НЕОРОМАНСКИЙ СТИЛЬ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Д. П. Шульгина
Церковь Троицы в Бостоне. 1874–77. Архитектор Г. Ричардсон.
НЕОРОМА́НСКИЙ СТИЛЬ, один из исторических стилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 1830-х гг. – нач. 20 в. Возник под влиянием идей романтизма, трудов нем. арх. Г. Хюбша, Дж. Рёскина и др. как одно из ранних проявлений историзирующего направления в архитектуре. Худож.-эстетич. концепция Н. с. ориентирована на формы европ. архитектуры романского стиля. Первоначально складывается в Германии («стиль круглых арок») как реакция на классицизм и неоготику 18 в. в ходе поисков нац. стиля. Образцами нередко служили фасады раннехристианских церквей, формы не только романской, но и визант. архитектуры (т. н. романо-византийский стиль). Наиболее характерные признаки раннего Н. с.: широкое применение мотива полуциркульной арки на колоннах, монументальность и лаконизм фасадов, упрощённый по сравнению с романским стилем декор. В ранний период Н. с. встречается в утилитарных сооружениях (ж.-д. станции, учебные заведения) и в храмовой архитектуре (ц. Св. Людовика в Мюнхене, 1829–44, арх. Ф. фон Гертнер). Особенно часто Н. с. использовался в проектах протестантских храмов (за исключением англиканских) – в некоторых направлениях протестантизма Н. с. воспринимался как символ возврата к «чистому» христианству раннего Средневековья. Конструктивная основа неороманских церквей близка к неоготике, но стрельчатые арки крестовых нервюрных сводов в них заменялись полуциркульными. В Н. с. строились также синагоги (Старая синагога в Дрездене, 1838–40, арх. Г. Земпер; не сохр.). С 1840-х гг. стиль получил широкое распространение в Европе и Сев. Америке как система декоративного оформления сооружений с совр. строит. конструкциями, продолжал применяться при возведении учебных заведений (гл. здание Смитсоновского ин-та в Вашингтоне, 1846–55, арх. Дж. Реник), ратуш, вокзалов (старый вокзал в Карлсруэ, 1844–46, арх. Ф. Айзенлор), а также при строительстве и реконструкции замков в Германии (Вартбург, 1838–90, архитекторы Ф. В. Зельцер, Г. фон Ритген; Нойшванштайн, 1868–86, архитекторы Э. Ридель, Г. фон Дольман). Под влиянием науч. исследований ср.-век. архитектуры со 2-й пол. 19 в. постройки Н. с. приобрели большее сходство с прототипом: полихромные фасады, использование необработанного камня, обилие резного декора, аркатурные пояса, вертикальные доминанты в виде круглых или квадратных в плане башен (здание Музея естеств. истории в Лондоне, 1860–1881, арх. Ф. Фоук). Из-за сложности и дороговизны каменного строительства и тяжеловесности форм Н. с. сравнительно редко встречается в Европе в архитектуре частных домов.
На развитие Н. с. в США и Канаде большое влияние оказал арх. Г. Ричардсон, создавший собственный вариант стиля, отличавшийся подчёркнутой монументальностью, использованием декоративных возможностей материалов (гранит, кирпич, песчаник), сложной профилировкой окон и порталов, сооружением сводчатых перекрытий вместо совр. металлич. конструкций (ц. Троицы в Бостоне, 1874–77). Переработанные Ричардсоном формы Н. с. широко распространились в проектировании частных домов и вилл.
В убранстве интерьеров Н. с. использовались арочные проёмы, витражи, мозаика, массивная дерев. мебель простых форм, иногда с резным орнаментом.
Неороманский стиль
Неороманский стиль (нем. Neuromanik, англ. Romanesque Revival) — один из неостилей в искусстве периода историзма середины и второй половины XIX века. Предпосылки этого стиля сложились в Германии, но наибольшее распространение он получил в США и Канаде в 1870—1920 годах[1].
Содержание
- 1 История
- 2 Архитектура
- 3 Примечания
- 4 См. также
История
Формальной основой неороманского стиля послужила Романская архитектура стран Западной Европы XI—XII веков. В 1830—1840-х годах немецкий архитектор Фридрих фон Гертнер, придворный архитектор баварского короля Людвига I, создавал в Мюнхене новый стиль, призванный отразить, согласно идеологии национального романтизма, традиции великой немецкой культуры периода Средневековья. В числе прочих формальных элементов он использовал характерный мотив романской архитектуры — полуциркульные арки, собранные в аркады, и арочные окна (с полуциркульным завершением), с помощью которых он компоновал фасады зданий. Отсюда название:
В Великобритании схожий стиль именовали неонорманнским, или англо-нормандским, поскольку средневековая архитектура Англии романского периода XI—XII веков сформировалась в результате нормандского завоевания XI века. Норманны строили на Британских островах замки и укрепления, монастыри, аббатства, церкви и соборы. Наиболее известные британские архитекторы неонорманнского (неороманского) стиля середины и второй половины XIX века: Томас Хоппер, Джон Пирсон, Альфред Уотерхауз, Уильям Баттерфилд. В 1869—1877 годах А. Уотерхауз построил в Манчестере грандиозное здание Ратуши в «норманнском стиле». В Лондоне, в районе Южный Кенсингтон, Уотерхауз возвёл здание Музея естественной истории с двумя массивными башнями «романского стиля». Рядом с этим зданием с 1859 года Фрэнсис Фоук возводил корпуса Музея Виктории и Альберта, в декоре которых также использованы элементы средневековой романской архитектуры [4].
Оптовый магазин Маршалла Филда в Чикаго. 1885—1887. Архитектор Г. Г. Ричардсон
В США, прежде всего в Чикаго на Среднем Западе США (штат Иллинойс), развивалась новая архитектура промышленных и торговых зданий «кирпичного стиля» (не путать с «кирпичным стилем» западноевропейского и русского модерна). Этот феномен был связан с уникальной ситуацией, сложившейся в результате пожара 1871 года, уничтожившего значительную часть старого города. В 1880-х годах архитектор Генри Гобсон Ричардсон возводил в Чикаго конторские и производственные здания в стиле неоренессанса и «романского возрождения» англ. Romanesque Revival). Простые кирпичные постройки были относительно дешёвыми и привычными в Новой Англии ещё в конце XVIII века
Ранние постройки новатора американской архитектуры Л. Г. Салливана также содержат элементы «романского возрождения», как например, Аудиториум в Чикаго. Неороманский стиль часто использовался в проектировании церквей и синагог[7], университетских кампусов в особенно в США и Канаде.
Элементы неороманского стиля сохранялись в архитектуре западноевропейского модерна в конце XIX века, в особенности в северных странах: Финляндии и Швеции, а также в творчестве Ф. И. Лидваля, в постройках северного модерна в Санкт-Петербурге. В конце XIX века, в период модерна, «неороманскими» называли многие стилизации, в том числе постройки в «византийском», или «неогреческом стиле».
Архитектура
Станция Дирборн. 1883. Чикаго, Иллинойс. Архитектор С. Эйдлиц
Церковь Св. Троицы. Бостон, Массачусетс. Архитектор Г. Г. Ричардсон
Аудиториум. 1886—1889. Чикаго. Архитектурное бюро «Адлер и Салливан»
Аудиториум в Чикаго. Деталь фасада
Новая церковь Св. Петра в Страсбурге. 1889—1893. Ш. Неккельман, А. Хартель
Здание Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Главный вход. 1859. Архитектор Ф. Фоук
Здание Музея естественной истории в Лондоне. 1873—1881. Архитектор А. Уотерхауз
Здание Американского музея естественной истории. 1874—1877. Нью-Йорк. Архитекторы К. Вокс и Дж. Р. Моулд
Главное здание Иллинойсского технологического института. 1901. Чикаго. Архитектурное бюро Паттен и Фишер
Здание машинного зала Иллинойсского технологического института. 1901
Здание Университетского колледжа в Торонто, Канада
Вход в Старую Ратушу Торонто. 1889. Архитектор Э. Дж. Леннокс
Церковь Франциска Ассизского в Вене. 1913. Архитектор В. Лунц
Примечания
- ↑ Whiffen, Marcus. American Architecture Since 1780: A guide to the styles. — Cambridge, MA: The MIT Press, 1969. — С. 61.
- ↑ Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 226
- ↑ Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — S. 543
- ↑ Власов В. Г. Неонорманнский стиль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 182—183
- ↑ Гидион З. Пространство, время, архитектура. — М.: Стройиздат, 1984. — С. 214
- ↑ Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. — СПб.: Стройиздат, 1992. — С. 95
- ↑ Stern, Robert A. M., Gregory Gilmartin and Thomas Mellins. New York 1930: Architecture and Urbanism Between the Two World Wars. — New York: Rizzoli International Publications, 1987. — С. 161.
См. также
- Медиафайлы на Викискладе
- Романская архитектура
- Романский стиль Ричардсона
- Коллегиальная готика
неороманская архитектура | Structurae
Конструкции этой категории
- запись с картинками
- новая запись (30 дней)
- обновленная запись (14 дней)
# | Имя | Страна |
---|---|---|
1 | 365 Джей Стрит | Соединенные Штаты Америки |
2 | Мэрия Аламеда | Соединенные Штаты Америки |
3 | Александр Холл | Соединенные Штаты Америки |
4 | Здание суда округа Аллегейни | Соединенные Штаты Америки |
5 | Олстон Депо | Соединенные Штаты Америки |
6 | Старый пост | Германия |
7 | Эймс Билдинг | Соединенные Штаты Америки |
8 | Остин Холл | Соединенные Штаты Америки |
9 | Базилика Сен-Дени | Франция |
10 | Базилика Нотр-Дам-де-Бон-Секур-де-Сен-Авольд | Франция |
Список всех сооружений этой категории
Медиа
кредиты изображения (ID: 370970) кредиты изображения (ID: 332319) кредиты изображения (ID: 331194) кредиты изображения (ID: 330111) кредиты изображения (ID: 295323) кредиты изображения (ID: 281968) кредиты изображения (ID: 277133) кредиты изображения (ID:288656)Больше фотографий
Подкатегории
Кредиты изображений (ID: 182474)Ричардсоновский романский стиль
кредиты изображения (ID: 194646)Rundbogenstil
Найти структуру или проект. ..
Имя
Тип конструкции — Все типы конструкций -АркаАрочная конструкция крышиБалочная конструкцияЦентральное ядро с колоннами по периметруКолонно-балочная конструкцияКонтейнерная конструкцияКуполПлоская плита (грибовидный пол)Складчатая конструкция из пластинРамкаБерильная сеткаДвускатная крышаГоризонтальная консольная конструкцияНесущая конструкция каменной стеныМембранная конструкцияМонолитПирамидаРебристая бетонная плитаОболочкаНатяжная конструкцияФермаТрубчатая системаСводСтена
Функция — Назначение —Сельскохозяйственное зданиеКоммерческое зданиеУчебный корпусЗдание здравоохраненияЦентр по переработке бытовых отходовПромышленное зданиеЗдание государственного управленияКультовое зданиеЖилой домСпортивный комплекс Здание телефонной станцииТранспортное здание
Метод — Методы —Метод подъемной плитыOpus implectumOpus incertumOpus quadratumPantadome systemНабрызг-бетон, наносимый на внутреннюю часть надутой тканевой формыМетод возведения стенового покрытия
Год завершения
Реклама-
- Простые диаграммы данных
- Полные тексты избранных публикаций
Бесплатная регистрация
Недавно добавленные
Церковь Непорочного Зачатия
Франция (1889 г. ), добавлено 08.05.2022 г.
Базилика Нотр-Дам-де-Бон-Секур де Сен-Авольд
Франция (1902 г.), добавлено 08.04.2022 г.
Иглесия-де-Сан-Игнасио-де-Лойола
Испания (1898 г.), добавлено 05.02.2022 г.
Больше новых записей
Последние изменения
Сербская православная церковь Святого Саввы
Франция (1906 г.), изменено 11.16.2022 г.
Здание изящных искусств
США (1927 г.), изменено 17.09.2022 г.
Станция Юнион Индианаполис
США (1888 г.), изменено 09.02.2022 г.
Больше обновленных записей
Последние иллюстрации
Здание Брэдбери
США
(1893)
1
добавлено новое изображение
29.08.2022
Собор Кальяри
Италия
(1933)
1
добавлено новое изображение
23.08.2022
Станция Денвер Юнион
США
(1881)
5
добавлены новые медиа
20.08.2022
Больше иллюстрированных записей
Романский | Статья о неороманском стиле в The Free Dictionary
Она училась в Школе Жизни в кампусе площадью три гектара с древними деревьями и зданиями в неороманском стиле и стиле ар-деко.
Долгая и извилистая дорога к «Св. Президент Scho’
Дон Брик внутри церкви в неороманском стиле, построенной в 1931 году, я продолжал говорить с НИМ, спрашивая, почему ОН позволил мне достичь этого возраста, когда я просил его всего лишь на несколько лет после 60?
Timesman / Holy Hill: базилика и национальная святыня
В нем находится Национальный музей Эритреи. Он известен своими зданиями начала 20-го века, в том числе кинотеатром в стиле ар-деко «Имперо», одним из лучших в мире образцов зданий в стиле ар-деко, Кубистский пансион «Африка», эклектичный православный собор и бывший Оперный театр, футуристическое здание «Фиат Тальеро», неороманская церковь Богоматери Розария, неоклассический Дворец губернатора и многое другое».
Эфиопские авиалинии возобновляют полеты в Асмэру
Обязательно посетите собор Нотр-Дам, впечатляющее неороманское здание 1883 года с двумя башнями с железными наконечниками.
Благоговение и покой; Добро пожаловать в Хошимин, пристегнитесь для незабываемой, волнующей поездки; Привет, Хо Ши Мин
Рядом с существующим национальным некрополем Нотр-Дам-де-Лоретт был построен новый памятник, где неороманская базилика и высокая башня, спроектированная Луи-Мари и Жаком Кордонье, окружены могилы около 40 000 французских солдат.
Архитектура
Либеральная синагога на Фазаненштрассе в неороманском стиле была построена недалеко от Курфюрстендамм в начале 1910 года.
Нападение на церковь было «сектантским» ВАНДАЛЫ
Являясь центральным элементом проекта расширения стоимостью 270 миллионов долларов, пять взаимосвязанных хрустальных стеклянных и алюминиевых айсбергов Либескинда образуют резкий, зазубренный контраст с оригинальным богато украшенным неороманским зданием музея и его последующими скромными дополнениями.
Город-музей: крупнейший город Канады демонстрирует потрясающие новые горизонты архитектурных чудес, в том числе некоторые из самых интригующих музеев континента.