Лейденская выставка: Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»

Выставка «Лейденская коллекция» побила рекорд посещаемости

За четыре месяца экспозицию в Пушкинском музее посетило 275 тысяч человек
  • ЯН ВЕРМЕЕР ДЕЛФТСКИЙ Девушка за вёрджинелом. Около 1670–1672
    Холст, масло. 25,5 × 20,1
    Лейденская коллекция
    Источник: pushkinmuseum.art

Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» проходила в Главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина с 28 марта по 22 июля. В экспозиции были представлены произведения из собрания Томаса С. Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан. Это одно из крупнейших и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII века в мире, никогда ранее не выставлявшееся в России.

По сообщению пресс-службы музея, которое цитирует РИА Новости, выставку посетило более 275 тысяч человек, что стало самым высоким показателем за последние пять лет. Предыдущий рекорд посещаемости был у выставки «Рафаэль.

Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии» (215 132 человека), прошедшей осенью — зимой 2016 года.

Выставку произведений из Лейденской коллекции посещало в среднем 2-3 тысячи человек в будни и 6 тысяч человек в выходные. А в дни проведения Чемпионата мира по футболу посещаемость выросла вдвое. Так что не футболом единым интересовались болельщики ЧМ. На выставке в Пушкинском было представлено 82 произведения. Из них 80 произведений живописи и 2 рисунка. Посетители выстаивали очередь, чтобы увидеть 12 живописных работ и 1 рисунок Рембрандта, «Девушку за вёрджинелом» кисти Яна Вермеера, две картины Франса Халса, рисунок Леонардо да Винчи и многие другие работы.

Директор ГМИИ им А. С. Пушкина Марина Лошак: «Для меня главный герой этой выставки — это сам коллекционер. Томас и Дафна Каплан за 15 лет собрали невероятную коллекцию из 250 произведений искусства, которая по качеству соответствует уровню национальных музеев. Я необычайно рада, что мы смогли показать частную коллекцию из Америки в нашем музее, тем самым еще раз доказав, что для искусства не существует границ

».

Материал подготовила Мария Онучина, AI

Источники: ria.ru, pushkinmuseum.art, artinvestment.ru

© artinvestment.ru, 2023


Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Делу Лейдена верны – Огонек № 11 (5507) от 26.03.2018

28 марта в ГМИИ им. Пушкина откроется выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». Об одном из крупнейших в мире частных собраний голландской живописи XVII века и его избранных произведениях, которые впервые предстанут перед российской публикой, «Огоньку» рассказала куратор коллекции Лара Ягер-Красселт

Предыдущая фотография

Ян Стен. «Молитва перед едой». 1660 год

Фото: Сourtesy of The Leiden Collection

Леонардо да Винчи. «Голова медведя». Около 1485 года

Фото: Сourtesy of The Leiden Collection

Фото: theleidencollection.com

Следующая фотография

1 / 3

Ян Стен. «Молитва перед едой». 1660 год

Фото: Сourtesy of The Leiden Collection

Леонардо да Винчи. «Голова медведя». Около 1485 года

Фото: Сourtesy of The Leiden Collection

Фото: theleidencollection.com

Выставка в Пушкинском музее — четвертая остановка в мировом турне Лейденской коллекции.

Стартовали гастроли в парижском Лувре около года назад, когда собрание впервые было представлено широкому зрителю. Прежде даже в среде искусствоведов звучало мнение, что коллекция эта чуть ли не плод фантазии, так как за исключением очень узкого круга лиц никто не видел ее целиком. Вернисаж, где были показаны три десятка шедевров старых голландцев, и прежде всего Рембрандта, разубедил скептиков.

Следом за столицей Франции собрание принимали у себя Национальный музей Китая в Пекине и Long Museum в Шанхае. Теперь пора Москвы: в ГМИИ им. Пушкина выставят 80 картин и два рисунка из Лейденской коллекции. Затем выставка переедет в Санкт-Петербург в Эрмитаж, где откроется 5 сентября. И оттуда уже отправится в Лувр Абу-Даби: «младший брат» парижского музея, открывшийся в столице Арабских Эмиратов в прошлом году, покажет собрание в отличной от российской конфигурации.

Союз мастеров

Ян Вермеер Делфтский. «Девушка за верджинелом». Около 1670-1672 годов

Фото: Сourtesy of The Leiden Collection

— Выставка представляет золотой век голландского искусства через призму Лейдена — города, где в 1606 году родился Рембрандт и в честь которого коллекция получила свое название,— объясняет «Огоньку» ее куратор Лара Ягер-Красселт.— Фокус делается на художественном сообществе, которое в ту пору сформировалось в Лейдене, а также на традициях живописи, сложившихся тогда в городах по всей Голландской Республике. Выставка Лейденской коллекции позволяет воссоединить произведения с их собратьями в Пушкинском музее и Эрмитаже, благодаря чему голландское искусство XVII века предстает с новой, впечатляющей стороны.

На выставке покажут 12 картин и один рисунок Рембрандта из Лейденской коллекции. Притом что всего в частных собраниях сейчас около трех с половиной десятков полотен великого голландца. Остальными работами (в целом известно о 350 картинах Рембрандта) владеют ведущие музеи мира.

— Мы особенно рады представить в России ранние шедевры мастера,— замечает Ягер-Красселт.— Это работы из серии аллегории чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавнее приобретение коллекции — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)» — самая ранняя из работ, подписанных художником.

Как известно, в этой серии было пять полотен, три из них удалось собрать в Лейденской коллекции. И последняя из названных картин, как отмечает Ягер-Красселт, стала находкой. Ее обнаружили в малоизвестном аукционном доме в Нью-Джерси (США) два французских дилера: она не имела авторства, лишь описание «континентальная школа» и изначально оценивалась в 1-1,5 тысячи долларов. Дилеры определили в ней кисть Рембрандта, но не придали это огласке и выкупили картину в итоге за 1 млн долларов, для чего даже взяли кредит, а затем перепродали в Лейденскую коллекцию. Позже полотно по подписи было атрибутировано как творение Рембрандта.

Увидеть работы его раннего, «светлого периода» — редкая возможность в России, где в основном представлены шедевры его позднего, «темного периода».

— Зрелый период творчества Рембрандта уже в Амстердаме, куда мастер переехал в 1631 году, на выставке представляют «Портрет мужчины в красном дублете», «Девушка в расшитой золотом накидке», «Автопортрет с затененными глазами»,— добавляет куратор коллекции.— Зрители увидят и знаменитую «Минерву», которую можно отнести к тому же ряду, что «Даная» и «Флора» в коллекции Эрмитажа.

Будут показаны на выставке и рембрандтовские tronies, так называемые экспрессивные головы, из Лейденской коллекции: «Женщина в белом чепце», «Портрет старика», а еще «Голова девушки», которая служила эскизом для Девы Марии в «Святом семействе» (картина находится также в Эрмитаже).

Экспозиция включает и произведения художников, «попавших в орбиту Рембрандта».

«Это и работы его прославленных современников — Франса Халса, Яна Ливенса, Яна Стена, и творения успешных его учеников — Говерта Флинка, Фердинанда Бола, Карела Фабрициуса»,— говорит Ягер-Красселт. В Лейденской коллекции собраны полотна старых голландцев, созданные между 1620 и 1700 годом. Она содержит картины на исторические сюжеты, жанровые сцены и портреты. В ней нет пейзажей, и лишь два натюрморта — как исключение.

Из творений Карела Фабрициуса сохранилось лишь 15 полотен. Один из самых талантливых учеников Рембрандта погиб молодым: взрыв на пороховом заводе уничтожил целый квартал Делфта, где находилась мастерская Фабрициуса. На выставке будет показано «Явление ангела Агари» — единственная картина художника, которая находится в частном собрании. Долгое время работа приписывалась Рембрандту, подпись Фабрициуса была обнаружена как раз перед тем, как полотно попало в Лейденскую коллекцию из собрания австрийских графов Шенборн-Буххайм, где оно хранилось более 250 лет.

Карел Фабрициус. «Явление ангела Агари». Около 1645 года

Фото: Сourtesy of The Leiden Collection

«Отдельный раздел экспозиции посвящен работам лейденских художников — представителей так называемой тонкой живописи, которые уже в свое время были крайне востребованы коллекционерами, а позднее интерес к ним лишь рос»,— рассказывает «Огоньку» Лара Ягер-Красселт. На выставке это будут полотна основателя направления Геррита Дау (ученика Рембрандта, отошедшего от художественных традиций мастера) и его последователей — Франса ван Мириса Старшего, Габриэла Метсю и ряда других мастеров. На раннем этапе творчества тонкие живописцы изображали сцены повседневной жизни. В Лейденской коллекции это, в частности, «Торговка сельдью» Дау. Близкая по сюжету его же картина «Торговка селедкой» находится в коллекции Пушкинского музея. Позднее некоторые художники этого направления переключились на светские портреты в элегантных интерьерах, как, например, «Девушка, читающая письмо» Метсю из Лейденской коллекции и близкая к ней «Девушка за работой» в ГМИИ.

В название выставки вынесено имя другого голландского гения — Яна Вермеера Делфтского. В Лейденской коллекции хранится его «Девушка за верджинелом» — единственная картина из всех 36 сохранившихся работ мастера, которая находится в частном собрании, и она тоже будет выставлена в России. Картина относится к позднему периоду творчества Вермеера: она написана на холсте из того же рулона, что и «Кружевница» из постоянной экспозиции Лувра.

Охотники на Рембрандта

Франс ван Мирис Старший. «Дама с попугаем». 1663 год

Фото: Сourtesy of The Leiden Collection

Лейденская коллекция — случай феноменальный в новейшей истории коллекционирования. Американский миллиардер Томас Каплан с женой Дафной Реканати-Каплан за какие-то 15 лет с нуля собрали 250 шедевров золотого века голландской живописи. Задавшись амбициозной целью создать коллекцию музейного уровня, они, истовые поклонники Рембрандта, «по наводке» прославленных арт-дилеров скупали почти все работы великого художника и других мастеров северного барокко, которые появлялись на аукционных торгах. Впрочем, случалось это не так часто, как, наверное, хотелось бы супругам Каплан: произведения старых голландцев уже давно находятся главным образом в ведущих национальных музеях и частных собраниях, имеющих долгую историю. Но с владельцами последних велись успешные переговоры — и коллекция семейства Каплан стремительно пополнялась.

«В первые пять лет мы приобретали в среднем по картине в неделю,— вспоминает Томас Каплан в эссе «Портрет маслом», в котором рассказывает, как создавалась коллекция.— Бывало, что приобретали одну картину утром, одну вечером. Случалось, что и три-четыре произведения разом».

Масштабная скупка старых голландцев не могла оказаться незамеченной. Американская и европейская пресса писала о появлении ненасытных охотников, которые устраивают «рейды на Рембрандта» и производят опустошительный эффект на рынке старых мастеров. Более того, их сравнивали с пылесосами. А обозреватель The New York Times даже назвал происходившее кутежом.

Интерес подогревало то, что супруги Каплан приобретали шедевры через дилеров и других посредников. «Анонимность была с нашей стороны осознанным выбором,— рассказывает Томас Каплан (в предисловии к единому каталогу двух выставок его собрания в России) и цитирует далее знаменитого коллекционера Чарльза Саатчи: — «Истории интересны художники, а не коллекционеры»».

Супруги Каплан подчеркивают, что не держали дома ни одной картины. Коллекция по мере пополнения располагалась в их галерее в престижном районе Нью-Йорка Верхнем Ист-Сайде, куда по запросу могли получить доступ лишь исследователи и кураторы. Оставаясь в тени все эти годы, коллекционеры сумели собрать работы почти 80 художников, относящихся главным образом к золотому веку голландской живописи. Предпринимательская жилка послужила семье Каплан и на ниве искусства: около 170 произведений из их собрания предоставлялись и продолжают предоставляться в музеи по всему миру — на выставки и в долгосрочную аренду. Финансовые показатели, как можно догадаться, не раскрываются.

Томас и Дафна Каплан вышли из тени относительно недавно, когда решили, что коллекция собрана «достаточно солидная» и надо создать онлайн-каталог, чтобы сделать ее общедоступной. Первое «живое» представление Лейденской коллекции состоялось в феврале 2017 года в Лувре. В отзывах специалисты отметили не только финансовые возможности супругов Каплан, но и то, без чего коллекция бы не состоялась,— страстную увлеченность, амбиции, упорство. Словом, харизму коллекционера.

Именно после луврского вернисажа, куда была приглашена директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак, она предложила владельцам Лейденской коллекции представить ее в России. Идею поддержал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Американец с русским азартом

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Минерва». 1635 год

Фото: Сourtesy of The Leiden Collection

Лейденская коллекция — дело семейное. У Дафны Реканати-Каплан солидный опыт коллекционирования: многие годы она собирает мебель европейских модернистов. Дафна всегда была верным советчиком мужа: коллекция голландского искусства — инициатива Томаса Каплана. В редких интервью Каплан признается, что ему по нраву охотничий азарт и яркие ощущения, которыми сопровождаются поиск и приобретение новых шедевров старых голландцев. Он замечает, что его подход к коллекционированию кто-то может счесть хищническим. Однако сам связывает свой успех с тем, что руководствуется принципом «Покупай, что любишь».

«То, что после выставки в легендарном французском музее два американских еврея со своей коллекцией голландского искусства отправляются дальше на восток, чтобы найти точки соприкосновения с Китаем, Россией, а затем и с арабским миром, говорит само за себя»,— так Каплан объясняет свое намерение через гений Рембрандта, гуманистический посыл его творчества, соединить Запад и Восток.

Томас Каплан родился в Нью-Йорке в 1962 году. Он выходец из зажиточной еврейской семьи, окончил частный пансион в Швейцарии, где выучил французский и, как признается сам, стал франкофилом. Впрочем, Каплан — еще и выпускник Оксфорда, обладатель докторской степени по истории. После учебы он занялся инвестициями в добычу серебра, золота, платины. В 2007 году бизнесмен продал активы партнерам и переключился на консалтинг.

Сегодня его семья живет между Нью-Йорком и Парижем, где родились двое из трех его детей. Когда в 2009 году на открытом аукционе дилеры от Каплана обошли представителей Лувра в борьбе за картину «Ребекка и Элиезер у колодца» Фердинанда Бола, коллекционер предоставил ее музею на экспонирование, а спустя время и вовсе подарил. Франция оценила жест: Томас Каплан удостоен ордена Почетного легиона.

Рембрандт для Каплана, по его же словам, стал любовью с первого взгляда. Мать будущего коллекционера отвела его мальчишкой в Музей Метрополитен, где состоялось его знакомство со старыми голландскими мастерами.

Мечтой маленького Каплана стало посещение Амстердама: там жил и творил Рембрандт. Родители пошли сыну навстречу. Каплан замечает, что не задумывался о создании коллекции, так как был уверен: шедевры голландского искусства давно и полностью распределены между музеями и частными собраниями.

Первой, кто подкинул ему идею собрать свою коллекцию, стала теща — Мира Реканати, урожденная Летичевская, дочь эмигрантов из России, сама художница. Каплан вспоминает, что она отметила в нем «страсть и меткость русских» — ценные для коллекционера качества. Решающую же роль сыграл друг семьи Каплан сэр Норман Розенталь, долгие годы занимавший пост главного куратора британской Королевской академии художеств. Он рассказал Томасу Каплану, что старые голландцы пусть изредка, но появляются на аукционах.

Первым приобретением Каплана стал «Портрет Дирка ван Берестейна» Геррита Дау (картину представят в Москве и Санкт-Петербурге). Это единственная работа мастера, выполненная не на дереве, а на основе из особого сплава меди и серебра. Именно эта необычность изначально вызывала сомнения в авторстве, но экспертиза показала: это творение основателя тонкой живописи. Не имея еще заключения, Каплан приобрел ее в 2003 году: эта деталь (он, напомним, инвестировал в добычу серебра) его скорее привлекла.

Ян Ливенс. «Мальчик в плаще и тюрбане». Около 1631 года

Фото: Сourtesy of The Leiden Collection

Первый Рембрандт в стремительно пополнявшейся коллекции Каплана появился лишь три года спустя — рисунок «Отдых молодого льва». Этот выбор тоже неслучайный: вместе с женой Каплан финансирует проекты по охране больших кошек в дикой природе. Рисунок будет представлен российской публике вместе с рисунком Леонардо да Винчи «Голова медведя» из Лейденской коллекции.

Свой азарт собирателя Томас Каплан (без ложной скромности) сопоставляет с «аппетитами» Екатерины Великой, которая в свое время скупала целые коллекции для Эрмитажа. Это означает: «Лейденский проект» будет расширяться…

Мария Портнягина

Лейденская коллекция — собрание голландского искусства семнадцатого века

Лейденская коллекция, которую Томас С. Каплан и его жена Дафна Реканати Каплан собрали за последние 17 лет, включает более 250 картин и рисунков многих лучших художников. из Золотого века Голландии. Названная в честь родного города Рембрандта ван Рейна, Лейденская коллекция отличается необычайной глубиной и широтой картин лейденских художников, начиная от значительных картин Рембрандта и Яна Ливенса и заканчивая выдающимися работами Геррита Доу и Франса ван Мириса. В этом эссе представлен обзор коллекции. A Portrait in Oil », личный рассказ Тома Каплана о его и Дафны путешествии в качестве коллекционеров голландского искусства, объясняет, как сформировалась коллекция.

Хотя с юных лет Том Каплан был очарован Рембрандтом ван Рейном, преждевременно спросив в возрасте восьми лет, может ли семья посетить Амстердам, «потому что там жил Рембрандт», его стремлением было увидеть как можно больше работ Рембрандта, а не чем стать коллекционером мастера. Когда мать его жены, художница Мира Реканати, предположила, что, будучи историком по образованию, он мог бы заняться коллекционированием произведений искусства, он отверг эту идею. Среди его причин было предположение, что произведения, которые он больше всего обожал, — из Золотого века искусства северного барокко — были благополучно изолированы в музейных коллекциях. Для него стало неожиданностью, когда он узнал от своего друга сэра Нормана Розенталя, что картины художников, которыми он восхищался с юности, особенно Рембрандта и его школы, все еще доступны на рынке. Позже он был поражен количеством великолепных картин той эпохи, оставшихся в частных руках.

Том и Дафна начали коллекционировать голландское искусство в 2003 году, когда Тому был 41 год. Прежде чем они обратили свое внимание на картины, Дафна уже создала важную коллекцию французской и итальянской модернистской мебели 1940-х и 1950-х годов, создав современное жилое пространство для пара и их трое детей. Дафна привнесла в свою область почти ту же эрудицию, тщательный подход и страсть к совершенству, которые должны были характеризовать дух коллекционирования Томом голландского искусства.

Результат этого сотрудничества был замечательным, и теперь Лейденская коллекция входит в число крупнейших частных собраний голландского искусства в мире. Коллекция посвящена Рембрандту и его кругу в Лейдене, а затем в Амстердаме, освещая личности и темы, которые формировали голландское искусство на протяжении пяти поколений. Никогда еще не предпринималось сопоставимых усилий по созданию такой всеобъемлющей группы исторических картин, портретов и жанровых сцен. Действительно, вполне возможно, что сокращающееся количество доступных произведений, находящихся в частных руках, сделало Лейденскую коллекцию образцом, который вряд ли когда-либо будет воспроизведен.

Из-за широты, глубины и качества работ в Коллекции этот онлайн-каталог предоставляет беспрецедентную возможность оценить художественный гений Рембрандта и многих художников, работавших на его орбите, а также изучить их влияние на более широкие голландские традиции семнадцатого века. Основу коллекции составляют пятнадцать картин и два рисунка Рембрандта, крупнейшее частное собрание работ мастера. Параллельно с этим Коллекция также фокусируется на представлении других художников из Лейдена, в частности fijnschilders («художники»), в том числе Геррит Доу и Франс ван Миерис. Фактически, количество представленных здесь картин fijnschilders не имеет себе равных в любой другой частной или государственной коллекции в мире.

Картины и рисунки Рембрандта в Собрании охватывают творческий путь мастера. Самыми ранними из этих работ являются три аллегорические картины, выполненные Рембрандтом в середине 1620-х гг. Эти завораживающие изображения из серии Аллегория чувств показывают смелую выразительность Рембрандта в его лейденский период. В коллекцию также входят выдающиеся портреты, сделанные Рембрандтом после того, как он переехал в Амстердам в начале 1630-х годов, чтобы управлять мастерской арт-дилера Хендрика ван Эйленбурга. Среди этих картин «Девушка в плаще с золотой отделкой» , «Портрет мужчины в красном плаще» и «Портрет Петронеллы Байс (1605–1670)» , а также поразительный «Автопортрет» мастера .   из 1634 года. Помимо этих парадных портретов раннего амстердамского периода Рембрандта, коллекция также содержит замечательный небольшой набросок маслом гризайль, Бюст бородатого старика , подписанный и датированный 1633 годом, и монументальную историческую картину, Минерва в ее Этюд , датированный 1635 годом. Два рисунка среднего периода творчества Рембрандта особенно убедительны. Рисунок лежащего льва имеет большое значение для коллекции, поскольку это была первая работа Рембрандта, приобретенная Томом Капланом, страстным любителем дикой природы (и особенно больших кошек), при проницательной поддержке Дафны. Другой интересный рисунок — это набросок мелом мужской фигуры, которая послужила моделью для изображений Иисуса Рембрандтом. Наконец, поздний период творчества Рембрандта представлен в Собрании экспрессивными 9 работами мастера.0003 Портрет сидящей женщины со сложенными руками , подписано и датировано 1660 годом.

Однако признание Рембрандта, которое можно получить из коллекции, достигается не только благодаря работам мастера. Это также происходит из множества картин художников, которые были тесно связаны с Рембрандтом на разных этапах его карьеры, от Питера Ластмана, с которым он учился в Амстердаме, и Яна Ливенса, его раннего коллеги в Лейдене, до его последнего ученика, Арент де Гелдер, который представлен тремя выдающимися картинами.

Значение Рембрандта как учителя невозможно переоценить, и этот аспект его художественного наследия чрезвычайно хорошо представлен в Коллекции. В нем представлены, например, работы первых известных учеников Рембрандта в Лейдене, Геррита Доу и Исаака де Жудервиля, в том числе Жудервиля Портрет Рембрандта в восточном платье , точная копия одного из автопортретов Рембрандта. После того, как Рембрандт переехал в Амстердам в начале 1630-х годов, он обучал и наставлял множество художников, многие из которых сделали успешную карьеру. Среди его учеников 1630-х и 1640-х годов, представленных в коллекции, Фердинанд Бол, Говерт Флинк, Гербранд ван ден Экхаут, Самуэль ван Хугстратен и Николаес Маес. Одним из ярких моментов этой группы является 9 Карела Фабрициуса.0003 Агарь и Ангел , одна из тринадцати известных картин этого известного мастера, находящихся в частных руках. Портрет Рембрандта его зятя, Антони Купал , который мастер выполнил в 1635 году с помощью мастерской, многое говорит о сложности его практики в мастерской. В коллекцию также вошли десять картин, выполненных в мастерской Рембрандта, авторство которых еще не установлено, работы, которые, тем не менее, многое раскрывают о взаимоотношениях мастера и ученика.

Не меньшее значение в коллекции имеет группа работ Лейдена  fijnschilders  , которые процветали в середине века под влиянием Геррита Доу. В 1630-х годах Доу разработал свою манеру «изящной живописи» в небольших сценах, вдохновленных повседневной жизнью. Четырнадцать примеров его невероятно изысканных работ, охватывающих всю широту его карьеры, представлены в Коллекции, в том числе великий шедевр  Ученый прервал свое письмо .  Коллекция также включает в себя множество великолепных картин художников, обучавшихся у Доу, в частности, «принца его учеников», Франса ван Мириса, и Годефридуса Шалькена, великого мастера свечей. Среди пятнадцати картин Ван Миериса в коллекции Молодая женщина, кормящая попугая , одно из самых знаковых изображений эпохи, и Смерть Лукреции , величайший шедевр последних лет творчества художника. Кроме того, представлены картины широкого круга менее известных учеников Доу, в том числе Доминикуса ван Тола, Питера ван Слингеландта, Яна Адрианса ван Ставерена, Якоба ван Торенвлита и Питера Леерманса, а также выдающиеся работы учеников и членов семьи Ван Миериса. Ян ван Миерис, Виллем ван Миерис и Франс ван Миерис Младший. С добавлением работ молодого поколения, которые учились у некоторых из этих мастеров — Каспара Нетшера в Гааге и Михеля ван Мюшера и Эглона ван дер Неера в Роттердаме — Коллекция предлагает широкий обзор художников, которые с энтузиазмом отзывались о работах друг друга. как стилистически, так и тематически.

Помимо изысканных картин Лейденского  fijnschilders  в Коллекции есть работы других мастеров, которые аналогичным образом изображали сцены любви и ухаживания в высшем обществе. Среди них жанровые сцены и портреты Жерара тер Борха, работавшего в Девентере и Гааге, и Габриэля Метсю, работавшего в Лейдене и Амстердаме. Изюминкой является картина Йоханнеса Вермеера « Молодая женщина, сидящая за девственницей» , единственная зрелая картина этого делфтского мастера, находящаяся в частном владении. Эта последняя группа картин представляет собой замечательное окно в меняющийся характер голландского искусства и общества в третьей четверти семнадцатого века.

Эти направления Лейденской коллекции дополняются картинами, относящимися к лейденским или рембрандтовским традициям в более общем плане. Например, в коллекцию входит мощная картина Хендрика тер Брюггена, одного из утрехтских караваджистов, изображавших религиозные и мифологические сцены с интенсивными эффектами света и тьмы, которые оказали большое влияние на раннее творчество Рембрандта. Он также включает потрясающие портреты Франса Хальса, работы, которые демонстрируют, как этот великий харлемский мастер также изображал лица выразительной кистью. В коллекции хорошо представлен Ян Стен, родившийся в Лейдене, но на протяжении всей своей карьеры часто переезжавший. Девять автографов этого мастера демонстрируют широкий спектр виртуозных живописных техник и сюжетов Стина, начиная с удивительно утонченных Молитва перед трапезой  дерзко казненному Лазарю и богачу  и авторитетной исторической картине Жертвоприношение Ифигении .

Капланы отдавали предпочтение картинам, изображающим человеческую фигуру, особенно портретам, трони  (этюды персонажей), жанровым сценам и историческим картинам, произведениям, истории которых имеют большое личное значение для коллекционеров, связывая настоящее с прошлым и охватывая вечные темы западной цивилизации. Важно подчеркнуть, что Коллекция не является всесторонним обзором искусства, созданного в Голландской Республике в семнадцатом веке. Напрасно искать пейзажи, городские пейзажи, морские пейзажи или церковные интерьеры, если только они не являются второстепенными элементами в фигуративных картинах. Можно найти только один натюрморт. Тем не менее, представленные в коллекции более восьмидесяти мастеров, как известных, так и менее известных, отдают должное впечатляющему изобилию произведений искусства, созданных в этот период.

Вооруженные своей убежденностью в вечной актуальности этих произведений, Капланы искали новые способы сделать Коллекцию полезной миру как в качестве средства для изучения, так и в качестве источника вдохновения. Даже больше, чем удовлетворение, которое они получают от создания этой коллекции, — это их удовольствие от того, что они делают ее «библиотекой во временное пользование», доступной для кураторов и директоров. Картины и рисунки были переданы в аренду более чем семидесяти музеям либо для специальных целевых выставок, либо для пополнения постоянных коллекций на долгосрочной основе. Огромные усилия по подготовке и продолжению поддержки роста этого онлайн-каталога коллекций являются одним из нескольких способов, которыми выражается неизменная приверженность Капланов этому видению «отдачи».

Том Каплан сказал, что «с точки зрения истории величайшим подарком, который мы можем сделать Рембрандту и тем художникам, которых мы любим, будет стимулировать больший интерес к их наследию во всем мире, а не только со стороны коллекционирования, но в понимании значения старых мастеров как краеугольных камней как западной цивилизации, так и универсальных ценностей, которыми мы дорожим». Капланы надеются, что этот каталог предоставит любителям искусства, в том числе студентам, коллекционерам и профессионалам в этой области, важный ресурс для понимания экстраординарного творчества художников Золотого века Голландии. Этот принцип лежит в основе цели этого каталога — дать увлекательную, но научную оценку произведениям из Лейденской коллекции и принять участие в более широком сообществе ученых и исследователей. Одним из способов достижения этих целей с момента запуска Каталога в 2017 году является вклад Лейденской коллекции в базу данных Рембрандта, которая обеспечивает доступ к богатому объему технических исследований картин Рембрандта.

Помимо этого каталога, Лейденская коллекция поставила перед собой задачу поделиться своими художественными сокровищами с широкой публикой. В начале 2017 года, после десятилетия анонимного предоставления коллекции, в Лувре в Париже, где Капланы впервые отвезли своих детей на знакомство с искусством, коллекция представила избранные экспонаты, и этот музей остается самым любимым музеем семьи. Расширенная выставка побывала в Пекине, Шанхае, Москве, Санкт-Петербурге и Абу-Даби в период с 2017 по 2019 год, освещая богатые художественные диалоги, которые формируют уникальный характер коллекции. С помощью этого онлайн-каталога и стремления Тома и Дафны делиться произведениями искусства из Коллекции по всему миру, Капланы сосредоточены на строительстве новых мостов для Рембрандта и его коллег в более широкий мир, и они надеются сыграть полезную роль в обеспечении того, чтобы будущее этих художников такое же славное, как и их прошлое.

– Доминик Н. Сур, 2017 г.; пересмотренный Артур К. Уилок-младший и Лара Йегер-Красселт, 2020 г.

Лейденская коллекция — частная коллекция, основанная Томасом С. Капланом

Томас С. Каплан — американский предприниматель и инвестор, эколог и коллекционер произведений искусства. Доктор Каплан и его жена Дафна Реканати Каплан начали собирать произведения искусства Золотого века Голландии в 2003 году. Через несколько лет они создали Лейденскую коллекцию, названную в честь места рождения Рембрандта. Их приверженность Рембрандту и его кругу вскоре превратилась в одну из самых важных коллекций голландского искусства семнадцатого века в частных руках. Коллекционирование Капланов началось с раннего увлечения г-жи Каплан модернистским дизайном двадцатого века, области, в которой она собрала одну из лучших коллекций великих французских и итальянских мастеров той эпохи, включая Жана Пруве, Александра Нолля, Шарлотту Перриан и Карло. Моллино.

Родившийся в Нью-Йорке в 1962 году, доктор Каплан развил свою неизменную любовь к искусству Рембрандта и старых мастеров во время детских посещений Метрополитен-музея, а затем амстердамского Рейксмузеума и Лувра в Париже. Когда его семья переехала во Флориду, у доктора Каплана появилась страсть к сохранению дикой природы, к которой он позже вернулся в качестве основателя благотворительной организации по охране кошачьих Panthera.

Доктор Каплан получил образование в Швейцарии и учился в Оксфорде в университетские годы, где получил степень бакалавра, магистра и доктора философии по истории. Его докторская диссертация посвящена борьбе с повстанцами в Малайзии и тому, как товары влияли на стратегическое планирование во время холодной войны. Он поддерживает этот интерес к стратегическим исследованиям и является членом Совета по международным отношениям и Международного консультативного совета Белферовского центра Школы государственного управления им. Кеннеди Гарвардского университета.

Доктор Каплан начал инвестировать в природные ресурсы в 1993 году. Первоначально его внимание было сосредоточено на добыче серебра. После этого доктор Каплан занялся инвестициями в платину и углеводороды, которые он продал партнерам по отрасли в 2007 году. Его бизнес-тезис заключался в увлеченном и решительном стремлении к экстраординарным активам, чтобы выразить свою убежденность в отношении конкретного, часто непопулярного товара. . Деловые интересы доктора Каплана в настоящее время объединены в The Electrum Group, LLC, нью-йоркской компании, занимающейся инвестиционным консультированием и управлением активами, председателем которой он является. Electrum уделяет особое внимание сектору природных ресурсов, уделяя особое внимание приобретению активов по добыче золота и серебра. Сама компания получила свое название от электрума, природного сплава золота и серебра, который использовался в самых ранних монетах.

Филантропическая деятельность Капланов может быть как локальной, так и глобальной. В культурной сфере Капланы стремятся донести свою любовь к голландскому искусству до более широкой публики, предоставляя произведения из Лейденской коллекции музеям по всему миру, как в виде кредитов для постоянных коллекций, так и для временных выставок. Интересы Капланов также носят образовательный характер, что выражается в научном онлайн-каталоге коллекции под руководством доктора Артура Уилока, призванного стать одним из самых доступных и прозрачных в своем роде. Другая деятельность доктора Каплана в области искусства и культуры включает его работу в качестве президента (2009 г.–12) и председатель (2012–2015 гг.) 92-й улицы Y в Нью-Йорке, главного культурного и общественного центра города. В настоящее время он является председателем знаменитой серии «Беседы и беседы» 92-го St Y, в то время как миссис Каплан и Роберт Гилсон задумали Программу Recanati-Kaplan для передового опыта в искусстве, которая финансирует стипендии на основе художественных способностей для детей и подростков, чтобы учиться с известная школа искусств 92Y.

Доктор и миссис Каплан являются одними из главных защитников дикой природы, вложив более 100 миллионов долларов в дело сохранения исчезающих видов за последнее десятилетие. В 2006 году они основали Panthera для защиты и сохранения больших кошек и их экосистем от вымирания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *