Мельников, Константин Степанович — ПЕРСОНА ТАСС
Родился 3 августа 1890 г. в Москве. Отец, Степан Илларионович, работал на строительстве дорог.
Уже в детстве у Константина Мельникова проявился талант к рисованию. В 1903 г. окончил четыре класса церковно-приходской школы. В том же году его родители познакомились с известным российским инженером и педагогом Владимиром Чаплиным, который взял 13-летнего Константина на воспитание в свою семью.
В 1905 г. Константин Мельников поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ, ныне Московский архитектурный институт и Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова). В 1910 г. окончил сначала общеобразовательное отделение, а в 1914 г. — отделение живописи. После этого по настоянию Владимира Чаплина поступил на отделение архитектуры, где учился, в частности, у известного зодчего Ивана Жолтовского. Окончил МУЖВЗ в 1917 г. После этого стал архитектором-мастером Строительного отдела Моссовета.
Первые самостоятельные работы выполнил в духе неоклассицизма (нереализованные проекты застройки поселка Ходынского поля и Бутырского района).
В начале 1920-х гг. Константин Мельников стал одним из наиболее видных представителей архитектуры советского авангарда. С 1921 г. преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Затем, в 1927-1929 гг., — в Ленинградском высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН).
Известность Константину Мельникову принес проект авангардистского деревянного павильона Всероссийского махорочного синдиката на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 г. (Москва; не сохранился). Похожий авангардный стиль в 1925 г. Мельников применил при проектировании павильона СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств (Париж; не сохранился) и для ряда последующих выставочных павильонов СССР за рубежом.
В 1924 г. был автором саркофага для временного мавзолея Владимира Ленина.
Самая ранняя из сохранившихся архитектурных работ — здание конторы Ново-Сухаревского рынка в Москве (1924).
Расцвет творчества Мельникова пришелся на вторую половину 1920-х гг. В частности, в 1926 г. было завершено строительство Бахметьевского гаража (ныне часть его площадей занимает Еврейский музей и центр толерантности). В 1929 г. в Кривоарбатском переулке Константин Мельников построил свой дом-мастерскую. Он получил всемирную известность и является одним из наиболее ярких памятников советского авангарда. Постройка представляет собой два врезанных друг в друга вертикальных цилиндра разной высоты с оригинальными шестиугольными окнами и остекленным фасадом. В настоящее время здание передано в ведение Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева. В 1929 г. было завершено строительство еще одного ставшего впоследствии всемирно известным памятника — Клуба Русакова Союза коммунальников (ныне ДК им. И. В. Русакова, в нем работает Театр Романа Виктюка) в районе Сокольники. В 1930 г. по проекту Мельникова была выполнена планировка Центрального парка культуры и отдыха им. Горького в Москве и построен Дворец культуры Дулёвской фарфоровой фабрики (Ликино-Дулево, Московская обл.).
В 1930-х гг. на смену авангарду пришла эклектика («сталинский ампир»). Константин Мельников участвовал в ряде архитектурных конкурсов. В частности, в 1934 г. он предложил авангардный проект для Наркомтяжпрома на Красной площади, а в 1952 г. — проект Пантеона на Ленинских горах. Почти все его проекты в этом периоде, за исключением зданий для нескольких ведомственных гаражей в Москве, не были реализованы, при этом их критиковали как «фантастические». Несмотря на это, в 1938 г. Константин Мельников получил пожизненную пенсию.
С конца 1940-х гг. Константин Мельников занимался, преимущественно, преподаванием. Сначала в Саратовском автодорожном институте (ныне Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина), затем в Московском инженерно-строительном институте (ныне Московский государственный строительный университет, МГСУ). С 1958 г. до конца жизни преподавал архитектурное проектирование, начертательную геометрию и графику во Всесоюзном заочном инженерно-строительном институте (ныне подразделение МГСУ).
В 1965 г., когда произошла переоценка тенденций развития архитектуры последних 20 лет, — как «сталинской» архитектуры, так и минимализма в строительстве во времена «хрущевской оттепели», — Мельников вновь получил признание. В 1965 г. ему была присвоена ученая степень доктора архитектуры без защиты диссертации, в 1972 г. — звание заслуженного архитектора РСФСР.
Скончался в Москве 28 ноября 1973 г. Похоронен на Введенском кладбище.
В 1967 г. написал автобиографическую монографию «Архитектура моей жизни» (опубликована в 1985 г.).
Был женат, супруга — Анна Яблокова; в семье было двое детей — дочь Людмила и сын Виктор.
Константин Мельников: биография и работы выдающегося советского архитектора, художника и педагога
Архитектура
130 лет назад, 3 августа 1890, года родился русский архитектор Константин Мельников. В честь праздника мы вспомнили основные вехи творческой судьбы одного из главных архитекторов советского авангарда, а также его самые знаменитые постройки в Москве.
Софья Карпенко
3 августа 1890 года родился русский архитектор Константин Мельников. В честь праздника мы вспомнили основные вехи творческой судьбы одного из главных архитекторов советского авангарда, а также его самые знаменитые постройки в Москве.
В детстве Константин Мельников, выходец из рабоче-крестьянской семьи, был радушно принят в доме выдающегося ученого и педагога, инженера В. М. Чаплина. С его помощью Мельников подготовился к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где получил сначала общее образование, а затем углубился в архитектуру.
Архитектор Константин Мельников (1890-1974)
Софья КарпенкоТворческий путь Константина Мельникова начался в проектной мастерской под руководством И. В. Жолтовского и А. В. Щусева, основных архитекторов советского периода. Его первым проектом стал поселок для служащих Алексеевской психиатрической больницы в 1918 году. Впоследствии он также работал над планировками Бутырского района и Ходынского поля, выполненными в стиле неоклассицизма.
То, в чем сейчас мы сразу узнаем Мельникова, проявилось впервые в его проекте павильона «Махорка» для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в 1923 году. Здание с консольными свесами, винтовой лестницей, геометрическими окнами было холодно принято заказчиками, однако поощрено главным архитектором выставки Щусевым.
Константин Мельников намеренно отошел от группы архитекторов-конструктивистов во главе с Моисеем Гинзбургом (Дом Наркомфина) и братьями Весниными. Несмотря на то что в его работах сильны конструктивистские идеи, сам он не причисляет себя ни к одному из существующих в то время течений. Его особенный стиль проявляется в дальнейшей работе, определившей облик архитектуры ХХ века.
Фотографии Константина Мельникова в молодости и его дома в процессе строительства на лестничной площадке в доме-мастерской в Кривоарбатском переулке. Фото: Фриц фон дер Шуленбург.
Софья КарпенкоВ числе проектов, сделавших Мельникова знаменитым, – первый саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина. Архитектор выбирает необычную геометрическую форму четырехгранной удлиненной пирамиды и стекло для исполнения саркофага. По воспоминаниям самого архитектора, этот проект подарил ему «необыкновенную власть для действий». В 1925 году конкурсное жюри выбирает проект архитектора Мельникова для создания павильона СССР на Международной выставке в Париже. Эта постройка повторяет многие характерные черты стиля Мельникова – стеклянные конструкции, диагональные линии, перерезающие здание, наружная лестница.
Сегодня в Москве мы можем увидеть множество построек Мельникова его «золотого» периода. В основном это крупные гаражи и здания рабочих клубов, что соответствовало духу 20–30-х годов XX века. Не все они сохранились в первозданном виде, однако мы все равно можем узнать их по уникальным деталям. Ниже мы приводим восемь известнейших проектов Мельникова, включая его собственный дом-мастерскую в Кривоарбатском переулке.
1. Бахметьевский гараж
Гараж на улице Образцова был построен в 1927 году по принципиально новому для такого типа зданий проекту. Мельников взял за основу пространственной композиции диагональ. Гараж представляет собой параллелограмм, в котором свободно размещалось большое количество машин, а их въезд и выезд осуществлялся без использования заднего хода и дополнительного персонала.
Задний фасад здания, предназначенный для выездов, оснащен круглыми окнами в виде иллюминаторов, которые мы еще не раз встретим в постройках Мельникова. Внутренние перекрытия спроектированы выдающимся инженером В. Г. Шуховым.
3. Гараж на Новорязанской улице
Яркие торцы фасадов гаража симметрично выходят на Новорязанскую улицу. Между ними расположился въезд в автобусный парк, который был открыт здесь на базе гаража для грузовых машин. Сам гараж выполнен в форме подковы. Мы вновь видим геометрические формы, присущие конструктивизму – прямоугольные и круглые окна украшают как килевидные торцы фасада, так и административное здание, расположенное по центру. Металлические конструкции для этого проекта также были разработаны инженером Шуховым.
4. Гараж «Интуриста»
Этот гараж был построен на Сущевском Валу в 1934 году. В отличие от предыдущих гаражей, здесь Мельников отвечал только за архитектурное оформление фасада, но и этого было достаточно, для того чтобы признать здание памятником архитектуры советского авангарда. Главный фасад гаража представляет собой единую композицию из геометрических фигур – прямоугольника, трапеции и круга. Мы снова видим любимую Мельниковым диагональ, пересекающую фасад. За окнами «в круге» в свое время двигались по спиральному пандусу автомобили.
4. Гараж Госплана
На это произведение Мельникова сложно наткнуться случайно. Гараж Госплана расположился на Авиамоторной улице, в «рабочем» районе. С момента постройки в 1936 году здание претерпело множество изменений. В этом проекте Мельников также участвовал лишь в архитектурном оформлении фасада, рабочие чертежи здания были выполнены архитектором В. И. Курочкиным.
Мельников решил осветить одноэтажное помещение для автомобилей Госплана огромным окном-«глазом», выходящим на Авиамоторную улицу. К сожалению, сейчас окно не функционирует – оно заложено деревянными досками. Архитектор в привычном для него стиле гиперболизирует детали, наделяя прямоугольный фасад административного здания каннелюрами.
5. Клуб завода «Каучук»
Одновременно с гаражами Мельников проектировал также рабочие клубы для фабрик и заводов. Все они признаны памятниками конструктивизма, в том числе и клуб завода «Каучук».
Здание клуба находится в Хамовниках, на пересечении улицы Плющихи и 2-го переулка Тружеников, и этим расположением частично обусловлено архитектурное решение постройки. Здание представляет собой форму сектора круга, который дугой обращен к перекрестку. Часть здания практически выходит на тротуар – исторически здесь располагался кассовый вестибюль. Его обрамляют две лестницы, которые ведут к главному входу в клуб. С точки зрения геометрии в постройке удивительно сочетаются и переплетаются самые разные формы – вертикальное прямоугольное остекление, окружности в основе самого здания, спиралевидные лестницы.
6. Дом культуры им. Русакова
Это произведение Мельникова удивительно по многим причинам. В первую очередь его внешний облик – здание напоминает огромную шестеренку, зубцы которой нависают над улицей Стромынкой. Функционально Мельников также совершил прорыв – он расположил балконы зрительного зала в этих «выступах», а само помещение предложил сделать «трансформером», разработав систему «живых» стен. Боковые стены здания вертикально остеклены, что дает возможность для естественного освещения сцены и зрительного зала. Впоследствии здание претерпело множество изменений, однако на сегодняшний день, после реставрации 2012–2015 годов, его внешний вид максимально приближен к историческому. Сейчас в ДК имени Русакова действует театр Романа Виктюка, и его внутреннее убранство приспособлено для современных нужд.
7. Клуб «Буревестник»
Там же, в районе Сокольников, расположился еще один рабочий клуб, на этот раз принадлежащий кожевенно-обувной фабрике «Буревестник». К фасаду здания, состоящему из прямоугольников, убывающих по размеру вглубь двора, примыкает пятилепестковая башня. Она полностью вертикально остеклена, за счет чего здание становится более объемным и легким. В этом клубе Мельников также предложил приемы трансформации стен, чтобы функционально разделять или объединять зрительный и спортивный залы во время проведения мероприятий.
8. Дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке
Во внутреннем дворе дома Мельникова кажется, что шумного старого Арбата не существует, а во всей Москве есть только этот яблоневый сад и причудливые белые цилиндры. Дом архитектора был построен по его собственному проекту в 1929 году. Помимо внешнего вида необычна конструкция его стен и перекрытий. Мельников изобрел особый способ кладки кирпича со сдвигом вдоль стены через ряд и поперек стены через два ряда. Таким образом в стенах двух совмещенных цилиндров образовалось 124 шестиугольных проема, только 60 из которых мы можем увидеть сейчас – они выполняют функцию окон. Междуэтажные перекрытия сделаны из деревянного тёса и напоминают собой сетчатые перекрытия-оболочки инженера Шухова, с которым Мельников к этому времени плотно сотрудничал.
Сам Мельников объясняет выбор цилиндрической формы дома экономией материалов. Малый цилиндр дома срезан, и в нем располагается вход в здание, обращенный к Кривоарбатскому переулку. Над входом размещено вертикальное окно-экран размером во весь фасад, а венчает его надпись «Константин Мельников Архитектор».
Текст и фото: Софья Карпенко
Фото: Софья Карпенко
ТегиАрхитектураРоссияКонстантин Мельников
Константин Мельников | Тег | ArchDaily
Архитектура Восточного блока: монументальные музеи и мемориалы
© The Calvert Journal
vert Journal и ArchDaily, посвященные культовой архитектуре, сформировавшей восточный мир. Каждую неделю оба издания будут публиковать список пяти проектов Восточного блока определенной типологии. Читайте дальше, чтобы получить еженедельную дозу: монументальные музеи и мемориалы.
https://www.archdaily.com/944605/east-bloc-architecture-monumental-museums-and-memorialsДима Стоухи
В центре внимания: Константин Мельников
Резиденция Мельникова (1929) / Константин Мельников. Image © Denis Esakov
Русский архитектор и художник Константин Мельников (3 августа 1890 г. – 28 ноября 1974 г.), наиболее известный благодаря Русаковскому рабочему клубу и собственному дому, получил должное лишь недавно, спустя более сорока лет после своей смерти. Он провел большую часть двадцатого века, избегая советского архитектурного истеблишмента, отказавшись капитулировать перед все более конформистскими (и классицистскими) предписаниями сталинизма. В результате он был вынужден завершить свою карьеру всего через десять лет после ее начала, вернувшись к своему другому призванию художника и оставив после себя лишь несколько драгоценных завершенных работ.
+ 9
https://www.archdaily.com/771159/spotlight-konstantin-melnikovДэвид Лэнгдон
AD Classics: Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes / Различные архитекторы
Плакат выставки, дизайн Роберта Бонфиса. ImageCourtesy of the Victoria and Albert Museum
Конец Первой мировой войны не означал окончания борьбы в Европе. Франция, как основное местонахождение Западного фронта конфликта, понесла тяжелые потери как в рабочей силе, так и в производительности промышленности; возникшая в результате экономическая нестабильность будет преследовать страну вплоть до 19-го века.20 с.[1] Именно в разгар этих неопределенных времен французы сигнализировали о своем намерении смотреть не в свое недавнее беспокойное прошлое, а в более светлое и оптимистичное будущее. Этот сигнал пришел в виде Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes (Международная выставка декоративного искусства и современной промышленности) 1925 года — знаменательной выставки, которая породила новый международный стиль и, в конечном итоге, дала ему название: ар-деко.
+ 9
https://www.archdaily.com/793367/ad-classics-exposition-internationale-des-arts-decoratifs-et-industriels-modernesLuke Fiederer
Мельников и Московские рабочие клубы: воплощение советских политических идеалов в архитектуру
Дорхимзавод Клуб имени Фрунзе, 1929 г. Изображение © Денис Есаков
Константин Мельников (3 августа 1890 г. – 28 ноября 1974 г.) сыграл ключевую роль в формировании советской архитектуры с середины 20-х до середины 30-х годов, несмотря на то, что он был независимым от конструктивистов, которые доминировали в архитектуре. в то время. Помимо его знаменитого павильона СССР на 19-й25 Exposition des Arts Decoratifs в Париже, Мельников был известен в Москве своим зданием рабочего клуба, собственным домом и автобусными гаражами.
С помощью этого недавнего фотосета фотограф Денис Есаков (который сейчас ищет издателя для выпуска фотокниги, состоящей из почти 600 изображений) создал уникальную возможность исследовать — изнутри и снаружи — все 12 проектов Мельникова, сформировавших архитектуру Москвы в советское время.
+ 51
https://www.archdaily.com/789374/мельников-и-московские-рабочие-клубы-воплощение-советских-политических-идеалов-в-архитектуруМари Шатель
Архитектура Константина Мельникова в картинках
Гараж Госплана (1936) / Константин Мельников. Image © Denis Esakov
В преддверии 125-летия со дня рождения русского архитектора Константина Мельникова фотограф Денис Есаков представляет свежий взгляд на 12 проектов Мельникова, всем из которых более 70 лет. Наслаждайтесь этой подборкой фотографий, которые показывают, как некоторые проекты состарились, ухудшились или были адаптированы, и обратите внимание на устойчивое увлечение Мельникова встречей кривизны и прямоугольности.
https://www.archdaily.com/770492/the-architecture-of-konstantin-melnikov-in-picturesAD Редакция AD
Планируется «Русская Тейт Модерн»
Бахметевский автобусный гараж via Wikimedia Commons
Ходят слухи, что архитектор-конструктивист Константин Мельников Бахметевский автобусный парк может вскоре превратиться в главную московскую галерею современного искусства. «Эквивалент лондонской Тейт Модерн», как описывает Calvert Journal, исторический 1927 считается наиболее вероятным местом для нового музея, получившего название «Пушкинский модерн».
https://www.archdaily.com/505472/plans-underway-for-russian-tate-modernKarissa Rosenfield
Дом Мельникова внесен в список объектов культурного наследия
© Пользователь инстаграма ArchDaily, dbas ulto
UPDATE: По сообщению Архсовета Москвы, дом Мельникова внесен в список объектов культурного наследия федерального значения, что является важным шагом в его сохранении. Следующая статья впервые появилась на ArchDaily 23 апреля 2013 г.
Питер Эйзенман, Стивен Холл и Рем Колхас — одни из многих архитекторов, подписавших письмо с просьбой сохранить одну из величайших работ Константина Мельникова — Дом Мельникова. Как мы сообщали в декабре 2012 года, фундамент 83-летнего дома Мельникова значительно ослаб с началом соседней застройки. К сожалению, за последние несколько месяцев ситуация лишь «значительно» ухудшилась.
Подробнее о состоянии Дома Мельникова и о том, что предпринимают архитекторы, чтобы предотвратить его разрушение после сноса…
https://www.archdaily.com/363621/famous-architects-petition-to-save-the-melnikov-houseВанесса Квирк
Время истекает для дома Мельникова
через ArchDaily Instagram
Дом Мельникова, необычный, цилиндрический классик конструктивизма, который был резиденцией и мастерской Константина Мельникова, находится на грани разрушения.
The Independent сообщает, что близлежащая стройка (которая заметно перемещает землю, на которой стоит здание) опасно ослабила 83-летний фундамент. Далее рассказала внучка Константина Мельникова (и нынешняя жительница дома) Екатерина Каринская.0094 The Independent о том, что из-за поломки труб отопления деревянный дом провел без отопления более 50 дней при часто минусовых температурах.
Хотя были выражены заинтересованности в превращении дома в музей, напряженные юридические дебаты между г-жой Каринской и застройщиком поставили все планы в тупик. Между тем, время для архитектурной иконы истекает.
Еще о дебатах в Доме Мельникова, после перерыва…
+ 7
https://www.archdaily.com/306400/time-running-out-for-melnikov-houseВанесса Квирк
Константин Мельников — Docomomo UK
Автор Том Корделл
«Вы думаете, что я считаю себя гением? Нет, я архитектор — это то же самое».
КЛЕМЕНТИНА СЕСИЛЬ о советском архитекторе-конструктивисте
Впервые опубликовано Зима 2008 г.
Советский павильон Мельникова 1925 г.
Время от времени в истории встречаются фигуры, судьба которых настолько соответствует течениям их времени, что, изучая их жизнь и наследие, можно яснее понять период, в котором жил тест. Константин Мельников именно такой человек. Его скромное рождение, а затем покровительство богатого промышленника, начало его профессиональной жизни, совпавшее с революцией 1917 года, его восхождение к славе, прошедшее параллельно с интенсивной энергией раннего советского государства, а затем его затмение в результате сталинского террора, приведшее к фактическому домашнему аресту, — все это отражает революции, взлеты и падения России 20-го века. Мельников был неофициально реабилитирован в шестидесятые годы, но страдания, как и у русской нации в ХХ веке, на этом не заканчиваются.
Мельников учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, интересном центре художественной деятельности в России, в котором в то или иное время участвовало большинство представителей русского авангарда. Окончил живописный и архитектурный факультеты. Он был талантливым живописцем и рисовальщиком. В более поздние годы он много писал с какой-то возвышенной энергией, которую также можно было найти в его зданиях. Позже он писал о своем выпуске: «Примечательное совпадение: в одном и том же году 19В 17 лет я закончил свое образование и в том же году закончил ту жизнь, которой жил предыдущие 27 лет. Хорошо, что мне было 27 — возраст крепкий, еще не застрявший. Получив звание Архитектора, я вошел в Архитектуру, стоя на краю пропасти».
Хотя Мельников и не был убежденным коммунистом, как многие другие архитекторы, он приветствовал дух перемен, принесенный революцией, и был счастлив работать с новым режимом. Москва стала столицей нового Советского Союза в 1918. Этот фактор в сочетании с ослаблением торгового законодательства в начале 1920-х годов привел к тому, что Мельников получил несколько крупных заказов. В отличие от многих своих сверстников, Мельников не принадлежал к какому-то одному архитектурному направлению. Это дало ему большую гибкость, что отчасти объясняет его большой объем комиссионных. Это также сделало его уязвимым для нападок позже, когда архитектурный истеблишмент искал козла отпущения, когда во всех искусствах требовались однородность и социалистический реализм.
Клуб рабочих имени Русакова
1920-е годы были десятилетием Мельникова: после его победного проекта для павильона СССР на Международной выставке декоративного искусства 1925 года в Париже он был любимцем Москвы. За этим триумфом последовал ряд рабочих клубов. Они были альтернативой церкви в качестве места встречи фабричных рабочих и должны были удерживать их от чрезмерного употребления алкоголя. Рабочие клубы «Буревестник», «Свобода», «Каучук», «Русаков» и «Фрунке» были построены в последние годы XIX века.20 с.
Дом Мельникова, экстерьер
Интерьер дома МельниковаВершиной его творчества стал дом Мельникова (1927-1929), построенный в центре Москвы. Ему дали участок земли на том основании, что это был социальный эксперимент, который будет применен к массовому жилью. Дом гениальный по дизайну и конструкции. Подход Мельникова был общим для всего периода авангарда: он использовал традиционные материалы — в данном случае кирпич и доски — но применял их нетрадиционным способом. Он считал, что можно использовать дешевые материалы низкого качества, если напряжение будет распределено по всем частям конструкции. Кэтрин Кук описала стены своего дома с двойным цилиндром как «клетку, распределяющую нагрузку».
Дом Мельникова, строящийся этаж
Потолки и полы были сброшены, как верх и низ бочки. У них нет балок, вместо этого они сделаны из решетки из досок с перекрещивающимися друг с другом насечками. Это было усилено конструкционным потолком сверху и снизу из диагональной обшивки шпунт-паз.
Дом Мельникова, планы
Дом Мельникова, секция
Поскольку в доме не было углов, балок и внутренних несущих стен, в доме большие и хорошо освещенные интерьеры. В доме оборудовано гораздо больше окон, чем в нем есть — в стенах полно отверстий, которые можно использовать в любое время, чтобы создать новые. Все шестиугольные окна имеют двойное остекление, что способствует теплоизоляции, а сложная система дымоходов сохраняет тепло в доме.
Строящийся дом Мельникова с шестиугольными оконными проемами, не требующими перемычек
Сегодня мельниковские постройки переживают возрождение интереса.
Клубы «Фрунзе», «Свобода» и «Буревстник» отремонтированы и частично отреставрированы, а «Каучук» пока закрыт. Технологии сырые, ибо в России нет опыта деликатной, вдумчивой реставрации зданий ХХ века, но тем не менее есть желание их сохранить.Реставрация самого высокого уровня — это его Бахметевский гараж, построенный в 1926 году для размещения флота пользователей Leyland. Крыша — инженер Владимир Шуков. Подруга олигарха Романа Абрамовича Даша Жукова открыла там галерею под названием «Гараж». Многие первоначальные элементы были утрачены при реставрации, но наведение выполнено хорошо, и основное пространство сохранило форму и изящество.
Споры вокруг будущего Дома Мельникова продолжаются. Владелец половины дома сенатор Сергей Гордеев и внучка архитектора Екатерина Каринская, исполняющая волю отца Виктора, находятся в ссоре, и пока они не найдут компромисс, никаких подвижек не будет. Художник Виктор Мельников в своем завещании, как и отец, указал, что дом должен стать государственным музеем отца и сына.