Лызлов архитектор: Николай Лызлов

Не допустить появления «симулякров»

Одной из актуальных тем, обсуждаемых в рамках недавнего форума «Зодчество VRN 2018», стала проблема воссоздания объектов культурного наследия и нового строительства в историческом городе.

— Ответственность архитектора перед обществом, сегодняшним и будущим, крайне велика, и потому к процессу реставрации нужно подходить с особой осторожностью, дабы не фальсифицировать историческое наследие, — подчеркнул в ходе своей лекции руководитель бюро «Архитектурная мастерская Лызлова», преподаватель МАРХИ, вице-президент Союза московских архитекторов Николай Лызлов.- Восприятие архитектуры со временем может меняться, и часто проходит немало времени, прежде чем то или иное здание займет свое место в иерархии объектов культурного наследия. Мы перестаем видеть одни детали, но замечаем другие. При этом каждое поколение тем или иным образом фиксирует свои следы в архитектуре – меняются здания и городская среда в целом.

В качестве примера спикер привел территорию московского Кремля, где построенные в разные века и несущие на себе явный отпечаток своего времени дворцы тем не менее составляют единый ансамбль. Множество споров возникало вокруг возведения последнего — Посохинского дворца съездов, однако сейчас и он воспринимается достаточно органично.

— Архитектура – это застывшая история. Книга, каждая страница в которой о чем-то повествует, и сносить какие-либо здания – значит вырывать эти страницы. Однако есть и гораздо худший вариант – вписывать в эту книгу то, чего в ней никогда не было, создавая здания – «симулякры», — заметил он.- Примеры подобного отношения к архитектуре – изменение облика Дома художника, построенного в начале 1970-х годов по проекту Ю.Н. Шевердяева, или ресторана на Патриарших прудах по проекту того же автора. После проведения «реконструкции» эти здания изменились до неузнаваемости. Я еще помню прежний Дом художника, а многие – уже нет. Молодежь и вовсе не видела старого здания. На мой взгляд, такие примеры фальсификации, когда под видом реставрации на месте известного здания строится другое, совершенно непохожее, которое затем начинает пользоваться его именем – настоящее преступление перед культурой и историей.

В знаменитой Венецианской хартии о реставрации говорится как об исключительной мере. Архитектор должен иметь стопроцентную уверенность в исторической достоверности воссоздания объекта. Одним из выдающихся реставраторов был настоящий герой Великого Новгорода А.В. Греков. Он собирал штукатурку полуразрушенных храмов в ящики по квадратам, а затем в течение десятилетий восстанавливал ее, как пазл. Если же составных частей не хватало, поверхность просто закрашивалась нейтральным цветом, чтобы было понятно, какие части росписи утрачены.

Спикер рассказал также о том, как несколько лет назад работал над документацией для реконструкции и реставрации здания усадьбы Долгоруковых-Вяземских и приспособления ее под помещение Пушкинского музея. По имеющейся информации, строение было возведено на месте снесенной усадьбы XVII века, однако после снятия штукатурки стало понятно, что последующий владелец князь Голицын ничего не снес, а лишь провел ряд реконструктивных мероприятий. В здании проламывались новые проемы, закрывались старые и в итоге дом представлял собой своего рода «лоскутное одеяло» преобразований XVII-XVIII-XIX веков. Возникшая изначально мысль о воссоздании первоначального облика XVII века вскоре была архитекторами и реставраторами отвергнута – настолько сильно смешались в этом здании все изменения – старинная кирпичная кладка поддерживалась более современной.

— После реставрации мы получили бы уже не XVII, а XXI век с элементами XVII. Поэтому мы оставили эту идею. Воссоздание первоначального облика может быть возможным только в чертежах, — пояснил Н.Лызлов. – Мы не могли позволить себе имитацию или фальсификацию еще и потому, что здание принадлежало музею, а значит, его облик требовал исторической достоверности. Решено было оставить фасад таким, каков он есть – хранящим следы всех изменений.

Еще одна история – реставрация дома, превращенного в фабрику. Заказчик – крупная транспортная компания — выкупил его для использования в качестве офиса.
— Во все стороны из этого строения торчали разнообразные трубы, оно буквально обросло сараями, но когда мы сняли все эти наслоения, оказалось, что это двухэтажное кирпичное здание училища XIX века, к которому позднее были пристроены еще два этажа. Мы разобрали грубо выполненную надстройку и, подобрав похожий по цвету кирпич, заново выстроили верхние этажи. В старом здании же под штукатуркой обнаружилась очень красивая кладка, и мы не стали ее закрывать. Таким образом, стал очевиден контраст между этажами, построенными в XIX и XXI веке – в отделке последних применены современные материалы. Особенно хорошо эта граница просматривается на лестнице, — рассказал архитектор.
К сожалению, порой процесс создания зданий-«симулякров» может доводить до абсурдных ситуаций. Так, в практике Николая Лызлова был случай, когда по просьбе заказчика на месте снесенного дома, в котором жил известный драматург Сухово-Кобылин, он спроектировал современное здание, стилизованное под старинный особняк. Через несколько лет архитектор с удивлением узнал о том, что департамент культурного наследия столицы объявил это здание объектом культурного наследия XIX века.

В этой связи ответственность архитектора перед обществом – сегодняшним и будущим — возрастает многократно. В конечном счете она всегда лежит на архитекторе, ведь по сути заказчик имеет не больше прав на изменение городской среды, чем все остальные члены общества.

Об эволюции стиля

Всякая творческая художественная деятельность, будь то музыка, литература или изобразительное искусство, неразрывно связанна с общим уровнем научного и технического развития общества. Сейчас архитектору-практику следует ждать появления нового строительного материала, который будет совмещать в себе свойства несущих и ограждающих конструкций, что должно избавить нас от такого неприятного явления как вентилируемые фасады, насквозь фальшивые и лживые, с этими ужасными керамгранитами, этернитами, композитами, пластмассовыми иммитациями кирпичной кладки, распиленной до полной невозможности каменной чешуёй и прочими изображениями твёрдого на мягком. Архитектуре вернётся естественность и красота обнажённой тектоники, присущая зданиям прошлых времён и сохранившаяся сейчас, пожалуй; только в деревянном домостроении.

Русский архитектор ощущает себя прежде всего художником. Названия учебных заведений — ВХУТЕМАС, Академия живописи ваяния и зодчества, Академия художеств, обязательные экзамены по рисунку и композиции, а в процессе учёбы — занятия рисунком, живописью и скульптурой, позднее, в составе членов Творческого Союза, творческие вечера, мастер-классы, персональные и юбилейные выставки живописи и графики в ЦДА. Все этапы формирования, обучения, воспитания и практической деятельности специалиста, начиная с подготовительных курсов в институт, и заканчивая участием в культурной и общественной жизни на пенсии, приучают его к такой самоидентификации.
Не случайно, половина из тех выпускников МАРХИ, которые не занимаются проектной практикой стали художниками – живописцами графиками и деятелями контемпорари арта.

И вполне естественно, что как художник, архитектор более всего озабочен вопросами формы, художественного образа своих произведений. Из витрувианской триады – польза, прочность, красота – в творчестве отечественного архитектора, приоритетной, как правило, выступает последняя.
Отсюда следует обострённое внимание к вопросам стиля.
Другой чертой психологического автопортрета отечественного архитектора, отличающей его от просто- художника, является эрудиция, которая включает в себя глубокое знание истории искусств и истории архитектуры, что тоже в результате приводит к обострённому отношению к стилям.

Общество тоже ждёт от архитектора художественного образа, выразительности и красоты. Прочность и целесообразность объектов строительства воспринимаются как должное и не играют роли в качестве оценочных критериев архитектуры. Общественное сознание сравнивает вновь построенные здания с лучшими из произведений прошлых лет, и приходит к однозначному мнению, что раньше было лучше.

Рефлексирующий и совестливый архитектор понимает, что у него есть только один способ понравиться общественному мнению – сделать красиво. И в этом ему на помощь приходят умение рисовать и знание истории.

Современное производство зданий имеет одну характерную черту – строительные конструкции разделились на несущие и ограждающие. Несущие конструкции исчерпывающе выполняют все тектонические задачи, но не могут оставаться снаружи и вынуждены прятаться за ограждающими. Ограждающие представляют собой мягкую, субстанцию теплоизолирующего материала, выполняющего роль одеяла. Одеяло, принято прятать – для этого используется тонкая и хрупкая оболочка вентилируемого фасада, на которой можно изобразить что угодно. Например, каменную кладку.
Появляется имитация стиля. Любого – готики, ампира, модерна, всего вместе и сразу…

В истории русской- советской архитектуры есть один парадоксальный пример – творчество В. Г. Шухова. Не будучи, в полном смысле архитектором, позиционируя себя исключительно как инженер, Шухов, проектируя радио-башню преследовал только две цели, из трёх витрувианских – пользу и прочность. Красота, причём совершенно не декоративная, получилась сама. С течением времени, с появлением иных способов передачи радиоволн, у башни исчезла польза, затем, под влиянием массы неблагоприятных факторов, стала пропадать и её прочность, — а красота осталась. Красота, совершенно не подвластная времени. И стиль.

Строительное производство, как часть всякого материального производства, непрерывно развивается. Современная тенденция развития заключается в том, что стройка перемещается с территории участка строительства в цеха заводов. Изготовление монолитных конструкций, с растворными узлами и сваркой арматуры под открытым воздухом уходят в прошлое. На объекте остаются земляные работы и сборка готовых, выполненных с машиностроительными допусками и качеством, отдельных стальных и бетонных элементов и отделочные работы.

Собственно происходит именно то, к чему стремился так называемый, уже порядком подзабытый, советский Строительный Комплекс. Здесь уместно вспомнить об ещё одной характерной черте этого пресловутого Комплекса – стремлении к экономии средств. В советской архитектуре позднего времени (после известного постановления 56 года) не было идеологической цензуры, — была цензура экономическая. В результате советская архитектура того времени, в лучших своих произведениях, характеризуется аскетичным, благородным минимализмом.

Новые способы строительного производства, решая проблемы оптимизации, позволят вновь объединить в одном изделии, в одном материале прочностные и изоляционные качества. Извращённая практика укутывания зданий одеялом останется в прошлом.

И в этом развитии должен родится выход из сегодняшнего кризиса образной составляющей архитектуры – из кризиса стиля.

Николай Лызлов

Николай Лызлов

информация:
Здания и проекты:

Россия

проект

Россия, Москва

здание

Россия, Москва

проект

Россия

проект

Россия, Москва

проект

Россия, Москва

здание

Россия

проект

Россия, Москва

проект

Россия, Москва

здание

Россия

проект

Зданий и проектов Показано: 10

Архи.
ру Текстов:

31.03.2016

В этом номере мы публикуем результаты мастер-класса, организованного в Казани архитектурной школой МАРШ. Конкурсанты разработали проекты семи общественных зон в разных городах и поселках Республики Татарстан.

29.01.2009

Играя с масштабом и простыми формами, Николай Лызлов сумел превратить атриум офисного здания в нечто циклопическое и завораживающее, фантазию Пиранези. Постройку планировали реализовать, но кризис поменял планы и, видимо, так и останется на бумаге. Было бы интересно увидеть его построенным. Однако проект кажется интересным и на бумаге. Как Пиранезис.

08. 07.2008

Продолжаем публиковать интервью с архитекторами-участниками экспозиции русского павильона в Венеции. Тексты этих интервью войдут в каталог павильона России.

03.03.2008

Конкурсный проект площади в Будве в первом варианте напоминает фантазии русских архитекторов-авангардистов 19 века.20-е годы: трибуны и мавзолеи. Второй вариант более фантастический и современный, но оба они имеют общую черту: они пронизаны решеткой конструкции, что делает здания прозрачными, проницаемыми и довольно театральными.

14.02.2008

На Стромынке завершено строительство дома, который его авторы, архитекторы мастерской Николая Лызлова, назвали Рафинад. По нынешним меркам это очень маленькое здание, выполненное в редком жанре архитектурной миниатюры, малопопулярном в современной Москве.

см. Все тексты Archi.ru / Николай Лызлов

Партнер Архитекторы Archi.ru:

Здания и проекты: новые дополнения

«СОВЕТСКИЙ МОДЕРНИЗМ.

ОТ: И КОМУ:’

RUSfb

Лекция Михаила Розанова «Архитектура модерна в Европе глазами фотографа»

Лекция проходит в рамках цикла ежегодных бесплатных открытых лекций DOCA-talk фестиваля «Дни современного искусства».

27 октября 2020 г.

«Взгляд на китч: постмодернистская архитектура в России», лекция Иржи Хёнеша

Лекция журналиста Иржи Хёнеша на тему «Взгляд на китч: постмодернистская архитектура в России». Лекция прошла в рамках DOCA-talk — серии бесплатных открытых лекций фестиваля «Дни современного искусства».
10 октября 2019 г.

«Ереван: современная архитектура» лекция Тиграна Арутюняна

«Ереван: современная архитектура» лекция Тиграна Арутюняна, архитектора, теоретика архитектуры
24 сентября 2019 г.

«Первомайский район» лекция Николая Лызлова

«Первомайский район» Лекция Николая Лызлова, архитектора, вице-президента Союза московских архитекторов, профессора Московского архитектурного института
27 мая 2019 г.

«Знаковые архитектурные проекты СССР» лекция Дениса Ромодина

«Знаковые архитектурные проекты СССР» лекция Дениса Ромодина, историка архитектуры, старшего научного сотрудника Музея Москвы, члена Русского отделения DoCoMoMo Russia, автора интернет-проекта «СовАрх».
20 мая 2019 г.

«Леонид Павлов и его ключевые проекты» лекция Ольги Казаковой

«Леонид Павлов и его ключевые проекты» лекция Ольги Казаковой, архитектора, кандидата искусствоведения
7 декабря 2018

«Советский модернизм. От: и до:’ конференция

Советский модерн. От: и Куда:» Конференция в ИГУМО

Участники:
Хосе Эрнандес, архитектор, исследователь панельного домостроения (Чили)
Капитонов Михаил, архитектор
Аревшатян Рубен, искусствовед, куратор, директор Национального музея-института архитектуры имени Александра Таманяна

Гайнуллина Рашида, архитектор-урбанист, профессор ИГУМО
Петрова Анастасия, архитектор, декан Архитектурного колледжа МКИК
16 ноября 2018

«Свет в конце Т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *