Лондон викторианской эпохи – Почему вы не захотите жить в викторианском Лондоне — Игромания

Викторианская эпоха в Англии. Видеоурок. Всеобщая история 8 Класс

Викторианская эпоха в Англии

Викторианской эпохой называют период с 1837 по 1901 год, когда Великобританией правила королева Виктория. В это время Великобритания постепенно теряет лидерство в мировом промышленном производстве. Вместе с тем она укрепляет свои позиции в качестве мировой колониальной империи. В культурной сфере эта эпоха отмечена, в частности, формированием т.н. викторианской морали – комплекса ценностей и норм, строго регламентировавших жизнь представителей среднего и высшего класса.

Предыстория

К 1837 году Великобритания была на первом месте в мире по промышленному производству. В период правления предшественника королевы Виктории, ее дяди Вильгельма IV, британские власти принимали меры, направленные на расширение прав и свобод граждан: была проведена парламентская реформа, началось формирование рабочего законодательства, в британских колониях было запрещено рабство.

События

1838–1839 гг. – первая петиция чартистов. Чартизм (от англ. charter — «хартия», «указ», «устав» и т.п.) – движение, участники которого требовали от парламента принятия нового, более либерального избирательного законодательства, в т.ч. всеобщего избирательного права для мужчин старше 21 года и процедуры тайного голосования. Основной стратегией чартистов была подача в парламент петиций с изложением требований с большим числом подписей (вплоть до нескольких миллионов). Эти петиции неизменно отклонялись парламентом, однако порой власти шли на определенные уступки, а движение чартистов стимулировало общественно-политическую жизнь в стране (см. Чартистское движение).

1845–1849 гг. – Великий голод в Ирландии. В это время земли в Ирландии в основном принадлежали британским землевладельцам, местное население во многом жило на грани нищеты, зерно, которые было не по карману ирландцам, экспортировалось в Британию, а основным продуктом питания местного населения был картофель. Эпидемия болезни, поразившей картофель, привела к катастрофическим неурожаям, что стало причиной массового голода. Из-за высокой смертности и в результате эмиграции население Ирландии сократилось на 25%.

1857–1859 гг. – антианглийское восстание в Индии. После его подавления Индия, прежде управлявшаяся Ост-Индской компанией, была официально включена в состав Британской империи.

1853–1856 гг. – участие Великобритании в Крымской войне (подробнее: Крымская война 1853).

1872 г. – введение тайного голосования на парламентских выборах.

1884 г. – реформа избирательного законодательства, значительное расширение состава имеющих право голоса.

Особенности периода

Несмотря на то, что эта эпоха получила название по имени правившего в то время монарха, важно иметь в виду, что к этому моменту Великобритания становится настоящей конституционной монархией. Основной властью в стране обладали представители партии, побеждавшей на парламентских выборах, влияние королевы Виктории на политическую жизнь было незначительным. Ее дядя, король Вильгельм IV, был последним британским монархом, назначившим премьер-министра против воли парламента.

В это время утверждается двухпартийная модель, в рамках которой за власть конкурировали две основные политические партии: консервативная и либеральная (в XX веке либеральную партию в этой модели сменила лейбористская). В Викторианскую эпоху они постоянно сменяли друг друга у власти, эта система получила название политического маятника, или политических качелей.

Великобритания активно и успешно расширяла свои колониальные владения. При этом в Азии ей в основном приходилось конкурировать с Россией (т.н. Большая игра), а в Африке – со значительной частью европейских держав. Наиболее значительными достижениями Великобритании являются присоединение Индии, подчинение Афганистана, захват значительных территорий в Африке, в первую очередь Центральной и Восточной.

В культурной сфере эта эпоха характеризуется в первую очередь формированием строгой, т.н. викторианской морали (подробнее: Викторианская мораль).

Заключение

Смерть королевы Виктории не изменила курса развития Великобритании. Окончательно сформировавшаяся в ее правление двухпартийная система существует по сей день. После Викторианской эпохи продолжилось постепенное расширение гражданских прав и свобод в стране. Активное участие Великобритании в колониальном разделе мира определило ее участие в Первой мировой войне.

Участники

Королева Виктория

Уильям Гладстон – многолетний лидер либералов (бывших вигов), неоднократно занимавший пост премьер-министра.

Бенджамин Дизраэли – лидер консерваторов (бывших тори), занимал пост премьер-министра.

Параллели

Примерно в то же время, что и в Великобритании, двухпартийная система сложилась и в США, где политическая жизнь превратилась в основном в борьбу двух партий: демократической и республиканской. При этом ни в США, ни в Великобритании двухпартийная система не установлена законодательно: она является результатом эволюции партийной системы и особенностей избирательного законодательства, затрудняющих приход к власти малых партий. Примечательно, что в обеих странах позиции противоборствующих партий никак нельзя назвать диаметрально противоположными.

На данном уроке речь пойдет о викторианской эпохе в Англии.

С 1837 по 1901 год у власти в Англии находилась королева Виктория, которая и дала название этой эпохе – викторианская.

При рождении будущая королева получила имя Александрина Виктория (рис. 1). Имя Александрина было дано в честь русского императора Александра I, победителя Наполеона. Правившему в то время королю Англии Георгу IV такая идея не очень понравилась. Родители хотели назвать девочку Александриной Георгианой, но Георг был категорически против. Он не мог допустить, чтобы его имя упоминалось рядом с именем российского императора. Сама Виктория не любила имя Александрина, и отношения с Россией у Англии были сложными, поэтому последний раз Александриной Викторией ее называли на коронации. Большинство англичан на сегодняшний день даже сами не помнят о первом имени известной королевы.

Королева Виктория

Рис. 1. Королева Виктория (Источник)

В 1839 году Виктория встретилась с наследником российского престола – будущим императором Александром II (рис. 2). Он осуществлял турне по странам Европы и, в частности, прибыл в Лондон. Виктория симпатизировала русскому императору. Но женой императора она не стала. В 1840 году она вышла замуж за германского принца Альберта, который был ее мужем на протяжении более 20 лет. От этого брака у Виктории было 9 детей и бесчисленное количество внуков. После смерти Альберта в 1861 году королева Виктория надела траур и не снимала его до конца своих дней. Ее прозвали «Виндзорская вдова»

(Виндзор – название ее любимого дворца).

Российский император Александр II

Рис. 2. Российский император Александр II (Источник)

Экономическое развитие Англии этой эпохи продолжало традицию, которая была заложена в 1830-е годы. Англия была передовым государством во всем мире. Она отличалась и своим либеральным рабочим законодательством. В 1842 году был принят закон Лорда Шефтсбери, который запрещал труд на шахтах детей в возрасте 10 лет и младше. Апогей экономического развития Англии в середине XIX века ознаменовался и проведением в Лондоне так называемой Всемирной выставки. Инициатором проведения стал сам принц Альберт. Королева Виктория в этом принимала активное участие.

Во второй половине XIX века Англия начала быстро терять свои передовые позиции. Если ее доля в промышленном производстве в 1840 году составляла 45 %, то к 1870 году эта доля упала до 35,5 %, а к 1900 году она составляла всего 20 %. Самый низкий показатель был показан в 1913 году – 14 % от общих производственных объемов в мире. На этом фоне заметно выросла доля США, до 35,7 %. Германия также стала превосходить Англию по ее промышленному развитию.

Причиной такого спада стало слишком быстрое развитие Англии в первой половине XIX века. Английские промышленники были уверены в том, что они обладают самыми лучшими станками, самыми передовыми технологиями, менять их на что-то новое они не собирались. В Германии, США, России создавались заводы и фабрики, для которых специально изготавливались и закупались новые станки, произведенные по новым образцам, но в Великобритании даже в 1913 году функционировали станки времен Георга III и Георга IV.

США и Германия в значительной степени развивались благодаря своим маркетинговым технологиям. Англия считала, что все страны должны покапать ее товары только потому, что они английские. Германия и США приложили огромные усилия для развития рекламы, для распространения информации о своих товарах. Германия и США много сделали для того, чтобы завоевать новые рынки. Когда в России в 1830–1840-е гг. начался промышленный переворот, доля английского присутствия в российской экономике оказалась очень небольшой.

В политическом плане Великобритания времен королевы Виктории превратилась в стандартную конституционную монархию. Королева царствовала, но не правила. Она только открывала заседания парламента. Иногда королева пыталась сыграть на своих полномочиях и однажды даже отказалась открывать очередную сессию, требуя для ее мужа предоставления дополнительного титула. Она хотела, чтобы Альберт носил статус принц-консорт (супруг правящей королевы, сам не являющийся суверенным монархом в своем праве). Парламенту пришлось пойти на уступки.

Все политические решения принимала не королева, а лидеры тех парламентских фракций, которые на данный момент находились у власти. Королева послушно подписывала те решения, которые предлагал ей парламент. У власти в это время находилась то одна, то другая партия. Такая система получила название

«партийный маятник». Фактически в Англии были две партии-соперницы: партия либералов, в Англии она называлась виги, и партия консерваторов – тори. Партию либералов долгое время возглавлял Уильям Гладстон (рис. 3), а консерваторов – Бенджамин Дизраэли (рис. 4).

Либерал Уильям Гладстон

Рис. 3. Либерал Уильям Гладстон (Источник)

Консерватор Бенджамин Дизраэли

Рис. 4. Консерватор Бенджамин Дизраэли (Источник)

Многие историки связывают политический прогресс Великобритании в эпоху правления королевы Виктории с либералами. Гладстон на протяжении многих лет был ее бессменным лидером. Либералы в это время провели много позитивных реформ. Именно они ввели тайное голосование, они отменили в 1884 году имущественный ценз на выборах (недопущение к участию в выборах лиц, не имеющих определенного дохода или определенной собственности). Это привело к созданию в Англии всеобщего избирательного права (только для мужчин). Правительство Гладстона поощряло развитие профсоюзов и создание системы полноценного начального образования в стране. Другие историки считают, что не следует недооценивать и политику консерваторов. Гладстон и Дизраэли боролись практически за одно и то же.

В России к Гладстону и либералам относились лучше, чем к Дизраэли. Расхождения между ними ярко проявились в отношении русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Дизраэли явно симпатизировал туркам, а Гладстон был на стороне России.

Самой серьезной проблемой Англии второй половины XIX века был ирландский вопрос.

interneturok.ru

9 пугающих городских легенд Лондона Викторианской эпохи

1. Великая паника 1862 года

Во что верили: В столице орудовала банда преступников, которые душили каждого, кто попадался им на пути. Одним из таких несчастных оказался член парламента Хью Пилкингтон, которого убили, когда он направлялся домой из Реформаторского клуба.

Почему верили: Пилкингтона ограбили и – что вполне возможно – задушили; на этом правда заканчивается. Все остальное – плод богатого воображения общественности, которое разжигали местные периодические издания, заинтересованные в том, чтобы поднять шумиху вокруг прекращения депортации осужденных в Австралию и деятельности досрочно освобожденных заключенных, а также явной неэффективности программных реформ, касающихся преступников. Как результат, Парламент в 1863 г. принял Закон о совершении казни при помощи гарроты в качестве наказания за грабеж с применением оружия или насилия, а в 1864 г. – Акт о каторжных работах, согласно которому полиция должна была в обязательном порядке осуществлять надзор за досрочно освобожденными заключенными.

2. Джек-пружинки-на-пятах

Во что верили: В октябре 1837 года девушка по имени Мэри Стивенс направлялась в один из домов на Лавендер Хилл, где она работала прислугой. По пути через Клафам Коммон Мэри столкнулась с каким-то странным существом, которое неожиданно выпрыгнуло из темноты, набросилось на девушку, принялось целовать и рвать на ней одежду своими огромными когтями, после чего исчезло так же внезапно, как и появилось. На следующий день это же существо напало на повозку, перекинуло ее и, изрыгая пламя изо рта, громко и злобно смеясь, скрылось, перепрыгнув через стену высотой около 3 метров. Так родилась легенда о Джеке-пружинки-на пятах.

Немного позднее в газете «The Times» опубликуют случай, произошедший с Джейн Олсоп: вечером 19 февраля 1838 года в дом девушки постучался незнакомый мужчина в черном широком плаще, который представился офицером полиции и попросил вынести ему свечу, сказав, что «в переулке неподалеку они поймали Джека-пружинки-на-пятах». Джейн выполнила просьбу столь позднего гостя, но вместо благодарности он набросился на девушку, вцепившись в ее тело длинными острыми когтями. Изо рта он выпускал пламя бело-синего цвета, а глаза его напоминали «два красных огненных шара». К счастью, Джейн удалось спастись от злобного существа.

В течение десяти лет Джек-пружинки-на-пятах держал в страхе жителей викторианского Лондона. Полиция провела официальное расследование и даже поймала человек, который якобы и был тем злостным существом, нападавшим на людей. Многие верили, что в Джека-пружинки-на-пятках на самом деле перевоплощался один обезумевший маркиз, который имел достаточно денег для создания такого странного образа (пошива костюма, изготовление маски и др.) и времени, чтобы издеваться над людьми.

Почему верили: Сложно ответить, поскольку это весьма долгая и запутанная история, которая за давностью лет обросла многочисленными слухами и выдумками, среди которых трудно отыскать правду.

3. Двойники и доппельгангеры

Во что верили: В Викторианскую эпоху в лондонской прессе стали все чаще появляться истории о двойниках и доппельгангерах (призраки живых людей). Так, один чиновник сообщал, что каждый вечер, возвращаясь домой с работы, он видел по ту сторону Тависток-сквер самого себя. Мужчина несколько раз пытался преследовать своего двойника, но тот всегда неожиданно исчезал за углом.

Другая женщина утверждала, что видела призрак своей сестры на Рассел-сквер в тот самый момент, когда она лежала на смертном одре. Принцесса Мари Лихтенштейн, которая занимала величественный особняк Холланд-Хаус, построенный в эпоху английского короля Якова Первого, вела историю замка, в которой была найдена запись следующего содержания: «…всякий раз, когда хозяйка Холланд-Хаус видела саму себя, ее подстерегала смерть».

Почему верили: Безусловно, подобного рода вещи стары, как мир, но есть один интересный момент: после того как Великобритания стала первым урбанизированным обществом в мире, численность населения Лондона, которая в начале XIX ст. составляла 1 млн. человек, к концу века возросла до 5 миллионов. Скромную георгианскую архитектуру заменили здания в неоготическом и неоклассическом викторианском стилях. Отели, офисные здания и многоквартирные дома из известняка, кирпича и терракота возвышались над городом, как великаны в тумане.

Представьте себе, какое мощное психическое влияние оказывали такие новые окружающие условия на обитателей столицы. Толпы людей, невиданных ранее масштабов, создавали повсюду водоворот незнакомых лиц. Идея о предвестниках смерти была далеко не новой: подобные случаи имели место еще в XVII веке. Но в Викторианскую эпоху они приобрели новый характер; городской ужас, казалось, отлично вписывался в необъятность развивающегося мегаполиса.

4. Черные свиньи в коллекторах Хэмпстеда

Во что верили: Коллекторы Лондона кишели чудовищными свиньями, которые однажды могли выбраться наружу из зловонного подземного царства и заполонить весь город.

Почему верили: Это была обычная классическая городская легенда – кто-то пустил слух о том, что в городской коллектор каким-то образом попала свиноматка, там она родила нескольких поросят, которые кормились мусором, регулярно смываемым в канализацию. Китайцы подхватили эту выдумку; упоминание о ней даже напечатали в одном из выпусков газеты «Daily Telegraph» 1859 года.

Отсутствие канализаций было огромной проблемой для быстрорастущего и развивающегося города, поскольку все отходы и нечистоты попадали прямиком в Темзу, а жителей столицы беспощадно косила холера.

Только после того, как инженер Джозеф Базалгетт проложил в Лондоне подземную кирпичную канализацию, потоки нечистот больше не струились по улицам и дорогам столицы.

5. Призрачные жители кладбищ

Во что верили: Во все вещи, связанные с кладбищем: начиная с привидений и нетленных тел и заканчивая сказками о том, что на могилах умерших оставляли колокольчики с веревкой, ведущей под землю в гроб, на тот случай, если человека захоронили преждевременно.

Почему верили: А потому, что огромные кладбища для жителей Лондона были чем-то новым и неизведанным. До того как население города стало расти ускоренными темпами, людей хоронили на территории церковных приходов. С увеличением численности горожан мест хватало не для всех. Были случаи, когда трупы незаконно продавали в медицинские учебные заведения для наглядного изучения анатомии, хоронили там, где придется, или же вообще оставляли разлагаться на улицах.

В 1832 году Парламент принял закон о постройке на территории столицы семи кладбищ (Кенсал-Грин, Вест-Норвуд, Хайгейт, Нанхэд, Бромптон, Эбни-Парк и Тауэр-Хамлетс).

6. Фотографии с призраками

Во что верили: В то, что видели на фотографиях призраки.

Почему верили: Люди и по сей день продолжают сталкиваться с таким странным явлением, не правда ли? Но что действительно интересно, так это то, насколько быстро жители Викторианского Лондона углядели в новой науке возможность создания прибыльного бизнеса.

Первый устойчивый фотографический снимок был сделан в 1827 году, а к 1884 г. на смену фотопластинкам пришла бумажная пленка, покрытая фотоэмульсией. Фотографии с духами умерших впервые появились в Америке в 1860-х гг. благодаря некому Уильяму Мамлеру. Он открыл технику спиритической фотографии случайно, после того как «щелкнул» самого себя и обнаружил на снимке силуэт второго человека – не что иное, как эффект двойной экспозиции. Мамлер, понимая, что на этом можно неплохо заработать, объявил себя медиумом и начал делать фотографии с «духами умерших», используя метод наложения двух разных негативов. Обман Мамлера вскрылся после того, как он использовал для создания призраков фотографии живых жителей Бостона, которых можно было легко узнать на конечных снимках. Идею бизнеса по продаже спиритических фотографий впоследствии подхватило довольно много предприимчивых лондонцев, которым тоже захотелось заработать денег, дурача доверчивых людей.

7. Новые люди

Во что верили: Жителей Лондона Викторианской эпохи волновали не только особенности и причуды человеческого разума, но и тела. Были ли в те времена люди с необычными физическими данными? Да, и самым известным считался Харви Лич. Он был профессиональным гимнастом, несмотря на довольно странное телосложение: короткие бедренные кости, слаборазвитый таз и огромные ступни разного размера.

В 1867 году известный медицинский журнал «The Lancet» опубликовал статью о женщине-черепахе Демарары, которая в детстве была похожа на черепаху потому, что длина ее бедренных костей составляла всего 15 сантиметров. Рост мисс Мариан, царицы амазонок, когда ей было 18 лет, достигал практически 2,5 метров. В 1882 году она стала главной героиней развлекательного представления под названием «Babil and Bijou», которое имело ошеломительный успех у жителей Лондона. Мисс Мариан выходила на сцену в наряде, украшенном жемчугом и драгоценными камнями, и в шлеме, в котором она казалась еще выше.

Почему верили: Все просто. Чарльз Дарвин. Его книга «Происхождение видов», опубликованная в 1859 г., потрясла весь мир, полностью изменив представления общества о происхождении жизни, роли и месте человека на планете Земля. Всех лондонцев, посещавших те необычные представления, интересовал всего один вопрос: неужели это то, к чему мы движемся?

8. Месмеризм

Во что верили: Животный магнетизм – название, данное немецким врачом Францом Месмером в XVIII веке тому, что он считал невидимой естественной силой, исходящей от животных. Месмер верил, что она обладает физическим влиянием, включая исцеление.

Джон Эллиотсон, врач клиники при Университетском колледже Лондона, был первым, кто стал практиковать месмеризм – лечение различных болезней прикладыванием ладоней и намагниченными металлическими предметами. Его коллега Томас Уокли считал это все обманом и пытался доказать несостоятельность месмеризма – сначала наглядными экспериментами, проводимыми вместе с Эллиотсоном в его доме, затем публикацией статей в основанном им медицинском журнале «The Lancet».

Почему верили: История медицины Викторианской эпохи – это путь от суеверий к респектабельности. В начале столетия среднестатистическому жителю Лондона было трудно определиться, кому верить: врачам-шарлатанам или авторитетной медицине. К концу эпохи система здравоохранения, которую мы признаем сегодня, претерпела значительных изменений, и хотя целители, обладающие паранормальными способностями, никуда не исчезли, в области медицины они все же стали занимать совершенно иную нишу.

9. Призрачные видения

Во что верили: Это классический пример из книги «Сила» лондонца по имени Ньютон Кросланд:

«В октябре 1857 года в первом часу дня я направлялся из своего офиса для подписания экспортной закладной в здание таможни, расположенной на улице Темза-стрит, в десяти минутах ходьбы. Я чувствовал себя прекрасно; мои мысли были заняты совершенно банальными вещами; поток движения на улицах струился в привычном монотонном ритме; казалось бы, ничто не могло нарушить мое спокойное расположение духа, но когда я пересекал Грейт-Тауэр-стрит, меня внезапно охватила паника. Мне привиделось, будто на меня напал тигр; все было настолько правдоподобным, что я во весь дух пустился бежать и не останавливался до тех пор, пока не оказался в здании таможни. Нет ничего абсурднее, чем этот беспричинный страх, который заставил меня, купца, мчаться по улицам Лондона в страхе быть пойманным хищным зверем!

Возможность такого несчастья показалась мне настолько нелепой, что в тот момент, когда я подумал об этом, я просто рассмеялся над собой: как я мог позволить таким глупым и нездоровым фантазиям овладеть своим разумом?! Чувство опасения исчезло так же неожиданно, как и появилось. Я не переставал удивляться слабости, которой поддался после того, как у меня случилось видение. На следующее утро я взял газету «Times» и, к моему удивлению, увидел статью, где было написано, что в тот самый момент, когда я почувствовал безумный страх, из клетки действительно сбежал тигр, которого везли из Доклендса. Хищник серьезно ранил двоих детей и до смерти напугал прохожих. Самое удивительное то, что происходило все это буквально в миле от того места, где находился я».

Почему верили: Ньютон Кросланд на самом деле был ярым сторонником спиритуализма – религиозно-философское течение, которое возникло в середине столетия в Нью-Йорке. Приверженцы движения верили, что духи умерших, живущих в духовном мире, имеют способность и склонность общаться с живыми людьми: описанная выше история считалась ни чем иным, как признаком телепатии. В скором времени они стали заманивать в свои ряды месмеристов. Среди спиритуалистов было немало известных личностей, включая писателя Артура Конана Дойля.


Чтиво

www.libo.ru

Гид по викторианской эпохе (ну хоть что-то ты ведь должен о ней знать) — www.maximonline.ru

Получая на шею столь покорное существо, как викторианская жена, джентльмен отдувался по полной. С детства его воспитывали в убеждении, что девочки — это хрупкие и нежные создания, с которыми нужно обращаться бережно, как с ледяными розами. Отец полностью отвечал за содержание жены и детей. Рассчитывать на то, что в трудную минуту жена соизволит оказать ему реальную помощь, он не мог. О нет, сама она никогда не посмеет жаловаться на то, что ей чего-то недостает!

Но викторианское общество бдительно следило за тем, чтобы мужья покорно влекли лямку. Муж, не подавший жене шаль, не подвинувший стул, не отвезший ее на воды, когда она так ужасно кашляла весь сентябрь, муж, заставляющий свою бедную жену выезжать второй год подряд в одном и том же вечернем платье, — такой муж мог поставить крест на своем будущем: выгодное место уплывет от него, нужное знакомство не состоится, в клубе с ним станут общаться с ледяной вежливостью, а собственная мать и сестры будут писать ему возмущенные письма мешками ежедневно.

Викторианка считала своим долгом болеть постоянно: крепкое здоровье было как-то не к лицу истинной леди. И то, что огромное количество этих мучениц, вечно стонавших по кушеткам, дожило до Первой, а то и до Второй мировой войны, пережив своих мужей на полвека, не может не поражать.

Помимо супруги мужчина также нес полную ответственность за незамужних дочерей, незамужних сестер и тетушек, вдовых двоюродных бабушек. Пусть викторианец и не имел обширных супружеских прав османских султанов, но гарем у него часто был побольше, чем у них.

Свободная любовь по-викториански

Официально викторианцы полагали, что девочки и девушки лишены сексуальности или, как ее тогда шепотом именовали, плотской похоти. Да и вообще неиспорченная женщина должна подчиняться постыдным постельным ритуалам лишь в рамках общей концепции покорности мужчине. Поэтому лозунг «Леди не шевелятся!» действительно был близок к реальности. Считалось, что женщина идет на это лишь с целью завести дитя и… ну как бы это сказать… усмирить демонов, терзающих грешную плоть ее мужа.

К грешной плоти мужа общественность относилась с брезгливой снисходительностью. К его услугам было 40 тысяч проституток в одном Лондоне. В основном это были дочери крестьян, рабочих и торговцев, но встречались среди них и бывшие леди, которые брали за свои услуги 1—2 фунта против обычной таксы в 5 шиллингов. На викторианском жаргоне проституток полагалось именовать иносказательно, не оскорбляя ничей слух упоминанием их ремесла.

Поэтому в текстах той поры они обозначаются как «несчастные», «эти женщины», «дьявольские кошки» и даже «канарейки Сатаны». Списки проституток с адресами регулярно печатались в специальных журналах, которые можно было приобрести даже в некоторых вполне респектабельных клубах. Уличные женщины, которые отдавалась за медяки любому матросу, разумеется, не подходили для приличного джентльмена. Но и посещая гетеру высшего разряда, мужчина старался скрыть этот прискорбный факт даже от близких друзей.

Жениться на женщине с подмоченной репутацией, даже не на профессионалке, а просто на оступившейся девушке, было невозможно: безумец, решившийся на такое, сам превращался в парию, перед которым закрывались двери большинства домов. Нельзя было и признавать незаконного ребенка. Порядочный мужчина должен был выплатить на его содержание скромную сумму и отправить куда-нибудь в деревню или захудалый пансион, чтобы никогда с ним более не общаться.

Юмор, сумасбродство и скелеты в шкафах

Вполне естественно, что именно в этом затянутом до натужности и благопристойном до полной бессмыслицы мире возникло мощное противодействие лакированной рутине будней. Страсть викторианцев к ужасам, мистике, юмору и диким выходкам — это тот самый свисток на паровом котле, который так долго не давал искусственному миру взорваться и разлететься на куски.

С жадностью цивилизованных людоедов викторианцы вычитывали подробности убийств, всегда выносимые газетами на первые полосы. Их рассказы ужасов способны вызывать дрожь омерзения даже у поклонников «Резни бензопилой в Техасе». Описав на первых страницах нежную девушку с ясными глазками и бледными щечками, поливающую маргаритки, викторианский автор с наслаждением посвящал остальные двадцать тому, как дымились ее мозги на этих маргаритках, после того как в дом пробрался грабитель с железным молотком.

Смерть — это та леди, которая непростительно равнодушна к любым правилам, и, видимо, этим она и завораживала викторианцев. Впрочем, они делали попытки подстричь и цивилизовать даже ее. Похороны занимали викторианцев не меньше, чем древних египтян. Но египтяне, изготавливая мумию и бережно снаряжая ее в грядущую жизнь скарабеями, ладьями и пирамидами, хотя бы верили в то, что это разумно и предусмотрительно. Викторианские же гробы с богатой резьбой и цветочной росписью, похоронные открытки с виньетками и модные фасоны траурных повязок — это тщетный возглас «Просим соблюдать приличия!», обращенный к фигуре с косой.

Именно из ранних готических романов анг­личан развился жанр детектива, они же обогатили мировую культурную сокровищницу такими вещами, как сюрреалистический юмор и черный юмор.

У викторианцев была еще одна совершенно удивительная мода — на тихих сумасшедших. Рассказы о них печатались толстыми сборниками, а любой обитатель Бедлама, сбежавший от сиделок и прогулявшийся по Пикадилли в «невыразимых» на голове, мог целые месяцы занимать собой гостей на светских обедах Лондона. Эксцентричные особы, не допускавшие, впрочем, серь­езных сексуальных нарушений и некоторых других табу, весьма ценились в качестве приятной приправы к обществу. И держать дома, скажем, тетушку, любящую сплясать матросский танец на крыше сарая, было хоть и хлопотным, но не заслуживающим общественного недовольства делом.

Более того, странные выходки сходили с рук и обычным викторианцам, особенно немолодым леди и джентльменам, если эти выходки, скажем, были результатом пари. Например, рассказ Гилберта Честертона о джентльмене, неделю носившем на голове кочан капусты, а потом съевшем ее (в качестве расплаты за неосторожное восклицание «Если это случится, я клянусь съесть свою шляпу»), — это реальный случай, взятый им из одной девонширской газеты.

Мы точно знаем, когда кончилось викторианство. Нет, не в день смерти маленькой королевы, а тринадцать лет спустя, с первыми радиосообщениями о начале Первой мировой войны. Викторианство — это тот восковой букет под колпаком, который совершенно неуместен в окопах. Зато напоследок викторианцы могли с трепетом полюбоваться тем, с какой легкостью вся эта махина благопристойности разлетается в мелкую дребедень, навеки освобождая из своих пут так долго нежившихся в них пленников.

www.maximonline.ru

Пять мест Лондона, хранящих дух викторианской эпохи – ZIMA Magazine

Искусствовед Ирина Кукота рассказывает о лондонских местах, где можно остановить время и ощутить дыхание былой эпохи.

Где в Лондоне ощутить викторианскую эпоху: мерное тикание часов, джентельмены в котелках, дамы в кринолинах, трубки с табаком, цветы в жардиньерках на подоконниках, витражные стекла в дверях, чай, обед и ужин по расписанию? Какие места до сих пор хранят этот уютный, домашний, романтический и чуть меланхоличный мир, тоскующий по далеким экзотическим берегам?

Элементарно, Ватсон!  Этот дух бережно хранят лондонские дома-музеи. Поэтому мы с вами отправимся в путешествие по местам, где до сих пор ощущается присутствие хозяев, их вкусы, привычки и даже странности характера и, конечно, сохранились интерьер и атмосфера былых времен.

Дом художника Фредерика Лейтона
Фото visitlondon.com

Здесь, пожалуй, все будит фантазию и навевает мысли о разных восточных сказках и английских романтических новеллах. То ли это жилище Ватека, то ли дворец Кубла-хана – все зависит от богатства вашего воображения. Но здесь есть и дубовые темные панели, и изразцы и даже павлины. Поскольку Лейтон был человеком во многих смыслах незаурядным, то и дом его тоже необычен. Не будучи скромного происхождения (он был из семьи известных медиков), титул барона Лейтон получил благодаря своим заслугам. Кстати, его дед сэр Джеймс Бонифаций Лейтон лечил русских царей Александра I и Николая I. Несмотря на то, что семейство Лейтонов долгое время жило при российском императорском дворе, художник родился в Скарборо. Но там он практически не жил —  семья активно путешествовала. Именно поэтому с малых лет Фредерик стал ребенком-полиглотом, быстро овладевшим основными европейскими языками. Он очень рано обнаружил свой талант, и уже в 12 лет стал студентом Берлинской академии художеств. Его семья не препятствовала увлечению Фредерика искусством, но совершенно без восторга и малейшего одобрения относилась к его затее стать художником. Родители, правда, готовы были с этим смириться, если он станет знаменит. Тем не менее, после того, как Лейтон объявил в Риме о своем намерении стать художником, его отец оплатил курс учебы в Академии во Флоренции. В 17 лет Лейтон, встретив во Франкфурте своего любимого философа Артура Шопенгауэра (вот ответьте, мне, почему все юноши так любят Шопенгауэра?), сразу же набросал его портрет в полный рост (это, кстати, как выясняется, единственное изображение Шопенгауэра в полный рост, выполненное с натуры).

В 1851 году семейство Лейтонов вернулось в Англию, а Фредерик отправился обратно во Флоренцию, где познакомился с поэтом Робертом Барретом Браунингом и его женой. Из флорентийских впечатлений родилась первая знаменитая картина Лейтона «Мадонна Чимабуэ», которая через некоторое время приглянулась принцу Альберту, супругу королевы Виктории, и вскоре попала в Королевскую коллекцию. В 1860 году Лейтон и сам перебрался в Лондон, где много общался с прерафаэлитами, а в промежутках были поездки в Париж и встречи с Энгром, Коро, Милле и Делакруа. В 48 лет Лейтон становится президентом Королевской Академии Художеств. В этот же год во Франции его награждают Орденом Почетного Легиона, и тогда же, в 1878 году, он получает звание рыцаря в Виндзоре, а через 18 лет становится и бароном. Лейтон был единственным за всю историю английским художником, удостоившимся такой чести. Правда, бароном и пэром Лейтон побыл всего лишь день: получив свой титул 24 января, он скончался 25 января, оставшись в истории первым и последним бароном Лейтоном. Есть в этом какая-то ирония.

Свой чудесный дом Лейтон строил практически 30 лет, начиная с 1866 года. Вначале пожелания художника были довольно скромны: он хотел дом и мастерскую. Но постепенно планы и замыслы менялись, здание расширялось, достраивалось, меняло планировку. Так что у архитектора Георга Айткинсона, которому Лейтон заказал построить дом, было, скорее всего,  немало головной боли. Самой большой пристройкой стала, конечно же, Арабская зала. В конце 1870-х годов Лейтон много путешествовал по Ближнему Востоку, который он страстно любил. Впрочем, впервые на Востоке, в Алжире, он побывал в 1857 году. Поездка произвела на него неизгладимое впечатление, а через 10 лет он отправился в Египет. Говорят, что по просьбе принца Уэльского Эдварда (будущего короля Эдварда VII), оттоманский наместник Египта даже одолжил Лейтону свой пароход для путешествия по Нилу. Из каждой поездки художник привозил произведения искусства, которые служили ему для самообразования. Так он собрал обширную коллекцию, которую потом пожелал вписать в интерьер дома. Поэтому в Арабской зале вы увидите сирийские и турецкие изразцы, оконные решетки из Дамаска и каирские двери. Все это соседствует с изразцами де Моргана и мозаикой Уолтера Крейна, и выглядит несколько эклектично, так что поначалу даже не совсем и понятно, попадаешь ли ты в древнюю базилику, мечеть или хамам. Но этим же объясняется и пластичность интерьера, готового подчиниться любому полету вашей фантазии. Впрочем, архитектор Айткинсон упоминал, что главным вдохновением для Лейтона стал дворец Ла Зиза в Палермо. Как бы то ни было, телеведущий и арт-критик Алистэр Сук (Alastair Sooke)  назвал Арабскую залу «самым волшебным и чарующим пространством во всем Лондоне». И это действительно так.

На втором этаже располагается большая галерея, некогда служившая мастерской художника. Несмотря на то, что после смерти Лейтона многие его картины и рисунки были проданы, стены его дома не назовешь голыми. Вы сможете увидеть и рельефы (Лейтон был еще и прекрасным скульптором), и картины художника, а  также и наброски к, пожалуй, самой известной его картине «Пылающий июнь». Небольшая гостиная второго этажа выходит на Арабскую залу. Ваше внимание привлечет небольшая ниша с оконцем и восточными решетками, которая из Арабской залы воспринимается как верхняя галерея. В этой нише постелен ковер с подушками, как бы приглашая вас прилечь; а ваш взгляд тонет в золоте купола Арабской залы. Я теперь понимаю, откуда Лейтон черпал вдохновение для своих картин. Возможно, что многие сюжеты его композиций приняли свои очертания как раз на фоне этих золотых мозаик.

12 Holland Park Rd, Kensington, London W14 8LZ

Дом карикатуриста Линлея Сэмбурна
Фото visitlondon.com

Соседство дома лорда Лейтона и Линлея Сэмбурна совсем даже не случайно. Во-первых, оба были художниками и жили недалеко друг от друга. А во-вторых, у вас сразу будет возможность попасть из фантазийного и довольно эстетского интерьера лорда Лейтона в дом художника средней руки. Линлей не был ни слишком богат, ни слишком беден, но приятно зажиточен – одним словом, его дом – это  образец жилья представителей среднего класса викторианской эпохи. Впрочем, успокою вас, представители среднего класса тоже жили весьма неплохо. Кстати, Сэмбурн – прадед графа Сноудона, ставшего мужем принцессы Маргарет. Не так-то уж он был прост!

Линлей Сэмбурн был известным в Лондоне карикатуристом  и иллюстратором журнала Punch. А кроме того, он еще был и заядлым фотографом, и многие свои композиции вначале тестировал с помощью фото, а потом уже переносил их на бумагу. Это позволяло ему экспериментировать и подбирать наиболее удачный ракурс для своих беспощадных, но очень веселых карикатур. Он был не прочь посмеяться и над самим собой, о чем свидетельствует обширная коллекция его фотографических автопортретов. Качество его художественных работ было отмечено и Королевской академией, которая еще при жизни Сэмборна провела его ретроспективную выставку.

В своем доме на 18 Stafford Terrace Сэмборн с женой поселился в 1875 году. И сразу же решил, что интерьер дома будет оформлен в «эстетском стиле». Поэтому здесь вы непременно увидите прекрасную подборку обоев Морриса и умеренное количество подсолнухов, радующих глаз, а также коллекцию китайского фарфора в бело-синих тонах. Тяжелые бархатные гардины, обилие растений в фарфоровых жардиньерках, турецкие и персидские орнаментированные ковры, чуть тяжеловатая темная мебель – все, как у приличных людей той эпохи. И ровно так, как мы хотим увидеть.

Дому в каком-то смысле повезло: его настолько любили, что никто не спешил менять в нем обстановку. Сын Сэмбурнов Рой унаследовал дом и прожил здесь холостяком всю жизнь. После его смерти дом достался сестре Роя – Мод. Она уже сознательно не хотела ничего менять, объясняя это тем, что дом хранит столько счастливых воспоминаний о ее детстве, что она не хочет с ними расставаться, сохраняя все как было в ее детские годы. И действительно, дом хранит атмосферу любящей и доброй викторианской семьи. Обратите внимание на зеркало в гостиной: когда-то один из маленьких Сэмборнов его разбил, играя в мячик. Резвое дитя не стали ругать, а веселый и находчивый папа по разлому на зеркале нарисовал растение с причудливыми очертаниями, которое стало частью семейной легенды.

За стенами дома бушевала жизнь, менялись моды и стили, а внутри казалось, что время остановилось. Может быть, еще поэтому этот дом так любят кинематографисты. Здесь снимались фильмы «Комната с видом», «Морис» и сериал о Блумсберийском кружке. Дочь Мод Энн в 1957 году на одной из вечеринок у себя в доме предложила организовать общество любителей Викторианской культуры – The Victorian Society, одним из сооснователей которого стал присутствовавший тогда на вечеринке английский поэт и критик Джон Бетчеман. С тех пор Общество любителей викторианской культуры как раз занимается сохранением викторианских домов и интерьеров, периодически собираясь в стенах этого дома. Что ж, вполне логично: любовь порождает любовь.

18 Stafford Terrace, W8 7 BH

https://www.victoriansociety.org.uk/about/linley-sambourne-house

Two Temple Place

Если вы слышали о двух предыдущих домах -музеях, в которых можно побывать практически в любое время, то Two Temple Place, пожалуй, до сих пор остается сокрытым от посторонних туристических глаз сокровищем. Это тоже пример очень интересного викторианского неоготического интерьера, созданного в 1895 году по прихоти эксцентричного и взбаломошного американского миллионера Вильяма Вальдорфа Астора. Астор эмигрировал в Англию в 1891 году. Тогда он был самым богатым в мире человеком, а богатому человеку для работы нужен соответствующий офис.

Астор выбрал архитектора Джона Лоуборо Пирсона и был совершенно непреклонен в выборе строительных и отделочных материалов – портлендского камня, редких пород дерева и мрамора. По его указанию были приглашены самые лучшие мастера. Практически все участки интерьера – от колонн из черного дерева до мрамора на стенах и оконных решеток – были выполнены вручную. А еще в этом здании находились два самых больших в Европе сейфа.  И много, очень много деревянных панелей!

Суть, как известно, кроется в деталях. В качестве «вишенки» Астор установил на крыше флюгер в  виде позолоченной медной модели «Санта Марии» – корабля, на котором Колумб открыл Америку. А во внутреннем дворе офиса вы обнаружите двух херувимчиков, прижимающих к ушам телефонные трубки, которые они держат в своих ручонках.

Цена всего этого великолепия была просто астрономическая и в современных деньгах исчислялась бы десятками миллионов фунтов!

Сегодня здесь размещается головной офис благотворительного фонда The Bulldog Trust. Обычно он закрыт для посторонних, но всего лишь три месяца в году вы можете попасть внутрь в качестве посетителя выставки. Кстати, 26 января здесь открывается экспозиция, посвященная наследию Джона Рескина (John Ruskin). Вход бесплатный. Отговорок у вас теперь нет.

Two Temple Place, 2 Temple Place, WC2R 3BD

https://twotempleplace.org

Дом писателя Томаса Карлейля и the London Library

Писатели – это, конечно, не художники и уж тем более не миллионеры. Они живут скромнее, да и нрав у них, быть может, не такой веселый. Например, Томас Карлейль был на редкость ворчлив и неуживчив. Но это сподвигало его на свершения. Например, тот факт, что он поссорился с библиотекарем Британской библиотеки Антонио Паницци и терпеть не мог людных читальных библиотечных и музейных залов с «храпунами, cопунами, кряхтунами и плеваками”, сподвиг его на основание известнейшей Лондонской библиотеки в районе Сент-Джеймс. Вслед за Карлейлем туда потянулись многие писатели. Среди ее читателей значатся сэр Артур Конан Дойль,  Чарльз Диккенс, Чарльз Дарвин, Вирджиния Вульф, Генри Джеймс и Агата Кристи, а Томас Стернз Элиот несколько лет был ее президентом.

Поскольку Карлейли, как и все шотландцы, экономили, то жили они не в фешенебельном Кенсингтоне, а во вполне захолустном Челси, снимая дом за 35 фунтов в год. Можно ли сейчас в это поверить? Вся прелесть этого немудрящего жилища в том, что здесь все осталось, как было при писателе. Даже двери сохраняют свою смиренную обшарпанность. Главный салон до сих пор обставлен так, как его изобразил художник Роберт Тейт на картине «Интерьер в Челси» (1857), находящейся там же. Но салону, в котором царила жена Карлейля Джейн (дама со сложным характером), писатель предпочитал кухню, где можно было курить,  просиживая немало часов в компании поэта лорда Теннисона и обсуждая разные интеллектуальные вопросы.

В другой гостиной, которая одновременно служила библиотекой, чета Карлейлей развлекала Диккенса, Браунинга, Теккерея, Дарвина и Рескина. В этом доме побывали все представители интеллектуальной элиты викторианского Лондона. В интерьерах дома вы увидите много фотографий, выполненных Джулией Маргарет Кэмерон – первой женщиной-фотографом викторианской Англии. В первую очередь, это фотопортреты самого Карлейля.

В комнате Миссис Карлейль хранятся личные вещи и одежда писателя. Но самым интересным, пожалуй, представляется кабинет писателя на чердаке. Здесь вы увидите его книги и письменные принадлежности, а также записки жене. Кабинет был построен и оборудован для Карлейля фирмой Cubitt в 1853 году. У кабинета были двойные стены, фирма установила специальную звукоизоляцию и даже вентиляцию, которая бы глушила звуки, доносившиеся с улицы и мешавшие Карлейлю работать. Но по иронии судьбы, вместо кабинета со звукоизоляцией, писатель получил комнату со звукоусиливающим эффектом! «Тихая комната – самая шумная во всем доме», — провозгласила жена Карлейля Джейн. Тем не менее Карлейль проработал  в своем кабинете 12 лет, пока не закончил биографию Фредерика Великого. Похоже, что дело было не в шуме.

Прекрасно сохранился и сад. Он великолепен весной, когда цветут вишни и распускается сирень – совершенно так же, как и во времена Карлейля.

В доме обычно мало посетителей и в нем легко отвлечься от привычной лондонской суеты, погрузившись в мир «властителя дум» викторианских интеллектуалов.

24 Cheyne Row, SW3 5HL

https://www.nationaltrust.org.uk/carlyles-house

Музей Чарльза Диккенса

И наконец, нашу пятерку замыкает дом другого писателя – Чарльза Диккенса, одного из друзей Томаса Карлейля. Несмотря на то, что здесь молодой, подающий надежды писатель прожил вместе с женой Кэтрин и их сыном Чарльзом всего лишь три года, этот дом стал свидетелем его растущей славы (и оправданных надежд), и служит сегодня местом паломничества для поклонников Диккенса. Впрочем, это не мешает ему оставаться уютным семейным гнездом. Здесь вы увидите множество фотографий писателя и его семьи, его библиотеку и письма, равно как и табакерку, и даже приспособление для резки сигар. И, конечно же, маленькую фарфоровую обезьянку, с которой Диккенс не расставался всю свою жизнь.

В этом доме писателем были созданы «Посмертные записки Пиквикского клуба», романы «Оливер Твист» и «Николас Никльби». Кстати, в столовой, в которой Диккенс любил принимать друзей (а он был чрезвычайно гостеприимным человеком), находятся часы, некогда принадлежавшие Мозесу Пиквику, держателю экипажей из Бата, имя которого Диккенс позаимствовал для главного героя «Записок». В гостиной, убранство которой не изменилось со времен писателя, Диккенс устраивал публичные чтения своих произведений для самых близких друзей.

Сюда же были свезены и другие личные вещи писателя, оставшиеся после его смерти, включая посмертный портрет, написанный художником- прерафаэлитом Милле.

48 Doughty Street, WC1N 2LX

https://dickensmuseum.com/

Рестораны и пабы с викторианскими интерьерами

Итак, мы надеемся, что мы в достаточной степени раздразнили ваш музейный аппетит. Если же вдруг, вы захотите утолить не только интеллектуальный, но и вполне физический голод после музейных походов, то мы вам рекомендуем только пабы и рестораны с викторианскими интерьерами: либо паб Princess Louise в Холборне с лучшим во всем Лондоне сохранившимся викторианским интерьером, либо ресторан Criterion на Пиккадилли, в котором, как известно, Ватсон впервые услышал о Шерлоке Холмсе и любил обедать их создатель сэр Конан Дойль. Кстати, в баре по этому случаю даже установлена памятная табличка. Сюда часто захаживали писатели Герберт Уэллс, Гилберт Кит Честертон, Пелэм Вудхауз и философ Бертран Расселл. Не обошли его вниманием и суфражистки вместе с Кристабель Панкхерст. И пусть итальянский ресторан, который находится там сегодня, так себе, интерьер до сих пор впечатляет.

Ну, а если вам все же хочется стильно подурачиться, то советуем расположившийся недалеко на Bruton lane ресторанчик Mr Fogg’s Residence, интерьер которого напомнит вам о путешествиях известного героя Жюля Верна Филеаса Фогга (кстати, поклявшегося совсем недалеко отсюда, в Реформ-клубе на Пэлл Мэлл, объехать весь свет за 80 дней). Здесь уже будет не только ностальгия по славным викторианским временам, но и остроумный стим-панк, огромное разнообразие видов джина и меню, которое бы соответствовало любым викторианским вкусам и ожиданиям.

zimamagazine.com

Нравы викторианской Англии — Статьи

Викторианская эпоха охватила большую часть 19 века. Практически в каждой сфере жизни произошли кардинальные перемены. Это было время процветания, широкой империалистической экспансии и великих политических реформ. При этом доведенная до абсурда добродетель и ограничения контрастировали с широким распространением проституции и детского труда.

1.jpg

Простым англичанам жилось нелегко. (pinterest.com)

В хибары бедняков набивалось столько людей, что ни о какой гигиене или санитарных нормах речи быть не могло. Часто совместное проживание на малой площади большого количества мужчин и женщин приводило к очень ранней проституции.

2.png

Жизнь работяг. (pinterest.com)

В доме же обывателя среднего класса главным местом была гостиная. Это была самая большая, дорого украшенная и презентабельная комната. Еще бы, ведь по ней судили о семье.

4.jpg

Классический интерьер приличного дома. (pinterest.com)

5.jpg

Жизнь трущоб. (pinterest.com)

Предшествующие Виктории поколения Ганноверов вели весьма распутный образ жизни: незаконные дети, алкоголизм, распутство. Престиж британской монархии был низок. Королеве пришлось выправлять ситуацию. Хотя, говорят, что она коллекционировала изображения обнаженной мужской натуры.

6.jpg

Жертвы моды. (pinterest.com)

7.jpg

Семейный портрет. (pinterest.com)

8.jpg

Мода викторианской эпохи. (pinterest.com)

Мужчины и женщины обязаны были забыть, что у них есть тело. Ухаживания состояли из ритуальных бесед и символических жестов. Слова о теле и чувствах заменялись эвфемизмами (например, конечности вместо рук и ног). Девушкам не полагалось ничего знать о сексе и деторождении. Представители среднего класса обладали уверенностью в том, что процветание — это вознаграждение за добродетель. Доведенное до крайности пуританство семейной жизни порождало чувство вины и лицемерие.

9.jpg

Английская семья в Индии, 1880. (pinterest.com)

10.jpg

Продавщицы цветов. (pinterest.com)

Надо сказать, суровые правила не распространялись на простой люд. Крестьяне, рабочие, мелкие торговцы, моряки и солдаты жили в антисанитарии, нищете и тесноте. Требовать от них соблюдения викторианской морали было бы просто смешно.

13.png

Жизнь бедняков. (pinterest.com)

Одежда была сложна и изысканна. Для каждого случая был предусмотрен конкретный фасон. Главными героями гардероба женщин были кринолин и корсет. И если первый могли позволить себе только состоятельные дамы, то второй носили женщины всех классов.

14.jpg

Модницы. (pinterest.com)

15.jpg

В ванной. (pinterest.com)

17.jpg

Викторианская мода. (pinterest.com)

18.jpg

Спиритический сеанс. (pinterest.com)

19.jpg

Англичане вызывают духов. (pinterest.com)

С изобретением дагерротипа люди начали заказывать портреты. Правда, с непривычки вспоминали о том, что хотят изображение родственников уже после их кончины. Поэтому были распространены посмертные портреты. С ростом популярности этого жанра фотографы пытались добавить картинкам «жизни»: трупы снимались в окружении семьи, глаза насильно открывали, дорисовывали розовые щеки. Другая мода — портреты без головы, причем заказывали их для себя еще живые люди.

20.jpg

В викторианскую эпоху фото выглядели специфически. (pinterest.com)

21.jpg

Прославленное английское чувство юмора. (pinterest.com)

diletant.media

О викторианской эпохе — Каждому

Викторианская эпоха (1837—1901) — период царствования Виктории, королевы Великобритании и Ирландии, императрицы Индии.

Хотя эта эпоха в общем-то четко привязана к конкретной стране (Великобритании), нередко она увязывается и в общем как эпоха стимпанка. И для этого есть основания.

Но сначала немного о самой королеве Виктории.

Виктория (англ. Victoria, имена при крещении Александрина Виктория — англ. Alexandrina Victoria) (24 мая 1819 — 22 января 1901) — королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии с 20 июня 1837, императрица Индии с 1 мая 1876 (провозглашение в Индии — 1 января 1877), последний представитель Ганноверской династии на троне Великобритании.

Виктория пробыла на троне более 63 лет — больше, чем любой другой британский монарх. Викторианская эпоха совпала с промышленной революцией и периодом наибольшего расцвета Британской империи. Многочисленные династические браки её детей и внуков укрепили связи между королевскими династиями Европы и усилили влияние Великобритании на континенте (её называли «Бабушкой Европы»).

1837 год. Портрет Королевы после ее коронации.

А это ее классический (можно даже сказать — канонический облик).

Промышленная революция превратила Британию в страну дымящих заводов, огромных складов и магазинов. Население быстро увеличивалось, разрастались города, а в 1850-х страна покрылась сетью железных дорог. Высокопроизводительная и оставившая далеко позади другие страны, Британия становилась «мастерской мира», что она и продемонстрировала на первой международной промышленной выставке в 1851 г. Страна сохраняла свои передовые позиции до конца столетия. На фоне стремительных преобразований становились все более заметными негативные стороны: антисанитария в жилищах рабочих, детский труд, низкие зарплаты, плохие условия труда и изнуряюще долгий рабочий день.

Всемирная выставка 1851 года. Первая из выставок такого рода.

Сами же англичане в наше время воспринимают эпоху своего зенита неоднозначно. Слишком много там было разного, в том числе и лицемерия..

В этот период люди, принадлежавшие к высшему и среднему классам, придерживались строгих ценностей, среди которых были следующие:

Чувство долга и трудолюбие;

Респектабельность: смесь морали и лицемерия, строгости и приспособления к общественным стандартам (обладание хорошими манерами, владение комфортабельным домом, регулярное посещение церкви и благотворительность), именно она отделяла средний класс от низшего;

Благотворительность и филантропия: занятие, привлекавшие многих состоятельных людей, особенно женщин.

В семье царили патриархальные порядки, поэтому одинокая женщина с ребенком становилась маргиналом из-за широкого распространения представления о женском целомудрии. Сексуальность подавлялась, были чрезвычайно распространены жеманство и ханжество.
Колониализм также был важным феноменом, он вел к распространению патриотизма и испытывал влияние идей о расовом превосходстве и концепции миссии белого человека.

Правила поведения и мораль были очень жёсткими, и их нарушения сильно осуждались. В семьях и учебных заведениях были чрезвычайно распространены тяжкие телесные наказания. Такие явления, как жеманство и излишняя умеренность, подавление считаются важными и очень распространёнными чертами Викторианской эпохи. Так, в английском языке, слово «Victorian» до сих пор является синонимом слов «ханжеский», «лицемерный».

Несмотря на усилия государства по упорядочению экономической жизни, индустриализация общества имела и свои отрицательные последствия. Немыслимая нищета, возможно, и не увеличилась по сравнению с былыми временами, но стала настоящей проблемой для общества, когда масса бедняков перекочевала в городские трущобы. Росла неуверенность людей в завтрашнем дне, т. к. в условиях новой экономической системы подъемы чередовались со спадами, в результате которых рабочие теряли свои места и пополняли ряды нищих. Защитники системы доказывали, что ничего не попишешь, поскольку таковы «железные законы» экономики.

Но подобным взглядам бросили вызов мыслители-социалисты, такие как Роберт Оуэн и Карл Маркс; их взгляды осуждали Чарлз Диккенс, Уильям Моррис и другие выдающиеся писатели и художники.

В викторианскую эпоху родилось и крепло рабочее движение, начиная с программ взаимопомощи и самообразования (кооперативы, школы механиков) и заканчивая массовыми выступлениями, такими как борьба чартистов в 1830-40-х гг. за расширение политических прав. Профсоюзы, стоявшие вне закона до 1820 гг., с ростом социалистических настроений обрели реальную силу.

Хотя викторианцам не удалось справиться с проблемой бедности, социальные и экономические достижения эпохи были значительными.

Массовое производство привело к возникновению новых видов продукции, уровень жизни постепенно повышался. Развитие производства открывало новые профессиональные возможности — например, растущий спрос на машинисток позволил значительному числу грамотных женщин впервые в жизни получить работу. Новый вид транспорта — поезда — ежедневно перевозили служащих из города домой в предместья, а рабочих каждый уик-энд — на экскурсии к побережью, что стало со временем неизменным атрибутом английского уклада жизни.

Английская школа 1897 года. Поздняя викторианская эпоха.

Семейное фото викторианской эпохи.

Еще одна фотография викторианской школы.

А вот как выглядела викторианская эпоха глазами фотообъективов (кстати, фотография появилась именно тогда):

Детские фотографии того времени:

Кстати, учиться тогда шли в школу в возрасте 8-9 лет.

А хотите увидеть, как тогда лечили зубы? Вот так вот:

Механическая бормашина викторианской эпохи. Хотите попробовать?

Правь, Британия морями! Карта мира 1897 года.

Действительно, империя, над которой никогда не заходит солнце.

Это отнюдь не документальное фото. Но так вполне могло случиться в мировой истории. Продвинутый стимпанк, да.

Вот как выглядела повседневная жизнь той эпохи:

Поезд, уходящий с вокзала Паддингтон.

А это празднование 60-й годовщины коронации Виктории. 1897 год.

Фотографии этого события:

Хотел бы я жить в то время? А это зависит от социального статуса 🙂 Тогда социально-классовое разделение было куда более резкое, чем сегодня.

Тем более, что средняя продолжительность жизни в те времена составляла примерно 40 лет.

Так что скорее всего посетить бы то время я не отказался, а вот жить там насовсем — мне бы скорее всего не слишком понравилось. Хотя, конечно, приспособился бы 🙂

grey-croco.livejournal.com

Странные и отвратительные факты о Британии времен викторианской эпохи

Викторианская эпоха являлась особенным периодом, хотя сперва и кажется, что во время правления королевы Виктории жители Британии отличались исключительной чопорностью и скромностью. На деле же в это время отмечалось множество странностей, которые тогда, впрочем, считались нормой.

Растительность

Это в современных фильмах о викторианской Англии все дамы ухожены и невинны, но многие “киношники” почему-то забывают, что тогда еще не было и речи о безопасном бритвенном станке. Конечно, уже в то время имелись некоторые составы для депиляции, но, как правило, они были весьма токсичными, поэтому использовали их для удаления растительности в области лица и рук. Интимная же зона, подмышки и даже ноги оставались покрыты волосами, но обычно это было легко скрыть под одеждой.
Еда

В викторианскую эпоху нельзя было просто купить продукты в супермаркете, поэтому продовольствие часто либо имело плохое качество, либо и вовсе являлось испорченным. Например, у торговцев вполне можно было приобрести тухлое мясо, пекари не стеснялись в свою продукцию добавлять мел или квасцы, что делало хлеб белее, а в консервированные продукты для усиления вкуса могли класть мышьяк.
Красота

Женщины хотели выглядеть непревзойденно даже в Викторианскую эпоху, и популярным средством для дам тех времен являлись маски из сырого мяса. Якобы, если каждый вечер перед сном класть себе на лицо тонкий ломтик говядины, кожа станет свежее, а также сократится риск появления морщин.
Одежда

Если сейчас к мальчику в платье многие отнесутся с недоумением и осуждением, то во времена нахождения у власти королевы Виктории это было нормой. Дети мужского пола носили платья вплоть до того периода, когда им пора было идти в школу. Фактически, до этого времени их трудно было отличить от девочек.
Смертность

В то время порядка 50% детей умирали даже не дожив до 15 лет, поскольку медицина была развита слабо, а жить приходилось в антисанитарных условиях. Особенно высокий уровень смертности отмечался в бедных районах, где дети фактически оказывались предоставлены сами себе, питаясь отбросами, а иногда и вовсе в их рацион входили крысы и кошки.
Темза

Состоянием на середину 1800-х, на ежедневной основе в Темзу отправлялось порядка тысячи тонн отходов и фекалий, поскольку в тот период другого “хранилища” для сточных вод просто не было. Одновременно с этим указанная река служила ключевым источником питьевой воды для людей, проживающих в Лондоне. В итоге тысячи граждан становились жертвами тифа, дизентерии и т.д., считая при этом, что виной всему загрязненный воздух.
Королева Виктория

В юном возрасте будущая королева воспитывалась в строгих условиях, поэтому после прихода к власти ее аппетиты, согласно сохранившимся данным, были впечатляющими. Королева Виктория ела не только много, но и быстро, и, согласно правилам этикета тех времен, ее гости должны были заканчивать с блюдом не позднее нее, даже если успели всего лишь несколько раз его надкусить.
Нижнее белье

В упомянутую эпоху нижнее белье, которое носили женщины, оставалось открытым непосредственно в зоне промежности. Панталоны были словно разрезаны на две части, для каждой ноги отдельно, а соединяли их посредством специальных пуговиц или же завязок. В определенных случаях такое белье было очень удобным, но вдаваться в подробности не стоит.

www.anews.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *