Матали: дизайнер с прической монаха • Интерьер+Дизайн

дизайнер с прической монаха • Интерьер+Дизайн

Матали Крассе (Matali Crasset, р. 28.07. 1965) — не спутать ни с кем. Со стрижкой, напоминающей французского монаха, со слегка андрогинной внешностью, Крассе прочно заняла место среди самых именитых французских дизайнеров. Награждена национальным французским орденом «За заслуги», офицер ордена Искусств и литературы.

Ей нравится всматриваться в постоянно меняющуюся среду, интересно придумывать вещи, обладающие модульностью и функциональной гибкостью, она поднаторела в сетевой коммуникации и в суперновых принципах ведения бизнеса. Среди недавних работ – модульный диван Self-made Seat для Campeggi, состоящий из блоков, каждый из которых можно носить, как чемодан, а также гигантские корзины, сплетенные по ее заказу мастерами из Зимбабве. Спроектировала класс для приготовления сладких блюд в одной из известных французских кулинарных школ, уподобив интерьер (желтые стены, белые скамейки, этажерки и столы) знаменитому десерту с безе.

Модульный диван Self-made Seat для Campeggi.

Матали Крассе родилась 28 июля 1965 года в Шалон-ан-Шампань. Детство проводила в маленькой деревушке на севере Франции на ферме, где работа определяет повседневную жизнь. По первому образованию — маркетолог. Более поздняя специализация — промдизайн. Визитной карточной своего творчества сама Крассе считает Quand Jim monte à Paris. Эксперты утверждают, что сила Крассе в том, что скорее она мыслит гипотезами, чем постулатами. Весь ее творческий путь с конца 90-х годов – упрямое желание не заниматься поисками формы, а через предметы предлагать передовые сценарии обустройства жизни. Она погружена в эклектичную среду: то вникает в тонкости ремесленной работы и текстильного производства, то изучает возможности электронной музыки и реалии справедливой торговли. Реализуя проекты в разных сферах, Матали Крассе черпает вдохновение в сценографии, декоративно-прикладном искусстве. 

Quand Jim monte à Paris. Одеяло и матрас. Domeau Pérès.

Пока Матали обучалась маркетингу, у нее было задание нарисовать упаковку для флакона духов. Но так, чтобы упаковка стала частью рекламной компании. И она вдруг поняла, что самое интересное дело — это дизайн. Продолжая заниматься маркетингом, Матали поступила в Национальную высшую школу промышленного творчества в Париже.

Светильник Eyes, Fabbian. Потолочный вариант.

С 1992 года, уже имея диплом в кармане, она начала развивать свои профессиональные связи и накапливать опыт. В какой-то момент она отправилась в Италию показать свои проекты и познакомилась там с дизайнером, сильным концептуалистом Денисом Сантакьярой. Он – автодидакт, поддержал ее в желании мыслить самостоятельно, в течение 8 месяцев они трудились над общими проектами, и до сих пор француженка с благодарностью вспоминает этот короткий, но благотворный период. Потом Крассе вернулась во Францию и начала искать собственный путь в дизайне. Однако в 1993 году она присоединилась к команде Филиппа Старка в качестве арт-директора Thomson Multimédia  и проработала в этой должности  пять лет.

В 1998  после приватизации Thomson Multimédia, Матали поставила на  ноги свое собственное предприятие. Наладила производство под брендом Sarl: открыла мастерскую в Париже в здании старого завода в центре Бельвиля.   


Она дебютировала с собственными предметами в Берлине в 1998 году. Показала Quand Jim monte à Paris — программную работу, которая демонстрировала отношение Матали к бытовым предметам и пространству для жизни. Ее вещи были настолько просты и одновременно необычны, что Крассе приобрела профессиональное реноме. В 2009 году она приняла участие в знаменитой выставке Préliminaires, организованной парижской галереей Slotte. Там ее предметы соседствовали с работами Арика Леви, Матье Леаннера, Флоранс Жафрен. Сегодня некоторые вещи Матали Крассе находятся в коллекции парижского Музея декоративно-прикладных искусств и в нью-йоркском Музее современного искусства.

У Матали Крассе всегда был концептуальный подход и желание развивать свое особое ощущение свободы. Неслучайно именно с ней пожелал работать известный парижский галерист Тадеуш Роппак, он приготовил с Матали Крассе проект «Путешествие в альтернативную историю».

За два десятка лет в каких только областях ни работала Крассе! Она умудрялась обходить традиционное формообразование и традиционный декор, ее интересовали только функции вещей и их взаимодействие друг с другом.


Что ей интересно? Создавать предметы и услуги, придумывать пространства взаимодействия реальные и виртуальные. Определять числовую идентичность. Помогать продвижению бизнеса, помогать позиционированию социальных инициатив и проектов, создавать воображаемые миры, развивать новую логику.

 

Пару лет назад Матали предложила проект, демонстрирующий возможности бетона, как материала для предметов люкса, поддержав амбициозный молодой бренд Concrete LCDA. А вначале 2016 года удивила парижан, затронув один из городских символов — старый добрый газетный киоск. Матали предложила его современный вариант в духе века виртуальной информации.

Вариант дизайна парижского киоска от Матали Крассе. Внутри, вместо прилавка с газетчиком — расширенное пространство для торговли.

 

28 июля — день рождения дизайнера Матали Крассе

Дизайнеры

Дизайнер Матали Крассе

Матали Крассе (Matali Crasset) говорит, что незашоренность сознания — то, что в первую очередь необходимо дизайнеру. Она выросла на ферме, вдали от академических красот, и считает, что во многом именно это определило ее творческий путь. Она никогда ничего не боялась и сама себе была авторитетом. Матали училась на маркетолога, но так увлеклась разработкой упаковки дипломного продукта, что параллельно подключилась к промдизайну, закончив оба направления в параллели (дизайн — в E.N.S.C.I.). Затем — два года стажировки в Милане у Дениса Сантакьяры (Denis Santachiara) и пять лет работы на Филиппа Старка (Philippe Starck).

Модульный диван Self-Made Seat, Campeggi, 2015, www.campeggisrl.it

Несколько лет дизайнер выступала в роли арт-директора крупного холдинга бытовой техники (и до сих пор гордится одной из своих первых работ — многофункциональным агрегатом Tefal, предназначенным для студентов и отыгрывающим сразу несколько базовых потребностей), а затем открыла собственное бюро, выстрелившее в середине 2000-х.

Раскладное спальное место Quand Jim monte á Paris, Domeau Pérès.

Дизайнеру нравится менять жилую среду: она проектирует предметы-трансформеры и многозадачные интерьеры, которые провоцируют, вовлекают пользователя в игру и, как хочется верить Матали, делают мир немного лучше. Визитная карточка Крассе — компактное спальное место Quand Jim monte á Paris, предназначенное для небольших квартир, куда неожиданно нагрянули гости, и отели сети Hi.

Интерьеры отеля Hi Hotel, Ницца.

Пилотный проект находится в Ницце, два других — в Париже и в Тунисе, посреди Сахары. Интерьер отеля легко трансформируется. Номера обставлены мебелью, которую гость может подстроить под себя: кровать легко превращается в рабочее место и в том числе может служить гардеробной и даже… ванной комнатой! Чудеса компактности: умывальник спрятан под подушкой!

Интерьеры отеля HI Matic, Париж.

Матали считает, что нужно создавать не отдельные вещи, но новые сценарии жизни, предполагающие большую свободу действий, гибкость, открытость всему новому. Неслучайно ее называют рупором поколения Z. Несмотря на юбилейный возраст дизайнер, и сама выглядящая как подросток, прекрасно понимает чаяния и потребности молодежи. «Мы живем в мире открытых границ, — говорит она. — И наши возможности путешествовать, развиваться, создавать что-то новое будут только расширяться. Соответственно, нужно создавать динамичную, мобильную, гибкую жилую среду, которую легко адаптировать под себя».

Диван Dynamic Life, Campeggi, 2011, www.campeggisrl.it

Яркий пример подхода Матали — диван Dynamic Life для Campeggi. Он состоит из откидных секций, открывая или закрывая которые можно сформировать индивидуальный «ландшафт»: будь то рабочее место или зона релакса. Матали также проектирует светильники, форму которых можно менять в зависимости от того, что требуется пользователю в данный конкретный момент (модель Stick для Fabbian, состоящая из деревянных плакеток и резиновых секций, служащих крепежом), и аксессуары–трансформеры (например, набор кондитера для Alessi).

Набор Essentiel de pâtisserie, Alessi, 2010, www.alessi.it

Вазы Les capes, Manufacture de Sèvres, 2018.

Вазы Les capes, Manufacture de Sèvres, 2018.

Дизайнер часто работает с яркими, открытыми цветами, неравнодушна к бетону и охотно берется социальные проекты. Французы и голландцы любят ее за детские развлекательные центры, где каждое помещение и предмет продуманы до мелочей с тем, чтобы максимально развить творческий потенциал ребенка. А также за проект развития регионов: так, Матали придумала мобильную художественную галерею с мини-кафе, благодаря которой искусство может прийти буквально в каждую деревню, а также компактные арт-резиденции для самых живописных мест, где художник может и писать, и одновременно показывать свои работы всем желающим.

Детская творческая мастерская Le Carré d’art при Музее современного искусства Нима, 2015.

Матали предлагает менять жилую среду в сторону большей intimacy, глубоко личных переживаний. Так еще в начале 2000-х она придумала для сантехнической компании Dornbracht концепт ванной комнаты Phytolab: принимать ванну предлагалось в стеклянном кубе, по стенам которого развешаны горшки с живыми растениями. Впоследствии дизайнер придумала кухню со встроенной оранжереей, чтобы, например, базилик и укроп, выращенные без консервантов, всегда были под рукой, а также несколько ковров на эко-тему для марки Nodus и реалистичный «растительный» светильник для Danese Milano.

Инсталляция Big Leaf для Nodus, 2011, www. nodusrug.it

Ковер Microcosme, Nodus, 2014, www.nodusrug.it

Коллекция Twist la vie pour Tex / temps 4, Carrefour, 2018.

Письменный стол с ширмой Sonic space, совместный проект с галереей Mica, 2019.

В портфолио Крассе есть неожиданные проекты вроде голубятни или флакона для духов. Матали считает, что мелочей не бывает и верит, что будущее за осознанным подходом как к дизайну, так и к жизни в целом. Из государственных наград Крассе: орден «За заслуги перед отечеством» и аналогичный, но уже в области искусства. www.matalicrasset.com

Временная инсталляция I tre giochi del prestigio для бутика Hermès в Риме, 2018.

Временная инсталляция I tre giochi del prestigio для бутика Hermès в Риме, 2018.

Куприна Надя

Matali Physics: расширенная трехмерная физическая среда

ЧТО ТАКОЕ MATALI PHYSICS?