как создать рабочее место мечты – Вдохновение
Мы расспросили художников с самыми живописными рабочими уголками о том, как создать мастерскую своей мечты.
Год назад, в июле 2014-го, наша редакция принялась исследовать самые необычные места Москвы и Подмосковья. Мы решили вспомнить все наши походы в гости за этот год – в 12 неповторимых, волшебных мастерских.
По этому случаю я расспросила пять прекрасных художниц с самыми живописными рабочими уголками о том, как создать мастерскую своей мечты. На их примере вы убедитесь, что этого возможно достичь практически в любых условиях. В статье можно найти фотографии всех студий, в которых Квартблог побывал лично. Среди них – мастерские и наших героинь (слева направо по часовой стрелке): Ирины Вдовиной из «Пасторали», Екатерины Кнышевой из «Жар-Птицы», Мари Вуд из «Ceramic Forest», Светы Рыбалко и Елены Зайченко. В подписях к фотографиям – ссылки на каждый наш репортаж из мастерской.
Что обязательно должно быть на вашем рабочем месте?
Света Рыбалко: Если брать технические характеристики, то очень важно правильное освещение. Затем – устойчивая удобная поверхность. И, наконец, продуманная организация инструментов, чтобы все было под рукой. А для настроения – правильный интерьер (любимые цвета, материалы и пр.) и какие-то картинки, вдохновляющие на работу: вырезки из журналов, фотографии, собственные эскизы.
Ирина Вдовина: Ручки с черными чернилами (не люблю писать синими), маленькие листочки для записи без липкого края и доска для заметок (memory board) у рабочего стола – все это очень важно для составления планов и записи внезапно приходящих идей. Не запишешь – убегут.
Мастерская Ксении Митрохиной
Мари Вуд: Художественный беспорядок! Рабочих стола у меня четыре, и, честное слово, абсолютно на каждом – настоящий художественный беспорядок, который меня очень вдохновляет.
Елена Зайченко : Для меня, в первую очередь, на рабочем месте должна стоять чашка чая! Также должна быть большая плоская поверхность, по периметру которой расставлены все нужные инструменты – кисти, глазури, или кусок глины и всевозможные стеки и ножи – в зависимости от того, чем именно буду заниматься сегодня.
Екатерина К.: Чистота и порядок, и чтобы все нужное было под рукой. Самое главное – не отвлекаться во время творческого процесса на поиск какого-нибудь инструмента или кисточки. Настрой тут же собьётся.
Мастерская Светы Рыбалко
Что настраивает вас на рабочий процесс?
Ирина В.: Просмотр книг по искусству, декору и дизайну с чашечкой кофе.
Мари В.: Уединение и тишина – моё всё.
Елена З.: На рабочий процесс меня настраивают аудиокниги, причём предпочтительно фэнтези или что-то подобное. Гарри Поттер, Властелин колец и Хоббит уже прослушаны на русском и английском языках великое множество раз. Подумываю скачать их на французском языке, который когда-то изучала в школе.
Екатерина К.: А вот меня на рабочий процесс, как ни странно, настраивает уборка. Убрался, помедитировал, «прочистил» мозги – и можно творить! Ну и конечно же мои любимые книги – книги по орнаментам.
Мастерская Ceramic Forest
Что бы вы посоветовали тем, кто хочет организовать рабочий уголок для творчества дома?
Света Р.: Для прикладных видов творчества (как в моем случае) важнее всего, наверное, удобный стол и стул. А также как можно больше полок и стеллажей в непосредственной близости от рабочего места, чтобы до всего можно было легко дотянуться.
Ирина В.: Самое главное – хорошее освещение. Лучше иметь качественную настольную лампу с возможностью направления света в любое нужное место.
Кисточки прятать необязательно: они могут стать украшением вашего интерьера, если поставить их в глиняные цветочные горшки, старые крынки и другие интересные емкости.
Для красок и других художественных материалов могут подойти даже картонные коробки из-под сапог или любой другой обуви. Их можно задекорировать в стиле вашей квартиры.
Очень удобная вещь – тележка на колесиках. Вы можете на нее поставить все нужное для работы, а после окончания убрать подальше.
Мастерская IM Studio
Мари В.: Для глины важно найти место, где изделия будут правильно сохнуть, находиться вдали от сквозняков и батареи. В это место не должна попадать пыль от глины и от глазури. А для вдохновение я бы посоветовала что-то личное, сокровенное для вас: любая памятная, особенная вещица, которая заставляет улыбаться самое сердце и вспоминать моменты пережитого счастья. Или это может быть образ вашей мечты – в картинке, в цвете, в фотографиях… В любой интерпретации!
Елена З.: Помимо хорошего освещения, вас выручат большая рабочая поверхность и множество полочек – изначальная иллюзия, что «вещей немного и они поместятся по краю стола», довольно быстро развеется.
Екатерина К.: Мне кажется, что обязательно нужно найти свое место, свой уголок, где тебя никто не будет трогать. Даже если дома не хватает места, хорошо бы поставить хоть какой-нибудь маленький стол и отгородиться ширмой, чтобы можно было спокойно творить. Думаю, важно доверять себе и не ограничивать себя в организации творческого пространства, чтобы в нем было полностью комфортно и уютно. Вам всегда должно хотеться вернуться туда и творить.
Мастерская Елены Зайченко
В мастерской какого художника вам хотелось бы оказаться?
Света Р.: Мне бы хотелось оказаться в мастерской художника Яцека Йерки (Ковальского). А еще у режиссера Кшиштофа Кесьлёвского – думаю, у режиссеров тоже должны быть мастерские.
Ирина В.: Я бы хотела оказаться в мастерской Леонардо да Винчи во время написания его «Туринского автопортрета». Узнать тайну: действительно это автопортрет или нет? А если бы еще и поговорить…
Мастерская «Двор Сотрудней»
Мари В.: В мастерской Клода Моне. Моне – мой самый любимый художник, я больше всего люблю импрессионизм и абстракцию в живописи, это – мое вдохновение.
Елена З.: Моне! Очень люблю его работы. Хотя понимаю, что дело, конечно, не в мастерской и ее обстановке, а в нем самом; но было бы страшно любопытно понадблюдать за процессом.
Екатерина К.: Побывала бы в мастерской Гогена, всегда любила импрессионистов и постимпрессионистов. Я стараюсь больше обращаться к народному творчеству, так что с удовольствием пообщалась бы, например, с перуанскими ремесленниками – местными мастерами по гончарному делу (люблю перуанские мотивы в узорах).
Творческая студия «Пастораль» Ирины Вдовиной
Опишите свою идеальную мастерскую – мастерскую мечты.
Света Р.: Моя идеальная мастерская – где-то в европейском городе, в старом доме. Там много места и есть антресоли для сна. И, конечно, большие окна во всю стену.
Ирина В.: А моя мастерская и возникла из моей мечты, потихоньку приближается к задуманному. Вот только хотелось бы иметь окна, выходящие на поле или горы.
Самое экзотическое рабочее место – Like Lodka в Индонезии
Мари В.: Моя идеальная мастерская – та, где окна выходят на море, а за стенами – сосны.
Елена З.: Мастерская мечты – это комната с очень большой площадью и с большим количеством окон. По всем её свободным стенам стоят стеллажи во всю их высоту – для огромного количества полезных баночек и инструментов. А в самой комнате обязательно должно стоять штук 5-7 больших столов, к каждому из которых можно свободно подойти с любой стороны. Зачем столько столов? Так можно работать над несколькими изделиями одновременно, ничего не убирая.
Екатерина К.: Хочу, чтобы моя мастерская была больше похожа на библиотеку или на какие-нибудь архивы с собранием редких книг, документов, летописей, бумаг… Чтобы все-все было заставлено разными работами, чтобы ни на одной полочке не было свободного места. И все стены, непременно, от пола до потолка должны быть украшены картинами вразнобой.
Мастерская Екатерины Кнышевой
Мастерские известных художников
Еще 11 фотографий мастерских, в которых, кажется, полотна вот-вот оживут, выпрыгнут из экрана и заполнят комнату тонной пёстрого вдохновения. Да, беспорядок может быть частью интерьера, и даже – украшать его.
Пабло Пикассо
Эдвард Мунк
Бернар Бюффе
Сальвадор Дали
Марк Шагал
Дэвид Хокни
Джексон Поллок
Анри Матисс
Фрида Кало
Анри де Тулуз-Лотрек. (Невероятно, но можно разглядеть, как Тулуз-Лотрек пишет свой шедевр: Танец в «Мулен Руж», 1890 год.)
И, наконец, – Клод Моне.
Фотографии студий известных художников: designingtheartistsstudio.wordpress.com, www.kulturologia.ru, http://bigpicture.ru/
мастерские, художники, рабочее место kvartblog.ruкак организовать место для творчества?
Все эти вопросы рано или поздно начинают занимать каждого человека, увлекшегося рисованием.
как правильно выбрать мольберт?
Мольберт тренога
Однако для дома такой вариант может быть вполне удачен. Учитывая, что стоят треноги в среднем в три раза меньше этюдников, то сейчас бы я купила треногу. Желательно, чтобы она имела горизонтальный вариант наклона, как на фото, и крючок в центре между ножками — вешать сумку для груза на пленэре.
Давайте рассмотрим и другие варианты мольбертов.
Мольберт «хЛопушка»
стационарный мольберт
Хранение работ
Для рисунков на бумаге подойдут специальные комоды. Они имеют широкие выдвижные ящики. Рисунки в них лучше складывать в папки по темам.
Пастельные работы требуют особого отношения. В идеале их следует сразу оформлять под стекло, чтобы тонкий слой пигмента не осыпался. Если листы пастели не оформлены, их следует закрепить и хранить, переложив калькой или тонкой бумагой.
Для масляной живописи на холстах или картоне лучше выделить высокие полки стеллажа или шкафа. Холст при этом располагать вертикально, чтобы поверхность картины не соприкасалась с другими поверхностями.
творческая мастерская: советы по организации
творческая атмосфера мастерской
При организации рабочего пространства стоит помнить, что оно призвано не только сделать процесс творчества комфортным, но и вдохновлять, побуждать к творчеству.
А потому, следите за чистотой и удобством расположения всех сопутствующих материалов.
Если в вашем творческом уголке появятся постеры картин или милые штучки, которые вас вдохновляют, — будет вообще замечательно.
Есть выражение «творческий беспорядок», описывающее хаос вокруг нас. Но, на самом деле, порядок — это гармония для наших глаз и сфокусированность для мозга.
Старайтесь периодически поддерживать его. Уверяю, так вам будет легче приступить к творчеству.
Надеюсь, информация была полезной для вас.
Я от всей души желаю вам творческих успехов и просторных мастерских!
izo-life.ru
Как оформить интерьер творческой студии – фото креативных идей
Сегодня мы представляем вам превосходную студию художника, которая гармонично сочетает в себе всё, что только может пожелать хозяин: от мест для хранения предметов до освещения.
К примеру, владелец описанной в этой статье студии всегда мечтал о библиотеке. Её создание чаще всего не является проблематичным: достаточно одной свободной стены и минимума естественного света в помещении.
Однако планировка квартиры творческого человека немного отличается, поэтому рассмотрим детали, которым следует уделить внимание при оформлении рабочей комнаты художника.
В идеале мастерская должна быть отделена от остального дома, для того чтобы не запачкать краской мебель и не мыть щётки в раковине ванной комнаты или кухни. Достаточно выделить для этой цели комнату примерно в 50 кв. м или отдельную постройку во дворе.
Традиционно северная сторона считается оптимальным вариантом естественного освещения для студий, ведь такой свет является рассеянным, а не прямым. Если сочетать его с искусственным, то в некотором смысле это будет имитировать обстановку галерей и музеев.
Но, к сожалению, не всегда есть возможность расположить мастерскую именно в этой части дома, поэтому лучше, если в ней будут не только окна, но и люки в крыше.
Отверстия рекомендуется располагать так, чтобы впустить как можно больше света с улицы, как, например, на чердаке, представленном на фотографии. Прямые же лучи можно затенять, если в этом есть необходимость.
Довольно распространённый способ создания отдельной художественной студии – преобразование гаража. Его открытые двери позволяют получить лёгкий доступ к улице.
Другой плюс – это дополнительные окна в крыше. Для удобства стоит позаботиться об отоплении, вентиляции, внутренней обшивке и полках для хранения материалов и принадлежностей.
Большую роль в зависимости от вида искусства играет высота помещения. Одна из стен может быть более высокой за счёт её близкого расположения к пику крыши, что даёт возможность поместить здесь большие холсты.
В этом удобном и привлекательном интерьере следует отметить мансардные окна и террасу.
Подобная, но более уединённая студия с окнами в крыше отличается наличием раздвижной двери на улицу.
Окна этой просторной мастерской, вероятнее всего, выходят на север, а стеклянная стена создаёт превосходную драматическую атмосферу.
В следующем примере выходящие на северо-запад окна позволяют частично увидеть заходящее солнце, что играет не последнюю роль в поддержании вдохновения. Кроме того, здесь установлены подвесные светильники и потолочный вентилятор.
Глядя на это небольшое строение с улицы, можно увидеть, что мастерская расположена в его правом крыле. Небольшая труба дымохода говорит о наличии какого-то отопительного источника. Возможно, это печь для гончарного производства.
Другое крыло отведено под площадку для хранения материалов, в частности, длинных деревянных досок. Для тех, кто относится к творчеству очень серьёзно, такие смежные помещения в отдельном здании – превосходное решение.
В представлении многих художников идеальная мастерская должна иметь прямой доступ к открытому пространству улицы, которое может быть ещё и предметом искусства. В хорошую погоду открытая площадка станет неплохим местом для слияния с природой и творения настоящих шедевров.
Последний пример показывает: открытая площадка около дома может быть его частью, что подойдёт для работы в ненастную погоду. Студия может быть расширена с помощью крытого пространства рядом с ней.
Достаточно просто открыть дверь гаража, которая оборудована стеклом для получения солнечного света.
Оконная рама имеет очевидное сходство с рамой для картин, вдохновляя художника на создание неповторимых произведений искусства.
Рабочее место художника
Для художника важна не только муза, сколько обычные житейские (рабочие) Чтобы воображение художника не стесняли условия зрительного восприятия, помещение, в котором он пишет свои шедевры, должно в первую очередь отвечать потребностям и желаниям творца.
