Классицизм стиль архитектуры: Классицизм — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Содержание

Классицизм — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Классицизм — это художественный и  архитектурный стиль, господствовавший в Европе в XVII—XIX вв. Этот же термин служил названием для эстетического направления. Созданные в этот период объекты были призваны служить образцом идеального, «правильного» стиля.

Классицизм опирается на идеи рационализма и придерживается определённых канонов, потому практически всем реализованным в эпоху классицизма проектам присущи стройность и логичность.

 

Классицизм в архитектуре

Классицизм пришел на смену рококо, который подвергался общественной критике за чрезмерную усложненность, напыщенность, манерность, избыток декоративных элементов. Одновременно с этим европейское общество все чаще стало обращаться к идеям просвещения, что выразилось во всех аспектах деятельности, в том числе в архитектуре. Внимание архитекторов привлекли простота, лаконичность, четкость, спокойствие и строгость, характерные для античной архитектуры, прежде всего греческой. Фактически классицизм стал закономерным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации.

Задача всех объектов, создаваемых в стиле классицизм – стремление к простоте, строгости, и в то же время к гармонии и совершенству – именно поэтому средневековые мастера часто обращались к монументальным античным архитектурным формам. Для классической архитектуры характерны регулярность планировки и четкость форм. Основой данного стиля стал ордер античных времён, в частности пространственные композиции, сдержанность декора, система планировки, согласно которой здания были расположены на широких прямых улицах, соблюдались пропорции и строгие геометрические формы. 

Эстетика классицизма была благоприятна для создания масштабных проектов в рамках целых городов. В России многие города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. 

Тектоника стен и сводов по-прежнему оказывали влияние на характер архитектуры. В период классицизма своды стали более плоскими, появился портик. Что касается стен, то они стали  разделяться карнизами и пилястрами. В классицистической композиции, вслед за композицией античности, преобладает симметрия. Цветовую гамму составляют преимущественно светлые пастельные тона, которые служат для того, чтобы подчеркнуть архитектурные элементы.

С классицизмом связаны наиболее масштабные проекты конца XVIII и первой половины XIX в.: появляются новые города, парки, курорты.

В 20-е годы XIX века наравне с классицизмом был популярен стиль эклектика, который в тот период имел романтический окрас. Кроме того, классицизм разбавлялся элементами ренессанса и барокко (боз-ар).

 

Развитие классицизма в мире

Классицизм возник и развивался под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Ключевыми идеями стали идеи патриотизма и гражданственности, а также идея ценности человеческой личности. В античности сторонники классицизма нашли пример идеального государственного устройства и гармоничных отношений человека с природой. Античность воспринимается как свободная эпоха, когда личность развивалась духовно и физически. С точки зрения деятелей классицизма, это была идеальная пора истории без общественных противоречий и социальных конфликтов. Культурные памятники также стали образцом для подражания.

Можно выделить три этапа развития классицизма в мире:

  • Ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х).
  • Строгий классицизм (середина 1780-х — 1790-е).
  • Ампир.

Эти периоды действительны как для Европы, так и для России, однако русский классицизм можно считать отдельным архитектурным течением. Фактически он, как и европейский классицизм, стал противоположностью барокко и быстро вытеснил его. Параллельно с классицизмом существовали и другие архитектурные (и культурные) течения: рококо, псевдоготика, сентиментализм.

Началось всё с воцарения Екатерины Великой. Классицизм гармонично вписывался в рамки укрепления культа государственности, когда провозглашался приоритет общественного долга над личным чувством. Чуть позже в теории классицизма нашли отражение идеи Просвещения, так что «сословный классицизм» XVII века трансформировался в «просветительский классицизм». В результате появились архитектурные ансамбли в центрах городов России, в частности Санкт-Петербурга, Твери, Костромы, Ярославля.

 

Особенности классицизма

Классицизм характеризуется стремлением к ясности, определенности, однозначности, логической выверенности. Преобладают монументальные конструкции прямоугольных форм.  

Другой особенностью и основополагающей задачей было подражание природе, гармоничной и в то же время современной. Красота понималась как нечто, рождённое природой и в то же время превосходящее её. Она должна изображать истину и добродетель, заниматься нравственным воспитанием.

Архитектура и искусство призваны способствовать развитию личности, чтобы человек стал просвещенным и цивилизованным. Чем сильней связь между различными видами искусств, тем эффективней их действие и тем проще достичь этой цели.

Преобладающие цвета: белый, голубой, а также насыщенные оттенки зеленого, розового, пурпурного.

Вслед за античной архитектурой классицизм использует строгие линии, плавный рисунок; элементы повторяющиеся и гармоничные, а формы четкие и геометричные. Основные украшения – барельефы в медальонах, статуи на крышах, ротонды. Нередко в экстерьере присутствовали античные орнаменты. В целом декор сдержанный, без излишеств.

 

Представители классицизма

Классицизм стал одним из наиболее распространённых во всём мире стилей. На протяжении всего периода его существования появилось множество талантливых мастеров, и было создано большое количество проектов.

Основные черты архитектурного классицизма в Европе были сформированы благодаря работам венецианского мастера Палладио и его последователя Скамоцци. 

В Париже одним из наиболее влиятельных архитекторов периода классицизма Жак-Жермен Суффло – он искал оптимальные решения для организации пространства. Клод-Никола Леду предвосхитил многие принципы модернизма.

В целом же основные черты классицизма во Франции проявились в таком стиле как ампир – «имперском стиле». Это стиль позднего  классицизма в архитектуре и искусстве, который также называют высоким. Он возник во Франции в период правления Наполеона I и развивался вплоть до 30-х годов XIX века. после чего сменился эклектическими течениями.

В Британии эквивалентом ампира стал «регентский стиль» (в частности, крупный вклад внёс Джон Нэш). Одним из основоположников британской архитектурной традиции считается Иниго Джонс – архитектор, дизайнер и художник.

Наиболее характерные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом. Он старался отказаться от деталей, не выполняющих конструктивную функцию. 

В Германии благодаря Лео фон Кленце и Карлу Фридриху Шинкелю появились общественные здания в духе Парфенона.

В России особое мастерство проявили Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров.

 

Классицизм в интерьере

Требования к интерьеру в стиле классицизм были фактически теми же, что и к архитектурным объектам: монолитность конструкций, выверенность линий, лаконичность и в то же время изящество. Интерьер становится более светлым и сдержанным, а мебель – простой и легкой. Часто используются египетские, греческие или римские мотивы.

Мебель эпохи классицизма изготавливалась из ценных пород дерева, большое значение приобрела фактура, которая стала выполнять декоративную функцию. В качестве отделки часто использовались деревянные резные вставки. В целом декор стал более сдержанным, но более качественным и дорогостоящим.

Формы предметов упрощаются, линии становятся прямыми. В частности, происходит выпрямление ножек, поверхности становятся проще. Популярная расцветка: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка. Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом.

Люстры и светильники снабжаются хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении.

В интерьере присутствует также фарфор, зеркала в дорогих рамах, книги, картины.

Цвета этого стиля зачастую имеют четкие, почти первичные желтые, синие, а также лиловые и зеленые тона, причем последние используются с черным и серым цветами, а также с бронзовыми и серебряными украшениями. Популярен белый цвет. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей.

В настоящее время стиль классицизм может быть с успехом использован как в просторных залах, так и в небольших комнатах, но при этом желательно, чтобы в них были высокие потолки — тогда этот способ декорирования произведет больший эффект.

Для подобного интерьера могут также подойти ткани – как правило, это яркие, богатые сорта текстиля, в том числе гобелены, тафта и бархат.

 

Примеры архитектуры

Рассмотрим наиболее значимые работы архитекторов XVIII века – на этот период приходится пик расцвета классицизма как архитектурного течения.

Во Франции эпохи Классицизма строились различные общественные заведения, среди которых были деловые постройки, театры, торговые здания. Крупнейшее строение тех времён — Пантеон в Париже, созданный Жаком-Жерменом Суфло.  Изначально проект был задуман как церковь св. Женевьевы, покровительницы Парижа, однако в 1791 г. она была превращена в Пантеон — место погребения  великих людей Франции. Он стал примером архитектуры в духе классицизма. Пантеон представляет собой крестообразное здание с грандиозным куполом и барабаном, окруженным колоннами. Главный фасад украшен портиком с фронтоном. Части здания чётко разграничены, можно заметить переход от более тяжёлых форм к более лёгким. В интерьере преобладают четкие горизонтальные и вертикальные линии; колонны поддерживают систему арок и сводов и в то же время создают перспективу интерьера. 

Пантеон стал памятником просвещению, разуму и гражданственности. Таким образом, Пантеон стал не только архитектурным, но и идейным воплощением эпохи классицизма. 

 

18 век стал периодом расцвета архитектуры Англии. Одним из наиболее влиятельных английских архитекторов того времени был Кристофер Рен. В его работах сочетались функциональность и эстетика. Он предложил собственный план перестройки деловой части Лондона, когда случился пожар 1666 года; собор Святого Павла также стал одним из наиболее грандиозных его проектов, работа над которым продолжалась около 50 лет.  

Собор св.Павла расположен в Сити – деловой части Лондона – в одном из самых старых районов, и представляет собой крупнейший протестантский храм. Он имеет удлиненную форму, как у латинского креста, однако главная ось расположена аналогично осям в православных храмах. Английское духовенство настояло на том, чтобы в основе здания лежала конструкция, типичная для средневековых церквей Англии. Сам Рен хотел создать строение, более близкое к формам итальянского Возрождения. 

Главная достопримечательность собора – это деревянный купол, покрытый свинцом. Нижняя его часть окружена 32 коринфскими колоннами (высота – 6 метров). Наверху купола располагается фонарь, увенчанный шаром и крестом.

Портик, расположенный на западном фасаде, имеет высоту 30 метров и делится на два яруса с колоннами: шесть пар колонн в нижнем и четыре пары – в верхнем. На барельефе можно видеть статуи апостолов Петра, Павла, Иакова и четырех евангелистов. По бокам портика расположены две башни-колокольни: в левой башне – 12, а в правой находится «Большой Пол» — главный колокол Англии (его вес составляет 16 тонн) и часы (диаметр циферблата — 15 метров). У главного входа в собор стоит памятник Анне, английской королеве предыдущей эпохи. У её ног можно видеть аллегорические фигуры Англии, Ирландии, Франции и Америки. Боковые двери находятся в окружении пяти колонн (которые изначально не являлись частью плана архитектора). 

Масштабность собора является ещё одной отличительной чертой: его длина — почти 180 метров, высота от пола до купола внутри здания — 68 метров, а высота собора с крестом — 120 метров.

До сих пор сохранились ажурные решетки работы Жана Тижу, выполненные из кованого железа (конец XVII века) и резные деревянные скамьи в хоре, которые считаются самым ценным украшением собора. 

 

Что касается мастеров Италии, то одним из них стал скульптор Антонио Канова. Свои первые работы он выполнял в стиле рококо. Затем он стал изучать античное творчество и постепенно стал сторонником классицизма. Дебютная работа получила название Тезей и Минотавр. Следующей работой стало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизм в скульптуре. В более поздних работах мастера можно наблюдать не только ориентацию на античность, но и поиск красоты и гармонии с природой, идеальных форм. Канова активно заимствовал мифологические сюжеты, создавая портреты и надгробия. В числе наиболее известных его произведений можно отметить статую Персей, несколько портретов Наполеона, портрет Джорджа Вашингтона, надгробия пап Климента XIII и Климента XIV. Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 он занимал пост директора Академии святого Луки в Риме. В последние годы жизни мастер построил собственный музей в Поссаньо. 

 

В России эпохи классицизма творили многие талантливые архитекторы – как русские, так и приезжавшие из-за рубежа. Многие иностранные архитекторы, работавшие в России, только здесь смогли наиболее полно проявить свой талант. Среди них итальянцы Джакомо Кваренги и Антонио Ринальди, француз Валлен-Деламот и шотландец Чарльз Камерон. Все они в основном работали при дворе в Петербурге и его окрестностях. По проектам Чарльза Камерона были построены «Агатовые комнаты», «Холодные бани» и «Камеронова галерея» в Царском селе. Он предложил ряд решений интерьеров, в которых использовал искусственный мрамор, стекло с фольгой, фаянс, подудрагоценные камни. Одна из наиболее знаменитых его работ – дворец и парк в Павловске – стал попыткой соединения гармонии природы с гармонией творчества. Главный фасад дворца украшен галереями, колоннами, лоджией и куполом в центре. При этом английский парк начинается с организованной придворцовой части с аллеями, дорожками и скульптурами и постепенно переходит в лес.

 

Если в начале нового архитектурного периода пока ещё не знакомый стиль представляли преимущественно иностранные мастера, то уже к середине века появились самобытные русские архитекторы, такие как Баженов, Казаков, Старов и другие. В работах прослеживается баланс классических западных форм и слияния с природой. В России классицизм прошел несколько этапов развития; его расцвет пришёлся на период правления Екатерины II, которая поддерживала идеи французского Просвещения.  

Академия художеств возрождает традицию обучения своих лучших учеников за границей. Благодаря этому появилась возможность не только освоить традиции архитектурной классики, но и представить русских архитекторов зарубежным коллегам как равных партнеров. 

Это стало большим шагом вперед в области организации систематического архитектурного образования. Баженов получил возможность создать сооружения Царицына, а также Пашков дом, который до сих пор считается одним из красивейших зданий Москвы. Рациональное композиционное решение сочетается с изысканными деталями. Здание стоит на вершине холма, его фасад обращён к Кремлю и набережной.

Санкт-Петербург являлся более благодатной почвой для зарождения новых архитектурных идей, задач и принципов. В начале 19 века Захаров, Воронихин и Тома де Томон воплотили в жизнь ряд значимых проектов. Самой знаменитой постройкой Андрея Воронихина является Казанский собор, который некоторые называют копией собора Святого Петра в Риме, однако по своему плану и композиции он является оригинальным произведением.  

Другим организующим центром Петербурга стало Адмиралтейство архитектора Адриана Захарова. К нему стремятся главные проспекты города, а шпиль становится одним из важнейших вертикальных ориентиров. Несмотря на колоссальную длину фасада Адмиралтейства, Захаров блестяще справился с задачей его ритмической организации, избежав монотонности и повторов. Здание Биржи, которое Тома де Томон построил на стрелке Васильевского острова, может считаться решением сложной задачи – сохранения оформления стрелки Васильевского острова, и при этом сочетается с ансамблями предшествующих эпох. 

 

Классицизм — архитектурный стиль

Появление Классицизма:

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци, появился и активно использовался — середина 18 — 19 век.

Особенности Классицизма:

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

 Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других.

Архитекторы работавшие в стиле Классицизм:

Андреа Палладио (итальянский архитектор), Иниго Джонс, Жак-Жермен Суффло, Лео фон Кленце, Карл Фридрих Шинкель,К.И.Росси, Д. Кварнеги, И.К.Коробов, А.Д.Захаров, В.И.Баженов и другие.

Примеры:

Смольный институт, арх. Д.Кваренги, Санкт-Петербург, Россия, 1806-1808.

Пантеон, арх. Ж.Ж.Суффло, Париж, Франция,  1755.

Павловский дворец, арх. Ч.Камерон, В.Ф.Бренна, Д.Кваренги, А.Н.Воронихин, К.И.Росси, 1782-1824.

Дом Пашкова, арх. В.И.Баженов, Москва , Россия, 1784-1786.

Вилла Фоскари, арх. А.Палладио, 1558-1560.

Вилла Ротонда, арх. А.Палладио.

Собор св. Павла, арх. К.Рен,Лондон, Англия, 1675-1717 

Собор Дома инвалидов, арх. Ж.Ардуэнн-Мансар,Франция, Париж, 1693-1706.

Адмиралтейство, Петр I, И.К.Коробов, А.Д.Захаров 1704-1823, Санкт-Петербург, Россия.

Архитектурный стиль: классицизм

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие архитектурные правила и каноны классицизм берет из античного искусства.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.

Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве частных особняков. В Англии палладианство прижилось, и местные архитекторы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима.

Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. По возвращении на родину он был сделан королевским архитектором в 1762 г., но 1768 г. оставил эту должность, потому что был выбран в парламент и занялся архитектурой и строительством вместе с братом Джеймсом. Огромное впечатление на него произвели археологические изыскания итальянских учёных. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Это вернуло архитектурному лепному декору (и архитектурных элементам в целом) строгость линий и выверенность пропорций.
Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Василий Иванович Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш).

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности, с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику.

Краткая характеристика архитектурного стиля классицизм

Характерные черты: Стиль, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной.

Преобладающие цвета: насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.

Линии: строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.

Форма: четкость и геометризм форм; статуи на крыше, ротонда; для стиля ампир — выразительные помпезные монументальные формы.

Элементы интерьера: сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод.

Конструкции: массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные.

Окна: прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.

Двери

: прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.

При написании этой статьи и формировании подборки фотографий использовались материалы из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907) и материалы сайта wikipedia.org.


Дата публикации: 16.09.2009

© Регент Декор

Классицизм в скульптуре, архитектуре и живописи (XVI и XVII вв)

Классицизм XVIII столетия, который называют также неоклассицизмом, памятуя о классических тенденциях XVI и XVII вв., был художественным движением, развивавшимся в Европе во второй половине XVIII и первых десятилетиях XIX в., более конкретно — в рамках, обозначенных началом Французской революции (1789) и падением Наполеона (1815). Наибольшее распространение этого стиля связано как раз с наполеоновской фортуной.

Скульптура классицизма

В классицистической эстетике скульптура занимает первостепенное место, поскольку, прежде всего именно в ней получил конкретное воплощение постулированный идеал красоты, которым руководствовались древнегреческие мастера.

Именно в сфере скульптуры обращение к классическому образцу проявило себя с наибольшей силой, особенно в системе академического обучения, где ориентировались на копирование слепков, сделанных с античной скульптуры. Эта характеристика имперсональной холодности, в чем деятели романтизма обвиняли приверженцев классицизма, была результатом рационального выбора, закон которого действовал даже у самых крупных мастеров: через технически безупречное исполнение они хотели выяснить собственные возможности в исполнении социальной и дидактической функции. В подавляющем большинстве случаев классицистическая скульптура была теснейшим образом связана с архитектурой, выступая завершающей отделкой гражданских построек, памятников, триумфальных арок и мемориальных колонн.

Архитектура классицизма

Характерные особенности классицизма особенно ярко проявились в сфере архитектуры: классический репертуар (от ордеров до схемы-типа храма) предоставлял зодчим рациональный функциональный материал для проектирования, который они, таким образом, поставили на службу меняющимся социальным и политическим условиям своего времени, когда находившийся на подъеме новый класс, буржуазия, наступал на привилегированную старую касту. Город как место сосредоточения общественной жизни становится главной темой: в виде античных храмов возводятся не только дворцы и церкви, но и театры, казармы, больницы, рынки, тюрьмы; затрагивается сама ткань городской структуры: прокладываются улицы, планировка включает разбивку площадей и парков, короче, рождается само понятие урбанистики в современном смысле.

Архитектура классицизма Франции

Уникальный опыт в тематическом и функциональном аспектах архитектуры нарабатывают французские зодчие. Сколь бы утопичной ни была урбанистика Этьена Луи Булле (1728-1799) и Клода Никола Леду (1736-1806), теснейшим образом связанная с просветительской идеологией и идеями Французской революции, их проекты носят строго рациональный характер, а теоретическая мысль последовательно развивает представление о том, что из архитектурного объекта можно получить не только образец, но и «тип», то есть «схему».

Триумфальная арка на площади Звезды — архитектор Жан Франсу Шальгрен

В наполеоновскую эпоху классицизм изменил лицо Парижа, который отныне стал подлинной столицей мира, приобретя облик города современного типа, с важными урбанистическими решениями (от перепланировки Тюильри до площади Согласия, от рю Риволи до Вандомской площади, от Елисейских Полей до площади Звезды), в которых роль архитектурных сооружений — будь то Триумфальная арка на площади Звезды (1806) Жана Франсуа Шальгрена (1739-1828) или церковь Магдалины (1806) Пьера Виньона (1763-1828), арка Карузель (1806-1808) Шарля Персье (1764-1838) и Пьера Франсуа Леонара Фонтена (1762—1853), — не сводится к символической или прославляющей функции, но вырастает до задач служить структурообразующей точкой схода осей и организации пространства города.

 

Архитектура классицизма Италии

В Италии архитектурные теории классицизма нашли необычное средство распространения через сборники гравюр Джованни Баттисты Пиранези Роль гравюр (Мормильяно, Венето, 1720 — Рим, 1778). В кругу Пиранези представителей зарождавшейся неоклассической культуры он выделяется особо эмоциональным восприятием античного мира, почти романтическим по своей интонации, которым одухотворены все его гравюры, завораживающие чарующей живописностью и рафинированным владением техникой (Капрични; Виды Рима, 1745-1748). И очень мало сохранилось от его непосредственной деятельности как архитектора (перепланировка площади Кавальери ди Мальта в Риме).

По образцу Парижа отстраивается и Милан, который в краткий период Итальянского королевства приобретает роль столицы. Это дает толчок напряженной строительной деятельности с «просветительским» обновлением зодчего Джузеппе Пьермарини (1734—1808), реконструировавшего Королевский дворец (1770-1778), Театр Ла Скала (1776-1778), Палаццо Бельджойозо (1773) и королевскую виллу в Монце (1778—1778). Эти масштабные работы были осуществлены с такими последователями и помощниками, как Луиджи Каньола (1762-1833, Арка Мира), зодчим из Лугано Луиджи Каноникой (1762-1844, Арена в Милане), достигнув кульминации с революционной утопией проекта Форума Бонапарта (1801), разработанного Джованни Антонио Антолини (1756—1841), и с разработкой первого регулярного плана города (1807), абсолютно новаторского по своему духу и имевшего важное значение, хотя он и не был реализован.

Королевский дворец (1770-1778) — реконструировал Джузеппе Пьермарини (1734—1808)

Не столь бурно, как в Милане, но неуклонно классицизм проникал в другие итальянские области. В классицистическом ключе проводится расширение Турина, осуществляются неоклассические «вторжения» Джузеппе Валадьера (1762-1839) в Риме, получив удачное, эффектное воплощение в перепланировке Пьяцца дель Пополо и Пинчо.

 Архитектура классицизма  Англии, Соединенных Штатов и Германии

Особые архитектурные условия и культурные традиции отличают принятие классицистических образцов в Англии, ставшей оплотом дальнейшей разработки палладианского наследия (занесенного туда архитектором Иниго Джонсом, 1573—1652, который детально изучал постройки Венето во время своего пребывания в Италии). На фоне уже сложившейся классики ее новая волна воспринималась как гарантия непрерывности процесса. Эта установка ощущается в деятельности архитектора, теоретика и декоратора, шотландца Роберта Адама (1728-1792) и его последователей; в сдержанном стиле и продуманных решениях сэра Джона Соана (1753-1837), в гражданских постройках и урбанистических проектах Джона Нэша (1752—1835) в Лондоне (Трафальгарская площадь; Риджент-стрит). Однако стоит помнить, что в Англии неоклассика не имела характера доминирующего стиля, как в других странах, и спокойно сосуществовала с интересами типично предромантическими, особенно часто заявлявшими о себе в живописном сочетании разнородных акцентов, например в садово-парковом искусстве.

Трафальгарская площадьв Лондоне — архитектор Джон Нэш (1752—1835)

Образцы в духе английского неоклассицизма получили широкое распространение в Соединенных Штатах, особенно благодаря деятельности архитектора, которому покровительствовал государственный деятель Томас Джефферсон (1743—1826). Именно тогда было «сказано» веское слово в пользу классицизма как официального стиля молодой нации: идеологический и символический аспекты, бесспорно, учитывались при разработке плана новой столицы, Вашингтона, над которым трудился француз Пьер Шарль Л’Анфан (1754-1825).

Пьер Шарль Л`анфан архитектор принимал непосредственное участие в планировке и строительстве Вашингтона

Классицизм нашел горячий отклик в Германии, где определил облик целых городов. Однако тот акцент, который был привнесен архитектурными инициативами Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841) в Берлине и Лео фон Кленце (1784-1864) в Мюнхене, отстоял довольно далеко от прогрессивных устремлений французского и английского классицизма. В творчестве этих архитекторов отсылки к классическим образцам — пунктуальные вплоть до самого доподлинного копирования — принимают форму едва ли не ритуала оживления, так что в этой связи нередко употребляли уже тогда термин «неогреческий стиль».

Зал освобождения. Кельхайм, Германия — архитектор Лео фон Кленце (1784-1864)

Живопись классицизма

В сравнении со скульптурой живопись классицизма ярко передает сложность и разнообразие культуры этого времени, тем более что она была тесно связана с процессами, происходившими в поэзии предромантизма. Деятельность Ж.Л. Давида предромантизма воодушевляли этические и гражданские идеалы; интерпретация итальянца Андреа Аппиани (1754—1817) была более репрезентативной, более прославляющей; совсем иной предстает манера парижанина Антуана Жана Гро (1771—1835), автора изобразительной «хроники» наполеоновских кампаний; и абсолютно невозможно однозначно определить личность Жана Огюста Энгра, маэстро чистого искусства, откликающегося в то же время на актуальные веяния культурного процесса, от пуризма до ностальгическо-идеализирующего стиля troubadour (развивался во Франции между 1780 и 1820 гг., вдохновляясь европейским Средневековьем и миром рыцарской культуры) и исторического романтизма.

Переход Наполеона через Альпы по перевалу Сен-Бернар — Жак Луи Давид (1800, Шарлоттенбург, Берлин)

Сон Оссиана (1813-1815, Музей Энгра, Монтобан)

Франсиско Гойя — Похороны Сардинки (1814)

Маха обнаженная (1800)

Развитие живописи классицизма в России

В русском изобразительном искусстве развитие классицизма относится к последней трети XVIII — первой трети XIX в. . Наиболее ярко русский классицизм проявил себя в произведениях, посвященных исторической и мифологической тематике. Об этом свидетельствуют полотна многих художников того времени, в том числе и одного из основоположников : национальной исторической живописи — А. И. Иванова.

Явление Христа народу — А. И. Иванова (1837 – 1857)

Упадок классицизма

Во вторую треть XIX столетия Западная Европа вступила под аккомпанемент пушечной и ружейной канонады, начавшейся в июле 1830 г. на улицах и площадях Парижа. Во Франции был свергнут последний представитель ненавистной народу династии Бурбонов — Карл X.
Занимая к этому времени в искусстве авангардную роль, классицизм как направление утрачивает свое революционное содержание. Течение все больше и больше приобретает апологию официального статуса, а в определении задач побеждает дух меркантилизма. Классицизм откровенно переходит на позиции выражения вкусов буржуазного общества.
В центре внимания большинства художников (исключение составляет, пожалуй, только Франсиско Гойя) — пышность и парадность императорского Рима. Героическая тематика сюжетов уходит на второй план, уступая место изображению одних лишь любовных сцен и отвлеченных аллегорий. Утратился высокий гражданский пафос, который мастера классицизма черпали из героических примеров прошлого. Теперь в этом далеком прошлом художники-классицисты предпочитают брать в качестве идеалов только внешнюю красивость, а искусство живописи начинает искать новые пути выражения.

Когда закончилась классика — Арт-ликбез от Музея «Гараж»

Разные школы искусствоведения тут друг с другом спорят, к тому же даты интереса к этим стилям довольно сильно разнятся в разных странах, но если говорить глобально, то все, что относится в XVII-XVIII вв. — это классицизм, а все, что относится к концу XIX-ХХ вв. — уже неоклассицизм. Конечно, есть оговорки, и в каждом частном случае нужно подходить к вопросу индивидуально. Например, в XIX веке в Америке еще царит классицизм, а в России в этот период уже можно встретить образцы неоклассицизма.

Оба направления сходны по визуальному языку, так как ориентируются на античную архитектуру, а также, в некоторых случаях, архитектуру эпохи Возрождения. Оба направления спорят скорее отдельными элементами: классицизм своей строгостью, симметрией, ясностью композиции, а неоклассицизм — вычурностью, декоративностью барокко. При этом неоклассицизм стоит в стороне и даже спорит с другими архитектурными направлениями XIX и ХХ вв.

Что касается живописи, визуально отличить классицизм достаточно просто: это очевидный интерес к творчеству Микеланджело и Рафаэля, красивые, лишенные индивидуализации типажи — великолепные, похожие на греческих атлетов мужские фигуры, дамы, облаченные в ниспадающие одежды и драпировки, зачастую патетически «застывшие» фигуры, жесты слегка театрализованы. Проработанность линии, локальные колориты, темы, связанные с мифологическими и историческими сюжетами, —словом, направление, господствующее в академиях долгое время и подспудно ассоциирующееся у нас с «правильным» или «официальным» искусством.

Слова «официальное» и «правильное» можно ассоциировать и с классицизмом в архитектуре: чаще всего это государственный стиль, созданный в период монархического правления. Это и Людовик XIV, и Екатерина II, с другой стороны — это Америка XIX века, где также все базируется на архитектуре классицизма и пропагандирует торжество разума и науки. Визуально это воплощается в строгой симметрии, в следовании ордерным системам, в сдержанной декоративной схеме.

Замок Во-ле-Виконт. Источник: pinterest.com

Подобный стиль используется монархиями, потому как выглядит мощно, подчеркивает силу государства, в нем удобно выдерживать планировку целого города в едином духе. Будь то здание, скульптура или картина, этот стиль редко интересует частных заказчиков — они как раз предпочитают нечто модное в соответствии своему времени — маньеризм, барокко, рококо, реализм, импрессионизм, модерн, конструктивизм и так далее.

В этом и есть первое различие между стилями. Неоклассицизм — это не государственная программа, это частная «игра в классику». Это стилизация под «старое, благородное время», допускающее более вольное обращение со стилем, это мода своего времени, это работы для частных заказчиков.

Особняк Абамелек-Лазарева. Источник: pinterest.com

Как же различить визуально эти направления?

«Скажу честно — иногда это действительно сложно. Детали могут быть очень тонкие. Разница, в первую очередь, — в масштабе. Классицизм XVIII века, например, можно отличить по более мелким проработанным деталям. Если вы смотрите на здание и видите, что кронштейн крупноват — это, скорее всего, неоклассицизм. Конечно, различие тонкое, должен быть набит глаз. Подчеркну, кстати, что это вопрос вообще не стилистический. Это вопрос увеличения масштаба в веках. В ХХ веке мы используем более крупные детали, чем использовали в XIX в., а в XIX в., в свою очередь, орнаменты крупнее, чем в XVI в.», — Анастасия Головина, архитектор, преподаватель образовательных курсов в Музее современного искусства «Гараж».

Получается, в том, что касается архитектуры, в деталях и приемах, разницы между классицизмом и неоклассицизмом почти нет. Даже пропорции достаточно выверенные: они были начертаны Андреа Палладио еще в XVI в., и так они и используются. Материал также не является показателем. В России, к примеру, и классицизм — это кирпич и штукатурка, и неоклассицизм — тоже. В ХХ веке это может быть и железобетон, но он также заштукатурен и покрашен, т. е. внешне его не отличить.

Ла-Ротонда, архитектор Андреа Палладио. Источник: pinterest.com

«Про живопись, если честно, можно выразить похожее мнение. Основное отличие — в объектах изображения. Ведь классицизм работает с классическими же образами (мифологические и исторические сюжеты), а неоклассицизм, используя те же выразительные средства, больше концентрируется на современности — зачастую, это портреты. Что касается выразительных средств, нужно быть очень «насмотренным», чтобы визуально различать Пуссена и Давида. Конечно, между этими художниками целая эпоха, и у Давида видно больше интереса к тональности колорита, и также неоклассиков отличает меньшее количество деталей, но все же это тонкие различия. Ну и, что важно, неоклассицизм принимает в себя черты других течений. Есть и модернистские вещи, и романтизирующие, и символистские», — Татьяна Бортник, искусствовед, преподаватель образовательных курсов в Музее современного искусства «Гараж».

Особняк Шехтеля. Источник: pinterest.com

«Да, действительно, некие «пограничные» работы, в которых неоклассика вбирает в себя другие стилевые элементы, можно найти и в архитектуре, к примеру, особняк Шехтеля на Большой Садовой. В данном случае можно говорить о модернистских чертах: отсутствии симметрии, в первую очередь. Все же в классицизме такие вещи недопустимы», — А. Головина.

По факту, искать «разграничения» между этими направлениями для каждой страны придется индивидуально. А вот отличить классицизирующие направления от всех остальных, как раз — очень легко. Строгие, патетичные герои, проработка фактур, никаких рефлексов, раздельных мазков, рваных контуров и «низких» сюжетов в скульптуре и живописи. Это исключительно «высокое» искусство. Четкие, правильные и симметричные фасады, подходящие для государственной архитектуры мощные формы, лишенные лишних узоров в архитектуре.

Западная архитектура | Britannica

Острова восточного Средиземноморья и Эгейского моря образуют естественное соединение между сушей Ближнего Востока и Европы. Экспансия на запад цивилизаций Западной Азии и Египта началась около 3000 г. до н.э. и привела к поселениям на Крите, Кикладах и материковой Греции. Фундаментальное отличие этих культур от более ранних, неолитических, состоит в том, что каменные орудия труда и оружие были заменены медными, а позднее — бронзовыми.Энеолитический (медно-каменный) век, продолжавшийся в районе Эгейского моря с начала 3-го тысячелетия до нашей эры до начала 2-го, обычно считается частью большого бронзового века, на смену которому пришел железный век примерно с 1200 г. до н.э.

Отличительной чертой эгейских цивилизаций была легкость, с которой азиатские мотивы и техники были адаптированы для создания оригинальных местных стилей. В архитектуре, безусловно, наиболее важными достижениями были цивилизации минойского Крита и микенской Греции.

Минойский Крит

Великая морская цивилизация Крита кристаллизовалась вокруг дворцов, таких как дворцы в Кноссе, Фесте, Айя Триада, Маллиа и Тилиссос. Чрезвычайно важный Дворец Миноса в Кноссе, раскопанный и реконструированный в начале 20 века сэром Артуром Эвансом, представляет собой свидетельство непрерывного архитектурного и художественного развития с начала неолита, кульминацией которого стало блестящее проявление строительной деятельности во время третьей фазы среднего минойского периода. период (1700–1580 гг. до н.э.) и продолжался до вторжения ахейцев в XII веке.Однако дворец, по сути, представляет собой постройку двух последних средних минойских периодов (1800–1580 гг. До н. Э.). Несомненно, по монументальности он соперничал с ближневосточными и египетскими дворцами. Следуя примеру таких структур, Дворец Миноса представляет собой четырехугольный комплекс комнат и коридоров, сгруппированных вокруг большого центрального двора, примерно 175 × 100 футов (50 × 30 метров). В северном конце, к морю, величественный портик из 12 пилястр открывал доступ к центральному двору. В этом же конце расположена большая театральная площадка, прямоугольный театр под открытым небом, который, возможно, использовался для ритуальных представлений.Восточное крыло дворца разделено на две части длинным коридором, идущим по оси восток-запад; Первоначально он возвышался на четыре или пять этажей над склоном долины. В юго-восточной части дворца находятся жилые апартаменты, тщательно оснащенные водопроводом и промывкой, а также святилище. Широкая лестница вела на верхний этаж, которого больше нет. Северо-восточная часть дворца занята офисами и кладовыми. Западная часть снова разделена главным коридором длиной более 200 футов (60 метров), идущим на север и юг.Позади этого коридора, вдоль западной стороны, была обнаружена серия длинных узких кладовых, содержащих большое количество пифоев, или емкостей для хранения нефти размером с человека. По другую сторону коридора, обращенного к центральному двору, находятся государственные залы, в том числе тронный зал с уникальным гипсовым троном и всемирно известными фресками с грифонами. Ярко окрашенные фрески играли важную роль как во внутреннем, так и во внешнем убранстве дворца. Свет подавался сверху с помощью оригинальной системы фонарных колодцев, а несколько портиков с колоннами обеспечивали вентиляцию в жаркое критское лето.

Кносос

Часть реконструированного минойского дворца, Кносс, Крит, Греция.

Петерак

Развитие других минойских дворцов (Фест, Маллиа, Айя Триада, Тилиссос) примерно аналогично развитию Кносса. Каждый из них примечателен, и Фест особенно интересен благодаря обширным итальянским раскопкам. Морская гегемония позволила критским морским королям строить эти дворцы в низких и незащищенных местах; следовательно, здесь заметно отсутствие крепостных стен, в отличие от больших стен месопотамских дворцов.Поскольку критское богослужение, по-видимому, проводилось в основном на открытом воздухе, настоящих храмов, как на Ближнем Востоке, нет. Тем не менее, расположение различных частей дворца вокруг центрального двора и максимально возможное исключение внешних окон — это характеристики, которые, кажется, указывают на ранний контакт с Ближним Востоком. Пристрастие к длинным прямым коридорам дворца, а также к высокоразвитой системе водоснабжения, возможно, также унаследовали от древних цивилизаций на востоке.Впервые в Европе колонна появилась в критском дворце, где ее часто использовали отдельно для разделения входа.

Phaestus

Вход во дворец Феста, Крит, Греция.

Марсий

Развитие погребальной архитектуры на Крите продолжается от старых камерных оссуариев раннего минойского периода (2750–2000 гг. До н. конец средне-минойского периода.

На гребне минойского процветания произошел великий крах. Вторжение с материка около 1400 г. до н.э. разрушило дворцы и привело к утрате власти микенской Греции. На Крите очень редко встречаются архитектурные остатки построек догреческого происхождения, построенных после этой катастрофы. Несколько деревенских святынь относятся к этому периоду после разрушения, а в Приниасе уникальное храмовое здание может быть датировано 700 годом до нашей эры. Вход в этот храм украшен барельефами на его архитектурных элементах. Проем над перемычкой обрамлен сидящими фигурами, а сама перемычка с нижней стороны вырезана фигурами богини и животных. Колонна, которая, кажется, стояла посередине этого дверного проема, как и во дворце Миноса, указывает на то, что минойская традиция не исчезла полностью.

Классицизм и готика в архитектуре

Классическая архитектура — это универсальная архитектура точности, планирования и контроля. У каждого элемента есть свое место и размер, и каждый подчинен большему плану.В древности классицизм был архитектурным языком империи; в девятнадцатом веке это был язык явной судьбы и республики, укрощающей пустыню; в двадцатом веке он стал языком фашизма.

Раскин изложил (по общему признанию, неисторическое) видение готики в противовес классическому, подчеркнув жестокость и изменчивость как критерии готики. Под изменчивостью понимается непрерывное изменение, поскольку сводчатое ребро не имеет единого радиуса кривизны, а постоянно изменяется в процессе полета. Дикость относится к чистым изломам, к асимметрии, к уникальной работе, выполненной разными руками, где структурные ограничения допускают такое изменение. В классической архитектуре каждая заглавная буква должна быть (или казаться) одинаковой; в готике все капители должны быть на одной высоте (чтобы здание не рухнуло), но каждая из них может быть вырезана любым способом, которым мастер может вырезать их лучше всего. В классической архитектуре архитектор контролирует каждую деталь и видит, что все сделано правильно. В готике архитектор устанавливает параметры и отступает, в то время как гильдии, отдельные каменщики и случайности — все делают все возможное.Поскольку готическая идиома изменчива, архитектор был свободен сказать: «Здесь будет построена Восточная башня, и мы сразу начнем; там будет построена Западная башня, но мы не сможем построить ее лет двадцать или семьдесят. Она должна лежать там, где я ее поставил, и иметь план, который я указал, но когда придет время строить башню, вы, возможно, знаете более эффективные способы строительства, чем я, и поэтому конструкция допускает множество вариантов высоты и декора. [30-31]

Связанные материалы на этом сайте

Связанные материалы за пределами этого сайта

Список литературы

Бернштейн, Марк.Начало работы с гипертекстовым повествованием. Уотертаун: Eastgate Systems, 2015.



Викторианский
Интернет


Визуальный
Искусство


Archi-
структура


Классицизм

Последнее изменение 14 ноября 2015 г.

Что это, о чем, характеристика, история, значение, работы, представители

Изобразительное искусство

Классицизм начинается как движение, которое старалось максимально придерживаться периодов апогея искусства Древнего Рима и Греции, поэтому оно проявляло класс и порядочность, выделялось как культурное движение, которое пробудило эстетические и перфекционистские тенденции человека, стереотипирующие таким образом население.

Что такое классицизм?

Классицизм — это культурное движение , развитое во второй половине восемнадцатого века , на которое сильно повлияли классические культуры Рима и Греции . Это движение выражало желание навязать трезвость человечеству , чтобы управлять не только эмоциями, но и внутренними импульсами людей, принижая все, что относилось к людям, до монотонности и банального перфекционизма.

О классицизме

Он выделялся тем, что всегда стремился к совершенству , интеллектуальной и эстетической гармонии , которой люди обладают во всех областях искусства , конструируя или, лучше сказать, изменяя человеческое поведение с помощью своих работ, чтобы изменить реальность общество , таким образом, трансформируя его в точное, правильное, простое и трезвое восприятие мира вокруг нас, отбрасывая всю эксцентричность и все, что выходит за рамки социальных параметров, как видно, нынешнее течение делает честь своему названию классическим .

Происхождение

В искусстве классицизм устанавливается между барокко и романтизмом , создавая сбалансированное сочетание обоих направлений. Некоторые историки и специалисты в этой области обычно устанавливают дату происхождения г. около г. 1750 г. год, когда г. Бах умирает и завершает в 1827 , году, в котором умирает один из величайших музыкантов и композиторов истории , что было Бетховена .

История классицизма

Классицизм как нынешний имел очень короткую продолжительность, охватил слава в конце семнадцатого века , он переживал разные исторические обстоятельства, как тот, который жил на Западе в то время, оставив прозвище «». Современная эпоха », чтобы перейти непосредственно к« Современной эпохе ».

В эти даты происходит исторических событий , которые изменят общество, вместе с ним, история, рассказанная на тот момент, будет видоизменяться благодаря движению классицизма, как это было во французской революции , , в 1789 году, .

Характеристики

Характеристики классицизма можно уловить простым взглядом, так как во всех его произведениях выделяются основы того же « Совершенство человека ». Наиболее выделяются в работах:

  • Вдохновение в моделях и произведениях античности, основанных только на произведениях художественного апогея Рим и Греции , например работы Гомера, Горацио и Феокрита .
  • Он полностью рационалистичен и подавляет все воображаемые идеи, физические особенности человека превозносятся, подчеркивая таким образом его образ бытия и жизни, будучи настолько точным, насколько это возможно, что может формировать художник .
  • Он стремится к простоте и сохраняет ясность в работает , чувствуя себя умеренно, устанавливая гармоническое равновесие, тем самым позволяя увидеть истинный порядок.
  • Классицизм всегда стремился поддерживать в своих произведениях педагогический подход , так как он фиксирует важные факты истории, известных людей, литературные произведения и архитектур прошлых эпох.
  • Он всегда стремится поддерживать отличительный характер всех жанров , что позволяет ему выделяться самим и не ассоциироваться с другими внешними
  • Максимально реалистичный, без образных персонажей, не заслуживает исчерпывающего анализа со стороны тех, кто восхищается работами , а скорее перемещается непосредственно к моменту, воплощенному в работе.

В каких социальных и художественных сферах повлиял классицизм?

Художественное направление классицизма сумело повлиять на все социальных сфер того времени, стремясь перенести прошлое в настоящее, которое существовало в Европе , охватывало все области искусства из литературы , скульптуры, архитектуры , иллюстрация к музыка и театр, оказав большое влияние на последние два.

Иллюстрация

Это было в 18 веке , когда во Франции зародилось течение иллюстрации, что сделало его истинной основой для классицизма, где интеллектуальные процессы составляли главную ось, в которой мы стремились охватить больше знаний более методичным способом.

В живописи

Исторические и мифологические сцены были запечатлены в твердом стиле без преувеличений, в котором в центре внимания всегда было сообщение, которое должно быть запечатлено последовательными кадрами, без контрастов или преувеличенных сцен, или непочтительно полные эмоций .

В литературе

Создается « Клан Древних », который произвел сенсацию во французской академии в 17 веке, в нем было как древних, так и современных поэтов . Большое внимание уделяется главному французскому поэту Буало, который был одним из главных референтов клана. Среди его самых выдающихся творений — сатирические произведения, основанные на работах Juvenal и Horacio , в которых критикуются вкусы некоторых современных представителей и, в свою очередь, выражается большое восхищение Moliere , La Fontaine и Racine .

Скульптура

Гармония тела, несомненно, была главной темой при лепке , как это было сделано в Греции и Риме . Начиная с года и произведений Микеланджело, экспрессия и настроение были очень выражены.

В музыке

Определенно, музыка была одним из искусств, которое больше всего объединяло это движение, музыка для этого времени начала трансформироваться в утонченную и сбалансированную, с простыми гармониями и упорядоченной структурой, что вызвало умиротворение у тех, кто воспринимал эти симфонии , конец подавляя непрерывный бас и в конечном итоге становясь тональностями, которые организуют работу .Со своей стороны, это было время величайших композиторов классической музыки, которых знал мир: Моцарт , Бетховен , Керубини . Со своей стороны, Orchestra развивается и адаптируется к классической форме , образуя секцию струнных, духовых и ударных. Оркестры используются не только в специальных мероприятиях, но и в спектаклях. Это дает начало работам Буффы, которые спорят с повседневной жизнью , но с юмористическими или сентиментальными нотками, таким образом привлекая большую аудиторию .

Представители классицизма

  • Николя Пуссен.
  • Жак Стелла.
  • Аллан Рамзи.
  • Франсиско Прадилья.
  • Жан-Батист Сантер.
  • Клавдий Лотарингский.
  • Бетховен.
  • Моцарт.

Завод

Ниже мы выделим некоторые из наиболее важных произведений классицизма :

  • Закат в порту, Клаудио де Лорена.
  • Империя Флоры, Николя Пуссен.
  • Христос служил, Жак Стелла.
  • Пейзаж с Энеем на Делосе, Клаудио де Лорена.
  • Эхо и Нарцисс, Николя Пуссен.
  • Ясон с золотым руном, Бертель Торвальдсен.
  • Спящая Венера и Амур, Николя Пуссен.
  • Идеальный пейзаж, Гаспар Дюге.

Важность

Классицизм побудил многих художников , больше, чем что-либо еще в музыке , эти художники сейчас сильно восхищаются качеством своих работ , используемых не только в оркестрах, но и для демонстрации того, что классическая музыка имеет эффект по уму, применяется, в частности, для снятия стресса.

В дополнение к этому, утонченный и перфекционистский art , которые положили начало этому движению, все еще продолжают вдохновлять новых художников, которые хотят интегрироваться в сферу, следовательно, как и все другие культурные движения , которые так восторженно влияют на общество , это важно для ценности, добавленной человечеству .

Написано Габриэлой Брисеньо В.

Неоклассическая / Романтическая Архитектура | Основные гуманитарные науки

Введение

Сводная таблица

Краткое изложение неоклассической и романтической архитектуры
Неоклассическая храмовый Пантеон, Британский музей
Палладиан Роберт Адам, гражданские здания США
классический блок Лабруст (библиотека Сент-Женевьев), Гарнье (Парижская опера)
Готическое возрождение Дом Парламента, Собор Святого Патрика

Общие характеристики

По мере того, как сложная эпоха барокко и рококо подходила к концу, внимание к классической сдержанности возродилось. Эту тенденцию ускорили раскопки множества древних руин , как римских (например, Помпеи), так и греческих (например, Афины), которые возродили интерес к античности и расширили классическую архитектурную лексику.1

Такие раскопки также выявили различных архитектурных стилей греков и римлян. Это, наконец, позволило архитекторам намеренно проектировать здания, которые были чисто греческими , чисто римскими или греко-римскими гибридными .Все три варианта оказались популярными.

Одновременно с неоклассической архитектурой было движение Gothic Revival , британское движение. Готическое возрождение (также известное как неоготика) можно рассматривать как архитектурное проявление романтизма , учитывая романтическую близость к средневековой ностальгии и дикую причудливую природу готического стиля (в отличие от сдержанности и порядка классицизма; см. Западную эстетику). (Следует отметить, что готическое строительство никогда не было полностью бездействующим в Западной Европе, учитывая пригодность стиля для церквей и университетских зданий.) 13

Неоклассицизм и неоготика процветали в Западной Европе, (особенно на севере) и Соединенных Штатах, , и в меньшей степени в Восточной Европе. Обе эстетики процветали в форме священной и светской архитектуры. Действительно, строительство в этих стилях постепенно уменьшалось в двадцатом веке и даже продолжается (в ограниченной степени) по сей день.

На протяжении большей части истории храмов, (здания для религиозных церемоний) и дворцов, (величественные резиденции) служили ведущими формами монументальной архитектуры.В эпоху неоклассицизма / романтизма эти типы зданий были вытеснены государственной архитектурой (например, законодательные органы, суды, общественные здания, школы) и коммерческой архитектурой (например, офисные и многоквартирные дома, центры исполнительских искусств, транспортные терминалы) . D408 -09 Сегодня правительственные и коммерческие здания доминируют над городскими пейзажами во всем мире.

Следует отметить, что в то время как неоклассическая и неоготическая архитектура были основным направлением этого периода (ок.1750-1900), они сопровождались множеством менее популярных стилей. Помимо готики возродился и романский стиль; получившийся в результате стиль известен как Neoromanesque , хотя термин «неоготика» часто расширяется, чтобы включить его. Точно так же термин «неоклассический» часто расширяется и включает эстетику Neobaroque .

Этот период также характеризовался значительным влиянием незападного искусства и архитектуры . Элементы были заимствованы из таких экзотических традиций, как исламская, индийская, китайская и египетская.D386, F396, H956-57

Основная статья

Неоклассическая архитектура

ок. 1750-1900

Неоклассические постройки можно разделить на три основных типа. Здание в стиле храма имеет дизайн, основанный на древнем храме, а здание Палладио основано на стиле постройки вилл Палладио (см. Архитектура эпохи Возрождения). Третий тип — это классическое блочное здание , описанное далее в этом разделе.

Храмовый стиль зданий в эпоху Возрождения были редкостью; архитекторы того периода в основном ориентировались на применение классических элементов в церквях и современных зданиях (напр.г. палаццо, виллы). Архитектура храмового стиля процветала в эпоху неоклассицизма, во многом благодаря более широкому знакомству с классическими руинами. Многие здания храмового стиля имеют перистиль (непрерывная линия колонн вокруг здания), который редко встречается в архитектуре эпохи Возрождения.

Самыми известными постройками в стиле храмов неоклассической эпохи могут быть Пантеон (Париж, Жак-Жермен Суффло) и Британский музей (Лондон, Роберт Смирке). Первый — это , основанный на римлянах, (смоделированный по образцу Пантеона в Риме), а второй — на на греческом основании, .

Палладио Архитектура происходит от вилл Андреа Палладио , величайшего архитектора позднего Возрождения. За Палладио, как и в целом с известными художниками, последовало множество преемников , которые впитали его и работали в его стиле; Они варьировались от неоригинальных подражателей до гениев искусства, последние из которых применяли старые идеи по-новому.Интересно, что величайшие преемники Палладио появились в основном в England .D360

Самым известным палладианским архитектором неоклассического периода является британец Роберт Адам, спроектировавший множество прекрасных загородных домов.1 Эти особняки демонстрируют, что, хотя архитектура Палладио имеет некоторые общие черты (заимствованные из вилл Палладио; см. Архитектура эпохи Возрождения), она принимает различных форм . Например, дизайн Адама для парка Остерли (см. Вид с воздуха) включает классические ворота, угловые башни и внутренний двор, которых нет ни на одной вилле Палладио.Еще один известный пример творчества Адама — фасад Кедлстон-холла, имитирующий триумфальную арку24

В то время как Роберт Адам является самым известным неоклассическим архитектором, работавшим в палладианском стиле, самыми известными из всех палладианских зданий являются два американских гражданских здания, Белый дом и Капитолий США . Оба строились в течение долгого времени под руководством разных архитекторов.

Обратите внимание на то, что некоторые из зданий в вышеупомянутой галерее имеют балюстраду (перила с вертикальными опорами) по краю крыши.(Вертикальные опоры внутри балюстрады известны как «балясины» или «шпиндели».) Балюстрада — это распространенный классический метод венчания здания с плоской / низко расположенной крышей.

Классическое блочное здание имеет обширный прямоугольный (или квадратный) план с плоской (или низко расположенной) крышей и фасадом, богатым классическими деталями. Внешний вид разделен на несколько уровней, каждый из которых имеет повторяющийся классический образец , часто серию арок и / или колонн. Общее впечатление такого здания — это огромный прямоугольный блок, оформленный в классическом стиле. (Эстетика классического блока также известна как «стиль изящных искусств», поскольку он был разработан в основном французской школой École des Beaux-Arts .)

Два названия особенно выделяются в области классических блочных построек. Ведущим первым практикующим был Анри Лабруст, шедевром которого является Библиотека Сент-Женевьев. Самым известным классическим блоком из всех является Дворец Гарнье, оперный театр в стиле необарокко, спроектированный Шарлем Гарнье.25

Наряду с Францией классическая блочная архитектура наиболее сильно процветала в США , особенно в Нью-Йорке.

Архитектура возрождения готики

ок. 1750-1900

Движение готического возрождения было инициировано в конце восемнадцатого века богатыми британцами, преследовавшими романтическую мечту о жизни в замке. Следовательно, самые ранние постройки готического возрождения были просто загородными домами, украшенными шпоном из готических элементов .Однако в последующие десятилетия архитекторы полностью возродили готические эстетические и строительные методы, позволив им спроектировать подлинно готических конструкций . Этот стиль был особенно популярен для церквей и общественных зданий ,13

Многие здания в неоготическом стиле имеют зубчатые стены и башни, имитирующие средневековые замки (см. Замок) .13 Действительно, сильно зубчатые неоготические здания часто называют «замками», хотя они никогда не служили оборонительным целям.Среди них был Strawberry Hill (снесен), самое известное раннее произведение готического возрождения.

Готическое возрождение процветало на Западе, особенно в Британии, и Соединенных Штатах, .13 Двумя излюбленными строительными материалами были камень и кирпич . Самый выдающийся памятник британского возрождения готики — Вестминстерский дворец (также известный как здание парламента) Чарльза Барри; Венцом американской работы является собор Святого Патрика (Нью-Йорк) Джеймса Ренвика.

Великобритания и Америка разработали уникальный подстиль неоготики. В Великобритании стало популярным использование кирпича нескольких оттенков и , что позволяет создавать красочные узоры через основной цвет здания (обычно красный или коричневый). Эта практика, которую можно назвать полихромным кирпичом , готика , была заимствована из средневековой итальянской готической архитектуры (в которой основной цвет обычно белый) 13.

Американский подстиль — это плотницкая готика (также известная как рыбацкая готика или сельская готика), в которой эстетика готики применена к простому деревянному зданию . Относительно простой и недорогой стиль в производстве (когда древесина легко доступна), плотницкая готика стала популярной в Соединенных Штатах и ​​Канаде. Обычно здание в этом стиле лишь слегка пропитано готическим декором (например, окнами с остроконечными арками, готической лепниной и узором) 30

1 — «Западная архитектура: классицизм, 1750-1830», Британская энциклопедия. По состоянию на июнь 2009 г.
2 — «Классическое возрождение», Колумбийская энциклопедия. По состоянию на июнь 2009 г.
4 — «Архитектура», Энкарта. По состоянию на июнь 2009 г.
5 — «Архитектура: индустриальный век», Энкарта. По состоянию на июнь 2009 г.
6 — «Греческое возрождение», Британская энциклопедия. По состоянию на июнь 2009 г.
7 — «Классическое возрождение», Колумбийская энциклопедия. По состоянию на июнь 2009 г.
8 — «Georgian Style», Encyclopedia Britannica. По состоянию на июнь 2009 г.
9 — «Federal Style», Encyclopedia Britannica. По состоянию на июнь 2009 г.
11 — «Gothic Revival», Колумбийская энциклопедия. По состоянию на июнь 2009 г.
12 — «Неоклассическое искусство и архитектура», Энкарта.По состоянию на июнь 2009 г.
13 — «Западная архитектура: готическое возрождение, ок. 1730 — ок. 1930», Британская энциклопедия. По состоянию на июнь 2009 г.
14 — «Американская архитектура», Колумбийская энциклопедия. По состоянию на июнь 2009 г.
15 — «Строительство: История строительства» Первый индустриальный век »Развитие технологии производства железа», Британская энциклопедия. Проверено в июне 2009 г.
16 — «Мост: история проектирования мостов» Железные и стальные мосты, 1779–1929 »Железные» Ранние проекты », Британская энциклопедия.По состоянию на июнь 2009 г.
17 — «Западная архитектура: события конца XIX века» Строительство из железа и стекла », Британская энциклопедия. По состоянию на июнь 2009 г.
18 — «Палладианизм», Британская энциклопедия. По состоянию на июнь 2009 г.
19 — «Эйфель, Александр Гюстав», Колумбийская энциклопедия. По состоянию на июнь 2009 г.
21 — «Западная живопись: неоклассика и романтика», Британская энциклопедия. Проверено в июле 2009 г.
22 — «Архитектура», Всемирная книжная энциклопедия. По состоянию на ноябрь 2009 г.
23 — «Берлингтон, Ричард Бойл, 3-й граф», Энкарта, 2004 г.
24 — «Роберт Адам», Британская энциклопедия. По состоянию на январь 2010 г.
25 — «Западная архитектура: классицизм, 1830-1930», Британская энциклопедия. По состоянию на январь 2010 г.
26 — «École des Beaux-Arts», Encyclopedia Britannica. По состоянию на январь 2010 г.
27 — «Иниго Джонс», Колумбийская энциклопедия. По состоянию на январь 2010 г.
28 — «Иниго Джонс», Британская энциклопедия. По состоянию на январь 2010 г.
29 — «Ампир», Британская энциклопедия. По состоянию на январь 2010 г.
30 — «Carpenter Gothic», Encyclopedia Britannica.По состоянию на январь 2010 г.
31 — «Уильям Баттерфилд», Британская энциклопедия. По состоянию на январь 2010 г.
32 — «Ричард Апджон», Британская энциклопедия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *