Контраст и Нюанс ? Принципы создания композиции
Недавно услышал о интересной штуке как контраст и нюанс в художественной композиции. Опять же хочу написать о некоторых аспектах, которые влияют на итоговый результат визуализации выбранной темы.
С чего надо начинать, чтобы рисунок не был неинтересным и унылым? Для этого нужно занять зрителя какой-нибудь работёнкой… +)
Нюанс
Начнём с нюанса.
На рисунке 1 видите композицию из 3-х кружек. Абсолютно одинаковые … ну ни куда не годится. Как-то не закончено и неинтересно. Хоть как-то исправить такое сухое изображение можно при помощи нюанса. Повернём одну из кружек, и фотка приобретёт живости.
Вообще НЮАНСОМ называют взаимодействие в композиции нескольких предметов схожих по какому-то признаку.
Рисунке 3 – хороший пример. Груши, вроде все груши как груши – “на одно лицо”, однако каждая из них обладает индивидуальными чертами, что и придаёт композиции интереса. Эта композиция не создаёт зрителю впечатления недоконченности. Человек невольно начинает сравнивать объекты… с помощью этого эффекта можно добиться повышения интереса к картинке.
Рис.2Контраст
КОНТРАСТ – более экспрессивный метод повышения интересности картинки.
Возьмем три предмета… которые могли бы служить главными объектами композиции.
Рис.4Три вазы, совершенно одинаковые. Согласитесь как-то “лесом они здесь”, никак не связаны друг с другом.
Это от того, что, глядя на группу предметов, мы всегда мысленно, пусть неосознанно, сопоставляем один с другим. Сравниваем их. А тут и сравнивать-то неинтересно.
Грубый и тяжелый, угловатый предмет кажется ещё более грубым и тяжелым рядом с легким и хрупким. Качество сопоставляемых предметов как будто становится ярче, обостряется при сравнении. А предметы от этого сравнения получаются взаимодействующими, связанными композиционно.
Явное, резкое различие элементов композиции по-какому-либо признаку называется контрастом.
Рис.5Рис.6
На рисунке 7 контраст размеров котов, который смотрится эффектнее, чем композиция на рисунке 6.
Рис.7Рис.8На рисунке 8 изображён ряд из кружек. Две белых и красная с номером. Здесь так же присутствует контраст по цвету и наличию номера. Сразу же возникают вопросы: Почему Красная? Почему Правая? Почему 42?
Появляется интрига…
Не забывайте о этих принципах создания композиции. Контраст и Нюанс это замечательные правила, которыми следует руководствоваться при продумывании компонентов изображения.
До скорого..
macroart.ru
Типы цветовых комбинаций в интерьере — Авторский дизайн интерьера
Цвет и типы цветовых комбинаций
Многочисленные элементы, составляющие интерьер (пространство, конструкции, материалы, мебель, оборудование, аксессуары и т. д.), должны представлять собой единое целое, гармоничную композицию.
Хроматичность или относительная ахроматичность интерьера весьма ощутимо и многогранно воздействуют на людей, их физическое и психическое состояние.
Бесцветность и цветовая монотонность вызывают ощущение безразличия и вялости: неорганизованное многоцветье хаотично, беспорядочно и утомительно.
На детей бесцветность, блеклость, серость действуют угнетающе. Они уже в раннем возрасте испытывают радость от светлого, цветного и яркого окружения. Особенно важна для детей новизна цвета, частая смена цветовых впечатлений.
Взрослые люди постоянно испытывают потребность в нормальной цветовой нагрузке. Интересно, что научно доказана необходимость непрерывного притока информации, в том числе и цветовой. В противном случае возникает цветовое голодание. Эта проблема актуальна, например, в Заполярье с его скудностью красок и длинной зимой. А также в местностях с бедной растительностью, серым колоритом ландшафта, в бесцветном монотонном интерьере.
Иногда ахроматическая окраска бывает оправданной и даже необходимой. Так, она идеальный фон для зрительного восприятия произведений искусства. Грамотный подбор нейтральных тонов различной светлоты может создать довольно яркий и интересный интерьер, спокойный и уравновешенный. При определенном освещении чистая белая поверхность может выглядеть цветистой.
Другая крайность — изобилие хроматических цветов. Цветовая перегрузка интерьера нередко способствует снижению чувствительности и цветовому переутомлению. Так, некоторые тона считаются неприменимыми в интерьере. Например, многие желтые цветовые тона, близкие к спектральным.
Цветовая активность и гармония достигается не только изобилием цветовых тонов в интерьере, но и их умелым сопоставлением при ограниченном числе. Одно сочетание цветов некоторые люди воспринимают пассивно, как обычное, а потому не привлекающее внимания явление. В другом случае в кажущейся обыденности люди с развитым чувством цвета обнаруживают для себя богатство цветовых образов.
Цветовой круг служит для построения многих цветовых сочетаний. Помогает определять величины цветовых контрастов, составлять контрастные, нюансные гармонии двух, трех и более многочисленных цветосочетаний. С его помощью можно разделять цвета по «температурному» и «весовому» признакам.
Плоскость круга содержит различные варианты построения гармоничных композиций.
Ниже приводятся наиболее распространенные в интерьере композиции.
Ахроматическая (нейтральная) композиция
К нейтральным относятся композиции на основе сочетания белого и черного цветов и разнообразных оттенков серого между ними, а также условно нейтральных тонов (бежевого, коричневого, полотняного и т. п.).
Одни люди стараются избегать нейтральной схемы, считая, что она слишком консервативна, строга и скучна. А кто-то считает ее образцом элегантности, стабильности, спокойствия и достоинства.
Черный и белый, а также весь спектр серого между ними — это ахроматический «не цветной». Контраст создает впечатление яркости и силы. Черный и белый — это полные контрасты. Их не относят ни к теплым, ни к холодным цветам.
Эти цвета обладают рядом оптических свойств. Так, предмет белого цвета кажется всегда больше, шире и объемней по сравнению с черным предметом абсолютно идентичного размера. Белый цвет — самый легкий, черный — самый тяжелый.
Белый квадрат на черном фоне кажется больше, чем квадрат такой же величины черного цвета на белом фоне. Светло-серый квадрат кажется темным на белом фоне и светлым — на черном.
По законам цветовой гармонии черный, серый и белый сочетаются с любым из хроматических цветов, особенно с их основной группой. Поэтому для такого интерьера подойдут яркие аксессуары красного или желтого и т. п. Важно, чтобы это был какой-то один акцентирующий цвет.
Серый цвет считается универсальным. Он имеет множество оттенков, является прекрасным фоном, так как спокоен и нейтрален. Но в одиночестве он может показаться скучным, поэтому его лучше использовать в сочетании с другими цветами. Спокойные, сдержанные тона являются идеальным фоном для ценных и дорогих вещей.
Контраст черного и белого
Полный контраст черного и белого. Сочетание черного и белого — это благородная роскошь, предполагающая чистые линии, четкие фигуры, гладкие фактуры, аскетичность. Эти два цвета образуют сильный визуальный контраст, создающий ощущение некоторой театральности, яркости, силы. Ведь этот декоративный прием использует притяжение противоположностей.
Смягченные контрасты
Так как черный и белый цветами по сути не являются, то и назвать их теплыми или холодными нельзя. Но в ахроматической схеме возможно добавлять теплые и холодные оттенки, которые создаются добавлением малого количества желтого, синего, розового. Как холодные, так и теплые оттенки могут быть чистыми и приглушенными, образованными путем добавления того или иного цвета.
Преимущества нейтральной гаммы
Более мягкие и спокойные интерьеры оформляются в кремовых, бежевых, серых тонах. Так, для стен можно взять несколько оттенков кремового, для потолка — цвет слоновой кости, кремовые занавески с узором серого цвета, джутовое покрытие на полу, гравюры в черных рамках. Не будучи слишком жестким, контраст между черным и нежным кремовым создает приятную колористическую гамму интерьера. Нейтральные и природные цвета часто трактуются как одно и то же. Грубое небеленое полотно обивки мягкой мебели на фоне размытой серо-голубой окраски стен, керамическая плитка цвета молочной пенки, нежный абрикосовый, сочетание простых узоров часто встречаются в загородных интерьерах и комнатах скандинавского стиля. Простота, уют, душевность, теплота — отличительные признаки романтического английского коттеджа, американского фермерского дома, классических подмосковных дач с большой белой деревянной верандой и запущенным садом.
Нейтральные тона хорошо сочетаются друг с другом и с натуральными материалами, такими как дерево, камень, кирпич. Поэтому их часто используют для многофункциональных комнат, где есть несколько зон, каждая со своим назначением, которые нужно с одной стороны обозначить, а с другой стороны гармонично объединить. Кроме того, приглушенные спокойные тона кремового, серого, холщового создают ощущение покоя, что так необходимо в наше напряженное время. На фоне нейтральных тонов выигрышно смотрятся интересные линии, архитектурные детали. Отказ от ярких цветов дает возможность акцентировать внимание на форму комнаты и находящихся в ней предметов. Большое достоинство черно-белой гаммы еще и в том, что в такой интерьер великолепно вписываются все достижения современной техники — домашние кинотеатры, компьютеры и т. п.
Тональная (нюансная) композиция
Монохромная или одноцветная композиция состоит из цветов одного спектра цветового круга, где один цвет представлен различными оттенками и тонами. Помимо цветовых переходов между основными цветами, существует их тоновая растяжка.
Каждый цвет имеет свою плотность. Самая маленькая плотность у желтого, вариации его насыщенности невелики — от светло-лимонного до густо-золотой охры. Синий же или красный могут уплотняться до черного. Растяжка цвета от самого светлого до самого темного и есть его тоновые возможности. Чем больше растяжка, тем больше оттенков.
Последовательность тонов различной насыщенности называется тональным масштабом.
Совершенно разные цвета могут иметь одинаковую тональность. Чтобы цветовая композиция интерьера была глубокой и светлой, важно соблюсти тональное равновесие между всеми использованными цветами. Так, комната, решенная только в светлых тонах, будет выглядеть размыто и вяло, в глубоких — скучно и мрачно. Распределение по всему пространству ряда тонов в широком диапазоне создаст оригинальный и живой облик помещения.
При декорировании можно использовать темные и светлые оттенки одного цвета. Это называется комбинированием тон в тон, или нюансной комбинацией. Общее впечатление от таких композиций — цельность, спокойствие, уравновешенность, сдержанность, изысканность (при удачном подборе декора).
Создать цветовую схему, совмещающую различные оттенки одного цвета, — самый легкий путь в декоре интерьера. Следует использовать хотя бы три тона одного цвета: светлый, мягкий, средний и более глубокий оттенки. Светлые и темные оттенки одного и того же цвета приятны для глаз, имеют множество различных нюансов, выбрав которые, можно варьировать декор комнаты. Самые приглушенные и светлые тона используют для больших поверхностей. Яркие оставляют для наиболее примечательных элементов, небольших штрихов. Возможную монотонность разбавит присутствие деталей контрастного цвета.
Убедитесь в том, что вы используете тональный ряд одного цвета, который содержит мягкий переход от бледного до очень насыщенного. Слишком резкие переходы могут внести дисбаланс в цветовую схему. Обычно промежуточный тон используют на полу (ковер, напольное покрытие), более бледный тон — на стенах, самый светлый — на потолке. Темные тона могут быть добавлены в обивку мебели и в аксессуары. Тональное сходство часто используют, чтобы замаскировать недостатки формы квартиры и непривлекательные детали фона. Тональные различия же, наоборот, служат для выделения отдельных деталей. Например, камин лучше окрашивать в более светлый или более темный по сравнению со стеной тон.
Контрастные композиции
Контрастные и дополнительные цвета — прямые противоположности в цветовом круге.
Контрастность имеет отношение не только к яркости, она свойственна и цветовым сочетаниям. Это связано, прежде всего, с физиологией зрения и выражается в подчеркнутом эффекте выделения одного цветового пятна на фоне другого, даже когда их интенсивность одинакова. Цвета, создающие этот эффект, парны.
Контрастные цвета:
зеленый — малиновый;
красный — голубой;
оранжевый — синий;
желтый — фиолетовый.
Сочетание контрастных цветов создает вибрацию, живой драматический эффект, будоражит, повышает жизненный тонус.
Если контрастные тона поместить рядом, они взаимно усиливают друг друга и могут создавать довольно резкие сочетания. Поэтому пользоваться ими надо очень осторожно. Приглушенные оттенки этих цветов дают очень красивые созвучия.
Контрастные цвета не должны подавлять друг друга. Смягченные контрасты получатся, если слегка повернуть цветовой круг, выбрав, например, синий с легким оттенком зеленого и сопоставить его с кораллово-оранжевым. Или же сочетать цвета, двигаясь вверх или вниз по цветовой шкале. Выигрышно смотрятся сочетания пастельных цветов. Например, смягчите синий до светло голубого и высветлите оранжевый до абрикосового. Цветовая гамма, в основе которой лежат красный и зеленый, может превратиться в сочетание фуксии и морской волны. Интересные декоративные элементы основаны на сочетании желтого с лавандовым, розовато-лиловым.
Ярко и насыщенно смотрятся королевский синий и алый. Сельская гамма обычно выдержана на сочетании зелено-синего, терракотового, теплого приглушенного красного.
Лучше использовать контрастные цвета в разных объемах, то есть одного цвета должно быть гораздо больше, чем другого. Следует помнить, что на усиление или ослабление восприятия человеком контрастных цветов влияют расстояние и освещение. Чем больше расстояние между контрастной парой цветов и глазом, тем менее активно они выглядят (начинает работать закон смешения цветов). А также — чем слабее освещение, тем слабее активность контрастной пары для глаз. Окружающий фон тоже влияет на усиление или ослабление контрастов: на черном они сильнее, чем на белом или другом светлом фоне.
Советы при работе с контрастными цветами
1. Если вы выбрали композицию с использованием двух контрастных тонов, помните, что одинаково насыщенные тона в равных количествах оставляют ощущение несбалансированности. Нужно варьировать интенсивность выбранных цветов. Интересно смотрится вариант: два контрастных цвета, но во множестве оттенков разной насыщенности.
2. Если композиция выглядит чересчур яркой, добавьте белого или кремового цвета, чтобы приглушить оттенки.
3. Дополняющие цвета должны находиться в соответствующем соотношении площадей. Так, гармонично соотношение желтого к фиолетовому 1:3, синего к оранжевому 2:1. Это объясняется необходимостью сдерживания более динамичных тонов. Пурпурный к зеленому может находиться в пропорции 1:1, так как оба цвета обладают одинаковой силой и могут выступать на равных.
На практике же все эти правила подходят в том случае, когда берутся чистые цвета. Приглушенные тона меньше перебивают друг друга. В этом случае нужно знать, что чем интенсивней тон цвета, тем меньше должна быть поверхность.
Гармоничные композиции
Цвета одной тональности — цвета соседние в цветовом круге. Не следует использовать слишком много цветов. Можно ограничится двумя-тремя, и получится элегантная, спокойная композиция.
1. Красный — оранжевый
2. Оранжевый — желтый
3. Желтый — зеленый
4. Зеленый — голубой
5. Голубой — синий
6. Синий — фиолетовый
7. Фиолетовый — малиновый
8. Малиновый — красный
Часто некоторые простые схемы кажутся удачными, а другие — нет. Это происходит из-за отсутствия тональных вариаций. Включать несколько цветов разной тональности так же важно, как и варьировать оттенки тона в одноцветной схеме. Удачное равновесие светлых промежуточных и темных тонов создает гармонию. Иногда чрезмерная осторожность при выборе красок может привести к тому, что комната будет выглядеть невыразительно. Несколько аксессуаров насыщенных тонов могут преобразить интерьер.
Первичная композиция
Цветовая гамма интерьера подбирается на основе чистых первичных цветов. Такие комнаты создают ощущение яркости, чистоты, простоты, элементарности. Часто первичные цвета используют в декоре детских. Уже ставшее классическим сочетание синего и желтого (золото на голубом, солнце и море) создает ощущение радости. Имея в своем распоряжении широкую палитру желтых и синих тонов, можно создать определенный стиль интерьера: пестрого, яркого, авангардного молодежного, средиземноморского, традиционного городского дома или стиля кантри.
Изысканная простота
Серый и коричневатый удобны тем, что на них не так заметны грязь и износ. Поэтому практично подбирать обивку мягкой мебели в этих тонах. Используйте светлые цвета для вещей, которые легко почистить — чехлы на диванные подушки, занавески. Подберите чехлы на стулья из различных по фактуре льняных тканей. Простые льняные подушки с пуговицами или украшенные кружевами добавят интерьеру цвет и настроение, создадут мягкую, комфортную обстановку, причем для этого не потребуется много времени и средств. Комбинирование и подбор текстуры неисчерпаемый источник для творчества.
tayuta.livejournal.com
Законы композиции. Контраст, нюанс и повторение
Любой макет полиграфии состоит из определенных элементов, например: текст, фотографии, иллюстрации, фигуры и линии, цветовые пятна, различные элементы дизайна и т. д. От того насколько грамотно элементы подобраны друг у другу и зависит целостность композиции и хорошая идея дизайна. Среди законов компоновки элементов можно выделить контраст, нюанс и повторение (тождество). Это основные принципы построения композиции, которые прослеживаются в той или иной мере почти в каждом дизайне полиграфии. Так как без них успешный дизайн практически не возможен, они заслуживают более детального изучения. Итак, в этой статье я расскажу о том, что такое контраст, нюанс, повторение и покажу где оно используется на конкретных примерах.
Контраст — резкое различие элементов по тону, цвету или размерам. Самым контрастным можно назвать черный текст на белом фоне, который вы читаете или на оборот — белый текст на черном фоне. Всю информацию в макете можно разделить на более важную и менее важную, поэтому контраст используют, чтобы выделить один элемент относительно другого или обратить больше внимания на какую-то часть макета.
Нюанс — противоположность контраста. Очень слабая цветовая разница между элементами макета. Его используют для дополнения макета менее важной информацией, едва просматривающейся на фоне или среди другой информации. Часто нюанс применяют в сочетании с повторением. Например, линии или фигуры могут дублироваться на других частях макета, но не такие контрастные, чтобы не привлекать лишнего внимания.
Повторение (тождество) — повторение элементов. Возможно видоизмененных, но легко узнаваемых. Повторяющиеся элементы дизайна придают макету целостность и единый стиль оформления.
Все эти три принципа свободно уживаются в одном макете. Хотя их сочетание может различаться в любом дизайне просматриваются контрастирующие элементы, повторение стиля и менее контрастные детали хорошо дополняющие макет. Теперь приступим к конкретным примерам:
В данном буклете представлена реклама рыбного продукта — икры. В качестве основных дизайнер использовал два цвета: красный (цвет икры) и зелёного (цвет зелени или воды). Красный цвет очень хорошо контрастирует с желто-зеленым. Если присмотреться к фону, можно заметить пузырьки воздуха или увеличенную икру. Они едва видны и почти сливаются с фоном, поэтому здесь явно используется нюанс. Красная заливка в верхней части макета и красная волна в нижней повторяется и на внутренней стороне. Также главное слово «рыбспецпродукт» выделено с помощью размера и белой обводки, которое делает его видным даже на красном фоне.
Тема следующей листовки — какой-то аппарат для поездов. Здесь, как и на прошлой на фоне едва просматриваются железная дорога, что тоже напрямую связано с темой листовки. Чередование контрастных блоков позволяет легко воспринимать информацию, а также благодаря их правильно подобранному повторению создается ощущение целостности макета. Интересно, что сами блоки сделаны в технологичном стиле по форме рекламируемой детали.
В этом макете в качестве повторяющегося дизайнерского элемента используется дуга или овал выходящий за пределы листовки. Если присмотреться, во внутренней части листовки можно увидеть те же дуги полу прозрачные и не очень заметные. Это использование нюанса. Контраст виден в том, насколько хорошо выделены заголовки каждой полосы буклета и другая важная информация.
Итак, абсолютно в любом макете можно заметить использование контраста, нюанса и тождества. Их сочетание может быть различным, однако применение этих простых законов композиции сделает ваш дизайн более привлекательным для зрителя и грамотным с точки зрения рекламы.
Подробнее о законах композиции в этом видео:
(Visited 13 258 times, 4 visits today)
expert-polygraphy.com
Теория цвета. Основы.
Любой цвет имеет три измерения: тон, светлота и насыщенность. Все многообразие цветов можно наглядно представить в виде упрощенной трехмерной модели — цветового шара. Каждый цвет измеряется тремя осями: L, a, b.
Итак, рассмотрим каждое измерение подробно.
Светлота (значение, яркость) измеряется координатой L. Это вертикальная ось в середине шара, сверху располагается белый, снизу – черный цвета, между ними представлены все нейтральные серые полутона. Когда цвет двигается по оси шара вверх-вниз, меняется только его светлота. Ее можно представить в одномерном пространстве в виде шкалы серого.
Значения тона и насыщенности находятся в двухмерном пространстве, которое можно представить в виде цветового круга равномерной светлоты. Тон и насыщенность измеряются координатами a и b. Координата а проходит через красный и зеленый цвет, b через синий и желтый.
Тон (оттенок). В горизонтальном сечении шара или круге представлены все тона, одинаковые по светлоте. Двигаясь по окружности, мы достигаем разного значения тона.
Насыщенность (цветность). При движении вдоль радиуса меняется насыщенность. На внешней стороне окружности располагаются чистые, или спектральные цвета. Приближаясь к центру круга, спектральный цвет постепенно теряет насыщенность и смешивается с серым, тон и светлота при этом не меняются. И, наконец, в самом центре цвет теряет тон и становится ахроматическим. Все смешанные с серым цвета, расположенные между окружностью и центром цветового круга, называются неспектральными.
Цветовые гаммы и сочетания.
Рассмотрим различные виды гармоничных сочетаний, цветовые гаммы и палитры.
Ахроматическая гамма.
Вся ахроматическая палитра сосредоточена в вертикальной оси цветового шара и представляет собой плавный переход тонов серого от белого к черному. Ахроматические цвета используются в графике, черно-белой фотографии, интерьере. Все искусство работы в ахроматической гамме заключается в выборе формы и светлоты. Контраст между светлым и темным или, наоборот, плавность тоновых переходов – основные художественные приемы при работе с цветом. С помощью ахроматической гаммы делается акцент на форме или фактуре объектов, достигается успокаивающий или драматический эффект, энергичность или минимализм композиции. При неумелом выборе цветов ахроматическая гамма становится тусклой и невыразительной. Ахроматические цвета находятся в одномерном пространстве, из-за чего иногда выглядят плоскими.
Монохроматическая гамма.
Ахроматическую гамму можно представить в виде вертикальной шкалы с меняющимся значением светлоты. Тон и насыщенность, находящиеся в двухмерном пространстве, мы рассматривали в виде горизонтального круга. Теперь соединим все три параметра: светлоту, тон и насыщенность, но в другом двухмерном пространстве. Для этого представим себе другой круг, в виде вертикального сечения цветового шара. По вертикали меняется светлота, по горизонтали – насыщенность.
Если мы оставим одну половину цветового круга, например, с синим тоном, то получим монохроматическую гамму. Для монохроматической палитры можно взять любой тон, важно, чтобы этот параметр оставался неизменным, пока будут варьироваться светлота и насыщенность.
Если черно-белая фотография имеет ахроматическую гамму, то «сепия» — классический пример монохроматической гаммы. Добавляя всего один параметр – тон, мы получаем из одномерного цветового пространства двухмерное, а вместе с тем и более глубокую, богатую палитру. Вот почему вариант фотографии в тоне «сепия» выглядит более объемным и выигрышным по сравнению с черно-белым.
«сепия» отличается от черно-белой фотографии добавлением оранжевого тона
В использовании монохроматической гаммы легко подобрать оттенки и достигнуть общей гармонии, поскольку все цвета объединены одним тоном. Монохроматическая гамма используется в одежде для создания строгого и элегантного вида, хороша для создания фонов. Монохроматическая гамма в интерьере считается успокаивающей и наиболее подходит для спален, для других интерьеров используется с осторожностью, поскольку избыток одного цвета при длительном воздействии негативно влияет на психику. Монохроматическая палитра может быть контрастной или нюансной. Если насыщенность и светлота тона варьируются слишком слабо, цветовая гамма становится монотонной, вызывает скуку и подавленное состояние.
контрастная монохроматическая гамма
нюансная монохроматическая гамма
Продолжение. Цветовой нюанс и контраст >>
Понравился материал? Поделись с друзьями!
www.photorepair.ru
Что такое хороший цвет?: pavel_kosenko — LiveJournal
Когда мы говорим о цвете, одни и те же изображения, будь то фотография или живописное полотно, могут вызывать у разных людей разный отклик. Одни могут сказать «какой восхитительный цвет!», в то время как другие наоборот — «а где здесь вообще цвет?».
От чего зависит восприятие цвета? Где граница между объективной психофизиологией и субъективными вкусовыми предпочтениями? Что определяет умение видеть и различать цвета? В чем разница между восприятием и отношением к тому, что мы воспринимаем? Как меняется восприятие с возрастом и по мере обогащения визуального опыта? Как привить хороший вкус и что такое вообще хороший цвет?
На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в этой статье. Хочу сразу оговорить: все сказанное ниже является моим личным мнением, основанным на моих собственных исследованиях цвета и экспериментах в этой области, изучении специализированной литературы, посвященной вопросам психофизиологии, колористики и эстетики цвета, просмотре и анализе произведений искусства, включая музейные работы и кино, на общении с художниками и фотографами, получившими мировое признание в качестве мастеров цветной фотографии и живописи, а также на наблюдениях в изменении восприятия цвета у некоторых людей в процессе их творческого развития. Вы имеете полное право с этим мнением не соглашаться. Однако я надеюсь, что высказанные соображения будут в любом случае вам полезны, или как минимум любопытны.
Подробно эти и многие другие вопросы я рассматриваю на своём практическом курсе «Фотография. Мыслить цветом». В этой статье я постараюсь изложить ключевые моменты.
Итак, что такое хороший цвет? Отвечая на этот вопрос, я бы выделил три основных пункта. Хороший цвет — это:
1. Вариативный цвет.
2. Гармоничный цвет.
3. Выразительный цвет.
Очень часто, говоря о цвете, начинают со второго. Однако я считаю самым важным и определяющим именно первый. С него и начнем.
Вариативный цвет
В живописи для обозначения вариативности используют термин «валёр», для его понимания вполне подойдет определение из Википедии:
Валёр (фр. valeur — цена, ценность; восходит к лат. valer — иметь силу, стоить) — в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета. Система валёров представляет собой градацию света и тени какого-либо цвета в определенной последовательности.
В разных системах координат цвет может изменяться по разным составляющим. С точки зрения смешения красок и работы с цифровым изображением удобнее всего рассматривать систему HSB (Hue, Saturation, Brightness), в которой вариативность может быть, соответственно, трех видов.
Вариативность по светлоте
Цвет меняется в определенных пределах только по своей светлотной (Brightness) составляющей. Насыщенность и оттенок остаются неизменными. При смешении красок достигается добавлением белил и сажи.
Пример — снимок Рафала Милаха.
Обратите внимание на то, как изменяется цвет стены на фоне главных героев: плавно и в широких пределах от довольно светлого до почти черного. Для того, чтобы сделать переходы незаметными для глаза, необходимо большое, и даже очень большое количество градаций цвета. Именно поэтому эту фотографию можно уверенно назвать цветной (богатой на валёры), хотя неопытному глазу она может показаться как бы двухцветной.
Вариативность по насыщенности
Цвет меняется в определенных пределах только по насыщенности (Saturation). Светлота и оттенок остаются неизменными. При смешении красок достигается в основном добавлением в максимально насыщенную краску аналогичной по светлоте серой краски.
Пример — кадр из кинофильма «Zabriskie Point» (1970).
Обратите внимание на то, как меняется оранжевый цвет внутри взрыва — от яркого до землянисто-серого. Десятки тысяч промежуточных оттенков формируют основное богатство цветовых нюансов этого кадра. Именно они интересны для рассматривания требовательным глазом, хотя менее опытный зритель вполне удовлетворится нарочито явным контрастом двух основных цветов: красно-оранжевого и синего.
Вариативность по цветовому тону
Цвет меняется в определенных пределах только по цветовому тону (Hue). Светлота и насыщенность остаются неизменными. При смешении красок достигается плавным добавлением в одну краску другую (другого цвета).
Пример — фотография Сергея Максимишина. Несмотря на то, что сам он не любит, когда его называют художником, подчеркивая свое фотожурналисткую специализацию, я все равно считаю, что Сергей — Художник с большой буквы, фотограф с изумительным видением цвета.
Посмотрите внимательно на то, как плавно переходят друг в друга бирюзовый и розовые оттенки за водопроводными трубами. Несмотря на то, что мы видим явные области одного и другого цвета, четкую границу между ними обозначить невозможно. Это достигается за счет плавности градиента, то есть настолько большого количества оттенков, что человеческий глаз перестает видить явные различия между соседними.
В реальной жизни цвета на фотографиях и картинах редко меняются по какой-то одной составляющей. Чаще всего они бесконечно варьируются по всем направлениям сразу, в результате чего создается сложная, богатая и доставляющее удовольствие при рассматривании цветовая композиция.
(c) Александр Заварин, масло, холст
Для того, чтобы цвета могли варьироваться в широких пределах, необходимо обеспечить в изображении соответствующие диапазоны. Рассмотрим представление цвета в математической модели HSB, а точнее — ее производную с условным названием «цветовое тело человека».
Эта объемная фигура условно иллюстрирует цвета, которые в принципе способен различать глаз человека. Центральная вертикальная ось — градации нейтральных оттенков от черного (внизу) до белого (вверху). Чем дальше цвет расположен от оси, тем он более насыщен. Если посмотреть на фигуру сверху, то мы увидим, как цвет плавно меняется по кругу и через 360 градусов снова приходит сам в себя.
Глядя на цветовое тело человека, можно сделать множество любопытных и крайне полезных наблюдений. Вот некоторые из них:
1) Каждый цвет достигает своего предельного насыщения при разном уровне светлоты.
2) Если делать предельно насыщенный цвет светлее или темнее, он неизбежно будет терять насыщение. И в пределе превратится в белый или черный.
3) Повышение насыщенности снижает вариативность цвета.
Подробно эти и многие другие наблюдения описаны в моей книге «Живая цифра», здесь же я лишь обращу ваше внимание на третий пункт. Удивительно, но факт — чем выше насыщенность фотографии, тем меньше в ней остается цветовых нюансов.
Для того, чтобы лучше обозначить эту особенность восприятия человека, я обычно использую слова «цветной» и «пёстрый» («цветастый»). Согласно этой терминологии цветная фотография обладает большим количеством цветов, а пёстрая — малым. Чем насыщеннее фотография, тем меньше в ней цветов, соответственно тем она менее цветная. Чем более цветная фотография (чем больше в ней цветов), тем неизбежно менее насыщенной она будет.
Приведу пример из своей книги. Несмотря на то, что эта фотография мне уже не очень нравится сама по себе, она достаточно наглядно иллюстрирует сказанное. Ниже две её версии — отличие лишь в том, что одна менее насыщена, чем другая.
Особенно хорошо видны различия в вариативности красного цвета. Вверху (более насыщенная картинка) вся площадь двери практически одного цвета, без градаций. Внизу (менее насыщенная) появляются оттенки и, как следствие, цветная детализация. Для того, чтобы «нарисовать» детали на этой двери, нам пришлось как бы загрязнить исходно слишком чистый (и, соответственно, маловариативный) цвет добавлением в него как бы серой краски. Принцип художников «Больше грязи — больше связи» в действии.
Любопытно то, что описанное качество системы «глаз-мозг» является объективным, так как обусловлено психофизиологией восприятия. То есть оно существует и действует наравне с законами физики независимо от того, нравится нам это или нет.
А вот после того, как зритель увидел объективное изображение, в игру вступает его субъективное отношение к тому, что он видит. Которое в первую очередь зависит от визуального опыта каждого конкретного человека.
Эволюция восприятия цвета
Несмотря на то, что я писал уже об этом в статье «Цветовое сольфеджио», не поленюсь повторить некоторые ключевые идеи, но на этот раз немного другими словами и с некоторыми иллюстрациями.
Когда человек рождается, первые несколько месяцев он практически ничего не видит, кроме мутных пятен. Через 2-3 месяца он начинает фокусировать взгляд на близлежащих объектах, вычленять из всего потока визуальной информации лицо мамы. Чем старше становится ребенок, тем больше деталей различает его глаз.
Вы наверняка замечали, что игрушки для детей обычно очень яркие (насыщенные), а самих цветов используется не очень много. Это связано с тем, что дети, как правило, не способны оценивать нюансы цвета. Чисто физилогически они могут различать близкие цвета, но в реальной жизни им более чем достаточно 15-20 красок. В системе внутренних ценностей ребенка ключевые позиции занимают условности вроде «девочкам — розовое, мальчикам — голубое». Тонкие нюансы цвета оставляют ребенка равнодушным, эмоциональный отклик вызывают лишь сверх-насыщенные краски.
Чем старше становится ребенок, тем больше цветов ему нужно для жизни. Подросткам все более важно отличаться друг от друга, выражать свою индивидуальность, в том числе через предпочтения, в том числе через цвет. В одеждах юношей и девушек появляется все больше цветовых нюансов, «фенечек», а сами цвета становятся всё менее кричащими, все более сдержанными и изысканными. То есть их становится всё больше и больше, а сами они — менее насыщенными.
Встретить на улице взрослого человека, одетого в яркие одежды можно редко. И еще реже это согласуется с понятием «хороший вкус», скорее — с понятием «эпатаж». Именно так, например, эпатировал публику своими работами Энди Уорхол.
Примерно к 20 годам, когда человек становится взрослым, его естественное визуальное развитие останавливается. Дальше начинают (или не начинают) действовать механизмы «факультативного образования», то есть личные интересы человека в развитии своих творческих потенциалов.
Мне доводилось встречать такие данные. Среднестатистический российский школьник старших классов различает около 150-200 цветов. Японский — около 300-400. Разница обусловлена системой образования и социальными (в том числе семейными, этнологическими) ценностями: в программах японских школ намного больше эстетических дисциплин, включая икебану и рисование.
Сколько цветов различает школьник, в данном контексте означает сколько цветов он использует для жизни. Иными словами, это количество указывает на то, сколько цветов необходимо человеку для выбора. То есть если попросить среднестатистического российского и японского школьников различить цветные оттенки, то чисто физиологически увидят и различат они их примерно одинаково. Но японцу нужно больше цветов, например, при выборе той же одежды, автомобиля или краски для забора. Там где россиянин выберет между двумя цветами, японец с высокой степенью вероятности скажет «мне между этим и этим».
Любой вкус определяется в первую очередь способностью к различимости оттенков. Взять, например, сухое вино — почти все люди поначалу воспринимают его как «кислятину». И только определенный опыт позволяет начать не только различать тонкие нюансы во вкусе вин, но и получать истинное удовольствие от их смакования.
Точно также человеку с недостаточным визуальным опытом кажется безвкусным (и даже «кислым»), то что не является избыточно ярким. Неумение различать оттенки — свидетельство огрубленности вкусовых рецепторов. Точно также после ожога языка все кажется на вкус ватным, только в случае цвета обжигается не горло, а сетчатка глаза. И обжигается не кипятком, а перенасыщенными цветами.
По мере развития способности различать оттенки «рецепторы» наоборот, становятся более восприимчивыми. Это неизбежно приводит к нетерпимости к слишком насыщенному, «невкусному», кислотному, обжигающему цвету.
Третий уровень восприятия — это личное отношение к тем или иным оттенкам. Человек может различать цветовые нюансы и понимать, почему они нравятся другим людям, но сам не испытывать впечатления от их наблюдения. Обычно в этом случае используются деликатные формулировки «мне не нравится», «это не моё» и т.д.
Однако чаще всего при обсуждении личных предпочтений до этого уровня дело не доходит, потому что основная масса людей не в состоянии различать те оттенки, которые ощущают люди с развитым восприятием. С точки зрения обывателя человек, который восхищается фотографиями с вариативными, но слабонасыщенными цветами — сноб, который пудрит окружающим мозги, выдавая за эстетику то, чего якобы не существует. На самом деле то, что видят одни люди, другие могут просто не замечать.
Логичным образом напрашивается вопрос — тогда как же научиться видеть? Как развивать вкус? Ответ на эти вопросы будет банален, как всегда: пробовать цвет «на вкус» и развивать «вкусовые рецепторы». То есть ходить по музеям, изучать живопись, альбомы и книги по искусству. Всматриваться и накапливать визуальный опыт.
Гармоничный цвет
Второй ключевой критерий хорошего цвета — цветовая гармония. На самом деле это характеристика, с которой разобраться проще всего. Однако именно по поводу гармонии существует больше всего путаницы и стереотипов. Все они берут начало из цветового круга и широкораспространенных теорий о том, что якобы гармоничны (или дисгармоничны) цвета, каким-то особым образом расположенные на круге по отношению друг к другу. В книгах и в интернете вы встретите огромное количество иллюстраций, состоящих из различных геометрических фигур, начертанных на цветовом круге Иттена. Бедный Йоханнес! Знал бы он, как пара неточных формулировок может ввести в заблуждения целые поколения «исследователей» цвета…
Достаточно подробно я писал об этом заблуждении в статье «Миф о суммарной гармонии цветов». Теперь давайте поговорим о том, что же тогда такое гармоничный цвет, если цветовой круг нам в этом вопросе никак не поможет.
Для этого рассмотрим палитру максимально насыщенных цветов. Я беру палитру, состоящую из 12 красок, потому что она вполне наглядна. В общем же виде все приведенные рассуждения будут верны для палитры, состоящей из любого количество цветов.
Глядя на эту палитру, можно сделать несколько важных наблюдений:
1) Вся палитра целиком не выглядит гармоничной. Цвета для этого слишком чисты, в них нет ничего общего. Они слишком яркие, кричащие. Такие цвета (максимально насыщенные) часто называют кислотными.
2) Тем не менее, если взять любые два цвета из этой палитры, ощущение от их просмотра уже не будет таким диссонирующим. Любые два цвета вместе смотрятся вполне гармонично, несмотря на то, что они максимально насыщены. Причем не зависимо от того, как близко или далеко они друг от друга расположены на цветовом круге и в каких отношениях на нём состоят.
Оказывается, принципиально важным с точки зрения гармонии является не расположение чистых цветов на цветовом круге, а их количество. Чем меньше общее количество исходно ярких цветов, тем более насыщенными они могут быть, оставаясь совокупно гармоничными. Ровно и наоборот: чем больше исходно ярких цветов включено в композицию, тем они будут дисгармоничнее. И тем более они будут гармоничными, чем меньше будет их насыщение.
Другими словами, гармонизовать любую палитру цветов можно только и только двумя способами:
1. Снижать количество насыщенных цветов.
2. Снижать насыщение ярких цветов.
Часто — одновременно и то и другое.
В общем виде второй пункт можно было бы описать так: загрязнять цвета, добавляя в них общность. Так было бы более корректно. Но во-первых, при загрязнении цветов другими цветами они неизбежно теряют насыщение. А во-вторых, на практике основной способ сближения цветов — именно снижение их насыщенности (разбавление ярких красок аналогичными по светлоте серыми красками). Поэтому я сознательно чуть упростил этот пункт для более доступного понимания основ цветовой гармонии.
Несколько схожим образом обстоят дела с гармонией в музыке. Любые две ноты, взятые одновременно, звучат гармонично, даже если это малая секунда или тритон (уменьшенная квинта) — такие интервалы будут тревожными, но мы будем явно слышать оба звука. Гармонизовать звучание аккорда (три ноты) сложнее. Септаккорда, состоящего их четырех нот, еще сложнее. Нонаккорды, состоящие из пяти звуков, в реальной музыкальной практике встречаются редко, а терцдецимаккорды из 6 звуков почти не встречаются.
В своей книге «Живая цифра» (ссылка есть выше), на примере полотна «Даная» Рембрандта, я демонстрирую, как художники используют малое количество исходных красок для создания своих полотен. Еще один наглядный пример — студенческий эскиз художника Александра Заварина, начиная с которого он начал мыслить в цвете. Вот что говорит об этом сам Александр:
«В Строгановке я писать не умел и не очень любил. Поделился бедой с приятелем. И он мне передал совет своего друга, старого художника — выбросить из палитры все краски, кроме охры светлой, охры красной, белил и чёрной. И этими четырьмя красками пытаться написать всё — и любой пейзаж, и портрет, и натюрморт. Я так и сделал. И получил первую пятёрку по живописи. Так я научился видеть цвет. Позже я, конечно, полную палитру вернул, но сдержанность колорита осталась навсегда.»
Если же так или иначе нам приходится иметь дело с большим количеством чистых цветов, то единственный способ их гармонизовать — смешать друг с другом или с каким-то сторонним цветом, то есть добавить общности. На примере нашей тестовой палитры это будет выглядеть, например, так:
1. Исходная палитра чистых цветов
2. Гармонизованная палитра (с помощью снижения насыщенности, т.е. добавления в каждый цвет общей серой краски)
3. Гармонизованная палитра (с помощью добавления стороннего оттенка, в данном случае — желтой краски)
На первый взгляд палитры 2 и 3 могут показаться слишком «блёклыми», но это только на первый взгляд. Если посмотреть на них в течение 10-20 секунд таким образом, чтобы в поле зрения не попадала исходная палитра, а потом посмотреть на исходную, ощущение ее дисгармонии будет более явным.
Дальнейший разговор о способах гармонизации неизбежно приведет нас в русло практических вопросов о том, как снизить ощущение стороннего оттенка в фотографиях с цветом, гармонизованным с использованием второго способа (в частности, именно этот способ нередко используется при работе с фотопленками). Достаточно подробно я излагаю этот аспект в Главе 11 «Реперные нейтрали» своей книги, не буду здесь повторяться.
Выразительный цвет
Третий критерий хорошего цвета — выразительность, выходит за рамки объективных особенностей цветовосприятия в сторону сугубо субъективных предпочтений. То, что выразительно (а в пределе даже эффектно) для одного зрителя, может не быть выразительным для другого.
Однако практика показывает, что само понятие выразительности кардинально меняется в процессе получения визуального опыта, необходимого для того, чтобы досконально разбраться с первыми двумя критериями — вариативностью и гармоничностью. Получив этот опыт, люди часто начинают принципиально по-новому смотреть на цвет, фотографии и искусство вообще.
То, что раньше казалось не выразительным, нередко начинает восприниматься ровно наоборот, вплоть до восхищения. И наоборот — то, что раньше вызывало восторг, теперь вызывает лишь насмешку над самим собой некоторое время назад. На мой взгляд — это верный признак того, что наше восприятие стало более утонченным, вкус изысканным, а мы сами — более адекватными. Именно с такой улыбкой я смотрю на самого себя несколько лет назад, и надеюсь, с такой же иронической улыбкой буду смотреть на себя сегодняшнего (и на эту статью) в будущем.
***
Список наиболее интересных и популярных статей в моем блоге можно найти здесь.
P.S. Если вам интересны темы цвета, фотографии и визуальных искусств, приходите в Клуб «СРЕДА», где я веду направление «Клуб цветной фотографии». Узнать подробности, купить клубную карту или записаться на бесплатную пробную встречу можно здесь:
https://sreda.photo/
pavel-kosenko.livejournal.com
Урок «Нюанс, богатство оттенков цвета»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств г. Шимановска»
Открытый урок по основам цветоведения
2 класс
(предпрофессиональная образовательная программа
в области изобразительного искусства «Живопись»)
Тема: «Нюансы. Многообразие оттенков цвета»
Разработала: преподаватель Куховар Светлана Юрьевна
Шимановск
2016 г.
Урок по основам цветоведения
(предпрофессиональная образовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись»)
25. 10. 2016 г. 2 класс, I четверть, урок №8
Тема урока: «Нюансы. Многообразие оттенков цвета»
Цель урока: Развитие умений учащихся видеть, распознавать и получать оттенки цвета.
Задачи урока:
Развивать навыки работы живописными материалами, умение работать с палитрой
Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.
Познакомить детей с основами цветоведения, закрепить полученные знания на практике.
Изобразить гроздь винограда, используя большое количество нюансов.
Зрительный ряд:
Оборудование:
для учителя: доска, план – конспект урока, гуашь, кисти, бумага, вода, шаблон для рисования грозди винограда;
для учащихся: бумага А4, кисти, гуашь, палитра, вода, карандаш, ластик, салфетка.
Оформление доски:
1 – таблица «нюансы»
2 – репродукции картин с монохромным колоритом
3 – таблица «спектральные цвета»
4 – изображение грозди винограда
5 – изображения предметов с использованием оттенков и без оттенков для примера
Ход урока.
I подготови —тельная часть урока
1.Организация класса. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку. Давайте угадаем, какие инструменты и материалы понадобятся сегодня вам для работы на уроке. Ведь мы с вами маленькие художники. Отгадав загадки, мы узнаем необходимые инструменты.
Загадки.
Черный Ивашка –
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет. (Карандаш.)Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Ластик.)Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски.)Познакомимся: я – краска,
В круглой баночке сижу.
Вам раскрашу я раскраску,
А еще – картинки к сказке
Нарисую малышу.
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная… (гуашь).
Мы с вами нашли отгадки на все загадки. Итак, для урока вам понадобятся: лист бумаги, гуашь, кисти, вода, палитра, салфетка
II Основная часть урока
Учащиеся получают лист бумаги формата А4, на котором подготовлено шаблонное изображение грозди винограда силуэтом. Задача учащихся затонировать ровным красным цветом пятно. При этом дети не знают, что они рисуют и начинают предполагать, что это цветок, тучка и т.д.
Когда дети справились с поставленным заданием приступаем непосредственно к теме урока.
— На доске написана тема нашего урока «Нюансы. Многообразие оттенков цвета» Давайте вместе узнаем, что же такое нюанс. Слышали ли вы такое слово раньше и что оно означает?
— Правильный ответ хранится в названии темы.
Нюанс – это слово, пришедшее из французского языка, и в переводе означает «оттенок». Нюанс – это противоположность контраста.
— Давайте вспомним, что такое контраст и в чем он выражается в живописной работе?
— Правильно, контраст это резкие отличия, противоположенные цвета цветового круга. Для закрепления темы немного поиграем. Я буду выдавать вам фишки определенных цветов, вы должны прикрепить полученную фишку к контрастному для нее цвету.
— Очень хорошо. Я убедилась, что вы усвоили тему «Контраст» и теперь без труда познакомитесь с нюансами и оттенками. Повторяясь, скажу, что слова нюанс и оттенок имеют один смысл. И теперь мы повторим упражнение с фишками, только прикреплять мы их будем не на контрастные, а на родственные цвету фишки основы.
-Молодцы, отлично справились. Я вижу, что вы достаточно хорошо поняли, что же такое нюанс. Но для чего он нам нужен?
— Да, нюансы и оттенки необходимы художнику для того, что изображаемый объект был более реалистичным, объемным, «живым».
-Ну вот, разобрались с тем, что такой нюанс и для чего он нужен. Но где же его взять? Ведь в нашей коробочке всего 12 баночек, а оттенков для работы необходимо очень много.
— Правильно, для получения того или иного оттенка, нюанса мы должны смешать краски на палитре. Но помним о том, что более трех цветов одновременно мы не смешиваем. Для получения нюанса зеленого, например, основой цвета в процессе смешивания, конечно же будет сам зеленый, а добавить в него можно что угодно: светлый или темный цвет, все зависит от того, какой оттенок вы хотите получить.
— Теперь переходим непосредственно к нашему заданию. Вы уже выполнили первый этап работы и теперь при помощи множества нюансов и оттенков красного вы должны доработать свой рисунок. Наконец-то мы узнаем, что это за пятно и чем оно станет в итоге. (Показ изображения грозди винограда зеленого цвета).
-Посмотрите, я выполнила заготовку зеленого цвета, применила различные нюансы зеленого и выделила ягоды, дополнила гроздь листом и падающей тенью. Вы можете увидеть, как отличаются эти два рисунка. Для того, что бы у вас было представление о виде винограда, перед собой вы можете наблюдать не только наглядное изображение, но и муляж винограда. Вы можете внимательно рассмотреть ягодки отдельно и гроздь в целом. Какие ягоды будут более темными, а какие будут блестеть и иметь блик. Фон вокруг изображения грозди писать не нужно. Гроздь зеленого винограда, написанная мною для вас, тоже может служить примером в работе.
-Итак, ваша задача на уроке: выполнить изображение грозди винограда красного цвета с использованием большого количества нюансов и оттенков в технике гуашевой живописи. При выполнении поставленной задачи, мы двигаемся к основной цели: получение и развитие навыков живописи, научиться видеть и получать разнообразные оттенки одного цвета.
-Напомню: писать гуашевыми красками нужно без добавления лишней воды, менять воду, мыть палитру и кисти – по необходимости. Если нет вопросов ко мне, то можно начинать практическую работу. Я уверена, что у вас все получится!
Дети отвечают на вопросы
Повторение темы «Контраст»
Дети по очереди выполняют задание
Учащиеся прикрепляют фишки к родственным основам
Дети отвечают на вопрос
Обращение к наглядности
Дети отвечают – смешивать краски на палитре
Обращение к наглядности
III Практическая работа учащихся
Во время практической работы в классе играет тихая спокойная музыка.
Ведется фронтальная и индивидуальная работа с классом.
Во время работы проводится физкультминутка:
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде “раз”.
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде “два”.
IV Заключительная часть урока
1. Просмотр и обсуждение работ, выполненных учащимися.
Для просмотра рисунков мольберты выставляются в одну линию, и на расстоянии вместе с детьми преподаватель анализирует каждую работу, выделяя недочеты и положительные стороны рисунков.
Я благодарю вас за старание на уроке.
2. Организованная уборка рабочих мест.
А теперь мы должны привести свои рабочие места в порядок. Убираем карандаши и ластики. Не забываем промыть кисти и хорошенько закрыть баночки с краской. Вытираем свои мольберты. Урок закончен, до свидания!
infourok.ru
Восприятие цвета и пространства
В прошлый раз мы рассматривали температурные характеристики цвета. Цвет и объем также связаны похожим образом. Это проверено практикой живописи, при работе с интерьером и гардеробом. Отступающие и выступающие цвета способны визуально искажать трехмерное пространство или делать плоскость объемной, рельефной. Использование приближающих и удаляющих цветов помогает, когда нужно зрительно улучшить пропорции фигуры или помещения.
Выступающие цвета воспринимаются ближе, отступающие дальше своего настоящего положения. Это явление называется хроматическая стереоскопия.
Легче всего понять этот эффект на собственном восприятии. Для опыта понадобится спокойная обстановка, немного времени и желания отвлечься от повседневных дел.
Смотрите на фигуры снизу и представляйте их объемными. Одни из них будут казаться вогнутыми внутрь, другие выгнутыми наружу. Запомните ощущения и форму цветных фигур.
Если долго фиксировать взгляд на одной фигуре, она может казаться попеременно то вогнутой, то выпуклой. В каком состоянии она задерживается дольше? Попробуйте также смотреть на фигуры в обратном порядке. Не изменилось ли восприятие некоторых цветов? Например, если смотреть на розовую фигуру после красной, то она кажется вогнутой, если с другой стороны, то выгнутой. Можно продолжить эксперимент дальше: сначала закрывать либо отводить в сторону глаза, а потом выхватывать взглядом отдельные фигуры. Кто-то наверняка заметил, что здесь действуют те же принципы относительности, как и при определении температуры цвета. И хотя пространственные свойства цвета субъективны и порой трудно уловимы, для восприятия большинства людей характерны следующие особенности:
Фигуры теплых цветов: желтого, оранжевого и красного кажутся выступающими. Если они иногда кажутся отступающими, то реже и недолго.
Фигуры холодных цветов: голубого, синего и фиолетового выглядят отступающими.
Зеленая и розовая фигура часто меняют свойства и воспринимаются попеременно, то отступающими, то выступающими. Если фиксировать на них взгляд долго, то внимание будет перескакивать чаще, чем на других фигурах. Если смотреть на них после выступающих, то они будут казаться отступающими, и наоборот. То есть, их пространственные свойства зависят от окружения, неоднозначны и относительны.
Итак, пространственные свойства тонов с одинаковыми параметрами светлоты и насыщенности зависят от теплоты. Теплые выступают, холодные отступают. Нейтральные по температуре цвета занимают настоящее положение в пространстве. Расположение цветовых тонов легко представить, мысленно повернув цветовой круг оранжевым цветом к себе.
Эти правила действительны для чистых оттенков. С добавлением ахроматических цветов свойства меняются.
Рассмотрим для начала ахроматические цвета отдельно.
Проделав опыт с восприятием, можно сделать следующие выводы. На пространственные свойства влияет разница светлот и контраст цветовых пятен объекта. При большом контрасте меньшее цветовое пятно становится броским и выделяется как фигура, а большее воспринимается как фон. Броские и контрастные цвета выдаются вперед и выступают. Поэтому белый и черный смотрятся выступающими. При небольшом и среднем контрасте серые цвета удаляются.
Со знанием этих принципов становится просто понять пространственное положение сложных и смешанных цветов. К свойствам чистых хроматических цветов примешивается и прибавляется характер ахроматических. Серый отступает, значит, уменьшение насыщенности отдаляет цвет. Насыщенность и чистота наоборот приближают цвет. Какие оттенки воспринимаются ближе – светлые или темные, однозначных мнений нет, это зависит скорее от последовательности восприятия или индивидуальных ассоциаций.
светлота влияет на пространственные свойства меньше, чем насыщенность и контраст
насыщенность и контраст приближают больше, чем теплота цвета
Таким образом, на визуальное расположение цвета в пространстве влияют все три параметра: тон, насыщенность и светлота. Одни параметры влияют больше, другие меньше, с опытом и наблюдениями приходит понимание, как они взаимодействуют. Запомнить выступающие или отступающие цвета просто, если представить трехмерную модель в виде цветового шара. Насыщенные, белый и черные цвета располагаются снаружи и выступают, а серые и разбавленные находятся внутри и отступают.
До этого мы рассматривали цвета изолированно и абстрактно. Но когда цвет используется на практике, например, в интерьере или гардеробе, цвет нельзя отделить от материала и рассматривать обособленно. Хотя самое первое, мгновенное впечатление производит цвет, далее подключаются и влияют на реакцию такие параметры, как броскость, форма цветового пятна, свойства поверхности, фактурность. Из двух поверхностей одинакового цвета та, что с выраженной или крупной фактурой, будет казаться ближе. Цветовые сочетания тоже влияют на пространственное восприятие. Броские и контрастные приближают, добавляют визуального объема. Размытые и нюансные сочетания выглядят дальше. Изучение фактуры и формы выходит за рамки цветоведения. Но надо учитывать, что все перечисленные свойства влияют на восприятие сильнее, чем сам цвет.
Возьмем, к примеру, две поверхности, одинаковых по светлоте и фактуре. Голубой кажется дальше розового (1). Что происходит, если голубой поверхности придать фактурность? Мелкофактурная поверхность воспринимается на одной плоскости с розовой или ближе (2). С добавлением фигур она становится ближе, чем розовая (3), с крупной текстурой и сильным контрастом выступает еще сильней (4). Если же сделать поверхность размытой и нюансной, она будет казаться дальше, чем поверхность такого же цвета с ровной заливкой (5).
Контрастность и форма более значима в пространственных иллюзиях, цвет играет лишь второстепенную роль. Это хорошо видно на примере с тремя образцами обоев: размытый неконтрастный рисунок воспринимается дальше рисунка с четкими контурами, крупные формы контрастных насыщенных цветов сильно приближают.
Если на небольших по площади примерах кажется, что разница в восприятии невелика, то при работе с большими площадями случаются неприятные сюрпризы. Например, вам досталось помещение с узким коридором или маленьким метровым санузлом, покрашенные по-советски незатейливо голубой или зеленой краской. Вы решили, что текстурные обои теплых цветов будут выглядеть лучше и не так тоскливо, но после ремонта произошел непредвиденный эффект: маленькое помещение вдруг стало казаться еще теснее, возникло ощущение давящих стен и духоты.
Итак, подведем итоги. Как влияют на восприятие цвета в пространстве разные параметры?
Выступающие поверхности: теплые, насыщенные, броские, фактурные, матовые, с крупными формами, контрастными сочетаними и резкими границами.
Отступающие поверхности: холодные, разбавленные серым, глянцевые, с нюансными сочетаниями и размытыми границами.
Все эти факторы влияют друг на друга, нейтрализуют или умножают пространственные свойства. При умелом подборе они делают цветовое пространство объемным и трехмерным, зрительно улучшают форму, делают композицию целостной и гармоничной.
Восприятие цветов как выступающих и отступающих легко объяснить ассоциациями с природными пейзажами. Для дальних планов характерны голубоватый и серый оттенок, размытость и нюанс. Для ближних планов — насыщенные цвета, крупные текстуры и формы.
Цвет и объем.
Цвет способен не только зрительно удалять или приближать объекты, но и визуально искажать объем. Это свойство давно известно и часто используется в гардеробе. Считается, что белый увеличивает объем предметов за счет отражения лучей, белая поверхность испускает больше света, за счет чего кажется больше. Черный наоборот уменьшает объем, делает объект изящней и стройней, при этом подчеркивает контур. Соответственно, светлые поверхности расширяют, а темные сужают.
Насыщенные и теплые цвета зрительно увеличивают объем, а приглушенные, серые и холодные оттенки визуально уменьшают фигуру.
Продолжение: цветовые ассоциации и эмоции >>
Понравился материал? Поделись с друзьями!
www.photorepair.ru