Читайте также:
Согласитесь, ведь не каждый современный художник может позволить себе приобрести отдельное помещение, и назвать его своей мастерской. Зачастую мастерская художника имеет вид маленькой комнатушки в небольшой квартире.
Как обустроить комнату художника в квартире?
Если у вас есть возможность создать мини-мастерскую, то эти советы могут помочь вам!
В первую очередь особое внимание необходимо уделить цвету, и это касается не только стен, но и предметов мебели.
Стены в маленькой мастерской необходимо окрашивать в спокойные тона, так как яркие и броские цвета отвлекают внимание, и не дают возможности сконцентрироваться на работе. Так же не стоит размещать в комнате дорогую мебель, так как это не практично, ведь при работе жидкая краска с краев холста зачастую брызгает.
Какие предметы мебели установить в мастерской конечно дело каждого, но не стоит заставлять комнату ненужными столами или стульями. Должен быть один рабочий стол, мольберт (который, кстати, нужно расположить в освещенной естественным светом стороне комнаты). Помните, что рабочее место нужно располагать в максимально светлой части комнаты, в противном случае ухудшается зрительное восприятие и изменяется светотень.
Что необходимо художнику?
Мольберт
Начинающему художнику данный инвентарь просто необходим, и выбирать его следует с учетом некоторых принципов:
- Где художник будет писать картины: дома или в студии?
- Сколько денег готов потратить?
Итак, если у Вас есть достаточное количество места, лучше всего приобрести студийный мольберт (Жан-Жак), так как он достаточно больших размеров и имеет массивную станину. Он удобен в работе: при помощи данного мольберта можно изменять только угол наклона холста и перемещать работу сверху вниз.
Если же у Вас нет места, то можно приобрести мольберт-треногу (или складной мольберт). Суть данных треног одна, а вот цена различна.
Ну а если в комнате вообще не хватает места, здесь отчасти выручит настольный мольберт. Хотя для настоящего художника, пишущего большие картины, настольный мольберт не подойдет.
В любом случае вам не рекомендуется работать на столе, положив поверхность для живописи горизонтально. Вы не сможете в таком случае нормально рассмотреть рисунок.
Стул
Выбирайте удобный стул, который поможет вам собирать идеи и вдохновение из ауры вашей мастерской 🙂 Даже если вы работаете стоя, вам непременно захочется посидеть и отдохнуть.
Полочка для инструмента
Можно приобрести такую полку, которая будет устанавливаться непосредственно на треногу. Она не занимает много места и весьма функциональная. На такой конструкции вполне можно разместить не только краски, но и подставку с кистями.
Как все это разместить в маленькой комнате?
Как писали выше, мольберт устанавливаем вблизи окна так, чтобы естественный свет полностью освещал холст. Если нет возможности расположить треногу у окна, то Вам необходимо приобрести дополнительное освещение, так как имеющегося в комнате основного света может быть недостаточно, а холст должен полностью освещаться.
masterkrasok.ru
Комната художника — Лехаим
В Государственном Эрмитаже в декабре открылась постоянная экспозиция «Комната Жака Липшица», составленная из десяти скульптур и шести рисунков. Отдел современного искусства музея подготовил этот проект к грядущему 125‑летию со дня рождения французско ‑ американского скульптора, уроженца местечка Друскеники Алитусского уезда Гродненской губернии. Мимо этих событий «Лехаим» пройти не мог.
Жак Липшиц. Вдохновение. 1955. Эрмитаж. Дар Фонда Жака и Юллы Липшиц
Художественный метод скульптора Жака Липшица строился, согласно классической традиции, в несколько этапов. Графический эскиз воспроизводился в глине, затем разрабатывался в гипсе и лишь после этого отливался в бронзе или высекался из камня. Жонглируя материалами, привычными техниками, Липшиц экспериментировал с новыми формами, дабы уже иным пластическим языком высказаться на вечные темы. «Комната Липшица», благодаря дару семьи скульптора — Фонда Жака и Юллы Липшиц (Нью‑Йорк), появившаяся в конце анфилады Главного штаба, отражает многообразие творчества мастера: в «Яаков и ангел» (гипс, 1931) заметно влияние кубизма; поздняя вещь «Вдохновение» (гипс, 1955) создана в технике, которую Липшиц называл «полуавтоматизмом»; «Портрет Теодора Жерико» (гипс, 1933) и гипсовая модель бюста президента Джона Ф. Кеннеди (1964–1965), установленного в городе Ньюарк, штат Нью‑Джерси, — работы, исполненные максимального реализма.Благодаря камерности вещей, которые можно считать подготовительными эскизами, внимательному зрителю доступно погружение в «святая святых», лабораторию неутомимого экспериментатора и выдающегося скульптора столетия. Как справедливо заметил куратор проекта, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков: «Именно гипсовые оригиналы мы выбирали для музейной коллекции, потому что это материал, которого скульптор касается руками, это — в буквальном смысле слова — отпечаток руки мастера».
Молодые годы Липшица во многом рифмуются с судьбами художников‑евреев, выходцев из черты оседлости и западных провинций Российской империи. Небольшая разница траекторий зависела, кажется, только от доходов их семейств. Хаим ‑Яков Липшиц родился 22 августа 1891 года. Его дед, крупный промышленник из Гродно Шая ‑Давид Пейсахович Липшиц, был против женитьбы своего сына Абрама‑Ицхака. Его шокировала бедность родителей избранницы, красавицы Леи‑Рахели Кринской. В свою очередь, Кринские не приветствовали этот брак по причине недостаточной религиозности Липшицев. Но свадьба‑таки состоялась. Молодые поселились в Друскениках на берегу Немана, в большом деревянном доме, где сегодня находится Мемориальный музей Жака Липшица. Абрам Липшиц, специального образования не получивший, зато имевший вкус и отчасти отношение к артистической профессии, зарабатывал архитектурой и строительством, хотя, по сути, его можно было назвать подрядчиком. Получив государственный заказ, занимался проектом здания, нанимал рабочих, закупал стройматериалы и уже готовый дом сдавал клиенту «под ключ». Известно, что компания Абрама Липшица построила вокзалы в Жмеринке и Друскениках. К постройке гостиницы, что в нынешнем Друскининкае на улице Святого Якуба, тоже приложил руку отец скульптора.
У Липшицев было шестеро детей — сыновья Пиня и Рувим, дочери Женя, Фаня, Дина. Хаим‑Яков — первенец. За учебой в хедере последовало коммерческое училище в польском Белостоке, гимназия в Вильно. Учился из рук вон плохо. Якова Липшица тянуло к живописи, от чего отец, разумеется, в восторг не приходил. Мать же Липшица (припоминается мать Марка Шагала, которая отвела мальчика в художественную школу к Иегуде Пэну со словами «да, сынок, я вижу, у тебя талант») сына в его устремлениях поддерживала. Заложив тайком бриллиантовые серьги, Рахель снабдила Якова средствами на поездку в Париж, куда он и отбыл в 1909 году. Да и сам Абрам Липшиц, остыв, стал помогать сыну материально. Два года Яков, теперь он Жак, выбрав искусство ваяния, занимается в Академии изящных искусств, в мастерской скульптора Жана‑Антуана Инжальбера, посещает скульптурные классы частных школ Филиппо Коларосси и Родольфа Жюлиана, знакомится с обитателями знаменитой арт‑колонии «Улей», но все еще снимает номер в гостинице. В те времена юноша даже мог позволить себе роскошь коллекционирования. Как и многих художников того времени, его влекло африканское искусство, грубоватые формы архаичных скульптурок и ритуальных масок. Сама идея примитивизма и упрощения, воспринятая экспериментаторами в искусстве, породила авангардное явление под названием кубизм, программное произведение которого — «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо, тоже известного поклонника африканского стиля, было создано в 1907 году, и показу его сопутствовал скандал.
Жак Липшиц. Моряк с гитарой. 1917–1918. Центр Жоржа Помпиду
Судьбоносная встреча Липшица с этим ниспровергателем основ, впрочем, была еще впереди — в 1913‑м их познакомит мексиканец Диего Ривера. К тому времени Абрам Липшиц разорится, а Яков перенесет туберкулез. Он успеет побывать дома и смотаться в Петербург — за освобождением, по медицинским показаниям, от армейской службы. В столице он заглянет в Эрмитаж и придет в восторг, увидев залы скифского искусства. А вернувшись в Париж, обоснуется в доме 54 на Монпарнасе, сняв мастерскую по соседству с Бранкузи.И да, верность классике была оставлена Липшицем за порогом Осеннего салона, где в 1913 году он получил приз за скульптуру «Женщина с газелями». Работы 1914 — 1918 годов («Голова», «Гитарист», «Фигура», «Акробат на лошади», «Купальщик», «Матрос с гитарой») уже демонстрируют полное освобождение от салонных наслоений, готовность к эксперименту, кардинальную смену стратегии. Гармоничное согласие с миром эволюционирует у Жака Липшица в разрушение упрощенных форм, тревожный ритм острых граней, наложенные друг на друга динамичные плоскости, обостренную конструктивность, свободу от жизнеподобия. Одним из первых (Осип Цадкин и Александр Архипенко вели поиски в том же направлении) он переводит кубистическую живопись в скульптуру и, придав плоти, дает полотну шанс обрести трехмерность. Сам Липшиц впоследствии назовет этот период «наивным кубизмом». В 1915 году он знакомится с поэтессой Бертой Китроссер, уроженкой города Сороки, что в Бессарабии. В Париже она подрабатывает натурщицей, ее пишут Грис и Ривера. Вместе с маленьким сыном Андреем Берта Моисеевна уходит от мужа, полковника Владимира Шимкевича, к Липшицу. Их друг Амедео Модильяни пишет двойной портрет «Жак Липшиц и его жена Берта» (ныне в коллекции Института искусств Чикаго). Работа считается свадебным подарком, хотя официально брак был заключен лишь в 1925 году, когда Жак получает французское гражданство.
В 1920‑х годах к Липшицу приходит успех (он, как писал Абрам Эфрос, был встречен «[footnote text=’Эфрос А. Профили. СПб.: Азбука‑классика. 2007. С. 287′]желанным шумом сразу[/footnote]»), сопровождающийся финансовой независимостью. Раньше приходилось подрабатывать и разносчиком фруктов, и подмастерьем у других скульпторов. Стоит напомнить: скульптура требует не только невероятных физических, но и материальных затрат. Липшиц становится модным и профессионально востребованным. Его вкусы совпадают со временем, когда уже победно шествует новый стиль, ар‑деко.
В галерее маршана Леонса Розенберга на Rue de La Baume открывается первая персональная выставка Липшица. Известный критик и пропагандист кубизма Морис Рейналь публикует монографию о молодом скульпторе. Липшиц работает над портретом Коко Шанель и коваными элементами для интерьера ее дома и сада, вплоть до подставки для дров, изогнутый линейный мотив которых, как ни странно, повлиял на дальнейшие творческие поиски скульптора. Коллекционер Альберт Барнес заказывает ему пять каменных рельефов для фасада своего особняка в Пенсильвании. Собственное жилье появляется и у самого Липшица. Трехэтажный дом с мастерской на опушке Булонского леса (9, allée des Pins — рядом в 1991 году, к столетию со дня рождения Липшица, был поставлен памятник) проектирует для него приятель, архитектор Ле Корбюзье. В эти же годы Липшиц в камерной и монументальной пластике экспериментирует с пустотой, создавая так называемые прозрачные скульптуры. Его поиски, связанные с передачей динамической экспрессии при помощи взаимопроникновения абстрактных фигур, отверстий, ниш и зияющих пробелов («Арфист», «Пара»), немало повлияли на развитие модернистской скульптуры середины XX столетия. Кстати сказать, свету, как составляющей части скульптуры, игре плоскостей Липшиц также придавал большое значение.
Жак Липшиц. Вдохновение. 1955. Эрмитаж. Дар Фонда Жака и Юллы Липшиц
В интервью журналу «Вещь» скульптор объяснял: «С помощью объемов я черпаю свет. Утилитарность скульптуры — здесь. Она дает меру человеческого “Я” и его поэтическое познание вселенной». Считается, что работой «Радость жизни» 1927 года скульптор подвел итоги кубизма и перешел к экспрессионизму. Деформация натуры наполняла его новые работы эмоциональной образностью. Темы, которые все больше волнуют Липшица, это человеческие отношения, борьба и искупление, и он предсказуемо обращается к мифологическим и библейским сюжетам: «Яаков и ангел», «Давид и Голиаф», «Похищение Европы», «Леда», «Прометей». В 1930‑х скульптор входит в редколлегию просоветского художественного журнала «Удар», созданного Сергеем Ромовым. (Помимо Липшица там числятся Эренбург и Луначарский.) А в 1935 году и вовсе отправляется в Москву. Он рассчитывал украсить своими произведениями здание, спроектированное Корбюзье. Но получил заказ на скульптурный [footnote text=’Носик Б. Kaк тaм твоя Рива? // Лехаим. 2013. N 9.’]портрет Дзержинского[/footnote] (его гипсовая копия находится в коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина).Больше он в СССР не приезжает. В 1937 году французское правительство поручает Липшицу создание монументальной скульптуры для Всемирной выставки в Париже, и его «Прометей, удушающий орла» увенчал собой Дворец науки и изобретений. Оккупация Парижа срывает Липшица с места: он бежит в Тулузу в мае 1940 года. В Париже остается его брат Рувим. Моложе Жака на год, он приехал в Париж вслед за ним, всю войну был в Сопротивлении и спас скульптуры, закопав их во дворе мастерской. Впоследствии именно Рувиму, своему поверенному в европейских делах, Жак подарит большую серию работ, которые тот перед смертью передаст в дар Израилю. Как напишет племянница братьев [footnote text=’Липшиц Е. Родословная: документальная проза, ХХ век. — (Израиль: изд. авт.), 1997. С. 22. Евгения Павловна Липшиц — дочь Пини (Павла) Липшица, расстрелянного в 1936 году, старшего брата Жака и Рувима.’]Липшиц[/footnote], Рувим «…говорил, что не хочет, чтобы скульптуры брата разошлись по частным рукам».
А сам Жак ненадолго появится во Франции в 1946‑м, чтобы получить орден Почетного легиона и опять вернуться в Америку, только уже без Берты. Супруги расстаются. В 1948 году в Нью‑Йорке Жак женится на Юлле Хальберштадт, тоже скульпторе. В том же году рождается их дочь Лолия‑Рашель.
Жак Липшиц. Агарь II. 1949. Галерея «Univers du Bronze». Париж
Фигурой «Чудо», с поднятыми над головой скрижалями Завета и зажженной менорой, Липшиц приветствует возрождение еврейского государства. Создание Израиля стало для него во многом определяющим событием. Вторая половина жизни Липшица наполнена светом признания, новых экспериментов и духовных исканий. Во Франции, у церкви в селении Асси, устанавливают его скульптуру «Святая Дева» с подписью на постаменте: «Жак Липшиц, еврей, верный религии своих отцов, изваял эту Святую Деву для поощрения жизни духа, дарующего человеку взаимопонимание с ближними».В 1954 году в Нью‑Йорке, в МоМА, проходит большая ретроспектива Липшица. Там же, в Нью‑Йорке, вход в здание Колумбийского университета украшается скульптурной группой Липшица «Беллерофонт усмиряет Пегаса».
В 1965 году знаменитый скульптор по приглашению израильского правительства приезжает в Иерусалим. В 1971 году в Тель ‑Авиве проходит его первая выставка. «Я чувствую, что принадлежу Святой земле», — признается автор, передает в дар Израилю множество своих работ и приступает к работе над «Древом жизни». Место для него уже выбрано — территория больницы «Хадасса» на горе Скопус. В Иерусалиме, на Масличной горе, Хаим‑Яков (Жак) Липшиц, умерший 23 мая 1973 года на Капри, и завещал себя похоронить.
* * *
В отличие от многих бывших соотечественников, ровесников ‑единоверцев Жак Липшиц сполна получил прижизненной славы. В западном мире его скульптуры украшают музеи и площади, их много выставляют и изучают. Среди заметных исследователей его творчества есть и русскоязычные искусствоведы — но не российские. Здесь Жака Липшица знают мало. Даже автобиография скульптора, опубликованная при его жизни, в 1972 году, на русский не переведена. Тем важнее выставка, открывшаяся в Эрмитаже.
www.lechaim.ru
Картина Ван Гога «Комната художника в Арле»
Февраль 11, 2012
«Пустые кресла есть везде и их будет все больше. Кресла, которые рано или поздно кто-то оставит…».
Комната художника в Арле
1888; 56,5х74 смМузей д’Орсэ, Париж
В мае 1888 года Ван Гог оставляет комнату, которую арендовал у ресторана «Каррель» и переезжает в дом с мастерской на площади Ламартин. «Снаружи дом покрашен в желтый цвет, внутри он белый, и все это освещено солнцем». Как ему кажется, пришло время реализовывать план «Мастерской Юга». Сейчас или никогда! Он рассчитывает на Гогена, которому пишет: «Я непрерывно мечтаю об этом начинании, о создании мастерской, в которой было бы два постоянных жителя, Вы и я, но одновременно она была бы убежищем для друзей в тяжкие для них минуты».
После написания этого особняка (известный «Желтый дом») очередное полотно Ван Гог посвятит занимаемой им комнате. Вот как он описывает ее в письме к брату: «паркетный пол, красное одеяло… светло-фиолетовые стены… дверь лилового цвета… и зеленые окна… Кровать и кресла в цвете свежего масла, оранжевый туалетный столик, миска голубого цвета».
В октябре 1889 года, в клинике для душевнобольных, появляется несколько копий этой картины и несколько других полотен («Оливковая роща», «Пшеничное поле с жнецом на солнце»), предназначенные для проживающей в Голландии сестры Вильгельмины. В письме Ван Гог упоминает пересылку, которую организует Тео, и пишет: «Наверное, интерьер покажется тебе ужасным: пустая спальня с деревянной кроватью и двумя креслами. Однако я дважды рисовал ее в большом формате».
Пустое кресло и трубка
1888; 93,5х73,5 смНациональная галерея, Лондон
И добавляет: «Написание чего-нибудь обычного, когда имеет место яркое расположение цветов, является непростой задачей. Как я полагаю, однако, это может быть явным доказательством того, что удается сберечь простоту, используя другие краски, в отличие от серой, белой, черной и бронзовой». В этом же письме присутствует и следующая мысль: « Японцы живут в очень простых домах, а какие же великие художники жили в этой стране!» Как мы видим, обращение к эстетике Японии продолжается до конца жизни Винсента.
На этом полотне привлекают внимание пустые кресла. Очевидны параллели с двумя другими картинами: «Пустое кресло и трубка» и «Кресло Гогена». Мотив пустого, оставленного кресла давно присутствовал в сознании Ван Гога. В 1877 году, когда ему было 25 лет и он жил в Амстердаме, его навестил отец. Ван Гог записал: «После того как я провел отца к поезду, я вернулся в свою комнату — и вид кресла, на котором отец сидел минутой раньше, довел меня до того, что я огорчился, как ребенок».
В подобном состоянии души он писал «Кресло Гогена» после его поспешного отъезда в Арль. А когда Винсент будет уезжать сам, он станет усердно разыскивать кресло, в котором ему позировал почтальон Рулен.
(1853-1890) Винсент Ван Гог
Картины и полотна Ван Гога
Едоки картофеляАвтопортретыМост ЛанглуаПодсолнухиНочное кафеПортрет доктора ГашеКипарисы,Церковь в ОвереВороны над полем пшеницы
Поделиться ссылкой в социальных сетях
www.filoli.ru
Детская комната для юного художника
Детская комната для юного художника – это и комфортное творческое пространство, и источник вдохновения, и уютное место для отдыха и размышлений, и первая галерея для персональной выставки. Объединить все это в четырех стенах довольно сложно, однако творческий подход к решению практических и дизайнерских задач может дать хороший результат.
Свет и цвет
Детская комната для юного художника должна быть светлой – это касается и непосредственно освещения и цветового решения обоев, текстиля, мебели и аксессуаров. В помещении должно быть достаточно источников освещения, близкого к дневному, – помимо большого окна, обеспечивающего свет днем, в комнате необходимо использовать люминесцентные или диодные лампы, дающие белый свет. Это – практическая необходимость для создания ребенку комфортных условий для рисования, ведь белый свет не искажает красок, позволяет воспринимать и использовать их адекватно. Уместны будут переносные источники света в виде торшеров, ламп на кронштейнах и так далее.
Что касается колористического решения комнаты для художника, то стоит воздерживаться от ярких тонов в оформлении стен, не использовать текстиль насыщенных цветов. Нежные пастельные тона, белый цвет – лучшее, что можно использовать для отделки основных поверхностей.
Мебель
В комнате юного художника мебель должна быть не столько эстетичной, сколько функциональной. Стол с регулирующимся углом наклона столешницы, мольберт, грифильная доска, стеллажи для хранения красок, кистей, альбомов и прочих принадлежностей, полки для хранения книг – в принципе, все это необходимо в любой детской, но в «художественной студии» – просто незаменимо. Помимо всего перечисленного юному художнику понадобится место для хранения готовых работ – тумба или шкаф, куда не будут проникать пыль и солнечные лучи.
Детская комната для юного художника должна быть комфортной не только для рисования, но и для отдыха и игр. Поэтому крайне важно оборудовать уголок для хранения игрушек, зону сна и развлечений. В данном случае, схема распределения зон в интерьере должна отталкиваться от следующей аксиомы – стол и мольберт для рисования должны находиться у окна, а кровать и шкафы для одежды и игрушек нужно размещать в оставшемся пространстве наиболее комфортным образом. Великолепный вариант – откидывающаяся кровать или кровать-трансформер, раскладывать которые можно непосредственно перед сном, а на день – убирать или складывать. Так же хороши кровати с выдвижными ящиками для хранения одежды, постельного белья, игрушек и прочих личных вещей ребенка.
Декор
К декору комнаты для художника необходимо подходить ответственно – жилое и рабочее пространство должны постоянно вдохновлять юного творца, но в то же время – не перегружать его эмоционально обилием деталей или ярких цветов.
Для оформления стен можно использовать репродукции картин любимых художников ребенка, размещать на них цветовые карты, палитры. Великолепное решение – украшение стен лучшими работами самого юного художника – их соседство с полотнами мастеров будет для него великолепным стимулом для совершенствования навыков рисования, освоения новых техник.
Лучшая комната для художника
Лучшая комната для художника – та, в которой он сможет рисовать даже на стенах. Существуют ламинированные моющиеся поверхности, на которые можно многократно наносить рисунки – ими можно отделать стены до половины высоты. Известно, что дети любят рисовать на поверхностях, не предназначенных для этого, что становится источником огорчения для родителей – так почему бы не сделать рисование на стенах вполне «легальным» занятием? Ведь нельзя предугадать, когда и на чем юный художник создаст свой первый шедевр! Отделывать стены подобным покрытием можно не полностью, а, скажем, до половины высоты. Такая идея наверняка понравится и ребенку и его родителям.
Специальное маркерное покрытие
Грифильное покрытие в интерьере детской комнаты
Атмосфера детской и ее оформление должны учитывать и возрастные особенности ребенка. Существует теория, согласно которой рисовать дети могут начинать с 8-10 месяцев – осваивать краски, взаимодействовать с материалами. Конечно, это занятие будет оставаться игрой еще долгое время, однако именно игра – один из лучших способов обучения. Детская комната для юного художника может стать первой творческой мастерской будущего творца настоящего искусства!
www.babyroomblog.ru