Советская мозаика / Назад в СССР / Back in USSR
Фасады советских зданий часто украшались мозаиками. Монументальные панно до сих пор сохранились во многих городах бывшего СССР. На них изображались герои труда – космонавты, шахтеры, сталевары, монтажники-высотники, доярки на пути к светлому будущему.
В советское время на этот вид искусства не жалели средств, даже небольшие автобусные остановки украшали красочными мозаичными полотнами…
Эти мозаики, хоть они и ограничены сравнительно небольшим набором цветов, достаточно богаты по сюжетам. Подлинным шедевром радости и счастья являются панно на фасадах детских садов, школ, пионерских лагерей, домов культуры.
Эти панно радуют глаз определенно больше, нежели навязчивая уличная реклама наших дней: позитив и боевые лозунги вместо «современного креатива» с оттенком наживы.
Технически, мозаики советских времен, гораздо ближе к античным.
В 70-80-тые года, мозаикой стали украшать торцы зданий, холлы учебных заведений. Так как для мозаики использовались привезенные материалы, было решено построить заводы на территории СССР, которые бы сами изготовляли смальту. Сейчас большинство заводов остались в прошлом. Ведь Советское правительство не жалело денег на украшение мозаикой домов, а сейчас это роскошь.
Конечно в то время это были идеологические рисунки, изображение Ленина. На домах культуры, это были счастливые пионеры, октябрята с уверенностью смотрящие в будущее. На зданиях заводов могли красоваться рабочие.
Но, не смотря на множество идеологических произведений, можно было найти и достаточное количество сюрреалистических картин.Везде, где только можно, применялась мозаика. Это наверно была визитная карточка времен Советского Союза. И даже сейчас в большинстве крупных городов бывшего СССР можно найти сохранившиеся произведения искусства, которые напоминают нам о былом величии Советского Союза.
Через столько лет, настенная мозаика продолжает радовать наш глаз, и напоминать нам о давно ушедших годах, о детстве. Об уверенности в завтрашнем дне и о том, какие надежды мы возлагали на наше будущее…
«Карта индустриализации СССР»
Эта великолепная мозаика – монументальный памятник имперского стиля времен Советского Союза. Созданием гигантского мозаичного панно из самоцветов, на котором были бы отображены все победы социндустрии, решила отметить коммунистическая партия СССР 20-ю годовщину Октября. Эта идея принадлежала Г. К.Орджоникидзе, наркома тяжелой промышленности СССР.
Выложенная тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, карта впервые засияла в 1937-м году на всемирной выставке в Париже. Она должна была поразить воображение европейцев наряду с гигантскими «Рабочим и колхозницей».
Горы на карте — из яшмы, рядом — лазуритовые моря и реки, города — сплошные рубины. Все в полном географическом соответствии с оригиналом.
Самыми дорогими камнями — изумрудами — помечали объекты промышленности. Правда, их большую часть времени хранили в сейфе, как говорится, от греха подальше. Причем, опасались не грабителей, а шпионов — чтобы не служили наводкой.
Впечатляет не только искусство мастеров, создавших панно из самоцветов, но и стоимость произведения. В 1940-х годах карту вывозили на выставку в Нью-Йорк и застраховали ее на 137 миллионов долларов. Трудно даже представить, сколько панно может стоить сегодня.
В специальных чемоданах перевозили фрагменты карты, всего их 96. Делятся они ровно по меридианам и параллелям. Так карту доставляли и на Всемирную выставку в Париже в 37 году.
До 1982-го года карта выставлялась в Эрмитаже, пока не была снята с экспозиции из-за ветхости. Чтобы спасти уникальное произведение искусства реставраторы разработали уникальный метод переноса фрагментов панно на новую основу.
Рядом с картой выставлен еще один великолепный образчик камнерезного искусства –герб СССР, техника исполнения: флорентийская и русская мозаи-ка, резьба по камню, огранка, ювелирные работы, позолота, лепные работы. Материалы: поделочные и ювелирные камни, серебро, алюминий, латунь, текстолит. Диаметр – 130 см. Вес – 200 кг.
Советские мозаики и мозаичные панно в Волгограде — 18 января 2022
Советские мозаики в Волгограде еще сохранились
Коллаж: Константин Завриков, Полина Авдошина
Поделиться
Ученые и рабочие, солдаты и матери, пионеры и спортсмены — во времена СССР Волгоград, как любой крупный город, мог похвастаться мозаичными панно, украшающими жилые дома, заводы и культурные учреждения. Прошли годы, советская риторика забылась, а работы талантливых художников теперь воспринимаются как чистое искусство, культурный пласт, который может рассказать много интересного о прошлом страны.
Представляете, в СССР воспевали в произведениях искусства не олигархов и чиновников, а обычного тракториста
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Искусство с тысячелетней историей оказалось весьма популярно в советском государстве. Подобно итальянской мозаике, повествующей о жизни Римской империи, советские мозаичные панно воспевали идеи коммунизма: военный и трудовой подвиг, торжество науки и здорового образа жизни, мирную жизнь на Земле и покорение космоса. После распада СССР часть мозаичных панно была целенаправленно уничтожена в попытке стереть любые напоминания о советском строе. Другие работы остались без внимания, постепенно разрушаясь и теряя былой блеск. И все-таки сохранились в Волгограде по-настоящему впечатляющие работы, которыми еще может успеть восхититься поколение, не знающее точной расшифровки аббревиатуры СССР.
Сложно поверить, но за панно «Завод-труженик» больше нет промышленного гиганта
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Два больших (15,5х11 метров) мозаичных панно из смальты украшают ризалиты здания заводоуправления Волгоградского тракторного завода. Автор этих работ — Павел Шардаков, художник-реалист, монументалист, много лет живший и работавший в Волгограде.
Огромные мозаичные панно были ярким украшением главных проходных Волгоградского тракторного
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Панно для ВГТЗ создавались Павлом Шардаковым и архитектором Борисом Геккером на протяжении семи лет — с 1973 по 1980 год. Перед авторами стояла важнейшая задача — отразить в своей работе значимость завода-гиганта, выстоявшего в Сталинградской битве и ставшего символом победы в ней. Композиция панно не перегружена мелкими деталями — мозаики должны были восприниматься даже теми, кто просто проезжает мимо.
Увы, завод-солдат устоял перед немцами, но не смог выжить в эпоху правления губернатора Андрея Бочарова
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Не всем известная деталь: на панно «Завод-солдат» Шардаков изобразил свою мать, с которой у него были очень теплые отношения.
Портрет пожилой женщины в платке художник делал со своей мамы
Фото: Константин Завриков
Поделиться
В 2020 году оба мозаичных панно на ризалитах заводоуправления ВГТЗ признаны выявленными объектами культурного наследия. Это редкий случай для мозаики: большинство подобных работ остается без госохраны и просто медленно разрушается.
Украшение химзавода стало первым мозаичным панно для Волгограда
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Мозаичное панно на фасаде конференц-зала химкомбината «Каустик» было создано Павлом Шардаковым и архитектором Юрием Коссовичем в период с 1969 по 1973 годы. Размер панно 10х18,8 метра, материал — смальта.
Для Сталинграда это была первая масштабная работа, которая впоследствии задала тон декоративно-монументальному искусству в городе.
Человек-творец до сих пор украшает конференц-зал «Каустика»
org/Person»>Фото: Константин ЗавриковПоделиться
К «Человеку-творцу» Шардаков создал более 30 эскизов и в конечном итоге остановился на том, где в центре внимания находятся руки человека и стилизованное изображение атомной энергии. Это и была основная идея работы — человек, расщепивший атомное ядро.
Интересная деталь: годы создания панно и фамилия Шардакова выложены в нижнем углу мозаики. Фамилия и инициалы архитектора Коссовича написаны ниже, на бетоне.
Мозаика в Кировском районе показывает эволюционный ряд от буденновца до советского интеллигента
Фото: Константин Завриков
Поделиться
ДК «Патриот» создавался с 1967 по 1987 годы талантливейшими авторами, хорошо известными Волгограду: здание проектировал архитектор Ефим Левитан, а панно на фасаде создал художник-монументалист Юрий Боско.
В рабочем районе нельзя было не изобразить представителя рабочей специальности
org/Person»>Фото: Константин ЗавриковПоделиться
Это мозаичное панно представляет собой классический образец советского реализма: на нём изображены герои того времени: военный и рабочий, колхозница, космонавт и ученый. Панно до сих пор хорошо сохранилось, в отличие от других, менее «удачливых» работ.
Нашлось место на панно и космонавту, и ученому
Фото: Константин Завриков
Поделиться
На мозаике ученые СССР покоряют Вселенную
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Панно, посвященное строительству социализма, теперь можно увидеть только на фотографиях. В августе 2018 года его замуровали фасадной плиткой. Владелец разместившегося в здании вуза объяснял это желанием сохранить мозаику до лучших времен и невозможностью восстановить утраченные элементы прямо сейчас.
На торце заводоуправления воплотили в мозаике мечту о роботах, что придут на помощь людям
org/Person»>Фото: Константин ЗавриковПоделиться
Мозаичное панно в 1975 году создал известный волгоградский художник Глеб Вяткин. На нём изображены крупные фигуры мужчины и женщины, а на втором плане — космонавты, ученые и рабочие. Панно выполнялось методом прямого набора — нужные по размеру кусочки керамики откалывались вручную и прикреплялись сразу на стену. Глебу Вяткину помогали монументалисты из разных городов Союза, работа шла в холодное время года — с октября по декабрь.
В 2018 году мозаику замуровали
Фото: Константин Завриков
Поделиться
— В истории много случаев, когда закрывали памятники, картины, мозаики и фрески. Это даже хорошо. Мозаика будет в сохранности сколько угодно времени, — сетовал тогда Глеб Вяткин. — В Италии более бережно относятся к памятникам. Если там повредить какую-то фреску, то это воспринимается как утрата. В Волгограде теперь монументалисты не нужны.
Три грации встречали туристов, прибывавших на вокзал у площади Ленина
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Мозаичный рельеф на центральном фасаде турвокзала был создан в 1975 году волгоградским художником-монументалистом, автором многих известных работ Михаилом Пыштой. Такое панно было достаточно необычным решением, к тому же сложным и дорогим в исполнении. Рельефные части будущего панно вырезались из гипсоцементной смеси, а вокруг них выкладывались кусочки мозаики. После окончания сборки панно монтировалось в стену.
Сейчас вокзал больше не принимает пассажирских поездов и не высаживает толпы людей, желающих увидеть музей-панораму
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Изображенные на панно три женщины в окружении белых лебедей встречали туристов, приехавших в Волгоград на специальных поездах. Одна из них держит в руках лавровую ветвь — символ мира.
Абстрактный мозаичный рельеф «Роза ветров» появился на здании турвокзала в том же 1975 году. Сейчас судьба его неизвестна. Сохранилось даже крайне малое количество фотографий этого панно. Предположительно, оно скрыто фасадом автомойки, но, возможно, уже полностью утрачено.
Одно из самых поздних мозаичных панно Волгограда — на улице Коммунистической
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Мозаичное панно на торце дома № 21 по улице Коммунистической рядом с туристическим вокзалом также имело целью приветствие туристов. Гости города-героя должны были сразу почувствовать особую атмосферу Волгограда, в который только что приехали.
На мозаичном панно нашлось место и фронту, и тылу
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Панно с героическим смыслом было создано Михаилом Пыштой в 1984 году. Это классическая мозаика без элементов рельефа. На панно изображены солдаты и труженики тыла, мужчины и женщины, символы Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы — георгиевская ленточка, орден Ленина, медаль «За оборону Сталинграда». За своеобразную внешность и «черное лицо» солдата на мозаике в 90-е называли советским Дартом Вейдером.
Лицо крайнего правого солдата при определенном освещении выглядит черным черепом под каской
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Мозаичное панно долго скрывалось под слоем граффити и серой краски
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Редкий случай, когда произведение искусства не прячут, а, наоборот, возвращают миру. Мозаика волгоградского художника и скульптора Петра Чаплыгина, не один десяток лет скрытая слоями граффити, а потом закрашенная серой краской, осенью 2021 года была наконец очищена и стала доступна взорам всех желающих.
Отмывали мозаику по частям и в несколько этапов
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Мозаичное панно в стиле соцреализма создавалось в 1970-е годы. «Голубь мира» — часть масштабного проекта архитектора Вадима Масляева, связанного с первой восстановленной после войны улицей Волгограда — улицей Мира.
Так подземный переход на улице Мира выглядел еще совсем недавно
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Мозаики с пионерами давно стали украшением Театра юного зрителя
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Послевоенный ТЮЗ в Волгограде строился долго, причем сначала это должно было быть спортивное сооружение, затем — дворец культуры, но в конечном итоге в 1970 году в новом здании на улице Рабоче-Крестьянской появился детский театр.
Советский пионер, как и положено, готовится жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин
Фото: Константин Завриков
Поделиться
На финальном этапе к работе подключился известный волгоградский художник Алексей Бровко — он создал два мозаичных панно, которые и по сей день украшают фасад ТЮЗа.
Пьеро играет реквием солнечной Стране Советов, где лучшее — всегда впереди
Фото: Константин Завриков
Поделиться
На них дети занимаются спортом, музыкой, пионер трубит в горн, повсюду символы мира — голуби. Не обошлось и без театральной символики — маски, занавеса и печального Пьеро, словно чувствовавшего, что Страны Советов и пионерии больше не будет.
Молокозавода уже давно нет. Мозаичная корова пока сохранилась
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Совсем недалеко от мозаик Театра юного зрителя можно найти еще одну — портрет задумчивой коровы на здании неработающего уже молочного завода № 1.
Собственно, мозаики — единственное сохранившееся напоминание о молокозаводе
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Кроме коровы, на панно изображена тара советских времен, незнакомая молодому поколению: стеклянные бутылки с крышками из фольги и треугольный пакетик.
«Золотые рыбки» с бывшего магазина на проспекте Ленина
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Впрочем, подобные мозаики можно еще встретить в разных местах. Например, изображение селедки-иваси всё еще остается на стене бывшего рыбного на проспекте Ленина.
Одно из мозаичных панно показывает труд рабочих
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Единственным местом в Волгограде, где сохранились мозаичные панно работы талантливого волгоградского художника Петра Зверховского, стало здание бывшего метизного завода на проспекте Ленина.
Второе панно — труд инженеров
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Заказ на два панно Зверховский получил от руководства завода, они были изготовлены в 1975 году. Как говорил сам автор, сюжет их предельно прост: на панно можно увидеть работников завода в спецодежде, с инструментом и за станками.
Метизный завод закрылся в 2014 году и сейчас практически снесен. В отличие от мозаичных панно, чудом пока сохранившихся.
В Советском Союзе мозаики делались яркими, позитивными и на века
Фото: Константин Завриков
Поделиться
Как сказал когда-то давно Владимир Ленин: «Искусство принадлежит народу». В случае с мозаиками это верно лишь частично: пока видеть их может любой желающий, а вот сохранить или восстановить — далеко не каждый. Возмутиться их исчезновением или разрушением — в большинстве случаев возможно, но в Волгограде бесполезно.
10 великих советских мозаик в России | Искусствоведческие рассказы
В условиях жесткой системы управления СССР безличность зданий была практически неизбежна. Однако был один выход: советские мозаики. Вот 10 великих советских мозаик в России.
В 1925 году на фасаде Киевского вокзала в Москве появились два мозаичных герба СССР. За это отдельное спасибо Владимиру Фролову. Фролов был заведующим мозаичной мастерской Академии художеств в Ленинграде. В результате его работы это с 1925 говорят, что история советской мозаики начинается.
До 1925 года у горожан мозаики ассоциировались только с церквями и храмами. Знание мозаики как вида искусства не было широко распространено. Это было связано с тем, что для этого требовались большие ресурсы, а Советы все еще вставали на ноги.
Советская мозаика стала набирать популярность после того, как мастерская Фролова украсила мавзолей Владимира Ленина.
Мозаичная мастерская Владимира Фролова, 1940, Москва, Россия. N-метро.Есть несколько основных тем. К ним относятся спорт, наука, космос, история, идеологические призывы, труд и индустриализация, местный фольклор. Образы работников науки отличаются полуфантастичностью, театральностью. Они показаны как супермены, буквально голыми руками покоряющие мирный атом. Из этих изображений можно создать сюжет фильма!
Давайте посмотрим на некоторые из величайших образцов советской мозаики ниже!
1. Ледовое побоище, Санкт-Петербург
10 великих советских мозаик в России: Александр Быстров, Ледовое побоище , 1990, Станция Александра Невского, Санкт-Петербург, Россия. Регнум.ру.Смальтовое мозаичное панно в вестибюле метро изначально было дипломной работой художника-монументалиста Александра Быстрова. Это сцена из истории Северных крестовых походов. Художник представил концепт своего Битва Александра Невского с тевтонскими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 году в 1985 году. Однако потребовалось еще пять лет, прежде чем завершенная работа была установлена. Площадь панели 60 квадратных метров. Он расположен в суровом павильоне метро, где является основным образцом цвета. Это как драгоценность, хранящаяся в не слишком дорогой оправе!
2. Человек и звезды, Санкт-Петербург
10 великих советских мозаик в России: Валентина Анопова, Человек и звезды , 1967, Боткинская 1, Санкт-Петербург, Россия. Соболев-Москва.Этот образ космонавта появился через шесть лет после легендарного полета Юрия Гагарина в космос. Гагарин парит над космическим пространством, которое представлено здесь в виде знаков зодиака. Художница использовала стеклянную и керамическую плитку, которую собирала из отходов различных производств. Общая площадь мозаики составляет 100 квадратных метров, и это одно из самых космических пространств Санкт-Петербурга.
3. Мозаика на фасаде ТЮЗа им. Брянцева, Санкт-Петербург
Эти советские мозаики находятся на фасаде самого здания. Брянцевский ТЮЗ открылся в 1922 году. Это был один из первых в мире профессиональных репертуарных театров для детей. В промежутках между пилонами расположены два мозаичных панно. На них изображены сами юные зрители: слева девочки, справа мальчики.
4. Жизнь клетки, Санкт-Петербург
Панно выполнено в смешанной технике: мозаика и керамика. Жизнь клетки показана в особом, фантастическом образе. Мы видим, как из гигантской клетки, похожей на жемчуг, вылетают различные живые организмы. В результате понятие «сумасшедший ученый» будет ассоциироваться со зданием на всю жизнь!
5. Пулковский пограничный мемориал, Санкт-Петербург
Пулковский рубеж — место, где Красная Армия остановила наступление немецких войск в сентябре 1941 года. В состав мемориального комплекса входит бетонная 20-метровая стела с мозаичным панно из бело-серо-черного гранита. В нем показаны эпизоды из жизни осажденного города. В одном из них раскрывается героизм ленинградских женщин.
6. Лента Мебиуса, Москва
Эта мозаика полна символических значений. Художники поставили перед собой цель выразить в проекте математическое назначение здания. Первоначально они взяли бетонный квадрат размером 12,8 метра, что составляет одну миллионную часть диаметра земли. Затем они создали ленту Мёбиуса, символ бесконечности, которую покрыли формулами. Наконец, они встроили полосу в бетонный квадрат.
Однако местные жители называют его просто «ухом», связывая его форму с этой частью анатомии человека.
Всем известно, что это памятник уха. Увидев это, уши горожан шевельнулись в приветствии.
– Советский и российский поэт Андрей Вознесенский, Очерк «О», 1982.
7. Исцеление человека, Москва
Все здание представляет собой одну большую мозаику. Хотя общая тема — медицинская практика, стиль иллюстраций производит впечатление научной фантастики. В каждом углу здания расположены четыре больших изображения: Спасение, Исцеление, Рождение, Надежда . Первый из них, Спасение , показывает работу специалистов по восстановлению за операционным столом.
8. Тюбетейка, г. Казань
Первым обитателем здания стала мастерская по изготовлению татарской обуви по национальному образцу. Этот узор повторяется в мозаике. Местные жители окрестили здание Тюбетейка , потому что мозаика делает здание похожим на традиционную татарскую тюбетейку. После пожара 2015 года была двухлетняя программа реконструкции. Одним из результатов стало то, что мозаику заменили фотобаннером с тем же украшением.
9. Работать в радость, Тольятти
Первое название этой мозаики было 55 лет СССР . На грандиозном панно площадью 530 м² изображены основные вехи советской истории. Они варьируются от Октябрьской революции до полета Гагарина в космос и строительства завода АвтоВАЗа. Работа Королева также иллюстрирует основное назначение советской мозаики — увековечение великих исторических событий. К сожалению, в настоящее время мозаика находится в очень плохом состоянии, несмотря на несколько попыток реставрации, предпринятых с 2015 г.
10. Искусство принадлежит народу, Иваново
Мозаика — выпускная работа студентов Суриковского художественного института в Москве. Он интересен потрясающей детализацией, юным возрастом его создателей и масштабностью. Смальта покрывает весь брандмауэр здания.
«>
Пропавшие фрески: Наследие советской мозаики
Искусство было важным средством распространения идеологического послания коммунизма. Стены заводов, школ и автовокзалов были дешевым и вездесущим чистым холстом, сквозь который просачивались пропагандистские идеи. Мозаика была так же важна, как и любое средство массовой информации, а может быть, даже больше, потому что она доносила политические сообщения до людей, где они жили, работали и отдыхали. Некоторые из них выживают, но большинство рушится на глазах у всех. Их наследие неразрывно связано с взлетом и падением Советского Союза.
На рубеже 20-го века мозаики встречались только в церквях и древней истории. Но они нашли неожиданного союзника в новом коммунистическом государстве. Общественный транспорт для масс был одним из краеугольных камней коммунистической идеологии. В 1930-х годах производство автомобилей было ограничено в пользу строительства новых систем метро. Мозаики были «дешевы по своим материалам, но роскошны по своим размерам». Они не выгорали и выдерживали морозы зимой. Известные художники-фигуративщики, такие как Александр Дейнека, были наняты для создания декоративной мозаики для стен и потолков недавно построенных станций московского метро. Станция метро «Маяковская» с ее парящими арками и изысканными люстрами также использовала мозаику, чтобы изобразить то, что советские граждане могли видеть, глядя в небо: самолеты и парашютистов, мягко развевающиеся на ветру флаги CCCP и другие сцены советской идеологии.
Их восхождение было столь же быстрым, как и их упадок. После смерти Сталина и апокалиптического жилищного кризиса, вызванного Второй мировой войной, период орнаментации подошел к концу. Новый премьер Советского Союза Никита Хрущев проводил политику устранения «ненужной экстравагантности в архитектуре». Здания, которые уже строились, были лишены первоначально запланированной отделки из предложений. Их проекты были стандартизированы и сведены к функциональной архитектуре. Мозаики почти исчезли из поля зрения публики. Все, что имело сходство со Сталиным, было прикрыто или уничтожено. Программа десталинизации Хрущева удалила упоминания о диктаторе, ответственном за гибель миллионов советских граждан посредством принудительной коллективизации, заключения в ГУЛАГ и партийных чисток. Мозаики с изображением Ленина боялись чуть лучше.
После 20 лет строгой экономии и перестройки в конце 60-х снова стали появляться мозаики. Это был разгар холодной войны, и государство использовало искусство для разжигания националистического и патриотического пыла. Многие новые общественные здания автоматически выделяли 5% своего бюджета на «художественные элементы». Производственные предприятия, фабрики и колхозы часто заказывали крупномасштабные мозаичные панно для внутренних и наружных стен зданий или жилых домов. Государственный Союз художников, который контролировал все аспекты художественной жизни, вплоть до распределения кистей, поручал местным художникам создавать их. Многие художники рассматривали мозаику как способ пополнить свой доход, но не считали ее настоящим искусством. Государство будет платить художникам в 10 раз больше средней месячной зарплаты за простую мозаику на автобусной остановке.
Мозаики конца 60-х и 70-х годов порвали с утонченным неоклассическим стилем более ранних работ. Самая большая разница между мозаиками начала 20 века и 70-х годов заключалась в том, что изображения Ленина, Сталина и других коммунистических символов встречались редко. Возникли мозаики, которые торговали исключительно образами воображаемого будущего. Монументальные мозаики, покрывавшие жилые дома со всех сторон, черпали вдохновение из космоса, где «прыгающие, ныряющие и парящие тела вырывались в реальное пространство». Их яркий и динамичный стиль дал возможность художникам создать обещанную социалистическую утопию.
Многие из них были адаптированы к культуре, языку и истории каждой республики. В Украине мозаики часто изображали судостроение и сталелитейную промышленность, а в Грузии они изображали советские истории о военных победах, космических достижениях и их героях труда. Часто размещаемые на видных общественных зданиях, типичными мотивами были рабочие или семьи. Этическое разнообразие включало только тогда, когда его спрашивали, дружбу народов. Отражая убеждение государства, женщины изображаются как равные, даже среди более требовательных физических работ.
Официальное искусство Советского государства, мозаики, проецирующие образы, идеи или символы, которые выражают суть коммунистического манифеста. По большей части они игнорировались. Граждане относились к ним как к заказной государственной пропаганде, не заслуживающей их внимания. Западный мир также игнорировал их из-за их ассоциации, спонсируемой государством. «Они были отвергнуты в пользу работ диссидентских поэтов и авторов, андеграундных концептуальных художников и подвергнутых цензуре дальновидных кинематографистов».
Советский Союз распался в 1991 году. В ходе последовавшего затем захвата собственности и власти общественные места, фабрики и другие промышленные здания были приватизированы. Вне поля зрения мозаику закрывали рекламными щитами или просто оставляли на произвол судьбы. Такие страны, как Украина и Грузия, приняли законы о декоммунизации, требующие удаления из публичного пространства любых советских символов или изображений. В книге «Декоммунизация: украинские советские мозаики» задокументированы многие из этих шедевров, которые утеряны для истории.