Музей
осударственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская cлобода» расположен в первоклассных памятниках русской дворцово-храмовой архитектуры XVI века, бывшей загородной резиденции московских государей. Основанный в 1919 году по распоряжению Главнауки Наркомпроса РСФСР, он прошел сложный путь развития.
Документы, положившие начало организации музея:
В 1928-1937 гг. музей являлся филиалом Государственного исторического музея Москвы, с 1974 г. – Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 1994 году Постановлением правительства РФ музей «Александровская cлобода» был преобразован в музей-заповедник Федерального подчинения, что позволило начать серьезное изучение редчайших памятников, спасти от разрушения уникальный дворцово-храмовый ансамбль, провести на всех 14 объектах комплексные реставрационные работы.
Музеефикация уникального архитектурного комплекса предотвратила его разрушение.
Экспозиции, созданные в контексте концепции:
«Государев двор в Александровской слободе», «Дворцовые палаты XVI века царя Ивана IV», «Средневековые подвалы», «Сокровища земли александровской», «Александровская слобода. Легенды и были» -отражают историю становления единого российского государства, роль Александровской слободы в этом важнейшем процессе, подчеркивают ее значимость для европейской истории и культуры.
Привлекая ведущих ученых современности к изучению историко-культурного наследия Александровского кремля, музей-заповедник проводит Международные научно-практические конференции, а также «Зубовские чтения» по проблематике российского средневековья.
Благодаря творческой работе коллектива музей является ведущим экскурсионно-туристическим объектом региона, одним из востребованных музеев России, достигнувшим около 500 тыс. посещений в год. В настоящее время в нем разработано свыше 20-ти интерактивных музейных программ для различных возрастных категорий посетителей. Сегодня музей-заповедник – это современный социокультурный центр, важнейший ресурс развития инфраструктуры региона. Это – визитная карточка города, место, где александровцы отмечают важнейшие события в своей жизни – деловые успехи, юбилеи предприятий, бракосочетания, именины, последний школьный звонок, посвящения в гимназисты, балы выпускников-медалистов. Сюда приводят самых почетных и дорогих гостей города.
Незаурядный и талантливый человек, директор музея Алла Сергеевна Петрухно, в содружестве с видными учёными, известными искусствоведами, прославленными деятелями искусств создала один из самых интересных и самобытных музеев России по изучению и представлению эпохи царя Ивана Грозного, воплотив в жизнь идею сохранения историко-культурного наследия Александровской слободы.
Музей-заповедник «Александровская слобода» провел перезагрузку
№71
Материал из газеты
Здесь избавились от витрин в пользу иммерсивного действа: посетители могут посидеть за столом Ивана Грозного и отведать кваса под рассказы о том, как самодержец принимал послов, или поучаствовать в смотринах царских невест
Андрей Рымарь
06.03.2019
Распятская церковь-колокольня на территории музея-заповедника «Александровская слобода».
Фото: Юлия Батурина/Лори
Дорога от вокзала к Государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику «Александровская слобода» проходит через центр города, но увидеть что-то особенное не удается. Блочные пятиэтажки. «Магнит» и «Пятерочка», стоящие напротив друг друга. Церковь. Еще церковь. Несколько домиков XIX века. «А чем здесь люди в основном заняты?» — «Москвой. Утром садятся в электричку и едут на работу. Почти два часа туда и два обратно». Когда-то в городе был завод, который производил телевизоры марки «Рекорд», а также НИИ, где выращивали алмазы. Теперь работать почти негде.
У музея — своя история, не менее драматичная. В Александровской слободе Иван Грозный провел 17 лет, сделав ее столицей созданного им опричного государства, и покинул ее после смерти сына (по одной из версий, им же убитого). Потом здесь был женский монастырь, и наконец появился музей — краеведческий. В 1928 году он стал филиалом Государственного исторического музея. Столичные музейщики, как могли, продолжали взятую Иваном IV линию на «собирание земель русских», и все ценные экспонаты из Александрова перекочевали в Москву. Процесс избавления слободы от «непрофильных коллекций» довершил Владимиро-Суздальский заповедник, которому музей достался в 1974 году в качестве филиала.
По словам директора «Александровской слободы» Аллы Петрухно, мысль создать тут заповедник, связанный с эпохой Ивана Грозного, появилась в 1988 году. «К этому времени музей остался с двумя коллекциями: радиоаппаратуры и тканей, — вспоминает она на юбилейной пресс-конференции. — Территория была застроена гаражами, сараями… То, что мы замыслили, казалось несбыточной мечтой: все понимали, что предметов XVI века по пальцам пересчитать даже в крупных музеях. Тем не менее за 15–20 лет ее удалось реализовать. Появился музей, который многие называют первым музеем Ивана Грозного».
Журналистов ведут посмотреть на обновленные к юбилею экспозиции. «Наша цель — не просто показать экспонаты, а дать посетителю почувствовать, как жили здесь во времена Ивана Грозного», — говорит экскурсовод Наталья Копейкина. В Покровской церкви, домовом храме Ивана IV, вполне солидная экспозиция о главных деяниях первого русского царя. Здесь и монарший трон, и парсуны Грозного и его приближенных, и вооружение того времени, поддон для подсвечника с изображением опричника и увеличенные миниатюры с изображением разгрома Новгорода. Конечно, большинство предметов — копии, но что же с того? Музей продолжает бороться и за подлинники. «Мы недавно купили „Часовник“, напечатанный здесь Иваном Федоровым, а всего их в мире сохранилось три», — расскажут нам чуть позже. Под куполом церкви раскрыты росписи XVI века, и с помощью интерактивного киоска можно их рассмотреть подробно.
Мультимедиа вообще довольно много. Вот, скажем, интерактивная карта, на которой можно проследить, как Грозный год за годом увеличивал территорию державы. Таким собирателем земель и укрепителем центральной власти он в основном и предстает в программах музея.
«Как-то на вокзале в Москве я разговорилась с представителем российско-швейцарской турфирмы, — вспоминает Алла Петрухно о том, как она нашла путь к популярности вверенного ей музея. — „Да что же вы их возите в Сергиев Посад, а не к нам?“ — спросила я. „Какие же ваши музеи все скучные, какие же они одинаковые! — ответил он. — В Западной Европе я прихожу во дворец — и чувствую атмосферу. А у вас? Витрины, витрины, витрины“. Для меня это был шок. Я приехала в Александров, собрала ученый совет и сказала: „Завтра разбираем экспозицию в Столовой палате. Мы пойдем другим путем“».
Другой путь, открытый директором Александровской слободы, заключался в том, чтобы делать проекты в жанре иммерсивного театра, как сейчас это модно называть. В Столовой палате теперь полумрак, звучат мрачные песнопения, сочиненные, по словам сотрудников музея, самим Грозным. Посетителям предлагают посидеть за столом самодержца, отведать квасу и ржаной лепешки, выпеченной по средневековому рецепту. Ну и рассказывают о том, как Грозный принимал послов.
На другой программе одного из посетителей обряжают в царские одежды, посетительниц — в сарафаны и устраивают смотрины царских невест, состоящие из нескольких несложных конкурсов. Памятуя об обещании «дать почувствовать, как жили при Иване Грозном», ждешь, как будет обыграна смерть одной из выбранных в Александровской слободе невест через несколько дней после свадьбы, насильственное пострижение в монахини другой и утопление третьей (что, впрочем, не доказано достоверно). Но веселье не омрачается ничем.
О мрачном удается поговорить в церковном подвале, где находим дыбу, светодиодно краснеющие угли и двух манекенов: одного в колодках, другого — с топором и почему-то в высокой боярской шапке. «Вообще в подвале церкви, конечно, никаких застенков быть не могло, — объясняет экскурсовод, — но мы все же решили их устроить, чтобы рассказать о Средневековье, о том, что отношение к пыткам тогда было другим: считалось, что, истязая тело, спасают душу. Но масштабы казней Ивана Грозного ни в какое сравнение не идут с тем, что тогда творилось в Европе…» — «А зачем ему топор? Он же вроде пытает, а не убивает? А шапка?» — «Пробовали без топора, но сразу становилось как-то нестрашно. А шапку надо, конечно, переделать».
Наверное, гигантский шаг навстречу публике стоит некоторых перегибов (тем более что они так свойственны характеру первого русского царя). А шаг действительно большой. У музея появился неплохой сайт, в соцсетях и даже на платформе «Яндекс.Дзен» ведется бурная деятельность. Разработан фирменный стиль. Ежегодный праздник «Иванов день», основанный на театрализованном погружении в историю, собирает все больше посетителей и даже стал лауреатом премии в области событийного туризма «События России». Юбилей музея будет отмечаться весь год. В программе и пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, и шахматный турнир, и театрализованное чтение «Песни про купца Калашникова» с Даниилом Спиваковским, и публикация новой книги, и открытия выставок. Даже идут переговоры с «Битвой экстрасенсов». «Пусть узнают, убивал ли Иван Грозный сына или нет…»
Посещаемость музея ежегодно растет, дойдя в 2018-м до 126 тыс. Население города каждый год уменьшается, упав в 2017-м ниже цифры в 60 тыс. жителей. Все едут в Москву, «собирание земель русских» продолжается. Осенью музей организовал опрос в соцсетях: нужно ли поставить в Александрове памятник самодержцу? «За» был отдан 391 голос, «против» — 47.
Подписаться на новости
Музеи Московского Кремля: — Иван IV Грозный
Иван IV Грозный
- Weigel.<br />Engraving from the book "Veracious portraits of Moscow rulers". Fragment.<br />Nuremberg, second half of the XVIth century.<br />Saint-Petersburg, 1882</p></p>»> Портрет Ивана Грозного
- Корона Казанская
Россия, середина XVI в.
Мастерские Московского Кремля (?).
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; чеканка, литье, гравировка, чернь, скань <br />Ivory, velvet, brocade, wood; carving, casting, gilding.<br />Height: 138,0 cm; width: 64,0 cm.<br />Belonged to Tsar Ivan IV the Terrible</p></p>»> Трон, покрытый пластинами из слоновой кости
Гл. Вайгель.
Гравюра из книги «Правдивые портреты московских правителей». Фрагмент.
Нюрнберг, вторая половина XVI века.
Санкт-Петербург, 1882 г.
Западная Европа, XVI век.
Слоновая кость, бархат, парча, дерево; резьба, литье, золочение.
Рост: 138,0 см; ширина: 64,0 см.
Принадлежал царю Ивану IV Грозному
PrevNext
Иван IV Грозный
(25.8.1530-18.3.1584)
Старший сын князя Елены Великой Московской и Глинской Великой Московской.
Великий Князь Московский (1533-1547)
Первый царь России (1547-1584)
Коронован на российский престол в 1547 году. Первый царь России. Для его коронации был разработан специальный церемониал. Он проходил в Успенском соборе Московского Кремля. В центре украшенного собора находились алтарная подставка для царских регалий и высокая ступенчатая площадка, на которой стоял царский трон. Возле престола стояло кресло митрополита, а по обеим сторонам помоста — скамьи для причта. Царские регалии были доставлены в собор и возложены на специально приготовленную алтарную подставку, обтянутую драгоценными тканями. В ключевой момент Церемонии митрополит Макарий возложил на Ивана IV (Грозного) крест, золотую цепь, барму и Корону Мономаха, наследственный венец русских государей. С этого времени в течение всего XVII века постановку на княжение совершали Главы Русской Церкви.
Казанская корона
Россия, середина XVI века
Казанская корона датируется 1553 годом. в русской истории. Среди них взятие Казани в октябре 1552 г. и присоединение Казанского ханства к Русскому государству. Драгоценная корона могла быть изготовлена кремлевскими ювелирами в связи с успешным решением столь важной для Московии «восточной проблемы». Его название могло бы увековечить память о славных победах русских воинов. В облике короны сочетаются национальные и восточные художественные традиции. Некоторые элементы напоминают традиции декора русских храмов той эпохи. В то же время, сочетание камней, например. красные турмалины и рубины с синей бирюзой и резным орнаментом из вяжущих трав на фоне черни представляют восточное художественное влияние.
Престол
Западная Европа, XVI век.
Принадлежал царю Ивану Грозному.
Древнейший парадный престол России середины XVI века является образцом культуры Возрождения. Он выполнен в виде стула и украшен пластинами из слоновой кости и моржовой кости с вырезанными мифологическими, геральдическими и жизненными сценами. Особо следует упомянуть плиты с изображением жизни царя Давида, так как на Руси царю Давиду поклонялись.
up
Moscow Kremlin Museums: — Helmet of Ivan the Terrible
Front Hall of the Armoury Chamber
- Organized by:
- the Moscow Kremlin Museum, Royal Armoury in Stockholm
The Royal Armoury в Стокгольме находится старейший музей Швеции с коллекцией, содержащей шедевры ювелирного и оружейного искусства, т.
е. королевские сокровищницы, оружие и доспехи, представляющие высокую историческую и культурную ценность.Одним из самых выдающихся экспонатов музея является шлем русского царя Ивана IV. Он служил свидетельством древней исторической эпохи и достоин особого внимания своей интересной судьбой.
Шлем выкован из стали, украшен техникой чеканки и золотыми насечками. Имеет остроконечную вершину с шипом для крепления яловецкого флажка. В летописях XVI-XVII вв. такой головной убор упоминается как шелом или шолом шлемы.
Шлем не только идеально функционален по форме, но и исключительно декоративен. Его поверхность разделена на чередующиеся узкие участки-лепестки, инкрустированные цветами и растительными орнаментами из золота. Его корона украшена орнаментальными полосами с насечками в золоте, одна из которых имеет тонкий узор, имитирующий восточные надписи. Стиль оформления шлема, сходный с орнаментом турецкого оружия, свидетельствует о мастерстве русского мастера, владевшего искусством насечки и инкрустации золотом.
Между двумя орнаментальными полосами, расположенными вокруг венца, узкая надпись на древнерусском языке гласит: «ШЕЛОМ КНЯЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА СЫНА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РУСИ». По ней исследователи могут предположить, что шлем был выполнен до 1547 года — времени принятия великим князем Московским Иваном Васильевичем царского титула.
Существует несколько версий легенды о том, как этот шлем, выполненный в Оружейной палате Московского Кремля, стал экспонатом коллекции Королевской Оружейной палаты в Стокгольме. Он мог быть захвачен в Смутное время 1611-1612 годов и затем доставлен в Польшу, Варшаву, королю Сигизмунду. В 1655 году, когда войска Польши были разбиты шведской армией, он мог быть передан из Варшавы в Королевскую оружейную палату в Стокгольме в качестве экспроприированного трофея.
По другой версии, шлем попал в руки шведов в 1574 году во время битвы у замка Лоде в Эстонии, когда шведские войска одержали победу над русской армией. Много трофеев было захвачено и с торжественной церемонией доставлено в Ревель.