Кристиан де Портзампарк: портрет французского архитектора
Архитектура
Французский архитектор Кристиан де Портзампарк построил новый дом для Dior в столице Южной Кореи Сеуле. Мы послали Алексея Тарханова (“Ъ”) узнать подробности.
Французский архитектор Кристиан де Портзампарк построил новый дом для Dior в столице Южной Кореи Сеуле. Мы послали Алексея Тарханова (“Ъ”) узнать подробности.
Кристиан де Портзампарк Родился в 1944 году в Касабланке. В 1969‑м окончил Эколь-де-Боз-Ар в Париже, основал свое архитектурное бюро в 1980 году. В настоящее время имеет сотню сотрудников и строит по всему миру. В 1994-м стал первым французом, получившим премию Притцкера.
архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
Бюро де Портзампарка только что сменило адрес и переехало в IX округ Парижа. Может быть, поэтому у стеклянной двери еще нет таблички. А может быть, потому, что архитектор справедливо считает, что тот, кому он нужен, его рано или поздно найдет. Так, как нашел его корреспондент AD. И может быть, с корреспондентом даже поговорят, хотя из всех французских зодчих-златоустов наш собеседник – самый замкнутый, самый не любящий интервью.
Здание нового бутика Dior состоит из двух частей: шестиугольной призмы и сложной оболочки такой же высоты.
архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
Ему за семьдесят, и незачем тратить время на разговоры, когда работы больше, чем у жадной молодежи. В скромном кабинете единственное украшение – кушетка Ле Корбюзье. Отдыхать – так культурно. В соседней комнате длинный стол плотно заставлен макетами зданий, образуя концентрированный портзампарковский город.
Главный вход в магазин Dior в Сеуле располагается на углу улицы.
архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
Я спросил о Кристиане его бывшего студента, ныне столь же известного архитектора Доминика Перро. Он сказал: главный талант его профессора в том, что тот знает, на что пригоден любой участок, и снайперски может воспользоваться контекстом. Вот и сейчас в ответ на первый вопрос о том, что послужило основой такой необычной формы (ах, цветок, ткань платья, театральный занавес), он отвечает: “Угол. Угол улицы. Прежде чем придумывать красивые сравнения, мы исходим из места. Вот магистраль, на которой много зданий, посвященных моде. И вот мы приходим к перекрестку с маленькой улицей. Почему бы не поставить там нечто, что отметило бы начало улицы и выгодно отличило бы дом Dior?”
Один из эскизов Кристиана де Портзампарка.
архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
Де Портзампарк показывает мне серии рисунков, в которых он искал скульптурную форму угла. К моему изумлению, человек, учившийся и учивший классической архитектурной технике, рисует на айпаде. Больше всего эти эскизы напоминают мне павильон для Всемирной выставки времен моей архитектурной юности. Только вместо надписи USSR значится Dior, который давно уже – автономная республика в люксовой конфедерации LVMH.
На террасе верхнего этажа бутика располагается кафе.
архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
Сеульский дом Dior составлен из двух частей. Прямоугольная призма из стекла и металла, перед которой вырастает сложная белая оболочка. Единственное сравнение, на которое де Портзампарк соглашается, – это белая ткань, моделирующая объемы тела. Он вспоминает портновские мастерские на верхних этажах парижского Дома Dior, где мастерицы кроят и лепят на булавках линии новых платьев. Но ткань опирается на тело, здесь же оболочка обнимает пустоту. Мало было найти форму, надо было решить, как ее построить: “Конструкция не может говорить только о красоте, эта красота рассчитывается математически”.
Интерьеры бутика: лестницу делал де Портзампарк.
архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
Архитектор сразу отказался от бетонной оболочки, которая вышла бы грубой и тяжелой. Благо в Сеуле находятся верфи, на которых строят океанские корабли. Панели сделали из стекловолокна с фактурой, напоминающей плетение нитей. Оболочку разделили на одиннадцать панелей, пригнанных друг к другу с авиационной точностью: “Я сделал сопряжения не декоративными, а показывающими узлы конструкции”.
Интерьеры бутика делал Питер Марино, постоянный “автор” магазинов марки.
архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
Главный аттракцион интерьера – сложная заворачивающаяся лестница, ведущая на последний этаж, где расположены кафе и кондитерская, которой командует другой знаменосец французской культуры, гений сладостей Пьер Эрме. Дизайнер Питер Марино, который делает магазины Dior по всему миру, повесил скульптурную люстру и расставил мебель похудожественнее – вроде круглой скамьи “Гинкго” работы Клода Лаланна.
Штаб-квартиру концерна LVMH на 57-й улице в Нью-Йорке, “небольшую” башню высотой в двадцать три этажа, де Портзампарк построил в 1999 году.
архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
Дом в Сеуле – третий заказ де Портзампарка, полученный от главы LVMH Бернара Арно.
Винодельня Cheval Blanc в регионе Сент-Эмильон — работа 2011 года.
архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
Арно вместе с главой Dior Сидни Толедано долго обсуждали проект и предложили сделать главный вход с угла. Над входом пересекаются две белые панели и ребристая структура из анодированного алюминия, напоминающая, по словам архитектора, стрельчатую арку. Искусствовед-эротоман подумает о сетке чулок в разрезе платья.
Музыкально-концертный комплекс Cité de la Musique в парке Ла-Виллетт под Парижем Кристиан де Портзампарк строил с 1984 по 1995 год, и в архитектуре этого здания довольно сильно ощущается влияние модного тогда постмодернизма. Впрочем, архитектору не свойственно определять свои работы стилистически — он всегда строит по месту и времени.
архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
Тридцать лет назад де Портзампарк стал первым французом, получившим Притцкеровскую премию. Он до сих пор не разочарован во французской архитектуре: “Говорят, что Франция в кризисе, но архитектура в полном порядке”.
Интерьер музыкально-концертного комплекса Cité de la Musique в парке Ла-Виллетт под Парижем.
архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
Единственное, о чем он несколько изменил свое мнение, – это работа с государством. Де Портзампарк говорит, что мэрии и правительства – ненадежные партнеры. Частник знает, чего он хочет, и хочет быстро. Он ставит на кон свое имя и деньги. Города и министерства тратят без счета чужие деньги и чужое время. Если на них надеяться, трудно отвечать за 114 человек, которые работают у него в мастерской.
Перестройку района улицы Rue des Hautes-Formes в XIII округе Парижа де Портзампарк осуществил в 1979 году.
архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
Его жена Элизабет впервые за много лет работает с ним в одном здании. Но мастерские строго разделены. У Элизабет и ее сотрудников свой этаж, и по лестнице между ними ходит только короткошерстная такса Дон Кихот, обладающий здесь дипломатическим паспортом.
Штаб-квартиру газеты Le Monde в Париже Кристиан де Портзампарк построил в 2005 году.
архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
“Мне не хотелось, – говорит де Портзампарк, возвращаясь к Сеулу, – превратить дом в космический корабль, который сначала всем нравится, а через три года вызывает скуку и даже неприязнь”. И вспоминает, как американский критик написал про его нью-йоркскую башню LVMH, сравнив впечатление от постройки с мгновенным счастьем от бутылки шампанского, которое длится не долго. Но он уверен, что корейский дом Dior будет неплох и тогда, когда выветрится счастливый хмель от его открытия.
Многофункциональный музыкальный центр Cidade das Artes в Рио-де-Жанейро.
архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
Многофункциональный музыкальный центр Cidade das Artes в Рио-де-Жанейро де Портзампарк построил в 2013 году. В здании несколько залов, предназначенных для исполнения разных жанров музыки. Основная филармоническая аудитория на 1800 мест может трансформироваться для оперных спектаклей.
архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
Эскиз небольшого, но весьма заметного проекта де Портзампарка — кафе Beaubourg, построенного в Париже напротив Центра Помпиду в 1987 году.
архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
План кафе Beaubourg, построенного в Париже напротив Центра Помпиду в 1987 году.
архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
Текст: Алексей Тарханов
Фото: архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
ТегиАрхитектураДизайнКристиан де Портзампарк
«Пространство задает хореографию, словно приглашает к танцу» – Культура – Коммерсантъ
488 2 мин. …
Парижская опера отпраздновала архитектурный юбилей. 30 лет назад в парижском пригороде Нантер министр культуры Франсуа Леотар, директор школы Парижской оперы Клод Бесси, худрук балета Оперы Рудольф Нуреев и молодой французский архитектор Кристиан де Портзампарк открыли новое здание — современное, многофункциональное и совсем не похожее на традиционные балетные училища и интернаты. Французская школа стала не только старейшей, но и единственной в мире, построенной лауреатом Притцкеровской премии. Об особенностях «балетной» архитектуры Кристиана де Портзампарка расспросила Мария Сидельникова.
Предыдущая фотография
Фото: Hasisi Park for Dior
Фото: Opéra National de Paris
Фото: Opéra National de Paris
Фото: Opéra National de Paris
Следующая фотография
1 / 4
Фото: Hasisi Park for Dior
Фото: Opéra National de Paris
Фото: Opéra National de Paris
Фото: Opéra National de Paris
— С чего все началось?
— Со встречи с Клод Бесси. Она пригласила меня в Оперу, показала учебные залы под крышей, где летом жара, зимой очень холодно. Я посмотрел, как живут дети, после балетных занятий они бежали на математику и французский, оттуда еще куда-то, и все это в разных районах города. Очевидно, что требовалось собрать их жизнь под одну крышу. Но я не хотел, чтобы они чувствовали себя взаперти, как в интернате.
— И что вы придумали?
— Мне хотелось воссоздать три ключевых составляющих их дня — занятия, учеба, дом — в трех отдельных зданиях, окруженных парком, чтобы было максимальное количество дневного света. Трехчастное деление как ритм жизни — это первая задача. И вторая — это идея движения внутри школы. Заявка на архитектурный конкурс уместилась на трех листах. Сложно поверить, но в ту же неделю я отнес заявку на конкурс на строительство «Оперы Бастий». Сегодня же надо готовить талмуд на полсотни страниц, да еще три макета! Это был один из первых архитектурных проектов Жака Ланга (влиятельнейшего министра культуры при Миттеране, инициатора больших строек в Париже — Национальной библиотеки, Арки Дефанса и «Опера Бастий». — “Ъ”), был кураж, чувство свободы и новизны, мы были совсем юными.
— Что было самым сложным?
— Пожалуй, разделить здания по функциям и в то же время объединить их при помощи сада и циркулирующего света. Мне очень хотелось передать в архитектуре саму суть танца, движения. Так возникла идея центральной оси — спирали, движения по кругу, плавного перехода от одного зала к другому. Пространство задает хореографию, словно приглашает к танцу. Мы не артисты, но следуем этой танцевальной траектории.
— В балетных залах принято ориентироваться по углам-точкам, все позы, направления сверяются по ним. Вы же несколько залов сделали круглыми. Почему?
— На ротондах настояла Клод Бесси — в память о репетиционных залах Оперы. Но в них есть направляющие оси и специальная маркировка. В качестве ориентиров выступают панно французского художника Пьера Бурагийо, по изображенным на них геометрическим фигурам можно удобно выравнивать позы, кроме того, они задают ритм и вносят цвет.
— Школа Парижской оперы — один из самых первых ваших проектов. Есть ли в нем что-то, что вы использовали в будущем?
— Идею пространства как основы для движения. Она оформилась во время работы над проектом школы и как-то сама собой стала лейтмотивом следующих зданий. Если нам хочется двигаться, значит, мы счастливы. А если пространство давит, стесняет, мы не понимаем, куда идти, блуждаем, не находим себе место, значит, что-то здесь не так.
— Что чувствует архитектор, встретившись со своим зданием 30 лет спустя?
— Волнение и счастье. Для нас, архитекторов, нет ничего важнее, прекраснее, чем наблюдать, как живет твое здание. Тем более что в случае школы речь идет о многих жизнях, в этих стенах выросло несколько поколений артистов.
Придумывать проект, строить его — это очень эмоциональная часть нашей работы, но встреча со зданием, реализованным и любимым людьми много лет спустя,— это ни с чем не сравнимые чувства.
Картина дня
Вся лента
Портрет — Кристиан де Портзампарк
КРИСТИАН ДЕ ПОРТЗАМПАРК
Родившийся в 1944 году, Кристиан де Портзампарк является ведущим архитектором и градостроителем, который был удостоен Притцкеровской архитектурной премии в возрасте 50 лет как первый французский лауреат, а также с самая престижная премия в области городского планирования во Франции, The Grand Prix de l’Urbanisme.
Его архитектурный стиль известен своими отличительными чертами, такими как смелый дизайн, художественный подход и творческий потенциал, присущий ему как акварелисту. Его особенно ценят как дизайнера концертных залов, опер, филармоний и градостроителя.
Он изучал архитектуру в Париже и Нью-Йорке и прославился своим дизайном улицы Верхних Форм в Париже и крупномасштабным проектом Франсуа Миттерана под названием «Город музыки» (1995). Это включало создание музыкальных залов разных размеров и музыкального музея.
Его важные работы включают NexusⅡ (1991 г.), жилой комплекс в Фукуоке, башню LVMH (1991 г.) и два небоскреба One57 (2014 г.) и башню Prism (2016 г.) в Нью-Йорке, Филармонию Люксембурга (2005 г.) , Город искусств (2013 г.), культурный комплекс в Рио-де-Жанейро, парижская арена Дефанс (2017 г.), крытый стадион в Нантере, на окраине Парижа и Шанхайский оперный театр в Шанхае (2019 г.). В настоящее время он занимается крупномасштабными проектами, такими как Большой театр Касабланки, крупнейший театр в Африке и Китае, Культурный центр Сучжоу в Китае, строительство которых планируется завершить к концу 2020 года.
2PORTZAMPARC
и Элизабет де Портзампарк, 2Portzamparc работает над строительными проектами всех размеров вместе с широким спектром строительных программ. Каждый проект представляет собой новую задачу, требующую обширных исследований и экспериментов, от первоначальных проектов до поиска решений.
Агентство также можно охарактеризовать как «городскую лабораторию», выполняющую углубленный городской и структурный анализ, методику, разработанную Кристианом де Портзампарком с 70-х годов на основе «манифестов» проектов, конкурсов и исследований. Это позволило ему разработать свои методы и применять принципы теоретического исследования и анализа во множестве практических ситуаций.
В своем новом видении городской структуры, которое он назвал «открытым кварталом», его работа посвящена исследованиям в области городского планирования и заботе о качестве коллективных и индивидуальных жилых пространств.
От уникальных зданий до переосмысленного урбанизма, город действительно является одним из основных предметов его творчества, которое одновременно развивается вокруг трех основных тем: зданий, объединяющих публику как места культуры, музыки или учреждений, знаковых зданий, таких как как башни, так и части города и кварталов, например, от квартала до эволюции мегаполисов в районе Большого Парижа.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЗДАНИЯ
Знаменательные здания часто становятся городскими ориентирами или символами, которые объединяют территорию, создавая необходимые знаки, необходимые для огромного городского ландшафта мегаполисов.
В этих крупных уникальных объектах, знаковых зданиях, городских полюсах притяжения внутреннее и внешнее пространство пересекаются, как в Cidade das Arte в Рио. Построенный в 2013 году, это единственный в мире концертный зал, который можно превратить в оперный зал. В нем есть театр, музыкальный зал и зал популярной музыки, кинотеатр, танцевальные и репетиционные залы, выставочные залы и рестораны.
С 80-х годов непреходящая страсть Кристиана де Портзампарка к музыке привела его к участию в ряде музыкальных и танцевальных архитектурных конкурсов, в том числе в Балетной школе Парижской оперы в Нантере, Франция (награждена Equerre d’Argent 19).88) и Cité de la Musique в Париже, Франция (награжден Equerre d’Argent 1995), Люксембургской филармонии (Международная архитектурная премия 2008 года Чикагского музея Атенеум) или Cidade das Artes в Рио-де-Жанейро в Бразилии (Международная архитектура Награда 2008 года Чикагского музея Атенеум, «Гран-при AFEX 2014 французской архитектуры в мире», присужденная ассоциацией French Architects Overseas).
В июле 2009 года на международном конкурсе крупнейшего в Африке театра «Новое искусство» проект Кристиана де Портзампарка победил среди проектов ага Хадид, Франка О. Г. Гери Рема Колхаса и Азиза Лазрака, известных архитекторов. Проект З. Портзампарка должен был вдохнуть жизнь в эту огромную институциональную площадь и придать современный вид ее классической композиции. Этот проект-победитель — в главном зале на 1800 мест, предназначенном для проведения музыкальных концертов, спектаклей классического театра и различных других масштабных представлений — создается впечатление, что он состоит из нескольких отдельно стоящих домов, как медина в городе.
В 2011 году Бернар Арно поручил Кристиану де Портзампарку построить флагманский магазин Dior в элегантном районе Чхондам-дон на проспекте Апкучжон в Сеуле. Вдохновленное созданием этого знаменитого дома от кутюр, здание представляет собой манифест с белыми кривыми, волнообразными к небу в тонкой асимметрии, которая вызывает в памяти ткань, лежащую в основе каждого кутюрного предмета (Международная архитектурная премия 2016 года за лучший новый глобальный дизайн, присужденная Чикагским музеем Атенеум).
Открытый в октябре 2017 года «Пари Ла Дефанс Арена» является «крытым» стадионом и стадионом команды по регби «Racing-Metro 92» в регионе О-де-Сен. Французская спортивная легенда с 1882 года, клуб был передан в 2006 году его нынешнему президенту Джеки Лоренцетти. Стадион также используется как большое пространство для выступлений, вмещающее от 10 000 до 40 000 человек. Это крупнейший крытый многоцелевой комплекс переменной вместимости во Франции. Расположенный в городе Нантер, недалеко от «Большой арки» в Ла-Дефанс, этот проект подпадает под действие «Операции Сена-Арш национального значения» — статус, предоставляемый государством территориальным проектам, которые соответствуют национальным стратегии и цели.
В 2013 году город поручил Кристиану де Портзампарку спроектировать культурный центр Сучжоу. Это один из серии престижных проектов в рамках генерального плана Wujiang Lakefront. В качестве флагманского проекта этого совершенно нового района город строит замечательный участок площадью более 100 000 кв. м. Он расположен на стыке одного из самых красивых озер Китая и главной городской перспективы нового города.
РАЙОНЫ И ГОРОД
Районы и город занимают центральное место в практическом и интеллектуальном вкладе Кристиана де Портзампарка в текущие архитектурные дебаты. Признавая центральную важность бесконечно тонкого человеческого контекста, в котором местные условия являются «водой на его мельницу», его вмешательства действуют на нескольких разных уровнях, как архитектора в пуристическом смысле, так и градостроителя.
БАШНИ
От города к объекту Кристиан де Портзампарк работал над башнями с момента своих первых проектов в 1974 году, когда он спроектировал покрытую растительностью водонапорную башню, которая стала поэтической достопримечательностью нового города в Марн-ла — Валле, Франция, за которой в 1991 году последовала башня Лилль, уникальный скульптурный объект, построенный над железнодорожной станцией в районе Рема Колхаса «Евралиль» (завершено в 1995 году).
Башни, спроектированные Кристианом де Портзампарком, являются результатом его исследований вертикального объема и его скульптурного измерения, которые он кристаллизовал в характерные для него призматические формы.
Его самая известная башня — башня LVMH в Нью-Йорке, США, построенная в 1999 году (награда Business Week и Architectural Record в 2006 году), за которой последовал конкурс на башню Hearst в 2000 году, и вскоре к ней присоединится жилая башня Prism на Парк-авеню на Манхэттене, Нью-Йорк, США, одобренный органами городского планирования в 2004 году, который был открыт в конце мая 2015 года. В 300-метровой башне One57 в Нью-Йорке, построенной в 2014 году, находится роскошный отель. первые 20 этажей и 130 супер-роскошных кондоминиумов в совместной собственности, среди которых некоторые предлагают захватывающий вид на Центральный парк и «горизонт» города.
В настоящее время изучаются две башни в районе Париж-Ла-Дефанс, включая офисы и гостиничный комплекс, башни Sisters, сдача которых запланирована на 2024 год. группа Le Moniteur для танцевальной школы Парижской оперы в Нантере [13]
Cidade Das Artes — Christian de Portzamparc
Бразилия — Рио-де-Жанейро 2002 › 2013
youtube.com/embed/dfgusesPt90?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
ПРОГРАММА : Культурное оборудование: Филармония (1800 мест), трансформируемая в Оперный зал (1300 мест), Зал камерной музыки (500 мест), электроакустический зал (180 мест), штаб-квартира Бразильской Симфонический оркестр, музыкальная школа, 10 репетиционных залов, медиатека, 3 кинотеатра, ресторан, магазины, административные помещения, технические помещения и автостоянки.
ПОВЕРХНОСТЬ : 46 000 кв.м. | Общая площадь: 90 000 кв.м.
КЛИЕНТ : Мэрия Рио-де-Жанейро | Secretaria Municipal das Culturas
ARCHITECT : Christian de Portzamparc
DESIGN OFFICES : Акустика: Xu Acoustique – Xu Ya Ying (Франция), Acùstica & sônica – Ze Augusto Nepomucen (Бразилия) | Сценография: Changement à Vue – Жак Дюбрей (Франция), Solé e Associados – Исмаэль Херальдо Акунья Соле (Бразилия) | Освещение: LD Studio – Моника Лобо | Ландшафтный дизайнер: CAP, Fernando Chancel
КИНО : Serge de Portzamparc
Cidade das Artes расположен между морем и горами, в центре четырнадцати километров равнины, на которой был построен новый крупный район Рио-де-Жанейро – Барра-да. Тижука. Ландшафт, лишенный ярких городских ориентиров и общественных пространств, отмечен чередой закрытых пространств с жилыми домами и офисами по одну сторону прямой скоростной автомагистрали, по другую сторону которой выстроились торговые центры. Здесь нет ни улиц, ни городских достопримечательностей, ни общественных символов. Поэтому мэрия хотела построить здесь арт-комплекс как общественное пространство — частично коммерческое, частично административное.
Проект во многом является общественным символом, новой достопримечательностью в районе Рио-де-Жанейро, городским сигналом, плавающим по равнине и хорошо заметным.
Участок представляет собой центральное пространство на развязке между двумя автомагистралями, пересекающими район, спроектированное Лучио Коста. Здесь Cidade das Artes будет находиться в самом сердце нового города.
Здание представляет собой небольшой приподнятый город, организованный вокруг террасы в десяти метрах над землей, плавающей в общественном парке – тропическом водном саду, спроектированном Фернандо Шаселем. Эта терраса является общественным пространством; это точка сбора, которая дает доступ ко всем объектам, где вы чувствуете, что находитесь в великолепном пейзаже Рио, с видом на море, озера и танцующую линию гор. Там Cidade das Artes объединяет самые разные пространства: концертный зал, уникальный в мире, поскольку его можно превратить в оперный театр и театр, пространство для исполнения камерной и популярной музыки, кинотеатры. , танцевальные студии, многочисленные репетиционные залы, выставочные площади, рестораны и медиатека.
Cidade das Artes напоминает большой дом с большой верандой над городом – дань уважения архетипу бразильской архитектуры. Между двумя горизонтальными плитами крыши и террасой установлены большие изогнутые бетонные стены, в которых залы образуют игру объемов и пустот. Это еще один вариант открытого блока — полый, но сделанный из собранных слоев.
Архитектура обрамляет и перекликается с красивыми изгибами гор Сиера Атлантика и линией моря. Для путешественников, прибывающих из северной зоны, он станет точкой входа в Барра-да-Тижука на проспекте Айртона Сенны.