Музей корнея чуковского в переделкино официальный сайт: Виртуальная экскурсия

Переделкино/Peredelkino


Музей Чуковского сохраняет необычный для Переделкина желтый цвет, в который его красили еще при хозяине

Дом-музей К.И. Чуковского

 Официальная информация

(предоставлена отделом по связям с общественностью Гослитмузея 15.02.2017)

 Адрес: г. Москва, пос. Внуковское, пос. ДСК «Мичуринец», ул. Серафимовича, д. 3

Телефон: 8 495 593-26-70

График работы:

Вт, Ср, Чт, Пт, Сб, Вс — с 10:00 до 17:00 (касса до 16:30)

Пн — выходной день

Последний день месяца — санитарный день

Официальная страница на сайте Государственного литературного музея: http://goslitmuz.ru/museums/dom-muzey-k-i-chukovskogo/

Facebook. Дом-музей К.И. Чуковского в: https://www.facebook.com/ChukovskyHouse/

Электронная почта: [email protected]

Вышестоящая организация: Государственный литературный музей

Адрес: 121069, г. Москва, Трубниковский пер., д. 17

ОПИСАНИЕ

Интерьер дома полностью воссоздан таким, каким он был в последние годы жизни писателя. Фотографии, графика, живопись, собрание книг напоминают нам о связях К. И. Чуковского с крупнейшими представителями русской культуры первой четверти ХХ века – Репиным, Блоком, Маяковским, Андреевым, Куприным,  Коровиным и многими другими.

Представлено около 6 тыс. единиц хранения, в том числе уникальная библиотека, в которой насчитывается около 5 тыс. книг. 

Усадьба и усадебные постройки сохранены такими, какими они были во время проживания там Чуковского.

Заведующий: С. В. Агапов, тел. (495) 593–26–70

Единиц хранения: около 6000

Площадь организации: экспозиционно-выставочная 100 м2, парковая 1,8 га

Количество сотрудников: 11, из них научных: 4

Вышестоящая организация: Государственный Литературный музей

(127051, город Москва, ул. Петровка, 28, (495) 625–12–26, 621–38–57,)

Виртуальные ресурсы: http://www.museum.ru/M489, www.peredelkino-land.ru, http://www.chukfamily.ru

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:

Уникальная библиотека русской литературы – около 5000 книг


Чуковский и Солженицын в Переделкине

*                    *                      *

*                         *                          *

Биографическая справка

Чуковский Корней Иванович

(имя при рождении – Николай Васильевич Корнейчуков; 1882–1969)

Литературный критик, историк литературы, поэт, переводчик, детский писатель, мемуарист.

Книги критики и литературно-критические статьи о русских писателях; «Искусство перевода», книга о языке «Живой как жизнь»; мемуарно-художественные книги; рукописный альманах «Чукоккала»; произведения для детей; книги о детской речи «От двух до пяти»; переводы; «Дневник». 

В Переделкине Чуковский жил на даче № 3 по ул. Серафимовича с 1938 по 1969.

Источник: Лобов Л., Васильева К. Переделкино. Сказание о писательском городке. М., 2010, С. 565.

(В этой книге имя К.И.Чуковского упоминается на стр. 13, 24, 25, 27, 29, 31, 47, 48, 54, 65–68, 70, 73, 76–81, 83, 84, 89–91, 113, 115, 116, 120, 125, 127, 129–131, 136, 138, 139, 142, 143, 145–157, 160, 168, 171, 185, 186, 192, 200, 211, 212, 219, 220, 232, 233, 235, 240, 247, 248, 261, 272, 282, 283, 285, 304, 310, 314, 315, 317, 340, 341, 359, 369, 370, 373, 375, 377, 378, 381, 383, 387, 389–395, 399, 401, 414, 421, 423, 430, 438, 449, 454–457)


Переделкинская писательница Алла Рахманина и автор сайта Кира Васильева во флигеле музея Чуковского. Фото Льва Лобова, апрель 2008


Во флигеле музея Чуковского, слева направо: Алла Рахманина, Кира Васильева, неизвестный, писатель Владимир Личутин, писатель и литературовед Олег Михайлов (он готовится рассказывать о своей переписке с Борисом Зайцевым, который умер в 1972 году в Париже, не дожив двух недель до своего девяносто первого дня рождения), сотрудник музея Чуковского, писатель и директор издательства «Звонница-МГ» Георгий Зайцев (однофамилец Бориса Зайцева). Фото Льва Лобова, апрель 2008

Видеоресурсы

Дополнительная информация

*                          *                              *

АКЦИЯ! Финальная суперраспродажа книги «Переделкино. Сказание о писательском городке». Последние 30 экземпляров с 65 %-ной скидкой по специальной цене 2350 руб, включающей доставку по Москве в пределах МКАД, а также в Переделкине, Солнцеве, Ново-Переделкино, Одинцове. Ждем ваших заказов на почту [email protected].

Из рецензии: «Как нет Пушкина без Болдинской осени, так нет русской литературы ХХ века без Переделкина. Старожилы легендарного поселка, даже тот же Корней Чуковский, были уверены: однажды появится роман, в котором будет вся история Переделкина. Такого романа еще нет. Но исследование, которое связало литературный ХХ век с Переделкином, появилось — и читается лучше любого романа. Книга “Переделкино. Сказание о писательском городке” жителей поселка, журналистов и литераторов Киры Васильевой и Льва Лобова — невыдуманный роман, по которому можно изучать наше недавнее прошлое». 

МК, 17.02.2011.

Из рецензии: «Уникальный труд Льва Лобова и Киры Васильевой — удачный симбиоз богато иллюстрированной двуязычной краеведческой энциклопедии, подробнейшего путеводителя и историко-литературного исследования. Читается книга увлекательнее любого романа». Журнал «Профиль», № 13, 11 апреля 2011

Книга Льва Лобова и Киры Васильевой о Переделкине была удостоена диплома Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, была представлена от России на Лондонской книжной выставке-ярмарке 2011 года.

Из письма авторам: Уважаемый Лев Александрович! Книгу Вашу получила! Восторгу нет предела! Не книга - сокровище: невероятный объём материала, уникальные фотографии, любимые знакомые лица… Спасибо за ИСТОРИЮ из историй, собранных так любовно! Самая искренняя благодарность Вашему соавтору, Кире Владимировне! Будьте, пожалуйста, здоровы и благополучны! С уважением, Крутова Лола

 

Оставить комментарий

экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея

Дом-музей Чуковского в Переделкино (Московская область, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

Увидеть своими глазами тот самый телефон, по которому звонил слон, или кувшин, мелькавший на страницах «Мойдодыра». Заглянуть в уютный и славный мир автора «Тараканища». Понять, что не единой «Мухой-Цокотухой» славен этот гениальный и добрейшей души человек можно только в этом самом доме в Переделкине.

Всю свою жизнь Корней Иванович Чуковский переживал, что позолоченное брюшко и усатый таракан заслонили своими яркими образами его другие произведения. Однако неизменно писал детские стихи, приглашал к себе в гости детвору со всего поселка, рассказывал им сказки и вел умную, живую беседу, за что был обожаем от мала до велика. Его дом как нельзя лучше рассказывает нам о внутреннем мире автора. Удивительная атмосфера старинного деревянного особнячка, где все осталось ровно в таком состоянии, как и при жизни Корнея Ивановича, затягивает в свой немного пыльный, светлый и бесконечно радостный мир. Мир сказок и стихов, мир любителя калош Тотоши и отважного комарика, победившего паука.

Дом-музей Чуковского в Переделкине кажется настолько настоящим, что каждую минуту ожидаешь вот-вот увидеть писателя за работой. Или одного из его гостей, потягивающего кофе где-нибудь в саду. Помимо вот этой редкой атмосферы, дом знакомит с интересной экспозицией фотографий, живописи и книг Корнея Ивановича, где есть все величайшие представители русской культуры первой четверти 20 столетия — Репин, Блок, Маяковский, Куприн, Коровин.

Удивительная атмосфера старинного деревянного особнячка, где все осталось ровно в таком состоянии, как и при жизни Корнея Ивановича, затягивает в свой немного пыльный, светлый и бесконечно радостный мир.

Но благодарить за столь ценные минуты пребывания в нетипичном интеллигентом доме начале 20 века нужно дочь писателя — Чуковскую Лидию Корнеевну, которая еще при жизни отца не могла отказать в экскурсии первым группам посетителей. Она же сохранила в нетронутом виде комнату, где жил А. И. Солженицын. Здесь сохранился и рабочий стол автора, и экспонаты, напоминающие о его творчестве и тяжелой судьбе.

Отдельное удовольствие — прогуляться по зеленой территории музея, проще говоря — по саду. Ведь здесь можно побывать на той самой костровой площадке, где по традиции каждую осень и весну собиралась ребятня во главе с Чуковским и жарила картошку, пела песни, рассказывала страшилки, неустанно продолжая восхищаться самым светлым, добрым и интересным жителем поселка. Надо сказать, что столь забавную традицию поддерживают и в наши дни: каждый год на этой самой костровой площадке устраиваются увлекательные праздники для детей всех возрастов.

Дом-музей Чуковского

Координаты

Адрес: Московская область, Ленинский район, городок писателей «Переделкино», ул. Серафимовича, 3. Тел.: (495) 593—2670. Веб-сайт.

Как добраться: на электричке от киевского вокзала до станции «Переделкино».

Часы работы: вт-вс 11:00 до 18:00, Пн — выходной день. Только экскурсионное обслуживание, посещение по предварительной договоренности.

Вход: 200 RUB, льготный — 150 RUB.

Цены на странице указаны на март 2020 г.

О музее

ИСТОРИЯ МУЗЕЯ

Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственный литературный музей) имеет богатую и сложную историю. По свидетельству автора концепции центрального литературного музея страны Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича (1873–1955), идея музея сформировалась ещё в 1903 году, когда он находился в эмиграции в Женеве.

История нынешнего ГМИРЛИ имени В. И. Даля восходит к созданию двух музеев, посвящённых наследию великих русских классиков. Московский государственный музей имени А. П. Чехова был основан в октябре 1921 года, его коллекции ныне находятся в фондах ГМИРЛИ имени В. И. Даля, ведущего свою родословную именно от этой даты и готовящегося в октябре 2021 года отметить своё столетие.

Инициатива создания музея другого русского классика, Ф. М. Достоевского, также была выдвинута в 1921 году, накануне столетия писателя. Музей Достоевского был основан в 1928 году, а в 1940 году вошёл в состав главного литературного музея страны.

Особое значение в истории ГМИРЛИ имени В. И. Даля имеет создание в 1933 году по инициативе В. Д. Бонч-Бруевича Центрального музея художественной литературы, критики и публицистики. В его фондовые коллекции были включены музейные предметы, приобретённые, в том числе, в результате работы учреждённой в 1931 году государственной Комиссии по выявлению находящихся за границей памятников литературы и искусства народов СССР. Для обеспечения работы комиссии были выделены значительные финансовые средства, в том числе из золотовалютных резервов. Если учесть, насколько непростым для СССР был период на рубеже 1920–1930-х годов, становится очевидным, что создание и развитие главного литературного музея литературоцентричной страны являлось важнейшей государственной задачей.

16 июля 1934 года приказом наркома просвещения Центральный музей художественной литературы, критики и публицистики был упразднен, вместо него был создан Государственный литературный музей, который, согласно этому приказу, уже не имел юридической автономии и был введён в состав Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Начался нелегкий период в работе главного литературного музея страны, которому вскоре удалось вернуть статус самостоятельного учреждения культуры.

К концу 1930-х годов коллекция музея насчитывала сотни тысяч реликвий — рукописей, книг, документов, фотографий, предметов живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, мемориальных вещей. Именно тогда в музее появились многие ценные собрания, сформировался высокопрофессиональный коллектив, началась интенсивная научная и издательская деятельность.

В 1941 году по решению правительства большинство рукописей из собрания музея были изъяты и переданы в ведение Главного архивного управления, подведомственного наркомату внутренних дел. Несмотря на это, благодаря интенсивной собирательской работе, музей со временем вновь стал одним из крупнейших хранителей материалов по истории отечественной литературы.

26 июля 1963 года, согласно приказу Министерства культуры СССР, музей официально получил статус «головного музея, на который возложена координация научно-исследовательской и экспозиционной работы однопрофильных музеев страны и оказание им консультативной и методической помощи». В течение следующих десятилетий при непосредственном участии сотрудников флагманского литературного музея страны были созданы десятки музеев в разных регионах СССР, в том числе крупные и ныне широко известные, были обновлены многие постоянные экспозиции ведущих литературных музеев. В 1984 году музей был награжден Орденом Дружбы народов.

В 2015 году по предложению музея была сформирована Инициативная группа ведущих литературных музеев России, а затем — Ассоциация литературных музеев, с 2018 года работающая на правах секции Союза музеев Российской Федерации.

В апреле 2017 года флагманский литературный музей страны получил новое официальное наименование: Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля. Это название в полной мере соответствует не только современной миссии крупнейшего литературного музея страны, но и замыслу создателя научной концепции музея В. Д. Бонч-Бруевича, считавшего, что краеугольным условием существования такого крупного учреждения культуры должно быть сочетание функций пяти культурных институций: собственно музея, а также архива, библиотеки, исследовательского института и научного издательства.

На сегодняшний день коллекция музея составляет свыше полумиллиона единиц хранения, что позволило создать более десяти мемориальных экспозиций, ныне известных не только россиянам, но и далеко за пределами нашей страны: «Музей-квартира Ф. М. Достоевского», «Дом-музей А. П. Чехова», «Дом-музей А. И. Герцена», «Дом-музей М. Ю. Лермонтова», «Музей-квартира А. Н. Толстого», «Музей Серебряного века», «Дом-музей М. М. Пришвина» в деревне Дунино, Дом-музей Б. Л. Пастернака» в Переделкине, «Дом-музей К. И. Чуковского» в Переделкине, «Информационно-культурный центр „Музей А. И. Солженицына“ в г. Кисловодске».

В составе ГМИРЛИ имени В. И. Даля работают две выставочные площадки в отделах «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» и «Доходный дом Любощинских-Вернадских», который также является центральным административным зданием.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

  1. Ремонтно-реставрационные работы и реэкспозиция отдела «Дом-музей А. П. Чехова».

  2. Создание на базе отдела ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Музея истории литературы ХХ века», в который войдут экспозиции посвященные литераторам разных эстетических направлений и судеб — и тем, кто был официально признан в советскую эпоху (А. В. Луначарский), и гонимым, запрещенным писателям (О. Э. Мандельштам), а также авторам Русского зарубежья (А. М. Ремизов).

  3. Открытие в составе ГМИРЛИ имени В. И. Даля к 200-летию Ф. М. Достоевского Музейного центра «Московский дом Достоевского».

  4. Создание современного комплексного депозитария, в составе которого будет открыт инновационный «Музей звучащей литературы» и организованы открытые хранения музейных предметов.

  5. Комплексная модернизация и реэкспозиция отдела «Музей Серебряного века» и создание на его основе Музейного центра «Серебряный век».

  6. Создание в составе ГМИРЛИ имени В. И. Даля Национального выставочного центра «Десять веков российской словесности», в котором впервые в российской музейной практике будет создана постоянная экспозиция по истории отечественной литературы.

В начало

МИССИЯ МУЗЕЯ

  • Первая составляющая миссии: разработка и реализация принципов представления музейными средствами истории русской литературы на всем протяжении ее развития.
  • Абсолютно все литературные музеи Российской Федерации, кроме ГМИРЛИ, включая наиболее крупные, посвящены либо творчеству одного крупного писателя, либо определенному периоду развития литературы, либо группе литераторов, представляющих определенный регион. Поэтому музейное представление всей истории русской литературы входит исключительно в миссию ГМИРЛИ.

    Этот факт всегда осознавался в прошлом, достаточно вернуться к двум цитатам, предпосланных настоящей концепции в качестве эпиграфов. И Вера Степановна Нечаева (один из основателей Дома-музея Ф. М. Достоевского, старейшего музейного отдела, ныне входящего в состав ГМИРЛИ), и Клавдия Михайловна Виноградова (многолетняя заведующая Домом-музеем А. П. Чехова — отдела нашего музея) в один голос говорят о том, что главной задачей флагманского литературного музея страны является создание единой историко-литературной экспозиции.

    В. С. Нечаева в 1932 году пишет, что «Перестройка литературных музеев едва начата, — для ее успешного продвижения следует перейти к созданию музея литературы, отражающего ход развития исторического процесса в России».

    К. М. Виноградова через 30 лет, в 1961 году подчеркивает, что «музей вплотную приступил к подготовке экспозиции по истории русской литературы с древнейших времен до нашей современности. Однако, отсутствие помещения лишает его возможности развернуть эту экспозицию в полном объеме».

    Приходится констатировать, что данная задача не решена и по сей день и остается главной составляющей миссии ГМИРЛИ.

  • Вторая составляющая миссии: организация сетевого взаимодействия российских литературных музеев.
  • Еще в 1960-е годы тогдашний Государственный литературный музей официально был наделен полномочиями Всероссийского научно-методического центра в области организации работы и методического содействия развитию всех литературных музеев страны. Приказом Министерства культуры СССР от 26 июля 1963 года № 256 музей утвержден «головным музеем, на который возложена координация научно-исследовательской и экспозиционной работы однопрофильных музеев страны и оказание им консультативной и методической помощи».

    За прошедшие десятилетия подобное содействие было оказано более чем пятидесяти литературным музеям, из них некоторые были созданы при непосредственном участии специалистов флагманского музея (иногда — на основе экспонатов, переданных из его коллекции), либо в этих музеях были открыты при содействии головного музея новые экспозиции.

    В наши дни реализация этой составляющей миссии ГМИРЛИ приобретает особое значение, поскольку ставится задача организации сетевого взаимодействия литературных музеев с использованием современных средств коммуникации и электронных технологий.

    Именно в этих целях в 2016 году по инициативе ГМИРЛИ и Государственного музея А. С. Пушкина была создана Ассоциация литературных музеев в составе Союза музеев России.

    В состав инициативной группы по созданию Ассоциации, помимо инициаторов — ГМИРЛИ и ГМП, — вошли крупнейшие литературные музеи России: Государственный музей Л. Н. Толстого (Москва), Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого „Ясная Поляна“», Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова, Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», Орловский объединённый государственный литературный музей И. С. Тургенева, Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково», Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина» в Крыму, Ульяновский областной краеведческого музея имени И. А. Гончарова, Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Санкт-Петербург), Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина (Московская область), Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького.

  • Третья составляющая миссии ГМИРЛИ — содействие решению важнейшей социальной задачи по поддержанию внимания и интереса к литературе и чтению.
  • В последние годы указанная задача приобрела особое значение: на государственном уровне созданы профильные федеральные программы, призванные содействовать развитию интереса к чтению: Национальная программа поддержки и развития чтения, Программа поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.

    В данных программах ГМИРЛИ не просто принимает деятельное участие, но и во многих случаях реализует функции инициатора, разработчика отдельных мероприятий. Примером деятельного участия музея в решении задач популяризации чтения может служить масштабный исследовательский выставочный проект «Россия читающая», реализованный музеем в 2015 году, который был официально объявлен в стране Годом литературы.

  • Четвертая составляющая миссии ГМИРЛИ: осуществление функций по музеефикации и экспонированию новейшей литературы.
  • Практика последних десятилетий показывает, что процесс создания новых литературных музеев идет достаточно медленно, для их организации требуются серьезные ресурсы. Помимо наличия коллекций, необходимы и значительные средства на обустройство мемориальных помещений. За последнее десятилетие были поддержаны инициативы по созданию очень немногих музеев современных писателей, среди них — А. И. Солженицын, В. И. Белов, И. А. Бродский, В. Г. Распутин. Это означает, что огромный пласт литературы новейшего времени оказывается вне музеефикации. Реликвии, связанные с жизнью и творчеством таких крупных писателей, как, например, Белла Ахмадулина или Фазиль Искандер, в лучшем случае оказываются в собственности коллекционеров, а в худшем вообще уходят из культурного обихода. В последние годы ГМИРЛИ приобрел известность не только в качестве популярной площадки для встреч, презентаций, обсуждений, связанных с современной литературой, но и как ресурсный центр музеефикации наследия недавно умерших, а в отдельных случаев и ныне здравствующих крупных писателей. При этом имеются в виду писатели новейшей эпохи, родившиеся, жившие и работавшие не только в столичных центрах, но и во всех регионах Российской Федерации.

  • Пятая составляющая миссии ГМИРЛИ: профессиональное музейное представление литературы разных эпох на международной культурной арене.
  • Помимо функций централизованного представления музейной истории литературы в разных регионах Российской Федерации, описанных в четвертой составляющих миссии ГМИРЛИ, весьма актуальна и задача представления и продвижения отечественной литературы за рубежом. Не подлежит сомнению, что именно ГМИРЛИ является наиболее универсальным ресурсным центром для организации выставочных, научных и культурных проектов, посвященных русской литературе, в музейных, научных, выставочных и образовательных центрах на территории зарубежных стран.

    Объем и структура коллекции музея позволяют готовить и реализовывать международные проекты самого высокого уровня. Только за последние несколько лет подобные выставки работали в Германии, Франции, США, Англии, Китае, Венгрии, Испании и других странах, также в России работали выставки, подготовленные в партнерстве с ведущими зарубежными музейными организациями. Среди крупнейших международных проектов последних лет — российско-немецко-швейцарская выставка «Рильке и Россия» (2017–2018, Марбах, Цюрих, Берн, Москва), выставка «Достоевский и Шиллер» в рамках фестиваля «Русские сезоны» (2019, Марбах).

    В начало


    
    писательские музеи в Переделкино — дома Пастернака, Чуковского, Окуджавы и Евтушенко

    Кроме музея важное место памяти – будка Лидии Чуковской, дочери Корнея Ивановича, редактора, писателя и, как бы мы сейчас сказали, политического активиста необыкновенной смелости. Будка – крошечный сараюшка, в которой она жила, будучи на даче. Жила по ряду причин, в основном в поисках тишины и из-за разного с отцом графика (он страдал бессонницей и очень рано вставал). Будка находится недалеко от основного дома, если идти вглубь участка. Там есть калитка в ограде и сама дверь в домик обычно открыта. Можно заглянуть, оценить размеры и попробовать немного почувствовать Лидию Корнеевну.

    «… мы много виделись с ними, потому что ведь я теперь — впервые! — могу в Переделкине жить и спать: мне выстроена на участке бука и я там живу! Девять метров. В глубине, в лесу. Если бы вы знали, как чудесно там просыпаться — рано утром — и сразу видеть лес — изнутри леса — и слышать птиц. И сразу выбираться на пень и — писать. Скоро этому конец, потому что будка без печки.

    Будка — прелесть, очень благоустроено внутри: свет, ковер, тахта, вентилятор. Но снаружи она похожа на ларек, и Марина прозвала ее: «Пиво-воды»… Лида ушла в Пиво-воды…» (из письма Л. Чуковской А. Пантелееву 11.08.1959 г.)

     

    Интересные факты.

    До будки этой не могла в последние годы дойти Анна Ахматова, общавшаяся с отцом и дружившая с дочерью. В Записках об Анне Ахматовой описано, как та собралась было, опираясь на руку Чуковской, дойти до будки, но поняла, что не сможет – осталась на лавочке перед домом посидеть.

     

    Про будку и Чуковскую подруга дома, поэтесса Инна Лиснянская написала стихотворение Топтун («топтун» — агент органов, осуществляющих слежку за неблагонадежными элементами).

    Обшарпаны стены,
    Топтун у ворот:
    «Опасная стерва
    В том доме живет.
    О русском народе
    Бесстыдно скорбит,
    Транзистор заводит
    Да суп кипятит.
    Перлового супу
    Хватает на пир,
    Читает сквозь лупу,
    А слышит весь мир,
    И в колокол Герцена
    Яростно бьет!»…
    Топтун свое зеркальце
    Вдруг достает,
    Чтоб вновь убедиться,
    Что он человек
    И с ним не случится
    Такого вовек.

    1974

     

    Перед входом на дачный участок Чуковский, напротив, на ограде дома творчества висят любопытные картины. В музее нам сказали, что их повесили лет 15 назад местный трудовик с детьми.

    Музей Чуковского в Переделкино

    Музей Чуковского в Переделкино

    19 июня 2010 года мы с Катюшей побывали на экскурсии в Переделкино. Вот в этом самом доме с 1938 по 1969 год жил и работал Корней Иванович Чуковский. Дорожка к дому идет мимо парка, где два раза в год проводят костры — в июне встречают лето, в сентябре — провожают. Такая традиция была во времена Чуковского, причем входным билетом на костер служили шишки

    Музей Чуковского в Переделкино

    Как у наших у ворот
    Чудо-дерево растет…
    Не листочки на нём,
    Не цветочки на нём,
    А чулки да башмаки,
    Словно яблоки!» (с)

    Музей Чуковского в Переделкино

    Эту библиотеку Корней Иванович построил на свои деньги для местных детишек.

    Музей Чуковского в Переделкино

    В гостиной на столе живет Мойдодыр, тот самый, который с самого раннего детства приучает малышей к чистоте и порядку. Видите тазик и кувшинчик? Дочка писателя Мурочка не любила умываться, вот он и сочинил для нее сказку, которую мы все знаем — «Мойдодыр».

    Музей Чуковского в Переделкино

    вот телефон, по которому Чуковский разговаривал с крокодилами, слонами и с другими зверями. Раньше в Москве телефоны были не только с цифрами на диске, но и с буквами. Цифр было 10 и букв тоже 10. И чтобы позвонить, например, Жирафу надо было набрать букву «Ж», Бегемоту – «Б». А вот как позвонить Слону? Ведь буквы «С» нет на диске. Догадались? Правильно, Слон ведь звонил от Верблюда, значит нужно набрать букву «В» и там будет Слон

    Музей Чуковского в Переделкино

    Мини чудо-дерево на рабочем столе писателя

    Музей Чуковского в Переделкино

    Комната писателя, в которой он жил и работал. Иногда, если его мучала бессоница, он просил своего старшего сына почитать ему, но читать нужно было грамотно, соблюдая все знаки препинания и правильно расставляя ударения. В противном случае Корней Иванович сильно гневался. Корней Иванович много читал, переводил иностранную литературу. Хотя из гимназии в свое время был исключен, когда по специальному указу учебные заведения «освобождали» от детей «низкого» происхождения. То есть по сути он самоучка.

    Музей Чуковского в Переделкино

    Этот абажур выполнен из коробки из-под торта. Еще мы познакомились с волшебной музыкальной шкатулкой. Если посмотреть в нее, то станешь добрым и красивым Посмотрели на озорную пружинку, которая сама скачет по лестнице. Прогулялись по парку, в котором очень-очень высокие сосны. Помахали на прощание чудо-дереву. И довольные отправились домой

    Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкине

    В музее хранятся книги из семейной библиотеки Корнея Чуковского, автографы Анны Ахматовой, Александра Твардовского, Василия Розанова, мантия доктора литературы Оксфордского университета, вдохновивший автора первой обложки «Мойдодыра» кувшин и другие памятные вещи.

    Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Дом-музей К.И. Чуковского в Переделкино

    История

    Корней Чуковский получил дачу в писательском поселке Переделкино в 1938 году. Сначала он проводил здесь только лето, а с 1950 года поселился в доме на постоянной основе. После смерти Чуковского в 1969 году его дочь Лидия вместе с внучкой Еленой начали проводить первые экскурсии по мемориальным комнатам. Дом-музей вошел в состав государственного литературного музея в 1994 году.

     

    Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Дом-музей К.И. Чуковского в Переделкино

    Что посмотреть

    В библиотеке Чуковского хранится около 4,5 тысячи книг, среди которых около тысячи на английском языке.

    Кроме книг в доме можно найти необычные подарки детей и взрослых из России, Англии, Японии и Америки.

    Также в музее представлена комната, посвященная Александру Солженицыну, который часто бывал здесь в гостях, и комната Лидии Чуковской.

    Всем интересующимся жизнью и творчеством автора известнейших детских стихов гиды проведут экскурсии на темы «Чуковский и дети», «Литературоведение Корнея Чуковского».

    Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Дом-музей К.И. Чуковского в Переделкино Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

    Как проехать

    На электричке с Киевского вокзала до станции Переделкино, затем пешком около двух километров.

    На автобусе № 497 от станции метро «Новопеределкино» до остановки «Лукино», далее пешком около двух километров.

    На автомобиле по Минскому шоссе пять километров от МКАД, далее поворот налево на Буденовское шоссе, через два километра на светофоре повернуть налево, затем направо на улицу Серафимовича.

    Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Дом-музей К.И. Чуковского в Переделкино

    Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкино

    «Вдруг … людей, которые любят его книги, желающие углубиться в историю русской культуры, гораздо больше, чем мы даже думаем … — вспоминает рождение дочери музея Лидия Чуковская Корнеевна. — Ни одного объявления в Газета или где-нибудь еще — но иди и иди и иди, иди пешком, иди в поезда, в санатории на автобусах, в частных машинах ».

    Чтобы научиться «стихийно», как будто «сам по себе» дом Переделкино стал музеем, Лидия Чуковская говорила следующее: «Предприятие мое — сохранить нетронутым помещение Корнея Ивановича — повернулось, как я, и никогда не мечтало: честно сказать, Я заставлял их иногда приходить к одному, как я прихожу к могиле, — и снова, чтобы увидеть его стол, халат, его радио, его книги… поскольку часы тикают на столе, то же самое строение находится на сборке полки Некрасова, в которую вложено так много труда. Это верно, и он будет … «

    В течение почти тридцати лет музей не только работал, но и боролся за право на существование. В 1976 году решение о внесении музея в список памятников истории и культуры было отменено, после чего встали на защиту музея Лихачев, Капица, Каверин, образцы Райкина, Успенского, береста и другие.Эта борьба за музей продолжалась много лет. Только в июне 1996 года, после капитального ремонта и крупных реставрационных работ, проведенных Гослитмузеем, дом Переделкино Чуковского вновь наполнился детскими голосами, в нем начали проводить экскурсии для взрослых и детей.

    Сегодня похоже на 5 октября 1969 года, когда Корней Иванович попал в Кунцевскую больницу. Домой он так и не вернулся: писатель умер 28 октября 1969 года …

    В этом доме Корней Чуковский жил с февраля 1938 г. по октябрь 1969 г. Сказка Бибигона и начинается: «Я живу на даче в Переделкино… »Здесь Чуковский написал книгу о русском языке« Жить как жизнь », исследование« Мастерство Некрасова », статьи и воспоминания о Чехове, Блоке, Ахматовой, Гумилёве, Брюсове, переводы русского языка на английскую прозу и поэзию языка. Здесь он получил Известие о присвоении ему звания почетного доктора литературы Оскфордского университета, одного из старейших в Европе. В этом небольшом домике были Пастернак и Ахматова, Солженицын и Паустовский, Евтушенко, Бродский, Береста и др.

    Мы не будем подробно рассказывать обо всех комнатах дома-музея Чуковского, сотрудники музея сделают его намного лучше, глубже и, безусловно, гораздо интереснее, чем будет формат Квартблога.Но без описания офиса писателя и нашей статьи библиотека была бы неполной.

    ,
    Корней Чуковский. С раннего детства и на всю жизнь

    Николай Васильевич Корнейчуков (имя Чуковского) родился в Санкт-Петербурге 31 марта 1882 года в незаконном браке горничной Катерины Корнейчуковой и сына владельца, студента-медика Эммануила Левенсона. Вскоре после рождения сына молодой человек женился на женщине своего круга. Мать с двумя детьми должна была уйти, а детство писателя прошло в Одессе. Николаю не удалось завершить гимназию — его выслали в соответствии с Циркуляром о детях Кука из-за его низкого происхождения.Мальчик начал заниматься самообразованием, много изучал английский, много читал и сдал экзамены на аттестат зрелости.

    Он начал работать рано. По рекомендации своего друга, журналиста и писателя Владимира Жаботинского, ему посчастливилось устроиться репортером в газету Odessa News. Тогда под его первыми статьями появился псевдоним Корней Чуковский.

    Когда выяснилось, что он был единственным из редакторов, кто знал английский, его отправили в командировку в Лондон, благодаря которому он смог читать на английском языке произведения писателей, историков, философов и публицистов в свободном доступе. читальный зал библиотеки Британского музея.

    Вернувшись в Россию, Чуковский в Петербурге начал издавать сатирический журнал «Сигнал», антиправительственный характер которого привел к его закрытию, аресту и осуждению издателя за «оскорбление величества».

    С 1906 года Корней Чуковский стал постоянным автором журнала Весы Валерия Брюсова. Его критические статьи также появились в журналах «Русская мысль», альманахе издательства «Шиповник», которые доступны на портале Президентской библиотеки.

    Поселился в Куоккале (ныне село Репино), был хорошо знаком с выдающимися людьми — художником Ильей Репиным, юристом Анатолием Кони, певцом Федором Шаляпиным, писателями и поэтами Владимиром Короленко, Александром Куприным, Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Леонидом Андреевым, Алексей Толстой. Позже Чуковский описал многие из них в своих мемуарах: Репин. Bitter. Маяковский. Брюсов. Воспоминания (1940), Воспоминания (1959), Современники (1962). Его сочинения того времени о современных писателях были собраны в книгах Чехова до наших дней (1908), Критических рассказов (1911), Лица и маски (1914), Футуристов (1922).

    Трудно даже назвать всех писателей, работе которых Корней Чуковский посвятил как многолетние вдумчивые исследования, так и блестящие критические статьи. Антон Чехов, Оскар Уайльд, Уолт Уитмен, Игорь Северянин, Анна Ахматова, Николай Некрасов, Тарас Шевченко … Как можно было предсказать, что он будет известен всем как замечательный детский писатель, который впервые заговорил с детьми на равных не проповедуя и не морализируя!

    Предпосылками для этого стали несколько событий.Это была подборка детской коллекции «Йолка » для детей в 1916 году, предложение Максима Горького возглавить детское отделение издательства « Парус », редакторская работа по альманаху «Жар-птица» и болезнь его сына. Чуковский рассказал сказку о крокодиле, запомненном ребенком.

    Так появился детский писатель Корней Чуковский. За «Крокодилом» последовали Таракан (1922), Мойдодыр (1922), Муха-Цокотуха (1923), Чудо-дерево (1924), Бармалей (1925), Телефон (1926), Путаница (1926), Федорино Гора (1926), Айболит (1929), Преодолей Бармалей! (1942) Украденное солнце (1945), Приключения Бибигона (1945).Цифровые копии изданий сказок Чуковского доступны на портале Президентской библиотеки.

    Такие знакомые и в то же время неожиданные образы, раскрашенные воображением автора, перекликающиеся с русским и мировым фольклором, строгим ритмом и отчетливым ритмом, позволили легко запомнить его стихи с раннего детства и на всю жизнь. Почти во всех сказках о Чуковском были сняты анимационные фильмы.

    Дети всю свою жизнь были для Корнея Ивановича источником жизненных сил и вдохновения.В последние годы он жил в загородном доме в Переделкино, где устраивал праздники и собрания с чаем для детей, и, решив, что дети слишком мало читают, он построил детскую библиотеку в своем летнем домике.

    г. Чуковский был награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. В 1957 году ему была присуждена степень доктора филологических наук, в 1962 году — почетное звание доктора литературы Оксфордского университета, а также Ленинская премия за книгу «Мастерство Некрасова».

    Корней Иванович Чуковский скончался в 1969 году от вирусного гепатита и был похоронен на кладбище в Переделкино. Сегодня его загородный дом является музеем.

    ,
    Корней Чуковский писатель, поэт, переводчик и критик :: люди :: Россия-ИнфоЦентр

    Николай Васильевич Корнейчуков родился в Санкт-Петербурге 31 марта 1882 года. Писатель работал под псевдонимом Корней Чуковский с самого начала своей литературной деятельности. Позже он добавил искусственное отчество Ивановича к своему псевдониму. В 1901 году Чуковский занялся журналистикой и через два года стал корреспондентом в Лондоне. Чуковский вернулся домой в 1905 году. Под впечатлением революционных событий он начал издавать сатирический журнал «Сигнал».Но было выпущено только четыре издания — Чуковский вскоре был арестован. Благодаря адвокату Грузенбергу он был оправдан.

    С 1906 года Чуковский провел десять лет в поселке Куоккала. Здесь он подружился с художником Ильей Репиным и поэтом Владимиром Маяковским. Корней Чуковский постепенно становился все более известным и влиятельным. Он критиковал статьи и защищал футуристов.

    В 1916 году он отправился в Англию. После революции талант критика Чуковского расцветал все больше и больше.Но постепенно, если учесть краткую биографию Корнея Чуковского, он отошел от этого вида деятельности. С 1917 по 1926 год он работал над книгой о поэте Некрасове, а также писал о других выдающихся литературных деятелях.

    Корней Иванович Чуковский уделял много внимания детским книгам, и он в основном известен как детский писатель. Его первая сказка была выпущена в 1916 году. За ней последовали «Wash’em’clean» и «Гигантская плотва». Чуковский также работал переводчиком книг и пересказывал Библию для детей.

    Стихи Чуковского для детей подвергались жестоким преследованиям во времена правления Сталина, хотя известно, что сам Сталин неоднократно цитировал свое сатирическое «Тараканище». Инициатором этого преследования была Надежда Крупская, и детская поэтесса Агния Барто также способствовала этому неадекватному критику. Среди критиков и редакторов коммунистической партии даже появился специальный термин — «чуковщина». Чуковский взял на себя обязательство написать православно-советское произведение для детей «Веселая колхоза», но не смог этого сделать.

    1930-е годы были отмечены двумя личными трагедиями Чуковского: в 1931 году его дочь Мурочка умерла от тяжелой болезни, а в 1938 году ее дочь Лидия — физик Матвей Петрович Бронштейн был застрелен как публичный враг (писатель узнал о своем сыне). смерть в законе только после двух лет усилий в случаях).

    Чуковский много занимался теорией литературного перевода и переводами на русский язык (Марк Твен, Оскар Уайльд, Редьярд Киплинг и др.В том числе переводы в виде «пересказов» для детей).

    Корней Иванович скончался от вирусного гепатита 28 октября 1969 года. Писатель был похоронен на кладбище в Переделкино. Сейчас в его резиденции в Переделкино работает его музей, где писатель провел большую часть своей жизни.

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *