Лувр стеклянная пирамида: История создания и оптическая иллюзия стеклянной пирамиды Лувра

Содержание

Стеклянная пирамида Лувра —

Стеклянная пирамида Лувра

Стеклянная пирамида Лувра давно стала характерной особенностью среди многочисленных достопримечательностей и окрестностей Парижа. Пирамиду, служащую парадным входом в крупнейший французский художественный музей, спроектировал знаменитый американский архитектор (китаец по происхождению) И. М. Пей. Открытие пирамиды в 1989 году было приурочено к празднованию двухсотлетия Французской революции. С тех пор пирамида Лувра является своеобразным символом знаменитого музея и современного Парижа.

Выполненная из стекла и стали пирамида имеет довольно внушительные размеры: ширина основания составляет около 30 метров, а высота ее достигает 22 метра. Конструкция сооружения состоит примерно из 800 ромбовидных и треугольных стекол, которые были созданы специально для достижения оптимального освещения внутри пирамиды.

Пирамида Лувра хорошо видна со стороны площади перед музеем. Просторный подземный вестибюль, который называется Зал Наполеона, является одновременно парадным входом и центром для посетителей музея.

Отсюда на эскалаторе можно подняться к галереям Лувра, либо спуститься по винтовой лестнице вниз пирамиды к центральному внутреннему помещению.

Оставив позади стеклянную пирамиду и войдя во дворец-музей, вы сможете осмотреть ряд прекрасных коллекций художественного искусства. Крупнейший французский национальный музей Лувр был открыт в 1790-х годах, и в настоящее время ежегодно принимает миллионы посетителей.

Тематическая экскурсия по Лувру

Тематическая экскурсия по Лувру

Во время тематической экскурсии по Лувру, независимо от того, осматриваете ли вы коллекцию искусства Ислама или восхищаясь статуей Ники Самофракийской, ваше сердце будет замирать от восхищения. Выйдя из музея можно прогуляться по прекрасным садам Лувра или посетить галерею скульптур под открытым небом, которая находится неподалеку от пирамиды.

История создания пирамиды начинается в первой половине 1980-х, когда президент Франции Франсуа Миттеран принял решение достроить к историческому музею новое здание. С самого начала строительство пирамиды вызвало многочисленные споры и сопротивление общественности.

Парижане были обеспокоены нелепым возведением современного сооружения перед величественным зданием двенадцатого века. Но, несмотря на многочисленные споры, пирамида Лувра все-таки была построена и впоследствии стала самой яркой и популярной достопримечательностью в Париже после Эйфелевой башни.

Перевернутая Пирамида (La Pyramide Inversée), достроенная в 1993 году, по сути является двойником пирамиды Лувра. Перевернутая стеклянная крыша находится как раз над подземным торговым центром «Карусель дю Лувр» (Carrousel du Louvre) рядом с Залом Наполеона. Под перевернутой пирамидой находятся десятки магазинов и кафе. В этом месте сосредоточено много выставок. Ежегодно в ноябре экспозиционный центр пирамиды занимает парижская фотовыставка.

После публикации популярного романа Дэна Брауна «Код да Винчи» история пирамиды Лувра приняла новый оборот. Необычная конструкция пирамиды наряду с ее перевернутой копией стали легендой, о которой повествует сюжет романа и его киноверсия.

Многие туристические компании предлагают экскурсии в Лувре по следам главных героев романа «Код да Винчи». Независимо от того, что вы думаете об этом художественном вымысле, невозможно отрицать тот факт, что пирамида Лувра представляет собой удивительные зрелище.

Посмотрите ознакомительное видео: Фонтаны возле пирамиды Лувра. Париж

голоса

Рейтинг статьи

Надругательство над историей или эстетика гармонии


Пирамида перед Лувром появилась тридцать лет тому назад по инициативе всего одного человека – и еще до завершения строительства она стала предметом яростных споров. Одни считали стеклянное сооружение надругательством над историей Лувра, другие защищали проект, называя гармоничным и оправданным смешение старого и нового. Несмотря на кажущуюся простоту идеи, пирамида и спустя несколько десятков лет продолжает подкидывать исследователям вопросы о причинах и смысле своего появления в центре Парижа.

Большой Лувр и годовщина Великой Французской революции

Лувр ведет свою историю еще с XII века, когда он был замком-крепостью, возведенным для охраны города от нападений с Сены. Спустя несколько веков он стал выполнять функции королевской резиденции, а с 1793 года – со времен Революции – в помещениях Лувра уже размещался музей.

Двор Наполеона перед дворцом в начале XX века

До начала работ одно крыло здания – крыло Ришелье – занимало французское министерство финансов. К двухсотлетней годовщине Великой французской революции готовились изменения в исторической части города. По проекту, предложенному президентом Франсуа Миттераном, все здание Лувра планировалось отдать под размещение экспозиции музея, а для лучшей организации входа посетителей создать подземный вестибюль, который бы объединил все три крыла.
Первое впечатление от стеклянного сооружения на фоне барочных зданий было сродни шоку – слишком уж смело выглядела попытка совместить настолько разные эпохи, разместив футуристическое сооружение прямо у стен старого парижского дворца.

Архитектор Юй Мин Пэй

Проект по созданию нового облика Лувра был отдан американскому архитектору китайского происхождения Юй Мин Пэю. Именно он создал над главным входом в музей стеклянную пирамиду – а относительно того, чья именно идея была воплощена в этом смелом проекте, версии расходятся. Уже сразу после обнародования сведений о проекте разразился скандал, президента обвиняли в стремлении нарушить гармонию зданий исторического центра, создать рядом с дворцом XVII века чего-то вроде сооружений Диснейленда или Луна-парка. Будущую пирамиду сравнивали с «бородавкой на благородном лице». Досталось Миттерану и за выбор архитектора – «иностранец будет диктовать Парижу, каким ему быть!» Тем не менее проект был запущен в работу, реконструкция Двора Наполеона велась на протяжении пяти лет.

Франсуа Миттеран

Проект и процесс строительства

В процессе работы Юй Мин Пэю пришлось решать серьезные технологические головоломки относительно состава стекла – для максимальной прозрачности, а также относительно его цвета, материала сплава.
Прототипом стеклянного сооружения стала пирамида Хеопса, при создании которой египтяне придерживались правила «золотого сечения».

Пирамида Хеопса

Всего при строительстве было использовано 673 стеклянные пластины, 603 в форме ромба и 70 треугольных. Заблуждение относительно количества прозрачных элементов пирамиды возникло еще в восьмидесятых, когда было впервые озвучено число «666» — «число зверя». Для противников строительства пирамиды это было серьезным аргументом – даже в настоящее время, когда уточнены официальные данные, в некоторых конспирологических теориях принимается именно тот, «дьявольский» вариант подсчета. Высота пирамиды составила 21 м 64 см.

При создании пирамиды архитектор стремился к максимально возможной прозрачности стекла, для чего экспериментировал с его составом

Открытие пирамиды состоялось 29 марта 1989 года. Как и планировалось, стеклянная пирамида обеспечила достаточное естественное освещение подземному вестибюлю, где разместился главный вход в музей. Еще три маленькие пирамиды высотой по 5 м были также с целью дополнительного освещения построены неподалеку от большой. Количество туристов, посещающих Лувр, постоянно росло: в 2018 году музей посетило более десяти миллионов человек.

Строительство пирамиды велось в 1984-1989 годах

Любопытно, что при взгляде на Двор Наполеона в ночное время суток, когда пирамиды подсвечены разного рода иллюминацией, он представляет собой действительно впечатляющее зрелище. А что касается дня – трудно не признать, что пирамида выглядит странно, даже чужеродно, несмотря на то, что на протяжении тридцати лет, прошедших со дня открытия пирамиды, уже, казалось бы, устоялось мнение, что стеклянное сооружение выглядит гармонично и интересно.

Пирамида в темное время суток

Утихают негативные отзывы о пирамиде, проводится параллель с Эйфелевой башней, поначалу принявшей на себя похожий шквал критики – новое «лицо Лувра» стало привычным. Но отвечает ли оно в действительности эстетическим запросам парижан и ценителей прекрасного из других городов и стран? Если нет, то каковы могли быть истинные причины возведения такого не типичного для европейского города сооружения?

Что не так с пирамидой Лувра?

Имя Наполеона тесно связано с пирамидой Лувра

Пирамида непосредственно связана с Наполеоном Бонапартом, чье имя носит площадь перед музеем и при участии которого Лувр начинался как сокровищница предметов искусства. Важным этапом карьеры будущего императора был Египетский поход в 1798-1801 годах, поход провальный с военной и стратегической точек зрения, но обеспечивший Франции погружение в культуру Древнего Египта и давший огромное количество сведений об искусстве этого государства. В Битве у Пирамид в 1798 году – имеются в виду пирамиды на плато Гиза, среди которых и построенная для фараона Хеопса – Наполеон одержал победу над мамлюками, и по легенде, провел в самом большом из сооружений Древнего Египта одну ночь – как когда-то другой великий завоеватель Александр Македонский.

Наутро, выйдя из камеры пирамиды, Бонапарт якобы утверждал, что узнал нечто небывалое – «даже если бы я рассказал, вы бы не поверили».

Рисунок Д. Денона, сделанный во время Египетского похода

Египетский поход с самого начала был организован Наполеоном, помимо прочего, и как масштабное научное исследование, наряду с военными на африканские земли отправились и ученые, в чьи обязанности входило описание и изучение памятников Древнего Египта – и эта огромная работа была проделана. Высказывались версии, что будущий император шел в Египет не за победой, а за древними знаниями – и, возможно, их получил.

По любопытному совпадению, и пирамида Лувра, и обелиск из храма в Луксоре, подаренный в 1830 году Франции правителем Египта, стали частью так называемой исторической оси Парижа, или Королевской перспективы, которая берет свое начало у Лувра и заканчивается у Большой Арки квартала Дефанс. Вообще в архитектуре центральной части Парижа усмотрели целую систему закономерностей, которая вела непосредственно к идеям масонов – якобы реконструкция исторического центра столицы шла под руководством «вольных каменщиков», которые стремились организовать хаотичный мир посредством тех самых древних тайных знаний. Тут тоже не обошлось без отсылки к Древнему Египту, по некоторым версиям, именно эта цивилизация и дала начало философии масонства.

Пирамида — один из элементов символики масонства

И Пирамида Лувра, воплощая собой один из символов масонства, могла выглядеть с этой точки зрения попыткой продвижения Миттераном идеалов братства. Впрочем, от своих симпатий президент никогда не отказывался, не подтверждая, правда, свою принадлежность какой-либо из масонских лож.
Еще один элемент нового облика Луврского дворца – перевернутая пирамида, которой была отведена важная роль в романе Дэна Брауна «Код да Винчи».

Перевернутая пирамида Лувра

Она находится на некотором расстоянии от главного входа в Лувр, под площадью Каррузель, в подземном торговом комплексе. Прямо под стеклянной перевернутой пирамидой возведена еще одна – совсем небольшая, каменная, высотой всего один метр. По версии профессора Лэнгдона, героя произведения Брауна, эта крошечная пирамида на самом деле – часть большой, скрытой под землей и содержащей в себе камеру с саркофагом Марии Магдалены, настоящей Чаши Грааля.

Перевернутая пирамида была создана в 1993 году в продолжение работ по реконструкции музея.

К юбилею пирамиды была создана оптическая иллюзия

Новая архитектура Парижа у стен Лувра по меньшей мере заслуживает дальнейшего изучения и исследования ее закономерностей, тем более, что получить информацию от главных действующих лиц этой реконструкции уже не удастся. Франсуа Миттеран скончался в 1995 году, вскоре после завершения срока его президентских полномочий. Причиной смерти бывшего главы Франции стало неизлечимое заболевание, о котором он узнал еще в начале работы в качестве президента Республики и которое скрывал во время своего пребывания на посту. Здесь тоже прослеживается интересная связь с проектом пирамиды Лувра – именно тогда Миттеран выступил со своим предложением. Не случайно, возможно, одним из негласных названий проекта было «пирамида Франсуа» — оно как будто увековечило своего создателя, стоящего на пороге вечности.

Несколькими годами ранее художники заставили пирамиду «исчезнуть»

Профессор Бэй Юй-Мин скончался 17 мая 2019 года в Нью-Йорке в возрасте 102 лет. Он прославился не только благодаря пирамиде Лувра, но и создав другие знаменитые здания, среди них – восточный корпус Национальной галереи искусств в Вашингтоне, небоскреб Bank of China в Гонконге, Музей исламского искусства в Дохе, Катар.
Кстати, начиная свой неоднозначный проект относительно реконструкции Лувра, Миттеран привлек на свою сторону сотрудников бывшего министра культуры Андре Мальро – не только уверенного политика, но и чиновника, уже имевшего опыт переделки исторически бесценного для Парижа здания – Опера-Гарнье.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

Пирамида Лувра | История, архитектура, споры, факты

Лувр, открытый 10 августа 1793 года, со скромной, но бесценной коллекцией из 537 картин, большая часть которых принадлежит королевской коллекции или конфискованной церковной собственности. В 1981 году тогдашний президент Франции Франсуа Миттеран предложил план Большого Лувра, который предусматривал перемещение министерства Франции, которое располагалось в Лувре, и последующую реконструкцию музея. В рамках плана И. М. Пею было поручено построить стеклянную пирамиду в центральной части Лувра.0003 Кур Наполеон.

До конца 1980-х годов, когда открылась пирамида, в Лувре было несколько входов с улицы. С 1993 года подземное пространство под пирамидой является главным входом в музей. Тем не менее, история Пирамиды не была гладкой: несколько элементов дизайна и даже выбор архитектора стал источником разногласий среди парижан. Несмотря на споры вокруг нее, пирамида Лувра стала культовым сооружением, символом самого музея.

Зачем была построена пирамида Лувра?

В 1981 году президент Франции Франсуа Миттеран инициировал десятилетний проект: Большой Лувр. Проект был мотивирован тем, что с годами, когда коллекция музея росла, а руководство перешло к кураторской практике, Лувру стало не хватать места. Спустя годы Лувр был вынужден передать часть своих фондов другим музеям Парижа, в том числе Музею Орсе. Однако это не сильно уменьшило нагрузку на музейное пространство и не позволило добавить какие-либо современные удобства, такие как рестораны или туалеты. Кроме того, экстерьер музея также нуждался в реконструкции.

Проект Большого Лувра включал удаление из здания Министерства финансов Франции, которое размещалось в северном крыле музея. Это позволит расширить и обновить Лувр. Пирамида, спроектированная И. М. Пей, должна была стать центральным элементом проекта.

Дизайн стеклянной пирамиды в Лувре

И. М. Пей спроектировал пирамиду таким образом, чтобы посетители могли войти в пирамиду и спуститься в просторный вестибюль, а затем пройти в основные здания Лувра.

Записи гласят, что главная пирамида состоит из 603 ромбовидных стеклянных сегментов и 70 треугольных стеклянных сегментов и металлических опор, объединяющих 95 тонн стали и 105 тонн алюминия. Вы найдете 171 стекло с трех сторон и 160 окон с четвертой стороны, которая имеет вход в пирамиду. Пирамида имеет высоту около 21,6 метра и площадь основания 1000 квадратных метров.

Стеклянная пирамида, вдохновленная пирамидой Гизы, была разработана, чтобы придать современный вид окружающей среде, действуя в качестве центрального фокуса. Однако современная структура не должна отнимать у музея традиционную природу, а скорее дополнять ее.

Прием и споры вокруг пирамиды Лувра

Хотя строительство пирамиды помогло музею Лувра завоевать популярность на национальном и международном уровнях, некоторые критиковали этот проект.

Проект Миттерана подвергся критике по нескольким причинам, включая его стоимость. Стоимость проекта Большого Лувра превышает миллиард евро. Его решение доверить разработку проекта китайско-американскому архитектору И. М. Пей также не встретило одобрения. Многие опасались, что доверить кому-то, кто плохо разбирается во французской культуре, не удастся выполнить задачу модернизации и ремонта важной парижской достопримечательности.

Когда в начале 1984 года он представил публике свой проект пирамиды, опасения несогласных только усилились. Выбор формы сооружения, пирамиды, считался неблагоприятным, поскольку он также представлял собой символ смерти из Древнего Египта.

Пик кампании против пирамид пришелся на 1985 год, когда министр культуры Мишель Ги создал с этой целью ассоциацию. Ученые Бруно Фукар, Себастьен Лосте и Антуан Шнаппер и фотограф Анри Картье-Брессон объединились, чтобы опубликовать обвинительное заключение: Таинственный Париж: Большая иллюзия Большого Лувра . Критика была направлена ​​на идею современной архитектуры на фоне классического французского ренессанса. Те, кто критиковал эстетику, сказали, что было «кощунственным» вмешиваться в величественную старую архитектуру французского Возрождения Лувра. Многие начали называть эту структуру Пирамидой фараона Франсуа, что было ударом по тому, что Миттеран считал довольно маниакальным проектом.

Несмотря на всю критику, после открытия пирамида получила высокую оценку и стала одной из самых узнаваемых архитектурных икон Франции. Добавление пирамиды Лувра помогло утроить площадь Лувра, а это означало, что выставочная площадь увеличилась почти вдвое с 31 000 до 60 000 квадратных метров. Посещаемость музеев также значительно увеличилась после того, как пирамида была завершена.

В то время как большинство споров и дебатов вокруг пирамиды умерли, поскольку одно продолжает стоять: пирамида имеет 666 оконных стекол. Слух появился где-то в 1980-х годах после того, как в официальной брошюре дважды было указано это число. 666 — это число, связанное с сатаной, и его обычно называют «числом зверя». Миф вновь всплыл в 2003 году, когда был опубликован номер «Код да Винчи ». В книге главный герой утверждает, что пирамида была построена из 666 оконных стекол по требованию президента Миттерана. Однако офис Пея опроверг это и заявил, что Миттеран никогда не указывал количество оконных стекол.

Интересные факты о пирамиде Лувра

Вот наши основные факты о пирамиде, которые вам необходимо знать перед посещением музея:

 Стекло было построено с нуля

И. М. Пей хотел, чтобы стекло пирамиды было абсолютно прозрачным. Учитывая слабый голубоватый или зеленоватый оттенок стекла, задача создать кристально чистое стекло была большой проблемой. После нескольких месяцев тщательных исследований и планирования его мечта стала реальностью с помощью Saint Gobain, который специально для этого проекта изготовил новое стекло с нуля. В течение двух лет команда вместе разработала сверхпрозрачное многослойное стекло толщиной 21,5 мм. Хотя за последние 30 лет никаких изменений не произошло, Сен-Гобен создал достаточно стекла, чтобы построить две дополнительные пирамиды на случай, если какой-нибудь кусок стекла когда-нибудь развалится.

Уборка пирамиды — это не шутки

Представьте себе, что вы чистите окна с наклонной конструкцией высотой 71 фут! Ранее музей нанял альпинистов, чтобы взобраться на пирамиду и очистить стекло. Но это решение не может быть использовано в долгосрочной перспективе. В 1990-х они начали использовать подъемный кран, который подъезжал к Лувру, чтобы передать чистящую машину. В 2002 году компания Advanced Robotic Vehicles из Сиэтла создала еще одного робота, которым можно было управлять с помощью пульта дистанционного управления. Робот, получивший название LL1, взбирается на пирамиду, крепится к стеклу с помощью присосок, а на вершину поднимается по гусеницам. Он оснащен ракелем и вращающейся щеткой, которая используется для очистки стекла. Однако для некоторых задач, таких как удаление накипи со стекла, они по-прежнему полагаются на веревщиков.

Забронировать билеты в Лувр

Билеты в Лувр с прямым входом: гарантированный вход через 30 минут

Мобильный билет

Гибкая продолжительность

Аудиогид

Combo

Подробнее +

: Экскурсия с гидом на вершину Эйфелевой башни + Гарантированный билет в Лувр

Мобильный билет

Гибкая продолжительность

Экскурсия с гидом

Подробнее +

Лувр Экспресс-тур с гидом [90 мин.]

Бесплатная отмена

Мгновенное подтверждение

Мобильный билет

1 час. 30 минут. — 2 ч.

Экскурсия с гидом

Подробнее +

68,90 €

Экскурсия по Лувру — комплексная [3 часа]

Бесплатная отмена

Мобильный билет 9000 9 00605

9 00605

4 Экскурсия с гидом

Подробнее +

€ 53.90

Экскурсия в небольшой группе по Лувру

Бесплатная отмена

Мгновенное подтверждение

Мобильный билет

2 часа. — 3 часа.

Экскурсия с гидом

Подробнее +

Комбинированный билет: Версальский дворец + Лувр Билеты

Мобильный билет

Гибкая продолжительность

Подробнее +

5

€ 38,0002

Экскурсия по Лувру — небольшая группа [

< 25 гостей]

Бесплатная отмена

Мгновенное подтверждение

Мобильный билет

Экскурсия с гидом

Подробнее +

Пешеходная экскурсия по Лувру с гидом и входными билетами в музей

Бесплатная отмена

Мгновенное подтверждение 5

4

мин.

Подробнее +

Комбинация: Версаль без очереди + Лувр без очереди + Билеты на Орсе

Мобильный билет

Гибкая продолжительность

Аудиогид

Подробнее +

54,50 €

Комбинация: Лувр и Музей Пикассо

Гибкая продолжительность

Подробнее +

AD Classics: Le Grand Louvre / I.M. М. Пей

© Пользователь Flickr: Рори Хайд (CC BY-NC-SA)
  • Автор: Эдуардо Соуза

+ 8

В 1981 году новоизбранный президент Франции Франсуа Миттеран начал кампанию по обновлению учреждений культуры по всей Франции. Одним из самых выгодных из этих проектов была реконструкция и реорганизация Лувра.

В 1983 году после поездки по Европе и Соединенным Штатам президент Миттеран нанял американского архитектора китайского происхождения И. М. Пейя. Это был первый случай, когда для работы над Лувром был привлечен иностранный архитектор.

Завершенная в 1989 году реконструкция I.M. Pei изменила дизайн Кур Наполеона, главного двора Лувра, чтобы уменьшить скопление тысяч ежедневных посетителей. Новый парадный вход обеспечил удобное центральное пространство вестибюля, отдельное от галерей, которое стало центром циклического процесса посещения музея.

В дополнение к новому входу в Лувр, в проекте Пея была предусмотрена новая подземная система галерей, хранилищ и лабораторий по консервации, а также соединение между крыльями музея. Добавление и перемещение вспомогательных помещений музея позволило Лувру расширить свою коллекцию и разместить больше работ на выставках.

В дизайне пристройки к Лувру, разработанном Пеем, была реализована большая пирамида из стекла и стали, окруженная тремя меньшими треугольниками, освещающими пространство под Дворцом Наполеона. Для Пэя стеклянная пирамида стала символическим входом, имевшим историческое и фигуральное значение, которое усиливало основной вход.

«Формально она наиболее совместима с архитектурой Лувра…, это также одна из наиболее структурно устойчивых форм, что обеспечивает ее прозрачность, так как она построена из стекла и стали, означает порвать с архитектурными традициями прошлого. Это работа нашего времени». – I.M. Pei

Монументальный внешний вид пирамиды из стекла и стали, установленной в центре двора, представляет собой центральный фокус, который дополняет масштаб и дизайн Лувра.

Масштаб большой пирамиды, которая спроектирована в тех же пропорциях, что и знаменитая пирамида Гизы, не умаляет исторического характера музея, а скорее сочетает в себе современную структуру и архитектурный стиль музея в стиле французского Возрождения. создает дополнительный эффект, который подчеркивает каждую деталь и красоту дизайна. Настолько, что наклонные стеклянные стены пирамиды начинают отдавать дань уважения мансардным крышам музея, а непрозрачные, тяжелые качества фасада Лувра преувеличивают прозрачность дизайна Пея.

Учитывая, что история Лувра восходит к 12 веку, можно предположить, что современный дизайн, реализованный Пей, не будет полностью принят исторически влюбленными парижанами. Лувр изначально был темницей и крепостью для Филиппа Огюста, который позже был преобразован во дворец при короле Франциске I в 1546 году. Только в 1793 году Людовик XVI превратил Лувр в музей. Лувр глубоко укоренился в истории и культуре парижан.

 Большая часть критики, связанной с реконструкцией, была связана не с пристройкой к самому музею, а скорее с проблемой стилей. Большинство считало, что эстетика современного дизайна Пей будет противоречить классической архитектуре Лувра; появляется как инопланетная форма.

Однако по прошествии десятилетий и модернизации Парижа дизайн Pei стал неотъемлемой частью парижской культуры. Это имеет такое же значение, как и Эйфелева башня, ставшая иконой для парижан и всего мира. Дизайн Пей стал синонимом образа Лувра, отметив его как неотделимую сущность от музея и Парижа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *