Лампа ленина: Настольные зеленые лампы — история светильника и роль в интерьере

Настольные зеленые лампы — история светильника и роль в интерьере

Настольные лампы с абажуром или плафоном зеленого цвета популярны до сих пор и в частных интерьерах и общественных местах, особенно в библиотеках. Давайте разберемся, с чего началась история настольных зеленых ламп, и как они представлены сейчас.

История настольной зеленой лампы

Настольные лампы с зелеными плафонами и абажурами ассоциируются с советской эпохой. Они стали ее символом. Согласно некоторым данным «моду» на зеленые лампы невольно ввел В. И. Ленин, вождь мирового пролетариата, у которого на рабочем столе находился такой светильник. Жена Владимира Ильича, Надежда Крупская, на праздник 23 февраля подарила Ленину обычную керосиновую лампу из комиссионного магазина. Лампа имела зеленый плафон, и по форме напоминала гриб. Со временем светильник модифицировали по просьбе вождя: заменили керосиновую горелку на патрон для электрической лампы.

Ленину подарок пришелся по душе, и зеленая лампа стала удобным светильником для рабочего стола в Кремлевском кабинете. Светильник понравился посетителям Ильича, чиновникам, профессорам и коллекционерам. Зеленые лампы стали дарить друг другу политики и размещать в кабинетах. Так настольная лампа с зеленым стеклом из простого подарка заботливой жены стала символом богатства, статуса и значимости.

Как настольная зеленая лампа появилась в Европе и Америке

Убедившись в том, что работать с документами, а также читать с настольной лампой с зеленым плафоном комфортно, и конечно из уважения к Крупской, Ленин распорядился установить похожие светильники в Ленинской библиотеке.

Читальный зал библиотеки в то время было популярным местом, которое посещали просвещённые умы, ученые, иностранные гости страны и шпионы. Так удачная идея зеленых настольных рабочих ламп перенеслась в другие страны и за океан.

За рубежом дизайнеры вложили в светильник новые черты, чуть изменили форму, добавили стиля и элегантности. Американский рынок был в восторге от зеленых светильников, и они получили широкое распространение в домах и читальных залах.

Не только светильник

Зеленая лампа — это не просто светильник, это символ свободы, воли и стремлений. В 1927 году в Париже было создано воскресное литературно-философское общество «Зелёная лампа». Собрания происходили обычно в доме Мережковских. «Пламя нашей Лампы светит сквозь зелёный абажур, вернее, сквозь зелёный цвет надежды», — говорил Д. С. Мережковский на первом собрании.

Литературное общество состояло из лучших представителей русской зарубежной интеллигенции, где великие умы после Октябрьской революции сыграли важную роль в интеллектуальной жизни первой эмиграции.

Настольные зеленые лампы в 21-ом веке

В наше время зеленый цвет, как и светильники с зеленым стеклом не теряют популярности. Достойный выбор представлен у немецких светотехнических брендов, таких как Berliner Messing Lampen или польской фабрики Kutek.

Выбирая настольную зеленую лампу помните следующие моменты:

1 — традиционная форма светильников подходит для интерьеров в классическом стиле, ампир (сталинский ампир), библиотеки или кабинет в английском стиле, интерьеров в американской стилистике, современных течений (смешение стилей), варианты кантри, и даже минимализм или хай-тек.

2 — цвет арматуры светильников варьируется от традиционных золота, антик и латуни, до модных хрома, никеля. Разнообразие цветовых вариантов позволит разместить светильник даже в современных интерьерах.

3 — внутренняя часть зеленого стеклянного плафона должна быть покрыта слоем белого стекла. Тогда цвет снаружи даст нужный эффект, а чтение и локальное освещение будет комфортным. Работа с документами или за компьютером будет удобной, цвета будут передаваться правильно, глаза не будут уставать.

4 — конструкция некоторых настольных светильников позволяет поворачивать и наклонять плафон с источником света. В качестве светильника для рабочего стола такая возможность управления необходима. Другие не предполагают управление элементами.

5 — удобно если светильник включается не с выключателя на проводе, а имеет механизм включения в виде цепочки или шнура (сонетка) на самом изделии. Он всегда на виду, не нужно тянуться до кнопки на проводе, а также является декоративным элементом.

6 -размер изделия и мощность лампы имеют значение. Маленький маломощный светильник возможно использовать только как ночник или элемент декора. Светильник от 40 см высотой с мощностью от 60Вт, Е27 (лампа накаливания) подойдет как светильник для рабочего стола и локального освещения. Замена теплового источника света на светодиодный станет функциональным энергоэффективным решением.

7 — чтобы настольная зеленая лампа не казалась одиноким, выбивающимся из стилистики интерьера объектом, подберите к ней бра, торшер или люстру в таком же дизайне. Не у каждого производителя представлена полная серия световых приборов с зеленым стеклом, но можно подобрать варианты.

8 — для ценителей старины и антиквариата, современные светотехнические изделия являются всего лишь репликой и стилизацией, светильниками без истории лет. В антикварных салонах можно найти электрифицированные старинные светильники прошлого века из Европы или России в хорошем состоянии.

Ленинский накал: как деревня Кашино стала родиной «лампочки Ильича»

14 ноября 1920 года зажигается первая в российской деревне электрическая лампочка. На открытие электростанции в подмосковную деревню Кашино прибывает Владимир Ильич Ленин. 22 декабря 1920 года в стране принимается план ГОЭЛРО.

«Коммунизм – это есть советская власть плюс электрификация всей страны»

Осенью 1920 года Советская Россия только начинала вести мирную жизнь. За годы Гражданской войны на долю населения, в большинстве своем крестьянского, пришлись разруха, голод и бедность. Казалось бы, время для дерзких свершений не самое удачное, однако именно в этот период идет активная разработка плана всеобщей электрификации.

22 декабря 1920 года был принят (а через год утвержден Советом народных комиссаров) известный план ГОЭЛРО, в основу которого вошли многолетние исследования и разработки Г.М. Кржижановского. Он смог обосновать значение строительства мощных районных электростанций на базе местных топливных и гидроэнергетических ресурсов, а также необходимость их объединения в крупные электроэнергетические системы.

В.И. Ленин у карты ГОЭЛРО. Художник Л.А. Шматько. 1957 год

Источник: pinterest.ru


На реализацию этого плана изначально отводилось 10-15 лет, что выглядело совершенно невероятным. Находившийся в Советской России английский писатель-фантаст Герберт Уэллс наотрез отказался поверить «Кремлевскому мечтателю» В.И. Ленину, хотя ему предлагали воочию убедиться в реальности замысла. Пока писатель создавал свое произведение «Россия во мгле», план ГОЭЛРО из разряда невероятных мечтаний постепенно перешел в практическую плоскость. К 1935 году вместо тридцати предполагаемых электростанций построили сорок, и по уровню промышленного производства Советский Союз вышел на первое место в Европе.

Символом триумфа в области электрификации стала простая лампа накаливания без плафона, патрон которой подвешивался к потолку за провод и свободно свисал. Придумали лампу еще до Октябрьской революции, однако в историю она вошла как «лампочка Ильича», о которой в 1920-е годы так любили писать в советских газетах.

Советская марка, выпущенная к сорокалетнему юбилею плана ГОЭЛРО

Источник: upload.wikimedia.org


«Была коптилка да свеча – теперь лампа Ильича»

Почти за месяц до принятия плана ГОЭЛРО в подмосковной деревне Кашино случилось грандиозное событие – силами местных жителей была построена первая электростанция с разводной сетью. Вдохновившись призывами Ленина к развитию экономики страны с помощью использования электроэнергии, кашинцы создали разводную сеть из давно забытого телеграфного провода, а вот динамо-машину привезли из Москвы.

Интересно, что в то время деревня Кашино ничем не отличалась от соседних поселений, находилась на окраине, и добраться до нее было довольно сложно. Возможно, сегодня такого населенного пункта уже не оказалось бы на карте, если бы не поездка Ильича 14 ноября 1920 года. Кашинцы построили электростанцию на средства сельскохозяйственного товарищества и пригласили Ленина в свою деревню.

В.И. Ленин и Н. К. Крупская на митинге в честь открытия электростанции в деревне Кашино Волоколамского уезда Московской губернии 14 ноября 1920 года. Художник В.Б. Скуридин. 1954 год

Источник: monetam.livejournal.org


В одном из крестьянских домов состоялась оживленная беседа с местными жителями. По их словам, раньше в деревне работала маслобойня и обрабатывали лен – для всего этого ужасно не хватало электричества. Когда свет провели в дома, решено было отправить приглашение вождю и его супруге. После беседы В.И. Ленин и Н.К. Крупская сфотографировались с крестьянами. Черно-белый снимок быстро разошелся среди всех кашинцев: каждому хотелось сохранить воспоминания о знаменательном дне.

С тех пор жители Кашино уверены, что выражение «лампочка Ильича» зародилось именно в их деревне, а Кашинская ТЭС являлась самой первой в сельской местности электростанцией. Символическая лампочка вплоть до 1998 года хранилась в местном музее, а затем таинственным образом исчезла. Поговаривали, что ее отдали на реставрацию, но обратно уже не получили. Историю о визите Ильича в маленькую подмосковную деревню знали все советские школьники, но со временем она, увы, стала забываться. Сейчас о празднике, состоявшемся 14 ноября, напоминает памятник Ленину в деревне Кашино. Расположен он на том же самом месте, где проходил легендарный митинг по случаю открытия электростанции.

Ленин и жители деревни Кашино. Фото на память

Источник: pinterest.ru


За право называться родиной «лампочки Ильича» боролось и соседнее село Ярополец, расположенное в семи километрах от Кашино. Трое жителей даже проникли на торжество 14 ноября и заявили, что в их родном селе электричество начали проводить еще два года назад – в 1918 году! Доля правды в этих словах действительно была: осенью 1919 года в Яропольце открыли первую сельскую гидроэлектростанцию (на реке Лама), которая осветила более ста жилых домов, больницу, две школы и водокачку. Не желая делиться славой с соседями, кашинцы хотели было прогнать незваных гостей, но в дело вмешался сам В. И. Ленин. Он дал слово трем яропольцам (кооператору, агроному и учителю труда) и принял решение посетить и это село.

История соперничества закончилась благополучно как для кашинцев, так и для яропольцев. Одни вошли в историю как жители деревни с первой лампочкой Ильича (все же именно жители Кашина раньше остальных показали Ленину свои достижения), а другие получили подмогу в лице талантливого инженера С.П. Попова. Благодаря ему в 1922 году весь Ярополец и еще четыре близлежащие деревни получили освещение. В 1947 году Волоколамский район, где находятся Кашино и Ярополец, вновь окажется «впереди планеты всей» и станет первым в СССР районом сплошной электрификации.

Советские крестьяне с лампочкой Ильича. Фотография Аркадия Шайхета на обложке журнала «Огонек». 1925 год

Источник: upload.wikimedia.org


Обложка: В.И. Ленин и Н.К. Крупская с крестьянами деревни Кашино в 1920 году. Художник Д. Налбандян. 1985 год. Источник: pinterest.ru


Смотрите также:

Мир, земля, октябрь! Первые декреты советской власти

Первая сталинская высотка: трудная судьба Дворца Советов

Кто придумал лампочку Ильича?

Борьба с беспризорностью

Любимые детские игрушки: история от Древней Руси до Советского Союза

Лампы Ленина — Wonders & Marvels

«Лампа Ленина» Аркадия Шайхета (1925)

Эрик Лаурсен (W&M Contributor)

На фотографии Аркадия Шайхета «Лампа Ленина» (1925) ) два крестьянина рассматривают лампочку, свисающую с веревка, которая, кажется, натянута через портрет Михаила Фрунзе, большевика и сына крестьянина. Электричество как бы направляется из сознания Фрунзе в руки непросвещенного крестьянина, чья традиционная прическа и одежда резко контрастируют с фрунзеинскими и указывают на предполагавшееся модернизирующее влияние кампании по электрификации. В ранний советский период демонстрация крестьянам лампочки, получившей прозвище «ленинская лампа», стала демонстрацией технологии, которая, как утверждал Ленин, «покажет населению, особенно крестьянам, что у нас есть [. . .] широкие планы, которые не взяты из фантазий, а поддерживаются технологиями, основанными на науке». Изображение появилось на плакатах, лакированных коробках и даже в детском мультфильме. Лампочка может показаться странным выбором доказательств того, что коммунизм — это не «фантазия», но, как видно из часто воспроизводимой фотографии Шайхета, лампочка наделяется в советской пропаганде значением религиозного артефакта, который просто нуждается потрогать или увидеть, чтобы творить чудеса. В большевистской пропаганде об электрификации крестьянин представляется козлом отпущения за все регрессивное в послереволюционной России; Ленин пишет: «[Электрификация] даст нам возможность полностью и решительно победить ту отсталость, эту раздробленность, раздробленность, темноту деревни, которая является до сих пор главной причиной всякого застоя, всякой отсталости, всякого угнетения». Ленин представляет электричество как высокотехнологичный клей, способный исправить «раздробленность, раздробленность» деревни и соединить темные фрагменты в одно сплоченное ярко освещенное целое, осветив мрак в прямом и переносном смысле. Примитивный мерцающий свет крестьянского дома и рабочего места заменят ленинские лампы: «Дешевая световая энергия от могучих районных электростанций распространяется по всей стране, доходит до деревенских изб с их щепочными фонарями и прочими бытовыми приборами. — выращенные средства освещения, ниспровергающие грубую отсталость деревенской жизни».

«Электрификация и контрреволюция» (1921)

Неоднократно большевистская пропаганда утверждала, что электричество победит капитализм, религию, иерархию и эксплуатацию. На плакате 1923 года «Электрификация и контрреволюция» огромная рука держит одну из ленинских ламп, а группа стереотипных контрреволюционеров, представляющих пороки классовой системы, пытается погасить ее свет. Слева от лампочки толстый капиталист приседает на четвереньках, чтобы белый генерал и православный священник могли взобраться ему на спину с пожарным шлангом; справа модный джентльмен приносит ведро воды; а в центре иностранный дипломат пытается задуть лампочку маленьким мехом. Каждая крошечная фигурка носит опознавательные знаки эксплуататорского класса — церковное облачение, золотые погоны, цилиндр, соломенное канотье джентльмена и монокль. Они также носят технологическое невежество и отсталость на своих хорошо сшитых рукавах. Под электрическим светом пролетариата они становятся комическими шутами, движимыми страхом и жадностью и борющимися с прогрессом техники неэффективным оружием более примитивной эпохи. Кампания по электрификации воплощает в себе обещание, что с технологическим превосходством приходит моральная чистота. Пролетарская рука, как десница Божия, дарит человечеству свет истины, направляя последователей в светлое будущее и освещая технологически невежественных эксплуататоров человечества, чтобы они представлялись мультяшными персонажами, легко побеждаемыми могущественно-электрифицированной – Советская рука.

Обложка журнала «Строим» (1929)

Как мы видим на обложке номера советского журнала, посвященного строительной фотографии «Строим» от 7 ноября 1929 года, после его смерти в 1924 году образ Ленина стал неразрывно связан к светильникам, носившим его имя и сражавшимся с тьмой невежества. Здесь голова Ленина заключена в огромную лампочку — слияние человека и технологии, придающее новый смысл термину «ленинская лампа». конструкции, обеспечиваемые их силой. В правом верхнем углу изображена силовая башня. По диагонали вниз по странице, отделяя изображение строительной площадки от изображения электробашни, идет ряд букв, образующих ступени, которые гласят: «XII октября — новый шаг к социализму», крупным шрифтом по-русски и мелким шрифтом. письма на немецком и английском языках – показать торжество советского строительства над ведущими промышленно развитыми странами мира. В этой дани двенадцатой годовщине Октябрьской революции и первой пятилетки голова Ленина становится источником света для всего, что содержится в картине; и, как следствие, в следующем выпуске журнала. Сила идет в обе стороны. Линии, соединяющие основание лампочки с верхушками кранов и крышами заводов, также заряжают лампочку и, как следствие, память о Ленине, который «жил, живет и будет жить» в мемориалах, подобных этому. которые помогают советскому народу двигаться вверх по лестнице к социализму. Согласно круговой логике, отображенной на изображении, каждый год после революции делается очередной «шаг к социализму» за счет человеческой энергии, совершающей монументальные строительные подвиги, а также вырабатываемой энергии революционного просвещения, которая подталкивает советских людей еще на одну ступень вверх. . Культ Ленина и техники, которая питается от головы в лампочке, — это энергетическая петля пропаганды и строительства, каждое из которых подпитывает энергией другое.

В крестьянской избе светится лампа Ленина — Лина Селандер

В крестьянской избе светится лампа Ленина

24:13 мин, ч/б, звук, 2011.

Киноинсталляция Лины Селандер Светится Ленинская лампа Хижина Асанта работа со многими точками входа. В текстовом фрагменте, который является частью выставки и может рассматриваться как набросок к фильму, составляющему основную часть инсталляции, она уподобляет концептуальное содержание фильма ряду шахт, различных вертикальных движений, соединенных между собой. и создать систему смыслов, в которую могут погрузиться зрители.

Одним из таких валов и одной из отправных точек фильма является ядерная катастрофа 1986 года в Чернобыле, Украина. Во время съемок фильма Лина Селандер посетила Припять, город, основанный для размещения рабочих атомной электростанции, и на месте сфотографировала загрязненную зону. Она также собрала материалы из киевского музея, который занимается историческим наследием аварии.

Фильм начинается с череды кадров с подхода над заснеженными окрестностями Киева. Земля внизу уплывает в горизонтальном движении, в то время как Селандер устанавливает вертикальное движение, которое соответствует расстоянию между взглядом зрителя и землей далеко внизу. Эти два движения повторяются в нескольких аспектах фильма.

Припять расположена на притоке Днепра, выше по течению от Киева. На берегу Днепра также происходит действие фильма 1928 года «Одиннадцатый» советского кинорежиссера Дзиги Вертова. В фильме, посвященном десятой годовщине советского государства, показано строительство электростанции с акцентом на электричестве как на предпосылке развития и прогресса современного общества. Название инсталляции Селандера заимствовано из подзаголовка к фильму Вертова, также художник использует кадры из «Одиннадцатого года», чтобы связать утопическую мечту первого десятилетия советского государства с современным набором проблем, связанных с ненасытной жизнью современного общества. потребность во власти и ее последствия, а также роль кино и фотографии в этом развитии.

Знаменитое высказывание Вертова «Я машина /—/» перекликается с фильмом Селандера. Человек как машина, компонент социальной структуры, является последовательной темой, которая обращается к сведению человека к труду, подчиненному идеологическим системам. Против вертовских советских рабочих, излучающих молодость, новаторский дух и задор, художник противопоставляет образы ликвидаторов — дезактиваторов, — которых после ядерной катастрофы отправили копать тоннель под реактор и которые все вскоре умерли от полученных травм. . Монтаж завершают кадры из музея в Киеве и из заброшенных школ, домов и больниц Припяти.

Историческая параллель, которую Селандер проводит между строительством советской электростанции и сегодняшней мертвой зоной в Припяти, продолжается через заимствованный у Вертова образ скифской могилы. Образ, который в фильме Вертова служит напоминанием и продолжением гордого наследия давно ушедшей цивилизации, в творчестве Селандера устанавливает историческую шахту, уходящую гораздо дальше и глубже в доисторическое время. Серия изображений окаменелостей растений и рисунков того, как могли выглядеть первоначальные леса, находят свое отражение в изображениях природы из Припяти, места, где история человечества подошла к концу и где природа была оставлена, чтобы исцелить себя.

Окаменелости возрастом в миллионы лет, включенные в фильм, можно считать первыми изображениями. Это образы без вмешательства человека, без цели, но все же острые, как бритва, впечатления давно ушедшей реальности. Они имеют индексальность, напоминающую фотографию. Среди прочего, здесь присутствует окаменелость, так называемая Cruziana, которая сохраняет копающее движение доисторического трилобита. Круциана – это изображенное движение, как бы первый кинематографический образ.

Подобно Вертову, рассматривавшему кино как инструмент построения общества, Селандер указывает на развитие фотографии как на часть современности. От окаменелости, первого изображения, работа продолжает углубляться в добычу полезных ископаемых, рельсы как символ расширения и силы, электричество как символ знания, просвещения и эффективности, а точнее, и связанные с кино и фотографией: серебряный рудник, рентгеновская техника, фотоаппарат. Объектив камеры — это туннель, по которому распространяется свет; движение является предпосылкой образа. Если вертикальное движение шахты указывает на историю и на спуск, то многие горизонтальные движения пленки — туннели, коридоры — направлены на пленку и объектив камеры. На изображениях из архивов Шведского музея естественной истории стены увешаны документами и сохранившимися предметами. На фоне изъеденного света, напоминающего свет фотовспышки, который Селандер часто ставит центральным в своих изображениях, обрисовывается история.

Еще одна индексальность создается в фотоработе, являющейся частью инсталляции. Селандер заставил породы, содержащие уран, излучать свое излучение на фотобумагу, метод, который указывает на то, как ядерное излучение было обнаружено французским ученым Анри Беккерелем во время его экспериментов с фотопластинками. Здесь фотографическое изображение является не просто инструментом пропаганды на службе современности, но напрямую связано с научным открытием, позволившим использовать ядерную энергию в качестве источника энергии. Радиоактивность — это тоже движение; излучение есть перемещение энергии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *