Л мис ван дер роэ: Людвиг Мис ван дер Роэ — гений свободной планировки

«Меньше — значит больше»: что сделал Мис ван дер Роэ для архитектуры | by ArtFragment

4 min read

·

Aug 16, 2021

17 августа исполнится 52 года со смерти Людвига Мис ван дер Роэ. А 22 августа после реконструкции откроется построенная по его проекту Новая национальная галерея в Берлине. Мы решили, что стоит вспомнить о гении свободной планировки и одном из главных архитекторов XX века.

Но уже с детства он помогал отцу, который был каменщиком. У семьи было небольшое предприятие и магазин в Ахене. Подросток учился обрабатывать камень, а уже в 15 лет делал чертежи штукатурных орнаментов. Но дорогу в профессию Мису ван дер Роэ дала работа в берлинской мастерской Петера Беренса. Там будущий прославленный архитектор познакомился с Вальтером Гропиусом и Ле Корбюзье и стал искать новые архитектурные формы.

Людвиг Мис ван дер Роэ в мастерской Петера Беренса

И тогда же поменял фамилию. По рождению он был Людвигом Михаэлем Мисом — по отцу. Но архитектор решил взять более претенциозную фамилию матери — Роэ, объединив ее с унаследованной от отца с помощью аристократического сочетания «ван дер».

Людвиг Мис ван дер Роэ за работой

Он руководил строительством немецкого посольства на Исаакиевской площади. Оно возводилось по проекту того самого Петера Беренса, у которого работал Роэ. Жители города, правда, постройку не оценили и назвали ее «варварством в своем запоздалом модернистском настроении». А 14 колонн на фасаде Александр Бенуа окрестил «частоколом столбов».

Здание немецкого посольства в Санкт-Петербурге, 1914

Первый — «Меньше — значит больше». Роэ стал одним из основателей минимализма в архитектуре. Он стремился к максимальной простоте: четкие линии, легкие каркасные конструкции и… свободная планировка. Она стала вторым принципом Роэ. «Многие думают, что свободный план означает абсолютную свободу, но это не так. Свободный план требует от архитектора такой же дисциплины и вдумчивости, как и традиционный план», — писал архитектор в 1953 году.

Людвиг Мис ван дер Роэ

Он рассказывал, что первые несколько лет жил в гостинице в Чикаго.

«У меня было только три потребности — мартини, сигары Dunhill и дорогая одежда. При себе я имел три ценности — работу Макса Бекмана, Василия Кандинского и Пауля Клее».

Людвиг Мис ван дер Роэ

Самым знаменитым стал нью-йоркский Сигрэм-билдинг. Архитектор предложил сдвинуть строение вглубь квартала, а на освободившемся пространстве расположить фонтан. Роэ возводил небоскребы в десятки этажей, но однажды на вопрос про их строительство ответил, что это не сравнится с созданием хорошего кресла. Мис ван дер Роэ считал, что продумать предмет интерьера сложнее, ведь он должен быть крепким, легким и удобным.

Небоскреб Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке

В 1946–1951 годах в Иллинойсе архитектор возвел «Стеклянный дом» для известной в Чикаго женщины-хирурга Эдит Фарнсуорт, которая стала его возлюбленной. Роэ задумал строение без всего лишнего — чтобы ничто не отвлекало от природы. И возвел неординарную постройку из двух плоскостей и приподнятой террасы. Оправдать ожидания Фарнсуорт архитектор не смог. Отношения закончились разрывом, а владелица дома подала в суд из-за чрезмерного счета.

«Стеклянный дом» Эдит Фарнсуорт

За несколько лет до смерти от сказал, что «архитектура не вечна, она — часть эпохи». При этом добавил, что его архитектура из моды не выйдет.

«Она прогрессивна, так как использует научные и технические достижения и основные возможности нашего времени».

Мис ван дер Роэ оказался прав.

Павильон Миса ван дер Роэ на выставке в Барселоне

Больше про современное искусство — в telegram-канале ArtFragment.

Легенду Миса ван дер Роэ пересобрали заново

НовостиРеконструкция

Здание Новой национальной галереи было построено в 1968 году по проекту Людвига Миса ван дер Роэ.

Фото: Reiner Zensen/Legion Media

Новую национальную галерею в Берлине, шедевр модернистской архитектуры, строили «невероятно плохо». На возвращение утраченной красоты ушло шесть лет и €140 млн

Кэтрин Хикли

08.09.2021

В здании Новой национальной галереи, возведенном в 1968 году по проекту Людвига Миса ван дер Роэ (1886–1969), проведена «хирургическая» реставрация под руководством Дэвида Чипперфилда, ведущего архитектора века нынешнего. Чипперфилд рассказывает, что его задачей было «вернуть этого ценного пациента нетронутым на вид, но лучше функционирующим».

Достопримечательность из стали, бетона и стекла, где располагается коллекция искусства ХХ века, вновь открылась для посещения в конце августа — после комплексной шестилетней реставрации стоимостью €140 млн. Чтобы привести здание музея в соответствие современным требованиям, понадобилось модернизировать системы кондиционирования воздуха, освещения, безопасности, усовершенствовать инфраструктуру для посетителей, в том числе маломобильных, а также скрытую от глаз систему транспортировки экспонатов. Кроме того, необходимо было удалить опасные материалы вроде асбеста и искусственных минеральных волокон, которые широко использовались в строительстве в 1960-х годах.

В процессе реставрации потребовалось серьезное «хирургическое вмешательство».

Фото: Сarolina Munemasa/IMAGO/Legion Media

Чипперфилд рассказывает, что одним из основных требований заказчика было «сохранить как можно больше Миса». Но в здании из стекла «некуда спрятаться», как объясняет британский архитектор. Чтобы сделать комплексную реставрацию относительно незаметной, понадобилось изъять около 35 тыс. строительных компонентов, а затем вернуть их обратно — по возможности на те же самые места.

«Нам пришлось перевернуть каждый камень, — говорит Мартин Райхерт, директор David Chipperfield Architects, отвечавший за реализацию проекта, — но обращаться с ними нужно было с той же осторожностью, с какой реставраторы обращаются со знаменитыми на весь мир произведениями искусства. За полвека эксплуатации без ремонта накопилось множество неисправностей — нашей задачей было не только привести эти вещи в порядок, но и сделать так, чтобы они прослужили еще 30–40 лет без дополнительной реконструкции».

Новая национальная галерея стала единственным зданием, которое Мис ван дер Роэ спроектировал в Европе после эмиграции в США из нацистской Германии. Этот знаковый образец архитектурного модернизма не лишен элементов классицизма: стеклянный холл, размещенный на подиуме, напоминает античный храм.

История

Новая национальная галерея

Последняя работа Людвига Миса ван дер Роэ

Появление здания Новой национальной галереи в Берлине было тесно сопряжено с обстоятельствами послевоенной истории Германии. После завершения Второй мировой, еще в 1945 году, городские власти задумали собрать коллекцию искусства XX века, которая бы символизировала освобождение от нацистского прошлого. Однако ее формирование по целому ряду причин затянулось, а с возникновением двух немецких государств надежды на создание единого музея современного искусства окончательно рухнули. После возведения в 1961 году Берлинской стены власти Западного Берлина форсировали строительство Культурфорума, нового культурного центра, начатое в конце 1950-х. На этой территории близ парка Тиргартен отведено было место и для Новой национальной галереи. Проект здания в 1963 году заказали знаменитому архитектору-модернисту, уже престарелому Людвигу Мису ван дер Роэ, к тому времени много лет жившему в США. Музей был открыт в 1968 году выставкой Пита Мондриана. После объединения двух Германий фонды галереи подверглись реорганизации; сейчас она входит в состав Государственных музеев Берлина.

Еще…

Но к 2015 году состояние музея было пугающим. Сталь на фасаде местами проржавела, от этого на стекле появлялись трещины, небезопасные для посетителей и сотрудников музея. Здание страдало от сильной конденсации влаги, и это существенно ограничивало круг произведений, которые можно было экспонировать в главном зале. А в стеклянном зале с трудом удавалось поддерживать стабильную температуру — как из-за беспрепятственного проникновения внутрь солнечного света, так и из-за того, что система обогрева под каменным полом вышла из строя по причине протечек и коррозии.

После шестилетней реставрации Новая национальная галерея вновь открыта для посетителей.

Фото: Eberhard Thonfeld/IMAGO/Legion Media

Уже после начала реставрации специалисты обнаружили, что качество оригинальных строительных работ во многом не соответствовало уровню памятника. «Мы привыкли думать о Новой национальной галерее как о Bugatti или Bentley, как о шикарном лимузине, — говорит Райхерт. — Но, увидев основу конструкции, мы порази­лись тому, как невероятно плохо она сделана. Это типичная послевоенная халтура в условиях дефицита материалов, очень небрежно выполненная; некоторые из стен грозились обрушиться».

Большой объем архивных материалов, относящихся к периоду строительства и хранящихся в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, позволил максимально придерживаться замысла архитектора. «На работу в архивах ушло почти два года», — говорит Райхерт. И добавляет, что одной из самых трудных задач была реконструкция эффектного фасада. Обычное стекло заменили небьющимся ламинированным, а соединение фасада с крышей сделали подвижным при помощи коротких стальных телескопических опор. Поскольку некоторое скопление конденсата по-прежнему не исключено, здание оснастили осушительной системой. На юго-восточной лестнице подиума установили пандус, чтобы посетители на колясках могли пользоваться главным входом.

После затяжной реставрации музей открылся двумя временными выставками — ретроспективой прославленного американского скульптора-кинетиста Александра Колдера (1898–1976) и показом работ современной берлинской художницы Розы Барбы. Должна привлечь публику и новая постоянная экспозиция «Искусство общества», которая объединила 250 модернистских произведений, созданных в период с 1900 по 1945 год.  

Подписаться на новости

Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена

Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71

24. 05.2023

Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена

Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны

23.05.2023

Главные выставки лета

Инсталляции Кабакова, приобретения Екатерины Великой, кураторские проекты главной галеристки русского авангарда и многое другое в нашем списке самых интересных выставок этого лета

07.06.2023

«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ

Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры

15.05.2023

Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже

На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы

16. 05.2023

Эрмитаж показывает реликвии, связанные с детьми Николая II

Триста предметов из собрания Эрмитажа, музея-заповедника «Царское Село» и Государственного архива РФ посвящены безмятежной жизни детей императора в годы, когда еще ничто не предвещало екатеринбургской трагедии

22.05.2023

Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению

Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок

15.05.2023

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Пельмени мира

7 известных женщин-преступниц

Вы не имеете права верить во что хотите

Людвиг Мис ван дер Роэ | Немецко-американский архитектор и дизайнер

Людвиг Мис ван дер Роэ

Смотреть все медиа

Дата рождения:
27 марта 1886 г.
Ахен Германия
Умер:
17, 19 августа69 (83 года) Чикаго Иллинойс
Механизм/стиль:
Международный стиль Новый брутализм Ноябрьская группа

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Почему Людвиг Мис ван дер Роэ так известен?

Людвиг Мис ван дер Роэ был американским архитектором немецкого происхождения, чьи прямолинейные формы, воплощенные в элегантной простоте, олицетворяли международный стиль и олицетворяли его знаменитый принцип «меньше значит больше». Он пошел дальше, чем кто-либо другой, в отношении конструктивной честности, сделав фактические опоры своих зданий их доминирующими архитектурными особенностями.

Чем известен Людвиг Мис ван дер Роэ?

Некоторые из самых известных проектов Людвига Миса ван дер Роэ включают Фарнсворт-хаус, Краун-холл, здание Сигрэм и Немецкий павильон (также известный как павильон Барселоны).

Для Немецкого павильона он разработал набор консольных стальных стульев, известных как стулья Barcelona, ​​которые мгновенно стали классикой мебельного дизайна 20-го века.

Какой была семья Людвига Мис ван дер Роэ?

Людвиг Мис (который добавил фамилию своей матери, ван дер Роэ, когда стал признанным архитектором) был сыном мастера-каменщика. В 1913 году Мис женился на Аде Брюн, от которой у него было три дочери — Джорджия, Марианна и Вальтраут. После развода с женой примерно в 1920 году у Миса появилось несколько компаньонов, в частности Лора Маркс.

Как прославился Людвиг Мис ван дер Роэ?

Людвиг Мис ван дер Роэ помогал отцу на различных строительных площадках, но не получил формального архитектурного образования. Первый заказ Миса, загородный дом, настолько впечатлил архитектора Питера Беренса, что он предложил 21-летнему парню работу. Благодаря Беренсу Мис установил важные контакты, которые позже привели к академическим ролям и крупномасштабным проектам.

Как умер Людвиг Мис ван дер Роэ?

Людвиг Мис ван дер Роэ был заядлым курильщиком, и в 1966 году у него диагностировали рак пищевода. Он умер в Чикаго в 1969 году в возрасте 83 лет от пневмонии.

Людвиг Мис ван дер Роэ , настоящее имя Мария Людвиг Михаэль Мис , (родился 27 марта 1886, Ахен, Германия — умер 17 августа 1969, Чикаго, Иллинойс, США), американский архитектор немецкого происхождения, чей прямолинейный формы, выполненные в элегантной простоте, олицетворяют международный стиль архитектуры.

Раннее обучение и влияние

Людвиг Мис (он добавил фамилию своей матери, ван дер Роэ, когда зарекомендовал себя как архитектор) был сыном мастера-каменщика, владевшего небольшой мастерской камнерезов. Мис помогал своему отцу на различных строительных площадках, но так и не получил формального архитектурного образования. В возрасте 15 лет он поступил в ученики к нескольким ахенским архитекторам, для которых он делал наброски архитектурных орнаментов, которые затем штукатуры превращали в лепные украшения зданий.

Эта задача развила его навыки линейного рисования, которые он использовал для создания одних из лучших архитектурных визуализаций своего времени.

В 1905 году, в возрасте 19 лет, Мис пошел работать архитектором в Берлин, но вскоре оставил свою работу, чтобы стать учеником Бруно Поля, ведущего дизайнера мебели, работавшего в стиле ар-нуво того периода. Два года спустя он получил свой первый заказ, традиционный загородный дом. Его идеальное исполнение настолько впечатлило Петера Беренса, тогда самого прогрессивного архитектора Германии, что он предложил 21-летнему Мису работу в своем офисе, где примерно в то же время только начинали свою деятельность Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье.

Беренс был ведущим членом Deutscher Werkbund, и через него Мис установил связи с этой ассоциацией художников и ремесленников, которая выступала за «брак между искусством и технологией». Члены Веркбунда представляли себе новую традицию дизайна, которая должна была придать форму и смысл вещам, созданным машинами, в том числе зданиям, созданным машинами. Этот новый и «функциональный» дизайн для индустриальной эпохи затем породил Gesamtkultur, , то есть новую универсальную культуру в полностью преобразованной искусственной среде. Эти идеи послужили мотивом для «модернистского» движения в архитектуре, кульминацией которого вскоре стал так называемый международный стиль современной архитектуры.

Britannica Quiz

63 вопроса из самых популярных викторин Britannica по изобразительному искусству

В Берлине Мис находился под влиянием подражания Беренсом чистым, смелым и простым неоклассическим формам немецкого архитектора начала 19 века Карла Фридриха Шинкеля. Именно Шинкель оказал решающее влияние на поиски Миса архитектуры Gesamtkultur. На протяжении всей жизни элегантная ясность зданий Шинкеля казалась Мису наиболее совершенным воплощением формы городской среды 20-го века. Другое решающее влияние оказал Хендрик Петрус Берлаге, пионер современной голландской архитектуры, с которым Мис познакомился в 1911. Работа Берлаге вдохновила Миса на любовь к кирпичу, а философия голландского мастера вдохновила Миса на кредо «архитектурной целостности» и «структурной честности». Что касается структурной честности, Мис в конечном итоге пошел дальше, чем кто-либо другой, чтобы сделать фактические, а не кажущиеся или драматизированные опоры своих зданий их доминирующими архитектурными особенностями.

Работа после Первой мировой войны

Во время Первой мировой войны Мис служил рядовым, строил мосты и дороги на Балканах. Когда он вернулся в Берлин в 1918 августа падение немецкой монархии и рождение демократической Веймарской республики вызвали бурный всплеск нового творчества среди модернистских художников и архитекторов. Архитектура, живопись и скульптура, согласно манифесту Баухауза — авангардной школы искусств, только что основанной в Веймаре, — не только двигались к новым формам выражения, но и приобретали интернациональный характер. В это время Мис присоединился к нескольким модернистским архитектурным группам и организовал множество выставок, но ему практически нечего было строить.

Его главное сооружение этого периода — экспрессионистский мемориал убитым коммунистическим лидерам Карлу Либкнехту и Розе Люксембург, освященный в 1926 — разрушен фашистами.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Самая важная работа Миса этих лет осталась на бумаге. Фактически, эти теоретические проекты, воплощенные в серии рисунков и набросков, которые сейчас находятся в Нью-Йоркском музее современного искусства, предвосхитили весь спектр его более поздних работ. Офисное здание на Фридрихштрассе (1919 г.) было одним из первых предложений по строительству полностью из стали и стекла и установило принцип Миса «строительство из кожи и костей». «Стеклянный небоскреб» (1921) применил эту идею к стеклянному небоскребу, прозрачный фасад которого открывает стальную конструкцию здания. Обе эти конструкции зданий были бескомпромиссными в своей предельной простоте. В других теоретических исследованиях изучались возможности бетонных и кирпичных конструкций, а также формы де Стейла и концепций Фрэнка Ллойда Райта. Немногие недостроенные здания превзошли их по разнообразию идей и по своему влиянию на развитие архитектуры того времени.

Это влияние было очевидно на первой послевоенной выставке Веркбунда в Вайссенхофе под Штутгартом в 1919 г.27. Выставка представляла собой демонстрационный проект жилья, запланированный Мисом, который к тому времени стал вице-президентом Веркбунда. 16 ведущих архитекторов-модернистов Европы, в том числе Ле Корбюзье и сам Мис, спроектировали различные дома и многоквартирные дома, всего 33 единицы. Вейссенхоф прежде всего продемонстрировал, что различные архитектурные фракции первых послевоенных лет теперь слились в единое движение — родился интернациональный стиль. Экспозиция, хотя и не пользовавшаяся успехом у публики, была критической, и европейская элита внезапно начала сдавать в эксплуатацию современные виллы, такие как дом Тугендхат Миса (1930) в Брно, сейчас в Чехии.

Возможно, самым известным реализованным проектом Миса межвоенного периода в Европе был Немецкий павильон (также известный как павильон Барселоны), который был заказан правительством Германии для Международной выставки 1929 года в Барселоне (снесен в 1930 году; реконструирован в 1986 году). Он представлял собой последовательность чудесных пространств на платформе из травертина размером 175 на 56 футов (53,6 на 17 метров), частично под тонкой крышей, а частично на открытом воздухе, поддерживаемой колоннами из хромированной стали. Пространства были ограничены стенами из оникса медового цвета, зеленого тинийского мрамора и матового стекла и не содержали ничего, кроме бассейна, в котором стояла скульптурная обнаженная фигура, и нескольких стульев, которые Мис спроектировал для павильона. Эти консольные стальные стулья, известные как стулья Barcelona, ​​мгновенно стали классикой мебельного дизайна 20-го века.

В 1930 году Мис был назначен директором Баухауза, который переехал из Веймара в Дессау в 1925 году. Между нападениями нацистов извне и левыми студенческими восстаниями внутри школа находилась в состоянии постоянных беспорядков. Хотя Мис и не был создан для того, чтобы быть администратором, он вскоре завоевал уважение как строгий, но превосходный учитель. Когда нацисты закрыли школу в 1933 году, Мис несколько месяцев пытался продолжить ее в Берлине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *