Леонид Мясин Википедия
Леони́д Фёдорович Мя́син (28 июля [9 августа] 1896[1]Москва — 15 марта 1979, Кёльн, Германия) — танцовщик и хореограф русского происхождения. Сочинил более 70 балетов.
Биография
Учился балету в Московском театральном училище. Там его заметил Сергей Дягилев, приехавший в Москву в поиске артистов для своей труппы и увёз в Европу. После увольнения Вацлава Нижинского в конце 1913 года Мясин стал первым танцовщиком, а затем и одним из основных хореографов «Русских сезонов». Дебют в труппе Русский балет Дягилева состоялся 14 мая 1914 года в роли Иосифа в балете «Легенда об Иосифе». В этот период наиболее громкой его постановкой стала скандальная премьера «сюрреалистического» балета «Парад» на музыку Эрика Сати (в сотрудничестве с Пабло Пикассо и Жаном Кокто).
Разрыв Мясина с Дягилевым был драматичным. Ещё в 1916 году, во время американского турне, Дягилев объявил труппе, что ни при каких условиях не потерпит интрижек Мясина с артистками. Однако в 1920 году, во время подготовки новой версии «Весны священной», у Мясина начались отношения с английской балериной Верой Савиной, недавно появившейся в труппе. В Риме Дягилев нанял частных детективов, следивших за парой и докладывавших ему об их встречах в отелях. В конце концов Дягилев напоил Савину в своём номере и затем раздетую приволок в соседнюю комнату к спящему Мясину. Кинув её к нему на постель, он воскликнул: «Смотри, вот твой идеал». После этого Мясин немедленно покинул отель и прекратил всяческие отношения с Дягилевым. Балетмейстер был уволен из труппы, Савина же из многообещающей солистки была переведена в кордебалет. Дягилев тяжело переживал разрыв с Мясиным, что не помешало ему позднее отозваться о бывшем фаворите следующим образом: «У Леонида нет ни души, ни сердца, ни вкуса, и единственное, что его интересует, — это деньги»
После смерти Дягилева и фактического прекращения его антрепризы Мясин стал балетмейстером труппы Русский балет Монте-Карло, основанной полковником де Базилем и Рене Блюмом, которая сохранила репертуар «Русского балета Дягилева» и во многом продолжала его традиции. Впоследствии труппа де Базиля Оригинальный русский балет представляла некоторые постановки балетмейстера в своих гастролях.
В 1929—1931 годах был главным хореографом кинотеатра «Рокси» в Нью-Йорке.
Мясин снялся в нескольких фильмах, среди которых наибольший успех имели «Красные башмачки» (1948) и «Сказки Гофмана» (1951). Балет Мясина и Хэлпмана[en] «Красные башмачки», вставленный в середину фильма, кинорежиссёры Паэулл и Прессбургер считали своим лучшим достижением[4], не жалея денег и технических средств для его киносъёмки.
В 2005 году в Большом театре в Москве впервые были поставлены балеты Мясина «Треуголка», «Предзнаменования» и «Парижское веселье»
Личная жизнь
Во время своей карьеры в «Русских балетах» Леонид Мясин был любовником Дягилева, хотя его личные предпочтения, по-видимому, были гетеросексуальны[6].
Впоследствии Мясин был четырежды женат. Из-за романа со своей будущей первой женой, балериной Верой Савиной (урождённой Кларк), он распрощался с Дягилевым. Его вторая жена, Евгения Делярова, также была артисткой балета. В браке с Татьяной Милишниковой (Орловой, снималась в кино под фамилией мужа) у него родились двое детей: дочь Татьяна (род. 1941) и сын Лорка (род. 1944). Они развелись в 1968 году, после чего Мясин женился на Ханнелор Холтвик, от которой у него было два сына, Питер и Теодор.
В 1924 году Мясин приобрёл Ли-Галли — небольшой архипелаг из трёх островков, находящийся близ итальянского городка Позитано. Поселившись на самом большом из них, Галло-Лунго[it], он построил здесь виллу и дом для гостей, а в руинах сарацинской башни устроил балетную школу с танцевальными залами и комнатами для учеников. Попытки Мясина построить на острове театр не увенчались успехом. В 1930-х годы архитектор Ле Корбюзье продолжил благоустройство острова — он соорудил для Мясина бассейн, а также перестроил гостевой домик в виллу «Белый дом». После смерти Мясина в 1979 году его наследники продали острова Ли-Галли другому знаменитому танцовщику, Рудольфу Нурееву.
Постановки
Русский балет Дягилева
- 1914 — не осуществлённый балет «Литургия» в оформлении Н. С. Гончаровой
- 1916
- 1917
- 12 апреля — «Женщины в хорошем настроении» на музыку Доменико Скарлатти, либретто и оформление Льва Бакста, Рим
- 11 мая — «Русские сказки» на музыку А. К. Лядова, либретто М. Ф. Ларионова и Л. Ф. Мясина, оформление М. Ф. Ларионова, театр Шатле, Париж
- 18 мая — «Парад» на музыку Эрика Сати, либретто Жана Кокто, оформление Пабло Пикассо, театр Шатле, Париж
- 1919
- 1920
- 1925
- 1927, 7 июня — «Стальной скок» на музыку Сергея Прокофьева, либретто и оформление Георгия Якулова, Театр Сары Бернар, Париж
- 1928, 6 июня — «Ода» на музыку Николая Набокова на либретто Бориса Кохно, сценографы Павел Челищев и Пьер Шарбоннье
«Парижские вечера» (Soirées de Paris)
Русский балет Монте-Карло
- 1932 — «Детские игры» на музыку Ж. Бизе[7][8][9][10] (в энциклопедии «Балет» (1981) ошибочно указан Визе[11])
- 1933, 13 апреля, Опера Монте-Карло — «Предзнаменования» на музыку Пятой симфонии Петра Чайковского, оформление Андре Массона[11]
- 1936, 24 июля, Ковент-Гарден — «Фантастическая симфония» на музыку одноимённой симфонии Г. Берлиоза, оформление К. Берара
- 1938
- 1939, 9 ноября, Метрополитен-опера — «Вакханалия» на музыку из первого действия оперы Р. Вагнера «Тангейзер», либретто и оформление Сальвадора Дали; возобновление в новой версии 1966 года
- 1941, 8 октября, Метрополитен-опера — «Лабиринт», сюрреалистический балет на музыку 9-й симфонии Ф. Шуберта, либретто и сценография С. Дали
- 1954 — «Гарольд в Италии» на музыку одноимённой симфонии Берлиоза[9] (датирование 1951 годом[11] представляется неточным)
- «Болеро» Мориса Равеля
Балетный театр
Ла Скала
Фильмография
- 1932 — танцовщик, «Голубой Дунай[en]», реж. Герберт Уилкокс
- 1941 — Перуанец, «Весёлый парижанин[en]» (фильм-балет)*, реж. Жан Негулеско
- 1942 — Ревнивый кавалер, «Испанская фиеста» (фильм-балет)*, реж. Жан Негулеско
- 1947 — Роберто, «Карнавал в Коста-Рике[en]»*, реж. Григорий Ратов
- 1948 — Гриша Любов, «Красные башмачки» (также хореограф партии башмачника во вставном балете «Красные башмачки»), реж. Майкл Паэулл и Эмерик Прессбургер
- 1951 — Спаланцани / Шлемиль / Франц, «Сказки Гофмана», реж. Майкл Паэулл и Эмерик Прессбургер
- 1953 — «Аида» (фильм-опера), реж. Клементе Фракасси
[en] - 1954 — Антонио Петито[en], «Неаполитанская карусель[en]»*, реж. Этторе Джаннини
- 1959 — Дух, «Медовый месяц[en]»* (в балете «Любовь-волшебница[en]», хореография Антонио[en]; хореография балета «Любовники из Теруэля» для Людмилы Чериной), реж. Майкл Паэулл
- 1961 — Иоанн Креститель, Laudes Evangelii* (фильм-балет?), реж. Джоан Кемп-Уэлч[en]
- (*) — фильмы, в которых Мясин выступил также как хореограф.
Сочинения
- Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете = My Life in Ballet / Пер. с англ. М. М. Сингал / предисл. и фрагменты из монографии «Леонид Фёдорович Мясин» Суриц Е. Я. / ком. Е. Яковлевой. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1997. — 366 с. — (Ballets Russes). — 3000 экз. — ISBN 5-87334-012-9.
Примечания
- ↑ Леонид Фёдорович Мясин — биография
- ↑ Vernon Duke. Passport to Paris. — Boston, Toronto: Little, Brown and Co., 1955. — 502 p.
- ↑ Мясин, 1997, Глава 1, с. 17.
- ↑ Ian Christie. The Red Shoes
- ↑ Анна Галайда. Балеты с двойным дном Архивная копия от 18 ноября 2005 на Wayback Machine // «Ведомости», 18.04.2005.
- ↑ См., например: Vicente Garcia-Marquez. Massine: A Biography. — NY: Alfred A. Knopf, 1995. — Рецензия: Anna Kisselgoff. Massine: Ubiquitous, Passe, Revived // The New York Times, November 1, 1995.
- ↑ Мясин, 1997, Глава 11, с. 184.
- ↑ Мясин, 1997, Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 351.
- ↑ 1 2 Красовская, Суриц, 1997.
- ↑ Dictionnaire, 1999, Massine Léonide, p. 156.
- ↑ 1 2 3 Красовская, 1981.
Литература
- Красовская В. М. Мясин Леонид Фёдорович // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. —
- Красовская В. М., Суриц Е. Я. Мясин (Massine) Леонид Фёдорович // Русский балет : Энциклопедия / Ред. Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская, В. М. Красовская, Е. Я. Суриц. — М. : Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-099-1.
- Суриц Е. Артист и балетмейстер Леонид Мясин. — Пермь: Книжный мир, 2012. — 460 с. — ISBN 978-5-905550-04-1.
- «Есть час и день, когда все принимает свою действительную окраску…» Письма Л. Ф. Мясина А. П. Большакову (1914—1916). Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 211—242.
- «С островами у меня много хлопот» Л. Ф. Мясин. Письма брату. 1925—1937. Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 243—296.
- Dictionnaire de la Danse : [фр.] : monographie imprimée / Sous la dir. de Philippe Le Moal. — Paris : Larousse-Bordas, 1999. — P. 156. — XV + 830 p. — ISBN 2-03-511318-0.
Ссылки
wikiredia.ru
Мясин Леонид Федорович Википедия
Леони́д Фёдорович Мя́син (28 июля [9 августа] 1896[1]Москва — 15 марта 1979, Кёльн, Германия) — танцовщик и хореограф русского происхождения. Сочинил более 70 балетов.
Биография
Учился балету в Московском театральном училище. Там его заметил Сергей Дягилев, приехавший в Москву в поиске артистов для своей труппы и увёз в Европу. После увольнения Вацлава Нижинского в конце 1913 года Мясин стал первым танцовщиком, а затем и одним из основных хореографов «Русских сезонов». Дебют в труппе Русский балет Дягилева состоялся 14 мая 1914 года в роли Иосифа в балете «Легенда об Иосифе». В этот период наиболее громкой его постановкой стала скандальная премьера «сюрреалистического» балета «Парад» на музыку Эрика Сати (в сотрудничестве с Пабло Пикассо и Жаном Кокто).
Разрыв Мясина с Дягилевым был драматичным. Ещё в 1916 году, во время американского турне, Дягилев объявил труппе, что ни при каких условиях не потерпит интрижек Мясина с артистками. Однако в 1920 году, во время подготовки новой версии «Весны священной», у Мясина начались отношения с английской балериной Верой Савиной, недавно появившейся в труппе. В Риме Дягилев нанял частных детективов, следивших за парой и докладывавших ему об их встречах в отелях. В конце концов Дягилев напоил Савину в своём номере и затем раздетую приволок в соседнюю комнату к спящему Мясину. Кинув её к нему на постель, он воскликнул: «Смотри, вот твой идеал». После этого Мясин немедленно покинул отель и прекратил всяческие отношения с Дягилевым. Балетмейстер был уволен из труппы, Савина же из многообещающей солистки была переведена в кордебалет. Дягилев тяжело переживал разрыв с Мясиным, что не помешало ему позднее отозваться о бывшем фаворите следующим образом: «У Леонида нет ни души, ни сердца, ни вкуса, и единственное, что его интересует, — это деньги»[2]. Несмотря на всё это, свои мемуары Мясин предварил посвящением «Памяти Сергея Дягилева»[3].
После смерти Дягилева и фактического прекращения его антрепризы Мясин стал балетмейстером труппы Русский балет Монте-Карло, основанной полковником де Базилем и Рене Блюмом, которая сохранила репертуар «Русского балета Дягилева» и во многом продолжала его традиции. Впоследствии труппа де Базиля Оригинальный русский балет представляла некоторые постановки балетмейстера в своих гастролях.
В 1929—1931 годах был главным хореографом кинотеатра «Рокси» в Нью-Йорке.
Мясин снялся в нескольких фильмах, среди которых наибольший успех имели «Красные башмачки» (1948) и «Сказки Гофмана» (1951). Балет Мясина и Хэлпмана[en] «Красные башмачки», вставленный в середину фильма, кинорежиссёры Паэулл и Прессбургер считали своим лучшим достижением[4], не жалея денег и технических средств для его киносъёмки.
В 2005 году в Большом театре в Москве впервые были поставлены балеты Мясина «Треуголка», «Предзнаменования» и «Парижское веселье»[5].
Личная жизнь
Во время своей карьеры в «Русских балетах» Леонид Мясин был любовником Дягилева, хотя его личные предпочтения, по-видимому, были гетеросексуальны[6].
Впоследствии Мясин был четырежды женат. Из-за романа со своей будущей первой женой, балериной Верой Савиной (урождённой Кларк), он распрощался с Дягилевым. Его вторая жена, Евгения Делярова, также была артисткой балета. В браке с Татьяной Милишниковой (Орловой, снималась в кино под фамилией мужа) у него родились двое детей: дочь Татьяна (род. 1941) и сын Лорка (род. 1944). Они развелись в 1968 году, после чего Мясин женился на Ханнелор Холтвик, от которой у него было два сына, Питер и Теодор.
В 1924 году Мясин приобрёл Ли-Галли — небольшой архипелаг из трёх островков, находящийся близ итальянского городка Позитано. Поселившись на самом большом из них, Галло-Лунго[it], он построил здесь виллу и дом для гостей, а в руинах сарацинской башни устроил балетную школу с танцевальными залами и комнатами для учеников. Попытки Мясина построить на острове театр не увенчались успехом. В 1930-х годы архитектор Ле Корбюзье продолжил благоустройство острова — он соорудил для Мясина бассейн, а также перестроил гостевой домик в виллу «Белый дом». После смерти Мясина в 1979 году его наследники продали острова Ли-Галли другому знаменитому танцовщику, Рудольфу Нурееву.
Постановки
Русский балет Дягилева
- 1914 — не осуществлённый балет «Литургия» в оформлении Н. С. Гончаровой
- 1916
- 1917
- 12 апреля — «Женщины в хорошем настроении» на музыку Доменико Скарлатти, либретто и оформление Льва Бакста, Рим
- 11 мая — «Русские сказки» на музыку А. К. Лядова, либретто М. Ф. Ларионова и Л. Ф. Мясина, оформление М. Ф. Ларионова, театр Шатле, Париж
- 18 мая — «Парад» на музыку Эрика Сати, либретто Жана Кокто, оформление Пабло Пикассо, театр Шатле, Париж
- 1919
- 1920
- 1925
- 1927, 7 июня — «Стальной скок» на музыку Сергея Прокофьева, либретто и оформление Георгия Якулова, Театр Сары Бернар, Париж
- 1928, 6 июня — «Ода» на музыку Николая Набокова на либретто Бориса Кохно, сценографы Павел Челищев и Пьер Шарбоннье
«Парижские вечера» (Soirées de Paris)
Русский балет Монте-Карло
- 1932 — «Детские игры» на музыку Ж. Бизе[7][8][9][10] (в энциклопедии «Балет» (1981) ошибочно указан Визе[11])
- 1933, 13 апреля, Опера Монте-Карло — «Предзнаменования» на музыку Пятой симфонии Петра Чайковского, оформление Андре Массона[11]
- 1936, 24 июля, Ковент-Гарден — «Фантастическая симфония» на музыку одноимённой симфонии Г. Берлиоза, оформление К. Берара
- 1938
- 1939, 9 ноября, Метрополитен-опера — «Вакханалия» на музыку из первого действия оперы Р. Вагнера «Тангейзер», либретто и оформление Сальвадора Дали; возобновление в новой версии 1966 года
- 1941, 8 октября, Метрополитен-опера — «Лабиринт», сюрреалистический балет на музыку 9-й симфонии Ф. Шуберта, либретто и сценография С. Дали
- 1954 — «Гарольд в Италии» на музыку одноимённой симфонии Берлиоза[9] (датирование 1951 годом[11] представляется неточным)
- «Болеро» Мориса Равеля
Балетный театр
Ла Скала
Фильмография
- 1932 — танцовщик, «Голубой Дунай[en]», реж. Герберт Уилкокс
- 1941 — Перуанец, «Весёлый парижанин[en]» (фильм-балет)*, реж. Жан Негулеско
- 1942 — Ревнивый кавалер, «Испанская фиеста» (фильм-балет)*, реж. Жан Негулеско
- 1947 — Роберто, «Карнавал в Коста-Рике[en]»*, реж. Григорий Ратов
- 1948 — Гриша Любов, «Красные башмачки» (также хореограф партии башмачника во вставном балете «Красные башмачки»), реж. Майкл Паэулл и Эмерик Прессбургер
- 1951 — Спаланцани / Шлемиль / Франц, «Сказки Гофмана», реж. Майкл Паэулл и Эмерик Прессбургер
- 1953 — «Аида» (фильм-опера), реж. Клементе Фракасси[en]
- 1954 — Антонио Петито[en], «Неаполитанская карусель[en]»*, реж. Этторе Джаннини
- 1959 — Дух, «Медовый месяц[en]»* (в балете «Любовь-волшебница[en]», хореография Антонио[en]; хореография балета «Любовники из Теруэля» для Людмилы Чериной), реж. Майкл Паэулл
- 1961 — Иоанн Креститель, Laudes Evangelii* (фильм-балет?), реж. Джоан Кемп-Уэлч[en]
- (*) — фильмы, в которых Мясин выступил также как хореограф.
Сочинения
- Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете = My Life in Ballet / Пер. с англ. М. М. Сингал / предисл. и фрагменты из монографии «Леонид Фёдорович Мясин» Суриц Е. Я. / ком. Е. Яковлевой. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1997. — 366 с. — (Ballets Russes). — 3000 экз. — ISBN 5-87334-012-9.
Примечания
- ↑ Леонид Фёдорович Мясин — биография
- ↑ Vernon Duke. Passport to Paris. — Boston, Toronto: Little, Brown and Co., 1955. — 502 p.
- ↑ Мясин, 1997, Глава 1, с. 17.
- ↑ Ian Christie. The Red Shoes
- ↑ Анна Галайда. Балеты с двойным дном Архивная копия от 18 ноября 2005 на Wayback Machine // «Ведомости», 18.04.2005.
- ↑ См., например: Vicente Garcia-Marquez. Massine: A Biography. — NY: Alfred A. Knopf, 1995. — Рецензия: Anna Kisselgoff. Massine: Ubiquitous, Passe, Revived // The New York Times, November 1, 1995.
- ↑ Мясин, 1997, Глава 11, с. 184.
- ↑ Мясин, 1997, Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 351.
- ↑ 1 2 Красовская, Суриц, 1997.
- ↑ Dictionnaire, 1999, Massine Léonide, p. 156.
- ↑ 1 2 3 Красовская, 1981.
Литература
- Красовская В. М. Мясин Леонид Фёдорович // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
- Красовская В. М., Суриц Е. Я. Мясин (Massine) Леонид Фёдорович // Русский балет : Энциклопедия / Ред. Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская, В. М. Красовская, Е. Я. Суриц. — М. : Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-099-1.
- Суриц Е. Артист и балетмейстер Леонид Мясин. — Пермь: Книжный мир, 2012. — 460 с. — ISBN 978-5-905550-04-1.
- «Есть час и день, когда все принимает свою действительную окраску…» Письма Л. Ф. Мясина А. П. Большакову (1914—1916). Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 211—242.
- «С островами у меня много хлопот» Л. Ф. Мясин. Письма брату. 1925—1937. Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 243—296.
- Dictionnaire de la Danse : [фр.] : monographie imprimée / Sous la dir. de Philippe Le Moal. — Paris : Larousse-Bordas, 1999. — P. 156. — XV + 830 p. — ISBN 2-03-511318-0.
Ссылки
wikiredia.ru
Мясин, Леонид Фёдорович — WiKi
Учился балету в Московском театральном училище. Там его заметил Сергей Дягилев, приехавший в Москву в поиске артистов для своей труппы и увёз в Европу. После увольнения Вацлава Нижинского в конце 1913 года Мясин стал первым танцовщиком, а затем и одним из основных хореографов «Русских сезонов». В этот период наиболее громкой его постановкой стала скандальная премьера «сюрреалистического» балета «Парад» на музыку Эрика Сати (в сотрудничестве с Пабло Пикассо и Жаном Кокто).
Разрыв Мясина с Дягилевым был драматичным. Ещё в 1916 году, во время американского турне, Дягилев объявил труппе, что ни при каких условиях не потерпит интрижек Мясина с артистками. Однако в 1920 году, во время подготовки новой версии «Весны священной», у Мясина начались отношения с английской балериной Верой Савиной, недавно появившейся в труппе. В Риме Дягилев нанял частных детективов, следивших за парой и докладывавших ему об их встречах в отелях. В конце концов Дягилев напоил Савину в своём номере и затем раздетую приволок в соседнюю комнату к спящему Мясину. Кинув её в нему на постель, он воскликнул: «Смотри, вот твой идеал». После этого Мясин немедленно покинул отель и прекратил всяческие отношения с Дягилевым. Он был уволен из труппы, Савина же из многообещающей солистки была переведена в кордебалет. Дягилев тяжело переживал разрыв со своим фаворитом, что не помешало ему позднее отозваться о нём следующим образом: «У Леонида нет ни души, ни сердца, ни вкуса, и единственное, что его интересует, – это деньги»[2].
После смерти Дягилева и фактического прекращения его антрепризы, Мясин совместно с полковником де Базилем основал труппу «Русский балет Монте-Карло», которая сохранила репертуар «Русского балета Дягилева» и во многом продолжала его традиции.
В 1929—1931 годах был главным хореографом кинотеатра «Рокси» в Нью-Йорке.
Мясин снялся в нескольких фильмах, среди которых наибольший успех имели «Красные башмачки» (1948) и «Сказки Гофмана» (1951). Балет Мясина и Хэлпмана[en] «Красные башмачки», вставленный в середину фильма, кинорежиссёры Паэулл и Прессбургер считали своим лучшим достижением[3], не жалея денег и технических средств для его киносъёмки.
В 2005 году в Большом театре в Москве впервые были поставлены балеты Мясина «Треуголка», «Предзнаменования[fr]» и «Парижское веселье[en]»[4].
Личная жизнь
Во время своей карьеры в «Русских балетах» Леонид Мясин был любовником Дягилева, хотя его личные предпочтения, по-видимому, были гетеросексуальны[5].
Впоследствии Мясин был четырежды женат. Из-за романа со своей будущей первой женой, балериной Верой Савиной (урождённой Кларк), он распрощался с Дягилевым. Его вторая жена, Евгения Делярова, также была артисткой балета. В браке с Татьяной Милишниковой (Орловой, снималась в кино под фамилией мужа) у него родились двое детей: дочь Татьяна (род. 1941) и сын Лорка (род. 1944). Они развелись в 1968 году, после чего Мясин женился на Ханнелор Холтвик, от которой у него было два сына, Питер и Теодор.
В 1924 году Мясин приобрёл Ли-Галли — небольшой архипелаг из трёх островков, находящийся близ итальянского городка Позитано. Поселившись на самом большом из них, Галло-Лунго[it], он построил здесь виллу и дом для гостей, а в руинах сарацинской башни устроил балетную школу с танцевальными залами и комнатами для учеников. Попытки Мясина построить на острове театр не увенчались успехом. В 1930-х годы архитектор Ле Корбюзье продолжил благоустройство острова — он соорудил для Мясина бассейн а также перестроил гостевой домик в виллу «Белый дом». После смерти Мясина в 1979 году его наследники продали острова Ли-Галли другому знаменитому танцовщику, Рудольфу Нурееву.
ru-wiki.org
Мясин Википедия
Леони́д Фёдорович Мя́син (28 июля [9 августа] 1896[1]Москва — 15 марта 1979, Кёльн, Германия) — танцовщик и хореограф русского происхождения. Сочинил более 70 балетов.
Биография
Учился балету в Московском театральном училище. Там его заметил Сергей Дягилев, приехавший в Москву в поиске артистов для своей труппы и увёз в Европу. После увольнения Вацлава Нижинского в конце 1913 года Мясин стал первым танцовщиком, а затем и одним из основных хореографов «Русских сезонов». Дебют в труппе Русский балет Дягилева состоялся 14 мая 1914 года в роли Иосифа в балете «Легенда об Иосифе». В этот период наиболее громкой его постановкой стала скандальная премьера «сюрреалистического» балета «Парад» на музыку Эрика Сати (в сотрудничестве с Пабло Пикассо и Жаном Кокто).
Разрыв Мясина с Дягилевым был драматичным. Ещё в 1916 году, во время американского турне, Дягилев объявил труппе, что ни при каких условиях не потерпит интрижек Мясина с артистками. Однако в 1920 году, во время подготовки новой версии «Весны священной», у Мясина начались отношения с английской балериной Верой Савиной, недавно появившейся в труппе. В Риме Дягилев нанял частных детективов, следивших за парой и докладывавших ему об их встречах в отелях. В конце концов Дягилев напоил Савину в своём номере и затем раздетую приволок в соседнюю комнату к спящему Мясину. Кинув её к нему на постель, он воскликнул: «Смотри, вот твой идеал». После этого Мясин немедленно покинул отель и прекратил всяческие отношения с Дягилевым. Балетмейстер был уволен из труппы, Савина же из многообещающей солистки была переведена в кордебалет. Дягилев тяжело переживал разрыв с Мясиным, что не помешало ему позднее отозваться о бывшем фаворите следующим образом: «У Леонида нет ни души, ни сердца, ни вкуса, и единственное, что его интересует, — это деньги»[2]. Несмотря на всё это, свои мемуары Мясин предварил посвящением «Памяти Сергея Дягилева»[3].
После смерти Дягилева и фактического прекращения его антрепризы Мясин стал балетмейстером труппы Русский балет Монте-Карло, основанной полковником де Базилем и Рене Блюмом, которая сохранила репертуар «Русского балета Дягилева» и во многом продолжала его традиции. Впоследствии труппа де Базиля Оригинальный русский балет представляла некоторые постановки балетмейстера в своих гастролях.
В 1929—1931 годах был главным хореографом кинотеатра «Рокси» в Нью-Йорке.
Мясин снялся в нескольких фильмах, среди которых наибольший успех имели «Красные башмачки» (1948) и «Сказки Гофмана» (1951). Балет Мясина и Хэлпмана[en] «Красные башмачки», вставленный в середину фильма, кинорежиссёры Паэулл и Прессбургер считали своим лучшим достижением[4], не жалея денег и технических средств для его киносъёмки.
В 2005 году в Большом театре в Москве впервые были поставлены балеты Мясина «Треуголка», «Предзнаменования» и «Парижское веселье»[5].
Личная жизнь
Во время своей карьеры в «Русских балетах» Леонид Мясин был любовником Дягилева, хотя его личные предпочтения, по-видимому, были гетеросексуальны[6].
Впоследствии Мясин был четырежды женат. Из-за романа со своей будущей первой женой, балериной Верой Савиной (урождённой Кларк), он распрощался с Дягилевым. Его вторая жена, Евгения Делярова, также была артисткой балета. В браке с Татьяной Милишниковой (Орловой, снималась в кино под фамилией мужа) у него родились двое детей: дочь Татьяна (род. 1941) и сын Лорка (род. 1944). Они развелись в 1968 году, после чего Мясин женился на Ханнелор Холтвик, от которой у него было два сына, Питер и Теодор.
В 1924 году Мясин приобрёл Ли-Галли — небольшой архипелаг из трёх островков, находящийся близ итальянского городка Позитано. Поселившись на самом большом из них, Галло-Лунго[it], он построил здесь виллу и дом для гостей, а в руинах сарацинской башни устроил балетную школу с танцевальными залами и комнатами для учеников. Попытки Мясина построить на острове театр не увенчались успехом. В 1930-х годы архитектор Ле Корбюзье продолжил благоустройство острова — он соорудил для Мясина бассейн, а также перестроил гостевой домик в виллу «Белый дом». После смерти Мясина в 1979 году его наследники продали острова Ли-Галли другому знаменитому танцовщику, Рудольфу Нурееву.
Постановки
Русский балет Дягилева
- 1914 — не осуществлённый балет «Литургия» в оформлении Н. С. Гончаровой
- 1916
- 1917
- 12 апреля — «Женщины в хорошем настроении» на музыку Доменико Скарлатти, либретто и оформление Льва Бакста, Рим
- 11 мая — «Русские сказки» на музыку А. К. Лядова, либретто М. Ф. Ларионова и Л. Ф. Мясина, оформление М. Ф. Ларионова, театр Шатле, Париж
- 18 мая — «Парад» на музыку Эрика Сати, либретто Жана Кокто, оформление Пабло Пикассо, театр Шатле, Париж
- 1919
- 1920
- 1925
- 1927, 7 июня — «Стальной скок» на музыку Сергея Прокофьева, либретто и оформление Георгия Якулова, Театр Сары Бернар, Париж
- 1928, 6 июня — «Ода» на музыку Николая Набокова на либретто Бориса Кохно, сценографы Павел Челищев и Пьер Шарбоннье
«Парижские вечера» (Soirées de Paris)
Русский балет Монте-Карло
- 1932 — «Детские игры» на музыку Ж. Бизе[7][8][9][10] (в энциклопедии «Балет» (1981) ошибочно указан Визе[11])
- 1933, 13 апреля, Опера Монте-Карло — «Предзнаменования» на музыку Пятой симфонии Петра Чайковского, оформление Андре Массона[11]
- 1936, 24 июля, Ковент-Гарден — «Фантастическая симфония» на музыку одноимённой симфонии Г. Берлиоза, оформление К. Берара
- 1938
- 1939, 9 ноября, Метрополитен-опера — «Вакханалия» на музыку из первого действия оперы Р. Вагнера «Тангейзер», либретто и оформление Сальвадора Дали; возобновление в новой версии 1966 года
- 1941, 8 октября, Метрополитен-опера — «Лабиринт», сюрреалистический балет на музыку 9-й симфонии Ф. Шуберта, либретто и сценография С. Дали
- 1954 — «Гарольд в Италии» на музыку одноимённой симфонии Берлиоза[9] (датирование 1951 годом[11] представляется неточным)
- «Болеро» Мориса Равеля
Балетный театр
Ла Скала
Фильмография
- 1932 — танцовщик, «Голубой Дунай[en]», реж. Герберт Уилкокс
- 1941 — Перуанец, «Весёлый парижанин[en]» (фильм-балет)*, реж. Жан Негулеско
- 1942 — Ревнивый кавалер, «Испанская фиеста» (фильм-балет)*, реж. Жан Негулеско
- 1947 — Роберто, «Карнавал в Коста-Рике[en]»*, реж. Григорий Ратов
- 1948 — Гриша Любов, «Красные башмачки» (также хореограф партии башмачника во вставном балете «Красные башмачки»), реж. Майкл Паэулл и Эмерик Прессбургер
- 1951 — Спаланцани / Шлемиль / Франц, «Сказки Гофмана», реж. Майкл Паэулл и Эмерик Прессбургер
- 1953 — «Аида» (фильм-опера), реж. Клементе Фракасси[en]
- 1954 — Антонио Петито[en], «Неаполитанская карусель[en]»*, реж. Этторе Джаннини
- 1959 — Дух, «Медовый месяц[en]»* (в балете «Любовь-волшебница[en]», хореография Антонио[en]; хореография балета «Любовники из Теруэля» для Людмилы Чериной), реж. Майкл Паэулл
- 1961 — Иоанн Креститель, Laudes Evangelii* (фильм-балет?), реж. Джоан Кемп-Уэлч[en]
- (*) — фильмы, в которых Мясин выступил также как хореограф.
Сочинения
- Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете = My Life in Ballet / Пер. с англ. М. М. Сингал / предисл. и фрагменты из монографии «Леонид Фёдорович Мясин» Суриц Е. Я. / ком. Е. Яковлевой. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1997. — 366 с. — (Ballets Russes). — 3000 экз. — ISBN 5-87334-012-9.
Примечания
- ↑ Леонид Фёдорович Мясин — биография
- ↑ Vernon Duke. Passport to Paris. — Boston, Toronto: Little, Brown and Co., 1955. — 502 p.
- ↑ Мясин, 1997, Глава 1, с. 17.
- ↑ Ian Christie. The Red Shoes
- ↑ Анна Галайда. Балеты с двойным дном Архивная копия от 18 ноября 2005 на Wayback Machine // «Ведомости», 18.04.2005.
- ↑ См., например: Vicente Garcia-Marquez. Massine: A Biography. — NY: Alfred A. Knopf, 1995. — Рецензия: Anna Kisselgoff. Massine: Ubiquitous, Passe, Revived // The New York Times, November 1, 1995.
- ↑ Мясин, 1997, Глава 11, с. 184.
- ↑ Мясин, 1997, Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 351.
- ↑ 1 2 Красовская, Суриц, 1997.
- ↑ Dictionnaire, 1999, Massine Léonide, p. 156.
- ↑ 1 2 3 Красовская, 1981.
Литература
- Красовская В. М. Мясин Леонид Фёдорович // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
- Красовская В. М., Суриц Е. Я. Мясин (Massine) Леонид Фёдорович // Русский балет : Энциклопедия / Ред. Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская, В. М. Красовская, Е. Я. Суриц. — М. : Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-099-1.
- Суриц Е. Артист и балетмейстер Леонид Мясин. — Пермь: Книжный мир, 2012. — 460 с. — ISBN 978-5-905550-04-1.
- «Есть час и день, когда все принимает свою действительную окраску…» Письма Л. Ф. Мясина А. П. Большакову (1914—1916). Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 211—242.
- «С островами у меня много хлопот» Л. Ф. Мясин. Письма брату. 1925—1937. Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 243—296.
- Dictionnaire de la Danse : [фр.] : monographie imprimée / Sous la dir. de Philippe Le Moal. — Paris : Larousse-Bordas, 1999. — P. 156. — XV + 830 p. — ISBN 2-03-511318-0.
Ссылки
wikiredia.ru
Мясин Л. Ф. — это… Что такое Мясин Л. Ф.?
Мясин — Мясин, Леонид Фёдорович Леонид Мясин, рисунок Льва Бакста, 1914 Леонид Фёдорович Мясин (9 августа 1896, Москва 15 марта 1979 … Википедия
МЯСИН — Леонид Фёдорович (1895 1979), танцовщик, балетмейстер. В 1912 14 в Большом театре, в 1914 1928 (с перерывом) солист труппы С. П. Дягилева. Среди партий Петрушка ( Петрушка И. Ф. Стравинского) ; характерно гротескные роли в поставленных им балетах … Русская история
Мясин Л. Ф. — Леонид Фёдорович (псевд. Леонид Массин) (р. 8 VIII 1895, Москва) артист балета и балетмейстер. В 1912 окончил Моск. театр. уч ще (ученик А. А. Горского) и был принят в балетную труппу Большого т ра (Москва). С 1913 солист труппы С. П.… … Музыкальная энциклопедия
Мясин, Леонид Фёдорович — Леонид Мясин … Википедия
МЯСИН Леонид Федорович — (1895 1979), русский хореограф и танцовщик. Родился в Москве 9 августа 1895. Учился в московском Императорском балетном училище, в 1914 вступил в балетную труппу С.П.Дягилева. Работая с Энрико Чеккетти, исполнил главную партию в балете Легенда об … Энциклопедия Кольера
Мясин, Леонид — Леонид Мясин, рисунок Льва Бакста, 1914 Леонид Фёдорович Мясин (9 августа 1896, Москва 15 марта 1979, Кёльн, Германия) американский танцовщик и хореограф русского происхождения. За свою долгую жизнь он сочинил более 70 балетов. Учился балету в… … Википедия
Мясин, Леонид Федорович — Леонид Мясин, рисунок Льва Бакста, 1914 Леонид Фёдорович Мясин (9 августа 1896, Москва 15 марта 1979, Кёльн, Германия) американский танцовщик и хореограф русского происхождения. За свою долгую жизнь он сочинил более 70 балетов. Учился балету в… … Википедия
Мясин Леонид Федорович — Леонид Мясин, рисунок Льва Бакста, 1914 Леонид Фёдорович Мясин (9 августа 1896, Москва 15 марта 1979, Кёльн, Германия) американский танцовщик и хореограф русского происхождения. За свою долгую жизнь он сочинил более 70 балетов. Учился балету в… … Википедия
Мясин Леонид Фёдорович — Леонид Мясин, рисунок Льва Бакста, 1914 Леонид Фёдорович Мясин (9 августа 1896, Москва 15 марта 1979, Кёльн, Германия) американский танцовщик и хореограф русского происхождения. За свою долгую жизнь он сочинил более 70 балетов. Учился балету в… … Википедия
Мясин Леон. Фед — МЯСИН Леон. Фед. (1895 1979) артист балета, балетмейстер. Окончил Моск. театр. уч ще в 1912 (кл. А. Горского) и был принят в Большой т р. В 1914 20, 1924 28 артист и балетмейстер Рус. балета Дягилева . Среди его ролей: Иосиф ( Легенда об Иосифе ) … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
balet.academic.ru
Мясин, Леонид — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Леони́д Фёдорович Мя́син (28 июля [9 августа] 1896[1]Москва — 15 марта 1979, Кёльн, Германия) — танцовщик и хореограф русского происхождения. Сочинил более 70 балетов.
Биография[ | ]
Учился балету в Московском театральном училище. Там его заметил Сергей Дягилев, приехавший в Москву в поиске артистов для своей труппы и увёз в Европу. После увольнения Вацлава Нижинского в конце 1913 года Мясин стал первым танцовщиком, а затем и одним из основных хореографов «Русских сезонов». В этот период наиболее громкой его постановкой стала скандальная премьера «сюрреалистического» балета «Парад» на музыку Эрика Сати (в сотрудничестве с Пабло Пикассо и Жаном Кокто).
Разрыв Мясина с Дягилевым был драматичным. Ещё в 1916 году, во время американского турне, Дягилев объявил труппе, что ни при каких условиях не потерпит интрижек Мясина с артистками. Однако в 1920 году, во время подготовки новой версии «Весны священной», у Мясина начались отношения с английской балериной Верой Савиной, недавно появившейся в труппе. В Риме Дягилев нанял частных детективов, следивших за парой и докладывавших ему об их встречах в отелях. В конце концов Дягилев напоил Савину в своём номере и затем раздетую приволок в соседнюю комнату к спящему Мясину. Кинув её в нему на постель, он воскликнул: «Смотри, вот твой идеал». После этого Мясин немедленно покинул отель и прекратил всяческие отношения с Дягилевым. Он был уволен из труппы, Савина же из многообещающей солистки была переведена в кордебалет. Дягилев тяжело переживал разрыв со своим фаворитом, что не помешало ему позднее отозваться о нём следующим образом: «У Леонида нет ни души, ни сердца, ни вкуса, и единственное, что его интересует, – это деньги»[2].
После смерти Дягилева и фактического прекращения его антрепризы, Мясин совместно с полковником де Базилем основал труппу «Русский балет Монте-Карло», которая сохранила репертуар «Русского балета Дягилева
encyclopaedia.bid
Мясин, Леонид Федорович Википедия
Леонид Мясин | |
---|---|
Леонид Мясин, рисунок Льва Бакста, 1914 | |
Дата рождения | 28 июля (9 августа) 1896(1896-08-09) |
Место рождения | Москва, Российская империя |
Дата смерти | 15 марта 1979(1979-03-15) (82 года) |
Место смерти | Боркен, Германия |
Гражданство | Российская империя Российская империя→США США |
Профессия | артист балета, балетмейстер |
IMDb | ID 0557441 |
Медиафайлы на Викискладе |
Леони́д Фёдорович Мя́син (28 июля [9 августа] 1896[1]Москва — 15 марта 1979, Кёльн, Германия) — танцовщик и хореограф русского происхождения. Сочинил более 70 балетов.
Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Личная жизнь
- 2 Постановки
- 2.1 Русский балет Дягилева
- 2.2 «Парижские вечера» (Soirées de Paris)
- 2.3 Русский балет Монте-Карло
- 2.4 Балетный театр
- 2.5 Ла Скала
- 3 Фильмография
- 4 Сочинения
- 5 Примечания
- 6 Литература
- 7 Ссылки
Биография[ | ]
Учился балету в Московском театральном училище. Там его заметил Сергей Дягилев, приехавший в Москву в поиске артистов для своей труппы и увёз в Европу. После увольнения Вацлава Нижинского в конце 1913 года Мясин стал первым танцовщиком, а затем и одним из основных хореографов «Русских сезонов». Дебют в труппе Русский балет Дягилева состоялся 14 мая
ru-wiki.ru