Конструктивизм москва: Конструктивизм в Москве, 100 лет конструктивизму, ДК ЗИЛ

Содержание

Конструктивизм в Москве, 100 лет конструктивизму, ДК ЗИЛ

Архитектура

Афиша Daily

2 декабря 2022 20:05

В этом году 100 лет исполняется одному из самых известных направлений в архитектуре, появившихся в нашей стране, — конструктивизму. А 5 декабря 85-летие празднует один из его образцов — ДК ЗИЛ. По этому случаю «Афиша Daily» рассказывает о самых интересных конструктивистских зданиях Москвы.

ДК ЗИЛ

Восточная, 4, корп. 1

Самая крупная из реализованных в Москве работа известных архитекторов — братьев Весниных, выполненная в стилистике конструктивизма. Площадка для строительства была выбрана неслучайно: Симонова слобода в конце 1920-х годов — густонаселенный рабочий район Москвы с крупными промышленными предприятиями. Идея состояла в том, чтобы разместить центр пролетарской культуры взамен Симонова монастыря — его власти хотели уничтожить, как и многие другие религиозные сооружения в городе. К счастью, частично монастырь удалось сохранить, а проект дворца пришлось переделать. Из‑за этого форма здания получилась похожей на тень летящего самолета.

Директор Культурного центра ЗИЛ Мария Рогачева рассказала «Афише Daily»: «Снаружи КЦ ЗИЛ по сей день выглядит как хрестоматийный памятник конструктивизму. Внутри — роскошные веснинские пространства покрыты налетом брежневского модернизма, появившегося при реконструкции 60–70-х годов. Но кое‑что сохранилось в первозданном виде. Ценителям конструктивизма рекомендую обратить внимание на помещение зимнего сада. Подлинный потолок времен братьев Весниных кому‑то напоминает машинную шестеренку, а кто‑то видит в нем расходящиеся лучи солнца. Другие оригинальные детали — это боковые деревянные окна большого зала и металлические ограждения в помещении театра-студии Штейна. К изначальному проекту также относится пространство обсерватории и внутренняя винтовая лестница. Именно здесь получаются лучшие фотосессии». Сейчас в ЗИЛе, как и раньше, находится культурный центр.

Дворец культуры имени Горбунова

Улица Новозаводская, 27

ДК в Филях построен в 1929–1938 годах по проекту архитектора Якова Корнфельда. Он создавался как часть инфраструктуры авиазавода № 22 и назван в честь директора предприятия Сергея Горбунова. Внешний облик здания конструктивистский, а интерьеры — это уже предвоенная архитектура, напоминающая об ар-деко. На момент открытия это был второй по величине зал в Москве. В 1940–1950-х годах здесь выступали труппы московских театров, а с конца 1980-х — зарубежные рок-звезды. Концерты проходили в ДК до 2010 года, когда здание закрыли на реконструкцию. В 2012 в нем открыли Театр мюзикла Михаила Швыдкого, который через пять лет переехал в помещение бывшего кинотеатра «Россия» на Пушкинской площади. С 2019 года концерты здесь возобновились.

Клуб профсоюзов коммунальников имени Зуева

Лесная, 18

Еще один Дворец культуры для рабочих, построенный в 1927–1929 годах по проекту Ильи Голосова. Он состоит из ассиметрично расположенных правильных геометрических тел. В центре здания — стеклянный цилиндр, на который как бы нанизан корпус. Голосов вдохновлялся промышленной архитектурой: корпусами элеваторов, заводскими переходами. С 1990-х и по сей день это основная площадка театра «Квартет И».

Здание «Известий»

Пушкинская пл., 5

Здание редакции и типографии газеты «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» — самая значительная работа Григория Бархина, основателя целой династии архитекторов. Оно проектировалось с 1925 года. Бархин, академик еще с дореволюционного времени, не примкнувший к группировкам архитекторов авангарда, тем не менее очень точно понял новый стиль и создал шедевр, вызвав зависть коллег-конструктивистов. Как рассказывал очевидец, архитектор Юлий Савицкий, несмотря на строгость форм Дома «Известий», они обвинили Бархина в украшательстве, указывая, что круглые окна не отвечают светотехническим расчетам.

Фасад сформирован каркасом из вертикальных и горизонтальных перекрытий, динамику ему добавляют ассиметрично расположенные балконы и квадратные часы на торце здания. Отделочные работы выполняли те же мастера-итальянцы, что и в Музее изобразительных искусств, они использовали штукатурку с замешанной в нее гранитной крошкой.

Реставрацией сооружения и его мемориальных интерьеров в 2014–2016 годах занимался архитектор Алексей Гинзбург — правнук Григория Бархина.

Здание Госторга

Мясницкая, 47

Еще один образец раннего конструктивизма, построенный примерно в одно время с «Известиями» по проекту архитектора Бориса Великовского. Светло-серые фасады лишены декоративных элементов, главное украшение здания — огромные окна. «Солнцами окон сияет Госторт» — писал Владимир Маяковский в стихотворении «Автобусом по Москве». Здание сохранило свою административную функцию: сейчас здесь находятся Федеральное агентство по туризму и аппарат уполномоченного по правам человека. С сохранением архитектурного облика оказалось сложнее: полноценная реконструкция здесь не проводилась, но внешний вид постройки сильно изменился из‑за возведения теплого тамбура у центрального входа и замены оригинальных металлических рам пластиковыми стеклопакетами.

Здание Наркомзема

Орликов пер., 1/11

Главная конструктивистская постройка легендарного архитектора Алексея Щусева, который успешно работал и при царе, и при Ленине, и при Сталине. Возводили его в 1927–1933 годах для народного комиссариата земледелия, а после развала СССР здесь разместилось Министерство сельского хозяйства РФ.

Комплекс из трех корпусов занимает целый квартал. В нем ассиметрично сочетаются разные формы и объемы, а ленточные и лежачие окна контрастируют с гладкими оштукатуренными поверхностями. Многие технические новшества, такие как лифты-патерностеры, здесь были использованы раньше, чем в знаменитом Центросоюзе, и работают по сей день. Интерьеры сохранились только в одном зале, оконные переплеты были заменены, да и оранжево-красный цвет здание приобрело только в новейшее время.

Здание Птицеводсоюза

Маросейка, 3/13

Крупные скругленные геометрические формы, выдающие стилистику эпохи, можно увидеть и на еще одном административном сооружении — здании Птицеводсоюза в самом начале Маросейки, построенном в 1928–1929 годах по проекту Владимира Цветаева. Архитектор разместил прямоугольную лестничную башню со сплошным остеклением рядом со скругленным объемом и лентой балконов, которые напоминают палубы корабля. Внутри все намного проще: это обычное офисное пространство, в которое в 1930-е въехал Народный комиссариат финансов СССР, потом его место заняла канцелярия ЦК ВЛКСМ. С 1992 года здесь находится офис Российского союза молодежи.

Мосторг

Красная Пресня, 48/2, стр. 2

Первая конструктивистская постройка архитекторов братьев Весниных в Москве. Фасад этого здания, созданного в 1927–1929-х годах, представляет собой огромную стеклянную витрину — так еще издалека можно было понять, что здесь размещается большой универсам.

В 1970-е здесь прошла реконструкция, а в 2000-е здание приобрела компания Benetton. Она провела реставрацию, вернула фасад-витрине облик, близкий к первоначальному и даже восстановила оригинальную вывеску Мосторга, однако оригинальные интерьеры были полностью утрачены.

Универмаг «Красное Замоскворечье»

Коровий Вал, 1а, стр. 1

Универмаг возле современной Добрынинской площади — одна из первых крупных работ Константина Яковлева, созданная им в 1928–1929 году. К сожалению, сейчас здание обрело иной фасад, но крупные вертикальные членения и окна-иллюминаторы до сих пор выдают стиль этого сооружения. Этот универмаг был самым высоким из всех построенных в то время.

Купальня-баня Рогожско-Симоновского района

Автозаводская, 21

В этот период активно строились не только универмаги и административные здания, но и бани. Для рабочих юго-востока Москвы в 1928–1930-х годах по проекту инженеров Сергея Панина и Артура Лолейта возвели целый Дворец гигиены — купальню-баню Рогожско-Симоновского района с бассейном. В плане здание напоминает самолет; по легенде, это спроектированный в 1910-х годах аэроплан «Илья Муромец». Сооружение до сих пор выполняет первоначальную функцию: бассейн действует, и его интерьеры преимущественно сохранились. Правое крыло здания было снесено для прокладки участка Третьего транспортного кольца.

5 декабря ДК ЗИЛ расскажет о своей истории с помощью кино, музыки, танца, видео-арта, театра, инсталляции и перформанса. Полную программу юбилея можно найти здесь.

расскажите друзьям

теги

ЦентросоюзРостуризмМинсельхоз России

люди

Сергей ГорбуновМихаил ШвыдкойАлексей ГинзбургМария РогачеваКонстантин Яковлев

Экскурсия «Медузы» по конструктивистской Москве Какие памятники еще остались в столице — и что про них надо знать — Meduza

После сноса Таганской АТС и квартала на Погодинской в столице вновь разгорелись споры по поводу конструктивистского наследия, его недооцененности властью и горожанами. Чтобы напомнить читателям о том, как выглядит московский конструктивизм — и чем он хорош, мы попросили руководителя Центра авангарда библиотеки «Просвещение трудящихся» Александру Селиванову составить для читателей «Медузы» экскурсию по самым важным конструктивистским объектам. Чтобы пройти экскурсионный маршрут, потребуются полдня и пять поездок на трамвае.

В 1920-30-х годах Москва выросла в несколько раз: город вышел за пределы Камер-Коллежского вала в промышленные окраины и к Окружной железной дороге. Так появилось «конструктивистское» кольцо Москвы, которое потом было перерезано советскими проспектами и рассечено Третьим кольцом. Вокруг этого так и не реализованного кольца «Новой Москвы» Щусева — первого советского генплана — строилась Москва эпохи авангарда: фабрики-кухни, рабочие поселки, школы, банно-прачечные комбинаты, больницы, институты. Сегодня единственная возможность увидеть эту Москву разом — проехать по воображаемому кольцу на трамвае.

Маршрут: 5 трамваев, 4 пересадки

От Апаковского депо (метро «Октябрьская») на трамвае «А» до Зацепской площади, на той же остановке пересесть на 35-й (в сторону Новоконной площади). На 35-м проехать до Абельмановской заставы, там пересесть на 12-й (в сторону проезда Энтузиастов) до конечной. Там сесть на 50-й (в сторону метро «Комсомольская») и доехать до остановки «Метро Красносельская», пройти вперед до перекрестка с Краснопрудной улицей, направо за углом — остановка трамвая № 13 (в сторону Метрогородка) и № 7 (в сторону бульвара Рокоссовского), любой из которых довезет до депо им.  Русакова.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Апаковский трамвайный парк

Хотя краснокирпичное Апаковское депо было построено до революции, в 1909 году, оно имеет непосредственное отношение к новой архитектуре. Его спроектировал Владимир Шухов, и к моменту строительства и по своему функциональному устройству, и по конструкциям это был самый передовой трамвайный парк Москвы. 

В депо есть музей, посвященный активному участию апаковцев в революционных (они вывели на улицы бронированные трамваи) и послереволюционных событиях. Одна из первых советских библиотек, открытых в Москве, была организована Апаковским депо и называлась «Просвещение трудящихся».

Здесь мы можем сесть на трамвай «А» и проехать по Шаболовке — оси, на которую нанизана вся новая типология конструктивизма: от первого в Москве дома-коммуны до первого крематория.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Шуховская башня

Центр, ориентир и колокольня советской Москвы — Радиобашня имени Коминтерна, построенная по постановлению Ленина 1919 года для «обеспечения надежной и постоянной связи центра Республики с западными государствами и окраинами». Место было выбрано неслучайное — самая высокая из ближайших к Кремлю точек Москвы, возле Дровяного поля, на территории Государственных радиозаводов, где к тому времени уже были установлены три высокие антенны. Опробованная Владимиром Шуховым до этого только для водонапорных башен конструкция на основе гиперболоидов вращения должна была стать выше Эйфелевой башни (девать ярусов, 350 метров). В 1919 году не хватило материала, и проект был сокращен до шести ярусов, но даже в таком виде до 1960-х годов башня была самым высоким сооружением Москвы. Во время строительства (а возводили ее «телескопическим» методом, поднимая уже собранные внутри первого кольца новые ярусы на лебедках и блоках) четвертый ярус сорвался, повредив третий. Были и жертвы — за это Шухов был приговорен к расстрелу «условно»: после окончания строительства приговор так и не был приведен в исполнение.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Дом-коммуна РЖСКТ «Первое Замоскворецкое объединение»

В глубине квартала, параллельно Шаболовке по оси башни стоит первый дом-коммуна в Москве (архитекторы Вольфензон и Айзикович). Рабочий жилищно-строительный кооператив «1-е Замоскворецкое объединение» вмещал коммуну из 230 ячеек, 40 отдельных квартир и общественный центр: детский сад, столовую, клуб, летний кинотеатр и солярий с душами на плоской крыше. Жильцы должны были соответствовать экспериментальному статусу дома: запрещалось ввозить старую мебель и иконы, требовалось ликвидировать неграмотность за один год, непременно пользоваться общественно-коммунальными службами дома, вести агитацию за новый быт в квартале и на работе и подчиняться решениям товарищеского суда.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Хавско-Шаболовский жилмассив

В радиусе километра от Шуховской башни — четыре конструктивистских жилых массива, на которых можно показывать всю эволюцию градостроительных концепций авангарда — от города-сада (жилмассив Гознака на Мытной) до строчной застройки на бывшей Дровяной площади и в Рощинских переулках. 

Совершенно особое место в этом ряду занимает экспериментальный Хавско-Шаболовский квартал бригады АСНОВА. Мы редко сейчас вспоминаем, что архитектура авангарда не существовала как единая эстетическая программа: это были враждующие группировки с совершенно разными концепциями и идеологией. Конструктивисты (ОСА) больше строили, тогда как рационалисты (АСНОВА) — разрабатывали теорию и преподавали. Именно поэтому единственный реализованный рационалистами в Москве проект особенно интересен. Поставленные под углом 45 градусов к существующей сетке улиц квартал иллюстрировал идеи Ладовского о восприятии формы и пространства в динамике, при движении — он разворачивается к зрителю то высокими угловыми секциями, то камерными «крыльями» со сплошными лентами балконов. Фасады были решены в виде «супрематических» композиций из пятен красного кирпича, серого бетона, белой и охристой штукатурки, чтобы жители могли легче ориентироваться. В центре квартала был общественный центр с библиотекой, клубом, столовой, яслями, ЗАГСом и даже баней, а весь жилмассив называли «коммуной». Сейчас общественный центр надстроен и превращен в жилой дом, но на первом этаже до сих пор работает библиотека с Центром авангарда и галерея «На Шаболовке».

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Дом-коммуна Николаева

Если от кинотеатра «Алмаз» пройти двести метров вверх по улице Орджоникидзе, можно увидеть реконструированное общежитие Текстильного института Ивана Николаева. Этот памятник авангарда известен в мире не меньше Шуховской башни — как радикальный эксперимент по переустройству быта. Все функции (сон, гигиена, питание, учеба) были разнесены Николаевым в разные объемы и жестко разделены; жизнь в коммуне протекала по строгому графику, все перемещения были просчитаны по минутам. Между спальными ячейками (по 2,5 метра на двух человек) и учебным блоком находился санитарный шлюз, единственное место, где в шкафчиках студенты могли хранить учебники и личные предметы гигиены. Вся остальная жизнь была обобществлена. В 1990—начале 2000-х коммуна пребывала в полуруинированном состоянии; сейчас закончена реконструкция, которую скорее можно назвать новым строительством: от оригинальных материалов и конструкций здания оставлено не больше трети.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Донской колумбарий

Возвращаясь к Серпуховскому валу, можно завернуть на Новое Донское кладбище. Здесь в конце 1920-х был открыт первый в Москве крематорий — в перестроенной Осиповым бывшей церкви Серафима Саровского и Анны Кашинской. К слову, второе место в конкурсе на проект крематория занял Константин Мельников. Газеты славили «огненное погребение», а для туристов и любопытных сюда были пущены дополнительные трамваи. Маленькие ячейки колумбария — своего рода аналог коммунального жилья для преждевременно ушедших строителей нового мира — сегодня стали уникальными капсулами времени и позволяют почувствовать себя буквально в толпе жителей довоенной Москвы. Помимо типовых урн в стиле ар-деко, созданных по проекту ленинградской Академии художеств, встречаются урны летчиков из частей авиамоторов, скульптурные композиции, а в крытых колумбариях — частные микромузеи 1930-х с картонными фотографиями и бумажными цветами.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Серпуховский вал и Рощинские улицы

Долгие годы Серпуховский вал был границей Москвы, в 1920-1930-е здесь строились конструктивистские поселки для рабочих крупных заводов. Жилмассив в Рощинских улицах спроектирован Иваном Звездиным (автором, наверное, самой известной постконструктивистской школы Москвы на Садовнической набережной) для рабочих парфюмерной фабрики «Новая заря». Здесь в глубине квартала скрываются совершенно неизученные памятники авангарда: монументальное административное здание, спроектированное, вероятно, Освальдом Стапраном, одним из авторов гостиницы «Москва», занимаемое теперь Управлением федеральным казначейством, Т-образный дом-комбинат, вмещающий конторы, производственные цеха, общежитие, котельную и общественный корпус и многое другое.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Дубининская улица

Здание завода «Геодезия» на Пионерской, 12 не опознано даже в самом полном путеводителе по архитектуре авангарда. Огромный комплекс, включающий в себя постконструктивистский административный корпус с полукруглой угловой частью и многоэтажные производственные цеха, выстроили для существовавшего здесь с 1926 года оптико-механического завода «Геодезия», где в 1934 году выпустили первую советскую «Лейку» — копия тогда называлась «Фотографический аппарат «Геодезия»», или «ФАГ». Основная часть комплекса была построена в середине 1930-х архитекторами Бессмертным и Аксеновым. Ближе к войне завод стал закрытым оборонным предприятием, и над ним появилась характерная вышка. После войны здание обросло новыми надстройками и пристройками и стало учебным — здесь поселился МИФИ, затем МИЭМ, а теперь ВШЭ.

Персаживаемся на трамвай № 35.

Траурный поезд Ленина

Главная идеологическая функция этого района в советскую эпоху — мемориальная, ведь именно Саратовский (Павелецкий) вокзал принял в 1924 году поезд из Горок с телом Ленина. Для паровоза и вагона с наивными надписями-клятвами пролетариев в конце 1930-х был построен саркофаг, замененный в 1980 году на павильон, спроектированный классиком советского модернизма Леонидом Павловым.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Кожевнические бани

Типовой проект архитектора Ивашевича 1929 года, повторенный на Серпуховском валу (Донские бани, снесены в 2013 году), в Кожевниках стал широко известен сразу — благодаря декоративному оформлению конструктивистского фасада. По верху здания прошла широкая полоса майоликового фриза на тему гигиены, труда, спорта и отдыха, выполненная пятью керамистами. По сути бани стали экспериментальной площадкой для показа разных техник и стилей архитектурной керамики, которые потом обсуждались в профессиональной прессе. Здание было реконструировано, снесена прачечная, однако майоликовый фриз по-прежнему можно оценить.

На остановке «Метро «Пролетарская»» пересаживаемся на 12 трамвай.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Динамовская и Дубровка

Вдоль нашего пути — много конструктивистских жилых домов для рабочих завода «Динамо», часть из них выходит на Динамовскую и Воронцовскую улицы. Естественно, в новых густонаселенных кварталах строилась и вся инфраструктура для «нового быта»: амбулатории, бани, детсады, универмаги. На углу Воронцовской и Абельмановской был построен один из крупнейших московских универмагов 1920-х, так называемый «Сотый» (№ 100 имени 10-летия Октября). Автор проекта — молодой выпускник МВТУ Алексей Юганов. Здание безжалостно облицовано желтыми панелями, под которыми скрываются «молдинги» по первому этажу, утопленные межоконные простенки и полосатая (в два цвета) штукатурка.

Если пройти вниз, к 1-й Дубровской, можно оказаться в плотной застройке жилмассива «Дубровка», спроектированного в мастерской «Сокстроя» под руководством одного из самых плодовитых авторов конструктивистского жилья Москвы — Михаила Мотылева. Самое любопытное здесь — вариативное оформление углов, прорезанных треугольными, косыми, прямоугольными балконами и лоджиями: можно насчитать не менее 10 вариантов решений. Когда-то эти дома, как и другие жилые массивы той эпохи, имели эффектное цветовое решение, основанное на контрасте краснокирпичных плоскостей и белых оштукатуренных полос.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Абельмановская застава и «американская» школа

Проехав чуть дальше, до Абельмановской заставы, мы увидим еще один жилой квартал этого времени, построенный конструктивистом Георгием Вегманом, но надстроенный и украшенный рустом и карнизами в более позднюю эпоху. Здание больницы — это бывшая «американская» школа по проекту Мотылева, результат печального опыта сотрудничества американской строительной фирмы «Лонгэйкр» с Моссоветом. В 1930 году американцы приехали в СССР для презентации опыта ускоренного строительства; за один год они построили по советским проектам две школы (вторую — на Хавской), два жилых дома в Дангауэровке и прачечную в Тюфелевой роще. Стороны остались недовольны друг другом, договор расторгли досрочно, и американцы спешно уехали, оставив в Москве всю привезенную технику и оборудование.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Дворец культуры «Серп и молот»

Если выйти из трамвая на остановке «Метро «Площадь Ильича» и пройти 500 метров по Гжельскому переулку в сторону Волочаевской улицы, можно подойти к самому труднодоступному из московских дворцов культуры эпохи авангарда — «Серп и молот» Игнатия Милиниса, друга и коллеги Гинзбурга по бригаде ОСА («Объединению современных архитекторов»). Дворец для рабочих крупнейшего металлургического завода Москвы близок по характеру ДК ЗИЛ и ДК им. Горбунова: тоже сложная распластанная на высоком рельефе над железной дорогой композиция из разных по функции объемов: зрелищного-театрального и клубно-спортивного. Корпуса изначально были соединены воздушными переходами. Самая неожиданная деталь здания — большой, изогнутый, как крыло, козырек над входом. Уже много лет здание наполовину заброшено, реконструкция заморожена.

На проезде Энтузиастов пересаживаемся на трамвай № 50.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Дангауэровка

Квартал, возникший в районе дореволюционного завода Дангауэра и Кайзера, — один из самых неоднородных районов застройки 1920–30-х годов в Москве. Его строительство совпало со стилевыми и идеологическими изменениями в советской архитектуре, и каждое колебание «генеральной линии» оставляло в Дангауэровке свой след. В результате здесь возникла уникальная, компактная энциклопедия форм, типов и стилей: конструктивистский рабочий городок — корпуса строчной застройки; «Американский дом» — первоклассный и редкий образец «советского ар-деко»; комплекс бывшей Школы конной милиции, парадные «фасадные» сооружения середины и второй половины 1930-х, закрывающие здания предыдущих лет. Маргинальность района помогла сохранить многие его памятники почти в первозданном виде.

Напротив жилмассива — конструктивистское здание пожарной части по проекту ВХУТЕМАСовца Александра Куровского. Башня с тонкими врезками балконов с «корабельными» перилами, столбами и пластиной навеса напоминает макеты 1920-х годов.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Клуб «Пролетарий» завода «Компрессор»

Первый клуб профсоюза металлистов в 1927 году спроектировал молодой конструктивист Вячеслав Владимиров, входивший в ядро группировки ОСА наряду с Голосовыми, Гинзбургом и Леонидовым. Здание разделено на два объема: башню клубного корпуса с вертикальными лентами остекления и врезками балконов и невысокий, но обширный театральный зал, рассчитанный на 850 человек. Стена задней части зала должна была в теплое время раздвигаться, чтобы сцена могла использоваться для летнего театра в парке.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Красноказарменная улица. Институт связи

Въезжая на Красноказарменную, мы оказываемся в конструктивистском политехническом кампусе: здесь огромная концентрация учебных институтов и общежитий при них, а также лабораторий и опытных научно-исследовательских институтов второй половины 1920-х — начала 1930-х годов. В глубине квартала с правой стороны — городок Института связи. Сам институт в форме части шестеренки (или изогнутой буквы «Ш») был спроектирован постоянным архитектором Наркомата связи, автором многих телеграфов, почтамтов, домов связи и АТС Касьяном Соломоновым. Рядом — студенческий городок института из четырех семиэтажных корпусов, зигзагом выходящих на Авиамоторную улицу. В двух шагах — построенные в это же время Институт нефтяной промышленности и Институт авиационного моторостроения.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Здание ВЭТ 

С момента снятия лесов здание Всесоюзного электротехнического треста (теперь — Московский энергетический институт) стало одним из манифестов новой советской архитектуры. Ему посвящались статьи, его фотографии публиковались на обложках журналов. Команда лидеров промышленного авангарда под руководством Александра Кузнецова (в нее входили Мейльман и братья Мовчаны), построившая в районе Лефортова несколько образцовых научно-промышленных комплексов, здесь в компактной форме выразила все свои представления об актуальной и стильной архитектуре. Два восьмиэтажных корпуса лабораторий (один — с ленточным остеклением, второй — со сплошной стеклянной стеной на всю высоту) соединены под прямым углом. Рядом с местом соединения — полуцилиндрическая башня с пандусом и двумя лифтами непрерывного движения — патерностерами — внутри. Хотя модный пандус для скоростного перемещения между этажами в тот момент возводился еще в двух местах — у Ле Корбюзье в его Доме Центросоюза на Мясницкой, и параллельно — у Ивана Николаева в общежитии Текстильного института, здесь он имеет очень эффектную форму (не раскрытую параболу, а сжатую «подкову») и кроме того, неожиданное фасадное решение — башня прорезана маленькими круглыми отверстиями-иллюминаторами на фасаде.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Общежития в Анненгофской роще

Если выйти из трамвая и пройти за здание МЭИ, в глубине квартала можно обнаружить целый комплекс студенческих общежитий. Корпуса этого городка строились по типовым проектам конструктивистов Блохина, Гладкова и Зальцмана одновременно в трех районах Москвы (помимо комплекса «Анненгофская роща», как тогда называли этот район, еще во Всехсвятском и Дорогомилове). Корпуса в форме «Н» — для семейных, остальные — для одиноких; многие имеют большой витраж остекления по центру фасада, цилиндрические эркеры и полукруглые балконы. В кампусе есть еще бани, столовая и спортивный зал.

Здание ВЭИ

Напротив находится настоящая terra incognita для исследователей авангарда. На полностью закрытой территории Всесоюзного электротехнического института до 2014 года, когда туда была организована экскурсия, не ступала нога историка архитектуры. Именно поэтому этот комплекс, спроектированный все той же командой, что и МЭИ, но теперь еще и с участием Ивана Николаева и Анатолия Фисенко, не включен в путеводители по московскому авангарду: неизвестна была сохранность зданий и даже их наличие. А 80 лет назад запоминающиеся фасады корпуса высокого напряжения с двумя «глазами» — огромными круглыми выходами для кабелей, лаконичного машинно-аппаратного корпуса, «корабельного» электрофизического корпуса и остальных многочисленных построек комплекса не только фотографировались для журналов и книг, но и изображались художниками. Так, корпуса ВЭИ стали частью пейзажа современной Москвы на картине Петра Вильямса «Автопробег» 1930 года, выставленной в «Третьяковке» на Крымском валу.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Жилмассив ВЭИ

Если старые корпуса ВЭИ мы можем себе только воображать, то находящиеся по соседству дома и общежития для аспирантов и преподавательского состава ВЭИ, построенными братьями Мовчанами, можно увидеть, не выходя из трамвая. П-образные корпуса с ленточными окнами, вертикальным остеклением лестничных клеток и достроенных в более позднее время столбами под балконами замыкают обширный район энергетического института.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

ЦАГИ

Переехав через Яузу, мы меняем тему с электричества на авиацию: эти места связаны с именами Туполева и Жуковского. Первое встречающее нас здание после моста с полукруглым выступающим объемом-башней — «туполевская шарага», конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института, выстроенный Александром Кузнецовым при участии Виктора Веснина в 1932-1935 годах, уже с элементами постконструктивизма. Именно здесь под надзором НКВД Туполев разрабатывал с коллегами самолет Ту-2. Двором для прогулок заключенных служила плоская крыша здания.

А через 200 метров по правой стороне начинается квартал превосходных краснокирпичных корпусов ЦАГИ, спроектированных все той же командой мастеров промышленной архитектуры авангарда. Это один из первых реализованных проектов учеников Александра Кузнецова. Комплекс начал строиться в 1925 году и включал здание-футляр для закрепленной внутри на деревянных балках 15-метровой аэродинамической трубы; башню для испытаний ветровых нагрузок с лабораторией наверху и местом для крепления винтов самолетов; гидродинамическую лабораторию с каналом длиной 200 метров; а также механические и монтажные мастерские и лаборатории. Уникальные по функциональным задачам, новаторские здания были спроектированы из традиционных и дешевых материалов — кирпича и дерева. Внутренности аэродинамической трубы и ее конструкции выглядят сейчас, как собранный Циолковским в Калуге космический корабль.

Перед поворотом на Краснопрудную нужно выйти и обогнуть дом № 26 — справа будет следующая трамвайная остановка. Там мы садимся на № 7 или № 13.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Дома специалистов на Краснопрудной

Проехав по Нижней Красносельской мы въезжаем в район, застроенный домами первой половины-середины 1930-х годов. Краснопрудная должна была стать частью парадной магистрали — проспекта Кирова, прокладываемого от Дворца Советов. Еще это — сложнейший участок московского метрополитена, строившегося здесь открытым способом. Павильон метро Красносельская по проекту Бориса Виленского — один из редких примеров чистого ар-деко в Москве.

Протяженный дом с «кессонами» на фасаде — дом для специалистов Наркомата путей сообщения, построенный архитектором Розенфельдом. Темно-серый дом, который нужно обойти, построен ленинградским архитектором Игорем Рожиным для инженерно-технических работников. Часть многокомнатных квартир были разделены на коммуналки, но некоторые сохранили планировку. Одну из них целиком занимал Леонид Утесов с женой и дочерью.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Русаковский жилмассив

Конструктивистский жилмассив за эстакадой по проекту Мотылева выглядит контрастно предыдущим монументальным домам-ширмам и наглядно демонстрирует совершенно иные принципы проектирования жилья. Глубокие сквозные дворы, фасады, выходящие на пыльную магистраль узкой стороной, скульптурно обработанные углы, треугольные эркеры, врезки балконов: все образует динамичное, открытое пространство для движения людей и воздуха. Выделяются выходящие на Русаковскую два кирпичных дома с симметричными фасадами, оформленными пилястрами, поясками и круглыми окнами в центре — они нехарактерны для конструктивизма и больше напоминают мебель «под модерн» начала 1920-х годов. К сожалению, эти дома расселены и в ближайшее время их снесут.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Дома Иофана

Чуть дальше, по левую сторону — первые реализованные в Москве постройки Бориса Иофана: показательные жилые дома для рабочих, спроектированные им после возвращения из Италии. Этот комплекс вполне можно назвать усадьбой — именно так в 1925 году Иофану виделось идеальное пространство для советского человека: зеленый курдонер, обстроенный по периметру трехэтажными домами с глубокими лоджиями (чтобы спасаться, вероятно, от итальянского солнца), многочисленные арки, круглые балкончики, неожиданные для той эпохи классицистические вертикальные высокие окна. Наверное, это один из самых камерных и тонких жилых кварталов эпохи авангарда в Москве.

Фото: Иван Ерофеев для «Медузы»

Клуб имени Русакова

В качестве восклицательного знака в конце нашего маршрута — один из шести знаменитых клубов Мельникова, наверное, самый известный. Профсоюз коммунальщиков, заказавший архитектору клуб, получил манифест — здание-рупор. В вершине треугольника, положенного в план — сцена, в середине — партер, а основание разделено на три амфитеатра, вынесенных на фасад в виде нависающих консолей. Как и все остальные клубы Мельникова, этот проект задумывался как трансформер: при помощи опускающихся стен амфитеатры могли отъединяться от зала и служить тремя отдельными аудиториями для собраний. Интерьеры клуба были в основном белыми, но в некоторых местах расписаны супрематическими композициями из цветных треугольников и квадратов; фойе второго этажа было выкрашено в ярко изумрудный цвет. Здание критиковали с самого начала как экспрессионистическое, носящее черты «надорванности, мистичности», а к середине 1930-х оно стало одной из главных мишеней в развернувшейся травле Мельникова. Авторы критических статей писали о «безобразных бетонных опухолях» на фасаде и о том, что, находясь внутри амфитеатра, они все время ожидают его обрушения. Значительный перевес театральных помещений относительно всех остальных функций клуба привел к тому, что в итоге здесь поселился театр.

Конец нашего маршрута — трамвайный парк имени Русакова (бывший Новосокольнический), построенный, как и Апаковский, в начале 1910-х. Если выйти раньше, у метро Сокольники, то по сторонам от Стромынки можно обнаружить концентрацию рабочих поселков 1920-х годов постройки Михаила Мотылева — на Колодезных улицах и Матросской тишине. Здесь начинается свободное время и вы можете самостоятельно прогуляться напоследок.

Александра Селиванова

Москва

Путешествие по России: Архитектура авангарда в Москве

В начале 1920-х годов политические события в недавно созданном Советском Союзе создали среду для радикальных инноваций в архитектурном дизайне. Многие проекты остались на бумаге, но к 1925 году был предпринят ряд крупномасштабных экспериментальных проектов, несмотря на серьезные ограничения инженерных технологий. Параллели с авангардными движениями в Европе и США привели к международному обмену идеями в области архитектурной теории.

Наиболее значительным проявлением советского авангардного дизайна 1920-х годов был конструктивизм, представленный Организацией современных архитекторов. С тех пор «конструктивизм» использовался как общее обозначение модернистской архитектуры в Советском Союзе, хотя были выдающиеся архитекторы-авангардисты, такие как Константин Мельников, которые отвергли этот ярлык. В начале 1930-х годов советский режим заменил модернизм консервативными подходами к дизайну, основанными на историцистских моделях, таких как неоклассицизм. Тем не менее, некоторые конструктивистские проекты продолжались до конца 19 века.30 с. Эта подборка фотографий представляет собой обзор некоторых наиболее важных примеров Москвы, центра советской архитектуры авангарда.

Следующие изображения взяты из коллекции почти 149 000 цифровых изображений, негативов и фотографий России, подаренных ученым и фотографом Уильямом Крафтом Брумфилдом.

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Владимир Шухов, Шуховская радиовышка, 1920–1922. Цветной слайд, 1994 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Дэвид Коган, Артур Лолейт и др., Здание Моссельпрома, 1925 г.

Оригинальное здание Николая Струкова, 1913 г. Цветной слайд, 1996 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Борис Великовский, Дом Госторга, 1925–1927. Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Борис Великовский, Дом Госторга, 1925–1927 гг. Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Григорий Бархин, здание «Известий», 1925–1927 гг. Цветной слайд, 1984 г., авторское право William Craft Brumfield 9.0003

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Моисей Гинзбург, Доходный дом Госстраха, 1926 г. Цветной слайд, 1994 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Константин Мельников, Автобусный гараж Leyland, главный фасад, 1926–1927 гг. Цветной слайд, 1994 г., авторское право William Craft Brumfield 9.0003

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Константин Мельников, Автобусный гараж Leyland, задний фасад, 1926–1927 гг. Фотография 1994 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Константин Мельников, Автобусный гараж Leyland, интерьер, 1926–1927 гг. Фотография 1994 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Илья Голосов, Дом культуры им. Зуева, 1927–1929 гг. Цветной слайд, 1980 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Илья Голосов, Дом культуры им. Зуева, 1927–1929 гг. Цветной слайд, 1980 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис, Жилой дом Наркомфина, Москва-река фасад, 1928–1930. Цветной слайд, 1980 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис, Доходный дом Наркомфина, главный фасад, 1928–1930 гг. Цветной слайд, 1984 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис, Жилой дом Наркомфина, вид сбоку, 1928–1930. Цветной слайд, 1984 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис, Доходный дом Наркомфина, вид сбоку, 1928–1930 гг. Цветной слайд, 1994 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис, Жилой дом Наркомфина, интерьер, парадный коридор, 1928–1930. Цветной слайд, 1984 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис, Доходный дом Наркомфина, служебный корпус, главный фасад, 1928–1930 гг. Цветной слайд, 1984 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Ле Корбюзье, Здание Центросоюза, зрительный флигель (слева) и офисный блок, 1928–1936 гг.

Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Ле Корбюзье, Здание Центросоюза, главный фасад, 1928–1936 гг. Цветной слайд, 1979 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Иван Николаев, Студенческий поселок (Дом коммуны на ул. Орджоникидзе), общежитие, 1929–1930. Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Иван Николаев, Студенческая деревня (Дом коммуны), общежитие, главный фасад, правый угол, 1929–1930 гг. Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Иван Николаев, Студенческий городок, вид во двор, санитарный блок (слева) и вход в учебный блок, 1929–1930 гг. Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Иван Николаев, Студенческая деревня, Санблок, интерьер, пандус, 1929–1930 гг. Цветной слайд, 1994 г., авторское право William Craft Brumfield

Внутренний вид пандуса между общежитием и санитарным блоком. Как и Ле Корбюзье (в здании Центросоюза), Николаев в качестве перехода предпочитал пандусы лестницам, в данном случае связывая два основных компонента своей Студенческой деревни с Текстильным институтом.

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Иван Николаев, Студенческая деревня, Социальный блок, 1929–1930 гг. Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Иван Николаев, Студенческая деревня, Учебный корпус, задний фасад, 1929–1930 гг. Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Дом Константина Мельникова, вид со стороны Кривоарбатского переулка, 1927–1929 гг. Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Дом Константина Мельникова, вид сзади, 1927–1929 гг. Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Дом Константина Мельникова, гостиная, парадное окно, 1927–1929 гг. Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Дом Константина Мельникова, гостиная, парадное окно, 1927–1929 гг. Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Константин Мельников, Гараж для грузовиков, Новорязанская улица, 1929. Цифровое изображение, 2018, авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Константин Мельников, Гараж Госплана, 1936 г. Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Константин Мельников, Клуб Фабрики Свободы, 1929. Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Константин Мельников, клуб «Фабрика Свобода», задний фасад, 1929 г. Цифровое изображение, 2018 г., авторские права William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Константин Мельников, Клуб Дорхимзавод, 1929 г. Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Константин Мельников, Дом культуры завода «Каучук», 1929 г. Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Константин Мельников, Дом культуры завода «Каучук», 1929 г. Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Константин Мельников, Дом культуры Русакова, 1929 г. Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Константин Мельников, Дом культуры Русакова, боковой фасад, 1929 г. Цветной слайд, 1980 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Семен Пен, Клуб Красной Пролетарской Типографии, 1930. Цифровое изображение, 2018 г., авторское право William Craft Brumfield

. Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Пантелеймон Голосов, Дом Правды. Архитектор, 1930–1934 гг. Цветной слайд, 1990 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Александр Веснин, Виктор Веснин и Леонид Веснин, ДК им. Лихачева, 1930–1937. Цветной слайд, 1994 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Александр Веснин, Виктор Веснин и Леонид Веснин, ДК им. Лихачева, интерьер, главный вестибюль, 1930–1937 гг. Фотография, 1994 г., авторское право William Craft Brumfield

Путешествия по России: Архитектура авангарда в Москве

Иван Фомин, Наркомат путей сообщения, 1932–1938. Цветной слайд, 1994 г., авторское право William Craft Brumfield

Нажмите на слайд выше, чтобы просмотреть увеличенное изображение и подробное описание (всего 43 изображения)

Конструктивистская достопримечательность Москвы превращается в новое учреждение искусства

Хлебокомбинат № 5. Предоставлено Зотов пресс-служба Культурно-образовательного центра

Новости

Ирина Мак

07 ноября 2022

культура

дизайн

архитектура

конструктивизм

В ноябре этого года в Москве откроется Культурно-образовательный центр Зотов, посвященный изучению конструктивизма, приуроченный к столетию со дня рождения одного из самых самобытных и влиятельных художественных течений в России ХХ века.

class=»subtitle»>

Это учреждение может быть новым местом на культурной карте Москвы, но находится оно в известном здании. Названный в честь Василия Зотова, скромного пекаря, впоследствии дослужившегося до наркома и министра пищевой промышленности СССР, Центр расположен в отреставрированном конструктивистском здании Хлебокомбината № 5, между районами Белорусской и Пресня. Первоначальное советское предприятие было названо в честь Зотова, пионера строительства новых хлебозаводов в начале 19 века.30-х годов, и владелец здания, банк ВТБ, решил сохранить название. Сегодня это бело-терракотовое четырехэтажное цилиндрическое здание несколько затерялось среди однообразных свечеобразных небоскребов жилого комплекса «Пресня-Сити», спроектированного архитектурным бюро SPEECH. Но именно РЕЧЬ под руководством Сергея Чобана, Игоря Членова и Алины Гарновской руководила адаптацией некогда промышленной площадки в новое для столицы учреждение искусства.

Хлебокомбинат № 5. Предоставлено пресс-службой Культурно-образовательного центра им. Зотова

Хлебокомбинат № 5. Фото до 1936 года. Предоставлено пресс-службой Культурно-просветительского центра им. Зотова

Хлебзавод №5, открытый в 1931 году, стал первой крупной хлебопекарней в столице, построенной вокруг системы стационарных кольцевых конвейеров. Впоследствии появились еще четыре такие же пекарни в Москве и две в Ленинграде. Хотя имена первоначальных архитекторов неизвестны, история сохранила имя инженера Георгия Марсакова. Именно он впервые предложил новаторскую концепцию создания многоэтажного конвейера в форме цилиндра. Он сделал подъемники в вертикальном барабане, к которому подвешивались полы, для перевозки муки, дрожжей и других ингредиентов. Закваска была получена на четвертом этаже (где теперь есть две комнаты отдыха), а затем доставлена ​​в отдел замеса теста на третьем этаже. На первом этаже тесто разделялось на порции и выпекалось в трех круглых печах, откуда хлеб спускался по конвейерной ленте для загрузки в грузовики.

Хлебокомбинат №5. Внутренний вид. Предоставлено пресс-службой Культурно-образовательного центра Зотов

Хлебокомбинат №5. Внутренний вид. Предоставлено пресс-службой Культурно-образовательного центра Зотов

Новаторским было то, что проект самого здания определялся функциональными задачами, которые необходимо было выполнять в процессе производства хлеба, и это идеальное единство «формы и содержания» олицетворяло Манифест конструктивизма. Пекарня имела большой успех и работала до 2006 года. Несмотря на то, что она была объявлена ​​памятником истории и архитектуры, после закрытия она была практически снесена. Его подожгли и планировалось превратить в офисы, но, наконец, в 2010-х годах его начали восстанавливать, и бюро SPEECH приступило к работе над нынешним проектом в 2015 году.

Хлебокомбинат №5. Внутренний вид. Предоставлено пресс-службой Культурно-образовательного центра Зотов

Хлебокомбинат №5. Внутренний вид. Предоставлено пресс-службой Культурно-образовательного центра Зотов

Хлебокомбинат №5. Внутренний вид. Предоставлено пресс-службой Культурно-образовательного центра Зотов

Сергей Чобан из

SPEECH получил широкую похвалу за свои усилия по сохранению всего, что осталось в здании в начале проекта реконструкции. Железные балки в потолках, белая, черная и светло-зеленая плитка, буквально изъеденная временем; 19Портрет 70-х пышногрудой блондинки в накрахмаленной поварской шапке, протягивающей буханку хлеба, все детали, вызывающие чувство ностальгии у москвичей определенного возраста. Перфорированная кортеновская сталь центрального барабана, которая навсегда сохранит свою матовую ржавую патину, отсылает к другой ушедшей эпохе. В здании есть вещественные доказательства из нескольких разных десятилетий, 1930-х, 1950-х и 1970-х годов, каждый новый слой поверх старого. Это позволяет вам почувствовать вкус эпохи и почти услышать запах хлеба, который когда-то разносился по всему пространству. А внутрь здания вернется снова, потому что помимо музейного магазина на первом этаже будет кафе. Основная функция центра — образовательная, с выставками на двух этажах, посвященными различным меняющимся экспозициям.

Дарья Филиппова, генеральный директор Центра, которая вместе со старшим куратором Полиной Стрельцовой продвигала концепцию и ее развитие, пояснила: «Для меня главным достижением будет, если это особое место, которое было образцом передовой инженерии в прошлого века, станет теперь образцом творческой мысли». Это не первый случай реконструкции здания за последнее время. Банк ВТБ изначально обещал передать его Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина для предполагаемого нового центра видеоарта. Затем банк забрал его из музея для создания Центра Зотова. С самого начала идею отстаивал бывший заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков.

В пресс-релизе с некоторым преувеличением утверждается, что «Зотовский центр на Ходынской улице является первым учреждением в России, посвященным конструктивизму». Исследования конструктивизма ведутся уже много десятилетий. В Москве Центр авангарда при галерее на Шаболовке, существующий уже более двух десятков лет в самом сердце конструктивистского Хавско-Шаболовского микрорайона, первым официально объявил изучение конструктивизма национальным приоритетом. В рамках галереи в 2017 году открылся Музей авангарда, посвященный исключительно архитектуре. И хотя сегодня деятельность музея приостановлена, она уже достигла больших объемов. Кроме того, уже десять лет назад Александра Селиванова, бывший куратор галереи «На Шаболовке», возглавила Центр авангарда при Еврейском музее и Центре толерантности в Москве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *