Ле корбюзье картины – Живопись | Изобразительное искусство | Ле Корбюзье

Содержание

Ле Корбюзье. Тайны творчества: между живописью и архитектурой. Часть 3


Ле Корбюзье. Проект музея ХХ века (Нантер, Франция), 1965 г. Макет 2012 г.. Собрание Фонда AVС Charity (Россия)

Новой выставкой ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает эксперименты с показом современного искусства, мало соответствующего формату классического музея. В прошлом году выставка Диора обеспечила рекордную кассу и перманентные очереди, состоявшие в основном из молодых особ женского пола. Сегодня жанр поменялся, и залы музея привлекут людей, интересующихся архитектурой и авангардом начала ХХ века. Очередей, скорее всего, не предвидится. Неудивительно – молодых особ в мире значительно больше, нежели архитекторов.


Вход на выставку пролегает через рамку большого металлоискателя, сияние светодиодов слепит глаз в музейной полутьме.

Обе выставки объединяет два факта. Первый – это французское происхождение как самих героев, так и устроителей. Второй момент – в создании новой выставки также принимала участие малоизвестный дизайнер Натали Криньер, год назад сумевшая до неузнаваемости изменить классические интерьеры Пушкинского музея. Во времена яркого диоровского шоу ГМИИ походил скорее на ночной клуб или роскошный магазин, лишь немного приукрашенный второстепенными произведениями изобразительного искусства. Серьезная тема настоящей выставки не позволила дизайнеру столь же дерзко перенести декор галереи Лафайет в намоленные музейные залы, но можно гарантировать, что Белый зал ГМИИ им. А.С. Пушкина постоянные посетители вряд ли смогут узнать. 

Быть может, это и к лучшему. Трудно представить авангардную архитектуру, живопись и мебель в традиционной бальной зале с колоннами. Осовременив интерьер, снизив визуальное влияние классики, дизайнер Натали Криньер сумела сосредоточить внимание зрителей на экспонатах. Это было достигнуто при помощи нехитрого приема, когда при помощи большой белых перегородок зал разбивается на массу небольших пространств. Сами перегородки выполнены подчас в причудливых формах, перекликающихся со скульптурами и картинами ле Корбюзье.


Ле Корбюзье. «Озон II», 1962 г. Дерево, краска. Собрание Фонда ле Корбюзье (франция).


Ле Корбюзье. Натюрморт из павильона «L’Esprit Nouveau», 1924. Холст, масло. Из собрания Фонда ле Корбюзье (Франция)

Любая вещь имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Частично избавив зрителя от вынужденного сопоставления классики и авангарда, перегородки существенно сузили и без того небольшое пространство музея, что приводит к тесноте экспозиции. В первую очередь от этого дизайнерского приёма страдают большие произведения искусства, которые непросто рассмотреть с расстояния в несколько метров. Зато для кресла, двух стульев, одного шезлонга и одного стола выстроен просторный кабинет, в то время как некоторые архитектурные макеты демонстрируются весьма непривычным способом. Их повесили на стены словно картины, и зрители невольно нагибают готовы, пытаясь поймать привычный ракурс.


Мебель, созданная ле Корбюзье, Шарлоттой Перриан и Пьером Жаннере 

Выставка невелика по занимаемым площадям, но огромна по количеству представленных экспонатов. Видимо, это вызвано масштабами разностороннего таланта мэтра. На выставке будут продемонстрированы все стороны деятельности этого художника и показано его влияние на культуру XX–XXI веков. Российский зритель впервые увидит в столь больших количествах живопись и графику ле Корбюзье. На сайте halloART.ru мы покажем почти все картины и рисунки, представленные на выставке, за исключением тех, которые было невозможно сфотографировать вследствие коммунальной нарезки залов. Архитектурное наследие ле Корбюзье представлено эскизами, чертежами и многочисленными макетами. Половина колоннады отведена под экспозицию фотографий зданий великого архитектора, построенных с начала ХХ века. Зритель видит, как традиционный стиль постепенно переходит в конструктивизм, к концу жизни мастера принимающий гротескно-неприятные формы, напоминающие незавершенные стройки социализма. Грубый, ничем не прикрытый бетон, ржавая арматура, ощущение заброшенности и разрушения ещё до окончания строительства – оказывается, обычные недостатки советской стройки на самом деле являются признаками высокого архитектурного вкуса. 


Ле Корбюзье. Конкурсный проект Дворца Советов ( Москва, Россия), 1931-1932 гг. Макет 1987 г. дерево, пластмасса. Собрание Фонда ле Корбюзье (франция).

Следует отметить, что творчество ле Корбюзье идеально перекликается с идеями времен социализма. Огромный дом в Марселе до боли напоминает дом отдыха для трудящихся, построенный на рубеже 1960-1970-хх годов, общественные здания не отличить от заводов и фабрик, вилла на юге Франции по размерам и простоте формы может оказаться аутентичной на советских шести сотках… Оторопь берёт, когда осознаешь, что «план Вуазен» для Парижа (1925 г.) мог превратить парижский центр в архитектурное подобие московского спального района, состоящего из десятка-другого одинаковых многоэтажек. Судя по макету, такую участь ле Корбюзье пророчил историческому району напротив острова Сите. Советские граждане ошибочно думали, что наше убогое однообразие и дешевизна отделочных материалов являются приметой социалистического быта. Следуя же доктрине ле Корбюзье, страна Советов задавала тон мировой архитектурной моде. Вот тут хочется искренне порадоваться, что далеко не все задумки мэтра нашли своё воплощение в жизни.


«План Вуазен» для Парижа (1925 г.). Макет, 2007 г., пластмасса. Собрание музей дизайна Витра (Германия). Архитектурную участь московского спального района ле Корбюзье пророчил историческому району Парижа напротив острова Сите. 

Большой раздел выставки посвящен взаимоотношениям Ле Корбюзье с Россией. Он не только построил в Москве здание Центросоюза, один из своих больших домов, но и создал важный проект для дворца Советов, а также придумал план реконструкции Москвы, который позже послужил основой для знаменитого «Лучезарного города». 

Музей показывает жизнь и творчество ле Корбюзье, которые запечатлены в фотографиях Рене Бурри и Ричарда Пэра. Отдельный раздел выставки представит ле Корбюзье как автора книг и издателя многих журналов.

Всего представлено более 400 экспонатов, среди которых живопись, графика, гобелены, фотографии, скульптуры, книги, архитектурные чертежи, макеты зданий. Выставка получилась разнообразной и на удивление интересной. В отличие от традиционных выставок, привычных для залов ГМИИ им. А.С. Пушкина, новая экспозиция в состоянии заставить зрителя потратить целый день, внимательно изучая многогранное и противоречивое творчество ле Корбюзье.

Редкий случай, когда на сайте halloART.ru невозможно показать всю выставку, настолько она велика и сложна для фотографирования. В первую очередь мы ограничимся живописным наследием великого архитектора, рисунками и скульптурами. Остальное вы сможете увидеть в Пушкинском музее до 18 ноября 2012 года. Рекомендую не упустить этот шанс.


Ле Корбюзье. Дворец Советов, аксонометрический чертеж. Музей архитектуры им. А.В. Щусева

 
Ле Корбюзье. Дворец Советов, аксонометрический чертеж. Фрагменты


Ле Корбюзье. Проект музея ХХ века (Нантер, Франция), 1965 г. Макет 2012 г.. Собрание Фонда AVС Charity (Россия)

Текст, фотографии, репродукции картин : Черномашенцев Владимир, halloART.ru

3ttt.livejournal.com

Великий и неподражаемый Ле Корбюзье

Ле Корбюзье – это такой же популярный бренд в наше время, как Coca-Cola или Nike. Когда речь заходит об архитектуре, имя Ле Корбюзье (Le Corbusier, 1885−1965) произносится так же часто, как речёвки фанатов во время футбольного матча.

Современных архитекторов часто сравнивают с мэтром архитектуры, его советы чтят и воплощают в жизнь, а посредственных дизайнеров характеризуют фразой «Не Корбюзье» (аналог — «Не торт»).

Так кто же он, этот великий архитектор начала XX столетия?

 

Художник, дизайнер, архитектор, первопроходец стиля «модерн», талантливый публицист приобрел популярность во всем мире благодаря своему фирменному почерку: свободному фасаду и свободному плану, блокам, парящим над землей, и необработанному бетону. Именно он подарил архитекторам и дизайнерам творческую свободу, уничтожил рамки, позволил строить так, как «они видят».

«Каждый великий архитектор — обязательно — великий поэт. Он должен быть большим оригиналом, переводчиком своего времени, своей эпохи»

, − говорил американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт.

Так вот, Ле Корбюзье и был как раз таким поэтом своего времени.

За исследование математических порядков Ле Корбюзье избран почетным доктором университетов в Цюрихе, Кембридже, Колумбии и Женеве. Он награжден множеством орденов: Рыцаря, Командора, Офицера высшего ранга. А также у него есть целых четыре золотых медали за разные заслуги.

Ле Корбюзье, урождённый Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, сформировал свои архитектурные принципы в пяти пунктах. Они назывались «Пять отправных точек архитектуры», и были опубликованы в его собственном журнале L’Esprit Nouveau.

  • Первый − столбы-опоры, что-то типа домов на сваях, приподнятых над поверхностью.
  • Второй – плоские крыши-террасы, на которых можно разбить сад.
  • Третий – свободная планировка, доступная благодаря бетонным не несущим стенам.
  • Четвертый – ленточные окна, которые можно растянуть от угла до угла.
  • Пятый – свободный фасад из самых разнообразных материалов.

Любимый цвет дизайнера – белый. Он считал, что белый очищает, а очищая своё жилище, человек очищает и самого себя. Гармония – вот то, к чему так упорно стремился в своих проектах Ле Корбюзье.

Исследователи отмечают несколько периодов в жизни архитектора: Швейцарский (1887 – 1917), Период Пуризма (1917-1930), Интернациональный стиль (30-е годы), Период Нового Пластицизма (1950-1965).

Свой первый дом Ле Корбюзье спроектировал в неполные 18 лет. Всю жизнь архитектор считал его неприлично ужасным. Это Вилла Фалле (Villa Fallet, 1905) в Швейцарии.

 

 

Зато гонорар от «чудовищного дома» позволил молодому человеку отправиться в путешествие по Европе с целью образования. На стиль великого архитектора существенно повлияли его учителя. Ими были Перре, французские новаторы в железобетонной архитектуре, и первый в мире промышленный дизайнер немец Питер Бернес. У них Ле Корбюзье работал в начале века.

Другой учитель, художник Амеде Озанфан, повлиял на Корбюзье-художника. Под впечатлением от дружбы с ним была нарисована первая картина.

 

Известна цитата архитектора, в которой он говорит, что изображение предпочитает разговору, потому что оно гораздо честнее. Молодые люди нарекли себя пуристами, устраивали выставки своих лаконичных картин и выпустили собственный философский журнал.

Один из самых крупных проектов в творческой жизни мастера – индийский период (1950). По заказу властей он создал в штате Пенджаб Дворец Ассамблеи, Дворец Юстиции и монумент «Открытая рука», которая поворачивалась, как флюгер.

 

Затем появился другой знаковый проект – так называемая «Марсельская жилая единица» (1952) или город внутри города. Это экспериментальный, гармоничный жилой дом, по сути проживания в нем напоминающий коммуну. Ле Корбюзье спроектировал не только спальни и гостиные, он поместил внутрь постройки магазины, поликлиники и даже гостиницу.

Нечто похожее было у советского масштабного проекта «Дома на набережной» (1931) или «Дома советов» архитектора Б.М. Иофана. Там тоже подразумевались парикмахерские, кинотеатры и другие объекты различного предназначения. Сейчас эта идея в какой-то мере реализовалась в современных элитных жилых комплексах. Кстати, Ле Корбюзье неоднократно бывал в Москве, дело в том, что именно он был автором смелого, но, к сожалению, нереализованного проекта Дворца Советов в Москве, выигравшего в международном конкурсе. Кроме того, именно он выступил автором Здания Центросоюза. Так что жители столицы могут насладиться его творением, не тратя много времени на дорогу.

 

 

Но вернемся к Марсельскому блоку. Внешне он напоминает самую обычную многоэтажку с безликими квадратными окнами, правда, окрашенными в разные цвета. Одна из бетонных коробок, которые сейчас все так дружно ругают. Но внутри дом очень современный, стильный и яркий. Ле Корбюзье говорил о своем творении так:

«Я имею честь, радость и удовлетворение представить вам идеального размера жилой блок, образцовую модель современного жилого пространства»

 

 

На самом деле дом был всего лишь малой крупицей в масштабных планах архитектора. Он мечтал о постройке идеального города, в котором люди смогут жить гармонично и красиво. Он даже представил три действующих проекта − «Проект города на 3 миллиона жителей» (1932), «План Вуазена» (1925) и «Лучезарный город» (1930).

Очень сложно рассказать в одной обзорной статье обо всех проектах, мыслях и идеях одного из самых гениальных людей XX века. Их так много, что они становятся темами для диссертаций и целых курсов лекций.

Хочется верить, что нам удалось заинтересовать вас яркой и неординарной личностью Ле Корбюзье, и что после прочтения этого материала вам захочется «погуглить» об этом удивительном человеке и узнать о нем как можно больше. А если кому-то повезет – обязательно посетите Фонд Ле Корбюзье в Париже и Центр Ле Корбюзье в Цюрихе.

Мета-описание: Ле Корбюзье – самый выдающийся архитектор 20 века, строит в стиле модерн.

artifex.ru

Ле Корбюзье — гениальный новатор в современной архитектуре

Провокационный писатель, одарённый живописец, новатор в современной архитектуре, автор градостроительных теорий и непревзойдённый полемист 20 века — Ле Корбюзье, работы которого можно увидеть практически в любом городе мира.

Ле Корбюзье: краткая биография и главные принципы современной архитектуры

Ле Корбюзье, Нью-Йорк, 1947

1887

Шарль Эдуард Жаннере-Гри родился в городе Шо-Де-Фоне (Швейцария). Позже взял псевдоним Ле Корбюзье.

1904

Корбюзье окончил школу искусств и выполнил свой первый архитектурный проект для одного из членов совета школы. На тот момент ему было 17 с половиной лет.

«В 17 с половиной лет я спроектировал свой первый дом. Он просто ужасен! Всегда обхожу его стороной.»

Вилла Фалле (Villa Fallet), Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария. 1905

1907

На заработанные деньги Корбюзье покинул провинциальный городок и отправился в образовательную поездку по Италии, Австрии, Венгрии, завершив путешествие во Франции.

1908 — 1909

В Париже он работал стажёром-чертёжником у Огюста и Гюстова Перре (Auguste and Gustave Perret), которые были новаторами в своём деле и пропагандировали использование недавно открытого железобетона. Впоследствии они отказывались называть Корбюзье своим учеником за его «слишком крайние идеи».

1910

В течение 2 лет работы в Париже Корбюзье выучил немецкий язык и переехал под Берлин для стажировки у мастера архитектуры Петера Бернеса (Peter Behrens), которого часто упоминают как первого в мире промышленного дизайнера.

Портреты Ле Корбюзье

1911

Шарль отправился в ещё одну образовательную поездку, на этот раз на восток — по Греции, Балканам и Малой Азии. Там он изучал древние памятники  и традиционное народное строительство Средиземноморья.

1912 — 1916

После путешествия он вернулся в родной город и на протяжении 4 лет преподавал в школе, где учился сам.

В этот же период Корбюзье спроектировал и запатентовал проект Дом — Ино (Dom-Ino: dumos — дом, ino — инновация). Он основывается на концепции строительства из крупноразмерных сборных элементов. В то время это был значимый новаторский шаг в архитектуре. Концепцию Дом — Ино архитектор реализовал позже во многих своих постройках.

1917 — 1920

Шарль никогда не скрывал своей неприязни к родному городу, поэтому, когда появилась возможность, он сразу переехал в Париж. Там он встретил Амеде Озанфана(Amede Ozenfant), который познакомил его с современной живописью. Тогда же Корбюзье нарисовал свою первую картину.

«Я предпочитаю рисовать, нежели разговаривать. Рисунок быстрее, и оставляет меньше места для лжи.»

Вместе с Озанфаном они устраивали совместные выставки картин, называя их выставками «пуристов» — сторонников лаконизма, борцов с эклектикой и декором. И создали философско-художественный журнал-обозрение «L’esprit Nouveau» (Новый дух).

Номера журнала «L’esprit Nouveau»

1925

Корбюзье опубликовал новый труд «Декоративное искусство сегодня».

«В доме всё должно быть белого цвета. Каждый гражданин теперь обязан заменить шторы, постельное бельё, обои и всё остальное на вещи белого цвета. Очищая свой дом, вы очищаете себя.»

В этом же году Шарль создал «План вуазен» (Plan Voisin) или «Современный город на 3 млн жителей» — план по радикальной модернизации Парижа, который он считал «построенным на перекрестках дорог и протоптанным копытами ослов».

Архитектор планировал разрушить половину зданий, увеличить высоту новых (до 20 этажей), создать современную систему дорог и разбить город «на квадраты», тем самым повысить комфорт проживания в городе.

«Моя задача, моё стремление — вытащить современного человека из хаоса и катастроф, поместив его в счастливую атмосферу и гармонию.»

1928

В этот год Шарль построил здание Центросоюза в Москве. Оно стало новым, беспрецедентным для Европы примером решения современного делового здания.

1929

В своём журнале «L’esprit Nouveau» Корбюзье опубликовал «Пять отправных точек современной архитектуры» — свод правил новейшей архитектуры.

1. Дом должен стоять на опорах. За счёт этого помещения избавляются от сырости, имеют достаточно света и воздуха, строительный участок становится садом, который проходит под домом.

2. Внутренние стены располагаются в любых местах: планировка одного этажа не зависит от другого. Капитальных стен нет, вместо них —  мембраны любой крепости.

3. Фасад выдвигается вперед от несущей конструкции. Таким образом, он теряет несущие свойства, и окна могут тянуться на любую длину без прямого отношения к внутреннему членению здания.

4. Ленточное окно, в которое сливаются оконные проёмы — обязательно. За счёт этого не только улучшается освещение помещений, но и формируется геометрический рисунок фасада.

5. Наверху дома должна быть плоская крыша-терраса с садом, «возвращающая» городу зелень, которую забирает объём здания. Сточные трубы размещаются внутри дома.

Корбюзье не баловал своих заказчиков декором. Цвет был единственным видом украшательства, которое он допускал.

Портреты Ле Корбюзье

Для многих молодых архитекторов «нового движения» свод правил стал «отправным пунктом» в творчестве, а для некоторых и своеобразным профессиональным кредо.

Вилла Ла Рош (Villa La Roche) и вилла Савой (Villa Savoye), которые спроектировал Корбюзье, являются яркими иллюстрациями этих правил.

В Вилле Ла Рош с 1968 года располагается Фонд Ле Корбюзье, который занимается сохранением и популяризацией наследия архитектора.

Виллу Савой владельцы покинули 75 лет назад, измученные борьбой с протеч­ками. Сейчас вилла является памятником архитектуры.

1940

Во Франции начались восстановительные работы, и власти пригласили Корбюзье как проектировщика-градостроителя. Он создал планы по реконструкции французских городов Сен-Дьё и Ла-Рошель, в которых следовал своей идее «зелёного города».

1946

Ле Корбюзье возвёл здание мануфактуры Клод и Дюваль — четырёхэтажный блок с производственными и офисными помещениями, со сплошным остеклением фасадов.

При строительстве были применены «солнцерезы» (rise-soleil) — особые навесные конструкции, защищающие остеклённый фасад от прямых солнечных лучей, которые изобрёл сам Шарль. С этого момента солнцерезы становятся фирменным знаком построек Корбюзье. Они выполняют одновременно служебную и декоративную роль.

1948

Ле Корбюзье разработал систему пропорционирования в архитектуре «Модулор», основанную на золотом сечении и пропорциях человеческого тела. При разработке системы Шарль взял три анатомические точки: макушку, солнечное сплетение и верхнюю точку поднятой руки человека.

Сам архитектор описал её как «набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике».

«Модулор» Ле Корбюзье

1950

Индийские власти штата Пенджаб пригласили Корбюзье и других архитекторов спроектировать новую столицу штата. Этот проект стал самым масштабным в его жизни.

К наиболее целостным и оригинальным работам относят Дворец Ассамблеи, Дворец Юстиции и монумент «Открытая рука».

Дворец Ассамблеи «Открытая рука» Дворец Юстиции

1952

Начало нового периода Корбюзье: он уходит от аскетизма и пуристской сдержанности. Теперь его почерк отличается богатством пластических форм и фактурной обработкой поверхностей.

«Марсельский блок» стал одним из известнейших проектов в новом стиле. Это многоквартирный жилой дом в Марселе, который распологается на просторном озеленённом участке.

Большинство общественных мест спроектированы на крыше. На ней есть сад, беговая дорожка, клуб, детский сад, спортзал и небольшой бассейн. Магазины, медицинские учреждения и небольшая гостиница расположены внутри самого здания. Этот дом, который Корбюзье называл «город внутри города», пространственно и функционально оптимизирован для его обитателей.

Проект был задуман как экспериментальное жилище с идеей коллективного проживания (своего рода коммуна).

«Я имею честь, радость и удовлетворение представить вам идеального размера жилой блок, образцовую модель современного жилого пространства.»

1950 — 1960

Корбюзье проектирует ряд зданий, которые закрепляют его славу европейского архитектора-авангардиста № 1.

Главные из них:

Капелла Роншан

Атеист Ле Корбюзье взялся за работу при условии полной творческой свободы. Вдохновение он нашел в найденной на пляже большой раковине, которая показалась ему выражением абсолютной защищенности.

Комплекс монастыря Ля Туретт

Здание построено в форме прямоугольника с внутренним двором, которое разделено крытыми галереями.

Здание Музея западного искусства в Токио

Через 19 лет после завершения строительства ученик Ле Корбюзье Кунио Макаева пристроил к музею несколько дополнительных помещений.

losko.ru

от дома Центросоюза в Москве до города Чандигарх в Индии – Архив

В ГМИИ им. Пушкина привозят графику, живопись, проекты и макеты самого важного архитектора XX века — Ле Корбюзье. Родившийся в Швейцарии в 1887 году, он стал адептом модернистской архитектуры в мастерской Петера Беренса, где работал бок о бок с другими отцами-основателями модернизма — Людвигом Мис ван дер Роэ и Вальтером Гропиусом. Переехав в 1919 году в Париж тогда еще под своим настоящим именем — Жаннере, — он стал работать в «Обществе по применению армированного бетона», водить дружбу с Браком и Пикассо, а потом и издавать провокационный архитектурный журнал L’Esprit Nouveau — «Новый дух», в котором нападал на буржуазную архитектуру, не отвечающую требованиям времени. В 1925 году он уже показал проект реконструкции центра Парижа — «План Вуазен», — по которому нужно было снести 240 гектар старого города ради небоскребов и широких проспектов. План вызвал шок у старой архитектурной гвардии и восторг у архитекторов-модернистов по всему миру — и с тех пор это случалось более или менее с каждым проектом архитектора.

  • Фотография: www.openhousebcn.wordpress.com

    1/2

  • Сделать это в том объеме, в котором требовалось, не получилось, зато мир капитала скоро проникся идеями модернизма и начал строить по заданному образцу отели

    2/2

Построен в 1927 году как образец нового жилья, сейчас работает как музей

Район Вайссенхоф в немецком Штутгарте был построен как выставка образцового нового жилья — кроме дома Ле Корбюзье тут есть дома, построенные Мисом ван дер Роэ, Петером Беренсом и другими. Дом Корбюзье построен из кирпича и сверху покрыт штукатуркой. Это самая первая постройка, в которой нашли себе применение его знаменитые пять архитектурных идей: ленточные окна, сад на крыше, тонкие колонки на первом этаже, которые придают зданию парящий вид, свободная планировка внутри и фасад, который не несет на себе никакого веса — всю тяжесть несут расположенные внутри постройки опоры (что, в частности, и позволяет делать ленточные окна). Сейчас дом отреставрирован и в нем восстановлены оригинальные интерьеры: например, гостиная с подвижными перегородками и спальня с раскладными кроватями, которые в дневное время должны были убираться в некое подобие шкафов из бетона.

 

  • Виллы стали особым жанром для раннего Ле Корбюзье — их заказывали не только богатые, но очень смелые, ведь в 20-е гг. архитектор играл роль бунтаря и ниспровергателя основ

    Фотография: roryrory/www.flickr.com

    1/2

  • В процессе постройки отношения заказчика и архитектора подвергались нешуточным испытаниям — бюджет был превышен вдвое, а строительство сильно затянулось. А в результате семья Савой не прожила в доме и десяти лет

    Фотография: roryrory/www.flickr.com

    2/2

Построена в 1928–1931 годах для промышленника Пьера Савоя, входит в число национальных памятников Франции и функционирует как музей

Вилла «Савой», загородная вилла в Пуасси, в 33 км от Парижа, — канонический пример использования пяти принципов, сформулированных Корбюзье. Дом изначально гордо и одиноко стоял посреди большой лужайки — идеал модернистского пуризма, приватное жилище для богатого и счастливого человека нового времени. Но судьба виллы и владельцев была трагической: во время нацистской оккупации ее занимали немецкие войска, потом — американские. Уходя, немцы залили в канализацию цемент, а американцы стреляли ради развлечения по ее окнам. После войны разоренная и овдовевшая мадам Савой переехала жить на соседнюю ферму, а виллу использовала как сарай, выращивая вокруг нее картошку. Постепенно Пуасси из деревни превратился в пригород Парижа: местные власти чуть не снесли виллу, чтобы построить на ее месте школу. Только после того, как в 1965-м Корбюзье умер и был с большой помпой похоронен как герой Франции, вилле дали статус национального памятника. К тому моменту у нее обвалилась крыша и вид на нее загораживало здание построенной-таки рядом школы. Но потом ее отреставрировали как следует (работы велись с 1965 до 1997 года). Сегодня ее снова окружает идеальный газон, она сверкает белизной, и вид на нее ничто не загораживает.

 

  • Работать в Советском союзе стремились многие западные архитекторы, а российские коллеги разговаривали с ними на равных — в смелости и амбициях они друг другу не уступали

    Фотография: РИА «Новости»

    1/2

  • Считать, что в Москве есть здание, построенное Ле Корбюзье, можно, но с некоторыми оговорками: не только систему вентиляции и теплоснабжения не удалось воплотить, но облицовка здания темным и тяжелым туфом противоречила замыслу автора. Да и воспринимается оно сейчас иначе — полукруглый корпус выходит на широкий проспект Сахарова и выглядит главным фасадом, хотя на самом деле главный — остекленный фасад по Мясницкой улице

    Фотография: РИА «Новости»

    2/2

Построено в 1930–1936 годах, сегодня в здании размещается Росстат

Для Москвы этот проект стал революционным: Корбюзье спланировал учреждение нового типа для новой жизни в новой стране. В духе времени, дом больше напоминает комбинат или какую-то машину-трансформер, чем офис. В глаза сразу бросается зал заседаний, который выделен в отдельный объем и нависает над главным входом, опираясь только на характерные для Корбюзье тонкие колонки. Внутри вместо лестниц — пандусы, по которым служащие спускаются как по ленте конвейера. Остекление, закрывающее большую часть здания, было частью сложной системы кондиционирования. Но нормально окна так и не работали, причиняя служащим много проблем, — летом было душно, а зимой холодно. Сейчас попасть в здание можно, если только договориться о посещении с охраной: это госучреждение, и там действует пропускной режим.

 

  • Для комплекса зданий ООН было сделано около 50 разных проектов, и Корбюзье предлагал поместить все здания в один блок. Выбран был вариант Неймейра, который — вместе с его же зданием Национального конгресса в Бразилии, — любят сравнивать с проектом советского конструктивиста Ивана Леонидова — для Института библиотековедения имени Ленина он тоже предлагал сочетание небоскреба и шара у основания, только сделал это в 1927 году

    Фотография: Hagen Stier/www.flickr.com

    1/2

  • Главное здание, стеклянный параллелепипед — манифест «интернационального стиля», проклинаемоего за безликость — что в Японии, что в США стеклянные коробки одинаковы. Но в случае со штаб-квартирой ООН интернациональность становится более чем уместной

    Фотография: luis_castaneda/www.flickr.com

    2/2

Комплекс построек, возведенных в 19471951 годах группой архитекторов, в которую входил и Ле Корбюзье. Сегодня здесь расположен только Секретариат и зал Генеральной Ассамблеи ООН

После окончания войны Нью-Йорк буквально упросил ООН строить здание именно здесь, землю под строительство дали бесплатно — в тот момент это было для города большой честью. Штаб-квартиру, символизировавшую идеалы демократического послевоенного Запада, построили в районе, где до того были только скотобойни и карандашная фабрика. Для проектирования был созван целый совет из архитекторов, Корбюзье разработал архитектуру главного входа — изгибающуюся ангароподобную крышу. Уоллес Харрисон, курировавший проект, осуществлял синтез предложенных идей — и, говорят, Корбюзье уехал из Америки серьезно обиженный тем, что его решения подверглись не слишком деликатной переработке. Роль Корбюзье в проекте вычленить сложно — его имя даже не значилось в финальном списке архитекторов, принято считать, что его идеи «сильно повлияли на общий облик здания». К 1990-м годам состарившаяся штаб-квартира со всеми ее когда-то новаторскими решениями стала обузой для Нью-Йорка. Налоговая политика рейгановского правительства ввергла ООН в «хроническую нищету», и тратить деньги на поддержание памятника становилось все сложней. В 1999-м ситуация обострилась: отопление и кондиционирование обходилось в 10 млн долларов в год, во многом из-за 5400 окон, которые проектировались, когда энергия стоила гораздо дешевле. И когда Дональд Трамп собрался строить новый небоскреб прямо возле штаба, мэр Джулиани отказался вмешиваться в ситуацию: Нью-Йорку 1990-х символ демократии прибыли, даже символической, уже не приносил. Но в конечном итоге решение о реконструкции все же было принято в 2010-м: она обойдется в 2 млрд и должна закончиться к 2013 году.

 

  • «План города на три миллиона жителей» — один из самых знаменитых градостроительных проектов XX века, повлиявший на все современные города — от столицы Бразилии до советских микрорайонов

    1/5

  • Чандигарх, который архитектор проектировал уже после войны, уже не так радикален — это реальный город, который надо было строить с учетом климата и бюджетов, а не проект-манифест

    Фотография: www.landinmullanpur.yolasite.com

    2/5

  • Важную роль в городе играет вода — летом в городе до 40 градусов, большие парадные площади раскаляются и искусственные водоемы очень кстати

    Фотография: www.wikipedia.org

    3/5

  • Здание Секретариата в Чандигархе — главный правительственный объект. Москвичи сразу узнают в нем знакомые черты — на него похож вытянутый «Дом-корабль» на Тульской

    4/5

  • Все окна в здании глубоко утоплены между бетонными перегородками, отбрасывающими спасительную тень

    5/5

Город в Северной Индии, частично спланированный Ле Корбюзье, строился с 1951 по 1960 годы

Первые градостроительные идеи Корбюзье были хорошо известны своей радикальностью, проект «Город на 3 миллиона жителей» — строгая геометрия, большие проспекты, небоскребы, окруженные зеленью, — настоящий модернистский рай. Когда выдался случай спланировать настоящий город, причем в чистом поле у подножия Гималаев, Корбюзье прибег к более сложной структуре. Город разделен на сектора, каждый со своей функцией: жилой, индустриальный, университетский и так далее. Главные постройки — Секретариат, Верховный суд и зал Ассамблеи — находятся в наименее посещаемой части города, сейчас вокруг них всегда довольно-таки безлюдно, в то время как другие части города кипят жизнью. Они образуют циклопическое бетонное ядро города: Секретариат — огромная постройка высотой в 10 этажей, по соседству стоит Верховный суд с зонтичной крышей, которая рассчитана на индийскую жару, сменяющуюся проливными дождями. Корбюзье и его брат Пьер Жаннере проектировали не только улицы и дома, но даже мебель, поскольку в построенном на голом месте городе не было мебельных магазинов — остатки этой мебели коллекционеры скупают сейчас на государственных аукционах и перепродают за большие деньги на Christie’s.

 

  • Béton brut — бетон, залитый в грубо сделанную опалубку и потом необработанный, появился случайно — марсельские рабочие не могли сделать иначе. Но вместо того чтобы с этим бороться, Корбюзье превратил недостаток в художесвтенный прием и, не желая того, создал новое направление в архитектуре — брутализм

    Фотография: christineghfranck/www.flickr.com

    1/3

  • Чтобы здание не было слишком угрюмым, стены лоджий раскрашены в основные цвета — вместе со строгой сеткой это очень напоминает работы голландца Пита Мондриана — современника архитектора и тоже пионера модернизма

    Фотография: ioana_vancea/www.flickr.com

    2/3

  • Аккуратно расчерченный на клеточки фасад — символ модернистской архитектуры. В типовом советском строительстве других художественных средств, кроме разнообразных вариаций сетки, у архитектора и не остается

    Фотография: sbprzd/www.flickr.com

    3/3

Многоквартирный дом, построенный в 1952 году

Простой бетонный параллелепипед с фасадом, расчлененным на мелкие модули лоджиями, приподнят над землей на колонках и напоминает гигантский сервант. В здании 12 этажей, рассчитано оно на 1500 человек. Жилые ячейки тут спроектированы нескольких разных типов — от маленьких для холостяков до больших для многодетных семей. Изначально были спроектированы помещения для кафе и магазинов и сад на крыше, сейчас один из этажей занимает «Hotel Le Corbusier». Здание поддерживается в сносном состоянии, но назвать его идеальным нельзя. Постояльцы гостиницы жалуются, что туалеты и ванные содержатся не слишком аккуратно, раскладушки сломаны, и хотя в некоторых апартаментах сохранились оригинальные кухни, которые проектировала соавтор Корбюзье Шарлотта Перрьян, пользоваться ими нельзя. Да и жить в самых маленьких ячейках — они не больше корабельной каюты — не слишком приятно. Но такая спартанская планировка диктовалась послевоенной нехваткой жилья. В гостинице работает ресторан под названием «Брюхо архитектора».

 

Общественное здание (1954)

Кроме как в Чандигархе, куда он приехал по приглашению Джавахарлала Неру, Корбюзье строил в другом индийском городе — Ахмадабаде. К ахмадабадским проектам относится здание Ассоциации владельцев ткацких фабрик — существующей с конца XIX века и очень влиятельной тогда корпорации, бывшей основой экономического процветания города. Фасад дома поделен на глубокие ячейки, стены которых поставлены под углом и дают прекрасную тень, — кажется, что в этом здании всегда прохладно, это открытая, продуваемая структура из грубого бетона (beton brut), который так любил на этом этапе своего творчества Корбюзье. Прямо внутри бетонной сетки растут деревья, а к главному входу ведет бетонный пандус. Главный холл разрезает здание пополам, занимая три ячейки по вертикали. В самом здании всего несколько офисов, но очень много открытых пространств, предназначенных для приемов и собраний. И в отличие от внешней коробки здания, с ее регулярными формами, внутри Корбюзье использовал изогнутые, пластичные линии, — например, в плавных изгибающихся стенах главного зала. Говорят, что ткацкие предприятия в основном уже исчезли из Ахмадабада, но Ассоциация все еще остается в здании.

 

  • Капелла, так неожиданно смотрящаяся на фоне всех остальных зданий Корбюзье — прямоугольных и простых — еще и самая смелая культовая постройка XX века, открывшая дорогу многим другим экспериментам в этой области

    Фотография: m-louis/www.flickr.com

    1/3

  • И тем не менее, видно, что на архитектора большое впечатление произвела поездка по Балканам, совершенная в начале века, — восхищенный византийской церковной архитектурой, он позднее написал книгу под названием «Когда соборы были белыми»

    Фотография: alq666/www.flickr.com

    2/3

  • Капелла далеко не всегда вмещает всех прихожан, поэтому снаружи оборудован еще один алтарь и кафедра — службы проходят под открытым небом

    Фотография: senhormario/www.flickr.com

    3/3

Церковь (1955)

В белой, возвышающейся на холме капелле уже не найдешь кристально ясных форм раннего периода Корбюзье: тут его стиль становится куда более экспрессионистским, некоторые даже улавливают в формах капеллы влияние сюрреалистов. Разнокалиберные, свободно разбросанные по фасаду окна внутри дают необычные световые эффекты. Толстые стены, скругленные объемы, тяжелая крыша, делающая здание похожим на деформированный гриб, — чувствуется влияние живописных экспериментов — этот период в творчестве Корбюзье называют «новый пластицизм». Капелла спокойно функционировала по прямому назначению, попутно привлекая до 100 тысяч туристов в год до недавнего времени, пока по соседству не было решено выстроить монастырь для сестер ордена Святой Клары. Его проектировал Ренцо Пиано, и теперь там в кельях из стекла и бетона, покрашенных изнутри в оранжевый цвет, живет 16 пожилых монашек.

 

  • Как и все постройки знаменитых архитекторов, монастырь Ла Туретт — в первую очередь воплощение важных для автора общих идей, а уже во вторую — здание для конкретного заказчика

    Фотография: neil_mp/www.flickr.com

    1/3

  • Сам архитектор говорил, что его задача — дать то, что больше всего нужно человеку XX века — покой и тишину

    Фотография: neil_mp/www.flickr.com

    2/3

  • Место для монастыря Корбюзье выбирал сам, и бетонный дом на фоне склона и леса кажется большим камнем на опушке

    Фотография: guen_k/www.flickr.com

    3/3

Построен по заказу лионских доминиканцев между 1957 и 1960 годами. С момента постройки функционирует как монастырь

Комплекс монастыря из грубого серого бетона выстроен Корбюзье, который, между прочим, считал себя еретиком-протестантом, в лесу под Лионом и в плане приблизительно напоминает традиционный монастырский комплекс с квадратным двором-клуатром посредине — но, естественно, переработан в характерном стиле архитектора. Монастырь расположен на склоне холма, поэтому его постройки тоже как бы спускаются вниз по горе. Тут снова использована игра со светом, который пробивается через проделанные в толще бетона отверстия. Монастырь рассчитан на 100 братьев, которые живут, молятся, учатся и работают тут и по сей день, выражая при этом недовольство большим количеством экскурсантов, — настоятель вечно борется с туристами, пытаясь ограничить количество и время посещений. Совсем избавиться от туристов братьям не удалось, но культурный центр, который существовал на территории монастыря, они все-таки с территории выжили.

 

  • Единственная постройка архитектора на Дальнем Востоке, здание музея строилось с участием трех японских архитекторов и, несомненно, несет на себе отпечаток японского чувства пропорции

    1/2

  • Одновременно здание отвечает разработанной Корбюзье системе пропорций, известной как «Модулор», основанной на пропорциях человеческого тела — если быть точным, статного англичанина: «в английских детективах хорошие герои всегда ростом в шесть футов!», писал архитектор.

    Фотография: www.flickr.com/photos/rmx

    2/2

Первая публичная галерея западного искусства и единственная постройка Ле Корбюзье в Японии (1958–1959)

Открытие этого музея должно было знаменовать восстановление дипломатических связей между Францией и Японией после Второй мировой войны — в нем разместилась коллекция Мацукаты (богача, сколотившего состояние на военном судостроительстве во время Первой мировой и тогда же скупившего немало первоклассного модернизма в Париже), которую возвратило японцам французское правительство. Музей представляет собой огромный закрытый бетонный параллелепипед, как обычно у Корбюзье, как будто стоящий на одних только тоненьких колонках. Есть также и внутренние пандусы, сад на плоской крыше и вход, который осуществляется через лестницу, идущую с улицы прямо к единственному огромному окну в здании, вырезанному в бетоне на уровне второго этажа. В 1979-м и 1997-м к музею пристроили два дополнительных крыла — но они особенно не повлияли на общий облик здания.

daily.afisha.ru

Ле Корбюзье (Le Corbusier) — биография архитектора кратко, работы, достопримечательности архитектуры на DesignBasicDecor

Путешествия и работа во Франции

Спустя год, Эдуар отправился на восточные территории, и чтобы еще больше расширить познания, он посетил Балканы, Грецию, Малую Азию. Путешествия позволили изучить народные строительные объекты, традиции, фольклор и сильно повлияли на формирование вкусов, которые позже стали отражать возведенные Ле Корбюзье здания.

Водонапорная башня в Поденсаке

Для Ле Корбюзье архитектура была основной деятельностью. После поездки он выполнил несколько работ, в 1914 стал владельцем своей мастерской. В этом же году с М. Дюбуа была создана водонапорная башня в Поденсаке, которая стала новаторством для построек из крупных элементов.

К 1917 навсегда покинул родной город, и Ле Корбюзье, фото которого сейчас узнают многие современники, переехал в Париж. Там велась активная работа над строениями, к 1922 Жаннер открыл бюро по дизайну. Он подарил миру много великолепных построек, из них 31 монументальный проект. В 1965 закончилась жизнь Ле Корбюзье. Памятник творческого и одаренного человека напоминает о его вкладе в мировую архитектуру.

Теория Ле Корбюзье

Le Corbusier разработал пять правил, как их еще именуют – основные принципы всемирного стиля. В них он постарался показать архитектуру нового времени.

Принципы архитектуры Ле Корбюзье состоят в следующем:

  1. Применение столбов в качестве опор. Строение поднимается над землей с помощью железобетонных опор, внизу освобождается место под стоянку или сад.
  2. Крыши-террасы плоской формы. В тот век основными были наклонные крыши с чердаком. Благодаря нововведению люди получили возможность организации плоской крыши, а на ее террасе создавать сад или зону для отдыха.
  3. Свободная планировка. Проекты Ле Корбюзье позволили избавиться от несущих стеновых конструкций, поэтому можно создавать любые, даже самые эффектные задумки. Основой являлся ж/б каркас.
  4. Ленточное остекление. Новый тип конструкции позволил выбирать любые вариации окон, при желании можно использовать их в ряд по всей протяженности стены.
  5. Фасад без ограничений. Опоры помещались внутрь, а для наружных конструкций стали допустимы хрупкие или прозрачные материалы в любой конфигурации.

Модулор

Модулор Ле Корбюзье кратко объединил перечисленные принципы, и стал системой гармонических величин. Инструмент для проектирования пропорций в архитектуре был создан в 1942–1948. Система использует человеческие пропорции вместо величин, а также включает математические вычисления. Принципы сделали возможным размещение элементов в соответствии с размерами человеческого тела.

Жилой дом в Марселе

Ле Корбюзье – французский архитектор, который смог увязать различные помещения для человека с его жестами, подобрать оптимальные размеры. К 1950 году система была усовершенствована и применялась изобретателем для работы над зданиями.

Стиль

Интерьеры в стиле Ле Корбюзье в Москве и других мегаполисах не редкость. По его мнению, важно достичь чистоты и эстетики, функционализм применяется и нынешними специалистами в оформлении помещений. Пространство объектов должно перетекать, быть динамичным, функциональность первоначальных проектов архитекторов была близка к абсурду.

С практикой улучшались работы Ле Корбюзье, архитектор довел свой стиль до идеала, сделав его комфортным, пластичным, эргономичным. Основой стали комфорт и удобство, внутренне наполнение стало функциональным, не потеряв привлекательности.

В основах требований: светлые стены, расположение окон исходя из сторон света, компактные стеллажи, встроенные шкафы, экономия пространства. Для зонирования были созданы ширмы, жалюзи и пр., а каждый элемент должен быть мобильным, функциональным.

Проекты

Архитектура

Здание Центросоюза в Москве

В свое время настоящий фурор и негодование вызывали задумки Ле Корбюзье. Работы велись над зданиями различного типа, в том числе жилыми единицами (им возведено немало коттеджей), павильонами, Домино, Центросоюзом в Москве.

Вилла Савой

Дом Хайди Вебер

Также среди работ стоит выделить Чандигарх, капеллу, Ситроен, Кабанон, Лучезарный город, виллу Савой. Каждый дом Ле Корбюзье отличался нестандартным подходом к планировке, всегда находилось, чем удивить, как сделать все необычно, но функционально. Например, Лучезарный город включал прачечную и другие общественные объекты внутри комплекса, и даже детский сад на 17 этаже с выходом на террасу.

Проект Лучезарного города

Мебель

Шезлонг для Cassina

LC2 Villa Church, Cassina

Стиль Ле Корбюзье воплотился и в большом перечне мебели, им разработаны красивые и комфортные шезлонги, кресла, сиденья, светильники и многое другое. Каждый предмет не занимает излишнего пространства, при этом не теряется ни красота, ни удобство.

Выключатель 4320W le jaune vif, Jung

Популярность сразу заслужила серия Jung Le Corbusier, включающая розетки, выключатели, рамки, все они выделяются яркими тонами.

В стиле знаменитого конструктивиста регулярно выходят коллекции аксессуаров для дома. В 2017 году итальянский производитель керамики Gigacer выпустил серию плитки, названную в честь архитектора.

Книги

Ле Корбюзье «Новый дух в архитектуре»

Книга Ле Корбюзье «Новый дух в архитектуре» и многие другие позволяют глубже понять его работу и творчество. Среди произведений также числятся:

  • «Модулор. MOD 1. MOD 2». Книга описывает нюансы нового измерения пространства;
  • «Планировка города»;
  • «Путешествие на восток». Издание вышло спустя 54 года после невероятной поездки. Здесь раскрывается его познание игры света, новых форм;
  • «Творческий путь». Все самое важное автор перенес на бумажные страницы;
  • «Архитектура XX века». Сюда вошли отдельные проекты наследия Le Corbusier.

Ле Корбюзье как художник

Натюрморт с книгой, Ле Корбюзье

Высоко оценено и другое творчество Ле Корбюзье – его картины. Он мастерски передавал ощущение пространства, света. Каждый предмет писался объемным, поскольку автор видел слабо и все рассматривал вблизи.

Скрещенные над головой руки, Ле Корбюзье

Изображения имеют своеобразную фактуру, на картинах все нарисовано в идеальном разрезе и плане. По работам создавались скульптуры. Состоялось огромное количество выставок художественных композиций. А чтобы увековечить вклад архитектора на Мясницкой улице в Москве был установлен памятник Ле Корбюзье.

Музей Ле Корбюзье

С творчеством связана квартира-студия в Париже, она наполнена светом, отличается большим пространством, но более значимым объектом являются возведенные в 1925 году строения – Мезон ля Рош-Жаннере. Проект воплотил революционный подход, там находится практически музей, хотя он считается фондом.

designbd.ru

Ле Корбюзье (Le Corbusier) 1887—1965

Французский архитектор швейцарского происхождения Ле Корбюзье(Le Corbusier), настоящее имя которого Шарль Эдуард Жаннере-Гри (Charles Edouard Jeanneret-Gris) – один из самых влиятельных архитекторов ХХ века. Его влияние на мировую архитектуру определили не только его архитектурные творения, но и опубликованные теоретические работы. Многочисленные статьи и книги, посвященные образу будущего, легли в основу философии модернизма.

Первоначально Ле Корбюзье учился на дизайнера-гравера в Школе искусств в Шо-де-Фон в родной Швейцарии, но, осознав, что хочет большего, принял участие в своем первом архитектурном проекте. Находясь в подмастерье опытного архитектора, Ле Корбюзье в неполные 18 лет, работает над постройкой дома для гравёра Луи Фалле, члена совета Художественной школы.

Заработанные деньги позволяют ему отправиться в длительное путешествие по Европе (с 1907 по 1912 год) для получения архитектурного образования и опыта. За это время он проходит стажировку у Йозефа Гофмана – лидера венского сецессиона (1907), у архитекторов Огюста и Густава Перре (1908-1910), которые одними из первых использовали железобетон в строительстве многоэтажных домов и у самого Петера Беренса (1910—1911годах). Далее Ле Корбюзье посещает Грецию, Балканы и Малую Азию, где изучает древние памятники и приёмы традиционного народного строительства.

По возвращении домой в 1912 году Ле Корбюзье работает преподавателем в родной Школе Искусств, а параллельно с этим в 1914 году открывает свою первую архитектурную мастерскую. В Шо-де-Фон он проектирует несколько зданий, в основном частные жилые дома, и патентует новаторский проект Дом-Ино (1914 год). Проект разрабатывался совместно с инженером М. Дюбуа, и отличался тем, что делал возможным строительство домов из крупноразмерных сборных элементов. Эта концепция потом нашла отражение во многих постройках Ле Корбюзье.

В конце 1916 Ле Корбюзье переезжает в Париж и устраивается штатным архитектором в «Общество по применению армированного бетона» Макса Дюбуа, где проектирует в основном технические сооружения, а чуть позже становится директором фабрики по производству строительных изделий в г. Альфортвиль, дочернего предприятия фирмы.

В Париже Ле Корбюзье познакомился с художником Амеде Озанфаном, который открывает ему мир современной живописи и знакомит с Браком, Пикассо, Грисом, Липшицем и Фернаном Леже. Живопись захватывает Ле Корбюзье настолько, что он принимает участие в совместной с Озанфаном выставке, где они представляют публике свои картины, называя себя «пуристами».

В 1919 году Ле Корбюзье и Озанфан, при финансовой поддержке Ла Роша, создают философско-художественный журнал-обозрение «Эспри Нуво» («L’Esprit Nouveau»), в котором Ле Корбюзье ведет архитектурный раздел. Он ставит перед собой задачу создать философию нового образа жизни и хочет создавать архитектуру, которая была бы столь же функциональна, как и автомобиль. Машина становится источником вдохновения, что находит отражение в его лозунге «Дом – это машина для жилья».

В 1922 году Ле Корбюзье знакомится с Ивон Гали (Yvonne Gallis), на которой официально женится через восемь лет. В этом же 1922-м году Ле Корбюзье совместно со своим кузеном Пьером Жаннере открывают собственное архитектурное бюро в Париже, а в 1924 году они арендуют под офис крыло старого парижского монастыря на rue de Sevre, 35, где и было создано большинство проектов.

В 1923 году Ле Корбюзье пишет свою основополагающую работу «К архитектуре» (“Vers une Architecture”), а в 1926 году публикует в «Эспри Нуво» статью «Пять отправных точек новой архитектуры», которая заложила основы модернизма в архитектуре.

1. Столбы-опоры. Дом приподнимается над землей на железобетонных столбах-опорах, освобождая место под зданием для сада, детской площадки или стоянки автомобиля.

2. Свободная планировка. Железобетонный каркас здания, состоящий теперь из несущих опор-столбов, освобождает внутреннее пространство от несущих стен и позволяет организовывать внутреннюю планировку согласно функциональности здания.

3. Свободный фасад. Опоры устанавливаются вне плоскости фасада, а соответственно наружные стены могут быть из любого материала и принимать любые формы. Фасад превращается в тонкую, самостоятельную, неструктурную оболочку, в которой могут быть как двери, так и окна.

4. Ленточные окна. Каркасная конструкция позволяет делать окна практически любой величины и конфигурации, в т.ч. свободно протянуть их лентой вдоль фасада от угла до угла, что помимо увеличения освещенности внутренних помещений, придает зданиям новый, современный облик.

5. Плоские крыши-террасы. Ле Корбюзье предлагает устраивать плоские крыши-террасы, на которых можно было бы развести небольшой сад и тем самым компенсировать участок земли, занятый под строительство дома.

На Международной выставке декоративного искусства и промышленности 1925 года в Париже, был представлен спроектированный Ле Корбюзье Павильон Нового Стиля (Pavilion de L’Esprit Nouveau). Павильон включал в себя экспериментальную жилую ячейку многоквартирного дома в натуральную величину — двухуровневую квартиру. Внутреннее пространство помещений отличалось свободной планировкой, а для зонирования использовались предметы мебели и ширмы. Похожие приемы Ле Корбюзье использовал при создании своей знаменитой Жилой Единицы (Unite d’Habitation) в Марселе.

В последующие несколько лет Ле Корбюзье строит в предместьях Парижа несколько модернистских вилл, таких как Вилла Штейн (Villa Stein) в Гарше в 1927 году и Виллу Савой (Villa Savoye) в Пуасси в 1931 году. В этих проектах Ле Корбюзье воплотил в жизнь «Пять отправных точек новой архитектуры».

Виллы имели простые геометрические формы, у них были белые гладкие фасады и ленточные горизонтальные окна,использование внутреннего каркаса, позволило создать внутри домов «свободную планировку».

Ле Корбюзье считал, что обстановка дома, его внутреннее оборудование, должны соответствовать внешнему виду здания. В 1927 году начинается сотрудничество с молодой и талантливой француженкой, дизайнером мебели Шарлоттой Перриан. Вместе они создали линию мебели из гнутых стальных трубок и кожи. Мир узнал знаменитые: B301 – стул для переговоров с подвесной спинкой, LC2 Grand Confort – квадратное кресло для отдыха и элегантный шезлонг B306 Chaise Longue. Со временем эти предметы стали культовыми.

Ле Корбюзье исследует и создает не только современную архитектуру, но и активно занимается проблемами градостроительства. Так в разные годы он представляет градостроительные проекты для Парижа («План Вуазен» в 1925 году), для Буэнос-Айреса (1930 г.), Алжира (1931 г.), Антверпена (1932 г.) и Рио-де-Жанейро (1936 г.). Ле Корбюзье предлагал посредством новых планировочных методов и решений повышать комфорт проживания в городах и создавать в них современную систему автомобильных дорог.

К началу тридцатых годов, студия Ле Корбюзье становится широко известна, и начинает получать крупные заказы. В 1928 году студия выигрывает конкурс на проектирование здания Наркомлегпрома (Дома Центросоюза) в Москве, которое строится с 1928 по 1933 год. Проект стал в Европе примером нового решения для современного делового здания. В России строительство курировал архитектор Николай Колли, но и Ле Корбюзье неоднократно приезжал в Москву. Здесь он познакомился и по достоинству оценил творчество братьев Весниных, Моисея Гинзбурга и Константина Мельникова.

В 1930-1932 годах по проекту Ле Корбюзье строится Швейцарский павильон в Париже, который представлял собой общежитие швейцарских студентов на территории интернационального студенческого городка и явился своеобразным архитектурным открытием.

В 1936 году в Рио-де-Жанейро Ле Корбюзье совместно с бразильскими архитекторами Лусио Коста и Оскаром Нимейером принимает участие в разработке проекта комплекса Министерства просвещения и образования. Именно Ле Корбюзье принадлежит новаторская идея применения сплошного остекления и наружных солнцезащитных жалюзей на высотном офисном блоке Министерства.

Из-за начавшейся Второй Мировой войны в 1940-м году студия Ле Корбюзье закрывается, а сам он с женой перебирается на ферму вдали от Парижа. Но уже в 1942-м он возвращается и начинает теоретические разработки, изобретенной им системы гармонических пропорций «Модулор».

По окончанию войны, во Франции начинаются восстановительные работы, в которых Ле Корбюзье принимает активное участие, как проектировщик-градостроитель. Он выполняет планы реконструкции городов Сен-Дьё в 1945 году и Ла-Рошель в 1946-м. В этих проектах впервые появляется прообраз будущей «Жилой единицы» в Марселе, так называемые «жилые единицы внушительных размеров». Кроме этого, последовательно проводится идея «зеленого города» или «Лучезарного города» («La Ville radieuse») – города, благоприятного для проживания человека.

В Сен-Дьё Ле Корбюзье возводит здание мануфактуры Клод и Дюваль (1946-1951), которое представляло собой четырехэтажный блок со сплошным фасадным остеклением, с производственными и офисными помещениями. В этом проекте впервые были применены «солнцерезы» — особые навесные конструкции, которые, являясь декоративными элементами, еще и защищали остекленный фасад от прямых солнечных лучей. Позже они становятся фирменным знаком построек Ле Корбюзье.

Марсельская “Жилая Единица”

В 1947 – 1952 году Ле Корбюзье применяет систему «Модулор» при постройке «Жилой единицы» в Марселе. Проект представлял собой многоквартирный жилой дом, состоящий из стандартных двухуровневых квартир с лоджиями по обеим сторонам дома. В центре здания располагались кафетерий, библиотека, почта, продуктовые магазины и прочие отделы, специализирующиеся на оказании услуг жильцам дома. Дом задумывался, как экспериментально жилище для множества людей с идеей коллективного проживания.

Стандартизация элементов удешевила строительство, и сделала жилье финансово более доступным. Подобные «Жилые Единицы» с небольшими изменениями были возведены позже в городах Франции Нант-Резe (1955), Мо (1960), Брие-ан-Форе (1961), Фирмини (1968), а так же в Западном Берлине в 1957 году.

В 1950 году Ле Корбюзье получил заказ во Франции в Роншане на проектирование новой католической церкви на месте предыдущей, которая была разрушена во время Второй мировой войны. Ле Корбюзье согласился взяться за проект при условии, что католическая церковь предоставит ему полную свободу творческого самовыражения. Так появилось одно из самых удивительных его творений Капелла в Роншане или Нотр-Дам-дю-О (Notre Dame du Haut, букв. «Дева Мария на высотах»).

Весьма специфическое бетонное здание с необычной криволинейной крышей, идеально вписано в сложный окружающий ландшафт. В Южной стене храма в хаотическом порядке расположены разные по размеру и с разным углом врезки отверстия с цветными витражами, через которые в храм проходит cолнечный свет, и создает внутри абсолютно фантастическую атмосферу.

Убранство храма минималистично, пространство максимально открыто, а особый алтарь, оборудованный с внешней стороны, позволяет в праздники, при большом скоплении прихожан и туристов проводить службу на открытом воздухе.

Изначально, нестандартное архитектурное решение храма вызвало бурные протесты местных жителей и они даже пытались помешать подаче воды и электричества в Нотр-Дам-дю-О, но со временем споры утихли, а доходы от туризма смягчили роншанцев.

В этом же 1950 году Ле Корбюзье получает приглашение от индийских властей штата Пенджаб на проектирование новой столицы штата, города Чандигарх. В сотрудничестве с архитекторами супругами Макс Фрай и Джейн Дрю, Пьером Жаннере и группой индийских архитекторов во главе с М. Н. Шарма Ле Корбюзье проектирует город с административным центром, жилыми кварталами и со всей инфраструктурой. Основное строительство заняло почти 10 лет с 1951 года по 1960-й, но достраивался город на протяжении всех 60-х годов.

К шестидесятым годам авторитет Ле Корбюзье и мировое признание, позволяют ему реализовывать оригинальные и новаторские для своего времени проекты, такие как капелла Роншан, Бразильский павильон в студенческом городке в Париже, комплекс монастыря Ля Туретт, здание Музея искусств в Токио и культурный центр Гарвардского университета в США.

Скончался Ле Корбюзье в своем летнем доме La Cabanon, расположенном на побережье Средиземного моря в 1965 году.

 

 Статью подготовила Зоя Ти
Исаму Ногучи, Жан Пруве, Алвар Аалто, Шарлотта Перриан, Тадао Андо, Эйлин Грей

 

 

Поделиться ссылкой:

www.live-design.ru

Ле Корбюзье.Тайны творчества. Между живописью и архитектурой. — museums_of_the_world

24 сентября 2012г. в Пушкинском музее открылась выставка «Ле Корбюзье.Тайны творчества. Между живописью и архитектурой», приуроченной к 125-летию со дня рождения известного архитектора.

1.

На выставке представлены более 400 экспонатов, среди которых живопись, графика, гобелены, фотографии, скульптуры, книги, архитектурные чертежи, макеты зданий. Большая часть экспонатов предоставлена для выставки Фондом Ле Корбюзье (Париж), Музеем Архитектуры им. Щусева, Фондом AVC Charity, Стефаном Аренбергом и Музеем Бельрив (Цюрих).

2.

Оригинальное дизайнерское решение, осуществленное г-жой Натали Криньер из Парижа (она также автор дизайна выставки Кристиан Диор в Пушкинском музее), дает возможность с интересом и неторопливо рассматривать многочисленные чертежи, макеты и фотографии, открывая для себя Корбюзье, которого мы мало, в сущности, знали.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Неожиданными выглядят предметы из личной коллекции «Поэтический отклик».

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Но конечно, основные экспонаты — рассказывающие о Корбюзье-архитекторе. И в первую очередь, его осуществленные архитектурные проекты, хотя можно узнать и о его нереализованных планах. Макеты для выставки в Москве были изготовлены специально.

16.

17.

Например, о его неосуществленном проекте строительства Дворца Советов на месте нынешнего Храма Христа Спасителя в Москве. Корбюзье принимал участие в конкурсе, но не выиграл его. К счастью для Москвы… 🙂

18.

19. расположение здания на карте Москвы

Это была одна из особенностей его творчества — снести старое и построить новое, современное. «Дом — это машина для жилья» — лозунг раннего Корбюзье, и «Нет человеческих сил, чтобы уничтожить лиризм. Нельзя было бы пустить в ход эту „жилую машину», если бы она не удовлетворяла духовным запросам. Где начинается архитектура? Она начинается там, где кончается машина» — слова признанного мастера архитектуры Ле Корбюзье.

20.

21.

Он сформулировал пять принципов архитектуры, которые оставались основой его творчества всегда:
1. Дом устанавливается на опорах, а под ним продолжается зелёная зона.
2. Свободная планировка: при необходимости внутренние перегородки помещения можно располагать по-разному.
3. Ненесущая фасадная стена; оформление фасада в зависимости от гибкой планировки.
4. Оконные проёмы сливаются в единое ленточное окно. Такие окна не только дают лучшее освещение, но и формируют особый геометрический рисунок фасада.
5. Плоская крыша-терраса с садом должна возвращать городу ту зелень, которую отбирает объём здания.

22.

23.

24. «План города на три миллиона жителей», один из самых знаменитых проектов ХХвека, повлиявший на все современные города мира

В поисках максимального воплощения своей мечты построить город будущего, Корбюзье спроектировал столицу штата Пенджаб Чандигарх/ Chandigarh в Индии (в сотрудничестве со своим братом Пьером Жаннери и супругами Максвелл Фрай и Джейн Дрю) .

Говоря об осуществленных проектах, конечно же нельзя не вспомнить о здании Центросоюза потребительских обществ в Москве , построенного в 1930-1936гг., ныне там находится Росстат.
.
25.

26.

27.

28.

29.

Конечно, выставка не могла показать все его проекты и работы, но она дает возможность увидеть по-новому личность великого архитектора. Советую посмотреть его сайт Фонд Ле Корбюзье
а также справку в Википедии
и еще один короткий текст на сайте об архитектуре
и конечно, подробно о выставке можно прочитать на сайте Пушкинского музея
Выставка проходит в Главном здании до 18 ноября 2012г.
В моем журнале подробный рассказ об открытии выставки и его дизайне с большим количеством других фотографий.

____________________________________________________________

museum-world.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *