адрес, выставки, отзывы. Достопримечательности города Самары
Осматривая достопримечательности города Самары, невозможно пройти мимо здания, расположенного на пересечении улиц Фрунзе и Красноармейской. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы выделить его среди окружающих построек. В народе оно известно, как особняк Курлиной, в котором ныне помещается Музей модерна.
Подарок именитого купца
Рассказывая о его истории, следует вернуться к началу XX века, а точнее, в 1903 год, когда именитый самарский купец Александр Георгиевич Курлин построил для своей жены Александры Павловны роскошный особняк в модном тогда стиле модерн, сохранившийся до наших дней и по-прежнему носящий её имя.
Создание проекта будущей постройки было поручено А.У. Зеленкову, молодому, но успевшему создать себе имя архитектору. О нём известно, что, получив образование в Москве, он провёл несколько лет в Вене, где, слушая лекции в одном из наиболее престижных учебных заведений – Высшей политехнической школе, проникся интересом к новому по тем временам стилю модерн. Вернувшись на родину, он воплотил полученные знания в постройке, заказ на которую получил от купца первой гильдии А.Г. Курлина.
Счастливое, но недолгое супружество
Тридцатитрёхлетний наследник одной из самых богатых на Волге купеческих династий, являвшийся к тому же гласным городской думы и учредителем многих коммерческих, а также благотворительных структур, мог позволить себе сделать такой подарок любимой женщине.
Их союз был скреплён таинством венчания в 1893 году под сводами Успенской церкви. Супружество было счастливым, но непродолжительным. Уже через пять лет Александра Георгиевича поразил тяжёлый душевный недуг, в результате которого ему пришлось оставить все коммерческие дела и передать их жене, которая стала с тех пор его опекуном.
Скончался он в ноябре 1914 года. После революции особняк, принадлежавший его вдове, был национализирован, а его бывшая обладательница, навсегда покинув Самару, обосновалась в Москве, где коротала свой век в обычной коммунальной квартире, уйдя из жизни в середине семидесятых годов.
На тернистых путях XX века
В период Гражданской войны Самару оккупировал чехословацкий корпус, выступивший против большевиков, и здание, где ныне располагается Музей модерна (Самара), было занято его контрразведкой. В годы Великой Отечественной войны, когда дипломатический корпус эвакуировали из Москвы в Куйбышев, здание особняка было предоставлено в распоряжение посольства Швеции, которое занимало его с 1941 по 1943 год. В семидесятые годы его передали в ведение областного краеведческого музея, а в 1995 году по личному указанию президента Б.Н. Ельцина внесли в список памятников истории и культуры федерального значения.
Новая жизнь особняка
Прежде чем в бывшем купеческом особняке был создан Самарский Музей модерна, само здание претерпело значительную реконструкцию, целью которой было воссоздание его прежнего облика. Дело в том, что за сто лет, прошедшие со дня постройки, оно неоднократно перестраивалось в соответствии с потребностями того или иного периода, и делалось это без учёта его изначального архитектурного своеобразия.
Инициативу в данном вопросе проявило областное министерство культуры, и при его же содействии были получены необходимые для проведения работ средства. Начинать пришлось с укрепления фундамента, после чего специалисты приступили к восстановлению самого здания в буквальном смысле от стен и до крыши. И уже после завершения этого этапа приступили к воссозданию интерьера внутренних помещений.
Завершающие работы и открытие музея
Известно, что в начале XX века особняк представлял собой не одиночное сооружение, а являлся комплексом, включавшим в себя ряд дворовых построек. Для их восстановления в первоначальном виде была проведена большая работа с архивными документами, позволившими установить их исторический облик.
На период реставрационных работ музей, располагавшийся в особняке, был закрыт для посещения, а все его экспонаты переданы на хранение в областной историко-краеведческий музей, и использовались они для создания различных тематических выставок. Ремонтно-реставрационные работы продлились до конца декабря 2012 года, после чего в обновлённой усадьбе был открыт единственный в России Музей модерна (Самара), адрес: ул. Фрунзе, 159/15.
Особняк, получивший вторую жизнь
Достопримечательности города Самары пополнились восстановленным в своём первоначальном виде особняком Курлиной, насчитывающим двадцать две комнаты, каждая из которых имеет своё неповторимое убранство и оформление. Уникальным произведением кузнечного искусства является кованная лестница, ведущая во второй этаж здания. Созвучны ей также иные декоративные элементы, выполненные в технике художественной ковки. Это и стилизованные решётки, сделанные в виде бабочек. Они кажутся невесомыми, несмотря на массу заключённого в них металла. Сюда же входит и ажурное плетение ворот, и кованная стрекоза, венчающая кровлю.
Несомненной дизайнерской находкой является отделка фасада здания голубой керамической плиткой, удачно гармонирующей с матовым цоколем и зеленью вставок фактурных изразцов. Фронтон украшен лепным портретом хозяйки здания Александры Павловны и выполненными в той же технике изображениями растений, помещённых над угловыми окнами. Её же образ в виде летящей нимфы украшает потолок будуара.
Следует также отметить, что дом Курлиной являл собой совокупность всех технических достижений, использовавшихся тогда в строительстве. Он снабжался водой из городской водопроводной сети, и в нём имелась канализация. В зимнее время дом отапливался при помощи калориферной системы, остатки которой до сих пор можно видеть в его стенах. В него было проведено электричество, а окна оснащены жалюзи и снабжены декоративными решётками.
Интересные факты из прошлого
Любопытно, что дом, где ныне расположен Музей модерна (Самара), был знаком писателю Алексею Толстому и упоминается им в романе «Хождение по мукам» как «нелепо роскошный». Разумеется, классик советской литературы понимал толк в роскоши, так как жил в ней даже в самые тяжёлые для страны годы.
Одной из загадок дома является комната, находящаяся в подвальном помещении. Её стены изрешечены следами пуль, между которыми проступают надписи, оставленные красноармейцами, арестованными в годы Гражданской войны чехословацкой контрразведкой. Полагают, что комната использовалась как расстрельное помещение. Однако существует и иное мнение, согласно которому в период захвата здания анархистами, те устраивали в ней тир.
Новое в искусстве рубежа XIX и XX веков
Однако вернёмся к художественному направлению, ставшему основной темой музейных экспозиций. Стилю модерн, завоевавшему Европу в последней четверти XIX века, неслучайно отведено значительное место в искусствоведении. На переломе веков он приобрёл столь значительное количество поклонников, что на долгое время стал путём самовыражения многих лучших российских и зарубежных мастеров в самых различных областях искусства.
Придя на смену эклектике, цитировавшей и повторявшей предыдущие художественные стили, он заговорил новым, своеобразным и неведомым до той поры языком. Творчески перерабатывая наследие лежащего в его основе искусства Японии, ставшего к тому времени доступным для жителей Европы, а также оказавшей на него немалое влияние эстетики Древнего Египта, европейские мастера выработали своеобразный стиль, в той или иной степени не утративший своего значения до наших дней.
Среди художников, работавших в этом направлении, вскоре появились мастера, чьи имена навсегда вошли в историю искусства. Это и англичанин Уильям Моррис, ставший родоначальником нового направления в создании интерьеров, и его соотечественник Артур Макмердо, использовавший новые принципы в книжной графике, и многие иные художники той эпохи, творчество которых во всей полноте освещает Музей модерна (Самара).
Экспозиция в залах бывшего купеческого особняка
Следует заметить, что среди многообразия городских музеев он является одним из самых популярных и посещаемых. Проводя всестороннюю работу, направленную на изучение и популяризацию этого направления в искусстве, музей занимается сбором предметов той эпохи и информации об их создателях.
Собранные экспонаты легли в основу экспозиции, которую в 2013 году создал Музей модерна. Выставка заняла три зала первого парадного этажа здания, в которых когда-то помещались столовая, кабинет и будуар прежней хозяйки дома. В них представлены наиболее яркие образцы живописи, мебели, одежды и аксессуаров, выполненные российскими и зарубежными мастерами начала XX столетия.
Широкий спектр деятельности музея
Важно отметить, что Музей модерна (Самара) помимо своей основной экскурсионной деятельности является организатором большого количества мероприятий, ориентированных на лиц самого различного возраста, от школьников до пенсионеров. Наряду с лекциями, концертами и пешеходными экскурсиями по улицам города администрацией музея организовываются различные фестивали и художественные выставки, в той или иной степени имеющие отношение к модерну. В летний период местом их проведения часто становятся сад и двор музея.
Музей модерна (Самара), директор которого — Михаил Савченко — приложил большие усилия для налаживания тесного сотрудничества с ведущими современными деятелями в различных областях культуры и искусства, вошёл в число наиболее известных российских и зарубежных выставочных комплексов. Он по праву заслужил репутацию видного креативного, культурного и образовательного центра.
Отзывы тех, кто побывал в музее
Как было сказано выше, среди наиболее посещаемых выставочных центров города одно из первых мест занимает Музей модерна (Самара). Отзывы его многочисленных посетителей, оставленные в гостевой книге и на страницах Интернета, свидетельствуют о том большом интересе, с которым они ознакомились с представленными экспозициями.
Особо отмечается высокий профессионализм экскурсоводов, живо и ярко рассказывающих об экспонатах музея, и та продуманность, с которой построены экскурсии. Даже при сравнительно небольшом объёме музейных фондов его посещение, по свидетельству экскурсантов, является весьма познавательным и расширяющим общий кругозор.
Экскурсии в Музее модерна в Самаре можно заказать как в туристических агентствах, специализирующихся на ознакомлении гостей города с его достопримечательностями, так и непосредственно в его экскурсионном бюро.
Прочие достопримечательности, ожидающие гостей города
Гостям города будет интересно ознакомиться и с прочими достопримечательностями Самары. Кроме Музея модерна, о котором шла речь в статье, свои двери для них ежедневно открывает историко-краеведческий музей имени П.В. Альбина, картинная галерея «Вавилон», выставочный зал «Арт-портал», Художественный музей, а также целый ряд иных музеев и галерей.
Любителям драматического искусства, несомненно, доставит удовольствие посещение таких городских театров, как драматический им. М. Горького, «Самарская площадь», «Понедельник» и многих других, включая известный на всю страну Самарский театр оперы и балета.
Интересно также будет увидеть монументальные произведения, украшающие улицы и площади города, среди которых наибольший интерес представляют два памятника работы самарского скульптора М. Манизера — В. Куйбышеву и Чапаеву.
fb.ru
Достопримечательность | |
Особняк А.П.Курлиной | |
---|---|
53°11′39″ с. ш. 50°05′46″ в. д.HGЯOL | |
Страна | Россия Россия |
Город | Самара |
Тип здания | Особняк с дворовыми постройками |
Архитектурный стиль | модерн |
Автор проекта | Зеленко, Александр Устинович |
Основные даты | |
1903 — Дата постройки 1918 — Захват здания чехословацкими войсками 1941 — Временное месторасположение Посольства Швеции 1989 — Филиал Музея им. П.В. Алабина 1995 — Памятник истории и культуры федерального значения 2008 — Реконструкция 2012 — Музей Модерна | |
Известные обитатели | Курлин, Александр Георгиевич Курлина, Александра Павловна |
Статус | Объект культурного наследия № 6310015000№ 6310015000 |
Состояние | Музей |
Сайт | samaramodern.ru |
Медиафайлы на Викискладе |
ru-wiki.ru
Музей модерна Википедия
Особняк Александры Курлиной находится в Самаре на пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе. Дом в стиле модерн является одним из наиболее достопримечательных памятников архитектуры города. В настоящее время в особняке расположен Музей модерна.
История
Дом был построен в 1903 году купцом I гильдии А. Г. Курлиным для своей супруги А. П. Курлиной, в честь которой носит своё сегодняшнее неформальное название. Дом стал одним из первых в Самаре зданий в стиле модерн[1]. Архитектор — А. У. Зеленко. Адрес — г. Самара, улица Фрунзе, д. 159 [2].
В 1918 году, в период гражданской войны Самару занял восставший против большевиков Чехословацкий корпус, и дом Курлиной был заселён контрразведкой чехословацкой армии.
С 1941 по 1943 год, в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало посольство Швеции.
В 1966 году решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся № 617 «Об охране памятников истории и культуры» особняк Курлиных был внесён в список охраняемых зданий как «дом, в подвале которого бело-эсеровской контрразведкой в 1918 г. расстреляно много красноармейцев»[3]. На здании была установлена мемориальная доска с надписью «Рабочий класс чтит светлую память беззаветных героев рабочего класса, зверски замученных в подвалах этого дома чехоучредиловской контрразведкой в 1918 году». В 1990-е годы доска была демонтирована[4].
В 1970-е годы здание было передано областному краеведческому музею. В 1995 году по указу Президента РФ Б. Ельцина «Усадьба Курлиных» получила статус памятника истории и культуры федерального значения.
Реконструкция 2008—2012 годов
1 июня 2008 года музей был закрыт для посещения. По заказу министерства культуры и молодёжной политики Самарской области в нём была проведена реконструкция. Были проведены работы по восстановлению дворовых построек, далее специалисты занялись непосредственно самим домом. Восстановлено было всё — от интерьеров до крыши, также был укреплён фундамент.[5]
На время реставрации все экспонаты переехали в фонд Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина. Часть экспонатов вошла в историко-краеведческую экспозицию «Перекрёстки самарской истории». Открыта обновлённая усадьба 25 декабря 2012 года. После открытия в здании разместился Музей модерна.
По результатам реставрации стало ясно, что восстановленный облик особняка отличается от первоначального: «не был возвращён первоначальный цвет, столетие назад особняк был смелее окрашен, например, горизонтальные поля из плитки имели другой, более яркий оттенок. Также растительный узор, обрамляющий окно на скошенном углу здания, сегодня имеет такой же цвет, как и поверхность стены, что создаёт впечатление лепного декора, хотя выполнен он из металла»
[6]Музей модерна
Один из наиболее популярных музеев г. Самары[источник не указан 881 день]. Музей занимается изучением и популяризацией стиля модерн в регионе, сбором информации и предметов этой эпохи. В 2013 году открылась постоянная экспозиция в трёх залах парадного первого этажа: «кабинет», «будуар», и «столовая». В экспозиции представлены мебель, одежда, живопись, аксессуары европейских и русских мастеров начала 20 века.[7]
Помимо основной экскурсионной деятельности в музее регулярно проходят события, ориентированные на молодёжную аудиторию, детей, местное сообщество. Музей организовывает лекции, концерты, пешеходные и велоэкскурсии по г. Самаре, выставки актуальных художников, фестивали. Объединяя усилия и сотрудничая с профессионалами в различных областях культуры и искусства, ведущими музеями страны и мира, он стал не только важной выставочной площадкой, но и научным, образовательным, креативным культурным центром
Архитектура
В доме насчитывается 22 комнаты, каждая из которых по-своему уникальна и индивидуальна. На второй этаж ведёт узорная кованая металлическая лестница. В качестве отделки применена цветная изразцовая плитка.
Фасад отделан голубой блестящей плиткой, гармонирует по цвету с матовой побелкой цоколя и зелёными вставками из фактурных изразцов. На фасаде присутствует лепнина: женская голова (хозяйки дома) на фронтоне и растение с длинными текучими стеблями над угловым окном. Металлические решётки в виде стилизованных крыльев бабочки, стрекоза на крыше и ажурные ворота придают дому неповторимость и воздушность кованых конструкций.
Интересные факты
- В романе А.Н. Толстого «Хождение по мукам» писатель упоминает дом Курлиной, называя его «нелепо роскошным».
- Есть легенда, что лепное изображение изящной женской головки над парадным входом и парящей нимфы на потолке будуара воплощают образ прекрасной хозяйки Сандры Курлиной.
- В подвале находится мемориальная зона — стена с выбоинами от пуль и надписями, оставленными арестованными чехословацкой контрразведкой красноармейцами. По другой версии следы оставлены анархистами, штаб которых располагался в доме Курлиной, в подвале же был тир, откуда и характерные следы на стене.
См. также
Примечания
Литература
- Е. Борисова, Г. Стернин. Русский модерн.
Ссылки
wikiredia.ru