Крокус хозяин: Эмин Арасович Агаларов: биография, фотографии

«Крокус Групп» и его основатель

Основатель «Крокус Групп» Араз Агаларов не приватизировал в 1990-х заводов по дешевке и не размещал в своем банке счетов богатых госструктур вроде таможни. За 22 года занятия бизнесом Агаларов с нуля— сначала сам, затем вместе с сыном Эмином— создал группу компаний, оборот которой в 2007г. составил $688млн, а в этом году, по планам, превысит $1млрд. Группа полностью принадлежит Агаларовым, и о том, чтобы допустить в свой бизнес сторонних инвесторов, они пока и слышать не хотят. Удастся ли компании сохранить темпы роста, ведь параллельно с расширением бизнеса растут долги? Агаларову-старшему, если не считать постигших весь российский бизнес неприятностей после дефолта-98, до сих пор это удавалось. Свои деловые навыки он постарался привить и сыну.

ОТ МАТРЕШЕК К LUXURY

У Эмина Агаларова немало хобби, отнимающих значительное время: он занимается вокалом, боксирует, гоняет на Aston Martin. Но праздным наследником мультимиллионера его не назовешь. В возрасте 15лет, обучаясь в США, Эмин подрабатывал в супермаркетах за $5в час. Затем создал сайт, торгующий матрешками и командирскими часами, и вывел его в лидеры онлайн-торговли русской экзотикой в Штатах. На $50000, которые отец подарил к совершеннолетию, открыл обувной магазин в Нью-Джерси. В 2001г., когда Эмин вернулся в Россию, Агаларов-старший без колебаний передал ему в управление бутиковый бизнес. Он и сам когда-то начинал с матрешек.

Окончив в 1986г., в начале горбачевской эры, аспирантуру, Араз Агаларов в науку не пошел. Перестройка открыла возможности для существенно больших заработков. Кооператив Агаларова «Шафран» выпускал и скупал сувениры-матрешки, сдавал их в магазин duty free аэропорта Шереметьево и выручал по $100000-150000в месяц. Спустя три года Агаларов занялся компьютерами— технику поставляла американская фирма, созданная советскими эмигрантами. Ежемесячный оборот компании Агаларова превысил $1млн, но с этим бизнесом было много мороки. Тогда предприниматель придумал нетривиальный ход: открыть в Москве компьютерную выставку. В сущности, это означало взимать комиссию со всего компьютерного рынка, переживавшего настоящий бум.

С американскими партнерами Агаларов зарегистрировал в Коннектикуте фирму Comtek Expositions, в которой ему принадлежало 33,33%, предпринимателям Леониду Поллаку и Михаилу Цейтину— по 26,67%, Борису Когану— 13,33%. Кооператив превратился в компанию «Крокус Интернэшнл» (crocus— латинское название шафрана), которая выступала партнером Comtek Expositions.

В марте 1990г. в 4-м павильоне ВДНХ прошла первая компьютерная выставка «Комтек», собравшая 55участников. Потом тематика выставок стала расширяться. Полтора десятка экспозиций— от Comtek FoodWorld до Moda Expo— сделали Агаларова крупнейшим российским выставочным оператором. На одной из экспозиций в 1991г. он познакомился с индийским коммерсантом Прамодом Агарвалом, занимавшимся, в частности, экспортом обуви. Его гонконгская фирма Texuna International привезла на выставку Агаларова китайские «дутики», рассказывает глава российского офиса фирмы Йогендер Нагпал. Партию этой дешевой обуви владелец «Крокуса» купил для оптовой торговли. «У него великий талант предугадывать направление рынка,— говорит Нагпал.— Уже в начале 1990-х он чувствовал, что компьютерный этап пройдет, и обратил внимание на обувь».

В 1991г. Агаларов не только торговал «дутиками», но и закладывал основу люксового бизнеса, открыв свой первый бутик на Большой Дмитровке и магазин эксклюзивной обуви в Столешниковом переулке. На полках среди известных марок была выставлена продукция итальянской Sergio Rossi. Агаларов заметил ее на стенде Versace. Познакомившись с хозяевами фирмы, он узнал, что те шьют обувь для мирового бренда, а под своей маркой продают ее только в мультибрендовых магазинах. Агаларов заказал сразу 3000пар и открыл первый в мире бутик Sergio Rossi, где стал продавать обувь этой марки по более высокой цене.

ВСЕ НА ПРОДАЖУ

Бизнес развивался как нельзя лучше. В 1995г. «Комтек» занял весь «Экспоцентр», став третьей в мире компьютерной выставкой после Comdex и CeBIT. Площади оплачивались по мировым ценам— $375за «квадрат». Предчувствуя окончание бума, Агаларов активно диверсифицировал бизнес. В том же году он заложил на пересечении Большой Грузинской и улицы Климашкина роскошный городской особняк на 34квартиры, «Агаларов Хаус» (инвестиции составили $15млн).

Тогда же Агаларов решил идти в ритейл. Купил 24га земли на пересечении МКАД и Каширки и предложил Texuna International учредить совместное предприятие— построить первый в стране DIY-гипермаркет, «Твой дом». По словам Йогендера Нагпала, Texuna стала в СП «Кротекс» финансовым партнером, вложив примерно $25млн «из собственных средств и кредитов гонконгских банков». Спустя год «Крокус» запустил еще и сеть из 80обувных магазинов среднеценового сегмента «Сконти». Ежегодная выручка каждого составляла $1млн.

«Агаларов Хаус» был сдан в 1997г. В марте 1998г. открылась первая очередь «Твоего дома» на Каширке. По предложению главы «Крокуса» магазин стал первенцем московской круглосуточной торговли, вспоминает Нагпал. По ассортименту (до 200000наименований) он превосходил открывшуюся через два года IKEA (30000наименований).

Кризис 1998г. спутал все планы. Квартиры в доме, строившемся «для себя» (в одной жил Араз Агаларов, другая предназначалась Эмину, часть была продана, остальные сдавались в аренду), пришлось распродать. «Весь труд ушел на эти две квартиры»,— сожалеет Агаларов-младший.

Продавались квартиры в «Агаларов Хаусе», впрочем, недешево— по $5500за 1м2. Для сравнения: элитное жилье на Остоженке тогда можно было купить всего по $3500за 1м2. В 1999г. был продан и выставочный бизнес (хотя выставку «Комтек-2000» проводили еще компании Агаларова). Цена площадей для экспонентов упала до $150за «квадрат», при этом «Экспоцентр» на снижение арендной ставки для выставочного оператора не шел. Долги «Экспоцентру» достигли $10млн, а купившая выставки Агаларова примерно за $17млн британская ITE Group поставила условие: в течение пяти лет Comtek и «Крокус» проводить экспозиции схожей тематики не будут.

НОВЫЙ ВИТОК

Что осталось у Агаларовых? Дюжина бутиков в центре Москвы (годовой оборот— $10млн), 30магазинов обувной сети «Сконти» ($10млн), «Твой дом» на Каширке ($60млн) и почти $70млн долгов. Пришлось просить у зарубежных партнеров отсрочки оплаты товарных кредитов.

В такой ситуации, казалось бы, не до новых проектов. Однако Араз Агаларов арендует в 2000г. на МКАД еще 300га земли и объявляет, что вложит $120млн в «Крокус Сити»— конгломерат, в который войдут «Твой дом-2», молл бутиков и выставочный комплекс. Заложив недвижимость, Агаларов сумел получить в Среднерусском банке Сбербанка кредит на 80%инвестиционной программы.

Летом 2001г. 22-летний Эмин приехал в Москву повидать родителей. К тому времени, рассказывает он, ему хотелось заниматься собственными крупными проектами. Отцу же был нужен руководитель люксового направления, оставшегося за несколько месяцев до того без управляющего. Эмин, по словам отца, «согласился без энтузиазма» и вообще «был озадачен такой ответственностью». В корпоративной иерархии сын оказался на одной ступени с двумя ближайшими подчиненными отца— руководителем выставок Александром Борцовым и Эльдаром Дадашевым, гендиректором гипермаркетов.

Ставя сына во главе подразделения, уверен член европейского совета директоров брендинговой группы Neims Николас Коро, Агаларов-отец понимал, что марки товаров приходят и уходят, а «Крокус Сити Молл» должен остаться. Моллу предстояло завоевать репутацию на долгие годы, чтобы владельцы брендов были готовы сполна платить за аренду престижной территории.

В сентябре 2001г. был сдан «Твой дом-2» (42000м2), построенный уже без участия гонконгских партнеров СП «Кротекс». Вовсю шло строительство «Крокус Сити Молла» на 180бутиков (62000м2, инвестиции— $40млн). Конкуренты из Bosco diCiliegi предрекали, что богатые покупатели вряд ли поедут за часами Cartier в Подмосковье, консультанты по коммерческой недвижимости Colliers International были с ними согласны. А в «Экспоцентре» сулили провал выставкам на МКАД.

Проект выглядел безумной затеей еще и потому, что его запуск фактически удваивал объем рынка бутиков. В столице их насчитывалось около 150, конкуренция и без того была острой. Как удалось привлечь люксовые бренды за кольцевую автодорогу? По мнению Эмина Агаларова, причина— «благородство отца, который, продав некоторые бизнесы, расплатился с частью долгов, а остальные погасил до 2001г.». В ответ владельцы марок поддержали Агаларовых, обеспечив товарное наполнение их бутиков, занимавших около 40%площадей. «Крокус Сити Молл» открылся в сентябре 2002г. В нем были представлены такие марки, как Emanuel Ungaro, Iceberg, Pal Zileri, Lanvin, Vicini, Byblos, Calvin Klein, Celine, Casadei, Emilio Pucci.

CASH И ПРИБЫЛЬ

В первые годы ставка аренды в «Крокус Сити Молле» была намного ниже, чем у конкурентов из центра Москвы,— в среднем $400за 1м2против $1000-1200. Сейчас средняя ставка в молле— $2500, вдвое больше средней по торговым центрам Москвы и области. В пределах Садового кольца объявленная аренда, конечно, выше— €3000-4000, но для якорных арендаторов она может понижаться в несколько раз. «В молле 180бутиков (самый большой— 300м2) и ни одного “якоря”»,— гордится Агаларов-младший. Поэтому и средняя ставка аренды на его площадях выше, чем у конкурентов.

«Премиального торгового центра такого масштаба до “Сити” не было,— отмечает гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.— Вне центра города собрали под одной крышей торговые марки, которые стали альтернативой Столешникову и Петровке. Они проложили дорогу таким загородным проектам, как “Барвиха Luxury Village” (контролируется Mercury.— )». «В “Барвихе” только торговля,— указывает Наталия Орешина, гендиректор компании “Арт Пропертиз”, а ранее директор отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko (были консультантом “Сити Молла”).— Конкуренты “Крокус Групп” Mercury и Bosco (владеет ГУМом.— ) в большей степени ритейлеры, чем девелоперы, в то время как Агаларовы— настоящие катализаторы рынка девелопмента во многих сегментах недвижимости».

Эмин Агаларов не только сдает площади в аренду, но и развивает собственную торговлю. Он, по сути, повторил опыт отца с обувью Sergio Rossi, превратив еще один массовый бренд в бутиковый. В 2004г. «Крокус Групп» заключила договор о развитии в России celebrity-бренда JLo и открыла в молле первый бутик, который неожиданно стал популярнее молодежных марок Fornarina и Celine.

В первый же год после запуска первой очереди выставочного комплекса «Крокус Экспо» (44000м2, инвестиции $30млн) там состоялось 50выставок, шесть из которых группа организовала сама. Со вводом второй и третьей очередей комплекса площади достигли 500000м2. «Мы вошли в пятерку крупнейших площадок мира»,— гордится Эмин Агаларов. Он сам курирует выставку Fashion Expo, место встречи владельцев ведущих европейских брендов одежды, обуви и аксессуаров с закупщиками из России и ближнего зарубежья.

Анна Лебсак-Клейманс полагает, что для большинства марок на первом месте все же их шоу-румы в Милане, Нью-Йорке или Париже, поэтому выставка на МКАД «привлекает в основном не крупных, а небольших провинциальных байеров». Эмин Агаларов не отрицает, что приезжает много закупщиков из провинции, но уверяет, что и москвичам «удобнее и дешевле пойти в “Крокус Экспо”, чем лишний раз лететь за границу». Например, осенью те же модели обуви, что выставляются на итальянской MICAM, в «Крокусе» можно заказать еще до ее открытия.

Выставка Fashion Expo стала для бутикового бизнеса группы примерно тем же, чем был для «Крокус Интернэшнл» компьютерный «Комтек». Выставочный комплекс— главный генератор прибыли группы. Он приносит ей всего 17%общей выручки, зато его рентабельность по чистой прибыли превышает 50%. А чемпионом по выручке, достигающей 53%всего оборота группы компаний отца и сына Агаларовых, по-прежнему остается гипермаркет «Твой дом», ребрендинг которого провела в 2004г. международная консалтинговая компания SCG London. Управляющий директор SCG London Клайв Вуджер вспоминает, что удивлялся размерам гипермаркетов, которые «разнообразием своих товаров— от еды и гвоздей до часов Rolex— напоминали турецкий базар». «Такие проекты с концентрацией огромных площадей в руках одного собственника невозможны на Западе, как по коммерческим, так и по политическим причинам»,— утверждает Вуджер.

ТЕРНИИ РОСКОШИ

У бутикового бизнеса группы, как ни странно, низкая норма прибыли. «Процентов 15-20»,— уверяет Эмин Агаларов. При том что Агаларовы, как владельцы бутиков, не платят аренды, которая, по оценке Лебсак-Клейманс, может съедать до 20-25% выручки. Порядка 8-12% уходит на оплату труда, 10-12%— на растаможку. Еще— налоги и сезонные скидки. Кроме того, нужно потратиться на рекламу. При этом сегмент luxury очень капризен. Например, компания «ДжамильКо» восемь лет была дистрибутором Christian Dior, а та вдруг возьми и откажись от проверенного годами посредника. Похожим образом одежная марка Chanel разошлась cдистрибуторской компанией Mercury.

Эмин Агаларов сам инициирует «развод» с брендами. В 2006г., например, соглашения по брендам Patrizia Pepe и Cerruti были проданы одному из арендаторов «Крокуса»— компании «Арт-Концепт-М». Причина? Смена владельцев марок. В мире роскоши так случается нередко, объясняет Эмин: «Или главный дизайнер, не дай бог, скончался, или ориентацию поменял— считай, магазин надо перепрофилировать или закрывать». Агаларов-старший в решения сына не вмешивается, даже если ему кажется, что тот делает что-то неправильно. «Потом я понимаю, что, наверное, это правильно,— рассуждает Араз Агаларов.— Он прогрессивнее меня».

«“Крокус Групп”— единственная в России фирма, которую можно назвать семейной империей,— не жалеет комплиментов Николас Коро из Neims.— При этом Эмин умудрился миновать все грабли, на которые обычно наступают наследники».

Бизнес на luxury уже не вызывает у Эмина Агаларова прежнего энтузиазма: «Через семь лет я пришел к тому же выводу, что и отец: торговля роскошью не очень интересна. Наверное, это у нас в характере— попробовать самому, чтобы прийти к тому же». Почему тогда не продать бутики и не сосредоточиться на более привлекательных для предпринимателей проектах? «Люкс все-таки приносит прибыль,— объясняет Эмин. — А еще— и это даже важнее— он генерирует клиентские потоки». Например, в яхт-клуб Shore House. Эмин руководит клубом и одноименным рестораном, которым Агаларовы владеют вместе с Аркадием Новиковым. Он их партнер и в шести ресторанных проектах в «Крокус Сити Молле». «Тандем Новиков-Агаларовы естественный,— полагает исполнительный директор консалтинговой фирмы RestCon Андрей Петраков.— По ценовому уровню “Сити” и его рестораны— близнецы-братья». За Новиковым, по его словам, «концептуальные решения, за ними— финансы, строительство, организация, безопасность». В собственных ресторанных проектах (японском Nobu в «Крокус Сити» и азербайджанском «Заферано» в «Лотте Плаза») Эмин «правильно использует наш совместный опыт», хвалит Новиков своего молодого партнера.

По мнению Агаларова-младшего, хотя рестораны составляют лишь малую часть семейного бизнеса, «это очень правильный проект с высокой— 40-50%, в зависимости от ресторана— доходностью».

Создав оправдавшую себя модель торгового, развлекательного и выставочного центра, Агаларовы теперь занимаются ее тиражированием. Клоны «Крокус Сити»— первая очередь электронного логистического центра в Одинцове (40000м2), открытые закупочные центры в Китае и США. Уже объявлено о начале проектов в Краснодаре, Новосибирске. Запланировано строительство гипермаркетов «Твой дом» в Воронеже, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону. А Агаларов-старший завершает еще один новый для себя проект— строительство элитного поселка Agalarov Estate с полем для гольфа на 18лунок (инвестиции— $400млн). Тем временем «Крокус Сити» будет дополнен 22-уровневым корпусом Veneto с сотней новых бутиков, офисами и гостиницей, а также 14офисными небоскребами.

В Veneto было запланировано огромное казино (25000м2), но в связи с законом о выселении игрового бизнеса в четыре специальные зоны появились серьезные сомнения в возможности реализации проекта. Тем не менее, наблюдая, как медленно развиваются зоны, Эмин Агаларов не теряет надежды: «Если закон позволит, мы сделаем казино, а если нет— универмаг».

Гигантские проекты не могут не истощать ресурсы группы. Ее кредитный портфель достиг $700млн, и выручают только условия кредитования Сбербанка. По некоторым объектам у группы есть договоренность о каникулах по выплате тела кредита. Например, третья очередь «Крокус Экспо» освобождена на год от его погашения, и вся прибыль за вычетом банковского процента идет на новое финансирование. Через год закончится погашение кредита, взятого на строительство молла, и на новые проекты пойдут его арендные платежи. Почему хозяева бизнеса не пытаются снизить долговую нагрузку, проведя частное размещение или IPO? «Мы не собираемся становиться публичными,— говорит Эмин Агаларов.— Надеемся остаться семейной компанией».

Александр Левинский

 

Источник: www.retailer.ru

Интервью Араза и Эмина Агаларовых

Интервью Араза и Эмина Агаларовых — Российский бизнес и технологии.

Араз Агаларов — президент и владелец Crocus Group.

Эмин Агаларов — первый вице-президент Crocus Group, музыкант

Как построить собственный Vegas и управлять им с помощью смартфона, чем торговые центры похожи на интернет, можно ли создать успешный бизнес, исключив деньги из известной формулы «товар — деньги — товар», и как цифровизация влияет на семейный бизнес?

Араз Искендерович и Эмин Аразович, как у вас получается возводить здания, которые не потеряют актуальности через много лет?

С точки зрения архитектуры наша позиция такая: берем лучшее архитектурное бюро и даем правильное техническое задание. Мы много путешествуем, смотрим, что делают в мире, и если строим что-то большое, то стараемся сделать лучше, чем то, что мы видели, и удивить даже самих себя. Первый Vegas мы построили 10 лет назад, когда вышел первый айфон. Тогда возникла мысль: было бы круто, если бы навигация в торговом центре работала по такому же принципу.

Огромный экран, ты тыкаешь пальцем, выбираешь, куда тебе надо пойти, а на экране сразу показывают, где сейчас скидки и специальные предложения, выстраивают маршрут… Мы пытаемся интегрировать какие-то вещи, которые наблюдаем на бытовом уровне.

Араз Искендерович, теперь ваша очередь рассказать, как сын выбирает дизайн.

В строительстве исторический отрезок в 30–50 лет не так заметен. В Америке первые небоскребы начали строить еще в XIX веке. Эмпайр-стейт-билдинг построили, по-моему, в 1927 году (в 1931 году — прим. ТАСС). 102-этажное здание возвели за год с небольшим! Что-то новое с точки зрения строительства трудно придумать. Новые технологии используют в строительстве, но это добавки, примочки. Это мое мнение — может быть, я ошибаюсь: цифровые, компьютерные технологии помогают, но с точки зрения железобетона, металла, напольных, настенных покрытий прорывных вещей, которые меня бы лично удивили, нет.

Вид на «Crocus City»

Вы часто путешествуете, многое видите и используете ваши впечатления в работе. Расскажите подробнее, как это происходит.

Вы знаете, что в конце любой научной работы есть список использованной литературы. То же самое в любом деле. Если мы говорим о моллах, то надо пересмотреть все торговые центры мира, понять, как работают технологии, системы обеспечения, снабжения, ремонта, вентиляции, кондиционирования — все, чтобы принять самое передовое решение с учетом накопленного опыта других стран.

Как у вас получилось перепридумать эту часть Москвы [«Crocus City»] и превратить ее в то, что мы видим сейчас?

Все, что вы сегодня здесь видите, уже в 2000 году было придумано: были заранее определены «сообщающиеся сосуды» — наземные и подземные переходы, потому что Москва находится в такой климатической зоне, где хочется комфортно передвигаться между зданиями, без холода, снега и грязи.

С точки зрения эксплуатации это тоже удобнее. Когда человек переходит из здания в здание через улицу, он снова заносит грязь, за ним нужно убирать. Эксплуатационный момент всегда учитывается. Мы до начала строительства понимаем, в какой зоне и кто у нас будет располагаться, кому нужна дополнительная зона загрузки с улицы, кому нужны лифтовые группы отдельные, кому нужно между перекрытиями пространство для установки эскалаторов.

Все-таки откуда приходят идеи? Впечатления от поездок, мировой опыт, а что еще?

Когда мне было лет 13–15, мы переехали в Америку. Отец приезжал и вел семью в молл. Моя маленькая сестренка и мама ходили по магазинам, а мы — по галерее торгового центра, и Араз Искендерович говорил: «Так, найди нитку». Потом продолжал: «Надо свесить ее со второго этажа и замерить высоту между перекрытиями». Люди вокруг ходили, не понимали, что мы делаем.

А мы шагами мерили ширину коридора — все ходили по моллу линейным образом, а мы поперек. Так прошло мое детство. Мы ездили в американский магазин и выписывали производителей молотков, дрелей, лестниц, мусорных корзин — всего, что вы сейчас видите в сети гипермаркетов «Твой дом». Мы наблюдаем и выбираем лучшее. На самом деле это заразительный пример: тогда я смеялся, а сейчас понимаю, что делаю абсолютно то же самое, до сих пор это актуально. Раньше не было айфонов и фотоаппарат мы не всегда с собой носили, а сейчас все можно отщелкать и сразу отправить в свою приемную, и, когда я приезжаю в офис, у меня уже это все распечатано. В мире существуют примеры, которые ты можешь применить, но это не повторение, это всегда какая-то собственная модификация.

Насколько вы консервативны в повседневной жизни? Следите за новинками, телефонными аппаратами или используете только самое надежное?

У меня всегда самый последний айфон, а Араз Искендерович на две модели обычно отстает.

Эмин практически заставляет меня каждый раз менять телефон на следующую модель, потому что, говорит, просто неудобно уже ходить с тем, с чем ты ходишь. Я привыкаю просто…

Я так понимаю, что Эмин и устанавливает…

Нет-нет!

Никто не прикасается к его айфону: там секретная информация, все коды к расшифровке всех зданий в «Crocus City Hall».

Телеком-индустрия здорово шагнула вперед. Первые мобильные телефоны в России появились еще в 90-х — вы тогда могли представить, к чему это приведет?

Я бы не переоценивал значение этого явления.

Когда-то появилось радио — это была революция, появилось телевидение — это тоже была революция. Сегодня интернет и его значение переоценены.

Нам кажется, что сейчас появятся искусственные интеллекты, машины будут думать за людей, но пройдет время — и люди привыкнут и перестанут замечать интернет, как телевидение. Многие опасаются, что все уйдет в Сеть, но я видел статистику: интернет-торговля уперлась в потолок. Сейчас в Соединенных Штатах Amazon покупает торговую сеть: они понимают, что без реальных магазинов не смогут развиваться. Казалось бы, это один из крупнейших операторов на рынке! Когда говорят, что все покупки будут в интернете, просто представьте себе, что наш магазин, в который ходят 10 тысяч человек каждый день, должен развезти товары по 10 тысячам адресов — сейчас это технически невозможно. Для клиента это будет значительно дороже, чем «самовывозом». Поэтому у меня нет эйфории по поводу фантастических технологий.

Многие эксперты считают, что торговые центры скоро перестанут быть актуальными. Мы не согласны, потому что торговый центр — это возможность провести время. Не обязательно что-то покупать — можно сходить в кинотеатр, посидеть в кафе, погулять. Мы интегрируем в моллы инновационные вещи — например, фитнес. Араз Искендерович упомянул, что люди перестанут смотреть телевизор и слушать радио, потому что это уйдет в какие-то цифровые технологии. Мы за последние три года, будучи с этим не согласны, запустили три телевизионных канала: «Твой дом», «ЖАРА» и Crocus TV. Даже если все перейдет в «цифру», люди все равно будут ездить в машине и слушать радио. Вот Араз Искендерович даже спит с включенным телевизором.

Павшинский пешеходный мост

Кстати говоря, как вы придумали собрать все в одном месте — кафе, магазины, развлечения, фитнес? Когда вы поняли, что это сработает?

Я переключусь сейчас на другую сферу — рестораны. Очень часто за рубежом вы видите: в одном ресторане битком, а в другом никого нет. Понятно, что на выбор влияет еда, интерьер, но человек устроен так, что он идет туда, где есть уже люди. Люди становятся в очередь, не выясняя, зачем она выстроилась! Человек — общественное существо, и ему нужна, говоря таким модным простонародным молодежным словом, тусовка.

Это уже не молодежное слово, Араз Искендерович.

Если вы можете ее [тусовку] создать, это место будет более-менее функционировать. Но сперва нужна техническая база.

Всегда работает положительный опыт: ты приходишь в нравящееся тебе место, потом начинаешь ходить туда на фитнес, а по дороге понимаешь, что здесь есть еще целый мир и даже концертный зал. Сегодня ты сам идешь на шоу, завтра приглашаешь девушку или жену, приводишь детей на детское шоу. Ты как бы вязнешь в этом пространстве, хочешь сюда все время возвращаться. Бывают дни, когда на территории проходит 4-5 концертов в одно и то же время: Алексей Чумаков дает концерт в «Vegas City Hall», Леонид Агутин — в «Crocus City Hall», в Backstage выступает группа A’Studio, в Shore House, на улице, — еще кто-то, а на катке — бесплатный концерт с десятью артистами в прямом эфире телеканала «ЖАРА».

На одной площадке в 80 га происходит сразу пять разных событий.

То есть вы создали свой интернет? В интернете можно найти все что угодно…

Скорее Лас-Вегас.

Каким был ваш первый телефон?

Чемодан был! Первые телефоны были очень большими. Фактически это был даже не телефон, а радиопередатчик.

Эмин, а какой у вас был первый мобильный телефон?

Я сейчас не вспомню, наверное Nokia. Кстати, удивительно, что Nokia раньше были лидерами продаж в телефонной индустрии, а сейчас мы не видим телефонов Nokia. Как быстро можно потерять рынок…

Поместье Agalarov Estate

Генеральный директор «Азбуки Вкуса» Владимир Садовин в интервью сказал: «Мой бизнес изменился настолько, что я теперь через смартфон управляю практически всеми магазинами…»

Это неприменимо к нашей компании, потому что у нас очень разносторонний бизнес. Есть продуктовые магазины, гипермаркет «Твой дом», торговые центры, сеть ресторанов и сеть фитнес-клубов.

Тем более интересно, как это все управляется.

Через айфон, но не через какую-то аппликацию, которая тебе все рассчитает и покажет. Айфон просто позволяет оставаться на связи, открывать чертежи, вносить корректировки, согласовывать. E-mail, естественно, FaceTime, фотографии, утверждение макетов, но не более того. Все равно нужен офис, ты должен видеться с людьми, разговаривать, общаться.

Сейчас уже построены два стадиона к чемпионату мира по футболу, и, какие бы талантливые менеджеры на месте ни руководили процессом, за стройку отвечаете вы. Помогают ли телеком-технологии делать это дистанционно или вы каждый раз выезжаете на место?

Я впервые применил камеру на стройке еще в 2009 году, когда мы строили Владивосток (здание Дальневосточного федерального университета на острове Русский — прим. ТАСС). Там было огромное количество камер — поворотные, с приближением… Я следил за территорией площадью 200 га удаленно, несмотря на то что за 2,5-3 года был там более 70 раз. На каждом стадионе также больше 10 камер — можно видеть коридоры, помещения, поле, кровлю и прилегающую территорию. Но приходится туда выезжать, потому что там назначаются совещания — мной, комитетом и членами правительства, которые курируют эту стройку. На стадионах уже проходят игры. Там уже играли иностранцы, которые написали, что даже в Европе не встречали такого качества.

У Араза Искендеровича в кабинете расположены огромные экраны, и, когда на стройке что-то не так, сразу видно: камера приближается, мы видим, что, например, скопилось много грузовиков со стройматериалами. Мы звоним и выясняем, почему выстроилась очередь, не разгружается никто. Оказывается, дорога не доделана, грузовики не успевают развернуться. Соответственно, даем указание, чтобы доделали дорогу. Мы сидим в офисе, занимаемся другими делами, но камеры позволяют постоянно менеджерить стройку.

Какие материалы требуются для строительства стадионов в 2018 году? Какие новые технологии должны быть на современном стадионе?

Там очень много разных нововведений, в том числе билетно-пропускная система, идентификация, на стадионах планировалось более 20 СКУД (система контроля и управления доступом — прим. ТАСС). Еще у нас есть опыт строительства медиафасадов. В Ростове, кстати, это не было предусмотрено проектом, а мы сделали медиафасад площадью 20 тысяч кв. м. Он всем очень нравится и весьма энергоэффективный: расходует всего 50 кВт. Для такой квадратуры это ничтожно мало! На стадионе будет скоростной интернет и другие технические новинки.

Расскажите о сервисах, которые вы сами разрабатываете.

Многие идеи приходят во время работы. Например, все бизнес-направления мы страховали в «Ингосстрахе». В какой-то момент пришла молодая команда и предложила оптимизировать расходы. Когда мы вникли в эту тему, стало понятно, что в страховании таятся безграничные возможности, и мы решили перестраховывать риски. Это оптимизация нашей ежедневной работы. Сейчас билет на любой концерт в «Crocus City Hall», «Vegas City Hall», Backstage можно застраховать. Если человек не посещает концерт по той или иной причине, он получает деньги обратно. Это приятная услуга, не очень дорогая — такой маркетинговый ход и конкурентное преимущество перед другими залами.

Наш новый проект Swaper позволяет обменивать ненужные предметы на нужные. Обменять можно все: от участков земли, автомобилей, велосипедов, гаджетов, электроники до сумок и туфель.

Мой первый бизнес был на eBay, и я подумал, что инвестировать в обменник, где деньги не используют, может быть перспективно.

То есть из формулы «товар — деньги — товар» вы исключили деньги?

Есть известная история, когда человек обменял скрепку на дом путем 14 обменов. Сначала скрепку поменял на молоток, молоток — на сломанный велосипед, велосипед — на сломанный мотоцикл и так далее, а в результате получил дом.

Эта тема мне кажется рабочей. Чтобы этот сервис был эффективным, нужно очень много товаров и, соответственно, пользователей. А пользователи не приходят, если обменник не функционирует. Получается замкнутый круг. Поэтому мы сейчас работаем над этой идеей.

«Vegas Каширское шоссе»

Сколько билетов на концерты звезд в Crocus Expo продается через интернет?

60%.

Как думаете, эта доля будет увеличиваться?

Конечно, как и доля продаж авиабилетов. Даже сейчас непонятно, почему 60, а не 90%.

Билет — это услуга, не товар, его не нужно трогать. Эта цифра будет расти, но мы все равно открыли кассу «Crocus City Hall» на Тверской. У человека должна быть возможность пойти купить билет, ведь некоторые не доверяют интернету. Особенно поколение постарше, у которых нет приложений, гаджетов, а есть старый телефон.

Я уже говорил, что технологии появляются и уходят. Помните, в советское время труднодоступной информации были очень популярны короткие волны, на которых можно было слушать Би-би-си и «Голос Америки»? Там была передача про джаз — по-моему, Уиллис Коновер ее вел, на русском языке рассказывал про джаз и так далее. Где сейчас эти короткие волны? Казалось бы, да? Короткие волны… Трансляция шла из Соединенных Штатов, и в любой точке мира ты мог на короткой волне это поймать. Можно было слушать весь мир в любой точке мира. Сейчас этого радио просто нет, а тогда невозможно было представить такое.

Сейчас появилась альтернатива. Есть аппликация, ты ее загружаешь и через интернет в любой точке мира слушаешь любую радиостанцию.

Россия отстает с точки зрения вовлечения в технологии в вашей профессиональной области? Насколько мы задаем тренды в интернете, в технологиях, в мобильной связи?

Мы не отстаем, но понятно, что не можем опережать США — в основном технологии поступают оттуда. Но мы отстаем в других сферах. Я во многих интервью говорил, что в экономике есть три ресурса: финансовый, природный и трудовой. У нашей страны есть ресурсы, но все равно нет соответствующего экономического роста. Есть страны, где ничего этого нет: Таиланд, Сингапур, Тайвань — список можно продолжить. Они просто за счет одного законодательного ресурса обеспечивают бешеные темпы роста, а все остальные ресурсы появляются автоматически. Если говорить с этой точки зрения, мы очень сильно отстаем.

С точки зрения восприимчивости населения к технологиям мы, наоборот, всех опережаем. Наше население, как губка, впитывает все, что появляется в мире.

В России не хватает законов?

Все думают, что в Дубае было много нефти. Это неправда, там всего было нефти миллионов на шесть. В Дубае придумали все с нуля: построили порт, сделали свободную экономическую зону, сделали дьюти-фри и так далее. Именно законодательные шаги привели к тому, что Дубай стал таким, каким мы его знаем. В Сингапуре то же самое: 40 лет назад была рыбацкая деревня, без воды, без канализации, без всего. Сейчас на этом месте мегаполис. В Сингапуре расположены штаб-квартиры всех основных компаний мира, там огромный торговый оборот. А мы, к сожалению, находимся немного в стороне от этих процессов.

Может быть, потому, что в России слишком много природных ресурсов?

Как в богатой семье, где наследство осталось — золотишко, денежки и так далее. Просто брать и тратить, брать и тратить.

Глядя на вас, можно подумать, что никакого конфликта поколений нет. Вы дополняете друг друга. Цифровизация смазывает разницу поколений?

Во многих вопросах я отстаю от Араза Искендеровича.

Я не хочу повторяться на тему интернета, но у меня нет эйфории. Может, это мое первое, техническое образование виновато — я все-таки инженер связи по первому образованию. По второму — кандидат экономических наук. Никто не задумывается, что происходит, когда нажимают на экран. На самом деле мы просто замыкаем сеть. Экран — это фактически выведенные контакты, и, когда нажимают пальцем, сеть замыкается. Любой компьютер — это «точка-ноль». Комбинация этих точек и быстродействие компьютера позволяют так называемому искусственному интеллекту ответить на ваш вопрос. На самом деле это не искусственный интеллект, это ваш интеллект, просто за счет быстродействия он иногда опережает человека. По этой причине у меня к этому немного снисходительное отношение… О конфликте поколений могу сказать одно: надо относиться с пониманием к происходящему. Это самое сложное. Какие-то умные люди сказали, что плохо не то, что мы стареем физически, а то, что мы морально остаемся молодыми. Всегда есть конфликт между твоими физическими возможностями и моральным состоянием. В общем-то, умный человек отличается от неумного тем, что понимает, что ничего не знает, в отличие от неумного, который думает, что знает все.

Выращивание крокусов: посадка и уход за крокусами

Советы по выращиванию и уходу за этим раннецветущим весенним цветком Линда Хаген

Фото: HansLinde / Pixabay. com.

Крокусы ведут за собой другие весенние цветы. Они цветут ярко и рано, принося столь необходимый цвет после долгой зимы. Эти маленькие, но могучие растения своими красочными цветами и сладким ароматом выманивают голодных пчел из своих ульев. Крокусы будут размножаться и возвращаться из года в год, каждый раз принося с собой новые цветы.

На этой странице: Основы | Посадка | Уход за крокусами | фотографии | Советы по дизайну | Форсировка в помещении

  • CROCUS BASICS
  • ПОСАДОЧНЫЕ КРОКУСЫ
  • УХОД ЗА КРОКУСАМИ
  • ФОТОГРАФИИ
  • СОВЕТЫ ПО ДИЗАЙНУ
  • ВЫГОНКА КРОКУСОВ В ПОМЕЩЕНИИ

CROCUS BASICS

Зоны:

3-8; они обычно не растут в более жарком климате.

Высота/ширина:

3–6 дюймов в высоту и ширину

Воздействие:

Частичное или полное солнце

Когда цветут крокусы?

Большинство цветов цветет с конца зимы до начала весны, в зависимости от сорта; однако есть виды, которые цветут осенью. Каждая клубнелуковица дает несколько цветков.

Цвет и характеристики:

Крокусы цветут разными яркими цветами, включая фиолетовый, лавандовый, синий, оранжевый, желтый, кремовый и белый. У них узкая, похожая на траву листва.

Типы:

Существует 2 типа весеннецветущих крокусов: видовые разновидности (крокусы снежные или безвременники), которые меньше по размеру и зацветают первыми; и более распространенный голландский крокус (гибриды Crocus vernus ), которые имеют более крупные цветки и цветут немного позже видовых сортов. Оба весеннецветущих вида принадлежат к семейству (Iridaceae), как и осеннецветущий шафрановый крокус ( Crocus sativus ), из которого собирают пряный шафран.

Существуют и другие крокусы, цветущие осенью, принадлежащие к семейству лилейных (виды Colchicum ), такие как Colchicum осенний . Посадите их в конце лета, и осенью они зацветут цветами, а весной дадут вторичную листву. Когда группы становятся слишком большими, их можно выкопать и разделить летом, когда они находятся в состоянии покоя.

ПОСАДКА КРОКУСОВ

Фото: Photowind / Shutterstock.

Когда сажать крокусы:

Высадите весеннецветущие крокусы в землю после того, как осенью похолодает, но до того, как земля промерзнет. Вообще говоря, это будет с сентября по октябрь в северных зонах и с октября по ноябрь в южных зонах.

Где посадить:

Луковицы крокусов можно сажать практически в любом месте, если они полностью или частично освещены солнцем и имеют хорошо дренированную почву. Им хорошо жить под лиственными деревьями, где они получат достаточно солнечного света до того, как большинство деревьев полностью распустятся. Не сажайте в густой тени, например, на северной стороне построек.

Как сажать:

Поместите клубнелуковицы глубиной от 3 до 4 дюймов, на расстоянии около 3 дюймов друг от друга и заостренными концами. Расположите их небольшими группами от 9 до 10 на квадратный фут или большими сугробами. Засыпьте землей до уровня поверхности, чтобы вода не скапливалась. Если вы обнаружите, что вам нужно удержать вредителей, таких как мыши или полевки, от поедания только что посаженных клубнелуковиц, в посадочные лунки можно добавить измельченные морские раковины, раковины устриц или яичную скорлупу. Хорошо полейте участок после посадки.

Для получения дополнительной информации о посадке луковиц, клубнелуковиц или клубней см. Посадка и хранение луковиц

УХОД ЗА КРОКУСАМИ

Обрезка:

Крокусы не требуют обрезки, просто дайте листве отцвести после цветения, а затем удалите ее. Важно дать ему отмереть естественным образом, так как он запасает пищу и энергию для следующего сезона.

Почва:

Хотя они не особенно привередливы, им требуется хорошо дренированная почва, чтобы клубнелуковицы не гнили. Хорошо подходят песчаные или песчаные почвы или альпинарии.

Внесение поправок и удобрений:

Добавьте слой мульчи на зиму в самых холодных зонах и удалите его ранней весной.

Полив:

Укоренившиеся клубнелуковицы нуждаются в достаточном количестве влаги осенью, когда растут корни, и весной, когда цветут. Если осадков недостаточно, поливайте от ½ до 1 дюйма дождя в неделю. Не поливайте летом или когда растения находятся в состоянии покоя, иначе они могут загнить. Вы можете не сажать их в местах, где они будут получать воду круглый год, если только вы не планируете выкапывать их и хранить.

Размножение:

Крокусы прорастают из клубнелуковиц, хотя часто также используется термин луковицы крокусов. Крокусы приживутся на участке и размножатся. Перенаселенность может произойти через несколько лет и может привести к уменьшению цветения. Крокусы можно выкопать вскоре после цветения и разделить на более мелкие группы, чтобы пересадить их в другое место или поделиться с друзьями. Грозди клубнелуковиц следует пересаживать на расстоянии не менее 6 дюймов друг от друга, немного дальше, чем одиночные клубнелуковицы.

Болезни и вредители:

Крокусы не особенно восприимчивы к насекомым или болезням. Однако мыши, полевки и белки могут питаться клубнелуковицами, выкапывая их или зарываясь под землю. Если это проблема, вы можете попробовать защитить их с помощью отпугивающего запаха, завесить участок или положить в посадочные лунки измельченные морские или яичные скорлупы. Говорят, что сорта Crocus tommasinianus или «томми» менее вкусны белкам.

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Проведите пальцем для просмотра слайдов

Фото: Garden World Images, Ltd / Alamy Stock Photo.

Crocus ancyrensis ‘Golden Bunch’

Зоны: 3-8

Высота/ширина: 6 дюймов в высоту и ширину

Воздействие: Полное солнце

Время цветения: Позднее от зимы до ранней весны

Цвет: Ярко-желто-оранжевый

Раннее цветение с чашевидными цветками с 6 лепестками идеально подходит для украшения альпинариев и газонов ранней весной.

Фото: Анна Гратис / Shutterstock.

Crocus chrysanthus ‘Cream Beauty’

Зоны: 3-8

Высота/ширина: 3-6 дюймов в высоту и ширину 9 0005

Воздействие: Полное солнце

Время цветения: Поздняя зима – ранняя весна

Цвет: Мягко-желтый

Этот бледно-желтый крокус цветет ранней весной и имеет травянистую листву с серебристыми полосами.

Фото: Geert Naessens / Shutterstock.

Crocus sieberi ‘Tricolor’

Зоны: 4-8

Высота/ширина: 2-3 дюйма в высоту и ширину 9000 5

Воздействие: Полное солнце

Время цветения: Поздняя зима – ранняя весна

Цвет: Лилово-голубые лепестки с белым основанием и желтым горлом

Ароматный фиолетовый крокус, идеально подходящий для выгонки в помещении, где можно оценить его небольшой рост.

Фото: Florapix / Alamy Stock Photo.

Crocus tommasinianus ‘Pictus’
Обычно называемый снежным безвременником или ранним безвременником

Зоны: 3-8

Высота/Распространение: От 3 до 6 дюймов в высоту и ширину

Экспозиция: Полный от солнца до полутени

Время цветения: Конец зимы – ранняя весна

Цвет: Фиолетовые лепестки с фиолетовыми кончиками, белая серединка и желтые тычинки

Этот устойчивый к белкам вид обычно называют снежным крокусом, потому что он часто зацветает одним из первых крокусов.

Фото: Garden World Images, Ltd. / Alamy Stock Photo.

Crocus vernus ‘Flower Record’

Зоны: 4-8

Высота/ширина: 4-6 дюймов в высоту и ширину 9000 5

Воздействие: От полного солнца до полутени

Время цветения: Ранняя весна

Цвет: Пурпурные лепестки с бледно-белым горлом

Этот крупноцветковый сорт легко разрастается и натурализуется и является прекрасным компаньоном для рано цветущих нарциссов.

Фото: Chris Burrows/Alamy Stock Photo.

Crocus chrysanthus ‘Orange Monarch’

Зоны: 3-8

Высота/ширина: 3-4 дюйма в высоту и ширину 9 0005

Воздействие: Полное солнце

Время цветения: Ранняя весна

Цвет: Двуцветный оранжевый с черными штрихами на внешних лепестках

Эта крошечная красавица, появляющаяся одной из первых весной, получила свое название из-за оранжево-черной окраски, напоминающей бабочку Монарх.

Фото: Panther Media GmbH / Alamy Stock Photo.

Crocus chrysanthus ‘Blue Pearl’

Зоны: 4-8

Высота/ширина: 4 дюйма в высоту и ширину

Время экспозиции: Полное солнце или полуденная тень

Время цветения: Ранняя весна

Цвет: Бледно-голубые внешние лепестки, перламутровые внутри с желтым горлом

Этот бело-голубой крокус является ранним цветущий и совершенный для выгонки в помещении. В сочетании с более поздними голландскими крокусами цветение длится несколько недель.

Фото: Panther Media GmbH / Alamy Stock Photo.

Crocus sativus
Обычно называемый крокусом шафраном

Зоны: 6-8

Высота/ширина: 4-6 дюймов в высоту и ширину

Воздействие: От полного солнца до полутени

Время цветения: Осень (с сентября по октябрь)

Цвет: Лилово-пурпурные лепестки с более темным центром

Каждый цветок дает 3 красных рыльца, которые являются источником пряного шафрана. Для производства 1 фунта шафрана требуется 70 000 цветов; это означало бы засадить футбольное поле шафраном.

СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

  • Крокусы маленькие по отдельности, поэтому выращивайте их группами или кустами для эффектного украшения ранней весной.
  • Разместите их перед более высокими луковицами, цветущими весной, такими как тюльпаны, нарциссы и гиацинты, — уложите растения слоями по высоте и времени цветения.
  • Идеально подходит для многолетних садов, смешанных бордюров и альпинариев.
  • Посадите смесь ранне- и позднецветущих сортов, чтобы продлить время цветения.
  • Высаживайте на газонах массово, но будьте осторожны, потому что они будут размножаться, и вам нужно будет подождать, пока листва не отомрет — обычно через 5–7 недель после цветения.

ВЫНУЖДЕНИЕ ЦВЕТА КРОКУСОВ В ПОМЕЩЕНИИ

Крокусы можно заставить цвести зимой в помещении. Посадите их в середине октября в неглубокую кастрюлю или горшок глубиной всего около дюйма и хорошо полейте. Охладите при температуре от 38 до 45 ° F в темном месте в течение 8–10 недель. В это время поливайте умеренно, но убедитесь, что горшок хорошо дренируется. Перенесите их в нужное место при комнатной температуре, и они зацветут примерно через 4 недели. Вынужденные растения нельзя повторно выращивать или пересаживать на улицу. Узнайте больше о выгонке комнатных луковиц.

СВЯЗАННЫЕ:
Топ-20 весеннецветущих луковиц
16 зимних цветов для вашего сада
Нарциссы
Тюльпаны
Цветы гиацинтов

Крокусы: ранний весенний корм для пчел 900 01

, Анита Дили, BeverlyBees.com

Многолетнее луковичное растение, не требующее особого ухода, крокусы являются одним из первых источников пыльцы, доступных пчелам с начала до середины весны.

Цветение: Март/апрель   Корм ​​для пчел: Пыльца  Цвет пыльцы: Оранжево-желтый

Крокусы Фото Ian A Kirk  с лицензии Creative Commons

Весенние цветущие крокусы появляются в конце зимы и ранней весной, за несколько недель до того, как другие цветы станут достаточно смелыми, чтобы показать свои красивые лица. Их выносливые побеги даже можно увидеть, просовывая головы сквозь снег и лед, маня к себе весну. Весенние крокусы бывают разных цветов и хорошо цветут в марте и даже в апреле здесь, в Массачусетсе. Они будут легко расти в зонах посадки 3-8. Для получения весенних цветов луковицы крокусов необходимо сажать осенью. Как только они приживутся, за крокусами легко ухаживать, и они будут натурализоваться, возвращаясь из года в год.

Фото Gytha69 с лицензии Creative Commons.

Крокусы относятся к семейству Ирисовые, Ирисовые, подсемейство Crocoideae и род Крокусы . Они бывают разных сортов, радуя ваш пейзаж цветом. Некоторые крокусы даже цветут осенью, но пчелам действительно нравятся весенние цветущие крокусы! Соблазнительный аромат цветка привлекает как пчел, так и местных опылителей.

Фото Джеймса П. Манна с лицензии Creative Commons

Весенние цветущие крокусы являются одним из первых источников пыльцы в году во многих местах в то время, когда пчелам не хватает пищи для сбора. Медоносные пчелы в этих местах восстанавливаются после долгой зимы и активно увеличивают численность своей колонии, чтобы собрать достаточно меда на предстоящий сезон. В это время им нужна свежая пыльца, так как запасы в их улье заканчиваются. Медоносные пчелы смешивают свежую пыльцу с медом, превращая его в пергу, которой они кормят свой развивающийся выводок.

Фото rittyrats через лицензию Creative Commons
Крокусы предпочитают полное или частичное солнце и хорошо дренированную почву. Луковицы следует сажать на расстоянии нескольких дюймов друг от друга и на глубину 3-4 дюйма заостренным концом вверх. Крокусы следует сажать большими группами шириной в несколько футов, чтобы привлечь пчел. Это тоже радует глаз, так как один-единственный цветок может затеряться в огромном пейзаже. Рассмотрите возможность посадки рано цветущих крокусов в массе на газонах. Как только они расцветут, весной у вас будет прекрасный ковер из веселых цветов.

Фото Muffet с лицензии Creative Commons

Чтобы найти другие кормовые растения для пчел, см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *