Гжель — Ассоциация Народные художественные промыслы России, НХП. Выставки Ладья, Жар Птица.
Гончарное ремесло зародилось в гжельском регионе практически с момента появления в нем крестьянских поселений. Гжельские земли были не слишком плодородными, но обширные залежи местных разноцветных глин позволяли крестьянам подрабатывать производством глиняных изделий для своих нужд и на продажу. Первое официальное упоминание о Гжели обнаружено в Духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты в 1328 году, но известно, что уже в XI-XIII веках местное население активно занималось гончарным ремеслом. Гжельские крестьяне несли денежные и товарные повинности перед государевым двором, но, что интересно, гончарный промысел не входил в этот список. В XVII в. царь Алексей Романович, высоко оценив качество разных сортов гжельских глин, сделал Гжельскую волость постоянным поставщиком глины для производства посуды «для аптекарских нужд».
На протяжении длительного периода местные мастера совершенствовали технику производства, вырабатывали собственный стиль и, к началу XVIII века, керамическое дело стало для региона основным, проявив свой яркий и самобытный характер. Если начинали гжельские мастера с кустарного изготовления глиняной посуды и детских лепных игрушек, то к середине столетия, после обнаружения особой серой глины в районе деревни Минино, освоили производство майолики, полуфаянса и фаянса, перенимая и совершенствуя технологии. Ассортимент гжельской майолики был разнообразен: столовые сервизы, декоративные блюда, миски, кувшины. Необычной была форма высоких сосудов с дисковидным туловом — кумганов. Большое место занимала малая пластика: сценки из крестьянского и городского быта. Гжельская пластика покоряла непосредственностью, легкостью замысла и искренностью в передаче образов.
Большое распространение получила роспись с использованием подглазурного кобальтового фонового крытья в сочетании с надглазурным полихромным декором и обилием золота. В это же время начал формироваться явно узнаваемый синий монохромный растительный и орнаментальный рисунок на изделиях, известность которых распространилась далеко за пределы области.
Существенный скачок в развитии керамического производства Гжели произошел во II половине XVIII века и был связан с деятельностью керамической фабрики московского купца Афанасия Гребенщикова. Однако, в конце XVIII века, наметился упадок гжельского производства. Причиной этому стал английский фаянс с белым тонким плотным черепком, декорированный пышными печатными рисунками, который стоил дешевле и ввозился в больших количествах в Россию.
В начале XIX века в Гжели был налажен выпуск полуфаянса, который являлся переходным от майолики к фарфору и тонкому фаянсу. Полуфаянс украшался синей подглазурной росписью растительного или геометрического характера. В XIX веке в Гжели наряду с полуфаянсом освоили производство тонкого фаянса и фарфора, выпуском которого занимались как многочисленные мелкие крестьянские фабрики, так и крупные предприятия.
В конце XIX века Гжель переживает очередной период упадка. На рубеже XX века в были ликвидированы почти все заводы, а немногие оставшиеся были национализированы после революции и стали производить, в основном, технический фарфор. Однако, в середине 40-х годов XX века, когда наша страна оправлялась от тяжелых последствий войны, на одном из оставшихся небольших предприятий по производству бытового фарфора, Турыгинском заводе художественной керамики, художница Наталия Ивановна Бессарабова занялась возрождением старых традиций. Бессарабова не только сама постигла секреты гжельской росписи, но и научила мастеров забытым приёмам. Она показала, как выводить «сплошной мазок» и «мазок с тенями», когда кобальтовую краску набирают не на всю кисть, а лишь на одну сторону ее так, что при повороте кисти, плоско положенной на поверхность изделия, получается широкий мазок с тональными переходами цвета от темного синего до светлого голубого, почти белого.
70-е – 80-е годы прошлого века стали новым этапом в жизни промысла. Появилась целая плеяда талантливых молодых художников, вписавших свои имена в историю Гжели. Это были и потомственные фарфористы и совсем новые мастера, внесшие свежие мотивы и новые формы в фарфорово-фаянсовую классику. Это период творческого подъема, экспериментов, сочетания стилей и заимствования возможностей других материалов, заслуживший признание коллекционеров и снискавший народную любовь.
В наши дни гжельский народный промысел переживает новое возрождение. Интерес к нему как со стороны профессиональных коллекционеров, так и обычных ценителей неповторимого стиля и разнообразия изделий, неуклонно растет. А гжельские мастера, в свою очередь, стараются предложить все больший выбор изделий из высококачественного российского фарфора с уникальными пластическими формами и неповторимой ручной росписью. Информация об Акционерном обществе «Гжельский фарфоровый завод».
Первые успехи в фарфоровом производстве в конце XVIII в. определили судьбу гжельского региона, подарившего впоследствии России династию крупнейших заводчиков Кузнецовых, прославивших российский фарфор на весь мир. Именно в старообрядческом Гжельском селе Ново-Харитоново в первой половине XIX века открыл свое первое предприятие местный удельный крестьянин Яков Васильевич Кузнецов, дело которого продолжили его сыновья – Терентий и Анисим, а потомки расширили до масштабов фарфорово-фаянсовой монополии России. С тех самых времен ведет свою историю Гжельский фарфоровый завод. Кузнецовы сразу наладили промышленное — мануфактурное производство керамических изделий, в отличие от остальных кустарных артелей Гжели, организовав его совсем по-новому. Деловая хватка и оборотистость, семейные черты Кузнецовых, позволили им быстро развить бизнес и расширить его далеко за пределы гжельского региона. При этом они никогда не забывали свои корни — в Ново-Харитоново с конца XIX века вплоть до 1917 года помещалось гжельское отделение «Товарищества М.С. Кузнецова».
В 50-е годы XIX века ново-харитоновский завод перешел от Кузнецовых во владение к их родственникам по женской линии – братьям Акулиным и выпускал недорогие фарфоровые сервизы, шкатулки, сахарницы, масленки, вазы, кувшины, игрушки для массового пользования.
После революции завод был национализирован, потом снова передан прежним хозяевам и продолжал производство фарфоровых изделий. Коллекцию фарфоровой скульптуры-игрушки, выпускавшейся на заводе Акулиных, можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге. Это фигурки зверей и птиц, солдат и пионеров, а также популярное в начале XX века изображение девочки на петухе.
В 1914 году в Ново-Харитоново в 2-х этажном здании бывшей богадельни, по инициативе Кузнецовых была открыта Гжельская керамическая школа. В 1920-е годы она меняла несколько раз свое местонахождение, но в конце десятилетия вновь вернулась в Ново-Харитоново. На ее базе в 1931 году был создан Гжельский силикатно-керамический техникум (ныне Гжельский художественно-промышленный колледж и Гжельский государственный университет), которому выпала исключительная роль в сохранении и развитии производственной культуры и художественных традиций гжельского промысла. Многие выпускники этого учебного заведения приходили и приходят работать на «Гжельский фарфоровый завод».
В 1929 году завод был передан в ведение «Московского изоляторного завода», чтобы наладить производство комплектующих для фарфоровых электроизоляторов. Завод активно развивался, став, фактически, градообразующим предприятием. В 60-е годы он был практически полностью перестроен и оснащен новым оборудованием. Обустраивалось жилье для сотрудников, развивалась инфраструктура. В 1971 г., впервые в отрасли, четырём изделиям, выпускаемым предприятием, был присвоен государственный «Знак качества». Не смотря на то, что завод был ориентирован на выпуск технического фарфора (выполнял заказы, в том числе для РЖД и предприятий оборонной промышленности), на нем все это время продолжали действовать цеха товаров народного потребления, которые выпускали высококачественный бытовой и художественный фарфор.
История промысла Гжель
Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы регулярно дарим скидки, и объявляем новые акции.
@gzhel_farfor
×
Происхождение слова «Гжель»
Первая версия связана с глаголом «жечь» — обжигать глину. По другой версии название к территории пришло от реки Гжель, протекающей в этих краях. Само сочетание звуков «гжель» часто встречается в западных районах России и на Украине. В верхнем Приднепровье, например, есть река Агжелка, она же Гжелка или Гжелька. В документах XIX века часто можно встретить наименование Гжели как «Агжель». Гжельский регион расположен в 60 км от Москвы и состоит из 27 сёл и деревень, составляющих так называемый «Гжельский куст». Крупнейшие из них: Речицы, Новохаритоново, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, Кузяево.
7 веков
Первое официальное упоминание о Гжели как центре керамического производство встречается в Духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты 1339 года. По этому документу село Гжель передавалось во владение старшего сына Ивана Калиты Семёна. Позже эта местность принадлежала Дмитрию Донскому, Василию II и его потомкам. Есть более поздние упоминания Гжели в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.
«…Се дал есмь сыну своему болшему Семену: Можаеск, Коломъну со всими Коломеньскими волостми, Городенку, Мезыню, Песочну, Похряне, Усть-Мерьску, Брошевую, Гвоздну, Ивани, деревни Маковець, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки, село Астафьевьское, село на Северьсце в Похрянъском уезде, село Костянтиновское, село Орининьское, село Островьское, село Копотеньское, селце Микульское, село Малаховьское, село Напрудское у города.…»
Гжельский регион стал керамическим благодаря большим залежам всевозможных глин.
В Соборе Покрова Пресвятой Богородицы (Соборе Василия Блаженного), например, среди экспонатов можно встретить гжельский глиняный «голосник», датированный ок. 1550 г. «Голосники» (глиняные сосуды) использовались в кладке при возведении верхних частей стен в церквях для улучшения акустики. Тогда их устанавливали горловинами вовнутрь. А иногда и просто для облегчения самой кладки. В таком случае горловина смотрела вовне.
Доподлинно известно, что ценность гжельской глины была известна уже в середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Для аптекарского приказа тогда из Гжель привезли в Москву 15 возов глины и «повелено держать ту глину для аптекарского дела: и впредь тое глину из Гжельской волости указал государь иметь и возить тое же волости крестьянам, как о же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году всю Гжельскую волость приписали к Аптекарскому указу.
Ближний Государев Аптекарский приказ в Кремле
(не сохранился)
«…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее.…» М.В. Ломоносов
Первые образцы русского фарфора, созданные Виноградовым
Первые образцы русского фарфора, созданные Виноградовым
Гончарное дело стало основным занятием гжельцев уже в XVIII веке. В начале столетия гжельцы изготавливали кирпичи, изразцы, посуду и детские игрушки, снабжая всем этим Москву. В середине XVIII века к Гжели пришла слава как к месту, где производится майолика с многоцветной росписью по белому фону. В росписи использовали пять цветов: желтый, зеленый, синий, белый и лилово-коричневый. Изображали художники города и дома за высокими заборами, зверей и птиц, цветы. Словом, всё, что видели вокруг себя или путешествуя на торг в Москву. Говорят, что часто встречающийся сюжет домов за воротами — это впечатление от увиденных в Москве высоких заборов. «Игрушечное» прошлое отразилось в любви гжельских гончаров к украшению изделий лепными фигурками людей и животных.
Образцы гжельской майолики XVIII века: квасник, кумган, тарелка, чернильницы.
Образцы гжельской майолики XVIII века: квасник, кумган, тарелка, чернильницы.
Образцы гжельской майолики XVIII века: квасник, кумган, тарелка, чернильницы.
В начале XIX века на смену майолике пришёл полуфаянс. Около деревни Минино нашли светло-серую глину, которая и стала основой для массы. Гжельцы легко отказались от производства майолики, которая сейчас вызывает у нас такие теплые чувства, посчитав её устаревшей и стремясь идти в ногу с технологиями и веяниями моды.
Белый черепок и более тонкие стенки давали бросали декораторам новые вызовы. Теперь художники не хотели «прятать» за росписью гладкие белые стенки. Так в поисках идеального декора и родились уникальные цветочные и геометрические орнаменты иногда зеленые и коричневые, но чаще синие.
Образцы гжельского полуфаянса, XIX век
Образцы гжельского полуфаянса, XIX век
Образцы гжельского полуфаянса, XIX век
Образцы гжельского полуфаянса, XIX век
В конце 20-х годов XIX века рецепт тонкого фаянса появился у Афанасия Киселёва из села Речицы. А в 1810-м году в Гжели появился первый фарфоровый завод. Основал его уроженец деревни Володино Павел Куликов, высмотревший технологию во время своей работы на фарфорового заводе Отто в селе Перово.
В те годы за технологией фарфора в Гжели шла настоящая охота. Куликов, стараясь сохранить тайну, на своём заводе всё делал сам, имея только одного рабочего, которому доверял. Но к нему всё же пробрались «два кузяевских смельчака» Храпунов и Гусятников, зарисовали устройство горна для обжига, прихватили компоненты фарфоровой массы и вскоре открыли своё собственное фарфоровое производство.
Фарфор завода Сафронова 1830-1840х гг.
Фарфор завода Сафронова 1830-1840х гг.
Фарфор Товарищества М.С. Кузнецова
Фарфор Товарищества М.С. Кузнецова
После этого новая технология была быстро освоена по всему гжельскому региону, один за другим открывались новые заводы. Мелкие предприниматели открывали живописные заведения прямо у себя дома. Расписывали белую посуду, там же обжигали и затем продавали. Стали активно использовать позолоту. Делали многокрасочную цветную роспись: гирлянды, букеты, корзины с цветами. Тогда же появилась новая для гжели мелкая пластика — куртуазные дами и кавалеры.
Наивысший расцвет производства фарфора в Гжели — 40-е годы XIX века. Крупные заводы были у Храпуновых, Сафронова, Бармина, Козлова, Дунашовых и, конечно, у Кузнецовых. Известная на весь мир династия фарфорозаводчиков родом именно из Гжельского региона. Тогда же большие предприятия отмечали свои изделия фирменными клеймами. Мелкие производители этого не делали, чтобы не платить налоги.
В середине XIX века производства стали приходить в упадок. Основная причина тому — почти полная вырубка лесов — основного топлива для обжига.
После Революции 1917 года все заводы в Гжельской регионе были национализированы. Бывшие предприятия братьев Дунашовых в Турыгине, Храпуновых-Новых в Кузяеве и другие крупные производства стали государственными и переключились на производство технического фарфора для электротехнической отрасли. А искусство гжельского промысла фактически было предано забвению.
Н.И. Бессарабова. Чайник-диск. Эскиз 1945
Н.И. Бессарабова. Кувшин и кружка. 1972
Возрождение художественной гжели началось в 1940-1950х годах и связано с именами искусствоведа Салтыкова и московской художницы Бессарабовой. За основу они взяли полуфаянс XIX века. По нему Салтыков создал «азбуку гжельских мазков», а Бессарабова разработала ряд предметов нового ассортимента: кружки, вазы, молочники, кувшины. Бессарабова обучила «писарих» забытым приемам свободной кистевой росписи.
Гжельский фарфор с воспринимаемой как традиционной бело-синей росписью фактически создан в 1950-е годы руками пионеров восстанавливаемого промысла.
Коллекция гжели к Пасхе, 2021 г., АО «Гжельский фарфоровый завод»
Художник Ирина Антропова за росписью ваз коллекции «Ситец», 2018 г., АО «Гжельский фарфоровый завод»
В 1980-е годы в СССР была принята программа по увеличению выпуска товаров народного потребления. Гжельским заводам, выпускающим технических фарфор, было поручено освоить производство предметов домашнего обихода. Стали делать не только посуду, но и статуэтки, декоративные тарелки и многое другое.
После распада СССР многие предприятия лишились крупных заказов на технический фарфор, а спрос на художественный пусть и медленно, но рос. Не всем удалось пережить сложные времена, но сейчас в Гжели работают несколько крупных предприятий (самое большое из которых АО «Гжельский фарфоровый завод») и несколько десятков частных мастеров.
Запуск коллекции «Пышные цветы». Авторская роспись Юлианы Косихиной. Вдохновлена белым калифорнийским маком.
Коллекция «Пышные цветы»
Коллекция «Пышные цветы»
Коллекция «Пышные цветы»
жел, недалеко от города Москвы, издавна славится за его богатые залежи глин, пригодных для изготовления гончарного дела, а, следовательно, и для керамической промышленности, выросшей вокруг них. Фактически практически все население около тридцати деревень в этом районе уже давно занимаются в производстве гончарных изделий, тем более, что учитывая густые раскидистые леса вокруг никогда не было любая нехватка дров. Можно сказать, что это было символично. чтобы гжель понимали уже в 19век как синонимом, в значительной степени, русской народной керамики. Правда, это было несколько раньше, в предыдущем, 18 веке, что Гжель прославилась как крупный керамический центр, производил не только глиняную посуду для чисто утилитарных целей, но и художественные и декоративные предметы.
Эта разработка
совпало с появлением майолики. В то время майолика
изделия назывались на Руси ценина . Происхождение
слова точно неизвестно. Изделия из майолики называли
в Европе фаянс. Изделие обычно изготавливалось из тонированного
глины, имел массивную пористую оболочку и был украшен
эмалевые цвета в полихроматике, типично крестьянском стиле
конструкции. Правда, ценана была впервые изготовлена в
Москва при заведении купца Афанасия Гребенщикова,
который нанял несколько гончаров из Гжели. Возвращаясь домой
и познав секреты изготовления майолики,
они начали свои собственные гончарные мастерские. Хотя мы понятия не имеем
кем они были — их имена утеряны — они сделали так
прекрасное начало, которое в течение нескольких лет,
Гжельская майолика уже успешно конкурировала с гребенщиковской.
производить.
Ассортимент гжельской майолики включал практически весь ассортимент домашней утвари, такой как тарелки для завтрака и супа, обеденные сервизы, кружки, кружки и кувшины. Чаще это была только бело-глазурная глиняная посуда, лишенная украшений; однако он ценился именно из-за его гигиеничности. белизна. Тем не менее, всегда было — и всегда будет быть — популярный спрос на привлекательные, красочные, художественные объекты. Каждый гончар, достойный этого имени, стремился создать нечто индивидуальное, имеющее любопытную или забавную деталь и красочный дизайн, привлекательный для покупателя. Тематический материал делает не обладали большим тематическим разнообразием, это было не заимствованы из современной живописи или литературы, а было изобретением самого гончара, который, хотя и часто неграмотный, проявлял художественную интуицию, позволявшую ему интегрировать в свои декоративные конструкции свои наблюдения природы и деревенской и городской жизни с впечатлениями, полученными от увиденных зданий и значков, и подправить результат со своим воображением. Дизайн представляет собой нарисованный вручную рисунок, очерченный каким-то темным пигментом на светлом глазурованном поверхность, а затем украшены зеленым, желтым, коричневым и синие пигменты.
Есть В живописной Гжели нет ничего особенно выдающегося. окрестности. Кроме, конечно, полей для растяжки, голубая опушка леса вдалеке и прозрачная голубоватая дымка, окутывающая небольшие деревни по соседству. Возможно, именно эта мерцающая синева была передана на белоснежное поле гжельского фарфора? Возможно, это несет ответственность за все привлекательные дизайны, которые мы находим на какая-нибудь тонкая ваза, пузатый кувшин или крепкая кружка вызывая это восхитительное чувство удивления и радости при обнаружение первых групп весенних цветов на грядках оставленный талым снегом? По правде говоря, умелое моделирование и виртуозная манера письма преобразила то, что казалось бы быть простой обычной домашней утварью в настоящие произведения искусства.
В на самом деле, ассортимент производимых изделий настолько разнообразен, что можно было бы сложно все перечислить. Более типичные предметы-верх любимцы гжельских гончаров — чайники, кувшины, кружки, масленки, сахарницы, горшочки для меда и подставки для сладостей. Что поражает много разных форм, придаваемых одному и тому же тип предмета. Таким образом, если мы возьмем чайник, мы обнаружим, что он имеет форму в виде диска, бочки, сферы или продолговатой формы. Гжельские дизайнеры стремятся создавать модели массового производства относительно недорогие товары и уникальные экспонаты, предназначенные для выставок и музеи. Но прежде чем идти дальше, следует подчеркнуть что то, что сегодня производят в Гжели, не похоже на изделия которые были созданы в предыдущие века. Это новое искусство, вобравшее в себя в то же время художественное и технологический опыт, накопленный не одним поколения гончаров.
Но новый Советское правительство не обошло вниманием народные промыслы и ремесла. Хотя были заложены новые экономические и социальные основы для продвижения народных промыслов и ремесел, все внимание уделялось одновременно время сохранить свои традиционные принципы. Попытки для возрождения старых традиций были инициированы обереги конец войны, с искусствоведами, художниками и производством инженеры из Научно-исследовательского института искусств и ремесел, как а также местные гончары, присоединившиеся к усилиям. Большой Коллекция Гжели в Государственном музее истории Москвы, которая ранее об этом знали лишь немногие специалисты, была доведена к сведению гжельских гончаров и дизайнеров.
|
Russian Gzhel Art — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность данных пользователей.