Модернизм стиль: Modernism in Art | Arthive

Содержание

Краткий гайд по терминам: модерн, постмодерн, модернизм и постмодернизм

Анастасия Добрицкая

06/08/2021

В чём отличие, как их запомнить и правильно использовать.

Перечисленные в заголовке этой статьи -ерны и -измы встречаются нам изо дня в день. Их можно услышать где угодно: от бытовых разговоров до политических дебатов. Однако люди зачастую просто не понимают значения этих терминов. Команда ART FLASH решила разобраться в смыслах и различиях между ними.

«Композиция VIII» (Василий Кандинский, 1923)

 Модернизм и модерн – в чем разница?

В конце XIX – начале XX века многим художникам и ценителям искусства наскучил академизм, и среди авторов начались поиски новых форм, стилей и смыслов. Так сложилось направление, получившее название «модернизм». Его представителей объединяла вера в то, что человек может создать новое общество, основанное на идеях разума и прогресса, отказавшись от всех традиций и опыта предшественников. Это стремление проявлялось по-разному и художники не сходились в едином стиле. В итоге, внутри течения модернизма образовалось множество отдельных направлений: импрессионизм (Клод Моне), постимпрессионизм (Ван Гог), абстракционизм (Василий Кандинский), сюрреализм (Сальвадор Дали) и многие другие, в том числе,

модерн.

«Юдифь и Олоферн» (Густав Климт, 1901)

Модерн – это конкретный стиль в искусстве. У него, в отличие от разрозненного течения модернизма, есть чёткие отличительные признаки. Например, произведения модерна можно узнать по ярким изогнутым линиям, а также по образам растений в композиции и орнаменте. Эти черты модернисты позаимствовали у художников древних цивилизаций и японских гравёров. Больше всего особенности стиля проявились в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, хотя среди известных представителей были и  живописцы, например, австрийский художник Густав Климт.

Постмодерн и постмодернизм – что изменилось?

Постмодернизм, как и модернизм, представляет собой не отдельное направление, а совокупность течений, объединённых общими идеями. Однако  модернисты и постмодернисты противостоят друг другу в теоретической части.

Во второй половине XX века начинается кризис модернизма. Во многом благодаря работам Маркса, Ницше и Фрейда стало ясно, что иногда человек не властен даже над самим собой, и поэтому он не способен подчинить внешний мир своему разуму. Окончательно разрушило модернистские теории ещё одно осознание: всё, что можно создать, уже было создано и задача современного творца – не отрицать труды предшественников, а умело их переработать. Так и возникли новые движения в искусстве, одно из которых – постмодерн.

«Сандро Боттичелли, Рождение Венеры» (Энди Уорхол, 1984)

Постмодернисты отказались создавать какой-либо универсальный канон, поэтому выделить общие стилевые черты в их творчестве очень сложно. И всё же они есть: в первую очередь, произведения постмодернизма выделяются особой свободой самовыражения. Авторы могут смешивать разные художественные стили и даже виды искусства в рамках одного произведения, включать привычные, традиционные образы в новый контекст, переосмыслять их или иронически обыгрывать. Часто такая свобода действий приводит к тому, что художники создают демонстративно скандальные и эпатажные работы.

«Святая троица» (Дэмиен Херст, 2000)

Теперь разница между схожими на первый взгляд понятиями прояснилась. Или не совсем? Закрепить пройденное поможет схема, составленная командой ART FLASH.

Русский модерн • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

Русское искусство XX векаМатериалы

Материалы

Action Art: Performances, Actions, Happenings

Objects, Installations and Ready-Mades

Conceptualism and Sots Art

The Thaw and the 1960s. The Birth of the Underground

Socialist Realism

Artistic Life in the Soviet Union after the October Revolution of 1917

Russian Avant-Garde

Russian Modern

Акции, перформансы, хеппенинги

Искусство действия от футуристов до Павленского

Объекты, инсталляции, реди-мейды

Почему искусством стали кучи мусора и меховые чашки

Концептуализм и соц‑арт

Всё про Илью Кабакова, Эрика Булатова и Комара с Меламидом

Оттепель и шестидесятые: рождение андеграунда

Как Хрущев дал жизнь неофициальному искусству

Соцреализм

Какой стиль живописи создал Сталин

Искусство после революции: художник и власть

Как и когда появилось новое советское искусство

Русский авангард

Что придумали Малевич, Кандинский, Татлин и «бубновые валеты»

Русский модерн

Как Дягилев, Бенуа и Бакст изменили русскую действительность

Как Дягилев, Бенуа, Бакст и другие решили улучшить русскую неприглядную действительность — и что у них получилось

Автор Галина Ельшевская

В массовом сознании есть твердое представление, что настоящий ХХ век в рус­ской культуре начинается в 1910-е годы. С авангарда, который выводит русское искусство в европейский мир, и этот авангард и есть наш вклад, наш бренд и вообще наше все. И совсем редко вспоминают о тех, кто этот торжествую­щий выход на интернациональные просторы подготовил. Ну разве что о Дяги­леве и его Русских сезонах, которые с 1907 года проходили на Западе с триум­фом. Но та эстетика, которой восторгались европейцы в дягилевских гастроль­ных балетах, была сформирована кругом художников, входивших в объедине­ние «Мир искусства». Они смогли перенастроить оптику восприятия искусства, произвести в нем негромкую, но существенную революцию. И это был трамп­лин для тех, кто пришел потом и, естественно, отнесся к предшественникам пренебрежительно.

Борис Кустодиев. Групповой портрет художников общества «Мир искусства». 1916–1920 годыГосударственный Русский музей

Круг был совсем узкий. Всего несколько человек составили ядро объединения «Мир искусства», которое в 1898 году стало издавать одноименный журнал. Это были художники Александр Бенуа, Константин Сомов, Лев Бакст, Евгений Лансере, Мстислав Добужинский, Анна Остроумова-Лебедева. И конечно, Сергей Дягилев, антрепренер, импресарио, мотор и пружина всех мирискусни­ческих инициатив. Кроме того, были литераторы — отдел критики, которым руководил Дмитрий Философов. Там печатались Мережковский, Гиппиус, Розанов, Сологуб, Брюсов, Бальмонт, Белый — но потом литераторы разруга­лись с художниками и ушли в журнал «Новый путь». В этом узком кругу боль­шинство еще связано то родством, то гимназической дружбой. И собственно «Мир искусства» родился из совсем камерного кружка, названного в честь романа Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба», — «Невские пиквикианцы».

В этом кружке друзья читали друг другу лекции по истории искусства. Мистером Пиквиком там был, вероятно, Александр Бенуа, который очень годился на эту роль даже внешне: круглый, укладистый.

Фотопортрет в группе художников «Мир искусства». 1914 годНа фотографии вверху чернилами проставлены номера — от 1 до 18, на обороте пояснение: «Годовое собрание о-ва художников „Мир искусства“. Присутствующие: 1. М. В. Добужинский. 2. А. Ф. Гауш. 3. О. Е. Браз. 4. Н. К. Рерих. 5. И. Я. Билибин. 6. Б. М. Кустодиев. 7. В. В. Кузнецов. 8. П. В. Кузнецов. 9. Е. Е. Лансере. 10. Н. Е. Лансере. 12. Н. Д. Милиоти. 13. А. П. Остроумова-Лебедева. 14. К. С. Петров-Водкин. 15. А. И. Таманов. 16. Кн. А. К. Шервашидзе. 17. С. П. Яремич. 18. М. И. Рабинович». Российская государственная библиотека

На склоне лет Бенуа, уже эмигрировавший во Францию, написал два тома мемуаров. Он вспоминал детство и детские увлечения: коллекции игрушек, картонные модели городов, любовь к оптическим игрушкам вроде волшебного фонаря.

И говорил, что именно это все определило его отношение к искусству как к волшебству: искусство должно быть не похоже на жизнь. Потому что жизнь не радует, она монотонна, она неприятна глазу.

И мирискусники, с одной стороны, хотят уйти от жизни в какие-то отвлечен­ные миры. Где эти миры? В прошлом. А откуда мы что-то знаем о прошлом? Мы видим его в образах искусства, и именно они нас вдохновляют. Мирискус­ников искусство интересовало гораздо больше, чем жизнь. Искусство прош­лого, которое способно порождать другое искусство, новое. Их интересовала не история как она есть, а ее образы — сочиненные, летучие, случайные. «Ретроспективные мечтания», «галантные празднества», «царские охоты» — никаких больших идей, а просто острое переживание атмосферы ушедшего времени. Уход от действительности, своего рода эскапизм.

Но, с другой стороны, этот непривлекательный, рутинный современный мир можно ведь и переделать, переформатировать, сделать его иным для глаза, для визуального восприятия.

Спасти красотой: то есть изменить интерьеры, книги, здания, одежду. Чтобы не только искусство, но и повседневный быт стал дру­гим. Такая получается парадоксальная комбинация эскапизма с рефор­матор­ством и дизайнерством. И надо сказать, что эта грандиозная задача — ни много ни мало как изменить вкус целой эпохи — этим нескольким людям во многом удалась. Буквально через 10 лет русская публика, до того воспитан­ная на пове­ствовательных картинах с внятным сюжетом — передвижнических или акаде­мических, — оказалась готова принять русский авангард.

Теперь поговорим о том, в каких областях мирискусники особенно преуспели. Они, например, совершенно изменили облик театра, особенно музыкального. До них художнику в русском театре делать было просто нечего: все декорации брались, что называется, «из подбора», то есть из числа заранее готовых стан­дартных декораций: вот это для любого спектакля из средневековой жизни, а это — для любого из египетской. Мирискусники работали с каждым спектак­лем индивидуально, с реставраторской точностью.

Благодаря им художник в театре сделался фигурой, равной режиссеру, — Бенуа даже сам писал ли­бретто.

1 / 3

Костюмы и декорации Леона Бакста к балету «Шехеразада». 1910 годLibrary of Congress

2 / 3

Декорации и костюмы к балету «Петрушка». Начало XX векаLibrary of Сongress

3 / 3

Костюмы к «Половецким пляскам» из оперы «Князь Игорь». 1900-е годыLibrary of Сongress

А еще они полностью изменили облик иллюстрированной книги. Раньше в та­ких книгах иллюстрации заказывались разным художникам и стилистически спорили друг с другом внутри книжного блока. Мирискусники выдвинули и воплотили идею книги как единого целого: изображение должно быть увя­зано с текстом, все виньетки и заставки должны работать на общую стилисти­ку, художник выступает как режиссер и декоратор целостного зрелища. Впер­вые эта идея синтеза была осуществлена в издаваемом ими журнале «Мир ис­кусства», речь о котором впереди.

1 / 3

Обложка «Азбуки в картинах» Александра Бенуа. 1904 годbenua-memory.ru

2 / 3

Иван Билибин. Обложка программки оперы «Борис Годунов». 1908 годLibrary of Сongress

3 / 3

Обложка «Азбуки „Мира искусства“» Мстислава Добужинского. 1911 годmoscowbooks.ru

Всего сделанного мирискусниками не перечислить: там было много «микро­революций». Но еще об одном интересно напомнить: ведь это они определили наше сегодняшнее восприятие Петербурга; в 1903 году праздновалось его двух­сотлетие, и стилистика праздника во многом была подготовлена мирискусни­ческими усилиями по изменению имиджа столицы. До них Петербург вообще не считался красивым городом. У него было два публичных образа — один неприятнее другого. С одной стороны, это был образ города казенного, чинов­ного — в противовес живой, фрондирующей, более разнообразной и свободной Москве. С другой стороны, это был город Достоевского: город дворов-колодцев и вечных сумерек. Все это изменилось усилиями мирискусников — отчасти Мстислава Добужинского и главным образом Анны Остроумовой-Лебедевой. Есть такая расхожая фраза, что русскую природу придумали Саврасов, а потом Левитан: до них ее не существовало как объекта для зрения. Так вот, можно сказать, что Петербург придумала Остроумова-Лебедева.

1 / 3

Анна Остроумова-Лебедева. Вид Невы сквозь колонны Биржи. 1907 годФотография РИА «Новости»

2 / 3

Мстислав Добужинский. Гримасы города. 1908 годФотография Михаила Филимонова / РИА «Новости»

3 / 3

Анна Остроумова-Лебедева. Петергоф. Фонтан «Самсон». 1922 годФотография Алексея Бушкина / РИА «Новости»

И характерно, что она сделала это в гравюрах. Мирискусники еще и возродили графику как самостоятельное искусство. В России графика была подсобной: сводилась к этюдам и эскизам для картин, а на выставочную самостоятель­ность почти не претендовала. И графика, печатавшаяся в журналах, часто не была сделана специально, а сводилась к репродукциям живописных картин. А мирискусники возродили не только уникальную графику, авторский рису­нок, но и графику тиражную, в частности Остроумова-Лебедева занималась цветной гравюрой на дереве и отталкивалась от японских гравюр, которые в России мало кто знал.

Ядро «Мира искусства» составляли, конечно, разные художники. Но какая-то общая поэтика, их объединяющая, тем не менее была. Квинтэссенция этой поэ­тики — в творчестве Александра Бенуа и Константина Сомова.

Любимые эпохи Бенуа — это в основном Франция XVII века, царствование Людовика XIV и Россия екатерининского и павловского времени. «Версальская серия» и цикл «Последние прогулки Людовика XIV» Бенуа — это сочиненный, хрупкий марионеточный мир. Важно, что это и не масляная живопись, а гуаши на бумаге: нет живописной плотности, беспрекословности, натурной обяза­тельности. Это не исторические картины, а исторические картинки. Что такое историческая картина, например, в духе Сурикова? Это какая-то идея о смысле истории, спрессованном в конкретном событии. А если бы художник «Мира искусства» писал «Утро стрелецкой казни», он, вполне возможно, смотрел бы не на стрельцов или на Петра, а на пролетающую мимо сороку. Исторические жанры у Бенуа — это всегда случайно выхваченный фрагмент, в котором нет главного события, а вместо него только воздух истории. Та же острота и слу­чайность ракурсов есть в «Царских охотах» Валентина Серова и в его гуаши «Петр I». Здесь гротескные фигуры огромного Петра и скорчившихся придвор­ных на фоне условных «пустынных волн» сочетают иронию с чувством истори­ческого масштаба. Серов не случайно входил в правление «Мира искусства» — единственный из москвичей: они хорошо понимали друг друга.

1 / 3

Александр Бенуа. Прогулка короля. 1906 годГосударственная Третьяковская галерея

2 / 3

Валентин Серов. Выезд Екатерины II на соколиную охоту. 1902 годWikimedia Commons / Государственный Русский музей

3 / 3

Валентин Серов. Петр I. 1907 годWikimedia Commons / Государственная Третьяковская галерея

В отличие от Бенуа, который вдохновлялся конкретной историей, Сомов в своих стилизациях воспроизводил некий условный галантный век — XVII или XVIII, неважно. Маркизы с кавалерами, арлекины и другие герои итальянской комедии дель арте, маскарады, спящие или грезящие «дамы прошедшего вре­мени». Насмешки здесь больше, чем растроганности или печали по утрачен­ному. Но печаль тоже есть — только это печаль не по утра­ченному, а по недо­стижимому: по тому, что принадлежит не жизни, а искус­ству. И постоянная его тема — тема того, что вспыхнет и сейчас же исчезнет: радуга, фейерверк, костер. Конец праздника, всегда краткого, как вспышка.

Константин Сомов. Арлекин и Смерть. 1907 год Государственная Третьяковская галерея

Современники считали главной картиной Сомова «Даму в голубом» — портрет художницы Елизаветы Мартыновой, написанный незадолго до ее смерти от ча­хотки. Печальная девушка в муаровом платье по моде сороковых годов XIX века стоит с книгой, за ее спиной в сильном удалении — книжное видение: кавалер и дама флиртуют на скамейке, а мимо проходит фланер с тросточкой, похожий на самого художника. Картина о тщетности романтических порывов в прозаи­ческом мире: именно так ее восприняли первые зрители.

Константин Сомов. Дама в голубом. Портрет Елизаветы Мартыновой. 1897–1900 годы Wikimedia Commons / Государственная Третьяковская галерея

Среди мирискусников были и вовсе чуждые ностальгии. Например, Леон Бакст — он главным образом реализовался как художник дягилевских Русских сезонов. От его костюмов для балетных спектаклей потом отталкивались кутюрье всех модных домов Парижа — Пакен, Пуаре, Ворт, далее везде. Или Добужинский — он, в отличие от товарищей, станет работать не в музыкаль­ном, а в драматическом театре, в МХТ со Станиславским. И сделает там несколько спектаклей, из которых особенно замечательны два. Один, «Месяц в деревне» по Тургеневу, — спектакль мирискуснический, антикварский. Дру­гой, «Николай Ставрогин» по Достоевскому, — спектакль мрачный и вполне символистский. Вообще Добужинскому не чужд символистский вкус, а среди его поздних работ есть даже абстракции.

1 / 4

Леон Бакст. Саломея. 1908 годWikimedia Commons

2 / 4

Леон Бакст. Жар-птица. 1910-е годыWikimedia Commons

3 / 4

Леон Бакст. Аладдин. 1919 годWikimedia Commons

4 / 4

Леон Бакст. Бабочка. 1913 годWikimedia Commons

Гуаши Добужинского и ксилографии Остроумовой с видами Петербурга рас­пространялись в открытках, выпускаемых Общиной святой Евгении. Выпуск открыток — еще одна важная часть мирискуснической программы. Открыт­ки — искусство массовое, многотиражное, сувенирное. А мирискусники прин­ципиально не устанавливали дистанции между искусством массовым и искус­ством высоким.

Вообще в мирискусниках реализовался совершенно новый для России тип ху­дожников. Во-первых, они дилетанты. Кто-то не доучился в Академии худо­жеств, кто-то немного походил вольнослушателем по парижским частным студиям. Но практически все и отовсюду сбегали, потому что им было скучно нормативное рисование и нормативное образование.

Во-вторых, все они интеллектуалы — что тоже русским художникам в массе тогда было совершенно не свойственно. Они читающие люди, они знают язы­ки, они космополиты по устремлениям, они меломаны и устраивают вечера современной музыки при журнале «Мир искусства».

В-третьих, они все буржуа. Вообще традиционно буржуазный образ жизни противопоставлялся образу художника — романтическому образу, — а мир­искусники на нем настаивают. Притом что все они разного происхождения: Бенуа из дворянской семьи с французскими корнями, Сомов — сын главного хранителя Эрмитажа, то есть из интеллигентной профессорской семьи. А, ска­жем, Бакст — еврей из Гродно, и это совершенно никому не мешает: они все говорят на одном языке, и манера поведения у них общая.

И в этой манере поведения есть один очень важный оттенок. Вся вторая поло­вина XIX века в русском искусстве, условно передвижническая половина, осно­вывается на пафосе долга. Художник всегда оказывается обязан: народу, обще­ству, культуре — кому и чему угодно. Мирискусники — это первые люди в рус­ском искусстве, которые утверждают, что художник никому и ничего не дол­жен. Лейтмотив их жизни, их творчества — это ода капризу и прихоти, воль­ному артистическому жесту. Отсюда уже совсем недалеко до вольного жеста в авангарде, но начало — здесь.

1 / 4

Обложка одного из номеров «Мира искусства». 1904 годWikimedia Commons

2 / 4

Страница одного из номеров журнала «Мир искусства». 1903 годWikimedia Commons

3 / 4

Страница одного из номеров журнала «Мир искусства». 1900 годWikimedia Commons

4 / 4

Страница одного из номеров журнала «Мир искусства». 1902 годWikimedia Commons

Любимое слово мирискусников — «скурильность». Они любят в искусстве все скурильное и собирают скурильное. Что это такое? Это вещи, которые не обла­дают качеством значимости, фундаментальности. Это что-то смешное, одино­кое, уязвимое, это может быть игрушка, это может быть какой-нибудь мещан­ский коврик. Этот культ необязательности — тоже важный оттенок в их кол­лективной программе.

Художник Игорь Грабарь писал Александру Бенуа: «Вы слишком влюблены в прошлое, чтобы хоть что-нибудь современное ценить» — и это абсолютно справедливо. Прошлое, в которое они влюблены, — это прошлое выдуманное, это мечта, это некий образ красоты, на который мы можем смотреть, как из зрительного зала в перевернутый бинокль. И в этом есть и любование, и ирония, и горечь, и жалость.

И вот эти люди — с этой системой ценностей, совершенно камерного склада люди, — хотят перенаправить русскую культуру в сторону Запада и изменить устоявшиеся общественные вкусы. Для этого они издают журнал, который делается по образцу европейских журналов, пропагандирующих стиль модерн. Потому что эстетика «Мира искусства» — это именно вариант модерна.

В каждой из стран этот стиль назывался по-своему: модерн, сецессион, либер­ти, ар-нуво, югендстиль. Проще говоря, «новый стиль». Слово «стиль» само по себе важно — оно означает озабоченность формой. В каждой стране модерн существует в собственных формах, но есть общее: формы берутся из всего культурного запаса человечества, из общей памяти. Это общее служит опорой для индивидуального, прошлое порождает настоящее. В русском искусстве, да и не только в русском, до мирискусников никакой озабоченности формой не было, только содержанием, — и стиля не было.

Модерн — придуманный стиль, он не вырастает сам собой. Если говорить со­всем грубо — он порожден промышленной революцией. Машинное производ­ство одинаковых вещей и одинаковых образов жизни вызывает психологиче­ское и эстетическое отторжение. И первая идея модерна — это идея ручного труда. Сначала в Англии возникло так называемое Движение искусств и ре­месел под началом литератора, издателя и художника Уильяма Морриса. А затем в разных странах появились его филиалы. У них была двойная идея. Во-первых, сделать вещи красивыми, индивидуальные вещи, а не конвейерные. А во-вторых, объединить ремесленников в деле производства этих вещей. Ран­ний модерн вообще очень связан с социалистическими идеями.

Таким образом, ранний европейский модерн был двунаправленным. С одной стороны — архаический, реставрационный вектор: вокруг строят гигантские фабрики, а мы вернемся назад, к ремеслу, к средневековым цехам. И одновре­менно он же является вектором футуристическим, потому что все это делается во имя утопического будущего. В перспективе весь мир должен быть спасен красотой и превратиться в сплошной город-солнце.

Но вернемся к мирискусникам. Чтобы издавать журнал, нужны спонсоры. Кто дает им деньги? Неожиданная деталь: значительную сумму дал Николай II — потому что его попросил Валентин Серов, писавший портрет императора. Но были и два постоянных спонсора. Первый — предприниматель и меценат Савва Мамонтов, который, впрочем, к 1899 году разорился. Второй — княгиня Мария Тенишева, она будет субсидировать издание до финала. И Мамонтов, и Тенишева были инициаторами российской программы, аналогичной Движе­нию искусств и ремесел. В своих имениях — один в Абрамцево, вторая в Талаш­кино — они создавали художественные мастерские. Известно, что у Мамонтова Врубель расписывал балалайки и камины — но это не было никаким неуваже­нием к художнику, ровно наоборот. И неудивительно, что именно эти два человека поддерживают Бенуа и Дягилева.

1 / 2

Михаил Врубель. Портрет Саввы Мамонтова. 1897 годWikimedia Commons / Государственная Третьяковская галерея

2 / 2

Михаил Врубель. Валькирия (Портрет княгини Марии Тенишевой). 1899 годWikimedia Commons / Одесский художественный музей

Журнал издавался шесть лет, с 1898-го по 1904-й. Среди дочерних его пред­приятий были и салон «Современное искусство», где торговали мебелью, фарфором и так далее, и кружок «Вечера современной музыки», и еще один журнал, «Художественные сокровища России», с тем же Бенуа в роли редак­тора. Устраивались выставки российского и зарубежного искусства — их было пять, а еще три устроил Дягилев до выхода журнала. Дягилев вообще был движущей силой всех инициатив — человек неуемной энергии и выдающихся организационных талантов. Среди самых громких его проектов — историческая выставка русского портрета, на которой он практически открывает публике отечественное искусство XVIII — первой половины XIX века. Дягилев сам соби­рал на эту выставку работы, объезжая усадьбы и буквально обольщая владель­цев. В 1907 году он проводит в парижской Гранд-опера серию концертов рус­ской музыки, и отсюда начинается история последующей более чем двадцати­летней антрепризы — знаменитых Русских сезонов.

Леон Бакст. Портрет Сергея Дягилева с няней. 1906 год Wikimedia Commons / Государственный Русский музей

Дягилев уезжает за границу, и практическая деятельность объединения остается на Александре Бенуа, а он идеолог, но не организатор. И в «Мире искусства» наступают не лучшие времена. Но парадоксальным образом вероятность быстрого заката была заложена в самой программе сообщества. Потому что эти люди, дорожащие дружбой в собственном узком кругу, в художественной политике исповедовали предельную широту и толерант­ность. Они готовы были сотрудничать со всеми и привлекать в свои проекты всех. Всех, в ком видно хоть что-то живое — даже если это живое видно едва и самим мирискусникам чуждо. В первом номере журнала было много репро­дукций картин Васнецова, хотя среди издателей не было его поклонников и вообще «Мир искусства» выступал против передвижничества. Они были уверены, что Репин устарел, но публиковали репродукции его картин, призна­вая их значение. А ведь уже начинается эпоха манифестных войн, когда при­нято размежевываться, воевать за свой взгляд на мир и творческую оригиналь­ность. В этих условиях идея всеобщего объединения во имя эстетической уто­пии становится очень уязвимой.

После представления балета «Петрушка» в Парижской опере. 1920-е годы Слева направо: Николай Кремнев, Александр Бенуа, Борис Григорьев, Тамара Карсавина, Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский и Серж Лифарь. © ullstein bild / Getty Images

Но в 1904 году во имя этой идеи объединения мирискусники совершают силь­ный жест — они отказываются от собственного бренда и входят в московский Союз русских художников. Там солируют пейзажисты саврасовско-левитанов­ской линии, там в моде импрессионизм, петербургским художникам чуж­дый, — и, конечно, никакого объединения не получается. В 1910 году «Мир искусства» восстанавливает собственное имя. Но мирискусники не отказы­ваются от идеи самого широкого сотрудничества, и теперь на их выставках можно встретить и символистов из «Голубой розы», и фрондеров из «Бубно­вого валета», и вообще кого угодно — вплоть до Малевича.

Бенуа избегает властных полномочий, поэтому в 1910 году главой «Мира ис­кусства» становится Николай Рерих, человек и художник совершенно иного, практически враждебного истинным мирискусникам склада. А в 1921 году объединение и вовсе возглавит Илья Машков, самый беспардонный из «бубно­вых валетов» — он просто узурпирует бренд. Но это будет уже посмертное существование, хотя формально «Мир искусства» будет распущен лишь в 1924 году. К тому времени из его основателей никого уже не останется в России, кроме Бенуа (он тоже вскоре эмигрирует), Лансере и Остроумовой-Лебедевой.

Николай Рерих в тибетском костюме. 1920‑е годыThe Library of Congress

Надо сказать, что идеологи и создатели «Мира искусства» отчасти осознавали эфемерность своей затеи. Они чувство­вали наступление другой жизни и появ­ление других людей, которые вытеснят их самих с культурного поля. Это чувство было ясно сформулиро­вано в речи Дягилева, произнесенной еще в 1905 году. И эту вполне проро­ческую речь стоит привести:

«Не чув­ствуете ли вы, что длинная галерея портретов великих и малых людей, которыми я постарался заселить вели­колепные залы Тавриче­ского дворца, есть лишь грандиозный и убедитель­ный итог, подводи­мый блестящему, но, увы, и омертвевшему периоду на­шей истории? <…> Я заслужил право сказать это громко и определенно, так как с послед­ним дуновением летнего ветра я закончил свои долгие объезды вдоль и поперек необъятной России. И именно после этих жадных странствий я особенно убедился в том, что насту­пила пора итогов. Это я наблюдал не только в блестящих образах предков, так явно далеких от нас, но главным образом в доживающих свой век потомках. Конец быта здесь налицо. Глухие заколоченные майораты, страшные своим умер­шим великолепием дворцы, странно обитаемые сегодняшними милы­ми, средними, не выносящими тяжести прежних парадов людьми. Здесь доживают не люди, а доживает быт. И вот когда я совершенно убедился, что мы живем в страшную пору перелома; мы осуждены умереть, чтобы дать воскреснуть новой культуре, которая возьмет от нас то, что оста­нется от нашей усталой мудрости. Это говорит история, то же подтвер­ждает эстетика. И теперь, оку­нувшись в глубь истории художественных образов и тем став неуязвимым для упреков в крайнем художественном радикализме, я могу смело и убежден­но сказать, что не ошибается тот, кто уверен, что мы — свидетели величайшего исторического момента итогов и концов во имя новой неведомой культуры, которая нами воз­никает, но и нас же отметет. А потому, без страха и неверия, я подымаю бокал за разрушенные стены прекрасных дворцов, так же как и за новые заветы новой эстетики».

Что еще почитать про русский модерн:

Ельшевская Г. Короткая книга о Константине Сомове. М., 2003.
Пружан И. Лев Бакст. М., Л., 1975.
Сарабьянов Д. Стиль модерн. М., 1989.
Чугунов Г. М. В. Добужинский. Л., 1984.  

Ликбез № 1

Русское искусство XX века

Лекция 1 из 8

Ликбез № 1

Русское искусство XX века

Радио ArzamasЧто на самом деле говорил Заратустра?

Ахура-Мазда, Авеста, поклонение огню и похороны со стервятниками: новый курс — о зороастризме, религии Древнего Ирана и части современной Индии

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Какая разница? Мебель в стиле модерн и ар-деко

Определить разницу между стилями ар-деко и модернизм бывает непросто. Существует много совпадений как с точки зрения времени, так и даже с точки зрения дизайнеров и художников, которые переходили от одного стиля к другому по мере того, как их личные стили дизайна развивались с течением времени. Не волнуйтесь — к концу этого вы станете экспертом в этих двух областях и, что еще более важно, теперь сможете повеселиться, включив эти знаменитые стили в свой дом.

Что такое ар-деко?

Термин ар-деко, каким мы его знаем сегодня, не был придуман до 1960-х годов, но этот стиль восходит к началу 1900-х годов, когда он занял центральное место в Париже, Франция, на Международной выставке декоративного и промышленного искусства в 1925 году. Стиль Модерн, как его первоначально называли, должен был дебютировать в 1914 году, но был отложен из-за начала Первой мировой войны. С приближением нового века многие считали, что нынешний стиль дизайна, изобразительного и декоративно-прикладного искусства устарел, старомоден и не демонстрирует современный мир.

Ар-деко заменил мягкие стили модерна, заимствованные из природы, повторным использованием линейных и геометрических форм. Черпая вдохновение у множества муз (древнее египетское искусство, современный транспорт, дизайн Баухауза, немецкой художественной школы и даже кубизма), этот дизайн в стиле ар-деко включал в себя современные материалы, такие как нержавеющая сталь, чтобы создать ощущение гламура, экстравагантности и изысканность. К 1930-м годам он стал ослепительным международным стилем.

Ар-деко: концепции, стили и направления

Но как на самом деле узнать, что это ар-деко? Этот стиль известен некоторыми ключевыми отличительными чертами, благодаря чему его легко заметить, даже если вы менее знакомы с ним. Он использует повторяющиеся геометрические формы и четкие линии, такие как треугольники, зигзаги и шевроны, которые сегодня все еще выглядят почти футуристическими. Сегодняшний поворот в стиле ар-деко вызывает чувство ностальгии по гламуру. Просто взгляните на один из самых инстаграм-баров Лондона — Sketch.

Галерея в Sketch | Кредит Фотографии: Элитный Путешественник

Дизайн мебели в стиле ар-деко

Мебель в стиле ар-деко изначально была символом роскоши. Эту эстетику прекрасно воплотил один из самых выдающихся мебельных дизайнеров того времени: Эмиль-Жак Рульманн. Если вы не знакомы с Рулманном, вам в основном нужно знать, что он использовал некоторые из самых роскошных материалов, включая экзотические породы дерева (например, черное дерево), часто лакированные, слоновую кость и кожу зебры в дополнение к замысловатым деревянным вставкам для создания своих шедевров. Его изысканный дизайн побудил других известных дизайнеров отказаться от экстравагантности, призывая к более простой и функциональной мебели. Один из этих дизайнеров и художников, Ле Корбюзье, считал любое украшение излишним и предпочитал вариант стиля ар-деко без орнамента.

Кровать в стиле ар-деко The Inside

Архитектура в стиле ар-деко

Вы бывали на Южном пляже Майами или смотрели на небоскребы Нью-Йорка, такие как Крайслер-билдинг или Эмпайр-стейт-билдинг? Это яркие примеры истинного мастерства в стиле ар-деко, которое характеризуется четким дизайном с богатыми украшениями, подчеркнутыми металлическими акцентами. Если мы подумаем о некоторых ключевых формах этого стиля, неудивительно, что многие здания имеют прямоугольную, почти блочную форму и внешний вид. Сегодня этот стиль можно идеально описать одним очень описательным словом: ретро. Нужен еще один визуал? Картина Голливуд в середине 1920 с.

Один из многих отелей Майами в историческом районе Ар-деко | Фото: Time Out

Что такое модернизм?

Хотя направление ар-деко родилось из современности, на самом деле оно не подпадает под стиль модерн. Модернизм возник в Соединенных Штатах во время Великой депрессии в 1930-х и 1940-х годах. Это был отход от украшений и безвкусных стилей предыдущего десятилетия. Вместо роскошных и легкомысленных материалов модернизм включал в себя бетон, сталь и стекло и был известен чистыми линиями и открытыми планами — многое из того, что мы до сих пор ассоциируем с современным дизайном. Модернизм и ар-деко, безусловно, имеют свои пересекающиеся черты — они оба были заметны примерно в одно и то же время, и такие дизайнеры, как Ле Корбюзье, балансировали на грани между ар-деко и модернизмом. Однако модернизм — это обтекаемая версия ар-деко, где упор делается на форму, а не на орнамент.

Дом в стиле модерн | Фото: Архитектура и дизайн

Модернизм: концепции, стили и тенденции

Подобно ар-деко, модернизм затронул многие аспекты мира дизайна, включая дизайн интерьера, мебель и архитектуру. Хотя различение этих двух вещей может сбить с толку, есть некоторые ключевые характеристики, которые могут помочь вам определить, действительно ли что-то является современным.

Архитектура модернизма

Вы слышали о Фрэнке Лойде Райте? Может быть, вы видели его работы и даже не поняли, что он был человеком, стоящим за этими современными зданиями. Его работы идеально отражают функциональный дизайн, использование геометрических форм, плоских крыш и интерьеров открытой планировки, которые сегодня так известны в этом стиле. Они изготовлены из новых материалов, таких как бетон и сталь, под девизом «меньше значит больше». Еще одно известное имя, на которое стоит обратить внимание, — Дональд Дески. Как и многие его современники, он начал свою карьеру в 1920-х годов, но его стиль эволюционировал от ар-деко к ар-модерну (также называемому Streamline Moderne) и был человеком, стоящим за знаменитыми интерьерами Radio City Music Hall.

Дом Папы-Лиги Фрэнка Ллойда Райта | Фото: Woodlawn and Pope-Leighey

Мебель в стиле модерн

В отличие от единственного в своем роде предмета мебели, мебель в стиле модерн была разработана для массового производства. Даже если это не так, цель состояла в том, чтобы это выглядело машинным. Помните, как мы говорили, что стили ар-деко и модернизм трудно отличить друг от друга? Ну, чтобы добавить к путанице, Пол Франкл является еще одним ярким примером пересечения между ними. Как и Ле Корбюзье, он начал с ар-деко, но то, что он сделал, так это создал американскую версию стиля и создал коллекцию редко выглядящих лакированных геометрических предметов мебели, получившую название «мебель небоскреба». Гладкие геометрические формы без украшений в этой коллекции прекрасно иллюстрируют отход от гламура ар-деко.

Кабинет-небоскреб Пола Франкла | Фото предоставлено: Art Inst itute of Chicago

Подводя итоги

Роскошный, геометрический, а иногда и пастельный декаданс в стиле ар-деко был вершиной современности на рубеже 20-го века. После Великой депрессии стиль стал слишком легкомысленным и сменился более простым современным стилем: модернизмом. Если вы хотите узнать, что будет после модернизма, почитайте об архитектуре и мебели модерна середины века.

Модерн в архитектуре | Дезин

Результаты поиска:

Уточните параметры поиска:

  • «»Жилье для грязных людей» вернулось и я его приветствую»

    Жилье с выходом на террасу несправедливо стало символом городской нищеты в Великобритании, но новая волна архитекторов демонстрирует его достоинства, пишет Рори Олкейто. Подробнее

    Рори Олкайто | | Оставить комментарий
  • Steelcase запускает линию мебели на основе дизайна Фрэнка Ллойда Райта

    Американская компания Steelcase использовала архивные проекты архитектора Фрэнка Ллойда Райта для создания Racine Collection, линии мебели для домашнего офиса. Еще

    Бен Дрейт | | Оставить комментарий
  • ACDF Architecture оборачивает стеклянный дом вокруг яблони в Квебеке

    Монреальская студия ACDF Architecture спроектировала дом с низкой посадкой в ​​модернистском стиле, массивная форма которого окружает яблоню и обеспечивает прямой обзор жилых помещений. Подробнее

    Джеймс Бриллон | | Оставить комментарий
  • «Обе стороны в войнах стилей одинаково не правы»

    Непрекращающиеся ссоры между сторонниками классической и модернистской архитектуры — бесполезное отвлечение перед лицом чрезвычайной климатической ситуации, которая требует от нас избегать и того, и другого, — пишет Барнабас Колдер. Подробнее

    Варнава Колдер | | Оставить комментарий
  • Кейт Байрон создает модернистский набор Don’t Worry Darling как «игривую и развратную интерпретацию 1950-х»

    Художник-постановщик Кейт Байрон использовала старинные «сокровища» и отсылала к ключевой модернистской архитектуре для создания декораций психологического триллера «Не волнуйся, дорогая», съемки которого проходили в калифорнийском Палм-Спрингс. Еще

    Элис Финни | | Оставить комментарий
  • Бруталистский отель Марселя Брейера среди лауреатов премии «Модернизм в Америке 2022 года»

    Группа охраны природы Docomomo US объявила победителей своей ежегодной премии «Модернизм в Америке», которая присуждается людям и проектам, сохраняющим модернизм в Соединенных Штатах. Подробнее

    Бен Дрейт | | Оставить комментарий
  • Десять интерьеров с естественным и успокаивающим органическим современным дизайном

    Для нашего последнего лукбука мы собрали 10 проектов, олицетворяющих органичный современный стиль дизайна, сочетающий минималистские интерьеры с натуральными текстурами и цветами. Подробнее

    Кайса Карлсон | | Оставить комментарий
  • Иветт ван Зил завершает строительство дома в стиле модерн с видом на побережье Южной Африки

    Местный архитектор Иветт ван Зил построила дом для себя и своего мужа в приморском городке Моссел-Бей в Южной Африке, сочетая морские и модернистские мотивы с богатой палитрой текстур, материалов и цветов. Еще

    Джон Эстбери | | Оставить комментарий
  • Galerie Philia представляет выставку дизайна, созданную Ле Корбюзье в Cité Radieuse

    Galerie Philia представила Héritages, выставку в здании Cité Radieuse, спроектированном Ле Корбюзье, на которой представлены работы таких дизайнеров, как Рик Оуэнс , которые соответствуют теориям модернизма швейцарско-французского архитектора. Подробнее

    Джейн Энглфилд | | Оставить комментарий
  • Восемь домов, построенных в современном стиле Скалистых гор

    В Скалистых горах в США и Канаде расположено множество современных домов, созданных как в модернистской архитектуре, так и в уникальном окружении. Джон Гендалл выбрал восемь примеров из своей книги «Современные скалистые горы». Подробнее

    Бен Дрейт | | Оставить комментарий
  • Дискуссия Dezeen

    Дезин дебаты

    Информационный бюллетень Dezeen Debate рассказывает о минималистском доме в Нью-Йорке

    В последнем выпуске Dezeen Debate рассказывается о сдержанном нью-йоркском доме, спроектированном Магдаленой Кек. Подпишитесь на Dezeen Debate прямо сейчас! Подробнее

    Карен Андерсон | | Оставить комментарий
  • Магдалена Кек использует «теплый минимализм» для интерьеров дома в долине реки Гудзон

    Дизайнер интерьеров Магдалена Кек наполнила дом из стекла и стали в Нью-Йорке сдержанной, но эклектичной смесью мебели, призванной дополнить существующую архитектуру. Еще

    Дженна Макнайт | | Оставить комментарий
  • На этой неделе мы выявили 11 современных зданий в Америке, находящихся под угрозой исчезновения

    На этой неделе на Dezeen американская природоохранная группа Docomomo собрала 11 американских зданий 20-го века, которые находятся под угрозой сноса. Подробнее

    Элис Финни | | Оставить комментарий
  • Одиннадцать современных зданий Америки, находящихся под угрозой исчезновения

    Группа консерваторов Docomomo выбрала 11 самых значимых зданий 20-го века, находящихся под угрозой сноса в США. Еще

    Том Рейвенскрофт | | Оставить комментарий
  • Погрузчик Монтейт завершает «невидимую» реставрацию дома Питера Уомерсли в Хай-Сандерленде

    Архитектурная студия Loader Monteith отремонтировала модернистский дом в шотландских границах, который был поврежден во время пожара, используя легкий штрих, чтобы восстановить его первоначальный дизайн архитектора Питера Уомерсли. Подробнее

    Элин Гриффитс | | Оставить комментарий
  • SOM раскрывает планы на 19Ремонт Lever House 50-х годов в Нью-Йорке

    Архитектурная фирма SOM реконструирует небоскреб Lever House 1950-х годов, спроектированный в Нью-Йорке, чтобы сохранить «очень важное наследие» модернистского офисного здания. Подробнее

    Лиззи Крук | | Оставить комментарий
  • Одиннадцать зданий, которые доказывают, что Палм-Спрингс — оазис модернизма

    Чтобы отметить Неделю модернизма в этом году в Палм-Спрингс, которая начинается сегодня, мы собрали 11 выдающихся зданий, расположенных в калифорнийском пустынном городе, который часто называют Меккой модернистской архитектуры середины века. Еще

    Элис Финни | | Оставить комментарий
  • Андрес Райзингер и Альба де ла Фуэнте проектируют модернистский дом в морозном ландшафте метавселенной

    Чистая геометрия промышленного дизайна Дитера Рамса легла в основу Winter House, виртуальной резиденции цифрового художника Андреса Райзингера и архитектора Альбы де ла Фуэнте, которая существует в розовом зимнем мире. Подробнее

    Джейн Энглфилд | | Оставить комментарий
  • Десять модернистских гостиных с открытой планировкой в ​​стиле минимализма

    Открытая планировка, функциональная и легко адаптируемая мебель и минималистский дизайн — вот некоторые из отличительных черт модернистских интерьеров. Для нашего последнего лукбука мы собрали 10 гостиных, которые напоминают стиль. Подробнее

    Джейн Энглфилд | | Оставить комментарий
  • Mecanoo и OTJ Architects завершили реконструкцию Мемориальной библиотеки Мартина Лютера Кинга Миса ван дер Роэ

    Архитектурные студии Mecanoo и OTJ Architects добавили сад на крыше и эффектные лестницы к Мемориальной библиотеке Мартина Лютера Кинга-младшего в Вашингтоне, округ Колумбия, в рамках реконструкции здания, спроектированного Мис ван дер Роэ. Подробнее

    Джейн Энглфилд |

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *