Михаил шемякин выставка: Центр Михаила Шемякина — Официальный веб-сайт Центра Михаила Шемякина (город Санкт-Петербург),

О Центре — Центр Михаила Шемякина

В 2002-м году в Санкт-Петербурге создан Фонд художника Михаила Шемякина, впоследствии переименованный в Центр художника Михаила Шемякина (далее – «Центр») для реализации культурных, выставочных, научных, и социальных программ. В Центре регулярно проходят художественные и научно-исследовательские выставки, лекции, конференции, кинопоказы, конкурсы работ российских и зарубежных художников.

Детальнее о жизни Центра можно прочитать в интервью Генерального директора Центра Михаила Шемякина Ольги Сазоновой (интервью взято для исследования в рамках написания магистерской диссертации СПГХПА им. Штиглица по теме «Трансформации технологий продвижения арт-институций в России XX-XXI вв.»).

Стал ли более востребованным музейный маркетинг, связи с общественностью за последние 20 лет, и насколько это необходимо Центру Михаила Шемякина?

– Появился абсолютно новый подход к продвижению музея и его деятельности. В этой связи радикально изменилось отношение к маркетингу в стенах музейной институции. Здесь надо говорить шире – обо всех институциях, работающих в сфере культуры. Если говорить конкретно о Центре Шемякина, которому в этом году исполняется 20 лет, то ситуация начала меняться с 2015 года. Изменения продолжились с началом пандемии, в конце 2019 года, когда фокус внимания был направлен в онлайн.

Выставка Scale Natural в рамках проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей Михаила Шемякина» , 2019 г.

Кроме этого, изменилось и взаимодействие с посетителем. Оно стало более личным и долговременным, каждый посетитель имеет для нас особую ценность. Для нас аудитория – это не безликая «ЦА», у которой есть свой возраст, пол и прочие социально-демографические характеристики. Это люди со своими ценностями, потребностями и вопросами, на которые мы даем ответы с помощью наших продуктов – выставок, лекций, квестов, круглых столов, конференций, кураторских проектов и т.д. Мы выстраиваем особую модель взаимоотношений с нашими посетителями через понимание их ценностей, ищем ценностные взаимосвязи между Центром и его гостями. У нас они могут найти то, чего нет в крупных музеях, и именно за этим идут к нас. И ответ на вопрос «Для чего люди идут именно к нам?» наиболее актуален сегодня в работе с нашей аудиторией.

Это про построение личного бренда – акцентуация внимания на специфике культурного продукта, который предоставляет Центр?
– Мы изначально исходим от персонального бренда Михаила Шемякина, известного не только в России, но и в мире. Наша уникальность очевидна – у нас есть свое лицо, связанное с творчеством Шемякина и его исследовательской деятельностью. Не менее важны сотрудники – те люди, которые влияют на общее впечатление о Центре, формируют его. Зритель отталкивается от того, насколько ему приятны и интересны те люди, которые здесь работают.

То есть это про «сервис» больше?
– Да, сегодня уровень сервиса становится определяющим не только в сфере культуры, но и в других областях. В Центре мы делаем на этом большой акцент, – у нас собраны и взращены абсолютно уникальные специалисты, которые глубоко знакомы с творчеством Шемякина. Это проявляется не только на уровне экскурсий, медиаций, но и в квалификации людей, которые встречают посетителей – администраторов. Все сотрудники сильно вовлечены в творчество художника и в те программы, которыми занимается Центр. Поэтому к нам хотят возвращаться – не просто посетить выставку, но и прийти на квест или мастер-класс, или просто посидеть здесь попить кофе с одной из книг из нашей библиотеки.

Выставка «Михаил Шемякин. «Щелкунчик». Театр художника», 2021 г.

С какими проблемами вы сталкивались при продвижении и на что могут указывать эти проблемы, чем они могут быть вызваны?
– Еще десять лет назад у нас было четкое ощущение, что мы находимся в некоем вакууме, о нас почти никто не знает. И это несмотря на крайне удачное территориальное расположение. Мы были очень закрытым пространством, и те проекты, которые мы делали, не были рассчитаны на широкую аудиторию – скорее на академическую, и поэтому было сложно себя продвигать. Теперь ситуация кардинально изменилась – у нас открытое позиционирование. У входа посетителя встречает большое окно, через которое он уже с улицы может видеть, что происходит в одном из ключевых залов ЦМШ. Тогда у человека появляется желание заглянуть внутрь и узнать более подробно.

Мы пользуемся всеми ресурсами, которые доступны музеям – это социальные сети, рабочий сайт, нетворкинг; общение и вовлечение самых разных людей в деятельность Центра, в том числе через посещение культурных форумов, конференций, семинаров; рассказ о нашей площадке и тех возможностях, которые она предоставляет. Тем не менее, есть направления, которые нам развивать сложнее, но мы понимаем их важность и ценность именно в контексте музейной деятельности. Это касается лекций.

Из-за высокой конкуренции в культурно-образовательной среде?
– Да, из-за перенасыщенности этого рынка в Петербурге. Кроме этого, многие лекции можно слушать онлайн. Параллельно мы ведем онлайн-формат, сегодня такие правила игры. Но это отдаляет нас непосредственно от привлечения офлайн-аудитории на наши лекции.

Исходя из этого, как и за счет чего еще музей может достигать финансовой стабильности? Возможно, это дополнительное финансирование, программы сотрудничества. Например, ваш партнер – банк ВТБ. Какие еще программы сотрудничества вы реализуете?
– У нас выстроена и продолжает развиваться фандрайзинговая работа во многих направлениях. Мы не бюджетная организация, поэтому нам нужно все время думать об источниках финансирования. Благодаря многолетней поддержке Банка ВТБ и еще целого ряда спонсоров нам удается осуществлять наши проекты. Также мы регулярно просим поддержать наши проекты Комитет по культуре Санкт-Петербурга и Министерство Культуры РФ, подаем заявки на гранты в частные фонды. Кроме этого, у нас очень много сотрудничества по бартеру. Мы, например, даем определенное количество билетов на нашу выставку, а «Невская палитра» предоставляет нам краски, которые мы дарим потом детям, участвующим в наших детских программах. Важна и статусная поддержка со стороны Попечительского совета, которая дополнительно дает возможность привлекать новых посетителей, новую целевую аудиторию, новых спонсоров. Это и волонтерская деятельность, и работа с университетами. Мы работаем со всеми ведущими творческими вузами Петербурга, студенты проходят здесь практику, приходят сюда на волонтерскую помощь, потому что в Центре большой спектр направлений, в которых можно развиваться.

Открытие выставки «Лестница в быту, сознании, искусстве» из проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина», 2019 г.

Насколько сегодня популярен тренд на эмоциональный капитализм?
– Это очень актуальный вопрос. Он стоит достаточно остро в рамках музейных институций. Изначально у музеев были другие задачи – сохранение, изучение и уже после этого популяризация. Сейчас эти две главенствующие функции всё больше уступают место последней, причем иногда в угоду массовой культуре. Музеи порой вынуждены идти на какие-либо проекты, которые не обладают достаточно серьезным научным бэкграундом и призваны скорее развлекать зрителя. Но это зависит от руководства музея и от команды – научных сотрудников, искусствоведов. Однако совсем игнорировать эти тенденции невозможно. Здесь нужно стараться грамотно балансировать так, чтобы в результате любой зритель, который приходит в пространство современного музея, мог удовлетворить свои потребности в культуре на самом разном уровне.

Наш проект «Воображаемый музей Михаила Шемякина» как раз является тем ключевым звеном, на которое мы нанизываем различные направления нашей работы. И в рамках этого проекта проходит не только научно-исследовательская выставка, но и кураторские проекты, посвященные творчеству современных художников, и научные конференции, и лекции, мастер-классы и детские квесты, где для детей доступным и понятным языком в развлекательной манере (иначе ребенок просто не будет это воспринимать) раскрывается тема выставки. Мы хотим, чтобы зрители уходили от нас наполненными и информационно, и эмоционально, и затем возвращались снова. Здесь работает команда экскурсоводов-искусствоведов, а в нашей программе арт-медиаций, где материал подается исходя из запроса самой аудитории, зритель становится соучастником этой дискуссии. Этот диалог выстроен четко и профессионально.

Еще одна проблема, которая возникает в рамках этой темы – кто сегодня главенствует в музейном мире: художник, куратор или архитектор-дизайнер? В какой момент к работе над проектом должен подключиться маркетинговый отдел? Только грамотное взаимодействие всех этих компонентов делает выставочный проект по-настоящему успешным, помогая зрителю проникнуться всеми идеями куратора.

Выставка «Михаил Шемякин. Трансформации. Метапоиск», 2020 г.

Существует точка зрения, что сейчас происходит «уплощение» культуры и смешение массовой и элитарной культуры. Как, по вашему мнению, это действительно происходит?
– Нельзя сказать, что элитарная, академическая культура окончательно смешалась с массовой. На мой взгляд, что это достаточно отдаленные понятия, просто массовая культура регулярно мощным фронтом направляется в сторону очередной академической идеи и захватывает ее. Сильно ее уплощая, массовая культура делает идею доступной для широкой аудитории, зачастую позднее нивелируя саму идею.

Однако у этой медали две стороны. Если бы не было этого механизма, то академическое искусство вращалось только внутри себя, и художники рисовали для художников, и выставляли это кураторы, и сами смотрели и друг друга критиковали. Такая ситуация уже существовала в обществе в середине ХХ века, что несправедливо, поскольку культура существует для всего общества. При этом массовая культура «схлопывает» весь длительный период изучения какой-либо темы и в сжатом, зачастую искаженном виде преподносит ее аудитории. В результате теряются части смыслов, необходимая наполненность. И здесь мы вновь говорим о роли людей, которые принимают решения, как это будет представлено. Именно они должны понимать всю глубину представленного явления, чтобы найти ту форму, через которую его можно представить доступно и понятно, но при этом сохранив глубину.

Как вы считаете, прослеживаются ли сейчас трансформации в технологиях продвижения? Если да, то какие?
– Безусловно, продвижение музейных продуктов продолжает развиваться. Но меняются каналы продвижения. Начиная с 2019 года, многое ушло в онлайн-формат и, несмотря на вновь открытые залы музеев для посетителей, сохранилось в этом формате. Изначально в большинстве музеев, особенно камерных, это вызвало огромный шок и сопротивление: те люди, которые только что вели офлайн-экскурсии, ходили по библиотекам и собирали научный материал, тут же должны были, грубо говоря, трансформироваться в блогеров, научиться записывать видеоконтент и качественно его презентовать. А ведь это уже отдельная специальность. Но спустя два года можно говорить о положительных результатах в этом направлении. Сегодня очный и цифровой формат существуют параллельно и призваны дополнять друг друга.
Еще один очень важный тренд – это проявление эмпатии к собственной аудитории; личностный, персональный подход и позиционирование бренда арт-институции как человека со своим характером, проблемами, победами и переживаниями.

Генеральный директор Центра Михаила Шемякина Ольга Сазонова

Интервью взяла Нина Алферова. Санкт-Петербург, 2022 г.

Выставки — Центр Михаила Шемякина

График работы: ВТ – ВС с 11:00 до 19:00

Выставки

Хронологический список выставок работ М. Шемякина за последние 50 лет.

1962
  • Первая выставка в редакции журнала «Звезда», г.Ленинград.
1964
  • Участвует в коллективной выставке художников, работающих в хозяйственной части Государственного Эрмитажа, г. Ленинград.
1965
  • Выставка в редакции журнала «Звезда», в Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, г.Ленинград.
1967
  • Персональная выставка в Академии наук, Новосибирск.
1969
  • Выставка Elaine Benson Gallery, Лонг-Айленд, Нью-Йорк.
1970
  • Выставка «Современный русский авангард в Москве». Galerie Gmurzynska, Кёльн.
1971
  • Выставка Michel Chemiakine: Saint-Pe’tersbourg 71 —avant-garde russe. Galerie Dina Vierny, Париж.
1972
  • Выставка Grands et Jeunes d‘Aujourd’hui. Grand Palais, Париж.
1973
  • Выставка Grand Palais, Париж.
1974
  • Kunsthalle Wintherthur, Цюрих.
  • «Санкт-Петербург — 1974. Рисунки». Galerie J. C. Gaubert, Париж.
  • «Сравнения — 1974». Grand Palais, Париж.
1975
  • «Санкт-Петербург — 1975. Рисунки».
  • GalerieJ. C. Gaubert, Париж;
  • Galerie Nichido, Токио, Нагоя, Осака.
1976
  • Выставка русского нонконформистского искусства «Современная русская живопись».  Palais des Congres, Париж.
  • «Русский музей в изгнании». Монтрегон.
  • Encore des Russes. Galerie Franсoise Tournie, Париж.
  • «Санкт-Петербург — 1976». Galerie Altman­Carpentier, Париж.
  • «Современная русская живопись». Palais des Congres, Париж.
  • Three Russian Exiles. Gallery Banakh, Нью-Йорк.
  • «Современное искусство — 76». Токио.
  • «Новые русские художники». Gallery Banakh, Нью-Йорк.
  • «Сравнения — 76». Grand Palais, Париж.
  • «Новые реальности». Parc Floral, Париж.
  • «Русские художники-нонконформисты». Эслинген, Германия.
  • Galerie Octave Negru, Париж.
  • «Новое искусство из Советского Союза». Сент-Луис.
1977
  • «Чрево Парижа». Galerie Carpentier, Париж.
  • Eduard Nakhamkin Fine Arts, Нью-Йорк.
  • «Неофициальное искусство». Институт современного искусства, Лондон.
  • «Русский февраль». Вена.
  • «Детям политических заключенных». Лондон, Париж, Мюнхен.
1978
  • Музей современного искусства, Токио.
  • «Карнавал Санкт-Петербурга». Galerie Carpentier, Париж.
  • «Шесть лет отсутствия». Москва.
  • Eduard Nakhamkin Fine Arts, Нью-Йорк.
  • Galerie Heritage, Торонто.
  • Galerie Hardy, Париж.
  • «Семь русских художников». Galerie Campo, Анвер.
  • «Русские художники-нонконформисты». Musee Laval.
  • Биеннале русских диссидентов, Турин.
  • «Русские художники-диссиденты». Musee de Chartres.
  • East-West Gallery, Токио.
  • Salbruck Museum.
1979
  • Музей искусства, Сан-Паулу.
  • Экспозиции в квартирах коллекционеров Москвы и Ленинграда.
  • Музей искусств, Бохум.
  • Art Expo, Нью-Йорк.
  • Eduard Nakhamkin Fine Arts, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сан-Диего.
  • Grand Palais, Париж.
  • Graphica Club, Милан.
  • Galerie Cazanova, Лион, Франция.
  • East-West Gallery, Токио.
  • «Взгляд на Восток». Galerie Franсoise Tournie, Париж.
  • Институт Audio Visuel, Париж.
1980
  • Музей изящных искусств, Сан-Паулу.
  • Galerie Gravura Brasiliera, Рио-де-Жанейро.
  • Galeria Luisa Strina, Сан-Паулу.
  • «Метафизические трансформации». Fisсher Fine Art, Лондон.
  • Музей современного искусства, Рио-де-Жанейро.
  • East-West Gallery, Токио.
1981
  • Центр искусств Мюленберг Колледжа, Аллентаун, шт. Пенсильвания.
  • Galerie des Peintures Europeenes, Канны. teau de Vascoeil, Нормандия.
1982
  • Galleria Europa, Мюнхен.
  • Стэнфордский университет, Стэнфорд, шт. Калифорния.
  • Nora Galeria d’Art, Иерусалим.
1983
  • Университет Сан-Франциско.
  • Bowles-Hopkins Gallery, Сан-Франциско.
  • Lawrence Ross Gallery, Беверли-Хиллз, Ньюпорт-Бич.
1984
  • Bowles-Hopkins Gallery, Сан-Франциско.
  • Eduard Nakhamkin Fine Arts, Нью-Йорк.
1985
  • Profile Gallery, Нью-Йорк.
  • Dyansen Gallery, Нью-Йорк.
  • Bowles-Hopkins Gallery, Сан-Франциско.
1986
  • «Трансформации». Университет Сан-Франциско.
  • «Ретроспектива: 1964–1986». Eduard Nakhamkin Fine Arts, Нью-Йорк.
  • «Семь лет спустя». Galerie Marie-Thе’re`se, Париж.
  • Bowles-Hopkins Gallery, Сан-Франциско.
  • Bowles-Sorokko Gallery, Беверли-Хиллз.
  • Galerie d’Art Michel de Kerdour, Квебек.
  • Jo Ann Perse Gallery, Сент-Луис.
1987
  • Bowles-Sorokko Gallery, Сан-Франциско.
  • «Чрево Парижа». Eduard Nakhamkin Fine Arts, Нью-Йорк.
  • Galerie d’Art Michel de Kerdour, Монреаль.
  • Trianon de Bagatelle, Париж.
  • Nicolae Galerie, Коламбус, шт. Огайо.
1988
  • Galerie Nichido, Токио.
  • Графика. Eduard Nakhamkin Fine Arts, Нью-Йорк.
  • Bowles-Sorokko Galleries, Беверли-Хиллз, Сан-Франциско.
  • Borghi Gallery, Нью-Йорк.
  • Art & Art, Париж.
1989
  • «Михаил Шемякин: Нью-Йорк — Москва», ЦДХ, г.Москва.
  • «Графика Михаила Шемякина». Художественный музей Литовской ССР, г.Вильнюс.
  • Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, г.Ленинград.
  • «Михаил Шемякин». Cedar Crest College, Аллентаун, шт. Пенсильвания.
  • «Михаил Шемякин». Giles Hall, Университет Восточного Кентукки, Ричмонд.
  • Bowles-Sorokko Gallery, Сан-Франциско, Беверли-Хиллз.
1990
  • «Карнавал Санкт-Петербурга». teau de Vascoeuil, Нормандия.
  • «В пользу художника Льва Ломинаго». Денвер.
  • Bowles-Sorokko Gallery, Беверли-Хиллз, Сан-Франциско.
  • «Скульптура». Galerie Carpentier, Париж.
1992
  • Bowles-Sorokko Gallery, Беверли-Хиллз, Сан-Франциско.
  • Jo Ann Perse Gallery, Сент-Луис.
  • «Жизнь Рембрандта». Galerie Carpentier, Париж.
  • «Михаил Шемякин: монументальное искусство». Le Monde de l ‘Art, Париж.
1993
  • «Барокко», дворец Трианон, Версаль.
  • «Лето скульптуры». Мэрия Нанси, Площадь Stanislas, Нанси.
  • Bowles-Sorokko Gallery, Беверли-Хиллз.
  • «Ангелы смерти». Mimi Ferzt Gallery, Нью-Йорк.
  • «Михаил Шемякин: метаморфозы иллюзии». Mitsukoshi Museum, Токио.
  • Галерея «Крымский вал», ЦДХ, Москва.
  • «Михаил Шемякин: к 50-летию». Посольство России в США, Вашингтон.
1994
  • «Карнавал Санкт-Петербурга». Galleria del Leone, Венеция.
  • «Чрево Парижа». Bowles-Sorokko Gallery, Нью-Йорк.
  • «Карнавал Шемякина». Jo Ann Perse Gallery, Париж.
  • Передвижная выставка: Рига, Челябинск, Владивосток.
  • Галерея «Дом Нащокина», Москва.
  • Замок Ледреборг, Лейре, Дания.
  • Эспен, шт. Колорадо.
  • Торговое представительство Российской Федерации во Франции, Париж.
  • «К столетию франко-российской дружбы. Михаил Шемякин». Chanceaux­pres­Loches, Франция.
  • Bowles-Sorokko Gallery, Сан-Франциско.
1995
  • «Михаил Шемякин: Скульптура. Живопись. Графика. Предметы искусства». Государственный Эрмитаж, Центральный выставочный зал (Манеж), Санкт-Петербург. Государственная Третьяковская галерея, Большой театр, РГГУ, Москва.
  • Mandarin Oriental Fine Art. Гонконг.
  • «Скульптура». Mimi Ferzt Gallery, Нью-Йорк.
  • «Скульптура». Галерея «Дом Нащокина», Москва.
  • Передвижная выставка: Уфа, Самара, Ростов-на-Дону, Пермь, Краснодар.
1996
  • Музей западного искусства, Одесса.
  • Киево-Печерская лавра, Киев.
  • Передвижная выставка: Художественный музей в Самаре; Дом культуры в Элисте; Кабардино-Балкарский музей изобразительного искусства в Нальчике; Выставочный зал изобразительных искусств, Краснодар.
  • «Ангелы и фигуры». Mimi Ferzt Gallery, Нью-Йорк.
  • «Театр Михаила Шемякина». Bowles-Sorokko Gallery, Сан-Франциско, Нью-Йорк.
  • Bowles-Sorokko-Yarger Gallery, Беверли-Хиллз.
1997
  • «Михаил Шемякин: Санкт-Петербургский период». Mimi Ferzt Gallery, Нью-Йорк.
  • Передвижная выставка: Майкоп, Владикавказ.
  • Chateau du Grand Lez, Бельгия.
  • «Иллюстрации к пушкинской “Русалке”». Царское Село, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург.
  • Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
  • Галерея «Pan-Dan», Москва.
  • Opus Gallery, Кливленд, шт. Огайо.
1998
  • «Михаил Шемякин». Giugiaro Design, Монкалиери (Турин), Италия.
  • «Театр Михаила Шемякина: Скульптура». Mimi Ferzt Gallery, Нью-Йорк.
  • Передвижная выставка (продолжение): Иркутск.
  • «Карнавал Михаила Шемякина». Лоше, Франция.
  • «Гармония в белом». Hudson Artswalk, Хадсон, шт. Нью-Йорк.
  • «Карнавал Санкт-Петербурга». Hudson Artswalk, Хадсон, шт. Нью-Йорк.
  • «Метафизические головы». Колледж Франклина и Маршалла, Ланкастер, шт. Пенсильвания.
1999
  • «Иллюстрации к пушкинской “Русалке”». Институт Гувера, Стэнфордский университет, Стэнфорд, шт. Калифорния.
  • «Ангелы смерти». Международный центр искусств, Тусон,шт. Аризона.
2000
  • Организует выставку «Шар в искусстве и архитектуре».
  • The Museum of The Imagination. Хадсон, шт. Нью-Йорк.
  • «Мужество истины». Посольство России в США, Вашингтон.
2001
  • Персональная выставка «“Щелкунчик” Михаила Шемякина». Русский музей, Санкт-Петербург.
2002
  • Персональная выставка «“Щелкунчик” Михаила Шемякина: эскизы к балету».
    telet, Париж.
2003
  • Организует выставки «Жнец: образ смерти в искусстве» и «Рука в искусстве». Museum of The Imagination, Хадсон, шт. Нью-Йорк
  • Участие в коллективной выставке «Поднесение к рождеству. Академия фарфора», Эрмитаж, Санкт-Петербург
2004
  • Организует выставку «Монстры в искусстве». The Museum of The Imagination, Хадсон, шт. Нью-Йорк.
2005
  • Организует выставки «Метафизические головы и бюсты», Museum of The Imagination, Хадсон, шт. Нью-Йорк; «Квадрат Малевича». Фонд Михаила Шемякина, Санкт-Петербург
  • Персональная выставка «Волшебный орех».Государ­ственный Русский музей, Санкт-Петербург.
2006
  • «Шар в искусстве». Национальный музей, Нальчик, Кабардино-Балкария
  • «Вне фокуса: размытые изображения в искусстве». Museum of The Imagination, Хадсон, шт. Нью-Йорк.
2007
  • «Шар в искусстве» на Первом фестивале современного искусства, Ханты-Мансийск
  • Михаил Шемякин: 40 лет спустя.   Театр и Метафизика<, Новосибирский государственный художественный музей
2008
  • Персональная выставка «Михаил Шемякин: Театр и Метафизика», Красноярский культурно-исторический музейный комплекс, Ханты-Мансийский государственный музей природы и человека, Северо-Осетинский республиканский художественный музей им. М.С. Туганова, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
  • Персональная выставка «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле «Дзен»», Национальный музей, Нальчик, Кабардино-Балкария
  • Персональная выставка «Михаил Шемякин: Метаморфозы», Краснодар
2009
  • Персональная выставка «Михаил Шемякин: Петербургский метафизик»,редакция журнала «Звезда», Санкт-Петербург
  • Персональная выставка «Михаил Шемякин: возвращение пушкинской «Русалки»». Всероссийский музей А.С. Пушкина «Мойка, 12»
  • Персональная выставка «Шар в искусстве», Фонд Михаила Шемякина, Санкт-Петербург
2009
  • Персональная выставка «Михаил Шемякин: Рисунок в стиле дзен» в рамках Фестиваля японской культуры «Сад удовольствий», ГМЗ «Павловск», павильон Роз
  • Персональная выставка «Фарфоровый театр Михаила Шемякина», в рамках года Франции в России,Париж
  • Персональная выставка «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле дзен», Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств
  • Персональная выставка «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле дзен» Северо-Кавказский филиал ГМИ народов Востока, Майкоп
  • Персональная выставка «Образ смерти в искусстве», Фонд Михаила Шемякина,Санкт-Петербург
  • Коллективная выставка «Возращение легенды. Императорский фарфор», ГМИИ им. Пушкина, Москва
  • Коллективная выставка «Искусство куклы (Куклы Гофманиады)», ЦВЗ Манеж, Москва
2010
  • Персональная выставка «Шемякин и Высоцкий. Две судьбы (иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого)«, ГМИИ им. Пушкина, Москва
  • Персональная выставка «Михаил Шемякин: эскизы к балетам», Тель-Авив
  • Персональная выставка «Михаил Шемякин: Щелкунчик», Мариинский театр
  • Персональная выставка «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле дзен», Сочинский художественный музей
  • Организует выставки «Крик в искусстве» и «Монстры в искусстве», «Рука в искусстве» Фонд Михаила Шемякина, Санкт-Петербург
2012
  • Персональная выставка «Две судьбы (иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого)», ГРМ, Строгановский дворец, Санкт-Петербург
  • Персональная выставка «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле «дзен», Государственный музей Востока, Москва
  • Персональная выставка «Михаил Шемякин: Сказки Гофмана», Международный Центр МГУ им. Ломоносова, Женева
  • Персональная выставка «Михаил Шемякин. Эскизы к балету «Щелкунчик»» (в рамках фестиваля «Кубань театральная»), Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств
  • Персональная выставка «Михаил Шемякин», РОСНАНО, Москва
  • Организует выставки: «Башмак в искусстве» и  «Стул в искусстве» Фонд Михаила Шемякина, Санкт-Петербург
2013
  • Персональная выставка«Михаил Шемякин: Тротуары Парижа», ГРМ, Мраморный дворец, Санкт-Петербург
  • Персональная выставка«Михаил Шемякин. Мир, скрытый в каплях воды», музейный комплекс «Вселенная Воды», Санкт-Петербург
  • Коллективная выставка «Ленинградская коллекция», особняк Румянцева, Санкт-Петербург
  • Организует выставки «Дети в искусстве» и «Смазанный образ в искусстве» Фонд Михаила Шемякина, Санкт-Петербург

Title

Выставки

USD

Выставочный проект «Щелкунчик Михаила Шемякина. Театр художника»

Выставочный проект «Щелкунчик Михаила Шемякина. Театр художника»

В этом году исполняется 245 лет со дня рождения Э. Т. А. Гофмана и 205 лет со дня первого издания его сказок, в том числе «Щелкунчик и Мышиный король». Кроме того, прошло двадцать лет с момента премьеры балета по мотивам сказки, созданного Михаилом Шемякиным для Мариинского театра. Выставка «Щелкунчик Михаила Шемякина. Театр художника» был организован к празднованию этих дат.

Экспозиция призвана познакомить зрителя с интерпретацией художника одной из самых известных сказок Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» через призму двух спектаклей — «Щелкунчик» и «Волшебный орех». Выставочное пространство напоминает закулисный лабиринт, где посетитель, окруженный тяжелыми бархатными шторами, декорациями и персонажами, становится зрителем, а музей превращается в театр. Но и в этом театре переплетение реального и вымышленного создает эффект гофмановского двойного мира, где не все мелькающие за кулисами персонажи на самом деле актеры.

Художник впервые познакомился с творчеством немецкого романтика в юности, а в ленинградский период создал ряд иллюстраций к его романам, в том числе «Жизнь и мнения кота Мурра» и «Крейслериана». Часть иллюстраций будет представлена ​​на выставке, чтобы показать историю работы художника над рассказами Гофмана.

Раздел выставки будет посвящен постановке спектакля, его декорациям и костюмам, а также будет включать редкие фотографии подготовительных работ к этому спектаклю. Можно сказать, что общей нитью, проходящей через выставку, является эпоха немецкого романтизма с ее культурными особенностями, которые Михаил Шемякин очень подробно изучал во время работы над балетом. Главной целью постановки, по словам самого художника, было «еще раз наполнить сказку гофмановским духом, ее элементами гротескного юмора, ее причудами и превращениями, а изобразительную часть соединить с музыкальной драмой Чайковского».

На выставке представлены оригинальные эскизы костюмов и декораций к балету, печатные работы, скульптурные изображения персонажей и богатый декор, вдохновленный балетом, органично объединяющий все пространство.

График работы выставки: с 19 ноября 2021 г. по 3 апреля 2022 г.

Вторник – воскресенье с 11:00 до 19:00.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 7-9-11

Для посещения выставки необходимо иметь при себе действующий QR-код, подтверждающий полную вакцинацию или перенесенное инфицирование, либо медицинскую справку об освобождении от прививок. Пожалуйста, предъявите его в кассе при покупке билета!

Центр Михаила Шемякина является членом Ассоциации частных и народных музеев России.

Источник: mihfond.ru

Михаил Шемякин говорит: «Я хотел жить в свободном мире»

Жизнь парижского художника и исследователя искусства Михаила Шемякина увлекательна. Его художественные открытия и повороты судьбы переплелись таким драматическим образом, что его карьера могла бы вдохновить на создание голливудского фильма; нет недостатка как в лишениях, так и в гламуре. Блестящие литографии, трафаретные рисунки, рисунки пастелью, театральные замыслы и монументальные скульптуры художника населены причудливыми персонажами, гротескными существами и мифическими образами, созданными уникальным воображением, питаемым его неиссякаемым интересом к сказкам, религиозному искусству, театру, истории, мифологии, метафизике. и литературы.

В недавнем телефонном интервью, которое последовало за коротким вступлением, мы обсудили первую выставку артиста в психиатрической больнице в Санкт-Петербурге, столкновения с КГБ, вынужденный выезд из СССР с 50 долларами в кармане в возрасте 28 лет, становление друзья и враги с известным арт-дилером Диной Верни, первый художественный прорыв и всю жизнь быть страстным студентом, чтобы открывать новые идеи и себя.

Михаил Михайлович Шемякин родился в Москве в 1943 в семье кабардинца с Кавказских гор Михаила Карданова, усыновленного белым офицером Петром Шемякиным; он стал офицером Советской Армии. Шемякин-младший провел свои ранние годы в Восточной Германии, где его отец служил после войны. Семья вернулась в Советский Союз в 1957 году, где юный Шемякин учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. Он был исключен в 1961 году за несоответствие ожидаемым нормам господствовавшего тогда социалистического реализма. До изгнания из СССР в 1971 Шемякин работал на разных узких профессиях, в том числе разнорабочим в Эрмитаже; параллельно с этим он участвовал в различных художественных проектах и ​​выставках.

Монументальная скульптура Дети — жертвы пороков взрослых у Московского Кремля Изображение предоставлено Михаилом Шемякиным

Художник десять лет жил в Париже, прежде чем переехать в Нью-Йорк. Проработав 20 лет в Америке, он вернулся в Париж, чтобы быть ближе к постсоветской России, где новые возможности привели к таким проектам, как постановка «9» Чайковского.0034 Щелкунчик в Санкт-Петербургском Мариинском театре, который идет уже более 20 лет; такие монументальные скульптуры, как Дети — жертвы пороков взрослых у Кремля в Москве, Петр Великий в Петропавловской крепости и Мемориал жертвам политических репрессий , обе в Санкт-Петербурге; и Гофманиада , российский покадровый анимационный романтический фильм 2018 года, основанный на дневниках и художественной литературе Гофмана. Михаил Шемякин живет и работает в возрасте 18 9 лет.Замок 0047-го -го века в Нормандии со своей второй женой, американкой Сарой ДеКей. Они познакомились в 1980-х, когда ДеКей работал над документальным фильмом о Владимире Высоцком, легендарном советском поэте и авторе песен, близком друге Шемякина.

Владимир Белоголовский (В.Б.): Самая первая Ваша выставка состоялась ровно 60 лет назад в клубной редакции журнала Звезда ( Звезда ) в Ленинграде в 1962 году, да?

Михаил Шемякин (ПЦ): Не совсем так. Моя первая выставка состоялась за год до этого, в 1961 году, в психиатрической больнице в Ленинграде, где я находился в заключении. Этот объект находился в ведении КГБ. Мне было всего 17. Однажды меня разбудили медсестры, которые взяли меня под руки и повели в большой конференц-зал, где было много студентов. Я был в нижнем белье, а профессор психологии демонстрировал мои рисунки, которые висели на стенах в аккуратно оформленных рамках. Я понял, что меня представляют не как художника, а как талантливого шизофреника, достойного пристального изучения. И мне пришлось отвечать на вопросы этих студентов. Это была моя дебютная выставка. Любопытно, что десятилетия спустя, когда я жил в Америке, у меня была выставка в галерее под названием Убежище . [Смеется.] Выставка, о которой вы упомянули, была моей второй выставкой, и ее закрыла полиция всего через несколько дней после открытия.

В.Б.: Почему шоу закрыли? Что вы выставили?

MC: Помните, это был Советский Союз. Власти могли закрыть что угодно и по любой причине. Например, натюрморта можно было бы признать слишком мрачными для оптимистичного духа нашего времени. Я не выставлял там ничего отдаленно политического; шоу представило мои натюрморта , пейзажи и несколько крошечных метафизических работ — ничего необычного. Случилось так, что на выставку пришли члены Союза художников и почувствовали, что происходит что-то необычное. Немедленно кто-то связался с отделом идеологии Союза художников — в то время он был обязательно в каждом творческом союзе страны. Департамент идеологии работал непосредственно с КГБ, отслеживая деятельность художников и определяя, были ли они надлежащим образом морально-этичны. Мое шоу было закрыто из-за этого звонка. Это было нормально. Мои работы конфисковывались таким образом много раз, а затем, в конце концов, арестовывали меня. Тогда это был другой мир, странный, но интересный.

Карнавал в Санкт-Петербурге Михаила Шемякина Изображение предоставлено Михаилом Шемякиным Серия «Карнавал Михаила Шемякина в Петербурге» Изображение: Предоставлено Михаилом Шемякиным

В.Б.: Позвольте мне кое-что понять – вас пытались наказать за то, что вы по-другому смотрели на мир? Или они пытались изменить ваш взгляд на вещи?

MC: Властям наплевать на то, как я вижу мир. Однажды ко мне пришел неожиданный гость, высокий мужчина в дорогом костюме. Это был Владимир Семенов, высокопоставленный советский дипломат, заместитель министра иностранных дел; он служил послом в Восточной Германии, а затем в Западной Германии. Он был крупным коллекционером авангарда и неофициального советского искусства — ему принадлежали картины Александра Тышлера, Роберта Фалька, Аристарха Лентулова и других. Он где-то услышал, что есть талантливый молодой художник по имени Шемякин, и пришел ко мне в коммуналку. Он тут же купил четыре или пять моих лучших картин, пожал мне руку и ушел.

Я пожаловался ему на множество ограничений и препятствий, через которые мне пришлось пройти. Уже на следующий день кто-то позвонил из местного отделения милиции и извинился за закрытие выставки и обыски в моей квартире. Затем мне позвонил издатель, который приостановил выпуск книги с моими иллюстрациями, и сообщил мне, что книга, наконец, намечена к изданию. Внезапно все мои проблемы исчезли.

Вскоре после этого меня пригласили в гости к Семенову на неформальный ужин. Он показал мне свою коллекцию, в которую к тому времени входили мои собственные картины в красивых рамах. В ходе нашей беседы он пояснил: «Пожалуйста, поймите, правительству, частью которого я являюсь, все равно, какое искусство вы производите. Проблема в том, что вы сами, художники, доносите друг на друга. КГБ, и у них просто нет другого выбора, кроме как отреагировать. Посмотрите на мою коллекцию, — продолжил он, — никому в правительстве нет дела до того, что я коллекционирую. Некоторые мои коллеги собирают абстрактные картины, хотя официально они не утверждены».

  • Эскизы костюмов Щелкунчик Изображение предоставлено Михаилом Шемякиным
  • Эскизы костюмов к балету Чайковского « Щелкунчик» Изображение предоставлено Михаилом Шемякиным

В. Б.: Среди тех, кто оказал на Вас художественное влияние, Вы чаще всего называете художника Матиаса Грюневальда и писателя, композитора и художника Э.Т.А. Хоффманн. Вы открыли для себя оба в детстве, живя с родителями в Восточной Германии. Чему вы больше всего научились у этих двух немцев?

MC: На меня повлияли рисунки Хоффмана, но его сказки произвели более сильное впечатление своей мистической философией. Я вырос в городе, где родился Гофман, Кенигсберге, исторически прусском городе, который в 1919 году стал советским Калининградом.46. ​​И Грюнвальд приблизил меня к религии. Мои родители-атеисты часто ссорились, и я находил утешение в диалогах с персонажами картин Грюневальда. Я начал копировать его произведения, и мои диалоги продолжались, формируя мое религиозное сознание. Я начал посещать церкви, и вскоре это переросло в сильную привычку. Конечно, это быстро заметили власти и последовали репрессии.

Итак, Грюневальд повлиял на меня как на мистика своим искусством, а Гофман поразил меня странными персонажами своих рассказов, которых я мог ощущать и видеть своим духовным зрением. Эти влияния длились всю мою жизнь. Вы можете увидеть это в моем Щелкунчик для Мариинского театра в Санкт-Петербурге, которому уже 21 год. Все называют его «Щелкунчик Шемякина». Я сделал наброски декораций, всех персонажей, их костюмов и даже характера их движений. Красочная фантасмагория спектакля навеяна невероятной фантазией Гофмана с элементами гротескного юмора, странностями и чудесными превращениями; Я попытался совместить эти графические элементы с музыкальным драматизмом Чайковского.

Эскизы костюмов двух персонажей из Щелкунчик Изображение: Предоставлено Михаилом Шемякиным

В.Б.: Как вы познакомились с Диной Верни, известным арт-дилером и коллекционером, жившей в Париже и организовавшей там вашу первую выставку еще до вашего изгнания в 1971 году? ?  

MC: Нас представили Валентина и Жан-Клод Маркад, известные парижские коллекционеры украинского авангардного искусства; Я встретил их в Ленинграде во время одного из их приездов. Я подарил им несколько своих акварелей. Маркады дружили с Диной Верни и по возвращении в Париж показали ей работы. Дина была впечатлена, и вскоре я принял гостей в своей коммуналке: невысокую толстую даму, довольно громко говорящую по-русски с сильным иностранным акцентом, а за ней ее мужа, немецкого барона, и двух сыновей, Оливера и Бертрана. Я показал ей свои работы, и она тут же предложила организовать мою выставку в Париже.

Для Дины это было открытие нового советского художника; для меня это была возможность для моей семьи сбежать из страны. Я хотел избежать зачисления моей дочери Доротеи в советскую школу, потому что она воспитывалась в атмосфере, не имевшей никакого сходства с советской культурой и идеологией, и опасался, что она испытает шок от контраста, и власти попытаются ее тоже изолировать. Моя первая жена Ребекка была наполовину еврейкой, и Дине не составило труда предъявить документы, доказывающие, что они родственники. Потом мы развелись, чтобы устранить препятствия к ее отъезду, якобы для воссоединения с родственниками. Вскоре Ребекка и наша дочь уехали во Францию.

Я остался в России, надеясь рано или поздно последовать за ними. Я был готов бежать даже нелегально, потому что хотел жить в свободном мире. Все это время за мной пристально следил КГБ, и в том же году меня арестовали; Это был 1971 год. КГБ фактически дал мне три варианта: либо я попаду в тюрьму, либо в психиатрическую больницу, либо я откажусь от гражданства и уеду из страны. Я не мог взять с собой абсолютно ничего, даже небольшой чемодан. Они дали мне 50 долларов наличными. Мне было 28 лет, и я был готов начать свою жизнь с нуля. Я до сих пор помню свой разговор с полковником Поповым. Он сказал: «Михаил Михайлович, идите попытать счастья на Западе. Держитесь подальше от политики. Мы верим, что Россия изменится. И мы надеемся, что вы вернетесь в новую Россию со своим щитом, а не на нем», — цитирует -известная спартанская фраза. Другими словами, он верил, что однажды Россия станет свободной страной и что я и другие вернусь не жертвами, а героями. Я никогда этого не забуду.

Эскизы костюмов Михаила Шемякина к спектаклю Щелкунчик , постановка в Париже Изображение: Предоставлено Михаилом Шемякиным

ВБ: Невероятно, что он мог так далеко заглядывать в будущее, будучи советским бюрократом в начале 1970-х.

MC: А вскоре после этого исключили Иосифа Бродского, Сергея Довлатова, Владимира Максимова, Александра Солженицына и многих других. Конечно, нас всех было бы легко посадить в тюрьму, но Юрий Андропов, глава КГБ, придумал выслать всех диссидентов из Советского Союза в программе, напоминающей ленинские «философские корабли». «в 1922 года, когда из новообразованной страны были высланы многие видные деятели российской интеллигенции. Так большевики очищали духовное пространство. Андропов сделал то же самое пятьдесят лет спустя.

В.Б.: Но в каком-то смысле твоя ссылка была для тебя хорошим решением, ведь твоя семья уже была на Западе, верно?

MC: Ну, у меня не было выбора, и выход был единственным способом выжить. Они посадили меня на самолет в Париж и просто избавились от меня. Когда я приземлился, меня встретили Ребекка, Дороти и Дина, которые отвезли нас в ее владения за пределами Парижа, где она жила в замке. На территории было несколько замков поменьше, и Дина дала мне ключ от одного из них. Это был королевский прием. Но вот через несколько дней она пришла ко мне с договором на руках. Я должен был работать исключительно с ней в течение 10 лет, в течение которых она диктовала, какую работу я буду создавать. Как только я понял, что было в этом контракте, я вернул ключ от замка со словами: «Дорогая Дина, мы покидаем тебя навсегда. Ты можешь оставить себе свой замок». Я сказал, что вырвался из стальной клетки не для того, чтобы попасть в другую клетку, пусть даже золотую. Она ответила: «Через несколько дней ты приползешь на коленях». Я сказал: «Поднимись на свою самую высокую башню и наблюдай в свой телескоп, когда мы вернемся».

По крайней мере, она была достаточно любезна, чтобы забронировать для нас отель на несколько дней, пока мы не найдем другое место для ночлега. В конце концов, она хранила все мои картины, которые продавала с хорошей прибылью. Через несколько дней, в самый разгар зимы, когда бронирование закончилось, мы оказались практически на улице – моя жена, семилетняя дочь, наша собака и я. У нас не было денег, и мы даже не знали языка. . Чудом я встретил американскую писательницу Сюзанну Мэсси, которую знал по России и которая помогла нам переехать в бывший бильярдный клуб без элементарных удобств, даже без горячей воды. Мы жили там несколько лет.

Памятник «Дети — жертвы пороков взрослых», установленный в 2001 г. Фото: Предоставлено Михаилом Шемякиным

В.Б.: Когда у вас случился первый прорыв?

MC: Что ж, в каком-то смысле успех пришел сразу. С того момента, как я прибыл во Францию, я довольно часто слышал свое имя по радио. Но все мои связи были через Дину, и как только я ушел от нее, я потерял все. Затем одна из моих небольших работ была включена в выставку в Гран-Пале, где ее заметил молодой модельер Жан-Клод Гобер. Он убедил двух своих богатых клиентов открыть галерею, чтобы выставлять мои работы. Именно там у меня было первое настоящее выступление за пределами России, которое принесло мне первые заказы и множество контактов. было 1974. Это шоу стало началом совершенно другой жизни для меня и моей семьи.

Эскизы костюмов различных персонажей Щелкунчик Изображение: Предоставлено Михаилом Шемякиным

В.Б.: В ваших работах есть метафизика, фантасмагория, мистика, аллегория, гротеск, маскарады, сказки, народное творчество, цитаты, исторические факты, исследования загадки и забытые слова русского языка, и тотальный сплав разных времен и стилей. А вы называете свои картины изобретениями. Как бы вы описали свой стиль и о чем, по вашему мнению, ваше искусство?

MC: Многие художники любят пофилософствовать о своей работе. Но я вижу себя вечным учеником природы и тех великих мастеров, которые до меня создавали фантастические миры. Я думаю, что только глубокие знания позволяют проводить исследовательские эксперименты, подобные тем, которые вы только что перечислили. Например, я люблю Commedia dell’arte и изучаю традиционные маски с их длинными носами. У одной из масок в моей коллекции нос длиной 50 см (20 дюймов)! Я думаю, что знание — это самое важное, что должен получить каждый художник, прежде чем что-то изобрести. Только серьезное понимание прежних мастеров может окрылить вас. Я думаю, что трагедия нашего времени в том, что очень многие художники безграмотны в искусстве и культуре вообще. Очень мало тех, кто владеет хотя бы элементарными техниками — само понятие профессионализма во многом утеряно. Многие художники обращаются к концептуальному искусству или инсталляциям и больше не работают руками.

В течение шести лет я преподавал группе художников в Академии Штейглица в Санкт-Петербурге, основываясь на методологии, которую я разработал на протяжении всей своей карьеры. В основном я самоучка, но в процессе создала для себя серьезную методологию, которая легла в основу моей художественной работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *