КОНСЕРВАТИЗМ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. М. Руткевич, А. А. Куликов
КОНСЕРВАТИ́ЗМ (от лат. conservo – охранять, сохранять), в широком смысле – обозначение умонастроения и жизненной позиции, характерными особенностями которых являются приверженность традиции – социальной, нравственной, религиозной, связанное с этим недоверие к любым радикальным нововведениям и предпочтение медленных, постепенных изменений («органической эволюции»). По определению одного из виднейших идеологов брит. консерватизма М. Оукшотта, «быть консерватором означает предпочитать известное – неизвестному, испытанное – неизведанному, факт – загадке, насущное – возможному, ограниченное – бескрайнему, близкое – далёкому, достаточное – избыточному, удобное – идеальному…» (Oakeshott M. Rationalism in politics, and other essays. L., 1962. P. 169). В этом смысле К. не связан с к.-л. определённой теорией, существует гл. обр. латентно и получает то или иное идеологич. оформление как ответ на вызовы, обращённые к конкретному обществу и подрывающие сложившийся уклад жизни.
В более узком смысле К. – одно из обществ.-политич. течений 19–20 вв., идеология которого, однако, с трудом поддаётся систематизации в силу многообразия тех религ., культурно-историч., нац. традиций, на которые обычно ссылаются консерваторы. В отличие от либерализма и социализма, К., не имеющий идеала совершенного обществ. строя, определяется С. Хантингтоном как «институциональная идеология», т. е. выступающая в защиту наличных социальных институтов, когда они оказываются под угрозой.
Возникновение К. как политич. течения в кон. 18 – нач. 19 вв. связано с реакцией на события Франц. революции 18 в. Cвоё первоначальное выражение он получил прежде всего в программных «Размышлениях о революции во Франции» (1790) Э. Бёрка, а также в сочинениях Ж. де Местра, Л. Бональда, раннего Ф. Р. де Ламенне, С. Колриджа, нем. публицистов и политич. мыслителей Ф. Генца, А. Мюллера и др. Термин укоренился благодаря названию издававшегося Ф. Р. де Шатобрианом в 1818–20 ж. «Le Conservateur». Общим для этого раннего политич. К. явилось негативное отношение к попыткам пересоздать общество по к.-л. «рациональному» проекту: притязаниям просветительского «автономного» разума с его абстрактными концепциями идеального обществ. устройства был противопоставлен авторитет традиции – коллективных верований, нравов и обычаев, в которых воплотился многовековой опыт данного народа, представленный такими исторически сложившимися институциями, как Церковь и государство (религия как «основа гражданского общества» у Бёрка, союз «трона и алтаря» у Ж. де Местра и др. ). Традиция понимается Бёрком как преемственная связь не только с прошлыми, но и с будущими поколениями. Передаваемые традицией основополагающие ценности имеют своим источником трансцендентный моральный порядок, установленный Богом и превосходящий человеческое разумение. Зло изначально коренится не в тех или иных обществ. учреждениях, как полагал Ж. Ж. Руссо, но в самой человеческой природе, несущей на себе печать первородного греха. Революц. требованиям равенства и либеральным доктринам, исходившим из социального атомизма, была противопоставлена концепция общества как иерархически устроенного органического целого, в котором разл. индивиды и группы в силу традиции выполняют разные задачи на благо этого единого целого. Теория общественного договора отвергалась как рационалистич. фикция.
К. в англосаксонском мире был более либерален, чем в странах континентальной Европы, где центр. роль в сохранении социальной стабильности отводилась государству и Церкви. Э. Бёрк, защитник личной свободы и брит. парламентаризма, придавал важное значение в формировании индивида «малым кланам» – семье, гильдиям, ассоциациям. К. Меттерних, виднейший консервативный политик эпохи Реставрации, считал, что невозможно перенести принципы брит. конституции на европ. континент. Клерикально-монархич. идеи франц. традиционалистов и ряда нем. романтиков во многом определили идеологию Священного союза. С ранним К. связан ряд филос. и юридич. концепций, разрабатывавшихся прежде всего в Германии: историческая школа права (Ф. К. фон Савиньи) и др.
Первой политич. партией, которая стала называться «консервативной» с 1830-х гг., были брит. тори (см. Консервативная партия), лидер которых Р. Пиль видел задачу партии в проведении реформ при сохранении обществ. порядка. На протяжении 19 в. вместе с быстрой индустриализацией, урбанизацией, завершением формирования нац. государств происходила постепенная трансформация консервативной идеологии и политики: консервативные партии стали выражать интересы не только привилегированных сословий «старого порядка», но и промышленников, аграриев, гор. мелкой и средней буржуазии. Во Франции, наряду с К. легитимистов из «бесподобной палаты», к 1830-м гг. формируется «либеральный консерватизм» (термин ввёл в оборот Ф. Гизо), на который ориентировались сторонники Луи Филиппа. В Германии, где К. был в наибольшей степени связан с идеей сохранения «старого порядка», существовал также «реформаторский консерватизм» (Reformkonservatusmus) К. фом Штейна. В Великобритании либеральные политич. реформы, предоставившие большей части населения избирательные права, проводились кабинетами тори – Пиля и Б. Дизраэли. О. фон Бисмарк и Дизраэли стали виднейшими консервативными политиками 2-й пол. 19 в. К. этой эпохи часто смыкается с национализмом. К нач. 20 в. возникают и крайне правые консервативные партии (напр., «Аксьон франсез», возглавляемая Ш. Моррасом).
Осн. принципы рос. К. были сформулированы в кон. 18 – нач. 19 вв. М. М. Щербатовым и Н. М. Карамзиным и получили дальнейшее развитие в «официальной народности» теории (гр. С. С. Уваров, Н. Г. Устрялов и др.), в учении славянофилов (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин). С точки зрения рос. консерваторов, самодержавная форма правления соответствовала историч. своеобразию рус. народа и рассматривалась ими как единственный источник реформ и гарант порядка в обществе. Виднейшие представители К. в России – М. Н. Катков, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев, Л. А. Тихомиров и др. Консервативными были воззрения таких рус. писателей и поэтов, как Ф. И. Тютчев, Н. В. Гоголь, А. А. Фет, Н. М. Лесков, Ф. М. Достоевский. В целом консервативный характер имели «контрреформы» 1880–90-х гг. в правление имп. Александра III. Во 2-й пол. 19 в. появился т. н. либеральный К. (Б. Н. Чичерин, П. Б. Струве и др.). В нач. 20 в. происходило организационное объединение консервативных сил («Русское собрание», Союз русского народа и др.), национализм стал одним из осн. принципов в обосновании К. (М. О. Меньшиков и др.). После Февр. революции 1917 идеология К. утратила своё влияние в России. В эмиграции К. был представлен работами ряда рус. мыслителей (И. А. Ильин, концепция «духовно свободного консерватизма» С. Л. Франка и др.).
После 1-й мировой войны исчезли крупнейшие европ. монархии, а вместе с ними практически ушёл в прошлое К., ориентировавшийся на сохранение трона и алтаря. В условиях, когда появилась угроза сложившимся политич. и экономич. институтам (коммунизм, национал-социализм), либерализм приобрёл охранительные функции, а потому либеральный К. выступал как идеология осн. правых партий. Одновременно происходила радикализация части консерваторов, перенявших некоторые программные положения социалистов. С наибольшей силой это проявилось в веймарской Германии, где возникла идеология «консервативной революции».
После 2-й мировой войны программы крупных правых партий в Зап. Европе сочетают в себе элементы либерализма и К. В 1970-х гг. в США и Великобритании возникает неоконсерватизм, оказавший заметное влияние на политику правительств Р. Рейгана и М. Тэтчер. В полемике с либеральной политич. философией заметный след оставили труды последователей коммунитаризма, отчасти совпадающие с идеологией т. н. социального К. (сочетание принципов личной свободы и социальной ответственности).
В России реакция на радикальные реформы 1990-х гг. вызвала появление разл. версий К., исходящих как из идей И. А. Ильина (А. И. Солженицын и др.), так и из опыта советского «реального коммунизма» (А. А. Зиновьев и др.).
Может показаться, что консерватизм российских властей мало влияет на реальную жизнь. Но он каждый день ухудшает жизнь многих женщин Доказывает социолог Анна Темкина для рубрики «Идеи»
Митинг феминисток в честь Международного женского дня. Санкт-Петербург, 8 марта 2019 года
Роман Пименов / Интерпресс / PhotoXPress
От государственного российского консерватизма, кажется, можно отмахнуться: он не тотальный, его вроде бы легко не замечать. Например, законодательство, защищающее права женщин, остается сравнительно либеральным, а на повседневную жизнь городских жителей даже самые громкие выступления консервативных политиков почти не влияют. Женщины работают, могут получить квалифицированную медицинскую помощь, а государство как будто не вмешивается в их решения. В статье для рубрики «Идеи» профессор социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Анна Темкина объясняет, что оторванность нынешнего «консервативного поворота» от реальности — иллюзия и распространяется далеко не на всех женщин.
Мне всегда казалось, что российский государственный консерватизм — конструкция, нужная властям для коммерческих и внешнеполитических проектов, но не способная глубоко повлиять на жизнь общества. Как можно «возвращать» патриархальные обычаи и традиционные гендерные роли в стране, жители которой не знают других традиций, кроме советских? Передача традиционных ценностей от поколения к поколению в России была прервана революцией и другими потрясениями ХХ века.
Разговор с профессором Анной Темкиной, ведущим специалистом в области гендерных исследований, феминистской теории и социологии здоровья в России, убедил меня в том, что российский консервативный поворот творчески развивает советскую гендерную политику — и напрямую затрагивает жизни российских семей, в особенности детей и женщин. Это прагматичная политика, имеющая вполне конкретное экономическое и социальное измерение.
Всем, кто хотел бы глубже познакомиться с темой, рекомендую читать книгу Анны Темкиной и Елены Здравомысловой «12 лекций по гендерной социологии», вышедшую в издательстве Европейского университета в Санкт-Петербурге в 2015 году.
Российское государство фактически отказалось от активной поддержки идеи гендерного равенства. Гендерный дискурс и даже термин «гендер» власти парадоксальным образом отождествляют исключительно с идеей защиты прав сексуальных меньшинств. Это ведет к формированию в России своеобразной гибридной гендерной политики. Она сочетает выгодный государству советский эмансипационный подход, который требовал от женщины совмещения карьеры и материнства, и западную ролевую модель дофеминистских времен, в которой мужчина выступал добытчиком, а женщина — матерью-домохозяйкой.
Западные домохозяйки и советские учительницы
В сложившейся к 1960–1970-м годам на Западе ролевой модели для среднего класса мужчина был добытчиком, делавшим карьеру. Благополучная семья среднего класса с детьми жила в благоустроенном пригородном доме; женщина, даже имея образование и работу до брака или рождения детей, становилась — навсегда или надолго — домохозяйкой. Не все могли и хотели следовать этой схеме, но идеал и норма существовали.
В Советском Союзе ни идеала, ни практики домохозяйки не было: советские граждане — и мужчины, и женщины — работали. Такова была идеология советского государства, такова была и экономическая необходимость: семье были нужны два работающих человека.
Государство при этом ожидало, что женщина будет совмещать занятость в производстве с материнством. С детства система настраивала девочек, чтобы после школы они поступали не на математические и физические, а, например, на филологические или медицинские факультеты. Место женщине отводилось в педагогике, медицине или даже военно-промышленном комплексе (но на низших позициях), потому что это более «женские» профессии — или просто места, позволяющие совмещать работу и материнство.
Долг перед родиной
У советской политики в отношении женщин были некоторые эмансипационные черты: Советская Россия стала первой страной, где разрешили аборты (в 1920 году; вновь запретили с 1936-го до 1954-го). В России прочно закрепился такой эмансипационный институт, как развод; он и до сих пор не считается проблемой. Но у советского государства не было феминистской установки на защиту прав. Озабоченное рождаемостью, государство не защищало индивидуальные права, в частности, репродуктивные, а добивалось от советской женщины выполнения ее «долга».
Женщина оказывалась ответственной и за работу, и за семью и детей — и часто несла эту ответственность единолично. Институциональная поддержка отца была условной, потому что отец всегда мог прекратить участвовать в воспитании детей, чего не могла сделать женщина. Она должна была рассчитывать на себя — и еще на старшее поколение. Укрепленные в сознании представления о том, что материнство и забота о семье — ее естественное предназначение, так и работали, пока «все не кончилось».
«Я выполнила долг перед государством, я родила ему двоих детей», — сейчас трудно представить себе такое высказывание, но, записывая интервью для моих исследований, я сама слышала такие фразы от женщин советских поколений.
Пропагандистский плакат художника Адольфа Страхова. 1920 год
World History Archive / Alamy / Vida Press
Сексуальная жизнь как проект 1990-х
В 1990-е годы на граждан буквально обрушилась новая информация, в том числе и информация о сексуальности. Появился и рынок, включая рынок контрацепции. Как только расширились возможности контролировать сексуальную жизнь на частном уровне, произошло ее быстрое институциональное переформатирование.
Сексуальное поведение стало не чем-то «естественным» (как пойдет), не «долгом» (родить детей государству), а в гораздо большей степени — личным выбором. Появились разные образцы, появилась рефлексия об осознанном построении собственной жизни. Женственность получила новые ресурсы для своего проявления, однако женщина теперь могла быть разной: не обязательно «работающей матерью», не обязательно на каблуках и в мейкапе.
Постсоветские молодые образованные женщины осознали, что секс — это удовольствие для обоих партнеров, а не только для мужчин, в то же время и дети — это забота и ответственность обоих. Пришло понимание: «Моя профессиональная жизнь, моя сексуальная жизнь — это проект. Я не столько следую гендерным образцам, сколько сама строю образцы». Изменения поистине тектонические, хотя и не всегда заметные сразу.
Консервативный реванш
Консервативный поворот, который мы сегодня переживаем, — ответ на эти изменения. И если в Италии, Германии, Франции движения, стремящиеся вернуть традиционные гендерные образцы, — это низовые гражданские инициативы, то российский консервативный поворот — наоборот, «верхушечный».
В большинстве стран Евросоюза государство в последние годы принимает рамочные законы о гендерном равенстве, защите сексуальных и репродуктивных прав, то есть продвигает гендерный мейнстрим. С помощью таких законов государство сообщает своим гражданам, что заинтересовано в гендерном равенстве. Законы создают институциональную рамку, на основе которой правительства утверждают разные комитеты и разрабатывают программы, защищающие права и помогающие борьбе, например, с домашним насилием и харассментом. Даже если решаются далеко не все проблемы, такие законы как минимум демонстрируют, что государство занимает в отношении этих вопросов вполне определенную позицию.
В России же именно государство, а не гражданское общество — главный консерватор. Три попытки принять закон о гендерном равенстве последовательно проваливались в 2003-м, 2008-м и 2018-м. Постоянно звучали аргументы, что Россия — страна особенная, а гендерное равенство привносится с Запада и чуждо национальной культуре. Кроме того, равенство мужчин и женщин и так прописано в Конституции.
Отклоняя последнюю версию закона, председатель Госдумы Вячеслав Володин сказал, что депутаты позже разработают новый закон, в котором будет сделан акцент на трудовых и социальных правах женщин — то есть речь опять пойдет о материнстве и его совмещении с оплачиваемой занятостью. Государство снова воспринимает женщину только или в первую очередь как мать.
Неприятие закона о гендерном равенстве связано и с тем, что консервативные силы отождествляют гендерное равенство исключительно с продвижением прав ЛГБТ-сообщества. Само упоминание слова «гендер» считается опасным для «традиционных ценностей»; разнообразие не приветствуется. Управлять удобнее и эффективнее однородным населением, которое действует по единому образцу — строго связывая сексуальное и репродуктивное поведение с моногамным гетеросексуальным браком.
Консерватизм как способ сэкономить
В острую форму государственный традиционализм перешел в России после 2012 года, в котором случился среди прочего суд над Pussy Riot. Гендерное равенство окончательно перестало быть приоритетом, а представления о женских правах свелись к поддержке материнства и детства.
Это во многом продолжает советскую гибридную политику — одновременно эмансипационную и традиционалистскую: государство наделяет женщину как мать социальными благами и ожидает, что женщина в ответ будет выполнять демографическую политику государства. Ключевое отличие нынешней политики от советской в том, что государство минимизирует свои расходы. Чтобы поддерживать консервативный «гендерный контракт» в условиях снижения социальных поддержек, нужно постоянно напоминать женщинам об их роли и социальной функции — заботе. Интерес государства здесь в том, чтобы вкладывать меньше денег в социальную сферу и перекладывать заботу о молодых и пожилых на плечи женщин, которые хотят этим заниматься «от природы».
Кроме того, рынок продвигает определенные образцы потребительского поведения. «Постгламурный» гендерный образец: успешная женщина — это жена богатого мужчины. Ей не нужно работать, но она, помимо рождения детей, скорее всего, «занимается фрилансом» — например, дизайном, или организацией выставок, или волонтерством, причем делает это не ради денег, а для самореализации. Это очень хорошо вписывается в консервативный дискурс, в котором функцию заботы должна выполнять семья вместо государства. Однако для большинства такие традиционалистские идеалы малодостижимы на практике.
Сексуальное просвещение — табу номер один
Можно сказать, что российский «верхушечный» консерватизм и традиционализм можно игнорировать — он не такой тотальный, как советская идеология. Но оторванность консерватизма от реальности — иллюзия. Отсутствие идеологии гендерного равенства лишает общество четкого ориентира. Конституция все еще декларирует права и свободы, в том числе и гендерные, но действия российского государства свидетельствуют, что консервативный «большой брат» вполне может за вами прийти — например, если в ваших действиях усмотрят нарушение законодательства «о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» или «о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Поводом для претензий и обвинений может быть появление на публичном мероприятии, записи в соцсетях, публикация художественных произведений и даже выпуск фильма.
Еще одно катастрофическое последствие «верхушечного» консерватизма — отсутствие сексуального образования в российских школах. Дети «невинны», поэтому сексуальную информацию школа им давать не должна. Консервативный дискурс видит в сексуальном просвещении угрозу семье, родительству, традиционным ролям.
В современной России это табуированная тема номер один. В каком-то смысле она даже более проблемная, чем все, что связано с однополыми отношениями, поскольку считает одно следствием другого. В развитии сексуальной и репродуктивной культуры школьников консерваторам видится даже не столько «развращение» детей (согласно этой логике, стоит только детям или подросткам узнать о предохранении, они немедленно захотят испробовать все на практике), сколько опасность информирования о разнообразии сексуальных норм, которые могут включать и однополые отношения. Институциональная политика в итоге настаивает: «Мы не будем говорить о сексе».
В итоге слабая информированность и нехватка репродуктивной (контрацептивной) культуры ведет к абортам, число которых остается высоким. Да, в постсоветские годы этот показатель постоянно снижается, но он все еще значительно выше, чем в западных странах.
Пытаясь с этим справиться, власти ужесточают правила абортов: они разрешены, но ограничений становится все больше. Особенно сильно это влияет на женщин из уязвимых групп. Женщины из среднего класса лучше обращаются с информацией, лучше умеют предохраняться: знают, что нужно сходить к врачу и проконсультироваться по этому поводу; покупают более дорогую и эффективную контрацепцию, а в случае контрацептивной ошибки — могут обратиться в частную клинику. Малоимущие женщины лишены многих из этих возможностей, и именно им угрожает гендерный консерватизм. Среди прочего, направляясь на бесплатный аборт (по обязательной медицинской страховке), они могут столкнуться с гинекологами — противниками абортов и фактически лишиться возможности на самостоятельный выбор. Проблема абортов решается за их счет.
Консервативный дискурс нельзя рассматривать как совершенно безобидный и «верхушечный»: он имеет вполне конкретные последствия для жизни людей. Уже сейчас он способствует усилению социального неравенства в репродуктивных правах.
Анна Темкина, профессор социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, специально для «Медузы»
консерватизм, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения консерватизм
, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения консерватизм | DepositphotosИзображения
ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффекты
Инструменты
Enterprise
Цены
Фотографии
ВойтиРегистрация
Изучить и изучить консерватизм, изучить и изучить консерватизм, показать как увеличить стекло и символизировать слово процесс консерватизма более пристальный взгляд на консерватизм, 3d illustrationСмятые бумаги в мусорном бакеМАДРИД, ИСПАНИЯ — 1 марта 2022 года. Сенатор Испании Хавьер Марото на пресс-конференции в Испании. Испанский политик Народной партии, ПП. Фотография. Сан-Паулу, Бразилия, 9 августа., 2022 г. Жаир Мессиас Болсонару, президент Бразилии, на пресс-конференции. Сан-Паулу, Бразилия, 09 января 2023 г. Демонстрации болельщиков демонтируют палатки после судебного постановления министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса после 71 дня пребывания в лагере в Сан-Паулу. Свежий
Бразилия. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Матилии, СП. Требование федерального вмешательства против демократических выборов в ЛулаБразил. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Матилии, СП. Требование федерального вмешательства против демократических выборов в ЛулаБразил. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Матилии, СП. Требование федерального вмешательства против демократических выборов в ЛулаБразил. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марилии, штат Пенсильвания. Требование федерального вмешательства против демократических выборов ЛулыПопробуйте другие ключевые словаотцовство
Бразилия. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марлии, СП. Требование федерального вмешательства против демократических выборов ЛулыFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 9 января 2023 г. Демонстрации болсонаристов демонтируют палатки после судебного постановления министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 9 января, 2023. Демонстрации болельщиков демонтируют палатки после судебного решения министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 09 января 2023 года. Демонстрации болельщиков демонтируют палатки после суда приказ министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 9 января 2023 г. Демонстрации болсонаристов демонтируют палатки после судебного постановления министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня ночевки в Сан-ПаулуСвежий
Бразилия. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марилии, штат Пенсильвания. Требование федерального вмешательства против демократических выборов ЛулыFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 9 января 2023 г. Демонстрации болсонаристов демонтируют палатки после судебного постановления министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Создать новое ограничение. Ввести новые санкции и ограничения. Законы и правила. Блокировать VPN-сервисы. Запреты и табу. Остановить работу, заморозить и отменить. Сделать защиту. Консерватизм.Fresh
Консервативная партия (Великобритания) Портрет пожилой женщины в очках на бежевом фоне Хасиды ждут возле пекарни пешеходного перехода, чтобы пересечь улицу Рабби Акива. Мужчина отвергает словесные блоки SPAC. Неспособность инвестировать в пустые компании, котирующиеся на бирже с высокой степенью риска. Сложность определения прибыльности сделки и стоимости акций после слияния. Хайп в теме Бразилия. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марилии, штат Пенсильвания. Требование федерального вмешательства против демократических выборов в ЛулаБразил. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марилии, штат Пенсильвания. Требование федерального вмешательства против демократических выборов в ЛулаБразил. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марилии, штат Пенсильвания. Требование федерального вмешательства в демократические выборы в ЛулаСан-Паулу, Бразилия, 9 января, 2023. Демонстрации болельщиков демонтируют палатки после судебного решения министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 09 января 2023 года. Демонстрации болельщиков демонтируют палатки после суда приказ министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 9 января 2023 г. Демонстрации болсонаристов демонтируют палатки после судебного постановления министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня ночевки в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 09 января 2023 г. Демонстрации сторонников Болсонария демонтируют палатки по решению суда министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 9 января, 2023. Демонстрации болсонаристов демонтируют палатки после постановления суда министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Бразилия. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марилии, штат Пенсильвания. Требование федерального вмешательства против демократических выборов ЛулыFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 09 января 2023 г. Демонстрации сторонников Болсонария демонтируют палатки по решению суда министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 9 января, 2023. Демонстрации болсонаристов демонтируют палатки после постановления суда министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Портрет пожилой женщины в очках на бежевом фонеБразилия. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марлии, СП. Требование федерального вмешательства против демократических выборов ЛулыFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 09 января 2023 г. Демонстрации болельщиков демонтируют палатки после постановления суда министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеша, после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
СЕГЕД, ВЕНГРИЯ — 3 июля 2018 г. : Местный штаб политической партии Фидес. Фидес — политическая партия премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, известного своими популистскими, консервативными и правыми позициями. Сан-Паулу, Бразилия, 9 января 2023 г. Демонстрации сторонников болсонаризма демонтируют палатки после решения суда министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеша. , после 71 дня стоянки в Сан-ПаулуСвежий
Бразилия. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Матилии, СП. Требование федерального вмешательства против демократических выборов ЛулыПопробуйте разные ключевые слова мы люди
Бразилия. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марлии, СП. Требование федерального вмешательства против демократических выборов в ЛулаБразил. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Матилии, СП. Требование федерального вмешательства против демократических выборов в ЛулаБразил. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марилии, штат Пенсильвания. Требование федерального вмешательства в демократические выборы в ЛулаСан-Паулу, Бразилия, 9 января, 2023. Демонстрации болсонаристов демонтируют палатки после постановления суда министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня пребывания в лагере в Сан-Паулу смотрит на знак «Нет». Толпа людей смотрит на красный знак НЕТ. Окно Овертона. запрет, табу, запрет и неприятие. Консерватизм, непонимание. Выборочный фокусБразилия. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марлии, СП. Требование федерального вмешательства против демократических выборов ЛулыСвежий
Бразилия. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марлии, СП. Требование федерального вмешательства против демократических выборов ЛулаFresh
Бразилия. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марилии, штат Пенсильвания. Требование федерального вмешательства против демократических выборов ЛулаFresh
Бразилия. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Матилии, СП. Требование федерального вмешательства против демократических выборов в ЛулаБразил. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марлии, СП. Требование федерального вмешательства против демократических выборов в ЛулаБразил. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марлии, СП. Требование федерального вмешательства в демократические выборы в ЛулаСан-Паулу, Бразилия, 9 января, 2023. Демонстрации болельщиков демонтируют палатки после судебного решения министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 09 января 2023 года. Демонстрации болельщиков демонтируют палатки после суда приказ министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 9 января 2023 г. Демонстрации болсонаристов демонтируют палатки после судебного постановления министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня ночевки в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 09 января 2023 г. Демонстрации болельщиков демонтируют палатки по решению суда министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Чернила в форме головы средневековый рыцарь.Юмор Путь будущего!Американский республиканец ГолосованиеБразилия. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марилии, штат Пенсильвания. Требование федерального вмешательства в демократические выборы в ЛулаСан-Паулу, Бразилия, 9 августа, 2022. Жаир Мессиас Болсонару, президент Бразилии на пресс-конференции. Политическое разделение и концепция разделенной страны, проиллюстрированная розовой шляпой, представляющей либералов, и красной шляпой водителя грузовика, представляющей консерваторов во все более пристрастной Америке, Бразилия. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марлии, СП. Требование федерального вмешательства против демократических выборов в ЛулаБразил. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Матилии, СП. Требование федерального вмешательства против демократических выборов в ЛулаБразил. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марилии, штат Пенсильвания. Требование федерального вмешательства в демократические выборы в ЛулаСан-Паулу, Бразилия, 9 января, 2023. Демонстрации болельщиков демонтируют палатки после судебного решения министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 09 января 2023 года. Демонстрации болельщиков демонтируют палатки после суда приказ министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 9 января 2023 г. Демонстрации болсонаристов демонтируют палатки после судебного постановления министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня ночевки в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 09 января 2023 г. Демонстрации сторонников Болсонария демонтируют палатки по решению суда министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 9 января, 2023. Демонстрации болельщиков демонтируют палатки по решению суда министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 09 января 2023 года. министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 09 января 2023 г. Демонстрации сторонников Болсонария демонтируют палатки по решению суда министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 9 января, 2023. Демонстрации болельщиков демонтируют палатки по решению суда министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 09 января 2023 года. министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 9 августа 2022 г. Президент Бразилии Жаир Мессиас Болсонару на пресс-конференции. Сан-Паулу, Бразилия, 9 августа 2022 г. Президент Бразилии Жаир Мессиас Болсонару на пресс-конференции. Сан-Паулу, Бразилия, 9 августа , 2022 г. Жаир Мессиас Болсонару, президент Бразилии, на пресс-конференции. Сан-Паулу, Бразилия, 9 января 2023 г. Демонстрации болельщиков демонтируют палатки после судебного постановления министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 09 января 2023 г. Демонстрации сторонников Болсонария демонтируют палатки по решению суда министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 9 января, 2023. Демонстрации болельщиков демонтируют палатки по решению суда министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 09 января 2023 года. министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуСвежий
Бразилия. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марилии, штат Пенсильвания. Требование федерального вмешательства против демократических выборов в ЛулаБразил. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Матилии, СП. Требование федерального вмешательства против демократических выборов в ЛулаБразил. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Марлии, СП. Требование федерального вмешательства против демократических выборов в ЛулаБразил. 02 ноября 2022 г. Сторонники президента Болсонару выступают перед казармами военных расстрелов в Матилии, СП. Требование федерального вмешательства в демократические выборы в ЛулаСан-Паулу, Бразилия, 9 января, 2023. Демонстрации болельщиков демонтируют палатки после судебного решения министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 09 января 2023 года. Демонстрации болельщиков демонтируют палатки после суда приказ министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 9 января 2023 г. Демонстрации болсонаристов демонтируют палатки после судебного постановления министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса, после 71 дня ночевки в Сан-ПаулуFresh
Сан-Паулу, Бразилия, 9 января 2023 г. Демонстрации сторонников Болсонария демонтируют палатки по решению суда министра Федерального Верховного суда Александра де Мораеса после 71 дня пребывания в лагере в Сан-ПаулуFresh
Пластиковые бутылки в переработке binAlt Left and altright conceptСан-Паулу, Бразилия, 9 августа 2022 г. Жаир Мессиас Болсонару, президент Бразилии, на пресс-конференции. Консервный нож винтажСледующая страница0003
Point of View
Camera AngleFrontFrom Above
AerialFlat Lay
Date Added
Any TimePast 24 hoursPast weekPast monthPast year
Content
Premiere OnlyOnOff
Orientation
HorizontalVerticalSquarePanoramic
Isolated
OnlyExclude Isolated
Исключить RendersOnOff
Люди
Любое количество людей
Люди
OnlyExclude PeopleNo Face
Any GenderFemaleMaleMale & Female
Any AgeInfantToddlerChildTeenagerYoung adultAdultMiddle-agedSenior
Any EthnicityBlackCaucasianEast AsianSouth AsianHispanic
Contributor
Editorial
Editorial
OnlyExclude Editorial
Color
Origin & Location
Any CountryAndorraArgentinaArmeniaAustraliaAustriaAzerbaijanBangladeshBelarusBelgiumBosnia and HerzegovinaBrazilBulgariaCanadaChinaColombiaCroatiaCyprusCzech RepublicDenmarkEcuadorEgyptEstoniaFinlandFranceGeorgiaGermanyGreeceHong KongHungaryIndiaIndonesiaIrelandIsraelItalyJapanKazakstanKorea, Republic ofKyrgyzstanLatviaLithuaniaMacedoniaMalaysiaMexicoMoldovaMontenegroMoroccoNetherlandsNew ZealandNorwayPakistanPeruPhilippinesPolandPortugalRomaniaRussian FederationSerbiaSingaporeSlovakiaSloveniaSouth AfricaSpainSri LankaSwedenSwitzerlandTaiwanTajikistanThaila nd ТурцияУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыВеликобританияСШАУругвайУзбекистанВьетнам
Indooroutdoor
Сезон, время дня
Любое время SeasonmermeraUtmentwinterspring
в любое время дня DaydayTnightTwilight
Excude Keywords
. Чтобы работать в Интернете быстрее и безопаснее, бесплатно обновитесь сегодня.
Консерваторы по-разному реагируют на отвратительные фотографии
Джефф БраунПолитика
В удивительной степени наши политические убеждения могут проистекать из специфического аспекта нашего биологического строения: нашей склонности испытывать физическое отвращение.
Кэтлин Маколифф
Сохраненные истории
I. «У меня отвисла челюсть»
Почему у нас такие политические взгляды? Почему мы придерживаемся одного взгляда на мир, а не другого? Как и почему меняется наша позиция? Ответы на подобные вопросы, конечно, сложны. Большинство людей не читают аналитические записки, чтобы информировать о каждом решении. Различия во мнениях формируются под влиянием противоположного жизненного опыта: где вы живете; как вы были воспитаны; будь ты богат или беден, молод или стар. На сцену выходят эмоции, а эмоции имеют биологическую основу, по крайней мере частично. Все это и многое другое сочетается в рагу без фиксированного рецепта, даже если многие ингредиенты известны.
Чтобы узнать больше тематических статей, просмотрите наш полный список или скачайте приложение Audm для iPhone.
В редких случаях мы узнаем о новом — ключевой фактор, который, кажется, упускается из виду. В удивительной степени, как предполагает недавнее направление экспериментальной психологии, наши политические убеждения могут иметь какое-то отношение к определенному аспекту нашего биологического строения: нашей склонности испытывать физическое отвращение.
В середине 2000-х политолог обратился к нейробиологу Риду Монтегю с радикальным предложением. Он сказал, что у него и его коллег есть доказательства того, что политическая ориентация может быть частично наследственной и может проявляться в нашей физиологической реакции на угрозы. Чтобы проверить свою теорию, они хотели, чтобы Монтегю, возглавляющий лабораторию нейровизуализации человека в Технологическом институте Вирджинии, сканировал мозг испытуемых, когда они смотрели на различные изображения, в том числе те, которые отображали потенциальные загрязнители, такие как изуродованные животные, грязные туалеты и лица, покрытые с болячками — чтобы увидеть, обнаруживают ли нейронные реакции какую-либо корреляцию с политической идеологией. Был ли он заинтересован?
Монтегю поначалу смеялся над этой идеей — во-первых, исследования МРТ требуют значительного времени и ресурсов — но команда вернулась с исследованиями, чтобы аргументировать свою позицию, и в конце концов он согласился. Когда данные начали поступать, любой скептицизм по поводу проекта быстро рассеялся. Испытуемым, которых было всего 83 человека, сначала показывали рандомизированную смесь нейтральных и эмоционально вызывающих воспоминания изображений (эта вторая категория содержала как положительные, так и отрицательные изображения) во время сканирования мозга. Затем они заполнили анкету, чтобы выяснить их взгляды на горячие политические и социальные вопросы, чтобы классифицировать их общие взгляды по спектру от крайне либеральных до крайне консервативных. Когда Монтегю сопоставил данные нейровизуализации с идеологией, вспоминает он, «у меня отвисла челюсть». Мозг либералов и консерваторов по-разному реагировал на отталкивающие картинки: обе группы реагировали, но стимулировались разные мозговые сети. На самом деле, просто глядя на нейронные реакции испытуемых, Монтегю мог предсказывать более чем с 95-процентная точность независимо от того, были ли они либералами или консерваторами.
Испытуемым также демонстрировались изображения насилия (мужчины, направляющие револьверы прямо в камеру, батальные сцены, автокатастрофы) и приятные изображения (улыбающиеся младенцы, красивые закаты, милые кролики). Но только реакция на отвратительные вещи соотносилась с идеологией. «Я был совершенно ошеломлен предсказуемостью результатов, — говорит Монтегю.
Его коллеги — Джон Хиббинг и Кевин Смит из Университета Небраски в Линкольне и Джон Элфорд из Университета Райса в Хьюстоне — были так же удивлены, хотя и не столь широким выводом, как специфичностью полученных данных и поразительной степенью предсказуемости. Их собственное более раннее исследование уже дало наводящие на размышления выводы, указывающие на то, что у консерваторов, как правило, более выраженные телесные реакции, чем у либералов, когда им показывают образы, вызывающие бурление в животе. Однако исследователи ожидали, что реакция мозга на образы насилия также будет предсказывать идеологию. Ранее они обнаружили, что по сравнению с либералами консерваторы обычно уделяют больше внимания и более решительно реагируют на широкий спектр угроз. Например, у них более выраженная реакция испуга на громкие звуки, и они дольше смотрят на фотографии людей с сердитыми лицами. И все же даже в этом исследовании, говорит Хиббинг, «мы почти всегда получаем более четкие результаты с отвратительными стимулами, чем с теми, которые предполагают угрозу со стороны людей, животных или насильственных событий. В нашей лаборатории продолжается дискуссия о том, связано ли это с тем, что отвращение — просто более сильная и политически значимая эмоция, или потому, что это эмоция, которую легче вызвать с помощью неподвижных изображений в лабораторных условиях».
Столь драматические открытия, особенно в социальных науках, следует рассматривать с осторожностью, пока они не будут воспроизведены. Здесь явно применима аксиома о том, что экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств. При этом Хиббинг, Монтегю и их коллеги вряд ли единственные, кто связывает отвращение и идеологию.
Некоторые исследователи предполагают, что на глубоком, символическом уровне отвращение может быть связано с представлениями о «них» и «нас», которым мы инстинктивно доверяем и не доверяем.Используя гораздо более грубый инструмент для измерения чувствительности к отвращению — в основном стандартизированный опросник, в котором испытуемых спрашивали, как бы они себя чувствовали, скажем, прикоснувшись к сиденью унитаза в общественном туалете или увидев личинок, ползающих по куску мяса, — многочисленные исследования показали, что высокий уровень чувствительности к отвращению, как правило, идет рука об руку с «консервативным этосом». Этот дух определяется такими характеристиками, как традиционализм, религиозность, поддержка власти и иерархии, сексуальный консерватизм и недоверие к посторонним. Согласно метаанализу 24 исследований 2013 года — почти всей научной литературе по этой теме на тот момент — связь между консервативным этосом и чувствительностью к отвращению весьма скромна: чувствительность к отвращению объясняет от 4 до 13 процентов вариаций в идеология. Это может звучать не впечатляюще, но на самом деле заслуживает внимания, говорит Дэвид Писарро, профессор психологии Корнеллского университета, специализирующийся на отвращении. «Это надежные и надежные выводы. Куда бы мы ни посмотрели, мы видим эту взаимосвязь» — редкость в нечеткой области психологии. Эта тенденция становится еще более заметной, добавляет он, если учесть все другие факторы, которые потенциально могут повлиять на то, «почему у вас могут быть определенные политические взгляды».
II. Поведенческая иммунная система
Вообще говоря, исследования возможных связей между идеологией и восприимчивостью к отвращению делятся на две категории. Первый включает в себя измерение чувствительности субъектов к отвращению, а также их социальных или политических идеологий, а затем расчет корреляции между ними. Вторая категория исследует, может ли воздействие отвратительных тем на самом деле повлиять на взгляды людей в данный момент. Но каким бы ни был тип исследования, один и тот же общий вывод продолжает появляться. «Мы подошли к тому моменту, когда есть очень веские доказательства существования ассоциации», — говорит Майкл Банг Петерсен, политолог из Орхусского университета в Дании. Его собственное исследование показывает, что «отвращение влияет на наши политические взгляды не меньше, а то и больше, чем давно признанные факторы, такие как образование и уровень дохода».
Так много ученых в последние годы погрузились в это направление исследований, что оно стало общепризнанной дисциплиной, иногда в шутку называемой неаппетитным названием «отвращение». Их выводы вызывают много вопросов, главный из которых: с какой стати ваша реакция на изуродованных животных, рвоту и другие нежелательные вещи каким-то образом связана с вашими взглядами на права трансгендеров, иммиграцию или что-либо еще, вызывающее дебаты в новостях?
Джефф БраунУ исследователей есть теории, а не ответы. Некоторые предполагают, что на глубоком символическом уровне отвращение может быть связано с представлениями о «них» и «нас», которым мы инстинктивно доверяем и не доверяем. Короче говоря, это исследование может помочь пролить свет на один фактор — среди многих — который лежит в основе того, почему левые и правые могут так яростно расходиться во мнениях.
В отвращении нет ничего политического. Он развился не для того, чтобы направлять нас к избирательным урнам, а скорее, как многие считают, чтобы защитить нас от инфекции. По мере того, как мы передвигаемся по миру, как показывает значительный объем исследований, наш разум постоянно ищет в окружающей среде загрязняющие вещества — заплесневелые остатки, мусор, высыпающийся из мусорных баков, протекающую канализационную трубу, — и когда мозг обнаруживает их, он внезапно срабатывает. чувства отвращения. Столкнувшись, мы уходим от угрозы. Этот механизм является частью того, что известно как «поведенческая иммунная система», и он так же важен для выживания, как и реакция «бей или беги». Наша система отслеживания патогенов выполняет свою работу в значительной степени вне нашего сознания и уделяет пристальное внимание тем ходячим мешкам с микробами, которые мы называем людьми.
Эта динамика была отмечена в новаторской серии экспериментов, начатых в начале 2000-х годов психологом Марком Шаллером из Университета Британской Колумбии. Как и детектор дыма, обнаружил Шаллер, наш бактериологический радар работает по принципу «лучше перестраховаться, чем сожалеть». Он подвержен ошибкам при обнаружении опасности — он дает много ложных срабатываний. Любая физическая странность окружающих нас людей — заразная или нет — может вызвать тревогу. Точно так же, как конъюнктивит, сухой кашель или открытая рана могут активировать нашу поведенческую иммунную систему, то же самое могут сделать родимое пятно, ожирение, уродство, инвалидность или даже пятна на печени. Кроме того, наличие микробов в нашем уме может повлиять на то, как мы относимся к людям, которые, по нашему мнению, принадлежат к другой расе или этнической принадлежности, чем мы сами.
В одном примечательном эксперименте Шаллер показывал испытуемым изображения кашляющих людей, мультяшных микробов, прорастающих из губок, и другие изображения, предназначенные для поднятия опасений относительно болезней. Контрольной группе показывали фотографии, на которых подчеркивались угрозы, не связанные с микробами, например автомобильная авария. Затем обеим группам была предоставлена анкета, в которой их просили оценить уровень ресурсов, которые канадское правительство должно предоставить, чтобы побудить людей из разных уголков мира поселиться в Канаде. По сравнению с контрольной группой испытуемые, которые видели изображения, связанные с микробами, хотели выделить большую долю гипотетического государственного рекламного бюджета для привлечения людей из Польши и Тайваня — знакомых групп иммигрантов в Ванкувере, где проводилось исследование, — а не людей. из менее знакомых стран, таких как Нигерия, Монголия и Бразилия. Знакомство имеет значение. Шаллер, чьи знаковые исследования пробудили первоначальный интерес к взаимосвязи между чувствительностью к отвращению и предубеждениями, говорит: «Если я вырасту в среде, где все выглядят почти одинаково, то, например, кто-то из Китая может спровоцировать мой страх». поведенческая иммунная система. Но если я вырасту в Нью-Йорке, то человек из Китая не вызовет такой реакции».
Если сигналы патогенов такого рода действительно могут усиливать предрассудки, то объяснением может быть биологическая адаптация. Некоторые ученые, в частности психолог Кори Финчер из Уорикского университета в Англии и биолог Рэнди Торнхилл из Университета Нью-Мексико, предполагают, что иностранцы, по крайней мере в прошлом, с большей вероятностью подвергали опасности местное население. к патогенам, против которых у них не было приобретенной защиты. Другие ученые считают, что страх микробов опирается на негативные стереотипы об иностранцах, распространенные на протяжении всей истории, — представление о том, что они грязные, едят странную пищу и имеют более свободные сексуальные нравы.
Каким бы ни было объяснение, онлайн-исследование, проведенное Петерсеном и Лене Аарё, также из Орхусского университета, и Кевином Арсено из Университета Темпл, предполагает, что боязнь заражения — это не только личное дело. Это может иметь влияние на общество. Исследователи начали с оценки чувствительности к отвращению национально репрезентативных выборок из 2000 датчан и 1300 американцев. Затем участников попросили заполнить анкету, в которой оценивалось их мнение об иностранцах, поселившихся в их странах. Как сообщили исследователи в 2017 году, противодействие иммиграции как в датской, так и в американской выборке увеличивалось прямо пропорционально чувствительности участника к отвращению — ассоциация, которая сохранялась даже с учетом уровня образования, социально-экономического статуса, религиозного происхождения и многих других факторов. факторы.
Команда расширила часть исследования, которая была сосредоточена на США. Она получила разбивку распространенности инфекций по штатам, а также проанализировала статистику, собранную Google Trends, которая отслеживает поисковые запросы в Интернете, связанные с инфекционными заболеваниями. выявлять ранние признаки вспышек. Изучая цифры (результаты еще не опубликованы), исследователи обнаружили, что сопротивление иммиграции является самым высоким в штатах с самым высоким уровнем инфекционных заболеваний и где беспокойство по этому поводу, о чем свидетельствует активность в Интернете, также было высоким.
Более поздние исследования Петерсена и Ароэ показывают, что люди с высокой чувствительностью к отвращению, как правило, с подозрением относятся к любому незнакомцу, а не только к иностранцам. Они относятся к случайным социальным знакомствам с определенной долей подозрения — убедительный вывод, воспроизведенный в трех исследованиях, в которых приняли участие в общей сложности 4400 человек. Вывод ясен: отвращение и недоверие каким-то образом связаны. И, возможно, опять же, связь имеет защитное происхождение: если вы сократите свой круг общения, вы уменьшите свой контакт с потенциальными переносчиками болезней.
III. Тест на запах
Интерес к чувствительности к отвращению выходит за рамки ее потенциальной роли в поощрении ксенофобии и предубеждений. Как показали социальные психологи Симона Шнал из Кембриджского университета и Джонатан Хайдт из Нью-Йоркского университета, чувствительность к отвращению может также помочь сформировать представления о добре и зле, добре и зле. В одном эксперименте Шналль, Хайдт и другие сотрудники посадили испытуемых либо за чистый стол, либо за стол с липкими пятнами, когда они заполняли форму, в которой их просили оценить оскорбительные действия, такие как ложь в резюме, а не вернуть бумажник, найденный на улице, и прибегнуть к каннибализму после авиакатастрофы. Одна подгруппа участников, сидевших за грязными столами — те, у кого было высокое «частное телесное сознание», что означало, что они были особенно чувствительны к собственным внутренним реакциям, — осуждала проступки более строго, чем те, кто сидел за чистыми столами.
Неприятные запахи могут быть такими же эффективными, как липкий стол. В другом эксперименте участвовали две группы испытуемых со схожими политическими идеологиями. Одна группа подвергалась воздействию запаха, похожего на рвоту, когда испытуемые заполняли список своих социальных ценностей; другая группа заполнила инвентарь в обстановке без запаха. Участники первой группы выразили большее несогласие с правами геев, порнографией и добрачным сексом, чем представители второй группы. Гнилостный запах даже внушал «значительно большее согласие с библейской истиной». Вариации этих исследований с использованием пукающих спреев, неприятных вкусов и других творческих средств, вызывающих отвращение, обнаруживают постоянную закономерность: когда мы испытываем отвращение, мы склонны выносить более суровые моральные суждения.
Джефф БраунРазмышляя о том, почему чувствительность к отвращению может быть связана с консервативными моральными ценностями, исследователи рассмотрели потенциальную связь между поведенческой иммунной системой и религией. Некоторые теоретизируют, что религиозные запреты и другие традиции могут иметь скрытую функцию защиты от болезней. Наше стремление уважать определенные кулинарные обычаи, сексуальные запреты и предписания относительно мытья и гигиены может быть связано не только с достижением духовной или символической чистоты, но может быть результатом эволюционного стремления избегать загрязнения.
Может ли склонность к отвращению указывать на то, как мы голосуем? Команда под руководством Дэвида Писарро из Корнелла и Йоэля Инбара из Университета Торонто решила ответить на этот вопрос, проведя онлайн-исследование во время президентских выборов в США в 2008 году между Бараком Обамой и Джоном Маккейном. В преддверии выборов исследователи оценили тревогу 25 000 «демографически и географически разных» американцев, а затем изучили отношение к кандидатам случайного подмножества большей группы. Те, у кого был самый высокий страх перед микробами, сообщили, что они с большей вероятностью проголосуют за Маккейна, кандидата от республиканцев и более консервативного кандидата. Кроме того, фактическая доля голосов, отданных ему в каждом штате, напрямую зависит от уровня беспокойства о заражении в этом штате. Со временем исследователи распространили исследования такого рода на 121 страну и обнаружили, что чувствительность к отвращению коррелирует с консервативным этосом практически везде, где имеется достаточно данных для анализа. Как пишут Писарро, Инбар и другие авторы исследования в журнале Social Psychological and Personality Science , этот результат предполагает, что чувствительность к отвращению «связана с консерватизмом в самых разных культурах, географических регионах и политических системах».
IV. «Это маленький лайфхак»
Брезгливость — это молодое начинание. Не все детали сходятся аккуратно, и некоторые предположения (как всегда) могут оказаться неверными. Но недавно появилось несколько подсказок, которые предлагают полезную основу для интерпретации этой обширной массы находок. Один из них, если оглянуться назад, очевиден: этимология числа 9.0219 отвращение
. Английское слово происходит от среднефранцузского desgoust , что буквально означает «отвращение». Как оказалось, то, что кажется нам неприятным, обычно является кислым или горьким веществом, которое может быть признаком загрязнителей (вспомните испорченное молоко). Несколько лет назад Писарро узнал, что люди сильно различаются по количеству горьких рецепторов на языке и, следовательно, по своей вкусовой чувствительности. Более того, эта черта определяется генетически. Это заставило его задуматься: если консерваторы обладают большей чувствительностью к отвращению, они также лучше обнаруживают горькие соединения? «Это казалось очень далеким шансом, — говорит Писарро. Но он, Инбар и Бенджамин Руиш, аспирант Корнеллского университета, решили проверить эту идею. Они набрали 1601 испытуемого из торговых центров и кампуса Корнелла и дали им бумажные полоски, содержащие химическое вещество под названием Prop и другое химическое вещество под названием PTC, которые для некоторых людей имеют горький вкус. Конечно же, те, кто идентифицировал себя как консервативный, были более чувствительны к обоим соединениям; многие описывали их как неприятные или откровенно отвратительные. Либералы, с другой стороны, как правило, не слишком беспокоились о химических веществах или вообще не замечали их.Исследователи пошли еще дальше. Они знали, что вкусовые рецепторы сосредоточены в грибовидных сосочках — этих губчатых бугорках на вашем языке. Чем больше плотность сосочков, тем острее ваш вкус. Поэтому они окрашивали языки испытуемых в синий цвет (что позволяет легче наблюдать за сосочками), наклеивали на них бумажное кольцо, подобное тем, которые используются для предотвращения вырывания страниц из металлического переплета (чтобы создать стандартную область для оценки) и регистрировали количество очерченных сосочков.
Они обнаружили, что степень наклона взглядов испытуемых вправо прямо пропорциональна плотности сосочков на их языке. Этот результат может иметь отношение к загадочному партийному расколу в предпочтениях в еде. 2009 г.Опрос 64 000 американцев показал, что либералы выбирают горькую на вкус рукколу в качестве своего любимого зеленого салата более чем в два раза чаще, чем консерваторы. Это также может иметь отношение к знаменитой ненависти консервативного президента Джорджа Буша-старшего к брокколи — необычайно горькому овощу. Конечно, иногда стебель брокколи — это просто стебель брокколи.Без сомнения, ваши собственные политические взгляды сильно повлияют на то, что вы извлечете из большей части этого исследования. Если вы либерал, вы можете подумать, Таким образом, это объясняет некоторый нативизм и враждебность другой стороны к иммиграции
Само исследование не говорит об относительных достоинствах консервативного или либерального этоса — как же так? Консерватизм и либерализм не монолитны, они опираются на глубокие интеллектуальные традиции. С точки зрения интуитивных реакций относительная привлекательность каждой философии может существенно зависеть от контекста — например, от того, добрые или жестокие времена. Когда напряженность высока и группы разделяются на фракции, что неизбежно происходит, мы можем полагаться на нашу семью и друзей в защите наших интересов, но посторонний — это неизвестная величина, и с эволюционной точки зрения он может рассматриваться как источник заражения. или, в более общем смысле, угроза.
Одной из определяющих характеристик отвращения является то, что оно занимает слепое пятно в нашей психике. Как отмечает Писарро, «это такая низкоуровневая, почти не когнитивная эмоция, что вы действительно не слишком много о ней думаете». Он говорит, что по сравнению с гневом, счастьем и печалью отвращение также «менее подвержено изменениям, основанным на вашем суждении, ваших мыслях, ваших рассуждениях». Он отмечает, что шоколад в форме собачьих экскрементов все еще отвратительный. Эмоция является более рефлекторной, чем рефлексивной. «Это риторическая сила отвращения», — говорит Писарро. «Это небольшой лайфхак. Вы довольно быстро и легко взламываете мозги, заставляя их испытывать отвращение», игнорируя логику и разум, чтобы повлиять на суждение.
Аристотель, возможно, не нашел эту идею удивительной. Как он интуитивно понял тысячелетия назад, человек «по своей природе является политическим животным», наделенным уникальными способностями к размышлению и речи, но в то же время управляемым инстинктами, которые мы разделяем с другими живыми существами. Подобно пчелам, заметил он, у нас есть желание собираться — образовывать общества. Аристотель не мог предвидеть микробную теорию болезней или ту роль, которую бессознательно может сыграть предотвращение инфекции, но его фундаментальное понимание животной стороны нашей политики остается прозорливым. Даже самые рациональные из нас не всегда могут быть настолько рациональными, как нам хотелось бы думать.