Художник Александр Косолапов
Художник Александр КосолаповХудожник
Александр Косолапов 1943
Один из основателей соц-арта, живописец, график, скульптор. Работы строятся на иронически-радикальном совмещении узнаваемых символов советской идеологии и глобального масскульта. Играя образами, развенчивает как советское мифотворчество, так и капиталистический товарный фетишизм. Работы в Третьяковской галерее, Русском музее, MoMA (Нью-Йорк).
- Александр Косолапов
Работы
Александр Косолапов
Caviar, 1993
шелкография
61 x 92 см
тираж 54/75
ОСЕННИЕ ТОРГИ 2022
Александр Косолапов
Страна Малевича, 1985
холст, масло
137 x 178 см
ВЕСЕННИЕ ТОРГИ 2021
Александр Косолапов
Сталин и Спайдермен, 1986
холст, масло
170 х 126 см
VLADEY X
Александр Косолапов
Gorbachev (триптих), 1990
холст, акрил
70 x 180 см (три части)
СЛИВКИ
Александр Косолапов
Lenin-Coca-Cola, 1993
холст, акрил
75,5 x 120,5 см
ВЕСЕННИЕ ТОРГИ 2020
Александр Косолапов
Caviar, 2000
холст, масло
115 x 115 см
ВЕСЕННИЕ ТОРГИ 2020
Александр Косолапов
Malevich, 1993
холст, масло
60 х 120 см
ОСЕННИЕ ТОРГИ 2019
Александр Косолапов
Коктейль Молотова, 1990
холст, акрил
164 x 201 см
ОСЕННИЕ ТОРГИ 2018
Александр Косолапов
McLenin’s Next Block, 1990-2012
шелкография
116 x 61 см
тираж 31/40
ОСЕННИЕ ТОРГИ 2018
Александр Косолапов
Горби, 1991
шелкография
82 x 64 см
тираж 18/30
ОСЕНЬ 2018
Александр Косолапов
Ленин Кока-Кола, 1990
шелкография
76 x 108 см
Тираж 34/75
ПОМОЖЕМ ММОМА
Александр Косолапов
Генетика, 1987
холст, масло
177,5 x 152 см
ВЕСЕННИЕ ТОРГИ 2018
Александр Косолапов
Coca-Cola, 1983
шелкография
78 x 108,5 см
тираж 4/25 + AP
VLADEY IN BLACK
Александр Косолапов
Coca-Cola, 1983
шелкография
78 x 108 см
тираж 11 + AP
УВИДЕТЬ ПАРИЖ
Александр Косолапов
Caviar, 2005
холст, акрил
126 x 147 см
ВЕСЕННИЕ ТОРГИ 2017
Александр Косолапов
Ленин, 1989
холст, масло
101 x 101 см
VLADEY X
Александр Косолапов
Без названия, 1989
холст, масло
150 х 75 см
ОСЕННИЕ ТОРГИ 2013
Подпишитесь на рассылку
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google ChromeFirefoxOpera
Мы используем cookie, чтобы анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше
Сэндвич из тоталитаризма и авангарда: художник Александр Косолапов о «провинциальном» русском искусстве и коммунистической «кока-коле»
19 января в Галерее Syntax в пространстве Cube на Тверской открывается выставка современного русского художника, знаковой фигуры соц-арта Александра Косолапова, который в середине 70-х эмигрировал в США. В интервью Forbes Life художник рассказал о новом проекте и о том, как на его искусство повлиял 2020 год
DTM — это вторая персональная выставка Косолапова в Москве после эмиграции (первая прошла в ММоМА в 2017 году). Художник, работы которого не раз вызывали скандал и подвергались запрету, рассказал Forbes Life о том, как эпидемия коронавируса и движение Black Lives Matter отразились на его работах, а также о том, есть ли будущее у русских художников и почему искусство сегодня — это скоростное шоссе.
— Александр, расскажите о новом проекте.
— Выставка посвящена авангарду и называется DTM. Это аббревиатура трех имен — Дюшан, Татлин и Малевич. Предыстория следующая: в 2017 году праздновалось столетие работы Дюшана под названием «Фонтан» (знаменитый реди-мейд, представляющий собой писсуар с подписью «Фонтан». — Forbes Life). В честь этого в нью-йоркской галерее Francis M. Naumann прошла выставка работ художников, вдохновленных «Фонтаном». Среди представленных авторов были Джон Балдессари, Ай Вэйвэй. Там была и моя работа «Русский революционный фарфор». Мне показалось интересным, что этот юбилей почти совпал со столетием «Черного квадрата» Малевича, написанного в 1915 году. Прошло сто лет, а мы до сих пор живем в лучах авангарда, пользуясь его достижениями, и я решил продолжить эту концепцию — так родилась выставка DTM. Год назад я сделал три скульптуры, посвященные этим художникам.
Их увидела Эльвира Тарноградская, которая предложила мне сделать выставку в галерее Syntax. Еще у меня была успешная работа под названием «Мона Лиза» — это снова отсылка к Дюшану, к его работе 1919 года L.H.O.O.Q. Эти работы стали костяком выставки. Love 2018 Холст, акрил 80х170 см— Как проходила подготовка к выставке в сегодняшних непростых условиях?
— События, происходившие во всем мире, и в частности в Нью-Йорке, где я живу, — коронавирус и движение Black Lives Matter, — безусловно, повлияли на процесс работы. Отдельные произведения на выставке затрагивают тему гендера, которой касался и Дюшан. Но если у Дюшана Джоконда изображена с усами и бородкой, то у меня — с лицом Владимира Путина. У Дюшана даже было женское альтер эго, которую звали «мадам Селяви». В этом образе его фотографировал Ман Рэй. Я живу в Гринвич-Виллидж, и мой район подвергался нападениям (во время протестов BLM. — Forbes Life). На улицах висели плакаты с надписями «Что не так с твоей кожей?» или «Черный — это красиво». Это вызвало во мне резонанс, тем более что я тогда писал картину «Черная девушка, сидящая на коробке Brillo» (коробки с мылом этой марки Энди Уорхол воссоздавал наряду с супом Campbell. — Forbes Life). В итоге я сделал перформанс, покрасив себя гримерными красками, создал серию фотографий и два автопортрета с «черной кожей». В качестве названия я использовал надпись с плаката «Что не так с твоей кожей?».
Хитом ярмарки современного искусства в Женеве стал портрет Путина в образе Моны Лизы
— Вы планируете показывать эти работы в США?
— У меня есть сомнения на этот счет. Когда я поделился этой идеей со своими друзьями, они сказали прямо: «Саша, мы тебе не советуем, тебя обольют грязью». Но в принципе мои работы часто считают провокационными. Когда в 1980 году я сделал работу «Ленин Coca-Cola», компания Coca-Cola решила меня судить. Они обвиняли меня в том, что американский потребитель будет ассоциировать их напиток с коммунизмом. Были такие произведения, как «Икона-икра» или «Моя кровь», но я делаю их не ради скандала, он возникает сам собой.
«Я объединяю образы из разных культурных кодов— Малевич и Marlboro, Ленин и Микки-Маус, авангард и реклама, коммунизм и капитализм, Икона и Икра»
— Из-за такого совмещения образов возникает наслоение смыслов. Вам не кажется, что сегодня, во времена новой этики, от художника требуется четкость и однозначность высказывания?
— Искусство амбивалентно. Мое ноу-хау заключается в создании драматургии и конфликта. Я объединяю образы из разных культурных полей (кодов) — Малевич и Marlboro, Ленин и Микки-Маус, авангард и реклама, коммунизм и капитализм, Икона и Икра и так далее.
Сегодня я вижу пространство искусства не как музей или галерею, а как хайвей, по которому зритель едет с бешеной скоростью, а за окном проносятся билборды, которые борются друг с другом за право привлечь его внимание. Конкуренция очень высока. Времени на восприятие мало, поэтому моя работа должна не только быть понятной, но и по возможности уйти в подсознание, а затем выплыть как новый сигнал. Значимость моих работ заключается в следующем: мне звонят из Гонконга и предлагают делать магнитные стикеры «Ленин Coca-Cola», а футболки с надписью McLenin’s десятилетиями продавались на Арбате и во всем восточноевропейском пространстве, став символом перестройки. В моем представлении великий композитор — это не Бетховен (он сложен), а тот, кто сочинил «Чижик-пыжик», который прост и доступен миллионам. Это продукт не только массовой культуры, но и массового сознания. Месседж должен быть предельно простым. Такой же стратегии, к примеру, придерживается и Бэнкси, но он появился позже меня. Меня не интересует, кого — по Кабакову — «возьмут в будущее».— Работы на выставке делались в Нью-Йорке или в Москве?
— В Нью-Йорке ничего не делалось. Сегодня существуют новые формы взаимоотношений автора со своими работами. Сам я провел пять месяцев в локдауне, а в это время с подготовкой выставки мне в Москве помогали мои ассистенты, я общался с ними по телефону или по интернету. Каждая скульптура состоит из нескольких элементов, включая подставки, которые отдельно отливались из пластика. Это масштабный проект. Если бы я делал его своими руками, это бы заняло не год, а пять лет.
Подлинник или подделка: почему выставка работ Энди Уорхола в Москве вызвала скандал
— Есть мнение, что многие из работ Уорхола были выполнены ассистентами уже после его смерти. Как вы к этому относитесь?
— Куратором моей выставки в ММоМА в 2017 году был арт-критик Картер Рэтклифф. Он очень хорошо знал Уорхола. Он рассказывал, что после смерти Уорхола осталось очень много работ. Тем более что они производились буквально на «Фабрике», поэтому перепроизводство не исключено, а мы знаем, что спрос должен равняться предложению. Что касается того, что некоторые работы были напечатаны посмертно — в этом нет ничего необычного, такая же история произошла и с Китом Харингом, когда решение о создании тиражной работы берет на себя ассистент или душеприказчик.
«Меня не интересует, кого — по Кабакову — «возьмут в будущее». Искусство — это то, что здесь и сейчас»
— В названии выставки три фамилии — две из них русские. Акцент очевиден.
— Я ждал этого вопроса. Мы можем говорить о французском, русском, немецком авангарде. Мы — культурные дети этих движений. Прошло 100 лет, но наши корни до сих пор уходят в их эксперименты и достижения. Мы — генетические продолжатели этого процесса. Когда я эмигрировал в Нью-Йорк, то понял зависимость культуры от социальных процессов, что в Америке произошла потребительская революция, в результате которой появился поп-арт. Надо сказать, он был не только американским, но и европейским. Называя выставку DTM, мы говорим о мировом авангарде. В скульптурах, представленных на выставке, «Черный квадрат» Малевича или «Фонтан» Дюшана объединены с фигурой девушки-гимнастки. Это отсылка к фильму Лени Рифеншталь «Олимпия» и к парадам на Красной площади с участием гимнасток, которые отражены в работах Родченко. Это своего рода «сэндвич» из тоталитаризма и авангарда, визуальная конфронтация двух культурных кодов.
Duchamp-Girl 2020 Углепластик, металл, дерево , смешанная техника— Русский авангард был вписан в общемировой контекст. Как обстоит дело с современным русским искусством сегодня? Оно соотносится с международной повесткой?
— Серьезный вопрос. К сожалению, авторитарность советского и постсоветского режимов не дает для этого предпосылок. Западная культура — это смена парадигм. Искусство двигается скачками. Когда я попал в США, мне пришлось учиться понимать этот язык. Многое пришлось отбросить. Очень важный фактор — это рынок, который в 1990-е годы все изменил. Произведения искусства превратились в «голубые фишки». Это создает большие проблемы для периферийных культур. Что касается развития русского искусства — это сложный процесс. Я всегда говорю: не мы выбираем, а нас выбирают. Будет ли оно релевантно для рынка и для культурного процесса — это вопрос. Несомненно, плохо для русских художников то, что они — возможно, и неумышленно — имитируют западное искусство, плохо его зная. Но это заметно снижает интерес к ним. Так же вредна, на мой взгляд, идея о том, что русское искусство может автономно существовать в разрыве с мировой культурой. К сожалению, такое видение делает его провинциальным феноменом.
Уорхол, Бэнкси и Пикассо: самые дорогие тиражные произведения искусства
7 фото
Александр Косолапов — 17 произведений искусства, био и шоу на Artsy
255 подписчиков
Обзор
Работы для продажи (5)
Результаты аукции
.
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника0003
Работа для работы
Партнер
Название художника
Имя художника
Название работы
Партнер
Основные моменты карьеры
Персональная выставка в крупном учреждении
Пример названия выставки и еще 10
Групповая выставка в крупном учреждении
Музей изобразительного искусства (пример) и еще 33
Собрано крупным учреждением
Пример и еще 5
Достижения
Активный вторичный рынок
Результаты недавних аукционов Художественная база данных цен.
Высокий аукционный рекорд
85,0 млн долларов США, Phillips, 2022
Художественные партии
Продажа работ из вашей коллекции
Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.
Submit Now
Iconic Collections
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
От 500 долларов
Работы на бумаге
От 500 долларов
Работы на бумаге
От 500 долларов
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
9 Работы на бумаге0003
From $500
Works For Sale
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Статьи
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Some Художник
Местоположение
Некоторый Художник
Местоположение
Некий Художник
Местоположение
Родственные художники
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Александр Косолапов | 130 произведений искусства на аукционе
Красная икра, 2002 г.
холст, масло
76¾ x 76 дюймов
Горби-Энди, 1989 г.
Холст, акрил, шелкография
171,5 x 183 см (без рамы)
Макленина, 1990 г.
Холст, акрил
39 3/4 × 67 3/4 дюйма
Посмотреть все произведения искусства
Прошедшие выставки
Новая Третьяковская галерея
Москва | Россия
11 июня 2022 г. — 11 сентября 2022 г.
Колумбийский художественный музей
Колумбия | Южная Каролина | США
03 июля 2021 г. — 12 сентября 2021 г.
Западные выставки
Западный город | Чикаго | Иллинойс | США
08 января 2021 г. — 20 февраля 2021 г.
Посмотреть все выставки
На аукционе
Последние результаты аукциона
Горби.
Александр Косолапов.
Гризебах
Кока-Кола
Александр Косолапов.
Осена, Фонтенбло
Ленин-Кока-Кола, Символы века
Александр Косолапов.
Сотбис Цюрих
Просмотреть все результаты