Музей истории гулага фото: Главная экспозиция

Содержание

Главная экспозиция

Экспозиция «ГУЛАГ в судьбах людей и истории страны» впервые позволяет увидеть подробную историю репрессивной системы в СССР в период 1920-1950 годов, начиная с создания первых концлагерей и до закрытия лагерей после смерти Сталина.

Экспозиция рассказывает о Соловках как прототипе системы исправительно-трудовых лагерей, строительстве Беломорско-Балтийского канала как первом случае массового применения принудительного труда, развитии НКВД, происходившем в геометрической прогрессии. 

Отдельные залы посвящены общим работам, жизни и смерти в лагере, быте заключенных и стратегиям выживания. Освещены и темы, не имеющие прямого отношения к истории ГУЛАГа: Большой террор и принудительные депортации.

Экспозиция рассказывает о судьбах детей в эпоху репрессий – тех, чьи родители были расстреляны или отправлены в лагеря, и тех, кто сам оказывался за колючей проволокой, попадал под жесточайший психологический прессинг как со стороны сотрудников детских учреждений, так и сверстников.

Получить целостное представление о масштабах и географии ГУЛАГа, проследить во времени и пространстве развитие системы и жизнь отдельно взятых лагерей̆ можно с помощью Интерактивной карты ГУЛАГа. VR-технологии позволяют заглянуть во внутренние помещения сохранившихся до наших дней объектов лагерной инфраструктуры.

Новшеством экспозиции стало введение в рассказ «человеческого измерения». «Большой» официальной истории, говорящей на языке документов, статистики и хроники, противопоставлена личная история людей, пострадавших от репрессий. Мультимедийный формат и жанр вербатим позволяют ощутить эффект сопричастности, прочувствовать ощущения и переживания свидетелей эпохи.

Рассказы репрессированных озвучили артисты-участники спектаклей Театра Наций – Чулпан Хаматова, Лия Ахеджакова, Инна Чурикова, Максим Виторган, Юлия Пересильд, Евгений Ткачук, Авангард Леонтьев, Андрей Смоляков, Александр Феклистов, Мария Шашлова, Анатолий Лобоцкий, Игорь Гордин, Алексей Вертков и Ингеборга Дапкунайте.

Бывшего узника ГУЛАГа, писателя Александра Солженицына озвучил народный артист России, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.

Музей истории ГУЛАГа, Москва – Афиша-Выставки

Несколько лет я собиралась сходить в музей ГУЛАГа, да все руки не доходили. Наконец дошли. Что сказать? Музей современный и интерактивный. Осознав это, я приуныла, поскольку предпочитаю классические музеи. Но, как выяснилось, зря, потому что в музее экспонаты представлены самым разным образом: есть и традиционные витрины, есть графики, есть экраны, если видео-проэкции, есть инсталляции. Кстати, собираются сделать экспонаты для плохо видящих посетителей. Ну, как сделать? Отобрать из запасников то, что покрепче и обо что невозможно порезаться. Так что имейте в виду.

Музей истории ГУЛАГа был основан в 2001 году, открыт в 2004, но изначально он располагался на Петровке. В 2015 музей переехал в здание на 1 Самотечном переулке. Основателем музея был историк Антон Владимирович Антонов-Овсеенко, сам проведший в лагерях не один год. Экспозиция музея рассказывает о системе лагерей, которая была создана не в 1930-е годы, как думают многие, но куда раньше, еще в 1919. И находились они не только на окраинах РСФСР или СССР, но и в крупных европейских городах. Так в 1920-1921 гг. дочь Льва Толстого Александра была узницей лагеря Новоспасского монастыря в Москве.

В собрании музея 4138 предметов. Это личные вещи, открытки, периодика, фотографии, картины, документы и пр. Некоторые экспонаты можно увидеть, не заходя в музей. Достаточно открыть сайт https://gmig.ru/museum/collection/.

Нужен ли этот музей? Наверное, да, нужен. Есть вещи, о которых стоит помнить. Нужен ли он именно в такой форме? Вероятно, тут у каждого свой ответ. На сайте музея написано: «Мультимедийный формат и жанр вербатим позволяют ощутить эффект сопричастности, прочувствовать ощущения и переживания свидетелей эпохи.». Мне же больше всего понравились маленькие экспозиции, рассказывающие о конкретных людях. Несколько вещей, короткая биографическая справка. Но эти крошечные витрины говорят, на мой взгляд, куда больше, чем цифры, графики и интерактивные панно. Чего мне не хватало в музее? Масштабности. Дело в том, что я была на фотовыставке, где были представлены снимки развалин лагерей и рудников. И они пробирают до глубины души. Глядя на них, понимаешь, какая это была махина. А в музее этого чувства нет. Лишь в одном месте я нашла экран, на который проектировали снимки, в том числе и лагерей. Но, если не встать там в нужное время, но их не увидишь.

Место лишения несвободы – Огонек № 15 (5425) от 18.04.2016

В Москве заново начал работать Музей истории ГУЛАГа. В конце прошлого года он переехал в новое здание и сейчас является одним из самых красивых и современных музеев Москвы

Людмила Лунина

Больше всего впечатляет сам факт, что в Москве есть государственный музей, на стенах которого можно прочитать и посмотреть оборотную (а может быть, и самую настоящую, не официальную и отлакированную) историю своей страны. Увидеть статистику: сколько расстрельных списков подписал каждый член ЦК, сколько раз Сталин встречался с Ягодой в пик репрессий (209 раз за 1936-1938 годы), план по арестам, спускавшийся в союзные республики. Можно проследить сам механизм раздувания репрессий. Начинается невинно и весело: с лубочных плакатов против буржуев, кулаков и вредителей. Пропаганда действует на общество как наркоз: нельзя было убить крестьянина, но можно — кулака, нельзя рабочего — а вредителя легко.

В музей я попала случайно: по объявлению о бесплатном показе фильма «Хрусталев, машину!». Адрес был новый, минут 15 пешком от «Новослободской». Что зацепило, так это современная красота здания: красный кирпичный фасад, внутри — открытый бетон, чугунные балки вместо опор. Явно музей создавали люди со вкусом и европейским кругозором. Второй раз я пришла с 13-летней дочерью. Вообще-то она не горела желанием. Она более или менее знает, что такое ГУЛАГ. Но заново переживать боль и страдания людей — не то, чему хочется посвятить выходной день. И тогда я просто привезла ее к музею, ей, как и мне, понравился дом, она согласилась составить компанию.

К истории вопроса


Многие экспонаты музея можно и нужно трогать, только так можно по-настоящему соприкоснуться с историей

Фото: Дмитрий Савостьянов, Коммерсантъ

В этом году Государственному музею истории ГУЛАГа исполняется 15 лет. Инициатором его создания был историк, публицист Антон Антонов-Овсеенко (1920-2013). Сын видного большевика: отец был расстрелян в 1938-м, а мать покончила жизнь самоубийством в лагере двумя годами раньше, он сам провел в лагерях 13 лет. В 1990-е стал одним из лидеров гражданского движения жертв политических репрессий. В 2001-м московские власти выделили ему помещение в старом здании на Петровке — с этого, собственно, и начался музей.

— Это было романтическое время,— вспоминает нынешний директор музея Роман Романов. Он начал работать заместителем Антонова-Овсеенко в 2008-м.— Этикетки писали от руки. Освоили под экспозицию подвал. Но его все время затапливало, зимой температура ниже нуля, изо рта шел пар. В такой обстановке мы показывали кинохронику сталинских лет. Иностранцы были уверены, что так сделано специально, такой необычный дизайн.

Музей истории ГУЛАГа, по словам его директора Романа Романова (на фото), сочетает в себе идеи музея-храма и музея-форума

Фото: Сергей Мелихов

Но музей рос, появился социально-волонтерский центр, образовательные проекты. Была написана программа развития на несколько десятилетий вперед, программу одобрили власти страны и Москвы. Мэр Сергей Собянин с большим вниманием отнесся к проекту. Из бюджета выделили деньги. И эти деньги были потрачены ровно на то, на что их выделили. Музей в 3,5 тысячи квадратных метров подготовили к работе (пусть не построили с нуля, но капитально переделали) всего за три года.

Роман Романов считает удачей, что нашли такое место: четырехэтажный дом в Центральном округе, на тихой улице, со своим двориком, где планируют разбить «Сад памяти».

Московские учреждения культуры пытаются объединяться в кластеры: есть лежащие рядом ArtPlay и «Винзавод», «Гараж», ЦДХ и новая Третьяковка. Общество «Мемориал», Музей истории ГУЛАГа, Еврейский музей и центр толерантности также образуют один вектор на карте: направление памяти и совести, как ни пафосно это звучит. По степени насыщенности разными современными сервисами музей истории ГУЛАГа — один из лучших в Москве. Есть широкие пандусы, двери и лифты для инвалидных колясок, кафе. Уже работает книжная лавка. Есть супероснащенная студия визуальной антропологии, где записывают интервью свидетелей эпохи. Есть кинозал. В скором времени откроют библиотеку. Есть терраса на крыше, и будут мастерские — резиденции для художников. «В 1990-е в музейном мире шла дискуссия, что лучше: музей-храм или музей-форум. Мы стараемся быть и тем, и другим»,— говорит Романов.

Ремонт или реконструкция?


Двери из тюрем, поставленные каре, образуют инсталляцию

Фото: Серафима Тельканова

Мы сидим в кабинете директора, на легчайших алюминиевых стульях лихой дизайнерской формы. «Кто купил эти стулья, как так получилось?» — вопрошаю я. «Если коротко,— шутливо отвечает Роман Романов,— получилось с божьей помощью». Дом-то музею выделили, но с условием ремонта, а не реконструкции. Это означало оштукатуренный фасад с пластиковыми окнами, потолки в 2,5 метра, гипсокартон и кафель — стиль управы или поликлиники. В тот момент музей вел переговоры с Ralph Appelbaum Associates Incorporated — крутейшим американским дизайн-бюро, которое сделало, в частности, Музей толерантности в Москве и центр Ельцина в Екатеринбурге. Но, услышав о потолках в 2,5 метра, американцы развели руками: ничем помочь не могут. Тогда привлекли архитектурное бюро Kontora Дмитрия Барьюдина и Игоря Апарина. И удалось убедить власти, что за те же деньги можно сделать реконструкцию. Дом выпотрошили до внешних стен, один фасад оставили кирпичным, второй, выходящий в сад, облицевали медью (!), убрали некоторые этажные перекрытия, потолки стали 5 метров.

Совместными усилиями музейщиков (знали, чего хотят) и архитекторов (знали, как этого достичь) и появилась вся нынешняя красота. В музее работают 50 человек, включая смотрителей и охрану. Средний возраст 30 лет. На сайте есть документальный фильм о коллективе. Они все беззаветно преданы своему делу, и им действительно fun. Глядя на них, думаешь, как многого могут достичь люди, которые уверены в важности своей цели. Дело для них, безусловно, главнее личной «карьеры».

Экспонаты


«Дело врачей» стало последним для сталинской пропагандистской машины

Фото: Дмитрий Савостьянов, Коммерсантъ

Экспозиция будет меняться. Пока что в залах — вещи из собственного хранения и то, что отобрано из 25 музеев памяти, разбросанных по всей стране. Тут двери из тюрем, поставленные каре и образующие инсталляцию. Подсвеченные в темноте, они выглядят пугающе красиво. На полу отмечены квадраты — площади типичных камер. Есть арестантские робы, мотки колючей проволоки, новогодние открытки, нарисованные зэками-художниками, личные вещи. В первом зале — «дно ГУЛАГа»: документальная съемка урановых лагерей на Чукотке. В 2015 году музей ездил туда в экспедицию.

— Там добывали уран открытым способом,— рассказывает директор.— Люди по собственной воле стремились попасть на обогатительную фабрику, перебирать руду руками, потому что на фабрике было тепло. Поскольку там до сих пор все фонит от радиации, лагерь отлично сохранился. Даже местные не знали туда дорогу, мы с трудом отыскали место. В лагере была собственная незаконная тюрьма на 250 человек. Наверное, это и есть «дно». Незаконная тюрьма на урановых рудниках. Надо понимать контекст. Там огромное количество артефактов с личными подписями и отметками, например миски с нацарапанной звездой, самолетом, аббревиатурой КА (Красная армия). Там сидели в том числе и военные, которые, пройдя войну, окружения и плен, потом были отправлены в ГУЛАГ и на урановые рудники Чукотки.

С ними не так-то просто было справиться, у них был опыт ведения боевых действий и сопротивления, были достоинство и гордость. И для них создавали еще более жестокие условия. Об этой тюрьме мы знали по документам прокурорской проверки 1954 года. Но только на месте в полной степени ощущаешь, каково это. Выставлена карта ГУЛАГа. Пока она неполная, на ней отмечены зоны, в которых сидело больше 5 тысяч человек, а были лагеря поменьше. В будущем будет интерактивная карта, где количество и расположение лагерей будут меняться в зависимости от года.

В музее можно трогать все, он полон фокусов. Переворачиваешь страницу книги, и на новый разворот откуда-то сверху начинают транслировать фильм: люди рассказывают свои истории. Каждый разворот — новый человек и его судьба. Такая интерактивность — лучший вариант вхождения в тему для подростка. Моя дочь нажимала на все кнопки, вытаскивала все дощечки, поворачивала скрипучее колесо, и такая вот «игра» помогала ей обратить внимание на суть, на подробности.

Однажды пропагандистскую машину резко выключили. Это когда сразу после смерти Сталина прекратили «дело врачей». Для населения это стало огромной травмой: агитаторы писали в «Правду», что подобные действия дискредитируют партию и органы госбезопасности.

Медицинский инструментарий в общем контексте экспозиции работает как один из символов незалеченной исторической травмы

Фото: Сергей Мелихов

Отдельный раздел — возвращение из лагерей и истории дальнейшей социализации. Кому-то удалось начать новую жизнь, кто-то стал народным артистом или генеральным конструктором. Но были и люди, скрывавшие факт отсидки, стыдившиеся этого.

Музей принимает дары от населения. «Не боитесь, что вас накроет волна приношений?» — спрашиваю я. Директор отвечает, что «сливки» собрали в 1990-е «Мемориал» и Сахаровский центр. Хотя и в Музее истории ГУЛАГа есть свои сокровища. Например, фотоальбом Соловецкого лагеря. Было известно два таких альбома: один подарили Горькому, второй — Кирову. Здешний, музейный, в два раза толще, в нем примерно 330 фотографий, автор создавал его для себя. Там много неформальных фотокарточек.

Свой архив передает музею Семен Виленский. «Семену Самуиловичу 88 лет,— рассказывает директор музея.— Он прошел через Сухановскую тюрьму, самую жестокую в системе ГУЛАГа, через колымские лагеря. С середины 1950-х начал собирать свидетельские показания, складывал бумаги в сундуки и хранил их по деревням. И вот сейчас весь свой архив он передает нам».

В общем, сходите в этот музей. Там подлинная история страны и ощущение большой социальной справедливости, которого так не хватает в повседневной жизни.

Помимо того что музей собирает, изучает и хранит материальную память, его сотрудники развили просто-таки бешеную волонтерскую и образовательную деятельность. Музей объединяет около 200 волонтеров, которые помогают как бывшим узникам (их в Московском регионе около 20 тысяч), так и музею: расшифровывают интервью и оцифровывают документы.

Травма всей жизни


Личные вещи, принадлежавшие зэкам,— важнейшая часть экспозиции

Фото: Дмитрий Савостьянов, Коммерсантъ

Единственное, что, казалось бы, должно сдерживать поток посетителей,— слишком болезненная тема, программирующая посетителя на мучительную внутреннюю работу.

— ГУЛАГ — это история про жертвы. А это страшно — ощущать себя жертвой,— делюсь я соображениями с директором.

По первому образованию Роман Романов клинический психолог, по второму — музеевед. Он ответил мне как психолог: «Человек, испытавший в детстве травму, став взрослым, вытесняет память о травме в подсознание,— объясняет он.— Такой человек уверяет себя, что все в порядке. А у него дергается глаз, скачет давление и болит голова. И он может прийти к психотерапевту выяснять, отчего это. А ему говорят: «Надо провести сессию. Вы должны вспомнить. Вначале вы можете отрицать или вспоминать не то, но, если пройти процедуру правильно, жизнь станет легче». Так вот наш музей — перевод вытесненных травм на уровень сознания. Если понять и принять, что произошло, наше общество перестанет плющить, мы сможем мыслить и полноценно жить. Травма станет частью нашей истории и даже нашей силой, потому что осознанная травма — это опыт. Но лекарство — горькое, операция — болезненная. Сложность в том, что мы не только жертвы, но и те, кто всю эту систему построил. Если фашистская Германия уничтожала людей других стран и национальностей, то в России уничтожали соотечественников — вопреки здравому смыслу, иррационально. Этот клубок закручен настолько плотно, что раскручивать его нужно аккуратно. И рук, которые раскручивают, должно быть много».

Музей истории ГУЛАГа получил премию Совета Европы

Постоянная экспозиция Музея истории ГУЛАГа. Фото: Музей истории ГУЛАГа

Московский Государственный музей истории ГУЛАГа получил Музейную премию Совета Европы — 2021. Решение было объявлено на заседании комитета по культуре Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).

«Музей истории ГУЛАГа с редкой честностью решает некоторые из очень сложных вопросов, касающихся прав человека, демократии и законности в ХХ веке, одновременно устанавливая ясные связи со сложными проблемами демократии и прав человека, с которыми мы сталкиваемся сегодня в Европе, — сказал представитель комитета по вручению премии Роберто Лампи. — Этот музей может служить примером для других музеев Европы, стремящихся хранить хорошо задокументированную и в то же время тревожащую память о прошлом и стимулировать размышления о том, что значит быть гражданином демократического государства, особенно для молодого поколения».

Здание Музея истории ГУЛАГа в 1-м Самотечном переулке. Фото: Музей истории ГУЛАГа

Музей истории ГУЛАГа был основан в 2001 году. Он позиционирует себя центром изучения, осмысления и открытого обсуждения истории массовых репрессий в СССР. В 2015 году музей переехал в собственное здание в 1-м Самотечном переулке, образ которого создан архитектурным бюро Kontora (Игорь Апарин и Дмитрий Барьюдин). В 2018 году в музее впервые открылась постоянная экспозиция, показывающая этапы формирования карательной системы в 1918–1956 годах и ее влияние на судьбы людей. Временные выставки позволяют погрузиться в отдельные эпизоды истории и всесторонне рассмотреть феномен массовых репрессий.

Музейная премия Совета Европы является частью премии «Европейский музей года» (EMYA), которая учреждена в 1977 году совместно с Европейским музейным форумом, где номинанты презентуют свои музеи и получают награды. Претендовать на награду могут только музеи, созданные в течение трех последних лет либо пережившие в этот же промежуток времени серьезную реновацию. Никаких денег победители не получают. Кроме премии Совета Европы в линейку EMYA входит еще несколько наград. Традиционно все они вручаются во время Европейского музейного форума в мае, однако из-за пандемии форум 2020 года был отложен. Шестого мая 2021 года мероприятие все же состоится в онлайн-формате, и на нем станут известны лауреаты сразу за два года. В списке отобранных жюри номинантов от России за 2020 год — Музей Николая Ивановича Лобачевского в Казани, Государственный музей-заповедник «Куликово поле» в Тульской области, Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск» в Татарстане, а также частный Музей AZ в Москве. Список за 2021-й короче, так как члены жюри не успели посетить все претендующие на премию институции из-за пандемии, от России в него был включен только Музей истории ГУЛАГа (остальные номинанты будут в листе за 2022 год).

В Москве открылся обновленный музей ГУЛАГа

Автор фото, Gulag History State Museum

Подпись к фото,

Здание нового музея облицовано медными панелями, которые со временем потемнеют и придадут зданию подобающий мрачный вид

В Москве открылось новое здание Музея истории ГУЛАГа, посвященного узникам, прошедшим через эту систему лагерей в 1930-1950-е годы.

Новый музей расположен в Самотечном переулке. Вход на церемонию открытия проводился по спискам, но уже с субботы музей будет открыт для всех желающих.

Первой выставкой в обновленном музее стала открывшаяся в пятницу экспозиция «Национальная память о ГУЛАГе», приуроченная ко Дню памяти жертв политических репрессий.

Накануне на Лубянке, возле бывшего здания КГБ, были зачитаны тысячи фамилий жертв сталинских репрессий.

Гнетущее впечатление

Автор фото, EPA

Подпись к фото,

В музей привезли настоящие двери от камер магаданских и других лагерей.

Интерьер новых помещений музея, расположившегося в бывшем общежитии московского метрополитена, разрабатывался так, чтобы производить гнетущее впечатление на посетителей.

Как пояснили изданию «Большой город» в архитектурном бюро, работавшем над проектом, для этого три внешних стены выполнили из меди, которая со временем потускнеет и придаст помещениям мрачный вид.

Автор фото, Gulag History State Museum

Подпись к фото,

Интерьер музея вполне соответствует тюремной атмосфере

Еще одну стену оставили кирпичной в знак преемственности со старым зданием на Петровке. Кроме того, как сообщает радио «Свобода», в здании отсутствуют перекрытия, а верхние ярусы представляют собой железные галереи.

Входящих в музей посетителей встречает леденящий душу лязг закрывающихся железных дверей (кстати, это настоящие двери, привезенные из лагерей в Анадыре, Магадане и Воркуте) и звук гулких шагов в пустых коридорах.

Автор фото, Sergey MelikhovGulag History State Museum

Подпись к фото,

Посетители музея могут примерить под себя тюремные нары

На огромной карте России указаны многочисленные лагеря, столь детально описанные в книге Александра Солженицына «Архипелаг Гулаг», запрещенной в Советском Союзе.

Здесь же посетители могут прочитать отрывки из воспоминаний заключенных, подробно описывающих свою лагерную жизнь, и побывать в камере, в которой помещалось до 170 человек.

Автор фото, Sergey MelikhovGulag History State Museum

Подпись к фото,

В музее много личных вещей заключенных

Среди экспонатов музея есть также личные вещи заключенных и печальные находки, сделанные в местах массовых расстрелов – пули, гильзы и проволока, которой связывали руки заключенным.

Автор фото, Sergey MelikhovGulag History State Museum

Подпись к фото,

Здесь есть даже полено, на котором один из узников вкратце описал свою биографию и статью, по которой сидел

В дальнейшем музей планирует расширить мемориальный комплекс за счет включения в него бывших спецобъектов НКВД, Соловецкого камня на Лубянке и так называемого расстрельного дома на Никольской улице.

Кроме того, музей планирует в следующем году возвести на пересечении Садового кольца и проспекта Сахарова памятник жертвам политических репрессий. В конкурсе проектов победил Георгий Франгулян с памятником «Стена плача».

Переезд музея в новое здание продолжался почти год. Новые помещения были готовы еще в прошлом декабре, однако быстро перевезти в них всю экспозицию не удалось. Старое здание было решено покинуть из-за его небольших габаритов.

Журнал Театр. • Музей истории ГУЛАГа выпускает спектакль об эпохе репрессий

17 сентября Музей истории ГУЛАГа, Фонд Памяти и Театр Предмета представят спектакль «Наблюдатели», в котором главными действующими лицами станут предметы, найденные в лагерном пункте «Днепровский» Магаданской области. Режиссер спектакля – Михаил Плутахин.

Сотрудники музея пояснили, что из-за своего местоположения и холодного климата «Днепровский» был одним из наиболее сохранившихся объектов системы исправительно-трудовых лагерей Дальстроя, благодаря чему спустя почти 70 лет заброшенности и бездействия эти предметы смогли стать участниками спектакля.

«В нашем спектакле нет слов, стараюсь всячески их избегать, – рассказал журналу ТЕАТР. режиссёр Михаил Плутахин, – Работа со словом кропотлива, требует определённого слуха. Во мне этого нет. На сегодняшний день я потерял доверие к слову. Слово обесценилось, дискредитировало себя. Чем громче человек кричит про добро, тем меньше хочется ему доверять. Мне запомнилась фраза отца: земля не обманет – что в неё посеешь, то и вырастет. А еще он говорил, что земля всё стерпит. Она смиренна, слушает нас, принимает наши поступки. И всё равно кормит. Этого качества нам всем не хватает. Это труд. Главными составляющими спектакля являются предметы и музыка. Мне интересно, как за счет простых вещей и звуков создается атмосфера, рождаются те или иные чувства, эмоции. И как они меняются. Интересно вызывать у зрителя то, что сложно описать словами. Мне еще предстоит проделать свой путь к работе с текстом, но сейчас от него правильней отказаться».

Напомним, что с 2014 года Музей истории ГУЛАГа совершает экспедиции в места бывших лагерей, чтобы найти и сохранить оставшиеся свидетельства истории исправительно-трудовых лагерей Советского союза.
Большинство предметов, занятых в «Наблюдателях», привезены из последней экспедиции Музея по Магаданской области в июне 2019 года. Это вещи, найденные в просуществовавшем до середины 50-х годов лагерном пункте «Днепровский», где заключенные с помощью самых простых орудий – таких как лом, кирка и лопата, добывали оловянную руду.

«Экспедиции Музея – один из самых сакральных моментов в нашей работе. Каждая поездка похожа на паломничество, ведь многие бывшие лагпункты расположены в отдаленных районах, и путь труден. – рассказал журналу ТЕАТР. директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов. – Мы бережно собираем вещи, которые многие годы видели только пронзительно прекрасную природу и чувствовали на себе осадки, а не руку человека, и уже забыли о своей причастности к нашей совместной судьбе. Сегодня в нашей работе мы даем этим предметам новую жизнь, возможность рассказать свою историю: в экспозиции, выставках, театральных постановках. Спектакль Михаила Плутахина – это так необходимый ритуал возвращения памяти не только предметам, привезенным с Чукотки и из Магаданской области, но и нам самим».

Спектакль, изначально созданный как эскиз, родился в Театральной лаборатории Музея истории ГУЛАГа под руководством театрального критика Павла Руднева. Напомним, что это уже третий спектакль Музея. Первая постановка – опыт совместной работы Музея истории ГУЛАГа и творческого объединения «Таратумб», кукольная мистерия «И дольше века длится день» по роману Чингиза Айтматова, была удостоена театральной национальной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший кукольный спектакль» в 2018 году. Премьера второго совместного спектакля с объединением «Таратумб», «Гадкие лебеди», прошла в апреле 2019 года.

Михаил Плутахин – режиссер Театра Предмета, актер и режиссер Мастерской Дмитрия Брусникина. Окончил Школу-Студию МХАТ в 2015 году (мастерская Брусникина).

Театр Предмета – московская театральная компания, содружество профессиональных художников, актеров и музыкантов, увлеченных жанром предметного (фигуративного) театра. Театр основан в марте 2019 года. “Наблюдатели” – первый полноформатный спектакль этого объединения.

Фонд Памяти создан в 2016 году в рамках реализации Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, утвержденной Правительством Российской Федерации 15 августа 2015 года. Фонд аккумулирует частные и корпоративные пожертвования на поддержку просветительских и образовательных программ, научно-исследовательских работ и мероприятий, направленных на увековечение памяти пострадавших от репрессий.

Музей истории ГУЛАГа получил Музейную премию Совета Европы — 2021

Страсбург, 05.02.2021 – Музейная премия Совета Европы 2021 была присуждена Музею истории ГУЛАГа (Москва, Российская Федерация).  Музей был выбран 5 февраля на заседании комитета по культуре Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).

Музей истории ГУЛАГа документирует массовые репрессии и выступает за политическую свободу. Как музей прав человека, он уделяет двойное внимание преступлениям государства и судьбе его граждан, уделяя особое внимание тому, как жертвы сохраняют свое достоинство в бесчеловечных условиях. Программы музея предназначены для раскрытия истории и активизации памяти с целью повышения устойчивости гражданского общества и его сопротивления политическим репрессиям и нарушениям прав человека сегодня и в будущем.

По словам представителя комитета по культуре Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Роберто Рампи, «Музей истории ГУЛАГа с редкой честностью решает некоторые из очень сложных вопросов, касающихся прав человека, демократии и верховенства закона в 20-м веке, одновременно устанавливая четкие связи со сложными проблемами демократии и прав человека, с которыми мы сталкиваемся сегодня в Европе. Этот музей может служить примером для других музеев Европы, чтобы создать хорошо задокументированную и волнующую память о прошлом и стимулировать размышления о демократическом гражданстве, особенно для молодого поколения».

Музейная премия Совета Европы вручается ежегодно с 1977 года музею, который, как считается, внес значительный вклад в понимание европейского культурного наследия, продвижение уважения к правам человека и демократии, сближение культур, преодоление социальных и политических границ, расширение знание и понимание посетителей современных социальных проблем и изучение идей демократического гражданства.

Премия является частью премии Европейский музей года. Ранее премия присуждалась Национальному Музею тайного наблюдения «Дом листьев» в Тиране, Албания (2020 г.), Музею коммуникации в Берне, Швейцария (2019 г.) и Музею военного детства в Сараево, Босния и Герцеговина (2018 г.).

Источники: 

The Gulag History Museum wins the Council of Europe Museum Prize — 2021

Музей истории ГУЛАГа получил премию Совета Европы — 2021

Контроллер действий: исключение обнаружено

new_admin_user_session_path ПОЛУЧАТЬ \/.?]+))?$»> /admin/json/definedlinks(.:format) admin / json # определенные ссылки

Государственный музей истории ГУЛАГа

Государственный музей истории ГУЛАГа


Телефон: (495) 621-7310, 621-7346 (.)

Адрес: 127473, Москва,

Время работы: *

Интернет:
www.russianmuseums.info/M1202 — официальный сайт
Государственный музей истории ГУЛАГа — W939, официальный сайт gmig.ru/

E-Mail:

рекламный щит, мероприятия и экскурсии



Описание:
Государственный музей истории ГУЛАГа основан в 2001 году А.В. Антонов-Овсеенко, известный историк, писатель и общественный деятель, сам пережил заключение в сталинских лагерях. Музей открыт в 2004 году.

Это единственный в России государственный музей, посвященный сталинским репрессиям и системе ГУЛАГа.

Экспозиция посвящена истории системы трудовых лагерей, важнейшей составной части советской государственной машины 1930-50-х годов. Один из важнейших разделов экспозиции — воссоздание некоторых деталей обстановки лагеря.

Услуги музея:
музейный магазин, лекционный зал, музейное кафе, оборудованное для людей с ограниченными возможностями.

Рядом с музеем:
ресторан (ы) или кафе

для музейщиков

Административный телефон:
(495) 621-7310

Основание и день открытия:
основан: 31. 07.2001
открыт: 18.05.2004

Статус организации:
Государство

Организационная форма:
Некоммерческая

Тип организации:
культура для общества, научная

Классификация:
Исторический


Площади:
выставочные залы 862,2 2
музейный магазин 152,7 2

Номер сотрудника:
46 (кураторов: 20)

Среднее количество посетителей в год:
26700

Отдельные отделы:
архив, научная библиотека

Объем сборов:
2110, редких экспонатов: 1776 г.


Веб-сайты и CD-диски:
выше

Copyright (c) 1996-2019 Государственный музей истории ГУЛАГа

Copyright (c) 1996-2021 Русские музеи.инфо


Музей ГУЛАГ в Москве собирается открыть для посетителей пресловутый Колымский исправительно-трудовой лагерь

Тамаре Филатовой было 19 лет в 1948 году, когда она была приговорена к 20 годам лишения свободы за «преступление» в том, что она была этнической немкой. Часть ее наказания была отбыта в трудовом лагере Днепровский в жестоком дальневосточном горнодобывающем районе, известном как Колыма.

Она была освобождена из-под стражи 16 марта 1955 года во время волны десталинизации, последовавшей за смертью советского диктатора Иосифа Сталина.

«Прокурор просмотрел мое дело и сказал:« Вы были освобождены в 1953 году после смерти Сталина », — вспоминает Филатова в устной истории , записанной правозащитной группой« Мемориал ». «Оказывается, последние два года я служил свободным человеком».

Ее первая мысль после освобождения была о матери, которую сослали в Карагандинский район Казахстана.

«Я думала, что пойду туда и как-нибудь верну маму», — сказала Филатова. «Но пока я отбывал свой срок, она умерла…. Я даже не знаю, где ее могила. «

Тамара Филатова (слева) на недатированной фотографии

Даже после освобождения Филатову не разрешили вернуться в родную Москву. Она поселилась в Магадане, столице области и транзитном пункте для людей, въезжающих и покидающих Колымские лагеря, где в 1964 году она вышла замуж и родила сына Петра.

Одеяло тишины

«Мы жили в казарме в Магадане», — сказал Петр Филатов RFE / RL. «Все наши соседи были осужденными.»

Филатов говорит, что в те давние времена появилась привычка скрывать преступления сталинизма одеялом молчания. «В детстве политзаключенные, уголовники и тюремные охранники сидели за одним столом», — вспоминает он. «Никто ничего не вспомнил. Никто ни на что не намекал и не упрекал. Потому что, если бы это началось, это было бы ужасно. Они бы убили друг друга, а в чем был бы смысл?»

Однако теперь Московский музей истории ГУЛАГа и Фонд «Память» обратились к правительству Магаданской области с просьбой превратить остатки Днепровского трудового лагеря в исторический комплекс под открытым небом, целью которого является сохранение памяти заключенных, которые трудились и трудились. умер там при Сталине.

Днепровский лагерь: «Вы можете пройти по той же тропе, по которой шли заключенные, и почувствовать те же камни под ногами».

Несмотря на первоначальную поддержку со стороны властей Магадана, усилия могут столкнуться с трудностями. При президенте Владимире Путине репутация Сталина постепенно восстанавливалась, и попытки разоблачить его преступления или вспомнить миллионы его советских жертв часто встречали сопротивление.

В 2015 году музей лагеря ГУЛАГ в Пермском крае был передан дружелюбным к Кремлю администраторам , и тон его выставок заметно изменился.Место первого советского трудового лагеря, Крайний северный монастырский комплекс на Соловках, было захвачено Русской Православной Церковью, и напоминания о ее более темном прошлом были постепенно уничтожены .

Тем не менее, директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов считает крайне важным продолжать работу. «Мы говорим не только об истории Колымы или даже нашей страны. Это история всего человечества», — сказал он RFE / RL. «Во всем мире люди посещают такие места, как музей« Топография террора » в Берлине, где находятся руины здания, в котором размещалась штаб-квартира гестапо…. У нас в России очень мало мест, где история ГУЛАГа не была переписана или стерта ».

«Но на Колыме многое сохранилось без изменений», — добавил он. Это уникальный опыт, как и чувства, которые вы испытаете в этот момент ».

«Пейзаж памяти»

Днепровский — идеальное место для начала такого проекта , говорит Романов. Это наиболее хорошо сохранившийся трудовой лагерь в регионе, расположенный «всего» в 320 км от Магадана — ближе, чем некоторые другие в регионе, который тянется к северу от портового города на Охотском море.

Могилы заключенных обозначены табличками, но имена потускнели.

Многие из заключенных, которые были отправлены туда — например, Тамара Филатова, которая до своей смерти в 2017 году проработала 17 лет куратором Мемориала, — оставили мемуары с подробностями о повседневной жизни там. Сохранилась также техническая документация на тюремные постройки и шахты.

«За последние несколько лет я и мои коллеги проделали большую работу», — сказал Романов. «Мы сфотографировали регион с воздуха, сделали панорамные снимки, сделали топографические карты и так далее.И теперь эти три слоя — воспоминания, документы и текущее состояние лагеря — необходимо объединить, чтобы Днепровский стал местом, рассказывающим свою собственную историю ».

В конце концов, Романов надеется создать на Колыме сеть важных объектов, связанных с ГУЛАГом, в том числе уранодобывающий лагерь Бутугычаг , памятник Маска Скорби и пересыльную тюрьму в Магадане.

«Нам необходимо создать единую инфраструктуру памяти», — сказал Романов. «Это очень сложная задача, поскольку в России нет опыта превращения больших территорий в музейный комплекс. Но если у нас получится … мы поделимся опытом с другими лагерями. Крупное природно-историческое пространство, что-то вроде национальных парков, могло бы будет создан. Что-то вроде ландшафта памяти «.

Романов говорит, что музей надеется предложить первые экскурсии на Днепровский район летом 2021 года.

Петр Филатов перед смертью часто бывал в Музее истории ГУЛАГа с матерью.Теперь он идет туда один.

«Я пытался рассказать своим детям, что случилось с их бабушкой», — сказал он. «Но они не хотят этого слышать. Им это не интересно. Мои дети, мои племянницы и племянники — они знают об этом, но не понимают … Я всю жизнь прожил с бывшими заключенные, но они этого не испытали «.

‘Лик ужаса’

Отец Михаила Фидельгольца, Юрий, отсидел 10 лет в ГУЛАГе. Сейчас его фотография висит на стене Музея истории ГУЛАГа.

«Вы видели его фото после ареста?» — спросил Фидельгольц. «На нем изображен молодой симпатичный ребенок, но его лицо полностью омрачено страхом и непониманием. Это лицо ужаса».

«Лицо ужаса»

Юрий Фидельгольц был освобожден в мае 1954 года и полностью реабилитирован в 1962 году.

«Те, кто прошел через лагеря, имеют уникальный способ обращения с людьми», — вспоминал младший Фидельгольц. «Они не открыты для мира.Они боятся. Они никому не доверяют. Они боятся снова упасть в эту кофемолку ».

«Тем не менее, мой отец начал довольно рано, как только он увидел, что я могу понять, рассказывая мне о том, что произошло», — добавил он. «В течение нескольких лет он рассказывал мне по крупицам. А когда мне исполнилось 18 лет, он рассказал мне все до мельчайших деталей».

Юрий Фидельгольц тоже много лет проработал в «Мемориале» и успел написать несколько книг о своих лагерях. Он умер в 2015 году.

«Даже если мои дети смогут собственными глазами увидеть, где и как их дед отбыл свое время, я не думаю, что они поймут это полностью», — сказал Михаил Фидельгольц, отвечая на вопрос о проекте Колымы. «Они увидят, что это плохо и страшно, но это так далеко от их опыта. Но создание музея в колымских лагерях, тем не менее, необходимо и полезно».

Юрий Фидельгольц с членами семьи

Теперь, когда Романов думает о проекте, он вспоминает тамошние кладбища, где могилы заключенных отмечены крошечными металлическими табличками, вырезанными из жестяных банок.

«На них ничего не написано, потому что время стерло краску», — сказал он RFE / RL. «Потомки похороненных здесь людей — внуки и правнуки — даже не знают, где похоронены их родственники и как добраться. Эти кладбища нужно восстанавливать. Это еще одна причина, по которой Колымские лагеря должен стать частью мемориально-музейной инфраструктуры нашей страны ».

Написано Робертом Коалсоном на основе отчета Марины Ароновой из Сибирского отделения Русской службы Радио Свобода

По российской «дороге костей», реликвии страдания и отчаяния

Колымское шоссе на Дальнем Востоке России однажды доставило десятки тысяч заключенных в трудовые лагеря сталинского ГУЛАГа.Руины той жестокой эпохи видны и сегодня.

Эндрю Хиггинс

Фотографии и видео Эмиля Дака


Заключенные, прокладывая себе путь через зараженные насекомыми летние болота и зимние ледяные поля, принесли дорогу, а затем дорога принесла еще больше заключенных, доставив поток рабский труд на золотых приисках и лагерях Колымы, самого холодного и смертоносного форпоста сталинского ГУЛАГа.

Их путь стал известен как «дорога костей», дорога из гравия, грязи и, большую часть года, льда, которая тянется на 1260 миль к западу от российского портового города Магадан на Тихом океане в глубь материка до Якутска, столица Якутии в Восточной Сибири.Извиваясь через пустыню Дальнего Востока России, он скользит по просторам суровой, захватывающей дух красоты, усеянным замерзшими безымянными могилами и быстро исчезающими следами трудовых лагерей.

Пробки было мало, когда прошлой зимой мы с фотографом Эмилем Даком ехали по тому, что сейчас называется Колымским шоссе R504, усовершенствованной версией дороги, построенной заключенными. Но несколько грузовиков и автомобилей дальнего следования все еще катились по пустынному ландшафту, не обращая внимания на остатки прошлых страданий, похороненные в снегу — деревянные столбы, натянутые ржавой колючей проволокой, заброшенные шахты и сломанные кирпичи бывших изоляторов.

Дорогой ехало более миллиона заключенных, как обычных осужденных, так и лиц, осужденных за политические преступления. В их число входили лучшие умы России — жертвы сталинского Большого террора, такие как Сергей Королев, ученый-ракетчик, который пережил это испытание и в 1961 году помог отправить первого человека в космос. Или Варлам Шаламов, поэт, который после 15 лет колымских лагерей пришел к выводу: «Есть собаки и медведи, которые ведут себя более разумно и нравственно, чем люди». Его переживания, записанные в его книге «Колымские сказки», убедили его в том, что «человек превращается в зверя за три недели, несмотря на тяжелый труд, холод, голод и побои.

Но для многих россиян, включая некоторых бывших заключенных, ужасы сталинского ГУЛАГа исчезают, размытые розовым туманом юношеских воспоминаний и статуса России как внушающей страх сверхдержавы до распада Советского Союза.

Антонина Новосад, 93-летняя, арестованная в подростковом возрасте на Западной Украине и осужденная на 10 лет на Колыме по сфабрикованным политическим обвинениям, работала в оловянной шахте возле «дороги костей». Она живо вспомнила, как охранник застрелил одного заключенного за то, что он пошел собирать ягоды прямо за колючей проволокой.По словам г-жи Новосад, заключенные похоронили ее, но затем труп утащил медведь. «Так мы работали, так жили. Не дай бог. Лагерь есть лагерь ».

Тем не менее, она не испытывает недоброжелательности к Сталину и помнит, как плакали заключенные, когда, собравшись на улице в марте 1953 года, чтобы услышать специальное объявление, они узнали, что тиран мертв. «Сталин был Богом», — сказала она. «Как это сказать? Сталин ни в чем не был виноват. Это была вечеринка и все эти люди. Сталин только что расписался ».

Большим фактором, препятствующим сохранению не только обрывков памяти, является неуклонное исчезновение вещественных доказательств существования колымских лагерей, — сказал Ростислав Кунцевич, историк, хранящий экспозицию лагерей в областном музее в Магадане.«Природа делает свое дело, и скоро ничего не останется», — сказал он.

Когда тает снег или горные работы нарушают мерзлую землю, закопанное прошлое иногда все же всплывает на поверхность вдоль дороги.

Владимир Найман, владелец золотого рудника у Колымского шоссе, чей отец, этнический немец, и дед по материнской линии, украинец, приехали сюда в качестве заключенных, во время оттепели наткнулись на болото из мокрых гробов и костей. геологом в Ягодном районе в 1970-е гг.Пытаясь достать золото, закопанное у дороги, он ударил бульдозером на кладбище для заключенных и застрял в могиле на пять дней.

Позже он установил на этом месте восемь деревянных крестов «в память о принесенных в жертву». Но как твердый сторонник того, что Россия не может процветать без жертв, сегодня он почитает Сталина. «То, что Сталин был великим человеком, очевидно», — сказал он, сославшись на роль лидера в разгроме нацистской Германии и в превращении крестьянской нации в индустриальную державу.

По сравнению с бесчисленным количеством убитых в Соединенных Штатах коренных американцев, г-н.Найман сказал: «Ничего страшного здесь не произошло».

При президенте Владимире Путине воспоминания о преследованиях сталинской эпохи не были стерты, о чем свидетельствует крупный государственный музей истории ГУЛАГа, открывшийся в Москве в 2018 году. Но они часто заглушались празднованием соперничающих воспоминаний , особенно о победе России под руководством Сталина над Гитлером во Второй мировой войне. Радость по поводу этой победы, освященная как пробный камень национальной гордости, скрыла ужасы ГУЛАГа и подняла популярность Сталина до самого высокого уровня за последние десятилетия.

На другом конце страны от Магадана, в Карелии, рядом с Финляндией, историк-любитель Юрий Дмитриев бросил вызов этому рассказу, раскопав могилы заключенных, расстрелянных сталинской тайной полицией — а не, как утверждают «патриотические» историки, финскими солдатами в союзе с нацистской Германией. В сентябре он был приговорен к 13 годам лишения свободы на основании неубедительных и, по словам его сторонников, сфабрикованных доказательств сексуального насилия в отношении его приемной дочери.

Опрос общественного мнения, опубликованный в марте, показал, что 76 процентов россиян положительно относятся к Советскому Союзу, а Сталин в общественном уважении опережает всех других советских лидеров.

Обеспокоенный другим опросом, который показал, что почти половина молодых россиян никогда не слышала о репрессиях сталинской эпохи, Юрий Дудь, московский блогер с огромным количеством последователей среди молодежи, в 2018 году прошел весь «путь костей», чтобы исследуйте то, что он назвал «Отечеством нашего страха».

После публикации в сети видео, которое г-н Дуд снял о поездке, его попутчик, г-н Кунцевич, колымский историк, столкнулся с шквалом оскорблений и физических угроз со стороны стойких сталинистов и других, которые возмущались тем, что прошлое выкапывают. вверх.

Г-н Кунцевич сказал, что сначала он пытался спорить со своими нападавшими, ссылаясь на статистику массовых казней и более 100 000 смертей в колымских лагерях от голода и болезней. Но он быстро сдался.

«Лучше не спорить с людьми о Сталине. Ничто не изменит их мнение », — сказал он, стоя в своем музее возле небольшой статуи Шаламова, писателя, чьи рассказы о жизни в лагерях поклонники Сталина обычно отвергают как вымысел.

Даже некоторые официальные лица потрясены почтением к диктатору-убийце.Андрей Колядин, который в качестве кремлевского чиновника был отправлен на Дальний Восток в качестве заместителя губернатора региона, охватывающего Колыму, вспоминал, как ужаснулся, когда местный житель установил памятник Сталину на его территории. Г-н Колядин приказал полиции его снять.

«Здесь все построено на костях», — сказал г-н Колядин.

Прибрежный город Магадан, начало «дороги костей», увековечивает прошлые страдания большой бетонной статуей под названием Маска Скорби, воздвигнутой в 1990-х годах при президенте Борисе Н.Ельцин. Но местные правозащитники говорят, что власти и многие жители сейчас в основном хотят перевернуть страницу мрачного прошлого Колымы.

«Никто на самом деле не хочет признавать прошлые грехи», — сказал Сергей М. Райзман, местный представитель правозащитной группы «Мемориал».

Столь цепкая хватка вездесущего, но часто невысказанного ужаса на «дороге костей», что многие из тех, кто живет в поселениях, которые она породила, заставах, которые сейчас быстро сужаются и часто превращаются в руины, с нежностью оглядываются на то, что помнят как лучшие или, по крайней мере, более безопасные времена.

Примерно в 125 милях от Магадана дорога доходила до города, который впоследствии стал городом Атка в начале 1930-х годов, через несколько лет после того, как геологи, инженеры, а затем заключенные начали прибывать морем в Магадан, прибрежную штаб-квартиру Крайнего Севера , рука советской тайной полиции и строитель Колымского шоссе.

«Вся наша жизнь связана с этой дорогой», — сказала 66-летняя Наталья Шевчук на своей кухне в Атке, когда ее тяжело больной муж, бывший дорожный инженер, лежал в соседней комнате, кашляя и стоная.

Один из ее четырех сыновей погиб в аварии на дороге, и она постоянно беспокоится о своем младшем сыне, который недавно начал работать дальнобойщиком на шоссе.

Переулок от главной магистрали ведет в Оймякон, самый холодный постоянный населенный пункт в мире. В Оймяконе, известном как Полюс холода, средняя температура января составляет минус 58 градусов по Фаренгейту (минус 50 градусов по Цельсию). Самая низкая зарегистрированная температура составляет минус 96 градусов по Фаренгейту.

Погода настолько неблагоприятная, что неисправность двигателя или спущенная шина могут означать замерзание до смерти — судьба, которой власти пытались избежать, запретив водителям проезжать мимо застрявшего автомобиля, не спрашивая, нужна ли помощь его пассажирам.

Поскольку дорога разделяет несколько населенных пунктов на сотни миль, транспортные контейнеры, оснащенные обогревателями и коммуникационным оборудованием, теперь размещены в некоторых из самых отдаленных районов, чтобы сбитые с толку автомобилисты могли согреться и позвать на помощь.

Хотя в Атке никогда не было крупного трудового лагеря, он процветал в течение многих лет благодаря ГУЛАГу, служа транспортным узлом и заправочной станцией для колонн грузовиков, перевозивших порабощенных рабочих и припасы на золотые, оловянные и урановые рудники, а также в лагеря с рабочими, которые ремонтировали дороги и мосты, смытые лавинами и штормами.

Когда лагеря для военнопленных закрылись после смерти Сталина в 1953 году, Атка продолжала работать и расти, поскольку на смену принудительному труду пришли добровольцы, которых заманили на шахты в этом районе обещаниями заработной платы намного выше, чем в остальной части Советского Союза.

На пике своего развития в городе проживало более 5000 жителей, была большая современная школа, автомастерская, топливный склад, различные магазины и большая пекарня. Сегодня в нем всего шесть жителей, все пенсионеры.

Последний житель школьного возраста уехал с матерью в прошлом году. Его бабушка осталась и управляет единственным магазином, крохотной комнаткой, заваленной продуктами, на первом этаже пустого бетонного многоквартирного дома.

Природные силы, стирающие физические следы ГУЛАГа, также угрожают уничтожить Атку.Его в значительной степени заброшенные многоквартирные дома гниют, поскольку снег льется через разбитые окна, треснувшие крыши и выбитые двери.

До этого года единственным работодателем Атки, не считая кафе на стоянке для грузовиков и заправочной станции на окраине города, была отопительная установка. Завод закрылся в конце сентября после того, как районное правительство, которое в течение многих лет подталкивало жителей к переезду в более жизнеспособные поселения, сократило финансирование.

В результате квартиры остались без отопления, и люди вынуждены были устанавливать свои собственные устройства, чтобы не замерзнуть.Водопроводная вода также была отключена, в результате чего жители зависели от поставок канистр, наполненных из колодца.

В доме г-жи Шевчук 30 квартир, но заняты только три. Она полагается на дровяную печь, которую она установила в своей ванной, чтобы согреться.

Валентина Закора, которая до недавнего времени была мэром Атки, сказала, что в течение многих лет она пыталась убедить немногих оставшихся жителей переехать. Как относительная новичок — она ​​приехала в Атку 25 лет назад со своим мужем, механиком, — она ​​не могла понять, почему люди не хотели принимать правительственное предложение денег и бесплатного жилья где-либо еще.

«Я плакала каждый день в течение трех лет, когда впервые увидела это место», — вспоминает она. Воспитав там семью, прошлой весной она переехала в благоустроенный городок поближе к Магадану.

Она хотела бы, чтобы Атка выжила, но «для таких мест уже слишком поздно».

Исторический музей ГУЛАГа | Музей истории ГУЛАГа

Клиент: Музей истории ГУЛАГа
Продукт: Музей истории ГУЛАГа
Название: Выжившие
Медиа: Книга
Страна: Россия
Дата проведения акции: март 2019

Предыстория: Музей истории ГУЛАГа представляет собой подход мемориальных музеев, посвященных истории исправительно-трудовых лагерей под названием ГУЛАГ, которые служили инструментом государственной репрессивной политики в Советском Союзе в период с 1930-х по 1950-е годы.Около 20 миллионов человек были заключены в лагеря ГУЛАГа во время массовых репрессий в СССР, 2 миллиона там погибли. В настоящее время эта тема практически не освещается в СМИ, а осведомленность об этом черном пятне истории ужасающе низкая.

Идея: Мы хотим возобновить его и распространить знания среди молодежи: всегда помни, никогда не повторяй. Комикс — самый понятный и привлекательный формат для молодежи. Представляем ВЫЖИВШИЕ — графические романы, основанные на историях жертв ГУЛАГа Проект направлен на формирование у молодежи знаний о трагедиях в истории страны, чтобы каждый мог понять, насколько это важно для сохранения исторической памяти.Для выпуска книги без бюджета мы собрали деньги с помощью краудфандинга. Благодаря этому мы бесплатно опубликовали «Выживших». Для взаимодействия с молодежью мы перечислили для них средства массовой информации — образ жизни и местные СМИ, известных блогеров — а также сотрудничали с Министерством образования и университетами. Ученики и студенты загрузили электронную книгу o с помощью QR-кода или прочитали ее с помощью приложений для электронных книг, продолжая взаимодействовать с персонажами на веб-сайте музея, где их истории рассказываются дословно.

Результатов: С помощью краудфандинга мы создали бесплатную электронную книгу, содержащую трагические истории реальных выживших.Электронную книгу уже скачали более 300 000 раз. Релиз «ВЫЖИВШИХ» получил более 220 публикаций в СМИ, обсуждения на телевидении и массовый ажиотаж в социальных сетях. Благодаря такому массовому освещению как в традиционных СМИ, так и в социальных сетях на каждом этапе мы достигли 106 282 000 человек по всему миру. Электронная книга по-прежнему доступна для скачивания и еще долго будет доступна не только на русском языке, но и на английском языке. Формат графического романа настолько понравился младшей аудитории, что российский парламент начал обсуждать этот формат как средство изучения истории в школах.

Метеодьявол и буквы на ткани. Куратор Музея истории ГУЛАГа рассказывает об основных экспонатах / Новости / Сайт Москвы

Каждый экспонат из собрания Государственного музея истории ГУЛАГа — напоминание о судьбах людей, живших в стране, которой больше нет. Люди, жившие в самые тяжелые и страшные времена страны. Ольга Бровкина, научный сотрудник сектора музейного архивного хранения, выбрала пять вещей, за которыми стоит история человека и история всей страны.

Совместная статья Mos.ru и Мосгостура.

Хозяйственное мыло

Адам Гросблат и его невеста Евгения Айзенштат переехали в СССР из Польши в 1924 году, вдохновленные идеей революции. В Москве они поженились, а в 1926 году стали родителями маленькой Ирины. Адам работал на МЭС инженером-конструктором. В 1937 году он был арестован по делу о саботаже и срыве стахановщины на заводе. Евгения Гросблат находилась под наблюдением. Сломавшись под давлением и опасаясь за судьбу своих близких, женщина приехала на Лубянку, чтобы ее арестовали.

По совпадению супруги оказались в одном транспорте с заключенными. Во время смены вагонов на платформе Евгения услышала громкий крик: Женя! Она обернулась и увидела своего мужа. Их поместили в разные фургоны, но женщине все же удалось уговорить охранников передать Адаму вязаный свитер, подушку и кусок хозяйственного мыла, которые она разделила пополам.Но он не взял от жены последнего; он все вернул ей, оставив только кусок мыла. Ирина Сомова, дочь Адама и Евгении Гросблат, принесла его в музей.

Супруги Гросблат были полностью реабилитированы в 1955 году из-за отсутствия доказательств.

Письма на ткани

Семья Драгунских жила в Ростове-на-Дону. Белла была домохозяйкой и воспитывала четверых детей — двух сыновей и двух дочерей. В 1937 году арестовали ее мужа Исаака, а через год арестовали и ее.

После ареста родителей их дети жили с друзьями семьи. Однажды вечером к ним подошла женщина с узелком ткани. Она сообщила, что их мать была отправлена ​​в Казахстан, а поезд, в котором она ехала, находился в Батайске. Позже выяснилось, что Белла Драгунская писала детям записки на клочках ткани и выкидывала их из окна поезда. Проходившая женщина взяла письма и принесла их по указанному адресу.

Сестры Драгунские поехали в Батайск на встречу с матерью.На второй день они достигли назначенного места. Одна из сестер, Майя Драгунская, позже вспоминала этот момент как один из самых сильных в своей жизни: было настоящим счастьем видеть свою маму в уходящем поезде.

Белла Драгунская реабилитирована в 1956 году.

Маленькая книжка

Эта книга представляет собой рассказ с карикатурными зарисовками и ироничными куплетами о метеодьяволе, который преодолевает повседневные трудности. Ольга Раницкая, отбывающая наказание в Карлаге, вела этот дневник с 1941 по 1943 год.Женщина работала в лагере на метеостанции. Выйдя из тюрьмы, у нее родился сын Саша, для которого она создала веселого метеодьявола и сочиняла рассказы о его приключениях.

В 1943 году Раницкая получила известие о смерти сына. Ольге было некому передать дневник, поэтому она оставила его своей однокурснице. Рассказы Раницкой опубликованы: в 2017 году Государственный музей истории ГУЛАГа выпустил книгу «Метео-черт. Работа и будни ». К сожалению, все фото автора утеряны.

Ольга Раницкая реабилитирована в 1956 году.

Скульптура Георгия Лаврова

Георгий Лавров — советский скульптор, автор композиции «Спасибо, товарищ Сталин, за наше счастливое детство». Художник выполнил эту работу по фотографии 1937 года, на которой девушка Геля Маркизова дарит цветы Иосифу Сталину. Через год ее отца арестовали как врага народа, поэтому на всех снимках с вождем Гелю заменили другим ребенком — сборщицей хлопка.А Лаврова арестовали в 1938 году и отправили на Колыму.

Вернувшись из лагеря, художник продолжил создавать новые работы. И переосмыслить старые. В 1962 году он переименовал скульптурную композицию Echo of War , созданную в 1934 году. Новое название было намного горьким, чем старое — Дети незаконно репрессированных родителей. Сироты режима . Вдова скульптора передала скульптуру с двумя именами в Государственный музей истории ГУЛАГа.

Георгий Лавров был полностью реабилитирован в 1954 году.

Открытки

Александр Минович Черноцан родился в семье священника и пошел по стопам отца. Впервые протоиерей Черноцан был арестован в 1925 году и отправлен сначала в ссылку, а затем на Соловки, где отбывал наказание с 1928 по 1931 год.

Он послал открытки своему сыну Пете из лагеря; они были наполнены теплыми словами и подробностями о лагерной жизни.Семья так и не воссоединилась: сначала умерли Петр, затем его второй сын Николай с женой. В живых осталась только дочь Татьяна.

После Соловков Александра Миновича сослали в Удмуртскую АССР, затем в Арзамас. Там он был арестован за участие в церкви и фашистской диверсионной террористической организации и приговорен к расстрелу.

Александр Черноцан был реабилитирован посмертно в 1989 году. Его внучка передала в дар музею открытки из соловецкого лагеря.

Интерактивная карта ГУЛАГа

2017 — 2019 Источник фото / автор: Музей истории ГУЛАГа

Цели проекта

Интерактивная карта ГУЛАГа — наглядное представление истории советской лагерной системы. Это постоянно обновляемая база данных по истории и географии исправительно-трудовых лагерей, действовавших в СССР с 1918 по 1960 год. Карта создана Историческим музеем ГУЛАГа.

Описание проекта

Проект показывает масштабы советской карательной системы, лагеря для заключенных которой были разбросаны по всей стране — от Балтийского моря и Крыма до Чукотки. На карте показано зарождение и эволюция этого явления, его кульминация во время Великой Отечественной войны и окончательный упадок в 1960 году.

Большинство лагерей ГУЛАГа имело производственную специализацию.Они занимались сельским хозяйством, лесоводством, добычей полезных ископаемых, строительными заводами, железными дорогами и другими объектами. В некоторых трудовых лагерях преступники жили бок о бок с политическими заключенными, в то время как другие, так называемые «специальные лагеря», предназначались исключительно для содержания заключенных, осужденных по 58-й статье Уголовного кодекса РСФСР.

На карте отмечены исправительно-трудовые, специальные, фильтровальные и фильтрационные лагеря. При прикосновении к красной точке на карте откроется окно с географической, исторической и экономической информацией о каждом лагере.На данный момент на карте представлено более 550 палаточных лагерей на территории СССР и за его пределами.

Результаты проекта

В будущем проект направлен на добавление первых лагерей в РСФСР и лагерей особого назначения НКВД в Восточной Германии, детских колоний и раздела, посвященного этническим депортациям и изгнанию кулаков. Кроме того, карта будет пополнена фотографиями, документами и биографиями известных заключенных.

Музей истории ГУЛАГа приглашает к сотрудничеству историков из регионов России и приветствует любую информацию о лагерях и их частях. Особый интерес представляют картографические материалы, фотоальбомы НКВД и МВД СССР, статистическая информация, материалы из региональных архивов и музеев, а также современные фотографии «Следы ГУЛАГа», которые будут добавлены в качестве справочной информации на интерактивную карту. .

По всем вопросам обращайтесь по телефону gulagmap @ gmig.ru

Узнать больше

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *