Мясин – Балетмейстер Леонид Мясин: русский иностранец

Содержание

Балетмейстер Леонид Мясин: русский иностранец

Имя Леонида Мясина мало кому известно в России, его знают в узких кругах танцовщиков, хореографов и артистов балета. Проницательность и чутье Сергея Дягилева на молодых талантливых танцоров повернуло однажды судьбу юного русского артиста балета и вписало его в историю зарубежного балета.

Детство и семья

Леонид Федорович Мясин родился в Москве 8 августа 1895 года. Его родители были музыкантами: отец Федор Мясин был валторнистом в Большом театре, а мать Евгения исполняла партии сопрано в том же Большом. В семье было пятеро детей. Четверо сыновей, из которых Леонид был самым младшим и поздним ребенком, и дочка.

Братья Лени были далеки от искусства, старший Михаил был военным, а два других Константин и Григорий готовились стать инженерами. Еще в раннем возрасте Леонид Мясин стал проявлять интерес к танцам и музыке, но это было забавы ради, нежели осознанное желание посвятить себя искусству.

Однажды знакомая матери из Большого театра увидела, как мальчик двигается, и посоветовала Евгении Николаевне отдать его в театральный вуз. Леонид сдал вступительные экзамены в театральное училище и вскоре его зачислили в основной класс балетного отделения.

В возрасте восьми лет он начал постигать основы хореографии, участвуя в постановках и спектаклях Малого драматического театра. Успешно сдав экзамены экстерном, Леонид находится на перепутье: балет или драматическое искусство.

Встреча с Дягилевым

Русский театральный деятель и автор «Русских сезонов» Сергей Дягилев после ухода из труппы Вацлава Нежинского отправляется на поиски нового премьера и центральной фигуры труппы «Сезонов». Увидев в 1913 году Мясина в небольшой роли в «Лебедином озере», Дягилев делает Леониду предложение войти в труппу и отправиться с ним в Париж. К собственному удивлению, парень соглашается. В январе 1914 года Мясин покидает Россию.

«Русские сезоны»

Дягилев готовил постановку «Легенда об Иосифе», в котором роль предназначена Мясину. Но перед премьерой следует долгая подготовка танцовщика к «Русским сезонам».

Он занимается у Чекетти в Италии, куда Леонид Мясин и Дягилев приехали. Мужчины посещали выставки, музеи, рестораны, проводили много времени вместе и часто были замечены жителями итальянского Позитано.

14 мая 1914 года в Париже состоялась премьера «Легенды об Иосифе», которая имела ошеломительный успех и стала для Мясина «золотым билетом» в труппу Дягилева на правах первого танцовщика и фаворита.

Партнеры и другие члены труппы вспоминали Мясина как импульсивного и требовательного танцовщика, мания величия и эгоизм часто мешали взаимодействию артистов на сцене. Тем не менее, у Дягилева нет сомнений относительно молодого Мясина, он предлагает Леониду исполнять все партии Нежинского.

Постоянные упоминания Вацлава как талантливого артиста очень напрягают и бьют по самолюбию Мясина, вдобавок провальные гастроли в Штаты дают трещину в самоуверенности юноши. Дягилев решает подбодрить парня и предлагает ему стать хореографом «Русских сезонов». Вместе они строят планы новых постановок и гастролей, однако все портит начавшаяся Первая Мировая война. Падает общий интерес к искусству, труппа редко выезжает и только в гарнизоны и госпитали. В 1915 году дебютная постановка Леонида Мясина «Полуночное солнце» имеет успех, и танцовщик становится хореографом.

Изгнание

Мясин много путешествует в поисках вдохновения и познания народных танцев. Его знают в Швейцарии, Испании, Франции. Спектакли «Женщина в хорошем настроении», «Парад», «Треуголка» и другие работы представились тогда заграничной публике. Одни постановки вызывали негодование, другие — срывали овации.

Дягилев неоднозначно относился к хореографу, в тайне он боялся повторения истории с Нежинским, что и случилось в 1921 году. Леонид Мясин объявил о женитьбе на балерине Вере Савиной, после чего был уволен Дягилевым из труппы. Сам хореограф болезненно воспринял свое изгнание, поскольку лишился любимого дела и средств к существованию. Любовь не принесла утешения — в 1924 году Хореограф и Савина расстались.

В этот же период Мясин приобретает небольшой островной архипелаг близ Неаполя, который мечтает обустроить под резиденцию для артистов театра и балета. Тут же он стал жить и писать автобиографию. Работа Леонида Мясина «Моя жизнь в балете» станет доступна читателям лишь в 90-е годы, благодаря чему его личность начнут изучать в России.

В 1933 году балетмейстер собирает бывших дягилевцев и талантливых артистов в труппу «Русский балет в Монте-Карло», а в 1939 году начнет покорять балетом Америку. Гастроли в Штатах были настолько удачны, что Мясин с третьей супругой Татьяной Орловой переезжают жить в США.

Визиты в Россию

В 1961 году после 40 лет лет отсутствия Мясин приезжает в Москву. В надежде окунуться в приятные воспоминания детства Леонид встречает только печаль и разочарование. Слежки, цензура, НКВД коснулось и его семьи, старшего брата Михаила, военного офицера, арестовали за «неосторожное слово». Люди жили с опаской и оглядкой, подобная ситуация в России очень расстроила Мясина.

Повторный визит балетмейстера на Родину состоялся через два года. Он надеялся, что его постановки увидят в Большом театре. Но тогдашний министр культуры Фурцева негативно относилась ко всему западному, пусть и с русскими корнями, и Мясин уехал ни с чем.

Последние годы жизни

Мясин поставил более, чем 100 балетов, которые увидели во всех уголках развитых стран. Он даже снялся в нескольких фильмах, где также участвовал в постановке хореографии. В последние годы жизни Леонид Федорович читал лекции по народным танцам в Королевской школе в Лондоне. Его дети Леонид и Татьяна тоже стали артистами балета.

Умер хореограф в возрасте 83 лет в Германии.

fb.ru

Мясин, Леонид Фёдорович Википедия

Леонид Мясин

Леонид Мясин, рисунок Льва Бакста, 1914
Дата рождения 28 июля (9 августа) 1896(1896-08-09)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 15 марта 1979(1979-03-15) (82 года)
Место смерти Боркен, Германия
Гражданство Российская империя Российская империя→США США
Профессия артист балета, балетмейстер
IMDb ID 0557441
 Медиафайлы на Викискладе

Леони́д Фёдорович Мя́син (28 июля [9 августа] 1896[1]Москва — 15 марта 1979, Кёльн, Германия) — танцовщик и хореограф русского происхождения. Сочинил более 70 балетов.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Личная жизнь
  • 2 Постановки
    • 2.1 Русский балет Дягилева
    • 2.2 «Парижские вечера» (Soirées de Paris)
    • 2.3 Русский балет Монте-Карло
    • 2.4 Балетный театр
    • 2.5 Ла Скала
  • 3 Фильмография
  • 4 Сочинения
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Биография[ | ]

Учился балету в Московском театральном училище. Там его заметил Сергей Дягилев, приехавший в Москву в поиске артистов для своей труппы и увёз в Европу. После увольнения Вацлава Нижинского в конце 1913 года Мясин стал первым танцовщиком, а затем и одним из основных хореографов «Русских сезонов». Дебют в труппе Русский балет Дягилева состоялся 14 мая

ru-wiki.ru

Мясин, Леонид Фёдорович — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Леони́д Фёдорович Мя́син (9 августа 1896, Москва — 15 марта 1979, Кёльн, Германия) — танцовщик и хореограф русского происхождения. За свою долгую жизнь он сочинил более 70 балетов.

Творчество

Учился балету в Императорской школе Большого театра в Москве. Там его заметил Сергей Дягилев и увез в Европу. С 1915 по 1921 Мясин был одним из главных хореографов Русских сезонов. В этот период более всего прославился в 1917 году скандальной постановкой «сюрреалистического» балета «Парад» на музыку Эрика Сати (в сотрудничестве с Пабло Пикассо и Жаном Кокто). После ухода Вацлава Нижинского он стал главным танцовщиком. После смерти Дягилева и фактического прекращения его Балетов, Мясин совместно с полковником де Базилем основал труппу «Русский балет Монте-Карло», которая сохранила репертуар «Русского балета Дягилева» и во многом продолжала его традиции.

В 1929—1931 годах был главным хореографом кинотеатра Рокси в Нью-Йорке.

Мясин снялся в нескольких фильмах, среди которых: «Испанская фиеста» (1942), «Красные башмачки» (1948), «Сказки Гофмана» (1951), «Неаполитанская Карусель» (1954, вместе с Софи Лорен). Также работал как хореограф при постановке фильмов.

В 2005 году в Большом театре впервые за долгое время были представлены три балета Мясина: «Треуголка», «Предзнаменования» и «Парижское веселье»[1].

Постановки

Русский балет Дягилева
  • 1917 — «Парад» на музыку Эрика Сати, либретто Жана Кокто, оформление Пабло Пикассо
  • 1917 — «Женщины в хорошем настроении[en]» на музыку Доменико Скарлатти, либретто и оформление Льва Бакста
  • 1919 — «Волшебная лавка[en]» на музыку Джоаккино Россини, либретто Андре Дерена, оформление Андре Дерена и Льва Бакста
  • 1919 — «Треуголка» на музыку Мануэля де Фальи, оформление Пабло Пикассо
  • 1920 — «Песнь соловья[en]» на музыку Игоря Стравинского, либретто по сказке Андерсена, оформление Анри Матисса
  • 1920 — «Пульчинелла[en]» на музыку Игоря Стравинского, либретто Леонида Мясина, оформление Пабло Пикассо
  • 1927 — «Стальной скок» на музыку Сергея Прокофьева, либретто и оформление Георгия Якулова
Soirées de Paris
Русский балет Монте-Карло

Личная жизнь

Леонид Мясин был женат четырежды, в браке с Татьяной Милишниковой у него родились двое детей: дочь Татьяна (род. 1941) и сын Лорка (род. 1944). На заре своей карьеры, однако, он был любовником Дягилева, хотя его личные предпочтения, по-видимому, были гетеросексуальны[2].

Сочинения

  • Мясин Л. [www.ozon.ru/context/detail/id/4571917/ Моя жизнь в балете] / Суриц Е.. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1997. — 366 с. — (Ballets Russes). — 3000 экз. — ISBN 5-87334-012-9.

Напишите отзыв о статье «Мясин, Леонид Фёдорович»

Примечания

  1. [www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2005/04/18/90938 Анна Галайда. Балеты с двойным дном] // «Ведомости», 18.04.2005.
  2. См., например: Vicente Garcia-Marquez. Massine: A Biography. — NY: Alfred A. Knopf, 1995. — Рецензия: [query.nytimes.com/gst/fullpage.html?res=9407EEDB1639F932A35752C1A963958260&sec=&spon=&pagewanted=all Anna Kisselgoff. Massine: Ubiquitous, Passe, Revived] // The New York Times, November 1, 1995.

Литература

  • Суриц Е. Артист и балетмейстер Леонид Мясин. — Пермь: Книжный мир, 2012. — 460 с. — ISBN 978-5-905550-04-1.
  • «Есть час и день, когда все принимает свою действительную окраску…» Письма Л. Ф. Мясина А. П. Большакову (1914—1916). Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 211—242.
  • «С островами у меня много хлопот» Л. Ф. Мясин. Письма брату. 1925—1937. Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 243—296.

Ссылки

  • [mirslovarei.com/content_his/MJASIN-LEONID-FEDOROVICH-32189.html Биография Л. Мясина на «Мир словарей»]

Отрывок, характеризующий Мясин, Леонид Фёдорович

«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.
M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему , соблазнителю, эту историю. Теперь этот он , настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.
Общество после чаю перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногою под фортепиано. M lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды.
«Как она меня любит! – думала княжна Марья. – Как я счастлива теперь и как могу быть счастлива с таким другом и таким мужем! Неужели мужем?» думала она, не смея взглянуть на его лицо, чувствуя всё тот же взгляд, устремленный на себя.
Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.
«Quelle delicatesse» [Какая деликатность,] – подумала княжна. – Неужели Ame (так звали m lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне. – Она подошла к m lle Bourienne и крепко ее поцеловала. Анатоль подошел к руке маленькой княгини.
– Non, non, non! Quand votre pere m’ecrira, que vous vous conduisez bien, je vous donnerai ma main a baiser. Pas avant. [Нет, нет, нет! Когда отец ваш напишет мне, что вы себя ведете хорошо, тогда я дам вам поцеловать руку. Не прежде.] – И, подняв пальчик и улыбаясь, она вышла из комнаты.

Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто то был он – дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.

Она позвонила горничную и попросила ее лечь в ее комнате.
M lle Bourienne в этот вечер долго ходила по зимнему саду, тщетно ожидая кого то и то улыбаясь кому то, то до слез трогаясь воображаемыми словами рauvre mere, упрекающей ее за ее падение.
Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.

wiki-org.ru

Мясин, Леонид Википедия

Леонид Мясин

Леонид Мясин, рисунок Льва Бакста, 1914
Дата рождения 28 июля (9 августа) 1896(1896-08-09)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 15 марта 1979(1979-03-15) (82 года)
Место смерти Боркен, Германия
Гражданство Российская империя Российская империя→США США
Профессия артист балета, балетмейстер
IMDb ID 0557441
 Медиафайлы на Викискладе

Леони́д Фёдорович Мя́син (28 июля [9 августа] 1896[1]Москва — 15 марта 1979, Кёльн, Германия) — танцовщик и хореограф русского происхождения. Сочинил более 70 балетов.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Личная жизнь
  • 2 Постановки
    • 2.1 Русский балет Дягилева
    • 2.2 «Парижские вечера» (Soirées de Paris)
    • 2.3 Русский балет Монте-Карло
    • 2.4 Балетный театр
    • 2.5 Ла Скала
  • 3 Фильмография
  • 4 Сочинения
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Биография[ | ]

Учился балету в Московском театральном училище. Там его заметил Сергей Дягилев, приехавший в Москву в поиске артистов для своей труппы и увёз в Европу. После увольнения Вацлава Нижинского в конце 1913 года Мясин стал первым танцовщиком, а затем и одним из основных хореографов «Русских сезонов». Дебют в труппе Русский балет Дягилева состоялся 14 мая 1914 года в

ru-wiki.ru

Мясин, Леонид Фёдорович Википедия

Леони́д Фёдорович Мя́син (28 июля [9 августа] 1896[1]Москва — 15 марта 1979, Кёльн, Германия) — танцовщик и хореограф русского происхождения. Сочинил более 70 балетов.

Биография

Учился балету в Московском театральном училище. Там его заметил Сергей Дягилев, приехавший в Москву в поиске артистов для своей труппы и увёз в Европу. После увольнения Вацлава Нижинского в конце 1913 года Мясин стал первым танцовщиком, а затем и одним из основных хореографов «Русских сезонов». Дебют в труппе Русский балет Дягилева состоялся 14 мая 1914 года в роли Иосифа в балете «Легенда об Иосифе». В этот период наиболее громкой его постановкой стала скандальная премьера «сюрреалистического» балета «Парад» на музыку Эрика Сати (в сотрудничестве с Пабло Пикассо и Жаном Кокто).

Разрыв Мясина с Дягилевым был драматичным. Ещё в 1916 году, во время американского турне, Дягилев объявил труппе, что ни при каких условиях не потерпит интрижек Мясина с артистками. Однако в 1920 году, во время подготовки новой версии «Весны священной», у Мясина начались отношения с английской балериной Верой Савиной, недавно появившейся в труппе. В Риме Дягилев нанял частных детективов, следивших за парой и докладывавших ему об их встречах в отелях. В конце концов Дягилев напоил Савину в своём номере и затем раздетую приволок в соседнюю комнату к спящему Мясину. Кинув её к нему на постель, он воскликнул: «Смотри, вот твой идеал». После этого Мясин немедленно покинул отель и прекратил всяческие отношения с Дягилевым. Балетмейстер был уволен из труппы, Савина же из многообещающей солистки была переведена в кордебалет. Дягилев тяжело переживал разрыв с Мясиным, что не помешало ему позднее отозваться о бывшем фаворите следующим образом: «У Леонида нет ни души, ни сердца, ни вкуса, и единственное, что его интересует, — это деньги»[2]. Несмотря на всё это, свои мемуары Мясин предварил посвящением «Памяти Сергея Дягилева»[3].

После смерти Дягилева и фактического прекращения его антрепризы Мясин стал балетмейстером труппы Русский балет Монте-Карло, основанной полковником де Базилем и Рене Блюмом, которая сохранила репертуар «Русского балета Дягилева» и во многом продолжала его традиции. Впоследствии труппа де Базиля Оригинальный русский балет представляла некоторые постановки балетмейстера в своих гастролях.

В 1929—1931 годах был главным хореографом кинотеатра «Рокси» в Нью-Йорке.

Мясин снялся в нескольких фильмах, среди которых наибольший успех имели «Красные башмачки» (1948) и «Сказки Гофмана» (1951). Балет Мясина и Хэлпмана[en] «Красные башмачки», вставленный в середину фильма, кинорежиссёры Паэулл и Прессбургер считали своим лучшим достижением[4], не жалея денег и технических средств для его киносъёмки.

В 2005 году в Большом театре в Москве впервые были поставлены балеты Мясина «Треуголка», «Предзнаменования» и «Парижское веселье»[5].

Личная жизнь

Во время своей карьеры в «Русских балетах» Леонид Мясин был любовником Дягилева, хотя его личные предпочтения, по-видимому, были гетеросексуальны[6].

Впоследствии Мясин был четырежды женат. Из-за романа со своей будущей первой женой, балериной Верой Савиной (урождённой Кларк), он распрощался с Дягилевым. Его вторая жена, Евгения Делярова, также была артисткой балета. В браке с Татьяной Милишниковой (Орловой, снималась в кино под фамилией мужа) у него родились двое детей: дочь Татьяна (род. 1941) и сын Лорка (род. 1944). Они развелись в 1968 году, после чего Мясин женился на Ханнелор Холтвик, от которой у него было два сына, Питер и Теодор.

В 1924 году Мясин приобрёл Ли-Галли — небольшой архипелаг из трёх островков, находящийся близ итальянского городка Позитано. Поселившись на самом большом из них, Галло-Лунго[it], он построил здесь виллу и дом для гостей, а в руинах сарацинской башни устроил балетную школу с танцевальными залами и комнатами для учеников. Попытки Мясина построить на острове театр не увенчались успехом. В 1930-х годы архитектор Ле Корбюзье продолжил благоустройство острова — он соорудил для Мясина бассейн, а также перестроил гостевой домик в виллу «Белый дом». После смерти Мясина в 1979 году его наследники продали острова Ли-Галли другому знаменитому танцовщику, Рудольфу Нурееву.

Постановки

Русский балет Дягилева
  • 1914 — не осуществлённый балет «Литургия» в оформлении Н. С. Гончаровой
  • 1916
  • 1917
    • 12 апреля — «Женщины в хорошем настроении» на музыку Доменико Скарлатти, либретто и оформление Льва Бакста, Рим
    • 11 мая  — «Русские сказки» на музыку А. К. Лядова, либретто М. Ф. Ларионова и Л. Ф. Мясина, оформление М. Ф. Ларионова, театр Шатле, Париж
    • 18 мая  — «Парад» на музыку Эрика Сати, либретто Жана Кокто, оформление Пабло Пикассо, театр Шатле, Париж
  • 1919
  • 1920
  • 1925
  • 1927, 7 июня — «Стальной скок» на музыку Сергея Прокофьева, либретто и оформление Георгия Якулова, Театр Сары Бернар, Париж
  • 1928, 6 июня — «Ода» на музыку Николая Набокова на либретто Бориса Кохно, сценографы Павел Челищев и Пьер Шарбоннье
«Парижские вечера» (Soirées de Paris)
Русский балет Монте-Карло
  • 1932 — «Детские игры» на музыку Ж. Бизе[7][8][9][10] (в энциклопедии «Балет» (1981) ошибочно указан Визе[11])
  • 1933, 13 апреля, Опера Монте-Карло — «Предзнаменования» на музыку Пятой симфонии Петра Чайковского, оформление Андре Массона[11]
  • 1936, 24 июля, Ковент-Гарден — «Фантастическая симфония» на музыку одноимённой симфонии Г. Берлиоза, оформление К. Берара
  • 1938
  • 1939, 9 ноября, Метрополитен-опера — «Вакханалия» на музыку из первого действия оперы Р. Вагнера «Тангейзер», либретто и оформление Сальвадора Дали; возобновление в новой версии 1966 года
  • 1941, 8 октября, Метрополитен-опера — «Лабиринт», сюрреалистический балет на музыку 9-й симфонии Ф. Шуберта, либретто и сценография С. Дали
  • 1954 — «Гарольд в Италии» на музыку одноимённой симфонии Берлиоза[9] (датирование 1951 годом[11] представляется неточным)
  • «Болеро» Мориса Равеля
Балетный театр
Ла Скала

Фильмография

  • 1932 — танцовщик, «Голубой Дунай[en]», реж. Герберт Уилкокс
  • 1941 — Перуанец, «Весёлый парижанин[en]» (фильм-балет)*, реж. Жан Негулеско
  • 1942 — Ревнивый кавалер, «Испанская фиеста» (фильм-балет)*, реж. Жан Негулеско
  • 1947 — Роберто, «Карнавал в Коста-Рике[en]»*, реж. Григорий Ратов
  • 1948 — Гриша Любов, «Красные башмачки» (также хореограф партии башмачника во вставном балете «Красные башмачки»), реж. Майкл Паэулл и Эмерик Прессбургер
  • 1951 — Спаланцани / Шлемиль / Франц, «Сказки Гофмана», реж. Майкл Паэулл и Эмерик Прессбургер
  • 1953 — «Аида» (фильм-опера), реж. Клементе Фракасси[en]
  • 1954 — Антонио Петито[en], «Неаполитанская карусель[en]»*, реж. Этторе Джаннини
  • 1959 — Дух, «Медовый месяц[en]»* (в балете «Любовь-волшебница[en]», хореография Антонио[en]; хореография балета «Любовники из Теруэля» для Людмилы Чериной), реж. Майкл Паэулл
  • 1961 — Иоанн Креститель, Laudes Evangelii* (фильм-балет?), реж. Джоан Кемп-Уэлч[en]
(*) — фильмы, в которых Мясин выступил также как хореограф.

Сочинения

  • Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете = My Life in Ballet / Пер. с англ. М. М. Сингал / предисл. и фрагменты из монографии «Леонид Фёдорович Мясин» Суриц Е. Я. / ком. Е. Яковлевой. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1997. — 366 с. — (Ballets Russes). — 3000 экз. — ISBN 5-87334-012-9.

Примечания

  1. ↑ Леонид Фёдорович Мясин — биография
  2. Vernon Duke. Passport to Paris. — Boston, Toronto: Little, Brown and Co., 1955. — 502 p.
  3. ↑ Мясин, 1997, Глава 1, с. 17.
  4. ↑ Ian Christie. The Red Shoes
  5. ↑ Анна Галайда. Балеты с двойным дном Архивная копия от 18 ноября 2005 на Wayback Machine // «Ведомости», 18.04.2005.
  6. ↑ См., например: Vicente Garcia-Marquez. Massine: A Biography. — NY: Alfred A. Knopf, 1995. — Рецензия: Anna Kisselgoff. Massine: Ubiquitous, Passe, Revived // The New York Times, November 1, 1995.
  7. ↑ Мясин, 1997, Глава 11, с. 184.
  8. ↑ Мясин, 1997, Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 351.
  9. 1 2 Красовская, Суриц, 1997.
  10. ↑ Dictionnaire, 1999, Massine Léonide, p. 156.
  11. 1 2 3 Красовская, 1981.

Литература

  • Красовская В. М. Мясин Леонид Фёдорович // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  • Красовская В. М., Суриц Е. Я. Мясин (Massine) Леонид Фёдорович // Русский балет : Энциклопедия / Ред. Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская, В. М. Красовская, Е. Я. Суриц. — М. : Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-099-1.
  • Суриц Е. Артист и балетмейстер Леонид Мясин. — Пермь: Книжный мир, 2012. — 460 с. — ISBN 978-5-905550-04-1.
  • «Есть час и день, когда все принимает свою действительную окраску…» Письма Л. Ф. Мясина А. П. Большакову (1914—1916). Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 211—242.
  • «С островами у меня много хлопот» Л. Ф. Мясин. Письма брату. 1925—1937. Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 243—296.
  • Dictionnaire de la Danse : [фр.] : monographie imprimée / Sous la dir. de Philippe Le Moal. — Paris : Larousse-Bordas, 1999. — P. 156. — XV + 830 p. — ISBN 2-03-511318-0.

Ссылки

wikiredia.ru

Мясин, Леонид Википедия

Леони́д Фёдорович Мя́син (28 июля [9 августа] 1896[1]Москва — 15 марта 1979, Кёльн, Германия) — танцовщик и хореограф русского происхождения. Сочинил более 70 балетов.

Биография

Учился балету в Московском театральном училище. Там его заметил Сергей Дягилев, приехавший в Москву в поиске артистов для своей труппы и увёз в Европу. После увольнения Вацлава Нижинского в конце 1913 года Мясин стал первым танцовщиком, а затем и одним из основных хореографов «Русских сезонов». Дебют в труппе Русский балет Дягилева состоялся 14 мая 1914 года в роли Иосифа в балете «Легенда об Иосифе». В этот период наиболее громкой его постановкой стала скандальная премьера «сюрреалистического» балета «Парад» на музыку Эрика Сати (в сотрудничестве с Пабло Пикассо и Жаном Кокто).

Разрыв Мясина с Дягилевым был драматичным. Ещё в 1916 году, во время американского турне, Дягилев объявил труппе, что ни при каких условиях не потерпит интрижек Мясина с артистками. Однако в 1920 году, во время подготовки новой версии «Весны священной», у Мясина начались отношения с английской балериной Верой Савиной, недавно появившейся в труппе. В Риме Дягилев нанял частных детективов, следивших за парой и докладывавших ему об их встречах в отелях. В конце концов Дягилев напоил Савину в своём номере и затем раздетую приволок в соседнюю комнату к спящему Мясину. Кинув её к нему на постель, он воскликнул: «Смотри, вот твой идеал». После этого Мясин немедленно покинул отель и прекратил всяческие отношения с Дягилевым. Балетмейстер был уволен из труппы, Савина же из многообещающей солистки была переведена в кордебалет. Дягилев тяжело переживал разрыв с Мясиным, что не помешало ему позднее отозваться о бывшем фаворите следующим образом: «У Леонида нет ни души, ни сердца, ни вкуса, и единственное, что его интересует, — это деньги»[2]. Несмотря на всё это, свои мемуары Мясин предварил посвящением «Памяти Сергея Дягилева»[3].

После смерти Дягилева и фактического прекращения его антрепризы Мясин стал балетмейстером труппы Русский балет Монте-Карло, основанной полковником де Базилем и Рене Блюмом, которая сохранила репертуар «Русского балета Дягилева» и во многом продолжала его традиции. Впоследствии труппа де Базиля Оригинальный русский балет представляла некоторые постановки балетмейстера в своих гастролях.

В 1929—1931 годах был главным хореографом кинотеатра «Рокси» в Нью-Йорке.

Мясин снялся в нескольких фильмах, среди которых наибольший успех имели «Красные башмачки» (1948) и «Сказки Гофмана» (1951). Балет Мясина и Хэлпмана[en] «Красные башмачки», вставленный в середину фильма, кинорежиссёры Паэулл и Прессбургер считали своим лучшим достижением[4], не жалея денег и технических средств для его киносъёмки.

В 2005 году в Большом театре в Москве впервые были поставлены балеты Мясина «Треуголка», «Предзнаменования» и «Парижское веселье»[5].

Личная жизнь

Во время своей карьеры в «Русских балетах» Леонид Мясин был любовником Дягилева, хотя его личные предпочтения, по-видимому, были гетеросексуальны[6].

Впоследствии Мясин был четырежды женат. Из-за романа со своей будущей первой женой, балериной Верой Савиной (урождённой Кларк), он распрощался с Дягилевым. Его вторая жена, Евгения Делярова, также была артисткой балета. В браке с Татьяной Милишниковой (Орловой, снималась в кино под фамилией мужа) у него родились двое детей: дочь Татьяна (род. 1941) и сын Лорка (род. 1944). Они развелись в 1968 году, после чего Мясин женился на Ханнелор Холтвик, от которой у него было два сына, Питер и Теодор.

В 1924 году Мясин приобрёл Ли-Галли — небольшой архипелаг из трёх островков, находящийся близ итальянского городка Позитано. Поселившись на самом большом из них, Галло-Лунго[it], он построил здесь виллу и дом для гостей, а в руинах сарацинской башни устроил балетную школу с танцевальными залами и комнатами для учеников. Попытки Мясина построить на острове театр не увенчались успехом. В 1930-х годы архитектор Ле Корбюзье продолжил благоустройство острова — он соорудил для Мясина бассейн, а также перестроил гостевой домик в виллу «Белый дом». После смерти Мясина в 1979 году его наследники продали острова Ли-Галли другому знаменитому танцовщику, Рудольфу Нурееву.

Постановки

Русский балет Дягилева
  • 1914 — не осуществлённый балет «Литургия» в оформлении Н. С. Гончаровой
  • 1916
  • 1917
    • 12 апреля — «Женщины в хорошем настроении» на музыку Доменико Скарлатти, либретто и оформление Льва Бакста, Рим
    • 11 мая  — «Русские сказки» на музыку А. К. Лядова, либретто М. Ф. Ларионова и Л. Ф. Мясина, оформление М. Ф. Ларионова, театр Шатле, Париж
    • 18 мая  — «Парад» на музыку Эрика Сати, либретто Жана Кокто, оформление Пабло Пикассо, театр Шатле, Париж
  • 1919
  • 1920
  • 1925
  • 1927, 7 июня — «Стальной скок» на музыку Сергея Прокофьева, либретто и оформление Георгия Якулова, Театр Сары Бернар, Париж
  • 1928, 6 июня — «Ода» на музыку Николая Набокова на либретто Бориса Кохно, сценографы Павел Челищев и Пьер Шарбоннье
«Парижские вечера» (Soirées de Paris)
Русский балет Монте-Карло
  • 1932 — «Детские игры» на музыку Ж. Бизе[7][8][9][10] (в энциклопедии «Балет» (1981) ошибочно указан Визе[11])
  • 1933, 13 апреля, Опера Монте-Карло — «Предзнаменования» на музыку Пятой симфонии Петра Чайковского, оформление Андре Массона[11]
  • 1936, 24 июля, Ковент-Гарден — «Фантастическая симфония» на музыку одноимённой симфонии Г. Берлиоза, оформление К. Берара
  • 1938
  • 1939, 9 ноября, Метрополитен-опера — «Вакханалия» на музыку из первого действия оперы Р. Вагнера «Тангейзер», либретто и оформление Сальвадора Дали; возобновление в новой версии 1966 года
  • 1941, 8 октября, Метрополитен-опера — «Лабиринт», сюрреалистический балет на музыку 9-й симфонии Ф. Шуберта, либретто и сценография С. Дали
  • 1954 — «Гарольд в Италии» на музыку одноимённой симфонии Берлиоза[9] (датирование 1951 годом[11] представляется неточным)
  • «Болеро» Мориса Равеля
Балетный театр
Ла Скала

Фильмография

  • 1932 — танцовщик, «Голубой Дунай[en]», реж. Герберт Уилкокс
  • 1941 — Перуанец, «Весёлый парижанин[en]» (фильм-балет)*, реж. Жан Негулеско
  • 1942 — Ревнивый кавалер, «Испанская фиеста» (фильм-балет)*, реж. Жан Негулеско
  • 1947 — Роберто, «Карнавал в Коста-Рике[en]»*, реж. Григорий Ратов
  • 1948 — Гриша Любов, «Красные башмачки» (также хореограф партии башмачника во вставном балете «Красные башмачки»), реж. Майкл Паэулл и Эмерик Прессбургер
  • 1951 — Спаланцани / Шлемиль / Франц, «Сказки Гофмана», реж. Майкл Паэулл и Эмерик Прессбургер
  • 1953 — «Аида» (фильм-опера), реж. Клементе Фракасси[en]
  • 1954 — Антонио Петито[en], «Неаполитанская карусель[en]»*, реж. Этторе Джаннини
  • 1959 — Дух, «Медовый месяц[en]»* (в балете «Любовь-волшебница[en]», хореография Антонио[en]; хореография балета «Любовники из Теруэля» для Людмилы Чериной), реж. Майкл Паэулл
  • 1961 — Иоанн Креститель, Laudes Evangelii* (фильм-балет?), реж. Джоан Кемп-Уэлч[en]
(*) — фильмы, в которых Мясин выступил также как хореограф.

Сочинения

  • Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете = My Life in Ballet / Пер. с англ. М. М. Сингал / предисл. и фрагменты из монографии «Леонид Фёдорович Мясин» Суриц Е. Я. / ком. Е. Яковлевой. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1997. — 366 с. — (Ballets Russes). — 3000 экз. — ISBN 5-87334-012-9.

Примечания

  1. ↑ Леонид Фёдорович Мясин — биография
  2. Vernon Duke. Passport to Paris. — Boston, Toronto: Little, Brown and Co., 1955. — 502 p.
  3. ↑ Мясин, 1997, Глава 1, с. 17.
  4. ↑ Ian Christie. The Red Shoes
  5. ↑ Анна Галайда. Балеты с двойным дном Архивная копия от 18 ноября 2005 на Wayback Machine // «Ведомости», 18.04.2005.
  6. ↑ См., например: Vicente Garcia-Marquez. Massine: A Biography. — NY: Alfred A. Knopf, 1995. — Рецензия: Anna Kisselgoff. Massine: Ubiquitous, Passe, Revived // The New York Times, November 1, 1995.
  7. ↑ Мясин, 1997, Глава 11, с. 184.
  8. ↑ Мясин, 1997, Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 351.
  9. 1 2 Красовская, Суриц, 1997.
  10. ↑ Dictionnaire, 1999, Massine Léonide, p. 156.
  11. 1 2 3 Красовская, 1981.

Литература

  • Красовская В. М. Мясин Леонид Фёдорович // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  • Красовская В. М., Суриц Е. Я. Мясин (Massine) Леонид Фёдорович // Русский балет : Энциклопедия / Ред. Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская, В. М. Красовская, Е. Я. Суриц. — М. : Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-099-1.
  • Суриц Е. Артист и балетмейстер Леонид Мясин. — Пермь: Книжный мир, 2012. — 460 с. — ISBN 978-5-905550-04-1.
  • «Есть час и день, когда все принимает свою действительную окраску…» Письма Л. Ф. Мясина А. П. Большакову (1914—1916). Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 211—242.
  • «С островами у меня много хлопот» Л. Ф. Мясин. Письма брату. 1925—1937. Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 243—296.
  • Dictionnaire de la Danse : [фр.] : monographie imprimée / Sous la dir. de Philippe Le Moal. — Paris : Larousse-Bordas, 1999. — P. 156. — XV + 830 p. — ISBN 2-03-511318-0.

Ссылки

wikiredia.ru

Леонид Мясин Википедия

Леонид Мясин

Леонид Мясин, рисунок Льва Бакста, 1914
Дата рождения 28 июля (9 августа) 1896(1896-08-09)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 15 марта 1979(1979-03-15) (82 года)
Место смерти Боркен, Германия
Гражданство Российская империя Российская империя→США США
Профессия артист балета, балетмейстер
IMDb ID 0557441
 Медиафайлы на Викискладе

Леони́д Фёдорович Мя́син (28 июля [9 августа] 1896[1]Москва — 15 марта 1979, Кёльн, Германия) — танцовщик и хореограф русского происхождения. Сочинил более 70 балетов.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Личная жизнь
  • 2 Постановки
    • 2.1 Русский балет Дягилева
    • 2.2 «Парижские вечера» (Soirées de Paris)
    • 2.3 Русский балет Монте-Карло
    • 2.4 Балетный театр
    • 2.5 Ла Скала
  • 3 Фильмография
  • 4 Сочинения
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Биография[ | ]

Учился балету в Московском театральном училище. Там его заметил Сергей Дягилев, приехавший в Москву в поиске артистов для своей труппы и увёз в Европу. После увольнения Вацлава Нижинского в конце 1913 года Мясин стал первым танцовщиком, а затем и одним из основных хореографов «Русских сезонов». Дебют в труппе Русский балет Дягилева состоялся 14 мая 1914 года в р

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *