Мелников: (MELNIKOV KONSTANTIN) | ARCHITIME.RU

Константин Мельников проектировал не только гаражи, но и сны

ВыставкиКрупным планом

Kонстантин Мельников. Автопортрет. Конец 1930-х.

Фото: Константин Мельников. Дом Мельникова. Интерьер гостиной. 1944. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

№ 105

Материал из газеты

Незаурядная личность архитектора раскрывается в противоречащих фактах его биографии, что показывает большая выставка «Мельников/Melnikoff» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева

Алиса Дудакова-Кашуро

11.10.2022

В Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева открывается выставка, посвященная одному из самых прославленных и изобретательных русских архитекторов ХХ века — Константину Мельникову. Монографический проект, названный лаконично «Мельников/Melnikoff», призван оттенить разные, подчас взаимоисключающие, грани его личной и творческой биографии. Константин Степанович был оригиналом и индивидуалистом — он не допускал и возможности хоть в чем-то равняться на коллег, заимствовать у них удачные находки и решения и работал хотя и в духе времени, но вне господствовавших течений, таких как конструктивизм и рацио­нализм. Более того, он боялся походить даже сам на себя и потому избегал использования ранее найденных приемов, начиная каждый проект с чистого листа. Жизнь Мельникова, как и его архитектура, соткана из контрастов и также требует разных ракурсов наблюдения и восприятия. Но в них и проявляет себя цельная и гармоничная фигура мастера архитектурного авангарда.

Крестьянский сын и международная знаменитость

Константин Мельников родился в «Соломенной сторожке», бараке для сторожей, охранявших угодья Петровской земледельческой и лесной академии. Он происходил из рабоче-крестьянской семьи и в детстве помогал отцу вести молочное хозяйство: выгонял коров с восходом солнца, разносил молоко. Вместе с тем ранние интересы и забавы выдавали в нем будущего архитектурного гения. Так он, к примеру, рассказывал о строительстве горки зимой: «Лепил ее как скульптуру, как архитектурное сооружение со строго отвесными стенами, тщательно выхаживал прямые углы и скат сложной вогнутой кривой. Лесенка, тоже из снега, с выточенными ступеньками, чтобы забежать быстрее на гору, вилась вдоль ската».

Случай свел мальчика с известным инженером Владимиром Чаплиным. В его семье Мельников выучился хорошим манерам и успешно подготовился к вступительным экзаменам в Училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив его в 1917 году, уже в 1925-м он стал триумфатором Международной выставки декоративных искусств в Париже, где выстроил новаторский павильон СССР. Поднимаясь по лестнице, разрезавшей здание по диагонали, посетители павильона оказывались под красными щитами, и дневной свет, свободно проникавший внутрь конструкции, рефлексом окрашивал в красный их самих. Затем Мельников произвел сенсацию на международном конкурсе по созданию памятника-маяка Христофору Колумбу. Его проект получил большее внимание, чем остальные, однако показался жюри слишком радикальным для присуждения ему премии.

Константин Мельников. Памятник-маяк Христофору Колумбу в Санто-Доминго. Фасад. 1929.

Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Экспериментатор и традиционалист

Мельников играючи разрушал архитектурные стереотипы. Ему удавалось легко совладать с формами, которые, по мнению его коллег, были противопоказаны архитектуре. В проектах мастера мы находим перевернутую полусферу, перевернутый полуконус, горизонтально лежащий цилиндр и тому подобное. В эпоху конструктивистского господства строгих горизонталей и вертикалей он вовсю использовал диагонали и наклонные формы. А некоторые его проекты и вовсе намного опережали инженерные возможности своего времени. Наряду с этим Мельников с недоверием относился к современным строительным материалам. Бетону и синтетическим плитам — гераклиту, соломиту — он предпочитал дерево и кирпич. В своей живописи, будь то портреты, натюрморты или исторические сцены, он тоже предстает традиционным художником, что так не вяжется с его радикализмом в архитектуре. Ученик Константина Коровина, он любил импрессионистов и Поля Сезанна, а вот Василия Кандинского не признавал, считая его слишком рассудочным (Казимира Малевича и Владимира Татлина при этом ценил высоко). Еще один штрих к портрету Мельникова-традиционалиста — преданность семье: он предпочитал проводить время дома, с женой и детьми.

Клуб Союза химиков завода «Каучук» (1927–1929). Снимок начала 1930-х годов.

Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Утопист и практик

Мельников был настоящим визионером и утопистом. Его волновала идея «живой», то есть движущейся архитектуры. Таков был проект пятиэтажного сооружения для московского отделения газеты «Ленинградская правда» (1924): этажи, по замыслу мастера, должны были вращаться в любом направлении вокруг статичной сердцевины. «Живые стены», то есть спусковые затворы, позволяющие дробить большое помещение на меньшие, предполагались и в знаменитом здании «Рупора на Стромынке», или Клуба им. И.В.Русакова (1927–1929). Кинетическим, как мы бы назвали его сегодня, задумывался и памятник Колумбу. Удивителен и проект Наркомтяжпрома (1934) для Красной площади в Москве: помимо 41 надземного этажа, архитектор задумал 16 подземных, заглубленных в открытый котлован. Ему хотелось, чтобы наблюдателю при приближении к зданию казалось, будто оно растет одновременно и вверх, и вниз. Критики часто вменяли Мельникову в вину именно фантастичность и невыполнимость его идей. Парадокс в том, что он при этом оказался самым плодовитым зодчим эпохи авангарда. В то время как его современникам: братьям Весниным, Николаю Ладовскому, Ивану Леонидову, Моисею Гинзбургу и другим — удалось воплотить лишь единицы проектов, авторитет Мельникова, по собственным его словам, «вырос в монопольный захват», и он построил полтора десятка зданий, среди которых несколько рабочих клубов, гаражей, Ново-Сухаревский рынок.

Процесс строительства Дома Мельникова в Кривоарбатском переулке.1927 год.

Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева.

Счастливец и аутсайдер

Практическая деятельность Мельникова была спрессована примерно в одно десятилетие. В 1923 году молодой архитектор громко заявил о себе новаторски смелым павильоном «Махорка» на I Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве, а 1936-м датируется последняя его постройка — гараж Госплана. В конце 1920-х Мельников добивается невероятного — возможности построить собственный дом-мастерскую, состоящий из двух врезанных друг в друга цилиндров, причем в центре Москвы — в Кривоарбатском переулке. И все это — на фоне государственных экспериментов с новыми типами массового жилья, такими как дома-коммуны и жилкомбинаты. Впрочем, дом рассматривался как опытно-показательное сооружение — и Мельников действительно частично реализовал в нем один из отвергнутых ранее проектов. «Архитектура растерзанной идеи вернулась ко мне в дуэте нашего дома», — вспоминал он позднее. Но век архитектурного авангарда был недолог, и в 1930-х годах все чаще начинала звучать резкая критика в адрес архитектора. «Какофония в архитектуре», «Лестница, ведущая в никуда», «Архитектура вверх ногами» — такими заголовками пестрели разгромные тексты в газетах. Мельникова в сущности отлучили от профессии. В конце Великой Отечественной войны он зарабатывал на жизнь, складывая печки, а затем преподавал. И столь даровитый и знающий себе цену («Вы думаете, что я считаю себя гениальным? Нет, я архитектор — и это то же самое»), вынужден был браться, например, за проектирование интерьеров универмага в Саратове или декоративное оформление мясокомбината.

Дом Мельникова. 2016 год.

Фото: Денис Есаков

Верующий и автор саркофага для Ленина

Известно, что Мельников был верующим человеком. В столовой своего дома на самом видном месте он поставил киот с иконами — и это в годы агрессивных антирелигиозных кампаний со стороны государства. Более того, в гостиной на втором этаже, помимо огромного, от пола до потолка, окна, архитектор оставил еще одно, единственное во всем доме восьмиугольное оконце, и только для того, чтобы смотреть сквозь него на церковь Николая Чудотворца в Плотниках. В начале 1930-х храм и колокольня были снесены (сейчас на их месте возвышается дом № 45/24 по ул. Арбат), и Мельников окошко закрыл. В свете сказанного по-особенному воспринимается тот факт, что прежде, в 1924 году, он выступил автором первого саркофага для Ленина. Забальзамированный и помещенный на всеобщее обозрение, вождь пролетариата олицетворял собой торжество материализма. По авторскому описанию, стеклянный колпак представлял собой «кристалл с лучистой игрою внутренней световой среды, намекавший на сказку о спящей царевне». У саркофага был недостаток: в стекле отражались посетители, поэтому в 1945 году он был заменен новым, созданным под руководством Алексея Щусева и Бориса Яковлева.

Константин Мельников. Клуб фабрики «Буревестник». 1929.

Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Архитектор гаражей и снов

Первые проекты гаражей Мельников создает для Парижа: один — кубической формы, второй же предполагалось разместить прямо над мостами через Сену. Но дебютом архитектора в этом типе сооружений выступает Бахметьевский гараж в Москве. Мельников явился к подрядчикам с проектом, когда конкурс уже был завершен. «Это был не каприз и не самодурство, — писал он, — а дерзновенная воля Красоты приостановить трату миллионов на уродов». Он предложил так называемую прямоточную систему, позволяющую автобусам парковаться и выезжать из гаража без использования заднего хода. После проведения эксперимента, который доказал удобство системы, реализацию проекта передали ему. Потом были и другие гаражи, но, помимо утилитарных проектов, Мельникова интересовало и что-то более необычное, например рационализация отдыха и сна. Когда в 1930 году власти запланировали строительство под Москвой «Зеленого города», Мельников выступил, пожалуй, с наиболее странным проектом. Его «СОНная СОНата» предполагала строительство пяти общественных палат-спален, в которых на отдыхающих оказывались разные виды воздействия для улучшения засыпания — через приятные ароматы (леса, луга, сена) и звуки (шум листвы, грозы, прибоя), температуру, влажность, качание и так далее. Этой идее, как, впрочем, и всему «Зеленому городу», не суждено было воплотиться, однако Мельников организовал настоящий храм сна у себя дома: через 12 шестиугольных окон в спальню проникал мягкий рассеянный свет, светильников не имелось, а стены были покрыты медно-золотистой штукатуркой; входить в помещение разрешалось только в спальной одежде, оставляя все дела и заботы за дверью. 


Мельников/Melnikoff

По словам Елизаветы Лихачевой, директора музея и сокуратора выставки, «для музея это первое полноценное научное исследование жизни и творчества одного из величайших русских архитекторов». Приуроченная к 130-летию Константина Мельникова (1890–1974), выставка была отложена на два года из-за пандемии. Каждый зал раскрывает ту или иную идею либо сторону личности знаменитого мастера авангарда, в том числе малоизвестные страницы его биографии.

Фрагмент экспозиции «Мельников/Melnikoff» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева.

Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Фрагмент экспозиции «Мельников/Melnikoff» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева.

Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Фрагмент экспозиции «Мельников/Melnikoff» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева.

Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Фрагмент экспозиции «Мельников/Melnikoff» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева.

Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Фрагмент экспозиции «Мельников/Melnikoff» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева.

Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Фрагмент экспозиции «Мельников/Melnikoff» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева.

Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Сокураторами проекта выступают Анна Кистанова и Павел Кузнецов, главный хранитель и директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых (Дом Мельникова). На выставке будут впервые представлены более 200 экспонатов: графика — архитектурная и художественная (ученические работы, портреты), архивные документы, живопись, личные вещи Константина Степановича и фотоматериалы из архива Дома Мельникова. Архитектура выставки, которая займет все десять залов анфилады музея, разработана бюро Planet 9 (основатель — Агния Стерлигова) и обращается к образам Константина Мельникова.

Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
«Мельников/Melnikoff»
До 12 февраля 2023

Подписаться на новости

Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева Дом Мельникова

Находки в Тоскане меняют представления об истории

Обнаруженные в древнеримских термах бронзовые скульптуры тесно связаны с этрусской цивилизацией. Археологические раскопки близ города Сан-Кашано-деи-Баньи позволили по-новому взглянуть на культурные и политические процессы в античную эпоху

10.04.2023

Елена Проничева: «Мы не „музей современного искусства“»

Новый генеральный директор Государственной Третьяковской галереи рассказала о планах развития музея в регионах и своих взглядах на музейную стратегию в целом

25.04.2023

Светоносным кирпичам дарят вторую жизнь

В Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева инициировали возрождение технологии изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, популярных на рубеже XIX–XX веков

07.04.2023

Русские выводы из французского импрессионизма

На выставке «После импрессионизма» в Пушкинском музее проследили этапы рождения авангардного искусства, сопоставив произведения русской живописи второй половины XIX — начала ХХ века с шедеврами французской живописи от импрессионизма до кубизма

18. 04.2023

Новый дом современного искусства в Калининграде

Ранее бездомный Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (бывший ГЦСИ Калининград) наконец получил собственное помещение на первом этаже жилого дома в центре города. Там уже прошла первая выставка

05.04.2023

Наука и искусство — две части одного уравнения

Еврейский музей и центр толерантности совместно с Политехническим музеем подготовил эпохальный проект «На языке правил и исключений. Наука и искусство», посвященный взаимоотношениям двух важнейших видов человеческой деятельности

04.04.2023

Степан Вишневский: «Искусство для меня, а не я ему подчиняюсь»

Правнук легендарного коллекционера и основателя Музея Тропинина Феликса Вишневского рассказал о семейном наследии, внутренней потребности в красивых вещах, современной жизни старинного дома и концепции Аукционного дома Клуба коллекционеров графики

06. 04.2023

МЕЛЬНИКОВ / MELNIKOFF

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет первую за много десятилетий масштабную выставку русского архитектора Константина Степановича Мельникова (1890-1974), приуроченную к его 130-летию.

Проект, изначально запланированный на 2020 год, был перенесен на два года по причине пандемии. Музей архитектуры не отказался от своих планов, а вынужденная задержка позволила привлечь к работе над выставкой максимальное количество специалистов.

Кураторами проекта выступают: Анна Кистанова, главный хранитель Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых, Павел Кузнецов, директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых, Елизавета Лихачева, директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Монографическая выставка одного из самых известных русских архитекторов XX века – давно ожидаемая и наиболее полная репрезентация работ мастера. Главная цель кураторов – широко осветить творчество Константина Мельникова, показать максимальное количество предметов, познакомить публику как с хорошо изученными памятниками, так и с теми, которые не были реализованы, но тем не менее оказали огромное влияние на современную архитектуру.

Для музея это первое полноценное научное исследование жизни и творчества одного из величайших русских архитекторов. Эта работа будет продолжена – мы ставим перед собой цель опубликовать все наследие Константина Мельникова, сделать его максимально доступным для исследователей и широкой публики, добиться, чтобы его имя заняло достойное место в мировой архитектуре.

Елизавета Лихачева директор Государственного музея
архитектуры имени А.В. Щусева

Посетителей ожидает встреча с творчеством Мельникова в самых разных его проявлениях. На выставке будут впервые представлены более 200 экспонатов – графика, архитектурная и художественная (ученические работы, портреты), архивные документы, живопись, личные вещи Константина Степановича и фотоматериалы из архива Дома Мельникова, который был сохранен сыном архитектора, Виктором Константиновичем.

Среди экспонатов – уникальные мемориальные предметы, связанные с первым путешествием Константина Мельникова в Париж для строительства знаменитого Павильона СССР 1925 года: фотоаппарат фирмы Kodak и медаль за участие в Международной выставке. Особое место в экспозиции займут архитектурные макеты нереализованных проектов мастера, изготовленные специально к выставке.

Визионерские проекты Мельникова раздвигают рамки возможного в архитектуре и представляют сегодня не меньший интерес, чем 16 проектов, воплощенных в жизнь в “золотой период” его творчества (1923-1930), – выставочных павильонов, рабочих клубов, гаражей, конторских зданий и киосков.

Павел Кузнецов директор Государственного музея
Константина и Виктора Мельниковых

Архитектура выставки разработана бюро Planet9. Основатель бюро Агния Стерлигова со своей командой постаралась обратиться к архитектурным образам Константина Мельникова. Выставка в 10 залах парадной Анфилады музея знакомит зрителей с жизнью и творчеством Мельникова и его становлением как архитектора.

Так, один из залов выставки посвящен периоду ученичества, где работы Константина Степановича представлены в контексте работ его учителей – архитекторов А.В. Щусева и И.В. Жолтовского.

Кропотливая исследовательская работа, предшествующая выставке, позволила кураторам открыть малоизвестные страницы биографии и творчества архитектора.

По единственной сохранившейся фотографии нам удалось реконструировать персональную экспозицию Мельникова на V Триеннале в Милане (1933), на которую он был приглашен в числе 12 мастеров мировой архитектуры, и узнать, чем она отличалась от первоначального замысла автора.

Анна Кистанова главный хранитель Государственного музея
Константина и Виктора Мельниковых

Одним из итогов исследовательской работы стал каталог выставки с более чем 500 иллюстрациями, в который вошли статьи одиннадцати экспертов о жизни и проектах К.С. Мельникова. Авторы статей: Елизавета Лихачева, Павел Кузнецов, Анна Кистанова, Патриция Семенюк, Дина Костерина, Татьяна Царева, Антон Горленко, Елизавета Догадкина, Жан-Луи Коэн, С. Фредерик Старр, Фриц Барт. В каталоге впервые представлено полное научное описание архива Константина Мельникова. В результате многолетней работы на основе изучения личных документов, семейного архива и других источников восстановлена наиболее подробная и достоверная хронология жизни и творчества архитектора.

Генеральным спонсором выставки выступает Банк ВТБ.

Для нас было важно поддержать столь значимое событие. Эта выставка станет первым полномасштабным исследованием жизни, творчества и наследия одного из самых ярких представителей авангарда в архитектуре. Банк ВТБ много лет активно участвует в культурной жизни, развивает сотрудничество с множеством музеев в рамках социальной программы «Культурная страна». Выставка «Мельников» – это новая веха в реализации проектов в сфере культуры и искусства Банком ВТБ. Он станет началом нашего сотрудничества с Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева, с которым мы представим в будущем важные интересные проекты об эпохе авангарда.

Наталья Кочнева начальник управления корпоративной социальной
ответственности, старший вице-президент Банка ВТБ

Выставка открыта с 5 октября 2022 г. по 12 февраля 2023 г. в пространстве «Анфилада» Музея архитектуры.


Impresariat Simmenauer » Александр Мельников

Александр Мельников

Фортепиано, фортепиано

Артист-резидент Бетховенфеста в Бонне 2022

Его игра пронизана острым, убедительным и почти саркастическим юмором. Художник, чей интеллект и эмпатия позволят обходные пути, несмотря на его одержимость точностью. Всегда рад сюрпризам!

Перейти к Биографии

Контакты

Александр Мельников

  • Биография
  • Изображения
  • Программа
  • Расписание
  • Дискография
  • Видео
  • Ссылки
  • Контакты

Скачать биографию: DE / EN / FR

Александр Мельников окончил Московскую консерваторию у Льва Наумова. Его самые формирующие музыкальные моменты в Москве включают раннюю встречу со Святославом Рихтером, который впоследствии регулярно приглашал его на фестивали в России и Франции. Он был удостоен важных призов на известных конкурсах, таких как Международный конкурс Роберта Шумана в Цвиккау (1989) и Конкурс мюзикла Рейн Элизабет в Брюсселе (1991).

Известный своими часто необычными музыкальными и программными решениями, Александр Мельников рано проявил интерес к исторически обоснованной исполнительской практике. На него большое влияние в этой области оказали Андреас Стайер и Алексей Любимов. Мельников регулярно выступает с выдающимися историческими ансамблями, включая Freiburger Barockorchester, Musica Aeterna и Akademie für Alte Musik Berlin.

В качестве солиста Александр Мельников выступал с такими оркестрами, как Королевский оркестр Концертгебау, Гевандхаус-оркестр Лейпциг, Филадельфийский оркестр, Оркестр Эльбской филармонии NDR, HR-Sinfonieorchester, Мюнхенский филармонический оркестр, Роттердамский филармонический оркестр и Филармонический оркестр Би-би-си, под управлением таких дирижеров, как Михаил Плетнев, Теодор Курентзис , Шарль Дютуа, Пааво Ярви и Владимир Юровский.

«Прекрасная, высокомузыкальная фразировка Мельникова, его блестящая манера письма и его желание как можно ближе взаимодействовать с музыкантами сделали концерт незабываемым». Гамбургер Abendblatt, январь 2023 г. полностью шубертовская программа произведений в четыре руки, которые они также исполняли на концертах. Неотъемлемой частью творчества Мельникова является интенсивное сотрудничество в области камерной музыки с такими партнерами, как виолончелист Жан-Гиен Кейрас.

Связь Александра Мельникова с лейблом Harmonia mundi возникла благодаря его постоянной партнерше по сольным концертам, скрипачке Изабель Фауст, а в 2010 году их полная запись сонат Бетховена для скрипки и фортепиано получила премию «Граммофон». Этот альбом, ставший знаковым для этих работ, также был номинирован на премию «Грэмми». Их последние релизы включают сонаты Брамса и Моцарта для скрипки и фортепиано.

Запись прелюдий и фуг Шостаковича, сделанная Мельниковым, была отмечена премией BBC Music Magazine Award, Choc de classica и Jahrespreis der Deutschen Schallplattenkritik. В 2011 году журнал BBC Music Magazine назвал его одной из «50 величайших записей всех времен». Кроме того, в его дискографии представлены произведения Брамса, Рахманинова, Шостаковича и Скрябина. Вместе с Изабель Фауст, Жаном-Гиэном Кейрасом, Пабло Эрас-Касадо и Freiburger Barockorchester Мельников записал трилогию альбомов с Концертами и Трио Шумана (опубликованы в 2015–2016 годах) и Тройным концертом Бетховена (2021). Другие релизы включают полную запись фортепианных сонат Прокофьева и «Четыре пьесы, четыре фортепиано», выпущенную в 2018 году и получившую высокую оценку критиков.

Яркими моментами сезона 2022/23 будут дебют Мельникова с Koninklijk Concertgebouw Orkest Amsterdam с дирижером Теодором Курентзисом, его первые выступления с оркестром Франсуа-Ксавье Рота «Les Siècles» с концертами в Монпелье (Festival Radio France) и Salzburger Festspiele. , и его дебют с Филармоническим оркестром Новой Японии под управлением Максима Емельянычева. Помимо прочего, Александр Мельников следит за повторными приглашениями в такие оркестры, как Хельсинкский филармонический оркестр, Дрезднерская филармония, Базельский симфонический оркестр или Зальцбургский оркестр Моцартеум. Он придает большое значение сотрудничеству с ведущими камерными оркестрами и будет работать с Базельским камерным оркестром, Потсдамской камерной академией и Оркестром восемнадцатого века в сезоне 2022/23.

Александр Мельников продолжает свою камерную музыку в различных составах с такими партнерами, как Теунис ван дер Зварт, Соль Габетта, Изабель Фауст и Жан-Гиен Кейрас, и выступает с ними в Венском Музикферайне, Музеегебау Амстердаме, Берлинской филармонии, Театре принца-регента в Мюнхен и Вигмор-холл в Лондоне.

Сольные концерты в Эльбской филармонии, Старой опере Франкфурта, Театре Елисейских полей в Париже, Зале Пьера Булеза в Берлине, Топпан-холле в Токио, Кёльнерской филармонии или Брукнерхаусе Линца завершат сезон Александра Мельникова в этом году.

2022 / 2023

Эта биография должна воспроизводиться без каких-либо изменений, упущений или дополнений, за исключением случаев, когда это прямо разрешено руководством исполнителя.

Контакты: Каролин Трауте-Брайденбах, Юлиана Дойва

© Julien Mignot

© Жюльен Миньо

© Жюльен Миньо

© Марко Борггрев


Актуальные программы вы найдете в ИМПРЕСАРИУМЕ сезона 24/25

Рахманинов 150

Рахманинов: Вариации на тему Корелли, соч. 42

Рахманинов: Вариации на тему Шопена, соч. 22

***

Рахманинов: Девять этюдов-таблиц, соч. 39

Академия прослушивания
с B’Rock Orchestra
Play-Conduct Концерт под руководством Александра Мельникова

2–13 апреля 2024

Бетховен: Концерт для фортепиано с оркестром, № 1 до мажор, соч. 15

Фортепиано

Клементи: Соната для фортепиано соль минор, соч. 34

Клементи: из «Характеристики музыки», соч. 19: I. Прелюдия алла Гайдн

Гайдн: Соната до-диез минор, Hob. XVI: 36

***

Клементи: Соната фа-диез минор, соч. 25 № 5

Клементи: из «Характеристики музыки», соч. 19: III. Прелюдия Моцарта

Моцарт: Соната фа мажор, K 332

Фортепианное трио
с Изабель Фауст (скрипка) и Жаном-Гиэном Кейрасом (виолончель)

Бетховен: Симфония № 2 ре мажор, соч. 36 обр. для фортепианного трио

Картер: Эпиграммы для фортепианного трио (2012)

***

Дворжак: Фортепианное трио № 4 ми минор, соч. 90 «Dumky»

или Брамс: Фортепианное трио № 1 си мажор, соч. 8 (Версия 1889)

В турне
с Изабель Фауст (скрипка), Les Siècles и Франсуа-Ксавье Рот

12–27 сентября 2023 г.

Лигети: Романский концерт

Лигети: Концерт для скрипки с оркестром

***

Моцарт: Концерт для фортепиано с оркестром № 23 ля мажор, K 488

Моцарт: Симфония № 38 ре мажор, K 504 «Prager Sinfonie»

 

Лигети: Концерт для 13 инструменталистов

Лигети: Концерт для фортепиано с оркестром

***

Моцарт: Концерт для скрипки и оркестра Честра № 3 в соль мажор, K 216

Моцарт. Симфония № 34 до мажор, K 338

Соло I

Шнитке. Импровизация и фуга
Шнитке. Соната № 3 для фортепиано
Шнитке. Пять афоризмов для фортепиано 9 0071 Шнитке: Три фрагмента для Чембало
Губайдулина: Чакона
Денисов: Вариации для фортепиано
Чемберджи: Камни 1-7

Соло II
Концертный вечер с двумя антрактами

Шостакович: Прелюдии и Фуги, соч. 87

Соло III

Шуберт: Фантазия до мажор, соч. 17 D760 «Странник»

Брамс: Семь фантазий, соч. 116

***

Дебюсси: 12 прелюдий (Livre II)

В турне
с Хайнцем Холлигером и Каммероркестром Базеля

10 — 16 ноября 2022 г.

Шуман: Увертюра к «Геновьеве»
Шуман : Интродукция и Allegro appassionato для фортепиано с оркестром соль мажор, соч. 92
Шуман: Концерт-аллегро с интродукцией для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 134
***
Шуман: Три романса, соч. 94
Шуман: Симфония № 1 си мажор, соч. 38 «Весенняя симфония»

03.05.2023
20:15 Uhr

BE / Maasmechelen — St Pieterskerk Leut

Александр Мельников, Claron McFadden

07.05.2023
17:00 Uhr

CH / Riehen — Hotel Landgasthof Großer Festsaal

Александр Мельников

10.05.2023
19:30 Uhr

SI / Maribor — Union Hall Maribor

Александр Мельников, Kammerorchester Basel, Heinz Holliger

11.05.2023
20:00 Uhr

DE / Burghausen — Stadtsaal Burghausen

Александр Мельников, Kammerorchester Basel, Heinz Holliger

12.05.2023 900 71 20:00 Uhr

DE / Weiden — Max-Reger-Halle

Александр Мельников, Kammerorchester Basel, Heinz Holliger

13.05.2023
19:00 Uhr

DE / Wiesloch — Hotel- und Kongresszentrum Palatin Staufersaal

Александр Мельников, Kammerorchester Basel, He Инз Холлигер

17.05.2023
19:30 Uhr

DE / Гамбург — Эльбская филармония Kleiner Saal

Александр Мельников

24. 05.2023
20:15 Uhr 9000 7

NL / Амстердам — ​​Concertgebouw Grote Zaal

Александр Мельников, Джонатан Дарлингтон, Оркестр восемнадцатого века

26.05.2023
20:30 Uhr

Франция / Париж — Зал Гаво

Александр Мельников, Джонатан Дарлингтон, Оркестр восемнадцатого века

29.05.2 023
11:30 Uhr

BE / Braibant Ciney — Château de Halloy SA

Александр Мельников, Александр Мадзар

29.05.2023
14:00 Uhr

BE / Braibant Ciney — Ch âteau de Halloy SA

Александр Мельников, Сини Симонен, Лилли Майяла, Эми Норрингтон

08.06.2023
20:30 Ур

БЭ / Шильде — Верф 44

Александр Мельников

16.06.2023
1 9:00 Uhr

/ —

Александр Мельников, Хьюго Тиччиати , Иштван Вардай, Ювак Готлибович

17.06.2023
19:00

/ —

Александр Мельников, Кристофер Сундквист

21.06.2023
20:00

9000 6 FR / Англе — Театр Квинтау

Александр Мельников

24. 06.2023

Франция / Реймс —

Александр Мельников, B’Rock

28.06.2023
19:30 Uhr

Швейцария / Базель — Stadtcasino Hans-Huber-Saal

Александр Мельников, Айвор Болтон, Sinfonieorchester Базель

29.06.2023
19:30 Uhr

CH / Basel — Stadtcasino Hans-Huber-Saal

Александр Мельников, Айвор Болтон, Симфонический оркестр Базеля

08.07.2023
17:00 Uhr

DE / Heideblick — Drauschemühle Bornsdorf

Александр Мельников, Гарриет Крийг, Пирмин Грел, Тобиас Фельдманн, Антье Вайтхаас, Полин Заксе

09.07.2023
17:00 Uhr

DE / Люббенау/Шпревальд — Schloss Lübbenau

Александр Мельников, Мартин Хельм чен

11 июля 2023
19:30 Uhr

DE / Baruth/Mark — Glashütte

Александр Мельников, Стивен Вартс, Тобиас Фельдманн, Тимоти Ридаут, Юлиана Штекель

14.07.2023
21:00 Uhr

CZ / Чески-Крумлов — Летняя верховая езда в замке School Garden

Александр Мельников, Симфонический оркестр Пражского радио, Роберт Йиндра

15. 07.2023
17:00 Uhr

DE / Elmau/Klais — Schloss Elmau

Александр Мельников

9000 6 18.07.2023

ДК / Хиндсгавль — Хиндсгавль Слот

Александр Мельников

22.07.2023
20:00 Uhr

Франция / Онфлер — Гренье на выбор

Александр Мельников

24.07.2023 900 71 20:00 Uhr

Франция / Монпелье – Опера Комедии

Изабель Фауст, Francois-Xavier Roth, Les Siècles, Александр Мельников

30.07.2023
11:11 Uhr

DE / Hitzacker — VERDO Kultur- und Tagungszentrum

Изабель Фауст, Александр Мельников, Йоханнес Хинтерхольцер

31.07.2023
14:02 Uhr

DE / Hitzacker — VERDO Kultur- und Tagungszentrum

Александр Мельников

Шопен, Рахманинов: Виолончельные сонаты

Fré Дерик Шопен
Соната для виолончели соль минор, соч. 65

Сергей Рахманинов
Соната для виолончели соль минор, соч. 19

Жан-Гиэн Кейрас — Виолончель

гармония мира, 2022

Прокофьев: Сонаты III

Сергей Прокофьев
Соната № 1 фа минор, соч. 1

Соната № 3 ля минор, соч. 28 «Из старых тетрадей»

Соната № 5 до мажор, соч. 135 (версия 1953 г.)

Видения беглецов, соч. 22

Harmonia mundi, 2022

Валторна и фортепиано: A Cor Basse Сольный концерт

Людвиг ван Бетховен
Соната для валторны фа мажор, соч. 17

Фердинанд Рис
Соната для валторны фа мажор, соч. 34

Джованни Пунто
Концерт для валторны № 1 ми мажор

Франц Данци
Соната для валторны ми-бемоль мажор, соч. 28

Теунис ван дер Цварт — Хорн

гармония мира, 2022

Брамс

Иоганнес Брамс
Tragic O увертюра, соч. 81
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ре минор, соч. 15

Луиджи Керубини
Элиза, или Путешествие по ледникам Мон-Сен-Бернар

Симфонический оркестр Базеля
Айвор Болтон — Дирижер

гармония мира, 2021

Стравинский. Солдатская сказка

Игорь Стравинский
Элегия для скрипки соло 900 71 Концертный дуэт для скрипки и фортепиано
Солдатская сказка

Изабель Фауст — Скрипка
Лоренцо Коппола — Кларнет
Хавьер Зафра — Фагот
Рейнхольд Фридрих — Корнет
Йорген ван Райен — Тромбон
Вис де Боеве — Контрабас
Раймонд Керфс — Перкуссия
Доминик Хорвиц — Спикер

гармония мира, 2021

Моцарт: Сонаты для фортепиано и скрипки III

Вольфганг Амадей Моцарт
Соната для скрипки соль мажор, К. 379
Соната для скрипки фа мажор, K. 377
Соната для скрипки ми-бемоль мажор, K. 302
Соната для скрипки си-бемоль мажор, K. 454

Изабель Фауст — Скрипка

Harmonia mundi, 2021

Бетховен: Тройной концерт

Людвиг ван Бетховен
Тройной концерт до мажор, соч. 56
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели на тему Симфонии № 2, соч. 36

Изабель Фауст — Скрипка
Жан-Гиэн Кейрас — Виолончель
Фрайбургский барочный оркестр
Пабло Эрас-Касадо — Дирижер

гармония мира, 2021

Прокофьев: Сонаты II

Сергей Прокофьев
Соната для фортепиано № 7 си-бемоль мажор, соч. 83
Соната для фортепиано № 4 до минор, соч. 29
Соната для фортепиано № 9 до мажор, соч. 103

Harmonia mundi, 2019

Моцарт: Сонаты для фортепиано и второй скрипки

Вольфганг Амадей Моцарт
Соната для скрипки фа мажор, К. 376
Соната для скрипки ля мажор, K. 305
Соната для скрипки соль мажор, K. 301
Соната для скрипки си-бемоль мажор, K. 378

Изабель Фауст — Скрипка

Harmonia mundi, 2018

Дебюсси: Три сонаты, Последние произведения

Клод Дебюсси
[T roisieme] Соната для скрипки и фортепиано
Berceuse heroïque
Страница альбома
[Deuxième] Соната для флейты, альта и арфы
Элегия
[Премьера] Соната для виолончели и фортепиано
Les Soirs illuminés par l’ardeur du charbon

Изабель Фауст — Скрипка
Танги де Вильенкур — Фортепиано
Хавьер Перианес — Фортепиано
Жан-Гиэн Кейрас — Виолончель
Магали Моснир — Флейта
Антуан Таместит — Альт
Ксавье де Местр — Арфа

гармония мира, 2018

Моцарт: Сонаты для фортепиано и скрипки I

Вольфганг Амадей Моцарт
Скрипка Соната ре мажор, К. 306
Соната для скрипки ми минор, K. 304
Соната для скрипки ля мажор, K. 526

Изабель Фауст — Скрипка

Harmonia mundi, 2018

Дебюсси: Прелюды к 2-й Ливре

Клод Дебюсси 9 0071 Прелюдии, Livre II
La Mer, trois esquisses symphoniques

Ольга Пащенко — Фортепиано

Harmonia mundi, 2018

Четыре фортепиано, четыре пьесы

Франц Шуберт 90 079
Странник-Фантазия, соч. 15 D 760

Фредерик Шопен
Двойные этюды, соч. 10

Франц Лист
Воспоминания о Дон Жуане

Игорь Стравинский
Тройское движение Петрушки

гармония мира, 2018 900 71

Шоссон — Франк

Эрнест Шоссон
Концерт для фортепиано, скрипки и Струнный квартет, соч. 21

Сезар Франк
Соната для фортепиано и скрипки ля мажор, FW8

Александр Мельников — Фортепиано
Изабель Фауст — Скрипка
Квартет Салагона — Струнный квартет

гармония мира, 2017

Шуберт: Фантазия фа минор

Франц Шуберт
Фантазия, соч. 103 Д 940
4 Лендлер, D 814
Marche Caractéristique, D 886 № 1
Вариации на оригинальную тему, соч. 35 Д 813
Гранд Марш, соч. 40 № 3 Д 819
Полонез, соч. 61 № 1 Д 824
Рондо, соч. 107 Д 951

Андреас Стайер — Фортепиано

гармония мира, 2017

Прокофьев: Сонаты I

Сергей Прокофьев
Фортепиано Соната № 2 ре минор, соч. 14
Соната для фортепиано № 6 ля мажор, соч. 82
Соната для фортепиано № 8 си-бемоль мажор, соч. 84

гармония мира, 2017

Шуман: Концерт для фортепиано с оркестром и Фортепианное трио № 2

Роберт Шуман
Концерт для фортепиано с оркестром, соч. 54
Фортепианное трио № 2 фа мажор, соч. 80

Изабель Фауст — Скрипка
Жан-Гиэн Кейрас — Виолончель
Фрайбургский барочный оркестр
Пабло Эрас-Касадо — дирижер

гармония мира, 2015

Брамс: Сонаты для скрипки, соч. 100 и 108

Иоганнес Брамс
Соната для скрипки № 3 ре минор, соч. 108
Соната для скрипки № 2 ля мажор, соч. 100

Роберт Шуман
Три романса, соч. 94

Альберт Дитрих / Роберт Шуман / Иоганнес Брамс
Ф.А.Е. Соната

Изабель Фауст — Скрипка

Harmonia mundi, 2015

Хиндемит: Сонаты для…

Пауль Хиндемит Фортепиано
Соната для виолончели и фортепиано
Соната для тромбона и фортепиано
Соната для скрипки и фортепиано
Соната для трубы и фортепиано

Изабель Фауст — Скрипка
Теунис ван дер Цварт — Хорн
Йерун Бервертс — Труба
Александр Рудин — Виолончель
Жерар Кост — Тромбон

гармония мира, 2015

Бетховен: Полное собрание сочинений для виолончели и фортепиано

Людвиг ван Бетховен
Вариации на тему «Ein Mädchen oder Weibchen» Моцарта (Волшебная флейта), соч. 66
Соната № 1 фа мажор, соч. 5 № 1
Соната № 2 соль минор, соч. 5 № 2
Вариации на тему Генделя «Смотрите, идет герой-победитель» (Иуда Маккавей), WoO 45
Соната № 3 ля мажор, соч. 69
Вариации на тему «Bei Männern welche Liebe fühlen» (Волшебная флейта) Моцарта, WoO 46
Соната № 4 до мажор, соч. 102 № 1
Соната № 5 ре мажор, соч. 102 № 2

Жан-Гиэн Кейрас — Виолончель

гармония мира, 2014

Бетховен: Фортепианные трио, соч. 70 № 2, соч. 97 «Эрцгерцог»

Людвиг ван Бетховен
Трио для скрипки, виолончели и фортепиано ми-бемоль мажор, соч. 70 № 2
Трио для скрипки, виолончели и фортепиано си-бемоль мажор «Эрцгерцог», соч. 97

Изабель Фауст — Скрипка
Жан-Гиен Кейрас — Виолончель

гармония мира, 2014

Вебер: Сонаты и фортепианный квартет

Карл Мария фон Вебер
Соната до мажор, соч. 10 № 6
Соната соль мажор, соч. 10 № 3
Соната ми-бемоль мажор, соч. 10 № 4
Квартет для скрипки, альта, виолончели и фортепиано си-бемоль мажор, соч. 8

Изабель Фауст — Скрипка
Борис Фауст — Альт
Вольфганг Эмануэль Шмидт — Виолончель

гармония мира, 2013

Шостакович: Концерты для фортепиано с оркестром

Дмитрий Шостакович
Концерт для фортепиано с оркестром No. 2 фа мажор, соч. 102
Соната для скрипки и фортепиано, соч. 134
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до минор, соч. 35

Изабель Фауст — Скрипка
Йерун Бервертс — Труба
Камерный оркестр Малера
Теодор Курентзис — Дирижер

гармония мира, 2012

Шостакович: Прелюдии и фуги

Дмитрий Шостакович
Прелюдии и фуги, соч. 87

гармония мира, 2010

Брамс: Сонаты

Иоганнес Брамс
Трио валторн ми-бемоль мажор, соч. 40
Соната для скрипки и фортепиано № 1 соль мажор, соч. 78
Фантазии, соч. 116 №№ 1-7

Теунис ван дер Зварт — Валторна
Изабель Фауст — Скрипка

гармония мира, 2008

Рахманинов: Этюды-таблицы

Сергей Рахманинов
Этюды-таблицы, Соч. 39 №№ 1-9
Песни, соч. 38 №№ 1-6
Вариации на тему Корелли, соч. 42

Елена Брилова — Сопрано

Harmonia mundi, 2008

Бетховен: Крейцерова соната

Людвиг ван Бетховен
Концерт для скрипки с оркестром, соч. 61
Соната для скрипки и фортепиано № 9 ля мажор, соч. 47 «Крейцерова соната»

Изабель Фауст — Скрипка

Harmoina mundi, 2007

Скрябин

Александр Скрябин
Прелюдии, соч. 11 №№ 1-24
Соната для фортепиано № 3 соль-диез минор, соч. 19 «Соната фэнтези»
Стихи, соч. 32 № 1-2
Пьесы для фортепиано, соч. 45 №№ 1-3
Пьесы для фортепиано, соч. 57 №№ 1-2
Соната для фортепиано № 3 фа-диез минор, соч. 23
Прелюдии, соч. 74 №№ 1-5
Пьесы для фортепиано, соч. 56 №№ 1-4
Соната для фортепиано, соч. 68 № 9 «Черная месса»
Мазурки, соч. 25 №№ 1-9

гармония мира, 2006

Шуберт

Франц Шуберт
Фантазия до мажор, соч. пост. 159 Д 934
Соната для скрипки и фортепиано ля мажор, D 574
Блестящее рондо си минор, соч. 70 D 895

Изабель Фауст — Скрипка

гармония мира, 2006

Дворжак

Антонин Дворжак
Концерт для скрипки с оркестром, соч. 53
Фортепианное трио № 3 фа минор, соч. 65

Изабель Фауст — Скрипка
Жан-Гиэн Кейрас — Виолончель
Пражский филармонический оркестр
Иржи Белоглавек — Дирижер

Harmonia mundi, 2004

Многие фортепиано — Александр Мельников

Смотреть видео на YouTube

«Шуман: Фортепианный концерт» (презентация альбома)

Смотреть видео на YouTube 90 007

ШКАФ / Тела в покое

Зима 2006–2007 гг.

Соната сна Константина Мельникова

Схема Мельникова для конкурса «Зеленый город» 1929 года. План такой разделен на шесть секторов: лес, пашни, сад, зоопарк, питомник и — в «кусочке» — его лаборатория сна. Предоставлено семейным архивом Мельниковых.

В 1928 году СССР реализовал свой первый пятилетний план, программу форсированной индустриализации, которая привела к безумному строительству, массовой миграции и пропаганде. Плакаты сообщали о все более головокружительной производственной статистике, о выполнении все более ошеломляющих норм работы. Но все это дорого обошлось трудящемуся населению: в этом году также был увеличен рабочий день, в 1929 году введена карточная система, а условия жизни большей частью оставались бедными, скученными и антисанитарными. Ударные отряды коммунизма были в опасной близости от физического и умственного истощения: им нужен был отдых.

В 1929 году советские власти объявили конкурс на лучший проект садового пригорода в Подмосковье, куда можно было бы отправить рабочих, чтобы они восстановили силы после заводского труда. «Зеленый город» должен был одновременно вместить 100 000 рабочих и обеспечить ряд развлекательных и культурных мероприятий. Многие российские архитекторы и планировщики, долгое время занятые вопросами того, как социалистические сообщества могут избежать недостатков капиталистической метрополии — грязи, перенаселенности, эксплуатации, отчуждения — воспользовались возможностью спроектировать свои идеальные видения. Однако среди самых странных из предложенных схем была схема Константина Мельникова, получившего всемирную известность благодаря смелой геометрии своего павильона СССР на Международной выставке Декоративное искусство в Париже в 1925. Наряду с большими участками парковой зоны, в которых рабочие могли общаться с природой, Мельников также предусмотрел электропоезда для перевозки их по городу и спроектировал светлые и просторные комнаты, в которых они могли расслабиться. Однако решающим компонентом пребывания пролетариата в Зеленом городе было не то, как он заполнял часы бодрствования, а то, как он спал.

«Без сна, — рассуждал Мельников, — свежий воздух мало что сделает для нашего здоровья». Он спроектировал здание, в котором сотни рабочих могли одновременно пользоваться его благами. Названа «Соната сна» — каламбур на сын , русское слово, обозначающее сон или сон, — здание состояло из двух больших спален по обе стороны от центрального блока с туалетами. Полы в спальнях были наклонными, чтобы не было необходимости в подушках, а кровати должны были быть встроенными «наподобие лабораторных столов», по словам Фредерика Старра, автора стандартной монографии о Мельникове. Далее Старр описывает дальнейшие старания Мельникова над созданием атмосферы:

В обоих концах длинных зданий должны были располагаться будки управления, где техники должны были управлять приборами для регулирования температуры, влажности и давления воздуха, а также разносить по залам целебные ароматы и «разреженный сгущенный воздух». И звук не останется неорганизованным. Специалисты, работающие «по научным фактам», передавали из центра управления ряд звуков, рассчитанных на усиление процесса сна. Шелест листьев, воркование соловьев или тихое журчание волн моментально расслабят самого измученного ветерана мегаполиса. Если они не сработают, механизированные кровати начнут мягко раскачиваться, пока не потеряют сознание. [1]

Модель «Сонаты сна». Предоставлено семейным архивом Мельниковых.

Фантазия контроля над всем сенсорным опытом показывает, как выразился Старр, «насколько тонка грань между благожелательной фантазией и зловещим прометеанством». Технологическое лечение сна Мельникова сочетает в себе акцент на коллективе, смелый визионерский элемент и непоколебимую веру в технологии, которые помещают его прямо на территорию России 1920-х годов, периода, изобилующего утопическими схемами и футурологическими спекуляциями; в нем также есть антиутопические отголоски, напоминающие оцепеневших жителей дома Хаксли 9.0135 Дивный новый мир или Замятина Мы .

Фэнтези, однако, не было присуще коммунистическому миру — как показывает сам проект Мельникова. Непосредственным источником вдохновения на самом деле были американцы: Мельников читал о курсантах, которых учили языкам во время сна в военно-морской школе США в Пенсаколе, Флорида. Именно в Америке его идеи впервые были воплощены в жизнь: хотя ни одна из схем Зеленого города так и не была реализована, Мельникова привлекла внимание Сэмюэля «Рокси» Ротафеля, нью-йоркского шоумена, посетившего Россию в 1919 году.31 собрал идеи для Radio City Music Hall, который он и Джон Д. Рокфеллер предложили построить. Кабины управления, казалось, были как раз тем, что нужно: «В течение нескольких месяцев отдел рекламы [Ротафеля] бомбардировал американскую общественность заявлением Мельникова о том, что «два часа в промытом, ионизированном, озонированном, ультрасолнечном воздухе [Радио Сити Мюзик-холл] стоят месяц в стране». [2]

В то время как энтузиазм Ротафеля проистекал из желания манипулировать потребителями, первоначальный импульс Мельникова был гораздо более далеко идущим. Ибо проект «Зеленый город» содержит в своем центре структуру, чьи амбиции, хотя и неопределенные в своих деталях, были резонансно ясны: Институт изменения формы человека. Мельников был не одинок в этой мечте о преодолении телесных пределов человека. В середине 1920-х годов Дзига Вертов провозгласил превосходство «киноглаза» над человеческим зрением, а актеры театра Всеволода Мейерхольда в своих «биомеханических» движениях вызывали ритмы машин. В новом мире, создаваемом Советской властью, уж точно не могли бы сами люди оставаться прежними. Таким образом, коммунизм должен был стать не просто сдвигом в отношениях собственности, но лобовой атакой на границы человеческой природы.

Даже крайняя граница жизни не была защищена от нападения. Среди многих эзотерических течений, влившихся в русский модернизм ХХ века, идеи Николая Федорова выделяются как своей неординарностью, так и степенью влияния. Библиотекарь по профессии, Федоров в конце девятнадцатого века настаивал на том, что конечной целью человеческого прогресса является преодоление смертности и, благодаря научному прогрессу, физическое воскрешение мертвых. Хорошо в 1920-х годов небольшая, но энергичная группа продолжала продвигать его идеи, и тема воскрешения повторяется в советской литературе, особенно в творчестве Андрея Платонова. Такое мышление закрепилось даже в официальных кругах: в 1921 году нарком внешней торговли Леонид Красин писал: «Я уверен, что придет время, когда можно будет использовать элементы жизни человека для воссоздания человека… [и] воскресить великих исторических деятелей». [3]

На самом деле Красин несет ответственность за, возможно, самое заметное наследие идей Федорова, которое стоит на Красной площади. 19 февраля24 января Красину поручили сохранить тело Ленина, скончавшегося 25 января. Ученые лихорадочно работали над созданием метода бальзамирования, который предотвратил бы разложение тела Ленина: простое охлаждение фактически ускорило разложение, поэтому после долгих споров было решено «бальзамировать» Вождя в жидкости, содержащей глицерин и ацетат калия. [4] Тем временем Красин организовал строительство мавзолея, в котором она могла бы находиться постоянно — или, может быть, до тех пор, пока наука не разрешит оживление. Был выдвинут ряд предложений относительно гробницы, от диковинных (гигантский винт с двумя гайками) до минималистичных (Казимир Малевич предложил куб), прежде чем партия в конце концов остановилась на каменной версии временного деревянного зиккурата, который был поставлен сразу после смерти Ленина.

Конкурс на проект саркофага выиграл не кто иной, как Мельников, которого Старр убедительно изображает под влиянием идей Федорова. В косвенном предвосхищении своей «Сонаты сна» Мельников описывал стекло, в котором будет заключен покойный Ульянов, как «хрусталь с лучезарной игрой внутреннего света, намекающей на сказку о спящей царевне». [5] Были и другие, случайные предзнаменования грядущего: Мельников с трудом укладывался в установленный Красиным срок, а когда работа была закончена, «в силу крайнего истощения», ему пришлось принять поздравления Красина, «пока спит в своем кресле». [6]

Позолоченная общая спальня в доме Мельникова, роспись 1932 г. сын архитектора Виктор Мельников.

Сон и смерть также были подсознательно переплетены в доме, который Мельников построил для себя в Москве в 1927–1929 годах и который стал предметом судебной тяжбы между его наследниками, российским государством и магнатом в сфере недвижимости. [7] По словам сына Мельникова, умершего в феврале 2006 г., вся семья спала в одной комнате — в предвкушении коллективного усыпления Мельникова — родители были отделены от детей только перегородками, пересекающими по диагонали одну из двух комнат здания. цилиндрические объемы. В то время как остальная часть дома была залита естественным светом из многочисленных шестиугольных окон, спальня имела дополнительный источник освещения: стены, пол и потолок изначально были выкрашены в золотой цвет, такого же цвета было и постельное белье. «Когда мы проснулись утром, — как выразился сын Мельникова, — нам казалось, что мы плывем в густом золотом воздухе». [8]  Сами кровати были встроены в пол — как и кровати в «Сонате сна» — и имели форму «каменных пьедесталов, на которых человеческое тело покоилось в беспыльной чистоте и восстанавливалось под действием воздействий свежего воздуха». Старр замечает, что эти кровати «ни на что так не похожи, как на носилки». [9]

Для Мельникова в сне, кажется, было что-то отчетливо потустороннее: подсчитав, что человек проводит во сне треть своей жизни, он в своем проспекте к «Сонате сна» сослался на:

двадцать лет лежания без сознания, без сопровождения, как путешествие в сферу таинственных миров, чтобы прикоснуться к неизведанным глубинам источников целительных таинств и, возможно, чудес. Да, все возможно, даже чудеса. [10]

К сожалению для Мельникова, мало что оказалось возможным после середины 1930-х годов, когда Союз архитекторов был подчинен новому поколению, стремящемуся искоренить такие неортодоксальные таланты, как он. Лишенный работы и полностью изолированный, Мельников до своей смерти в 19 г.74. Остальная часть его карьеры развернулась исключительно на бумаге, в то время как вокруг него эклектичная архитектура сталинизма принимала все более монументальные формы.

Однако было бы ошибкой думать, что Мельников полностью воздерживался от формировавшегося вокруг него соцреалистического языка. Среди его незавершенных проектов начала 1930-х годов есть несколько, которые перенимают безумный масштаб и властный символизм его более успешных современников. Действительно, его проекты Наркомата тяжелой промышленности 1934 года столь же фантастичны, как и все, что одобрено Сталиным, если не более: М-образное здание, состоящее из двух V, обозначающих две выполненные до сих пор пятилетки, возвышается над Красной площадью, затмевает пролетающий самолет; две гигантские лестницы расходятся веером из центра здания, в конце которых пешеходы проходят через порталы в форме огромных роликовых подшипников. В гигантских пропорциях и буквализированных образах есть что-то от логики сна, как если бы Мельников рекомбинировал индустриальную иконографию в серию пространственных приключений.

Путь Мельникова от простых деревянных рыночных прилавков, с которых он начал свою карьеру, до бреда гигантских лестниц и роликовых опор, кажется параллельным общему прогрессу советской архитектуры от строгой геометрии к витиеватому монументализму. Острие этой трансформации приходится на конец 1920-х годов, как раз на тот момент, когда Мельников замыслил свою Сонату сна. Можно было бы подумать, что это совпадение как-то выражает более глубокую метафорическую истину о том, что сталинизм был формой сна, в который насильно убаюкали советское общество.

Образцом для этого послужили идеи Вальтера Беньямина о Париже девятнадцатого века, чью архитектуру он видел как выражение ансамбля общих мифов, которые можно было бы уподобить коллективной мечте. Капитализм, по Беньямину, был «естественным явлением, вместе с которым Европа погрузилась в новый, наполненный сновидениями сон, а через него реактивация мифических сил». [11]  В другом месте Бенджамин говорил о Первой мировой войне как о конвульсиях, охвативших политическое тело:

В ночи уничтожения последней войны тело человечества сотрясалось чувством, напоминавшим блаженство эпилептика. . А последовавшие за этим бунты были первой попыткой человечества подчинить себе новое тело. Сила пролетариата есть мера его выздоровления. [12]

Таким образом, в этой метафорической схеме капитализм — это сон, а революция — начало просветления после травматического пробуждения.

В революционной России, однако, последовательность была обратной: капитализм был свергнут только для того, чтобы быть замененным бюрократической диктатурой, которая производила здания и образы, столь же наполненные мечтами, как парижские галереи. Социалистический реализм часто отвергают просто как тоталитарный китч или эстетический регресс. Но если бы мы применили к ней беньяминовскую концепцию архитектуры как коллективного сна, мы могли бы увидеть 1920-е годы, когда доминировала прозрачность функций и чистота линий, как момент бодрствования, стряхивания иллюзий старого режима в пользу трезвого, геометрического мира, лишенного двусмысленностей. Последующий поворот к псевдоклассическим формам в 1930-х годах и появление эклектичного, раздутого стиля, нагруженного символами — серпы, молоты, снопы пшеницы, звезды — знаменует собой начало другого состояния сна, в котором здания еще раз сгущают коллективную жизнь. опыт в архитектоническую форму, подобно тому, как разум человека преобразовывает дневные события в сны.

Можно даже представить проект Аркады  для сталинской Москвы, каталогизирующий городскую фантасмагорию пилястр и лепнины, современные катакомбы метро, ​​даже ВДНХ, китчевый тематический парк, который Феллини однажды назвал « галлюцинация пьяного кондитера». Такое предприятие, однако, было бы в значительной степени лишено надежды, лежащей в основе незавершенных трудов Беньямина, — что полное сознание лежало по ту сторону сна. Ибо россияне очнулись от одной мечты только для того, чтобы погрузиться в другую, рыночный либеральный капитализм путинской «управляемой демократии». Далекие от того, чтобы разделять энтузиазм Мельникова по поводу целебных свойств сна, их чувства теперь могут быть ближе к тем, которые выразил Стивен Дедал в Улисс : «История… это кошмар, от которого я пытаюсь проснуться».

  1. С. Фредерик Старр, Мельников: Архитектор-одиночка в массовом обществе (Принтон: издательство Принстонского университета, 1978), с. 179.
  2. Старр, Мельников , оп. соч., с. 181.
  3. Цитируется по Susan Buck-Morss, Dreamworld and Catastrophe: The Passing of Mass Utopia in East and West (Cambridge, Mass.: MIT Press, 2000), p. 76.
  4. См. Илья Збарский и Сэмюэл Хатчинсон, Ленинские бальзамировщики (Лондон: Harvill Press, 1998), с. 25.
  5. Цитируется по Starr, Melnikov , op. соч., с. 81.
  6. Старр, Мельников , оп. соч., с. 83.
  7. См. Christopher Mason, «In Moscow, a Battle for a Modernist Landmark», The New York Times , 17 августа 2006 г.
  8. Александра Шацких, «Дом без прямых углов», Artnews , октябрь 2005.
  9. Старр, Мельников , оп. cit., стр. 123–124, 252.
  10. Цитируется по Starr, Melnikov , op. соч., с. 177.
  11. Уолтер Бенджамин, The Arcades Project (Кембридж, Массачусетс: Belknap Press, 1999), с. 391.
  12. Уолтер Бенджамин, улица с односторонним движением и другие произведения (Лондон: Verso 1979), с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *