Народный промысел гжель: «Гжель» — происхождение и значение слова

Содержание

История промысла Гжель

Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы регулярно дарим скидки, и объявляем новые акции.

@gzhel_farfor

×

Происхождение слова «Гжель» 


Первая версия связана с глаголом «жечь» — обжигать глину. По другой версии название к территории пришло от реки Гжель, протекающей в этих краях. Само сочетание звуков «гжель» часто встречается в западных районах России и на Украине. В верхнем Приднепровье, например, есть река Агжелка, она же Гжелка или Гжелька. В документах XIX века часто можно встретить наименование Гжели как «Агжель». Гжельский регион расположен в 60 км от Москвы и состоит из 27 сёл и деревень, составляющих так называемый «Гжельский куст». Крупнейшие из них: Речицы, Новохаритоново, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, Кузяево.  

7 веков 


Первое официальное упоминание о Гжели как центре керамического производство встречается в Духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты 1339 года. По этому документу село Гжель передавалось во владение старшего сына Ивана Калиты Семёна. Позже эта местность принадлежала Дмитрию Донскому, Василию II и его потомкам. Есть более поздние упоминания Гжели в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.  

«…Се дал есмь сыну своему болшему Семену: Можаеск, Коломъну со всими Коломеньскими волостми, Городенку, Мезыню, Песочну, Похряне, Усть-Мерьску, Брошевую, Гвоздну, Ивани, деревни Маковець, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки, село Астафьевьское, село на Северьсце в Похрянъском уезде, село Костянтиновское, село Орининьское, село Островьское, село Копотеньское, селце Микульское, село Малаховьское, село Напрудское у города.…» 

Гжельский регион стал керамическим благодаря большим залежам всевозможных глин.
В Соборе Покрова Пресвятой Богородицы (Соборе Василия Блаженного), например, среди экспонатов можно встретить гжельский глиняный «голосник», датированный ок. 1550 г. «Голосники» (глиняные сосуды) использовались в кладке при возведении верхних частей стен в церквях для улучшения акустики. Тогда их устанавливали горловинами вовнутрь. А иногда и просто для облегчения самой кладки. В таком случае горловина смотрела вовне.  

Доподлинно известно, что ценность гжельской глины была известна уже в середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Для аптекарского приказа тогда из Гжель привезли в Москву 15 возов глины и «повелено держать ту глину для аптекарского дела: и впредь тое глину из Гжельской волости указал государь иметь и возить тое же волости крестьянам, как о же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году всю Гжельскую волость приписали к Аптекарскому указу.  

Ближний Государев Аптекарский приказ в Кремле

(не сохранился)

«…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее. …» М.В. Ломоносов

Первые образцы русского фарфора, созданные Виноградовым

Первые образцы русского фарфора, созданные Виноградовым

Гончарное дело стало основным занятием гжельцев уже в XVIII веке. В начале столетия гжельцы изготавливали кирпичи, изразцы, посуду и детские игрушки, снабжая всем этим Москву. В середине XVIII века к Гжели пришла слава как к месту, где производится майолика с многоцветной росписью по белому фону. В росписи использовали пять цветов: желтый, зеленый, синий, белый и лилово-коричневый. Изображали художники города и дома за высокими заборами, зверей и птиц, цветы. Словом, всё, что видели вокруг себя или путешествуя на торг в Москву. Говорят, что часто встречающийся сюжет домов за воротами — это впечатление от увиденных в Москве высоких заборов. «Игрушечное» прошлое отразилось в любви гжельских гончаров к украшению изделий лепными фигурками людей и животных.

Образцы гжельской майолики XVIII века: квасник, кумган, тарелка, чернильницы.

Образцы гжельской майолики XVIII века: квасник, кумган, тарелка, чернильницы.

Образцы гжельской майолики XVIII века: квасник, кумган, тарелка, чернильницы.

В начале XIX века на смену майолике пришёл полуфаянс. Около деревни Минино нашли светло-серую глину, которая и стала основой для массы. Гжельцы легко отказались от производства майолики, которая сейчас вызывает у нас такие теплые чувства, посчитав её устаревшей и стремясь идти в ногу с технологиями и веяниями моды.
Белый черепок и более тонкие стенки давали бросали декораторам новые вызовы. Теперь художники не хотели «прятать» за росписью гладкие белые стенки. Так в поисках идеального декора и родились уникальные цветочные и геометрические орнаменты иногда зеленые и коричневые, но чаще синие.

Образцы гжельского полуфаянса, XIX век

Образцы гжельского полуфаянса, XIX век

Образцы гжельского полуфаянса, XIX век

Образцы гжельского полуфаянса, XIX век

В конце 20-х годов XIX века рецепт тонкого фаянса появился у Афанасия Киселёва из села Речицы. А в 1810-м году в Гжели появился первый фарфоровый завод. Основал его уроженец деревни Володино Павел Куликов, высмотревший технологию во время своей работы на фарфорового заводе Отто в селе Перово.

В те годы за технологией фарфора в Гжели шла настоящая охота. Куликов, стараясь сохранить тайну, на своём заводе всё делал сам, имея только одного рабочего, которому доверял. Но к нему всё же пробрались «два кузяевских смельчака» Храпунов и Гусятников, зарисовали устройство горна для обжига, прихватили компоненты фарфоровой массы и вскоре открыли своё собственное фарфоровое производство.

Фарфор завода Сафронова 1830-1840х гг.
Фарфор завода Сафронова 1830-1840х гг.
Фарфор Товарищества М.С. Кузнецова
Фарфор Товарищества М.С. Кузнецова

После этого новая технология была быстро освоена по всему гжельскому региону, один за другим открывались новые заводы. Мелкие предприниматели открывали живописные заведения прямо у себя дома. Расписывали белую посуду, там же обжигали и затем продавали. Стали активно использовать позолоту. Делали многокрасочную цветную роспись: гирлянды, букеты, корзины с цветами. Тогда же появилась новая для гжели мелкая пластика — куртуазные дами и кавалеры.

Наивысший расцвет производства фарфора в Гжели — 40-е годы XIX века. Крупные заводы были у Храпуновых, Сафронова, Бармина, Козлова, Дунашовых и, конечно, у Кузнецовых. Известная на весь мир династия фарфорозаводчиков родом именно из Гжельского региона. Тогда же большие предприятия отмечали свои изделия фирменными клеймами. Мелкие производители этого не делали, чтобы не платить налоги.

В середине XIX века производства стали приходить в упадок. Основная причина тому — почти полная вырубка лесов — основного топлива для обжига.

После Революции 1917 года все заводы в Гжельском регионе были национализированы. Бывшие предприятия братьев Дунашовых в Турыгине, Храпуновых-Новых в Кузяеве и другие крупные производства стали государственными и переключились на производство технического фарфора для электротехнической отрасли. А искусство гжельского промысла фактически было предано забвению.

Н.И. Бессарабова. Чайник-диск. Эскиз 1945

Н.И. Бессарабова. Кувшин и кружка. 1972

Возрождение художественной гжели началось в 1940-1950х годах и связано с именами искусствоведа Салтыкова и московской художницы Бессарабовой. За основу они взяли полуфаянс XIX века. По нему Салтыков создал «азбуку гжельских мазков», а Бессарабова разработала ряд предметов нового ассортимента: кружки, вазы, молочники, кувшины. Бессарабова обучила «писарих» забытым приемам свободной кистевой росписи.

Гжельский фарфор с воспринимаемой как традиционной бело-синей росписью фактически создан в 1950-е годы руками пионеров восстанавливаемого промысла.

Коллекция гжели к Пасхе, 2021 г., АО «Гжельский фарфоровый завод»

Художник Ирина Антропова за росписью ваз коллекции «Ситец», 2018 г., АО «Гжельский фарфоровый завод»

В 1980-е годы в СССР была принята программа по увеличению выпуска товаров народного потребления. Гжельским заводам, выпускающим технических фарфор, было поручено освоить производство предметов домашнего обихода. Стали делать не только посуду, но и статуэтки, декоративные тарелки и многое другое.
После распада СССР многие предприятия лишились крупных заказов на технический фарфор, а спрос на художественный пусть и медленно, но рос. Не всем удалось пережить сложные времена, но сейчас в Гжели работают несколько крупных предприятий (самое большое из которых АО «Гжельский фарфоровый завод») и несколько десятков частных мастеров.

Запуск коллекции «Пышные цветы». Авторская роспись Юлианы Косихиной. Вдохновлена белым калифорнийским маком.

Коллекция «Пышные цветы»

Коллекция «Пышные цветы»

Коллекция «Пышные цветы»

История промысла | Объединение Гжель

1318 год
Присоединение гжельских земель к быстро растущему Московскому княжеству и получение московским князем ярлыка на великое княжение. Предположительно, это послужило стимулом для развития гончарного производства на этих землях. Археологические раскопки на территории Гжели подтвердили существование развитого керамического промысла в то время.

1339 год
Первое упоминание о Гжели как о местности встречается в завещании Ивана Калиты, в котором он наследует керамические доходные мастерские своему сыну. Благодаря уникальным месторождениям местных глин, выходящих на поверхность, гончарным производством здесь занимались со времени первых поселений людей.

1663 – 1666 годы
Во времена царствования Алексея Михайловича, Гжель становится эксклюзивным поставщиком аптекарских и алхимических сосудов для Аптекарского приказа в Москве. К ним предъявлялись повышенные требования по качеству. Именно это и положило начало керамическому производству в России.

1691 год
При Петре I приходит мода на сине-белую роспись на фаянсе. Знаменитый дельфтский фаянс пришелся по вкусу и гжельским мастерам. Использовав идею, они привнесли в нее свое, русское содержание, сделав уже тогда бело-синюю роспись своим стилем. Так когда-то поступили и голландские мастера: позаимствовав идею у китайцев, они выработали свой стиль.

1710 год
Гжельская волость полностью приписывается к Аптекарскому приказу для производства химической посуды.

1724 год
Петр I издает указ о производстве посуды из белой глины. В указе отмечалось, что те, кто будет делать из белой глины «ценинную всякую посуду и табашные трубки», получат привилегии. В этот же год купец Гребенщиков Афанасий Филиппович открывает первую фабрику керамики в Москве, материал приобретает в Гжели. Фабрика становится первой по производству майолики в России. Поскольку для работы на фабрике привлекались работники из гжельских крестьян, гжельцы также начинают самостоятельно осваивать производство майолики, составляя конкуренцию фабре Гребенщикова. Когда в 1774 году фабрика закроется, Гжель останется единственным местом производства майолики.

1744 – 1748 годы
По велению Екатерины I М.В. Ломоносов и Д.И. Виноградов начинают работы по изысканию рецепта отечественного фарфора. В поисках беложгущихся глин Дмитрий Виноградов по рекомендации Гребенщикова А.К., направляется в Гжель. В 40-50е года гжельская глина изучалась на Императорском фарфором заводе и в 1763 году была высоко оценена Ломоносовым: «едва ли есть земля более чистая».

1790 – 1801 годы
Успех гжельской майолики падает из-за большой конкуренции на рынке керамики. Это повлекло за собой поиск новых решений. Уже к началУ 19 века гжельцы находят необходимые компоненты, а также их соотношение и нужный температурный режим обжига для производства полуфаянса.
Это становится значимым событием в жизни страны. Меняется также и характер росписи: от пятицветия майолики к синей росписи по белому: используя одну краску гжельские мастера могут получить до 30 оттенков.

1802 год
В деревне Володино братья Куликовы открывают небольшой фарфоровый завод.

1810 год
В деревне Ново-Харитоново основывается первый крупный фарфоровый завод местным кузнецом Яковом Васильевичем с сыновьями Терентием и Анисимом, позднее принявшими фамилию Кузнецовых и основавших известную династию фарфоровых королей.

1814 – 1830 годы
Насчитывается уже более 30 производств, где фаянсовые изделия расписывали синим декором и наряду с этим выпускали фарфоровую тонкую посуду с цветной надглазурной росписью. К середине века о Гжели ходила слава как о «русском Стаффоршире», по аналогии со всемирно известным керамическим центром Англии. Изделия этого периода можно увидеть в крупнейших музеях страны – в Историческом, Русском, в Эрмитаже, а также в музее «Объединение «Гжель».

1860 – 1900 годы
Ознаменованы промышленным переворотом. С его переходом от ручного труда к машинной индустрии наблюдался общий экономический подъем, но одновременно фактически погубил гжельский народный художественный промысел с его ручной формовкой и росписью. Предприятия массово переходили на выпуск технического фарфора для фармацевтической и электротехнической промышленности.
Забывались и терялись многие секреты и тонкости художественного ремесла.

Начало 20 века
Художественная сторона промысла угасает – производства перешли на выпуск электротехнической и фармацевтической керамики после войны с Японией в 1904 –1905 годах.

1918 год
Переход предприятий гжельских заводников в ведение государства.

1929 год
В деревне Турыгино создается артель по выпуску художественной керамики, под названием «Вперед, керамика!».

1932 год
В Речицах основывается завод Всеко-Художник, на котором начал в роли художественного руководителя свою деятельность А. Б. Салтыков. Он активно изучал художественную керамику и не было в то время другого такого профессионала в этой области. Благодаря его стараниям и его сподвижницы Н.И. Бессарабовой произошло возрождение забытых традиций.

1937 год
Происходит слияние нескольких мелких разрозненных мастерских в крупную артель под названием «Художественная керамика», выпускавшую фарфор.

1941 – 1945 годы
Заводы приостановили свою деятельность из-за близости прохождения линии фронта. После окончания Великой отечественной войны Турыгинский завод становится родоначальником бело-синего фарфора.

русская гжель. Гжель — русский народный промысел керамики и производства фарфора и разновидность русского…, Фотография, картинки и права управляемого изображения. Рис. ZON-16106053

agefotostock ®

место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>
Частное использование/презентация | 34,99 $
Информативный сайт | 44,99 $
Издательский. Книга внутри | 69,99 $
Путешествия и туризм | 89,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 109,99 $
Корпоративное общение | 129,99 $
Прямой маркетинг | 249,99 $

Рассчитать стоимость другой лицензии

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: ЗОН-16106053 Фотограф: Коллекция: Zoonar GmbH РМ Пользовательская лицензия: Управление правами Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (5184 х 3456 пикселей — 17,3 «х 11,5» — 300 точек на дюйм)

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *