Либескинд архитектор – Даниэль Либескинд: интервью с архитектором и его лучшие проекты | Admagazine

Содержание

Даниэль Либескинд: биография, проекты, работы

Разрушающий формы архитектор ломает общепринятые каноны, проектируя управляемый хаос, застывший в фантастических формах. Он считает, что люди давно готовы выйти из привычных рамок в ожидании нового.

Входящий в десятку самых знаменитых архитекторов мира, этот деконструктивист считает, что его произведения – своего рода язык, при помощи которого он передает свои эмоции.

Музыкант и архитектор

Даниэль Либескинд родился в Польше в 1946 году. В подростковом возрасте он вместе с родителями, бывшими заключенными ГУЛАГа, переезжает в Израиль. Талантливый мальчик, прекрасно игравший на инструментах, получает стипендию от культурного фонда и продолжает обучение в Америке.

Все говорило о том, что растет гениальный музыкант, однако юноша влюбляется в архитектуру и получает профессиональное образование. Он всегда подчеркивал, что музыка сыграла свою роль в проектировании, которому он полностью отдавался.

Мировая слава

1989 год ознаменован созданием собственной студии, а Даниэль Либескинд становится известной персоной в мировой архитектуре.

Говоря о творчестве гения, исследователи отмечают тесную связь музыки и философии, где мастер показал себя большим профессионалом. Наверное, нет ни одного архитектора, для которого источником вдохновения становились оперные произведения. Даниэль Либескинд уверен, что каждое пространство имеет собственное звучание, а целый город играет подобно слаженному оркестру.

Память – в произведениях

Деконструктивист, предчувствуя неизбежные изменения, признавался, что для него очень важно понятие «новый модернизм». По мнению архитектора, оно означает освоение накопленного за тысячи лет опыта.

Он был дружен с З. Хадид, скончавшейся в 2016 году. Уникальная женщина-архитектор творила в том же стиле, что и Даниэль. Любители деконструктивизма выиграли совместный проект реконструкции заброшенной территории. И когда творца спросили о том, смог бы он создать памятник Захе, он ответил отрицательно: «Архитектор – это особая профессия. Мы творим шедевры, которые и являются памятью о нас после смерти».

Памятники холокосту

Отметивший семидесятилетие, Даниэль Либескинд, биография которого наполнена яркими победами и признанием его таланта всем миром, заявляет о том, что делает еврейскую архитектуру. Памятники холокосту – это отдельные произведения среди общего перечня его работ. Автор старается выразить основы религиозных и культурных традиций евреев.

Личный пессимистический взгляд на жизнь Либескинд, произведения которого можно увидеть по всему миру, транслирует в своем творчестве. Он отражает исторические вопросы, превращая архитектурное произведение в гуманистическое.

Средство коммуникации

Архитектура для него – искусство коммуникации. Но если здание молчит, то это означает лишь одно – его таким и создали. Такие конструкции сносят без зазрения совести. Многие люди думают, что жилой дом – это обычное здание, а, например, музей – архитектура. Творец с этим утверждением не согласен и считает, что любые объекты строятся для людей, которым должно быть приятно находиться внутри помещений. В этом твердо убежден Даниэль Либескинд.

Проекты выдающегося мэтра современности всегда вызывают пристальный интерес. Когда в производство запустили эксклюзивную серию частных домов, это стало главным событием, о котором говорили в мире архитектуры.

Жилой дом и арт-объект

Конструкции, построенные по экологическим стандартам, задуманы одновременно как обычное жилище и арт-объект. Сохранивший все признаки деконструктивизма, дом построен с учетом самых новых разработок и может легко собираться в короткие сроки.

Изготовленные по уникальным технологиям металлические панели, которыми облицовано здание, выглядят, как состарившийся материал. За ними скрывается специальная система, отапливающая помещение и подогревающая воду, а микроэлементы на фасадах генерируют электричество.

Сам дом полностью изготовлен из дерева, потому что автору важна экология и то, как себя чувствуют жильцы в созданном им творении. Даниэль Либескинд, подчеркивая особую связь человека с природой, предлагает людям защиту и безопасность в асимметричных зданиях.

Коммерческий успех

Конечно, такая недешевая вилла будет заявлять прежде всего о статусе ее владельца. Приобретают необычные дома коллекционеры и владельцы частных галерей, размещающие на огромной площади свои экспонаты.

Таким домам предрекают коммерческий успех, а культурная ценность постепенно становится брендом.

Интересные факты

  • Архитектор Даниэль Либескинд спроектировал бетонную парту для будущей инсталляции, выпущенную серией в 30 экземпляров, создал стальное кресло и интересную люстру, хрустальные шахматы и настенные часы.
  • Дебют архитектора стал его настоящим шедевром. Еврейский музей в Германии, построенный в 1993 году, явился тем самым проектом, после которого на гениального зодчего обрушилась слава. Трагедия народа, соединившаяся с деконструктивизмом, выразилась в необычном образе здания, напоминающем кусок согнутого металла.
  • Большой победой Либескинда считается комплекс, возведенный на месте разрушенного в 2001 году Всемирного торгового центра. В Нью-Йорке, пережившем трагедию, реализовался новый образ мегаполиса, ставший мемориалом и символом новой жизни.
  • В Милане на выставке 2015 года самой эффектной конструкцией стал павильон, выполненный в виде огромного чешуйчатого красного дракона.
  • Крупнейший проект Швейцарии – торгово-развлекательный комплекс, названный «новым чудом Берна». Внутри него архитектор создал имитацию города со всеми улицами и площадями.
  • Даниэля приглашают преподавать и вести курсы по основам архитектуры. Кроме этого, он пишет философские произведения и мемуары.
  • Главный партнер его студии – любимая жена Нина, а сын руководит офисом в Милане.

Основные приемы

«Архитектор обязан верить в будущее», – убежден Даниэль Либескинд, работы которого напоминают сложную головоломку. Изломы, асимметрия, противоречивые сочетания пространства и объема, диссонанс – это основные приемы мэтра, меняющие атмосферу существования человека.

fb.ru

Еврейский музей в Берлине (арх. Даниэль Либескинд)

Я чрезвычайно горд, поскольку Еврейский музей является одним из самых посещаемых музеев в Европе и самым посещаемым в Берлине.
Даниэль Либескинд

История Еврейского музея в Берлине началась в 1933 году, когда в здании на улице Ораниенбургер Штрабе был открыт музей, организованный еврейской общиной. Просуществовав всего несколько лет, в 1938 году он был закрыт в соответствии с нацистской политикой. В конце 1980-х музей было решено восстановить и провести конкурс на строительство нового здания, по результатам которого и был выбран проект Даниэля Либескинда.

Проект этого комплекса необычной формы с выставочными помещениями, или «пустотами» Либескинд представил на конкурс. Агрессивный бетонный интерьер и зигзагообразное внешнее обрамление, тревожные угловатые формы символизируют еврейскую трагедию в Берлине и во всей Германии в целом. Либескинд задумал этот проект в качестве концовки оперы Арнольда Шёнберга Моисей и Аарон (1932), отчасти из-за ссылки композитора из Берлина незадолго до начала Холокоста.

Американский архитектор польского происхождения Даниэль Либескинд (1946-) внес большой вклад в план реконструкции Всемирного торгового центра в 2003 году и в разногласия по поводу построенной там башни. Хотя Либескинд является автором нескольких комплексов-небоскребов, включая Reflections (2011) в Кеппел-Бей, Сингапур, и Haeundae Udong Hyundai l’Park (2012) в Пусане, Южная Корея, его профессиональная карьера началась на другой ноте.

Первоначально он обучался музыке в Израиле, а затем архитектуре в Купер Юнион в Нью-Йорке и Эссекском университете в Англии. Первую известность ему принесли два немецких здания: Еврейский музей в Берлине и Дом Феликса Нуссбаума (1998) в Оснабрюке. Эти постройки принесли ему международное признание и повлекли за собой новые проекты, в основном музеи.

Среди них следует выделить Северный Имперский военный музей в Манчестере (2001) и Современный еврейский музей (2008) в Сан-Франциско, а также пристройки и реставрации Денверского музея искусств (2006), Королевского музея Онтарио (2007) и узей военной истории (2011) в Дрездене. В своих творениях Либескинд использует дерзкие, резкие, угловые формы, с уникальными пространствами внутри. С момента открытия Еврейского музея в 2001 году Либескинд создал пристройку к комплексу в 2007 году – многофункциональное пространство с ресторанным двориком, а в 2012 пристроил здание архива.

Сегодня музей состоит из двух строений: старого здания Коллегиенхауса (суда прусского двора, а затем — Высшего суда Берлина) и нового зигзагообразного сооружения, открытого в 2001 году; первое являет собой образец барокко, второе — деконструктивизма.

Здание из армированного бетона облицовано цинком. Очертания молнии зачастую называют «блицем» — это несколько угловатых и прямоугольных галерей, соединенных друг с другом переходами. Из некоторых открывается вид на пустое пространство, облаченное в бетон. Самая крупная «пустота» символизирует Холокост и отсутствие еврейского вклада в берлинское общество. Чтобы попасть в музей, посетители должны пересечь это пространство, напоминающее об огромной потере.

Именно этот проект принес мастеру всемирную известность. Он является наиболее ярким и целостным выражением архитектурных идей Либескинда. Немалое количество музеев, построенных архитектором в разных странах, пусть и несет в себе повествовательный элемент, непосредственно связанный с каждым отдельным проектом, но все же очевидно содержит больше формальных средств выразительности, чем уникальных концепций.

Новое здание Еврейского музея — это повествование об истории еврейского народа. Каждый его элемент, начиная от общей формы, заканчивая каждым объектом экспозиции, является носителем смысла, символизирует какой-то исторический факт или представляет собой целую философскую концепцию. Сдержанный прочный вид старого здания меркнет по сравнению с новым, которое становится примером по-настоящему говорящей архитектуры.

Зигзагообразная форма нового корпуса, по всему периметру облицованного цинковыми пластинами, служит метафорой как прошлого, так и будущего. На протяжении многих лет необработанный сплав титана и цинка на фасадах будет окисляться и менять цвет под воздействием света, воздуха и влаги. То есть здание, сама архитектура становится здесь живым организмом, изменяющимся с течением времени.

Строение Либескинда не имеет входа с улицы. Входом служит отделанный бетоном спуск в подземный коридор в холле старого корпуса. Попадая внутрь, посетители теряют равновесие, так как пол находится под наклоном, и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, чтобы двигаться вперед. Это лишь дополняет общую идею. Таким обрезом, через физические переживания каждый посетитель музея «преодолевает» трудный путь, который служит метафорой истории еврейского народа в целом и еврейской общины в Германии в частности.

Барокко — один из главенствующих стилей в архитектуре и изобразительном искусстве Европы и Латинской Америки конца XVI — середины XVIII века. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Но в этой «трагичной» архитектурной форме есть и поэтическая составляющая: сам автор говорит, что его здание вдохновлено сочинением Вальтера Беньямина “Улица с односторонним движением” (1928) и является также продолжением незаконченного музыкального произведения композитора Арнольда Шенберга, которому Либескинд дал название «Между строк», как и своему проекту. Этому соответствует внутренняя структура строения, в ее основу положено две линии. Одна — извилистая, но непрерывная, другая — прямая, но разбитая на множество отрезков. По словам Либескинда, его проект — о двух способах мышления.

Прямая линия, о которой говорит архитектор, тоже заложена в структуру здания: линия из пустых помещений, не имеющих ни входов, ни выходов, не предназначенных для размещения музейной экспозиции, она, прерываясь, идет через весь зигзаг здания, образуя в местах пересечения световые колодцы. По полу одной из пустот разбросаны металлические ржавые пластины с прорезями в форме глаз и рта (инсталляция «Шале хет», или «Опавшие листья»), что, конечно, однозначно отсылает нас к трагической истории XX века.

Но игра символов на этом не заканчивается. В процессе проектирования архитектор нанес адреса вы дающихся еврейских и немецких граждан на карту до военного Берлина и эти точки соединил линиями так чтобы сформировать «иррациональную и невидимую матрицу», которую при помощи языка геометрии за шифровал в здании музея. Эти линии стали «окнами» хаотично разбросанными по всей поверхности фасада так что невозможно прочитать внутреннюю структуру сооружения — ни количество этажей, ни количество помещений.

Постоянная экспозиция музея состоит из трех отдельных частей, совершенно независимых друг от друга. Все три подземных оси пересекаются и символизирую три возможных варианта существования еврейской народа в Германии в XX веке.

«Ось Холокоста» заканчивается тупиком: она по степенно становится все уже и темнее и завершаете: в Башне Холокоста — асимметричном пустом помещении, освещаемом лишь тонким лучом света, проникающим через единственное отверстие в потолке.

 В витринах, расположенных вдоль стен оси, размещены документы и личные вещи, рассказывающие о частной и общественной жизни своих убитых владельцев.

“Ось Эмиграции” ведет в Сад Изгнания. Здесь экспозиция рассказывает о людях, которым пришлось уехать. Неровный пол постепенно поднимается и приводит к массивным дверям, но, чтобы открыть их, необходимо приложить определенные усилия. Сад Изгнания представляет собой замкнутое пространство с висящим садом (отсылка к историческим библейским (событиям) на 49 столбах. Число 49 символично — Израильское государство было основано в 1949 году. Полы и колонны расположены не перпендикулярно по отношению друг к другу. Это приводит к полнейшей дезориентации. И так или иначе, Сад Изгнания не является полным освобождением — из него нет выхода. И зритель возвращается в подземелье, чтобы пройти третий путь.

“Ось Непрерывности” оказывается самой длинной — на идет через все здание и заканчивается большой лестницей, поднимающейся от подвала до верхнего этажа, что символизирует непрерывность истории.

Вся эта сложнейшая повествовательная структура дополняется большим количеством отдельных залов для временных экспозиций, блуждая среди которых, посетитель то и дело заходит в тупик и оказывается вынужденным возвращаться и искать верный путь — это есть замечательная метафора человеческой жизни.

Даниэль Либескинд разработал свою концепцию за год до падения Берлинской стены, и в основе ее лежали три идеи: невозможно понять историю Берлина, не понимая огромный вклад в нее еврейских жителей; смысл холокоста должен быть осознан как часть истории и элемент коллективной памяти; и, наконец, необходимо признать умаление роли еврейской общины в истории Берлина и Германии. Проект получился более чем убедительным. Переступая порог музея, посетитель оказывается погруженным в определенную психологическую среду, полностью подчиняющую себе все возможности человеческого восприятия.

Этот проект сделал Даниэля Либескинда знаменитым. Целостная повествовательная концепция, продуманная от общей идеи до каждой отдельной детали, вдохнула жизнь в архитектурную форму. Подобные проекты уникальны, но они порождают череду имитаций, повторов и подражаний. После Еврейского музея в Берлине Либескинд создал и осуществил проекты более 10 музеев по всему миру. В том числе Еврейский музей в Копенгагене, Имперский военный музей в Манчестере, Военно-исторический музей в Дрездене, Королевский музей Онтарио в Торонто и т. д. В каждом из них можно разглядеть идеи берлинского Еврейского музея. Но в отличие от своего прообраза эти сооружения уже являются лишь набором формальных выразительных элементов. В них нет такой целостности и мощи, нет такого глубокого смыслового содержания в отдельных элементах. И хотя форма каждого из этих сооружений имеет свое образное объяснение, она остается «пустой», не наполненной содержанием.

Так в основании Имперского военного музея лежит то же пересечение линий в плане, как и в Еврейском музее в Берлине. Идея, кажется, наглядно и понятно воплощена. Но повторение форм и отсутствие глубокой проработки смысла каждого отдельного внутреннего и внешнего элемента не позволяют этому проекту превзойти Еврейский музей по своей содержательности или хотя бы оказаться с ним наравне. То же касается и Еврейского музея в Копенгагене, где была осуществлена попытка повторить психологический эффект предшественника вновь при помощи наклоненных полов и опор.

Уникальное сооружение в Берлине, ставшее источником для многочисленных повторений и цитирований.

Смотрите также:

delovoy-kvartal.ru

Даниэль Либескинд

Даниэль Либескинд родился в Польше, в еврейской семье. Изучал музыку в Израиле (по стипендии Американо-Израильского культурного фонда) и в Нью-Йорке, где проявил себя как виртуозного исполнителя. В дальнейшем музыка играла существенную роль в его архитектурном проектировании на стадии разработки концепции. Д. Либескинд получил архитектурное образование в Купер Юнион (Cooper Union) в Нью-Йорке (-1970), а также второе высшее архитектурное образование по специальности «история и теория архитектуры» в Школе Сравнительных Исследований в Эссекском университете, Англия в 1972 г.

В 1989 г. Д. Либескинд основал бюро Studio Daniel Libeskind в Берлине. После победы бюро в конкурсе на проект нового комплекса на месте бывшего Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в 2003 году правление студии переехало в Нью-Йорк. Либескинд на сегодняшний день является одной из самых ярких фигур в мировой архитектуре.


Королевский музей Онтарио. Торонто


Дом 18.36.54. США
Возглавлял архитектурный факультет Крэнбрукской академии искусств (1978-85). В 1986-89 основал и возглавил архитектурное училище в Милане. Один из семи архитекторов, принимавших участие в выставке «Архитектура деконструктивизма» (1989). Известность приобрел преимущественно своими берлинскими проектами (в частности, Еврейский музей, 1999). Выиграл конкурс на генеральный план перестройки территории бывшего World Trade Center в Нью-Йорке.
 
 
Университет Лондонского метрополитена

Его творчество — не только архитектура, но и философия, и музыка, причем в этих областях он так же высоко профессионален, как и в архитектуре. Сложно назвать другого архитектора, для которого музыка была бы столь органичным элементом архитектоники сооружений. Музыка, геометрия, слово — источники вдохновения в творчестве Либескинда-архитектора. Он строит здания, пишет философские эссе, ставит оперу (в 2000 году в Лейпцигской опере Либескинд не только выступил в качестве постановщика, но и дирижировал оперой Оливье Мессиана).


Жилой комплекс «Восхождение». Кентуки                           Run Run Shaw Creative Media Centre. Гонконг


Вилла Либескинда. Германия

Очень важно для Либескинда понятие «Новый Модернизм», который связан с ощущением Конца. Ясно, что конец XX века не есть конец пути, хотя неизбежно апокалиптическое предчувствие грядущих изменений. В культурном сознании эта граница старого и нового уже перейдена, и появилось ощущение, что изменилась атмосфера существования, изменились желания и побуждения людей, а, следовательно, изменился и образ мышления.


Еврейский музей. Берлин

Либескинд полагает, что модернизм продолжался не десять, двадцать или сто лет, что это был период, длившийся около трех тысяч лет и только сейчас подходящий к концу. То есть, он имеет в виду, что период обогащения человеческого интеллекта, то великое, что привнесли в видение мира Сократ, его предшественники и последователи, заканчивается. Мир будет существовать еще тысячи лет, однако в духовном смысле эмпирическая реальность, точнее — конкретная концепция отношения к миру — приближается к абсолютному Концу. В некотором смысле Новый Модернизм есть Конец, эмблема Конца. В связи с этим, Либескинд как архитектор считает, что архитектура вступила в сферу, которая пока еще не очень ясна. Это не сфера доводов разума и не сфера ясно построенных категорий. Приближение к Концу, по мысли Либескинда, означает освоение всего опыта, накопленного к этому моменту. Свою теорию Либескинд попытался воплотить в проектах «Берлин по краям» (Berlin City Edge, 1987) и Еврейском Музее в Берлине (Jewish Museum, Berlin, 2000).

gestaltung.ru

Даниэль Либескинд архитектор деконструктывист дизайнер

Даниэль Либескинд фото дизайнера

Даниэль Либескинд, B.Arch. М.А. BDA (AIA), международный архитектор деконструктывист и дизайнер. Родился в Лодзь Польша в 1946 году в еврейской семье. Либескинд изучал музыку в Израиле и Нью-Йорке и был виртуозным музыкантом в молодом возрасте, перед тем как бросить музыку, чтобы стать архитектором. Он получил многочисленные награды по разработке всемирно известных проектов, в том числе еврейский музей в Берлине Denver Art Museumm, Королевский музей Онтарио в Торонто, Военно-исторический музей в Дрездене и мастер-Ground Zero среди других. Даниэль Либескинд приверженец расширений в сфере архитектуры, отражает свой глубокий интерес и уовлеченность в философии, искусстве, литературе и музыке. Фундаментальность философии Либескинда является понятие о том, что здания являются созданием с ощутимой энергией человека, и они касаются в большей мере культурного контекста, в котором они построены. Даниэль преподает и читает лекции в университетах по всему миру. Он сейчас проживает в Нью-Йорке со своей женой и партнером в бизнесе, Нина Либескинд.

Военно-исторический музей в Дрездене

 Королевский музей Онтарио в Торонто

Популярные статьи

arch-proect.com

Либескинд, Даниэль — Биография — JewAge

Даниэль Либескинд (Daniel Libeskind; р. 12 мая 1946, Лодзь, Польша) — американский архитектор-деконструктивист. Американское гражданство получил в 1965 г.

Биография

Даниэль Либескинд родился в Польше, в еврейской семье. Изучал музыку в Израиле (по стипендии Американо-Израильского культурного фонда) и в Нью-Йорке, где проявил себя как виртуозного исполнителя. В дальнейшем музыка играла существенную роль в его архитектурном проектировании на стадии разработки концепции. Д. Либескинд получил архитектурное образование в Купер Юнион в Нью-Йорке (-1970), а также второе высшее архитектурное образование по специальности «история и теория архитектуры» в Школе Сравнительных Исследований в Эссекском университете, Англия в 1972 г.

В 1989 г. Д.Либескинд основал бюро Studio Daniel Libeskind в Берлине. После победы бюро в конкурсе на проект нового комплекса на месте бывшего Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в 2003 году правление студии переехало в Нью-Йорк. Либескинд на сегодняшний день является одной из самых ярких фигур в мировой архитектуре. Для него характерен междисциплинарный подход, стремление критически переосмыслить архитектурную деятельность

На данный момент Даниэль Либескинд помимо проектной деятельности преподает и читает лекции во многих университетах по всему миру: университетах Торонто, Йеля, Пенсильвании, а также университете Дизайна в Карлсруэ (Германия) и имеет почетную докторскую степень в берлинском университете Гумбольдта (1997), колледже искусств и гуманитарных наук Эссекского университета (1999), университете Эдинбурга, чикагском университете DePaul (2002) и университете Торонто (2004). Возглавлял архитектурный факультет Крэнбрукской академии искусств (1978-85). В 1986-89 основал и возглавил архитектурное училище в Милане. Один из семи архитекторов, принимавших участие в выставке «Архитектура деконструктивизма» (1989). Известность приобрел преимущественно своими берлинскими проектами (в частности, Еврейский музей, 1999). Выиграл конкурс на генеральный план перестройки территории бывшего World Trade Center в Нью-Йорке.

Его творчество — не только архитектура, но и философия, и музыка, причем в этих областях он так же высоко профессионален, как и в архитектуре. Сложно назвать другого архитектора, для которого музыка была бы столь органичным элементом архитектоники сооружений. Музыка, геометрия, слово — источники вдохновения в творчестве Либескинда-архитектора. Он строит здания, пишет философские эссе, ставит оперу (в 2000 году в Лейпцигской опере Либескинд не только выступил в качестве постановщика, но и дирижировал оперой Оливье Мессиана).

Тексты Либескинда, даже по сравнению с текстами П.Айзенмана или Б.Чуми, очень сложны, полны смутных метафор (часто музыкальных и мифологических). В своих текстах он использует метод зачеркивания (у Деррида: употребления термина традиционной метафизики, например, опыт, может быть более менее корректно только при одновременном перечеркивании его, удаляющим из него традиционное значение). Либескинд деконструирует понятие поверхности, стены («Поверхность должна умереть. Доказательство» — в этой статье Либескинд словно теорему доказывает псевдоматематически свое утверждение, используя абстрактные символы). «Линия всегда перпендикулярна вибрации, испускаемой Богом, который впервые поцеловал треугольники, затем ставшие равносторонними /…/» — примерно в таком же духе написана вся статья. Кроме того, в своих текстах Либескинд одновременно говорит на множестве языков (и древних, и современных, и несуществующих в природе), переворачивая слова и буквы во всех направлениях, пуская их зигзагообразно, наискось, сталкивая друг с другом, вклинивая между буквами цифры, превращая сам текст в некий шифр. И если его читать прямо, то ничего кроме бессмыслицы в нем найти не удастся. Дело в том, что Либескинд, как в текстах, так и в своих архитектурных проектах, использует метод чтения между линиями (как и Айзенман, который все же основные поиски направляет именно на архитектуру, а не на текст).


Очень важно для Либескинда понятие «Новый Модернизм», который связан с ощущением Конца. Ясно, что конец XX века не есть конец пути, хотя неизбежно апокалиптическое предчувствие грядущих изменений. В культурном сознании эта граница старого и нового уже перейдена, и появилось ощущение, что изменилась атмосфера существования, изменились желания и побуждения людей, а, следовательно, изменился и образ мышления. Либескинд полагает, что модернизм продолжался не десять, двадцать или сто лет, что это был период, длившийся около трех тысяч лет и только сейчас подходящий к концу. То есть, он имеет в виду, что период обогащения человеческого интеллекта, то великое, что привнесли в видение мира Сократ, его предшественники и последователи, заканчивается. Мир будет существовать еще тысячи лет, однако в духовном смысле эмпирическая реальность, точнее — конкретная концепция отношения к миру — приближается к абсолютному Концу. В некотором смысле Новый Модернизм есть Конец, эмблема Конца. В связи с этим, Либескинд как архитектор считает, что архитектура вступила в сферу, которая пока еще не очень ясна. Это не сфера доводов разума и не сфера ясно построенных категорий. Приближение к Концу, по мысли Либескинда, означает освоение всего опыта, накопленного к этому моменту. Свою теорию Либескинд попытался воплотить в проектах «Берлин по краям» (Berlin City Edge, 1987) и Еврейском Музее в Берлине (Jewish Museum, Berlin, 2000).

Самые известные постройки Д.Либескинда

  • Музей Феликса Нуссбаума в Оснабрюке, 1998
  • Еврейские музей в Берлине, 1999
  • Имперский военный музей в Манчестере, 2001
  • Еврейские музей в Копенгагене, 2003
  • Расширение Денверского музея. 2006
  • Королевский музей Онтарио в Торонто, 2007
  • Еврейские музей в Сан-Франциско, 2008

Источники

Примечания

Ссылки



Эта информация опубликована в соответствии с GNU Free Documentation License (лицензия свободной документации GNU).

Вы должны зайти на сайт под своим именем для того, чтобы иметь возможность редактировать эту статью

www.jewage.org

Либескинд, Даниэль — это… Что такое Либескинд, Даниэль?

Даниэль Либескинд (Daniel Libeskind; р. 12 мая 1946, Лодзь, Польша) — американский архитектор-деконструктивист. Американское гражданство получил в 1965 г.

Биография

Даниэль Либескинд родился в Польше, в еврейской семье[1][2][3][4]. Изучал музыку в Израиле (по стипендии Американо-Израильского культурного фонда) и в Нью-Йорке, где проявил себя как виртуозного исполнителя. В дальнейшем музыка играла существенную роль в его архитектурном проектировании на стадии разработки концепции. Д. Либескинд получил архитектурное образование в Купер Юнион (Cooper Union) в Нью-Йорке (-1970), а также второе высшее архитектурное образование по специальности «история и теория архитектуры» в Школе Сравнительных Исследований в Эссекском университете, Англия в 1972 г.

В 1989 г. Д.Либескинд основал бюро Studio Daniel Libeskind[5] в Берлине. После победы бюро в конкурсе на проект нового комплекса на месте бывшего Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в 2003 году правление студии переехало в Нью-Йорк. Либескинд на сегодняшний день является одной из самых ярких фигур в мировой архитектуре. Для него характерен междисциплинарный подход, стремление критически переосмыслить архитектурную деятельность

На данный момент Даниэль Либескинд помимо проектной деятельности преподает и читает лекции во многих университетах по всему миру: университетах Торонто, Йеля, Пенсильвании, а также университете Дизайна в Карлсруэ (Германия) и имеет почетную докторскую степень в берлинском университете Гумбольдта (1997), колледже искусств и гуманитарных наук Эссекского университета (1999), университете Эдинбурга, чикагском университете DePaul (2002) и университете Торонто (2004). Возглавлял архитектурный факультет Крэнбрукской академии искусств (1978-85). В 1986-89 основал и возглавил архитектурное училище в Милане. Один из семи архитекторов, принимавших участие в выставке «Архитектура деконструктивизма» (1989). Известность приобрел преимущественно своими берлинскими проектами (в частности, Еврейский музей, 1999). Выиграл конкурс на генеральный план перестройки территории бывшего World Trade Center в Нью-Йорке.

Его творчество — не только архитектура, но и философия, и музыка, причем в этих областях он так же высоко профессионален, как и в архитектуре. Сложно назвать другого архитектора, для которого музыка была бы столь органичным элементом архитектоники сооружений. Музыка, геометрия, слово — источники вдохновения в творчестве Либескинда-архитектора. Он строит здания, пишет философские эссе, ставит оперу (в 2000 году в Лейпцигской опере Либескинд не только выступил в качестве постановщика, но и дирижировал оперой Оливье Мессиана).

Тексты Либескинда, даже по сравнению с текстами П.Айзенмана или Б.Чуми, очень сложны, полны смутных метафор (часто музыкальных и мифологических). В своих текстах он использует метод зачеркивания (у Деррида: употребления термина традиционной метафизики, например, опыт, может быть более менее корректно только при одновременном перечеркивании его, удаляющим из него традиционное значение). Либескинд деконструирует понятие поверхности, стены («Поверхность должна умереть. Доказательство»[6] — в этой статье Либескинд словно теорему доказывает псевдоматематически свое утверждение, используя абстрактные символы). «Линия всегда перпендикулярна вибрации, испускаемой Богом, который впервые поцеловал треугольники, затем ставшие равносторонними /…/»[6] — примерно в таком же духе написана вся статья. Кроме того, в своих текстах Либескинд одновременно говорит на множестве языков (и древних, и современных, и несуществующих в природе), переворачивая слова и буквы во всех направлениях, пуская их зигзагообразно, наискось, сталкивая друг с другом, вклинивая между буквами цифры,[7] превращая сам текст в некий шифр. И если его читать прямо, то ничего кроме бессмыслицы в нем найти не удастся. Дело в том, что Либескинд, как в текстах, так и в своих архитектурных проектах, использует метод чтения между линиями (как и Айзенман, который все же основные поиски направляет именно на архитектуру, а не на текст).

Очень важно для Либескинда понятие «Новый Модернизм», который связан с ощущением Конца. Ясно, что конец XX века не есть конец пути, хотя неизбежно апокалиптическое предчувствие грядущих изменений. В культурном сознании эта граница старого и нового уже перейдена, и появилось ощущение, что изменилась атмосфера существования, изменились желания и побуждения людей, а, следовательно, изменился и образ мышления. Либескинд полагает, что модернизм продолжался не десять, двадцать или сто лет, что это был период, длившийся около трех тысяч лет и только сейчас подходящий к концу. То есть, он имеет в виду, что период обогащения человеческого интеллекта, то великое, что привнесли в видение мира Сократ, его предшественники и последователи, заканчивается. Мир будет существовать еще тысячи лет, однако в духовном смысле эмпирическая реальность, точнее — конкретная концепция отношения к миру — приближается к абсолютному Концу. В некотором смысле Новый Модернизм есть Конец, эмблема Конца. В связи с этим, Либескинд как архитектор считает, что архитектура вступила в сферу, которая пока еще не очень ясна. Это не сфера доводов разума и не сфера ясно построенных категорий. Приближение к Концу, по мысли Либескинда, означает освоение всего опыта, накопленного к этому моменту. Свою теорию Либескинд попытался воплотить в проектах «Берлин по краям» (Berlin City Edge, 1987) и Еврейском Музее в Берлине (Jewish Museum, Berlin, 2000).

Самые известные постройки Д.Либескинда

Фасад Королевского музея Онтарио в Торонто.

Источники

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Либескинд, Даниэль — Википедия

Даниэль Либескинд (Daniel Libeskind; р. 12 мая 1946, Лодзь, Польша) — американский архитектор-деконструктивист. Американское гражданство получил в 1965 г.

Биография

Даниэль Либескинд родился в Польше, в еврейской семье[3][4][5][6]. Изучал музыку в Израиле (по стипендии Американо-Израильского культурного фонда) и в Нью-Йорке, где проявил себя как виртуозный исполнитель. В дальнейшем музыка играла существенную роль в его архитектурном проектировании на стадии разработки концепции. Либескинд получил архитектурное образование в Купер Юнион (Cooper Union) в Нью-Йорке (1970), а также второе высшее архитектурное образование по специальности «история и теория архитектуры» в Школе Сравнительных Исследований в Эссекском университете, Англия (1972).

В 1989 году Либескинд основал бюро Studio Daniel Libeskind[7] в Берлине. После победы бюро в конкурсе на проект нового комплекса на месте бывшего Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в 2003 году правление студии переехало в Нью-Йорк. Либескинд на сегодняшний день является одной из самых ярких фигур в мировой архитектуре. Для него характерен междисциплинарный подход, стремление критически переосмыслить архитектурную деятельность

На данный момент Даниэль Либескинд помимо проектной деятельности преподает и читает лекции во многих университетах по всему миру: университетах Торонто, Йеля, Пенсильвании, а также университете Дизайна в Карлсруэ (Германия) и имеет почетную докторскую степень в берлинском университете Гумбольдта (1997), колледже искусств и гуманитарных наук Эссекского университета (1999), университете Эдинбурга, чикагском университете DePaul (2002) и университете Торонто (2004). Возглавлял архитектурный факультет Крэнбрукской академии искусств (1978-85). В 1986-89 основал и возглавил архитектурное училище в Милане. Один из семи архитекторов, принимавших участие в выставке «Архитектура деконструктивизма» (1989). Известность приобрел преимущественно своими берлинскими проектами (в частности, Еврейский музей, 1999). Выиграл конкурс на генеральный план перестройки территории бывшего World Trade Center в Нью-Йорке.

Его творчество — не только архитектура, но и философия, и музыка, причем в этих областях он так же высоко профессионален, как и в архитектуре. Сложно назвать другого архитектора, для которого музыка была бы столь органичным элементом архитектоники сооружений. Музыка, геометрия, слово — источники вдохновения в творчестве Либескинда-архитектора. Он строит здания, пишет философские эссе, ставит оперу (в 2000 году в Лейпцигской опере Либескинд не только выступил в качестве постановщика, но и дирижировал оперой Оливье Мессиана).

Тексты Либескинда, даже по сравнению с текстами П.Айзенмана или Б.Чуми, очень сложны, полны смутных метафор (часто музыкальных и мифологических). В своих текстах он использует метод зачеркивания (у Деррида: употребление термина традиционной метафизики, например, «опыт», может быть более или менее корректным только при одновременном перечеркивании его, удаляющим из него традиционное значение). Либескинд деконструирует понятие поверхности, стены («Поверхность должна умереть. Доказательство»[8] — в этой статье Либескинд словно теорему доказывает псевдоматематически своё утверждение, используя абстрактные символы). «Линия всегда перпендикулярна вибрации, испускаемой Богом, который впервые поцеловал треугольники, затем ставшие равносторонними /…/»[8] — примерно в таком же духе написана вся статья. Кроме того, в своих текстах Либескинд одновременно говорит на множестве языков (и древних, и современных, и несуществующих в природе), переворачивая слова и буквы во всех направлениях, пуская их зигзагообразно, наискось, сталкивая друг с другом, вклинивая между буквами цифры,[9] превращая сам текст в некий шифр. И если его читать прямо, то ничего кроме бессмыслицы в нем найти не удастся. Дело в том, что Либескинд, как в текстах, так и в своих архитектурных проектах, использует метод чтения между линиями (как и Айзенман, который все же основные поиски направляет именно на архитектуру, а не на текст).

Очень важно для Либескинда понятие «Новый Модернизм», который связан с ощущением Конца. Ясно, что конец XX века не есть конец пути, хотя неизбежно апокалиптическое предчувствие грядущих изменений. В культурном сознании эта граница старого и нового уже перейдена, и появилось ощущение, что изменилась атмосфера существования, изменились желания и побуждения людей, а, следовательно, изменился и образ мышления. Либескинд полагает, что модернизм продолжался не десять, двадцать или сто лет, что это был период, длившийся около трех тысяч лет и только сейчас подходящий к концу. То есть, он имеет в виду, что период обогащения человеческого интеллекта, то великое, что привнесли в видение мира Сократ, его предшественники и последователи, заканчивается. Мир будет существовать еще тысячи лет, однако в духовном смысле эмпирическая реальность, точнее — конкретная концепция отношения к миру — приближается к абсолютному Концу. В некотором смысле Новый Модернизм есть Конец, эмблема Конца. В связи с этим, Либескинд как архитектор считает, что архитектура вступила в сферу, которая пока еще не очень ясна. Это не сфера доводов разума и не сфера ясно построенных категорий. Приближение к Концу, по мысли Либескинда, означает освоение всего опыта, накопленного к этому моменту. Свою теорию Либескинд попытался воплотить в проектах «Берлин по краям» (Berlin City Edge, 1987) и Еврейском Музее в Берлине (Jewish Museum, Berlin, 2000).

Самые известные постройки Д.Либескинда

Фасад Королевского музея Онтарио в Торонто.

Источники

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *