Мозаика ссср: Советский реализм в искусстве мозаики

Содержание

Советский реализм в искусстве мозаики

Мозаика – это особый вид декоративно-прикладного искусства, который известен людям с древних времен. Когда-то для создания панно использовались камни, ракушки и даже кусочки костей животных. В процессе развития мозаичного искусства мастера стали использовать глазурованную керамическую плитку и смальту (специальные непрозрачные плиточки из стекла).

Мозаичные панно советского периода – это своего рода визитная карточка государства. Это повседневность в искусстве и искусство повседневности. Творения мастеров мозаики насквозь  пропитаны духом времени. Причиной тому – течение социалистического реализма в искусстве СССР, которое полностью подчинялось законам правящей партии и соответствовало задачам социалистического строя.

Советская идеология в искусстве

Искусство, культура, наука советского периода в преобладающей массе носит идеологический характер. Суть влияния такова. Основная пропагандируемая идея – дорога к «светлому будущему». Путь к его достижению лежит через сплочение людей и вклад каждого в общую идею, словно соединение маленьких цветных осколков в мозаичное панно. Существует строгая система ценностей, пропагандируемая партией. Отклонение от установленной системы приоритетов считается инакомыслием и воспринимается как враждебное мировоззрение.

Следовательно, все сферы жизни заключены в строгие рамки и подвергаются сильному давлению со стороны государства. Но, как ни странно, развитие науки и культуры продвигается быстрыми темпами. Причин этому несколько. Во-первых, двоякость взглядов. Произведения появляются, как со стороны сопереживающего человека, чувствующего свою долю участия, так и со стороны протестного восприятия советского режима. Во-вторых, наука, культура и искусство, заключенные в границы допустимого, получают значительную поддержку государства. Так, для широкого использования мозаичных панно на фасадах зданий строятся целые смальтовые заводы.

В мозаике можно увидеть те же принципы влияния. Религиозные сюжеты перетекают в идеологические. Наступает уход от эгоцентризма. Теперь человек – это часть коллективного. Видна перестановка приоритетов. Семья – ячейка общества, то есть также часть целостной системы. А женщина не только мать и хранительница очага, но и активный строитель коммунизма. Достаточно вспомнить созданный Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в повести «Собачье сердце» сатирический образ  Вяземской – члена домоуправления и заведующую культотделом дома.

Наиболее интересные мозаичные произведения эпохи соцреализма

Преимущественно мозаичные сюжеты социалистического реализма изображают героев труда, воинов-освободителей, космонавтов, спортсменов, пионеров и колхозников.

Одним из самых символичных мозаичных панно можно назвать произведение на здании ДК химиков в городе Балаково. Сюжет представлен в виде лодки, в которой вместе плывут люди разных поколений и профессий. То есть мы видим всеобщее единение на пути к общей цели.

Мозаичное панно «Волга – русская река» (смальта, керамика), г. Балаково (РСФСР). Кузнецов А.Н. 1966 г.

Важное место в СССР занимает спорт. Физическое воспитание является составляющей  всестороннего развития личности. Существует целая программа, чтобы нести спорт в массы, при содействии профсоюзов и комсомола. Что касается профессиональной спортивной деятельности, то тут цифры говорят сами за себя. За период участия в Олимпийских играх (по 18 зимних и летних игр) спортсмены СССР в общем зачёте не опускаются ниже второго места. Эта неотъемлемая часть советской жизни также получила отражение в мозаике.

Мозаичное панно «Хоккеисты» (керамика), г. Москва (РСФСР). Дейнека А.А. 1959-1960 гг.

Мозаичное панно «Эстафета» (смальта), г. Москва (РСФСР). Тутеволь К.А. 1972 г.

Советский Союз также держит первенство во всемирной гонке по освоению космоса. В Казахской ССР строится первый и самый большой в мире космодром «Байконур». В мозаичных сюжетах не обойтись не только без изображений покорения космоса, но и главного героя-космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина.

Мозаичное панно «Космос и научно-технический прогресс» (смальта), г. Бишкек (Киргизская ССР). Акматкулов М. 1984 г.

Мозаичное панно «Юрий Гагарин» (смальта), г. Жуковский (РСФСР)

 В мозаике соцреализма также часто встречается сюжет единства народов, как символ огромного многонационального государства.

Мозаичное панно «Встреча гостей» (смальта, керамика), г. Бишкек (Киргизская ССР). Михалев А.Н. 1964г.

Мозаичное панно, Дворец пионеров, г. Киев (УССР). Рыбачук А.Ф., Мельниченко В.В. 1965-1967 гг.

И нельзя обойти стороной мозаику, изображающую повседневную жизнь советского гражданина. Тут можно встретить и церемонии бракосочетания, и радость в стенах роддомов, и картины из беззаботного детства.

Фрагмент мозаичного панно (смальта), г. Майкоп (РСФСР)

Фрагмент мозаичного панно (керамика), г. Ростов-на-Дону (РСФСР)

Если речь идёт о мозаике, то важно упомянуть о самом великом творении советского времени в этом виде искусства. Величественное произведение под названием «Карта индустриализации СССР», появившееся в 1937 году. Панно размером более 27 квадратных метров собрано из почти 50 000 фрагментов. Для его изготовления использовались драгоценные и полудрагоценные камни, среди которых рубин, изумруд, аквамарин, топаз,  яшма, лазурит.

Мозаичное панно «Карта индустриализации СССР». 1936-1937 гг.

Фрагмент мозаичного панно «Карта индустриализации СССР». 1936-1937 гг.

Что для современного человека мозаика соцреализма

Кто-то говорит о том, что эти произведения появлялись из-за большой оплаты такой работы в то время. Кто-то рассуждает, что мозаика создавалась по чётким указаниям партии. Но немало людей отметят, что зачастую в работах мастеров просматривается любовь к Родине и гордость за неё, стремление внести свой вклад и поставить свою печать на страницах истории.

Разноцветные панно можно встретить и сейчас во всех странах бывшего Советского Союза: на фасадах жилых домов, магазинов и школ, на обычных пригородных остановках и на станциях метрополитена, в декоре санаториев и домов отдыха, а также в холлах гостиниц советских времен, научных институтов и даже больниц. Это не только вековые произведения искусства, но и напоминание об истории, жизни людей того времени, их идеалах, стремлениях и образе мыслей.

9 советских мозаик • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Искусство, История

Специально для Arzamas историк, экскурсовод и автор Telegram-канала «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов рассказывает о советских мозаиках и о том, где их можно увидеть

В 1960-е годы в Москве началась эпоха «великого переселения народов»: чтобы город вместил всех приезжих из провинции, требовалась новая градострои­тель­ная политика. Москва разрастается до границ современного МКАДа, поглотив пять отдельных городов: Кунцево, Люблино, Бабушкин, Перово, Тушино. С 1959 по 1971 год, когда приняли новый Генплан, население города выросло с пяти до семи миллионов.

После того как Хрущев отправляется в Гавану и видит там FOCSA Building, возведенный в 1956 году, запускается проект строительства Нового Арбата (не случайно московские дома-книжки так напоминают гаванскую высотку). На месте бывших деревень со своей локальной памятью отстраиваются плеяды панельных районов, особенно на юго-западе и юго-востоке. Старая модель мира сменяется новой, «общемосковской». 

FOCSA Building. Гавана, 2017 год © Delphinidaesy / CC BY-NC 2.0

В это время архитекторы мыслят целыми городами, охватывая своими проектами пространство от горизонта до горизонта. Небо пронзают новые шпили — Останкинская телебашня, монумент «Покорителям космоса»  Это третье перерождение московской иглы, сильного вертикального акцента. Архитек­торы любого времени, даже самого безбож­ного, возвращались к нему снова и снова. Многие сталинские дома в этот период руга­ют именно за увлечение шпилями. Первая игла — колокольня. Вторая игла — сталин­ская высотка. Третья игла — модернистская..

В новых домах — как снаружи, так и внутри — появляются мозаики, ставшие важнейшим слагаемым советского искусства. Несмотря на региональную специфику, набор сюжетов в основном был один и тот же — от Калининграда до Владивостока.

Советская мозаика стала одним из редких инструментов украшения города. По ней легко проследить эволюцию идеологии, разглядеть элементы повсе­днев­ности и даже понять, о чем думали и мечтали в ту эпоху. Это самый свободный из декоративно-прикладных жанров СССР (так, есть легенда, что в Зеленограде выложили мозаику в виде сперматозоида).

Часто мозаика рассказывает о перемене политического курса: например, на московской станции метро «Доб­ры­нинская», на мозаике с изображением парада 1945 года, вместо Сталина появился Гагарин. При этом мозаики нельзя рассматривать в отрыве от функции здания, на котором они размещены (хотя есть случаи, когда сюжет к этому никак не привязан). На музыкальной школе с большей вероятностью будет изображена лира, автомобильный завод снабдят «комиксом», который иллюстрирует весь производственный процесс, а научный институт, скорее всего, получит молодых ученых с колбами и ретортами.

1 / 2

Фрагмент мозаики в вестибюле станции метро «Серпуховская» (после 1961 года — «Добрынинская»)

Иллюстрация из книги «Сталинское метро. Исторический путеводитель» Александра Зиновьева. Москва, 2011 год

ВикиЧтение

2 / 2

Фрагмент мозаики в вестибюле станции метро «Добрынинская» с изображением Юрия Гагарина вместо Иосифа Сталина© Egbert Hartman / Rusland in woord en beeld

Расцвет советской мозаики пришелся на 1960–70-е, и в ней отразились раз­ные темы: покорение космоса, научная фантастика, передовые медицинские технологии, героизм строителей предприятий и железных дорог. Как только концепция освоения и завоевания пространства стала рушиться, как карточный домик, перестали появляться новые песни про «Голубые города», БАМ и бод­рые репортажи про новые целлюлозно-бумажные комбинаты, исчезли и мо­заи­ки. К тому же в 1980-е дома становятся выше, покрывать их мозаи­ками — бессмысленно.

Любое осознание ценности приходит через отрицание. Сегодня мозаики кажутся элементами повседневности и государство, кажется, не воспринимает их всерьез. Об этом говорят не только ценители архитектуры, но и создатели панно. Недавно в Калуге начали разбирать одну из лучших мозаик города. Уничтожена мозаика на одном из рынков Краснодара. Закрыто мусорными контейнерами панно на стене НИИ дальней радиосвязи в Москве. Едва не по­стра­дали мозаики в Перми. «Пловец» в Нижнем Новгороде тоже претерпел удивительные трансформации: минувшей осенью одной из самых популярных тем в сетевых сообществах стало «преображение» советского панно в резуль­тате небрежной реставрации. Сначала панно закрасили, потом решили восстановить, но второй вариант с искаженными пропорциями и полным игнорированием художест­вен­ных законов воспринимался как манифест примитивизма.

1. Лента Мёбиуса в Москве

Нахимовский проспект, 47

© Retradazia / CC BY-SA 4. 0 / Wikimedia Commons

В 1976 году блестящему архитектору Леониду Павлову поручили разнообра­зить парадный фасад здания Центрального экономико-математического института РАН. Павлов не подвел и вместе с художниками водрузил на входе в институт объемную ленту Мёбиуса, испещренную формулами. Композиция находится довольно высоко, и, для того чтобы как следует ее рассмотреть, понадобится бинокль или хороший фотообъектив. В народе здание прозвали «домом с ухом». Как раз с этого примера, в котором лаконичность «стеклян­ного» модернизма сочетается с мастерством Павлова, пожалуй, и стоит начи­нать знакомство с советской мозаикой.

2. Тюбетейка в Казани

Улица Декабристов, 133

1 / 2

© Сообщество Kazan Nostalgique на Facebook.com / Fair use

2 / 2

© Лейсан Фаизова

Торговый центр «Тюбетейка» украшен мозаикой, линии которой повторяют орнамент традиционного татарского головного убора (отсюда название). Позднесоветское здание, отсылающее к тюбетейке, отдаленно напоминает утопические проекты 1920-х годов, когда строились дома-трак­торы и дома-самолеты. После пожара, случившегося в 2015 году, и последую­щего за ним двухлетнего ремонта часть мозаики на восточной (не фасадной) стороне здания сбили, но позже она была восстановлена.

3. Фонтан во Владивостоке

Океанский проспект, 43

1 / 3

© Константин Антипин

2 / 3

© Константин Антипин

3 / 3

© Константин Антипин

Дно фонтана при Дворце пионеров, открывшемся в 1980 году (автор про­екта Антонио Михе получил за эту работу престижную государственную премию), украшала абстрактная композиция. Как раз в этом ценность советской мозаики: она позволяла разнообразить городскую среду, где все было построено по единым лекалам, и была ярким пятном на ткани города. Осенью 2018 года фонтан уничтожили: власти решили, что ремонт «экономически нецелесообразен». Архитектурный ансамбль Дворца пионеров, включавший в себя и фонтан, оставался одним из последних нетронутых модернистских зданий Владивостока.

4. Фонтан в Зеленограде

Площадь Юности

© Группа «Спасем чудесную мозаику фонтана на пл.  Юности» в социальной сети «Вконтакте» / Fair use

Центр электронной промышленности СССР строился по единому плану. Здесь все однообразно: дом-флейта, ансамбль Центральной площади, кинотеатр «Электрон», заводские помещения. Однако, не разрешая вольностей в боль­ших формах, власти сквозь пальцы смотрели на детали оформления, и именно в них архитектор мог проявить себя. Специалистам, строившим «город юно­сти», едва исполнилось 30 лет, и в абстрактной мозаике, украшавшей фон­тан, выразилась их свобода и стремление реализовать свои творческие амби­ции. Фонтан снесли в 2017 году во время реконструкции площади, несмотря на протесты защитников исторического наследия.

5. Сталевары и человек с молнией в Кирове

Октябрьский проспект, 97

1 / 3

© Пешком по Вятке / Fair use

2 / 3

© Amazon.com, Inc.

3 / 3

Фасад здания Кировского авиационного техникума с сохранившейся мозаикой© КОГПОБУ «Кировский авиационный техникум»

На мозаике, созданной художником-монументалистом Виталием Удовым в 1960-е, изображены опоры ЛЭП, рабочие-сталевары, человек с молнией в руке, серп и молот. Местные газеты писали, что «монументальная роспись», украшавшая Кировский авиационный техникум, «вошла накрепко в городской пейзаж, стала неотъемлемой его частью»  «Кировская правда» за 9 марта 1965 года.. В городе шли долгие дискуссии о том, сохранять ли мозаику. В итоге здание решили наглухо закрыть вентиляционным фасадом. 

6. Панно с историей ушедшей цивилизации в Тольятти

Юбилейная, 42

1 / 5

© TripAdvisor.ru

2 / 5

© Петиция о спасении панно «Радость труда» на Change.org

3 / 5

© TripAdvisor.ru

4 / 5

© TripAdvisor.ru

5 / 5

© TripAdvisor.ru

Тольятти строился с нуля, и грандиозное панно «Радость труда» площадью 530 квадратных метров на стеле в центре города рассказывает историю ушед­шей цивилизации, в эпоху которой строился комплекс ВАЗ. Мозаика конспек­тивно пересказывает основные вехи советской истории — от Октябрь­ской революции до полета Гагарина в космос и возведения завода. Стелу делали четыре года — с 1977-го по 1981-й. Отдельные элементы доставляли с заводов Ростова, Лисичанска и из других городов, поэтому в народе дорогой памятник прозвали «золотым брусом». Отливали и собирали в Москве. Автором был Юрий Королев, в 1980–1992 годах директор Третья­ков­ской галереи и действительный член Академии художеств. Сейчас мозаика осыпается, и с 2015 года идет борьба за ее реставрацию.

7. Читающие дети в Москве

Сущевский Вал, 49

© Russia Wikitravel

Мозаика середины 1960-х годов украшает торец бывшей фабрики «Детская книга». Здесь соединились детские и вполне себе взрослые мотивы — космиче­ские корабли и радуга, вертолеты и искусно выполненные башенные краны, красноармеец со знаменем и Спасская башня, а также читающие дети. Ниже — цитата из Ленина: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали». Новый застрой­щик, который перестраивает фабричное здание в жилой комплекс, намерен сохранить гигантское панно: это действительно одна из самых впечатляющих мозаик советской Москвы.

8. Дипломная работа на стене художественной школы в Иваново

Проспект Ленина, 25

© Фонд сохранения исторического наследия «Внимание»

Выпускная работа студентов Суриковского института под названием «Искус­ство принадлежит народу» появилась на здании ивановской художественной школы в 1971 году. Эта работа интересна не только из-за потрясающей детали­зации и возраста ее авторов, но и из-за масштаба: смальта покрывает весь брандмауэр здания. Иваново можно назвать столицей советской мозаики: она встречает туриста уже на железнодорожном вокзале. В последние годы за со­стоя­нием панно никто не следит, оно начало осыпаться, поэтому его закрыли фальшфасадом. На печальное состояние мозаики обращали внимание местные активисты и фонд сохранения исторического наследия «Внимание».

9. Мозаика по мотивам Брэдбери в Петербурге

Тихорецкий проспект, 4

© 2gis.ru / Foursquare / Fair use

Редкий случай, когда мозаика появляется в эпоху перестройки, в 1987 году, и уж совсем неожиданно, что в творчестве автора явно просматриваются мотивы произведений Рэя Брэдбери. Художнику Владимиру Лащинину пору­чили придумать панно для одного из корпусов Института цитологии РАН. В композиционном смысле мозаика безупречна: здесь и рыбы, и ласточки, и ракушки, и разрываемая клетка, обрамленная растительными мотивами. Мозаика находится в хорошем состоянии, и в последние годы на нее никто не покушался.

Источники

  • Воейкова И. Н. Монументалисты Советской России.

    Л., 1980.

  • Nikiforov Y. Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics.

    Kiev, 2017.

  • Книга о Владимире Фаворском.

    Сост. Ю. Молок. Ст. В. А. Фаворского «Мысли о монументальном искусстве». М, 1967.

  • Мозаика в декоративном убранстве зданий эпохи советского модернизма (на примере города Ростова-на-Дону).

    Иванова-Ильичева А. М., Стушняя И. А., Орехов Н. В. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 12 (86). В 5 ч. Ч.  5. Тамбов, 2017.

Теги

Путеводитель
Архитектура
СССР

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Нон-фикшн дня

Шенг Схейен. «Авангардисты»

Игра дня

Игра из «Алисы в Зазеркалье»

Рецепт дня

Кельтский цветочный пудинг

Архив

История

Фактчек: 14 самых популярных легенд о Чапаеве

Бродяга, сын артиста-цыгана или выдуманный персонаж?

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Самая красивая сохранившаяся уличная мозаика времен СССР

Путешествия

Хотя эти мозаики медленно превращаются в руины, эти мозаики являются одними из последних артефактов коммунистической эпохи

После распада Советского Союза в 1991 году большая часть паблик-арта или пропаганды огромной империи также исчезла. Социалистический реализм был доминирующим стилем того времени, то есть искусство, которое поддерживало социалистическое послание, прославляя пролетариат и прославляя гражданские триумфы. Трудолюбивые мужчины и женщины героического телосложения изображались на плакатах и ​​в ярких мозаиках на стенах заводов, школ и автовокзалов. Смелые напоминания о совсем другом времени, оставшиеся мозаики в основном рушатся, медленно превращаясь в руины в разрушающихся промышленных районах и на стенах заброшенных зданий. Ниже приведены 13 примеров из бывшего советского государства Грузия.

  • На этом заброшенном заводе в столице Грузии Тбилиси мы видим мужчину и женщину, предвещающих процветание инновационного производства.

  • Опять же в Тбилиси, на этом железнодорожном складе изображено несколько сцен, где мужчины и женщины усердно работают. Это возвышение рабочего класса до субъекта искусства.

  • Пропорции этих фигур в парке в Тбилиси не столько реалистичны, сколько желательны.

  • Абстрактная мозаика на дороге в Рустави.

  • Этот фасад пожарной части показывает, насколько рабочие были стилизованы под советское искусство.

  • Этот мемориал Второй мировой войны в Чохатаури изображает почти жертвенную советскую победу с множеством символов и советских тропов.

Самые популярные

  • Советская пара увековечена на стене завода ферросплавов в Зестапони.

  • На том же заводе ферросплавов эта мозаика служила напоминанием о том, что невероятным коллективным трудом СССР отправил первого человека в космос.

  • Красочная заводская мозаика в Кутаиси над ржавым гаражом.

Самые популярные

  • Яркие цвета этой мозаики в хашури прославляют мускулы животного.

  • Эта мозаика возле Руставского международного мотопарка типично советская, с серпом и молотом.

  • Трехмерная мозаика в Тбилиси.

Самые популярные

  • На стене этого театра в Черварихамии красуется громкая мозаика в честь искусства. Чтобы узнать больше, посетите; facebook.com/sovietmosaics/

Exploretraveltravel idea

Подробнее

Двадцать пять образцов советской мозаики в бывшем СССР

Мозаики бывшего СССР – знаковые произведения искусства, являющиеся частью советского культурного наследия

Мы всегда восхищались мозаиками советских времен, когда сталкивались с ними в прошлом, но в последнее время, особенно в Молдове и отколовшемся де-факто Приднестровье, мы активно стараемся найти эти красочные пережитки ушедшей эпохи.

Они быстро исчезают, и мне жаль, что мы не уделяли им больше внимания много лет назад, когда впервые начали путешествовать по региону. Например, при составлении фотографий для этого сообщения в блоге я смог найти лишь несколько снимков, сделанных в Центральной Азии, однако несколько лет назад мы провели там шесть недель, и я точно знаю, что если бы мы были с миссией у нас будет целая папка с фотографиями среднеазиатских мозаик, и я буду колебаться, какие из них включить сюда. Но мы этого не сделали, и хотя мы планируем вернуться в Среднюю Азию в какой-то момент в будущем, я знаю, что возможность найти и сфотографировать эти мозаики во всех частях бывшего СССР, а не только в Центральной Азии , уменьшается из года в год.

Ни я, ни Кирсти особо не увлекаемся тем, что я бы назвал традиционным искусством. Мой любимый художник — Джейми Хьюлетт, который известен своей анимацией и автором иллюстраций для виртуальной группы Gorillaz, в то время как Кирсти увлекается своим уличным искусством. Я не в восторге от стрит-арта, который мы бродим по городам в поисках, и она не в восторге от некоторых вещей Gorillaz, которые я всегда использую в качестве заставки на моем ноутбуке, но мы оба согласны с тем, что стена советских времен мозаики могут быть завораживающими произведениями искусства, и мы часто проводим целую вечность, обращая внимание на их детали и задаваясь вопросом, как они были созданы.

Мозаика над входом в Больницу МСЧ-5 (Медицинский центр) в Славутиче, Украина. Славутич — специально построенный город на севере Украины, созданный для размещения мирных жителей, эвакуированных после Чернобыльской катастрофы 1986 года. Вы можете узнать больше о нашем пребывании там, нажав здесь

Мы также размышляем об их значении.

Первоначально в стиле социалистического реализма, официально санкционированного вида искусства в СССР, публичные росписи такого рода начали появляться по всему Союзу в 1930-х годов, вскоре после того, как к власти пришел диктатор Иосиф Сталин. С его смертью в 1953 году его преемник Никита Хрущев, осудивший Сталина и культ его личности, положил конец такому орнаментальному сталинскому искусству, и только когда Леонид Брежнев стал Генеральным секретарем примерно десять лет спустя, оно вернулось. в моду.

Фактом является то, что большой процент мозаик создан в пропагандистских целях. Они использовались как средство для вдохновения идеологии Коммунистической партии и прославления советских достижений: космонавты в космосе, выносливые крестьяне, трудящиеся в полях, инженеры и ученые, неустанно трудящиеся от имени граждан Союза, и сильные, но заботливые советские солдаты, защищающие их от фашистский Запад. Список можно продолжить, но были и другие причины создания этого монументального вида искусства в общественных местах, самая простая из которых — вера в то, что буйство красок то здесь, то там вдохновит людей Советского Союза и украсит их день. .

Реальность, вероятно, была не так уж далека от правды, но, должно быть, кто-то смотрел на них тогда и думал: «Как мило!» Конечно, я согласен, что не пережил то, что было для многих несчастным и угнетающим временем, но многие из этих мозаик были калейдоскопом всех цветов под солнцем, и должна ли быть какая-то логика в упомянутом выше принципе? Просто посмотрите, например, на автобусные остановки в этой части мира или на детские сады или молодежные центры. Там, где была мозаика или фреска, всегда была живость.

Пусть и захудалая, но красочная автобусная остановка в Кобулети, Грузия

Только авторизованные художники, т.е. те, кто состоял в Союзе художников СССР, получали от государства заказ на создание этого утопического вида искусства. Что касается самих мозаик, то они, как правило, делались из очень маленьких кусочков стекла и/или керамики, и, хотя проект каждой из них должен был быть подписан одобряющим комитетом, прежде чем можно было приступить к работе, художникам часто удавалось проникнуть внутрь. что-то из своего личного вкуса в финальную часть. Это был 1960-х годов и позже, и является причиной того, что так много мозаик, которые были созданы, включают абстрактные и сюрреалистические элементы, а также ощущение «что, черт возьми, там происходит?» когда вы остановитесь, чтобы рассмотреть их более подробно.

В разгар строительного бума в Советском Союзе в 1970-х и 80-х годах 5% бюджета нового общественного здания было выделено на эстетику, другими словами, настенную мозаику и фрески, а также барельеф, который был еще одна популярная форма художественного выражения во времена СССР. Для престижных сооружений или важных мозаик, таких как изображения Владимира Ленина, сумма денег, которая была бы выделена, несомненно, была бы выше.

Пример барельефа. Это фото мы сделали в курортном городе Пицунда в Абхазии, где также нашли несколько мозаичных панно . Для получения дополнительных фотографий и информации о Пицунде нажмите здесь

Объем работы, который, должно быть, был затрачен на некоторые гигантские мозаики, которые, например, покрывают всю стену жилого дома, должен был быть кропотливо медленным. Более того, влияние настенной мозаики и фресок, украшающих общественные места, также распространилось за пределы Советского Союза, к примеру, в других странах Восточного блока, Болгарии и Румынии.

Как вы узнаете ниже, в Кагуле на юге Молдовы до сих пор сохранились впечатляющие мозаики, в том числе эта над главным входом в Высшую теоретическую школу имени Сергея Рахманинова

Я сейчас буду звучать как застрявшая пластинка потому что я говорю это каждый раз, когда пишу о бывшем СССР, но именно распад Советского Союза в 1991 году положил конец созданию любых новых мозаик на территории. Это также стало причиной начала их медленной кончины и того, почему многие из них сегодня находятся в таком плохом состоянии.

После распада некоторые бывшие советские республики с усердием взялись за дело и закрасили стены и общественные места, которые были украшены мозаикой (и фресками), в то время как в других странах они были стерты, когда представилась возможность, например, когда конструкция нуждалась в ремонте. Но, по большей части, большинство этих мозаик просто игнорировалось и отдавалось стихии с момента распада Союза, периода времени, который сейчас быстро приближается к своему тридцатилетнему юбилею.

Некоторые из мозаик, которые мы видели во время нашего пребывания в регионе, все еще находятся в удовлетворительном состоянии, но я подозреваю, что это, вероятно, связано в первую очередь с удачей и лучшим мастерством, а не с тем, что о них позаботятся какие-либо власти. Я могу ошибаться на этот счет. Возможно, за некоторыми из оставшихся мозаик ухаживают, подкрашивают и т. д., но единственный раз, когда мы видели мозаики, оставленные на месте, пока вокруг них ведутся строительные работы, это в маленьком городке Суклея в Приднестровье.

Как и многие визуальные напоминания того периода (архитектура, памятники и т. д.), настенные мозаики медленно, но верно исчезают, а население в местах, где они все еще видны, либо слишком молоды, чтобы помнить, что они представляют, либо достаточно стары, чтобы они хотят забыть о том, что они представляют, или что-то среднее, и просто заняться более важными делами. Лишь пару раз к нам подходил местный житель и пытался поговорить о мозаике, на которую мы смотрим, а потом фотографируем. Этот человек всегда был довольно стар и поэтому, мы предполагаем, пережил Советский Союз. Учитывая, что наше владение русским/местным языком в этих странах находится на нулевом уровне, мы никогда не могли понять, что они нам говорят, поэтому мы не знаем, восхваляют они или очерняют художественный фасад перед нами. Однако большинство людей, которые нас видят, либо игнорируют нас, либо смотрят на нас, как бы говоря: «С какой стати вы хотите это сфотографировать?»

В настоящее время (август/сентябрь 2019 г. ) вокруг этой мозаики в Запорожье (Украина) идет полемика под названием «Больше чугуна, стали и проката Родине». Здание принадлежит Укрпочте, украинской почтовой службе, и они хотят прикрыть его общим рекламным плакатом. Источник: Украинский модернизм 

Ниже приведены двадцать пять примеров публичных мозаик, которые мы видели на протяжении многих лет. Большинство из них находятся в бывшем Советском Союзе, но один или два находятся в других странах, которые когда-то были частью коммунистического мира. Мы думаем, что они великолепны и должны быть сохранены, но на самом деле мы знаем, что это вряд ли произойдет, поэтому мы продолжим наши поиски, чтобы увидеть как можно больше, прежде чем они, возможно, исчезнут навсегда.

Примеры того, что мы считаем одними из лучших образцов мозаики в бывшем Восточном блоке

«Миша» Талисман летних Олимпийских игр 1980 года

Ош, Кыргызстан
Год создания конец 1970-х
Художник Неизвестен

«Миша» 1980 Летний олимпийский талисман, Ош

Спортивная школа

Кагул, Молдова
Создан 1989
Художник Георгий Хаджалов

Спортивная школа, Кагул (вверху и внизу)

Муниципалитет Карлово (бывший Дом техники)

Karlovo, Bulgaria
Created 1978
Artist Hristo Stefanov

Municipality of Karlovo (former House of Technics), Karlovo

Sanatorium Mountain Valley (Sanatorium Borjomi)

Borjomi, Georgia
Created 1984
Artist not known

Sanatorium Mountain Долина, Боржоми Санаторий Горная Долина, Боржоми

Ровенский завод высоковольтного оборудования (ранее Союз высокого напряжения (РЗВА))

Ровно, Украина
Создан 1967
Artist not known

Rivne High-Voltage Equipment Plant, Rivne

“The Legend of Chisinau”

Chisinau, Moldova
Completed 1973
Artist Mikhail Burya

“The Legend of Chisinau”, Chisinau

Ortachala Пожарная часть

Тбилиси, Грузия
Создан 1979
Художник Гиви Кервалишвили

Ортачала Пожарная часть, Тбилиси

Театр кукол Лухтак

Душанбе, Таджикистан
Создан 1985
Художники Александр Григоров и Илья Ильяев

Театр кукол Лухтак, г. Душанбе

«Фэт-Фрумо»

Бендеры (Бендеры), Приднестровье
Год создания не известен
Художники Михаил Афанасьевич и Владислав Обух 90, «F10030 90», Бендеры (Бендеры)

«Укрощение огня»

Входит в состав S.A. Termocom
Кишинев, Молдова
Создан 1988
Художник Александр Кузьмин

«Укрощение огня», Кишинев (вверху и внизу)

«Героизм трудящихся» Класс в борьбе за индустриализацию»

Тулча, Румыния
Завершено в 1978 г.
Художники Спиру Чинтила, Ромео Войнеску и Константин Джорджеску

«Героизм рабочего класса в борьбе за индустриализацию», Тулча

«В.И. Ленина»

В составе РВСН и МВО Военный санаторий (Санаторий МВО Сухум)
Сухуми, Абхазия
Год создания не известен
Художник не известен

«В.И. Ленина», Сухуми «В.И. Ленина», Сухуми

Бизнес-центр (бывший Дом политпросвещения)

Тбилиси, Грузия
Создан 1980
Художник Зураб Церетели

Бизнес-центр (бывший Дом политпросвещения), Тбилиси

Линелла Экспресс (бывший Магазин электротоваров)

Кишинев, Молдова
Завершен 1968
Художники Михаил Буря и Вухслав Обухлад

Линелла Экспресс, Кишинев Линелла Экспресс, Кишинев

«Мечты коммунистов»

Часть 8-го павильона Экспо Грузия (ранее ВДНХ)
Тбилиси, Грузия
Создан в период с 1960 по 1971 год
Художники Леонардо Шенгелия, Гурам Каландадзе, Алико Горгадзе, Тезо Асатиани и Кукури Церетели

«Сны коммунистов», Тбилиси «Сны коммунистов», Тбилиси

Ресторан «Аджара» (Ресторан «Ачара»)

Новый Афон (Новый Афон), Абхазия
Год создания неизвестен
Художник Зураб Церетели

Ресторан «Аджара», Новый Афон (Новый Афон)

«Авиценна»

9 Душанбе, Таджикистан0179 Created 1988
Artists Alexander Grigorov and Ilya Ilyaev

“Avicenna”, Dushanbe “Avicenna”, Dushanbe

“Peace Dove”

Part of Mitana Factory
Tbilisi, Georgia
Created 1980s
Artist not known

“ Голубь мира», Тбилиси

«Город цветет и строится»

Часть Центрального автовокзала
Кишинев, Молдова
Создан 1974
Художники Михаил Буря и Владислав Обух

«Город цветет и строится», Кишинев «Город цветет и строится», Кишинев

Жилой дом (бывший стекольный завод)

Кутаиси, Грузия
Год создания неизвестен
Художник неизвестен

Жилой Здание (бывший стекольный завод), Кутаиси

Автошкола Организации гражданской обороны (ДГААФ)

Луцк, Украина
Создан 1970-е годы
Художник Василий Гур

Автошкола Организации гражданской обороны (ДГААФ), Луцк

Palace of Culture

Cahul, Moldova
Created 1986
Artist Georgiy Hadjalov

Palace of Culture, Cahul (and below)

Dolphinarium

Batumi, Georgia
Created 1974
Artists Zaur Tsuladze and Vaja Bjalava

Dolphinarium, Батуми

Детский сад

Кагул, Молдова
Год создания неизвестен
Исполнитель неизвестен

Детский сад, Кагул Детский сад, Кагул

«В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *