Норман Фостер: Биография, образование, семья
Британский архитектор
Известный архитектор, автор множества проектов, реализованных по всему миру. Один из основателей и руководитель архитектурного бюро Foster + Partners. В 1990 году был возведен в рыцарское звание, имеет титул Лорд берега Темзы, пожизненный пэр. Лауреат сотен призов и премий в области архитектуры.
Норман Роберт Фостер (Norman Robert Foster) родился 1 июня 1935 года [34], [43], [45] в Англии, в предместье Манчестера, районе Стокпорта — Реддише (Reddish) в семье рабочих [37], [42], [23], [40], [41], [27]. Он был единственным ребенком в семье Роберта (Robert) и Лилиан (Lilian) Фостеров [43]. Отец работал маляром на вагоностроительном заводе Metropolitan-Vickers [43]. Мать Нормана имела цыганские корни [43], работала на заводе [43]. По воспоминаниям самого Фостера, у выходца из района, где он рос, «было столько же шансов попасть в университет, сколько стать Папой Римским» [28].
Норман учился на отлично в местной школе.
Фостер закончил школу в 16 лет и начал работать клерком в Манчестерском городском казначействе: работа там была монотонной, однако Нормана очень интересовало само здание муниципалитета, построенное в стиле викторианской псевдоготики [27], [28], [43], [34]. В 17 лет Фостер был призван в армию и служил радистом в Королевских ВВС [28], [27], [34], [43]. После армии Фостер стал работать в манчестерской архитектурной фирме John Beardshaw & Partners [28], [37]. Там он занимался рисованием эскизов [43], но в процессе общения с архитекторами из этой фирмы, в основном выходцами из богатых семей и выпускниками университетов, Фостер понял, что большинство из них даже не знакомы с работами Райта и решил поступать в высшее учебное заведение [28].
В 1956 году Фостер поступил на платное отделение Школы архитектуры и городского планирования Манчестерского университета (University of Manchester’s School of Architecture and City Planning) [43], [27], [34], [37], [23]. Чтобы оплатить учебу, Фостер работал мороженщиком и даже вышибалой в ночном клубе [38], [28], [27], [43]. Однако благодаря успехам в учебе и многочисленным призам за свои работы Фостер получил стипендию, которая дала ему возможность путешествовать и практиковаться за рубежом [43], [28]. После окончания университета в 1961 году Фостер получил возможность продолжить обучение на архитектурном факультете Йельского университета (Yale University School of Architecture) [43], [34], [44], [37]. Там он получил степень магистра архитектуры [44], [34], [37], [42], [23], а также познакомился со своим будущим партнером по бизнесу Ричардом Роджерсом (Richard Rogers) [43]. Учителями Фостера в Йельском университете был британский архитектор чеченского происхождения Серж Чермаев (Serge Chermayeff) и дизайнер Винсент Скалли (Vincent Scully) [27].
В 1962 году Фостер вернулся в Великобританию и с Роджерсом, а также Джорджи Чизман и ее сестрой Венди (Georgie и Wendy Cheesman) создал архитектурную фирму «Team 4». Фирма специализировалась на промышленном дизайне в стиле хай-тек [45], [43], [37], [34], [23], [27], [28], [38].
Team 4 просуществовала до 1967 года, после этого Фостер вместе с Венди Чизман, ставшей к тому времени его женой, основал фирму Foster Associates [37], [28], [45], [43], [34]. С 1968 года Фостер сотрудничал с именитым американским архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером (Richard Buckminster Fuller) [27], [45], [28], [37], [43]. Фуллер стал одним из основных учителей Фостера [27]: по его совету начинающий архитектор начал при проектировании уделять внимание сохранению окружающей среды. Для создания покрытий Фостер использовал сетчатые оболочки — системы металлических стержней, перекрещивающихся в двух направлениях и образующих «мембрану», при помощи которой можно создавать криволинейные поверхности и перекрывать пролеты шириной более 30-40 метров с минимальными затратами материалов [45], [47], [38].
Между тем специалисты отмечали, что сетчатые оболочки впервые были запатентованы русским, советским инженером Владимиром Шуховым [31], [20]. Фостер и Фуллер работали вместе до смерти Фуллера в 1983 году [37]. Первым значимым проектом Фостера была построенная в 1975 году штаб-квартира Willis Faber & Dumas в Ипсвиче: стены этого здания были выполнены из черного стекла, а крыша была покрыта зеленой лужайкой [37], [34], [43], [42]. Уже тогда определился стиль Фостера: он отдавал предочтение легким сборным конструкциям и интерьерам, которые легко адаптируются к требованиям заказчика [27].В 1990 году Foster Associates была переименована в Foster + Partners. Компания проектировала и реконструировала офисные, промышленные, жилые [21], культурные и инфраструктурные объекты [45], [42]. В числе их работ реконструкция Рейхстага в Берлине (1999 год), центрального вокзала в Дрездене (2006 год), стадиона Уэмбли в Лондоне (2007 год) [21], [41], [39], [23], [43], [21]. Фостер был проектировщиком вантового виадука Мийо во Франции (2004 год) [34], [44] и лондонского небоскреба Мэри-Экс (2004 год), который часто называли самым экологичным небоскребом.
Между тем многие эксперты критиковали его за то, что он не вписывался в городской ландшафт, здание получило прозвище «огурец» [21], [34], [46]. Фостер также стал автором проекта терминалов аэропортов в Гонконге (1998 год) [42] и Пекине (2008 год), причем последний считается самым большим в мире [44], [34]. Фостер был разработчиком проекта экологически чистого города будущего Масдар-сити в Абу-Даби [27]. Однако часто критики называли его архитектурными решения банальными [39].В январе 2007 года стало известно о том, что Фостер собирается продать 85 процентов акций Foster + Partners, однако желает остаться руководителем компании [29], [32]. Акции были проданы группе старших партнеров компании [27]. В середине 2008 года в Foster + Partners работало более тысячи сотрудников [27].
Фостер был разработчиком многих архитектурных проектов для СНГ. В столице Казахстана, Астане, был построен монумент со смотровой площадкой «Байтерек» (тополь) — сооружение высотой 105 метров в виде 300 тонного шара из стекла «хамелеон», меняющего цвет в зависимости от времени суток, находящееся на пятистах стальных сваях; предполагалось, что оно станет символом столицы и страны.
Летом 2009 года СМИ широко освещали состояние дел Чигиринского, который испытывал финансовые затруднения, находился в конфликте с московскими властями и против которого было подано несколько исков в российские и английские суды [16], [15], [8]. Предприниматель не имел возможности достраивать гостиничный комплекс «Москва», в связи с чем было объявлено, что он будет застроен не по проекту Фостера [9], [6]. В конце июля в СМИ появились сообщения о том, что британский архитектор якобы причастен к отмыванию денег Чигиринского, и британские и российские следственные органы совместно изучают их банковские переводы [12], [11]. По неофициальным данным, бизнесмен перечислял Фостеру деньги за разработку проектов со счетов учрежденной им и контролируемой кипрским офшором Leondaris Holding Limited компании «СТ Тауэрс».
Между тем в апреле 2008 года в Палате лордов, членом которой — пожизненным пэром — Фостер стал в 1999 году [32], [37], [44], [23], разразился скандал: тогда стало известно, что архитектор, переехавший в Швейцарию, получил статус резидента этой страны [26]. Таким образом, архитектор, остававшийся гражданином Великобритании, имел право выплачивать на родине налог с доходов не в полном размере [17], [26]. В связи с этим в начале 2009 года появились слухи о том, что за укрывательство от налогов Фостер может быть исключен из Палаты лордов [17].
В августе 2009 года Foster + Partners задекларировали рекордный для компании убыток в размере 16,1 миллиона фунтов стерлингов. Впрочем, это не помешало Фостеру увеличить себе зарплату на 500 тысяч до 1,7 миллиона фунтов стерлингов [10].
1 февраля 2010 года стало известно о том, что созданный Фостером проект реконструкции «Новой Голландии» также не будет реализован: вместо него более «рентабельную» концепцию реставрации застройки было поручено реализовать компании «Моспроект-2» Михаила Посохина [5].
После того, как в Великобритании был принят закон, запрещавший членам парламента платить налоги в других странах, в июле 2010 года Фостер и четыре других пэра отказались от членства в Палате лордов [4], [3]. В связи с этим в прессе отмечалось, что хотя Фостер, не входивший ни в какую партию [25], и выступал в палате несколько раз, за все время работы в парламенте он только один раз принял участие в голосовании [2]. Хотя отказавшимся от своих мест лордам было запрещено возвращаться в палату, они получили право продолжать носить титул лорда [4], [3], [1].
Фостер является лауреатом сотен призов и премий. В 1999 году он был удостоен Притцкеровской премии, самой престижной в области архитектуры [28], [41], [37], [42], [40], [38]. Кроме того, он дважды получал приз Стирлинга (в 1998 и 2004 годах) [37], [42], [28], был награжден Королевской золотой медалью и Золотой медалью Французской архитектурной академии (в 1983 и 1991 годах соответственно) [28], [42], [44], [43], был удостоен архитектурной премии Ага Хана в 2007 году [44]. Помимо этого, он является членом профессионального сообщества дизайнеров Chartered Society of Designers, лауреатом ее Серебряной медали [42]. Фостер с 1991 года является членом британской Королевской академии художеств [28], [45], [43], [42].
В 1990 году Фостер был возведен королевой Елизаветой II в рыцарское звание [28], [27], [43], в 1997 году был награжден орденом «За заслуги» [43], [28]. Пэрский титул Фостера — Лорд берега Темзы (Lord Foster of Thames Bank, Reddish) [23], [37], [45], [44], [32].
Фостер был женат три раза. Его первая жена и партнер по бизнесу Венди Чизман скончалась от рака в 1989 году [23], [43], [45], [34], [28]. Его второй женой стала Сабиа Румани Малик (Sabiha Rumani Malik), творческий директор Foster + Partners, однако их брак распался в 1995 году [43], [34], [23]. В 1996 году Фостер женился на журналисте и ученой Елене Очоа (Elena Ochoa) [25], [23], [43], [34]. У Фостера четверо сыновей от первого брака: Ти (Ti), Cal (Кэл), Стив (Steve) и Джей (Jay) (двоих супруги усыновили [43]) [28], [23]. От третьего брака у него есть сын Эдуардо (Eduardo ) и дочь Паола (Paola) [25].
Фостер работает в Лондоне, проживает во Франции и Швейцарии на виллах, которые спроектировал сам [23], [34], [25]. Фостер имеет лицензию пилота, самостоятельно летает на личном реактивном самолете [34], [23], [43].
Использованные материалы
[1] Andy McSmith. A matter of honour: Clamour grows for non-dom peers to give up their titles. — The Independent, 09.07.2010
[2] Kevin Rawlinson. Profile: Just a solitary vote in the Lords, but no shortage of power. — The Independent, 09.07.2010
[3] Murray Wardrop, Christopher Hope. Lord Foster quits House of Lords rather than sacrifice non-dom tax status. — The Daily Telegraph, 08.07.2010
[4] Joe Murphy. Architect Norman Foster gives up seat in Lords over taxes. — London Evening Standard, 07.07.2010
[5] Анна Пушкарская. Петербург отреставрировал проект Нормана Фостера. — Коммерсант, 01.02.2010. — № 16/П (4316)
[6] Юридические вопросы по застройке территории гостиницы «Россия» будут решены к ноябрю этого года — Ресин. — Интерфакс, 24.08.2009
[7] Masha Rumer. Developer Who Brought Norman Foster To Russia Is Being Sued for Tax Evasion and Breach of Contract. — RUSSIA! magazine, 23.08.2009
[8] Яна Карпова, Ольга Сичкарь. ВТБ ждет от Шалвы Чигиринского «Пассажа». — Коммерсант, 21.08.2009. — №153 (4208)
[9] Павел Огородников. Стало известно, что будет с «Россией» и долгом Чигиринского. — Взгляд-Недвижимость, 21.08.2009
[10] Anna Winston. Huge losses at Foster & Partners revealed. — Building Design Online, 20.08.2009
[11] Лондон заинтересовался делом Чигиринского. — Дни.Ру, 07.08.2009
[12] Финразведка проверяет переводы Чигиринского архитектору Фостеру: все похоже на отмывание. — Life.Ru, 30.07.2009
[13] В мошеннические схемы Чигиринского был вовлечен знаменитый архитектор Фостер. — ИА Росбалт, 30.07.2009
[14] Николай Севрюгов. Расплата за «Россию». — Бюллетень Недвижимости, 30.07.2009
[15] Денис Ребров, Евгений Хвостик. Музыка Rossini, слова Шалвы Чигиринского. — Коммерсант, 28.04.2009. — №76 (4131)
[16] Денис Ребров. Sibir Energy пришла за долгами. — Коммерсант, 08.04.2009. — №62 (4117)
[17] Will Hurst. Foster set to be expelled from House of Lords. — Building Design Online, 02. 02.2009
[18] Вероника Шарова. Столичные власти начали выкупать жилье в новостройках у застройщиков. Московский стройкомплекс в СМИ. — ИА Regnum, 25.10.2008
[19] Архитектурная биеннале в Венеции не увидит «Апельсин» Фостера. — Интерфакс, 17.10.2008
[20] Виталий Лелеко. Архитектор стали и балок. — Вести-Москва, 15.10.2008
[21] Олеся Алдушенко. Архитектор Норман Фостер построит самый дорогой жилой дом в Аргентине. — РИА Новости, 19.09.2008
[22] Татьяна Хорошилова. Кто боится лорда Фостера? — Российская газета, 24.08.2008. — № 4055
[23] Lord Norman Foster portrait. — Telegraph, 08.08.2008
[24] Астана: культурно-архитектурное портфолио столицы Казахстана. — РИА Новости, 20.06.2008
[25] Robert Watts, Marie Woolf. Lord Foster designs himself new life in Switzerland. — The Sunday Times, 27.04.2008
[26] Will Hurst. Norman Foster’s tax status questioned in Parliament. — Building Design Online, 24.04.2008
[27] Владимир Белоголовский. Лорд Норман Фостер. Foster+Partners. — Агентство архитектурных новостей, 15.04.2008
[28] About Sir Norman Foster. — Официальный сайт Прицкеровской премии (www.pritzkerprize.com), 09.04.2008
[29] Dan Roberts, Sylvia Pfeifer. Lord Foster prepares to sell his practice. — Telegraph, 22.01.2008
[30] Любовь Пятилетова. Новогодний сюрприз от Норманна Фостера. — Российская газета, 17.12.2007. — №4545
[31] Ирина Пуля. Гиперболоид инженера Шухова. — Российская газета, 20.03.2007. — № 4319
[32] Movers: Architect weighs sale of Foster & Partners. — Bloomberg News, 22.01.2007
[33] Павел Никифоров. Норман Фостер отстоял тополя Новой Голландии. — Коммерсант, 02.10.2006. — №183/П (3514)
[34] Ian Irvine. Norman Foster: Man of steel. — The Independent, 09.09.2006
[35] Эндрю Осборн (Andrew Osborn). Олигархи — от А до Я. — The Independent (пер. ИноСМИ.Ru), 30.05.2006
[36] Мария Станиславчик. Лорд Фостер получил остров. — Бюллетень Недвижимости, 27.02.2006
[37] Norman Foster — Architect. — BBC h3g2 Online Encyclopedia (www.bbc.co.uk/dna/h3g2/), 13.06.2003
[38] Norman Foster: Building the future. — BBC News, 29.04.1999
[39] Andrew Gimson. Critics deplore Foster’s ‘banal’ Reichstag design. — Telegraph, 19.04.1999. — № 1424
[40] Herbert Muschamp. Briton Wins the Pritzker, Architecture’s Top Prize. — The New York Times, 12.04.1999
[41] Benjamin Forgey. Sir Norman Foster Wins Architecture Prize. — The Washington Post, 12.04.1999
[42] Sir Norman Foster: Fact Summary. — Официальный сайт Притцкеровской премии (www.pritzkerprize.com), 09.04.1999
[43] Sir Norman Foster: The master builder. — The Guardian, 02.01.1999
[44] Chariman: Norman Foster. — Foster + Partners (www.fosterandpartners.com)
[45] Norman Foster RA. — Royal Academy of Arts (www.royalacademy.org.uk)
[46] Елена Рыбалтовская. Норман Фостер. Башня Мэри-Экс, 30. — Строительство и невдижимость. — № 17, 2004
[47] Алексей Новиков. Онтология сетчатых оболочек. — Форма (www.forma.spb.ru)
Норман Фостер: проекты и биография архитектора
1 июня отмечает день рождения баронет и пэр, лауреат Императорской и Притцкеровской премий, почётный член Российской академии художеств, самый успешный архитектор современности и глава целой архитектурной «фабрики» — Норман Фостер.
Норман Фостер
Кажется, ничего не предвещало такой головокружительной карьеры. Норман Роберт Фостер родился в предместье Манчестера. По его словам, у выходца из района, где он рос, “было столько же шансов попасть в университет, сколько стать папой римским”. Его отец работал маляром на вагоностроительном заводе Metropolitan-Vickers, финансовое положение было безрадостным, поэтому путь к архитектурной славе был долгим. Норман Фостер поступил в Архитектурную школу при Манчестерском университете только в 21 год, но учился отлично, так что после её окончания выиграл стипендию на обучение в Йельском университете в США. Там он познакомился с Ричардом Роджерсом, с которым позднее основал мастерскую Team 4 и сформулировал новое направление в архитектуре – хай-тек.
В детстве Норман увлекался паровозами и самолетами. В юности был радистом в Королевских ВВС. Сегодня, имея лицензию пилота, Фостер самостоятельно летает на личном реактивном самолете. Союз техники и архитектуры лег в основу философии проектирования Фостера. Каждый новый проект – это в немалой степени блестящее инженерное решение, которое влечет за собой эстетику и форму здания. Каждый новый проект бюро Foster and Partners – это обязательно новый рекорд: масштаба, технологичности, высоты или бюджета.
С тех пор как в 1967 году Фостер открыл свою архитектурную фирму, ему удалось реализовать более ста проектов, многие из которых стали знаковыми объектами своего времени. Сегодня в бюро работает около 1000 человек, это целая фабрика современной архитектуры. Сегодня заказывать проект в мастерской Нормана Фостера престижно, так как это автоматически подчеркивает статус и финансовую мощь заказчика, будь то компания, город или целое государство. Мы вспомнили самые значительные творения архитектора и его фабрики.
1. Банк Гонконга и Шанхая
Гонконг, 1979–1986
Перед Норманом Фостером стояла задача построить лучшее в мире здание банка, учитывая особенности местной культуры фэншуй. Великий изобретатель, Фостер придумал атриумы внутри здания: воздух начал циркулировать не только снизу вверх, но и по горизонтали, перепад давления внутри и снаружи стал меньше. Поскольку на участке уже располагался старый функционирующий офис банка, требовалось надстроить сверху новое здание, а внизу реорганизовать старый офис.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
Для решения этой задачи сначала были сконструированы стальные мачты в трех местах стройплощадки. Таким образом, наметились объемы трёх башен высотой в 29, 36 и 44 этажа. Архитектор применил новый метод возведения небоскрёбов без центральной оси, с использованием только наружного скелета, что позволило добиться невероятной высоты конструкции. Мачтовая структура позволила применить и другой радикальный ход – вынести конструкции и коммуникации к периметру здания, расположив офисные пространства со свободной планировкой вокруг 10-этажного атриума.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
2. Коммерцбанк-Тауэр
Франкфурт, Германия, 1994–1997
Трехгранный небоскреб “Коммерцбанк-Тауэр” – главный символ Франкфурта-на-Майне и один из первых экологичных небоскрёбов в Европе. В плане здание представляет собой треугольник, который состоит из трёх сегментов – офисных пространств – и центрального атриума, пронзающего все этажи высотки.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
С каждой стороны башни на разных уровнях, окружая ее по спирали, располагаются четырехэтажные сады. Каждый сад олицетворяет собой флору определенного региона: средиземноморскую, североамериканскую, азиатскую. Эти сады играют роль естественных фильтров, очищающих воздух в центральном атриуме, который является аналогом дымохода-вентиляции для расположенных по его периметру офисов. Также в этих садах сотрудники офисов могут передохнуть во время перерыва. Частицы природы придают офисам качество гуманных пространств – главная идея Фостера, культивируемая им во всех проектах и поставленная, благодаря гениальному менеджменту, на поток.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
3. Рейхстаг, Новый германский парламент
Берлин, Германия, 1992–1999
В 1992 году бюро Фостера победило в конкурсе на восстановление Рейхстага. Архитектурной команде необходимо было подчеркнуть значения бундестага как демократического форума, организовать легкую общественную доступность и учесть статус исторического здания и строгое соответствие окружающей городской среде.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
Здание Рейхстага сильно пострадало во время войны. Фостер решил заново открыть главный вход для посетителей и оставить фрагменты исторического здания с “отпечатками” истории, сделав из Рейхстага музей немецкой истории. Новый облик историческому фасаду придал огромный стеклянный купол. Как и в других проектах Фостера, этот элемент является не столько архитектурным, сколько инженерно и технически необходимым. Купол состоит из 360 зеркал, которые способны пропускать свет. Панели купола оснащены регулируемым отражателем, который в зависимости от времени суток направляет свет внутрь здания, освещая интерьерное пространство, или отражает свет вовне, подсвечивая купол ночью изнутри. В куполе установлены винтовые пандусы, которые ведут на смотровую площадку с захватывающим панорамным видом. Есть мнение, что архитектор таким образом символически поднял обычных горожан над избранными ими представителями парламента, заседающими этажами ниже. Купол также является частью экологичной автономной энергосистемы, позволяющей зданию снижать расходы энергии.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
4. Британский музей, внутренний двор
Лондон, Англия, 1994–2000
Фостер называет своими учителями В. Г. Шухова и Р. Б. Фуллера. Сетчатые инженерные конструкции этих великих мастеров действительно просматриваются во многих проектах Нормана Фостера. Одним из лучших его творений на эту тему является перекрытие внутреннего двора Британского музея.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
В отличие от купола Рейхстага, здесь не было никакой особой идеологии. В центре крытого двора – великолепно восстановленное пространство читального зала, который опоясывают широкие лестницы, ведущие наверх к галереям временных экспозиций и ресторану. Летящее перекрытие, связывающее исторические фасады музея с объемом читального зала, выглядит просто и изящно. С появление ажурного перекрытия во внутреннем дворе музея появился новый общественный центр, объединяющий все окружающие его галереи и основные уровни музея.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
5. Сити-холл
Лондон, Великобритания, 1998–2002
Сити-холл — здание в Лондоне, служащее резиденцией Администрации Большого Лондона. Внутри Сити-холла находится громадная винтовая лестница, которая пронизывает здание, поднимаясь до десятого этажа. В проекте Сити-холла звучит уже знакомая тема прозрачности, энергоэффективности и аэродинамических форм. Транспорантные фасады символически указывают на открытость и демократичность городского управления. Офисы вентилируются естественным путем, помещения не перегреваются, и здание потребляет всего лишь четвертую часть энергии, достаточной обычному офисному зданию с системой кондиционирования.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
Несмотря на обоснование такой причудливой формы и позиционирование здания как энергоэффективного, бюро Фостера столкнулось с критикой. Энергосберегающие свойства строения были подвергнуты сомнению, критики произвели необходимые исследования, доказывающие, что экономии нет.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
6. Башня Мэри-Экс, штаб-квартира Swiss Re
Лондон, Англия, 1997–2004
Эта башня, в народе прозванная “огурцом”, – первое в Лондоне экологичное высотное здание, построенное по инновационному проекту, который развивает идеи климатического офиса. Фостер сделал этот небоскреб именно такой формы, чтобы снизить ветровые нагрузки на поверхность, создать комфортные условия на уровне пешеходного уровня и обеспечить разницу внешнего и внутреннего давления, необходимую для функционирования уникальной системы естественной вентиляции. В проекте башни Мэри-Экс воплотилась идея архитектора, которую он развивал более тридцати лет: идея гуманизации рабочего места и сохранения энергии, демократизации структуры здания благодаря созданию внутренних пространственных связей и объединения природы и рабочего пространства.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
7. Виадук Мийо
Франция, 2004
Один из самых длинных и высоких мостов в мире, виадук Мийо стал символом объединённой Европы, помещенный даже на банкноту в 500 евро. Он также является символом красоты инженерной конструкции и выражает идею возможностей индустрии. Соавтором проекта выступил французский инженер Мишель Вирложо, известный по проекту вантового моста в Нормандии. Архитектурные детали у виадука Мийо отсутствуют, что характерно для стиля хай-тек.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
Проект вантового моста с семью высоченными опорами изначально поражал своей амбициозностью. Считалось, что строительство этого гиганта во французской глуши опустошит государственную казну и не окупится в дальнейшем. Однако кроме того, что мост решил транспортную проблему, он стал еще и достопримечательностью, к которой сегодня стекаются толпы туристов.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
8. Башня Хёрста
Нью-Йорк, США, 2000–2006
Башня Хёрста – это возрождение мечты начала XX века. В 1928 году Вильям Рандолф Хёрст для своего издательства построил на Пятой авеню 6-этажное здание в стиле ар-деко. Он полагал, что оно станет основанием грандиозной башни, но её строительство было прервано из-за Великой депрессии. Спустя 70 лет Норман Фостер “достроил” небоскрёб, создав диалог между старым и новым. Новое здание “выросло” из постройки 20-х годов, не нарушая исторические фасады. Без инноваций не обошлось: дождевая вода, скапливающаяся в резервуарах на крыше, используется для полива растений и работы кондиционеров. Форма фасадного остекления – треугольники – выбрана Фостером благодаря высокой эффективности. Такое решение позволяет использовать на 20 % меньше стали, чем сооружение прямоугольных конструкций.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
9. Стадион «Уэмбли»
Лондон, Великобритания, 2003–2007
Новый стадион был открыт в 2007 году на месте старой легендарной арены и стал одним из самых дорогих стадионов в мире: затраты на его строительство составили 798 миллионов фунтов стерлингов. В основу дизайна нового 90-тысячного «Уэмбли» легла форма “чаши” с раздвижной крышей. Также он может использоваться как атлетический стадион, для этого проектом предусмотрена возможность возведения временной платформы на нижних ярусах.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
Отличительной чертой стадиона является решётчатая арка с круглым сечением диаметром 7 метров и протяжённостью 315 метров, возвышающаяся на высоте 133 метров. Арка поддерживает весь вес северной крыши и 60 % веса выдвижной крыши на южной стороне. Арка стадиона является самой длинной незакреплённой структурой крыши в мире.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
10. «Хан-Шатыр»
Астана, Казахстан, 2006–2010
Торговый центр в столице Казахстана в виде крупнейшего шатра вошел в десятку лучших мировых экозданий по версии журнала Forbes Style. Ажурная крыша «Хан-Шатыр», сконструированная из сети стальных вант, покрывает гигантскую территорию площадью 127 тысяч квадратных метров. Внутри шатра находятся сотни магазинов, супермаркеты, рестораны, большой парк и даже спа-центр с песком, привезенным с Мальдив. У торгового центра помимо развлекательной функции есть важная градостроительная роль — “Хан Шатыр” замыкает с севера центральную ось плана Астаны и на сегодняшний день является самой высокой постройкой города. Оболочка здания покрыта прозрачным полимерным покрытием. Благодаря особому химическому составу оно защищает внутреннее пространство комплекса от резких температурных перепадов и создает комфортный микроклимат внутри комплекса.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
11. Музей изящных искусств
Бостон, США, 1999–2012
Когда сотни тысяч экспонатов перестали умещаться на площадях Бостонского музея искусств, стало очевидно, что необходимо делать пристройку. Кроме того, количество посетителей с каждым годом росло, поэтому было решено организовать пространства, рассчитанные на большой поток.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
Проект Нормана Фостера предложил новую структуру расположения галерей, исследовательских и образовательных центров, которые смогли вместить вдвое больше желающих. В этом проекте архитектор продолжает тему архитектурного диалога эпох, дополнив историческое здание музея современным объемом и расположив их симметрично. Таким образом Фостеру удалось восстановить логику оригинального плана, заложенного американским архитектором Гаем Лоуэллом еще в 1907 году.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
Текст: Марина Савельева
Фото: архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
Биография архитектора: Норман Фостер
Один из самых выдающихся и влиятельных британских архитекторов и дизайнеров последних десятилетий Норман Фостер (1935 г.) окончил Манчестерский университет (1956–1961 гг.), после чего прошел военную службу в качестве пилота Королевских ВВС (1953–1955 гг. ).
В последующие два года он получил степень магистра в Йельском университете, где познакомился с Ричардом Роджерсом, с которым работал с 1963 по 1967 год в Team 4.
После расставания с Роджерсом Фостер основал Foster Associates в 1967 (теперь Foster + Partners), которая работает над проектами по всему миру и считается «одной из самых значительных в современной архитектуре». Фостер также известен своим «стильным дизайном из конструкционной стали и стекла с гладкими поверхностями ». (Треккани)
С более чем 700 сотрудниками и многочисленными международными офисами Foster + Partners сегодня является одной из самых плодотворных мировых архитектурных компаний с разнообразным объемом работ и множеством впечатляющих текущих проектов по всему миру.
Работа практики варьируется от генеральных планов до реставрации исторических зданий, городского планирования и всех аспектов дизайна.
Его первыми зданиями, получившими международное признание , были Центр визуальных искусств Сейнсбери (1974-1978) в Норидже, Англия, огромное воздушное здание типа сарая с панелями из стекла и металла, а также Банковская корпорация Гонконга и Шанхая. штаб-квартира (1979-1986) в Гонконге, футуристическое офисное здание из стали и стекла со ступенчатым профилем» (англ. Britannica).
Фостер в первую очередь известен тем, что использует передовые технологии, что особенно заметно в его ранних проектах, таких как офисы IBM в Нью-Гэмпшире (1971 г.) и Renault Center в Суиндоне (1983 г.).
Последний считается одним из его самых известных и впечатляющих проектов, площадью 100 000 кв.м. шедевр высокотехнологичной архитектуры на высоте 180 метров.
Однако Фостеру никогда не нравился ярлык «высокие технологии», заявляя, что «С тех пор, как человек вышел из пещеры, он был в авангарде технологий, всегда раздвигая границы. Технологии являются частью цивилизации и противостоят им». -технологии означало бы объявить войну архитектуре и самой цивилизации.История архитектуры — это история техники, а традиция архитектуры — это традиция непрерывного изменения.0008
Поэтому его можно считать «модернистом, но традиционным в том смысле, что он использует структуру для создания пространства с привязанностью к технологиям, которые никогда не выходят за рамки того, что подходит для проекта » (www. pritzker.com).
Foster + Partners стала синонимом современной архитектуры в 1990-х и 2000-х годах. Инновационные и получившие признание проекты включают небоскреб Commerzbank во Франкфурте, станции метро в Бильбао и Лондоне, парк Mikroelektronik в Дуйсбурге, мост Миллениум в Лондоне, Большой суд, Британский музей, Мемориал национальной полиции и башню Hearst Tower в Нью-Йорке, 2006 г.
Многие из этих проектов считаются настоящими проблемами планирования из-за их сложности и инновационного характера (например, терминал пекинского аэропорта является крупнейшим в мире и даже виден со спутника). Фостер уделяет особое внимание социальным проблемам в архитектуре, воспринимаемой как элемент, определяющий качество нашего окружения и, следовательно, самой жизни.
Что касается его видения дизайна, Фостер заявил: «Я считаю, что лучшая архитектура возникает из синтеза всех элементов, которые по отдельности составляют здание: структура, которая его поддерживает, службы, которые позволяют ему работать, экология здания ( . ..) качество света, используемые материалы, его объем и легкость, характер пространств, символизм формы, отношение здания к линии горизонта и городскому ландшафту, а также то, как здание сигнализирует о своем присутствии в городе. или сельской местности. Я думаю, что это справедливо независимо от того, создаете ли вы достопримечательность или опираетесь на историческую обстановку. Успешная архитектура решает все эти и многие другие задачи.
Назначенный пожизненным пэром в 1999 г., за свою долгую карьеру Фостер получил сотни наград, включая Золотую медаль Французской академии (1991 г.) и Золотую медаль Американского института архитекторов (1994 г.). Он также был награжден премией Стерлинга (1998 и 2004 гг.), Притцкеровской премией (1999 г.) и Премией Ага Хана (2007 г.).
Избранные работы и проекты Нормана Фостера
— Электростанция Баттерси, Лондон (Regno Unito), in corso — previsto 2025
— Генеральный план New Slussen, Stoccolma (Svezia), in corso — previsto 2025
— 250 City Road, Londra (Regno Unito), in corso — previsto 2022
— Hermitage Plaza, Parigi (Франция), in corso — previsto 2022
— Павильон Пенсильванского университета, in corso — previsto 2021
— Штаб-квартира Hankook, Пангио (Южная Корея), in corso — previsto 2020
— Grattacielo a 425 Park Avenue, Нью-Йорк (США), 2020
— Художественный музей Нортона, Уэст-Палм-Бич (США), 2019 г.
— Детская площадка начальной школы Park Walk, Челси, Лондон (Regno Unito), 2019
— Технологический центр Comcast и отель Four Seasons, Филадельфия (США), 2019
— Флагман Габриэлы Херст в Лондоне, Лондон (Regno Unito), 2019 г.
— Nanshan Technology Finance City, Шэньчжэнь (Китай), 2019
— Haramain High Speed Rail, Риад (Аравия, Саудовская Аравия), 2019
— Apple store, разные магазины (Милан, Нью-Йорк, Токио и др.), 2018-2019
— Bund Finance Center, Шанхай (Китай), 2017 г.
— Семейная детская больница Университета Айовы Стед (США), 2016
— Шато Марго, Бордо (Франция), 2015 г.
— Restauro e ampliamento Lenbachhaus Museum, Монако-ди-Бавьера (Германия), 2013 г.
— Йельская школа менеджмента, Нью-Хейвен (США), 2013
— Филиалы банка BMCE, Рабат (Марокко), 2011 г.
— Dolder Grand Hotel, Zurigo (Svizzera), 2008 г.
— Херст Тауэр, Нью-Йорк (США), 2006 г.
— Мемориал Национальной полиции, 2005 г.
— Мост Тысячелетия, Лондон (Регно Унито), 2000 г.
— Британский музей Большого двора, Лондон (Гран-Бретанья), 2000 г.
.
— Rinnovamento del Reichstag, Берлин (Германия), 1999
— Aeroporto internazionale Chep Lap Kok, Гонконг, 1998
— Башня Commerzbank, Франкофорте-суль-Мено (Германия), 1997 г.
— Парк Микроэлектроник, Дуйсбург (Германия), 1995
— Carré d’Art, Ним (Франция), 1993
— Torre per telecomunicazioni Collserola, Барселона (Испания), 1992
— Hong Kong and Shangai Bank, Гонконг, 1986
— Centro Renault, Суиндон, 1983
— Центр визуальных искусств Сейнсбери, Университет Восточной Англии, Норидж, 1978 г.,
.
— Уиллис Фабер Дюма, Ипсвич (Гран Бретанья), 1975
— IBM, Cosham-Greenford (Gran Bretagna), 1971
Официальный веб-сайт
http://www.fosterandpartners.com
10 фактов о Нормане Фостере, которых вы не знали
Известный как один из величайших архитекторов мира, Норман Фостер — архитектор британского происхождения. За ультрасовременный дизайн и простые обтекаемые конструкции Фостера часто называют «героем высоких технологий». Он основал свою практику под названием Foster + Partners в 1967 лет, и с тех пор он выполнял широкий спектр работ за последние четыре десятилетия, что принесло ему почти 500 наград и благодарностей за выдающиеся достижения, в том числе два приза за скворцов, золотую медаль RIBA, золотую медаль AIA и рыцарское звание в дополнение к его 21-му Притцкеровскому званию. Архитектурная премия 1999 г.
©www.arquitecturaydiseno.esНекоторые из его величайших работ включают Гонконг и Шанхайский банк, Огурец в Лондоне, Херст-Тауэр в Нью-Йорке, самый высокий мост в мире, Виадук Мийо в Южная Франция и его последний проект Apple Park в Калифорнии, США.
Heart Tower, Нью-Йорк, США ©www.archdaily.comВзгляд на Heart Tower изнутри ©www.archdaily.comHong Kong and Shanghai Bank ©www.archdaily.comПристальный взгляд на Hong Kong Shanghai Bank ©www.archdaily.comThe Gherkin , Лондон, Великобритания ©www. archdaily.comThe Gherkin, Лондон, Великобритания) ©www.archdaily.comЗа похвалами и величием Фостер известен своей целеустремленностью и страстностью. Он бегает марафоны и участвует в экстремальных гонках по пересеченной местности. Удивительно, что архитектор любит плавать, кататься на велосипеде и грести даже в свои восемьдесят. Максимальное количество времени он уделяет дизайну, который, в конце концов, является его основной деятельностью, но, кроме того, архитектор проводит время со своей семьей, отдыхая и путешествуя по миру, а не приковываясь к повседневным делам.
Вот 10 меньших фактов о Нормане Фостере, о которых вы, возможно, не знали:
1. В молодости ему пришлось нелегко | Норман ФостерФостер — единственный ребенок Роберта Фостера и Лилиан Смит. Вскоре после его рождения семья переехала в Левенсхульме, недалеко от Манчестера. Они переехали в небольшой недорогой арендованный дом с террасой. Его отец работал маляром в Траффорд-парке, а мать работала в местной пекарне. Фостеры очень много работали и даже работали долгие часы, чтобы иметь на столе достаточно хлеба, чтобы выжить. Между тем, юный Фостер провел годы своего становления под присмотром множества соседей, родственников и друзей.
2. Когда-то Фостер работал на разных работах, чтобы оплачивать учебу.Когда ему исполнилось 18 лет, преследуя свой давний интерес к авиации, он записался на национальную службу в Королевские военно-воздушные силы (RAF). Он покинул RAF в 1955 году, после чего работал помощником в отделе контрактов местной архитектурной фирмы John Bearshaw and Partners. Фостер был переведен в отдел рисования после того, как Джон Беаршоу увидел его внушительное портфолио эскизов. В следующем году он получил место в Школе архитектуры и городского планирования Манчестерского университета. Но поскольку он не получал субсидии на содержание, ему приходилось финансировать учебу, подрабатывая на различных работах с частичной занятостью. За пять лет учебы в школе он работал вышибалой в ночном клубе, продавцом мороженого и булочкой в пекарне.
3. Увлекается самолетами и рисунками | Норман ФостерПервый рисунок, который Фостер помнит, был самолет. Это была модель самолета с высокими крыльями и нервюрами. У него была фантазия сидеть там; контролируя и командуя великим кораблем. Он также увлекается рисованием и получил признание за свои навыки рисования, когда учился в Манчестерском университете.
4. Он путешествует и бродит по городским зданиямКогда Фостер был моложе и работал в Манчестере, он избегал обеденного перерыва и бродил по городским зданиям. Он использовал свой единственный путь спасения, свой велосипед, чтобы переехать из депрессивной рабочей среды, чтобы открыть для себя другой мир. Путешествия и уроки изучения зданий и городов так же важны для него сейчас, как и во времена, когда он учился в архитектурной школе.
5. Пол Рудольф оказал невероятное влияние на Фостера | Норман ФостерПосле окончания университета в 1961 году Фостер получил стипендию Генри в Йельской школе архитектуры, где он учился у Пола Рудольфа. В частности, Пол Рудольф оказал невероятное влияние на Фостера, вдохновив его на более чем сорокалетнюю практику. Пол Рудольф был человеком, который научил Фостера рисовать как архитектор. Рудольф заметил потенциал своего ученика и подтолкнул Фостера больше, чем другие его современники.
6. Фостер спроектировал крупнейший аэропортМеждународный аэропорт Гонконга на острове Чек Лап Кок в Гонконге известен как крупнейший аэропорт в мире, открытый в июле 1998 года. Восьмиэтажный терминал покрыт легкой стальной крышей площадью 45 акров. Судя по всему, аэропорт настолько огромен, что его видно из космоса.
Международный аэропорт Гонконга, Чек Лап Кок, Гонконг ©www.i.pinimg.com Интерьер аэропорта Чек Лап Кок, Гонконг © w7.ww.archdaily.com 7. Фостер спроектировал самый высокий мост в миреФостер вместе с французским инженером-строителем Мишелем Вирлоге спроектировал самый высокий мост, виадук Мийо, построенный в 2004 году через долину Джорджа в реке Тарн недалеко от Мийо на юге Франции. Он был построен в течение трех лет и был официально открыт 14 декабря. До сих пор это самый высокий мост в мире, его конструктивная высота составляет 336,4 метра.
Виадук Мийо, Южная Франция ©www.tourisme-aveyron.com Виадук Мийо, Южная Франция ©www.wikimedia.org 8. Фостер женился на своем деловом партнере и дважды женился | Норман ФостерВернувшись в Лондон, Фостер в 1963 году стал соучредителем успешной «Команды 4». Вскоре после этого он женился на своем деловом партнере, архитекторе Венди Чизман. В 1998 году Фостер пережил ужасное время, когда у Венди диагностировали рак, и через год она умерла в возрасте всего 51 года. Три года спустя Фостер женился на Сабихе Малик, дизайнере ювелирных украшений, но брак не мог быть счастливым, и пара развелись четыре года спустя. Вскоре, в 1996-летний Фостер женился на своей третьей и нынешней жене Елене Очоа, и в 1998 году у них родился первый ребенок.
9. У Фостера были некоторые проблемы со здоровьем лечения.