Маньеризм в живописи: стиль картины художники
Понятие «маньеризм» (в переводе – «стиль», «манера») имеет отношение к стилю живописи, скульптуры и архитектуры, сформировалось направление в итальянских городах Риме и Флоренции в начале 16 века, в поздний период высокого Возрождения.
Два этапа развития:
- Ранний (1520 – 1535) или «антиклассический», «антиренессансный» стилю;
- Высокий (1535 – 1580) более запутанный, интеллектуальный, глубокий.
Оглавление
Особенности стиля
Маньеризм является мостом между стилем искусства эпохи Возрождения, характеризующимся идеализацией образов, и барокко – пышным, величественным, драматичным стилем. Картины характеризуются большей искусственностью, отказом от натуралистичности по сравнению с живописью Возрождения.
Для изображений характерно:
- Эмоциональность в передаче образов;
- Изящные, удлиненные человеческие фигуры;
- Динамичность и напряженность поз;
- Необычная передача перспективы и освещения;
- Яркие краски.
Итальянский маньеризм постепенно утратил позиции в 1590 году. В это время появилось новое поколение художников, которое возглавил Караваджо. За границами Италии маньеризм сохранился как форма рыцарского искусства 17 века.
Экспрессионизм как стиль в живописи
В Великобритании он закрепился во времена Елизаветы, во Франции маньеризм развивался при дворе в Фонтенбло при Франциске I и Генрихе IV. При французском дворе развивалась школа Фонтенбло. Династия Габсбургов активно покровительствовала маньеризму при дворе в Праге.
Живописцы течения маньеризм развивали идеи, который разрабатывали мастера Средневековья: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль. Маньеристы ставили новые цели, пытались опровергнуть идеалы и догмы старых живописных школ, выступали против художественного канона, принятого ранее, поскольку он не мог соответствовать потребностям времени.
Художники выделяли индивидуальный стиль и черты живописи, для них важным было видение и понимание сути вещей.
Они работали над способами передачи скрытого смысла, выразительностью, символическим содержанием картин. Живописцы противостояли равновесию и гармонии. Композиции с симметричным, круговым или пирамидальным построением, свойственные эпохе Возрождения, уступили место ассиметрии, несбалансированности. Художники отказались от центральной структурной модели, которая обеспечивала гармонию и баланс. Например, изображение, основанное на центральной перспективе, заменяется динамизированным пространством, в котором нет определенной глубины и структуры.Художники
Наиболее известные художники:
Символизм как стиль в живописи
Микеланджело
Фрески Сикстинской капеллы.
Корреджо
Сентиментальные картины на религиозную тематику («Вознесение Богоматери», «Юпитер и Ио», «Даная»).
Пармиджанино
Влиятельный мастер-портретист из Пармы («Турецкая невольница», «Антея».
Аньоло Бронзино
«Снятие с креста», «Портрет Лукреции Панчатики».
Джорджо Вазари
«Гефсиманский сад», «Аллегория непорочного зачатия».
Эль Греко
«Вид Толедо», «Лаокоон», «Успение Богородицы».
Якопо Бассано
«Рождество», «Путь на Голгофу», «Тайная вечеря».
Тинторетто
«Омовение ног», «Тайная вечеря», «Происхождение Млечного пути».
Джузеппе Арчимбольдо
«Садовник», «Повар», «Юрист».
Примеры аллегорий из циклов 1560-х годов «Четыре элемента». Вверху слева — «Воздух», внизу слева — «Лето», вверху справа — «Весна», внизу справа «Огонь». Эти картины экспонируются в разных европейских музеяхИсторические предпосылки
Идеалистические представления, которые развивались в эпоху Высокого Возрождения, выражали идеалы человека, натуралистичность. Крушение этих идей стало одним из последствий начала периода Реформации. Католицизм оказался под ударами осуждения. В первую очередь, за продажу индульгенций. Религиозные войны велись по всей Европе более 100 лет. Авторитет церкви был под ударом.
Развитию общественных идей способствовали научные открытия. Было установлено, что Солнце – центр вселенной, а не Земля. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана и открытия Х. Колумбом Америки подтвердили теорию о том, что планета круглая. Таким образом, Европа перестала быть центром мира.
Стиль живописи рококо
Художники также отказались от уверенности в упорядоченности мира и гармонии, в которые верили до Реформации. Они высказали мнение о том, что рациональные законы искусства, основанные на равновесии, больше не могут существовать. Искусство маньеризма – это последствие радикальных перемен в философии, социуме, науке. Стиль показал неопределенность, в которой пребывали деятели искусства.
Значение
По причине противоречивости маньеризма, его влияние также было неоднозначным и разнонаправленным. Направление живописи стало базой для формирования барокко – этот стиль стал воплощением наиболее ярких черт маньеризма, усиленных и преувеличенных.
Некоторые характерные черты объединяют маньеризм и культуру постмодерна. Например, наличие влияния культур предыдущих эпох.
Пышность, яркость, эротизм, спиритуализм и сакральность – основные характеристики стиля, которые нашли продолжение в европейской живописи 17-18 веков.
Маньеризм в живописи
4.8/5 — (65 голосов)
С половины XVI века уже стал заметным упадок итальянской живописи, и чем дальше, тем оно становится все больше и больше. После расцвета наступает период подражательный. Персональные черты мастеров-гениев перевоплощаются у их подражателей в манерность и бессилие.
Например, наивная привлекательность женской красоты Леонардо да Винчи перерождается в жеманное кокетство и слащавость. При всем совершенстве техники многих известных мастеров, им недостает чувства меры, а это первое условие красоты. Его дольше всех сохраняет венецианская школа. Во второй половине XVI века из ее мастеров выделяются: Тинторетто и Паоло Веронезе.
Борьба с католичеством и вмешательство новых идей протестантов внесла сомнение в умы и сердца, а также подорвала во многом былую непосредственную веру и идеалы красоты.
Те, кто остался верными прежним воззрениям, начали впадать из принципа в преувеличение.
Маньеризм (итальянское «manierismo», от «maniera» – это манера, прием) – направление е в искусстве Европы XVI века. Зародилось в искусстве итальянского Возрождения и отразило кризис ренессансного гуманистического идеала. Представители маньеризма культивировали понятие о шаткости человеческой судьбы, непостоянстве мира, старались не столько придерживаться природы, сколько выразить»внутреннюю идею» образа, который рожден в душе художника.
Для маньеризма Италии 1520 годов (живопись Джулио Романо, Понтормо, Беккафуми, Пармиджанино) свойственна преувеличенная экспрессия движений и поз, световой и колористический диссонанс, драматическая острота образа, виртуозная нервная линеарность рисунков, удлиненность пропорций фигуры.
В элитарном искусстве маньеризма, которое ориентируется на знатока, восстановились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. Маньеристический портрет открывает новые пути в развитии данного жанра, аристократическая замкнутость героев гармонирует с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к его модели.
Ученики Рафаэля, а именно Перино дель Вага, Джулио Романо и другие, внесли индивидуальный вклад в эволюцию маньеризма.
В их монументально-декоративных циклах преобладали атектоничные решения. К 1540 годам маньеризм являлся преобладающим течением при дворах Италии. Художественный язык маньеризма, который насыщен сложными, доступными только узкому кругу посвященных аллегориями, отмечен принципиальным эклектизмом.
Андреа дель Сарто, Джакопо Понтормо, Джорджо Вазари, Джузеппе Арчимбольдо, Корреджо, Мартен ван Хемскерк, Паоло Веронезе, Пармиджанино, Тинторетто, Тициан,Эль Греко.
Деятельность итальянских мастеров Испании (Кардучо), Франции (Никколо дель Аббате, Россо Фьорентино, Челлини, Приматиччо и другие), Чехии (Арчимбольдо) и других поспособствовали тому, что маньеризм превратился в общеевропейское течение, а также, широкому распространению маньеристической графики, картин и предметов декоративно-прикладного искусства.
Принцип Маньеризма определил творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (А. Карон, Ж. Кузен Младший, Ж. Кузен Старший, немца X. фон Ахена, нидерландских мастеров X. Голциуса, Б. Шпрангера, А. Блумарта, Ф. Флориса,А. и X. Вредеман де Врис, И. Эйтевала, К. ван Мандера, Корнелиса ван Харлема. Итальянское путешествие художника Мартена ван Хемскерка (Голландия) еще больше усиливало влияние маньеризма в Северной Европе и Нидерландах. Благодаря Бартоломеусу Шпрангеру, который был антверпенцем по происхождению, но получил образование и работал в Парме, Риме и Венеции, а позднее в Праге и Вене, нидерландский маньеризм в конце XVI веке претерпел значительные изменения.
Влияние Шпрангера распространялось сначала в Харлеме. Туда в 1577 прибыл Голциус, который с 1585 года переводил многие творения Спрангера в гравюру, а позже 1583 году – Карел ван Мандер и Корнелис ван Харлем. Отъезд Голциуса в Италию и образование этими тремя мастерами харлемской Академии привели к эклектизму
Ярким представителем маньеризма в Германии стал Ханс фон Аахен.
Представление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой — Караваджо отметило утверждение барокко и конец маньеризма. В современном искусствознании Запада сильны тенденции к несостоятельному расширению понятия «Маньеризм», к включению в него мастеров, которые или шли своим особым методом, или лишь испытали отдельные маньеристические влияния (Л. Лотто, П. Веронезе, П. Брейгель Старший, Эль Греко, Я. Тинторетто).
Маньеризм | Определение, характеристики, искусство и факты
Пармиджанино: Мадонна с длинной шеей
Смотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Андреа дель Сарто Бернардо Битти Бальтасар де Эшав Орио Себастьяно Серлио
- Похожие темы:
- искусство маньера
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Маньеризм , итальянский Manierismo , (от maniera, «манера» или «стиль»), художественный стиль, преобладавший в Италии с конца Высокого Возрождения в 1520-х годах до начала стиля барокко около 1590 года.
Маньеризм возник как реакция на гармоничный классицизм и идеализированный натурализм искусства Высокого Возрождения, который практиковали Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль в первые два десятилетия 16 века. В изображении обнаженной человеческой натуры стандарты формальной сложности были установлены Микеланджело, а нормы идеализированной красоты — Рафаэлем. Но в творчестве преемников маньеристов этих художников одержимость стилем и техникой фигурной композиции часто перевешивала важность и значение предмета. Вместо этого наивысшее значение придавалось внешне легкому решению сложных художественных задач, таких как изображение обнаженной натуры в сложных и искусственных позах.
Еще из Британники
Западная архитектура: маньеризм
Художники-маньеристы развили стиль, характеризующийся искусственностью и художественностью, тщательно продуманным культивированием элегантности и технических возможностей, а также утонченным снисхождением к причудливому. Фигуры в работах маньеристов часто имеют изящные, но причудливо вытянутые конечности, маленькие головы и стилизованные черты лица, а их позы кажутся сложными или надуманными. Глубокое линейное перспективное пространство живописи Высокого Возрождения уплощено и затемнено, так что фигуры предстают как декоративное расположение форм на плоском фоне неопределенных размеров. Маньеристы стремились к постоянному совершенствованию формы и концепции, доводя преувеличение и контраст до больших пределов. Результаты включали странные и ограничивающие пространственные отношения, резкие сопоставления интенсивных и неестественных цветов, акцент на аномалиях масштаба, иногда совершенно иррациональное сочетание классических мотивов и других визуальных отсылок к античности, а также изобретательные и гротескные живописные фантазии.
Элементы маньеризма уже присутствуют в некоторых более поздних картинах Рафаэля, написанных в Риме, в частности, в «Преображение » (1517–1520). В период с 1515 по 1524 флорентийские живописцы Россо Фиорентино и Якопо да Понтормо порвали с ренессансным классицизмом и выработали выразительный, эмоционально взволнованный стиль в своих религиозных композициях. Среди наиболее примечательных из этих ранних маньеристских работ — алтарь Висдомини Понтормо (1518 г.) в церкви Сан-Микеле Висдомини, Флоренция, и картина Россо 9.0029 Снятие с креста (1521). В начале 1520-х годов Россо отправился в Рим, где он присоединился к художникам Джулио Романо, Перино дель Вага и Полидоро да Караваджо, которые все были последователями Рафаэля в его работе для Ватикана. Стиль маньеризма полностью проявился в картинах этих художников, а также в картинах Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей последнего (1534–40), Россо Мертвый Христос с ангелами (ок. 1526) и Понтормо Отложение (1525–1528) являются выдающимися произведениями зрелости маньеризма. Огромная фреска Микеланджело «Страшный суд » (1536–1541) в Сикстинской капелле показывает сильные маньеристские тенденции в ее взволнованной композиции, бесформенном и неопределенном пространстве, а также в замученных позах и преувеличенной мускулатуре ее связок обнаженных фигур.
Утонченный маньеризм, развившийся в Риме до 1527 года, оказал главное влияние на стили многих молодых итальянских художников, работавших в 1530-х, 40-х и 50-х годах. Среди них были Джорджио Вазари, Даниэле да Вольтерра, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Федерико Цуккари, Пеллегрино Тибальди и, прежде всего, Бронзино, который был учеником Понтормо и стал самым важным художником-маньеристом во Флоренции в то время. Тем временем маньеризм начал распространяться за пределы Италии; Россо перенес этот стиль во Францию в 1530 году, а два года спустя за ним последовал Франческо Приматиччо, который развил важный французский вариант маньеризма в своих украшениях, выполненных при французском королевском дворе в Фонтенбло. Маньеризм был пересажен и распространен по всей Центральной и Северной Европе примерно в середине века благодаря большому количеству гравюр с итальянских картин и визитам северных художников в Рим для обучения. Бартоломеус Шпрангер, Хендрик Гольциус и Ганс фон Аахен стали важными художниками-маньеристами. Хотя голландские города Харлем и Амстердам стали центрами нового стиля, наиболее амбициозное покровительство практиковалось в Праге императором Рудольфом II; Спрангер и другие, работавшие на Рудольфа, развили маньеризм, который иногда превращался в гротеск и необъяснимое.
В скульптуре змеиная сложность поздних скульптур Микеланджело, воплощенная в извилистой спиралевидной форме его Победы (1532–1534), доминировала над устремлениями маньеристов в этой среде. Скульпторы Бартоломео Амманнати, Бенвенуто Челлини и, самое главное, Джамболонья стали основными практиками маньеризма с их изящными и сложно поставленными статуями.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Маньеризм сохранял высокую международную популярность до тех пор, пока картины Аннибале Карраччи и Караваджо около 1600 года не положили конец этому стилю и не положили начало барокко. После этого на маньеризм долгое время смотрели свысока как на декадентский и анархический стиль, который просто знаменовал вырождение художественного творчества Высокого Возрождения. Но в 20-м веке стиль снова стал цениться за его техническую смелость, элегантность и изысканность. Духовная насыщенность маньеризма, его сложный и интеллектуальный эстетизм, экспериментирование с формой, проявляющаяся в нем стойкая психологическая тревожность сделали стиль привлекательным и интересным для современного темперамента, усматривавшего родство между ним и современными экспрессионистскими тенденциями в искусстве.
Редакция Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Алисией Желязко.
Маньеризм
Маньеризм
Термин маньеризм описывает стиль картин и бронзовой скульптуры в этом туре. Произведенный от итальянского maniera , что означает просто «стиль», маньеризм иногда определяется как «стильный стиль» из-за его акцента на сознательном искусстве, а не на реалистичном изображении. Художник и критик шестнадцатого века Вазари — сам маньерист — считал, что совершенство в живописи требует утонченности, богатства изобретательности и виртуозной техники — критериев, подчеркивающих интеллект художника. Более важным, чем его тщательно воссозданные наблюдения за природой, была мысленная концепция художника и ее разработка. Этот интеллектуальный уклон был отчасти естественным следствием нового положения художника в обществе. Художники и скульпторы, которых больше не считали ремесленниками, заняли свое место среди ученых, поэтов и гуманистов в атмосфере, которая способствовала пониманию элегантности, сложности и даже скороспелости.
Искусственность маньеризма — его причудливый, иногда кислотный колорит, нелогичное сжатие пространства, вытянутые пропорции и преувеличенная анатомия фигур в завитых, змеиных позах — нередко вызывает чувство тревоги. Работы кажутся странными и тревожными, несмотря на их поверхностный натурализм. Маньеризм совпал с периодом потрясений, раздираемых Реформацией, чумой и опустошительным разграблением Рима. После своего зарождения в центральной Италии около 1520 года маньеризм распространился на другие регионы Италии и Северную Европу. Однако в Италии он оставался в основном продуктом художников Флоренции и Рима.
Характер маньеризма продолжает обсуждаться. Его часто обсуждают и судят по отношению к предшествовавшему ему Высокому Возрождению. Некоторые ученые рассматривают маньеризм как реакцию на классицизм эпохи Возрождения, в то время как другие считают его логическим продолжением — естественным результатом подчеркнутого моделирования Микеланджело или изысканности Рафаэля. Уже в 1600 году маньеристов критиковали за то, что они умышленно нарушили единство ренессансного классицизма, его интеграцию формы и содержания, баланс эстетических целей и идей. Сегодня, когда классицизм больше не претендует на «совершенство», маньеризм более отчетливо проявляется как связующее звено между Высоким Возрождением и последовавшим за ним эмоционально заряженным и динамичным искусством барокко.
Аньоло Бронзино , Италия, 1503–1572, Элеонора ди Толедо , ок. 1560 г., панель, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.7
1 из 9
В некотором смысле Андреа дель Сарто можно назвать крестным отцом маньеризма. Двое его учеников — Россо и Понтормо — взяли за отправную точку выразительный потенциал его ранних работ. Однако подход Андреа оставался более классическим. В то время как его ученики искали под видимостью реального мира что-то более интровертное и абстрактное, Андреа искал более сильное выражение того, что он видел в природе. Говорят, что цвет, яркий и коммуникативный, был его настоящей темой. Созданная в конце его карьеры, эта картина обладает тихой теплотой и спокойным настроением, несмотря на насыщенность оттенков.
Лицо Чарити воспроизводит черты жены Андреа Лукреции. Вазари, который учился в мастерской Андреа (и не любил свою жену), отмечал, что «из-за того, что он постоянно видел ее и так часто рисовал ее, и, более того, благодаря тому, что она запечатлелась в его душе», каждая женщина, нарисованная его мастером, выглядела как Лукреция.
Андреа дель Сарто , Италия, 1486–1530 гг., Благотворительность , до 1530 г., панель, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1957.14.5
2 из 9
Этот портрет менее детализирован, менее «объективен», чем другие портреты в этой комнате, отчасти благодаря технике Россо. В большей степени, чем большинство его современников во Флоренции, Россо оставил свои мазки видимыми. Этот мужчина не обладает ни одним из качеств, которые обычно помогают определить личность натурщика; его характер определяется его сильно выступающим локтем. Свет скользит по нему и, кажется, выталкивает его жест на передний план плоскости изображения. Изображение переполняет панель. Такая сосредоточенность и стилизация дополняют выражение лица мужчины, которое одновременно надменное и немного грустное и может отражать идеал мужского поведения.
Россо — его прозвали «красным» за рыжие волосы — вероятно, написал это незадолго до того, как художник уехал работать в Фонтенбло. В Италии личный интровертный стиль Россо не оказал большого влияния, но во Франции он стал важной отправной точкой для маньеризма на Севере.
Россо Фиорентино , Италия, 1494–1540, Портрет мужчины , начало 1520-х гг., масло на панели, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.59
3 из 9
3 Как у Россо и несколько старше Понтормо, Якопино, вероятно, был учеником Андреа дель Сарто. Его самые ранние работы по существу перефразировали сочинения его учителя, но здесь очевидны более новые влияния. Намек на стиль Понтормо проявляется в более длинных и элегантных пропорциях фигур и в жестком полированном цвете. Кроме того, монументальный масштаб фигур и почти скульптурная масса свидетельствуют о влиянии Микеланджело.
Изображения Богородицы с младенцем, Иоанном Крестителем и его матерью Елизаветой были популярны во Флоренции шестнадцатого века. Здесь многие элементы композиции играют символическую роль, расширяя смысл сцены. Полотно, только что согретое над жаровней, предвещает погребальный саван Иисуса, а колыбель у ног Марии — его гробницу. Невидимое будущее со страстями Христа и обещанием спасения человечества выражается в этих сигналах и связанных жестах фигур.
Якопино дель Конте , Италия, 1510–1598, Мадонна с младенцем, святая Елизавета и Иоанн Креститель , ок. 1535, панель, масло, Фонд Айлсы Меллон Брюс, 1985.11.1
4 из 9
Перино родился во Флоренции, но обучался в Риме, в мастерской Рафаэля. Он расширил чувство Рафаэля к орнаменту, сделав плавные узоры важным элементом своего собственного стиля. Декоративный орнамент Перино, в свою очередь, повлиял на следующее поколение маньеристов в Риме.
Эта ранняя работа была написана для семейной часовни в Генуе, где Перино поселился после разграбления Рима в 1527 году. Здесь Святое Семейство окружено святыми. Иоанн Креститель, Екатерина Александрийская и Джеймс Майор, вероятно, были названы святыми покровителей картины; Рох и Себастьян покровительствовали жертвам чумы. (Чума опустошила многие итальянские города, в том числе Геную, после разграбления Рима. ) На заднем плане мужчина несет связанного ягненка в храм. Картина должна была быть установлена над алтарем в погребальной часовне, фоном для месс по умершим.
Перино дель Вага , Италия, 1501 — 1547, Рождество , 1534, масло на панели, переведенной на холст, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.31
5 из 9
поэтому обязательно не довольствоваться тем, чтобы делать что-то хорошо, но также должен стремиться делать это изящно.
Описание поведения джентльмена Джованни делла Каса, которое появилось в Il Galateo , его книге нравов 1558 года, также может быть применено к маньеристской живописи. Объективная реальность смягчается на грация и застенчивая уловка. Здесь Понтормо подчеркнул длинную стройную фигуру делла Каса. Утонченный жест его элегантных пальцев, сжимающих книгу, хорошо подходит человеку, который был ученым-гуманистом, поэтом и политическим советником, а также высокопоставленным церковным деятелем. Собственная гравия натурщицы отражается и даже усиливается гладкой, полированной поверхностью краски.
Лицо Делла Каса одновременно сдержанное и вопрошающее, отчужденное, но не отрешенное. Сравните более холодную элегантность портрета Бронзино в этой комнате. Неудивительно, что именно Бронзино стал главным портретистом правящей во Флоренции семьи Медичи: официальные изображения должны были передавать авторитет и бесстрастную уверенность, а не очеловечивать свой предмет личностью.
Pontormo , Италия, 1494 — 1556/1557, Монсеньор делла Каса , вероятно 1541/1544, панель, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.83
60 из 9 9 работа Понтормо, большинство ученых теперь согласны с тем, что это ранняя картина Бронзино, который учился в мастерской Понтормо. Симметрично овальное лицо Богородицы напоминает мадонн Понтормо, но другие элементы указывают на собственный формирующийся стиль Бронзино, особенно на его использование больших областей цвета и изоляцию фигур. Хотя они связаны жестами и взглядом, кажется, что каждый заключен в отдельное пространство. Святое Семейство образует почти человеческий натюрморт: фигуры застыли на поверхности, их маскоподобные лица лишены человечности. Под твердой гладкой поверхностью краски мало эмоций.
Издалека мы впервые видим четкий линейный рисунок, возникающий из почти абстрактного взаимодействия ярких форм фигур и темного фона. Тем не менее, вблизи доминируют точность и особенность работы. Такое напряжение между абстрактной композицией и интенсивным реализмом в деталях объясняет большую часть «странности», обнаруживаемой в картинах маньеристов.
Аньоло Бронзино , итальянский, 1503–1572, Святое Семейство , ок. 1527/1528, панель, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1939.1.387
7 из 9
Бронзино значительно изменил этот портрет через пять или шесть лет после того, как он был закончен, добавив мальчика. Дополнение превращает портрет в династический памятник; двое неизвестных натурщиков, должно быть, были тесно связаны с кругами Медичи. Другие изменения увеличивают богатство и впечатляющее отображение портрета, а также престиж натурщиков. Некоторые из них хорошо видны невооруженным глазом, особенно на увеличенных рукавах, где пигмент темнее.
Призрачная бледность мальчика — он нарисован на зеленом фоне — и его сжатая поза отражают историю картины так же, как и решения художника. Что является типично маньеристским, так это сдержанная элегантность натурщиков и, для Бронзино, их холодная твердость. Женщина кажется неуязвимой за своим отрядом. В жестоких интригах двора Медичи это была полезная, может быть, даже необходимая защита.
Аньоло Бронзино , Италия, 1503–1572, Молодая женщина и ее маленький мальчик , c. 1540 г., панель, масло, Коллекция Уайденера, 1942.9.6
8 из 9
Адриан де Врис родился в Нидерландах, но провел много времени в Италии. В этой статуэтке обнаруживается влияние Микеланджело и флорентийского скульптора Джамболоньи, с которым работал де Врис. Фигуры мощные, их взаимодействие энергичное и динамичное. Даже поверхность анимирована, отражая свет от беспокойно модулированных плоскостей.