Высотки Москвы | сталинские высотки в Москве
Сталинские высотки как их еще называют «семь сестер» – напоминание о послевоенном времени, все одновременно были построены практически в центре Москвы, их часто печатают на открытках и рекламных плакатах.
- Появление высоток
- Интересные факты
- Сталинские высотки в наше время
- Здание МИД
- Здание МГУ
- Дом авиаторов
- Высотка по адресу: Садовая-Спасская ул., 1
- Жилая высотка
- Гостиница «Ленинградская»
- Гостиница «Украина»
Появление высоток
Первые камни высоток были торжественно заложены 7 сентября 1947 года.
Интересные факты
Высотки повлияли на вид всей Москвы. Их архитектурный стиль в западной прессе со злой иронией стали называть сталинским ампиром, поскольку дорогостоящие небоскребы строились в СССР, когда были трудности в восстановлении после длительной войны. Во внешнем облике высоток сталинского ампира сочетаются сложная композиция и роскошный декор, благодаря присутствию элементов монументализма, ар-деко и неоклассики. Часто вносились проектные изменения, даже на стройплощадке. Архитекторами и строителями применялась уникальная технология, когда рабочие заморозили грунт и решили построить дом на Красных Воротах под углом, чтобы высотка стала ровной, в момент оттаивания и проседания земли.Сталин считал, что страна начнет возрождаться и обновляться после появления новых высотных зданий, поэтому высотки в сталинском ампире появились в Челябинске и Киеве, а также в Риге, Варшаве, Праге и Бухаресте.
Сталинские высотки в наше время
Многие высочайшие здания столицы, например, башни Душкина и Полякова, связаны с историей архитектуры, а на других сторонах стенах можно найти информацию о том, кто и когда их строил. Например, каркас крупнейшей в мире высотки Останкино был открыт в начале 1960-х годов, и теперь это стало памятником строительного искусства.
Специально для гостей в каждой башне существует диорама, которая рассказывает о истории ее возведения. Также можно подняться на верхнюю точку, откуда видно множество украшений и красивый пейзаж города.
В зданиях находятся разные кафе и рестораны, где можно отдохнуть и посмотреть на фото и барельефы, используемые для декоративных целей. Кроме того, на верхних этажах можно увидеть многие известные актеров, ученых и специалистов, которые проживали здесь в прошлом.
Одна из особенностей Московских высоток — это количество лифтов, которые используются для перемещения по этажам. В некоторых зданиях их количество составляет более пятисот, что делает процесс перемещения очень быстрым и удобным. Кроме того, некоторые здания имеют особую половину — нижнюю, где расположены тайные комнаты и заключенные.
Сейчас большинство высоток принадлежит властям города, и они находятся в эксплуатации уже многие годы.
Многие высотки Москвы изначально были запланированы административно, хотя некоторые, например, русский Хилтон, названы в честь первоначального владельца. Красота этих сооружений украшена метрах и бронзовых украшениях, а некоторые высотки даже отделаны крыльями.
Во время дороги на высотку можно узнать много интересного о жизни и деятельности известных поэтов и писателей, например, Михаила Лермонтова и Александра Борецкого. В старой Москве сохранились многие исторические памятники, связанные с этими литературными деятелями.
На ВДНХ можно посмотреть на многие клубы и парки, а также на сооружения, которые отличаются своим использованием гранита и других материалов.
Многие летчики использовали высотки Москвы для перехода на другой конец города. Это было особенно важно в случае, когда нужно было быстро добраться до других районов Москвы. Вместо этого можно было использовать обратную сторону высотки, чтобы пройти меньшее расстояние.
Здание МИД
Смоленская-Сенная площадь, 32/34
Первая высотка — Министерство Иностранных Дел была построена по проекту Минкуса и Гельфрейха, в котором не был предусмотрен шпиль. Сталин приказал установить сверху этот архитектурный элемент уже после окончания строительства. Конструкция здания не была на это рассчитана, поэтому крыша могла обвалиться. В связи с этим архитекторам пришлось сделать максимально легкий шпиль. Это единственная высотка со шпилем без звезды. Зато на фасаде герб Советского Союза. Легкая металлическая конструкция шпиля со временем подверглась коррозии, поэтому в 2017 году установили новый шпиль
Здание МГУ
Ленинские горы, 1
Главное здание Московского Государственного Университета имени Ломоносова спроектировал архитектор Борис Иофан, который выбрал для строительства высотки смотровую площадку на Воробьевых горах. Однако геологи опасались за безопасность студентов и преподавателей, поэтому найти место для фундамента доверили инженеру Никитину — автору Останкинской телебашни, а над фасадом работала студия Мухиной. Шпиль со звездой главного здания стал символом МГУ. главный корпус был самым высоким зданием в Европе до 1997 года.
Дом авиаторов
Кудринская площадь, 1
Домом авиаторов высотку прозвали, потому что в квартирах жили лучшие умы авиационной промышленности с семьей. На первом этаже дома находился один из самых больших в столице гастрономов, поэтому она получила название «Гастроном», а также были расположены аптека, магазины, кинотеатр
Высотка по адресу: Садовая-Спасская улица, 1
Высота здания на площади Красных Ворот 138 метров. Здание было построено вблизи с площадью трёх вокзалов, в самой высокой точке Садового кольца. Центральный корпус высотой 24 этажа, ярусного типа увенчанный шатром имеет офисное назначение, а боковые корпуса высотой от 11 до 15 этажей. — жилое. В здании 270 квартир и 82 нежилых помещения. Сразу после постройки в здании расположилось Министерство транспортного машиностроения. По проекту часть здания должна была размещаться прямо над системой подземных помещений станции метро «Красные ворота» с очень высокими потолками, из-за чего появилась легенда про многоэтажные подвалы.
Жилая высотка
Котельническая набережная д. 1
Сталинскую высотку в устье реки Яузы было запланировано заселить творческой интеллигенцией. Среди жильцов были такие известные личности, как: А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Н. Мордюкова, Л. Зыкина, И. Пырьев и Марина Ладынина, А. Твардовский, К. Паустовский, Н. Сац, композиторы, Н. Богословский и Д. Шостакович, И. Бугримова, Е. Шифрин и другие.
Гостиница «Ленинградская»
Каланчевская улица, 21/4
На Комсомольской площади располагается самое миниатюрное и компактное здание среди сталинских высоток, высота которого 136 метров – это гостиница «Ленинградская», которая попала в книгу рекордов Гиннесса за самую богатую внутреннюю отделку, а именно за огромную хрустальную люстру под названием «Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине». размером во все четыре этажа здания. Внутреннее оформление поражает разнообразием материалов. Резное дерево, позолота, расписные потолки, причудливые карнизы и светильники.
Гостиница «Украина»
Кутузовский проспект, 2/1
Последней из высоток была построена гостиница «Украина». Сталин не дожил, поскольку начато строительства было в 1953 году. Название этому проекту придумал Хрущев. В 2010 году высотка была полностью отреставрирована и сейчас представляет собой огромный 34-этажный отель «Radisson Collection Hotel».
Заключение
Семь высоток в центре Москвы, пользующиеся большой популярностью у туристов можно осмотреть за пару часов самостоятельно на машине или в ходе автобусной экскурсии, которая может являться обзорной по городу, поскольку по пути можно увидеть ближайшие популярные достопримечательности столицы.
Кутузовский проспект и Поклонная гора
Интересный маршрут, который демонстрируют разнообразные архитектурные сооружения столичного города. Если выйти возле комплекса «Москва-Сити», то вдохновляемся современной архитектурой, затем отправимся на Кутузовский проспект — один из самых просторных проспектов столицы. Пройдя его, заглянем на Поклонную гору в Парк Победы, чтобы на площади Победителей перед Центральным музеем Великой Отечественной войны увидеть монумент Победы в виде штыка, триумфальную арку и вечный огонь, который вспыхнул от частички Вечного огня с Могилы Неизвестного Солдата в Александровском саду, а также полюбоваться открывающимися видами на фоне ночной столицы.
Сталинские высотки в Москве 2023: как добраться самостоятельно и с экскурсией | Loratravels
Сталинские высотки являются яркой достопримечательностью Москвы. Их необычайная архитектура, грандиозность задумки, продуманность впечатляют туристов с первого взгляда. Не стоит забывать и о том, что это первые московские небоскребы, поэтому интерес к ним не утихает и по настоящий день. Безусловно, Сталинские высотки в Москве являются архитектурной «изюминкой» города и значатся во многих обзорных экскурсиях по российской столице.Осмотреть все семь высоток можно как самостоятельно, так и с организованной экскурсией. Чтобы объехать все объекты, потребуется воспользоваться общественным транспортом (удобнее всего – на метро), поскольку разбросаны дома по всему городу. С организованной экскурсией все проще – обычно туристов возят на туристическом автобусе, позволяя выйти у каждого объекта.
В понятие «Сталинские высотки» входят семь зданий: Жилой дом на Котельнической набережной, здание МИД, здание МГУ (главный корпус), Жилой дом на Кудринской площади, Административно-жилое здание у станции «Красные ворота», гостиница «Ленинградская» на Комсомольской площади, гостиница «Украина». Далее расскажем о том, как добраться до каждого сооружения самостоятельно, а также о некоторых особенностях зданий. В конце статьи приведем информацию о популярных экскурсиях по Сталинским высоткам.
Жилой дом на Котельнической набережной
Здание расположено в центре Москвы, в живописном месте на берегу Котельнической набережной вдоль Москвы-реки, с правой стороны также протекает река Яуза. Высотка была построена в 40-х гг., её общая высота составляет 176 м вместе со шпилем, этажность главной секции – 32 этажа. Здание украшает звезда, а общий архитектурный стиль можно отнести к сталинскому ампиру. Нижние пять этажей облицованы гранитом, остальная часть – керамическим блоками. Также по всему периметру здание украшают различные скульптурные группы. Вестибюль высотки отделан мрамором, цветными металлами, деревом, потолок украшен росписями. Живописные виды на здание открываются с парящего моста в парке «Зарядье».
Ближайшими станциями метро можно считать «Китай-город» и «Таганскую». От обеих станций необходимо будет пройти пешком около 10-15 минут. От станции «Китай-город» нужно идти по улице Солянке или Китайгородскому проезду до набережной. От станции «Таганской» можно пройти по Верхней Радищевской улице, либо сразу же спуститься к Котельнической набережной и идти по направлению к Кремлю.
Дом на Котельнической набережной
Здание МИД
Здание были возведено в конце 40-х-начале 50-х гг. , в «сердце» Москвы, поблизости от улицы Арбат. Высота сооружения составляет 172 метра и 27 этажей. Архитектурный стиль – английская готика. Для небоскреба характерно постепенное сужение кверху. В отличие от других Сталинских высоток здание МИД украшает не звезда, а лаконичные зубцы. Нижняя часть облицована гранитом, верхние ярусы – керамическими блоками. По данным открытых источников, на шпиле здания отсутствует звезда ввиду конструктивных особенностей самого шпиля, который бы просто не выдержал дополнительного веса.
Добраться до здания МИД можно на метро. Ближайшая станция – «Смоленская», от которой достаточно пройти всего несколько сот метров влево, чтобы открылся великолепный вид на сталинский небоскреб. Как вариант, можно выйти на станции «Арбатская», прогуляться по пешеходной улице Старого Арбата, и дойдя до конца, увидеть сооружение во всей его красе.
Здание МИД
Здание МГУ (главный корпус)
В стенах Сталинской высотки находится главный корпус МГУ на Ленинских горах. Здание считается самым высоким из семи сооружений данного типа. Высота составляет 32 этажа и 194 м с учетом шпиля. Строительство пришлось на конец 40-х – начало 50-х гг., стиль – типичный для сталинских высоток, с элементами ампира. Башня главного корпуса, помимо традиционного шпиля со звездой, украшена также циферблатом, который считается самым большим в Европе. Фасады здания отделаны мрамором и гранитом, а также керамическими плитами. Стиль Ампир проявляется в рельефных элементах и скульптурных группах. Здание окружено парковой зоной и несколькими скверами. Также при главном корпусе МГУ расположен Ботанический сад.
Добраться до здания МГУ можно на метро, правда, от станций придется прогуляться около 15-20 минут, либо же пересесть на автобус. Ближайшей станцией считается «Ломоносовский проспект». Подойти к корпусу сбоку можно и со станции метро «Университет».
Главный корпус МГУ
Жилой дом на Кудринской площади
Высотный дом на Кудринской площади был возведен также в конце 40-х гг. Основной стиль здания относится к сталинскому ампиру, однако можно заметить и небольшие элементы, относящиеся к другим архитектурным направлениям, например к готике или древнеримскому стилю. Особенностью данного здания является и наличие витражей на нижних этажах, подобного украшения нет больше ни в одной сталинской высотке.
Здание находится прямо напротив выхода со станции метро «Баррикадная». Из других достопримечательностей, расположенных поблизости, можно отметить Московский зоопарк и Московский планетарий. Часто туристы совмещают осмотр Жилого дома на Кудринской площади с посещением одного из этих мест.
Административно-жилое здание у «Красных ворот»
Изначально планировалось, что в главном крыле здания будут расположены административные помещения, тогда как боковые крылья строились как жилые дома с многоквартирным фондом. Кроме того, планировалось, что в вестибюле здания расположится станция метро. Высота сооружения составляет порядка 138 м, а этажность – 24 этажа. Облицовка здания состоит из красного гранита на нижних этажах и известняка на верхних. Внутреннее убранство здания значительно скромнее, чем в других высотных домах данного типа, зато инженерная составляющая куда гораздо более сложная, связано это с близостью грунтовых вод, которые находились под землей в месте строительства.
Посмотреть здание можно, выйдя на станции метро «Красные ворота», оно расположено прямо у выхода со станции. Чуть дальше находятся станции метро «Тургеневская» и «Чистые пруды».
Сталинская высотка
Гостиница Ленинградская
Дойти пешком от станции «Красная ворота» можно и до гостиницы Ленинградская. Чуть ближе расположена станция метро «Комсомольская», гостиница «Ленинградская» находится на одноименной Комсомольской площади. Высота здания составляет 139 м вместе со шпилем. Сам шпиль традиционно увенчан звездой. Многие отмечают, что в стилистике здания можно уловить элементы древнерусского зодчества. Сооружение уже многие годы эксплуатируется как гостиничный комплекс, в советское время гостиница «Ленинградская» считалась одно из лучших не только в Москве, но и во всей стране. В 2000-х гг. здание было приобретено другой известной гостиничной сетью.
Гостиница «Украина»
Здание бывшей гостиницы «Украина» находится на Кутузовском проспекте, в самом «сердце» Москвы. Высотка была построена позже остальных – в середине 50-х гг. Высота здания составляет 133 м, этажность – 34 этажа, стиль – традиционный для сталинских высоток ампир. Высотку украшает 73-метровый шпиль, увенчанный звездой. Гостиничный комплекс занимает только главный корпус здания, тогда как боковые крылья изначально строились как многоквартирные дома. В настоящее время комплекс принадлежит одной из известных гостиничных сетей.
До гостиницы можно добраться на общественном транспорте. Ближайшие станции метро – «Киевская» (10-15 минут пешком) и «Смоленская». Выйдя на Смоленской станции, можно осмотреть здание МИД, а затем дойти пешком и до бывшей гостиницы «Украина» (10-15 минут пешком).
Так, в частности, к популярным экскурсиям в Москве по Сталинским высоткам относится экскурсия «Легенды и мифы Сталинских высоток». Эта автобусная экскурсия покажет Вам все 7 зданий, относящихся к так называемым Сталинским высоткам, а также Вы увидите место, где должно было быть воздвигнуто восьмое, по плану самое высокое здание. В ходе экскурсии Вы узнаете множество фактов и легенд, окутывающих Сталинские высотки, также Вам откроются некоторые проектные и архитектурные секреты сооружений. Экскурсия групповая, сборная и проводится по субботам и воскресеньям в 16.00. Длительность экскурсии составляет около 3 часов. Узнать подробнее, почитать отзывы и заказать экскурсию заранее в режиме онлайн можно на сайте бронирования Sputnik8—>.
Информация о рекламодателе: ООО «Спутник». ИНН 7814547081 (Sputnik8).
8 известных зданий в Москве, Россия
Откройте для себя
Где это на Земле?
Викторина по европейским столицам
Где это на Земле? Том. 2 Викторина
7 готовых картин в Москве
Города мира
50 столичных городов в случайной викторине
Викторина по азиатским столицам
Плюсы и минусы: школьная форма
История знака Голливуда: от общественного достояния до символа славы
9 вещей, которые вы могли не знать об Адольфе Гитлере
Куда улетают медоносные пчелы зимой?
Кодовые имена секретных служб 11 президентов США
12 греческих богов и богинь
Новые семь чудес света
География и путешествия
проверено Cite
Несмотря на то, что были приложены все усилия для соблюдения правил стиля цитирования, могут быть некоторые расхождения. Пожалуйста, обратитесь к соответствующему руководству по стилю или другим источникам, если у вас есть какие-либо вопросы.
Выберите стиль цитирования
MLAAPAChicago Руководство по стилюпроверено Цитируйте
Несмотря на то, что были приложены все усилия для соблюдения правил стиля цитирования, могут быть некоторые несоответствия. Пожалуйста, обратитесь к соответствующему руководству по стилю или другим источникам, если у вас есть какие-либо вопросы.
Выберите стиль цитирования
MLAAPAChicago Manual of Style Николай Сорокин/Dreamstime.comМесто, которое сейчас занимает Москва, вероятно, было заселено во времена неолита, хотя обычно годом основания города считается 1147 год. Он остался в центре российской жизни, а его архитектура — уникальное отражение истории страны.
Ранние версии описаний этих зданий впервые появились в 1001 Buildings You Must See Before You Die под редакцией Марка Ирвинга (2016). Имена писателей указаны в скобках.
Дом-коммуна Наркомфина
Дом-коммуна Наркомфина (Дом Наркомфина) спроектирован группой архитекторов и инженеров под руководством Моисея Гинзбурга. Расположенный на улице Чайковского, сразу за Садовым кольцом в Москве, этот шедевр революционного рационализма был создан в 1929 оказал ключевое влияние на дизайн Unité d’Habitation (жилого дома) Ле Корбюзье.
Проект общежития, в доме Наркомфина размещались сотрудники Министерства финансов. В нем были представлены минималистичные F-блоки Гинзбурга с их инновационными кухнями во франкфуртском стиле. Помимо частных жилых помещений со встроенной мебелью, шестиэтажное здание могло похвастаться общими удобствами, такими как солярий и сад на плоской крыше. В соседней двухэтажной пристройке находились общественный ресторан, общая кухня, фитнес-центр, библиотека и детский сад.
Сам участок и окружающий парк были попыткой реализовать утопическое видение, которое легло в основу целей конструктивистского движения 1920-х годов. Он стремился преодолеть разделение между городом и деревней путем создания новых «диурбанистических» ландшафтов по всему Советскому Союзу: как выразился сам Гинзбург, коммун, «где крестьянин может слушать песни жаворонков». Парк был сохранен с его жилым комплексом, общественной столовой и отдельно стоящей прачечной, все они были вставлены хирургическим путем, максимально сохранив лесной ландшафт раннего неоклассицизма, в котором он был построен.
Структура Дома-коммуны Наркомфина к началу 21 века сильно обветшала, хотя реставрационные работы были направлены на ее сохранение. (Виктор Бухли)
Дом Мельникова
Расцвет авангардной архитектуры, искусства и дизайна пришелся на 1920-е годы в послереволюционной России. Константин Мельников был одним из самых оригинальных архитекторов-конструктивистов. Он спроектировал Советский павильон для Парижской выставки 1925 года, а также шесть рабочих клубов, в том числе Русаков. Что необычно для частного гражданина в Советском Союзе, он спроектировал собственный дом недалеко от Арбата в Москве.
Геометрия конструкции дома сложная и оригинальная. Два взаимосвязанных белых цилиндра со стенами, пронизанными десятками шестиугольных окон, встречаются в точке винтовой лестницы. Это означает, что некоторые комнаты имеют клиновидную форму. Кабинет на втором этаже с большими окнами из зеркального стекла. Студия над ним заполнена ромбовидными окнами. В доме 200 окон и проемов, наполняющих его светом. Дверь наверху лестницы может открываться, чтобы обеспечить доступ как в гостиную, так и в спальную зону. Винтовая лестница соединяет студию с гостиной. Наружные стены цилиндров сложены из кирпича диагональными рамами, образующими сотовый рисунок. Модернистская архитектура была подавлена в сталинскую эпоху, но дом, построенный в 1929, выжил. Мельников прожил там до самой смерти, а его сын Виктор начал восстанавливать его в 1980-х годах, решив сохранить первоначальную целостность отцовского творения. (Эйдан Тернер-Бишоп)
Дом культуры Русакова
Среди новых типологий, появившихся в послереволюционной России, рабочие клубы, безусловно, были одними из самых успешных. Большинство молодых архитекторов того периода предлагали здания, которые пытались воплотить новую идеологию в новаторскую архитектуру. Константин Мельников был одним из немногих, кто действительно строил рабочие клубы, и он воспользовался случаем, чтобы превратить этот клуб в свое самое важное здание — шедевр конструктивистского движения.
Дом культуры имени Русакова, построенный в 1929 году, визуально отделяется от остального города: его план интровертен, так как вокруг центрального пространства организованы три основных зала. Особенно дальновидной для того времени была планировка залов, которые можно было использовать как единое пространство на 1200 мест или разделить на шесть отдельных залов с помощью механизированных звуконепроницаемых панелей. Внутренняя планировка предусматривает ряд относительно небольших помещений, но снаружи здание монументально по своим масштабам. Вдохновленный динамизмом напряженных мышц, Мельников развернул формальную лексику, состоящую из радикальных и отчетливых форм, вызывающих бескомпромиссные отношения между клубом и окружающим контекстом. Во многом это достигается за счет неудержимой демонстрации программных элементов как части эстетики композиции. Три громоздких массива зрительных залов выпирают, создавая идеальный синтез между формой и функцией.
Здание вызвало много критики. Сталинисты назвали это «левым уклоном», а конструктивисты осудили мельниковскую символику человеческого тела как слишком формальную. Тем не менее, Дом Русакова представляет собой одну из величайших вершин модернистского движения в сочетании формы и функции и в решении Мельниковым эстетических и социальных проблем. (Роберто Боттацци)
Мавзолей Ленина
В этой небольшой, но монументальной гробнице находится забальзамированное тело Владимира Ленина, лидера русской революции 1917 погибших в 1924 году. Среди великих архитектурных сооружений занимает неоднозначное положение. Для некоторых тщательно отполированный мавзолей, похожий на зиккурат, является вечным напоминанием о прошлом, которое лучше бы забыли; для других это бессмертный памятник заветной истории и национальному лидеру. Алексею Щусеву было поручено спроектировать и построить мавзолей в короткие сроки, причем сначала он возвел временное деревянное сооружение у Кремлевской стены, где сейчас находится каменная усыпальница. Его план был основан на кубе, представляющем вечность. Главным соображением была потребность в пространстве, которое позволяло бы постоянно переходить с одной стороны на другую многим людям, желающим отдать дань уважения своему умершему лидеру. Первоначальное деревянное сооружение было заменено более крупным мавзолеем, все еще деревянным, ступенчато-пирамидальной формы; на его вершине была трибуна, с которой партийные чиновники могли произносить речи. Со временем мавзолей был перестроен в камне. Щусев экспериментировал с конструктивизмом, придерживаясь при этом примера древних памятников.
Каркас гробницы состоит из железобетона, а стены из кирпича облицованы тщательно отполированным мрамором, лабрадоритом, порфиром и гранитом, что создает мрачный узор красного и черного цветов. Первоначальный план этажа практически не изменился: посетители входили через главный вход и спускались по лестнице в мемориальный зал. Их проводят по трем сторонам саркофага, прежде чем подняться по лестнице справа от зала и выйти через дверь в стене мавзолея. Проект Щусева был признан большим успехом, впоследствии он был удостоен Сталинской премии и ордена Ленина. (Тэмсин Пикерал)
Здание Центросоюза
Пока Сталин не выступил против авангарда, уверенность русской революции хорошо сочеталась с надеждами модернистской архитектуры на новый мир. Советский интерес к немецкому и французскому модернизму был встречен взаимностью благодаря тесным связям между Баухаузом, Парижем и Москвой. Именно в этом контексте Ле Корбюзье разработал характерный для того времени проект: центральный офис для управления поставками советского зерна. Центросоюз — одно из крупнейших зданий, построенных Ле Корбюзье; он был добросовестно завершен в 1936 русского архитектора Николая Колли после того, как Ле Корбюзье поссорился с советским истеблишментом.
Комплекс состоит из трех основных плит офисов, каждая из которых полностью застеклена с одной стороны и облицована красным армянским туфом с небольшими квадратными окнами с другой. На площадке стоит изогнутая масса с большим зрительным залом. С самого начала были проблемы, в частности, из-за того, что в застекленных стенах не была установлена предполагаемая система отопления и охлаждения. В московском климате это сделало офисы неприятным местом для работы. Некоторые необдуманные модификации также нанесли ущерб, хотя отсутствие технического обслуживания и безразличие сохранили больше оригинальных черт здания, чем, возможно, желали бы сотрудники внутри. Однако за его великолепной композицией скрывается нечто более темное: это обширное, обезличивающее, тоталитарное сооружение по своей функции, и архитекторы намеренно усилили это впечатление бесконечным повторением одинаковых окон и фабричными следствиями движения человека. трафик. Здание демонстрирует холодную, механистическую отстраненность, привлекавшую Ле Корбюзье к тоталитарным режимам. Это также демонстрирует его несравненный художественный гений. (Варнабас Колдер)
Московский государственный университет
В 1755 году в центре Москвы ученым Михаилом Ломоносовым был основан Московский государственный университет. В конце 1940-х Сталин решил построить на Воробьевой горе новое здание университета по проекту Льва Руднева. Консолидация власти Сталина привела к закату конструктивистского архитектурного периода в Москве и замене его новым монументальным стилем. Он хотел перестроить большие районы города в стиле «сталинской готики». Семь одинаковых небоскребов, известных как сталинские «семь сестер», были возведены в ключевых точках города, идея заключалась в том, что где бы вы ни стояли в Москве, вы всегда можете увидеть одну из них. МГУ — самая высокая из сестер. Действительно, в 790 футов (240 м), это было самое высокое здание в Европе до 1988 года. На стиль повлияли кремлевские башни и европейские готические соборы. Построенный немецкими военнопленными, он содержит 20 миль (33 км) коридоров и 5000 комнат. Говорят, что звезда на вершине центральной башни весит 12 тонн, а фасады украшены снопами пшеницы, советскими гербами и часами. Терраса внизу украшена студентами, уверенно смотрящими в будущее. Молодожены отправляются на Воробьеву гору, с которой открывается панорамный вид на Москву, чтобы сфотографироваться, но на фоне города, а не университета. (Уилл Блэк)
Храм Христа Спасителя
В Москве под ударом оказывается довольно фундаментальное качество городского архитектурного наследия: его аутентичность. Реконструкция Храма Христа Спасителя является частью «романтического» этапа реконструкции, начавшегося в конце 1980-х гг. Этот собор был самым большим и одним из самых быстрых из этих проектов реконструкции.
Первоначальный собор с его визуальным превосходством и близостью к Москве-реке и Кремлю всегда вызывал эмоции. Способный вместить 15 000 верующих, он был огромен по своим масштабам. Однако, когда Сталин заявил о своей цели «стереть с лица земли прошлое… и перестроить мир сверху донизу», собор стал одной из его многочисленных жертв. Он взорвал его 5 декабря 19 года.31. Сталин намеревался заменить его дворцом, который на тот момент был бы самым высоким зданием в мире. Однако план Дворца Советов пошатнулся с приближением Второй мировой войны и кончиной Сталина. Когда участок затопило, его превратили в огромный общественный бассейн.
Нынешний собор, завершенный в 2000 году, является наследием мэра Юрия Лужкова и волной популярности русского православия после падения коммунизма. Сегодняшнее воплощение увенчано куполом из искусственного золота. Его оригинальные каменные детали воспроизведены из бронзы и пластика, а снаружи он облицован мрамором. Однако само его присутствие в отреставрированном виде является обнадеживающим символом более романтического периода русской истории. (Уилл Блэк)
Всероссийский выставочный центр
Иосиф Сталин заказал Всесоюзную сельскохозяйственную выставку 1939 года как празднование советских экономических достижений и успехов плановой экономики. Площадка, тогда называвшаяся Выставкой достижений народного хозяйства (ВДНХ), представляла собой выставочную площадку из монументальных павильонов, построенных в стиле высокого соцреализма. Выставочная площадка все еще используется, хотя с конца 1930-х годов она была значительно расширена.
Центром первой фазы застройки стал Центральный павильон. Первоначальный интерьер включал в себя колоссальную иллюминированную карту Советского Союза и героические сцены гидроэлектростанции и родного города Ленина. Другие сохранившиеся элементы первой фазы развития включают восьмиугольную площадь, окруженную девятью меньшими павильонами, каждый из которых посвящен своей профессии, теме или сфере экономической деятельности. В центре площади находится фонтан с позолоченными статуями девушек в национальных костюмах 16 советских республик.
Архитектура выставочного комплекса не только отражает неприятие Сталиным интернационального стиля, который был объявлен вне закона в 1931 году, но и является наследием сталинского постановления 1934 года о том, что культурное самовыражение должно быть «национальным по форме и социалистическим по содержанию». Архитекторов поощряли использовать этнические мотивы; например, отсылая к архитектурным формам Средней Азии, фасад так называемого Павильона Культуры представляет собой звездообразную пагоду и изразцовые арабески.
Мероприятие 1939 года имело большой успех. После Второй мировой войны, в 1954 возродилась Сельскохозяйственная выставка. После распада Советского Союза в 1991 году на этом месте разместился Всероссийский выставочный центр. (Адам Морнемент)
Тела и постройки Ленина | Представления
Тела Ленина: скрытая наука о коммунистическом суверенитете
Алексей Юрчак
Во время дискуссии несколько лет назад в Думе о судьбе тела Ленина, выставленного в Мавзолее Ленина на Красной площади, Владимир Мединский , тогда еще депутат Думы (а ныне министр культуры России), предположил, что пора вынести это тело из мавзолея и закопать в землю. «Не обманывайте себя, — объяснял он, — иллюзией, что в мавзолее лежит Ленин. Осталось только 10 процентов его тела». Уважаемый политический еженедельник Власть » решил проверить эту цифру. Во время вскрытия в январе 1924 года, писал еженедельник, у Ленина извлекли мозг и органы. Когда Ленина бальзамировали, его внутренние жидкости заменили бальзамирующими. Поскольку органы составляют около 17 процентов массы человеческого тела, а жидкости — около 60 процентов, тело Ленина потеряло 77 процентов своей первоначальной массы. Поэтому, заключил еженедельник, депутат Думы ошибся: в мавзолее лежит 23 процента тела Ленина, а не 10 процентов, как предполагал Мединский. Читать далее …
В этом очерке Алексей Юрчак анализирует проект хранения тела В. И. Ленина в Мавзолее Ленина в Москве на протяжении последних девяноста лет. Основное внимание в нем уделяется материальности этого конкретного органа, уникальной биологической науке, развившейся вокруг проекта, и особой политической роли, которую играет этот орган.
АЛЕКСЕЙ ЮРЧАК — доцент кафедры антропологии Калифорнийского университета в Беркли. Он автор «Все было навсегда, пока этого не стало: последнее советское поколение » (Принстон, 2006 г.) и занимается политической историей ленинских и других коммунистических органов и наукой, которая развивалась вокруг проектов их сохранения.
Белоснежка и Зачарованный дворец: прочтение архитектурного культа Ленина
Джонатан Брукс Платт
В 1965 году архитектор Константин Мельников написал краткие воспоминания о своей работе над Мавзолеем Ленина, раскрывая фольклорный источник его 1924 дизайн оригинального саркофага. Мельников описывает свою пирамидальную стеклянную конструкцию как «хрусталь с лучистой игрой внутреннего рассеянного света, напоминающей сказку о спящей царевне». В отсылке объединены две литературные народные сказки: «Сказка о спящей царевне» Василия Жуковского, переработанная «Спящая красавица» Шарля Перро, и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Александра Пушкина по мотивам сказки братьев Гримм. Чистый белый цвет.» Мельников уподобляет забальзамированного В. И. Ленина спящей царевне Жуковского, но его хрустальный гроб более прямо отсылает к умершей Пушкина. Пушкин тоже уподобляет в своей сказке смерть сну. Перед тем, как положить ее в гроб, княгиня «лежала так свежа, так тиха, / Как будто под крылом сна, / Что, казалось, только чуть не дышала», и в конце концов она поднимается из гроба с криком: — О, как долго я спал! Применительно к Ленину этот образ необычайно силен.