Маленький ленин фото: Селфи на значке: что ростовчане помнят о Ленине

Мы и Ленин — Архив Тульских новостей – Фотогалерея, фото 1

Сегодня  – день рождения «самого человечного человека». Мало кто из молодежи теперь понимает, о ком вообще идет речь. Зато мы, дети Страны Советов, хорошо помним товарища Ленина, Владимира Ильича.

Сегодня  – день рождения «самого человечного человека». Мало кто из молодежи теперь понимает, о ком вообще идет речь. Зато мы, дети Страны Советов, хорошо помним товарища Ленина, Владимира Ильича.  

Когда был Ленин маленький

Много лет день 22 апреля был для нас «чудесным, светлым праздником». Едва научившись говорить, мы под чутким присмотром детсадовских воспитателей разучивали песенки и стишки про дедушку Ленина, который «очень любил детей». Помните?

«Я маленькая девочка, играю и пою, я Ленина не видела, но я его люблю!»

 «Я уже не маленький, я сам ходить могу. Купите мне сандалики, я к Ленину пойду!»

«Ленин родился в апреле, когда  расцветает земля, когда позабыты метели и в рощах цветут тополя…»

Учась в школе, наряду с народными сказками мы в обязательном порядке читали книжки о детстве Ильича, написанные его близкими родственниками, товарищами по партии и просто советскими писателями. Про чернильницы из хлеба с «тайными» молочными чернилами; про кашу с маслом «как у Саши»; про Маняшу, испекшую колобок; про графин, который «сам разбился»; про съеденную яблочную кожуру; про смелость его недетскую…

«Когда Ленин был маленький, он почти ничего не боялся. Он смело входил в темную комнату. Не плакал, когда рассказывали страшные сказки. И вообще он почти никогда не плакал» (М. Зощенко).

Смелый Володюшка специально пугал младшего брата Митю страшной песней про невинно убиенного серенького козлика. Сам Дмитрий Ильич, когда вырос, припомнил еще одну семейную «пугалку» от Вовы. «Мы с Олей сидим на полу в полутемной комнате. Вдруг за дверью или под диваном слышатся какие-то звероподобные звуки. Выскакивает что-то страшное, мохнатое, рычащее, кусающееся. Это и есть «брыкаска» – Володя в вывернутом меховом тулупчике».

Вот такая вот страшно поучительная история …

Внучата Ильича

«Прыгнув с разбегу ко мне на колени, дочка потупила взгляд: Папа, а правда, что дедушка Ленин очень любил октябрят?»…

Глупый вопрос, дитя! Он их не просто любил – обожал! Ведь из них должны были вырасти миллионы пионеров, комсомольцев и коммунистов – продолжателей дела Вождя!

Внучатами Ильича, октябрятами, становились все первоклашки. На торжественной школьной линейке пионеры цепляли им на грудь красную пятиконечную звездочку с портретом кудрявого ангела-Володи в центре и вручали «памятку»:

«Сегодня ты стал октябрёнком. Это очень почётно. Люди смотрят на тебя – октябрёнка и вспоминают Великий Октябрь – нашу революцию. Люди смотрят на твою октябрятскую звёздочку и вспоминают В.И. Ленина, нашего вождя. Люди видят в тебе юного ленинца, будущего пионера, комсомольца, коммуниста – строителя коммунизма. Набирайся сил и знаний. Хорошо учись. Люби трудиться. Расти поскорее. Поздравляем тебя!»

За детство счастливое наше спасибо, родная страна!

Становясь юным ленинцем, пионером то есть, мы уже самостоятельно читали слова Торжественного обещания. Там, понятное дело, опять фигурировал Ильич: «…жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия»…

Некоторых, особо везучих, в пионеры принимали в Москве, в музее Ленина. А потом водили на экскурсию в Мавзолей, к мумии. Покойника дети не боялись, воспринимали его, как большую куклу. Правда, некоторые по приезду уверяли, будто

«…у Ленина ресницы дрожат, потому что он не умер вовсе, а спит»…

С Великим Почином вас!

Ежегодно 22 апреля праздновали ударным безвозмездным трудом – Коммунистическим Ленинским субботником, который Ленин назвал Великим Почином. При этом многие недобрым словом поминали злополучное бревно, с которым изображен на известной в те времена картине трудяга-Ильич. Памятен анекдот в тему:

Каганович спрашивает: «Владимир Ильич, идете на  субботник?» – «Нет, голубчик, политическая проститутка Троцкий мое надувное бревно проколол».

После субботника в газетах, по радио и телевидению озвучивалось, сколько тонн чугуна, рыбы, муки, руды, угля «намолотили» советские труженики в память о Великом Почине. Цифры были впечатляющие. А уж как город убирали! До блеска, до скрипа, до стерильности …

Вечно молодой

А помните, какой вселенский масштаб приобрело празднование  100-летия Вождя в 1970 году? Каждый гражданин Союза должен был внести свою трудовую лепту, а потом об этом отчитаться. Комсомольские, пионерские и партийные организации писали юбилейные рапорты, монетный двор выпустил рубли с портретом Ленина и медали, композиторы оратории сочиняли, поэты – стихи. В тульском Центральном парке была посажена «Роща Ильича» – 100 молоденьких лиственниц, которые и по сей день мирно там растут…

За годы Советской власти в память о Великом вожде и Учителе было написано немеряное количество стихов, песен и картин, снято множество фильмов. Все это называлось «Лениниана».

Представители старшего поколения и сегодня без труда вспомнят и напоют что-нибудь вроде:

Ленин — в моей душе,

В каждом счастливом дне,

В горе, надежде и в радости.

Ленин — всегда со мной,

Ленин — всегда с тобой,

Ленин — в тебе и во мне…

Или:

…Я вижу дом, где Ленин рос,

И тот похвальный лист,

Что из гимназии принес

Ульянов-гимназист…

А как не вспомнить бедолагу-печника, который в Ильича, не разобравшись, пульнул матерком? Сегодня, с учетом времени написания поэмы (1938 год), некоторые строчки Твардовского имеют  довольно страшненький оттенок: «Ленин??!» – тут и сел старик». Думается, лет так на десять. Без права переписки.

В современном устном фольклоре есть более веселый вариант: 

…Белую беpезу на колене

Разpубил движением pуки.

Мужики спpосили: «Кто ты?» – «Ленин».

Тут и офигели мужики.

Распустился без Вождя народ совершенно, что хотят, то и говорят! – возмутится кто-то. Дык ведь и хорошо это! Или – нет?

Рожденные революцией

Некоторые из имен, появившиеся после Октябрьского переворота 1917 года:

Арвиль — армия В. И. Ленина.

Видлен — великие идеи Ленина.

Вилан — В. И. Ленин и Академия наук.

Вилор(а) — В. И. Ленин — организатор революции.

Вионор — Владимир Ильич Осуществил Нашу Октябрьскую Революцию.

Выкразнар — Выше красное знамя революции!

Даздраперма — Да здравствует Первое Мая!

Лагшмивара — лагерь Шмидта в Арктике.

Лелюд — Ленин любит детей.

Лентрош — Ленин, Троцкий, Шаумян.

Оюшминальда — Отто Юльевич Шмидт на льдине.

Роблен — родился быть ленинцем.

Спермая — с первым мая, женское имя.

Тролезин — Троцкий, Ленин, Зиновьев.

Ясленик — я с Лениным и Крупской.

Маленький Ленин: ssgen — LiveJournal

Татьяна Васильевна Щелкан-Руденко считается первым профессиональным скульптором нашего города, которая ещё до революции окончила Киевское художественное училище, а затем Петроградскую Академию художеств. В Челябинск она приехала из Тулы в 1932 году, преподавала лепку в Доме художественного воспитания детей, параллельно работая над различными скульптурными образами. В числе ее челябинских работ составители городской энциклопедии называют скульптурные портреты передовиков Станкомаша, скульптурную группу для детского сада на КБСе, остатки которой сохранились до сих пор, и кариатид для здания старого железнодорожного вокзала (не сохранились). Ну и конечно, принесшее ей всесоюзную известность первое в стране скульптурное изображение Ленина в детстве, работа над которым была завершена в 1936 году. При участии московского искусствоведа Б. А. Бессарабова статуя отправлена в Москву, где художественный совет в составе В. И. Мухиной, И. Д. Шадра, З. М. Виленского, Г. И. Мотовилова предложил включить скульптуру, выполненную в мраморе, в постоянную экспозицию Центрального музея В.И. Ленина и организовать ее массовое производство. По заказу Центрального музея Щелкан-Руденко продолжила работу над образом вождя и создала скульптуры “Ленин-гимназист 11 лет” (1938), “Ленин-студент” (1941), “Ленин в Алакаевке” (1942). Хотя последние две работы были созданы уже в Москве, куда Щелкан-Руденко уехала в 1940.

Интересно было бы посмотреть на первый в стране скульптурный портрет маленького Ленина, который был создан в нашем городе. Но на этот счёт в литературе и интернете можно найти столько противоречивых фактов, что даже не знаешь, чему верить. Например, газета «Метро» в 2008 году со ссылкой на В.Гейль пишет следующее: «Будущий вождь, еще маленький, опирается на книжки«. Ещё один источник повторяет вышесказанное, а также указывает, что данная скульптура была установлена на Сиреневом бульваре (ныне это Бульвар Славы по улице Коммуны). При этом оба источника приводят следующую фотографию:

Что ж, действительно, это весьма распространённая в своё время тиражная скульптура. В моей школе, когда я учился в первом классе, тоже такая стояла на первом этаже у раздевалки. Но на старой фотографии из книги 1949 года видна совсем другая скульптура, где маленький Володя Ульянов не опирается на книжки, а держит их под мышкой.


[Фото 1949 г., из книги «Челябинск (серия Архитектура городов СССР)»]

В том, что это именно он, сомневаться не приходится — это тоже весьма распространенная скульптура, массово тиражировавшаяся по всей стране. Вот, например, копия в Каменск-Уральском (снимок 1989 года). То есть либо на Сиреневом бульваре была установлена не скульптура работы Щелкан-Руденко, либо где-то там же была ещё одна, другая скульптура маленького Ильича.  
:

[отсюда]

Но наиболее убедительное, с моей точки зрения, описание работы Т.В.Щелкан-Руденко обнаружилось в книге К. Богданова  «Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры»:

Во второй половине 1930-х годов живописный портрет маленького Ильича дополняется его скульптурным изображением, выполненным скульптором Татьяной Васильевной Щелкан-Руденко (1892–1984). Работа Щелкан-Руденко, законченная ею в 1936 году, представляет Ленина-ребенка сидящим и читающим книгу. Изображение головы и лица Володи при этом динамически «оживляет» все ту же детскую фотографию четырехлетнего Ильича: будущий вождь революции сосредоточенно вчитывается в большую книгу, которую он придерживает перед собою на колене и вместе с тем всем своим видом — решительностью наклоненной головы и слегка отставленной вперед ногой — создает впечатление, что за чтением последует столь же решительное движение вперед — навстречу (как надо думать) жизни, революции и будущему Советского государства. При участии искусствоведа Б. А. Бессарабова статуя Щелкан-Руденко была отправлена в Москву, где художественный совет в составе В. И. Мухиной, И. Д. Шадра, З. Виленского и Г. И. Мотовилова предложил включить скульптуру, выполненную в мраморе, в постоянную экспозицию Центрального музея им. В. И. Ленина и организовать ее массовое производство. С этого времени маленький Ленин начинает свое победное шествие по стране в скульптурных копиях, украсивших собою общественные здания, а также ландшафт городов и сел Советского Союза. За «Лениным в детстве» последовали выполненные Щелкан-Руденко статуи «Ленина-гимназиста» (1938) и «Ленина-студента» (1941), также не замедлившие появиться во множестве копий, воспроизводящих оригинал в скульптуре и мелкой пластике.

Скульптурное изображение маленького Володи с книгой надолго сохранит свою популярность, хотя само изображение не остается при этом неизменным — копии и версии исходной скульптуры варьируют в диапазоне между недетской убежденностью, мечтательной задумчивостью и сентиментальностью юного читателя. Одной из таких версий стала фарфоровая статуэтка, выполненная в 1951 году скульптором Ленинградского фарфорового завода С. Б. Велиховой и широко разошедшаяся по стране. Маленький Володя с книгой изображен здесь не будущим революционером, но миловидным дитятей, скульптурно олицетворяющим педагогический стишок В. Маяковского: «Если мальчик <…> тычет в книжку пальчик <…> он хороший мальчик».

Данное описание дополнено следующей иллюстрацией (слева). На этом фото, скорее всего, запечатлен не оригинал, а статуэтка, тиражирование которой было налажено на Кусинском заводе в том же 1936 году. А на фото справа — фарфоровая статуэтка Велиховой (ЛФЗ, 1951 год).


[из книги «Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры»]

И чтобы закончить рассказ об этом произведении, приведу небольшую выдержку из интервью, которое взяли у скульптора в апреле 1983 года сотрудника Челябинской картинной галереи, специально посетившие её в Москве (тогда Татьяне Васильевне было 86 лет).

— Я много работала над точностью, выразительностью, подлинностью образа,— рассказывала Татьяна Васильевна.— Изучала документы и фотографии, не раз ездила в Ульяновск. Выбрала мальчика, который, как мне казалось, мог быть очень похож на жизнерадостного, любознательного, непоседливого Володю Ульянова. Я шила ему рубашечки из разных сортов ткани, но все получалось не то — то складки слишком мятые, невыразительные, то грубые и плотные, как из камня. Наконец сшила из чесучи, задрапировала под поясок — и все прекрасно получилось. Мне хотелось в образе Ленина в детстве передать и его веселость, детскую непосредственность, и необыкновенно пытливое выражение, и светлую мысль, которая уже в раннем детстве так отличала Володю от сверстников. Мне, конечно, хотелось совместить живой жизненный образ с идеалом.

Источники:
Кудзоев О., Ваганов А. «Скульптурная летопись края», ЮУКИ, 1989
Богданов К. «Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры», М.: Новое литературное обозрение, 2009
http://www. book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4720
http://artru.info/ar/26836/
http://mou54.chel-edu.ru/index.php?go=p171aa1
http://www.gazetachel.ru/city/detail.php?ID=11968
http://chel-portal.ru/encyclopedia/kusinskoe-lityo/t/9647
http://www.txtdocs.ru/docs/64/index-1744.html?page=4
http://knowledge.allbest.ru/culture/2c0a65625a3bd78b5d43a89521306c27_0.html
http://resources.chelreglib.ru:6005/el_izdan/kalend2011/taushkanov.htm

217: Немного о Ленине

Во-первых, мы усердно работали над совершенно новым веб-сайтом Justseeds, который значительно изменит опыт публикации и чтения подобных записей в блогах. Это отнимало у меня много времени, из-за чего мне было труднее следить за публикациями на обложках книг. Я надеюсь вернуться к более регулярному графику, как только новый сайт запустится через месяц или два. Теперь вернемся к нашей регулярной программе:
 
Я никогда не был большим энтузиастом Владимира Ильича, а уж тем более его современных поклонников. Будь то продажа газет или разновидность Жижека, большинство из них, кажется, колеблются между скучным и раздражающим. Тем не менее каким-то образом я до сих пор собираю свою собственную Библиотеку Лил Ленина, без каких-либо сознательных усилий. Я занимался уборкой и нашел почти две дюжины книг с его остроконечной бородой на видном месте на обложках. Он определенно главный герой левого книжного издательства, так почему бы не написать об этих обложках?
 
Должен признать, он хорошо выглядит на арабском языке. Ярко-красное поле обложки проколото его именем, написанным длинным четким почерком. Его портрет, выполненный печатным шрифтом или, по крайней мере, иллюстрированный, чтобы выглядеть похожим на него, силен, его взгляд смотрит влево, от обложки к содержанию тома (арабский язык читается справа налево, поэтому обложки открываются с противоположной стороны английских книг). Это отличная пропаганда, и задумано как таковая. Хотя книга и на арабском языке, она была выпущена издательством «Прогресс» и напечатана в Москве (в 1970).
 
В моей коллекции немного настоящего Ленина, но я никогда не мог устоять перед обложкой издания New World в мягкой обложке Что делать . Мощный режущий жест руки, разрезающий проблему, даже мешающий задать вопрос. Есть что-то непреднамеренно честное в том, чтобы использовать эту узкую, обрезанную фотографию статуи Ленина, его идеи, окаменевшие в камне, или, по крайней мере, в документах, которые будут опубликованы и переизданы коммунистическими партиями по всему миру, как будто ничего не изменилось за 75–100 лет, прошедшие с тех пор, как он их написал.
 
Книга «Другое интернационалистское издательство» («Новый мир в мягкой обложке» является отпечатком этого официального издательства Коммунистической партии США), «Национальное освобождение, социализм и империализм » содержит похожего Ленина, хотя эта книга кажется источником фотографии, использованной для отливки статуи первого. Есть что-то гораздо более странное в этом жесте руки, если смотреть на настоящего мужчину. Рука почти отрезана от тела названием книги и парит там — что-то среднее между полурукопожатием и нацистским приветствием.
 

 
Ленин как статуя — популярный образ, снова появляющийся в книге Кристофера Хилла «Ленин и русская революция » (Пингвин, 1971) и в издании «Новый мир» в мягкой обложке книги Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир » (1974), где он является частью настенной росписи или рельефной скульптуры, больше символом, чем человеком. Это же указание Ленина в киноверсии появляется и в более позднем издании («Пингвин», 1981).
 
Тема значков продолжена в книге Эдварда Крэнкшоу «: Новая холодная война: Москва против Пекина 9».0010 (Пингвин, 1965), где Ленин уже вовсе не человек, а просто голова на штандарте в виде монеты. Его образ — замена существующему коммунизму, который расходится между СССР и Китаем. Эта же медаль используется на обложке постсоветского криминального романа Мартина Круза-Смита «Призрак Сталина » (Simon & Schuster, 2007), потертую копию которого я подобрал на улице. Совершенно непонятно, почему дизайнер использует Ленина как репрезентацию книги о людях в России, видящих призрачный призрак Сталина, кроме американского пожимания плечами и утверждения «какая разница?»
 

 

 
Именно с этой статической иконографией Ленина я играл, создавая обложку для CLR James’ State Capitalism and World Revolution (PM Press, 2013). Я хотел, чтобы моя обложка была такой же резкой критикой неудач государственных форм коммунизма, как и содержание Джеймса, так что что может быть лучше, чтобы проиллюстрировать это, чем удалить голову визуального прославления этой государственной коммунистической политики? Круги (или обороты) потенциала исходят из этого отсутствия, обезглавливание — а не указание пальцем на статичную икону — уступает место другому будущему.
 
Одна из особенностей обложек, связанных с Лениным, которую я заметил, заключается в том, что используется мало источников изображений. Можно подумать, что с этим парнем была сделана всего пара фотографий. В Essential Ленин (Herder and Herder, 1972) Fischer & Marek и Ленин Нины Гурфинкель (Evergreen, 1961) используется одно и то же изображение, которое не совсем фотография, потому что оно имеет то качество аэрографа, которое есть у многих советских фотографий после того, как они были обработаны и подправлены (см. удивительный 9 Дэвида Кинга).0009 Комиссар исчезает (
, чтобы узнать больше).
 

 
Говоря о Дэвиде Кинге, фотография, которую он использует на обложке издания 1984 года книги Кристофера Хилла « Ленин и русская революция (Пингвин)», является еще одним популярным выбором изображения. Здесь Кинг решает раскрасить Ленина и подкрепить его интенсивным вулканическим красным цветом. Это вытаскивает его из прошлого и делает требовательной фигурой здесь и сейчас. Иллюстрированная версия той же фотографии появилась на сайте Дэвида Шуба 9.0009 Ленин (Наставник, 1950 г.) на фоне красных флагов и луковичных куполов. Обе эти обложки очеловечивают Ленина, он человек большого значения — больше, чем жизнь, — но он все же мужчина, он носит костюм и галстук и ходит на работу.
 

 
Дизайнер книги Пола Кардана « От большевизма к бюрократии » («Солидарность», начало 1970-х) использует одну и ту же фотографию для совсем другого эффекта. Наглядная критика бюрократии, воспроизведение пронумерованных Ленинов, нагроможденных друг на друга, иллюстрирует провал продолжающегося воспроизведения старых плохо понятых идей, так как это просто приводит нас к подсчету количества, а не к анализу качества.
 
Дизайн Эдварда Бохона для обложки книги Троцкого Ленин (Козерог, 1971) использует тот же образ в альтернативном направлении. Взорванный, чтобы затмить обложку, и разбитый на три сверхнасыщенных слоя розового, красного и черного, этот Ленин больше, чем жизнь, он больше не человек, а идея, мощная прямо в лицо. Название и автор снова задают тенью левого глаза, дополнительно превращая изображение в архитектуру, поле зрения, а не представление человека.
 

 
Немного другой источник фото использован на обложке Виктора Сержа От Ленина до Сталина (издательство Пионер, 1937). Здесь освещение делает Ленина еще более человечным. Он наклонен вперед, и морщины на его лбу не закрашены ни советскими цензорами, ни чрезмерно усердными дизайнерами. Его взгляд пытливый, а не твердый, как скала, взгляд, застывший на многих других изображениях. На этой обложке он кажется честным по сравнению со Сталиным, чья ухмылка кажется немного жуткой, как будто он что-то скрывает. Эта же фотография послужила источником для обложки книги Александра Солженицына «9».0009 Ленин в Цюрихе (Бантам, 1977). На обложке Ленин изображен как одинокая фигура, выходящая из темноты ярко-красным цветом, но омраченная тенями и линиями темного века. Это Ленин, «морщины и все такое».
 

 
Гораздо более острая версия Ленина (а может быть, это просто борода) появляется в книге Леонарда Шапиро «Происхождение коммунистической автократии » (Гарвард, 1977 г.) и в издании Дэвида Шуба «Пингвин» Ленин (1967 г.). На обеих этих обложках Ленин начинает возвращаться к своему состоянию статуи, больше замещая, чем на самом деле. Я готов поклясться, что обложка Shapiro была разработана Дэвидом Кингом с его суровым изображением и полужирным шрифтом без засечек, но на самом деле это сделал Кен Кэрролл.
 

 
Учитывая узнаваемость Ленина, поразительно, как мало дизайнеров играли с его образом, либо стилизуя, либо абстрагируя его. Я подобрал несколько, но примеры найти на удивление трудно. На «Основных произведениях Ленина » Генри Кристмана (Бантам) портрет небрежный и жестикулированный, Ленин более узнаваем по своему лбу, похожему на рекламный щит, и острой растительности на лице, чем по чему-либо еще. Обложка этого издания Mentor 70-х годов биографии Шуба начинает ломать стереотипы, с золотым ореолом и его телом, превращающимся во взрыв экспрессионизма. Дизайнер обложки не указан, но я подозреваю, что картина принадлежит «Хофманну», который сделал много подобных обложек, ни одна из которых не указана, но на некоторых видна подпись.
 

 
Читатель Ленина имеет двухцветный портрет, напоминающий обложку книги Романа Цеслевича или трафаретную печать Руперта Гарсии. Это проверенный и верный способ сделать смелое изображение, но здесь он кажется небрежным, чего-то не хватает. Может быть, отсутствие заботы и внимания к деталям сделали работу Цеслевича и Гарсии такой успешной (ознакомьтесь с некоторыми обложками Цеслевича ЗДЕСЬ).
 
Но не стоит отчаиваться, лучшее оставлено напоследок. Обложка Николя Бердяева Русская революция (Анн-Арбор, 1961) — почти идеальная абстракция облика большой буквы России. Дизайнер Элтон Робинсон предоставил нам минимум визуальной информации, необходимой для того, чтобы выделить Ленина в ярко-красном поле зрения. Вертикальные черные линии мерцают в фокусе, и после отказа от идеи, что вы смотрите на деревья или здания, человеческие фигуры, глаз приспосабливается к тому, чтобы видеть набор темных пронзительных глаз и знакомую растительность на лице. Хотя я не согласен со всей глубоко христианской критикой коммунизма Бердяевым, я не могу не прочесть на обложке свои собственные чувства: маленький Ленин имеет большое значение.
 

Ссылки на Ленина: швейцарские крестьяне пытались забыть прошлое

  • Опубликовано

Подпись к изображению,

Советская школа дети посылали в Циммервальд открытки с просьбой предоставить информацию о Ленине

Имоджин Фоулкс

BBC News, Циммервальд, Швейцария

Прохладным осенним днем ​​1915 года 38 орнитологов собрались в крошечной швейцарской деревне Циммервальд.

Только на самом деле они не были орнитологами — это было просто прикрытие. Это были социалисты со всей Европы, собравшиеся, чтобы обсудить пути установления мира на континенте, разоренном Первой мировой войной.

Двое самых известных участников были русскими: Владимир Ильич Ульянов, или Ленин, и Лев Троцкий.

Их мирная кампания требовала секретности: противодействие войне считалось изменой во многих странах.

Ленин и Троцкий уже были политическими беженцами. Оба они жили в нейтральной Швейцарии — Троцкий в Женеве, а Ленин в Берне, тайно планируя свержение царской России.

Место рождения революции

Сегодня Циммервальд не сильно изменился с того дня в 1915.

Это маленькое сонное местечко с населением 1100 человек, с несколькими фермами, церковью и величественно возвышающимися над долиной Альпами.

И за 100 лет не было никаких признаков того, что сюда ступала нога основоположников большевистской революции.

Image caption,

До недавнего времени жители Циммервальда решительно сопротивлялись официальному признанию исторических советских связей села.

В школьных классах по всему Советскому Союзу деревню прославляли как место рождения революции.

«В Советском Союзе Циммервальд был таким известным местом. Каждый советский школьник знал о Циммервальде», — объясняет Юлия Ричерс, историк Бернского университета.

«Но вы можете спросить любого швейцарского школьника, он никогда не узнает, что такое Циммервальд. »

Конференция в Циммервальде

  • Проводится в Циммервальде, Швейцария, с 5 по 8 сентября 1915
  • В нем приняли участие 38 делегатов-социалистов со всей Европы
  • Стремление положить конец Первой мировой войне путем гражданского восстания
  • Первая из трех конференций, впоследствии проведенных в Кинтале и Стокгольме, известных под общим названием Циммервальдское движение

Джулия описывает отношение Швейцарии к своей истории как своего рода «насильственного забвения», особенно в самом Циммервальде, где в 1960-х годах планы по установке небольшой мемориальной доски, отмечающей присутствие Ленина, были официально запрещены сельским советом.

Нейтралитет Швейцарии, вероятно, лежит в основе этого нежелания признать прошлое.

Во время холодной войны швейцарцы крайне нервничали из-за демонстрации открытого дружелюбия к Востоку или Западу и тратили миллиарды на огромную армию и бункеры для каждой семьи в надежде занять нейтральную позицию в стороне от любого будущего конфликта.

Но в Циммервальде напоминания о присутствии Ленина приходили в почтовый ящик каждый день.

Письма школьников

У мэра Фрица Бруннимана есть обширный архив серьезных писем: открыток, рисунков и заметок от сотен советских школьников, многие из которых адресованы «президенту Циммервальда», и все они просят предоставить информацию об их национальном герое Ленине.

«Просили фотографии, брошюры», — пояснил он, показывая ветхую открытку с памятником Ленину в Москве.

«Некоторые даже отправили свои письма в музей Ленина в Циммервальде».

Конечно, музея не было, не было ни фотографий, ни буклетов.

Источник изображения, BBC Sport

Подпись к изображению,

Чиновники Циммервальда получили большое количество почты с советскими марками

Подпись к изображению,

Эта открытка была отправлена ​​«в память о Циммервальдском движении 50 лет назад» с «наилучшими пожеланиями из Советского Ленинграда»

Большинство этих писем остались без ответа.

Но время от времени чиновник из Циммервальда, возможно, встревоженный чрезмерным количеством почты с советскими марками, падающими на его стол, пытался остановить поток.

Итак, в 1945 году был отправлен такой твердый ответ:

«Сэр, я не был проинформирован о ваших политических симпатиях. Однако я не склонен предоставлять материал политическому экстремисту, который затем мог бы быть полезен врагам государства».

Image caption,

Мэр Фриц Брунниманн хранит архив писем и открыток

Даже в этот столетний год Циммервальд боролся с явно мучительным решением, стоит ли его маркировать.

«У нас была идея [для статьи] — «Сто лет, сто мнений», — объяснил мэр Брунниманн.

«Итак, мы поместили объявление в местную газету. Мы получили примерно шесть ответов.»

Уроки истории

Но всего в нескольких километрах к северу от Циммервальда в столице Швейцарии Берне — одном из самых левых городов Швейцарии — значение Циммервальдской конференции привлекает большое внимание.

«Циммервальд на самом деле был мирной конференцией», — сказал Фабиан Молина, президент Швейцарской партии молодых социалистов.

«Это были молодые левые со всей Европы, они обсуждали мир, обсуждали свою стратегию против войны.»

Источник изображения, Ringier AG

Image caption,

Ленин появился на первой полосе Schweizer Illustrierte, известного швейцарского еженедельника новостей, в декабре 1917 года

«Сто лет после Циммервальда мы находимся в аналогичной ситуации, если мы сравним текущие войны, когда 60 миллионов человек бегут.

«У нас кризис с беженцами, он напоминает нам, насколько жесток мир, и поэтому важно помнить, что когда-то была конференция людей, объединившихся ради мира».0016

Историк Джулия Ричерс соглашается, указывая на то, что конференция была единственным собранием в Европе против войны, и что окончательный манифест из Циммервальда содержал некоторые фундаментальные принципы.

«В Циммервальдском манифесте говорится о трех важных вещах, — объяснила она. «Что должен быть мир без аннексий, мир без военных взносов и самоопределение народов».

«Если вы посмотрите на мирные договоры Первой мировой войны, эти три вещи почти не учитывались, и мы знаем, что Первая мировая война частично привела ко Второй мировой войне, и поэтому я думаю, что в манифесте были изложены некоторые очень важные моменты для мирной Европы».

Малоизвестным фактом является то, что этот манифест не был достаточно революционным для Ленина и Троцкого, которые хотели, чтобы он содержал ссылки на замену войны между народами вооруженной классовой борьбой.

Их товарищи-социалисты и социал-демократы в Циммервальде проголосовали против них, но Ленин продолжал питать надежды, что Швейцария может стать благодатной почвой для организации революции.

«Он как-то заявил, что швейцарцы могли быть самыми революционными из всех, потому что почти у каждого дома было ружье», — сказала Джулия Ричерс.

«Но он сказал, что в конце концов общество стало слишком буржуазным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *