Неороманский стиль: НЕОРОМАНСКИЙ СТИЛЬ • Большая российская энциклопедия

НЕОРОМАНСКИЙ СТИЛЬ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Д. П. Шульгина

Церковь Троицы в Бостоне. 1874–77. Архитектор Г. Ричардсон.

НЕОРОМА́НСКИЙ СТИЛЬ, один из ис­то­ри­че­ских сти­лей в ар­хи­тек­ту­ре и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном ис­кус­ст­ве 1830-х гг. – нач. 20 в. Воз­ник под влия­ни­ем идей роман­тиз­ма, тру­дов нем. арх. Г. Хюб­ша, Дж. Рёс­ки­на и др. как од­но из ран­них про­яв­ле­ний ис­то­ри­зи­рую­ще­го на­прав­ле­ния в ар­хи­тек­ту­ре. Ху­дож.-эс­те­тич. кон­цеп­ция Н. с. ори­ен­ти­ро­ва­на на фор­мы ев­роп. ар­хи­тек­ту­ры ро­ман­ско­го сти­ля. Пер­во­на­чаль­но скла­ды­ва­ет­ся в Гер­ма­нии («стиль круг­лых арок») как ре­ак­ция на клас­си­цизм и нео­го­ти­ку 18 в. в хо­де по­ис­ков нац. сти­ля. Об­раз­ца­ми не­ред­ко слу­жи­ли фа­са­ды ран­не­хри­сти­ан­ских церк­вей, фор­мы не толь­ко ро­ман­ской, но и ви­зант. ар­хи­тек­ту­ры (т. н. ро­ма­но-ви­зан­тий­ский стиль). Наи­бо­лее ха­рак­тер­ные при­зна­ки ран­не­го Н. с.: ши­ро­кое при­ме­не­ние мо­ти­ва по­лу­цир­куль­ной ар­ки на ко­лон­нах, мо­ну­мен­таль­ность и ла­ко­низм фа­са­дов, уп­ро­щён­ный по срав­не­нию с ро­ман­ским сти­лем де­кор. В ран­ний пе­ри­од Н. с. встре­ча­ет­ся в ути­ли­тар­ных со­ору­же­ни­ях (ж.-д. стан­ции, учеб­ные за­ве­де­ния) и в хра­мо­вой ар­хи­тек­ту­ре (ц. Св. Лю­до­ви­ка в Мюн­хе­не, 1829–44, арх. Ф. фон Герт­нер). Осо­бен­но час­то Н. с. ис­поль­зо­вал­ся в про­ек­тах про­тес­тант­ских хра­мов (за ис­клю­че­ни­ем анг­ли­кан­ских) – в не­ко­то­рых на­прав­ле­ни­ях про­тес­тан­тиз­ма Н. с. вос­при­ни­мал­ся как сим­вол воз­вра­та к «чис­то­му» хри­сти­ан­ст­ву ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья. Кон­ст­рук­тив­ная ос­но­ва нео­ро­ман­ских церквей близ­ка к нео­го­ти­ке, но стрель­ча­тые ар­ки кре­сто­вых нер­вюр­ных сво­дов в них за­ме­ня­лись по­лу­цир­куль­ны­ми. В Н. с. строи­лись так­же си­на­го­ги (Ста­рая си­на­го­га в Дрез­де­не, 1838–40, арх. Г. Зем­пер; не сохр.). С 1840-х гг. стиль по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в Ев­ро­пе и Сев. Аме­ри­ке как сис­те­ма де­ко­ра­тив­но­го оформ­ле­ния со­ору­же­ний с совр. стро­ит. кон­ст­рук­ция­ми, про­дол­жал при­ме­нять­ся при воз­ве­де­нии учеб­ных за­ве­де­ний (гл. зда­ние Смит­со­нов­ско­го ин-та в Ва­шинг­то­не, 1846–55, арх. Дж. Ре­ник), ра­туш, во­кза­лов (ста­рый во­кзал в Кар­лс­руэ, 1844–46, арх. Ф. Ай­зен­лор), а так­же при строи­тель­ст­ве и ре­кон­ст­рук­ции зам­ков в Гер­ма­нии (Варт­бург, 1838–90, ар­хи­тек­то­ры Ф. В. Зель­цер, Г. фон Рит­ген; Нойш­ван­штайн, 1868–86, ар­хи­тек­то­ры Э. Ри­дель, Г. фон Доль­ман). Под влия­ни­ем на­уч. ис­сле­до­ва­ний ср.-век. ар­хи­тек­ту­ры со 2-й пол. 19 в. по­строй­ки Н. с. при­об­ре­ли боль­шее сход­ст­во с про­то­ти­пом: по­ли­хром­ные фа­са­ды, ис­поль­зо­ва­ние не­об­ра­бо­тан­но­го кам­ня, оби­лие рез­но­го де­ко­ра, ар­ка­тур­ные поя­са, вер­ти­каль­ные до­ми­нан­ты в ви­де круг­лых или квад­рат­ных в пла­не ба­шен (зда­ние Му­зея ес­теств. ис­то­рии в Лон­до­не, 1860–1881, арх. Ф. Фо­ук). Из-за слож­но­сти и до­ро­го­виз­ны ка­мен­но­го строи­тель­ст­ва и тя­же­ло­вес­но­сти форм Н. с. срав­ни­тель­но ред­ко встре­ча­ет­ся в Ев­ро­пе в ар­хи­тек­ту­ре ча­ст­ных до­мов.

На раз­ви­тие Н.  с. в США и Ка­на­де боль­шое влия­ние ока­зал арх. Г. Ри­чард­сон, соз­дав­ший соб­ст­вен­ный ва­ри­ант сти­ля, от­ли­чав­ший­ся под­чёрк­ну­той мо­ну­мен­таль­но­стью, ис­поль­зо­ва­ни­ем де­ко­ра­тив­ных воз­мож­но­стей ма­те­риа­лов (гра­нит, кир­пич, пес­ча­ник), слож­ной про­фи­ли­ров­кой окон и пор­та­лов, со­ору­же­ни­ем свод­ча­тых пе­ре­кры­тий вме­сто совр. ме­тал­лич. кон­ст­рук­ций (ц. Тро­и­цы в Бос­то­не, 1874–77). Пе­ре­ра­бо­тан­ные Ри­чард­со­ном фор­мы Н. с. ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лись в про­ек­ти­ро­ва­ни­и ча­ст­ных до­мов и вилл.

В уб­ран­ст­ве ин­терь­е­ров Н. с. ис­поль­зо­ва­лись ароч­ные про­ёмы, вит­ра­жи, мо­заи­ка, мас­сив­ная де­рев. ме­бель про­стых форм, ино­гда с рез­ным ор­на­мен­том.

Неороманский стиль


Неороманский стиль (нем. Neuromanik, англ. Romanesque Revival) — один из неостилей в искусстве периода историзма середины и второй половины XIX века. Предпосылки этого стиля сложились в Германии, но наибольшее распространение он получил в США и Канаде в 1870—1920 годах[1].

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектура
  • 3 Примечания
  • 4 См. также

История

Формальной основой неороманского стиля послужила Романская архитектура стран Западной Европы XI—XII веков. В 1830—1840-х годах немецкий архитектор Фридрих фон Гертнер, придворный архитектор баварского короля Людвига I, создавал в Мюнхене новый стиль, призванный отразить, согласно идеологии национального романтизма, традиции великой немецкой культуры периода Средневековья. В числе прочих формальных элементов он использовал характерный мотив романской архитектуры — полуциркульные арки, собранные в аркады, и арочные окна (с полуциркульным завершением), с помощью которых он компоновал фасады зданий. Отсюда название:

«круглоарочный стиль» (нем. Rundbogenstil). Однако Гертнер работал также в помпейском, неоготическом стилях и те же арочные элементы использовал, подражая флорентийским палаццо и лоджиям эпохи Возрождения, создавая стиль, который позднее получил наименование: неоренессанс[2]. Примечательно, что такими же композиционными приёмами пользовался архитектор «прусского эллинизма» Карл Фридрих Шинкель, работавший в Берлине[3].

В Великобритании схожий стиль именовали неонорманнским, или англо-нормандским, поскольку средневековая архитектура Англии романского периода XI—XII веков сформировалась в результате нормандского завоевания XI века. Норманны строили на Британских островах замки и укрепления, монастыри, аббатства, церкви и соборы. Наиболее известные британские архитекторы неонорманнского (неороманского) стиля середины и второй половины XIX века: Томас Хоппер, Джон Пирсон, Альфред Уотерхауз, Уильям Баттерфилд. В 1869—1877 годах А. Уотерхауз построил в Манчестере грандиозное здание Ратуши в «норманнском стиле». В Лондоне, в районе Южный Кенсингтон, Уотерхауз возвёл здание Музея естественной истории с двумя массивными башнями «романского стиля». Рядом с этим зданием с 1859 года Фрэнсис Фоук возводил корпуса Музея Виктории и Альберта, в декоре которых также использованы элементы средневековой романской архитектуры

[4].

Оптовый магазин Маршалла Филда в Чикаго. 1885—1887. Архитектор Г. Г. Ричардсон

В США, прежде всего в Чикаго на Среднем Западе США (штат Иллинойс), развивалась новая архитектура промышленных и торговых зданий «кирпичного стиля» (не путать с «кирпичным стилем» западноевропейского и русского модерна). Этот феномен был связан с уникальной ситуацией, сложившейся в результате пожара 1871 года, уничтожившего значительную часть старого города. В 1880-х годах архитектор Генри Гобсон Ричардсон возводил в Чикаго конторские и производственные здания в стиле неоренессанса и «романского возрождения» англ. Romanesque Revival). Простые кирпичные постройки были относительно дешёвыми и привычными в Новой Англии ещё в конце XVIII века

[5]. Самая знаменитая и характерная постройка Ричардсона — Оптовый магазин Маршалла Филда в Чикаго (1885—1887, здание снесено в 1931 году). Ричардсон придавал большое значение рациональности композиции, простоте и функциональности зданий. Постройки Ричардсона стали важным вкладом в формирование чикагской школы архитектуры, они отличаются массивностью, выразительной мощью кирпичной кладки; стены из грубо отёсанного камня сочетаются с аркадами, мощными карнизами и арочными окнами. Ричардсон строил также загородные дома в «гонтовом стиле» и на этом основании творчество Ричардсона также относят к риджионализму
[6]
.

Ранние постройки новатора американской архитектуры Л. Г. Салливана также содержат элементы «романского возрождения», как например, Аудиториум в Чикаго. Неороманский стиль часто использовался в проектировании церквей и синагог[7], университетских кампусов в особенно в США и Канаде.

Элементы неороманского стиля сохранялись в архитектуре западноевропейского модерна в конце XIX века, в особенности в северных странах: Финляндии и Швеции, а также в творчестве Ф. И. Лидваля, в постройках северного модерна в Санкт-Петербурге. В конце XIX века, в период модерна, «неороманскими» называли многие стилизации, в том числе постройки в «византийском», или «неогреческом стиле».

Например, огромный Вестминстерский собор в Лондоне, построенный по замыслу архитектора Джон Бентли с отсылками на раннехристианскую архитектуру Западной римской империи также считали построенным в стиле «романского возрождения» (западная церковь со столицей в Равенне в V—VII веках называлась ортодоксальной).

Архитектура

  • Станция Дирборн. 1883. Чикаго, Иллинойс. Архитектор С. Эйдлиц

  • Церковь Св. Троицы. Бостон, Массачусетс. Архитектор Г. Г. Ричардсон

  • Аудиториум. 1886—1889. Чикаго. Архитектурное бюро «Адлер и Салливан»

  • Аудиториум в Чикаго. Деталь фасада

  • Новая церковь Св. Петра в Страсбурге. 1889—1893. Ш. Неккельман, А. Хартель

  • Здание Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Главный вход. 1859. Архитектор Ф. Фоук

  • Здание Музея естественной истории в Лондоне. 1873—1881. Архитектор А. Уотерхауз

  • Здание Американского музея естественной истории. 1874—1877. Нью-Йорк. Архитекторы К. Вокс и Дж. Р. Моулд

  • Главное здание Иллинойсского технологического института. 1901. Чикаго. Архитектурное бюро Паттен и Фишер

  • Здание машинного зала Иллинойсского технологического института. 1901

  • Здание Университетского колледжа в Торонто, Канада

  • Вход в Старую Ратушу Торонто. 1889. Архитектор Э. Дж. Леннокс

  • Церковь Франциска Ассизского в Вене. 1913. Архитектор В. Лунц

Примечания

  1. Whiffen, Marcus. American Architecture Since 1780: A guide to the styles. — Cambridge, MA: The MIT Press, 1969. — С. 61.
  2. ↑ Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 226
  3. ↑ Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — S. 543
  4. ↑ Власов В. Г. Неонорманнский стиль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика.  — Т. VI, 2007. — С. 182—183
  5. ↑ Гидион З. Пространство, время, архитектура. — М.: Стройиздат, 1984. — С. 214
  6. ↑ Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. — СПб.: Стройиздат, 1992. — С. 95
  7. Stern, Robert A. M., Gregory Gilmartin and Thomas Mellins. New York 1930: Architecture and Urbanism Between the Two World Wars. — New York: Rizzoli International Publications, 1987. — С. 161.

См. также

  • Медиафайлы на Викискладе
  • Романская архитектура
  • Романский стиль Ричардсона
  • Коллегиальная готика

неороманская архитектура | Structurae

Конструкции этой категории

  • запись с картинками
  • новая запись (30 дней)
  • обновленная запись (14 дней)
# Имя Страна
1 365 Джей Стрит Соединенные Штаты Америки
2 Мэрия Аламеда Соединенные Штаты Америки
3 Александр Холл Соединенные Штаты Америки
4 Здание суда округа Аллегейни Соединенные Штаты Америки
5 Олстон Депо Соединенные Штаты Америки
6 Старый пост Германия
7 Эймс Билдинг Соединенные Штаты Америки
8 Остин Холл Соединенные Штаты Америки
9 Базилика Сен-Дени Франция
10 Базилика Нотр-Дам-де-Бон-Секур-де-Сен-Авольд Франция

Список всех сооружений этой категории

Медиа

кредиты изображения (ID: 370970) кредиты изображения (ID: 332319) кредиты изображения (ID: 331194) кредиты изображения (ID: 330111) кредиты изображения (ID: 295323) кредиты изображения (ID: 281968) кредиты изображения (ID: 277133) кредиты изображения (ID:288656)

Больше фотографий

Подкатегории

Кредиты изображений (ID: 182474)

Ричардсоновский романский стиль

кредиты изображения (ID: 194646)

Rundbogenstil


Найти структуру или проект. ..

Имя

Тип конструкции — Все типы конструкций -АркаАрочная конструкция крышиБалочная конструкцияЦентральное ядро ​​с колоннами по периметруКолонно-балочная конструкцияКонтейнерная конструкцияКуполПлоская плита (грибовидный пол)Складчатая конструкция из пластинРамкаБерильная сеткаДвускатная крышаГоризонтальная консольная конструкцияНесущая конструкция каменной стеныМембранная конструкцияМонолитПирамидаРебристая бетонная плитаОболочкаНатяжная конструкцияФермаТрубчатая системаСводСтена

Функция — Назначение —Сельскохозяйственное зданиеКоммерческое зданиеУчебный корпусЗдание здравоохраненияЦентр по переработке бытовых отходовПромышленное зданиеЗдание государственного управленияКультовое зданиеЖилой домСпортивный комплекс Здание телефонной станцииТранспортное здание

Метод — Методы —Метод подъемной плитыOpus implectumOpus incertumOpus quadratumPantadome systemНабрызг-бетон, наносимый на внутреннюю часть надутой тканевой формыМетод возведения стенового покрытия

Год завершения

Реклама