Квалия сиреневого цвета – квантовая физика и девочки
Снова в моём блоге рубрика «любопытная дичь, которую я откопала в интернете». И снова эта дичь будет родом из Японии. «Квалия сиреневого цвета» – однотомное ранобэ, которое поначалу кажется милым и глуповатым, а потом внезапно превращается в учебник по физике и начинает ломать читателю мозг. Оставаясь при этом милым и глуповатым, как някающая анимешная школьница.
Для начала пара слов о том, что же такое ранобэ. Сей вид литературы, очень популярный в Японии, часто путают с мангой, однако общих черт у них мало. Слово происходит от англицизма ‘лёгкая новелла’ и ею и является – небольших размеров книга с несколькими иллюстрациями в стиле аниме или около него. Лёгкий, правда, относится к облегчённому японскому, которым эти книги написаны (что теряется в переводе), а не к содержанию. Оно может быть как примитивным фанфиком, от школьницы, которая только вчера узнала о существовании такого вида творчества, так и эпичным приключением, не уступающим классике жанра.
«Квалия сиреневого цвета» находится где-то посередине между этими крайностями и равноудалена от учебника по квантовой механике.
Сюжет ранобэ сложно описать без спойлеров – в небольшой книжке он делает столько внезапных поворотов, что им позавидует и многотомная фантастика. Так что без опаски можно пересказать только первые несколько страниц. Главная героиня – обычная школьница, живущая обычной школьной жизнью. Семья, подруги, уроки. Самым ярким пятном в её жизни является необычная девочка Мари – милая, застенчивая, с редкой особенностью восприятия – она не отличает людей от роботов.
Книга начинается просто, если не сказать примитивно – и язык кажется слишком детским, и сюжет поначалу выглядит как очередная романтическая комедия. Однако стоит только настроиться на лёгкое и развлекательное чтиво, как сюжет срывается в бездны безумия.
От някающих школьниц автор переходит к сложным философским понятиям, а потом к ещё более сложной квантовой физике, от проблем уровня «со мной никто не дружит» до имматериализма и воздействия наблюдения на реальность.
И школьная романтика быстро превращается в твёрдую научную фантастику.Главной темой в ней является квалия – понятие из философии сознания. Оно обозначает разницу восприятия одного и того же объекта или явления разными людьми. Когда два человека смотрят на один и тот же цвет, например, или предмет, они видят их немного по-разному, потому что их восприятие зависит от личного опыта, зрения, представлений о цвете и много чего ещё.
Зрячий не сможет объяснить, что такое «сиреневый» слепому, человек, который пробовал авокадо, не сможет описать его вкус тому, кто никогда этот фрукт не ел. Если слепой прозреет, он увидит совершенно другой «сиреневый». Если человек впервые попробует авокадо, его вкус будет совершенно не таким, как ему описывали.
Квалия – это одно из десятков понятий и теорий из философии или квантовой физики, которые автор использует в этой небольшой книжке.
Слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом нет никого, кто мог бы его услышать? Может ли сам факт наблюдения изменить наблюдаемую реальность? Как объяснить квантовую теорию света на примере сюжета о школьницах и роботах? Уэо Хисамицу, автор ранобэ, признавался, что издательство требовало от него произведение о школьницах и роботах, а он хотел писать о чём-то более серьёзном. Как видно по этому произведению, он нашёл способ совместить собственные желания с реалиями книжного рынка.
Спустя три года после выхода ранобэ, была выпущена его адаптация в виде манги, художником которой стал Сиро Цунасима — автор иллюстраций для ранобэ. Как художник он весьма хорош, но вот рассказчик из него оказался не очень.
В общих чертах манга повторяет сюжет оригинальной истории, но по ней видно, что она выпущена просто чтоб была. Многие сюжетные линии в ней скомканы ради сокращения объёма, многие детали упущены, динамичность сюжета затерялась среди пространных монологов… Да и баланс между някающими школьницами и квантовой физикой был нарушен — больше девочек с намёками на юри, меньше научных теорий.
Если нужно выбрать с чего начать читать «Квалию сиреневого цвета» — с манги или с ранобэ — то лучше выбрать ранобэ.
Квалия сиреневого цвета — Эльфийский дом — LiveJournal
Прорекламирую ранобэ — Квалия сиреневого цвета (да переводчик настаивает именно на «квалия» вместо привычного квалиа» http://www. suzumiya.ru/qualia-agreements) Прочитать традиционно можно на РуРанобэ (она же просто Рура:) http://ruranobe.ru/r/mnq/v1На самом деле -это совсем не типичное ранобэ, а очень хороший научно -фантастический роман в жанре ТВЕРДОЙ Sci-fan, с проблемами квантовой неопределенности, квантовой запутанности, квалиа, философских зомби, копенгагенской интерпретацией коллапса волновой функции. При этом он совсем маленький — всего один том.
Под катом мнение переводчика книги (himself)
Murasaki-iro no Qualia (紫色のクオリア). Купил как-то наугад по совету в блоге, долго стояла на полке, но пока ждал нового “Эроманга-сенсея”, решил прочесть.
Текст действительно хороший, хотя несложный – в чём его обаяние не знаю, но читать сразу приятно. Раздражения, как от “Бакемоногатари”, когда параграф за параграфом досужие рассуждения ни о чём – нет.
Сюжет…
Неожиданно для такого названия и картинки, сюжет бьёт все мыслимые рекорды. Как написали в одной рецензии, “шокирующие повороты случаются столько раз, что это даже не смешно”. Я думал, это какой-нибудь дурацкий сериал про фиолетовых роботов, “Сиреневая квалия”, “Голубонебесный фафнер”, “Гуттаперчивый гандам”, ну вы поняли принцип. Нет – это хардкор научная фантастика. И чем дальше, тем меньше в ней компромиссов.
Сначала выглядит как слайс/романтика/лёгкое sci-fi с дебильной начальной установкой. Потом – просто sci-fi. Потом – что для научности сюда вставили квантовую механику, в которой автор, разумеется, не разбирается. Потом – ну ок, похоже, автор в ней разбирается… Ну ладно, он её 20 лет преподавал, так бы сразу и сказали. Кандидатскую защитил. Хорошо. Ладно. Но вы же не будете говорить, что и начальная установка была не дебильной? Будете? Господи, что здесь происходит. Что. Здесь. Происходит. Я забираю все свои слова назад. И забираю ещё немножко на будущее. Теперь если войдут ещё три пассажира, то как раз никого не будет.
С каждой страницей, наворачиваясь как снежный ком, глобальность, эпичность, безумность происходящего все ширится и ширится, поглощает жанры, догмы, научные законы и вселенные, не преступая при этом грани, которая отделяет сюр от все ещё возможного, разумного, все ещё научно правильного, хотя и эмоционально совершенно гуррен-лаганн скейл выбивающегося из любых рамок и масштабов.
Питает весь этот пламеный мотор потрясающе простой и ясный текст. С первых строчек он очаровывает, но не сразу ясна его сила – которая и становится первым сюрпризом, ещё до того, как полностью проступает размах. Именно из-за упрямства, бескомпромиссности, реактивной целеустремлённости строк развёртывающееся безумие так бьёт по мозгам. Помните ту сцену из Ever17 – ту сцену, где Кид увидел себя в зеркало? Помните это чувство? Помните, как встали со стула, и пошли ходить в три часа ночи от стенки к стенке, держась за голову и пытаясь уложить в голове обломки сломавшегося там мозга? Пытаясь понять, что из 10 часов казавшегося вам связным повествования теперь как вообще следует понимать.
Со второй половины “Квалии” это происходит с завидной периодичностью в двадцать страниц. Вся книга – это непрерывная пятая ветка Эвер. Челюсть можно оставлять на полу, сюжет доводит до такого состояния, что удивлениям перестаёшь удивляться, к ним привыкаешь, слова “блин, что” уже не произносишь тем тоном, они уже теряют свой смысл. В пикапе и психологии это называется “состояние отключенного внутреннего монолога”. И всё равно книга обманывает и обманывает, подводит прямо к новому повороту, старательно указывая в другую сторону, и нельзя сказать, что он был неожидан – нет, предсказуем, совершенно разумен, и даже не всегда новаторский для жанра, но…. Но… Но блин…
Чем это кончится – вот единственный вопрос, который ещё стоит кирпичным остовом в этом разрушительном пожаре. Чем кончится? До какого размаха эпичности дойдёт автор? Где он остановится? Потому, что никакой писательской скромности, никаких пределов его бушующей фантазии нет и не предвидится. Что пожрут языки его дорвавшихся до бумаги пламенных слов – пространство-время? Реальность? Идеи? Невыразимые концепции, о которых мы с вами даже не думали? Лопнет ли голова, смогу ли я осмыслить, что он такое пишет, поскольку всё, что я своим несчастным умом осмыслить смог, звучит разумно.
Tags: Аниме, Наука, Размышления
Posted on May. 28th, 2017 at 02:20 pm | Link | Leave a comment | 2 comments | Share | Flag
Qualia the Purple (литература) — TV Tropes
http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/literature/qualiathepurple
СледующийПерейти к
Пурпурноглазый девтерагонист
«Я пошлю на тебя величайшее страдание с бесконечными возможностями бесконечных миров. Я снова действую, подражая свету.»— Хато Манабу
У Хато Манабу (по прозвищу Гаку) есть очень странная школьная подруга по имени Марии Юкари. У Юкари фиолетовые глаза и странный взгляд на мир: все остальные живые существа она видит роботами. Это не всегда хорошо срабатывало для Юкари, даже стоило ей лучшей подруги, когда она была моложе. Однако Юкари настаивает на том, что то, что, по ее словам, она видит, правда, и ее видение, кажется, дает ей представление о способностях других.
Гаку думает, что она просто странная, но вскоре понимает, что у Юкари неожиданные таланты. Кажется, она может исправить что угодно, и даже полиция приезжает, чтобы услышать ее идеи. Оказывается, фиолетовые глаза Юкари не уникальны в мире! Однако есть одно важное различие между теми, кто рассматривает людей как другие объекты. Люди кажутся такими же незначительными, как объекты, или эти объекты кажутся такими же важными, как люди?
Начавшись как кажущаяся беззаботной серия с научно-фантастической предпосылкой, она быстро использует указанную предпосылку, достаточно быстро становясь намного мрачнее. Быстрая смена жанров и удивительно подробное использование физических концепций — одни из самых выдающихся характеристик этой работы.
Qualia the Purple ( Murasakiiro no Qualia ) — однотомный научно-фантастический ранобэ, написанный Уэо Хисамицу и проиллюстрированный Широ Цунашима, впервые опубликованный в 2009 году. в Dengeki Daioh , с 2011 по 2013 год, восемнадцать глав и собраны в три тома. Книга и адаптация манги были в конечном итоге выпущены на английском языке компанией Seven Seas Entertainment.
- Псевдоним в сериале:
- Юкари всегда называет Хато Гаку. Хотя именно Хато предложил это прозвище.
- Тенджо называет Хато «Голова в шлеме» из-за ее стрижки, как смущающее прозвище. Ей это не нравится.
- Infodump: Lots , во многом из-за философского характера повествования и объяснения различных теорий квантовой механики.
- Несмотря на гвоздь: Как ни странно, волшебная вселенная ничем не отличается от всех остальных. По какой-то причине кажется, что больше никто не использует там магию.
- Невыносимый гений: Алиса может легко решить почти любое уравнение в уме, и она считает себя выше обычных людей.
- Я хочу, чтобы моя возлюбленная была счастлива: Хато убеждает Юкари присоединиться к JAUNT. Это приводит к ужасающим последствиям.
- Придурок с золотым сердцем: Тенджо ведёт себя как придурок по отношению к Юкари, но на самом деле всегда старалась понять её лучше.
- Опираясь на четвертую стену: Соображения Хато по поводу повествования считаются за это.
- Волшебные глаза:
- Фиолетовые глаза Юкари видят мир иначе, чем все остальные. Она видит всех живых существ как роботов, и, как следствие, ее точка зрения навязывается миру, что приводит к тому, что люди работают для нее как роботы — она может чинить их, используя механические части, демонтировать их (что было бы эквивалентно резать кого-то). для чужих глаз) даже без кровотечения и изменения программирования в их мозгу.
- Алиса видит уравнения как картинки, что позволяет ей, 11-летнему ребенку, быстро понимать и решать математические задачи университетского уровня. Однако она может выражать решения только устно, так как не представляет, как писать математические выражения, не рисуя вместо этого картинку.
- Подвергнута преступной деятельности с виновником убийств с расчленением в Токио. Она утверждает, что видит в людях куски мяса, но, как указала Юкари, она, по-видимому, просто социопат, почти идеально подходящая под это определение.
- Девушка-волшебница: Глава 14, Хато вступает в контакт с более молодой, параллельной версией себя во вселенной, где существует магия. Она также получает себе костюм, включающий последовательность трансформации.
- Винт разума: От философии до квантовой механики, серия отлично подходит для этого. В конце концов, восприятие хлопотно.
- Неуместное возмездие: Хато по отношению к Алисе из-за смерти Юкари. Алиса никогда не хотела, чтобы это произошло. Наоборот, она искренне верила, что JAUNT сможет защитить Юкари.
- Обыденная фантастика: В главе 14 Хато приходит к мысли, что, если теория мультивселенной действительно так бесконечна, как она есть, нетрудно догадаться, что существует параллельная вселенная, где существует магия. Есть один.
- Мисс Экспозиция: Тенджо — тот, кто знакомит с большинством физических понятий, имеющих отношение к истории.
- Мультивселенная: Начиная с определенного момента в сериале, Хато может взаимодействовать со всеми параллельными мирами. Каждое из них является одной из бесконечных возможностей для потока событий, которые не определились в ее мире.
- Старше, чем они выглядят: В главе 16 Хато упоминает, что в текущей вселенной, в которой она находится, ей было 47 лет, но она выглядела так, будто ей было за двадцать. С технической точки зрения, каждые Хато могут быть такими из-за постоянных скачков по вселенной.
- Фильтр личного восприятия: глаза Юкари означают, что она видит мир сквозь них. Все живые существа кажутся ей роботами. Это на самом деле делает еще один шаг вперед, поскольку ее восприятие на самом деле способно влиять на мир вокруг нее посредством характера ее взаимодействия с ним.
- Превентивное «Заткнись»: После того, как он не появлялся в течение нескольких глав, это все, что Тендзё получает от Хато в главе 13.
- Посадить в автобус: Юкари. Хотя и ненадолго.
- Квантовая механика может все: Хотя она действительно точна в своем объяснении физических концепций, как научная фантастика, она в некоторой степени злоупотребляет физикой, и в частности квантовой механикой.
- Искажение реальности: Юкари и Хато. Юкари описан выше в разделе «Волшебные глаза», в то время как Хато не так заметен. Вместо этого Хато меняет реальность на свое видение с помощью бесконечных повторений.
- Рид Ричардс бесполезен: полностью предотвращен. Хато в полной мере использует свою огромную информационную сеть, чтобы разоблачить коррупцию JAUNT и стать ее лидером. Вскоре после этого она использует знания своих финансово успешных параллельных «я», чтобы основать компанию для финансирования института.
- Память, защищенная от волнового эффекта: Хато может делиться воспоминаниями, опытом и знаниями с собой из параллельных миров.
- Священный первый поцелуй: Гаку обвиняет Юкари в краже ее первого поцелуя (что она и сделала), но отмахивается, когда Юкари серьезно относится к ее шутке.
- Сохранить Scumming: Hatou. С того момента, как она может связаться со своими альтернативными «я» из параллельных миров, она сродни квантовому компьютеру, способному узнать все возможные результаты и выбрать тот, который ее интересует. По сути, у нее неограниченное количество жизней/файлов сохранения, даже если она случается. умереть.
- К черту судьбу: В главе 13 Хато думает, что это может быть причиной того, что она никогда не сможет предотвратить смерть Юкари ни в одном из миров. В главе 14 Хато думает, что это ерунда, и говорит, что не верит в «судьбу», и продолжит обманывать «судьбу», если это действительно является причиной ее неудачи.
- Серийная эскалация: Сила Хато начинается с того, что в ее руке находится мобильный телефон. В конце концов, он получает возможность общаться с собой из параллельных вселенных. Затем у нас это эволюционирует в полномасштабную информационную сеть, а оттуда — в ментальное путешествие во времени. Вскоре после этого он перерастает в людей, контролирующих разум, даже с минимальными кровными отношениями и искажением реальности.
- Исправить то, что когда-то пошло не так: Хато. Теперь она пытается найти возможность/мир, в котором смерть Юкари не произойдет. Ей пока не очень везло.
- Shout-Out Название темы: так же, как Алиса названа в честь главного героя «Приключения Алисы в стране чудес », девушку из JAUNT, которая заменяет ее, когда она умирает в одной временной шкале, зовут Дороти Франк.
- Показана их работа: Qualia имеет хорошее применение и объяснение научных концепций. Например, в главе 7 Тендзё и Манабу подробно рассказывают о том, как работают силы Марии, и упоминают мысленный эксперимент с котом Шредингера в середине. Манабу считает, что заблуждение «1/2 живых, 1/2 мертвых» является ложным, и в редкий момент вымышленных прикрытий по этому поводу Тендзё соглашается с , что это звучит нелепо, потому что так было и было всегда.
- Квантовая физика: концепции, которые в сериале используются с большим эффектом. Дуальность волна-частица, коллапс волновой функции и копенгагенская и многомировая интерпретации квантовой физики также всплывают.
- Социопат:
- Виновница Токийских убийств с расчленением очень хорошо вписывается в этот троп, от эгоизма в поиске ответа на ее ценный философский вопрос до ее идеального отсутствия сочувствия.
- Хато неуклонно становится такой, с каждым прыжком она становится все менее чувствительной ко всему, кроме своей цели.
- Они слишком много знают: JAUNT взрывает весь самолет, чтобы избавиться от семьи Хато и Юкари, которые летели в Америку, потому что они интересовались инцидентом, который привел к смерти Юкари.
- Название темы: Помимо Марии, три персонажа названы в честь первого японского робота, Гакутеншоу. Гаку отправился к Манабу, Тэн отправился к Тендзё, а Сё отправился к влюбленному в Тендзё Касоку Томонари.
- Путешествие во времени: Хато выясняет, как вернуться в прошлое, чтобы исправить то, что когда-то пошло не так.
Объяснение концовки Qualia the Purple
ОЧЕВИДНО, СПОЙЛЕРЫ
До главы 18 Манабу боролся с бесконечностью. Ее «способность к квантовой интерференции» позволила ей стать свидетелем собственного квантового состояния — состояния бесконечных возможностей. И все же Манабу изо всех сил пытается найти тот из бесконечности, где Юкари в безопасности и счастлива. В главе 17 Манабу невероятно близко подходит к своей цели по обеспечению безопасности Юкари, но не понимает, что Манабу не испытывает ВСЕ возможности, а застревает, наблюдая все возможности по отношению к СЕБЕ.
Это то, чем была «мечта» Манабу. «Мечта» — самое простое слово для описания того, через что прошел Манабу. Если вы помните классический эксперимент с котом Шрёдингера, то он и жив, и мертв, пока его не достанут из коробки. Но когда кота на самом деле вынимают из коробки, это означает, что прошлое решается с ЭТОЙ точки. Если кота вынуть живым, то кот Шрёдингера никогда не был ни мертвым, ни полумертвым, а все время был живым, прекрасно сидящим в коробке. Сам кот не поймет, что он застрял в квантовом состоянии, он просто вспомнит, что его положили в коробку, а потом вынули.
Что пытается донести манга, так это то, что все постоянно находятся в квантовых состояниях. Вы вышли поесть или остались дома? Вы подали заявку на эту программу обмена или нет? Ты сказал да или нет? Все это бесконечное количество крошечных решений разветвляется на бесконечное количество возможностей, но с точки зрения самого нашего настоящего прошлое всегда было таким, каким оно всегда было. И вот откуда исходит сила Манабу, она становится свидетелем не того, каким всегда было прошлое, а того, каким оно могло бы быть. Она кошка в коробке, которая может видеть всех остальных кошек, живых, мертвых, вырвавшихся на свободу и т. д.
Говоря математическим языком, Манабу могла представить себя любым числом от 0 до 1, например, 0,3, 0,333333, 0,3333334 или 0,3333333333 и так далее, но она никогда не могла достичь 2. Вот почему Манабу никогда не могла обеспечить безопасное будущее Юкари, она пыталась достичь результата 2, когда у нее было только 0 к 1 для работы. Фактически, ей нужно было два входа квантовых состояний, ее собственный ответ 1 (быть честным с Юкари и просить ее остаться) и ответ Юкари 1 (быть честным с Манабу и решить остаться с Манабу).
Хотя Манабу видит все возможности, происходящие из-за ее способности к квантовой интерференции, это не означает, что они произошли на самом деле, просто она была их свидетелем. По-настоящему выйти из ее квантового состояния, т.е. чтобы выйти из коробки, как кот Шредингера, и, таким образом, определить прошлое и реальность, ей нужно было разорвать связь с квантовым состоянием, с мобильным телефоном в левой руке. Другими словами, ей нужно было остановиться на одном ответе раз и навсегда, без повторных попыток.
Потребовался огромный прыжок веры, чтобы выбраться из коробки (покинуть свое квантовое состояние), но как только Манабу это сделала, она сделала правильный выбор и внесла свой вклад в спасение Юкари.
Что касается буквы в конце.
Вся эта история подчеркивала природу квантовых состояний. Бесконечные возможности, с которыми мы живем, и постоянные перекрестки, на которых мы находимся. Юкари понимала это на каком-то уровне, и она понимала, что если она отправится в Джаунт, то может никогда больше не увидеть Манабу.