Первые на земле и в небе. Зачем ехать в Музей истории космонавтики в Калуге
Так сложилось, что старинная Калуга, которой не так давно исполнилось 650 лет, в первую очередь ассоциируется с темой освоения космоса. С этим городом и соседним Боровском связана жизнь великого ученого Константина Циолковского, а также другого известного калужанина, ученого Александра Чижевского. Здесь в 1936 году был открыт Мемориальный дом-музей К.Э.Циолковского, где еще до полета Гагарина появились первые космические экспонаты. А любой путешественник, приехавший в Калугу, вспоминает о космосе сразу, просто изучив названия улиц.
Точка притяжения
Музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского расположен в одном из самых красивых мест Калуги. Рядом – парк, где похоронен ученый. Территорию музея огибает река Яченка и Яченское водохранилище, которое еще называют Калужским морем. Вид на здание – выдающееся произведение советского модернизма – открывается при въезде в город и со стороны Калужского бора. Из самого музея – великолепный вид на окрестности.
Сотрудники с гордостью показывают исторические фотографии. Июнь 1961 года. Кажется, весь город вышел на улицы, чтобы встретить Юрия Гагарина. Он приехал сюда, чтобы заложить камень в основание здания будущего музея. И, что особенно подчеркивают здесь, после своего исторического полета в Калуге космонавт оказался даже раньше, чем у себя на родине.
1 / 5
Летчик-космонавт СССР Ю.А. Гагарин у памятной плиты на месте закладки первого камня в фундамент здания будущего Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского.
© Фото предоставлено пресс-службой Музея истории космонавтики им. Циолковского
2 / 5
Летчик-космонавт СССР Ю.А. Гагарин и сопровождающие его лица на стройплощадке музея.
© Фото предоставлено пресс-службой Музея истории космонавтики им. Циолковского
3 / 5
Митинг, посвященный открытию Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского. 3 октября 1967 г.
© Фото предоставлено пресс-службой Музея истории космонавтики им. Циолковского
4 / 5
Первая экскурсия: директор музея А.Т. Скрипкин знакомит посетителей с экспозицией зала Научной биографии К.Э. Циолковского. В центре — Летчик-космонавт СССР А.Г. Николаев.
© Фото предоставлено пресс-службой Музея истории космонавтики им. Циолковского
5 / 5
Митинг, посвященный открытию Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского. 3 октября 1967 г.
© Фото предоставлено пресс-службой Музея истории космонавтики им. Циолковского
Основой нашего музея стал Мемориальный дом-музей К.Э. Циолковского, который был открыт еще в 1936 году. Королев и Гагарин приложили много усилий, чтобы наш Музей истории космонавтики появился.
Наталья Абакумова
Директор Музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского
«Когда Королев приезжал в дом Циолковского, он, еще до полета Гагарина, начал передавать музею экспонаты. Например, технологический дубликат Первого искусственного спутника Земли. Если взять последующую историю музея, то видно, сколько известных людей сюда приезжало, в том числе, и все космонавты первого отряда – до и после полетов. По сей день приезд космонавта в город – это настоящая минута славы», – рассказывает директор музея Наталья Абакумова.
Министр культуры Ольга Любимова (слева) и директор Музея истории космонавтики Наталья Абакумова (в центре) в новом музейном комплексе «Вторая очередь».
© Фото предоставлено пресс-службой Музея истории космонавтики им. Циолковского
Здание открылось для посетителей в 1967 году. Уникальный проект группы архитекторов под руководством Бориса Бархина называют проектом-метафорой, который вызывает ассоциации с бесконечным космическим пространством.
«Запоминающаяся особенность исторического здания – устремленный вверх купол планетария. Несмотря на то, что внутри здание имеет три этажа, это монопространство, создающее впечатление свободы и воздушности, что необходимо для музея космической тематики. Внутри посетителей поражает монументальное мозаичное панно «Советские люди – покорители космоса», созданная скульптуром А. Васнецовым из смальты и натурального камня», – рассказывает заместитель директора по научной работе Антон Мясников.
Историческое здание Музея истории космонавтики с куполом планетария.
© Фото предоставлено пресс-службой Музея истории космонавтики им. Циолковского
Историческое здание Музея истории космонавтики.
© Фото предоставлено пресс-службой Музея истории космонавтики им. Циолковского
Здание нового музейного комплекса.
© Фото предоставлено пресс-службой Музея истории космонавтики им. Циолковского
Южный фасад исторического здания Музея истории космонавтики.
© Фото предоставлено пресс-службой Музея истории космонавтики им. Циолковского
1.
Историческое здание Музея истории космонавтики с куполом планетария.
© Фото предоставлено пресс-службой Музея истории космонавтики им. Циолковского
2.
Историческое здание Музея истории космонавтики.
© Фото предоставлено пресс-службой Музея истории космонавтики им. Циолковского
3.
Здание нового музейного комплекса.
© Фото предоставлено пресс-службой Музея истории космонавтики им. Циолковского
4.
Южный фасад исторического здания Музея истории космонавтики.
© Фото предоставлено пресс-службой Музея истории космонавтики им. Циолковского
В 2021 году для посетителей был открыт новый уникальный музейный комплекс «Вторая очередь». Современное трехэтажное сооружение из стекла и металла высотой 20,5 метров «вписано» в склон береговой линии. Его архитектура продолжает и развивает идеи, заложенные авторами первого проекта.
В этом архитектурном проекте идея единения человека земного и космического нашла прекрасное воплощение.
Напрямую из космоса
Музей хранит уникальные космические артефакты. Один из последних, который поступил сюда буквально пару недель назад, – фрагмент головного обтекателя ракеты-носителя «Союз-2.1а» с изображением Циолковского. «Запуск состоялся в сентябре 2022 года, и был найден, наверное, самый ценный фрагмент этого обтекателя с надписью «165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского», который уцелел», – рассказывает Антон Мясников.
Сегодня Музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского – это большой музейный комплекс, в который входит еще Мемориальный дом-музей ученого в Калуге, его Музей-квартира в соседнем Боровске, Дом-музей Чижевского в Калуге и Научно-мемориальный музей профессора Н.Е. Жуковского в Москве. У каждого из подразделений – своя история, уникальная экспозиция, и, можно сказать, характер.
Экспозиция нового музейного комплекса Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского.
© Фото предоставлено пресс-службой Музея истории космонавтики им. Циолковского
Иногда наш музей воспринимается как чисто научно-технический. Но мы выходим за эти рамки и особо отметили это в нашей концепции развития. Мы организуем выставки о таком философском течении как русский космизм, который связан с именами Циолковского, Чижевского, Федорова.
Наталья Абакумова
Директор Музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского
«Приоритетное направление – художественные выставки современных авторов. Например, у нас недавно открылся выставочный проект «Экология космоса», посвященный экологии и космическому мусору. Еще одна важная тема – космическая архитектура, которая требует знаний в самых разных областях. Миссия музея – приблизить человека к звездам, увлечь посетителя наукой и космосом – общим делом всего человечества», – рассказывает директор музея Наталья Абакумова.
Удобно спланированное здание Музея истории космонавтики наполнено удивительными экспонатами. Здесь можно увидеть уникальные изобретения недалекого прошлого, от первого робота-секретаря до спускаемого аппарата космического корабля «Восток-5».
«На этом корабле совершил пятисуточный полет пятый космонавт Валерий Быковский в 1963 году. Этот полет до сих пор остается самым длительным одиночным полетом. Сохранился аппарат за счет того, что в последней стадии полета раскрывается парашют, и капсула не разбивается. Мне кажется, что и сегодня полететь в космос – это подвиг. А когда ты первый? Или даже второй и третий? Это нужно быть настолько героическими людьми!», – делится заместитель директора по научной работе. По словам Антона Мясникова, одна из главных сложностей для музея космоса – это наличие именно подлинных экспонатов. Ведь многие космические аппараты не возвращаются или сгорают при возвращении на Землю.
Экспозиция Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Космический корабль «Восток».
Экспозиция Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского в Калуге.
Экспозиция Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Искусственный спутник Земли «Молния-1».
1.
Экспозиция Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Космический корабль «Восток».
2.
Экспозиция Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского в Калуге.
3.
Экспозиция Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Искусственный спутник Земли «Молния-1».
Жемчужиной экспозиции в новом музейном комплексе называют спускаемый аппарат космического корабля «Союз-34» 1979 года. Есть здесь и предметы, которые создавались на тех же предприятиях, где и подлинники. Например, по инициативе Сергея Королева музею были переданы копии второго и третьего искусственных спутников Земли, межпланетных станций «Венера-1» и «Луна-1». В музее можно увидеть и технологические образцы космической техники.
Первые в технологиях
Впрочем, уникальным этот музей делают не только экспонаты, но и общее настроение, атмосфера, и, конечно, современные технологии, которые помогают донести до посетителей самые сложные знания в простой форме.
В новом комплексе посетителей встречает скульптурная композиция «Вселенная Циолковского», созданная творческой группой фонда «КИРА». Знаменитый ученый остается главным героем и источником вдохновения для работающих здесь людей.
Циолковский изображен на коньках и с зонтиком в руках – и это документальный образ, никакой выдумки. Известно, что Константин Эдуардович катался на коньках по замерзшей реке, используя зонтик и силу ветра для увеличения скорости.
Пространство нового комплекса условно делится на два атриума, в центре каждого – спиралевидный пандус, по которому спускаются посетители. Здесь можно гулять, изучая экспонаты и любуясь потрясающими природными видами. Или же, воспользовавшись лифтом, изучить схемы ракет, которые нанесены на стены. В этом здании сконцентрированы все современные возможности музея: от прекрасного конференц-зала и кинотеатра с новейшим оборудованием (единственным в городе и области) до мультимедийного комплекса «Интерактивная планета» и научно-приключенческого комплекса с 5D кабинами, где можно совершить полет, например, на Луну. Пожалуй, такой музей космоса никого не оставит равнодушными.
«В нашем образовательном центре проводятся сеансы для трех возрастных групп школьников. В зале расположено 13 столов, по пять человек за каждым. Сложный материал подается в доступном формате, а потом полученные знания проверяются в форме соревнования. Преподаватели говорят, что в школе дети, возможно, и не слушали бы внимательно. А тут все увлечены. Старшеклассники предпочитают программу «Ракета и физика», младшие – «Строение земли». Такие занятия – хорошее дополнение к школьным урокам», – рассказывает заведующий отделом программно-технического обеспечения Александр Архипов.
1 / 2
Посетители знакомятся с экспозицией выставки «МАКРОКОСМОСМИКРО» в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге.
2 / 2
Посетитель управляет космонавтом на мультимедийной установке «Человек в открытом космосе» в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге.
Еще одно уникальное место – музейная обсерватория. Она открылась одновременно с новым зданием. Помимо экскурсий, здесь работает астрономический кружок, куда может записаться любой желающий школьник, начиная с 6-7 класса. Занятия – бесплатные.
«Наша обсерватория снабжена самым современным оборудованием для визуальных наблюдений. Есть оптический телескоп, через который мы наблюдаем небесные объекты глазом, например, днем смотрим на Солнце. На нем стоит фильтр, который ослабляет солнечное излучение в 10 тысяч раз, и мы можем увидеть такие образования, как солнечные пятна. А второй телескоп работает лишь на определенной линии излучения – ученые называют ее линия Н-альфа. В ней можно увидеть протуберанцы – «петелечки» по краю солнечного диска», – говорит заведующая сектором астрономических наблюдений Екатерина Типикина.
Сейчас в обсерватории занимаются 15 детей. Они участвуют в олимпиадах, а некоторые увлечены и научной работой. За этот учебный год уже подготовлено две исследовательских работы, которые школьники будут представлять на областных научных чтениях.
Территория Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Астрономическая обсерватория и ракета-носитель «Восток».
© Фото предоставлено пресс-службой Музея истории космонавтики им. Циолковского
Музей, доступный для всех
Еще одна отличительная особенность калужского Музея истории космонавтики – его доступность. Новое здание построено с учетом современных требований, сюда свободно могут приходить люди с особенностями развития. Система пандусов не только позволяет всем рассмотреть экспонаты с разных ракурсов, но и упрощает передвижение по музею людей, использующих кресла-коляски.
В прошлом году из более чем 700 тысяч посетителей мы приняли около 8,5 тысяч людей с особенностями развития. Современная тенденция заключается в том, чтобы уйти от термина «доступная среда» и создавать пространство, универсальное для всех. Так и сделано у нас в новом здании музея
Людмила Жданова
Заведующая информационно-коммуникативным отделом музея
На территории музея уже есть тактильный экспонат, и с него как раз начинается экскурсия с тифлокомментариями. Также сотрудники фондов подобрали предметы, которые можно брать в руки, например – космический молоток, их тоже используют во время специальных программ. Людмила Жданова сама писала тифлокомментарии для таких экскурсий, подбирая соответствующие слова и сравнения – так, чтобы посетителям с ограничениями по зрению как можно ярче и правдоподобнее рассказать об экспонатах. К тому же, в музее провели обучение сотрудников по работе с особенными группами посетителей. «Для слабослышащих людей мы проводим экскурсии с переводом на РЖЯ. В этом случае нужно многое учитывать: перевод занимает время, так что экскурсия не должна быть затянутой. К тому же говорить нужно короткими и точными фразами, давать время переводчику. Сейчас мы планируем обучить глухих и слабослышащих людей водить у нас экскурсии», – делится планами Людмила Жданова.
Экспозиция нового комплекса Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге.
Экспозиция Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в Калуге.
В Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге.
1.
Экспозиция нового комплекса Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге.
2.
Экспозиция Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге.
3.
В Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге.
Еще один большой проект, который в музее планируют осуществить в этом году – иммерсивный променад-спектакль «Ракеты. Корабли. Люди». Проект стал победителем конкурса «Музей 4.0» (5 цикл) благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Аудиодополненная реальность поможет участникам прогулки переосмыслить территорию музея. Идея сейчас на стадии проработки. «Нам хочется, чтобы люди возвращались к нам, приходили не только на основную экспозицию, но и гуляли по нашей территории, которая была реконструирована в ходе строительства нового здания. Под открытым небом у нас есть выставка экспонатов, расположены разные арт-объекты. Будущий спектакль будет связан, конечно, с темой космоса и именем Циолковского», – объясняет заведующая информационно-коммуникативным отделом.
В начале января в местных СМИ появилась информация о сходе почвы из-за переувлажнения на склоне у музея. Эта территория уже принадлежит городу, но находится в непосредственной близости от здания. Городские власти грунт убрали. А руководство музея уже привлекло специалистов. При визуальном осмотре здания музея и уличного постамента под ракету никакие опасные деформации почвы не зафиксированы. По словам Натальи Абакумовой, в музее намерены мониторить ситуацию.
Ближайшие планы
В этом году Музей истории космонавтики планирует провести 31 выставку. Из них 28 – стационарных и три передвижных. В том числе:
1
«Русский космос» будет посвящен зарождению и развитию отечественной космонавтики в главных символах и смыслах, олицетворяющих русский космос во всем мире.
2
«Летать выше, дальше, быстрее» будет посвящен выдающемуся авиаконструктору Туполеву.
3
Выставка «Ракетный первенец страны» приурочена к 90-летию «Центра Келдыша».
4
«Измеряя Вселенную» расскажет об изучении Луны и Солнца.
5
На площадке музея 12 апреля откроется Международный кинофестиваль фильмов и программ о космосе «Циолковский».
6
В июне состоится ежегодный масштабный фестиваль «108 минут».
Продолжат свою работу филиал и отделы музея. Помимо Дома-музея Циолковского в Калуге, где сохранена аутентичная атмосфера, открыта экспозиция Дома-музея ученого Александра Леонидовича Чижевского. Его имя, возможно, сегодня знакомо не всем. Но этот удивительный ученый-биофизик, поэт и художник был близким другом Циолковского. Экспозиция Дома-музея рассказывает о драматичной судьбе этого человека, основоположника аэроионификации, гелиобиологии и электрогематологии, создателя знаменитой «Люстры Чижевского».
Территория Музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского.
© Фото предоставлено пресс-службой Музея истории космонавтики им. Циолковского
Музей космонавтики в Калуге | Реализованные проекты IEK 💡
Мощность
1…120
1…200
1…200
1…40
1…58
2,5…5
3. ..12
Цветовая температура
2700
2700…3000 + 6000…7000
2700…3300
3000
3500…4500
4000
4200
Световой поток
100
100/40
1000
10000
1050
1080
11000
Степень защиты — IP
IP20
IP33
IP3X
IP40
IP44
IP52
IP54
Средн номин срок службы
1000
10000
100000
11000
12000
13000
16000
Форма лампы или колбы
Витая свеча
Грушевидная (тип A)
Капсульная
Линейная
Овальная
Отражатель (рефлектор)
Прочее
Угол обзора вертикальной плоскости
100
180
360
Угол обзора горизонтальной плоскости
120
140
360
Угол обнаружения по вертикали
120
180
Тип датчика
Акустический
Инфракрасный
Микроволновый
Радиус действия датчика
1. ..5
1…8
10
12
3
4
5
Музей советской космонавтики
Филипп Меузер, автор будущей книги о советском космическом архитекторе Галине Балашовой (превью в его статье в uncube № 19), эксперт по российской космонавтике. Здесь он сообщает из Калуги, небольшого городка к юго-западу от Москвы, где находится музей, построенный в 1967 году и посвященный этой теме. Его просторный ретро-футуристический купол и интерьер, битком набитые коллекцией реликвий советской космической программы, делают его фантастическим космическим зданием недели.
В последние годы молодые исследователи заново открывают для себя советский модернизм (1955-1985 гг.) как отдельную главу в истории архитектуры. Это был период, когда планирование и строительство полностью контролировались государством. Под девизом «общественное богатство, личная скромность» тщательно спроектированные общественные здания контрастировали с промышленно стандартизированным жильем. Театры, стадионы и музеи выполнили требование государства о качественной архитектуре, а необходимое количество жилых единиц гарантировалось соблюдением руководящих принципов и норм.
Этот контраст особенно заметен в архитектуре бывшего Советского Союза, с его однообразными спальными районами и знаковыми коммунальными домами в центре города. Жилой застройке пока не посвящено ни одного исследования, но «маяки социалистической архитектуры» становятся все более популярными, даже если каталог ключевых работ между Сталиным и гласностью еще не завершен. Одним из таких зданий, до сих пор малоизвестных на Западе, является Музей космонавтики в Калуге.
Если смотреть из космоса, Калуга находится в двух шагах от Москвы. Но путешествие на «Электричке», пригородных поездах с замерзшими окнами зимой и пыльным воздухом летом, 200-километровый путь на юго-запад от столицы до небольшого городка (известного в советское время автомобилестроительным заводом) могут занять много времени. Здесь, в глубине провинции, стоит архитектурная жемчужина советского модернизма: Музей космонавтики, классический скульптурный объем 1960-х годов с широкими лестницами и пулевидным куполом. Обшитый алюминием купол напоминает по форме башню-симулятор штопора в Берлине-Адлерсхофе, построенную в 1936 для аэродинамических экспериментов. Связь, возможно, не была преднамеренной, но она отражает архитектурную сложность двух зданий, предназначенных для обслуживания аэронавтики и космических полетов, хотя и по-разному: одно как практический испытательный центр, другое как престижный музей. В Калуге в куполе находится зрительный зал.
Музей создан коллективом в составе Бориса Бархина, Евгения Киреева, Натальи Орловой, Валентина Строги и Кирилла Фомина. В 1960 году группа победила в конкурсе, в том числе М. Панков, предложивший архитектурный объем, поднимающийся по диагонали из земли перед 50-метровым остроконечным памятником, и Вячеслав Локтев, чей проект включал большую красную сферу, изображающую подвешенную планету. Жюри выбрало более функционалистское предложение группы Бархин, которое акцентировала мозаика Андрея Васнецова. Комплекс открылся в 1967, в то время, когда российская космонавтика достигла своего пика. После того, как Россия отправила в космос первую собаку (Лейку) и первого человека (Юрия Гаргарина), именно американский «Аполлон-11» первым добрался до Луны — большое поражение для россиян, которым больше никогда не удавалось достичь поул-позиции в снова космическая гонка.
Вдохновение для ретро-футуристических причесок работающих там людей. (Фото: Филипп Мейзер)
Со временем музей в Калуге превратился в место паломничества школьников и поклонников подвигов России в космосе. Сейчас его комнаты заполнены всевозможными реликвиями советской космонавтики: от копии никогда не использовавшегося лунного шаттла «ЛОТ» до марсианских зондов 1–4 и даже еды для космонавтов в тюбиках и пилюлях. Как и во всех государственных музеях бывшего Советского Союза, сотрудники в Калуге изо всех сил стараются выполнить дидактические требования русского понимания культуры. В живописном месте с видом на водохранилище музей выходит на юг с большой террасой и широкой лестницей. Перед зданием пустое пространство размером с два футбольных поля, а на спуске к водохранилищу, на должном расстоянии от здания музея, стоит копия ракеты «Восток». Такое общее расположение почти создает впечатление, что можно было бы наблюдать за запуском ракеты с балкона музея.
Причина выбора Калуги (из всех мест) в качестве места для музея была тривиальной и пропагандистской. Константин Циолковский, отец-основатель отечественной космонавтики, провел большую часть своей жизни в этом городе на Оке. Здесь, в 1903 году, он опубликовал оригинальное уравнение идеальной ракеты, заложив основу для всех последующих ракетных испытаний и космических полетов. Отсюда и полное название здания: «Государственный музей истории космонавтики имени Константина Эдуардовича Циолковского».
— Филипп Мейзер — архитектор, писатель, журналист, издатель, куратор и фотограф из Берлина. Вместе со своей женой Наташей Меузер в 1996 г. он основал архитектурное бюро, а в 2005 г. – издательство DOM Publishers. ПОДДЕРЖКА
ЭТОТ САЙТ! Сайт
карта Сайт
журнал обновлений О нас
этот сайт Почтовый ящик Благодарности: Автор спасибо Галина Сергеева в музее Циолковского в Калуге и Елена
Тимошенкова, внучка Константина Циолковского и сторож
своего дома-музея за помощь в подготовке этого раздела. Калуга
период В
В феврале 1892 года Циолковский был переведен на другую преподавательскую должность. в губернской столице Калуге, которая, должно быть, казалась мегаполисом
по сравнению с Боровском. Циолковский останется в Калуге до самой смерти.
в 1935 году, и именно там он создал монументальное произведение
что закрепило за ним место пророка космической эры. Он начал с
исследования самолетов и научной фантастики. В его 1894 статья,
«Самолет, или Птицеподобный летательный аппарат» Циолковского.
предложил идею полностью металлического самолета с аэродинамически продвинутыми
форма. В
В 1895 г. он опубликовал «Грезы о Земле и Небе» («Сны о Земле»).
и Sky) (см. фото на обложке), описывающей расселение человечества
космоса с персонажами, которые добывают астероиды и строят орбитальные
теплицы. С тех пор
около 1896 Циолковский подробно изучал теорию реактивного движения.
В 1903 году ему удалось опубликовать рукопись под названием «Исследование
мирового космоса с реактивными машинами» в журнале «Научное обозрение». Обзор) журнала. Сегодня
эта работа и несколько последующих статей, написанных в 1911, 1912 и 1914 годах.
общепризнаны как первые в мире научно обоснованные предложения
использовать ракеты для исследования космоса. В течение десятилетий после этого работа
ошеломляют читателей полнотой и степенью детализации, с которой Циолковский
сконструировал свой космический корабль. Сформулированное им математическое соотношение между
изменение массы ракеты по мере сжигания топлива, скорость выхлопа
газов, а конечная скорость ракеты с тех пор стала известна как скорость Циолковского.
формула и считается одной из основ науки космонавтики. Удивительно,
более чем за два десятилетия до того, как Роберт Годдард запустил мировую
первая ракета на жидком топливе, Циолковский заправил свой теоретический двигатель
со смесью жидкого кислорода и жидкого водорода, та же комбинация
используется сегодня на космических шаттлах и до сих пор считается наиболее эффективным
ракетных топлив. Циолковский пришел к сочетанию с небольшим
надежда проверить свою теорию. Он никогда не пытался построить ракетный двигатель,
не говоря уже о космическом корабле. Его открытия произошли от тщательного обоснования
по физике и математике, осведомленность о последних достижениях в
технологии (например, Джеймс Дьюар впервые сжиженный водород в 189 г.8),
и дар предсказания. Для
всем своим прозорливым блеском рукопись Циолковского дошла до Научного
«Обозрение» в неудачное время, сразу после того, как умер его издатель и журнал
собирался свернуть. (В некоторых источниках говорится, что рукопись была отправлена в журнал
за пять лет до фактической публикации.) несколько экземпляров журнала были распространены до того, как тираж был исчерпан.
конфисковано, по словам Галины Сергеевой, заместителя директора по научной
исследований в Государственном музее космонавтики, расположенном недалеко от дома Циолковского. дом в Калуге. «До 1960-х годов считалось, что это произведение
никогда не выезжал за пределы России, когда с помощью американских исследователей
экземпляр «Научного обозрения» со статьей Циолковского был
обнаружены в Библиотеке Конгресса», — сказала Сергеева. Публикация
Даты ранних работ Циолковского стали проблемой годы спустя, когда
он и его последователи как в СССР, так и за рубежом боролись за установление
приоритет ученого в постулировании ключевых концепций космонавтики. В
1920-х Циолковский узнал о работе немецкого первооткрывателя космоса
Герман Оберт, который, не зная творчества Циолковского,
опубликовал свои ключевые предложения по космическим полетам на ракетах в 1923 году. Циолковский
писал Оберту, отстаивая свои права как первого, кто задумал
полет ракеты. «Циолковский»
глубоко заботился о своем приоритете в этой области», — сказала его внучка. Елена Тимошенкова, директор музея, созданного из
Циолковского в Калуге, «Он часто сам печатал свои работы
и отправит его ведущим ученым. Однако почти не было
ответ. Он точно понимал, что он гений, один из тех людей,
которые двигают человечество вперед», — добавляет Сергеева. По иронии судьбы, это был Оберт.
которые впоследствии помогли сделать имя Циолковского широко известным на Западе. В
В 1926 году Циолковский опубликовал смелую программу из 16 шагов, согласно которой человеческая цивилизация
мог бы пережить свое умирающее солнце и заселить вселенную. Схема называется
для реактивных самолетов, использование растений для жизнеобеспечения и
солнечное излучение для выращивания пищи и получения энергии. Он предсказал необходимость
для космонавтов использовать скафандры при выходе из космического корабля,
и предусматривал строительство крупных орбитальных поселений. Согласно
Циолковскому, люди колонизируют пояс астероидов, Солнечную систему,
и, наконец, галактика. Это
За работой последовали три года спустя «Космические ракетные поезда»,
которые продвинули более ранние мысли Циолковского о многоступенчатой
ракеты. Его расчеты доказали, что создание ракеты с раздельным
этапы, каждый из которых будет выброшен за борт, как только закончит потреблять свое
топлива, позволит бесконечно ускорять полезную нагрузку. Циолковскийс
публикации полны идей, которые позже станут обычной практикой
в аэрокосмической технике. Он предложил использовать графитовые рули для управления
ракета в полете, криогенное топливо для охлаждения камер сгорания
и форсунки, и насосы для подачи топлива из баков хранения в
камера сгорания. Он учитывал и человеческий факторна заре
космической эры первые космонавты были поражены точностью
Циолковский описывает жизнь в невесомости. Циолковский
и его время Мало
Современники Циолковского признавали значение его произведений.
Для своих соседей в Калуге он был просто эксцентричным школьным учителем. Согласно
Галине Сергеевой, горожане «иногда видели эту почти глухую
старик идет по улице, бормоча что-то непонятное
самому себе.» В
В 1899 году Циолковский начал преподавать физику и математику в Калужской духовной школе.
Школа для девочек, и многие из его учениц позже с удовольствием вспоминали
его. «Он умел объяснять сложные вещи очень простым языком.
сроках», — говорит Сергеева, цитируя бывших студентов. По словам Циолковского,
собственные воспоминания, 1500 девочек и 1500 мальчиков Модерн
паломников в дом Циолковского двухэтажный деревянный коттедж
семья купила в 1905 году ведет через ворота в небольшой сад
зажатый между домом и соседней собственностью. Внутри, коттедж
скромен, почти аскетичен: белые стены, простая деревянная мебель. Большинство
роскошным штрихом на первом этаже является большой дымоход, покрытый глянцевым
изразцы, украшенные традиционным русским орнаментом. От
коридоре крутая лестница ведет в мастерскую Циолковского и
лаборатория По словам Тимошенковой, российские космонавты, совершавшие частые
посещения дома, прозванного ступенями «космической лестницы».
Наверху лестницы есть люк. «Его дети знали»
Тимошенкова говорит: «Когда эта дверь была закрыта, никто не мог подняться наверх.
беспокоить его. Он был очень строг со своими детьми, но стал намного мягче
с внуками» (один
из детей Циолковского Игнатий, 1883 года рождения, покончил жизнь самоубийством.
в 1902 г., во время учебы в Московском университете.) (165) Циолковского
в офисе есть письменный стол и еще один стол, на котором выставлены различные
гаджеты того времени, в том числе фотоаппарат со старомодным аккордеонным
случай. Телескоп стоит на деревянном штативе у стола. Одно из окон
выходит на террасу, которая служила лабораторией ученого, что для русских
пожалуй, самая узнаваемая часть калужского дома. Длинный столярный
вдоль основной стены проходит скамья, а на ней подвешена модель металлического дирижабля
с потолка. В углу стоит велосипед ученого, который Тимошенкова
считает одним из первых в Калуге. В 1930-х Циолковский был
часто видели катающимся на велосипеде в главном парке города, который оставался
любимых мест до последних дней. ИЗОБРАЖЕНИЕ
АРХИВ Константин
Циолковский (сидит справа) среди учителей Калужского района.
школа (Уездное училище) в 1895 году. Фото: Калужский музей космонавтики Константин
Циолковский (сидит справа) среди учителей калужской религиозной школы. школа для девочек (Епархиальное училище) 12, 19 января14. Кредит: Калуга
Музей космонавтики Циолковского
дом в Калуге. Copyright © 2001 Анатолий Зак Циолковского
мастерская на втором этаже своего дома в Калуге. Авторское право ©
2001 Анатолий Зак Ранний
издание книги Циолковского под названием «Грезы
о Земля и Небе» («Сны о земле и небе»).
Copyright © 2001 Анатолий Зак Издание 1914 года революционного труда Циолковского «Исследование
мирового космоса с реактивными машинами». Ранний
издания фантастического романа Циолковского «На Луне».
(На Луне).