Моисей Гинзбург. Биографическая справка — РИА Новости, 09.10.2009
Теоретик архитектурного конструктивизма Моисей Яковлевич Гинзбург родился 4 июня (23 мая по ст. ст.) 1892 года в Минске в семье архитектора.
После завершения среднего образования Гинзбург отправился за границу, чтобы получить архитектурное образование. Там он некоторое время занимался в Парижской академии изящных искусств, затем в Тулузской архитектурной школе и в Миланской академии художеств.
Окончив учебу за границей в 1914 году, Гинзбург вернулся на родину с дипломом художника-архитектора. В России он продолжил обучение, поступив на архитектурное отделение Рижского политехникума, и через три года получил диплом инженера-архитектора.
В 1922 году Гинзбург стал профессором Московского института гражданских инженеров по кафедре истории архитектуры, а затем, в 1923 году, профессором ВХУТЕМАСА (Высшие художественно-технические мастерские), где читал курс архитектурной композиции.
В конце 1925 года вместе с братьями Александром и Виктором Весниными создал Объединение современных архитекторов (ОСА) – творческую организацию архитекторов-конструктивистов. Эта организация с 1926 по 1930 годы издавала журнал «Современная архитектура», ответственными редакторами которого были Гинзбург и Александр Веснин.
На страницах этого журнала Гинзбург опубликовал ряд теоретических статей, посвященных современной советской архитектуре. В этих статьях главное внимание уделяется функциональному методу проектирования и социальным проблемам советской архитектуры.
В эти годы Гинзбург создает большое количество проектов: Дом текстилей, крытый рынок, здания Оргметалла и Русгерторга в Москве, Дом Советов в Махачкале, Дом правительства в Алма-Ате. Эти работы носят на себе следы поисков нового стиля.
В это же время Гинзбург начинает работать в области жилищного строительства. В 1928 1932 годах Гинзбург разработал проекты экономичных жилых ячеек с рациональной планировкой, а также жилых домов с обобществленным коммунально-бытовым обслуживанием (дома на улицах Малая Бронная (1926) и Чайковского (1928–1930) в Москве). Создал ряд крупных проектов планировки (Черниковский промышленный район близ Уфы (1931), районная планировка Южного берега Крыма (1930-е годы), эти проекты не были осуществлены), комплекс санатория им. Г. К. Орджоникидзе в Кисловодске (в соавторстве с Иваном Леонидовым, 1935–1937).
В 1928 году Гинзбург приступил к сооружению дома-коммуны Наркомфина на Новинском бульваре в Москве. Участок земли под строительство был отведен 2 апреля 1929 года. Строительство началось 12 июля 1929 года. Жилой корпус был закончен в середине 1930 года, а вскоре был готов и коммунальный корпус, строившийся без утвержденных чертежей.
В 1930-е годы Гинзбург в основном занимался созданием конкурсных проектов. В этот период он участвовал в конкурсах на Дворец Советов, театр им. В. И. Немировича-Данченко в Москве, Большой синтетический театр в Свердловске, Парк культуры и отдыха в Москве, павильон на Всемирной парижской выставке 1937 года, дом «Известий», здание Наркомтяжпрома и др.
В 1939 году Гинзбург стал действительным членом Академии архитектуры СССР.
В годы Великой Отечественной войны (1941 1945) Гинзбург возглавлял в Академии архитектуры сектор типизации и индустриализации строительства, а в 1943 году он спроектировал и построил жилой поселок для горняков Подмосковного угольного бассейна.
Одной из последних работ Гинзбурга был проект восстановления Севастополя.
Он сделал много вариантов планировки центральной части города, сохраняя в то же время его исторически сложившуюся структуру, но не успел довести до конца работы по созданию проекта восстановления Севастополя. Незаконченной осталась и работа над новыми санаториями в Кисловодске и Ореанде (ныне Украина).
7 января 1946 году Моисей Гинзбург скоропостижно скончался, не дожив нескольких месяцев до 54-летия. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В последние годы жизни Гинзбург приступил к написанию теоретического труда, посвященного основным проблемам архитектурного творчества. Он успел закончить лишь один раздел этого труда, под названием «Тектоника», отдельные главы которого были опубликованы еще при жизни автора.
Сын Моисея Гинзбурга Владимир продолжил дело своего отца. В 1995 году он вместе с сыном Алексеем, также архитектором, основал собственную мастерскую «Гинзбург архитекс» с целью восстановить дом Наркомфина на Новинском бульваре. Вместе они сделали проект реконструкции. В 1997 году Владимира Гинзбурга не стало, мастерскую возглавил Алексей.
На счету мастерской строительство и реконструкция ряда административных зданий в Москве, и два жилых комплекса в Сочи.
Плакат Архитектор Моисей Гинзбург 1917-1931
Моисей Яковлевич Гинзбург — советский архитектор и автор теоретических работ по конструктивизму, один из лидеров конструктивизма. В 1923 году опубликовал доклад «Ритм в архитектуре», а в 1924 — книгу «Стиль и эпоха». В ней Гинзбург прогнозирует пути развития современной архитектуры, её связи с техническим прогрессом и социальными изменениями. Эти работы во многом способствовали созданию теоретической основы конструктивизма, который вскоре оформился как самостоятельное архитектурное направление. В 1925 году Гинзбург и братья Веснины организовывали Объединение современных архитекторов, в которое вошли ведущие конструктивисты. Под руководством Гинзбурга и Александра Веснина в 1926-1930 годах издавался журнал «Современная архитектура», в его создании принимали участие ведущие мастера эпохи авангарда, многие молодые советские архитекторы, в том числе получившие образование за рубежом.
Из истории
Издательство было основано в 2001 году в Екатеринбурге выпускниками Уральской государственной архитектурно-художественной академии Эдуардом и Татьяной Кубенскими– там до сих пор находится головной офис компании, к которому прибавился филиал в Москве. Спектр интересующих издательство тем столь же обширен, сколь широка география России: TATLIN публикует и карты Нижнего Новгорода образца 1960–1990 годов, и плакаты Дома сотрудников Наркомфина, и труды важнейших деятелей советского модернизма вроде Евсея Перченкова и Александра Шипкова.
Как раз-таки за свою многогранность и вневременную ценность TATLIN получает награды – за более чем двадцатилетнюю историю издательство становилось лауреатом многих отечественных и международных премий, в том числе от Союза архитекторов России и Международной академии архитектуры.
На базе издательства и с его подачи проводится масса мероприятий, выставок и фестивалей, ставящих целью популяризацию творческого наследия советской архитектуры.Книжные серии
В издательском портфеле TATLIN – книги по архитектуре советского модернизма, монографии современных деятелей архитектуры России и их советских предшественников, уникальные плакаты и путеводители по местам силы советской архитектуры, а еще и макеты, планы, карты и много прикладных вещей для ценителей и практикующих деятелей! От имен и пространств веет историчной величавостью – Ларин, Прудникова, Гинзбург, Явейн, Музей истории космонавтики, Белоусовы, Наседкин, Дом Мельникова, Самара 1920-1940 годов, Травуш… Но это не значит, что знакомство с ними стоит откладывать из-за тяжести или монолитности! Наоборот, издания TATLIN ориентированы на то, чтобы помочь читателям свести знакомство с главными персоналиями и явлениями, рассмотреть завитки творческих карьер и детали зданий. Для этого на базе издательства функционирует и одноименный журнал, не единожды признававшийся лучшим архитектурным журналом России.
За что мы любим TATLIN?
За то, что TATLIN утоляет наш бесконечный интерес к временам ушедшим, но оставшимся в нашей жизни в виде архитектурных памятников и людей, которые определили внешний вид наших родных городов. Возможность окунуться в пространство Самары середины прошлого века, рассмотреть в деталях Шаболовскую радиобашню или собрать конструктивистский гроб Малевича – как можно отказываться от таких заманчивостей?
Конструктивизм
Конструктивизм — стиль советского авангарда в архитектуре, получивший развитие в 1920-х — первой половине 1930-х годов. Конструктивизм был самым интенсивным, амбициозным и, в конечном счете, трагическим дизайнерским движением 20-го века.
Перед творцами конструктивизма стояло несколько важных задач. И эти задачи были созвучны молодой советской идеологии. Молодая идеология требовала устроить среду таким образом, чтобы не столько вождь, сколько сама архитектура руководила всеми жизненными процессами трудящихся. Именно архитектура должна была помочь осмыслить и принять все необычное, в том числе и новые строительные технологии из металла, стекла и бетона. Например, с помощью железобетона стало возможным создавать большие объемы, далеко выдающиеся за границы строительных опор и свободно парящие в воздухе. Конструктивисты практически задавили ядовитую роскошь модернизма подчеркнутым утилитаризмом форм, строгостью и солидностью внешнего облика зданий.
На протяжении 1920-х годов конструктивисты разработали радикально новую архитектуру, графический дизайн, кино и фотографию, а также разработали стили дизайна для новых методов массового производства, которые помогли превратить Россию из сельскохозяйственного общества в индустриальное. В основном конструктивисты отвергали идею автономности искусства от остального общества: для них все искусство и дизайн были политическим инструментом. Словом, Советская Россия была их полотном, строительство новой Страны Советов — художественным проектом гигантского масштаба.
Теорию архитектурного конструктивизма сформулировали в своих выступлениях Александр Веснин и Моисей Гинзбург. На практике эти принципы были воплощены в проекте Дворца труда для Москвы (1923 г.) братьев Весниных. Больше всего в этом проекте современников поразили его четкий, рациональный план и выявленные во внешнем виде конструктивные основы здания (железобетонный каркас).
В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА (Ассоциация современных архитекторов), представители которой разработали метод функционального проектирования. Этот метод основывался на научном анализе особенностей функционирования зданий и городских комплексов. Метод также должен отражать демократизацию и новые отношения между людьми. По идеологии, советскому человеку было нечего скрывать от государства, а потому архитекторам было позволено все революционное: огромные, насквозь зимние окна и прозрачные перегородки между комнатами в общежитиях. О курьезах в архитектуре конструктивизма нужно написать отдельное исследование.
Основные памятники конструктивизма были об угловатой, неуклюжей, порой скандальной жизни рабочего класса: фабрики-кухни, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны. Лучшие образцы создали Константин Мельников (1890-1974), Владимир Татлин (1885-1953), братья Леонид, Виктор и Александр Веснины, Иван Леонидов (1902-1959), Моисей Гинзбург (1892-1946). Среди них ДК им. Зуева, клуб ЖКХ им. Русакова, Дом химиков «Каучук», клуб завода. Фрунзе, ДК Буревестник, клуб завода Свобода, ДК ЗИЛ, Театр-студия киноактёра. Известны здание Центрального Евросоюза, здание газеты «Известия», комбинат газеты «Правда», Госторг, жилой комплекс на улице Усачева и др.
Tatlins Tower — величественное монументальное здание, задуманное русским художником и архитектором Владимиром Татлиным, но так и не построенное. Его планировалось возвести в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) после большевистской революции 1917 года как штаб-квартиру и памятник Коминтерну (третьему Интернационалу).
Татлин был одним из первых современных художников в России, воспринявших дух Октябрьской революции.
Соответственно, в 1918 году он был назначен директором ИЗО Наркомпроса, Художественного отдела Наркомпроса, и ему было поручено поставить в Москве и других местах статуи, прославляющие героев рабочего класса и коммунистические достижения. Разнообразие рисунков и скульптур, представленных в Наркомат, не впечатлило Татлина, и он решил построить в Петрограде огромный памятник Революции.Конструктивистская башня Татлина должна была быть построена из промышленных материалов: железа, стекла и стали. По материалам, форме и функциям он задумывался как возвышающийся символ современности. Эйфелева башня в Париже затмила бы ее. Основная форма башни представляла собой двойную спираль высотой до 400 м, по которой посетителей перемещали с помощью различных механических устройств. Основной каркас будет содержать четыре большие подвесные геометрические конструкции. Эти структуры будут вращаться с разной скоростью.
Считается, что эта башня была определяющим выражением архитектурного конструктивизма. Эта башня была предметом непрекращающихся споров и вызвала огромное негодование по поводу ее внешней формы и очень яркой геометрии и потока радиусов. Несмотря на то, что он посвятил себя различным проектам и был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Советского Союза, он так и не был полностью принят сталинской администрацией. Хотя он и пережил предвоенные чистки при Ежове, в 1948 г. он был осужден как «враг народа» и умер в безвестности. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В середине 1930-х годов конструктивистская авангардная архитектура была объявлена «формалистическим и буржуазным явлением» и подвергнута критике. Захлопывались прозрачные перегородки и огромные окна, а конструктивизм постепенно уступал место тенденциям, ориентированным на традиционные архитектурные стили. Сталинисты считали эстетику конструктивизма слишком утонченной, чтобы служить эффективным инструментом государственной пропаганды, постановляя, что весь будущий дизайн должен соответствовать консервативному неоклассическому стилю социалистического реализма.
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты |
Открывая Москву
В 1920–1930-х годах Советская Россия с ее левым, революционным искусством настолько способствовала развитию авангардной экспериментальной архитектуры, что некоторые считают ее родиной этого новаторского стиля.
ru.wikipedia.org
Дом Зуева в Москве
Первый в мире пентхаус располагался в 8-этажном Доме Наркомфина (Новинский бульвар, 25) (1). Этот дом-коммуна — тоже был первым в стране и в мире. Он был разработан для сотрудников Наркомата финансов Моисеем Гинзбургом, одним из основоположников авангарда, и Игнатием Милинисом.
Дом Наркомфина (Новинский бульвар, 25)
АИФ
Конструктивизм в архитектуре узнается сразу — четкие геометрические формы, выступающие, как бы свисающие, детали, отсутствие украшений, много стекла. .. Проект Дома Наркомфина имел и определенную идеологическую, социальную платформу: перестать жить отдельными семьями — пора жить общественной жизнью. В здании было 10 типов квартир, которые отличались от других помещений размерами так называемых «жилых ячеек». В квартирах были высокие потолки. Были окна, лестницы, галереи, балконы и общественное место — столовая для совместного трапезы (долой буржуазные кухни!). Забавно, но в то время один из архитекторов-фанатиков решил спроектировать общественные спальни (долой буржуазные спальни!) и «кабинки для ночлега» — для уединения пар в соответствии с графиком! Тогда была популярна идея свободной любви и национализации женщин.
Пентхаус с прекрасным видом на город построен для наркома финансов Николая Милютина и под его личным руководством. Это была двухуровневая квартира под крышей с прямым выходом в зимний сад. Милютин был революционером по биографии и конструктивистом в душе. Он даже написал книгу «Соцгород».
Спортзал и читальные залы, прачечная, гараж, детский сад — все это было спроектировано во имя бесплатного труда и самого человека! «Дом переходного типа», как его называли, считался шагом от буржуазного к социалистическому стилю в быту, идеологии и архитектуре. Он не имел успеха ни у профессионалов, ни у жителей. Кстати, сам Гинзбург, будучи создателем этого новаторского дома, отказался в нем жить, предпочтя банальную квартиру «под старину».
Дом Наркомфина принял своих обитателей в 1930-е годы, одновременно с другим печальным и величественным памятником конструктивизма — Домом правительства Бориса Иофана, который также задумывался как дом-коммуна. К концу 30-х большинство жителей обоих домов были арестованы или расстреляны. Так рухнула утопия полуфантастического проекта домов-кораблей.
Дом правительства Бориса Иофана
АиФ/Эдуард Кудрявицкий
Конструктивистские проекты должны были быть практичными и функциональными. Сохранилось около трех десятков жилых комплексов. Среди них «Хавско-Шаболовский» (1927-1930), «Преображенское», комплекс общежитий для «красных профессоров» по ул. Б. Пироговская, д. 51, корп. 2-8 (2), жилой массив по ул. Русаковской, 4-8 (3), комплекс зданий для рабочих завода «Каучук» в Хамовниках по ул. Погодинской. 2/3, корп. 1-4 (4) . В него вошел великий памятник конструктивизма Константина Мельникова — заводской клуб «Каучук» (ул. Плющиха, 64/6, стр. 1(5)).
Заводской клуб «Каучук» (ул. Плющиха, д. 64/6, стр. 1(5)).
ru.wikipedia.org
Конструктивистские «социалистические города» создавались в 1920-1930-х годах для «нового человека» с новой организацией его повседневной жизни. Мобильная проводка «на роликах», «уличные холодильники» под подоконниками, специальное освещение, встроенные шкафы… Жителей объединяло общее место работы, социальный статус, но и «сквозные» переходы между ними. подъезды, общие дворы, детские площадки, детские сады и ясли.
Кроме места жительства «новому человеку» нужны были и другие места, где он мог купить еду, одежду, провести свободное время и условия, чтобы хоть как-то передвигаться. В этом направлении конструктивизм предложил массу идей — универмаги, клубы, кинотеатры, гаражи, автобусные, троллейбусные и трамвайные депо, хлебопекарни, пищевые фабрики и склады, торговые фабрики-кухни, где, по словам советского писателя Юрия Олеши, громадное количество » океаны щей, горы каши» для трудящихся производились конвейерным способом. Кстати, планетарий (ул. Садовая-Кудринская, 5(6)) тоже памятник конструктивизма 1927-1928.
Планетарий (ул. Садовая-Кудринская, 5(6))
АИФ/Эдуард Кудрявицкий
Среди домов и производственных зданий можно найти настоящие храмы конструктивизма. Среди них легендарный круглый Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке, 10 и здание Моссельпрома 1923-1925 гг. (Калашный переулок, 2/10 (7)).
Моссельпром (Калашный переулок, 2/10 (7)).
АИФ/Эдуард Кудрявицкий
«Нигде, кроме Моссельпрома!» — этот лозунг знают все. Автор — левый поэт, футурист Маяковский. Авторы панно на здании — классики авангарда, живописцы Родченко и Степанова. До революции это 7-этажное здание с башней с бойницами было доходным домом. Он был перестроен в 1920-х годов для складов Продовольственного треста и конторы Моссовета народного хозяйства и стал символом этого хозяйства. Трест объединил мукомольное, кондитерское, шоколадное, пивоваренное (было даже пиво «Друг желудка») и табачное производство.
Еще одно знаковое здание, на которое вы также можете взглянуть сейчас, — здание Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, построенное по проекту архитектора Алексея Щусева в начале 1930-х годов (ул. Садовая-Спасская, 11/1). (8)).
Здание Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
АИФ/Эдуард Кудрявицкий
Изначально здание, спроектированное архитектором Алексеем Щусевым, было Наркоматом земледелия. Теперь бесконечными коридорами и помещениями с высокими потолками пользуются сотрудники Минсельхоза РФ.
Еврейский музей и центр толерантности (ул. Образцова, д. 11, стр. 1 А) расположен в здании памятника архитектуры международного значения конструктивизма — Бахметьевского гаража по проекту Мельникова. Это здание площадью около 8 500 м2 было построено в 1927 в соавторстве с другим великим архитектором Владимиром Шуховым (это была его последняя работа), чья знаменитая телебашня на Шаболовке считается памятником конструктивизма.