Ломбардский петр: Пётр Ломбардский — Википедия – ПЁТР ЛОМБАРДСКИЙ • Большая российская энциклопедия

Содержание

Пётр Ломбардский — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пётр Ломбардский (ум. 1160 ; Пётр Новарский, Пётр Ломбард, Ломбард, Ломбардец; лат. Petrus Lombardus) — католический богослов и философ-схоласт XII века по прозванию Магистр сентенций (лат. Magister sententiarum, по названию его самого известного произведения «Сентенции в чётырёх книгах»).

Родился близ города Новара в Ломбардии. Сначала учился на родине, в Новаре или Лукке, затем, при покровительстве Бернарда Клервосского и епископа Лукки Одо, в Реймсе (где тогда преподавали два ученика Ансельма Лаонского) и Париже (в Сен-Викторской школе у Гуго и Абеляра).

Абеляр был причиной того, что Пётр остался жить в столице Франции и стал известным магистром здешних школ. Его духовная карьера, начавшаяся в 1140-х годах, закончилась назначением епископом Парижским в 1159 году. В 1148 году, на синоде в Реймсе, среди других осудил учение Гильберта Порретанского. В числе учеников Петра Ломбардского — Пётр Едок (Petrus Comestor) и Вильгельм Тирский.

Умер в 1160 году.

Магнум опус Петра Ломбардского — «Сентенции в чётырех книгах[en]» (лат. Sententiarum libri IV) или просто «Сентенции». В этой работе первый раз в католическом мире догматическое богословие было сведено в одно систематическое целое. На строение этой работы повлиял «Источник знания» Иоанна Дамаскина (латинский перевод его третьей части, осуществленный в середине XII века). В сочинении Пётр разбирает изречения Отцов церкви по поводу догматических вопросов и пытается их обосновать, опровергая противоречащие им положения. В предисловии к «Сентенциям» он скромно сравнивает себя с бедной евангельской вдовицей, пожертвовавшей храму свою лепту.

Влияние и значение «Сентенций»[править | править код]

Влияние «Сентенций» было велико. Применяемый в них метод взяли себе за образец так называемые сентенциарии — он послужил формированию такой формы теоретического текста, как сумма. В первое время новаторский характер этой работы вызывал критику. Например, Вальтер Сен-Викторский написал полемический трактат «Против четырёх лабиринтов Франции», где под «лабиринтами» подразумеваются теоретические построения Абеляра, Гильберта Порретанского, Петра Ломбардского и Петра Пуатевинского.

Позднее «Сентенции» стали базовым учебником по католическому богословию и оставались им до эпохи Реформации и Контрреформации. Соответственно, было написано большое количество комментариев к книге, и такой комментарий был формой выражения авторской концепции. Комментарии к «Сентенциям» оставили Фома Аквинский, Уильям Оккам, Иоанн Дунс Скот («Оксфордское сочинение»), Майстер Экхарт.

Значение Петра Ломбардского хорошо демонстрирует тот факт, что Данте Алигьери сделал его персонажем «Божественной комедии» (раздел «Рай») в числе других видных церковных деятелей.

  • Patrologiae cursus completus… / Accurante G. P. Migne… Series latina… T. 192. — (Самое доступное издание.)
ПЁТР ЛОМБАРДСКИЙ • Большая российская энциклопедия
  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 86

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: А. М. Шишков

ПЁТР ЛОМБА́РДСКИЙ (лат. Petrus Lom­bar­dus) (ме­ж­ду 1095 и 1100, Лу­мел­ло­ньо, близ Но­ва­ры – ме­ж­ду 20 и 22.7.1160, Па­риж), бо­го­слов, фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель схо­ла­сти­ки. Вы­хо­дец из не­знат­ной итал. се­мьи. Учил­ся в Но­ва­ре и Лук­ке, за­тем в Рейм­се (при со­дей­ст­вии Бер­нар­да Клер­во­ско­го) и с 1136 в Па­ри­же у Гу­го Сен-Вик­тор­ско­го и П. Абе­ля­ра. Став ок. 1145 ка­но­ни­ком па­риж­ско­го со­бо­ра Нотр-Дам, пре­по­да­вал тео­ло­гию в ка­фед­раль­ной шко­ле. На Па­риж­ском (1147) и Реймс­ском (1148) со­бо­рах вы­сту­пал про­тив три­ни­тар­но­го уче­ния Гиль­бер­та Пор­ре­тан­ско­го. С 1159 епи­скоп Па­риж­ский. П. Л. при­над­ле­жат два круп­ных эк­зе­ге­тич. со­чи­не­ния: «Глос­са на Псал­мы» («Glossa in Psalmos») и «Глос­са на По­сла­ния апо­сто­ла Пав­ла» («Glossa in Epistolas beati Pauli»), а так­же мно­го­числ. про­по­ве­ди. Наи­боль­шую сла­ву ему при­нес­ли «Сен­тен­ции» в 4 кни­гах («Sen­tentia­rum libri quatuor», окон­чат. ре­дак­ция 1158), бла­го­да­ря ко­то­рым П. Л. по­лу­чил впо­след­ст­вии по­чёт­ный ти­тул «учи­тель сен­тен­ций» (magister sententiarum).

Стре­мясь к соз­да­нию не­про­ти­во­ре­чи­вой бо­го­слов­ской сис­те­мы, мак­си­маль­но при­год­ной для пре­по­да­ва­ния, П. Л. син­те­зи­ру­ет по­ло­же­ния, по­черп­ну­тые им из Пи­са­ния, на­сле­дия от­цов Церк­ви, а так­же из ра­бот со­вре­мен­ных ему ав­то­ров, об­стоя­тель­но рас­смат­ри­вая раз­лич­ные, в т. ч. не со­гла­сую­щие­ся ме­ж­ду со­бой, мне­ния и при­во­дя ар­гу­мен­ты в поль­зу ор­то­док­саль­но­го ре­ше­ния об­су­ж­дае­мой про­бле­мы. В «Сен­тен­ци­ях» по­сле­до­ва­тель­но из­ла­га­ют­ся три­ни­тар­ная про­бле­ма­ти­ка (кн. 1 «О та­ин­ст­ве Трои­цы»), хри­сти­ан­ские пред­став­ле­ния о про­ис­хо­ж­де­нии, при­ро­де и свой­ст­вах твар­но­го ми­ра (как не­бес­но­го, ан­гель­ско­го, так и зем­но­го), о его со­стоя­нии до и по­сле от­па­де­ния час­ти ан­ге­лов и гре­хо­па­де­ния че­ло­ве­ка (кн. 2 «О тво­ре­нии и фор­ми­ро­ва­нии ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных су­ществ и о мно­гом дру­гом, к это­му от­но­ся­щем­ся»), хри­сто­ло­гия и со­те­рио­ло­гия (кн. 3 «О во­пло­ще­нии Сло­ва») и, на­конец, уче­ние о цер­ков­ных та­ин­ст­вах, а так­же о по­смерт­ной уча­сти че­ло­ве­ка (кн. 4 «О та­ин­ст­вах и зна­ках»). Сле­дуя уче­нию Ав­гу­сти­на, П. Л. рас­смат­ри­вал та­ин­ст­ва как «ви­ди­мый знак не­ви­ди­мой бла­го­да­ти»; он пер­вым сре­ди ка­то­лич. тео­ло­гов ус­та­но­вил их точ­ное чис­ло, вы­де­лив 7 та­инств: кре­ще­ние, кон­фир­ма­ция (ми­ро­по­ма­за­ние), та­ин­ст­во ал­та­ря (ев­ха­ри­стия), по­кая­ние, по­след­нее по­ма­за­ние (еле­ос­вя­ще­ние), вве­де­ние в чин (свя­щен­ст­во) и брак.

Ряд по­ло­же­ний «Сен­тен­ций» вы­звал кри­ти­ку со сто­ро­ны др. пред­ста­ви­те­лей схо­ла­стич. мыс­ли. Так, Ио­а­хим Флор­ский, рас­смат­ри­вая три­ни­тар­ную док­три­ну П. Л., ут­вер­ждав­ше­го, что Отец, Сын и Св. Дух об­ла­да­ют об­щей сущ­но­стью (бо­же­ст­вом, divinitas), ко­то­рая и не по­ро­ж­да­ет, и не ро­ж­де­на, и ни из че­го не про­ис­те­ка­ет, об­ви­нял П. Л. в том, что тот под­ме­ня­ет Св. Трои­цу чет­ве­ри­цей. Од­на­ко IV Ла­те­ран­ский со­бор (1215) под­твер­дил со­гла­сие взгля­дов П. Л. с уче­ни­ем ка­то­лич. Церк­ви.

По­сле то­го как в 1220-х гг. Алек­сандр Гэль­ский впер­вые на­чал ис­поль­зо­вать «Сен­тен­ции» в ка­че­ст­ве осн. по­со­бия для сво­его бо­го­слов­ско­го кур­са, они бы­ст­ро за­ня­ли по­ло­же­ние офиц. учеб­ни­ка по бо­го­сло­вию в ев­роп. ун-тах, изу­че­ние и пре­по­да­ва­ние ко­то­ро­го ста­ло обя­зан­но­стью вся­ко­го тео­ло­га. Для по­лу­че­ния зва­ния д-ра тео­ло­гии не­об­хо­ди­мо бы­ло про­честь курс лек­ций, про­ком­мен­ти­ро­вав все 4 кни­ги сен­тен­ций. Ко­ли­че­ст­во та­ких ком­мен­та­ри­ев, ко­то­рые бы­ли на­пи­са­ны в т. ч. все­ми круп­ны­ми мыс­ли­те­ля­ми вы­со­ко­го и позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья (Бо­на­вен­ту­рой, Фо­мой Ак­вин­ским, Ио­ан­ном Дун­сом Ско­том и др.), к сер. 17 в. пре­вы­си­ло 1000. «Сен­тен­ции» ос­та­ва­лись са­мым по­пу­ляр­ным в Ев­ро­пе учеб­ным ком­пен­диу­мом бо­го­сло­вия вплоть до эпо­хи Ре­фор­ма­ции.

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ — это… Что такое ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ?

    ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ (Petrus Lombardus) (ок. 1110, Навара (г. Лумеллоньо) — 21/22 августа 1160, Париж) — теолог, философ, один из представителей ранней схоластики. Учился в Болонье, Реймсе, Париже (в т. ч. у Гуго Сен-Викторского), где особенно был увлечен лекциями Абеляра. С 1136 начал преподавать теологию в нотр-дамской кафедральной школе (Scholae Parisieni), ав 1145 стал ее каноником. С июня 1159 — епископ Парижа. Его перу принадлежат “Толкования на Псалмы” (Glossa m Psahnos), а также на книга Иова, Юдифи, Екклезиаста, Песнь песней, на Послания апостола Павла (Glossa in Epistolas Beati Pauli), многочисленные проповеди; в этих сочинениях прослеживается влияние Ансельма Ланского, Гильберта Порретанского и Флора Лионского. Наибольшую известность и титул magister sententiarum ему принесли четыре книги “Сентенций” (Sententiarum libn quattuor), ставшие на долгие годы одним из самых популярных на Западе учебников по теологии.

    Появление “Сентенций” (окончательный вариант — между 1155-57,1-е изд. — 1457, последнее, в 2т. — в 1971 и 1981) явилось результатом многолетнего преподавания автора, ощутившего потребность в новом методе и инструменте теологического обучения. Четыре книги и предшествующий им пролог представляют собой свод мнений (сентенций), почерпнутых Петром Ломбардским в основном из патриотических сочинений; доказательство их осуществлялось путем опровержения мнений, им противоречащих. Т. о., книга явилась своего рода учебным пособием для студентов-теологов. Деление книг на главы и параграфы восходит, видимо, к Александру Гмьскому, который первьм стал использовать “Сентенции” в качестве основного текста в своей преподавательской деятельности (1223—27). Второе название сочинения, “Учение о вещах и знаках” (Doctrina rerum et signorum), было сделано автором под влиянием идей Августина, выдержки из творений которого преобладают в книге. Из др. авторов более всего цитировались Иероним Стридонский, Амвросий Медаоданскии, Илларий из Пуатье, Григорий Великий, а также современники — Гуго Сен-Викторский и др.     Структура четырех книг определяется историческим и логическим порядком. 1-я книга (210 глав) — “О таинстве Троицы” (De mysterio Trinitatis) посвящена рассуждениям о БогеТроице и терминологии, о проявлении Троицы в мире и жизни людей, о человеческой душе как божественном образе; говоря об исхождении Св. Духа, Петр Ломбардский рассматривает вопрос о Filioque — один из основных предметов споров греков и латинян (его трактовка способствовала принятию в 1274 на Лионском соборе официальной доктрины Западной церкви по этому вопросу). 2-я книга (269 глав) — “О творении и формировании материальных и духовных существ и о многом другом, к этому относящемся” (De rerum согporalium et spiritualitum creationeet formatione, aliusque pluribus eo pertinentibus) — толкует о Боге как Творце и его творениях, в т. ч. о сотворении ангелов и падении части из них, о шести днях творения мира, о грехопадении человека и его последствиях, в связи с чем исследуются вопросы о благодати свободе воли, первородном грехе. 3-я книга (164 главы) — “О воплощении Слова” (De incamatione Verbis) посвящена христологии, обоснованию трех добродетелей (веры, надежды и любви), а также десяти заповедям. Большая часть 4-й книги (290 глав) — “О таинствах” (“De Sacramentis”) посвящена различиям между таинствами Ветхого и Нового Заветов с изложением семи основных таинств последнего: крещения, миропомазания, евхаристии, покаяния, елеосвящения, священства и брака. Завершают книгу главы, посвященные учению о конце времен. Страшном Суде, прославлении праведников и наказании грешников.     Несмотряна компиляторский характер “Сентенций”, а также критику, которую они вызвали уже в 13 в. (Р. Бэкон считал, что это сочинение отвращает от непосредственного чтения Библии), они во многом сформировали базу для последующего развития европейской средневековой философии: комментарии на “Сентенции” были написаны всеми крупными мыслителями средневековья, в т. ч. Фомой Аквинским, Бонавентурой, Дутом Скотом, Оккамом и др. (к 17 в. их число составляло более 1400). Соч.: MPL, 1.191-192.

    Лит.: Rogers C.F. Peter Lombard and the sacramental system, 1917; Schupp J. Die Gnadenlehre des Peter Lombard. Freiburg-in-Breisgau, 1932; Schneider/. Die Lehre vom Dreieinigen Gott in der Schule des Peter Lombard. Miinch., 1961; Delhaye Ph. Pierre Lombard. Sa vie, ses ouevres, sa moral. Montreal—Ρ., 1961.

    О. В. Голова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Пётр Ломбардский — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пётр Ломбардский (ум. 1160 ; Пётр Новарский, Пётр Ломбард, Ломбард, Ломбардец; лат. Petrus Lombardus) — католический богослов и философ-схоласт XII века по прозванию Магистр сентенций (лат. Magister sententiarum, по названию его самого известного произведения «Сентенции в чётырёх книгах»).

Биография

Родился близ города Новара в Ломбардии. Сначала учился на родине, в Новаре или Лукке, затем, при покровительстве Бернарда Клервосского и епископа Лукки Одо, в Реймсе (где тогда преподавали два ученика Ансельма Лаонского) и Париже (в Сен-Викторской школе у Гуго и Абеляра).

Абеляр был причиной того, что Пётр остался жить в столице Франции и стал известным магистром здешних школ. Его духовная карьера, начавшаяся в 1140-х годах, закончилась назначением епископом Парижским в 1159 году. В 1148 году, на синоде в Реймсе, среди других осудил учение Гильберта Порретанского. В числе учеников Петра Ломбардского — Пётр Едок (Petrus Comestor) и Вильгельм Тирский.

Умер в 1160 году.

«Сентенции»

Магнум опус Петра Ломбардского — «Сентенции в чётырех книгах» (лат. Sententiarum libri IV) или просто «Сентенции». В этой работе первый раз в католическом мире догматическое богословие было сведено в одно систематическое целое. На строение этой работы повлиял «Источник знания» Иоанна Дамаскина (латинский перевод его третьей части, осуществленный в середине XII века). В сочинении Пётр разбирает изречения Отцов церкви по поводу догматических вопросов и пытается их обосновать, опровергая противоречащие им положения. В предисловии к «Сентенциям» он скромно сравнивает себя с бедной евангельской вдовицей, пожертвовавшей храму свою лепту.

Влияние и значение «Сентенций»

Влияние «Сентенций» было велико. Применяемый в них метод взяли себе за образец так называемые сентенциарии — он послужил формированию такой формы теоретического текста, как сумма. В первое время новаторский характер этой работы вызывал критику. Например, Вальтер Сен-Викторский написал полемический трактат «Против четырёх лабиринтов Франции», где под «лабиринтами» подразумеваются теоретические построения Абеляра, Гильберта Порретанского, Петра Ломбардского и Петра Пуатевинского.

Позднее «Сентенции» стали базовым учебником по католическому богословию и оставались им до эпохи Реформации и Контрреформации. Соответственно, было написано большое количество комментариев к книге, и такой комментарий был формой выражения авторской концепции. Комментарии к «Сентенциям» оставили Фома Аквинский, Уильям Оккам, Иоанн Дунс Скот («Оксфордское сочинение»), Майстер Экхарт.

Значение Петра Ломбардского хорошо демонстрирует тот факт, что Данте Алигьери сделал его персонажем «Божественной комедии» (раздел «Рай») в числе других видных церковных деятелей.

Издания сочинений

  • Patrologiae cursus completus… / Accurante G. P. Migne… Series latina… T. 192. — (Самое доступное издание.)

Примечания

Ссылки


ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ — Новая философская энциклопедия

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ (Petras Lombardus) (ок. 1110, Навара (г. Лумеллоньо) – 21/22 августа 1160, Париж) – теолог, философ, один из представителей ранней схоластики [СХОЛАСТИКА]. Учился в Болонье, Реймсе, Парнасе (в т. ч. у Гуго Сен-Викторского), где особенно был увлечен лекциями Абеляра [АБЕЛЯР]. С 1136 начал преподавать теологию в нотр-дамской кафедральной школе (Scholae Parisieni), a в 1145 стал ее каноником. С июня 1159 – епископ Парижа. Его перу принадлежат «Толкования на Псалмы» (Glossa in Psalmos), a также на книги Иова, Юдифи, Екклезиаста, Песнь песней, на Послания апостола Павла (Glossa in Epistolas Beati Pauli), многочисленные проповеди; в этих сочинениях прослеживается влияние Ансельма Ланского, Гильберта Порретанского [ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ] и Флора Лионского. Наибольшую известность и титул magister sententiaram ему принесли четыре книги «Сентенций» (Sententiaram libri quattuor), ставшие на долгие годы одним из самых популярных на Западе учебников по теологии.

Появление «Сентенций» (окончательный вариант – между 1155–57, 1-е изд. – 1457, последнее, в 2 т. – в 1971 и 1981) явилось результатом многолетнего преподавания автора, ощутившего потребность в новом методе и инструменте теологического обучения. Четыре книги и предшествующий им пролог представляют собой свод мнений (сентенций), почерпнутых Петром Ломбардским в основном из патриотических сочинений; доказательство их осуществлялось путем опровержения мнений, им противоречащих. Т.о., книга явилась своего рода учебным пособием для студентов-теологов. Деление книг на главы и параграфы восходит, видимо, к Александру Гэльскому [АЛЕКСАНДР ГЭЛЬСКИЙ], который первым стал использовать «Сентенции» в качестве основного текста в своей преподавательской деятельности (1223–27). Второе название сочинения, «Учение о вещах и знаках» (Doctrina rerum et signorum), было сделано автором под влиянием идей Августина [АВГУСТИН], выдержки из творений которого преобладают в книге. Из др. авторов более всего цитировались Иероним Стридонский, Амвросий Медиоланский [АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ], Илларий из Пуатье, Григорий Великий [ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ], а также современники – Гуго Сен-Викторский и др.

Структура четырех книг определяется историческим и логическим порядком. 1-я книга (210 глав) – «О таинстве Троицы» (De mysterio Trinitatis) посвящена рассуждениям о Боге-Троице и терминологии, о проявлении Троицы в мире и жизни людей, о человеческой душе как божественном образе; говоря об исхождении Св. Духа, Петр Ломбардский рассматривает вопрос о Filioque – один из основных предметов споров греков и латинян (его трактовка способствовала принятию в 1274 на Лионском соборе официальной доктрины Западной церкви по этому вопросу). 2-я книга (269 глав) – «О творении и формировании материальных и духовных существ и о многом другом, к этому относящемся» (De rerum corporalium et spiritualitum creatione et formatione, aliusque pluribus eo pertinentibus) – толкует о Боге как Творце и его творениях, в т. ч. о сотворении ангелов и падении части из них, о шести днях творения мира, о грехопадении человека и его последствиях, в связи с чем исследуются вопросы о благодати, свободе воли, первородном грехе. 3-я книга (164 главы) – «О воплощении Слова» (De incamatione Verbis) посвящена христологии, обоснованию трех добродетелей (веры, надежды и любви), а также десяти заповедям. Большая часть 4-й книги (290 глав) – «О таинствах» («De Sacramentis») посвящена различиям между таинствами Ветхого и Нового Заветов с изложением семи основных таинств последнего: крещения, миропомазания, евхаристии, покаяния, елеосвящения, священства и брака. Завершают книгу главы, посвященные учению о конце времен, Страшном Суде, прославлении праведников и наказании грешников.

Несмотря на компиляторский характер «Сентенций», а также критику, которую они вызвали уже в 13 в. (Р.Бэкон [БЭКОН Р.] считал, что это сочинение отвращает от непосредственного чтения Библии), они во многом сформировали базу для последующего развития европейской средневековой философии: комментарии на «Сентенции» были написаны всеми крупными мыслителями средневековья, в т. ч. Фомой Аквинским [ФОМА АКВИНСКИЙ], Бонавентурой [БОНАВЕНТУРА], Дутом Скотом, Оккамом и др. (к 17 в. их число составляло более 1400).

Сочинения:

1. MPL, t. 191–192.

Литература:

1. Rogers E.F. Peter Lombard and the sacramental system, 1917;

2. Schupp J. Die Gnadenlehre des Peter Lombard. Freiburg-in-Breisgau, 1932;

3. Schneider J. Die Lehre vom Dreieinigen Gott in der Schule des Peter Lombard. Münch., 1961;

4. Delhaye Ph. Pierre Lombard. Sa vie, sesouevres, sa moral. Montreal–P., 1961.

О.В.Голова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Петр Ломбардский — Или Новарский (Petrus Lombardus) — знаменитый схоластик XII в., называемый также Magister sententiarum, род. близ Новары в Ломбардии, учился в Болонье, Реймсе и Париже, где он, увлеченный Абеляром, остался жить и сделался известнейшим учителем. В 1159… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ — ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ (Petrus Lombardus) (ок. 1100-1160) — философ и теолог, представитель схоластики, епископ. Преподавал в Париже. Главное сочинение «Сентенции» — первая и наиболее авторитетная вплоть до нач. 16 в. «сумма» (свод) католического богословия. Большой энциклопедический словарь

Ломбардский, Пётр — это… Что такое Ломбардский, Пётр?


Ломбардский, Пётр

Пётр Ломбардский ( — около 1164 ; Пётр Новарский, Пётр Ломбард, Ломбард, Ломбардец; лат. Petrus Lombardus) — католический богослов и философ-схоласт XII века. Прозвище Петра — Магистр сентенций (лат. Magister sententiarum) по названию его самого известного произведения.

Биография

Родился Пётр около Новары в Ломбардии. В 1159 был назначен епископом парижским. Учился в Болонье, Реймсе и Париже. Пётр Абеляр был причиной того, что Ломбардец оставлся жить в Париже и стал достаточно известным магистром парижских школ.

«Сентенции»

Магнум опус Петра Ломбардского — «Сентенции в чётырех книгах» (лат. Sententiarum libri IV) или просто «Сентенции». В этой работе первый раз в католическом мире догматическое богословие было сведено в одно систематическое целое. На строение этой работы повлиял «Источник знания» Иоанна Дамаскина (латинский перевод его третьей части, осуществленный в середине XII века). Пётр разбирает изречения Отцов церкви по поводу догматических вопросов и пытается их обосновать, опровергая противоречащие им положения. В предисловии к «Сентенциям» он скромно сравнивает себя с бедной евангельской вдовицей, пожертвовавшей храму свою лепту.

Влияние и значение

Влияние «Сентенций» было велико. Применяемый в них метод взяли себе за образец так называемые Сентенциарии, он послужил формированию такой формы теоретического текста, как сумма. В первое время новаторствский характер этой работы вызывал критику. Например, Вальтер Сен-Викторский написал полемический трактат «Против четырёх лабиринтов Франции», где под «лабиринтами» подразумеваются теоретические построения Абеляра, Гильберта Порретанского, Петра Ломбардского и Петра Пуатевинского.

Позднее «Сентенции» стали базовым учебником по католическому богословию и оставлалась им до эпохи Реформации и Контрреформации. Соответственно, было написано большое количество комментариев к книге, и такой комментарий был формой выражения авторской концепции. «Комментарии к „Сентенциям“» оставили Фома Аквинский, Уильям Оккам, Иоанн Дунс Скот (под заглавием «Оксфордское сочинение»), Майстер Экхарт.

Значение Петра Ломбардского хорошо демонстрирует тот факт, что Данте Алигьери сделал его персонажем «Божественной комедии» (раздел «Рай») в числе других видных церковных деятелей.

Издания сочинений

Patrologiae cursus completus… / Accurante G. P. Migne… Series latina… T. 192. — (Самое доступное издание.)

Ссылки

Пётр Ломбардский в Философской библиотеке средневековья

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Ломбардские Альпы
  • Ломбардские диалекты итальянского языка

Смотреть что такое «Ломбардский, Пётр» в других словарях:

  • ломбардский — прил., кол во синонимов: 1 • ломбардный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ломбардский — ломб ардский (от Ломб ардия) …   Русский орфографический словарь

  • ломбардский — (от Ломбардия) …   Орфографический словарь русского языка

  • Ломбардский язык — Самоназвание: Lombard, Lumbard, Lumbaart Страны: Италия, Швейцария …   Википедия

  • Ломбардский диалект — Ломбардский язык Самоназвание: Lombard, Lumbard, Lumbaart Страны: Италия, Швейцария Регионы: Ломбардия, Тичино Общее число носителей: 9 133 855 Кл …   Википедия

  • Ломбардский орех — (Corylus maxima)         кустарник или дерево рода лещины семейство лещиновых. Л. о. дико растет на Балканском полуострове и на юго востоке Европы. Культивируют его как плодовое, изредка как декоративное растение в Европе, Малой Азии (Турция) и… …   Большая советская энциклопедия

  • Ломбардский ритм —         (от назв. итал. провинции Ломбардия, Lombardia) острый синкопированный ритм, в основе к рого лежит последование короткого ударного звука и долгого безударного ( обращенный пунктирный ритм). Этот ритмич. рисунок характерен не только для… …   Музыкальная энциклопедия

  • ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ — (Petrus Lombardus) (ок. 1095 1160) средневековый философ и теолог. Род. в Ломбардии, в окрестностях г. Новара. Будучи низкого происхождения, он, тем не менее, смог получить хорошее образование в Болонье, после чего при содействии Бернара… …   Философская энциклопедия

  • Альпийский ломбардский — Страны:  Италия …   Википедия

  • Пётр Ломбардский — Petrus Lombardus …   Википедия


Пётр Ломбардский — это… Что такое Пётр Ломбардский?
Пётр Ломбардский
Petrus Lombardus
Petrus Lombardus.jpg
Дата рождения:

?

Дата смерти:

около 1164

Школа/традиция:

схоластика

Пётр Ломбардский ( — около 1164 ; Пётр Новарский, Пётр Ломбард, Ломбард, Ломбардец; лат. Petrus Lombardus) — католический богослов и философ-схоласт XII века. Прозвище Петра — Магистр сентенций (лат. Magister sententiarum) по названию его самого известного произведения.

Биография

Родился Пётр около Новары в Ломбардии. В 1159 был назначен епископом Парижским. Учился в Болонье, Реймсе и Париже. Пьер Абеляр был причиной того, что Ломбардец оставался жить в Париже и стал достаточно известным магистром парижских школ.

«Сентенции»

Магнум опус Петра Ломбардского — «Сентенции в чётырех книгах» (лат. Sententiarum libri IV) или просто «Сентенции». В этой работе первый раз в католическом мире догматическое богословие было сведено в одно систематическое целое. На строение этой работы повлиял «Источник знания» Иоанна Дамаскина (латинский перевод его третьей части, осуществленный в середине XII века). Пётр разбирает изречения Отцов церкви по поводу догматических вопросов и пытается их обосновать, опровергая противоречащие им положения. В предисловии к «Сентенциям» он скромно сравнивает себя с бедной евангельской вдовицей, пожертвовавшей храму свою лепту.

Влияние и значение

Влияние «Сентенций» было велико. Применяемый в них метод взяли себе за образец так называемые Сентенциарии, он послужил формированию такой формы теоретического текста, как сумма. В первое время новаторский характер этой работы вызывал критику. Например, Вальтер Сен-Викторский написал полемический трактат «Против четырёх лабиринтов Франции», где под «лабиринтами» подразумеваются теоретические построения Абеляра, Гильберта Порретанского, Петра Ломбардского и Петра Пуатевинского.

Позднее «Сентенции» стали базовым учебником по католическому богословию и оставались им до эпохи Реформации и Контрреформации. Соответственно, было написано большое количество комментариев к книге, и такой комментарий был формой выражения авторской концепции. «Комментарии к „Сентенциям“» оставили Фома Аквинский, Уильям Оккам, Иоанн Дунс Скот (под заглавием «Оксфордское сочинение»), Майстер Экхарт.

Значение Петра Ломбардского хорошо демонстрирует тот факт, что Данте Алигьери сделал его персонажем «Божественной комедии» (раздел «Рай») в числе других видных церковных деятелей.

Издания сочинений

Patrologiae cursus completus… / Accurante G. P. Migne… Series latina… T. 192. — (Самое доступное издание.)

Ссылки

Пётр Ломбардский в Философской библиотеке средневековья

Ломбард, Питер | Интернет-энциклопедия философии

Содержание

  1. Life
  2. The Sentences
  3. Анализ Sentences

1. Life

Петр Ломбард, схоластический теолог 12-го века, был широко известен как «Ломбард» после своего места рождения, которым на самом деле была Новара. Ожидается, что он затем переехал в Ломбардию примерно после своего рождения в 1105-1110 годах. Он умер в Париже, Франция, около 1160 (1164).Хотя его семья была бедной, он нашел могущественных покровителей, таких как Сен-Бернар, что позволило ему получить высшее образование в Болонье, затем в Реймсе во Франции и, наконец, в Париже. В Париже Петр преподавал богословие в соборной школе Нотр-Дам, и именно там он нашел время для написания работ, обсуждаемых далее в этой статье. Их даты могут быть только приблизительно установлены. Самый знаменитый из них, Libri quatuor круглое предложение , вероятно, был составлен между 1147 и 1150 годами, хотя он может быть размещен уже в 1155 году.Ничего точно не известно о его дальнейшей жизни, за исключением того, что он стал епископом Парижа в 1159 году. Согласно Вальтеру Святого Виктора, враждебному свидетелю, Петр получил должность Симонией; более обычная история о том, что Филипп, младший брат Людовика VII. и архидьякон Парижа, был избран, но отказался в пользу Петра, его учителя. Дата его смерти не может быть определена с уверенностью. Древняя эпитафия в церкви Св. Марселя в Париже относит его к 1164 году, но фигуры, кажется, являются более поздним дополнением.В одиннадцатом веке этот метод уступил место диалектической и умозрительной обработке традиционных догм. Питер Ломбард пришел в поле в то время, когда методы и методы их диалектики по-прежнему подвергались широкому распространению возражений, но когда жажда к знаниям была чрезвычайно острой. Публиковался один учебник за другим, большинство из которых были изданы в школе Абеляра или в какой-то степени вдохновлены им. Из этих работ наибольшее влияние оказал Петр, который на тот момент был замечательным сборником богословских знаний.Это написано под влиянием преимущественно Абеляра, Гюго Святого Виктора, и Decretum Грациана. Видел ли сам Питер ранних авторов, которых он цитирует, часто неизвестно. Что касается его современников, которых он хорошо знал, он показывает влияние Абеляра во всем его методе и в бесчисленных деталях, сохраняя критическое отношение к его наиболее выраженным особенностям. С другой стороны, он следует за Хьюго очень близко и часто текстуально, хотя здесь также имеет тенденцию избегать чисто умозрительных элементов.Иоахим из Флор утверждал, что Петр превратил Троицу в кватертину, и обвинение было рассмотрено на Латеранском соборе 1215 года. Основой этого обвинения было то, как он отличал божественную субстанцию ​​от трех человек. Ломбард утверждал, как реалист, материальную реальность этого общего вещества. Иоахим обвинил его в добавлении этого вещества к трем лицам, но Иннокентию III. и совет решил, что он был совершенно православным. Связь между предвидением Бога и событиями понимается таким образом, что ни то, что происходит, не является действительным основанием предузнания, ни последним из первого, но каждое из них является для другого непременным условием .Таким образом, предопределение, как божественное избрание, — это подготовка благодати, предвидения и подготовка благословений Божьих, благодаря которым человек оправдывается. Нет такой вещи, как заслуга предшествующей благодати, даже в том смысле, что человек может быть достоин не быть изгнанным. Всемогущество Бога заключается в том, что он делает то, что хочет, и ничего не терпит. Различают абсолютную беспричинную волю Бога, которая всегда совершается, и то, что можно назвать его волей в широком смысле.Он отвергает традуцианскую теорию происхождения человеческой души. Он называет волю свободной, поскольку она «обладает способностью желать и выбирать без принуждения или необходимости то, что она указала на основании разума», но он отрицает теорию Абеляра о том, что моральный характер поступка зависит от воли делатель. Некоторое значение имеет сильный акцент, сделанный на действительно греховном характере природы, проистекающей из Адама, в сочетании с осуждением предложения Абеляра о том, что «мы наследуем от Адама не вину, а наказание.В отношении благодати он показывает некоторую независимую мысль, которая оказала влияние на последующее обучение. Благодать (gratia operans) — это сила (virtus), которая освобождает и лечит волю, позволяя ей выполнять добрые и достойные работы. Благодать и воля, благодать важнее. Третья книга посвящена христологии, воспроизводящей традиционные ортодоксальные концепции, но демонстрирующей некоторое влияние Абеляра. Одна часть этой дискуссии привела его к подозрению в нигилизме. Он был обвинен Джоном Корнуоллом и Уолтером Св.Виктор, и несколько советов занялись вопросом, не придя к выводу. Обвинение Nestorianisn, которое Герхох из Райхерсберга выдвинул против христологии своего времени, было также предъявлено Ломбарду. Что касается искупления, он стремился как следовать принятой системе своего времени, так и использовать предложения Абеляра. Христос заслужил прославление своей жизнью и вступлением человека в смерть в рай, его освобождение от греха и его наказания и от силы дьявола.Христос как человек — совершенная и достаточная жертва для достижения примирения через откровение любви Бога, сделанной в его смерти; «Тогда смерть Христа оправдывает нас, когда этим пробуждается любовь в наших сердцах». Кроме того, Христос освобождает человека от вечного наказания relaxando debitum; но чтобы освободить человека от временного наказания, которое наказывается крещением и смягчается покаянием », покаяния, наложенные на тех, кто раскаивается в Церкви, не будет достаточным, если не будет введено наказание, вынесенное Христом, чтобы освободить нас.«Отсутствует ясность по этому предмету; идеи Абеляра (Ансельма не замечают) время от времени проявляются во всех усилиях по сохранению объективного представления о работе искупления.

Четвертая книга посвящена таинствам. Здесь Петр следует за Гюго и Гретианом; и его учение имело большое значение для последующего развития. Вероятно, он был первым, кто сделал четкую классификацию семи и только семи таинств; он изложил догматические вопросы, которые будут обсуждаться под заголовком каждого, и ввел вопрос церковного права в свое обсуждение сакраментальной догмы.Что касается Евхаристии, он говорит о «превращении» одной субстанции в другую, не определяя ее далее, и отрицает как символическую точку зрения, так и совокупность, которой учат некоторые последователи Беренгара. В своем учении о покаянии он следует за Абеляром в поисках теоретического обоснования изменений, которые к этому времени произошли в практике.

Несмотря на осторожную объективность всего лечения, некоторые из положений, изложенных в Предложений, были признаны ошибочными в последующие годы.Помимо «Приговоров», другие сохранившиеся работы Петра Ломбарда — это «Commentarius» в псалме «Davidicos» и «Collectanea» в «Omnnes D. Paitli epistolas», обе коллекции, в духе средневековых катен, цитат из патристических и раннесредневековых богословов, со случайными независимыми замечаниями. Несколько неопубликованных рукописей, некоторые из которых сомнительной подлинности, остаются в разных местах. Из них наиболее важными для полного знания автора являются две рукописи: одна в начале тринадцатого века, другая в четырнадцатом, в Национальной Библиотеке в Париже, в которой содержатся двадцать пять праздничных проповедей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *