Архитектура модерна. Антонио Гауди
Гауди — один из самых знаменитых и узнаваемых архитекторов в мире. В этой части узнаем, как устроены его главные шедевры.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
1-7. Дом Висенс, Барселона, Испания, 1885
8-10. Павильоны Гуэль, Барселона, Испания, 1887
Поговорим об Антонио Гауди. Его здания не похожи друг на друга, но в них чувствуется авторский стиль.
Почему Гауди остался в истории архитектуры 👇
⏱ Начал за 20 лет до мейнстримного модерна. Еще в 1880-е Гауди создавал радикальные проекты — не академичные и не похожие на привычную архитектуру того времени: Дом Висенс, павильоны Гуэль.
🔎 Был перфекционистом в деталях. Любой архитектор модерна уделяет деталям много внимания, но Гауди пошел дальше всех: в его здании может быть несколько готических башенок, и у каждой шпиль сделан по-своему.
🔝 Довел модерн до предела. Есть архитекторы, которые творят в контексте эпохи, но делают это мощнее и интереснее современников. Для барокко таким был Борромини — и таким стал Гауди для модерна.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1, 2, 3, 4, 5. Дом Батльо, Барселона, Испания, 1877
6, 7, 8. Парк Гуэль, Барселона, Испания, 1900-1914
9, 10. Дом Мила, Барселона, Испания, 1901
В 1900 году модерн стал мировым течением. В это время Гауди раскрылся полностью, появились самые знаменитые его вещи: парк Гуэля, большие доходные дома Батльо и Мила в центре Барселоны.
Рассмотрим внимательнее дом Батльо — что делает его уникальным 👇
➰ Природные формы. В этом асимметричном доме воплотилась дикая фантазия Гауди. Все соединения похожи на суставы, а балконы напоминают тазовые кости.
🤹 Импровизация. Гауди любил многое придумывать и доделывать на ходу. Мозаика из керамических чешуек на фасаде от третьего этажа и выше — чистая импровизация.
Саграда Фамилия, Барселона, Испания, начало строительства в 1882 году
Пришло время поговорить о Саграде Фамилии — гигантской церкви в новом районе Барселоны. Это величайший памятник модерна, который до сих пор не достроен.
Как Гауди создал шедевр 👇
⛪️ Начал с неоготики. Готика лучше всех умела строить большие, высокие, светлые церкви.
💡 По ходу придумал, как сделать лучше. Гауди разработал более эффективное устройство каркаса здания с лучшим распределением нагрузок. Получилось светлее, экономнее и выразительнее.
✅ Добавил ни на что не похожие детали. Церковь напоминает готическую, но цитат из готики в ней практически нет. Все детали придумал сам Гауди. Это пример эпичного модерна, его высшая точка.
курс Level One
Курс москвича
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽
2450₽
подробнее о курсе
Антонио Гауди — поэт каталонского модерна
Дар рисования открылся у Гауди очень рано, но удивительно то, что еще ребенком он подмечал необычные вещи. В частности, в семь лет он удивленно сказал отцу, что морские волны не повторяются, их силуэт все время разный.
Эта черта — видеть то, на что другие не обращают внимание, вычленять необычное в обыденном, чтобы затем пытаться повторить природные линии в рукотворных предметах — отличает Гауди от остальных архитекторов, многие из которых были его современниками и также работали в эпоху модерна.
Практически первым учителем Гауди был Хуан Марторелл-и-Монтеллс (Joan Martorell i Montells). Именно Марторелл обучил Гауди методу Максвелла-Кремоны, позволяющему рассчитывать сопротивления материалов для возведения безопорных арочных сводов, которые в дальнейшем становятся визитной карточкой Гауди и он применяет их в большинстве своих построек.
Марторелл рекомендует Гауди в качестве архитектора для строительства Храма Святого Семейства. Также, именно Марторелл познакомил Гауди с Эусеби Гуэлем, ставшим ближайшим другом и покровителем молодого архитектора на долгие 35 лет.
О наиболее известных работах Антонио Гауди мы писали в нашей статье «Керамисты XX века». Это, конечно, всемирно известный парк Гуэля, ставший неудачным коммерческим проектом промышленника Гуэля, однако, крайне выгодным приобретением для муниципалитета Барселоны, привлекающим в наши дни до 2,5 миллионов посетителей в год.
Гуэль задумывал свой парк, как жилой комплекс, в котором частные особняки будут сочетаться с парковыми зонами и каскадными цветниками на манер говардовских «городов-садов». Однако, удалось продать только два участка из запланированных 60, да и то, один из них был в итоге выкуплен самим Гауди. В 1922 году наследники Гуэля продали парк мэрии Барселоны.
Особенностью парка Гуэля стали необыкновенные каскадные аллеи, построенные из местного камня и глины. Они являются как бы продолжением «лысой горы» и производят впечатление вырубленных в скале сталактитов.
Логика архитектуры парка, его продуманность, гармоничное встраивание в природный ландшафт и, конечно, абсолютно новые приемы декорирования и проектирования зданий — все это до сих пор не имеет аналогов в мире.
Уникальность архитектуры Гауди не только в невиданном до сих пор подходе к проектированию и строительству, с использованием криволинейных силуэтов и необычных декоров. В его творениях присутствует не только креативная мысль художника и религиозный символизм, но и очень точный инженерный расчет, потрясающая эргономика и совершенная по своей прагматичности конструкция.
Гауди, как истинный каталонец, крайне практичен и не оставляет без внимания ни один утилитарный элемент своего строения. Его дымоходы — это загадочные маски или устремленные в небо сказочные замки. Его водостоки — это уползающие змеи. Его кровля — это хребет дракона. Для Гауди не существует мелочей.
На этой почве известны его конфликты с мастерами. Во время постройки парка Гуэля по требованию Гауди, рабочие со всех помоек города тащили стеклянные бутылки и осколки фарфора, не понимая для чего «сумасшедшему» архитектору понадобился весь этот мусор.
Когда на заявление Гауди о резной розе на фасаде дома Мила «это должна быть не просто роза, это должен быть апофеоз розы», очередной резчик плюнул и ушел, Гауди был вынужден сам вырезать из камня этот «апофеоз».
Интересно, что Гауди дружил с заказчиками, но, как правило, конфликтовал с их женами. Роза Сегимон, супруга Пере Мила на дух не выносила архитектора, считая его чрезмерно расточительным и «самодурным», что впрочем неудивительно, поскольку строительство доходного дома на улице Paseo de Gracia разорило семью, так, что они были вынуждены продать этот дом, чтобы рассчитаться с архитектором.
Супруга Гуэля — Луиза Изабель Лопес Брю, старшая дочь маркиза де Комельяса, отказывалась разговаривать с Гауди на каталонском, а он, в свою очередь, отказывался разговаривать на испанском, поэтому во время строительства дворца Гуэля они общались через переводчика.
При этом, супруга Гуэля в буквальном смысле ненавидела Гауди за то, что для декорирования керамикой различных элементов строящегося дворца он применял ее коллекционный лиможский фарфор, без всякого сожаления разбивая его на мелкие кусочки.
Работа Гауди стала «практически непозволительной роскошью» для современников, но как говорят в Барселоне, несмотря на то, что мало, кто из заказчиков Гауди смог сохранить свое состояние после работы архитектора, все они купили себе место в вечности.
Еще одному разорившемся фабриканту, вернее, его вдове, принадлежал Дом Кальве. Дом также строился как доходный, и хотя общий стиль дома относится к необарокко, в нем, тем не менее, узнаваем стиль Гауди. Это проработанные детали внешнего и внутреннего оформления, растительные орнаменты на фасаде дома, многочисленные кованные элементы — молотки в форме клопа, вензеля с инициалами владельцев дома, изящные балконные ограды, сложная «органическая» мебель.
Вершиной творчества Гауди стал дом Бальо, расположенный в соседнем квартале с Домом Мила на улице Paseo de Gracia и построенный по заказу текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса. Этот дом еще называют «Дом из костей» из-за его колонн в форме костей и балконных оград, издали напоминающих черепа.
Вероятно, именно работы Гауди вдохновляли позже испанских сюрреалистов, настолько полон образами и полутонами этот дом, сверкающий на солнце яркой керамической мозаикой trencadis, мерцающий разноцветной майоликой на фасаде и крыше и как будто растворяющийся в дымке жаркого лета.
К слову, на Paseo de Gracia расположен «Квартал Раздора», где стена к стене стоят четыре дома, соперничающих между собой архитекторов: Гауди, Доменек-и-Монтанера, Жозеп Пуч-и-Кадафалк и Энрик Санье.
Считается, что три дома носят имена своих владельцев, а четвертый, работы Доменек-и-Монтанера назван «Льео Морера» по декорам в виде львов и тутовых деревьев («morera» по испански).
Однако, это не так, поскольку Монтанера использовал декоры в виде тутовых деревьев для увековечивания фамилии заказчика — промышленника Морера. Поэтому дом, также как и три других в «квартале раздора», носит имя своего владельца — Альберта Лео-и-Морера.
Апофеозом творчества Антонио Гауди стала, безусловно, Саграда Фамилия — Храм Святого Семейства в стиле неоготика, переработанном Гауди до неузнаваемости.
Первое впечатление от храма — абсолютный восторг. Классические архитектурные приемы испанской готики, представленной католическими соборами Бургоса, соединенные со свойственными архитектуре Гауди линиями испанского модерна, превратили храм в уникальное произведение искусства. Его устремленные ввысь шпили являются симфонией духа, способной превратить самого закостенелого атеиста в верующего человека.
Храм — это гимн инженерной мысли и неординарному техническому мышлению, это грандиозное строение во славу Бога и Человека. Здание полно символизма. Многочисленные скульптурные группы, иллюстрирующие этапы жизни Христа, несут в себе мощный эмоциональный заряд.
Рождественский фасад Храма, с изображением рождения Христа и первой, земной части его жизни, очень натуралистичен и позитивен. Этот фасад строился еще при жизни Гауди и для каждой скульптуры имелся натурщик — вполне реальный человек. Даже натуры для скульптур мертвых детей для сцен избиения младенцев Гауди брал в морге соседней больницы для бедных (в которой, к слову, архитектор и умер).
Второй фасад «Страсти Христовы» достраивал ученик Гауди — Доменек Сугранес-и-Грас. Фасад «Страстей» контрастирует с жизнерадостностью и натуралистичностью фасада «Рождества».
Этот фасад сознательно проектировался Гауди как очень схематичный и практически лишенный декора. Скульптуры на этом фасаде рубленные, стилизованные, скорбные и где-то очень страшные. Третий фасад «Вознесения Господня» еще не построен. Завершение Храма планируется в 2026 году к столетию смерти Гауди.
Барселона очень необычный город, сохранивший, несмотря на многочисленные революции и войны, изумительную архитектуру, поражающую своей необычностью, богатством и где-то даже излишней декоративностью. Огромный вклад в нее был внесен Антонио Гауди, на долгие годы определившим стиль города и его лицо.
«Декоративность — начало архитектуры» — этот девиз Гауди пронес через всю свою жизнь, став основоположником испанского модерна, называемого «модернизмо».
Благодарим за помощь при создании этого материала историка Виктора Кушнерика, организовавшего для нас великолепные экскурсии по Барселоне.
7 самых влиятельных модернистских проектов архитектора Антонио Гауди
Архитектура
Этот каталонский архитектор создал самый посещаемый памятник Испании
org/Person»> Сара Тардифф90 003
Антонио Гауди наиболее известен своей работой в в авангарде движения модернизма в 19 и 20 веках. Черпая вдохновение в популярных неоготических и органических стилях того времени, каталонский архитектор стоит за некоторыми из самых знаковых сооружений Барселоны, такими как Саграда Фамилия и Дом Мила. Его любовь к природе и религии повлияла на его проекты благодаря использованию сильно символических статуй и структурных форм. Сегодня многие из его проектов являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО, и архитекторы всего мира продолжают хвалить и изучать Гауди. Это семь его самых впечатляющих архитектурных подвигов, от частных резиденций до величественных базилик. Читайте дальше, чтобы поближе познакомиться с некоторыми из самых известных в мире примеров каталонского модернизма.
Getty Images
Саграда Фамилия
Хотя он посвятил последние годы своей жизни этой римско-католической церкви в Барселоне, Гауди так и не завершил Саграда Фамилия. Проект начался в 1882 году как неоготический проект архитектора Франсиско де Поля дель Вильяр-и-Лозано. В 1883 году Гауди вступил во владение, превратив структуру в свою собственную интерпретацию готики, смешанной с модерном. Опорные колонны интерьера были вдохновлены лесом переплетенных деревьев, что привело к декоративному приподнятому потолку, состоящему из абстрактных форм.
Moment Editorial/Getty Images
Casa Milà
Этот модернистский многоквартирный дом, также известный как La Pedrera, был построен в Барселоне между 1906 и 1912 годами. конструктивные инновации, такие как волнообразный каменный фасад и самонесущие колонны. Он был назван объектом Всемирного наследия в 1984 году и служит штаб-квартирой фонда Catalunya-La Pedrera Foundation, в котором проводятся выставки и общественные посещения этого места.
Getty Images
Casa Batlló
Дом Бальо, перестроенный в 1904 году в существующем здании в Барселоне, неофициально называется Casa dels Ossos (Дом костей) из-за скелетного качества его внешнего вида. Его в первую очередь украшают разноцветные битые керамические плитки, а крыша имеет изящную арку, которую часто сравнивают со спиной дракона. На крыше также есть четыре скульптурные дымоходы.
Getty Images
Каса-де-лос-Ботинес
Каса-де-лос-Ботинес был данью Гауди драматической архитектуре окружающего города Леона. Он включил в дизайн средневековые и неоготические элементы, со рвом и двумя башнями по обе стороны фасада здания. Хотя он задумывался как жилой дом со складом, сейчас это штаб-квартира местной сберегательной кассы.
Getty Images
Парк Гуэль
Сочетание экспериментального ландшафта и архитектурного дизайна, Парк Гуэль расположен на холме Кармель в Барселоне. Пространство было построено между 1900 и 1914, не открываясь как общественный парк до 1926 года. Парк Гуэля, являющийся важной частью натуралистической фазы творчества Гауди, позволил ему разработать органичный взгляд на барочную структуру. Включив множество мифологических и религиозных образов, он черпал вдохновение в таких сооружениях, как храм Аполлона в Дельфах.
UIG via Getty Images
Церковь Колония Гуэль
Еще одна незаконченная работа Гауди, церковь Колония Гуэль, была спроектирована как место отправления культа в Санта-Колома-де-Сервелло. Идея религиозного сооружения пришла от графа Эусеби де Гуэля, испанского предпринимателя. У него закончились деньги до того, как они смогли завершить проект, поэтому склеп — единственная законченная часть.
UIG via Getty Images
Епископский дворец в Асторге
Епископский дворец в Асторге, построенный между 1889 и 1913 годами, является одним из трех проектов Гауди за пределами Каталонии. Первоначальное здание было уничтожено во время пожара в 19 веке, и Гауди попросили создать ему замену. В то время он работал над проектом в Барселоне, поэтому вместо того, чтобы изучать местность, как обычно, он попросил прислать ему фотографии для работы. В неосредневековом здании используется серый гранит для экстерьера, а также четыре цилиндрические башни. Его фирменный стиль до сих пор можно увидеть в арках контрфорсов и дымоходов.
ИсследоватьАрхитектура + дизайнАрхитектурный дизайнэкстерьерыЭкстерьеринтерьеринтерьерархитекторархитекторы
ПодробнееГауди и архитектурное движение модернизма; Barcelona and Beyond
Считающийся одним из первых зданий в стиле модерн, Casa Vicens был также первым домом, спроектированным неким Антонио Гауди. Дом, расположенный в барселонском районе Грасиа, был сдан в эксплуатацию владельцем завода по производству кирпича и плитки Мануэлем Висенс-и-Монтанер. Это также положило начало архитектурному модернизму.
Стиль модерн был наиболее заметен между 1890 и 1910 годами во Франции и Бельгии. И это движение имело много общего с тем, что каталонцы назвали бы модернизмом. Движение охватило архитектуру, искусство и литературу. Это было объединение творчества и культуры, часто объединяемое термином fin de siècle (конец века).
Fin de siècle будет принимать разные формы по всей Европе. Сецессион в составе Австро-Венгрии. Стиль либерти в Италии. И модерн, или стиль Глазго, в Шотландии. Как бы они это ни называли, стиль был выразительным и наполненным природой в самых роскошных формах. Это движение, несомненно, подняло декоративно-прикладное искусство на новый уровень роскоши. И, что немаловажно, его наследие сохраняется и по сей день.
Casa Vicens — первое здание Гауди в Барселоне. Он стал одним из первых примеров нового движения в искусстве и архитектуре, которое происходило по всей Европе в конце 19 века. Смелый стиль получил название «Модернизм» в Каталонии.
Расположенное посреди Пасео-де-Грасиа здание, принадлежащее Жозепу Бальо, сегодня привлекает множество туристов. Они соперничают за фотографии его арочной крыши (которая, по мнению некоторых, напоминает дракона), водных интерьеров и привлекательного фасада; красочная мозаика из битой керамической плитки.
Барселона, столица архитектуры модернизма
С более чем 30 зданиями в стиле модерн в городе, Барселона по понятным причинам является международным центром этого сложного направления в искусстве. Во многих из них проявляется смесь стилей, материалов и форм Гауди.
Знаменитости во всем мире: огромный собор Святого Семейства, оставшийся незавершенным, несмотря на то, что строительство началось в 1882 году, и несколько впечатляющих сооружений в парке Гуэля. Есть даже удивительно обычные. Casa Calvet, завершено в 19 г.00 для производителя текстиля «тихий» по сравнению с большей частью его другой работы. Но ни одно другое здание не воплощает его творческое видение так, как Дом Бальо.
Икону архитектуры модернизма можно найти в центре Пасео де Грасиа, района, связанного с престижем и богатством в начале 20-го века. Хосеп Бальо заказал здание, и сегодня оно привлекает множество туристов, соревнующихся за фотографии его арочной крыши (которая, по мнению некоторых, напоминает дракона), волнистой формы, водных интерьеров и привлекательного фасада; красочная мозаика из битой керамической плитки.
Многие считают этот дом шедевром, и не зря. Это модернизм в чистом виде, почти прямая линия с необычными орнаментальными украшениями, неправильными овальными окнами и плавной скульптурной каменной кладкой.
Майоликахаус Отто Вагнера в Вене.
Вычурный стиль
Избыток орнамента и страсть к изгибам и округлым формам характеризуют стиль в целом, и каждый из архитекторов внес свой фирменный стиль в смесь.
Например, французский архитектор Эктор Гимар, известный своими входами в парижское метро. Отто Вагнера из Вены, чей многоквартирный дом Майоликахаус славится множеством цветочных мотивов. Или эрудит из Глазго Чарльз Ренни Макинтош. Яркость была в моде, и на рубеже 20-го века формировалась армия творческих талантов. Давайте посмотрим на некоторых других звезд каталонского движения…
Palau de la Música Catalana — концертный зал, в котором сочетаются элементы традиционной испанской и арабской архитектуры. Разработан Луисом Доменеком-и-Монтанер и построен между 1905 и 1908 г., в последние годы в здании была проведена обширная реставрация. В 1997 году он был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Комплекс, построенный между 1901 и 1930 годами, Госпиталь Сан-Пау невероятно функционировал до июня 2009 года. Недавно госпиталь был отреставрирован для использования в качестве музея и культурного центра. В 1913 году шедевр Доменека-и-Монтанера получил награду городского совета Барселоны как лучшее здание года. Фото © Давид Карделус
Луис Доменек-и-Монтанер
Во-первых, Луис Доменек-и-Монтанер. Каталонский политик и архитектор, он был еще одной влиятельной фигурой в архитектурном движении модернизма. Такие здания, как Hospital de Sant Pau и Palau de la Música Catalana, теперь внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сочетание рационализма и сказочного орнамента, вдохновленное испано-арабской архитектурой, повторяет криволинейный дизайн, типичный для ар-нуво. Их роскошные интерьеры и маниакальное внимание к деталям олицетворяют напыщенную красоту. В его работах представлены одни из самых красивых зданий Барселоны.
Casa Amatller от Puig i Cadafalch сочетает в себе неоготический стиль с ребристым фасадом, вдохновленным домами Нидерландов. Он является частью знаменитой Илла-де-ла-Дискордия, одного из самых известных кварталов Барселоны. Архитектор работал с некоторыми из лучших художников и мастеров барселонской эпохи модернизма во главе со скульпторами Эусеби Арнау и Альфонсом Юхолем.
Бывшая текстильная фабрика, архитектор Хосеп Пуч-и-Кадафальч завершил строительство Fàbrica Casaramona в 1911 году. Претерпев множество изменений, она открыла свои двери в 2002 году под названием CaixaForum Barcelona. Сейчас это художественная галерея в районе Монжуик, где проводятся выставки, спонсируемые банком Barcelona, la Кайша.
Хосеп Пуч и Кадафальч
Во-вторых, Хосеп Пуч и Кадафальч. Он был архитектором Casa Amatller, изначально задуманного как резиденция шоколатье Антони Амальера и построенного между 1898 и 1900 годами. Пуч-и-Кадафальч, возможно, имел стиль, который значительно отличал его от Гауди, однако именно это здание (наряду с Домом Бальо и Domènech i Montaner’s, Casa Lleó-Morera), которые входят в тройку самых важных жилых домов на знаменитом барселонском Illa de la Discordia (Блок раздора).
В этом неповторимом квартале находятся здания четырех самых известных архитекторов модернизма. Расположенный в самом сердце города, он лихо подтверждает движение fin de siècle в Барселоне. Это также один из самых фотографируемых кварталов каталонской столицы.
Puig i Cadafalch также спроектировал Casa de les Punxes как дом для трех дочерей текстильного промышленника Bartomeu Terradas i Mont. Напоминающее старые средневековые замки с шестью остроконечными башнями, увенчанными коническими шпилями, символическое здание возвышается над перекрестком трех улиц в городском районе Эшампле.
Casa de les Punxes с площадью крыши 600 м2 теперь является домом для музыкальных размышлений теплым барселонским летом. Кроме того, теперь здесь находится коворкинг Cloudworks.
Столь же сильно недооцененная жемчужина — Fàbrica Casaramona. Первоначально здание было введено в эксплуатацию как текстильная фабрика и в конечном итоге было завершено архитектором в 1911 году. Здание претерпело множество изменений, но открыло свои двери как CaixaForum Barcelona в 2002 году. В культурном центре в районе Монжуик проходят выставки, концерты и кинопоказы.
Незаконченный храм Святого Семейства Гауди, наконец, близится к завершению. Фото, alevision.co
Конец эпохи
Биография Гауди резко обрывается в 1926 году, когда почитаемый архитектор умирает через три дня после того, как его сбил трамвай. Однако карьера Гауди была увековечена. По сей день поклонники архитектуры совершают паломничество в столицу Каталонии, чтобы окунуться в великолепное безумие архитектуры модернизма.
Вы можете отметить иконы Антони и менее известные сюрпризы, а также внушительные жемчужины от Жозепа Пуига и Кадафалка, Луиса Доменека и Монтанера и Энрика Санье. Тем не менее, набожные модернисты, возможно, захотят отправиться немного дальше, чтобы найти некоторые из самых неизведанных сокровищ сцены.
Склеп Гауди в церкви Колония Гуэль. Фото © David Cardelús
Каталонский модернизм за пределами Барселоны
Построенная как место поклонения для жителей Санта-Колома-де-Сервелло (менее чем в 20 км к западу от Барселоны), церковь Колония Гуэля — еще одна работа Гауди, оставшаяся незавершенной. Из-за снижения прибыли графа Эусеби де Гуэля каталонский архитектор закончил работу только над склепом. Но это не делает его менее зрелищным.
Здесь Антонио Гауди впервые объединил все свои архитектурные новшества. Сдвиги материальности и текучие формы задали тон его культовому храму Святого Семейства.
Чуть дальше от Барселоны Гауди спроектировал винодельню и несколько охотничьих павильонов в комплексе Bodegas Güell в Гаррафе. Эусеби Гуэль был потрясен своей работой на Парижской выставке четыре года назад (более известные заказы Гуэля для каталонца поступали в том же году).
Хотя павильоны так и не были построены, винодельня с треугольным фронтальным профилем и почти вертикальными крышами поставляла вино на Кубу, прежде чем прекратила свое существование из-за отсутствия успеха. В настоящее время в Bodegas Güell находится популярный ресторан Gaudi Garraf.
Эль-Капричо Гауди в Комильясе. Фото Пабло Рамоса.
Одним из немногих зданий, спроектированных Антонио Гауди за пределами Каталонии, является Эль Капричо. Расположенный в Комильясе, Кантабрия, он предназначен для истинных преданных. Бывшая летняя вилла Максимо Диаса де Кихано, этот дом является жемчужиной европейского модернизма. В наши дни это культурное учреждение, открытое для публики, где проходят музыкальные и театральные представления.
Наконец, Casa Botines, расположенный в Леоне, представляет собой жилое здание в стиле модерн, спроектированное архитектором и отдающее дань уважения символическим зданиям города.
Заключительные мысли
Барселона – место для тех, кто ищет этот стиль.