«Железная леди», которая совершила прорыв в промышленном дизайне, а о ней забыли: Баухауса Марианна Брандт
Марианна Брандт была одной из немногих женщин в Баухаусе, а в мастерской по металлу она и вовсе оказалась первой – и единственной. Футуристические сервизы Брандт сегодня считаются предвестниками современного промышленного дизайна, изделия по ее проектам производятся на фабриках и по сей день. Но жизненный путь «железной леди» Баухауса был нелегким.
Металлический сервиз.
Марианна узнала о существовании Баухауса в 1923 году. Ей было тридцать лет, за плечами – два диплома Высшей школы изобразительного искусства Великого герцогства Саксония, по живописи и по скульптуре. Случайно попав на выставку «Государственный Баухаус: 1919 — 1923», Марианна была просто потрясена увиденным. Ей словно открылось великое знание, чему она должна посвятить свою жизнь. Вечером после посещения выставки она уничтожила все свои прошлые работы, а первого января 1924 года поступила в Баухаус в качестве студентки.
Изделия Марианны Брандт.
Впоследствии Марианна утверждала, что пошла учиться дизайну отнюдь не под влиянием внезапного импульса – просто ее муж тоже занимался изобразительным искусством, а кому-то нужно было кормить семью, и Марианна решила сменить профессию на более перспективную.
Изделие Марианны Брандт.
Заварочный чайник.
Оказавшись в Баухаусе и превратившись из зрительницы в ученицу, Марианна испытала разочарование и растерянность. Ей не нравилась живопись Баухауса – она не чувствовала в ней возможности развития. Ей оказалось некомфортно в мастерской по тканям (где было основное «место женщин» в Баухаусе). Создание предметов мебели из дерева заинтересовало Марианну, но ей было слишком тяжело там физически. В конце концов Ласло Мохой-Надь, уже обучавший ее искусству фотоколлажа, предложил ей позаниматься в мастерской по металлу.
Металлический сервиз.
Металлический сервиз.
Как ученице, Марианне перепадала самая скучная работа, но ей казалось, что начало и не должно быть легким. На самом деле в мастерской изначально приняли ее недоброжелательно, но со временем Марианна доказала, что может управляться с металлом не хуже мужчин и снискала наконец уважение коллег.
Заварочный чайник, вид сверху.
Ситечко для заваривания чая.
Работа с металлом требовала не только интуиции, вкуса и стремления к творческим экспериментам, но и учета технологии изготовления, свойств материалов, функциональных особенностей предметов. Шел 1924 год. Как ни удивительно, именно проекты Марианны этого периода, периода неловкого ученичества, стали самыми известными – например, ее заварочный чайник.
Чайные пары из металла.
Подставки и пресс-папье.
Спустя год Марианна временно покинула Баухаус – первая европейская школа дизайна переживала сложные времена, перебираясь из Веймара в Дессау. Брандт вернулась к мужу в Париж, но не могла найти себе места. Сначала иррационально, а затем вполне осознанно она кромсала страницы журналов и газет – со стороны это выглядело, конечно, безумно. Марианна создавала коллажи, посвященные жизни современной женщины, желающей наслаждаться творчеством, знанием, свободной и сексом, но постоянно сталкивающейся с предрассудками, ограничениями и снисходительной мужской оценкой.
Коллажи Марианны Брандт.
Коллажи Марианны Брандт.
Коллажи Марианны Брандт.
Когда Баухаус оправился после переезда, Марианне предложили студию в жилом корпусе и место в мастерской. Марианна начинает заниматься не только собственными проектами, но и организационной деятельностью, и в 1928 году оказывается во главе той мастерской, где ее поначалу считали «непригодной для работы». Разработки Брандт приносили ощутимый доход Баухаусу, ее учитель и вовсе считал, что большая часть успешных проектов Баухауса принадлежит Марианне.
При таком колоссальном объеме работы она находила время и для дальнейшего обучения, выбрав в качестве очередной своей специализации фотографию.Автопортрет и коллаж Марианны Брандт.
Спустя год имя Марианны оказалось вписано в историю развития дизайн-теории. Она, почувствовав в себе достаточно сил и опыта, включилась в дискуссии о роли Баухауса в развитии искусства и промышленности. Наум Габо опубликовал критическую статью об их деятельности, назвав стиль Баухауса поверхностным и проиллюстрировав свои тезисы работами Брандт и ее мастерской. Марианна ответила программным текстом «Баухаус-стиль», где подчеркивала рациональный, исследовательский и практикоориентированный подход «инженеров-конструкторов» школы.
Лампы и щипцы для сахара.
Настольные лампы.
Настольная лампа.
Но пару месяцев спустя Марианна решилась на уход их мастерской. Ее раздражало обилие административной работы и пустой болтовни, а ей хотелось заниматься дизайном. Ласло Мохой-Надь дал ей такие роскошные рекомендации, что прошлый директор школы, Вальтер Гропиус, без разговоров взял ее в свое проектное бюро в Берлине, но проработала она там всего полгода – по непонятной причине Гропиус, в целом хваливший ее, перестает назначать ее на проектирование работ по заказам.
Изделия Марианны Брандт.
Изделия Марианны Брандт.
Марианна уходит на фабрику Руппельверк, где ситуация для нее оказывается еще хуже – она теряет и творческую свободу, и какое бы то ни было творческое общение. Однако сама фабрика многим обязана Марианне, успешно развивавшей там идеи Баухауса.
Подставки для книг.
Стол и часы.
В начале тридцатых годов в Германии случился экономический кризис, Баухаус был закрыт нацистским правительством и его бывшие работники, оставшиеся в Германии, потеряли всякую возможность найти нормальную работу. Марианна рассталась с мужем, ее занятия масляной живописью не приносили ей ни дохода, ни известности. В 1945 году был разрушен при бомбардировке ее дом и потеряна большая часть архива…
Вальтер Гропиус, сумевший эмигрировать в США, поддерживал ее нехитрыми посылками – мука, сахар, гвозди… Марианна была до слез благодарна ему даже за эти мелочи.
Подставка для салфеток.
В ГДР негативно относились к деятельности Баухауса, но Марианна осталась там и даже преподавала промышленный дизайн в Дрезденской школе искусств – правда, недолго. При этом продукция по проектам Брандт производилась в Италии – но дизайнер не получила ни гроша за нее.
Композиция Марианны Брандт, первые годы обучения в Баухаусе.
Несмотря на все тяготы и сложности, Марианна Бранд прожила долгую жизнь, а как дизайнер – вечную. Она умерла в возрасте восьмидесяти девяти лет, а посуда по ее проектам производится и по сей день.
Коллаж Марианны Брандт.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Женщины Баухауса: Марианна Брандт и неблагородные металлы
07. 05.2019 — СтатьяВариации заварочного чайника, настольной лампы и часов, созданных этой гениальной художницей, можно найти почти в каждом современном доме в любой точке мира. Их называют «лучшими моделями Баухауса», часто забывая о том, что у дизайнера этих вещей есть имя – Марианна Брандт.
В 1923 году профессиональная художница Марианна Бранд попала на выставку, где демонстрировались работы преподавателей и студентов нового учебного заведения – художественной школы Баухаус. Увиденное настолько ее потрясло, что, вернувшись домой, она сожгла почти все свои картины и твердо решила, что будет учиться у этих талантливых людей. На тот момент Бранд было уже 30 лет – по меркам эпохи, возраст совсем не студенческий. Но ее было не остановить. «Баухаус обладал для меня каким-то магическим притяжением», – вспоминала художница позже.
Брандт приняли на базовые курсы. После их окончания абитуриентке нужно было выбрать мастерскую, в которой она будет работать в дальнейшем. Формально манифест Баухауса провозглашал равенство мужчин и женщин, однако на деле студентки «ссылались» в отделы, которые занимались традиционными женскими ремеслами – керамикой и ткачеством. Марианна Брандт этому давлению не поддалась.
Посоветовавшись со своим любимым наставником Ласло Мохой-Надем, она отдала предпочтение мастерской по металлу – департаменту, в котором до ее появления вообще не было женщин. Сокурсники поначалу приняли ее не слишком гостеприимно: «Они выражали свое недовольство, поручая мне самую скучную и монотонную работу. Трудно посчитать, сколько полусфер я терпеливо выковала из ломкого серебра, пребывая в твердой уверенности, что так оно и должно быть и что новичкам всегда нелегко».
Несмотря на все сложности, уже в первый год обучения в качестве подмастерья она сумела завоевать у других студентов мастерской авторитет: не заметить ее талант было невозможно. В 1924 году Марианна Бранд создала свой первый дизайнерский шедевр – набор чайной посуды с заварочным чайником MT 49 из латуни и черного дерева. Это была квинтэссенция идей Баухауса: соединение простейших геометрических форм, эстетическая красота и, конечно, предельная функциональность. «Ни один чайник, вышедший из нашей мастерской, не протекал и не капал», – гордо рапортовала художница. Позже модель стала настолько успешной и известной, что даже попала на немецкие почтовые марки.
По тому же принципу сделана и вторая выдающаяся работа Бранд – настольная лампа Kandem. В наши дни ее вариации можно найти в любом мебельном магазине мира. Современному покупателю светильник, в котором нет ни одной лишней детали, кажется вещью совершенно обыденной, но для 20-х годов прошлого века это была революция: осветительные приборы пышно декорировались на протяжении многих столетий. Всего за время своего пребывания в Баухаусе художница разработала 28 моделей ламп. В их числе – лаконичные подвесные люстры, высоту которых можно регулировать вручную, и светильники, меняющие направление потока света. Она также лично проводила эксперименты по оптимизации освещения.
В 1925 году школа переехала из Веймара в Дессау. На период переезда Бранд взяла что-то вроде академического отпуска и отправилась в Париж. Там в это время жил ее муж, норвежский художник Эрик Брандт, за которого Марианна вышла замуж еще в 1919 году, будучи студенткой школы искусств Веймара. Парижский период ее творческой карьеры был изучен только много лет спустя.
Вместо проектирования новых дизайнерских моделей во Франции художница занялась коллажами и графикой. Она вырезала из газет фотографии, заголовки, объявления и иллюстрации и составляла из них картины-размышления о современной жизни, о военном прошлом Европы, об урбанизации и положении женщины. В этих работах снова ощущается влияние ее учителя Ласло Мохой-Надя, считавшего кинематограф и фотографию важнейшими частями авангардного искусства. Бранд и сама часто брала в руки фотоаппарат. Она сняла множество автопортретов, на которых фигура художницы – идеальной женщины Баухауса – вписана в геометрический треугольник или сферу.
В 1927 году она вернулась в Баухаус и вскоре получила должность исполнительного директора мастерской по металлу. Ее разработки, запущенные в производство, принесли школе солидный доход. Однако уже через два года художница задумалась об уходе: административные обязанности и переговоры с заказчиками не оставляли времени на творчество. Ласло Мохой-Надь написал ей рекомендательное письмо, представив Брандт как свою «самую лучшую и самую гениальную ученицу»». «90 процентов всех моделей Баухауса – ее рук дело», – подчеркивал художник.
Искать новое место долго не пришлось. В 1929 году Марианну Брандт принял в свое проектное бюро архитектор Вальтер Гропиус, первый директор Баухауса. Однако он давал ей мало заказов, и в итоге художница перешла в конструкторский отдел завода Ruppelwerk в тюрингской Готе. Там в 1930 году она создала свою последнюю известную работу – настольные часы из хромированного металла, черный квадрат с белыми стрелками на аккуратной прямоугольной подставке. Эту идею, как и в случае с лампой Kemden, быстро подхватили другие производители: часы стали одной из классических дизайнерских моделей XX века.
В 30-е годы после закрытия школы и прихода к власти национал-социалистов многие деятели Баухауса уехали из Германии. Брандт по семейным обстоятельствам осталась и поселилась в родительском доме в Хемнице. Работу на заводе она потеряла, с мужем развелась. Во время Второй мировой художница впервые со времен студенческой юности вернулась к живописи.
После войны Бранд оказалась на территории ГДР. В 50-е она преподавала промышленный дизайн в Дрездене и Берлине. Увы, ее огромный опыт не был по-настоящему востребован: провозглашенный сверху курс на социалистический реализм плохо сочетался с прогрессивными идеями Баухауса. Марианна Брандт скончалась в доме престарелых в Кирхберге в 1983 году. Ей было 89 лет. Предметы, созданные по ее проектам, окружают нас до сих пор.
Ксения Реутова