Мастер-класс по сервировке стола и пошаговые инструкции
Как накрыть своими руками стол лучше, чем в ресторане. Множество идей и пошаговые мастер-классы по сервировке для тех, что посложнее.
Не обязательно идти в ресторан, если близится важное событие или просто хочется красивого и изысканного ужина. Сервировать стол, который вызовет восторг, можно самостоятельно. При этом даже не нужно покупать дорогой сервиз — достаточно пары оригинальных деталей декора. Мы подобрали для вас несколько мастер-классов, которые научат вас, как накрыть стол быстро, эффектно и без больших трат.
Начните с салфеток
Вы замечали, как преображает столик в ресторане просто аккуратно сложенная салфетка? Дома мы обычно берем салфетки по необходимости из салфетницы, но для особого случая нужно положить этот предмет к каждой тарелке до ужина. Идеально, если салфетка будет тканевая, но подойдет и плотная бумажная. А как ее свернуть, смотрите ниже.
Эта салфетка станет кармашком для столовых приборов или цветка:
Изящную розочку-салфетку можно просто положить на тарелку или разместить в бокале, дополнив зеленой салфеткой-листиком.
Акцент на приборы
Приборы можно не просто положить на салфетку, а дополнительно оформить. Самый простой вариант — связать их вместе лентой или веревочкой, добавив симпатичную деталь вроде цветка. Например, так:
Между зубчиками вилки можно закрепить карточку гостя, если у вас большое мероприятие.
Интересная идея не положить приборы, а поставить в индивидуальные баночки.
Для ужина для 2-4 человек можно положить приборы в общую корзинку, которая также будет украшением стола. Кстати, корзинка пригодится и для хлеба, поэтому вот мастер-класс, как сплести ее самостоятельно из газетных трубочек.
Центральная композиция
На большом столе, где свободно помещается посуда и блюда, уместно будет добавить крупный декоративный предмет или группу из предметов поменьше. Идеально, если их форма будет подчеркивать геометрию стола: на круглом отлично будет смотреться округлая ваза, а на удлиненном —прямоугольная или несколько маленьких предметов на расстоянии друг от друга. Лучше всего, если этот декор будет низким, чтобы не мешать вам общаться с человеком напротив.
Самое простое: поставить цветы в центре стола. Вот несколько вдохновляющих примеров:
Если хочется чего-то более оригинального, то вперед! Нам понравились эти мастер-классы:
1. Воздушный шар из шарика
Вам понадобится вазочка или горшок с цветами, корзинка, шар с гелием и небольшие навыки макраме. Освоить технику поможет пошаговая инструкция на втором фото. Кстати, шарик можно надуть и обычным воздухом, тогда держать наверху его должна палочка, воткнутая в цветы. Вариант с лентами и без цветов здесь: мастер-класс.
2. Вертушки в банке
Вместо цветов в вазе — яркие бумажные вертушки в простой стеклянной или жестяной банке, чтобы удивить гостей. Особенно хороши они для летних застолий. Как сделать вертушку: мастер-класс.
И не бойтесь экспериментировать с непривычным использованием привычных предметов: пусть не совсем понятно, как это все оказалось частью сервировки, но каждая деталь выглядит на своем месте!
Еда как декор
Не забывайте, что красиво сервированные блюда — главная радость и для глаз, и для желудка. Отдельными продуктами стол можно украшать целенаправленно. Лидируют, конечно, фрукты, но идея с морковкой тоже хороша:
Фотографии: adesignideas.com, crnobelo.com, eslamoda.com, countryliving.com, evermine.com, mamabee.com, arcadianhome.com, chatelaine.com
kvartblog.ru
Мастер-класс занятия по социально-бытовой ориентировке «Сервировка чайного стола»
Социально-бытовая ориентировка в интегрированной работе
учителя и воспитателя
(краткая аннотация)
Эффективность работы по социально-бытовой ориентировке, осуществляемой на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Успеху работы способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий: конкурсов, праздников, устных журналов и т.д.
Основная цель совместной работы учителя и воспитателя по социально-бытовой подготовке учащихся специальной (коррекционной) школы – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у учащихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Задачи:
— создание оптимальных условий для социальной адаптации воспитанников;
— обогащение кругозора детей, формирование четких представлений об окружающей действительности, позволяющих сознательно воспринимать учебный материал;
— формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающих их успешную адаптацию в школьных условиях;
— развитие познавательной деятельности учащихся;
— формирование общеинтеллектуальных умений;
— охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка;
— создание благоприятной социальной среды;
— системный разносторонний контроль специалистов за развитием ребенка.
Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки.
Например, при прохождении раздела «Питание» учитель знакомит детей с продуктами питания, с правилами поведения за столом, учит сервировке стола, а воспитатель закрепляет практически полученные знания в режимных моментах.
Вашему вниманию предлагается мастер-класс занятия по СБО «Сервировка чайного стола»
«Сервировка чайного стола»
Цель: Закреплять умения по подготовке стола к приему пищи с учетом эстетических, практических требований. Обобщить материал по теме сервировка стола.
Задачи:
— Развивать умения применять свои знания на практике.
— Учить ориентироваться на поверхности стола, правильно сервировать стол для чаепития.
— Коррекция скоординированной работы всех анализаторов на основе узнавания и выполнения практических упражнений.
— Формировать необходимый словарный запас по данной теме.
— Коррекция и развитие внимания, мышления, связной монологической и диалогической речи
— Воспитывать общую культуру. Развивать интерес к культуре приема пищи.
— Воспитывать опрятность и эстетический вкус.
— Формировать правила хорошего тона за столом.
Материал к занятию:
Интерактивная доска, компьютер, проектор;
видео «Как обезьянки обедали»;
Стол;
Скатерть;
Салфетки;
Посуда для сервировки стола;
Конфеты, печенье, сахар.
Ход занятия:
1 часть. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, обратите внимание на предметы, которые находятся у меня на столе и постарайтесь угадать, о чём сегодня пойдёт речь.
Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками, разгрызали бы зубами,
Пили воду бы в реке или в грязном ручейке.
Дети: Мы будем говорить о посуде, о том, как правильно нужно кушать.
Воспитатель: Верно, сегодня на занятии мы с вами коснёмся вопросов поведения, т.е. этикета за столом, а ещё закрепим навыки правильной сервировки стола к чаю.
Ведь эта тема интересна и необходима для нас в жизни.
И на уроках с учителем вы ее тоже изучали: вы говорили о правилах поведения за столом, на уроке технологии лепили чайную посуду, во внеурочное время мы с вами раскрашивали шаблоны чайной посуды, используя нетрадиционные приёмы рисования.
2 часть. Закрепление пройденного материала
Учитель: Действительно, сервировка стола создает приятную обстановку, повышает аппетит, вырабатывает привычку кушать опрятно, правильно пользоваться столовыми приборами.
А как вы думаете, существуют ли какие-либо правила по сервировке стола? Сейчас мы с вами постараемся вспомнить их, они нам сегодня пригодятся.
Сервировка стола – это один из элементов этикета. Этикет – это правила поведения и сервировки стола. Важно не только правильно накрыть стол, но и уметь вести себя должным образом.
Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы. Каждое правило имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам.
Воспитатель: Вы, конечно, уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания.
Вспомните, пожалуйста, о чём я обычно напоминаю вам за столом.
Дети: Убери локти со стола. Возьми правильно вилку. Кушай аккуратно. Не чавкай. Суп кушать нужно так, чтобы другие тебя не слышали и т. п.
Воспитатель: Наверное, в душе вы думали не раз, что я просто к вам придираюсь. Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно!
Существуют строгие правила поведения во время еды.
Воспитатель: А сейчас послушайте ситуации, которые могут возникнуть во время приема пищи.
Ситуация 1. Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несъедобное: рыбья или мясная кость, жилка или косточка от сливы?
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, — поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Плеваться за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.
Ситуация 2. Прозвенел звонок, и мы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. — Фу! — вдруг, громко говорит мальчик за соседним столиком. — Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.
Ситуация 3. Вася чавкает, сопит, тянет в себя пищу вместе с воздухом, шмыгает носом.
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Есть надо беззвучно. Жуют и глотают пищу так, чтобы никто ничего не слышал!
Ситуация 4. Толя потянулся за хлебом через весь стол, попав рукавом прямо в компот Бориса.
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами попытались разобраться в тех ситуациях, которые могут возникнуть во время еды и решили, как их можно избежать.
Просмотр видео «Как обезьянки обедали»
Воспитатель: А вот так себя вести не надо, давайте ещё раз закрепим правила поведения за столом:
За столом сиди прямо
Локти на стол не клади
Не говори с полным ртом
Пережевывай пищу медленно
За угощение говори «спасибо!»
Учитель: Теперь можно приступить к сервировке стола. Великий русский ученый Иван Петрович Павлов говорил, что «нормальная еда — это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.
— Что же такое сервировать стол?
Дети: Сервировать стол значит — подготовить его для приема пищи.
Учитель: Основная цель сервировки стола — создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки стола — не прихоть той или иной хозяйки, он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить всем, кто садится за стол наибольшее удобство.
Стол сервировать надо тоже уметь,
Чтоб было приятно и вкусно поесть!
Воспитатель: Для того чтобы определить необходимые предметы для сервировки стола, я вам приготовила загадки.
Слушайте внимательно, постарайтесь их отгадать:
— Она — основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее — лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть)
— Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы)
— Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка)
— В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда)
— Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор)
Воспитатель: Итак, ещё раз повторим. Для того чтобы накрыть стол, что нам необходимо?
Дети: Скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.
Воспитатель: И прежде чем приступить к сервировке стола мы проведём физкультминутку:
(Дети произвольно имитируют строки стихотворения или повторяют движения воспитателя)
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
Учитель: В какой же последовательности сервируется стол? Вам нужно поставить цифры в верной последовательности.
Дети с помощью интерактивной доски расставляют цифры
1. Накрывают стол скатертью
2. Расставляют тарелки
5. Раскладывают салфетки
3. Раскладывают столовые приборы
6. Расставляют приборы со специями, вазу с цветами
4. Ставят стеклянную посуду
Учитель: Итак, подводим итог общих правил сервировки стола:
— Вначале накрывают стол скатертью
— Расставляют тарелки
— Раскладывают столовые приборы
— Ставят стеклянную посуду
— Раскладывают салфетки
— Расставляют приборы со специями, вазу с цветами
Воспитатель: Ребята, а раз мы сегодня сервируем стол к чаепитию, то напоминаю правила сервировки чайного стола:
Поставь на стол предметы общего пользования: сахарницу, блюдо с бутербродами, вазочки с вареньем, печеньем, конфетами, вазочку с цветами.
Поставь посуду для каждого: десертную тарелку, чашку с блюдцем, чайную ложку.
Чайную ложку положи на блюдце.
Десертную тарелку поставь слева от чайной пары.
Тарелки расставь в 2-3 см от края.
3 часть. Практическая работа. (Закрепление под руководством воспитателя и учителя)
Дети выполняют практическую работу «Сервировка чайного стола», расставляют по очереди приборы, необходимые к чаепитию и называют местоположение предметов на столе.
Воспитатель: Посмотрите, какие все мы молодцы, какой чудесный стол получился у нас.
Мы старались, накрывали
К чаю стол сервировали
Вот вниманье привлекают,
Белизной своей сияют
Чайник, сливочник и блюдо –
В нем пирожное – чудо!
Чашки с блюдцами для чая
Ждут своих хозяев с краю
Тут же ложечка лежит,
И красивая салфетка
Поднимает аппетит.
Вы, ребята, молодцы
Сделали все ловко.
Пригодится в жизни всем
Навык сервировки!
Дети приглашаются к столу для чаепития
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Советы по сервировке праздничного стола
Мы очень любим устраивать праздники и накрывать стол. Поэтому интересуемся новинками по креативному оформлению праздничного стола и подаче блюд. Мне очень приглянулись несколько советов и я их представлю. Надеюсь, вам пригодится.
Начнем!
Что значит креативная сервировка? Креативная – не значит вычурная, очень дорогая или обязательно разработанная модным дизайнером. Креативная сервировка – та, которая создана именно вами, с привлечением собственных идей, полная творческих экспериментов, та, на которую вы потратили свое время, в которую вложили душу и всю свою фантазию. Сервировка стола не должна превращаться в рутину, предшествующую очередному празднику или встрече с друзьями. Мало просто приготовить свое фирменное блюдо, накрыть стол скатертью, расставить тарелки и разложить приборы, ведь оформление стола – это искусство, которое доставляет нам эстетическое наслаждение и задает тон и направление всему застолью.
Начать логично со скатерти, выбрать ее цвет и материал. Если вы отдаете предпочтение однотонной скатерти, то сосредоточьте внимание на посуде и деталях, они должны привлекать к себе внимание, если решили выбрать что-то оригинальное, например какой-то яркий принт или необычные цветные материалы, то посуда должна быть контрастного цвета и не должна перетягивать на себя внимание.
Если выбор пал на оригинальную скатерть, то мы можем предложить превратить ваш стол в солнечную поляну из сказочного вечно зеленого леса. Для того чтобы сделать такую скатерть, вам понадобится клей в виде спрея, виниловая ткань по размеру стола, несколько упаковок мха, который можно приобрести в любом цветочном магазине, а также запас времени, сил и терпения. Виниловую ткань уложите на стол, если она немного больше, чем нужно, не спешите обрезать, лучше сделайте это после того, как наклеете мох. Нанесите клей на ткань и присыпьте плотным слоем сухого мха, слегка прижмите и убедитесь, что мох крепко держится на ткани. Таким образом обклейте всю ткань, после чего дайте ей просохнуть, срежьте свисающие края и постелите на стол.
К выбору посуды для такой скатерти стоит подойти особенно внимательно. Отлично будет смотреться простая белая посуда, а также посуда с растительными мотивами, главное, чтобы она не была слишком яркой и по цвету не сливалась со скатертью. Такая полянка вместо скатерти помимо оригинального внешнего вида может доставить и определенные неудобства, например, бокалы на ней становятся неустойчивыми, поэтому не лишним будет заранее позаботиться о подставках. Для столовых приборов также понадобятся подставки, которые можно вырезать из дерева или просто завернуть приборы в тканевые салфетки. Подчеркнуть идею того, что скатерть — это лесная поляна, помогут цветы, но не какие-нибудь грациозные орхидеи, а самые простые ромашки или васильки, благодаря которым ваша «полянка» оживет и заиграет новыми цветами и ароматами. Если вы решите украсить такой стол свечами, будьте очень осторожны, поскольку мох легко воспламеняется. Однако, создать атмосферу безопасного тепла и уюта можно, установив свечи в прозрачные стеклянные вазы или бокалы.
Если скатерть, сделанная из мха, кажется вам перебором, а зелени все-таки хочется, тоследующий вариант для вас. Кусочек зеленого луга можно оставить в качестве центральной композиции и сделать его единственным ярким пятном на вашем столе. Зелень можно сделать так же как и скатерть в предыдущем варианте. В этом случае вам не понадобятся дополнительные подставки, поскольку вся посуда и приборы будут находиться на скатерти, которая, к слову, должна быть светлой и однотонной. Посуда в данном случае подойдет зеленого, бежевого или кремового цвета. Сам «луг» можно украсить головками живых цветов или бабочками, вырезанными из бумаги, ими же можно украсить салфетки и столовые приборы. Зелень в центре стола обязательно должна быть уравновешена зеленью в оформлении других элементов сервировки, например, можно перевязать салфетки атласными зелеными лентами или поставить бокалы с зелеными ножками.
Оригинальным украшением центра вашего стола станет букет из овощей и фруктов. Часть фруктов, овощей и ягод, которые мы используем для приготовления всевозможных блюд, коктейлей и десертов, чаще всего остается, ее-то и нужно использовать для создания такого букета. В качестве вазы может пригодиться часть арбуза, дыни или кабачка, для этого нужно удалить сердцевину и оставить плотную оболочку шириной 2-3 сантиметра. На деревянные шпажки наколите то, что осталось от приготовления блюд – маслины и оливки, редис, помидоры черри, лайм, мини кукурузу, брокколи, клубнику и т.д. Другой конец шпажки воткните в «вазу», равномерно распределите продукты и придайте шпажкам форму букета, после чего украсьте вашу композицию тимьяном или любой другой зеленью.
Оригинально можно сервировать стол для закусок, добавив ему яркости, сочных цветов и необычной посуды. Многие закуски предполагают наличие разнообразных соусов, поэтому, если застолье не предполагает закончиться чаепитием, соусы можно подать в чайных или кофейных чашках, украсив их яркими свежими овощами. Так, каждый гость сможет выбрать небольшую порцию соуса по своему вкусу, а вам не придется искать большого количества соусников и специальной посуды для закусок.
Оригинальность и креативность сервировки вашего стола составляют всевозможные акценты и декоративные элементы, придуманные и сделанные именно вами. Поэтому сервировка – момент волнительный и особенно важный, ведь тут мы проявляем свою индивидуальность, демонстрируем отличный вкус и неординарный оформительский талант. Значит, вовсе не обязательно следовать канонам и стандартам, принятым для сервировки, дайте волю своей фантазии, пора сделать ваш стол, ярким, необычным и незабываемым!
И несколько фото сервировки стола к Пасхе!
Благодарю за просмотр!
www.livemaster.ru
«Сервировка стола к новому году»
Методическая разработка мастер-класса
на тему: «Сервировка стола к новому году»
Дата: 23 декабря 2015 года
Группа, курс: ОП-11, ОП-12, МС-11, Т-11- студенты первого курса
Цели:
образовательная: научить студентов правилам сервировки тематических столов и этикету за столом;
развивающая: развить профессиональные знания, умения и навыки;
воспитательная: воспитать у студентов любовь к профессии
Оборудование: обеденные стол, стулья.
Инвентарь: Столовая посуда, столовые приборы, стеклянная посуда.
Аксессуары: салфетка сервировочная, подсвечник.
Сырье:
Ход мероприятия
Организационный момент: конференц-зал № 43 оснащен обеденными столами, необходимым, инвентарем и посудой.
Приветствие: Добрый день уважаемые гости! Приветствуем вас на нашем ресторане «Жигер»!
Я, Ольга Владимировна, расскажу вам о ресторанах и покажу технику сервировки стола.
Ресторан — наиболее комфортабельное предприятия общественного питания, в котором организация питания сочетается с отдыхом. Ресторан предоставляет потребителям большой ассортимент блюд, напитков, винно-водочных, кондитерских изделий сложного приготовления с повышенными нормами вложения сырья и высоким требованием к оформлению блюд. В меню ресторана обязательно включают фирменные блюда и напитки. Фирменные блюда должны отражать особенности национальной кухни и тематическое направление предприятия. Так же в ресторанах должны приниматься заказы на изготовление блюд, не включенных в меню при наличии соответствующих продуктов на кухне.
Рестораны классифицируются по ассортименту выпускаемой продукции и по месту расположения.
По ассортименту: рестораны зарубежной, национальной кухни и специализированные.
По месту расположения: могут располагаться в местах архитектурных памятников, заповедных зонах, зонах отдыха, при гостиницах, неподалеку от вокзалов и аэропортов.
Официант- работник общественного питания подающий кушанья в ресторане или кафе.
Официант всегда на виду, поэтому он должен выглядеть элегантно, быть вежливым, тактичным, общительным, внимательным.
От подготовки официанта к обслуживанию и его поведения в процессе обслуживания зависит настроение и впечатления посетителя о данном предприятии. У официанта должна быть красивая осанка, он должен двигаться легко и изящно и держаться прямо. Не следует делать лишних или резких движений, размахивать руками, раскачиваться, волочить ноги, выпячивать грудь и живот. Правильная походка во многом зависит и от обуви, она должна быть комфортная, начищенная, не стучащая, с закрытым носиком и задником, допустимая высота каблука 3-4 см.
Официант должен передвигаться быстро, средним размеренным шагом, ни в коем случае нельзя бегать по залу. Правильная походка и осанка официанта зависят и от хорошо сшитой и удобной форменной одежды, которая должна быть хорошо отутюжена.
Официант должен хорошо знать меню, характеристику блюд, состав продуктов, входящих в то или иное блюда, его вкус, гарнир и соус к данному блюду, ассортимент напитков, формы расчета с посетителями, должен уметь предложить правильное сочетание блюд и напитков.
Так же он должен знать и применять на практике специфику работы предприятия и нормы этики, т.е. тактично подходить к каждому из клиентов.
Внешний вид официанта должен быть опрятным, с соблюдением личной гигиены:
прическа не должна быть экстравагантной;
волосы не должны падать на глаза;
не пользоваться расческой в торговом зале;
не поправлять волосы рукой;
дезинфицировать полость рта;
перед работой принимать душ;
не злоупотреблять косметикой;
не носить крупные украшения;
перед обслуживанием тщательно мыть руки с мылом.
При себе у официанта всегда должны быть такие необходимые предметы как: ручник, блокнот, авторучка, зажигалка, носовой платок.
Этикет запрещает официанту держать руки в карманах, хрустеть пальцами, слюнявить пальцы при подсчете купюр. Мимика должно быть, свободной, доброжелательной и раскованной.
Основная часть
Сервировка стола
Перед началом сервировки стола необходимо соответствующе расставить мебель. Затем стол накрывается скатертью — скатерть предварительно складывается вчетверо по длине, затем располагают ее по длине стола так, чтобы она равномерно свисала с обеих сторон. Двумя руками берут за кромку скатерти и опускают ее на стол как бы встряхивая, образуется воздушная подушка, которая позволяет расстелить скатерть как нужно.
Затем на стол устанавливается фарфорофаянсовая посуда на расстоянии 2 см. от края стола, приборы от тарелки — столовые, рыбные, закусочные, десертные приборы укладываются перед тарелкой потребителя. После чего расставляется хрустальная или стеклянная посуда группой или в ряд в зависимости от объема. Затем кладут полотняную салфетку на закусочную или пирожковую тарелку, расставляют приборы для специй и ставят на стол подсвечник, вазу с цветами или икебану. После принятия заказа производят уборку лишней посуды и по необходимости производят досервировку стола в соответствии с заказом.
Обслуживание в ресторанах складывается из процедур: встреча и размещение гостей, прием и оформление заказа, передача заказа на производство, получение и подача буфетной продукции, подача заказанных блюд и напитков, расчет с посетителями.
Встреча и размещение гостей
В зале гостей встречает метрдотель, старший официант или свободный в данное время официант.
официант должен встретить гостя и поприветствовать в течение 30 секунд после того, как он вошел в зал,
предложить выбрать столик,
пригласить гостя следовать за собой,
отодвинуть стул и помочь гостям присесть,
предложить меню в развернутом виде на первой странице, левой рукой,
вместе с меню предлагается прейскурант вин в закрытом виде.
проинформировать гостей о блюдах, которых нет в продаже на данный момент.
проинформировать гостей о новых блюдах,
предложить гостю что-нибудь на аперитив,
предлагать следующий напиток до того, как закончится предвидящий,
9. к пиву предлагать продукцию бара (орешки, чипсы, фисташки, и т.д),
10. к орешкам, фисташкам подавать посуду для отходов
Предложив меню, официант отходит в сторону на несколько минут, дав гостям, ознакомится с ассортиментом меню. Если гость «забегал» глазами в поисках официанта или перестал читать меню, значит ему необходимо пояснение меню, либо он готов сделать заказ. При приеме заказа официант по возможности стоит справа от гостя, слегка наклонившись к нему. Приняв заказ необходимо его прочитать гостям во избежание ошибок и предупредить о времени приготовления заказа.
После чего официант направляется в сервизную, где берет посуду для подачи заказанных блюд и передает ее в цеха вместе с заказом, затем передает заказ на барную стойку для получения буфетной продукции. Производит досервировку стола в соответствии с заказом.
Прием и оформление заказа
— встретиться глазам с гостей и улыбнутся
— подойти к столу в течении 5 мин. После подачи меню,
— при принятии заказа рекомендовать блюда, напитки, показать хорошее знание меню и карты вин.
— контактировать глазами с гостем,
— принять все разумные просьбы гостя (стараться не говорить «нет»)
— полностью произнести заказ гостя и уточнить все подробности,
— поблагодарить гостя за сделанный заказ, сделать комплимент (отличный выбор, у вас хороший вкус),
— подавать счет по просьбе посетителя.
Подача заказанных блюд
В первую очередь подается буфетная продукция это — мин.вода, фруктовая вода, хлеб, фрукты, табачные изделия и вино- водочная продукция. Бутылки должны быть чистые, без трещин и нарушений целостности заводской укупорки, акцизной марки и этикетки, затем подаются холодные, горячие закуски, супы, вторые блюда, сладкие блюда, фрукты и горячие напитки.
Способы подачи
Существует три способа подачи блюд: французский, английский и русский.
Французский способ заключается в перекладывании заказанного блюда на тарелку посетителю, с помощью специальных приборов. Сделать это можно двумя способами:
1) официант порционирует блюда, перекладывая его с блюда на тарелку посетителя.
2) официант предлагает блюдо посетителю, который сам перекладывает его в свою тарелку. В данном случае официант обслуживает посетителя с левой стороны, держа блюдо на левой руке, а правой перекладывает продукты.
Английский способ подачи блюд предусматривает использование приставного столика, на котором официант порционирует блюдо в индивидуальную тарелку посетителя.
Русский способ подачи блюд используется в том случае, если гость попросил не раскладывать блюдо. В данном случае блюдо ставят на стол, рядом размещая приборы для раскладывания, и гость сам перекладывает блюдо в свою тарелку.
Меню комплексного обеда представляет собой набор из трёх или четырёх блюд, подобранных с учетом физиологических норм питания, стоимость таких обедов обычно постоянная. Применяется такое меню при обслуживании групп туристов, участников съездов, конференций, что дает возможность за короткий промежуток времени обслужить большое количество людей.
В этом случае предварительная сервировка столов включает: закусочные, столовые приборы, пирожковая тарелка, фужер для воды, приборы для специй.
Правила этикета
Во-первых, как сидеть? Не слишком далеко от края стола, но и не слишком близко, и естественно, не класть локти на стол. Существует маленькое исключение для женщин, когда она может ненадолго опереться одним локтем о стол, но только в случае крайней необходимости, например, если устала рука. На стуле следует сидеть прямо и не сгибаться над тарелкой. Здесь ни для кого исключений не существует.
Прежде чем начать трапезу, нужно «разобраться» с салфеткой. Салфетку, предназначенную для индивидуального пользования, следует развернуть и положить на колени. Во время еды такой салфеткой не вытирают губы, для этих целей лучше воспользоваться бумажными, и лишь завершая прием пищи, полотняной салфеткой можно коснуться губ и вытереть концы пальцев. Куда ее потом деть? Просто положите на стол.
Даже если у вас разыгрался аппетит, не набрасывайтесь на еду. Ешьте неторопливо, так вы получите еще больше удовольствия от пищи. Конечно, если блюдо нравится, доешьте его до конца, но ни в коем случае не вычищайте дно тарелки кусочком хлеба. Только представьте, что так сделает ваш сосед по столу, разве приятное зрелище?
Не стесняйтесь брать руками хлеб, печенье, пирожное, фрукты, цитрусовые – именно так и принято. Сахар-рафинад тоже относят в эту категорию, но если рядом лежат специальные щипцы – воспользуйтесь ими.
Раз уж мы заговорили о хлебе, следует напомнить, что это очень деликатный продукт, можно даже сказать, что существует свой хлебный этикет. Например, не принято откусывать хлеб от целого куска. Его едят маленькими кусочками, которые отламывают над своей тарелкой. Также целый кусок хлеба не принято намазывать маслом. Это лучше сделать, постепенно отламывая кусочки и намазывая маслом каждый из них. Если рядом с вами стоит пирожковая тарелка, которая специально предназначена для хлеба, то кладите его именно в нее, перекладывая хлеб из общей тарелки.
Теперь о супе. Его едят неторопливо и бесшумно. Если суп очень горячий, не мешайте его ложкой, лучше подождите, когда он остынет. Ложкой черпают от себя и подносят ко рту левым широким краем. Если доедаете суп до конца, слегка приподнимите тарелку левой рукой от себя.
С помощью столовых приборов – ножа и вилки – едят такие мясные натуральные порционные блюда как свиные и бараньи отбивные, бифштексы, филе, лангеты, печенку и т.п. При этом нож держат в правой руке, вилку – в левой. Тефтели, котлеты, зразы рубленые, голубцы, омлеты и другие мягкие блюда, где использование ножа будет излишним, кушают при помощи вилки, которую теперь уже держат в правой руке.
Бывает, что еду требуется временно прервать. В таких случаях нож и вилку кладут на тарелку так, как их держали, нож – ручкой вправо, вилку – ручкой влево. Такими случаями может быть временное отлучение из-за стола, или потребность выпить воды, взять хлеб, положить кусок мяса и т.д.
Уборка и замена использованной посуды.
В процессе обслуживания официант должен быстро подготавливать стол к подачи очередного блюда, собирая использованную посуду и заменяя ее на чистую.
Перед заменой прибора официант должен убедиться, что гость закончил есть. Гость как правело, это показывает, положив приборы на тарелку параллельно друг другу, или скрещивая их.
Взяв чистую тарелку с подготовленными приборами в правую руку, официант подходит к столу и левой рукой слева от гостя берет использованную тарелку и приборы, а справа правой рукой ставит чистую.
Расчет с посетителями
Перед подачей счета официант должен выяснить у гостя, не будет ли дан дополнительный заказ, и попросить разрешения для подготовки счета к оплате. При просьбе заказчика официант подсчитывает общую сумму и подает счет в папке для счетов или на небольшом подносе оборотной стороной вверх. Все позиции в счете должны быть заполнены правильно, он не должен содержать описки и исправления.
Счет подаю непосредственно заказчику, если нет явного хозяина застолья, то счет кладут в центр стола. Официант должен быстро принять оплату и вернуть всю сдачу. При оплате наличными должны быть предоставлены счет и чек.
Заключительная часть
Рефлексия
Ну, а в завершении подведем итоги нашего мастер-класса.
Подумайте и ответьте:
Что понравилось?
Что было самым интересным?
Чтобы вы рассказали бы своим друзьям и родителям?
Что вы нового узнали для себя?
Пригодятся ли вам эти знания?
infourok.ru
« Декорирование стола бумажными и полотняными салфетками».
Мастер – класс по СБО
Проблема: «Формирование эстетического вкуса, этических норм и навыков культурного поведения у обучающихся с особыми образовательными нуждами на уроках СБО»
Тема: « Декорирование стола бумажными и полотняными салфетками»
Цель: Формирование у обучающихся представления об особенностях декорирования стола бумажными и полотняными салфетками.
Задачи:
— образовательная: дать представление обучающимся об особенностях декорирования стола бумажными и полотняными салфетками.
— коррекционно – развивающая: активизация мыслительных процессов обучающихся; коррекция и развитие логического мышления.
— воспитательная: формирование навыков культурного поведения у обучающихся.
МТО: интерактивная доска (таблицы по кулинарии), скатерть (прямоугольной формы), стол (прямоугольной формы), столовые приборы ( 4 мелкие тарелки, 4 вилки, 4 ножа, бокалы под вино, водку и воду), салфетки, стол круглой формы (демонстрационный) на котором накручены салфетки разных видов, и цветов, и размеров, музыкальное сопровожление, школьная доска, словарь.
Ход мастер-класса:
-Орг. момент.
— Актуализация знаний:
-на уроках СБО мы не один год изучаем тему «Сервировка стола»
— в 6 классе мы знакомились с понятием «Сервировка стола»
— в 7 классе говорили на тему «Сервировка стола к завтраку и ужину»
— в 8 классе изучали «Сервировка стола к обеду»
— в 9 классе познакомились с «Праздничной сервировкой стола».
-Давайте вспомним, что такое сервировка (само понятие)
Сервировка стола – это подготовка и оформление стола для приема
пищи.
— Основная цель сервировки – удобство, опрятность и приятный вид стола.
— Основные требования к сервировке стола:
— соответствовать мероприятию – строго сочетаться с меню подаваемых блюд и закусок.
— отражать тематическую направленность застолья. (Новый год, день рождения).
— быть эстетичной – гармонировать с формой стола, скатертью, салфетками.
— все предметы сервировки должны быть расположены в соответствии с принятыми правилами.
— Назовите основные этапы сервировки стола?
1. Накрыть стол скатертью (если стол прямоугольной формы то и скатерть должна быть прямоугольной; она должна свисать со всех краев одинаково, а углы на половину прикрывать ножки стола).
2. Поставить тарелки (посуда должна быть одинаковой и стоять на 3-5 см от края стола).
3. Разложить приборы (нож справа, вилку – слева)
4. Поставить стеклянную посуду (поставить бокалы перед тарелками, чуть правее).
5.Разложить салфетки (бумажные и полотняные).
6. Расставить приборы для специй, вазочку с цветами.
— обучающиеся называют по порядку этапы сервировки праздничного стола, а Люда Казакова сервирует.
— потом внимательно смотрим на стол, и думаем, чего не хватает (салфеток)
— Учитель: Салфетки – обязательный предмет сервировки стола, но их надо уметь правильно складывать. Тема нашего мастер – класса : «Декорирование стола бумажными и полотняными салфетками»
Существует много способов складывания салфеток. И сейчас с некоторыми из них мы познакомимся.
Салфетки бывают бумажные и полотняные (тканевые). Бумажные салфетки ставят в салфетницах, кладут на тарелку. Также можно использовать для оформления салфеток специальное кольцо или широкий бокал. Салфетки должны подходить к скатерти и посуде.
Сейчас разделимся на 4 группы, каждая группа выберет себе 1 вид салфеток, и будем сворачивать, и оформлять их на столе.
У вас на столах есть карточки с поэтапным сворачиванием салфеток. Каждый выбранный вами вид салфеток я покажу, как поэтапно сложить, а затем каждый в группе будет пробовать складывать самостоятельно.
У каждой группы будет поэтапная инструкция и карточка с вопросами для подготовки к защите своей работы.
Этапы практической работы мастер – класса:
Распределение на группы
Выбор инструкции с поэтапным сворачиванием салфеток
Памятка для каждой группы по описанию своей работы
Выполнение работы
Обсуждение
Подведение итогов мастер – класса (домашнее задание)
Приложение: 1
Название работы.
Цвет работы (почему вы выбрали этот цвет салфетки?)
Оформление (подойти к столу и оформить свою салфетку)
Название работы.
Цвет работы (почему вы выбрали этот цвет салфетки?)
Оформление (подойти к столу и оформить свою салфетку)
Название работы.
Цвет работы (почему вы выбрали этот цвет салфетки?)
Оформление (подойти к столу и оформить свою салфетку)
Приложение: 2
Историческая справка:
Салфетка – обязательный элемент сервировки стола. Надо сказать, что в Древней Греции около 3500 лет тому назад было принято, что во время еды раб или слуга утирал своему хозяину губы листком фигового дерева. Можно считать, что салфетки впервые стали употреблять в Древнем Риме около 2000 лет тому назад. Сначала роль салфетки исполняло сырое тесто. Тесто прикладывали к лицу, и к нему прилипали остатки пищи. Потом, его можно было испечь и съесть свою салфетку вместе с остатками трапезы. Затем в знаменитых домах ее шили из полотна и украшали вышивкой в виде вензелей из инициалов хозяина дома. Гости нередко уносили с собой эти красивые салфетки. В богатых домах салфетки гостям меняли после каждого блюда. Их украшали художественной вышивкой из серебряных и золотых нитей.
infourok.ru
Тема урока: «Сервировка праздничного стола»
1. Образовательные цели
• Ознакомить воспитанниц с сервировкой праздничного стола.
• Рассказать о способах украшения праздничного стола.
• Научить воспитанниц выполнять сервировку праздничного стола.
• Способствовать запоминанию столовых приборов, столовой
посуды.
2. Развивающие цели
• Развивать понимание, что эстетическое оформление стола-необходимый элемент культуры каждого человека.
• Способствовать развитию моторики мелких мышц, развивать
двигательную сноровку.
• Способствовать развитию самостоятельности воспитанниц.
3. Воспитательные цели
• Воспитывать аккуратность при работе со стеклянной посудой, столовыми приборами; чувство ответственности за коллективную работу.
• Воспитывать умение работать, соблюдая правила техники
безопасности на рабочем месте.
• Воспитывать навыки культурного поведения.
Материальное обеспечение
1. Материально-техническая база:
• компьютер;
• интерактивная доска;
• столовая посуда и столовые приборы;
• барное стекло;
• столовый текстиль.
2. Дидактическое обеспечение:
• инструкционные карты по сервировке праздничного стола;
• карточки-задания с кроссвордом.
Методы работы:
• словесный с элементами беседы;
• наглядно-иллюстративный;
• практически-репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного материала; объяснение преподавателя с опорой на личные знания учащихся, демонстрационные примеры, работа с инструкционными картами, закрепление пройденного материала.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
1. Проверка присутствующих, объявление темы и целей урока
2. Повторение правил ОТ и ТБ лянной посудой, колющими и режущими предметами. В связи с этим необходимо повторить правила безопасной работы на рабочем месте.
3. Повторение базовых теоретических знаний
• Какие столовые приборы используются для сервировки стола?
• Что может служить украшением стола?
• Для чего нужна пирожковая тарелка?
• Какие виды тарелок используют для сервировки стола?
• Что такое посуда и приборы общего пользования?
Рисунок 1. Сервировка стола индивидуальными приборами
4. Практическая часть
Проблемная ситуация. Необходимо выполнить сервировку праздничного стола.
— Как вы думаете, можно сейчас выполнить сервировку праздничного стола?
— Нет. Для этого необходимо знать:
• меню праздничного стола;
• последовательность сервировки праздничного стола;
• подготовку столового белья;
• расстановку столовой посуды и столовых приборов;
• расстановку стеклянной посуды;
• приборы и предметы общего пользования;
• варианты украшения стола.
Предполагаемое меню
Закуска. Мясная гастрономия (бекон, колбаса, ветчина).
Второе блюдо. Свиная шейка с гречневым ризотто и лесными грибами.
Десерт. Клубника с джемом.
Напитки. Сок яблочный. Вино красное сухое «Божеле-Вилляж».
Последовательность выполнения практической работы
1. Застелить стол скатертью.
Скатерть должна быть подкрахмалена и хорошо выглажена. Центр стола обозначен складками скатерти. Края скатерти свисают на 25-30 см ниже поверхности стола (для празднично-торжественного случая скатерть может быть длиной 5-10 см от пола).
Скатерть — один из основных элементов сервировки стола, но не только ее украшение:
• придает столу презентабельный вид и фешенебельность;
• снижает звук стука тарелок и приборов о столешницу;
• улучшает сцепление тарелок и стола.
2. Расставить столовую посуду в соответствии с меню.
На равном расстоянии друг от друга (примерно 80 см) и на расстоянии 2 см от края стола расставить подстановочные тарелки. Затем — мелкие столовые тарелки для второго блюда, на них — закусочные. На расстоянии 5-15 см слева от закусочной тарелки поставить пирожковую тарелку.
3. Разложить столовые приборы в соответствии с меню.
Справа от тарелки выложить столовый нож (отточенной стороной к тарелке) и закусочный нож. С левой стороны — вилку столовую и вилку закусочную. Прибор для десерта (десертную ложку) разместить за столовой посудой, черенком вправо.
4. Расставить приборы общего пользования.
Мясная гастрономия находится на общем блюде, из общего блюда принято брать своей вилкой. На столе в центре разместить хлебницу, емкости с приправами — горчицей, перцем; соусник, кувшин с соком, салфетницу с бумажными салфетками. К общему второму блюду подать общие приборы — ложки, лопатки.
5. Оформить центр стола.
В центр стола поставить вазу с цветами. Их ставят в низкую вазу, а цветы должны быть невысокими. Украшением стола по центру могут быть свечи, салфетки в бокалах. Оформляется один центр на 4-5 приглашенных гостей.
6. Расставить стеклянную посуду.
При сервировке праздничного стола для подачи напитков применяется посуда из стекла и хрусталя. Хрусталь выставляется за приборами, не более трех предметов в ряду. Бокал для красного вина поставить на линию пересечения верхнего края тарелки с концом первого ножа. Чуть ниже, по диагонали, поставить стакан для сока. При полной сервировке предметы для напитков выстраивают в два ряда. Расстояние между предметами должно быть не менее 0,5-1 см. Для десерта использовать креманку. Ее расположение вверху, над десертной ложкой.
7. Украсить стол салфетками.
Салфетки из ткани свернуть и положить на закусочную тарелку.
Все салфетки сложить одинаково.
8. Расставить стулья.
Стулья находятся на удобном расстоянии от стола, с тем, чтобы можно было, не двигая их, сесть и встать. Чехол для стула также является украшением праздничного стола.
Рисунок 2. Сервировка праздничного стола
5. Обсуждение
После практической части обсудить проблемы, возникшие в ходе выполнения работы. Выяснить неточности и ответить на вопросы.
6. Заключение
А. Отработка элементов поведения за праздничным столом. Проводится ролевая игра.
Ролевая игра
Заполни пропуски словами или продемонстрируй необходимые действия с помощью рук, посуды, приборов и пр.
На стуле надо сидеть__________(прямо), не класть локти на______ (стол).
Садиться за стол и вставать из-за него необходимо_________ (бесшумно).
Тканевую салфетку необходимо____________ (развернуть) и положить_________ (на колени). По окончании еды ее __________ (кладут на стол, слегка промокнув губы).
Руки держат на столе_________ (локтями), полуприжатыми_________ ( к телу).
Наклоняться над едой ___________(нельзя), необходимо__________ (подносить ее ко рту).
Все, что едят ложкой, набирают _______________ (от себя).
Оставшуюся жидкость доедают, наклонив тарелку ____________(от себя).
Если еда прервана, столовые приборы могут находиться на __________ (подстановочной) тарелке по___________ (обе) стороны от нее.
По окончании еды сложить столовые приборы ______________(на тарелку, ручками вниз, вправо).
Хлеб не принято ___________(откусывать) от целого куска. Необходимо____________ (отламывать) небольшие ______________(кусочки) над _____________(пирожковой) тарелкой.
Блюда и закуски не нарезают сразу на____________ (мелкие) части. Необходимо отрезать _________________(по мере необходимости) постепенно.
___________ (Нельзя) дуть на горячую пищу, _____________ (прихлебывать) жидкую пищу или чай.
Б. Индивидуальная работа с кроссвордом
\
1. Необходимый атрибут сервировки стола.
2. Столовая посуда для подачи десерта.
3. В ней подают первые, вторые блюда.
4. Служат для украшения стола.
5. Столовый прибор.
6. Один из видов специй.
7. Емкость для спиртных напитков.
8. Последнее местоположение цветов.
9. Способ сворачивания полотняной салфетки.
10. В чем подают воду и сок?
— После выполнения задания по вертикали прочитаем ключевое слово «Сервировка».
7. Домашнее задание
Индивидуальная и дифференцированная работа.
Заполнить таблицу:
а) для сильной группы учащихся
Индивидуальная столовая посуда для сервировки праздничного стола |
Индивидуальные столовые приборы для сервировки праздничного стола |
Приборы и предметы общего пользования для сервировки праздничного стола |
Предметы для украшения праздничного стола |
|
|
|
|
б) для слабой группы учащихся
Индивидуальные столовые приборы для сервировки праздничного стола |
Приборы и предметы общего пользования для сервировки праздничного стола |
Предметы для украшения праздничного стола |
|
|
|
8. Итог урока.
urok.1sept.ru
Сервировка стола
Цели урока:
- ознакомить учащихся с правилами сервировки стола к завтраку;
- дать понятия: приборы, сервировка, меню, этикет; обобщить материал по культуре поведения за столом;
- сформировать навыки по сервировке стола к завтраку, правилам этикета;
- развивать интерес к предмету, творческие способности и исследовательские навыки; воспитывать общую культуру, эстетический вкус, аккуратность, опрятность.
Наглядные пособия, оборудование:
- плакаты: «Правила поведения за столом», «Примеры сервировки стола»;
- схемы сервировки стола к завтраку, схемы расположения приборов на столе, тестовые задания, учебники: «Технология»5 кл., «Основы кулинарии»8-11 кл.,
- энциклопедия этикета для детей,
- застольный этикет,
- энциклопедический словарь иностранных слов,
- набор столовой посуды, столовые приборы, скатерть, салфетки.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
- Сообщение темы и целей урока
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала.
- Практическая часть урока.
- Закрепление изученного материала.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Письменный опрос по тестовым карточкам.
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ.
Вычеркните лишнее.
1. В оформлении бутербродов лишнее:
а) хлеб;
б) масло;
в) молоко.
2. К бутербродам не относится:
а) канапе;
б) сандвич;
в) пирожное.
3. К блюдам из яиц не относится:
а) яичница;
б) кулебяка;
в) омлет.
Отметьте правильный вариант ответа.
4. Для заготовки продуктов применяются:
а) сушка;
б) соление;
в) пассерование;
5. Яйца, опущенные в кипяток, варятся «в мешочек»:
а) 2,5 минуты;
б) 4 — 5 минут;
в) 7 — 10 минут.
6. По способу приготовления бутерброды бывают:
а) горячие;
б) гастрономические;
в) закусочные.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
На прошлых уроках вы научились готовить блюда, которые можно употреблять на завтрак. Сегодня одна из наших целей — научиться правильно, сервировать стол к завтраку, другая — вспомнить и ещё раз повторить правила поведения во время еды и изучить новые для вас правила. Эти правила, как и многие другие, не выдуманы из головы. Каждое имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам.
Сегодня мы с вами попытаемся разобраться в этих вопросах.
Великий русский учёный И.П. Павлов говорил, что «нормальная еда — это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.
Итак, что же нам нужно для сервировки?
1. Скатерть; 2. Посуда; 3. Приборы; 4. Салфетки; 5. Цветы.
Посуда необходимая для сервировки стола.
- Тарелки (столовые мелкие и глубокие, пирожковые, закусочные, десертные).
- Различные блюда для подачи холодных и горячих блюд.
- Салатники, селёдочницы, соусники.
- Чайники, кофейники, сливочники, молочники.
- Вазы.
Какие предметы принято называть приборами? (вилка, ложка, нож).
Основные приборы: прибор закусочный, прибор столовый, прибор рыбный, прибор десертный, прибор фруктовый, чайные и кофейные ложки.
Вспомогательные приборы: ножи для масла, ложки для раскладки салатов, лопатки для икры, рыбы, кондитерские и другие.
Сегодня я предлагаю вам стать исследователями. На каждом столе есть табличка с названием и составом исследовательской группы. Прочитайте их.
- 1 ГРУППА — исследователи истории.
- 2 ГРУППА — исследователи хороших манер
- 3 ГРУППА — исследователи блюд и продуктов.
- 4 ГРУППА — исследователи сервировки
Сейчас каждая группа должна будет провести исследование, затем сделает сообщение по его результатам. Вы внимательно должны выслушать всех выступающих, затем мы постараемся выполнить практическую работу — сервировать стол к завтраку.
Итак, группы получают листы — задания, в которых указаны задачи и даны рекомендации по их выполнению. Необходимая литература на ваших столах.
Сообщения должны быть сделаны в порядке номеров групп. Если нет вопросов, то можно приступать к работе.
Исследователи истории.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Первая в России фабрика по производству посуды была построена купцом
А. Гребенщиковым в 1724г. в Москве за Таганными воротами, в Алексеевской слободе. Там производили фаянсовую посуду белого цвета, покрытую эмалью. Но основным видом у простого люда была глиняная посуда. В Москве было выделено специальное место за Яузой, где и появилась Гончарная слобода.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
В 17 веке формировался современный вид столовых приборов (ножей, вилок, ложек). Вилка получила всеобщее распространение и приобрела ту форму, которую она имеет, и по сей день — с тремя или четырьмя чуть согнутыми зубцами. Ложку стали делать плоской, а нож получил закруглённый конец.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Салфетка — обязательный элемент сервировки стола. В Древней Греции около 3500 лет тому назад было принято, что во время еды раб или слуга утирал своему хозяину губы листком фигового дерева. Можно считать, что впервые её стали употреблять в Древнем Риме около 2000 лет тому назад. В знаменитых домах её шили из полотна и украшали вышивкой в идее вензелей из инициалов хозяина дома. Гости нередко уносили с собой эти красивые салфетки. В богатых семьях салфетки гостям меняли после каждого блюда. Их украшали художественной вышивкой из серебряных и золотых нитей.
Исследователи хороших манер.
Этикет — это чин, порядок внешних обрядов и приличия; церемониал; внешняя обрядливость.
Садясь за стол, необходимо помнить о правильной осанке. Сидеть нужно прямо, не напрягаясь, слегка опираясь на спинку стула. Стул не следует придвигать близко к столу, но нельзя и отодвигаться от него слишком далеко. Во время еды можно слегка опираться предплечьями на стол, но нельзя ставить на него локти.
Салфетка, предназначенная для индивидуального пользования, в развёрнутом виде укладывается на коленях. Она предохраняет одежду от случайного попадания на неё кусочков пищи. Вытирать губы полотняной салфеткой за столом не положено, можно лишь приложить салфетку к губам до и после питья, после каждого блюда. Однако лучше, если для этой цели служат специальные гигиенические (бумажные) салфетки. По окончании приёма пищи, выходя из — за стола, салфетку кладут справа от тарелки.
Приступать к еде можно тогда, когда начнёт, есть хозяин (хозяйка).
Когда нужно прервать еду, приборы кладут на тарелку крест-накрест: вилку выпуклой частью вверх, нож остриём влево.
По окончании еды нельзя отодвигать от себя тарелку, на неё надо положить приборы параллельно друг другу ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.
Гости могут положить салфетку и подняться из-за стола только тогда, когда это сделают хозяева.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ.
1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков — это не красиво.
2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.
3. Во время еды не прихлёбывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.
4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда ешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.
5. Жареную или варёную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно, можно взять пальцами косточку и обглодать.
6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.
7. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.
8. Не ешь с ножа — это некрасиво, да и можно поранить рот.
9. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо — их легко разломить вилкой.
10. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку — в левой.
11. Если тебе нужно что — нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.
12. Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая.
13. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади.
14. Когда пьёшь чай, не оставляй чайную ложку в чашке или стакане — он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.
15. За едой не читай — это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.
16. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу — это некрасиво и невежливо.
Исследователи блюд и продуктов.
БЛЮДА, КОТОРЫЕ ПОДАЮТ НА ЗАВТРАК
Меню — это перечень блюд, подаваемых к завтраку, обеду или ужину.
В меню соблюдается определённый порядок расположения блюд. При составлении меню желательно учитывать взаимное сочетание блюд.
При составлении меню для завтрака рекомендуется включать следующие блюда:
Горячий напиток (чай, молоко, кофе, какао и т.д.), сок.
Горячее блюдо (каша, омлет, яичница).
Также мёд, джем, повидло, варенье, масло, колбаса, сыр, варёное яйцо, хлеб, булочки, бутерброды.
Завтрак должен содержать примерно 30% от общей калорийности суточного рациона.
МЕНЮ ДЛЯ ЗАВТРАКА.
1 вариант | 2 вариант | |
1. Омлет с сосисками; | 1. Каша рисовая молочная; | |
2. Чай с вареньем; | 2. Кофе со сливками; | |
3. Хлеб; | 3. Булочки с маслом; | |
4. Печенье. | 4. Повидло. |
Исследователи сервировки.
СЕРВИРОВКА — это подготовка и оформление стола для приёма пищи.
Основная цель сервировки — создать удобство пользования приборами, определённый порядок на столе, обеспечение всех необходимыми предметами.
Предварительная сервировка — подготовка стола к завтраку, обеду, ужину. Набор предметов этой сервировки минимален и зависит от ассортимента блюд.
Исполнительная сервировка — по меню.
ПРАВИЛА СЕРВИРОВКИ СТОЛА К ЗАВТРАКУ.
Стол рекомендуется застелить цветной скатертью. Всё на столе должно размещаться таким образом, чтобы можно было, не задевая других предметов, взять то, что вам нужно. На столе не должно быть лишних предметов.
На скатерть кладут льняные или хлопчатобумажные салфетки.
На салфетку ста
urok.1sept.ru