Модернизм в архитектуре – Модернизм в архитектуре: стили, особенности и примеры

Содержание

Модернизм в архитектуре: стили, особенности и примеры

Модернизм в архитектуре представлен разными течениями, которые появились в начале 20 века в противовес романтическому Модерну. Заметим, что существует много путаницы в определениях этих двух стилей или направлений.

Модерн или модернизм: как разобраться

В статье Модерн в архитектуре приведены названия стиля в разных странах, откуда можно видеть, что Модерн в Испании именуют Модернизмом. Видимо по этому работы архитектора Гауди в некоторых информационных источниках рунета идут в одном ряду с модернисткими. Зрите в корень: отличительные черты работ Гауди относятся к Модерну.

Другой момент путаницы — французское слово modernisme (новейший, современный) и английское modern (новый, современный). Поэтому в англоязычных источниках о Модернизме говорят Modern architecture. И это правильно.  А сам стиль Модерн в США и Великобритании называют Тиффани и Макинтош, часто используют термин Ар нуво. Но сложнее, если разговор заходит о Рациональном модерне, т.к. он очень близок к Модернизму. Всегда нужно учитывать время, место и обстоятельства, когда идёт разговор об этих стилях.

Модернизм в архитектуре: стиль Авангард

Avant-garde — это инновационная и радикальная архитектура, которая хотела отличаться от «бездушного» вида современной архитектуры. Он включил в свои структуры прихоть и стилизацию, создавая уникальные здания. Его можно назвать модернистким, так как это бунтарский стиль, возникший в период революционных настроений в начале ХХ века. Молодёжь свергала устоявшиеся отношения, создавала новые контрастные образы, смело играла с формой и цветом, нарушала все правила и каноны в искусстве и архитектуре. Стилеобразующие направления: конструктивизм и рационализм.

Сальвадор Дали. Испания

Футуризм

Этот стиль Модернизма родился в Италии в начале XX века. Для него характерны сильный хроматизм (гамма полутонов), длинные динамические линии, передающие движение и скорость. Не лишён лиричности. На фото внизу автомобильный завод в Турине, Италия.


Автор: Изначально этот файл был загружен участником Dgtmedia — Simone из итальянский Википедия — Перенесено с it.wikipedia на Викисклад., CC BY 3.0, Ссылка

Модернизм в архитектуре СССР (Конструктивизм)

Конструктивизм

Получил признание в Советском Союзе в прошлом веке в 1920-е годы и начале 1930-х годов. Он сочетал передовые технологии и технику с общепризнанной в государстве целью — построения коммунизма. Наделён механистическими и динамическими формами.

Абстрактный стиль или абстракционизм

Данное направление соприкасается с авангардом и продвигает отказ от изображения реальных форм вещей. Такие архитектурные стили и их особенности, как кубизм и супрематизм — его производные.

Заменяет симметрию и статику на асимметрию и равновесие масс.

Модернизм в архитектуре СССР (Абстракционизм). Я. Чернихов. Композиция №28 (1925–1933 гг.)

Модернизм в архитектуре Голландии: Де Стейл (De Stijl)

Данный стиль образован как художественное движение обществом художников, в голландском городе Лейден в 1917 году. Ещё именуется неопластицизмом. На движение Де Стейл повлияли картины кубистов и движение DaDa с их идеями об идеальных геометрических формах. А работы Де Стейл, в свою очередь, повлияли на стиль Баухауз и Интернациональный стиль. Влияние этого движения на архитектуру можно увидеть больше всего в доме Ритвельд Шредер, который является единственным зданием, созданным исключительно с использованием принципов De Stijl — белые и серые стены, черные дверные рамы и множество элементов, окрашенных в яркие основные цвета.

Стиль Де Стейл. Дом Ритвельд Шредер, Голландия

Модернизм в архитектуре Германии: Баухаус

Здание Bauhaus, Дессау, Германия

Стиль получил название, благодаря одноимённому художественному объединению, основанному в Германии немецким архитектором Вальтером Гропиусом. Несмотря на свою относительную недолговечность (с 1919 по 1933 год), он оказал огромное влияние на дизайн двадцатого века, классический современный стиль и авангард.

Одной из основных целей Баухауза было сочетание широкого спектра искусств — архитектуры, скульптуры, живописи с ремеслами и техникой, где функциональность стоит на первом месте.

Минималистский внешний вид зданий, ориентация на упрощенные геометрические формы, отсутствие декора является признаком революционных принципов Баухауза — красоты и простоты.

Минимализм

Истоки минималистской архитектуры восходят к кубизму, De Stijl и Bauhaus. В некотором роде, эти движения были похожи между собой.

Здание Farnsworth House, 1951, Mies, штат Иллинойс, США

Например, движение Де Стиль одобрило простоту и абстракцию и уменьшило художественное оформление до его основной формы и цвета. Они основывали свою философию дизайна на функционализме, прямолинейности плоскостей и устранении декоративной отделки поверхности, как это показано в доме Шредера Ритвельда.

С другой стороны, Баухаус был основан как художественная школа в Германии с целями продвижения массового производства и объединения ремесел с технологиями. Баухаус разделял принципы Де Стиль в функционализме, чистоте и уменьшении формы.

Всего несколько секунд на видео показывают суть минимализма:

В дополнение к Bauhaus и De Stijl минималистская архитектура находилась под влиянием традиционной японской архитектуры, оценив её простоту.

Этот стиль демонстрирует определенные характеристики формы, света, пространства и материала наряду с такими методами как

  • сокращение,
  • упрощение и
  • унификация.

Минималисты считают эти характеристики сущностью архитектуры.

Минимализм устраняет несущественные детали, уменьшая и уплотняя содержимое проекта до минимума необходимых элементов, параметров и средств, таким образом определяя его форму.

Функционализм

Архитектурный стиль 20 века, который привёл в соответствие здания и сооружения с их функциями. Зародился в Германии, в школе «Баухауз», и Нидерландах. Хотя функционализм и не является исключительно современной концепцией, он тесно связан с современным стилем архитектуры, который сложился в течение второй четверти 20-го века.


Автор: Foto: Jonn Leffmann, CC BY 3.0, Ссылка

Прогрессивная строительная техника, необходимость в новых типах зданий, изменения культурных и эстетических идеалов повлияли на популярность этого направления. Главным лозунгом в архитектуре становится удовлетворение практических потребностей. Самое сильное влияние направления наблюдалось в Германии, Чехословакии, СССР и Нидерландах.

Брутализм

Модернизм в архитектуре Индии. Брутализм. Здание Текстильной ассоциации (Mill Owners’ Association Building), Ахмедабад

Модернизм в архитектуре Брутализм представляет с 1950-х до середины 1970-х годов. Бруталистские здания имеют повторяющиеся модульные элементы функциональных зон, которые отчетливо сформулированы и сгруппированы в единое целое. Поверхности литого бетона сделаны, чтобы подчеркнуть основной материал конструкции с текстурой деревянной опалубки, используемой для литейных форм. Строительные материалы, используемые в этом стиле включают кирпичи, сталь, стекло, необработанный камень. Представляет резкий контраст с изысканными и орнаментированными зданиями, построенными в элитном стиле Beaux-Arts (Боз-Арт).

Как иллюстрацию путаницы в течениях Модерн и Модернизм, можно посмотреть короткое видео (скорее всего сделанное на основе англоязычных источников), в котором модернистские здания идут в одном ряду с Модерном.

Модернизм в архитектуре — это лишь одно направление в этом искусстве. Какие есть течения и когда они появились читайте в статье Архитектурные стили: краткое описание

arhi1.ru

Модернизм — архитектурный стиль

Появление Модернизма:

 Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

Особенности Модернизма в архитектуре:

 Созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение«призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

 — использование самых современных строительных материалов и конструкций,
 — рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),
 — отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
 — их «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Архитекторы работавшие в данном стиле:

Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер и многие другие.

Классические примеры Модернизма в архитектуре:

 

Здание Баухауза в Дессау,арх. В. Гропиус, 1926-1929 гг.

Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981, арх. Бэзил Спенс.

Вилла Савой в Пуасси, арх. Ле Корбюзье, 1930.

Жилой комплекс «Хабитат» на Экспо-67 в Монреале, 1955, арх. М. Сафди.

Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон.

v.sokolovsky.com.ua

Модернизм в архитектуре. Стили в архитектуре. Современные стили архитектуры

Модернизм в архитектуре и искусстве порой путают с модерном. Подобное заблуждение понятно, так как оно исходит из обычной логики: однокоренные слова указывают примерно на одно и то же, однако на практике ситуация складывается иначе. Модерн — это термин, который определяет исторический период в контексте искусства, тогда как модернизм — вполне определенное направление, которое характеризуется не столько особенными деталями, сколько отказом от опыта и акцентов прошлых лет.

Его можно и нужно рассматривать не только как архитектурное, но и историческое явление. По большому счету, это была лакмусовая бумажка, которая реагировала на все, что происходило не только в мире и социуме в целом, но и в умах отдельных людей. Модернизм — стиль восприятия жизни, символ надежд того времени.

Откуда?

Сам термин берет свое начало из итальянского, где слово modernismo переводится как «современное течение». Вообще, языки в этом смысле на удивление едины — аналогичный смысл имеет и французское слово moderne, и английское — modern.

Появление модернизма было спровоцировано желанием перейти на качественно новый уровень жизни во всех ее проявлениях. Новый век и новые технологии породили культ науки в ее гипертрофированной форме, который можно проследить в том же «Гиперболоиде инженера Гарина». Население Европы в 20-х годах XX века отреклось от наследия прошлых лет и кардинально обновило стили в архитектуре.

По мнению историков, развитие модернизма получило толчок вследствие революций, причем как на политической арене, так и в умах людей. Кроме того, новое направление стало реакцией на избыток пафоса, старомодности и наигранности, которые были присущи тому же викторианскому стилю. Катализатором развития стали технические достижения, которые позволили применять в процессе создания материалы, ранее недоступные в силу примитивности процесса производства.

Начало

Идейное начало модернизму было положено в середине позапрошлого века. Процесс оказался очень непростым: он зависел от мелочей, на первый взгляд далеких от архитектуры. Этот период в истории ознаменовался всплеском развития промышленности. Масса людей направилась на заработки в крупные города: из-за притока новых граждан жилья стало катастрофически не хватать, в спешном порядке строились новые здания, в которых квартиры сдавались новоприбывшим. Украшать здания напускной эстетикой, выраженной в вензелях, не спешили, отдавая предпочтение выдержанному аскетизму. Иными словами, архитектура второй половины 19 века преследовала исключительно практическую выгоду.

Основные постулаты модернизма

Мелочи можно искать бесконечно долго, поэтому акцентируем внимание на ключевых моментах.

  • Архитектурный модернизм создается при помощи самых модных, самых современных расходных материалов, а конструкции отличаются причудливой, нестандартной формой. Да здравствует революция индустриализации! Здания возводятся из стекла, металла и бетона. Из-за того что большинство предприятий, выпускающих классический кирпич, обладали слишком скудными знаниями о том же железе, многие из них разорились, не сумев влиться в новую волну.
  • Организация внутреннего пространства ориентируется в первую очередь на функциональность. Рациональность ставится во главу угла в противовес первой половине XIX века. Здания для людей, а не люди для зданий — все подчинено удобству человека, стремящемуся в Новое время.
  • Полное отречение от декоративных элементов, перекликающихся с опытом прошлых лет. Вообще понятие «украшательство» низведено как недостойное новой эры, восхваляется строгая чистота.
  • Отсутствие национального уклона, выраженного в специфике возведения здания или его оформлении, будущее одно для всех.

Истоки

Модернизм в архитектуре воспринимают как синоним современности, однако это неверно хотя бы в силу того, что времена его остались позади, замерев в восьмидесятых годах прошлого столетия. При этом данное направление не является цельным — в силу своей субъективности и многоликости оно породило ряд ответвлений, разнящихся между собой.

  • Природная архитектура. Иначе ее называют органической. Из самого названия становится понятно, какую цель преследует это направление, однако есть свои «но». Приверженцы его ставят во главу угла естественные, мягкие формы, присущие предметам окружающего мира, при этом материалы, используемые в строительстве, не всегда ограничиваются «камнем и деревом». Главное, чтобы ресурсы были безопасными, формы — биологичными, а ландшафты — природными.
  • Баухаус. Функциональность в ее чистом виде. Кричаще-голые здания, полное отсутствие декоративных элементов, сочетание удобства и утилитарности тождественно красоте.
  • Арт-деко. При изучении направления модернизма нельзя не отметить, что это самое яркое, самое вызывающее. Стиль играет на контрасте с баухаусом, базируется на смелой геометрии, эклектике, строгой закономерности (каждому помещению и предмету соответствует место и время), смелости форм и безудержной тяге к роскоши, выраженной в самых смелых материалах от слоновой кости до крокодиловой кожи.
  • Брутализм. Выражается в сухой техничности, отсутствии обработки поверхностей строений. Как раз тот случай, когда название полностью отображает суть.
  • Интернационализм. Основная идея заключается в отказе от любого культурного наследия.
  • Рационализм и конструктивизм. Основные стили в архитектуре СССР, подробнее мы рассмотрим их ниже.

Материалы и примеры

Стиль модернизм в архитектуре стал развиваться под воздействием усовершенствования технологий изготовления новых материалов. Так, например, это направление обязано своим рождением садовнику Жозефу Монье, который создал армированный бетон. Занятно то, что получилось это случайно: изначально он планировал просто изготовить для растений емкости, которые удовлетворяли бы все его потребности.

Конструкции, которые возводились из этого бетона, отличались небывалой легкостью, можно даже сказать, воздушностью на фоне привычных громоздких сооружений.

Сначала он нашел применение в промышленном строительстве (неплохо для материала, который изначально должен был стать кадкой, не так ли?), после чего перешел в сферу возведения жилых зданий. Благодаря этому появились на свет удивительные для того времени произведения архитектуры, поражающие зрителей своим размахом.

Легкость и прочность армированного бетона усовершенствовали модернизм. Стиль архитектуры с этого момента превратился в мировоззрение: он позволил возводить перекрытия перронов на вокзалах, помещения с ошеломляющими по величине пролетами и многое другое. Стоит привести в качестве примера Хрустальный дворец в Лондоне, Бруклинский мост и, конечно же, Танцующий дом в Праге. Вот о нем нужно поговорить отдельно.

Потанцуем?

Состоит данная композиция из двух частей в форме цилиндров — одна из них выполнена в классическом стиле, а вторая — в деструктивном. Танцующим дом называют потому, что он своими очертаниями напоминает танцующую женщину — фигура с тонкой талией и развевающейся юбкой создает иллюзию движения. Стоит ли говорить о том, что строение резко контрастирует с классическими домами, стоящими рядом.

Советский союз

Модернизм в архитектуре не миновал и наше государство. Наиболее ярко он себя продемонстрировал в двадцатых годах прошлого века, выразившись в направлениях рационализма и конструктивизма. Рассмотрим каждое из них.

Рационализм

Термин в переводе с латыни означает «разумный», и этим все сказано. Его появление было обусловлено все тем же техническим прогрессом. Эстетические запросы людей поменялись и в России — вензеля уступили место лаконичным формам, каждая из которых несла определенную функцию. Обилие пространства, простота, практичность, стремящаяся к абсолюту, никакой «красоты ради красоты». Модернизм 20 века использовал другие методы воздействия на восприятие человека. Нужно отметить, что это направление более «живое», нежели сменивший его конструктивизм: рационализм старался придать строениям плавные, приятные для восприятия линии и формы.

Любое явление, как правило, завязано на личностях, не миновала чаша сия и этот стиль. Идейным вдохновителем и лидером направления стал архитектор и педагог Николай Ладовский. Даже его определение архитектуры было пронизано работой всей жизни: он писал, что архитектура оперирует с пространством, а пространство есть средоточие всего, что хотели сказать приверженцы рационализма. При этом наработки прошлых лет не отрицались, а принимались и перерабатывались в соответствии с задумкой. Данное направление является важной ступенью в формировании нового облика советской архитектуры, несмотря на то что оно оказалось менее популярным, чем конструктивизм, который наступал ему на пятки.

Конструктивизм

Это дизайнерская наработка, которую выделил модернизм 20 века из общего ряда. Это направление можно считать апофеозом практичности и последнего слова техники.

Приверженцы конструктивизма, в отличие от рационалистов, во главу угла ставили функциональность здания, пренебрегая при этом удобством людей. Все было посвящено великой цели воплощения прогрессивных идей. Наработки прошлого яро отрицаются, создается нечто новое, кардинально иное.

На практике это выразилось в печально известных домах-комуннах (в простонародье «коммуналках»), которые сводили на нет возможность уединения: крохотные комнатки, общие ванны с душевыми, общие кухни. Все подчинено строгой логике и закономерности. Все было прекрасно на бумаге, но нефункционально в повседневной жизни.

Если брать в общем, то стили русской архитектуры того времени преследовали одну цель — как можно скорее шагнуть в будущее, сбросить путы прошлых застойных лет и сопроводить каждый свой шаг современной практичностью, выдержанной чистотой линий.

Современность

На сегодняшний день нет единого модного стиля, который бы использовался при возведении зданий. Масштабная вседозволенность позволила пуститься во все тяжкие — сейчас каждый строит так, как видит. Однако из всего многообразия все же можно выделить следующие современные стили архитектуры:

  • Хай-тек — ода техническому прогрессу, активное противопоставление натуральности.
  • Био-тек — ода природе, полная противоположность первому пункту: плавные естественные линии, имитация живого организма.
  • Постмодернизм — ода исторической эклектике и причудливости форм, вызов модернизму во всей красе.
  • Китч — ода безумию и безвкусице. Гротеск, преувеличение деталей. Эстетика второстепенна, главное — бросить вызов обществу и выделиться из общей массы.

Итог

Модернизм в архитектуре исчерпал себя к 80-м годам ХХ века. Конечно, здания, построенные в соответствии с его канонами, до сих пор успешно функционируют, однако ничего нового возведено не было. Несмотря на то что годы популярности позади, недооценивать модернизм нельзя — он является важной ступенью на пути формирования архитектуры в целом.

fb.ru

Архитектурный модернизм — это… Что такое Архитектурный модернизм?

Здание Баухауз в Дессау после реконструкции.

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20-30-х годов, конструктивизм и рационализм в 20-х годах России, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений  — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.

Общая характеристика

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

 — использование самых современных строительных материалов и конструкций,
 — рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),
 — отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
 — их «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре это так называемые «неостили»: русский модерн, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, основная черта которого это отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.

Истоки — вторая половина 19 века

Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 г. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно легкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролетами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведенные с применением металлических конструкций — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д.Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и др. В 1889 году в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение Всемирной выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса 19 века.

В Соединенных Штатах конец столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом (снаружи покрытым ещё декоративной облицовкой из камня) — в Чикаго, в Нью-Йорке. Благодаря каркасу здания уже могли достигать высоты 15—20 этажей — при весьма «облегченном» плане (дом Монаднок в Чикаго, (1891) арх. Дж. Рут; здание торгового дома Шлезингер & Майер в Чикаго, арх. Л.Салливэн. 1899—04, и др.).

Важную роль для развития новых тенденций сыграли такие факторы, как движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин, а также промышленный подъем в Германии, выразившийся, в частности, в образовании новых промышленно-художественные мастерских в Мюнхене («Vereinigte Werkstätten für Kunst im Handwerk», 1898) и в крупных художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900 гг.) и др).

Так называемые «неостили», расцветшие в Европе в конце 19 — нач. 20 века — югенд-стиль в Германии, сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции, модерн в России — решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок, являясь таким образом прямыми предшественниками модернизма. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проемами и пролетами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала железобетон, что было весьма важным опытом для последующих поколений архитекторов.

Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция).

Архитекторы — предтечи модернизма это: Чарльз Р. Макинтош, Ч.-Ф.-А. Войси (Великобритания), Отто Вагнер, Адольф Лоос (Австрия), Ганс Пельциг (Германия), Хендрик П. Берлаге, Анри Ван де Вельде (Бельгия) и некоторые другие. В Америке — Луис Салливэн, а также Фрэнк Ллойд Райт. Хотя почти все они были представителями региональных «неостилей», их по праву можно считать также и зачинателями модернизма в архитектуре.

Классические примеры модернизма в архитектуре

  • Здание Баухауза в Дессау, 1926-29, арх. В. Гропиус;
  • Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929, арх. Мис Ван дер Роэ;
  • Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
  • Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Любеткин;
  • Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;
  • Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.;
  • Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
  • Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;
  • Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке, 1955. Арх. Фрэнк Ллойд Райт.
  • Жилой комплекс «Хабитат» на Экспо-67 в Монреале, 1955, арх. М. Сафди.
  • Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981, арх. Бэзил Спенс.

См. также

Ссылки

Литература

  • Pevzner, Nicolaus. Pioneers of the Modern Movement. London, 1936
  • Гидеон, Зигфрид. Пространство, время, архитектура. (Перевод с нем.), Стройиздат, М., 1984 г.
  • Френк Ллойд Райт. Будущее архитектуры. М., 1960.
  • William J.R. Curtis. Modern Architecture since 1900. Phaidon, 1982, 1987, 2006. ISBN 9780714833569

dic.academic.ru

Модернизм | Архитектура и Проектирование

Широкие просторы для архитектуры в стиле модернизма открылись в результате последствий Второй Мировой войны. Многие европейские города были разрушены. Намечался мир новой формации. Появилась принципиальная возможность проектировать целые кварталы без особой привязки к «старому» архитектурному ансамблю городов. Самые большие по площади застройки в стиле модернизма произошли в городах с самыми большими разрушениями – Берлин и Гавр. На этих гигантских строительных площадках работали большие интернациональные коллективы знаменитых архитекторов -модернистов  —  Ханс Шарун, Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, Пьер Луиджи Нерви , Марсель Брейер, Огюст Перре, Бернар Зерфюсс и многие другие.

Выражение «Модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин все-таки шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временном промежутке с начала 20-х годов и по 70-80 годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках — это термин «modern». Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Кредо модернизма заложено в самом его наименовании – это созидание нового («модерн» значит «новый»). То есть, принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, так и внешних форм, которые, по мысли архитекторов-модернистов, должны исходить из достижений новых строительных технологий. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма. Основные принципы архитектурного модернизма – использование самых современных строительных материалов, рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминесценций в облике сооружений, их «интернациональный» характер. Что касается социальных установок архитекторов-модернистов, то, как правило, они отличались явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Однако эстетика модернизма по сравнению с 1920-ми годами не осталась неизменной, эволюционируя под воздействием развития строительной техники и разнообразия новых композиционных и функциональных задач. Так, сравнивая в конце жизни крайне аскетичные формы модернизма 20- х годов с архитектурой 50 — 60-х годов, Вальтер Гропиус отмечал развитие и обогащение форм: «Основной сдвиг заключается в растущей пластике объёмов. Ритм каркасов, кривые оболочки, выступы и заглубления отдельных частей здания порождают богатство светотени, которое не может быть создано на плоских навесных стенах, столь долго служивших неотъемлемой принадлежностью новой архитектуры».

В наибольшей степени это обогащение при одновременном «смягчении» аскетизма архитектурных форм модернизма демонстрируют композиции таких общественных объектов, как вокзал Термини в Риме и комплекс сооружений ЮНЕСКО в Париже.

Здание вокзала Термини построено в 1948-1950 гг. архитекторами А. Вителлоцци, Л. Калини, М. Кастелацци и др. В его композиции можно сразу отметить два радикальных отличия от постулатов 1920-х годов: здесь отсутствует эстетика прямого угла и пренебрежение историческим контекстом. Композиция построена на гармоничном сочетании двух контрастных объёмов: остеклённого низкого объёма пространственной формы и служащего ему фоном высокого плоского многоэтажного прямоугольного объёма с ленточной разрезкой наружных стен.

Пространственная форма фланкирующего низкого объёма достигнута за счёт нарочитого изгиба ригелей поперечного каркаса из железобетонных рам перекрытия этого объёма (кассового зала вокзала) и устройства наружного большого наклонного козырька, образованного консолями ригелей рам. Сплошной стеклянный витраж и большой вынос козырька придают фланкирующему объёму крупный масштаб и богатую светотень. Для того, чтобы подчеркнуть крупный масштаб зального объёма, авторы зрительно уменьшают масштаб членений фонового административного корпуса, располагая узкие ленточные окна в двух уровнях по высоте этажа.

Вокзал расположен в зоне исторической городской стены эпохи императора Сервия Тулия (IV в. н. э.). Авторы включили сохранившийся фрагмент этой стены в композицию вокзала: стена примыкает под углом к зданию с левого фланга главного фасада.

Комплекс ЮНЕСКО (1955 — 1958 гг.) в Париже запроектирован интернациональной группой архитекторов — Бернар Зерфюсс (Zehrfuss) , Пьер Луиджи Нерви (Nervi, Pier Luigi) и Марсель Брейер. Он состоит из трех зданий — Секретариата, Пленарных заседаний и корпуса Постоянных представительств. Самым крупным и наиболее характерным для модернизма 1950-х гг. является здание Секретариата. Элементарная функционально-планировочная структура коридорного конторского здания здесь преобразована в трилистник, ветви которого имеют разную длину и сопрягаются у центрального узла коммуникаций по плавной кривой. Таким образом, авторы отступили и в этом объекте от эстетики прямого угла, создав индивидуальную пластичную объёмную форму сооружения. В то же время они применили ряд композиционных элементов модернизма – «дом на ножках» (в данном случае — поперечных однопролётных двухконсольных монолитных рамах-пилонах), плоскую эксплуатируемую крышу и т.п. Согласно канонам модернизма авторы не применили чисто декоративных элементов. Их композиционная роль передана функциональным элементам — поэтажным солнцезащитным козырькам и стенкам, наружной винтовой пожарной лестнице собранной из железобетонных элементов, и представляющей собой центр композиции одного из фасадов. А по главному фасаду — грандиозному по размерам монолитному железобетонному козырьку сложной пространственной формы, расположенному над главным входом в Секретариат.

Комплекс ЮНЕСКО расположен в центре Парижа и выходит главным фасадом на площадь Фонтенуа. Оставаясь в композиции здания Секретариата полностью в рамках архитектуры функционализма, авторы проекта не остались равнодушны к контексту исторической застройки. Они сохранили соответствующую окружающей застройке этажность и применили для фасада, выходящего на площадь, более крупный масштаб членений архитектурных форм.

Однако самой обширной областью применения принципов модернизма в послевоенной Европе стало массовое жилищное строительство.

Независимо от климатических и политических условий массовое жилищное строительство — от Швеции до южных границ СССР развивалось на основе единых принципов. Как правило, оно базировалось на методах экстенсивного градостроительства с застройкой пригородных территорий, свободной застройке их относительно крупными жилыми образованиями, включающими здания предприятий повседневного обслуживания, применении полносборных индустриальных методов домостроения и обусловленных ими требований типизации зданий или их крупных фрагментов (блок-секций), средней (4 — 5 этажей) высоте застройки. Благодаря свободной застройке, здания и территории получили наилучшие условия инсоляции и аэрации. Строго соблюдались требования озеленения и благоустройства. Здесь в полной мере удалось использовать преимущества архитектуры модернизма — ее рационалистичность, приверженность новой строительной технике и строгому соблюдению требований гигиены жилища. Архитектура новых жилых образований была весьма аскетична: соблюдались эстетические каноны раннего модернизма (эстетика прямого угла, плоской крыши, ленточного остекления в массовых общественных зданиях), при этом геометризм форм усугублялся в связи с технологическими требованиями производства сборного железобетона. В этом отношении чрезвычайно интересен опыт застройки района Ганза в центре Берлина. Застройка этого района являлась частью первой послевоенной строительной выставки «Интербау», призванной возродить предгитлеровскую практику выставок Веркбунда. Их особенностью было не только конкурсное проектирование, но и обязательная реализация лучших проектов. К международному конкурсному проектированию района Ганза (1955 год) были привлечены ведущие архитекторы Германии и мира — Ханс Шарун (Scharoun, Hans Bernhard), , Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер и др. По сравнению с условиями проектирования районов массовой типовой застройки у авторов генерального плана и зданий Ганзы была большая свобода в размещении (в рамках свободной планировки квартала)и выборе этажности (от 1 да 10) составляющих его застройку 50 зданий, и введении в застройку помимо зданий повседневного обслуживания зданий и учреждений периодического и эпизодического посещения. Архитектурный облик застройки всецело определялся стилем модернизма и эстетикой сборного железобетона. Парадоксально, что несмотря на индивидуальное проектирование каждого из зданий Ганзы выдающимися архитекторами, общий облик её застройки отличается той же «сухостью», что и облик районов массовой типовой застройки.

В то же время районы 4- 5- этажной застройки благодаря хорошему озеленению и благоустройству, сомасштабности этажности и инсоляционных разрывов человеку оказались в целом привлекательными и уютными. Их привлекательность «выросла в цене» в период 1960-1970-х годов, отмеченных в большинстве крупных городов Европы переходом к многоэтажной (9- 20 этажей) застройке новых жилых районов, отмеченных в прессе, термином «зелёных бетонных джунглей» за их несомасштабность. В связи с тем, что в 1950-е гг. строительство новых жилых районов базировалось на крайне экономичных планировочных решениях домов и квартир, эта 4- 5- этажная застройка в странах Западной Европы в 1970-1980-х годах пережила второе рождение. Планировочные решения квартир были модернизированы в процессе массовой реконструкции, плотность застройки и эксплуатационные качества зданий улучшены путём частичной перепланировки квартир, надстройки мансард и утепления наружных стен, и, что весьма существенно, застройка утратила однообразный облик благодаря индивидуальным решениям в проектах реконструкции.

Существенно хуже архитектурная ситуация массовой жилой застройки (отечественной и западноевропейской) — середины 1960-1970-х гг. Высота этой застройки 9- 20 этажей, территории жилых образований резко увеличены, размеры не сомасштабны, а архитектурные формы столь же аскетичны, как и в 1950-е годы. При большой высоте и размерах такой застройки благодатное озеленение не может скрыть скудость и аскетичность архитектуры.

 

Истоки модернизма

Новый импульс к развитию функционализм (модернизм) приобретает после Второй мировой войны. При этом «вторая волна» модернизма имеет разные стимулы, объемы и формы реализации в Европе и Америке.

Разрушенные европейские города нуждались в быстром и экономичном восстановлении. Рациональная основа функционализма и его ориентация на экономичные индустриальные методы домостроения способствовали быстрому восстановлению жилищного фонда с минимальными затратами.

В связи с этим в конце 1950-х и в 1960-е годы функционализм получил несравненно более широкое распространение, чем в 1920-е гг. Помимо решения утилитарных задач по восстановлению жилищного фонда, функционализм стал основным эстетическим направлением в проектировании уникальных общественных зданий, поскольку применявшийся в период тоталитаризма неоклассицизм оказался этически и эстетически дискредитированным.

Конец 1940-х — начало 1950-х годов были связаны с проектированием восстановления разрушенных городов — Волгограда, Гавра, Варшавы, Гданьска, Севастополя, Дрездена, Киева, Минска и др. населенных мест. С середины 1950-х гг. превалирует задача развития массового жилищного строительства.

Проекты восстановления центров исторических городов в значительной степени сохраняли старую уличную сеть, корректируя там, где это оказывалось возможным, ее пропускную транспортную способность.

Но архитектурные формы застройки при восстановлении городов были различны: в Волгограде (арх. В. Симбирцев) — неоклассицизм («сталинский ампир» по не канонизированной терминологии), в Гавре (арх. О. Перре и его ученики — Одижье, Турнан, Ланье и др.) — модернизм, в Гданьске (арх. Я. Боровский, 3. Жулавский, В. Долинский) — тщательная реставрация и воспроизведение исторического облика разрушенной застройки (северный ренессанс и барокко).

С точки зрения развития идей модернизма на новом историческом этапе наибольший интерес представляет опыт реконструкции центра Гавра (Havre), реализованный под руководством Огюста Перре (Auguste Perret) (1874-1854) — ветерана модернизма и «поэта железобетона», архитектурное творчество которого помогло Ле Корбюзье в 1920-е годы сформировать концептуальную платформу Современного движения.

Гавр — ведущий порт Франции на Северной Атлантике подвергся во время Второй мировой войны разрушительным авианалётам армии союзников по антигитлеровской коалиции. В результате центр города был практически уничтожен: было разрушено более 10 тыс. зданий. Архитекторам предстояло запроектировать новый центр города на территории свыше 150 га, решить утилитарные задачи расселения всех бывших жителей и домовладельцев центра (50 тыс. человек), и пропуска мощных транспортных потоков при соблюдении современных требований к инсоляции и аэрации зданий и застройки. В то же время надлежало сформировать достойный эстетический облик главного северного порта страны. Проект и его реализация заняли 10 лет (1947-1957 гг.). После смерти О. Перре работы по реконструкции центра Гавра были завершены под руководством архитектора Турнана.

Проект реконструкции сохранил, но упорядочил историческую уличную сеть и традиционную для Франции регулярную систему застройки. Проект предусмотрел формирование новой центральной площади Ратуши (почти равной по размерам площади Согласия в Париже) и соединение её с набережной Ла Манша 800-метровой прямой магистралью — авеню Фош. Ширина магистрали при реконструкции увеличена до 80 метров, а высота застройки до семи этажей, что придало главной магистрали города соответствующий градостроительный масштаб. Выход авеню Фош к набережной фланкируют два 17- этажных здания башенного типа, получивших имя «Ворота океана». Под углом к авеню Фош О. Перре создал новую застройку приморского бульвара Франциска I, сохранив её регулярный характер, но придав новое «косое» размещение домам, по отношению к оси бульвара, что защитило их среду от неблагоприятных океанских ветров. В застройку бульвара вкомпоновано 106- метровое здание храма Св. Жозефа( L’église St Joseph ) (арх. Перре и Одижье), ставшего своеобразным маяком для океанских судов.

Застройка Гавра — первый в мировой практике пример решения крупной архитектурно- градостроительной задачи в наиболее экономически эффективной современной строительной технике. Все жилые и общественные сооружения центра Гавра были возведены в единой каркасно-панельной строительной системе из сборных железобетонных изделий.

В целях композиционной организации ансамбля застройки и с учётом требований эффективности заводского производства сборных изделий Перре избрал единый конструктивно- планировочный и пространственный модуль (6,24 х 6,24м), которому подчинил не только координационные размеры зданий, но и пространственные параметры — ширину улиц, магистралей и проездов.

Архитектурные композиции фасадов чётко прочерчены элементами каркаса (благо мягкий климат Франции допускает пересечение наружных стен каркасом без опасности его промерзания). В то же время Перре учитывает традиционные для исторической застройки композиционные элементы, в частности применяя традиционные, вытянутые по вертикали пропорции окон (антитеза «лежачим» или ленточным окнам модернизма). Отвечает традиции и организация вдоль главной магистрали торговой галереи по первым этажам жилых домов. С этой целью наружные стены уличных фасадов домов опёрты в первом этаже на открытые колонны, а витражи и витрины магазинов в первых этажах сдвинуты из плоскости фасадов вглубь на ширину галереи. Таким образом, достигается известное совпадение облика застройки авеню Фош с традиционным обликом застройки столичных магистралей (и в первую очередь с обликом застройки ул. Риволи в Париже).

Для общего колористического решения новой застройки Перре выбрал естественный серый цвет бетона, оживляя его яркими цветными вставками жалюзей и ставен. Фасады двух главных объектов новой застройки — ратуши и храма Св. Жозефа — белые.

При всех достоинствах объёмно-пространственного и функционального решения в застройке Гавра впервые пришлось столкнуться со специфической особенностью массового индустриального строительства. В Гавре одинаковая композиционная тема фасадов, основанная на эстетизации конструктивного решения каркасно-панельных наружных стен и их общем колорите, подошла к опасной грани. Одинаковая композиционная тема, принятая в качестве средства обеспечения архитектурного единства застройки, при многократном повторении способствует обратному эффекту- формированию удручающего чувства монотонности и однообразия. Но, если композиция Перре и его учеников только подошла к этой грани, то в связи с тем, что этот урок своевременно не был усвоен, в последовавших спустя 15 — 20 лет решениях крупных столичных новых градостроительных фрагментов (например, Нового Арбата в Москве или Лейпцигерштрассе в Берлине) эстетический кризис композиции из повторяющихся объёмов и их «типовых» деталей, разразился полностью.

arx.novosibdom.ru

Стиль модерн в архитектуре

Национальный театр Хельсинки (Suomen Kansallisteatteri) — пример финского модерна в архитектуре – «югенд». Архитектор Тарьянне –Тёрнквист (TARJANNE –TÖRNQVIST. 1864–1946 гг.)  1902 г.

Стиль модерн возник в европейской культуре в конце 19 века, и хотя был в моде всего несколько десятилетий, оставил заметный след в искусстве и архитектуре. В основе стиля модерн в архитектуре – стремление изменить взгляд на эстетику зодчества, противопоставление нового подхода эклектике в искусстве. Этот стиль требовал оригинального творческого подхода, профессионализма в разных сферах: архитектуре, скульптуре, живописи. Развитие модерна было прервано Первой мировой войной. Объединив мотивы Запада и Востока, элементы средневековья и исторических стилей, модерн был далек от эклектики, создав новые подходы к зодчеству. Основная философия стиля – использование различных композиционных приемов, подчиняющих сооружение одной идее.

Стиль модерн в разных странах

Модерн в архитектуре и других видах искусства в каждой стране получил собственное наименование. Во Франции, Бельгии, Голландии, Англии, США его называли «ар нуво» («новое искусство»), в Германии, Швеции, Финляндии он именовался «югендштилем», в Италии – «либерти», в Австрии и Польше – «сецессион», в России – «модерн».

Бельгия

Стиль модерн зародился в Бельгии. Бельгийца Виктора Орта (Victor Horta, 1861 —1947 гг.) считают родоначальником модерна. Именно он первым применил в архитектуре линию, названную «удар бича», ставшую эмблемой стиля и используемую в самых разных элементах архитектуры. Орт предложил использование большого количество стекла в сочетании с металлом, придавая фасадам и интерьерам декоративную выразительность. В 1901 г. в Брюсселе Орта построил магазин «Инновасион». Знамениты его особняки Эйтвельд и Сольвейг, дом Тасселя.

Особняк профессора Брюссельского университета Эмиля Тасселя. Архитектор В. Орт. 1892-1893 гг.

Франция

Стиль получил свое название «ар-нуво» благодаря одноименному парижскому салону, который открылся в 1895 г. Одним из первых представителей архитектурного стиля модерн во Франции был Гектор Гимар (Hector Guimard. 1867—1942гг.) В 1899 г. он начал строительство станций парижского метрополитена, благодаря чему этот стиль называли также «стилем метро». Одним из образцов французского архитектурного стиля модерн стал магазин «Самаритэн».

Магазин «Самаритэн». Архитектор Ф. Журдэн. Париж. 1905 г.

Англия

Исследователи указывают на наличие элементов модерна в Вестминстерском соборе архитектора Джона Бентли (John Bentley. 1839-1902 гг.). В его декоре присутствуют изогнутые линии, объединение разных мотивов в единое целое.

Вестминстерский собор. Архитектор Джон Бентли. строительство с 1895 г.

Австрия

В Вене в стиле модерн работал Отто Вагнер (Otto Wagner. 1841 -1918 гг.)- руководитель кафедры архитектуры в Академии пластических искусств. Свои идеи он воплотил при строительстве Венского метрополитена. Последователи архитектора О. Вагнера в архитектурном стиле модерн в 1900-1910-х гг. вместо изогнутых линий использовали прямые линии и углы, популярна была также шахматная сетка. Благодаря такому пристрастию австрийского архитектора И. Хоффманна (1870-1956 гг.) называли «квадратным Хоффманном». Образцом модерна Хоффмана является дом банкира Пале Стокле (1905—1911 гг.) в Брюсселе.

Дом банкира Пале Стокле в стиле модерн. Архитектор И. Хоффманн. Брюссель. 1905—1911 гг.

Германия

В Германии архитектурный стиль модерн получил свое название «югендстиль» благодаря журналу «Югенд», объединившего последователей этого стиля. Образцом немецкого направления стиля модерн считается фотоателье «Эльвира» (1897-1898гг. архитектор Август Эндель — August Endell, 1871 -1925 гг.) Архитектор Таут Бруно (Bruno Julius Florian Taut. 1880 – 1938 гг.) создал павильоны в стиле модерн.

Проект «Стеклянного павильона» на выставке «Немецкого Веркбунда» в Кельне. Архитектор Таут Бруно. 1914 г.

Немецкий Веркбунд (Deutscher Werkbund) — Немецкий производственный союз, архитекторов и представителей декоративного искусства, промышленников. Основан в Мюнхене в 1907 г.

Другой немецкий архитектор Ганс Пельциг (Hans Poelzig. 1869-1936 гг.) создал «экспрессивное» течение архитектурного стиля модерн. Примерами могут служить офисное здание в Бреслау (1911г.), химическая фабрика в г. Любань-Шлёнски, Польша, 1911—1912гг., перекрытия в виде сталактитов в Большом театре в Берлине, оригинальный потолок в берлинском кинотеатре «Капитоль», универмаг во Вроцлаве.

Универмаг в городе Вроцлав. Архитектор Ганс Пельциг. 1912 г.

Испания

Вершиной фантасмагории и волшебства сочетаний сложных конструкций и форм модерна в архитектуре достиг в своем творчестве испанец А. Гауди (Антонио Гауди-и-Корнет. Antoni Plаcid Guillem Gaudí i Cornet. 1852- 1926 гг.). При создании сооружений архитектор создавал макеты, чтобы воспроизвести и рассчитать нагрузки на опорные элементы конструкций будущих строений. Подход к архитектуре у А. Гауди настолько необычен, что это направление стиля даже получило название «антониогаунд». Наиболее знаменитое его творение, которое он не успел завершить при жизни, это храм Саграда Фамилия (Святое семейство). Гауди спроектировал и построил сказочный парк Гуэли, дом Каса Мила («Ла Педрера»), похожий на скалу, Касса Батльо – частный дом, созданный по мотивам барселонских легенд.

Саграда Фамилия. Архитектор А.Гауди. Барселона. Испания. Начало строительства 1882 г.

В 90-е годы 19 века сформироваться «каталонский модерн» в архитектуре. Его представитель Л. Доменек-и-Монтанер (Luis Domenech I Montaner, 1850-1923гг.) — автор Дворца каталонской музыки в Барселоне.

Дворец каталонской музыки в Барселоне. Архитектор Л. Доменек-и-Монтанер 1906—1908гг.

В Италии стиль модерн в архитектуре — «стиль либерти» — отличался обилием декоративных деталей. Типичным сооружением в этом стиле был Дворец коммуны (Palazzo del Comune) 1911-1932 гг. Автор — Раймондо д’ Аронко (d’ Aronko.1857 – 1932 гг.)

Дворец коммуны (Palazzo del Comune). Архитектор Раймондо д’  Аронко. Удине. Италия. 1911-1932 гг.

Северный модерн

Направление стиля модерн в архитектуре — северный модерн –– было развито в Финляндии, Швеции и в Петербурге. В стиле модерн представляло свои разработки архитектурное бюро «Gesellius-Lindgren-Saarinen» (его создал Элиэль Сааринен и компаньоны). Образцом направления может служить дом Тальберга.

Дом Тальберга. Архитекторы Гезеллиус, Линдгрен, Сааринен. Хельсинки.  1897 – 1898 гг.

Модерн в архитектуре стран Восточной Европы

В Восточной Европе стиль модерн в архитектуре получил свое развитие в 90-е гг. 19 в., а расцвет пришелся на начало 20 в. В Чехии успешно работал последователь Отто Вагнера — Я. Котера. (Jan Kotěra, профессор пражской Академии художеств. 1871-1923 гг.)

Общественный дом в Простеёве. архитектор  Я. Котера. 1905 – 1907 гг.

Стиль модерн в Северной Америке

В Северной Америке основным пропагандистом модерна была Чикагская школа с архитектором Салливеном. В этом стиле строил и другой чикагский архитектор — Д. Бернэм.

Универсальный магазин Карсон, Пири и Скотта. архитектор Л.Салливен. Чикаго. 1899 г.

Архитектурный стиль модерн соединил в себе пластичные формы фасадов и планов, живопись и декор. В современном строительстве частных коттеджей нередко используются мотивы стиля модерн, что делает сооружение запоминающимся и оригинальным. Например, как Дом с овальными окнами.

Дом с овальными окнами

Автор текста: М. Костин

www.facade-project.ru

Модернизм в архитектуре Википедия

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е—1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 1920—1930-х годов, конструктивизм и рационализм в 1920-х годах СССР, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко-стиль, интернациональный стиль, брутализм, советский модернизм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.

Общая характеристика

Кредо архитектурного модернизма заключено в самом его названии — это создание чего-то нового, что соответствовало бы духу современности, требованиям сегодняшнего дня. То есть в модернизме присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних пластических форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передаёт общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

  • использование самых современных строительных материалов и конструкций (в частности, стального или ж/б каркаса).
  • рациональный подход к решению внутренней планировки (функциональный подход),
  • отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
  • «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре — это так называемые «неостили»: русский модерн, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, основная черта которого — отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.

Истоки — вторая половина XIX века

Торговый дом Шлезингер и Майер, 1899—04. Арх. Л.Салливен

Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 году. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно лёгкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролётами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведённые с применением металлических конструкций, — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д. Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и другие. К той же Всемирной выставке в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса XIX века.

В Соединённых Штатах конец столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом (снаружи все ещё покрытым декоративной облицовкой из камня). Благодаря каркасу здания могли уже достигать высоты 15—20 этажей — при весьма «облегчённом» плане (дом Монаднок в Чикаго, 1891, арх. Дж. Рут; здание торгового дома Шлезингер & Майер в Чикаго, 1899—04, арх. Л. Салливен). Приоритетная роль в проектировании и строительстве первых высотных зданий принадлежит так называемой Чикагской школе, идеологом которой был Луис Салливен, активный поборник функционального подхода, автор знаменитого изречения «форма следует функции» (известен также и как учитель молодого Ф.Л. Райта).

Существенную роль в развитии новых тенденций сыграло движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин. Значение рационального подхода в архитектуре отстаивал в своих теориях и проектах талантливый архитектор Чарльз Ренни Макинтош, лидер английского модерна, один из участников так называемой Школы Глазго.

Школа искусств в Глазго. 1897—1909 Арх. Ч.Р. Макинтош.

Следует отметить также промышленный подъём в Германии, выразившийся, в частности, в образовании Объединенных промышленно-художественных мастерских в Мюнхене (1898), в крупных Художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900 гг.) и другие).

Большую роль в развитии новых тенденций архитектуры сыграл Отто Вагнер, ведущий архитектор венского сецессиона (дворец Хойос, 1890-е гг., многоквартирные дома в Вене, конец 1890-х гг.).

Упомянутые уже «неостили», расцветшие в Европе в конце XIX — начале XX века, — немецкий югенд, сецессион в Австрии, французский ар-нуво, русский модерн — решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проёмами и пролётами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала сталь и железобетон, являясь таким образом прямой предшественницей модернизма.

Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция), Луис Салливен.

Архитекторы — предтечи модернизма: Чарльз Р. Макинтош, Ч.-Ф.-А. Войси (Великобритания), Отто Вагнер, Адольф Лоос (Австрия), Ганс Пельциг (Германия), Хендрик П. Берлаге, Анри Ван де Вельде (Бельгия) и некоторые другие. В Америке — Луис Салливен, а также Фрэнк Ллойд Райт. Хотя почти все они были представителями региональных «неостилей», их по праву можно считать также и зачинателями модернизма в архитектуре.

Начало XX века. Успехи нового строительства в предвоенный период

Многоквартирный дом по ул. Б. Франклина, 25, Париж. 1913. Арх. Огюст Перре

   Первое в Европе жилое здание из железобетона было построено в 1904 году — это известный многоквартирный дом в 10 этажей на улице Бенджамина Франклина, 25, в Париже, по проекту Огюста Перре. Ничем не скрытый ж/бетонный каркас явственно читается на его фасаде, легком и ажурном, хотя все еще не свободном от украшений. Огюста Перре называют во Франции «отцом бетона», он был пионером и успешным практиком строительства зданий с применением этого материала.

   Однако ж/бетон не сразу завоевал признание у архитекторов, конструкции из него выглядели, по их мнению, «неэстетично» — слишком тонко, несолидно и немонументально. По этой причине его считали материалом совершенно непригодным для «зданий с красивыми фасадами». К овладению конструктивными и пластическими возможностями ж/бетона гражданская архитектура пришла значительно позже. Промышленный подъем конца XIX — начала XX века вызвал потребность в строительстве большого числа новых производственных предприятий и других промышленных объектов. Проектировщики, главным образом инженеры, относившиеся к новым строительным материалам без предубеждения и не связанные требованиями архитектурного украшательства, смело использовали современные конструктивные решения и ресурсы, добиваясь при этом иногда весьма впечатляющего художественного эффекта — что можно видеть, скажем, на примере «летящих» мостов швейцарца Р.Майара или выразительно-пластичных ангаров для дирижаблей француза Э.Фрейсине.  

   Особенно преуспевала в этом Германия, на тот момент лидер экономического прогресса в Европе. Крупный промышленный концерн AEG (Всеобшее Электрическое Общество) пригласил известного архитектора Петера Беренса на пост главного архитектора и проектировщика AEG. Его фабричные комплексы AEG в Берлине, и особенно турбинный завод, построенный им для концерна в 1909 г. — массивные, строгие, подчеркнуто монументальные здания — стали своего рода символом промышленной мощи и силы капитала.

Фабрика турбин AEG, Берлин. 1909. Арх. П. Беренс

  Беренс последовательно отстаивал принципы функционализма в архитектуре — так же, как и работавший в его мастерской Вальтер Гропиус, будущий создатель «Баухауза». В 1911 году по проекту Гропиуса (в сотрудничестве с А.Мейером) была построена фабрика сапожных колодок «Фагус-верк» в г. Альфельд-на-Ляйне. Трехэтажное здание фабрики, с ее огромными, вытянутыми по горизонтали окнами и безопорными стеклянными углами — что опрокидывало устоявшиеся представления о тектонике, — стало вехой в развитии нового архитектурного языка. Еще одна заметная довоенная постройка В.Гропиуса — показательное фабричное здание, спроектированное им (совместно с А.Мейером) для выставки германского Веркбунда 1914 года. Здесь спиральные лестницы на обоих торцах здания заключены в сплошную стеклянную оболочку, разделенную горизонтальными тягами, да к тому же еще частично скругленную, что создавало невероятный по тому времени эффект невесомости конструкции.

   В целом гражданская архитектура того периода (жилые дома, городские постройки) шла еще по пути «художественных» стилизаций — среди архитекторов были в ходу альбомы с образцами декоративных форм готики, романского, испанского стиля, неоклассики; в России, например, также и русского национального стиля. Сейчас постройки такого рода объединяют общим термином «эклектика». Модерн (югенд, ар нуво), хоть и являлся в своей основе таким же «художественным» стилем, однако ему не чужды были и прогрессивные тенденции — в отношении принципа целесообразности формы, очищения плоскости стены от орнамента. В архитектурной среде велась дововольно жесткая полемика на эти темы — о необходимости решительного обновления архитектуры в связи с новыми задачами и новыми возможностями строительных технологий. Австрийский архитектор Адольф Лоос опубликовал программное, во многом провокационное эссе «Орнамент и преступление» (1913), в котором подверг разгромной критике «художественный романтизм» разного рода псевдо-стилей (также и модерна), что в то время воспринималось как резкий вызов общепринятым представлениям.

  На американском континенте подобную же кампанию за обновление архитектуры вел архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Достаточно продолжительная работа в фирме «Адлер и Салливен», под началом Луиса Салливена, первого строителя высотных зданий, идеолога рационализма, сформировала его систему взглядов, сделав его приверженцем рационального, функционального подхода. Уже работая самостоятельно, примерно с 1900 по 1917 годы он спроектировал и построил ряд довольно своеобразных частных домов — с «открытым» планом, с вытянутыми по горизонтали линиями фасадов, широкими свесами крыш — домов невысоких, как бы льнущих к земле, и невероятно просторных и уютных внутри. Эти дома получили название «дома прерий», возможно, по той причине, что построены в основном в пустынных районах штата Иллинойс, вокруг Чикаго.

Дом Айвери Кунли, Риверсайд, Иллинойс. 1908-12. Арх. Ф.Л.Райт

  Среди лучших райтовских построек «стиля прерий» можно назвать Дом Уорда В. Виллитса, (Хайланд Парк, Иллинойс, 1902), Дом Мейер Мэй (Гран Рапидс, Мичиган, 1908), дом Айвери и Куини Кунли (Риверсайд, штат Иллинойс, 1908), дом Фредерика Роби (Чикаго, 1910). Эти и другие проекты, созданные Райтом между 1900-м и 1009 годами, были отобраны им для рекламного альбома-портфолио Wasmuth (издан в 1910 году в Берлине), благодаря которому работы Райта стали известны в Европе и оказали большое влияние на европейских архитекторов после Первой мировой войны.

  Хотя достижения архитекторов-новаторов в предвоенную эпоху достаточно осязаемы, но по настоящему это лишь своего рода переходный этап, время больших открытий модернизма еще не наступило. Разрыв между «техникой» и «искусством» все еще присутствует, его только предстоит преодолеть. Архитектура постепенно освобождается от фасадных декораций, осваивая мышление в трех измерениях, внимание архитектора все больше привлекают проблемы взаимодействия объемов, пространств, проблемы функциональности, «чистоты» материалов — того, что эстетика югенда обычно отодвигала на второй план. Наконец, становится очевидным, что современная техника и особенно открытие ж/бетона предоставляют архитектору такие возможности, каких наверняка не имели строители предыдущих десятилетий.

Видные архитекторы этого периода и их постройки:

В Германии: Петер Беренс, Вальтер Гропиус.

В Австрии:  Отто Вагнер (вилла Вагнер-2, 1913, Австрийский почтовый сберегательный банк , 1906)

Йозеф Хоффман (Дворец Стокле в Брюсселе, 1905-1911)

Адольф Лоос (частные виллы в Австрии, в Швейцарии, 1904 — 1917).

Нидерланды: Хендрик П. Берлаге (здание Амстердамской биржи, 1897 – 1903)

США: Ф.Л.Райт («дома прерий», 1900 — 1917)

Л.Г.Салливен (универмаг Ван Аллена, Клинтон, Айова, 1914; здание Аудиториума, Чикаго)

Двадцатые и тридцатые годы. Расцвет модернизма

Классические примеры модернизма в архитектуре

  • Здание Баухауса в Дессау, 1926-29, арх. В. Гропиус;
  • Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929, арх. Мис Ван дер Роэ;
  • Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
  • Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Лубеткин;
  • Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;
  • Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.;
  • Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
  • Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;
  • Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, 1955. Арх. Фрэнк Ллойд Райт.
  • Жилой комплекс «Хабитат» на Экспо-67 в Монреале, 1967, арх. М. Сафди.
  • Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981, арх. Бэзил Спенс.

Литература

  • Pevzner, Nicolaus. Pioneers of the Modern Movement. London, 1936
  • Гидеон, Зигфрид. Пространство, время, архитектура. (Перевод с нем.), Стройиздат, М., 1984 г.
  • Френк Ллойд Райт. Будущее архитектуры. М., 1960.
  • William J.R. Curtis. Modern Architecture since 1900. Phaidon, 1982, 1987, 2006. ISBN 9780714833569.
  • Архитектура современного Запада. Изогиз, Москва, 1932.
  • Фремптон К. «Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития». М.: Стройиздат, 1990

Ссылки

wikiredia.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о