Лучше меньше, да лучше: Мис ван дер Роэ, пионер современного движения
Лучше меньше, да лучше: Мис ван дер Роэ, пионер современного движения
Людвиг Мис ван дер Роэ (27 марта 1886 — 17 августа 1969) — один из самых влиятельных архитекторов 20-го века, известный своей ролью в развитии самого прочного архитектурного стиля эпохи: модернизма. Мис родился в Аахене, Германия. Карьера началась во влиятельной студии Питера Беренса, где Мис работал вместе с двумя другими титанами модернизма, Вальтером Гропиусом и Ле Корбюзье. На протяжении почти столетия минималистский стиль Миса был очень популярен; его знаменитый афоризм «меньше значит больше» до сих пор широко используется даже теми, кто не знает его происхождения.
Мис начал развивать этот стиль в 1920-х годах, сочетая функциональные индустриальные интересы своих современников-модернистов и эстетическое стремление к минимальным пересекающимся плоскостям — отвергая традиционные системы замкнутых комнат и сильно полагаясь на стекло, чтобы растворить границу между интерьером здания и экстерьер. Десятилетие было отмечено его предложением о небоскребе на Фридрихштрассе, нереализованной полностью стеклянной башне, спроектированной в 1921 году, которая закрепила его известность в архитектурном авангарде, а также его немецким павильоном 1929 года на выставке в Барселоне (более известным как Павильон Барселоны). ), который остается одним из его самых известных и популярных произведений.
В 1930 году Мис сменил Ханнеса Мейера на посту директора Баухауза — школы, основанной и наиболее часто связанной с ее основателем Вальтером Гропиусом, — и оставаясь ее лидером, пока она не была вынуждена закрыться в 1933 году под давлением нацистского правительства. В 1932 году работы Миса легли в основу выставки Музея современного искусства «Международный стиль», организованной Филипом Джонсоном и Генри-Расселом Хичкоком, выставки, которая не только укрепила роль Миса как лидера модернистского движения. но также представил само движение более широкой международной аудитории.
После закрытия Баухауза и продолжающегося подъема нацистов в Германии Мису становилось все труднее работать в своей родной стране. В конце концов он решил эмигрировать в Соединенные Штаты в 1937 году, где поселился в Чикаго и возглавил Технологический институт Иллинойса. За 20 лет работы в IIT Мис разработал то, что стало известно как «вторая чикагская архитектурная школа», стиль упрощенных, прямолинейных высотных зданий, примером которых являются такие проекты, как 860-880 Lakeshore Drive и Seagram Building. Наряду с этой новой типологией небоскребов он также продолжил развивать свою типологию павильонов с низкой посадкой, которую он впервые опробовал в таких проектах, как Павильон Барселоны, — с полностью прозрачным домом Фарнсворт, завершенным в 1951 году, который, вероятно, является наиболее устойчивым примером в США. Иногда Мису удавалось объединить обе эти типологии в одну композицию, как он это сделал в комплексе из трех зданий Чикагского федерального центра.
Познакомьтесь с некоторыми из самых знаковых проектов Миса ван дер Роэ:
Павильон Барселоны (1929)
Дом Фарнсворта (1951)
Здание Сиграм (1958)
Парк Лафайет (1959)
Новая национальная галерея (1968)
Здание IBM (330 North Wabash) (1973)
Людвиг Мис ван дер Роэ
Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe, настоящее имя Maria Ludwig Michael Mies — Мария Людвиг Михаэль Мис; Немецкий архитектор модернист, ведущий представитель «интернационального стиля»,один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX века. .
Начало карьеры.
Людвиг Мис родился 27 марта 1886 г. в немецком городе Ахене. С 1900 по 1902 г. учился в ремесленной школе, затем работал каменотёсом в семейном предприятии отца в Ахене, после чего устроился на работу в мастерскую Бруно Пауля в Бердине. В 1908 г. перешел в мастерскую Петера Беренса , где проработал до1912 г. Под влиянием Беренса у Миса выработался его «универсальный» подход к проектированию зданий, который он затем развивал до конца жизни. Заметное влияние на него оказали такие направления, как конструктивизм и нидерландская школа De Stijl
Работа в Германии и России.
С 1912 по 1930 г. Мис работает как независимый архитектор в Берлине. В начале самостоятельной карьеры он изменил свою фамилию, объединив с помощью «аристократического» сочетания ван дер унаследованное от отца имя Мис с материнской фамилией Роэ.
В 1911—1912 г. руководит строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Петера Беренса
В 1927 г. Мис ван дер Роэ руководит Международной выставкой жилища в Штутгарте, где разработал генеральный план образцового посёлка Вайсенхоф. Основным вкладом Миса в проект стал трёхэтажный жилой дом, отличавшийся от стандартных домов линейной застройки тем, что внутри него можно было образовывать квартиры разного размера и формы. Кухни и ванные комнаты помещались в фиксированном ядре квартиры, а все остальное пространство делилось подвижными перегородками (так называемая «свободная планировка»).
В 1929 году Мис ван дер Роэ возглавляет строительство павильона Германии на международной выставке в Барселоне, представляющего собой не только павильон, но и собственно выставочный экспонат. Отказавшись от использования орнамента, в качестве декора Мис использует чёткие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов — полированного травертина,оникса и стекла, а также поверхности воды. В павильоне Мис создаёт свободно перетекающее пространство, перенося тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появляется возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов. Помимо проекта павильона, Мис также создаёт для него коллекцию мебели «Барселона». Проект павильона принёс Мису мировую известность.
В 1930 году Мис ван дер Роэ строит виллу Тугендгат в Брно, в которой продолжает развивать идеи, заложенные в павильоне Германии, но применительно к жилому дому. Построенная на уклоне, вилла спроектирована на двух уровнях и разделена на четыре функциональные зоны, причём свободный план используется только в светской зоне. Освобожденные от нагрузки стеклянные стены автоматически убираются, объединяя тем самым интерьер с окружающим ландшафтом. В интерьере снова широко используется полированный оникс. Вилла Тугендхата считается венцом немецкого периода творчества Миса ван дер Роэ. Для виллы Тугендхата Мис ван дер Роэ также спроектировал коллекцию мебели «Брно».
С 1930 по 1933г Мис по просьбе его друга и конкурента Вальтера Гропиуса становится директором школы Баухауз — сначала в Дессау, потом в Берлине.
Работа в США
В 1938 г. Мис ван дер Роэ уезжает в США, не желая оставаться в нацистской Германии. Мис становится натурализованным гражданином США. Обосновавшись в Чикаго, архитектор вскоре получает приглашение возглавить Иллинойсский технологический институт. На новой должности он организовал перестройку кампуса. Многие здания, построенные им — например, Краун Холл, здание факультета архитектуры — функционируют до сих пор.
Руководствуясь принципом «Меньше — значит больше» (Less is more), в американский период Мис развивает концепцию «универсального» здания — предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками.
Благодаря широкому использованию стекла его дома получаются как бы пронизанными солнечным светом — в соответствии с философией неотомизма, последователем которой являлся Мис.
В погоне за абсолютной абстракцией и геометризацией формы Мис начинает пренебрегать привычными бытовыми требованиями, что противоречит раннему требованию функционализма «Функция определяет форму».
Малоэтажные дома
кребыВ 1946—1951 г. в местечке Плейно (Иллинойс) Мис строит «Стеклянный дом» (Фарнсуорт-Хауз) для доктора Эдит Фарнсуорт, известной вЧикаго женщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Среди многочисленных подражаний, реплик и клонов «Стеклянного дома» можно отметить дом ученика Миса — архитектора и художественного критика Филипа Джонсона — дом которого построен по принципу «слияния с природой»: те же стеклянные стены, но зато тёмные опоры здания, расположенные в углах-гранях периметра несущей конструк
Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскрёбов в Чикаго. Наиболее известным является построенный в 1958 году небоскрёб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений Миса было отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Ещё на шаг отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания.
После Сигрэма в конторе Миса создают ещё несколько офисных небоскрёбов, среди которых IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто (Канада).
Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми от офисных зданий — и резко отличавшимися от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго.
Последние годы жизни и творческое наследие
Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи в Западном Берлине, построенное в1968 году. Архитектор умер 17 августа 1969 г. в Чикаго. Похоронен на кладбище Грейсленд.
Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса». Однако ещё при жизни Мис достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Полностью стеклянные стены породили проблемы с избыточной инсоляцией, а застроенные одинаковыми блоками кварталы стали казаться многим унылыми. После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены и в 80-е годы практически вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм.
Меньше значит больше: 10 зданий Людвига Мис ван дер Роэ
Своими творениями из стекла и металла и культовым креслом «Барселона» Мис стремился создать новый архитектурный идеал, который олицетворял бы современность. Его работа стала краеугольным камнем выставки Музея современного искусства 1932 года «Международный стиль», которую курировали Филип Джонсон и Генри-Рассел Хичкок, которая представила модернистское движение более широкой аудитории и укрепила его роль лидера. Его наследие живет благодаря его влиятельной идеологии, которая доказывает, что, как однажды сказал архитектор, «меньше значит больше».
Дом Фарнсворта (1951)Плано, Иллинойс
Одна из самых значительных работ Миса, Дом Фарнсворта в Плано, штат Иллинойс, был построен между 1945 и 1951 годами для доктора Эдит Фарнсворт на выходные. отступление. Дом охватывает его концепцию прочной связи между структурой и природой и может быть наиболее полным выражением его модернистских идеалов.
Павильон Барселоны (1929 г.)Барселона, Испания
Разработанный Мисом ван дер Роэ в рамках Международной выставки 1929 года в Барселоне, Испания, барселонский павильон продемонстрировал его культовое кресло Barcelona для Knoll и представил миру новое современное движение в архитектуре.
Федеральный комплекс Чикаго
Чикаго, Иллинойс
Федеральный центр Чикаго — еще один пример невероятного архитектурного наследия, которое Мис ван дер Роэ оставил городу Чикаго. В своей книге « Чикаго: внутри и вокруг петли, пешеходные экскурсии по архитектуре и истории» Джерард Вулф называет Федеральный центр «окончательным выражением второй чикагской архитектурной школы». Яркая скульптура Александра Колдера «Фламинго» дополняет линейный комплекс.
Краун-холл (1956 г.)
Чикаго, Иллинойс
Построенный в 1956 году, Краун-холл является домом для Архитектурного колледжа Иллинойского технологического института в Чикаго, штат Иллинойс. Краун-холл, широко известный как один из шедевров Миса ван дер Роэ, прекрасно иллюстрирует его основную технику строительства из стали и стекла. Мис считал это здание воплощением своего знаменитого высказывания «меньше значит больше».
Мемориальная библиотека Мартина Лютера Кинга (1972)
Вашингтон, округ Колумбия
Будучи его последним зданием и его единственной библиотекой, Мемориальная библиотека Мартина Лютера Кинга-младшего (MLKML) является центральным учреждением системы публичных библиотек округа Колумбия. Здание площадью 400 000 квадратных футов из стали, кирпича и стекла было завершено в 1972 году и является редким образцом современной архитектуры в Вашингтоне, округ Колумбия. В настоящее время здание закрыто для обновлений, открытие запланировано на 2020 год.
New York, New York
38-этажное здание Seagram Building, являющееся эталоном современного небоскреба, расположено в самом центре Нью-Йорка на Парк-авеню. Элегантная структура была первым высоким офисным зданием Миса и воплощает в себе принципы модернизма.
860-880 Норт-Лейк-Шор-Драйв
Чикаго, Иллинойс
Построенные между 1949 и 1951 годами, культовые башни 860-880 Лейк-Шор-Драйв изменили представление о высотной жизни для послевоенного поколения. Неотъемлемая часть горизонта Чикаго, 26-этажные башни возвышаются над озером Мичиган и предлагают жителям потрясающий вид на набережную.
Парк Лафайет в Детройте — первый проект реконструкции города в Соединенных Штатах — представляет собой крупнейшую в мире коллекцию зданий, спроектированных Мис ван дер Роэ. Построенный в 1959 году, комплекс площадью 78 акров не так известен, как некоторые другие проекты Миса. Тем не менее, он заслуживает признания, поскольку по-прежнему остается оживленным районом, даже несмотря на то, что ему уже более 50 лет.
Куллинан-холл в Музее изящных искусств, Хьюстон (1954)
Хьюстон, Техас
В 1953 года Нина Дж. Куллинан подарила пристройку к Хьюстонскому музею изящных искусств в память о своих родителях. Ее единственным условием было то, что он должен быть спроектирован архитектором с «выдающейся репутацией и большим опытом». После того, как Мис был выбран для комиссии, Мис прибыл в Хьюстон жарким летним днем и отверг идею стандартного открытого двора музея, заметив: «Но в этом климате вы не можете хотеть открытый внутренний дворик».
Новая национальная галерея (1968)
Берлин, Германия
Neue Nationalgalerie (Новая национальная галерея) — музей современного искусства, созданный Мисом в Берлине. Здание музея и его сады скульптур были открыты в 1968 году.
Магазин Дизайны Людвига Миса ван дер Роэ
Стул Knoll BarcelonaКогда Людвиг Мис ван дер Роэ был выбран для создания мебели для Немецкого павильона на Международной выставке 1929 года в Барселоне , он спроектировал культовое кресло, которое, возможно, многие не подозревают, имеет королевские корни.
Магазин
Мис ван дер Роэ (Basic Art Series 2.0)Amazon
Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969), известный своим девизом «меньше значит больше», был одним из основоположников современной архитектуры и горячим — спорный законодатель вкусов эстетики и городского опыта двадцатого века. Философия Мис ван дер Роэ заключалась в том, чтобы истина заключалась в чистых формах и…
Магазин
Стол Knoll BarcelonaДемонстрируя безошибочное чувство меры, а также минималистские формы и изысканные детали, столы архитектора Людвига Миса ван дер Роэ и стулья называют «архитектурой в миниатюре». Стол Барселоны (1930) изначально был создан для виллы Тугендхат, спроектированной Мисом, в. .. Темы
Мис ван дер RoheDesign NewsRoundups
Чем меньше, тем лучше: наследие Людвига Миса ван дер Роэ в 8 современных домах
Архитекторы: Хотите, чтобы ваш проект был представлен? Продемонстрируйте свою работу через Architizer и подпишитесь на нашу вдохновляющую рассылку.
Немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, обладающий обширным наследием, от возвышающегося здания Сигрэм в Нью-Йорке до элегантного скромного павильона в Барселоне, безусловно, следовал своим убеждениям в области строительного дизайна. «Бог в деталях», — заявил он, отдавая предпочтение честному структурному выражению стекла, железа и бетона. «Строительное искусство, — считал он, — это всегда… пространственное исполнение духовных решений».
Обладая острым чувством меры и вниманием к врожденной роскоши строительных материалов, Мис ван дер Роэ построил дома — как в Германии до и во время его пребывания в Баухаузе, так и после его иммиграции в Соединенные Штаты — почти совершенные сочленения современной резиденции. По сей день его современные дома внушают тихий трепет, столь же лаконичные с точки зрения пространства, как и его часто цитируемые изречения в словах. Вспоминая хромированные колонны в Mies’ 1930 Вилла Тугендхат в Брно или парящие самолеты дома Фарнсворта 1951 года в Иллинойсе, легко найти доказательства его гениальности.
Но даже в современных архитектурных проектах по всему миру следы Миса сохраняются в формах и материальных деталях, строки архитектурной поэзии, которые намекают и подтверждают его вневременную заповедь: меньше значит еще больше.
© Modersohn & Freiesleben
© Modersohn & Freiesleben
Haus S by Modersohn & Freiesleben, Берлин, Германия
Как и знаменитый стеклянный дом Миса ван дер Роэ в Плано, штат Иллинойс, этот дом во внешнем районе Берлина определяется горизонтальными плоскостями, которые подчеркивают использование открытого бетона, белого терраццо и алюминиевых рам для создания простого, но притягательного дизайн.
© Atelier RZLBD
© Atelier RZLBD
© Atelier RZLBD
Дом напротив by rzlbd, Торонто, Канада
3 9000 общественного и частного, эффектного и удобного , знакомые и разные.
© Alberto Campo Baeza
© Alberto Campo Baeza
© Alberto Campo Baeza
Olnick Spanu House by Alberto Campo Baeza, Гаррисон, Нью-Йорк, США и кости», дом Olnick Spanu House оживляет свой простой кубический объем за счет щедрого использования стекла, мощеного камня и травертинового мрамора. Тонкие колонны очерчивают пропорцию пространства, позволяя широким горизонтальным плоскостям оставаться доминирующими, а наборы стульев Brno и Barcelona Chair прямо отсылают к модернистскому мастеру.
© Carla Juacaba
© Carla Juacaba
© Carla Juacaba
Rio Bonito House by Carla Juacaba, Рио-де-Жанейро, Бразилия
Джейн добавляет тропический оттенок плоскостным проектам Баухауса в Рио-де-Жанейро. Отступление сохраняет минималистский, простой подход Миса к интерьерам и энтузиазм к конструктивным деталям. Скрепленные толстыми каменными стенами с обеих сторон, четыре стальных двутавровых балки, которые определяют пол и крышу, были окрашены в теплый красный цвет, чтобы подчеркнуть их роль в конструкции проекта.
© Backyard Revolution PDF
© Backyard Revolution PDF
© Backyard Revolution PDF
Вилла Abborrkroken i Överby by John Robert Nilsson Arkitektkontor, Стокгольмский архипелаг
Глубокий черный свес этого дома напоминает Стокгольм. Новая национальная галерея Миса, построенная в берлинском Культурфоруме. Но в отличие от насыщенной урбанистичности музея стекла и стали, этот жилой проект выходит окнами на панорамный вид на близлежащий залив и включает в себя грамотно расположенный пейзажный бассейн — он берет лучшее из окружающих природных материалов и переводит в жилое пространство.
© Deegan Day Design
© Deegan Day Design
© Deegan Day Design
C-Glass House by Deegan Day Design, округ Марин, Калифорния, США
Построен для клиента, работавшего над 1972 г. Ретроспектива Мис ван дер Роэ в Музее современного искусства C-Glass House сознательно отсылает к культовому стеклянному дому архитектора, опираясь на его часто подражаемый дизайн. Благодаря серии ориентиров, включая работы Дэна Грэма и Дэмиена Херста, в этом ретрите используются застекленные стеклянные панели для создания адаптируемого динамичного ограждения.
© Fearon Hay Architects
© Fearon Hay Architects
© Fearon Hay Architects
Уединение на острове от Fearon Hay Architects, Окленд, Новая Зеландия ван дер Роэ, чтобы создать серию отдельно стоящих конструкций, каждая из которых определяется навесными крышами, которые были натянуты на плоскость земли тонкими стальными стержнями. Привнося промышленные материалы в пространство дома, архитекторы прославляют, а не преуменьшают характер его конструкции.
© Mikael Olsson
© Mikael Olsson
© Mikael Olsson
© Nitsche Arquitectos Associados
© Nitsche Arquitectos Associados
900 02 © Nitsche Arquitectos São Francisco Xavier House от Nitsche Arquitectos Associados, Сан-Франциско, Бразилия
Учитывая драматические перспективы своего местоположения, форма этого дома на холмах по понятным причинам пористая.