Моше: Ежевика – еврейская академическая вики-энциклопедия

Моисей — еврейский пророк Моше

Оглавление

Рождение ↓

Рождение и детство во дворце ↓

Вдали от Египта ↓

Первое пророчество ↓

Десять казней Египетских ↓

Исход ↓

Дарование Торы ↓

Грех и искупление ↓

В пустыне ↓

Испытание с посохом и скалой ↓

Завершение странствий ↓

Перед смертью Моше ↓

Наследие ↓

Рождение
[↑]

Моше бен Амрам (משה רבנו) — величайший из пророков.

Моше (по-русски Моисей) — лидер еврейского народа, выведший его из египетского рабства.

В еврейском народе его часто называют «Моше-рабейну» («Моше, наш учитель»).

Через Моше Всевышний на горе Синай передал евреям Тору, которая так и называется — «Торат Моше» («Тора Моисея»).

Родился в Египте 7-го Адара 2368 г. от Сотворения мира (1392 г. до н.э.).

Умер на горе Нево, на восточном берегу реки Иордан, 7 адара 2488 г. (1272 гг. до н.э.), так и не войдя в Святую землю.

Происходил из колена Леви.

Моше — младший брат пророчицы Мирьям и Аарона, родоначальника рода коэнов — первосвященников.

Рождение и детство во дворце
[↑]

Седьмого Адара 2368 года /1392 г. до н.э./, после шести месяцев беременности, Йохевед, Жена Амрама, родила ему еще одного сына (Шмот 6:20; Седер олам раба 10; Мегила 13б; Сота 12б; Раши, Шмот 2:3; Седер адорот).

В это время евреи находились в египетском рабстве. Фараон повелел бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков. Следуя приказу фараона, египтяне выслеживали еврейских рожениц, отнимали у них младенцев и топили в Ниле (Сефер аяшар, Шмот; Шмот раба 1:20; Рамбан, Шмот 1:10).

В течение трех месяцев младенца прятали дома. Но шестого сивана о нем узнали египтяне, и в тот же день Йохевед положила малыша в корзинку и опустила ее в Нил (Шмот 2:2—3; Сота 12б; Шмот раба 1:24).

Корзинку с младенцем подобрала дочь фараона Батья, которая вышла купаться к Нилу. Она и дала ему имя «Моше», что означало «вытащенный из воды» (Шмот 2:9—10).

Большую часть детства Моше рос в доме фараона. Примечательно то, что в качестве кормилицы для него была нанята его собственная мать, Йохевед.

Как гласит мидраш, однажды, когда Моше шел третий год, он сидел на коленях фараона. Играя, мальчик снял корону с головы фараона и надел на себя. Присутствовавшие при этом советники фараона всполошились!

Решили устроить для мальчика испытание: положить перед ним на подносе ярко тлеющие угли и подобные им сверкающие драгоценные камни. Если он возьмет камни, значит, он уже действует сознательно и следует казнить его. И хотя он выглядит совсем маленьким, еврейские дети наделены особенным разумом и сообразительностью. А если возьмет тлеющие угли — значит, он еще неразумное дитя, и не стоит обращать внимание на его шалости.

Моше потянулся к драгоценным камням, но высшая сила отвела его руку к углям: он схватил уголек и, потянув его в рот, обжег язык и губы — и с тех пор он стал заикаться (Сефер аяшар, Шмот; Шмот раба 1:26; Ялкут Шимони, Шмот 166).

В 2386 году /1374 г. до н.э./ Моше, увидев, как египетский надсмотрщик жестоко избивает еврея (Шмот 2:11), вступается за него и убивает египтянина.

На следующий день Моше видит двух дерущихся евреев (Шмот 2:13). Он пытается их разнять, но один из них со злостью говорит ему: «Кто поставил тебя начальником и судьей над нами? Или ты хочешь убить меня, как убил надсмотрщика?!»

А когда об убийстве становится известно фараону, Моше приговаривают к смерти.

Однако, Моше удается бежать из Египта (Шмот раба 1:31; Танхума, Шмот 10; Ялкут Шимони, Шмот 167; Раши, Шмот 2:15, 18:4).

Вдали от Египта
[↑]

Моше бежит в Эфиопию. В 2387 году (1373 г. до н.э.) он присоединяется к войску эфиопского царя, ведущего войну с мятежниками.

Возглавлял мятеж маг Билам, считавшийся доверенным лицом и советником царя.

Моше отважно сражается, становится любимцем царя и всего войска, а затем — царским советником. Он помогает одолеть мятежников, и умирающий царь вручает ему свою корону.

Билам, однако, сумел скрыться.

В 2435 году (1325 г. до н.э.) в результате дворцового переворота на престоле воцаряется сын эфиопского царя, а Моше снова вынужден бежать.

Опасаясь возвращаться в Египет, он отправляется в страну Мидьян (Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Седер адорот).

[По оценкам исследователей, страна Мидьян располагалась на восточном берегу Тростникового моря (Ям Суф)— южнее г. Акабы (Атлас Даат Микра с. 98]).

Там Моше знакомится с мидьянским жрецом Итро, который выдает за Моше свою дочь Ципору (Шмот 2:21).

Ципора стала благочестивой женой, не уступавшей по своей праведности женам праотцев — Саре, Ривке, Рахели и Лее (Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Седер адорот).

После женитьбы Моше стал пасти стада тестя (Шмот раба 1:33).

У Моше и Ципоры было два сына. Первого назвали Гершом (גרשם — буквально «жил там») — в память о том, что в течение долгих лет Моше «был пришельцем в чужой стране» (Шмот 2:22). А второго — Элиэзер (אליעזר), что буквально означает «мой Б-г помог» (Шмот 18:4).

Первое пророчество
[↑]

Однажды, в 15 день весеннего месяца Нисана 2447 года /1313 г. до н.э./, Моше пас стадо в глубине Синайской пустыни.

Ближе к вечеру от стада отбился маленький козленок, и в поисках его Моше вышел к горе Хорев, она же — гора Синай (Шмот 3:1; Седер олам раба 5; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот).

На ее склоне Моше увидел дикий куст, объятый пламенем — он горел, но не сгорал.

Приблизившись, он увидел ангела, стоящего в середине пламени (Шмот раба 2:5). А затем он услышал голос, который повелел ему не приближаться к огню и снять обувь, так как место, на котором он стоит, — свято (Шмот 3:5).

В этом пророческом откровении Всевышний дал Моше знать, что пришел срок вывести народ Израиля из Египта и возвратить его на землю праотцев (Шмот 3:7—8).

Это пророческое видение у горы Хорев продолжалось в течение семи дней, и все это время Моше просил освободить его от возлагаемой на него миссии (Седер олам раба 5; Ваикра раба 11:6; р. Бехайе, Шмот 10:5).

Причина, по которой Моше проявил такое упорство, заключалась в его смирении. Сердце не позволяло ему возвыситься и заявить перед фараоном: «Меня послал Б-г!», а затем вывести евреев из Египта, став лидером народа (Рамбан, Шмот 4:13).

Тем не менее, Всевышний разгневался на Моше за его упрямство и повелел, чтобы вместе с ним эту миссию выполнял его брат Аарон, который станет говорить с фараоном (Шмот 4:14—16).

Десять казней Египетских
[↑]

Моше и Аарон пошли к фараону и возвестили (Моше говорил Аарону, а тот передавал его слова фараону):

«Б-г евреев послал нас к тебе сказать: Отпусти Мой народ, и они будут служить Мне!» (Шмот 5:1, 7:1—2, Раши; Танхума, Ваэра 10; Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 176).

Фараон, не отпустил евреев, а своим сановникам он повелел загрузить сынов Израиля еще более тяжелой работой, чтобы они не тешили себя пустыми надеждами (Шмот 5:4—9; Сефер аяшар, Шмот).

Гнет усилился.

Моше, следуя велению Б-га, приказал Аарону ударить посохом по водам Нила. Вода в реке превратилась в кровь. И одновременно вся вода в Египте тоже стала кровью (Шмот 7:19—21).

Так начались десять казней, потрясших Египет.

В последующие месяцы египтян постигло еще несколько казней.

Страну наводнили вышедшие из реки жабы.

В первый день месяца Тишрей нового 2448 года /1312 г. до н.э/, в День Суда — Рош аШана, весь Египет наполнился вшами (Шмот 8:12—13; Седер адорот; Ягель либейну).

После этой кары прекратилось рабское угнетение (Рош ашана 11а).

Но фараон по-прежнему не отпускал сынов Израиля.

Следущей казнью было нашествие диких зверей на Египет.

После нее падеж египетского скота (Шмот 8:16—9:7; Седер адорот; Ягель либейну).

Во время следующей казни Моше, следуя повелению Б-га, бросил две полные пригоршни печной золы к небу, и на египтянах (включая жрецов фараона) появились гнойные язвы.

В следующем месяце на страну обрушился огненный град, побивающий животных и растения.

Затем сильный восточный ветер принес огромные стаи саранчи, которые покрыли всю землю и пожрали то, что уцелело после града.

Несколько раз за это время фараон призывал к себе Моше и Аарона, признавая свои грехи и прося их прекратить наказание. Но как только казнь прекращалась, фараон снова «ужесточал» сердце и отказывался отпустить еврейский народ.

«Тьма египетская» была следующей казнью. На Египет пала непроницаемая мгла, но в жилищах сыновей Израиля был свет (Шмот 10:21—23; р. Бехайе, Шмот 10:5; Седер адорот).

А в полночь 15 нисана в Египте начался мор, и погибли первенцы в каждом доме (Шмот 12:29—30). Всевышний поразил и первенцев по отцу, и первенцев по матери, а в доме, где не было первенца, умирал глава семьи (Шохер тов 105:10).

В ту ночь перепуганный фараон, который тоже был первенцем, отправился разыскивать Моше по улицам столицы (Сефер аяшар, Бо; Седер адорот).

Упав на колени, он попросил: «Встаньте и уходите от моего народа — вы и все сыны Израиля» (Шмот 12:31; Шмот раба 20:3).

Это произошло ровно через год после того, как Моше услышал голос, обращенный к нему из горящего куста на горе Хорев (Седер олам раба 5).

Исход
[↑]

Следуя приказу Моше, все сыны Израиля — около 600 000 взрослых мужчин, не считая женщин и детей, — собрались в городе Рамсесе, недалеко от границы (Шмот 12:37; Рамбан, Шмот 12:31; Седер адорот).

Ближе к полудню 15 нисана 2448 г. Моше вывел сынов Израиля из Египта.

17 нисана евреи разбили лагерь недалеко от берега моря.

Три дня спустя, к вечеру, вдали показалась армия фараона — он решил вернуть своих рабов.

Моше направил руку с посохом на море, и могучий восточный ветер рассек воды.

Сыны Израиля, колено за коленом, перешли море по дну, как по суше (Шмот 14:20-22, Таргум Йонатан; Седер олам раба 5; Мидраш Хасерот витерот, Бешалах 57).

В эти часы все сыны Израиля удостоились пророческого дара: подобно тому, как расступились воды моря, «расступился небесный свод» — и им открылось видение высших миров. Присутствие Б-га в мире было настолько явным, что сыны Израиля как бы указывали на Него рукой, говоря: «Зэ Э-ли — Это мой Б-г!» (Шмот 15:2, Раши; Шмот раба 23:15; Зоар 2, 55б; Михтав меЭлияу 2, с. 251).

Как только последний из евреев поднялся на берег, а последний из египтян вошел в море, воды возвратились в свое обычное состояние и сомкнулись над египтянами (Шмот 14:26—28; Шмот раба 22:2).

Увидев, как море выбрасывает на берег утонувших врагов, Моше и весь народ произнесли молитву благодарности Б-гу (Шмот 14:30-15:19).

Евреи двинулись от моря в сторону горы Синай.

Через три дня пути, 24 нисана, они вышли к месту, названному Мара. Там Всевышний дал Моше несколько первых заповедей, в том числе, закон о Шабате.

15 ияра закончились запасы хлеба, взятого из Египта (Шабат 87б, Раши; Седер олам раба 5; Раши, Шмот 16:1). Люди зароптали, упрекая Моше и Аарона. Но уже на рассвете 16 ияра на стан выпал ман (манна небесная). С тех пор ман выпадал каждое утро до смерти Моше.

В тот день, когда ман выпал впервые, Моше установил послетрапезное благословение «Биркат амазон» (Брахот 48б; Седер адорот).

28 ияра на стан напало войско амалекитян. Моше назначил полководцем Йеошуа бин Нуна из колена Эфраима, а сам поднялся на холм и молился там с вознесенными к небесам руками.

Дарование Торы
[↑]

Сыны Израиля подошли к горе Хорев, она же гора Синай.

Ранее на этой же горе Моше увидел горящий куст и впервые удостоился пророчества.

6 сивана 2448 г. весь [народ] пережил откровение у горы Синай.

Моше поднялся на гору, чтобы получить там Тору, и пребывал там сорок дней.

Согласно мидрашу, Моше-рабейну за это время достиг небывалого духовного уровня.

Но, кроме него, Всевышний открылся всему народу Израиля каждому из присутствовавших там сотен тысяч евреев.

Дарование Торы было беспрецедентным событием, и в честь него празднуется праздник Шавуот.

Через сорок дней Моше спустился с объятой огнем горы Синай, неся в руке каменные Скрижали Завета с начертанными на них 10 Заповедями.

Грех и искупление
[↑]

17 Тамуза, когда евреи уже отчаялись ждать своего лидера, они решили изготовить золотого идола. Мидраш говорит, что они ошиблись в своих расчетах и думали, что Моше уже не вернется. Усугублялось все тем, с момента выхода из Египта в среде народа находились многочисленные иноплеменники — от них-то и шла инициатива.

Как только Моше приблизился к стану евреев и увидел тельца, он в гневе разбил скрижали. Он уничтожил тельца повелел наказать всех, кто поклонялся тельцу и растлевал народ.

Затем Моше вновь поднялся на гору и обратился к Б-гу с молитвой о прощении, чтобы Он не погубил евреев. И благодаря его заступничеству Вс-вышний не уничтожил евреев.

В течение следующих сорока дней Моше каждый день просил Всевышнего о прощении.

В итоге Б-г повелел Моше вытесать две новые каменные скрижали, подобные первым, чтобы вновь написать на них Десять Речений (Шмот 34:1; Дварим 10:1).

И следующие 40 дней Моше вновь провел на горе, изучая с Всевышним всю Тору (Шмот 34:28; Седер олам раба 6).

В этот период Моше поднялся на наивысший уровень духовного постижения Б-га, возможный для человека, пройдя через «49 врат познания» (Рош ашана 21б; Недарим 38а). Кроме законов физического мира, ему были раскрыты тайны сотворения мира и управления Вселенной.

Но когда Моше попросил открыть для него последние, пятидесятые, врата познания, Всевышний ответил, что «не может увидеть Меня человек и остаться в живых» (Шмот 33:20).

Мидраш образно поясняет пророческий уровень Моше так: все «пророки видели через девять стекол, а Моше — через одно» (Ваикра раба 1:14).

Такими «стеклами» — «преградами», отделяющими человека от Творца — являются негативные качества характера. Но Моше был наиболее совершенным из всех пророков, и единственной «преградой», отделявшей его от полного постижения оставалась его связь с материальным телом (Рамбам, Шмонэ праким 7). «Стекло», отделяющее Моше от Источника пророчества, было самым «тонким» и «прозрачным» также и потому, что он был исключительно скромным и смиренным человеком (Адир ба-маром 77б; Михтав меЭлияу 4, с. 53).

В завершение Всевышний вновь высек на скрижалях Десять Речений, и передал скрижали Моше (Шмот 34:28, Рамбан; Дварим 10:4).

10 Тишрея 2449 года /1311 г. до н.э/, Моше спустился с горы Синай со вторыми скрижалями в руках.

Каждый год 10 Тишрея еврейский народ празднует Йом Кипур — День Искупления.

Аарон и старейшины, вышедшие навстречу Моше, увидели, что его лицо ярко светится, но сам он этого не заметил.

В пустыне
[↑]

Следуя совету своего тестя Итро, Моше назначил судей и организовал судебно-правовую систему.

Кроме этого, Моше начал ежедневное обучение сынов Израиля Торе.

Он же передал повеление Б-га возвести Мишкан — переносной Шатер Откровения, чтобы в нем постоянно пребывала Шехина — Б-жественное присутствие. (Шмот 25:8—9, 35:4—19; Раши, Шмот 35:1).

Строительство переносного Мишкана было поручено юному Бецалелю.

Кроме того, необходимо было приготовить все для служения в переносном Храме, включая жертвенник, Менору и одежды для коэнов.

По воле Б-га, Моше назначил Аарона и его сыновей священнослужителями, а колено Леви — служителями Шатра (Шмот 28:1—43; Шмот раба 37:1).

1 Нисана 2449 года Шехина обрела постоянное пристанище на земле в Святая Святых Шатра Откровения.

Мишкан, построенный Моше в пустыне, стал прообразом Иерусалимского Храма, построенного в последствии царем Шломо (Соломоном).

Как гласит мидраш, из-за грехов первых поколений Шехина отдалилась от земли на седьмой уровень Небес. Наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков сумели «вернуть» ее с седьмого уровня на четвертый, Леви — на третий, Кеат — на второй, Амрам — на первый, а Моше возвел для Шехины постоянную обитель — Шатер Откровения (Берешит раба 19:7; Бемидбар раба 13:2).

Во время пребывания евреев в пустыне, Всевышний обращался к Моше из Святая Святых в Шатре Откровения, обучал его Торе и передавал через него заповеди.

Через некоторое время стан евреев отправился с места в путь — к Земле Израиля.

После первого же перехода народ стал роптать и жаловаться (Бемидбар 11:1, Раши).

Б-г повелел, чтобы в помощь Моше было избрано 70 старейшин (Бемидбар 11:16—17, 24—25).

Двое из старейшин, Эльдад и Мейдад, начали пророчествовать в стане сынов Израиля (Бемидбар 11:26—27, Раши). Они говорили: «Моше умрет, а Йеошуа введет народ в землю» (Санхедрин 17а; Раши, Бемидбар 11:28).

Ученик Моше Йеошуа бин Нун попросил: «Господин мой, Моше, останови их!» Но Моше ответил: «Не ревнуешь ли ты за меня?! Пусть бы весь народ стал пророками, чтобы Б-г осенил их Своим духом!» (Бемидбар 11:28—29).

Когда Израиль подошел к границе Святой Земли, народ выступил с предложением послать разведчиков, чтобы «разведали нам страну и рассказали о дороге, по которой нам идти, и о городах, в которые нам вступать» (Дварим 1:20-22).

Было послано 12 разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, 10 разведчиков

запугали евреев и отговорили вступать в землю Израиля. Только двое, Йеошуа бин Нун и Калев, выступили в поддержку завоевания.

Люди подняли плачь, говоря: «Лучше бы мы умерли в Египте или в этой пустыне! Зачем Б-г ведет нас в эту страну?…» и «Назначим себе нового вождя и возвратимся в Египет!» Случилось это в ночь на 9 Ава дата, в которую в последующей истории евреев произошли многие печальные события.

Вследствие греха разведчиков Всевышний вынес решение: это поколение не войдет в святую Землю, а будет скитаться по пустыне в течение 40 лет. И только дети вышедших из Египта войдут в землю Израиля и завоюют ее.

Бунт против Моше и Аарона поднял Корах, один из вождей левитов. Корах и его сообщники обвиняли Моше и Аарона в том, что те узурпируют власть, и что Моше распределяет все важнейшие назначения по своему усмотрению.

Тора говорит, что «земля разверзлась» под ногами вождей мятежников и поглотила их, «и вышел огонь от Б-га и пожрал двести пятьдесят сообщников Кораха» (Бемидбар 16:20-35).

Но на следующий день народ стал обвинять Моше и Аарона в том, что те сознательно содействовали гибели 250-ти вождей общины.

Тогда среди народа начался губительный мор. И Моше приказал Аарону воскурить благовония, «чтобы искупить их, ибо изливается ярость Б-га» (Бемидбар 17:9—11). Как говорит Писание, Аарон «встал между умершими и живыми» — и мор прекратился (Бемидбар 17:12—13).

Испытание с посохом и скалой
[↑]

На сороковой год скитаний по пустыне умерла сестра Моше — пророчица Мирьям.

Мидраш говорит, что в заслугу Мирьям на каждой стоянке сынов Израиля оказывался источник воды. Ушла Мирьям — «ушел» и источник.

Люди, изнывающие в пустыне от жажды, окружили Моше и Аарона, упрекая их и прося воды.

Б-г повелел Моше взять посох и обратиться к скале, чтобы словом извлечь из нее воду для сынов Израиля.

Моше и Аарон вновь вышли к народу, и Моше произнес: «Слушайте-ка вы, бунтари! Не из этой ли скалы мы извлечем для вас воду?!» — и он дважды ударил посохом по скале, из которой обильно хлынули потоки воды (Бемидбар 20:7—11, Рашбам и Хизкуни).

И тогда Всевышний сказал Моше и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне и не освятили Меня на глазах сынов Израиля, вы не введете эту общину в землю, которую Я даю им» (Бемидбар 20:12).

Согласно мидрашу, наказание постигло их за то, что Моше не ограничился только словом, а ударил по скале. Ведь, если бы они обратились к скале, и полилась вода, то Имя Всевышнего было бы освящено на глазах у всего народа, и люди стали бы говорить: «Если уж скала, лишенная слуха и речи, выполняет повеление Б-га, так и нам тем более следует выполнять!» (Мидраш-Агада 67; Раши, Бемидбар 20:11—12). А посох следовало взять не для того, чтобы бить им по скале, но чтобы напомнить сынам Израиля о прошлых мятежах, а также о чудесах, которые были для них совершены (Рашбам, Бемидбар 20:8).

Согласно другому объяснению, Моше и Аарон были наказаны за слова «Не из этой ли скалы мы извлечем для вас воду?!» — но следовало сказать: «…Б-г извлечет для вас воду». Ведь из-за этих слов народ мог ошибочно заключить, будто чудо было совершено силой их магического искусства, а не Всевышним (р. Хананель, см. Рамбан, Бемидбар 20:8—13; Шалмей Нахум).

Знатоки сокровенного учения указывают: если бы Моше сам ввел народ в Землю Израиля, то он построил бы Храм, который уже никогда не был бы разрушен, — но для этого весь народ Израиля должен был пребывать на уровне высочайшей праведности. А поскольку то поколение сынов Израиля не было готово к воцарению Машиаха, оно продолжило бы нарушать волю Б-га в Святой Земле точно так же, как и в пустыне. И тогда вся сила гнева Всевышнего обрушилась бы не на Храм, который не подлежал разрушению, а на согрешивший народ — до его полного истребления, не дай Б-г. И поэтому Всевышний сказал Моше: «Вы не введете эту общину в землю, которую Я даю им» — «не введете», ибо духовный уровень поколения не соответствует высочайшей святости этой земли (Ор ахаим,Бемидбар 20:8, Дварим 1:37; Михтав меЭлияу 2, с. 279—280).

Вместе с тем своими ударами по скале Моше избавил сынов Израиля от грозящего им в будущем полного истребления — ведь теперь история сложилась совершенно иначе: народ вошел в Святую Землю под предводительством Йеошуа бин Нуна, Храм построил царь Шломо, а когда чаша грехов сынов Израиля переполнилась, Б-г «уничтожил в Своем гневе бревна и камни, (из которых был возведен Храм)» (Шохер тов 79), — а народ был отправлен в спасительное изгнание.

Однако оставалась открытой и другая возможность: Моше мог бы действовать без всяких объективных расчетов, уповая лишь на милосердие Всевышнего. И если бы он, принимая во внимание только заслуги сынов Израиля, а не их пороки и недостатки, ограничился словами, обращенными к скале — возможно, и Всевышний подошел к грехам народа Израиля только со Своей Мерой Милосердия, а не с Мерой Суда, и народ Израиля удостоился бы вступить в Святую Землю под предводительством Моше и поселиться там навсегда (Оэль Йеошуа 2; Михтав меЭлияу 2, с. 280).

Завершение странствий
[↑]

В ночь на первое ава 2487 года Б-г известил Моше о близкой смерти Аарон (Ялкут Шимони, Хукат 764).

На рассвете Моше встретил брата у Шатра Откровения. На глазах всей общины он провел Аарона на вершину горы Ор, где тот и умер (Бемидбар 20:27).

Весь народ Израиля оплакивал Аарона (Бемидбар 20:28—29, Таргум Йонатан).

Через несколько месяцев еврейский народ двинулся по направлению к границам Святой Земли. 40 лет скитаний по пустыне подходили к концу.

Путь их лежал через царство Сихона, царя эморейцев. Но в ответ на просьбу пропустить их, Сихон вышел навстречу с войском. В завязавшемся сражении евреи одержали победу, и, преследуя врага, захватили их столицу и всю их страну — от реки Арнон до реки Ябок, где начинались рубежи Ога, царя Башана (Бемидбар 21:21—26; Дварим 2:18, 2:26—36; Седер олам раба 9; Ягельлибейну).

Ог выступил им навстречу. Под предводительством Моше евреи разгромили и его войско, а затем овладели его страной (Бемидбар 21:33—35; Дварим 3:1—11; Ягельлибейну).

Колена Реувена и Гада обратились к Моше с просьбой передать им во владение земли Сихона и Ога восточный берег Иордана, богатый пастбищами. Моше поставил условие: если колена Реувена и Гада пойдут вместе со всем народом на завоевание Кнаана по ту сторону реки, то затем получат во восточный берег (Бемидбар 32:1—33).

К двум коленам присоединилась часть колена Менаше, у которой также было много стад (Рамбан, Бемидбар 32:33).

Моше разделил восточный берег между ними, предназначив каждому из них особый надел (Бемидбар 32:33; Дварим 3:12—16; Йеошуа 13:15—32).

Моше также выделил на этом берегу три города-убежища, в которых должны были скрываться совершившие неумышленное убийство (Дварим 4:41—43).

Перед смертью Моше
[↑]

Первого швата 2488 года Моше собрал всех сыновей Израиля и стал готовить их к переходу через Иордан.

Вначале он напомнил им весь пройденный за сорок лет путь — от исхода из Египта до сего дня (Дварим 1:1—3:29).

В своей речи Моше дал сынам Израиля суровые наставления, предсказав, что произойдет с ними в отдаленном будущем. Вслед за этим Моше повторил еще раз все основные законам Торы (там же 4:1—28—69). Это обучение продолжалось день за днем в течение пяти недель — до шестого адара (Седер олам раба 10; Седер адорот).

В то же время, с начала месяца адар Моше вновь настойчиво молил Всевышнего оставить его в живых и позволить войти в страну Кнаан (Ваикра раба 11:6). Причина его страстного стремления к Святой Земле заключалась в том, что многие заповеди можно выполнять только там, — а Моше старался выполнить все заповеди Торы (Сота 14а).

Наконец, шестого адара Б-г сказал Моше: «Вот, приблизились дни твои к смерти. Призови Йеошуа — станьте в Шатре Откровения, и Я дам ему повеления» (Дварим 31:14; Седер олам раба 10; Седер адорот).

Моше поставил Йеошуа перед всем народом и напутствовал его так, как внушил ему Б-г (Бемидбар 27:22—23; Дварим 31:7—8). Затем Моше возвел своего ученика на трон, и пока Йеошуа говорил перед народом, Моше стоял рядом с ним (Бейт амидраш 1, 122; Оцар ишей аТанах, Моше 48).

Попрощавшись с коленами Израиля, Моше дал им свои благословения (Дварим 31:1, 33:1—25; Седер олам раба 10; Ибн Эзра, Дварим 31:1).

На протяжении 40 лет Моше записывал заповеди и отдельное разделы Торы на листах пергамента. Согласно преданию, перед смертью он сшил их в единый свиток (Гитин 60а, Раши).

Кроме того, он оставил после себя одиннадцать написанных им псалмов (Теилим).

Согласно одной из версий, Моше также передал народу Израиля написанную им книгу Ийова: в ней он изложил трагическую историю праведника Ийова, которая началась в день, когда перед сыновьями Израиля рассеклись воды Тростникового моря (Бава батра 14б; см. выше в гл. 5 «Исход»).

Ближе к вечеру Творец повелел Моше подняться на Гору Нево.

На вершине горы Творец показал ему всю землю Кнаан: пророческое зрение Моше преодолело пространственные ограничения, и он смог увидеть северные и южные рубежи страны, а также далекое Средиземное море, служащее западной границей Святой Земли (Дварим 34:1—3; Сифри, Пинхас 135—136). Вместе с тем Б-г показал Моше будущее еврейского народа: всех его вождей от вступления в Кнаан до воскрешения мертвых (Сифри, Пинхас 139).

Моше бен Амрам был призван в Небесную Ешиву седьмого адара 2488 года /1272 г. до н. э./ — в тот же месяц и в тот же день, что родился (Седер олам раба 10; Мегила 13б; Танхума, Ваэтханан 6; Седер адорот). Ему было ровно сто двадцать лет (Дварим 34:7).

Сыны Израиля оплакивали Моше в течение тридцати дней. А еще через три дня они перешли через Иордан в страну Кнаан (Йеошуа 4:19; Седер олам раба 10).

Наследие
[↑]

Как сказано выше, Моше — величайший из пророков Израиля, через него Б-г осуществил спасение евреев из Египта, передал Тору и ее заповеди в этот мир.

Как сказано в Писании, «Всевышний знал его лицом к лицу», т.е. Моше был наиболее приближен к Всевышнему и мог общаться со ним, когда пожелает (Дварим 34:10, Раши там же). Там же говорится, что «не будет пророков в Израиле, как Моше».

В Талмуде Моше перечислен среди семи величайших «пастырей» человечества — наряду с Адамом, Шетом, Метушелахом, Авраамом, Яаковом и царем Давидом (Сукка 52б).

Он был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах (Зоар 3, 260б; Оцар ишей аТанах с. 405).

Знатоки сокровенного учения указывают, что Царь-Машиах, который приведет народ Израиля к окончательному избавлению, будет новым воплощением души Моше, ведь написано: «Как в дни исхода твоего из земли Египта, явлю тебе чудеса» (Миха 7:15) — т. е. последнее избавление во многом повторит события исхода из Египта.

Моше Миттельман

Вход Регистрация

UA RU EN

RU

  • UA
  • RU
  • EN

Главная Наши доктора Ведущие доктора LISOD Моше Миттельман

Профессор Моше Миттельман — один из наиболее востребованных израильских специалистов в области онкогематологии, опытный врач, прошедший многолетнюю стажировку в США.

Профессор завоевал себе международный авторитет необыкновенно высокими показателями в лечении множественных миелом, миелодиспластического синдрома и многих других заболеваний крови и лимфатической системы.

 

Основные направления специализации

  • Апластическая анемия.
  • Гемофилия.
  • Лейкоз.
  • Неходжкинская лимфома.
  • Биологическое лечение рака.
  • Лучевая терапия.
  • Биопсия костного мозга.

Образование и опыт

Профессор Миттельман окончил Медицинскую школу им. Саклера (1976 г.). Служил в Израильском медицинском корпусе (IDF). Закончил ординатуру по внутренним болезням в больнице Хашарон (Петах-Тиква, Израиль).

Организовал объединенную клиническую и исследовательскую программу стипендий в области гематологии и онкологии в Медицинском центре Университета Джорджа Вашингтона (США) и Национальном институте здоровья (NIH, Бетесда, США).

Получил премию Юного исследователя Американского общества клинической онкологии (1987 г. ).

С 1989 года работает в Израиле. Занимал несколько должностей в больнице Хашарон и в Тель-Авивском медицинском центре им. Сураски.

Академические и публичные обязанности

Профессор Миттельман занимал должности президента Израильского общества внутренних болезней, секретаря Израильского общества гематологии, консультанта по гематологии Министерства здравоохранения Израиля. Был членом Национального комитета базовых медицинских услуг, членом Научного комитета Израильской медицинской ассоциации, членом Национального совета по профилактике и лечению рака; членом совета директоров Израильской медицинской ассоциации. В настоящее время является президентом Израильского общества гематологии и трансфузионной медицины и главным научным сотрудником биотехнологического фонда.

Научные успехи

Лаборатория профессора Миттельмана действует в студенческом городке Тель-Авивского университета. В сферу его научных интересов входят базовые и клинические аспекты множественной миеломы, расстройства стволовых клеток, такие как миелодиспластические синдромы (MDS) и миелопролиферативные новообразования (MPN), а также базовые и клинические аспекты влияния эритропоэтина. Он получил несколько конкурентоспособных исследовательских грантов.

Доктор Миттельман является соавтором более 200 публикаций, включая разделы из учебников,  и статьи, опубликованные в таких журналах, как «Кровь», «Журнал клинической онкологии», «Работы Национальной академии наук», «Гематология», «Британский журнал гематологии и экспериментальной гематологии».

Членство в организациях

  • Израильская ассоциация лечения внутренних заболеваний;
  • Израильское общество гематологии и трансфузионной медицины;
  • Международный фонд лечения миелодиспластического синдрома; 
  • Европейское общество гематологии;
  • Американское общество гематологии;
  • Американское общество клинической онкологии.

Моше Шарет

Моше Шарет родился 15 октября 1894 года в Херсоне (Украина). Он переехал в Палестину, которая тогда была частью Османской империи, со своей семьей в 1908 году, поселившись в арабской деревне Эйн-Синия; опыт оставил его со знанием арабского языка и арабских обычаев.

Шарет и его семья переехали в 1910 году в Яффо, где они стали одной из семей-основателей Ахузат Байит,  самого раннего ядра города Тель-Авив. Моше был выпускником первого выпускного класса первой еврейской средней школы в стране, гимназии Герцлии.

Шарет начал изучать право в Стамбуле, но его учеба была прервана службой в турецкой армии во время Первой мировой войны в качестве переводчика. Затем он работал агентом по арабским делам и покупке земли в послевоенном Совете представителей еврейской общины Палестины. Он был членом Ахдут ха-Авода (Единство труда), а затем Мапай (Израильская рабочая партия). С 1922 по 1924 год он учился в Лондонской школе экономики и был активным участником движения «Поалей Цион» («Рабочие Сиона»). Затем он стал заместителем редактора ежедневной газеты Гистадрутской федерации труда 9.0011 Davar

в 1925 году и редактировал ее англоязычный еженедельник до 1931 года, когда он занял пост секретаря политического отдела Еврейского агентства.

С 1933 по 1948 год Шарет фактически был послом сионистского движения и главным переговорщиком по отношению к британским мандатным властям. Хотя британцы заключили его на четыре месяца в лагерь для задержанных Латрун, позже ему удалось создать еврейскую бригаду британской армии в 1944 году, которая обеспечила послевоенный путь выживания и незаконный путь репатриации в Подмандатную Палестину для десятков тысяч остатков европейского еврейства.

В 1947 году он предстал перед Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в ходе жизненно важных дебатов о разделе и был одним из тех, кто подписал Декларацию независимости Израиля.

Шарет стал первым министром иностранных дел Израиля в 1949 году, установив национальную дипломатическую службу, двусторонние отношения и посольства с десятками стран. В качестве министра иностранных дел он возглавлял израильские делегации на длительных переговорах о прекращении огня во время и после Войны за независимость.

В январе 1954 года, после ухода Давида Бен-Гуриона на пенсию, Шаретт стал премьер-министром. В качестве премьер-министра и министра иностранных дел Шарет руководил продолжением необычайных темпов национального социально-экономического развития и поглощения иммигрантов, которые характеризовали Израиль в ту эпоху. Когда Бен-Гурион вернулся к политической жизни в ноябре 1955 г., Шарет уступил ему пост премьер-министра, но оставался министром иностранных дел до июня 1956 г.

После выхода на пенсию он стал главой издательства Am Oved (Рабочая нация), председателем колледжа Бейт Берл и представителем Лейбористской партии в Социалистическом Интернационале.

В 1960 году он был избран Всемирным сионистским конгрессом на пост председателя Всемирной сионистской организации и Еврейского агентства.

Шарет скончался 7 июля 1965 года в возрасте 71 года.


Фото: фотограф GPO, общественное достояние на Викискладе.

Реб Моше Валдокс | Храм Бет-Цион

Раввин-основатель

«Я настоящий сторонник радости», — говорит раввин Моше Валдокс, и радостные прихожане TBZ соглашаются.

Ребенок переживших Холокост, воспитанный с чувством памяти и надежды, Реб Моше получил образование в ешиве на идише в Нью-Йорке. После получения степени бакалавра по истории еврейской мысли в Еврейском университете в Иерусалиме он получил докторскую степень по еврейской интеллектуальной истории в Университете Брандейса, что привело его в Бостон.

Реб Моше с его заразительным смехом и проникновенным голосом никогда не отклонялся от своей цели: сохранить прошлое и в то же время обеспечить будущее и преемственность еврейского народа. Он всю жизнь искал личный и духовный смысл в нашей древней религии и искал лучший способ вызвать у каждого еврея в нашей общине энтузиазм по поводу нашего наследия. «Я хочу пробудить людей к красоте, глубине и источнику жизненной силы современного иудаизма.

Наши 9Члены и лидеры 0044 Shul непредвзяты, открыты, приглашают. TBZ — это место, где можно найти себя».

После 12 лет работы бродячим учителем, рассказчиком и комиком; после совместного редактирования с Уильямом Новаком «Большой книги еврейского юмора» ; и после создания 200 эпизодов Алеф, первого еврейского кабельного телесериала в бостонскую эпоху до интернета, Реб Моше пришел на TBZ в 1998 году. С самого начала он экспериментировал с музыкой и создавал новые стили поклонения, оживлял сообщество, внедряя тон серьезной непочтительности. «Я не думаю, что слова «человеческий» и «юмор» этимологически связаны, но без юмора мы менее человечны», — говорит он.

Три наставника, раввины Залман Шахтер-Шаломи з’л, Артур Грин и Эверетт Гендлер, рукоположили Реба Моше на постконфессиональной церемонии. Раввин Иц Гринберг, также наставник, научил его праздновать плюрализм. «Мы в TBZ — искатели; мы не разделяем себя по происхождению и не связаны ни с одной традиционной ветвью иудаизма.

Я верю, что наше сообщество — это живой организм, который может процветать благодаря приверженности и любви. Мы должны обращаться к другим с любовью. Мы принимаем друг друга безоговорочно, понимая, что то, что вы делаете, так же искренне, как и то, что делаю я».

Наш раввин-основатель считает, что сообщество простирается за пределы стен нашей ТБЗ, о чем свидетельствует его 50-летняя межконфессиональная активность и наведение мостов. Он участвовал в конференции польских епископов в Тинеце в 1988 году, спонсируемой АДЛ, для оценки ситуации в еврейско-католических отношениях в Польше. В 1989 и 1990 годах Реб Моше сыграл важную роль в созыве первого еврейско-тибетского диалога с Далай-ламой, сначала в районе Нью-Йорка, а затем в резиденции тибетского правительства в изгнании в Дхарамсале, Индия. В 19В 99 году он был одним из еврейских лидеров в католическом еврейском паломничестве в Израиль и Рим. Понимание Ребом Моше важности социальных действий побудило его ввести TBZ в Межконфессиональную организацию Большого Бостона в качестве участника-основателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *