Манифест баухауза: Манифест Государственного Баухауза в Веймаре

«Конечная цель всякой художественной деятельности — здание!»

Новости 26.05.2023

В Швеции обнаружили петроглифы возрастом 2700 лет

Сборник

Революционерки в России

Новости 15.01.2023

Умер Вахтанг Кикабидзе

Новости 14.01.2023

Умерла Инна Чурикова

На рубеже 19−20 веков архитектура и живопись требовали новых художественных решений. Бельгийский архитектор Анри ван де Велде, переехав в Германию, основал «Экспериментальные художественно-промышленные мастерские» и Саксонско-Веймарское училище художественных ремёсел. Это должно было способствовать выработке новых стилей в искусстве модерна.

Деятельность ван де Велде вдохновила немецкого архитектора Вальтера Гропиуса. В 1919 году он основал в Веймаре Баухуас — Государственную высшую школу строительства и формообразования. До этого Гропиус уже преуспел как частный архитектор.

«Мы образуем новую гильдию ремесленников без классовых различий, которые воздвигли бы непреодолимую стену между ремесленниками и художниками», — такой лозунг Гропиуса прозвучал в манифесте Баухауса (1919). Во имя постройки здания — «кристального символа новой, грядущей веры» — немецкий художник настаивал на объединении разных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи. Только единство всех частей позволит достичь совершенства — Gesamtkunstwerk.

В формировании образовательной программы принимал участие и Отто Бартнинг — известный архитектор и теоретик немецкого функционализма.

«Искусству учить нельзя, но ремеслу можно»

Учебная программа была лишена узкой специализации.

Образовательный курс содержал разные дисциплины — как теоретические, так и прикладные, а преподавателями выступали как ремесленники, так и художники. Главная цель — воспитать в студентах способность к «истинному формотворчеству». Уникальность архитектора нового времени заключалась в умении работать с разными видами искусства и при этом не останавливаться ни на одном из них.

Программа была поделена на семестры. Первый помимо обучения рисунку, шрифтам, изучения материалов включал гимнастику и танец. Далее студенты углублялись в само строительство и инженерное проектирование, происходило деление по специализациям. В четвёртом семестре — практика в творческих мастерских, где студенты работали с различными материалами: камнем, металлом, глиной, стеклом, краской, текстилем.

Образовательная программа Баухуаса. (pinterest.ru)

В числе преподавателей были известные теоретики искусства, архитекторы и художники из разных стран, в частности Герберт Байер, Джозеф Альберс, Леонель Феймингер, Тео ван Дусбург. Сильное влияние оказали также швейцарский художник Иоханнес Иттен и немецкий художник Пауль Клее.

Одним из преподавателей был Василий Кандинский. Его занятия входили в базовый курс дизайна: студенты развивали чувство цвета в архитектуре.

Студенты в мастерской. (pinterest.ru)

Периоды существования Баухауса

До 1925 года школа находилась в Веймаре, а должность директора занимал Вальтер Гропиус. Однако консервативно настроенное общество немецкой провинции было раздражено соседством с прогрессивной молодёжью, которая не стеснялась устраивать бурные вечеринки, чуть ли не голышом разгуливать по Веймару и в целом вести эпатажный образ жизни. Школу лишили финансирования и потребовали оставить Веймар. Так Баухаус переехал в Дессау, где продержался до 1932 года.

Через несколько лет после переезда пост директора занял швейцарский архитектор Ханнес Майер. Он, вдохновлённый идеями марксизма, распространял идеи социализма среди студентов. Через два года в школе он с группой студентов решил отправиться в СССР. «Я еду в СССР, чтобы работать там, где формируется настоящая пролетарская культура, … и уже существует общество, за которое мы боролись при капитализме», — писал Майер. Архитектор с командой студентов работал над достаточно крупными проектами: например, станция метро «Аэропорт» в Москве, новый градостроительный план столицы, «соцгород Магнитогорск», генплан развития Биробиджана. Но не все проекты были реализованы. В 1936 году Ханнес Майер уехал из СССР навсегда, а некоторые баухаусцы были репрессированы.

Ханнес Майер. (commons.wikimedia.org)

Национал-социалисты, пришедшие к власти в Германии, объявили школу рассадником культурбольшевизма. Баухаус попытались спасти и перенесли в Берлин в 1932 году. Однако это не помогло. Школу закрыли в 1933-м.

Людвиг Мис ван дер Роэ, последний директор Баухауса. (commons.wikimedia.org)

Многим студентам и преподавателям пришлось бежать из Германии. Спастись удалось не всем. Были, однако, и те студенты, кто принял решение поддерживать новый режим — они, в частности, участвовали в строительства концентрационных лагерей. Например, Фриц Эртль, пришедший на службу в СС, спроектировал бараки и газовые камеры Аушвица.

Те, кто успел эмигрировать из Германии, сохранили методику преподавания. Творческие решения Баухауса продолжали распространяться по миру. Так, венгерский художник Ласло Мохой-Надь уехал в США, где стал директором Чикагского института дизайна.

«Меньше значит больше»

В Баухаусе были разработаны уникальные стили и творческие решения. Основа методов — это избавление от декора и украшений. Архитектурные сооружения, предметы интерьера, полотна — всё должно быть без излишеств. Форма отвечает функции. Именно синтез искусств и минимализм, по мнению членов Баухауса, помогают достичь совершенства.

Афиша выставки Баухауса в 1923 году. (pinterest. ru)

Афиша выставки Баухауса в 1923 году. (pinterest.ru)

Афиша выставки Баухауса в 1923 году. (pinterest.ru)

Стиль и концепцию Баухауса отражают постройки, в которых он располагался. В Дессау Вальтер Гропиус сам спроектировал здание школы. Этот проект должен был воплотить дух учебного заведения, обеспечить помещениям функциональность как для занятий, так и для досуга. Постройка включала мастерские, студии, общежитие.

Известные проекты

Один из преподавателей школы швейцарский художник Иоханнес Иттен разработал собственную систему цветов. Она давала представления об оттенках, их сочетаемости, о семи типах контрастов. Именно правильное расположение цветов в композиции способно создать нужный эффект, потому что человеческий глаз лучше чувствует цвета именно в сравнении. Каждый оттенок воспринимается зрителем субъективно, через призму личных ассоциаций.

Иоханнес Иттен. (commons.wikimedia.org)

Цветовой круг Иттена. (commons.wikimedia.org)

Марсель Брёйер — немецкий и американский архитектор и дизайнер, который учился в Баухаусе, а впоследствии стал его преподавателем. В мебельной мастерской школы, которую он возглавлял, дизайнер конструировал мебель. Знаменитый стул «Василий» был создан им в 1925 году. По легенде, Брёйер назвал своё творение в честь художника Василия Кандинского.

Стул был сделан из согнутых металлических трубок и натянутой между ними ткани. Вдохновение Брёйер нашёл в самой обыденной вещи — металлической рамке собственного велосипеда.

Марсель Брёйер. (commons.wikimedia.org)

Сидящая на стуле «Василий» в маске Оскара Шлеммера. (commons.wikimedia.org)

Студенты, уехавшие из Германии в Палестину, строили там жилые кварталы. Один из самых известных проектов — так называемый Белый город в Тель-Авиве.

В 2003 году квартал попал в список наследия ЮНЕСКО. Особенности возведённого Белого города — плоские крыши, чёткая геометрия, закруглённые балконы. Внешний вид построек был напрямую связан с их функциональностью: белый цвет зданий отражал солнечные лучи, множество балконов и окон обеспечивало свободную циркуляцию воздуха.

«Белый город» в Тель-Авиве. (commons.wikimedia.org)

Хаус ам Хорн — экспериментальный дом, придуманный Георгом Мухе, преподавателем Баухауса, для выставки в 1923 году. Постройка должна была продемонстрировать достижения школой симбиоза искусств. Сам дом состоял из просторной гостиной, 4 спален, уборной, столовой, кладовой и кухни. Вальтер Гропиус говорил о проекте так: «Максимальный комфорт при максимальной экономии, максимальное качество исполнения и оптимальное пространственное решение за счёт выбора форм, размеров и планировки».

Хаус ам Хорн. (commons.wikimedia.org)

Все компоненты были изготовлены в мастерских Баухауса. Отдельное внимание уделялось планировке кухни. «Это была первая в Германии кухня, где нижние шкафы были отделены от верхних, повешенных на стенах, между ними находилась единая рабочая поверхность с основным пространством у окна и посреди кухонного помещения не было стола», — впечатления Генриха Кёнига, знакомого Брёйера. Такая организация кухонного пространства была функциональной, при этом удобной и достаточно компактной.


Сборник: Веймар

Главный вопрос истории Веймарской республики — как стала возможна катастрофа 1933 года, когда к власти в Германии пришёл Гитлер.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Конечная цель всякой художественной деятельности — здание!»

«Конечная цель всякой художественной деятельности — здание!»

Немецкая художественно-промышленная школа Баухаус просуществовала с 1919-го по 1933 год. Под её влиянием сформировалась архитектура нового времени.  

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Как Гитлер «купил» голоса немцев

Как Гитлер «купил» голоса немцев

Гитлера к власти привело в первую очередь, обнищание миллионов и обида на правительства Веймарской республики.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Миллионы и миллиарды марок

Миллионы и миллиарды марок

В 1923 году Германия переживала экономическую катастрофу. Инфляция быстро переросла в гиперинфляцию.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XX век

Веймарская республика

Веймарская республика

Как жила Германия после окончания Первой мировой войны и до прихода национал-социалистов к власти? Почему страну называли Веймарской республикой? Кто тогда возглавлял государство?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Веймарская Германия: искусство меж двух войн

Веймарская Германия: искусство меж двух войн

В 1910-е Германия сражалась в Первой мировой войне, в 1930-е готовилась ко Второй мировой, а 1920-е стали золотыми для ее культуры.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Веймарская республика — мертворождённая демократия и жертва случая

Веймарская республика — мертворождённая демократия и жертва случая

Гибель демократической Веймарской Германии в 1933 году кажется злым роком — всего за несколько лет судьба привела политического аутсайдера Гитлера к триумфу.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Обеденное происшествие, или Как немцы устроили революцию

Обеденное происшествие, или Как немцы устроили революцию

Вожди этой парадоксальной революции 1918 года хотели сохранить монархию, но под напором масс, заставших политиков врасплох, не устоишь.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Конечная цель всякой художественной деятельности — здание!»

Немецкая художественно-промышленная школа Баухаус просуществовала с 1919-го по 1933 год. Под её влиянием сформировалась архитектура нового времени.  

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Как Гитлер «купил» голоса немцев

Гитлера к власти привело в первую очередь, обнищание миллионов и обида на правительства Веймарской республики.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Миллионы и миллиарды марок

В 1923 году Германия переживала экономическую катастрофу. Инфляция быстро переросла в гиперинфляцию.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XX век

Веймарская республика

Как жила Германия после окончания Первой мировой войны и до прихода национал-социалистов к власти? Почему страну называли Веймарской республикой? Кто тогда возглавлял государство?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Веймарская Германия: искусство меж двух войн

В 1910-е Германия сражалась в Первой мировой войне, в 1930-е готовилась ко Второй мировой, а 1920-е стали золотыми для ее культуры.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Веймарская республика — мертворождённая демократия и жертва случая

Гибель демократической Веймарской Германии в 1933 году кажется злым роком — всего за несколько лет судьба привела политического аутсайдера Гитлера к триумфу.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Обеденное происшествие, или Как немцы устроили революцию

Вожди этой парадоксальной революции 1918 года хотели сохранить монархию, но под напором масс, заставших политиков врасплох, не устоишь.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Нацистская верхушка: семейные хроники

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Что носят и не носят храбрые сердца

  • Статьи
  • Европа
  • V-XV вв.

Как вступали в брак в Средневековье

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

И любимая подпись — Ильич

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

«Бурлаки на Волге» Репина

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Дело Дрейфуса

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Адвокат Лев Толстой на защите рядового Шабунина

  • Статьи
  • Европа
  • VI-XVIII вв.

Традиции самураев (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Москва в руках Монгола

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Нацистская верхушка: семейные хроники

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Что носят и не носят храбрые сердца

  • Статьи
  • Европа
  • V-XV вв.

Как вступали в брак в Средневековье

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Берия и женщины

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Что, если бы СССР не ввёл войска в Афганистан

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Дикие помещики (18+)

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 269700
Нацистская верхушка: семейные хроники
  • 📚 Статьи
  • 👀 261907
Что носят и не носят храбрые сердца
  • 📚 Статьи
  • 👀 234097
Как вступали в брак в Средневековье
  • 📚 Статьи
  • 👀 202440
Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь
  • 📚 Статьи
  • 👀 198665
Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье
  • 📚 Статьи
  • 👀 91575
И любимая подпись — Ильич
  • 📚 Статьи
  • 👀 89161
«Бурлаки на Волге» Репина
  • 📚 Статьи
  • 👀 61427
Дело Дрейфуса
  • 📚 Статьи
  • 👀 60343
Адвокат Лев Толстой на защите рядового Шабунина
  • 📚 Статьи
  • 👀 59869
Традиции самураев (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 468057
За что истребляли гугенотов? (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 273082
Москва в руках Монгола
  • 📚 Статьи
  • 👀 269700
Нацистская верхушка: семейные хроники
  • 📚 Статьи
  • 👀 261907
Что носят и не носят храбрые сердца
  • 📚 Статьи
  • 👀 234097
Как вступали в брак в Средневековье
  • 📚 Статьи
  • 👀 226564
Берия и женщины
  • 📚 Статьи
  • 👀 202571
Что, если бы СССР не ввёл войска в Афганистан
  • 📚 Статьи
  • 👀 202440
Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь
  • 📚 Статьи
  • 👀 198665
Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье
  • 📚 Статьи
  • 👀 191761
Дикие помещики (18+)

BAUHAUS — Жизнеописание жизнеописуемого — LiveJournal

90 лет назад архитектор Вальтер Гропиус (1883–1969) стал директором бывшей Высшей школы изобразительных искусств Великого герцога Саксонского в Веймаре. Он объединил ее со Школой прикладного искусства, основанной еще в 1915 г., и переименовал институт в Государственный Баухауз (буквально- «строительный дом») в Веймаре. Школа была основана 1 апреля 1919 г. В тот же месяц опубликован написанный Гропиусом манифест Баухауза и программа Высшей школы. «Конечная цель нашей деятельности — строительство!», – так звучит первая строка манифеста. Патетический текст, напоминающий по стилю экспрессионизм: «Архитекторы, скульпторы, художники — мы все должны вернуться к ремеслу!» Образцом для новой школы должны были стать ложи строителей средневековых соборов, в которых сотрудничали ремесленники, художники, скульпторы и архитекторы, которые возводили великие готические соборы. Образец Гропиус искал в прошлом, но мыслями устремлялся к будущему: «Архитекторы, художники, скульпторы должны вновь усвоить многосторонний образ здания во взаимосвязи целого и частей, и тогда их работы сами собой наполнятся архитектурным духом, который они утратили в салонах». Школа сочетала функции учебного заведения и производственных мастерских. Прежние художественные школы не выходили за пределы ремесленного производства.
В Веймаре был сделан революционный шаг, связавший искусство и ремесло, мастерскую и художественное образование. Революционным стал и отход от старой концепции высших школ искусства, где ученики долгие годы должны были подражать манере своего учителя, а современное художественное творчество ориентировалось на исторические образцы. Конец первой мировой войны означал не только слом старого политического порядка. В одночасье устарели и все эстетические стратегии и концепции XIX века.
Деятельность «Баухауза» была сосредоточена на разработке целесообразных и красивых форм, процессы изготовления которых строго увязывались с технологией индустриального производства, с новейшими конструкциями и материалами. Как результат этой работы возник стиль «Баухауз». Для промышленных образцов различных предметов в этом стиле характерны сухость линий, увлечение конструкцией как таковой, массивность. В короткое время «Баухауз» стал подлинным методическим центром в области дизайна. В числе его профессоров были крупнейшие деятели культуры начала XX столетия архитекторы Мис ван дер Роэ, Йоханнес Майер, Марсель Брейер, художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фенингер, Пит Мондриан.
Начало деятельности «Баухауза» проходило под влиянием утопических идей о возможности переустройства общества путем создания гармонической предметной среды. Архитектура рассматривалась как «прообраз социальной согласованности», признавалась началом, объединяющим искусство, ремесло и технику. Студенты с первого курса занимались по определенной специализации (керамика, мебель, текстиль и т. п.). Обучение разделялось на техническую подготовку (Werkleehre) и художественную подготовку (Kunstleehre). Занятие ремеслом в мастерской института считалось необходимым для будущего дизайнера, потому что, только изготовляя образец (или эталон), студент мог ощутить предмет как некоторую целостность и, выполняя эту работу, контролировать себя. Минуя непосредственное общение с предметом, будущий художник-конструктор мог стать жертвой одностороннего ограниченного «машинизма», поскольку современное производство делит процесс создания вещи на разобщенные операции. Но, в отличие от традиционного ремесленного училища, студент «Баухауза» работал не над единичным предметом, а над эталоном для промышленного производства.
 be continued…

Манифест Государственного Баухауза

Манифест Государственного Баухауза

Программа Staatliche Bauhaus в Веймаре
Вальтер Гропиус, 1919

Конечная цель любого искусства — здание! Украшение здания когда-то было главной целью изобразительного искусства, и они считались неотъемлемыми частями великого здания. Сегодня они существуют в самодовольной изоляции, от которой их можно спасти только целенаправленными и совместными усилиями всех ремесленников. Архитекторы, художники и скульпторы должны научиться по-новому видеть и понимать сложный характер здания как в целом, так и с точки зрения его частей. Тогда их работы вновь проникнутся духом архитектуры, утраченным в салонном искусстве.

Прежние художественные школы были неспособны произвести это единство — да и как могли, ибо искусству нельзя обучать. Они должны вернуться в мастерскую. Этот мир простого рисунка и живописи рисовальщиков и художников-прикладников должен наконец стать миром созидающим. Когда молодой человек, чувствующий в себе любовь к творчеству, начинает свою карьеру, как прежде, с обучения ремеслу, непродуктивный «художник» уже не будет обречен на несовершенное занятие искусством, потому что его мастерство теперь сохраняется в мастерство, где он может достичь совершенства.

Архитекторы, скульпторы, художники — все мы должны вернуться к мастерству! Ибо не существует такого понятия, как «искусство по профессии». Между художником и ремесленником нет существенной разницы. Художник – высококлассный ремесленник. Милосердное небо, в редкие моменты озарения помимо воли человека, может позволить искусству расцвести из дела его рук, но основы мастерства необходимы каждому художнику. Это первоисточник креативного дизайна.

Итак, давайте создадим новую гильдию ремесленников, свободную от разделяющих классовых притязаний, пытавшихся воздвигнуть гордую преграду между ремесленниками и художниками! Давайте стремиться, задумать и создать новое здание будущего, которое объединит все дисциплины, архитектуру, скульптуру и живопись, и которое однажды поднимется к небесам из рук миллионов мастеров как ясный символ грядущей новой веры.

Вальтер Гропиус был немецким архитектором и основателем Staatliches Bauhaus. Он широко известен как один из новаторских мастеров современной архитектуры. Баухаус был художественной школой в Германии с 1919 по 1933 год, которая сочетала ремесла и изобразительное искусство. Он известен междисциплинарным подходом к художественному и дизайнерскому образованию. В приведенном выше манифесте Гропиус отстаивал миссию школы: архитектура, скульптура и живопись должны были вернуться к ремеслам.

Этот веб-сайт создан по инициативе Чикагского музея дизайна, некоммерческой организации, которая обучает, вдохновляет и способствует инновациям посредством дизайна. Как искусство, наука и гуманитарные науки, дизайн окружает нас. Это глубоко влияет на наш мир, влияя на все, от качества нашей жизни до наших взаимодействий с нашими соседями. Гропиус отстаивал подобные идеи 104 года назад и создал основу для таких людей, как мы и вы, на которой они могли бы основываться. Иди сделай что-нибудь!

Манифест Баухауза — Статьи – bauhaus imaginista

Манифест имеет размер около DIN A4, но немного тоньше. На его обложке изображение собора, обозначающее готический строительный сарай. С точки зрения господствовавшего в то время романтического представления о готическом периоде, чтобы построить такой коллектив, мастера собирались в такой-то хижине и образовывали там эгалитарное трудовое объединение.

Если вы внимательно рассмотрите эту иллюстрацию, то увидите, что вокруг шпиля собора лучами света образованы три звезды. Сегодня мы знаем, что они представляют три важнейших искусства: живопись, архитектуру и скульптуру. Значение этих звезд, согласно видению Баухауза и Вальтера Гропиуса, заключается в том, что искусства объединяются в соборе, создавая общее здание, которое само по себе является великим произведением искусства.

После открытия брошюры текст манифеста сразу же начинается с декларации принципов, предваряемой часто цитируемой фразой, напечатанной печатным шрифтом: «Конечная цель всякого искусства — строительство». Здесь архитектура выдвигается на первый план и объявляется важнейшей целью, что также отражено в слове «Баухаус» (смесь глагола «строить» и существительного «дом»). Многие, в том числе и я, считают изобретение этого удивительно сильного слова одним из важнейших творческих достижений Гропиуса — сегодня термин «Баухаус» уже не переводится ни на какой другой язык, а живет своей собственной жизнью.

Второе важное предложение относится к иллюстрации: «Архитекторы, скульпторы, художники — все мы должны обратиться к ремеслам. … Художник – это возвышенный ремесленник». Итак, здесь мы находим новые отношения, новое смирение к мастерству, к делу. Когда абитуриенты, наконец, добрались до программного раздела манифеста, они обнаружили, что цели Баухауза сформулированы во второй раз: единое произведение искусства, великое здание. Затем следуют организационные принципы Баухауза, в том числе комиссии для студентов, совместное планирование, новые эксперименты на выставках или содействие дружескому обмену с учреждениями-единомышленниками, а также театральные представления, лекции, поэзия, музыка, фестивали костюмов, собрания в веселые церемонии… другими словами, то, что мы сегодня назвали бы «культурой».

Только на последней странице можно наконец добраться до учебного плана, разделенного на «архитектуру», «живопись» и «скульптуру». И в конце идет тема ремесленного обучения с перечислением различных мастерских. Ваятельных, каменных и лепных мастерских фактически не было, но упоминаются ваяние по дереву, керамика и гипсолитье, которых тоже еще не было. Плотники, художники-декораторы, ткачихи… на самом деле ткачихи были только женщины.

Для этих мастерских мастерство, а также теоретическое обучение описаны более подробно: строительный рисунок, надпись, наука о материалах, теория цвета… здесь даже преподавали бухгалтерию. И, наконец, три ступени называются и выстраиваются в иерархическую структуру, состоящую из подмастерья, подмастерья и молодого мастера — последние действительно могут стать мастерами.

После Первой мировой войны самой важной задачей было, конечно же, привлечение новых учеников. Вот почему манифест Баухауза был приложен ко многим журналам или отправлен по почте по запросу. Сегодня мы знаем, что это действительно привлекало в Баухаус многих молодых людей, которые говорили: «Вот куда мы должны идти!» Среди них были, например, Йозеф Альберс, а также Гунта Штельцль.

Баухаус также провел огромную кампанию в средствах массовой информации и модернизировал тогдашние средства коммуникации со средствами массовой информации. С самого начала школа постоянно выпускала журналы, листовки, выставки и каталоги, а также проводила лекции для пропаганды нового дела. Это информационное наступление на Баухаус было невероятно важным.

До Баухауза были манифесты, но до тех пор они были написаны только визуальными художниками — например, экспрессионистами, Brücke Group. Идеи, содержащиеся во многих из этих дошедших до нас манифестов, были включены Вальтером Гропиусом в литературу Баухауза. Однако самые важные из его идей возникли не так давно, а возникли в Arbeitsrat für Kunst (Рабочий совет по искусству), основанном в 1918, где коллеги Гропиуса по архитектуре сформулировали очень похожие идеи. Например, в манифесте Баухауса содержится такое понятие: «Нет границы между декоративно-прикладным искусством и скульптурой или живописью. Все едино: строительство. Первоначально это было сформулировано не Гропиусом, а Бруно Таутом. Итак, Гропиус взял многие из идей, которые были развиты и обсуждены в Arbeitsrat für Kunst несколькими месяцами ранее, и снова сформулировал их в новом, свежем, привлекательном виде.

Сегодня, на мой взгляд, мы уже не можем себе представить, что означали отречение и изгнание кайзера. Это означало крах всей системы. В результате вспыхнули русская и немецкая революции, и Германия была преобразована в республику. Сегодня мы уже не можем представить силу этих грандиозных потрясений. Эти радикальные изменения заставили людей в Германии осознать, что так дальше продолжаться не может, что необходимо открыть новые просторы для мысли и дизайна. Своим манифестом Гропиус проник в эти пространства.

Это осознание также нашло отражение в выборе учителей для работы в Баухаузе, которые были представителями некоторых из самых радикальных художественных течений того времени. Но если отказаться от собственной истории, откуда берут начало основы дизайна того времени — типологии зданий и декоративные формы, — что же тогда является источником дизайна? Таким образом, перед первыми баухаузлерами стояла колоссальная задача создания новой теоретической основы дизайна, которая больше не лежала в прошлом. В результате постепенно возник консенсус в отношении того, что эти могли быть первичными цветами , что эти могли быть основными формами , что эти могли быть естественной формой, как в работах Пауля Клее, что человек мог быть в центре внимания, как в театральной работе Оскара Шлеммера.

Каждый из мастеров выработал свой подход на этой антиисторической основе. Иоганнес Иттен, конечно, читал книги Василия Кандинского 1912 года во время своего пребывания в Штутгарте и Вене, и из этого чтения он извлек понятие основных форм. Он привнес эти идеи вместе с тем, что он узнал от Адольфа Хёльцеля относительно элементаризации художественных средств, и из этих источников развился первый предварительный курс, или основные учения.

Конечно, Йозеф Альберс интегрировал многие вещи, которые он узнал и наблюдал во время занятий с Иттеном, в свой собственный курс. Но он добавил новый элемент, своего рода «экономию»: студенты не должны производить никаких отходов — не должно быть никаких отходов — поэтому их работа должна быть продумана и спланирована экономически. Студентов больше не просили открывать себя, а прагматично решать задачу: например, поработать над плоско лежащим листом бумаги, чтобы он мог стоять сам по себе, или согнуть прямой кусок проволоки так, чтобы он достигает устойчивости, становясь небольшой конструкцией.

По моему мнению, Ханнеса Мейера по-прежнему недооценивают из-за его политики, а также из-за его решения нанять Уолтера Петерханса, что является очень важным аспектом его новой политики назначения. Петерханс был очень заинтересован в достижении очень точного контроля над процессом проявления фотографий, точности записи деталей и обучении соответственно. Эти вещи совершенно не интересовали Ласло Мохой-Надя, который не проявлял никакого интереса к фотопроявке. Но точность и предсказуемость также были характерными чертами Ханнеса Мейера, и это связало его с Петерансом. Кроме того, в Баухаус пришло новое эстетическое качество из-за того, что Ханнес Мейер культивировал очень обдуманный подход к фотографии.

Учебная программа Баухауза постоянно менялась, и следовать ей из семестра в семестр непросто. Диплом средней школы не требовался — можно было иметь ремесленное или даже художественное образование. Контингент абитуриентов не был однородным, а имел разные образовательные траектории. И все искали что-то новое — иными словами, то, что Гропиус мог предложить в Баухаусе.

С приходом Веймарской республики женщины, наконец, получили академическую свободу и могли посещать любую школу по своему выбору. Таким образом, многие женщины пришли в Баухаус, и Гропиус действительно приветствовал их в своей вступительной речи, где он заявил, что не будет разницы между «красивым и сильным полом; абсолютное равенство, но и абсолютно равные обязанности. Никакого внимания к дамам. В нашей работе все мастера». Последовала целая серия подходов и аргументов по поводу большого количества женщин в студенчестве. С одной стороны, они были отвергнуты, с другой стороны, сами женщины Баухауза основали женский класс. Многие также считали работу в текстильной мастерской очень важной и ответственной.

В 1919 году не было другой возможности, кроме как начать сначала с ремесел, потому что в то время немецкая промышленность стояла на коленях. Фабрики были разрушены, и все нужно было восстанавливать, так что действительно можно было начать только с кустарного промысла. Ученики должны быть квалифицированы для строительства по , сначала работая с ремеслом в мастерской, с целью последующего совместного выполнения более крупных проектов. Вальтер Гропиус всегда хотел строить образцово и создавать модели, с которыми другие могли бы сравниться. Это единственная функция школы: она не может постоянно возводить здания — ведь это всегда было конфликтом между производством и обучением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *