыми безделушками, в то время как «тоталитарный китч» принимал формы веселого массового действа, марша или танца, ведомого духом всеобщего социалистического братства. Важно не сводить китч к сумме стилистических черт, а рассматривать его механизмы, приемы и орудия массовой манипуляции. В этом отношении формула Гринберга особенно полезна: «Если авангард имитирует процессы искусства и процессы сознания, китч имитирует только его эффекты». Машина китча пожирает самые авангардистские приемы и возвращает их пережеванными и переваренными. В определении Гринберга подчеркнем слово процесс. Не единство стиля, а именно обнажение процессов сознания, самопознания и искусства наиболее противостоит китчу.
Китч приглашает нас улыбаться, но не иронизировать, верить, а не сомневаться в вере, получать удовольствие, но не удивляться и не наслаждаться. Но и здесь все не так просто. Часто хочется именно улыбаться и верить, а не крутиться на головокружительном чертовом колесе иронии. Китч не обнажает конфликтов, противоречий и парадоксов, а, наоборот, ретуширует, лакирует, подлечивает симптомы. Над безднами человеческого существования он предлагает построить дешевые мосты с позолоченными грифонами. Любитель (и потребитель) искусства часто остается соблазненным и покинутым (что принимается им или ею как должное и неизбежное), а любитель китча соблазнен и не брошен. Напротив, он поглощен эротикой толпы, оргией марша и аэробики. Китч нельзя просто «остранить». Китч — это мечта о всеобщем братстве, диктатура сердца. Китч — это детская сказка для взрослых, изданная массовым тиражом, сентиментальное райское видение, где, по выражению Милана Кундеры, нет места дерьму. Это современный рай массового производства, рай со всеми удобствами и без ада.
Хотя, безусловно, дешевка и подражание существовали и до XIX века, понятие «вторичной культуры» и борьба с ней являются продуктами романтизма и затем в XX веке модернизма. В 1920–1930-е годы китч и авангард, противопоставленные в заглавии статьи Гринберга, — это «близнецы-братья», Каин и Авель.
Однако сосуществование культур во множественном числе само по себе не вызывало тревоги у западных писателей. Многие из них никогда не стремились к созданию единой, всенародной культуры. Китч — не синоним массовой культуры вообще или повседневной культуры (хотя в самых горячих атаках на китч эти различия могут смещаться). Формула китча — массовая культура плюс власть (политическая или экономическая). Критики-модернисты выступают не против массовой культуры как таковой, а против захвата ею всеобъемлющей власти, особенно в критическую эпоху между двух мировых войн. Позже появляется деление на демократический и тоталитарный китч, которое впрямую затрагивает проблему взаимосвязи вкуса и государственной власти.
Китч — не просто плохое искусство, а этический акт, акт манипуляции, массового гипноза и соблазна. Китч — явление пограничное, смешивающее границы между этическим и эстетическим, между искусством и жизнью. Китч не имеет единого антипода. В 1930-е и в 1950-е годы критика китча тесно связана с проблемой ответственности интеллигенции перед лицом фашизма и сталинизма. Философ Ханна Арендт в своем репортаже о суде над нацистским преступником Эйхманом представляет его как олицетворение китча в жизни и в связи с этим описывает феномен «банальности зла». Во время суда Арендт обнаружила, что архитектор массового геноцида говорил языком чистых клише от начала суда до предсмертной речи. Израильские психиатры признали Эйхмана абсолютно нормальным, и сам Эйхман никакой своей вины не признал, считая себя законопослушным патриотом и служителем великого государства. Эйхман употребляет слово «аморальный» только один раз — по отношению к роману Набокова «Лолита», который ему предложили почитать в израильской тюрьме. Никакие признания пострадавших и описания насилия не вызвали у него подобного негодования. По мнению Арендт, зло далеко не банально, однако в некоторых ситуациях банальность мышления, неспособность к независимой рефлексии может привести к насилию, делая маленького человека, любящего отечество, преступником. Человек, непосредственно ответственный за политику Холокоста, представлен не как демонический злодей, а как маленький человек с огромной властью. Зло XX века могло быть тривиально повседневно, почти внеиндивидуально, «механически репродуцировано».
Китч — это стиль мышления, а не стиль искусства. Что касается культур во множественном числе, то они всегда взаимопроникали. Массовая и элитарная культура часто одалживали друг у друга художественные приемы и образы. Так, во второй половине XX века реклама и дизайн заимствовали множество приемов из русского и немецкого авангарда и французского сюрреализма (предварительно разжеванного и обезвреженного), в то время как поп-арт поддался соблазну рекламы, облекая ее в рамки отчуждения. Параллельно с борьбой против китча, характерной для критически настроенной интеллигенции, поэты и художники с середины XIX века (Бодлер, Рембо, Оскар Уайльд и др.) увлекались эстетикой повседневного и немодного и коллекционировали ненужные предметы. Они восставали против буржуазного хорошего тона и эпатировали буржуа своим артистизмом духа, дурным вкусом и богемным жизнетворчеством. В 1960-е искусство поп-арта сделало механическую репродукцию своим художественным приемом.
Китч – С уважением
Для корректной работы некоторых функций этого магазина необходимо включить JavaScript.
БЕСПЛАТНАЯ СТАНДАРТНАЯ ДОСТАВКА ВНУТРЕННИХ ЗАКАЗОВ НА ВСЕ ЗАКАЗЫ НА СВЫШЕ $150 // ТЕПЕРЬ ПРЕДЛАГАЕТ ПОСЛЕОПЛАТУ!
Атласная наволочка Kitsch — Леопард
$19.00Продано
Экологически безопасные зажимы для когтей — большие
Атласная наволочка Kitsch — румяна
$19. 00Продано
Kitsch — Экологичная клипса Marble Claw — Блондинка
$10.00Продано
Резинки для полотенец из микрофибры Kitsch — Micro Dot
$18.00Атласная наволочка Kitsch — цвет слоновой кости
19 долларов. 00Продано
Китч, 4 упаковки спирали для волос — Брюнетка
Продано
Атласная наволочка Kitsch — Micro Dot
$19.00Продано
Резинки для полотенец из микрофибры Kitsch — Leopard
$18.00Продано
Катушки для волос Kitsch, 4 упаковки — Телесный
Продано
Набор из 20 шт. переработанных нейлоновых резинок — Румяна — Китч
Резинка для волос Kitsch Crepe Scrunchies, 5 шт., терракотовый цвет
$12.00Продано
Атласная наволочка Китч — Серебро
$19.00Продано
Kitsch: Экологичная Jumbo Open Shape Claw Clip — Черный
$12. 00Продано
Экологичная большая матовая клипса-клешня -Kitsch
Продано
Китч: атласная наволочка — краситель для галстука Sunset
$19.00Продано
Резинки для полотенец Kitsch из микрофибры — с принтом ладони
$18.00Kitsch, 4 катушки для волос, черные
Китч: атласные резинки для сна — леопард
Продано
Китч: отшелушивающая сухая щетка для тела
$14. 00Китч- Атласная наволочка — Темно-серый
19 долларов.00Kitsch, 4 катушки для волос — Stargazer
Продано
Бархатные резинки для волос Kitsch — Blush/Mauve
$12.00Продано
Резинка для волос Kitsch Tie Dye Scrunchies — Slate
$12. 00Продано
Kitsch- Satin Pillow Scrunchies — Blush/Charcoal
$18.00Атласная наволочка — черный
$19.00Резинка для полотенец из микрофибры Kitsch — румяна
$18. 00Продано
Китч: атласные резинки для сна — румяна
Kitsch — Спиральные резинки для волос, 4 шт., прозрачные
Китч: атласная наволочка — белый терраццо
$19.00
Загрузить еще
Что такое китч? Ранее я исследовал вопрос: был ли… | Николас Петроне | Другие двери
Что вообще такое китч?. Ранее я исследовал вопрос: был ли… | Николас Петроне | Другие двери | Medium Опубликовано в·
Чтение: 6 мин.·
5 июня 2020 г. Волжские бурлаки, Илья Репин, 1873 г. мог получить.Ранее я исследовал вопрос: была ли обложка альбома 20-го века китчем? Давайте сделаем шаг назад и рассмотрим более простой вопрос — что такое китч?
Вот в чем дело — пока есть общее представление, однозначного ответа нет.
В статье 2014 года для Forbes Роджер Скратон написал: «Что бы мы ни думали об истории современного искусства со времен (Клемента) Гринберга, у нас есть…
Автор Николас Петроне · Редактор для
Рождённый Снова Трансценденталист. Писать о жизни, смерти и обо всем, что между ними. Редактор «Других дверей». [email protected]
Еще от Николаса Петроне и других Дорз
Николас Петроне
в
Спортивная культура: отношения любви и ненависти и почему я так чертовски по этому скучаю
Я буду честен.
У меня долгое время были отношения любви-ненависти со спортом. Наступили одни из самых захватывающих моментов в моей жизни… ·Чтение через 8 мин.·28 апреля 2020 г.0228Жизнь во дворе
·3 минуты чтения·8 июня 2019 г.Чак Миллер
в
Где вообще находится Канзас-Сити?
Размышления о недоверии ко всему Трампу
Чтение на 3 минуты·19 мая 2020 г.
Николас Петроне
в
Мнение этого парня ion О музыке Still Blows My Mind
Несколько лет назад моя жена была в поездке, когда один из ее попутчиков сказал что-то, что поразило нас и осталось с нами…
·5 минут чтения·29 сентября 2018 г.Просмотреть все от Николаса Петроне
Рекомендовано на Medium
Недостойно
10 секунд, которые закончились моим 20-летним браком
В Северной Вирджинии август, жарко и влажный. Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки.
Я ношу свою домохозяйку… ·Чтение через 4 минуты·16 февраля 2022 г.Zulie Rane
in
Если вы хотите стать творцом, удалите все (кроме двух) социальные сети Платформы
В октябре 2022 года, во время всего фиаско с Илоном Маском, я наконец-то удалил Твиттер со своего телефона. Примерно в то же время я также вышел из…
·8 мин чтения·19 апреляСписки
Плейлист Visual Storytellers
26 историй·10 сохранений
Некоторые из моих любимых личных эссе
16 этажей·42
Истории, которые помогут вам жить лучше0002 8 историй·10 сохранений
Aleid ter Weel
in
10 вещей, которые можно сделать вечером вместо просмотра Netflix
Привычки без устройств, которые повысят вашу продуктивность и счастье.
·5 min read·15 февраля 2022 г.Проект «Хорошие мужчины»
в
Мой 9-летний сын случайно объяснил, почему его мама развелась со мной
9 0249 Истина всегда витала чуть выше моя голова.