Модерн 19 века архитектура: Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 — начала 20 века.

Развитие стиля модерн в русской архитектуре конца 19 — начала 20 века.

Стиль «модерн» возник в европейской архитектуре в последнем десятилетии 19 века как протест против использования в искусстве приемов и форм стилей прошлого.

Зародился этот стиль в сфере художественной промышленности и был связан с попыткой создания новых художественных форм, осуществляемых промышленным способом. В Бельгии, Австрии и Германии появляются механизированные мастерские, предназначенные для выполнения предметов мебели и быта по эскизам художников. Из сферы прикладного искусства модерн вскоре распространяется на архитектуру и изобразительное искусство.

Ранний модерн в архитектуре отличается применением прихотливых, сложно очерченных криволинейных линий и форм, искажающих исторически сложившуюся архитектонику. Затейливые, капризные, абстрагированные кривые, по которым строятся очертания карнизов и фронтонов, оконных и дверных проемов, лестниц, ограждений балконов, козырьков над входами, иногда и самих стен, усложненный ритм «разбивки» оконных проемов, подчеркнутая асимметрия в размещении масс и «пятен», бесчисленные шпицы и башенки, венчающие крыши, своеобразные плоскостные орнаментальные композиции — таков запас художественных средств, которыми пользуется архитектор, работающий в стиле модерн.

Первоначально задуманный как стиль для городских особняков и загородных вилл, модерн вскоре получил распространение и в строительстве доходных домов и общественных сооружений. Крайний индивидуализм модерна, заключающийся в стремлении зодчего создавать оригинальные, неповторимые в своем облике произведения, и исключающие всякую возможность использования их форм в других постройках, был по существу связан с декадентскими течениями в художественной культуре того времени. Как стиль, он не вдохновлялся большими идеями и потому, просуществовав в Европе в качестве модного течения немногим более десяти лет, начал отмирать, окончательно исчезнув к началу первой мировой войны.

В России модерн появился во второй половине 1890-х годов. Новый стиль, в котором стали работать русские зодчие, хотя и пришел из Европы, но и там к этому времени еще не получил окончательного оформления. Поэтому русский модерн развивался в большой степени самостоятельно, наложив отпечаток на многие произведения архитектуры, изобразительного и прикладного искусства.

Представители русского модерна рассматривали его как попытку свергнуть господство всякого ретроспективного стилизаторства, в том числе и псевдоклассического направления.

Для представителей русского модерна, во всяком случае — для наиболее талантливых зодчих, этот стиль в первые годы своего существования казался таящим большие возможности для развития в архитектуре рациональных тенденций.

Однако уже по прошествии нескольких первых лет строительства жилых и общественных зданий в стиле модерн архитекторы начали пересматривать свое отношение к нему как к чисто декоративному, орнаментальному стилю, который стал, по их мнению камнем преткновения на пути развития рационального зодчества. Отсюда проистекает стремление архитекторов к освобождению от характерного для раннего модерна убранства, к простоте архитектурных форм, выявляющих и подчеркивающих конструктивную основу здания.

Первые шаги модерна в русской архитектуре связываются со II съездом русских зодчих, состоявшимся в 1895 году. На организованной при нем выставке были экспонированы работы будущих представителей модерна -Ф. О. Шехтеля, Л. Н. Кекушева и И. А. Иванова-Шица. Однако, несмотря на некоторое тяготение к рациональной планировке, в этих работах еще слабо наметились свойственные новым веяниям черты. Принцип симметрии, лежащий в основе композиции здания Сиротского приюта имени Мазурина в Москве, спроектированного И. А. Ивановым-Шицем, сковал свободу планировочного решения. В фасаде этого сооружения, оформленном в «неогреческом» стиле, все же угадывается рука архитектора,, построившего впоследствии здание Университета имени Шанявского на Миусской площади в Москве. Высокие, увенчанные гребнями крыши на шехтелевском проекте загородного дома (осуществленном в имении В. Е. Морозова Одинцове-Архангельском, Подольского уезда Московской области; 1890-е годы), не раз встречаются в позднейших постройках этого зодчего, а свободная планировка здания, соответствующая функциональным требованиям, свидетельствует о рационалистических устремлениях архитектора даже на раннем этапе его творчества.

Хорошо продуман и асимметричный план дома С. Т. Морозова на Спиридоновке (ул. А. Толстого, № 17). В то же время его фасад, выполненный в формах английской готики, и пышные интерьеры делают особняк Морозова характерным образцом эклектической архитектуры, сквозь которую еще очень слабо проступают элементы нового.

Период между I и III съездом русских зодчих явился по существу временем становления и формирования русского модерна в его ранней стадии. Значительной вехой на пути признания «нового стиля» явился III съезд (1900), состоявшийся в эпоху промышленного подъема. На выставке, устроенной при этом съезде, увеличилось количество произведений, выполненных в «новом стиле». Многие архитекторы решительно перешли на путь применения типичного для модерна убранства. Среди них следует упомянуть петербургского архитектора А. И. фон-Гогена, применявшего до того в своих проектах формы эклектики.

В этой выставке снова участвовали Кекушев, Шехтель и Иванов-Шиц — на этот раз с еще большим количеством работ, и притом в «новом стиле».

Трактовка архитектурных традиций в проектах московских зодчих была весьма вольной. Развитие стиля модерн в архитектуре протекало под знаком борьбы с ретроспективным стилизаторством и эклектикой. Но результатом этой борьбы зачастую была лишь новая переработка накопленных веками в русском и мировом зодчестве традиционных приемов в соответствии с новыми строительными материалами и конструкциями. Представители модерна, отвергая вековые художественные традиции в архитектуре и пытаясь изобрести новые формы, обращались в то же время к мотивам полузабытых или малоизвестных стилей, таких, например, как готика и японская архитектура.

Значительное место в работе III съезда русских зодчих занимали вопросы рациональной архитектуры. Большое внимание участников съезда привлек доклад строителей политехникума в Варшаве, стремившихся использовать в его архитектуре новейшие технические достижения. Началу строительства политехникума предшествовала командировка его создателей в крупные города Европы для ознакомления с современными требованиями, предъявляемыми к зданиям высших учебных заведений.

Зодчие того времени иногда поднимались до некоторого предвидения будущего архитектуры. Но, находясь в полной зависимости от заказчика, они мало могли сделать реального, чтобы это будущее приблизить. И тем не менее ростки рациональной архитектуры, пробивавшиеся сквозь декоративную оболочку формирующегося модерна, назревали и крепли.

Т. П. Каждан. 1969 г.

понимание ее определяющих черт и стиля • Дизайн, архитектура, декоративное искусство

Архитектура в стиле модерн процветала как декоративный строительный стиль в период с 1890-х по начало 1910-х годов. Он был известен в Европе и США. Архитектура в стиле модерн — это стиль, который узнаваем благодаря использованию природных тем, витражей и широкому использованию арок и кривых.

Этот архитектурный стиль был частью более крупного движения во всех формах искусства. Это было недолго, но доминировало на арт-сцене, пока длилось. Это также произвело неизгладимое впечатление и повлияло на другие направления в искусстве на протяжении последующих десятилетий.

Что такое модерн?

На смену индустриальной эпохе пришло движение в стиле модерн. В начале 19 века дизайнеры привыкли соответствовать строгим образцам стиля как в архитектуре, так и в дизайне. Художники и критики, такие как Джон Раскин в Англии, критиковали подражательные и традиционные правила, которые на протяжении многих лет доминировали в искусстве и архитектуре.

По данным Музея Виктории и Альберта в Лондоне, художники модерна были «преисполнены страстного стремления произвести революцию в устаревшем историзме в архитектуре и дизайне». Таким образом, дизайн в стиле модерн был отходом от предыдущего определенного и исторического стиля. Термин ар-нуво означает «новое искусство» и произошел от парижской художественной галереи, принадлежащей Зигфриду Самуэлю Бингу, под названием Maison de L’Art Nouveau. Этот стиль был известен и в других регионах Европы, но был известен под другими названиями.

Архитекторы стиля модерн черпали вдохновение в природе. Эти архитекторы использовали вдохновение от природы, чтобы передать каждый аспект дизайна от поручней до формы окон. Стиль модерн повлиял на внешний вид здания, но внутренняя архитектура в стиле модерн также считалась важной. Были обои, мебель и посуда в стиле модерн, которые были разработаны, чтобы усилить общее впечатление от дизайна.

Наследие ар-нуво

Ар-нуво как художественное и архитектурное движение было недолгим, чуть менее 25 лет. Одной из причин его исчезновения была высокая стоимость строительства здания. Кроме того, начало Первой мировой войны привело к необходимости большей полезности и простоты строительства. Позже это превратилось в движение ар-деко.

Тем не менее, модерн оказал неизгладимое влияние на художественные стили других десятилетий. Например, темы ар-нуво позже использовались как в поп-арте, так и в оптическом искусстве середины 20-го века, а также в психоделическом движении 1960-х годов. Он также получил признание как движение в современном искусстве с крупными выставками в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Музее современного искусства в Париже. Они подняли то, что некоторые считали преходящей фазой, до подлинного художественного движения, уникального для своего времени.

Характеристики архитектуры в стиле модерн

Архитектура в стиле модерн, как и другие образцы искусства этого стиля, имеет отличные характеристики.

  • Использование природных и органических тем для украшения, чтобы создать красоту и усилить драматический стиль здания. К ним относятся использование растений, цветов и женской формы.
  • Асимметричные элементы по всему дизайну
  • Использование арок и кривых; обратите внимание на использование хлыстовых кривых, которые создают общий вид движения
  • Декоративный витраж
  • Вдохновлено японизмом или влиянием гравюр на дереве на японскую тематику.
  • Использование драгоценных тонов и блестящего золота
  • Иммерсивный дизайн экстерьера и интерьера здания

Примеры архитектуры в стиле модерн

Вот несколько классических примеров архитектуры в стиле модерн, найденных в Европе и Соединенных Штатах.

Парижское метро – Париж, Фрэнсис

В 1900-1913 годах Эктор Гимар спроектировал этот и другие входы в парижское метро. Он использует стилизованное кованое железо в виде свисающих цветов и переплетенных лоз. Его использование стиля модерн помогло популяризировать его в парижской культуре. Это также предлагало долгожданное отличие от обычной османской архитектуры, столь стандартной для всего города.

Музей прикладного искусства – Будапешт, Венгрия

Музей прикладного искусства в Будапеште был спроектирован венгерским архитектором Одоном Лехнером в 1896 году. Он имеет замысловатую зелено-желтую черепичную крышу с великолепными куполами и изящными шпилями.

Фасады стен выполнены из кирпича разных цветов, создавая дизайн с арочными и цветочными мотивами.

Дворец Грешам – Будапешт, Венгрия

Отель Gresham Palace был спроектирован в 1906 году архитектурной фирмой, которой руководил Зигмунд Куиттнер. Он был разработан для лондонской страховой компании Gresham, чтобы заменить другую структуру и создать более внушительный вид.

В годы войны здание пришло в упадок. В 2011 году его купила компания Four Seasons и превратила в роскошный отель.

Отель Tassel – Брюссель, Бельгия

Виктор Орт спроектировал Tassel House, начиная с 1892 года. В то время как внешний вид дома был более традиционным по стилю, внутренние помещения демонстрируют настоящие инновации в стиле модерн.

Внутри этой лестницы видны хлыстовые изгибы балясин из кованого железа под перилами. Эта деталь отражена в настенных украшениях, которые поднимаются вверх по лестнице.

Лестница Рижского музея югендстиля – Рига, Латвия

Рига, Латвия, является одним из лучших городов, где можно увидеть образцы архитектуры в стиле модерн. Рижский музей модерна раньше назывался Домом Пексенса. Здесь вы можете увидеть великолепный образец изысканного стиля модерн.

Гаранти Билдинг — Буффало, Нью-Йорк

Луи Салливан был одним из самых известных американских архитекторов в стиле модерн. Он спроектировал и построил это великолепное здание Гаранти с 1984 по 1896 год.

Фасад здания выполнен из терракоты с замысловатыми и продуманными деталями.

В чем разница между модерном и движением искусств и ремесел?

Движение искусств и ремесел было предшественником стиля модерн. Движение «Искусство и ремесла» использовало стилизованные природные мотивы, похожие на модерн, но они были более правильными, менее извилистыми и асимметричными по стилю дизайна.

Как называли модерн в разных странах?

Стиль модерн в дизайне был представлен во многих странах Европы и США. Во Франции модерн был также известен как стиль Жюля Верна, стиль Метро, ​​современный стиль и новый стиль. В Германии он назывался Jugendstil (Молодежный стиль), а в Австрии — Sezessionstil. В Испании модерн был частью модернистского движения.

Какие цветовые решения преобладают в стиле модерн?

Художники модерна любили цвет. Многие художники, такие как Луи Комфорт Тиффани и Климт, любили оттенки драгоценных камней и золота. Другие, такие как Альфонс Муха, любили теплые, мягкие и приглушенные тона. В целом, теплые тона и цвета слоновой кости имеют приоритет над холодными тонами и ярко-белым.

Вывод:

Архитектура модерна не похожа ни на один другой строительный стиль до или после него. Он иллюстрирует важный период в искусстве перед Первой мировой войной.

Он просуществовал всего 25 лет, но здания в стиле модерн ценятся в Европе и США за их уникальный и изысканный стиль.

Архитектура в стиле модерн

Западная архитектура | История, стили, примеры и факты

Джеймс Пейн и Роберт Адам: Кедлстон Холл

Просмотреть все медиа

Связанные темы:
заказ Классическая архитектура Архитектура эпохи Возрождения живописный Неоклассическая архитектура

Просмотреть весь связанный контент →

Западная архитектура , история западной архитектуры от доисторических культур Средиземноморья до 21 века.

История западной архитектуры отмечена рядом новых решений структурных проблем. В период от зарождения цивилизации до древнегреческой культуры методы строительства прогрессировали от односкатной крыши и простых ферм к вертикальным стойкам или колоннам, поддерживающим горизонтальные балки, или перемычки ( см. стоечно-перемычная система). Греческая архитектура также формализовала многие структурные и декоративные элементы в три классических ордера — ионический, дорический и коринфский, — которые в большей или меньшей степени повлияли на архитектуру с того времени. Римляне эксплуатировали арку, свод и купол и шире использовали несущую каменную стену. В период позднего средневековья постепенно появились стрельчатые арочные, ребристые и опорные системы. К этому моменту многие проблемы строительства кирпичной и каменной кладки были решены, и, помимо декоративных достижений, до промышленной революции было достигнуто мало инноваций. Не раньше 1920-го века, с появлением чугунных и стальных конструкций, наступила новая архитектурная эпоха, и стали возможными более высокие, широкие и легкие здания. С развитием технологий 20-го века новые структурные методы, такие как консольные, получили более широкое распространение. На рубеже 21 века компьютеры еще больше расширили возможности архитекторов по осмыслению и созданию новых форм.

Для целей данной статьи «западная архитектура» означает архитектуру в Европе, а также в регионах, которые разделяют европейские культурные традиции. Например, в этой статье рассматриваются ранние архитектурные традиции в таких областях, как Египет, Сирия, Малая Азия, Северная Африка и Иерусалим, которые, начиная с эллинистического и римского периодов и продолжаясь в период Византийской империи, были тесно связаны с архитектурой. развития в Европе. К концу 15 века европейские архитектурные стили распространились на Америку. В этой статье также рассматривается североамериканская архитектура; для обработки латиноамериканской архитектуры, см. Латиноамериканская архитектура. (Архитектурные традиции коренных американцев, как правило, не подвергались влиянию европейцев; об этой истории см. Искусство коренных американцев.)

Технические и теоретические аспекты среды исследуются в другом месте; см. архитектуру .

Викторина «Британника»

Викторина по истории архитектуры

Уильям ФлемингДэвид Джон УоткинРедакция Британской энциклопедии

Европейские культуры эпохи металла

Эгейское море и восточное Средиземноморье

Острова восточного Средиземноморья и Эгейского моря образуют естественную связь между массивами суши Ближнего Востока и Европы. Экспансия цивилизаций Западной Азии и Египта на запад началась около 3000 г. до н. э. и привела к появлению поселений на Крите, Кикладах и материковой Греции. Принципиальное отличие этих культур от более ранних, неолитических, заключается в том, что каменные орудия труда и оружие были заменены медными, а позднее и бронзовыми. Энеолитический (медно-каменный) век, продолжавшийся в районе Эгейского моря с начала 3-го тысячелетия до н.

Отличительной чертой эгейских цивилизаций была легкость, с которой азиатские мотивы и техники адаптировались для формирования оригинальных местных стилей. В архитектуре, безусловно, наиболее важными достижениями были цивилизации минойского Крита и микенской Греции.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Минойский Крит

Великая морская цивилизация Крита кристаллизовалась вокруг дворцов, таких как Кносс, Фест, Айя-Триада, Маллия и Тилисос. Чрезвычайно важный Дворец Миноса в Кноссе, раскопанный и реконструированный в начале 20-го века сэром Артуром Эвансом, представляет собой свидетельство непрерывного архитектурного и художественного развития с начала неолита, кульминацией которого является блестящая демонстрация строительной деятельности во время третьей фазы среднего минойского периода. период (1700–1580 гг. до н. э.) и продолжавшийся до нашествия ахейцев в XII в. Однако дворец, по сути, является сооружением двух последних среднеминойских периодов (1800–1580 гг. до н. э.). По своей монументальности он, несомненно, соперничал с ближневосточными и египетскими дворцами. Следуя примеру таких построек, Дворец Миноса представляет собой четырехугольный комплекс комнат и коридоров, сгруппированных вокруг большого центрального двора, размером примерно 175 × 100 футов (50 × 30 метров). В северной части, обращенной к морю, большой портик из 12 пилястр давал доступ к центральному двору. В этом конце также расположена большая театральная площадь, прямоугольный театр под открытым небом, который, возможно, использовался для ритуальных представлений. Восточное крыло дворца разделено на две части длинным коридором, идущим по оси восток-запад; первоначально он возвышался на четыре или пять этажей над склоном долины. В юго-восточной части дворца находятся жилые помещения, искусно снабженные сантехникой и смывом, а также святилище. Широкая лестница вела на верхний этаж, которого больше нет. Северо-восточная часть дворца занята офисами и складскими помещениями. Западная часть снова разделена главным коридором длиной более 200 футов (60 метров), идущим с севера на юг. За этим коридором, вдоль западной стороны, был обнаружен ряд длинных узких кладовых, содержащих большое количество пифоев, или сосудов для хранения масла в человеческий рост. На другой стороне коридора, обращенной к центральному двору, расположены парадные залы, в том числе тронный зал с уникальным гипсовым троном и всемирно известными фресками с изображением грифонов. Ярко окрашенные фрески играли важную роль как во внутреннем, так и во внешнем убранстве дворца. Свет поступал сверху с помощью хитроумной системы световых колодцев, а несколько портиков с колоннадами обеспечивали вентиляцию в жаркое критское лето.

Развитие других минойских дворцов (Фест, Маллия, Айя-Триада, Тилисос) примерно совпадает с развитием Кносса. Каждый из них примечателен, а Фест особенно интересен благодаря обширным итальянским раскопкам. Морская гегемония позволила критским морским царям построить эти дворцы в низких и незащищенных местах; следовательно, бросается в глаза отсутствие крепостных стен по сравнению с большими стенами месопотамских дворцов. Поскольку критские богослужения, по-видимому, проводились в основном под открытым небом, здесь нет настоящих храмов, как на Ближнем Востоке. Тем не менее, расположение различных частей дворца вокруг центрального двора и максимально возможное избегание внешних окон являются характеристиками, которые, по-видимому, указывают на ранний контакт с Ближним Востоком. Вкус к длинным прямым дворцовым коридорам, а также к высокоразвитой системе водоснабжения, возможно, также был унаследован от более древних цивилизаций на востоке. Колонна впервые появилась в Европе в критском дворце, где ее часто использовали отдельно для разделения входа.

Развитие погребальной архитектуры на Крите происходит от древних камерных оссуариев раннеминойского периода (2750–2000 гг. конец среднеминойского периода.

На гребне минойского процветания произошел великий крах. Вторжение с материка около 1400 г. до н. э. разрушило дворцы и привело к отстранению власти от микенской Греции. Архитектурные остатки на Крите сооружений догреческого дизайна, но построенных после этой катастрофы, очень редки. Несколько загородных святынь относятся к этому периоду после разрушения, а в Приниасе уникальное храмовое здание может быть датировано 700 г. до н.э. Дверной проем этого храма имеет барельефы на архитектурных элементах. Отверстие над перемычкой обрамлено сидящими фигурами, а сама перемычка на нижней стороне вырезана фигурами богини и животных. Колонна, которая, кажется, стояла посреди этого дверного проема, как и во дворце Миноса, указывает на то, что минойская традиция не исчезла полностью.

Середина XIX века Период 1830-1860

  • Дом
  • Ресурсы
  • Архитектурные стили
  • Типы зданий
  • Функции
  • Пейзажи

Период середины 19 века охватывает стили возрождения, популярные в середине девятнадцатого века, греческое возрождение, стиль готического возрождения, стиль итальянской виллы / итальянский стиль, стиль экзотического возрождения (египетское возрождение, мавританское возрождение и швейцарский стиль). шале) и восьмиугольный режим. В этот период, который иногда называют романтической или живописной эпохой архитектуры, американцы искали более широкий выбор стилей зданий и дизайнов, которые напоминали бы романтизированное прошлое или регион. В этот период несколько архитектурных стилей стали популярными одновременно, и стало желательным иметь здания совершенно разных, но дополняющих друг друга стилей как часть одного и того же городского пейзажа. Это был настоящий отход от предыдущих эпох, когда доминировал и использовался почти исключительно один формальный стиль. Этот многосторонний подход к архитектурному дизайну сохраняется и по сей день в Соединенных Штатах.

Наиболее распространенными стилями этого периода середины 19-го века являются греческое возрождение, готическое возрождение и итальянский стиль. Стиль греческого возрождения (1820-1860 гг.) определенно является частью этого периода, но, поскольку он уходит своими корнями в стиль раннего классического возрождения, он подробно описан в раннем федеральном периоде. Готическое возрождение и итальянский стиль продвигались через влиятельные книги образцов, такие как « Коттеджные резиденции» архитектора Эндрю Джексона Даунинга , опубликованные в 1842 году. Романтические проекты, представленные в публикации, и другие были воспроизведены в точной и производной форме по всей стране. Стиль готического возрождения черпал вдохновение из средневековых форм, а итальянский стиль был получен из строительных традиций итальянского Возрождения.

Стиль экзотического возрождения также появился в этот период, создав интригующие проекты зданий, демонстрирующие влияние древнего Египта, традиционного мавританского или средневекового швейцарского шале. Никогда не столь широко распространенный, как романтические стили, стиль экзотического возрождения легко узнаваем благодаря уникальным архитектурным особенностям, которые он представляет. Еще один редко встречающийся, но удивительно уникальный стиль строительства эпохи романтизма — восьмиугольник. Режим восьмиугольника был разработан в сборнике образцов 1849 года, в котором он рекламировался как полезное и разумное нововведение в строительном дизайне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *